Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего профессионального образования

Автореферат по педагогике на тему «Формирование музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего профессионального образования», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Илларионова, Надежда Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Формирование музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего профессионального образования», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего профессионального образования"

На правах рукописи

ИЛЛАРИОНОВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА У БУДУЩИХ ЭСТРАДНЫХ ВОКАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

7 АВГ 2014

МОСКВА-2014

005551520

005551520

Работа выполнена в Российском государственном социальном университете на кафедре социологии и философии культуры

Научный руководитель-

доктор педагогических наук, доцент Ануфриева Наталья Ивановна

Официальные оппоненты:

Ведущая организация ■

Базнков Александр Сергеевич, доктор педагогических наук, профессор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия музыки имени Гнесиных», кафедра методики и педагогической практики, проректор по учебной работе, заслуженный деятель искусств РФ

Умеркаева София Шавкатовна, кандидат педагогических наук, доцент государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования г. Москвы «Московский городской педагогический университет», Социальный институт, заместитель заведующего кафедрой теории и методики социально-культурной деятельности по научной работе

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена»

Защита состоите года в —часов на заседании диссертационного

совета Д 210.010.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, созданного на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств», по адресу: 141406, Россия, Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7, корп. 2, зал защиты диссертаций.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств и на сайтах:

Министерства образования и науки РФ ЬГСр://минобрнауки.р(Ь,

Московского государственного университета культуры и искусств http:// www. mguki .г».

Автореферат разослан

JJ ¿¿¿¿i^Jl

2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент

Булдина Г. И.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Система высшего профессионального образования в России в последнее время претерпевает значительные качественные изменения. Одним из показателей этих изменений является осуществившийся переход вузов на многоуровневую систему образования, а также на образовательные стандарты 3-го поколения (ФГОС ВПО). Динамика овладения студентами вузов различными видами будущей профессиональной деятельности находится в прямой зависимости от сформированных ценностных и смысловых отношений между участниками образовательного процесса: их позиций и убеждений, оценок и суждений по проблемам профессионально-личностного самосовершенствования.

Профессиональное музыкальное образование как многоаспектное явление в практике учебно-воспитательной деятельности вузов представляет собой исторически сложившуюся совокупность направлении обучения молодого поколения музыкантов, которая активно влияет на уровень художественно-творческой информированности студентов, профессиональную подготовленность, степень их развития, характер интереса к будущей практической деятельности. В отличие от накопленного, систематизированного по видам музыкального исполнительства обширного материала академических и фольклорных жанров, исследование эстрадного вокального искусства для современной педагогической науки в настоящее время приобрело особую значимость, поскольку во всем мире различные эстрадно-музыкальные жанры, в том числе популярная вокальная и инструментальная, рок- и поп- музыка, джаз и др., пользуются огромной популярностью как у слушательской аудитории, так и у профессиональных исполнителей.

Проблема, прежде всего, заключается в остро ощущаемой необходимости организовать обучение молодого поколения музыкантов в профессиональных образовательных учреждениях в сфере культуры и искусства эстрадному вокальному искусству, способствующее их духовно-нравственному, творческому

становлению и успешной социализации в условиях динамично меняющегося рынка труда.

Профессиональное обучение эстрадного вокалиста - это область, предоставляющая студенту возможности и условия для расширения эмоционально-ценностных эстетических ориентации, углубляющих познание мира, включение в активную музыкально-творческую жизнь, обретение профессиональной (социально-культурной, музыкальной) компетентности, «творческой индивидуальности в эстрадном и джазовом исполнительстве» (В. Г. Кузнецов). Парадокс вокальных эстрадных жанров заключается в том, что при зачастую некоторой банальности содержания, они, как правило, имеют определенный уровень эмоциональной открытости и простоты высказывания чувств. В свою очередь, преимущества этих жанров определены ролью эстрадного певца, который в процессе исполнения выступает проводником новых тенденций и идей, новых взглядов и чувств, нового художественного языка, художественно-эстетического и музыкального вкуса. Именно поэтому в подготовке эстрадного певца не может быть обязательных или факультативных направлений и задач.

Однако решение проблемы подготовки современного эстрадного вокалиста, обладающего высоким уровнем сформированного вкуса в соответствии с требованиями современного рынка труда, осложняется тем, что в философской, психолого-педагогической науке недостаточно внимания уделено теоретическим и методологическим основам содержания, методам и технологиям обучения, которые реализуются в вузе и основываются на понимании особенностей и специфики становления мировоззрения эстрадного исполнителя, системы его ценностного восприятия произведений различных видов искусств, сформированности его исполнительской манеры, стиля и музыкального вкуса.

Процесс формирования музыкального вкуса личности, являющего собой разновидность художественно-эстетического вкуса исполнителя, протекает при активном взаимодействии сознания, общей культуры и деятельности, при решающей роли последней. Вокально-техническое мастерство, оригинальный

тембр, артистизм, выразительность, тонкий вкус - это основные требования к артисту эстрады, благодаря которым исполнитель становится мгновенно узнаваемым и отличим от других. Следовательно, от исполнителя - эстрадного певца — требуется не только безупречное владение вокальной техникой, искусством перевоплощения, артистизм, но и высокий уровень музыкального вкуса, включающего в себя наличие сформированных художественно-эстетических взглядов, эстетически-ценностных установок, идеалов, определяющих, как выбор музыкального произведения, так и особенности его интерпретации.

В данном контексте музыкальный вкус эстрадного вокалиста выступает как оформившийся феномен конкретного проявления творческого освоения художественной действительности в рамках научного подхода к исследованию данной проблемы, но со своими, специфическими художественно-оценочными средствами. Оставаясь завершенной и сложившейся моделью функциональной и действенной эстетической системы в исполнительской практике, музыкальный вкус эстрадного певца становится бесспорной репрезентативной массой для научного осмысления.

В процессе изучения научных трудов по данной проблематике была выявлена связь между суждением о музыкальном вкусе и особом способе творческо-познавательной, оценочной деятельности, а также наличием интеллектуального механизма интуиции и обобщения в деятельности исполнителя. Тем не менее, несмотря на наличие определенных научных исследований, посвященных профессиональному обучению музыкантов -эстрадных вокалистов, указанный предмет изучен неполно, многочисленные справочные издания по музыкальном}' искусству не содержат конкретного определения данной категории. Многие формулировки, представляющиеся на первый взгляд ясными, при углубленном рассмотрении оказываются далеко неоднозначными.

Актуальность исследования оптимальных педагогических условий формирования музыкального вкуса будущего эстрадного вокалиста в вузе,

максимально способствующих его духовно-нравственному и профессиональному совершенствованию, обусловлена следующими противоречиями между:

- потребностью общества в высококвалифицированных музыкантах-исполнителях, педагогах-музыкантах в области эстрадного вокального музыкального искусства и отсутствием теоретических знаний по формированию их художественно-эстетических профессиональных ориентиров, определяющих уровень музыкального вкуса;

- необходимостью применения методологически оправданной целостной системы формирования профессиональной компетентности эстрадного вокалиста, обязательным компонентом которой является музыкальный вкус, и недостаточным количеством научных исследований, освещающих способы и методы его формирования в современной системе профессионального образования;

- потребностью в изучении природы музыкального вкуса лтности эстрадного вокалиста и отсутствием теоретически и методологически разработанных подходов к решению данной проблемы;

- ориентацией педагогическою сообщества вузов культуры и искусства на воспитание высококультурной личности эстрадного вокалиста, готового реализовать свой творческий потенциал на концертной эстраде, и констатацией у различных социальных групп населения низкого уровня музыкальных потребностей, сформированных исполнителями, не обладающими музыкальным вкусом высокого уровня.

Следовательно, исследование проблемы формирования музыкального вкуса у будущих профессиональных эстрадных исполнителей различных вокальных жанров в вузе при современном распространении массовой культуры выступает как актуальная проблема.

Степень шученностн проблемы. В разные годы к рассматриваемому аспекту осмысления художественно-эстетических отношений и личностно-ценностных ориентации обращаются специалисты, исследующие различные вопросы становления и развития творческой личности в контексте исторического

хода развития культуры (А. А. Аронов, А. Н. Арнольдов, Ю. В. Борев, В. В. Бычков, Ш. М. Герман, Б. Д. Греков, В. А. Гусаковская, В. М. Василенко, Л. С. Выготский, М. С. Каган, А. П. Каджан, Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский,

A. А. Конев, Н. И. Киященко, В. В. Кускова, А. Ф. Лосев, С. X. Раппопорт, Н. С. Розов, Б. А. Рыбаков, Р. Г. Скрьшников, С. М. Соловьев, Л. Н. Стенина, Н. И. Хлебников, Ф. Шлегель, Е.Г.Яковлев и др.); социологические аспекты самореализации художника (С. А. Войтова, 1'. Л. 1 оловннский, Ь. 1'. Ионии, Л. Н. Коган, В. М. Межу ев, А. Моль, А. Н. Сохор, В. С. Цуккерман, Е. Н. Шапинская и др.); вопросы психологии художественного творчества (Л. А. Антонова, М. Г. Арановский, М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, П. С. Гуревич,

B. Е. Кащаев, И. А. Корсакова, М. М. Муратов, Е. В. Назайкинский, В. И. Петрушин, В. В. Селиванов, А. А. Фарбпггейн, П. В. Флоренский,

B. А. Цуккерман, Ю. А. Цагарелли и др.); создавшие работы в области музыкознания, раскрывающие сущность искусства как феномена культуры (Т. В. Адорно, М. М. Бахтин, М. Ш. Бонфельд, Н. А. Брылева, А. С. Клюев, И.А.Корсакова, А. А. Мазель, Б. С. Мейлах, В. В. Медушевский, Л. А. Рапацкая, Е. В. Славина, В. Н. Суханцева, Ю. Н. Холопов, Г. М. Цыпин, А. Н. Якупов и др.); музыкально-педагогические исследования, направленные на совершенствование современной системы музыкального образования (Н. И. Ануфриева, Л. Г. Арчажникова, А. С. Базиков, А. Г. Болгарский, М. X. Балтабаев,

C. И. Бержинская, Е. Р. Ильина, О. А. Кривцун, 1.1'. Коломиец, Е. И. Максимов, В. П. Матоиис, Е. В. Николаева, С. Ю. Рыбин, Б. М. Целковников, А. И. Щербакова, Н. Л. Якошок и др.).

Перечню вопросов становления и развития профессионального мастерства музыканта-исполнителя в контексте дидактических и психологических аспектов посвящены исследования Е. А. Ануфриева, И. В. Арановской, Е. В. Булатовой, Н. И. Голубовской, Л.Г.Лобовой, Е. 11. Макуренковой, Г. В. Маяровской, Е. А. Мелешкиной, Г. М. Цыпина, В. Ф. Щербакова и др.; специфика подготовки исполнителя в области музыкального искусства эстрады раскрыта в работах А. Б. Арутюновой, В. М. Гребельиой, А. С. Зайцевой, И. О. Исаевой,

В. Г. Кузнецова, О. Я. Клиппа, В. Я. Калиш, О. Н. Лысаковой, Д. П. Панова, О. И. Поляковой, Л. В. Романовой, Е. Д. Уваровой, С. В. Шаповалова и др.

Проблема формирования вкуса рассматривалась с различных позиций в диссертационных исследованиях: культурологического направления (Н. А. Благодарова), эстетического (С. М. Борисова, Т. И. Домбровская, Л. С. Зорилова, Е. М. Калачева, С. А. Наумов, С. М. Подъянова, Т. А. Суханова, Т.В.Чередниченко, Л.Г.Ясенева), исторического (О. А. Ьуракова); психолого-педагогического (А. Б. Арутюнова, И. В. Курышева, И. В. Сахнова и др.).

Некоторые особенности и этаиность формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего профессионального образования прослеживается в ряде работ отечественных исследователей (С. С. Басюк, В. Д. Конен, О. Я. Клипп, Д. О. Карамолдаева, В. Г. Кузнецов, В. Л. Рыбакова, Е. А. Савицкая, Ю. С. Саульский, И. В. Сахнова, Т. В. Чередниченко, Ю. Н. Чугунов и др.).

Однако, несмотря на изучение различных аспектов выдвинутой проблемы, следует констатировать, что целостной, теоретически обоснованной модели формирования музыкального вкуса в профессиональной подготовке современного эстрадного вокалиста современными исследователями пока не предложено.

Объект исследования - профессиональная подготовка эстрадного вокалиста в современной системе высшего образования.

Предмет исследования - процесс формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего образования.

Цель исследования - выявить теоретико-методологические основы формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего образования; создать и апробировать экспериментальную методику, опирающуюся на авторскую модель формирования музыкального вкуса; осуществить качественную и количественную оценку эффективности разработанной методики в процессе профессиональной подготовки эстрадных вокалистов.

Задачи исследования:

- рассмотреть сущность и содержание понятия « музыкальный вкус»;

выявить педагогические условия эффективного формирования музыкального вкуса эстрадного вокалиста в профессиональном музыкальном образовании;

- определить основные параметры и критерии уровней сформированного музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов;

- разработать и апробировать авторскую экспериментальную методику формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных певцов.

Гипотеза исследования: процесс формирования музыкального вкуса у эстрадных вокалистов в вузе будет успешным, если:

- музыкальный вкус эстрадного певца в образовательной среде вуза будет выступать как личностное образование, проявляемое в процессе художественно-ценностного анализа произведений вокальных жанров эстрадного музыкального искусства;

- в процессе формирования музыкального р. кус а студентов в системе высшего профессионального музыкального образования будут выявлены педагогические условия, направленные на личностное развитие и самореализацию личности будущего эстрадного вокалиста;

будет разработана и апробирована экспериментальная методика, опирающаяся на модель формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных певцов;

- в процессе реализации авторской модели формирования музыкального вкуса эстрадных вокалистов в вузе будут учитываться как специально предназначенные требования к подготовке выпускников, так и общие педагогические установки, создающие оптимальные условия для их последующей успешной социализации на рынке труда.

Методологическую (кпу исследования составляют философские концепции зарубежных и отечественных мыслителей, раскрывающие сущность художественно-эстетического начала в жизни и деятельности творческой личности (Аристотель, Платон, Сократ, труды Э. Бёрка, Ф.Вольтера,

1'. В. Ф.Гегеля, И.Канта, М.М.Бахтина, Н. А. Бердяева, Л.Н.Когана, В. В. Миронова, X. Ортеги-и-Гассета, К. Б. Соколова, У. Хогарта, Ф. В. Шеллинга и др.).

Теоретическую базу исследования составляют работы, освещающие:

- теоретические проблемы развития эстетически-ценностных ориентации личности (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Аронов, А. И. Арнольдов, Н. М. Бердяев, Ю. М. Бромлей, А. В. Кирьякова, Г. Г. Коломиец, Н. И. Кроневельд, Л. К. Лебедев, А. Н. Леонтьев, Ю. М. Лотман, В. М. Межуев, Н. И. Непомнящая, Ю. У. Фохт-Бабушкин и др.);

общие вопросы подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования (В. И. Андреев, С. И. Архангельский, Б. Ц. Бадмаев, В. П. Беспалько, Н. М. Борытко, А. А. Вербицкий, В. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. Г. Казакова, Е. А. Климов, Б. Б. Косов, А. А. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, Н. А. Лызь, В. Я. Ляудис, А. К. Маркова, А. А. Мотков, А. М. Новиков, 3. А. Решетова, А. А. Реан, Н. К. Сергеев, В. А. Сластенин, Т. В. Христидис, В. А. Якунин и др.);

- проблемы реформирования художественно-творческого образования в России (Э. Б. Абдуллин, Г. 3. Апресян, Ю. Е. Архангельский, И. М. Бадаян,

A. С. Базиков, В. М. Гребельная, Л. С. Зорилова, Л. С. Майковская, В. Г. Моз-гот,

B. Г. Ражников, Н. Н. Табаченко, Н. М. Сокольникова и др.);

- теоретические вопросы обучения современных музыкантов в системе высшего профессионального образования (Е. А. Ануфриев, Н. И. Ануфриева, Л. С. Афонченко, Е. А. Баженова, Е. В. Бакшаева, Ю. Н. Бычков, В. В. Ванслов, В. В. Горлинский, Е. В. Гребешок, Г. Б. Двойнина, Е. В. Зеленкова, А. С. Казурова, И. С. Кобозева, О. П. Козьменко, В. П. Матонис, Е. В. Николаева, И. Н. Немыкина, Л. В. Парунина, С. А. Протасова, Г. А. Праслова, Н. А. Терентьева, И. А. Трифонова, Б. М. Целковников, А. И. Щербакова и др.);

психолого-педагогические проблемы развития индивидуальности музыканта-исполнителя (М. Г. Арановский, И. В. Арановская, О. А. Блох, Т. С. Богданова, И. А. Богданов, Л. Б. Дмитриев, Н. И. Ильичёва, Н. А. Калугина,

Л. И. Кобина, В. В. Коваленко, В. С. Корина, В. Н. Медведева, Г. Е. Найденышева, Э. Г. Панаиотиди, Н. К). Перевышина, О. И. Полякова, Е. Р. Сизова, В. А. Телепов, М. А. Чершинцева, Г. М. Цыпин, В. И. Юшманов и др.);

- психологические особенности музыкальной деятельности (В. Б. Беликова, Л. Л. Бочкарев, Н. А. Беркман, И. А. Дергаева, Г. В. Иванченко, Э. Курт, Р. I'. Кадыров, Д. К. Кнрнарская, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, В. И. Петрушин, А. 1'. Рубинштейн, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов, А. В. Торопова, Ю. А. Цагарелли, Г. М. Цыпин и др.);

- вопросы выявления сущности художественно-эстетического вкуса в музыкально-исполнительском искусстве (Ю. А. Носорев, Г. П. Овсянкина, Л. В. Нарушит, Э. Р. Симонова, В. К. Скатерщиков, Т. Л. Сгерхова и др.);

- задачи подготовки будущих эстрадных вокалистов к исполнительской деятельности (Н. А. Адулов, К. 3. Акопян, А. Б. Арутюнова, А. С. Зайцева, О. В. Далецкий, В. Г. Кузнецов, О. Я. Клипп, Л. В. Львова, Э. Л. Рыбакова, И. В. Сахнова, В. И. Юшманов, О. К. Ярославцева и др.).

Методы исследования:

- теоретические: отбор, анализ, изучение философской, культурологической, психологической, педагогической, искусствоведческой, музыковедческой литературы по исследуемой проблеме;

- выявление, анализ, обобщение отечественного и зарубежного опыта по исследуемой проблематике;

- сопоставительный анализ, синтез конститутивных теорий, идей, концепций, официальной нормативной документации;

- эмпирические: научное наблюдение, анализ результатов творческой деятельности студентов, преподавателей, анкетирование, беседы, оценка экспертная, эксперимент педагогический и др.;

- методы динамических рядов, табличного представления данных.

Этапы исследования.

Первый этап (2008-2009 гг.): сформулирована проблема научного исследования, проведен анализ значительного по объему и глубине ретроспекции

перечня научной литературы, определен понятийно-категориальный аппарат исследования, проведены педагогическое наблюдение, беседы, интервьюирование абитуриентов, студентов и педагогов-музыкантов с целью определить начальный уровень сформированное™ музыкального вкуса, что послужило исходным материалом для разработки диагностического комплекта эксперимента. На первом этапе экспериментальной работы количество участников составило 374 человека.

В рамках второго этапа (2009-2011 гг.), ставшего основным, была разработана и реализована модель, целью которой является формирование музыкального вкуса эстрадного вокалиста. На основе эмпирических методов были проведены констатирующий и формирующий компоненты экспериментальной деятельности. В экспериментальной работе приняли участие 250 респондентов, в т. ч. 200 студентов 1-5 курсов очной формы обучения и 50 выпускников 2010—2012 годов. Общее количество участников эксперимента составило 624 человека.

В ходе третьего этапа исследования (2011-2013 гг.) решены задачи, направленные на проверку надежности, достоверности, адекватности полученных результатов, уточнены основания, послужившие для выработки критериев, показателей уровня сформированное™ музыкального вкуса молодых эстрадных певцов, обобщены результаты проведенного исследования, сделаны соответствующие выводы и подведены итоги работы. Третий этап работы предоставил новые материалы, позволившие уточнить некоторые теоретические положения, в ходе его были апробированы методические рекомендации по профессиональной подготовке эстрадных вокалистов как итог пятилетней работы по обозначенной проблематике.

Научная повиша исследования:

- предложена уточненная формулировка понятия «музыкальный вкус» эстрадного вокалиста, который интерпретируется как двуединая динамическая форма музыкально-эстетического сознания, синтезирующая в себе эмоциональное и интеллектуальное начала, что определяет его способность как к постижению,

так и творческому преобразованию художественного образа в процессе создания яркой, оригинальной исполнительской, педагогической или исследовательской интерпретации музыкального сочинения, наполненной личностными смыслами и ценностями;

- определены когнитивный, мотивационно-ценностный, деятелыюстно-поведенческий, коммуникативный, эмоционально-ценностный, рефлексивный критерии, выявлены показатели выраженности каждого из критериев;

- доказано, что сущность м^'зыкального вкуса эстрадного певца необходимо раскрывать на основе целостного анализа его творческой деятельности;

- выявлена зависимость между высоким уровнем сформированности музыкального вкуса эстрадного вокалиста и:

• степенью его творческой активности;

• аргументированным выбором различных форм профессиональной деятельности;

• формированием исполнительского и педагопгческого репертуара;

• созданием ярких, обладающих значительными художественными достоинствами авторских интерпретаций.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в процессе проведенной работы были выявлены педагогические условия формирования музыкального вкуса будущих эстрадных вокалистов в вузах в контексте их профессионального и духовного становления, определены основные параметры, критерии и охарактеризованы уровни сформированного музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов, а также разработана и экспериментально апробирована методика формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных певцов, учитывающая как специально предназначенные требования к подготовке выпускников, так и общие психолого-педагогические установки.

База исследования: Российский государственный социальный университет (РГСУ), Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Московский городской педагогический университет.

Основная экспериментальная база — Российский государственный социальный университет - факультет искусств и социокультурной деятельности. Экспериментальная работа по проверке эффективности использования авторской теоретико-методической модели формирования вкуса эстрадного вокалиста в образовательной среде вуза включала следующие модули: обозначение целеполагания экспериментального этапа исследовательской деятельности, формулировка адекватных эксперименту принципов формирования музыкального вкуса, подбор диагностического материала и степени динамики изменения уровня его сформированности вкуса в процессе изучения учебного эстрадного песенного репертуара. Экспериментальная работа проводилась в единстве трех этапов, последовательно реализованных как констатирующий, формирующий, контрольный этапы эксперимента.

Практическая значимость исследования состоит в том, что опыт создания педагогических условий для формирования музыкального вкуса эстрадных вокалистов в системе профессионального музыкального образования, позволяющий решить проблем}' совершенствования профессиональной подготовки современного музыканта в области эстрадного искусства, может быть широко востребован в системе профессионального музыкального образования. Материалы исследования могут быть использованы в учебно-воспитательной практике вузов культуры и искусства, при разработке преподавателями учебных, учебно-методических и контрольно-измерительных материалов, рабочих учебных программ, методических рекомендаций, НИМов, НОМов, а также в системе повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогов различных образовательных учреждений в области культуры и искусства.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Высокий уровень музыкального вкуса эстрадного вокалиста, сформированный в процессе его профессиональной подготовки, является одним из важных условий достижения успеха в дальнейшей профессиональной (исполнительской, педагогической, культурно-просветительной,

исследовательской) деятельности.

2. Музыкальный л кус эстрадного вокалиста рассматривается в данном исследовании как двуединая динамическая форма музыкально-эстетического сознания, синтезирующая в себе эмоциональное и интеллектуальное начала, что определяет способность к постижению, творческодгу преобразованию художественного образа в процессе создания яркой, оригинальной исполнительской, педагогической или исследовательской интерпретации музыкального сочинения, наполненной личностными смыслами и ценностями.

3. Формирование высокого уровня музыкального вкуса эстрадного вокалиста требует создания педагогических условий, способствующих образованию художественно-эстетической среды, в которой осуществляется освоение студентами совокупности духовных ценностей, в том числе в области эстрадных стилей и жанров.

4. Формирование музыкального вкуса в созданной в образовательном пространстве современного вуза художественно-эстетической среде — это сложный, целенаправленный процесс профессионального и духовного становления будущего эстрадного вокалиста, обретающего в нем:

• представления о содержании художественных образов эстрадных вокальных произведений;

• знания о многообразии стилей, жанров и направлений в музыкальном искусстве эстрады;

• сформированные навыки активной исполнительской, педагогической, культурно-просветительной и исследовательской деятельности;

• личностные смыслы и ценности, взгляды и убеждения, определяющие направленность их дальнейшего творческого пути.

Достоверность результатов исследования обеспечивается адекватными методологическими подходами к раскрытию темы исследования, использованием методов, соотносящихся с целями, задачами работы, а также с ее объектом и предметом; анализом зарубежных и отечественных научных источников; проверкой в экспериментальной работе.

Апробация работы и внедрение результатов осуществлялись:

- в обсуждениях на заседаниях кафедры искусств и художественного творчества, социологии и философии культуры РГСУ;

- в процессе проведения занятий по дисциплинам «Эстрадный вокал», «Методика преподавания эстрадного вокала», «Вокальный класс (эстрадный)», «Музыкально-исполнительский практикум» и др.;

- в научных и учебно-методических публикациях, а также выступлениях автора исследования на конгрессах, научно-практических конференциях (международных, всероссийских, региональных, внутривузовских и др.):

- Девятый (IX) Международный социальный конгресс «Страны БРИК в условиях глобального кризиса: потенциал и проблемы консолидации» (Москва, 2009);

Десятый (X) Всероссийский социально-педагогический конгресс «Социальная работа, социальное образование в контексте инновационного развития России» (Москва, 2011);

- Между народная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития профессионального образования» (Москва, 2011);

- Одиннадцатый (XI) Всероссийский социально-педагогический конгресс «Социальная работа, социальное образование в контексте инновационного развития России» (Москва, 2011);

- Двенадцатый (XII) Всероссийский социально-педагогический конгресс «Стратегии инновационного развития России и социальная сплоченность» (Москва, 2012);

- Всероссийская неделя студенческой науки «Молодежь и социальная модернизация России: инновационная миссия и творческая активность» (Москва, 2012);

- Тринадцатая (XIII) Международная научно-практическая конференция «Наука и современность - 2012» (Новосибирск, 2012);

- годичные научные чтения ФИиСКД (2010, 2011, 2012, 2013) «Музыкально-исполнительское искусство: история и современность» и др.

Структура диссертации. Диссертационное исследование содержит введение, 2 главы (6 параграфов), заключение, список литературы и приложения.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность проведенного исследования, его цель, задачи, объект, предмет, гипотеза составили содержание введения. Во введении проанализированы степень разработанности исследуемой проблематики, обозначены научная, практическая значимость, предложены к сведению данные о достоверности и апробации результатов, полученных на «входе» в систем}'.

Глава 1. «Теоретико-методологические основы процесса формирования музыкального вкуса эстрадных вокалистов» представляет собой анализ теоретико-методологических подходов к эволюционирующей триаде «эстетический - художественный - музыкальный вкус» и состоит из трех параграфов.

В первом параграфе первой главы «Фнлософско-культурологическнй аспект понятия „музыкальный вкус" в зарубежной и российской науке» на

основе философского и историко-культурного анализа в исторической ретроспекции определяются базовые истоки музыкального вкуса, его структура, предметная направленность, выявляются особенности механизма формирования индивидуального и социального эстетического вкуса. Установлено, сквозь призму философского осмысления, что категория «вкус» выступает базисным понятием, определяющим поступки, образованность, принципы, жизненные позиции каждого человека, «вносит гармонию в его мироощущение» (В. К. Скатерщиков). Показано, что музыкальный вкус формируется на фундаменте художественно-творческой деятельности человека, и, в частности, музыкально-художественного творчества (Б. А. Брылин, И. Г. Димова, 3. П. Морозова, Б. В. Притула, Н. М. Черноиваненко, В. А. Щербаков и др.). Рассмотрены интеллектуальный, эмоциональный, оценочный фитералы (компоненты), которые послужили основой для выработки критериев и уровневых показателей сформированное™ музыкального вкуса будущих эстрадных вокалистов.

Во втором параграфе первой главы «Музыкальный вкус как искусство личностно-творческой интерпретации произведений эстрадных вокальных жанров» определяется роль музыкального искусства, обладающего теми ресурсами, которые лежат в основе духовного развития и самовыражения личности. Была выявлена связь между суждением о музыкальном вкусе и особым способе творческо-познавательной, оценочной деятельности, а также наличием интеллектуального механизма интуиции и обобщения исполнителя.

Становясь отличительным качеством художественно-творческой деятельности личности исполнителя, музыкальный вкус выступает ее характерологической особенностью. Музыкальный вкус вбирает в себя элементы рационального и эмоционального освоения различных видов и жанров музыкального искусства. Его суть заключена в гармоничном единстве суждения и переживания, чувственного, эмоционального сознания и интеллектуальной развитости личности музыканта. Эстрадное искусство сегодня выступает как одна из общедоступных форм массовой музыкальной культуры. Однако при этом художественная неравноценность не только отдельных произведений, исполняемых на эстраде, но и целых стилей, направлений, требует от современного профессионального эстрадного исполнителя ценностного осмысления всего многообразия этих жанров, их содержания и наличия высокого уровня художественно-эстетических, ценностных критериев, тонкого музыкального вкуса.

Наличие сформированного музыкального вкуса эстрадного певца является основой для создания его неповторимого индивидуального художественного стиля и творческой манеры. В таком качестве взгляды и убеждения становятся мировоззрением, частью профессиональной самореализации певца.

В третьем параграфе первой главы «Формирование ценностно-смысловых компонентов музыкального вкуса эстрадных вокалистов в образовательной среде вуза» анализируются педагогические возможности образовательного пространства вуза, показывается взаимообусловленность и взаимовлияние сущностных связей между культурным пространством,

современным рынком труда н социокультурной средой. Основу успешной профессиональной состоятельности эстрадных вокалистов составляет сформированный музыкальный вкус. Главной проблемой в данном процессе выступает развитие и формирование таких качеств личности эстрадного певца, его потребностей и способностей, которые превращают его в создателя новых музыкально-художественных ценностей. Высокая степень сформированности музыкального вкуса эстрадного певца определяется степенью активности и аргументированным выбором исполнителем различных форм профессиональной деятельности, возможностью интерпретирования репертуара на основе ценностно-смысловых связей, а также творческого проявления полученных теоретических знаний и навыков в процессе практической реализации музыкально-исполнительской деятельности.

Вторая глава «Методика формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего профессионального образования» посвящена поступательном}' раскрытию этапов, содержания, особенностей и новаций проведенного эксперимента.

В первом параграфе второй главы «Диагностика проблемы формирования музыкального вкуса в естественных условиях учебно-воспитательного процесса» содержится описание процесса проведения практического исследования, показано, в каком направлении шла проверка авторской модели, каким образом решались задачи оценки уровней сформированности музыкального вкуса студентов. Цель экспериментальной работы заключалась в проверке эффективности авторской модели формирования музыкального вкуса студентов. На первом этапе экспериментальной работы количество участников составило 374 человека. Диагностический эксперимент по проверке эффективности использования авторской теоретико-методической модели формирования вкуса эстрадного вокалиста в условиях образовательной среды состоял из следующих фитералов: определение целевых параметров; формулировка функций, задач; отбор принципов; определение уровней

сформированности музыкального вкуса, демонстрируемого в моменты отбора, использования песенного эстрадного репертуара.

Второй параграф главы второй, названный «Основные направления работы на констатирующем этапе эксперимента», содержит описания критериев и фитералов. К ним отнесены когнитивный, ценностно-мотивационный, ценностно-эмоциональный, поведенческо-деятельностный, коммуникативный, рефлексивный критерии и показатели проявления каждого из критериев, что в комплексе позволило получить картину сложившегося и измененного в ходе опытно-экспериментальной работы уровня оценочно-смысловых представлений при отборе эстрадных вокальных произведений для репертуара. На основании совокупности всех критериев и показателей были определены три уровня сформированности музыкального вкуса студентов -будущих эстрадных исполнителей: высокий, средний, низкий. Высокий (В), или креативный, уровень соответствует критерию достаточности, обеспечивает максимальную самореализацию и самоактуализацию состоятельности в будущей профессиональной деятельности. Динамически положительной тенденцией к устойчивому ценностно-эмоциональном}' отношению к будущей профессии эстрадного исполнителя-вокалиста характеризуется средний (С) уровень. Параметрами, соответствующими низкой степени удовлетворенности ожиданий, а значит, низком}' (Н) уровню, являются: низкий процент удовлетворенности выбором эстрадных произведений для исполнения; недостаточное осознание ценности исполняемого репертуара; недостаточная самостоятельность в творчестве, креативности, самоактуализации; слабое стремление к саморазвитию музыкального вкуса. «На выходе» модели были получены следующие сформированные структурные элементы музыкального вкуса: индивидуальность, осознанность, обоснованность, содержательность, правильность, своевременность, избирательность, компетентность, как подтверждение высокого уровня сформированного музыкального вкуса.

На этом этапе в экспериментальной работе приняли участие 250 респондентов, в т. ч. 200 студентов 1-5 курсов очной формы обучения и 50

выпускников 2010-2012 годов. Общее количество участников эксперимента составило 624 человека. Установлено, у большинства опрошенных понимание вкуса простирается от эстетически-эмоционального восприятия до разумно-критического личного суждения об увиденном, услышанном, прочитанном и т. д. Недостаточно сформированный музыкальный вкус создает некое ограниченное пространство реализации индивидуальности эстрадного вокалиста. Данные диагностического изучения приводятся в таблицах и диаграммах.

В третьем параграфе второй главы «Реализация и проверка эффективности методики формирования музыкального вкуса в профессиональной подготовке эстрадных вокалистов» показано, как организована работа над репертуаром вокалистов, корректировка сценических движений, работа по творчески-полновесному раскрытию образа и др. На заключительно-контрольном этапе исследовательской деятельности установлено, что 97% студентов ЭГ и 98% КГ ориентируются в понятийном аппарате вкуса, дают правильные ответы и раскрывают содержание терминов «вкус», «эстетический вкус», «художественный вкус», «музыкальный вкус». Практически все испытуемые (98% студентов ЭК и 99% КГ) совершенно справедливо установили соотношение понятий «культура» с морально- этическими нормами общечеловеческими, правильными формами внешнего взаимодействия с социумом и поведением человека (94 % ЭК и 95% КГ).

Повторная диагностика подтвердила, что в осмыслении респондентами базисных основ ценностно-нравственного воспитания очевидно видны положительные тенденции. Значительное количество испытуемых смогли дать не только объемные и развернуто-глубокие характеристики понятий, но и указали их нравственную основу. Сравнение уровней сформированное™ музыкального вкуса испытуемых на начало («на входе») и конец эксперимента («на выходе») убеждает в эффективности предложенной модели.

Полученные данные исследовательской деятельности позволили сделать вывод: структурно-логическая модель процесса формирования музыкального вкуса студентов в эстетически, художественно и музыкально-организованной

среде вуза, алгоритм и содержание деятельности образовательного процесса способствовали повышению уровня сформированное™ вкуса студентов. Следовательно, сформированный музыкальный вкус студентов-музыкантов является результатом специально организованной музыкально-эстетической деятельности образовательной среды.

Заключение содержит итог исследования по каждому параграфу и главе. Полученные выводы стали подтверждением правильной постановки гипотезы, а также положений, вынесенных на защиту, целесообразности решенных задач, эффективности предложенных рекомендаций, связанных с реализацией проблем формирования музыкального вкуса будущих исполнителей эстрадных произведений.

Основное содержание и результаты исследования отражены в 30 публикациях автора (29,85 п. л.)

Научные статьи, монографии и учебно-методические пособия

1. Илларионова, H.H. Становление исполнительской школы эстрадного вокального искусства в России XVIII-XIX вв.: историко-культурологический аспект [Текст] / H.H. Илларионова // Ученые записки РГСУ. - 2013.- № 2 (113) Т.1. - С. 49-52. (0,5 пл.).

2. Илларионова, H.H. Формирование ценностно-смысловых компонентов музыкального вкуса эстрадных вокалистов в образовательной среде вуза [Текст] / H.H. Илларионова // Человеческий капитал.- М.: РГСУ 2013.- № 8 (56).- С.13-15. (0,5 п.л.).

3. Илларионова, H.H. Музыкальный вкус как искусство личностно-творческой интерпретации произведений эстрадного вокального жанра [Текст] / H.H. Илларионова // Человеческий капптал.-2013.- №8 (56).- С.38-40. (0,5 п.л.).

4. Музыкальный вкус эстрадного вокалиста как психолого-педагогическая проблема [Электронный журнал] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. - №2. - 2014. - URL: http:// ^^w.a8^-ed«eatjo8vru/Ä£-magazine/Kew~niiapa7ine-2-2()H.l^ti». (0,5 п.л.)

5. Илларионова, H.H. Формирование компонентов музыкального вкуса эстрадных вокалистов в образовательной среде вуза [Текст] / Илларионова, H.H. // Формирование профессиональной компетентности современного музыканта: Коллективная монография. Отв. ред. И.А. Корсакова. - Москва: РГСУ, 2014. - С.198-225 Авторский коллектив: Е.А.

Ануфриев, H.H. Ануфриева, Г. С. Драйчук, H.H. Илларионова, И.А. Корсакова. О.Н. Лысакова, Е.В. Славина, И.А. Слуцкая, А.П. Цилинко, А.И. Щербакова, Н.С. Ющенко. (18 п.л./1,6п.л.).

6. Илларионова, H.H. К проблеме осмысления истории становления отечественной культуры (XVIII в.) [Текст] / H.H. Илларионова // Музыка в информационном пространстве культуры третьего тысячелетия: проблемы, мнения, перспективы: сборник научных трудов / - М.: РГСУ. - вып.З.-М.:РГСУ, 2011,- С.76. (0,3 п.л.).

7. Илларионова, H.H. Формирование русской музыкальной культуры в эпоху преобразований Петра I [Текст] / H.H. Илларионова // Социальная работа, социальное образование в контексте инновационного развития России: сборник материалов XI Всероссийского социально-педагогического конгресса / Под ред. JI.B. Федякиной. - М.: РГСУ, 2011.-С.382-384. (0,3 п.л.).

8. Илларионова, H.H. Оперетта: к проблеме осмысления эволюции жанра [Текст] / H.H. Илларионова // Музыка в информационном пространстве культуры третьего тысячелетия: сборник научных трудов / РГСУ. - вып.7,- М.: РГСУ, 2012,- С.89-95. (0,55 п.л.).

9. Илларионова, H.H. Основные черты вокального искусства в развитии отечественной культуры [Текст] / H.H. Илларионова // Наука и современность - 2012: XVIII Международная научно-практическая конференция: сборник материалов. / Под общ. Ред. С.С. Чернова,-Новосибирск: НГТУ, 2012. - С.27-31.(0,5 п.л.).

10. Илларионова, H.H. Специфика формирования лгузыкального вкуса эстрадного вокалиста в музыкально-образовательной среде вуза [Текст] / H.H. Илларионова // Гуманитарное пространство: Международный альманах= Humanity space International almanac. - Т.2.- Москва; Явне = Moscow;Yavne, 2013,- №4,- С.546-550. (0,65 п.л.).

11. Илларионова, H.H. Пение как универсальный закон природы и художественного творчества [Текст] / H.H. Илларионова // Музыка в информационном пространстве культуры третьего тысячелетия: сборник научных трудов /РГСУ. - вып.8,- М.: РГСУ, 2013,- С. 121-126. (0,55 п.л.).

12. Илларионова, H.H. Эстетическая сущность эстрадного музыкального искусства России первой половины XX века [Текст] / H.H. Илларионова // Музыка в информационном пространстве культуры третьего тысячелетия: сборник научных трудов / РГСУ. - вып.8,- М.: РГСУ, 2013.-С.С.126-130. (0,5 п.л.).

13. Илларионова, H.H. Профессиональное дагестанское музыкальное искусство в дореволюционный период: историко-культурологический аспект [Текст] / H.H. Илларионова, М.Н. Амиров // Музыка в информационном пространстве культуры третьего тысячелетия: сборник научных трудов / РГСУ. - вып.8,-М.: РГСУ, 2013,- С.168-172. (0,45 п.л.).

14. Илларионова, H.H. Сущностные связи в формировании профессиональной компетентности эстрадных вокалистов в образовательной

среде вуза [Текст] / H.H. Илларионова // Профессиональное социальное образование: уровни, опыт и перспективы развития: сборник материалов XIII Всероссийского социально-педагогического конгресса, 6-7- июня / Под ред. Л.В. Федякиной. - М.: РГСУ, 2013,- С. 234- 238(0,5 п.л.).

15. Илларионова, H.H. Формирование музыкального вкуса эстрадного вокалиста как музыкально-педагогическая проблема [Текст] / H.H. Илларионова // Профессиональное социальное образование: уровни, опыт и перспективы развития: сборник материалов XIII Всероссийского социально-педагогического конгресса, 6-7 июня / Под ред. Л.В. Федякиной. -М.: РГСУ, 2013,- С. 238-241 (0,5 п.л.).

16. Илларионова, H.H. Психологические факторы исполнительской деятельности вокалистов [Текст] / H.H. Илларионова // Современное пространство российской культуры: поиски и направления» (2013 год, 23-25 октября). -М.: РАНСХ и ГС-МИДПО, 2013,- С.44-47. (0,3 п.л.).

17. Илларионова, H.H. Сохранение русской народной музыкальной культуры как проблема современного образования [Текст] / H.H. Илларионова // Современное пространство российской культуры: поиски и направления» (2013 год, 23-25 октября). - М.: РАНСХ и ГС-МИДПО, 2013.-С. 118-122. (0,3 пл.).

18. Илларионова, H.H. Философско-культурологический аспект понятия «музыкальный вкус» в зарубежной и российской науке [Текст] / H.H. Илларионова // Музыка в информационном пространстве культуры III тысячелетия: проблемы, мнения, перспективы: Сб. научн. тр. Вып.9. -М.:РГСУ, 2014. -129-135 (0,5п.л.)

19. Илларионова, H.H. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы: специальность 031401.65 «Культурология», специализация «Прикладная культурология» (Эстрадное музыкальное искусство): учебно-методическое пособие [Текст] / H.H. Илларионова. -М.: РГСУ, 2012,- 24 с. (1,5 п.л.).

20. Илларионова, H.H. Программа государственной итоговой аттестации по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование», профиль «Музыкальное искусство в образовании»: учебно-методическое пособие [Текст] / H.H. Илларионова. - М.: РГСУ, 2012,- 27 с. (1,55 п.л.).

21. Илларионова, H.H. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы: направление 050600.62 «Художественное образование», профиль подготовки 050600.62-03 «Театральное искусство»: учебно-методическое пособие [Текст] / H.H. Илларионова. -М.: РГСУ, 2012,- 23 с. (1,55 п.л.).

22. Илларионова, H.H. Программа государственной итоговой аттестации по направлешпо подготовки 050600.62 «Художественное образование», профиль 050600.62-03 «Театральное искусство»: учебно-методическое пособие [Текст] / H.H. Илларионова. - М.: РГСУ, 2012,- 28 с. (1,55 п.л.).

23. Илларионова, H.H. Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) по направлению 050100.68 «Педагогическое образование», профиль «Музыкальное искусство в образовании»: учебно-методическое пособие [Текст] / H.H. Илларионова. -М.: РГСУ, 2012,- 24 с. (1,55 п.л.).

24. Илларионова, H.H. Вокальный ансамбль: рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование», профиль «Музыкальное искусство в образовании»: учебно-методическое пособие [Текст] / H.H. Илларионова. -М.: РГСУ, 2013,- 24 с. (1,5 пл.).

25. Илларионова, H.H. Вокальная подготовка: рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыкальное образование»: учебно-методическое пособие [Текст] / H.H. Илларионова, Л.Г. Иванова-М.: РГСУ, 2013.-27 с. (1,5 п.л.).

26. Илларионова, H.H. Вокальное исполнительство: рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование», профиль «Музыкальное образование»: учебно-методическое пособие [Текст] / H.H. Илларионова. — М.: РГСУ, 2013. -24 с. (1,5 п.л.).

27. Илларионова, H.H. Методика преподавания эстрадного вокала: учебно-методические и контрольно-измерительные материалы по направлению подготовки 031401.65 «Культурология», специализация «Прикладная культурология» (Эстрадное музыкальное искусство) [Текст] / H.H. Илларионова. -М.: РГСУ, 2013,- 22 с. (1,5 п.л.).

28. Илларионова, H.H. Программа государственной итоговой аттестации: специальность 031401.65 «Культурология», специализация «Прикладная культурология» (Эстрадное музыкальное искусство): учебно-методическое пособие [Текст] / H.H. Илларионова. - М.: РГСУ, 2013.- 31 с. (2 п.л.).

29. Илларионова, H.H. Вокальный класс (эстрадный вокал): учебно-методические и контрольно-измерительные материалы по направлению подготовки 050600.62 «Художественное образование», профиль 050600.6205 «Музыкальное искусство»: учебно-методическое пособие [Текст] / H.H. Илларионова. - М.: РГСУ, 2013.- 24 с. (2 п.л.).

30. Илларионова, H.H., Иванова J1.1'. Вокальный класс: рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыкальное образование»: учебно-методическое пособие [Текст] / H.H. Илларионова, Л.Г Иванова; РГСУ,- М.: РГСУ, 2013,- 32 с. (2 п.л.).

Формат 60x90/16. Гарнитура Times New Roman. Усл. п. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ №42-2. Бумага офсетная. Отпечатано с оригинал-макета в AHO ЦТ Принт Москва, ул. Летниковская, 2, стр.2.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Илларионова, Надежда Николаевна, Москва

Российский государственный социальный университет

На правах рукописи

0420Н60702

ИЛЛАРИОНОВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА У БУДУЩИХ ЭСТРАДНЫХ ВОКАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Ануфриева Наталья Ивановна

Москва-2014

У

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы процесса формирования музыкального вкуса эстрадных вокалистов 22

1.1. Философско-культурологический аспект понятия «музыкальный вкус» в зарубежной и российской науке 22

1.2. Музыкальный вкус как искусство личностно-творческой интерпретации произведений эстрадных вокальных жанров 45

1.3. Формирование компонентов музыкального вкуса эстрадных 68 вокалистов в образовательной среде вуза

Глава 2. Методика формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего профессионального образования 95

2.1. Диагностика проблемы формирования музыкального вкуса

в естественных условиях учебно-воспитательного процесса 95

2.2. Основные направления работы на констатирующем этапе эксперимента 108

2.3. Реализация и проверка эффективности методики формирования музыкального вкуса в профессиональной подготовке эстрадных вокалистов 134

Заключение Список литературы Приложения

153 159 184

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Система высшего профессионального образования в России в последнее время претерпевает значительные качественные изменения. Одним из показателей этих изменений является осуществившийся переход вузов на многоуровневую систему образования, а также на образовательные стандарты 3 поколения (ФГОС ВПО), которые отразили теоретические и практические поиски научного и педагогического сообщества в дальнейшей оптимизации учебно-воспитательного процесса.

В целом реформирование системы высшего профессионального образования вызвано необходимостью переосмысления процесса развития личности выпускника вуза, его способности к преобразованию себя и действительности, так как именно виды профессиональной деятельности, определенные требованиями ФГОС ВПО, предполагают его ориентацию в сущности каждого из этих видов, их элементов, соотношений, а также взаимодействия и концентрации. Динамика овладения студентами вузов различными видами будущей профессиональной деятельности находится в прямой зависимости от сформированных ценностных и смысловых отношений между участниками образовательного процесса, их позиций и убеждений; оценок и суждений по проблемам профессионально-личностного самосовершенствования.

Профессиональное музыкальное образование как многоаспектное, многоплановое явление в практике учебно-воспитательной деятельности вузов представляет собой исторически сложившуюся совокупность направлений обучения молодого поколения музыкантов, которое по своей природе активно влияет на уровень художественно-творческой информированности студентов, профессиональную подготовленность,

степень их развития, характер интереса к будущей практической деятельности, а также на проявление устойчивой потребности в системном, целостном познании эстетических ценностей мировой художественной культуры. Анализ фундаментальных исследований в области педагогики высшей школы дает основание определить понятие системы профессионального музыкального образования как совокупности специфических свойств и характеристик его результатов, способных удовлетворить реализацию целей по формированию и развитию личности музыканта-исполнителя, музыканта-педагога, музыканта-просветителя, обладающего способностью к самостоятельным профессиональным отношениям, основывающимся на определенных творческих стратегиях.

При этом следует отметить, что в отличие от накопленного, систематизированного по видам музыкального исполнительства обширного материала академических и фольклорных жанров, исследование эстрадного вокального искусства для современной педагогической науки в настоящее время приобретает особую значимость, поскольку во всем мире различные эстрадно-музыкальные жанры, в том числе, популярная вокальная и инструментальная, рок и поп- музыка, джаз и др., пользуются огромной популярностью, как у слушательской аудитории, так и у профессиональных исполнителей. Проблема, прежде всего, заключается в остро ощущаемой необходимости организации обучения молодого поколения музыкантов в профессиональных образовательных учреждениях в сфере культуры и искусства эстрадному вокальному искусству, способствующей их духовно-нравственному, творческому становлению и успешной социализации в динамично меняющемся рынке труда.

Профессиональное обучение эстрадного вокалиста - это область, предоставляющая студенту возможности и условия для расширения

эмоционально-ценностных эстетических ориентаций, углубляющих познание мира, включения в активную музыкально-творческую жизнь, обретение профессиональной (социально-культурной, музыкальной) компетентности, «творческой индивидуальности в эстрадном и джазовом исполнительстве» (В.Г. Кузнецов). Парадокс вокальных эстрадных жанров заключается в том, что при зачастую некоторой банальности содержания, они, как правило, имеют определенный уровень эмоциональной открытости, общительности высказывания и простоты чувств. В свою очередь преимущества этих жанров определены ролью эстрадного певца, который в процессе исполнения выступает проводником новых тенденций и идей, новых взглядов и чувств, нового художественного языка, художественно-эстетического и музыкального вкуса.

Вокальные эстрадные жанры характеризуются сопутствующими факторами, вытекающими из их массового характера: мощная индустриальная оснащенность, широкая доступность по языку, по способу коммуникативных связей, и, конечно, мастерство исполнителей. Именно поэтому в подготовке эстрадного певца не может быть обязательных или факультативных направлений и задач: он должен обладать высоким уровнем интеллекта, потребностью к разносторонней аналитической работе в процессе выбора и интерпретации произведений и способностью безошибочно определять их художественную ценность; творчески подходить к использованию опыта своих предшественников, демонстрируя при этом отточенную, собственную манеру исполнения, музыкальный вкус, то есть все те компетенции, которые необходимы современному эстрадному вокалисту для достижения «социально-культурного благополучия», высоких творческих результатов.

Однако решение проблемы подготовки современного эстрадного вокалиста, обладающего высоким уровнем сформированного вкуса в

соответствии с требованиями современного рынка труда, осложняется тем, что в философской, психолого-педагогической науке недостаточно уделено внимания теоретическим и методологическим основам содержания, методам и технологиям обучения, которые реализуются в вузе и основываются на понимании особенностей и специфики становления мировоззрения эстрадного исполнителя, системы его ценностного восприятия произведений различных видов искусств, сформированности его исполнительской манеры, стиля и музыкального вкуса.

В общих чертах процесс формирования музыкального вкуса личности, являющего собой разновидность художественно-эстетического вкуса исполнителя, протекает при активном взаимодействии сознания, общей культуры и деятельности, при решающей роли последней. Вокально-техническое мастерство, оригинальный тембр, артистизм, выразительность, тонкий вкус - это основные требований к артисту эстрады, благодаря которым исполнитель становится, мгновенно узнаваем и отличим, от других. Следовательно, от исполнителя - эстрадного певца -требуется не только безупречное владение вокальной техникой, искусством перевоплощения, артистизмом, но и высокий уровень музыкального вкуса, включающего в себя наличие сформированных художественно-эстетических взглядов, эстетически-ценностных установок, идеалов, определяющих как выбор музыкального произведения, так и особенности его интерпретации.

В данном контексте музыкальный вкус эстрадного вокалиста выступает как оформившийся феномен конкретного проявления творческого освоения художественной действительности в рамках научного подхода к исследованию данной проблемы, но со своими, специфическими художественно-оценочными средствами. Оставаясь завершенной и сложившейся моделью функциональной и действенной

эстетической системы в исполнительской практике, музыкальный вкус эстрадного певца становится бесспорной репрезентативной массой для научного осмысления.

Анализ и обобщение категории «музыкальный вкус» заняли в научных исследованиях гуманитарных, искусствоведческих направлений определенное место. Характер взаимосвязи между перечисленными выше конституантами наглядно репрезентируется в многомерной сфере оценок. Наряду с изложением методологических предпосылок анализа различных трактовок категории «музыкальный вкус», в них затрагиваются также отдельные вопросы, прямо или косвенно соприкасающиеся с темой данного исследования.

В процессе изучения научных трудов по данной проблематике была выявлена связь между суждением о музыкальном вкусе и особом способе творческо-познавательной, оценочной деятельности, а также наличием интеллектуального механизма интуиции и обобщения в деятельности исполнителя. Тем не менее, несмотря на наличие определенных научных исследований, посвященных профессиональному обучению музыкантов -эстрадных вокалистов, указанный предмет изучен неполно, многочисленные справочные издания по музыкальному искусству не содержат конкретного определения данной категории. Многие формулировки, представляющиеся на первый взгляд ясными, при углубленном рассмотрении оказываются далеко неоднозначными.

Актуальность исследования оптимальных педагогических условий формирования музыкального вкуса будущего эстрадного вокалиста в вузе, максимально способствующих его духовно-нравственному и профессиональному совершенствованию обусловлена следующими противоречиями между:

- потребностью общества в высококвалифицированных музыкантах-исполнителях, педагогах-музыкантах в области эстрадного вокального музыкального искусства и отсутствием теоретических знаний по формированию их художественно-эстетических профессиональных ориентиров, определяющих уровень музыкального вкуса;

- необходимостью применения методологически оправданной целостной системы формирования профессиональной компетентности эстрадного вокалиста, обязательным компонентом которой является музыкальный вкус, и недостаточным количеством научных исследований, освещающих способы и методы его формирования в современной системе профессионального образования;

- потребностью в изучении природы музыкального вкуса личности эстрадного вокалиста и отсутствием теоретических и методологических разработанных подходов к решению данной проблемы;

- ориентацией педагогического сообщества вузов культуры и искусства на воспитание высококультурной личности эстрадного вокалиста, готового реализовать свой творческий потенциал на концертной эстраде, и наличием у различных социальных групп населения низкого уровня музыкальных потребностей, сформированных исполнителями, не обладающими высоким уровнем музыкального вкуса.

Следовательно, исследование проблемы формирования музыкального вкуса у будущих профессиональных эстрадных исполнителей различных вокальных жанров в вузе при современном распространении массовой культуры выступает как актуальная проблема, так как степень его сформированности позволяет выпускнику по данному направлению подготовки анализировать не только эстетические структуры различных по жанрам произведений эстрадного искусства, но и: определять оригинальность поэтического и мелодического материала;

формировать концертный и педагогический репертуар; свою собственную исполнительскую манеру; творчески осмысливать тенденции в зарубежной и отечественной исполнительских школах.

Степень научной разработанности проблемы. В разные годы к рассматриваемому аспекту осмысления художественно-эстетических отношений и личностно-ценностных ориентаций обращаются специалисты, исследующие различные вопросы становления и развития творческой личности в контексте исторического хода развития культуры (A.A. Аронов, А.Н. Арнольдов, Ю. В. Борев, В. В. Бычков, Ш.М. Герман, Б.Д. Греков, В.А. Гусаковская, В.М. Василенко, JI.C. Выготский, М.С. Каган, А.П. Каджан, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, A.A. Конев, Н.И. Киященко, В.В. Кускова, А.Ф. Лосев, С.Х. Раппопорт, Н.С. Розов, Б.А. Рыбаков, Р.Г. Скрынников, С.М. Соловьев, Л.Н. Стенина, Н.И. Хлебников, Ф. Шлегель, Е.Г. Яковлев и др.), социологическим аспектам самореализации художника (С.А. Войтова, Г.Л. Головинский, Б.Г. Ионин, Л.Н. Коган, В.М. Межуев, А. Моль, А.Н. Сохор, B.C. Цуккерман, E.H. Шапинская и др.); психологии художественного творчества (Л.А. Антонова, М.Г. Арановский, М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, П.С. Гуревич, В.Е. Кащаев, И.А. Корсакова, М.М. Муратов, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, В.В. Селиванов, A.A. Фарбштейн, П.В. Флоренский, В. А. Цуккерман, Ю. А. Цагарелли и др.); работы в области музыкознания, раскрывающие сущность искусства как феномена культуры (Т.В. Адорно, М.М. Бахтин, М.Ш. Бонфельд, H.A. Брылева, A.C. Клюев, A.A. Мазель, Б.С. Мейлах, В.В. Медушевский, Л.А. Рапацкая, Е.В. Славина, В.Н. Суханцева, Ю. Н. Холопов, Г.М. Цыпин, А.Н. Якупов и др.); музыкально-педагогические исследования, направленных на совершенствование современной системы музыкального образования (Н.И. Ануфриева, Л.Г. Арчажникова, A.C. Базиков, А.Г. Болгарский, М.Х. Балтабаев, С.И.

Бержинская, Е.Р. Ильина, O.A. Кривцун, Г.Г. Коломиец, Е.И. Максимов, В.П. Матонис, Е.В. Николаева, С.Ю. Рыбин, Б.М. Целковников, А.И. Щербакова, H.JI. Яконюк и др.).

Перечню вопросов становления и развития профессионального мастерства музыканта-исполнителя в контексте дидактических и психологических аспектов посвящены исследования Е.А. Ануфриева, И.В. Арановской, Е.В. Булатовой, Н.И. Голубовской, Л.Г. Лобовой, Е.П. Макуренковой, Г.В. Маяровской, Е.А. Мелешкиной, Г.М. Цыпина, В.Ф Щербакова и др.; специфика подготовки исполнителя в области музыкального искусства эстрады раскрыта в работах - А.Б. Арутюновой, В.М. Гребельной, A.C. Зайцевой, И.О. Исаевой, В.Г. Кузнецова, О.Я. Клиппа, В.Я. Калиш, О.Н. Лысаковой, Д.П. Панова, О.И. Поляковой, Л.В. Романовой, Е.Д. Уваровой, С.В. Шаповалова и др.

Проблема формирования вкуса рассматривалась с различных позиций в диссертационных исследованиях: культурологического направления (H.A. Благодарова), эстетического (С.М. Борисова, Т.И. Домбровская, Л.С. Зорилова, Е.М. Калачева, С.А. Наумов, С.М. Подъянова, Т. А. Суханова, Т.В. Чередниченко, Л.Г. Ясенева), исторического (O.A. Буракова); психолого-педагогического (А.Б. Арутюнова, И.В. Курышева, И.В. Сахнова и др.).

Некоторые особенности и этапность формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего профессионального образования прослеживается в ряде работ отечественных исследователей (С.С. Басюк, В.Д. Конен, О.Я. Клипп, Д.О. Карамолдаева, В.Г. Кузнецов, Е.Л. Рыбакова, Е.А. Савицкая, Ю.С. Саульский, И.В. Сахнова, Т.В. Чередниченко, Ю.Н. Чугунов и др.).

Однако, несмотря на изучение различных аспектов выдвинутой проблемы, следует констатировать, что целостной, теоретически

обоснованной модели формирования музыкального вкуса в профессиональной подготовке современного эстрадного вокалиста современными исследователями пока не предложено.

Объект исследования: профессиональная подготовка эстрадного вокалиста в современной системе высшего образования.

Предмет исследования: процесс формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего образования.

Цель исследования: выявить теоретико-методологические основы формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего образования; создать и апробировать экспериментальную методику, опирающуюся на авторскую модель формирования музыкального вкуса; осуществить качественную и количественную оценку эффективности разработанной методики в процессе профессиональной подготовки эстрадных вокалистов. Задачи исследования:

- рассмотреть сущность и содержание понятия « музыкальный вкус»; -выявить педагогические условия эффективного формирования музыкального вкуса эстрадного вокалиста в профессиональном музыкальном образовании;

- определить основные параметры и критерии уровней сформированного музыкального вкус