автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в процессе культурологической подготовки
- Автор научной работы
- Благодарова, Нина Алексеевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в процессе культурологической подготовки"
На правах рукописи
Благодарова Нина Алексеевна
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
/на материале курса '' Русская художественная культура''/
Специальность: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания музыкальному искусству
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва - 2002
Работа выполнена на кафедре музыкальных инструментов Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Людмила Александровна Рапацкая
Официальные оппоненты: - Гончарук Алексей Юрьевич
доктор педагогических наук, профессор
- Арчажникова Светлана Николаевна кандидат педагогических наук
Ведущая организация - Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке
Зашита состоится« 25 » сентября 2002 г. в 13.00 часов на
заседании диссертационного совета 212. 136. 01 по защите диссертаций на соискаш ученой степени кандидата педагогических наук в Московском государственном открытом педагогическом университете им.М.А. Шолохова
по адресу: 109004, Москва, ул.Верхняя Радищевская, д. 16/18
С диссертацией можно ознакомится в библиотеке МГОПУ им. М ,А. Шолохова
Автореферат разослан « » о_ 2002г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук ' ^ Геворгян Н.Р.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность исследования. Преобразования, происходящие во всех сферах жизни нашей страны, ставят перед педагогикой искусства задачи, обусловленные противоречивыми процессами переоценки системы идеологических, религиозных, нравственных, эстетических ценностей. Сложившаяся за последнее десятилетие общественная ситуация обостряет необходимость выработки новой педагогической стратегии, способствующей вхождению в жизнь подрастающих поколений, готовых принять эстафету отечественных традиций, хранить и приумножать то великое духовно-нравственное наследие, что несет в себе " драгоценная ноша национальной культуры "/А.А. Блок/.
В настоящее время в художественном образовании школьников ясно обозначилась " проблемная ситуация ", вызванная противоречиями между необходимостью нравственного и патриотического воспитания молодежи в духе преемственности поколений и отсутствием специальных курсов, в которых даются знания о культурных ценностях России, соответствующие уровню современной культурологической науки.
Следует отметить, что культурологическое образование относится к достаточно новым сферам российской педагогики. История становления культурологических дисциплин / теория и история культуры, культурология, мировая художественная культура, мировая и отечетвенная культура и др./ ведет свое начало от последних десятилетий XX века. В содержании учебных предметов культурологии изначально "борются" два направления -философское и собственно культурное, в том числе — художественное. В учебный процесс образовательных школ за последние годы вошел курс, где в основу положено художественное содержание, а сам предмет утвердился под названием "Мировая художественная культура ".
Курс "Мировая художественная культура" как учебная дисциплина, был разработан в Институте общего образования Минобразования РФ в
лаборатории МХК под руководством известного педагога-исследователя JI.M. Предгеченской в 80-х годах XX века. В 1987 г. этот предмет впервые был включен в учебный план общеобразовательных школ России. В постперестроечный период 90-х годов XX века "Мировая художественная культура" становилась то "модной", то вовсе выпадала из поля зрения организаторов образования. Причины следует искать не только в общем настрое на обязательное реформирование школы, сколько в самой дисциплине, многогранной, интегративной, сложной по содержанию для любого учителя, тем более для тех педагогов, что не имеют специальной искусствоведческой подготовки. Некоторая "размытость" смысла предмета долгое время сказывалась и на методическом его обеспечении: к настоящему времени учебников, методических рекомендаций и разработок в помощь учителю и ученикам создано очень немного.
В числе тех авторов, которые обращались к проблеме преподавания "Мировой художественной культуры" следует назвать Т.И. Бакланову, Л.Г. Емохонову, С.Ю. Ермолаеву, Н.И.Киященко, В.Г.Маранцмана, М.Ю. Новицкую, JI.B. Пешикову, Л.А. Рапацкую, AJM. Сергееву, Н.М. Сокольникову, Ю.А. Солодовникова, И.А.Химик, E.H. Ценкову, E.H. Шапинскую, Т.С. Шмапшу и др. Эти работы показали, что, несмотря на различие в подходах, данный курс изначально складывался как предмет ярко выраженной воспитательной направленности.
Проблема передачи духовных ценностей средствами искусства не раз выступала предметом научного изучения, в работах педагогов и психологов: Ш.А.Амонашвили, П.П.Блонского, JI.C. Выготского, Б.Т. Лихачева, В.А. Сухомлинского, Б.Т. Теплова, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого а также в трудах специалистов по педагогике искусства - Ю.Б. Алиева, O.A. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Э.Б. Абдуллина, А.Ю. Гончарука, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, Т.С.Комаровой, Л.А. Ралацкой, Г.М. Цыпина, В.Н. Шацкой, Т.Я.Шпикаловой и др. Не меньшее значение для педагогической науки имеет философское наследие отечественных мыслителей XIX - XX веков:К.С.
.сакова, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, И.В. Киреевского, B.C. Соловьева, С. Хомякова и др. В трудах указанных авторов раскрывается способность усства формировать духовно-нравственную личность, показана фовоззренческая роль воспитания, его культурно-творческое предназначение.
В условиях преподавания курса "Мировая художественная культура" облема формирования ценностных ориентаций учащихся приобретает рвостепенное значение. В связи с этим неизбежно возникают воросы: на ком матерале зарубежном или русском следует решать проблему воспитания юоких духовно-нравственных идеалов ? Какими методами можно достичь обходимого педагогического результата ?
В программах курса "Мировая художественная культура" соотношение русского" и "зарубежного" компонентов решается по-разному. В щавляющем большинстве изданных программ авторы ориентируются прежде его на зарубежную художественную культуру, которая служит основным базисом" для изучения русских художественных традиций. Опора на вехи ти зарубежного икусства от древности /древние восточные культуры, ревний Египет, античность и др./ до XX века /европейское и американское сусство/ определяет этапы освоения учебного материала и основные акценты фса. Не отрицая необходимости освоения великих гуманистических •адиций зарубежных культур, мы убеждены что в современной школе России 1едует прежде всего обратиться к русскому культурному наследию.
Эту проблему во многом решила программа "Русская художественная ,'льтура", разработанная JI.A. Рапацкой и предназначеная для изучения в X -1 /XI — XI1/ классах общеобразовательных учреждений. В основу программы эложена авторская концепция, согласно которой приоритетной областью /льтурологического образования учащейся молодежи России должна стать /сская художественная культура, аккумулирующая ценности и духовно-равственные идеалы, воплощенные в великих произведениях литературы и ивописи, музыки и архитектуры и в других видах искусства. Работа по этой рограмме открывает перед учителем широкие возможности сформировать у
старшеклассников личностную духовно-нравственную позицию, основанную на непреходящих общечеловеческих , ценностях, испокон веков утверждаемых в русской художественной культуре. Однако внедрение курса "Русская художественная культура" в педагогическую практику требует новых подходов, технологических решений и методических разработок, обеспечивающих достижение воспитательно-образовательных целей предмета.
Все сказанное предопределило выбор проблемы исследования, которая заключается в изучении теоретических и методических основ формирования ценностных ориентации учащихся старших классов в процессе освоения русской художественной культуры. Решение этой проблемы составляет цель диссертационной работы.
Объект исследования - культурологическая подготовка учащихся старших классов общеобразовательных учреждений.
Предмет исследования - формирование у старшеклассников ценностных ориентации в процессе освоения русской художественной культуры.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что формирование ценностных ориентаций учащихся в процессе культурологисческой подготовки будет более эффективным при следующих педагогических условиях:
структурировании учебного материала вокруг доминантных духовно-нравственных проблем русской художественной культуры;
включении школьников в творческую деятельность, основанную на активном восприятии художественных произведений в контексте духовных традиций России;
активность восприятия зависит от ценностных установок; применении специальных методов обучения (выявления ценностных приоритетов эпохи, анализа духовно-нравственной позиции автора, ассоциативного соотнесения художественного образа с жизненной позицией учащегося, сопоставления художественных образов разных видов искусств по принципу сходства и различия ценностных установок и др.), направленных на актуализацию личностного смысла произведений искусства.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами сформулированы следующие задачи диссертационного исследования:
1. Проанализировать аксиологические теории и обосновать понятие "ценностные ориентации";
2. Выявить в содержании курса "Русская художественная культура" духовно-нравственные ценности, имеющие педагогическую значимость;
3. Разработать педагогические условия и методы, способствующие наиболее эффективному формированию ценностных ориентаций учащихся на уроках "Русская художественная культура";
4. Проверить теоретические положения в ходе опытно-экспериментальной работы.
Методологическую основу исследования составили: концепции отечественных философов, посвященных рассмотрению основополагающего "ядра" ценностей, имеющего константное значение для всех видов искусства /К.С. Аксаков, Н.А Бердяев, В.В. Зеньковский, И.А.Ильин, ШЗ.Киеевский, К.Н. Леонтьев, Н.О. Лосский, B.C. Соловьев, A.C. Хомяков и дрУ;
исследования по культурологии, в которых раскрываются вопросы воспитательной направленности искусства /С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, B.C. Библер, Ю.М. Борев, М.С. Каган, И.В. Кондаков, Ю.М. Лотман, Д.С. Лихачев, Л.А Рапацкая и др./;
- аксиологии, где конкретно представлена природа, классификация ценностей, а также выделены художественные, эстетические и нравственные ценности /Т.П. Выжлецов, A.B. Гулыга, Л.Н. Коган, М.С. Каган, Ю.А. Лукин, А. Маслоу, Л.Н. Столович и др./;
психолого-педагогические работы, направленные на передачу духовных ценностей, и всего культурного наследия подростающему поколению /Э.Ю. Абдуллин, O.A. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Баренбойм, А.Ю. Гончарук, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, B.C. Кузин, А.Н. Малюков, A.A.
Мелик-Пашаев, Е.В. Николаева, Л.Л. Надирова, Б.М. Неменский, A.i Пиличяускас, Б.М. Целковников, Г.М. Цыпин, ТЛ. Шпикалова и др./.
Для решения указанных задач и обобщения полученных результатов исследовании применялись следующие методы:
теоретическое изучение и анализ литературы - культурологическо аксиологической, искусствоведческой, психолого-педагогической;
изучение методической литературы, действующих учебных программ г мировой и отечественной художественной культуре;
анализ современного состояния работы по исследуемой проблеме; анализ собственного педагогического опыта; теоретическое моделирование;
педагогический эксперимент, включающий качественный количественный анализ экспериментальных данных.
Опытно-эксперименталыгуго базу исследования составили Свердловск; муниципальная общеобразовательная средняя школа и частная школа НОУ «Школа в ACO». Экспериментом было охвачено более 200 учащихся X XI классов.
Организация и этапы исследования
Первый этап /1998 - 1999/ - изучение и анализ психолоп педагогической, культурологической, аксиологической и искусствоведческс литературы; определение цели, объекта, предмета, гипотезы и зада исследования; проведение констатирующего эксперимента по выявлена ценностных ориентации учащихся старших классов.
Второй этап /1999 - 2001г.гУ - проведение формирующег эксперимента, цель которого заключалась в проверке на практик разработанной системы методов обучения, направленных на формирован! ценностных ориентации учащихся.
Третий этап /2001 - 2002г.г./ - подведение итогов исследования.
Научная новизна исследования:
осуществлен анализ категории "ценностные ориентации" в контексте задач культурологического образования учащихся старших классов, представлена педагогическая характеристика данной категории;
определены основополагающие аксиологические проблемы курса "Русская художественная культура";
выявлены особенности проявления ценностных ориентации на стадии "художественного последствия"; показана роль ценностных установок для активизации творческой духовно-нравственной деятельности учащихся.
разработаны и экспериментально проверены педагогические условия и комплекс специальных методов обучения, обеспечивающих формирование ценностных ориентаций учащихся при освоении духовно-нравственных проблем русской художественной культуры.
Теоретическая значимость исследования: внесены дополнения в определение категории "ценностные ориентации" с позиции культурологического образования (знания о духовно-нравственном потенциале художественной культуры; умения избирательно относится к художественным образам, выявлять их личностный смысл и современную ценностную значимость; опыт творческой оценочной деятельности, позволяющий учащимся ориентироваться в нравственных проблемах, как искусства, так и окружающей жизни) и представлена их педагогическая характеристика (воспитание высоких духовно-нравственных личностных качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям). В исследовании получено подтверждение теоретического положения о том, что освоение русской художественной культуры, основными ценностями которой являются духовность, соборность, народность, любовь к Отечеству, доброта, терпение, подчинение личного интереса общественному, способствует духовно-нравственному формированию личности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс методов формирования' ценностных ориетаций
учащихся в процессе освоения курса "Русская художественная культура" дает возможность педагогам значительно повысить уровень духовно-нравственного развития старшеклассников. Разработанная методика может быть использована в курсах специализации учителей "Мировой художественной культуры", а также в различных образовательных программах, связанных с проблемами художественого воспитания и образования в ДМТТТ, ДТ11И, колледжах и гуманитарных лицеях.
Достоверность и объективность результатов исследования: научные положения и выводы диссертации основываются на фактическом материале, полученном в ходе многолетней практической и опытно-экспериментальной работы, обеспечиваются опорой на научную методологию и на применение методов, адекватных задачам исследования, а также сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе обсуждения материалов на научно-практических конференциях. В их числе -городская научно-практическая конференция " История. Культура. Образование." /Москва, 2001/. Результаты исследования докладывались на заседании кафедры музыкальных инструментов Московского государственного открытого педагогического университета имени М.АШолохова, нашли отражение в публикациях. Основные положения, выносимые на защиту:
1. Ценностные ориентации учащегося представляют собой интегральное личностное качество, составляющими которого в условиях освоения курса "Русская художественная культура" являются:
- знания и представления о высоком ценностном потенциале русского искусства;
- умения избирательно относится к художественным образам, понимать их в соответствии с духовно-нравственной системой ценностей;
- опыт творческой оценочной деятельности, позволяющий выявлять в художественных произведениях личностный смысл, актуализировать их современную духовно-нравственную значимость.
2. Формирование ценностных ориентации учащихся осуществяется при следующих педагогических условиях:
а) структурировании учебного материала вокруг категорий, отражающих ценности русского художественного наследия (духовность, единение истины, добра и красоты, святость жизни, соборность, всеединство, правдоискательство, сострадание к ближним и др.)
б) специально организованного художественного восприятия на основе ценностных установок, с помощью которых активизируются способности учащихся к творческой самореализации и духовно-нравственному самоанализу.
3. Эффективность формирования ценностных ориентации старшеклассников в процессе освоения курса "Русская художественная культура" зависит от применения специальных методов обучения (выявления ценностных приоритетов эпохи, анализа духовно-нравственной позиции автора, ассоциативного соотнесения художественного образа с жизненной позицией учащегося, сопоставления художественных образов разных видов искусств по принципу сходства и различия ценностных установок), актуализирующих духовно-нравственный смысл произведений искусства, а через них — проблем окружающей жизни.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические предпосылки формирования ценностных ориентации учащихся в условиях культурологической подготовки. Вторая глава посвящена выработке комплекса специальных методов, направленных на эффективное формирование цешгостных ориентации при освоении курса "Русская художественная культура", а также описанию задач, хода и результатов опытно-экспериментального исследования.
Основное содержание диссертации.
В первой главе "Теоретические предпосылки формирования ценностных ориентации школьников в условиях культурологической подготовки'
состоящей из трех параграфов, была рассмотрена категория ценности и ценностных ориентации, основные этапы и основные идеи зарубежной и отечественной аксиологической науки, раскрыто понятие ценностей русской культуры в свете задач духовно-нравственного воспитания, выявлены педагогические условия, способствующие решению данной проблемы.
В культурологической литературе, значимой для педагогики, можно выделить несколько подходов к природе и классификации ценностей, каждый из которых получил определенное воплощение в аксиологической науке. Поскольку сама категория ценности родилась в философских работах, то наиболее часто рассматривается на методологическом уровне.
Положения зарубежных ученых, интересные, многогранные, свидетельствующие об активном поиске выхода из идеологического и духовного тупика, характерного для гуманистической науки XX века. Они содержатся в работах X. Альберт, М. Вебер, У. Вильяме, В. Виндельбанк, Н.Гартман, Н. Гобри, М. Дюфрен, К. Клакхон, Г. Марсель, А. Маслоу, К.Морисс, Ф. Пеппер, Н. Персоне, Р. Ресчер, Н. Решер, Г. Риккерт, П. Рокич, М.Шелер и лишены духовно-нравственной значимости и общечеловеческой определенности и могут служить информативным материалом для нашего исследования, а методологическую основу для решения проблемы формирования ценностных ориентации школьников следует искать в трудах отечественных мыслителей.
В истории отечественной аксиологической мысли мы выделили несколько этапов, соответствующих основным периодам становления и развития отечественной культуры, а именно:
1 этап. Развитие теории ценностей в контексте богословского знания в эпоху Древней Руси; утвердились ценности двух ступеней, в соответствии с православным видением жизненной правды, а самое важное - приоритет
духовных ценностей. Первая ступень - высшая, соответствует Божественному миру и высокому предназначению человечества в его устремленности к Богу. Все, что связано с божественной ипостасью бытия, считалось бесценным, вечным, достойным поклонения и бесспорным. Вторая ступень - низшая, "земная", связанная с ценностями обыденной жизни. Но и она была подчинена высшим ценностям, поскольку вся культура развивалась в русле православия.
2 этап. Труды мыслителей XVI11 века, здесь ставились вопросы ценностных установок общества и человека в духе идей Просвещения. Все деятели русской культуры и науки несмотря па светские ориентиры бытия сохраняют интерес к духовно-нравственным проблемам и продолжают ценить идеалы, заложенные религиозным сознанием Древней Руси.
3 этап. Развитие аксиологических представлений в культуре XIX века связано с идеалами равенства, братства, свободы народа. "Левые" общественные движения порвали с традиционной русской духовностью и признали высшей ценностью имущественное равноправие человека ("бытие определяет сознание").
4 этап. Аксиологические взгляды представителей "серебряного века", связаны с философскими работами, в которых концепции ценностей обусловлены либо религиозными взглядами на мир (Н. Бердяев, С Булгаков, В. Соловьев, С. Франк), либо атеизмом (Г. Плеханов, В. Ленин и др.). Многие великие философы связали природу ценностей с осознанием религиозного устройства мира, тем самым, вернувшись к исконно российским представлениям о духовной основе жизни и двух ипостасях бытия.
5 этап. Аксиологические учения советской эпохи. В научных публикациях этого этапа все чаще встречается понятие "ценностные ориентации". Они рассматриваются и как процесс и одновременно как результат сознательного оценочного выбора индивида или социальной группы явлений, фактов, норм, жизненно необходимых для удовлетворения тех или иных потребностей. В 80годы XX века появляются работы, впитавшие в себя многие достижения как русской классической философии, так и либеральных
взглядов европейских и американских ученых (В. Сагатовский, В. Ядов и др.). Многие авторы, изучая аксиологические проблемы, пытаются в первую очередь понять историческую ментальность русского народа, его путь и специфику этого исторического движения. (А. Ахиезер, И. Кондаков и др.).
6 этап. Переоценка ценностных установок в постперестроечный период стали возрождаться исконно русские духовно-нравственные приоритеты. В настоящее время это возрождение сопровождается "противодвижением", связанным с навязыванием российскому обществу идеалов "западного образа жизни", представленных, прежде всего в культе насилия и личного успеха, материальных ценностях, спекуляциях на правах человека в ущерб настоящим духовным ценностям, где главенствует торжество закона и уважения к личности. В этих условиях встает проблема защиты подрастающего поколения от ложных ценностей, проблема формирования ценностей ориентации, способствующих освоению духовно-нравственных установок жизни, издревле присущих российскому обществу и имеющих важнейшее педагогическое, воспитательное значение. Анализ аксиологических работ позволил нам прийти к выводу о том, что именно в русской культуре, в том числе культуре художественной, на протяжении столетий пестовались идеалы приоритета духовно-нравственных ценностных ориентации.
Ценности русской культуры всегда служили источником философских размышлений многих поколений русских писателей, художников, композиторов, педагогов (К.С. Аксаков, H.A. Бердяев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, И.В. Кириевский, К.Н. Леонтьев, B.C. Соловьев, К.Д. Ушинский, A.C. Хомяков и др.).
Системообразующим "ядром" русской культуры является духовность; все прочие ценности имеют прочную духовную основу. В соответствии с этим в русской художественной традиции во все времена утверждался приоритет духовного начала над материальными потребностями. Ценности русского искусства (духовность, народность, единение истины, добра и красоты, сострадание, любовь к Отечеству и др.) позволяют формировать ценностные
ориентации учащихся, цель которых - воспитание у подрастающего поколения высоких духовно-нравственных личностных качеств. Эту зависимость можно выразить в следующей схеме:
Ценности
Ценностные ориентации
Духовно-
русской
>
нравственные
художественной
качества личности
культуры
На этой основе нами дана педагогическая характеристика категории ценностных ориентации. Ценностная ориентация выступает как личностное качество, имеющее интегральный характер. В условиях культурологической подготовки данное качество невозможно сформировать вне глубоких знаний и конкретных представлений о ценностном потенциале русского искусства (приоритет духовного начала, народность, единение истины, добра, красоты, правдоискательство, любовь к Отечеству, веротерпимость и др.). Ценностные ориентации учащихся предполагают избирательное отношение к образам искусства, а через них — к жизни на основе представлений о высоких духовно-нравственных идеалах. Формированию ценностных ориентаций способствует приобретение опыта творческой оценочной деятельности, который позволяет выявлять в художественном произведении личностный смысл, актуализировать в процессе художественного восприятия современную духовно-нравственную значимость тех или иных художественных произведений.
Характеристика ценностей русской художественной культуры и категории ценностных ориентаций позволяет предположить, что формирование данного качества в учебном процессе осуществляется если учитывать два положения: первое, связано с тем, чтобы насытить учебный процесс духовной тематикой, но при этом весьма осторожно трактовать религиозные вопросы, учитывая многонациональный состав школьной аудитории. Другое положение касается гибкого "осовременивания" изучаемого материала, исходя из весьма нестойких
ценностных ориентации учащихся, сформированных под влиянием средств массовой коммуникации. Необходимо такое организованное восприятие художественных произведений, в процессе которого повышается оценочная деятельность учащихся, их творческая активность, способность к самореализации и самоанализу.
С этой целью любое творение писателя, композитора, зодчего или живописца необходимо рассмотреть с трех позиций:
а) произведение искусства как главный носитель знаний об исторической эпохе, ее эстетических течениях и главных стилевых направлениях;
б) произведение искусства как творение мастера, отразившего в данном художественном тексте собственные духовно-нравственные позиции, эстетические установки, свой субъективный внутренний мир
в) произведение искусства как субъективный образ, возникший в сознании учащегося в результате перцептивного акта и впитавшего в себя его внутренние ощущения.
Все указанные позиции отражают заключительный этап художественного восприятия - так называемое "художественное последствие", которое обеспечивает становление ценностных ориентаций учащихся.
Восприятие любого произведения художественного творчества, будь то литературный текст, музыка, живопись или зодчество, имеет общие закономерности, обусловленные психологическими механизмами и эстетическими факторами. Образ, рожденный в процессе активного "сотворчества", имеет двойственную природу. Прежде всего, он вбирает в себя непосредственно-эмоциональную чувственную реакцию на прочитанное, увиденное, услышанное. Эта реакция выражает наиболее субъективно окрашенный слой оценочной реакции ученика и может считаться первичной формой проявления ценностных ориентаций на стадии "художественного последствия". Подобная реакция на художественный образ предполагает необходимость дальнейшей расшифровки, более полной оценки с помощью
понятийного аппарата и, самое главное, анализа того духовно-нравственного смысла, который заложен в данном художественном творении.
В" соответствии с этим вторичной формой проявления ценностных ориентации на стадии "художественного последствия" можно считать более конкретной анализ текста данного сочинения.
Высшей формой проявления ценностных ориентации на стадии "художественного последствия" следует признать анализ произведения в контексте духовных проблем русской художественной культуры.
В процессе нашего исследования мы предположили, что формирование ценностных ориентации в фазе "художественного последствия" будет протекать более эффективно, если в процессе художественного восприятия задействован психологический механизм ценностной установки, который влияет на деятельность, направленную на постижение художественного образа, корректирует процесс восприятия, а также "художественного последствия". Влияние ценностной установки выражается в направленности процесса восприятия на духовно-нравственные особенности русской художественной культуры. Ценностные установки, которые применяются при решении задач формирования ценностных ориентаций учащихся, корреспондируют со следующими факторами учебного процесса:
а) с формированием у учащихся знаний конкретного культурологического характера, а именно:
- знание эпохи, в русле которой создано данное произведение;
- знание художественного стиля или направления;
- знание основных вех творческой биографии мастера - создателя данного произведения;
- знание особенностей средств выразительности, которыми пользовался мастер при создании своего произведения.
б) с направленностью процесса восприятия на актуализацию личностного смысла произведения с целью приобретения умений анализа и самоанализа, важнейших факторов развития ценностных ориентаций.
Ценностная установка, связанная с приобретением конкретных культурологических знаний, указанных выше, может выступать как в своем широком значении ( знания эпохи, стиля эпохи и индивидуального стиля мастера), так и в более тесном, локальном смысле ( один из названных компонентов знаний).
Формирование ценностных ориентации невозможно вне личностного осознания воспринимаемых художественных образов. Рождение личностного смысла подчинено тем же закономерностям, что и весь процесс художественного восприятия, сочетающего логический и эмоциональный компоненты психической деятельности. Личностный смысл художественного текста формируется при следующих условиях:
а) ассоциативного соотнесения воспринятого художественного образа с другими ценностями художественной культуры;
б) ассоциативного соотнесения воспринятого художественного образа с теми установками, что сложились у ученика в жизни, с его духовно-нравственными идеалами;
в) при формировании умений учащегося оценивать не только художественный текст, но и свою внутреннюю позицию, свое отношение к его содержанию.
Формирование ценностных ориентации учащихся в процессе освоения курса 'Тусская художественная культура" предполагает использование силы воздействия различных видов искусств в их взаимодействии на личность школьника, формирование его эстетических и идейно-нравственных убеждений, составляющих основу жизненной позиции. Потребность в формировании ценностных ориентаций у старшеклассников не является навязанной извне. Сами старшеклассники осознанно или не осознанно пытаются выработать определенные духовно-нравственные установки поведения, ценностные ориентации по отношению к окружающей их жизни. Нередко поиск жизненных ценностей сопровождается перестройкой поведения. Школьник может коренным образом "изменить себя", ориентируясь на
избранный идеал, истинный или мнимый, что следует использовать в учебном процессе.
Содержание программы курса "Русская художественная культура" создает все предпосылки для формирования необходимых старшекласснику ценностных ориентаций. Огромный духовный потенциал русского искусства и богатый материал, представленный в указанном курсе, открывают перед учащимися все возможности для освоения высоких нравственных ценностей, выработанных отечественной культурой в ходе ее исторического развития.
Вторая глава - "Содержание и методы формирования ценностных ориентаций школьников старших классов при изучении русской художественной культуры". Она состоит из двух параграфов. В первом рассматриваются методы формирования ценностных ориентаций старшеклассников в условиях культурологической подготовки. Во втором параграфе описывается ход и результаты опытно-экспериментальной работы.
Опытно- экспериментальная работа осуществлялась в естественных условиях учебного процесса в Свердловской общеобразовательной средней школе и в Негосударственном Общеобразовательном Учреждении «Школе в Адаптационной Системе Обучения». Опытно-экспериментальной работой было охвачено более 200 учащихся Х-Х1 классов.В течении работы нами учитывались результаты опросов, бесед, анкетирования учителей двух школ. Мы пытались прежде всего выяснить, соответствуют ли теоретические выводы нашего исследования реальному решению проблемы формирования ценностных ориентаций старшеклассников в процессе освоения русской художественной культуры, в какой мере необходимо создавать педагогические условия и использовать методы работы с учащимися, которые были обоснованы в предыдущих разделах диссертации. Особое внимание мы уделили проверке гипотезы о том, что формирование ценностных ориентаций учащихся будет протекать более успешно.если структурировать учебный материал курса "Русская художественная культура" вокруг духовно-
нравственных проблем, включить школьников в активную творческую деятельность с помощью применения специальных методов обучения.
В соответствии с этим опытно- экспериментальная работа шла по нескольким направлениям. Во-первых, необходимо было выявить базовый уровень ценностных ориентации старшеклассников, а также выяснить факторы, влияющие на их формирование. Во-вторых, следовало определить критерии сформированное™ ценностных ориентаций по мере применения выделенных в диссертации специальных методов обучения. В-третьих, определить сроки и этапы проведения опытно-экспериментального исследования. Важнейшей задачей эксперимента было выяснение возможностей курса "Русская художественная культура" в формировании духовно-нравственных установкок подростков в ответственный период их личностного самоопределения.
Опытно- экспериментальная работа проводилась в несколько этапов в течение четырех лет.
В процессе констатирующего этапа опытно- экспериментальной работа мы выявили исходный уровень ценностных ориентаций старшеклассников. На данном этапе нами использовались следующие методы: анкетирование и беседы с учащимися;
анкетирование и беседы с учителями с целью получения информации о состоянии ценностных ориентаций старшеклассников;
наблюдение и обобщение педагогического опыта, дающего первоначальную информацию о состоянии подготовки учащихся-подростков в области русской художественной культуры.
Наблюдения за учащимися-подростками и результаты анкетирования убедили нас в том, что культурологическое образование подростков находится на низком уровне, досуговое время неорганизованно, бессистемно, не имеет определенных целей, подвержено стихийному влиянию окружающей среды. Свободное время направлено в основном на отдых и развлечения.
Подводя итог в описании опытно-экспериментальной работы первого этапа, можно сделать следующие предварительные выводы:
1. Современные подростки из всех искусств предпочитают рок-музыку, и воспринимают ее как наслаждение.
2. Ценностные ориентации " старшеклассников формируются на основе средств массовой коммуникации, поддерживаются с помощью звукозаписывающей техники. Ценностные ориентации школьников проявляются на эмоциональном уровне, не имеют интеллектуального подкрепления.
3. Художественные впечатления подростков носят фрагментарный, информационный, разрозненный, поверхностный характер и не отличаются стойкостью. Такие художественные впечатления не способствуют формированию ценностных ориентации.
4. Ценностные ориентации подростков формируются под стихийным влиянием окружающей среды. В связи с этим все более возрастает роль русской художественной культуры как предмета в общеобразовательной школе.
Все вышесказанное предопределило осуществление опытно-экспериментальной работы в ее формирующей стадии.
Цель второго этапа опытно-экспериментальной работы — формирование ценностных ориентации старшеклассников на уроках русской художественной культуры. Задачи формирующего эксперимента:
апробация программы по русской художественной культуре в X - Х1классах;
исследование специфики формирования ценностных ориентаций старшеклассников в процессе освоения русской художественной культуры;
разработка и апробация методов обучения, способствующих формированию ценностных ориентаций старшеклассников в области русской художественной культуры.
Для проведения формирующего этапа эксперимента мы разработали критерии сформированости ценностных ориентаций старшеклассников в процессе освоения русской художественной культуры.
Первый критерий. Знания и представления о высоком ценностном потенциале русского искусства
«5» - владение глубокими знаниями по истории русской художественной культуры, понимание ее духовно-нравственного смысла;
«4» - частичные знания в указанной сфере, ошибки в определении
особенностей развития русской художественной культуры;
«3» - неполные, неточные сведения по истории русской художественной
культуры, плохая ориентация в конкретной эпохе и ее духовно-нравственных
идеалах;
«2» - отсутствие знаний по истории русской художественной культуры. Второй критерий. Умения избирательно относится к художественным образам, понимать их в соответствии с духовно-нравственной системой ценностей
«5» - вдумчивое восприятие и глубокое понимание духовного смысла произведений разных видов искусства, их личностное осмысление, навыки оценочного анализа в области русской художественной культуры; «4» - анализ произведений искусства содержит не всегда ясные суждения, связанные с отсутствием должного опыта, при этом чувствуя заинтересованность изучением ценностей русской художественной культуры; «3» - отношение к художественным произведениям либо как к "умершему" наследию истории, либо как к источнику наслаждения;
«2» - инертность, нежелание осмысленно относиться к восприятию художественных произведений.
Третий критерий. Опыт творческой оценочной деятельности, позволяющий выявлять в художественных произведениях личностный смысл, актуализировать их современную духовно-нравственную значимость. «5» - эмоциональная, ярко выраженная активность в творческой оценочной деятельности, оригинальность в выражении своих художественных впечатлений, потребность в самостоятельном общении с искусством;
«4» - стремление к творческой оценочной деятельности, но не глубокое понимание искусства, определенное умение в описании своих впечатлений, проявление эмоциональной отзывчивости;
«3» - творческая оценочная деятельность характеризуется бедностью ассоциативно-образного мышления, отсутствие самостоятельности в анализе произведений искусства;
«2» - творческая оценочная деятельность в подходе к вопросам русской художественной культуры отсутствует, грубые ошибки при выполнении творческих заданий, невыразительность языка, эмоциональная пассивность; редкое обращение к серьезному искусству в свободное время.
В формирующем эксперименте участвовали школьники X классов двух школ. Все они были распределены на четыре группы: две экспериментальных и две контрольных (в каждой по 10 человек). В течении опытно-экспериментальной работы нами были проведены два "среза": один в начале учебного года, другой в конце.
Решая задачи формирования ценностных ориентаций старшеклассников в процессе освоения русской художественной культуры мы выделили и апробировали ряд специальных методов обучения. Среди них:
метод выявления ценностных приоритетов эпохи, который представляет собой сочетание педагогических приемов и установок, направленных на приобретение культурологических знаний, опыта духовно-нравственных оценок художественных культур прошлого и опыта восприятия художественных произведений с позиций их духовно-нравственного смысла;
метод анализа духовно-нравственной позиции автора, который предполагает выявление ценностных идеалов, лежащих в основе тех или иных художественных произведений, анализ проблем добра и зла, категорий жизни и смерти, нравственных ориентиров на милосердие, сострадание, представлений о чести, совести, патриотизме и др.
метод ассоциативного соотнесения художественного образа с жизненной позицией учащегося, который основан на мысленном временном включении
подростка в мир культуры прошлого, в контексте которой возникло то или иное художественное произведение. Цель подобного "погружения" - выявление духовно-нравственного смысла художественного образа с последующим сопоставлением данного вывода с личной позицией подростка;
метод сопоставления художественных образов разных видов искусств по принципу сходства и различия ценностных установок, являясь наиболее универсальным, позволяет создавать на уроке проблемную ситуацию, благодаря которой учащиеся должны выявлять смысл художественных образов в сходстве и различии их духовно-нравственного наполнения.
Все выделенные нами методы формирования ценностных ориентаций применялись логично, последовательно, в соответствии с конкретными темами, целями и задачами уроков.
Результаты опытно-экспериментальной работы, полученные на заключительном контрольном этапе исследования, подтвердили наши теоретические выводы. Сделанные в ходе эксперимента "срезы" выявили положительный рост в развитии ценностных ориентаций учащихся в сфере русской художественной культуры, показали эффективность применения выделенных выше методов обучения. Уровень сформированности ценностных ориентаций учащихся оценивался методом "рейтинга" на основе разработанных ранее критериев: освоение знаний и представлений о высоком ценностном потенциале русского искусства, владение умениями избирательно относится к художественным образам, понимать их в соответствии с духовно-нравственной системой ценностей, творческая оценочная деятельность, позволяющая выявлять в художественных произведениях личностный смысл.
Полученные результаты свидетельствуют о более высоких показателях в экспериментальных группах, что подтвердило нашу гипотезу о положительной роли специальных методов обучения и влиянии ценностных установках на формирование ценностных ориентаций старшеклассников.
Для сравнения показателей сформированности ценностных ориентаций, мы свели результаты в общую таблицу.
Свердловская средняя школа Частная школа
ЭГ КГ ЭГ КГ
1 срез 2 срез 1 срез 2 срез 1 срез 2 срез 1 срез 2 срез
2,58 4,61 2,66 4,53 2,51 4, 58 2,47 4,39
Как видно из таблицы, опытно-экспериментальная работа подтвердила теоретические выводы исследования и показала эффективность методов формирования ценностных ориентаций старшеклассников в процессе освоения русской художественной культуры.
Проведенное теоретическое и опытно-экспериментальное исследование по проблеме формирования ценностных ориентаций учащихся в процессе освоения курса "Русская художественная культура" позволило сделать следующие выводы:
1.Категория "ценностные ориентации" является интегрально - личностным качеством, составляющими которого в контексте культурологической подготовки школьников старших классов являются:
- знания о духовно-нравственном потенциале художественной культуры;
- умения избирательно относится к художественным образам, выявлять их личностный смысл и современную ценностную значимость;
- опыт творческой оценочной деятельности, позволяющий учащимся ориентироваться в нравственных проблемах, как искусства, так и окружающей жизни.
Ценностные ориентации являются также результатом сознательного оценочного выбора учащихся, когда художественная ценность предстает в виде нормы, образца или духовно-нравственного идеала.
2. В диссертации подтвердилось теоретическое положение о том, что освоение русской художественной культуры способствует решению воспитательных задач в процессе культурологической подготовки учащихся. Основная ценность русской художественной культуры, имеющая
педагогическую значимость - ее духовность, являющаяся неизменной доминантой развития русского искусства разных исторических эпох. Духовность означает несение людям высоких духовно-нравственных' идей, любви гармонии, красоты, а также покаяния и милосердия. Духовность является системообразующим фактором русской художественной культуры, поэтому процесс ее постижения связан с формированием высоких духовно-нравственных ориентации, имеющих ценностный смысл. Не менее важным фактором русской художественной культуры является соборность, поскольку личность может осуществлять свое высшее нравственное предназначение только в единении с другими людьми. Отсюда вытекают все иные ценности русской художественной культуры: совесть, любовь, нестяжательство, доброта, прощение, покаяние, жертвенность, кротость, терпение, подчинение личного интереса всеобщему благу и др. Не менее важными для русской художественной культуры являются представления о святости, как высшей ценности жизни, о "русской идее", культивирующей веру во всеобщее братство людей.
В диссертации проанализированы следующие ценности русской художественной культуры: приоритет духовного начала над материальным; народность, как выражение общих соборных идеалов; единство истины, добра и красоты; единение всего сущего (Бога, человека, природы); правдоискательство; сострадание к "униженным и оскорбленным"; любовь к Отечеству; веротерпимость, открытость для диалога с иноязычными традициями; нравственная ответственность творца (писателя, художника, композитора, зодчего и др.) за плоды своего труда, учительский характер художественного творчества. На этой основе выделены идеалы русского искусства, которые являются приоритетными в процессе формирования ценностных ориентации учащихся.
3. Формирование ценностных ориентаций учащихся, осваивающих русскую художественную культуру, зависит от ряда педагогических условий, сочетающих в себе как традиционные (учет возрастных особенностей
учащихся, роль педагога и др.), так и новые, соответствующие специфике предмета "Русская художественная культура"
- расположение учебного материала вокруг художественного наследия, его специальный отбор, основанный на высоких духовно-нравственных идеалах.
- специально организованного восприятия художественных произведений, в процессе которого активизируется оценочная деятельность учащихся, их творческая активность, способность к самореализации и самоанализу. Организация восприятия осуществляется с помощью специально выделенных "ценностных установок" в широком и их локальном значении.
4. Эффективность учебного процесса, направленного на формирование ценностных ориентаций учащихся, зависит от применения специальных методов обучения, актуализирующих духовно-нравственный смысл русского искусства, а именно: выявление ценностных приоритетов эпохи, анализа духовно-нравственной позиции автора, ассоциативного соотнесения художественного образа с жизненной позицией учащегося, сопоставления художественных образов разных видов искусств по принципу сходства и различия ценностных установок.
5. Опытно-экспериментальное исследование, в процессе которого были апробированы педагогические условия и методы формирования ценностных ориентаций учащихся, подтвердило теоретические положения диссертации. Результаты опытно-экспериментальной работа показали, что большинство учащихся достигло высокого уровня сформированости ценностных ориентаций в сфере русской художественной культуры.
6. Результаты нашей диссертационной работы не исчерпывают всей проблемы формирования ценностных ориентаций подростков средствами искусства. В дальнейшем перспективными представляются такие направления в исследованиях, как изучение возможностей формировать ценностные ориентации школьников разных возрастов в курсе "Мировая художественная культура", а также при освоении других гуманитарных дисциплин, в том числе
- истории, литературы, музыки.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Благодарова H.A. Формирование ценностных ориентаций учащихся в процессе освоения русской художественной культуры. // Культура? История. Образование. Сб. научных трудов. М., МГОПУ, 2001,0,3 п/л.
2. Благодарова H.A. Художественная ценность: культурное и педагогическое значение. //Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сб. научных трудов. Вып. 8. - М., МШУ, 2002,0,2 п/л.
3. Благодарова H.A. Активизация оценочной деятельности учащихся в процессе восприятия художественных произведений. //Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сб. научных трудов. Вып. 8. - М„ МПГУ, 2002,0,3 п/л.
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Благодарова, Нина Алексеевна, 2002 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
Теоретические предпосылки формирования ценностных ориентации школьников в условиях культурологической подготовки.
1.1. Категории ценности и ценностных ориентаций в контексте аксиологического направления зарубежной и отечественной науки.
1.2. Ценности русской культуры в свете задач духовногнравственного воспитания личности.
1.3. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций школьников на уроках " Русская художественная культура".
Краткие выводы по первой главе.
ГЛАВА ВТОРАЯ.
Содержание и методы формирования ценностных ориентаций старшеклассников при изучении русской художественной культуры.
2.1 Методы формирования ценностных ориентаций старшеклассников.
2.2 Ход и результаты экспериментальной работы.
Краткие выводы по второй главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в процессе культурологической подготовки"
Актуальность исследования. Преобразования, происходящие во всех сферах жизни нашей страны, ставят перед педагогикой искусства задачи, обусловленные противоречивыми процессами переоценки системы идеологических, религиозных, нравственных, эстетических ценностей. Сложившаяся за последнее десятилетие общественная ситуация обостряет необходимость выработки новой педагогической стратегии, способствующей вхождению в жизнь подрастающих поколений, готовых принять эстафету отечественных традиций, хранить и приумножать то великое духовно-нравственное наследие, что несет в себе " драгоценная ноша национальной культуры "/А. А. Блок/.
В настоящее время в художественном образовании школьников ясно обозначилась " проблемная ситуация ", вызванная противоречиями между необходимостью нравственного и патриотического воспитания молодежи в духе преемственности поколений и отсутствием специальных курсов, в которых даются знания о культурных ценностях России, соответствующие уровню современной культурологической науки.
Следует отметить, что культурологическое образование относится к достаточно новым сферам российской педагогики. История становления культурологических дисциплин / теория и история культуры, культурология, мировая художественная культура, мировая и отечетвенная культура и др./ ведет свое начало от последних десятилетий XX века. В содержании учебных предметов культурологии, изначально "борются" два направления - философское и собственно культурное, в том числе художественное. В учебный процесс образовательных школ за последние годы вошел курс, где в основу положено художественное содержание, а сам о предмет утвердился под названием ''Мировая художественная культура ".
Курс "Мировая художественная культура" как учебная дисциплина, был разработан в Институте общего образования Минобразования РФ в лаборатории МХК под руководством известного педагога-исследователя
JI.M. Предгеченской в 80-х годах XX века. В 1987 г. этот предмет впервые был включен в учебный план общеобразовательных школ России. В постперестроечный период 90-х годов "Мировая художественная культура" становилась то "модной", то вовсе выпадала из поля зрения организаторов образования. Причины следует искать не только в общем настрое на обязательное реформирование школы, сколько в самой дисциплине, многогранной, интегратавной^ сложной по содержанию для любого учителя, тем более для тех педагогов, что не имеют специальной искусствоведческой подготовки. Некоторая "размытость" смысла предмета долгое время сказывалась и на методическом его обеспечении: к настоящему времени учебников, методических рекомендаций и разработок в помощь учителю и ученикам создано очень немного.
В числе тех авторов, что обращались к проблеме преподавания "Мировой художественной культуры" следует назвать Т.И. Бакланову, Л.Г. Емохонову, С.Ю. Ермолаеву, Н.И.Киященко, В.Г.Маранцмана, М.Ю. Новицкую, JI.B. Пешикову, J1.A. Рапацкую, A.M. Сергееву, Н.М. Сокольникову, Ю.А. Солодовникова, И.А.Химик, E.H. Ценкову, E.H. Шапинскую, Т.С. Шмагину и др. Эти работы показали, что, несмотря на различие в подходах, данный курс изначально складывался как предмет ярко выраженной воспитательной направленности. Как пишет автор первой программы JI.M. Предтеченская, принципы постороения программы "Мировая художественная культура", содержание и методическую систему преподавания ее в школе определила " научная концепция, рассматривающая культуру как механизм социального наследования, утверждающая особую, ничем не заменимую роль искусства в передаче от поколения к поколению духовных ценностей" / 128, с.92/
Проблема передачи духовных ценностей средствами искусства не раз выступала предметом научного изучения, в работах педагогов и психологов: Ш.А.Амонашвили, П.П.Блонского, Л.С. Выготского, Б.Т. Лихачева, В.А. Сухомлинского, Б.Т. Теплова, К.Д. Ушинского,
С.Т.Шацкого, а также в трудах специалистов по педагогике искусства -Ю.Б. Алиева, O.A. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Э.Б. Абдуллина, А.Ю. Гончарука, H.J1. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, Т.С.Комаровой, JI.A. Рапацкой, Г.М. Цыпина, В.Н. Шацкой, Т.Я.Шпикаловой и др. Не меньшее значение для педагогической науки имеет философское наследие отечественных мыслителей XIX - XX веков: К.С. Аксакова, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, И.В. Киреевского, B.C. Соловьева, A.C. Хомякова и др. В трудах указанных авторов раскрывается способность икусства формировать духовно-нравственную личность, показана мировоззренческая роль воспитания, его культурно-творческое предназначение.
В условиях преподавания курса ' 'Мировая художественная культура" проблема формирования ценностных ориентации учащихся приобретает первостепенное значение. В связи с этим неизбежно возникают вопросы: на каком матерале зарубежном или русском следует решать проблему воспитания высоких духовно-нравственных идеалов ? Какими методами можно достичь необходимого педагогического результата ?
В программах курса "Мировая художественная культура" соотношение "русского" и "зарубежного" компонентов решается по-разному. В подавляющем большинстве изданных программ авторы ориентируются прежде всего на зарубежную художественную культуру, которая служит основным "базисом" для изучения русских художественных традиций. Опора на вехи пути зарубежного икусства от древности /древние восточные культуры, Древний Египет, античность и др./ до XX века /европейское и американское икусство/ определяет этапы освоения учебного материала и основные акценты курса. Не отрицая необходимости освоения великих гуманистических традиций зарубежных культур, мы убеждены что в современной школе России следует прежде всего обратиться к русскому культурному наследию.
Эту проблему во многом решила программа "Русская художественная культура", разработанная Л.А. Рапацкой и предназначенная для изучения в X - XI /XI - XI1/ классах общеобразовательных учреждений (148 ). В основу программы положена авторская концепция, согласно которой приоритетной областью культурологического образования учащейся молодежи России должна стать русская художественная культура, аккумулирующая ценности и духовно-нравственные идеалы, воплощенные в великих произведениях литературы и живописи, музыки и архитектуры и в других видах искусства. Работа по этой программе открывает перед учителем широкие возможности сформировать у старшеклассников личностную духовно-нравственную позицию, основанную на непреходящих общечеловеческих ценностях, испокон веков утверждаемых в русской художественной культуре. Однако внедрение курса "Русская художественная культура'' в педагогическую практику требует новых подходов, технологических решений и методических разработок, обеспечивающих достижение воспитательно-образовательных целей предмета.
Все сказанное предопределило выбор проблемы исследования, которая заключается в изучении теоретических и методических основ формирования ценностных ориентаций учащихся старших классов в процессе освоения русской художественной культуры. Решение этой проблемы составляет цель диссертационной работы.
Объект исследования - культурологическая подготовка учащихся старших классов общеобразовательных учреждений.
Предмет исследования - формирование у старшеклассников ценностных ориентаций в процессе освоения русской художественной культуры.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что формирование ценностных ориентаций учащихся в процессе культурологической подготовки будет более эффективным при следующих педагогических условиях: структурировании учебного материала вокруг доминантных духовно-нравственных проблем русской художественной культуры; включении школьников в творческую деятельность, основанную на активном восприятии художественных произведений в контексте духовных традиций России; активность восприятия зависит от ценностных установок; применении специальных методов обучени (выявления ценностных приоритетов эпохи, анализа духовно-нравственной позиции автора, ассоциативного соотнесения художественного образа с жизненной позицией учащегося, сопоставления художественных образов разных видов искусств по принципу сходства и различия ценностных установок и др.), направленных на актуализацию личностного смысла произведений искусства.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами сформулированы следующие задачи диссертационного исследования:
1. Проанализировать аксиологические теории и обосновать понятие ''ценностные ориентации'';
2. Выявить в содержании курса "Русская художественная культура" духовно-нравственные ценности, имеющие педагогическую значимость;
3. Разработать методы, способствующие наиболее эффективному формированию ценностных ориентаций учащихся на уроках "Русская художественная культура";
4. Проверить теоретические положения в ходе опытно-экспериментальной работы.
Методологическую основу исследования составили - концепции отечественных философов, посвященных рассмотрению основополагающего ' 'ядра'' ценностей, имеющего константное значение для всех видов искусства /К.С. Аксаков, H.A. Бердяев, В.В. Зеньковский, И.А.Ильин, И.В.Киеевский, К.Н. Леонтьев, Н.О. Лосский, B.C. Соловьев,
A.C. Хомяков и др./ ;
- исследования по культурологии, в которых раскрываются вопросы воспитательной направленности искусства /С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин,
B.C. Библер, Ю.М. Борев, М.С. Каган, И.В. Кондаков, Ю.М. Лотман, Д.С. Лихачев, Л.А. Рапацкая и др./;
- аксиологии, где конкретно представлена природа, классификация ценностей, а также выделены художественные^ эстетические и нравственные ценности /Т.П. Выжлецов, A.B. Гулыга, Л.Н. Коган, М.С. Каган, Ю.А. Лукин, А. Маслоу, Л.Н. Столович и др./ ;
- психолого-педагогические работы, направленные на передачу духовных ценностей, и всего культурного наследия подростающему поколению /Э.Ю. Абдуллин, O.A. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Баренбойм, А.Ю. Гончарук, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, B.C. Кузин, А.Н. Малюков, A.A. Мелик-Пашаев, Е.В. Николаева, Л.Л. Надирова, Б.М. Неменский, A.A. Пиличяускас, Б.М. Целковников, Г.М. Цыпин, Т.Я. Шпикалова и др./.
Для решения указанных задач и обобщения полученных результатов в исследовании применялись следующие методы : Т теоретическое изучение и анализ литературы - культурологической, аксиологической, искусствоведческой^ психолого-педагогической; изучение методической литературы, действующих учебных программ по мирозой и отечественной художественной культуре; анализ современного состояния работы по исследуемой проблеме; анализ собственного педагогического опыта; теоретическое моделирование; педагогический эксперимент включающий качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Опытно-экспериментальную базу исследования составили Свердловская муниципальная общеобразовательная средняя школа и частная школа НОУ «Школа в ACO».
Организация и этапы исследования
Первый этап /1998 - 1999/ - изучение и анализ психолого-педагогической, культурологической, аксиологической и искусствоведческой литературы; определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; проведение констатирующего эксперимента по выявлению ценностных ориентаций учащихся старших классов.
Второй этап /1999 - 2001г.г./ - проведение формирующего эксперимента, цель которого заключалась в проверке на практике разработанной системы методов обучения, направленных на формирование ценностных ориентаций учащихся.
Третий этап /2001 - 2002г.г./ - подведение итогов исследования.
Научная новизна исследования: осуществлен анализ категории "ценностные ориентации" в контексте задач культурологического образования учащихся старших классов, представлена педагогическая характеристика данной категории; определены основополагающие аксиологические проблемы курса "Русская художественная культура"; выявлены особенности проявления ценностных ориентаций на стадии "художественного последствия"; показана роль ценностных установок для активизации творческой духовно-нравственной деятельности учащихся. разработаны и экспериментально проверены педагогические условия и комплекс специальных методов обучения, обеспечивающих формирование ценностных ориентаций учащихся при освоении духовно-нравственных проблем русской художественной культуры.
Теоретическая значимость исследования: внесены дополнения в определение категории "ценностные ориентации" с позиции культурологического образования (знания о духовно-нравственном потенциале художественной культуры; умения избирательно относится к художественным образам, выявлять их личностный смысл и современную ценностную значимость; опыт творческой оценочной деятельности, позволяющий учащимся ориентироваться в нравственных проблемах, как искусства, так и окружающей жизни) и представлена их педагогическая характеристика (воспитание высоких духовно-нравственных личностных качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям). В исследовании получено подтверждение теоретического положения о том, что освоение русской художественной культуры способствует решению воспитательных задач в процессе культурологической подготовки учащихся. Важными факторами, которой является духовность, соборность, народность и высокие нравственные качества: любовь к Отечеству, доброта, терпение, подчинение личного интереса общественному.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс методов формирования ценностных ориентаций учащихся в процессе освоения курса "Русская художественная культура" дает возможность педагогам значительно повысить уровень духовно-нравственного развития старшеклассников. Разработанная методика может быть использована в курсах специализации учителей "Мировой художественной культуры", а также в различных образовательных программах, связанных с проблемами художественого воспитания и образования в ДМШ, ДШИ, колледжах и гуманитарных лицеях.
Достоверность и объективность результатов исследования : научные положения и выводы диссертации основываются на фактическом материале, полученном в ходе многолетней практической и опытно-экспериментальной работы, обеспечиваются опорой на научную методологию и на применение методов, адекватных задачам исследования, а также сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе обсуждения материалов на научно-практических конференциях. В их числе -городская научно-практическая конференция " Культура. История. Образование." /Москва, 2001/. Результаты исследования докладывались на заседании кафедры музыкальных инструментов Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова, нашли отражение в публикациях.
На защиту выносятся следующие положения :
1. Ценностные ориентации учащегося представляют собой интегральное личностное качество, составляющими которого в условиях освоения курса "Русская художественная культура" являются: знания и представления о высоком ценностном потенциале русского искусства; умения избирательно относится к художественным образам, понимать их в соответствии с духовно-нравственной системой ценностей; опыт творческой оценочной деятельности, позволяющий выявлять в художественных произведениях личностный смысл, актуализировать их современную духовно-нравственную значимость.
2. Формирование ценностных ориентаций учащихся осуществяется при следующих педагогических, условиях: а) структурировании учебного материала вокруг категорий, отражающих ценности русского художественного наследия (духовность, единение истины, добра и красоты, святость жизни, соборность, всеединство, правдоискательство, сострадание к ближним и др.) б) специально организованного художественного восприятия на основе ценностных установок, с помощью которых активизируются способности учащихся к творческой самореализации и духовно-нравственному самоанализу.
3. Эффективность формирования ценностных ориентаций старшеклассников в процессе освоения курса "Русская художественная культура'' зависит от применения специальных методов обучения (выявления ценностных приоритетов эпохи, анализа духовно-нравственной позиции автора, ассоциативного соотнесения художественного образа с жизненной позицией учащегося, сопоставления художественных образов разных видов искусств по принципу сходства и различия ценностных установок и др.), актуализирующих духовно-нравственный смысл произведений искусства, а через них - проблем окружающей жизни.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические предпосылки формирования ценностных ориентаций учащихся в условиях культурологической подготовки. Вторая глава посвящена разработке комплекса специальных методов, направленных на эффективное формирование ценностных ориентаций при освоении курса "Русская художественная культура", а также описанию задач, хода и результатов опытно-экспериментального исследования.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Результаты исследования старшеклассников Частной школы