Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование у старшеклассников личностного отношения к поэтическому творчеству

Автореферат по педагогике на тему «Формирование у старшеклассников личностного отношения к поэтическому творчеству», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Сомова, Людмила Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Минск
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Формирование у старшеклассников личностного отношения к поэтическому творчеству"

МИНСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. АЛЛ. ГОРЬКОГО

На правах рукописи

СОМОВА Людмила Александровна

Формирование у старшеклассников личностного отношения к поэтическому творчеству

13.00.02 - методика преподавания литератур»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических неук

Минск 1992

Работа выполшна в Минском ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени А.М.Горького

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент

Е.В.Перевозная

Официальный оппоненты - доктор педагогических наук, профессор

К.В.Гавряловец

кандидат педагогических наук, доцент ЯЛ!. Леонова

Ведущее учреждение - Белорусский научно-исследовательский

институт образования

Защита состоится "_[£_" а-1/^ихл-_ 1992 г. в

№ часов на заседании специализированного совета К 113.16.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук в Минском ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени А.М.Горького по адресу: 220809, г. Минск, ул. Советская, 1В, ауд.482.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан' " 0Л_" 1992 г.

Ученый секретарь спецкшгазировакного совета ~ :д.ф.Иавловская

ЖИ&ь^-

Актуальность исследования. В осуществлении -задачи гуманизации ^временной школы особая роль принадлежит литературе как предмету, активизирующему воображение, ассоциативное мышление, эмоциональную ;фору, все творческие начала личности растущего человека. Наша исследование посвящено проблеме формирования у школьников лич-юстного отногаения к художественному произведению.

Педагоги прошлого века Ц.П.Еалталон,В.П.Острогорский,В.Я.Сто-шн, В.П.Шереметьевский,В.А.Флеров предавали большое значение юспитаниго читателя мыслящего,умевшего поделиться в "нлвом слове" модами своих_наблюдений и размышлений. Они разрабатывали приемы 'оживления личных впечатлений" от прочитанного, уделяли внимание армированию собственного отношения учащихся к произведения искусна слова на уроках литературного чтения;так или иначе их работы :асались вопросов личностного смысла и личностного отношения в ху~ южественном восприятии, однако как научные категории эти понятия ^е были оформлены.

Проблемы художественного во.сприятия основательно разрабатывается в дальнейшем I.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, П.М.Якобсоном и ;р,угими. Ученые оперируют понятиями "личностный смысл" и "лич-:остное отношение". в своем исследовании также обращаемся к тим терминам'. Говоря об отношении учащихся к художественному произведению как о личностном, а не как об индивидуальном (обуелов-:енном в большей степени способностями,темпераментом,характером убъекта) и .га личном (частном,интимном ) , мы хотим подчеркнуть :ре.жде всего направленность личности (влияние мотивов, интересов, 'риенгаций), общекультурное развитие человека, его нравственно-стетическую позицию. С этой точки зрения "личностное отношение"-роцесс, поддающийся управлении.

Проблема Армирования у школьников личностного отногаения к ли-'оратурному произведению . связана с Особенностями восприятия таршеклассникаш -художественного текста.. Как показывает результа-н проведенного' нами анкетирования, 57% старшеклассников, читая аедине книгу, могут, заплакать или засмеяться, живо представляя гочитанное. 30% испытывают внутреннее напряжение, но реагируют е очень бурно, 13% чувствуют спокойную заинтересованность. В це-ом эмолионашгое увлечение текстом испытывают 87% старкеклас-никогз. Это говорит о том, что "перенос на себя" в юношеском озрасге проявляется особенно сильно, однако на уроках литературы ти возможности часто остаются нереализованными. Необходимо стре-

миться создавать в классе условия для формирования личностного отношения школьников к прочитанному, побуждая их к "речевому действию" /М.А.Рыбникова/, оформлению сувдения вслух.

Вопросы организации художественного восприятия,литературного развития, нравственного становления личности находятся в поле зрения педагогов и методистов; об этом свидетельствуют работы Т.Т.Бража,Г.И.Ееленького,О.Ю.Богдановой,Р.Ф.Брандесова.К.В.Гаври-ломц,Г.И.Ионина,Е.В.Карсаловой,Е.В.Квягковского,Т.Ф»КуриюмовоЙ, В. Г. Маранцмана, Н. Я. Мещеряковой, Н.Д. Молдавской, Т. Ф. Мушинской, Е.В.Перевозной,3.Я.Раз.Н.А.Станчек. Основательный психологический анализ этих проблем содержится в исследованиях Н.К.Берхи-на,Л.Г.Йабицкой,В.А.Кан-Калика,О.ИЛ1ики1?оровой,Л.Н,РожиноЙ.

Исследования психологов,педагогов,методистов являются необходимой базой для разработки проблемы формирования личностного отношения учащихся к художественному произведению. Эта проблема приобретает особо актуальное звучание в связи с пристальным вниманием ученых к вопросам развития личности в новых исторических условиях. .

Возникновение личностного-отношения и определение своей позиции - вачшые личностно формирующие факторы. По мысли Г.И.Беленько;-го, ученик, "соглашаясь ш споря с писателем, проникая в суть созданных им картин, незаметно для себя, дата бессознательно,втягивается в процесс саморазвития и самовоспитания".^" Как средств! обогащения идейно-нравственного опыта старшеклассников рассматривает . формирование личностного отношения к художественному произведению Т.Ф.Мушнская. Эти традиции берут свое начало в трудах Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева, где личностный смысл и личностное отношение представлены квк регуляторы нравственного действия.

В методике .преподавания литературы проблема формирования лич ностного отношения к художественному творчеству остается по-прек-нему недостаточно разработанной. В практике современных учителей она такие не получила целенаправленного решения. Основными преют ствиями в этом являются: недостаточная ориентация" школьных про г рам: на читательские предпочтения учащихся разного возраста; методы преподавания литературы,не учитывающие ее специфику как искусства слова; слабая осведомленность учителей в вопросах психологии вос-

1 Беленький ГЛ1. Приобщение к искусству слова.-Ы..-Просвещение, 1990. С. 55.

приятия; отсутствие методических рекомендаций, предлагающих наиболее эффективные приемы формирования личностного отношения уча -щихся к конкретн™ художественным произведениям.

Данное исследование проведено на материале поэтического творчества, что обусловлено следующими факторами:

- восприятие поэтического произведения /особенно лирики/ связано с эмоциональной реакцией, сопереживанием, воображением, образным мышлением; организация такого восприятия ведет к развитию твор -чесних сторон личности школьника;

- личностное отношение к поэтическому творчеству расширяет нрав-зтвенно-эстетические ориентации учащихся: знакомство с новой стилевой манерой, оригинальным ритмом и образным миром поэта способствует литературному развитию ученика, повышению его внутренней цуховной культуры;

- в методике преподавания литературы вопросы личностного отношения учащихся к поэтическому творчеству почти не исследованы.

В напгей работе проблема личностного отношения старшеклассников к поэзии рассматривается в основном на материале творчества З.Маяковского. Отношение учащихся к поэзии В.'Маяковского всегда 5ыло противоречивым и находилось в центре внимания методистов /,Н.Й.Кудрятева,Р.Д.Мадер,З.Я.Рез,Е.В.Перевозной,Н.А.Станчек/;поиски эффективных путей, изучения творчества поэта продолжаются, о чем звидетельствуют дискуссии 1990-1991 г.г. .'вынесенные на страницы периодики /статьи Л.С.Айзермана.Г.И.Беленького,И.И.Аркина,Т.В.Ка-5ановой и др./. Современное, состояние общества в значительной сте-тени оказало влияние на восприятие творчества Б.Маяковского, на от-ющение к поэту и его произведениям, что вызывает необходимость 1зучи:ть характер этих изменений, проследить их диалектику и опре-телигь оптимальные /на данном этапе развития методической на-гки/ пути изучения произведений Маяковского . с учетом современ-шх читательских предпочтений учащихся. Требует пересмотра диетический материал к этой теме; устарели многие методические г литературоведческие работы, на которые привыкли опираться учители ; необходимы новые подходы к изучению поэзии В.Маяковского,ноше интерпретации его произведений, соответствующие объективному 1афосу его поэзии. Изучение творчества В.Маяковского помогает мчащимся осознать самих себя и общество, в котором они живут; ¡формированное личностное отношение к творчеству поэта способ-:твует расширению нравственно-эстетического опыта старшеклассников,

юс самоопределению.

Таким образом, выбор темы вызван ее общественной значимостью, недостаточной научной разработанностью и насущными проблемами школьной практики.

Объект исследования - проблема личностного отношения к художественному произведению в системе литературного образования в средней школе.

Предмет исследования - формирование у одиннадцатиклассников личностного отношения к поэтическому творчеству /на примере поэзии В.Маяковского/.

Цель исследования: выявить методические условия и определит! приемы, обеспечивающие формирование личностного отношения старшеклассников к поэтическому творчеству.

Гипотеза исследования. Активизация личностного отношения ста; шеклассников к художественному тексту обеспечивает наиболее полное освоение литературного произведения; личностное отношение формируется в результате аргументированного "присвоения" школьником авторских,смыслов художественного текста, его анализа и оценки с нравственно-эстетических позиций и выражается в речевом действии, являясь одним из факторов нравственно-культурного самоопределения личности.

В соответствии с целью и гипотезой данного исследования были поставлены следующие задачи:' 1/ проанализировать состояние разработанности проблемы личностного отношения читателей-школьников к художественному произведению в методике преподавания литературы; 2/ определить место и значение личностного отношения старшеклассников к поэтическому произведению.в процессе его художественного познания; 3/ выявить основные этапы формирования личностного отношения школьников.к поэтическому тексту; 4/ охарактеризовать параметры, определяющие это отношение и установить показатели его сформированное™; 5/ разработать систему уроков па изучению творчества В.Маяковского в 11 классе средней школы и экспериментально проверить ее эффективность.

Экспериментальное обучение проводилось в период 1986-1991г.г. в средних школах М,й4,й9,№10,№11 г. Мозыря, Козенской средней школе Моэырского 'района. Общее количество школьников,принимавших участие в оксгшриме^те,- 445 человек. В исследовании применялись следующие диагностические методы: наблюдение,различные виды опросов /анкетирование,¿еседн/, анализ проверочных и творческих райот

мчащихся. Составляя анкеты, изучая читательские предпочтения старшеклассников, т использовали такие мет'оды измерения,как метод ранговых оценок, метод последовательных категорий,который помогает вычислить степень согласия респондентов, метод выбора.

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

1 этан /1986-1987 г.г./. Изучение и анализ философских, литературоведческих трудов, психолого-педагогической и методической, титературы, проведение срэзовык работ, выясняющих особенности вос-триятия старшеклассниками поэзии Д.Блока,В.Маяковского и других поэтов/.

2 этап /1987-1988 г.г./.Разработка экспериментальных материалов, их апробация.анализ полученных результатов.

3 этап /1988-1991 г.г./. Проведение и анатаз проверочных ого-зовых работ, уточнение выводов, вытекающие аз результатов эксперимента; ©кормление диссертационного исследования.

Методологическую основу исследования составили: философское учение об активности человеческого сознания, которое "не только зтражает мир, но и творит его" /Гегель/, вследствие чего современное литературоведение рассматривает худотествеиное произведение *ак вторую эстетическую реальность, а художественный образ как средство отражения действительности в искусстве / FJ.fi. Борев, 1.Ф.Болкоз,Н.1.Лейзеров,А.И.Левидов,В.Г.Палиевский,М.А.Палкин, Д.Б.Храпченко/; психологическая концепция художественного воспри-1тия как личностного процесса / Я.С. Выготский, А.Н. Леонтьев/; финцип деятельностного подхода в преподавании литературй /Н.Б.Бер-:ин(0,Ю.Богданова,Г.И.Ионин,Т.Ф.Курдюмова,В.Г.Маран1тман/; психо-гогическая теория установки / Л.Г. Жабицкая, Ш.А. Надирашвили, ).И.Никифорова,Д.Н.Узнадзе/; теоретическое положение о необходим «ости оформления отношения к художественному произведению на уро-сах литературы в речевое действие /М.А.Рыбникова/; литературовед-гескйя теория о специфике лирики /Л.Л.Гинзбург,В.З.Кожинов, ¡.Д.Сквозников, Л.И.Тимофеев/.

Научная новизна- исследования состоит в следующем: выявленн юихолого-педагогические предпосылки и методические условия Фор:<и-ювания у старшеклассников личностного отношения к поэтическо-!у произведению; установлены основные этапы этого процесса; опре-

делет; показателя сформированное™, место и значение личностного отношения старшеклассников в процессе художественного познания лирики.

В работе'доказывается, что личностное отношение к поэтическому творчеству есть осознанное "присвоение" школьниками нравственно-эстетических смыслов художественного текста; выявляется взаимосвязь этого процесса с нравственно-культурным самоопределением личности. Этим определяется теоретическая значимость исследования.

Практическая значимость работы состоит в том .что в ней предложены критерии отбора поэтических произведений.для изучения в школе и приемы, активизирующие личностное отношение старшеклассников; показан богатый воспитательный потенциал поэзии В.Маяковского на современном этапе духовного развития общества; предложены новые подходы к изучению художественного своеобразия произведений В.Маяковского с учетом восприятия учащихся;разработан дидактический материал к данной литературной теме. Результаты исследования могут быть использованы в практике учителей, при создании учебных, учебно-методических пособий.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Личностное отношение возникает на основе обретения школь». ником личностного смысла в вдэтичесном тексте и развивается в результате последующего восприятия-анализа, творческого обдумывания и осознания читательской позиции; личностное отношение к поэтическому творчеству является базой для расширения эмоциональных и эстетических ориентаций учащихся, способствует их нравственному самоопределению.

2. Личностное отношение школьников различается степенью "присвоения" авторских смыслов художественного текста : "присвоение" может быть общим, частичным, принимать форму "аргументированного отрицания".

3. Основными условиями формирования у старшеклассников личностного отношения к поэтическому творчеству на уроках литературы являются; а/организация учителем художественно-эстетической установки на восприятие художественного произведения; б/учет эмоциональных ориентаций учалщхся, опора на их нравственно-зстети -ческмй опыт; и/ пробуждение у старшеклассников стремления понять внутренний мир другого человека - поэта или писателя,соотнести его со своим внутренним миром; г/првдостамение км права выбора

художественных произведений для подробного литературного анализа; д/ обеспечение ученикам возможностей свободного высказывания собственных мнений, побуадение их к "речевому действию".

4. Показателями сформированное™ личностного отношения школьника к художественному произведению являются: а/ уровень "вовлечения" в художественный текст ( высший уровень "вовлечения" представляет собой понимание нравственных и вербально-художестввншх аспектов произведения); б/ умение логично и последовательно аргументировать свое суждение /эмоционально и фактически/.

5. При формировании личностного отношения к литературным произведениям необходимо учитывать динамику отношений читателей к творчеству того ^ли иного поэта /например, В.Маяковского/ в связи с тенденциями общественного развития.

Достоверность и обоснованность диссертационного исследования определяются опорой на достижения-современной психолого-педагогической и методической науки, а также данными экспериментального обучения..

Апробация работы. Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсувдались на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы Минского государственного педагогического института имени А.М.Горького, излагались на республиканской конвенции "Пути совершенствования литературного образования" /Минск,1991 г./, использовались при проведении спецсеминара у студентов пединститута, были опубликованы в сборниках научных статей.

Результаты исследования включены в систему работы учителей школ №1,№4 г. Мознря и Козенской средней школы Мозырского района.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В работе имеются четыре таолиш и одна схема.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ! ДИССЕРТАЦИИ

Во- введении обосновывается актуальность проведенного исследования, определяются его цели и задачи, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость,выдвигается гипотеза и (Ьормулирузэтся положения, выносимые на защиту.

В поотой главе "Теоретические основы гГ-оркирования личностного отношения читателя-старшеклассника к художественному твор-

честву" рассматривается восприятие художественной литературы как ссихолого-педагогическая проблема; исследуются методические'предпосылки формирования личностного отношения школьников к произведению искусства слова, даются современный и исторический аспекты проблемы; выявляется специфика личностного познания старшеклассниками поэзии; определяется положения психологии, дидактики,на основе которых может быть разработана методика формирования личностного отношения старших школьников к лирическому произведению. Определены место и значение "личностного отношения" старшоклассни ков в процессе художественного познания лирики,, обоснована ¡>оль установки при формировании личностного отношения старшеклассников к поэтическому произведению. Говоря сб установке, мы имеем в виду следующие ее модификации: ■

1• ^£2229§ка_чйтателя__как_п2§двзятоо_мнение,.которое обуслог

лено экоционатыю-эстетической ориентацией, влиянием прошлого опыта, психологического состояния, субъективного самочувствия. Готовность к эмоциональному "вовлечения" в поэтический текст зависит от литературного развития читателя. Если круг'эмоциональной ориентации узок, новая стилевая манера изучаемого произведения ставит старшеклассника в тупик. Это одна из объективных причин непонимания на первом . этапе освоения школьниками произведений А.Блока,В.Маяковского.

2• Установка как авторитетное мнение учителя,умеющего настроить класс на эмоциональную волну при помощи методических приемов п специального подбора материала /интересных фактов биографии, ярких воспоминаний друзей.и современников поэта, поэтических отрывков/. Поскольку духовный шр больсаго поэта личкостно богат, всегда можно найти близкое только тебе как личности,как индивиду. Задача педагога - научить этому поиску: что в творчестве поэта "мое", для чего мне нужен поэт; в каком смысле.его творения имеют общечеловеческую ценность? Установка учителя усиливает установку ученика /расширяет крут эмоциональной ориентации/ и открывает возможность для появления у него личностного смысла художественно го текста. Важно при атом, чтобы общая установка на восприятие соответствовала эстетическому пафосу произведения.

3- Подобная нра

ственная .ориентация имеет значение для самоопределения молодого человека в жизни. Полноценная эстетическая реакция "есть не прос то разряд впустую, холостой выстрел, она есть реакция в ответ на

произведение искусства слова и новый сильнейший раздражитель для дальнейших поступков"1. Л.С.Выготский считает, что эта реакция может быть отсроченной во времени, опосредованной и трансформированной, она должна реализоваться в восприятии произведения как определенная установка на будущее. Эта установка на нравственное действие становится'устойчивой, если после обретения личностного смысла в. произведения у читателя формируется вполне осознанное личностное отношение к ¡тему.

Мы считаем, что личностное_отношение к произведению искусства слова представляет из себя осознание читателем степени "присвоения" им нравственно-эстетических смыслов художественного текста и соотнесение своей точки зрения с точкой зрения других людей.

Личностное-- отношение можно рассматривать как процесс /когда оно лишь начинает Формироваться/ и как результат /когда есть основания судить о его-сформированное™/. Если ученик выражает свое отношение к художественной мысли автора, дает свою оценку произведению,- определилась первая ступень личностного отношения. Вторая - включает в себя показатели первой, а Также понимание, осознание школьником эволюции своих читательских взглядов.

Личностному освоению художественного текста соответствует я "личностный характер умственных действий учащихся" /Г.Н.Ионик/.

Важным представляется вопрос о том, в какой форме проявляется личностное отношение к художественному произведению на уроке ' литературы. Мы рассматриваем ее не просто как слоЕесную форму,а как речевое действие,нравственный поступок. Признаём целесообразным следовать в этих вопросах традициям С.I.Рубинштейна /"в речи мы формулируем мысль, но формулируя её , мы сплошь и рядом ее.формируем" 2/ и М.А.Рыбниковой /"...мысли рождают словесную форму... В этом потоке мыслей и слов ученик обнаруживает себя,показывает свою личность" 'V.

Устно или письменно отстаивая свои нравственные убеждения, школьник проявляет волп и, если он искренне выражал свои взгляды, совершает нравственное действие. .

Этот душевный опыт имеет "проекцию в будущее": через

I ■

Выготский -Т.е. Психология искусства.-М. :1Тедагогика, 1987.-С.241. ? ■

" Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.~И. :Госуд.уч.-пед.изд-во Наикомлрося КХ-ОР.ШО.-С.ЗЮ.

3 Рыбникова М.А. Иэбрэншэ'труды.-М.:Иэд-во АПН РСФСР,1958,-С.481.

определение своей читательской позиции /личностного отношения/ученик приходит к нравственному самоопределению, а приобретенные нравственные ориентиры использует в будущем. В этом смысле "личностное отношение и "личностный смысл" - не только этапы освоения школьником художественного произведения, но и в известной степени регуляторы нравственного действия.

Заключаем: если определилось у ученика личностное отношение к прочитанному, то поэтические строки могут функционировать в-его реальной жизни как оформленные художественным словом мысли,выражаю -щие определенные движения дупш. Личностное отношение позволяет читателю не просто понять искусство слова, но откликнуться на него, сделать поэзию частью своей внутренней духовной культуры.

Во второй главе • "Методика формирования у старшеклассников личностного отношения к поэтическому творчеству /к поэзии В.В.Маяковского/" дается анализ результатов экспериментальной работы,определяются условия и приемы, обеспечивающие формирование у школьников личностного отношения к поэтическому произведению, рассматриваются особенности изучения поэзии В.Маяковского в функционально-историческом освещении,предлагается методика преподавания его творчества в 11 классе средней иколы с учетом потребностей современного учебного процесса.

В качестве конкретного предмета исследования мы выбрали формирование отношения читателей к творчеству В.Маяковского. Такой выбор обусловлен тем, что мы имеем возможность проследить эволюцию отношения литературной критики к творчеству поэта с 1917 года,проанализировать методику преподавания творчества В.Маяковского в школе с 1922 года: именно в этом году Наркомпросом РСФСР была выпущена в свет примерная программа для школы второй ступени, где в списке произведений для литературного чтения было имя В.Маяковского, Кроме того,'в методической литературе зафиксированы конкретные отклики учеников на поэзию В.Маяковского на протяжении нескольких десятилетий. Это позволяет определить функционирование творчества В.Маяковского в сознании нескольких поколений. Рассмотрение личностного отношения к литературному творчеству на примере, поэзии В.Маяковского обусловлено также художественным своеобразием лирики поэта.

Исслэдуя отношение литературных критиков к поэзии В.Маяковског. го, анализируя методические подходы к изучению поэта в.школе, мы пришли к выбоцу, что благоприятшм условием формирования личност-

ого отношения читателя к поэзии является свободное ее постижение, :езависимое от идеологических установок я давлений. Методика препо-;авания литературы оказалась под влиянием политической установки,в «зультате чего изучение поэзии В.Маяковского было односторонним: : кониу 70-х годов творчество поэта рассматривалось как образец социалистической революционной поэзии, служащей комздиистическому восстанию трудящихся. Те учители и методисты, которые, несмотря на инициальную пропаганду, подчеркивали общечеловеческие ценности поэ-(ии В.Маяковского и учитывали личностное отношение учащихся к его •ворчеству, добивались более вксоких результатов в литературном раз-штяи ижольников. Об этом свидетельствуют методические работы !.А.Рцбниковой,Н.И.Кудряш8ва,Л.А.Уховой-Соломиной,З.Я.Реэ,11. А.Стан-тк,Е.В.Перевозной,Т.Ф.Курдюмовой,Л.С.Айзермана,Г.К.Беленького, ¡.В.Карсаловой. ,

К концу ВО-х годов, в результате исторического развития общо -;тва, снимаются прежние политические установки на изучение поэзии 5.Маяковского. Намечается другая опасная тенденция - негативизм в ¡осприятии творчества' поэта, категорическое отрицание ого положи -'елыюй роли в развитии поэзии 20 века. Формирование личностного отношения пкольняков к творчеству В.Маяковского на основе художественного познания его поэзии и критического осмысления

новых литературоведческих и публицистических работ о Маяковском, 1а наш взгляд, является.актуальной задачей современной методики преподавания литературы.

Изучив отношение учащихся " к творчеству З.Маяковского в период от 40-х до 80-х годов, опираясь яа последние достижения методической науки, учитывая читательские предпочтения современных пкольников, мы советуем для изучения в 11 классе выбирать разные то стилевой манере произведения поэта, в основе, которых : общегу-ланистическая идея; глубоко личные переживания; чувство социальной ответственности за зло, творимое в мире; юмористическо-сатирическая заправленность; реальное отражение исторической обстановки; нрав -зтвенше ценности, требующие критического осмысления. Такие критерии отбора произведений поэта для изучения в школе и предложенные темы сочинений стимулируют личностную направленность отношения пкольников к поэтическому тексту, их стремление к нравственному самоопределению. /Для выяснения личностных предпочтений учащихся при изучении лирики В.Маяковского нами использовался метод ранговых оценок/.

Для того, чтобы "измерить" влияние литературы как искусства на школьников, мы анализировали юс читательские отклики /устные или письменное/, в которых старшеклассники , опираясь на эмоциональный опыт, "ассоциативный Фонд",высказывали свои мысли, чувства,оценки. Разрабатывая вопросы анкеты, мы учитывали методики • измерения ценностей личности /работы Е.С.Малаха.В.А.Павлова.К.К.Байчинской, Н.А.Раппопорта/, изучения эстетических запросов молодежи в сфере искусства /П.М.Якобсона/, исследования литературного развития учащихся /0.И.Никифоровой,Б.М.Фермяка/, использовали методы измерения личностных предпочтений, описанные Ю. Юрловым.

На наш взгляд, заслуживают внимания следующие -результаты эксперимента.

Испытывая интерес к художественной литературе вообще, школьники довольно осторожно выражалт свое отношение к поэаии,однако 64$ школьников признают , что интересуются поэзией и имеют свои любимые стихи, в которых находят личностный смысл.

В молодости свойственно ожидать высокого предназначенья, юный человек стремится определить для себя ценностные ориентиры. Из целого ряда качеств личности, старшеклассники на первое место поставили "порядочность" /35/, на второе - "честность" /25/, на третье-"дойроту"/17/, на четвертое и пятое - "смелость" и"ум". "Расчетливость" и "практичность" оказались на последнем'месте. Конечно, жизнь может изменить ценностные ориентации, возникшие в период юношества , однако эта устремленность к идеалу - хорошая почва для восприятия поэзии, если умело организовать читательскую деятель -ность на уроках литературы.

Трудности восприятия поэзии В.Маяковского старшеклассниками вс многом объясняются усложненностью поэтических творений поэта, недостаточным уровнем читательской культуры учащихся и направленность личности школьника. Разорванность стиха и неожиданность образов поэта, нетрадишонность синтаксических конструкций /частая инверсия/ и особое звучание речевых пауз вызывают как внутреннее сопротивление читателя, так и удивление перед непривычным поэтическому слуху ритмом. Представляют интерес результаты такого исследования: мы. проанализировали ошибки учащихся, которые они сделали,воспроизводя по памяти отрывок из вступления к поэме "Во весь голос", и выяснили," что школьникам легче записывать стихи классическими с-тгк ками и строками; между- тем,учащиеся, вовлеченные в текст на вербая] ном уровне, легко расставляют паузи, выстраивал "лесенки" ,стихов

В.Маяковского; смысловые ошибки чаще всего связан» с перемещением актуального для современного гаколышка акцента нравственных аспектов поэтического текста.

Поэзия.В.Маяковского противоречива, и многие ее стороны школьники воспринимают критически, но в силу того, что поэзия -многосмнс-ловое пространство, в ней современные читатели и:Цут и находят личностный смысл. Старшеклассников привлекают в поэзии такие стороны, как лиричность и музыкальность, способность передать очень личине переживания и высокие мечты. Поэзия как исповедь и как душевное очищение - вот что в первую очередь необходимо современному читателю. Многие произведения В.Маяковского звучат .совсем не в унисон с личностными устремлениями молодых людей; только, будучи квалифицированными читателями, старыеклассники могут найти у В.Маяковского стихи трепетные и щемящие. С другой стороны, юношам, стремящимся утвердить себя любыми средства'.®, дате шокируя окружающих, близки и впатаж Маяковского, и его деятельна! энергия,

Результаты двух первых этапов эксперимента подтверждают лично-ст1|уз направленность отношения школьников к художественному тексту / в частности, к произведениям В.Маяковского/ и эффектив -ность прздлоконной методики обучения: в экспериментальных классах на первоначальном этапа изучения 56? учащихся не находили в стихах В.Маяковского'личностного смысла и не пытались дать его творчеству личностную'оценку. После изучения творчества В.Маяковского по экспериментальной методике ЗЪ% учащихся утверждали, что его поэзия не особенно привлекает,6Б% находилив ней личностный смысл, среди них 10? признались в особой любви к поэту.. 5% - не выразили" к творчеству В.Маяковского никакого отношения. Школьники в подавляющем большинстве дали оценку нравственной позиции поэта и так мотивировали свои ответы: 29% уважают ему духа поэта, 28% считают его позицию человека-борца единственно верной, 10? признают,что позиция Маяковского им чем-то близка, 13% находят, что поэзия' Маяковского необходима для самопознания /"'лучше начинаешь понимать себя, соизмеряя его силу и свою"/. Не принимают позицию поэта 14$..учащихся, 6% из них аргументируют свое отрицательное мнение. На третьем этапе исследования /после довольно широкого анкетирования на втором этапе эксперимента и анализа его результатов/ основная задача заключалась в том, чтобы выяснить, какие параметры определяют личностное- отношение читателей к художественному тексту.

Степень "присвоения" авторских смыслов художественного текста мы считаем важнейшим параметром и, оперируя им, выделяем четыре уровня личностного отношения: 1/ максимальное ( общее) "присвоение" (+); 2/ выборочное (частичное) "присвоение" (Ч -) .^/"присвоение" - аргументированное отрицание (-)•, 4/ "неприсвоение".ложный отклик, работа под установку общепринятого мнения (0).

Если первые три показателя мы признаем как искреннее личностное отношение, то четвертый - дань авторитарному давлению учителя. Патетически локнне оценки, например, творчества В.Маяковского, легко почувствовать, анализируя экзаменационные сочинения 1988-1990 г.г.,не говоря о более раннем периоде. Мы полагаем, что школьник сам определяет для себя.степень "присвоения" авторских, смыслов отдельного произведения тк всего творчества поэта /писателя/, устанавливая границы личностно значимого с эстетических и нравственных позиций. Самоопределение - сильное возрастное стремление старшеклассников: познавая художественное произведение, школьник познает мир, художественную реальность,себя в этом мире. Задача учителя - помочь такому самоопределению. Учитывая вышесказанное, мы проанализировали результаты срезовых работ и оформили их в таблицу, которая дает основания констатировать, что в экспериментальном классе личностное отношение к поэзии В.Маяковского выразили 94% учащихся, а в контрольном 71%. Большинство учащихся как в экспериментальном, так и в у.онгрольном классе проявили к творчеству Маяковского личностное отношение 2-го уровня ( + -) не случайно - это закономерность восприятия его произведений,когда читатель находит в поэзии лично значимое,но ряд авторских образов вызывает внутреннее сопротивление. Если старшеклассник определил собственную нравственно-эстетическую позицию,-то.можно считать, что освоение литературного произведения состоялось.

Другим важнейшим параметром,определяющим личностное отношение школьников к художественному произведению является аргументированность суждений. Аргументация личностного отношения по характеру мотет быть следующей:

1- ложная аргументация /неискреннее выражение чувств и мыслей; ра-* Сюта под идеологическую установку;

Я- ''житейская" аргументация /слабо связанная с объективным смыслом художественного текста/;

3- рационально-рассудочная аргументация /логически-фактическая/;

4 - эмоциональная аргументация /яркое образное выражение чувств, эмоций, вызванных литературным текстом/;

5 - эмоционально-рациональная аргументация.

Экспериментальные материалы /творческие работы, иллтстрирушко степень "присвоения" нравственно-эстетических смыслов художественного текста, уровень ''вовлечения" в него и характер аргументации школьников/ представлены в приложении к диссертации.

Важно проследить зависимость между степенью "присвоения" художественного текста и характером аргументации в экспериментальном классе. Личностное отношение 2-го уровня (+ - ) , как показывает анализ школьных сочинений, оказалось наиболее аргументированным,причем на этом уровне использовалась эмоциональная и рациональная аргументация одновременно, что придавало творческим работам старше -классников особую убедительность. Первому ( + ) и третьему ( -) уровням "присвоения" школьниками авторских смыслов художественного текста в большей степени свойственна эмоциональная аргументация, оссйенно при изучении творчества В.Маяковского. Личностное отношений, находящееся в стадии размышлений и сомнений, неокончательно оформленное , выливается иной раз в поверхностное суждение. Сформированное личностное отношение включает в себя критическую мысль старшеклассника, когда ,он в определенной мере .сообразно возрасту, становится "литературным критиком", а, не судит о художе...-ственном произведении на уровне обыденного массового сознания,только с житейской позиции. Тогда.и аргументация становится более убедительной, как правило, эмоционально- рациональной. Появляется, нравственно-эстетическая оценка прочитанного.

Третьим,важнейшим параметром, определяющим личностное отношение, мы считаем "вовлечение" в художественный текст. Положительная установка прошлого опыта индивида влияет на глубину понимания авторских смыслов художественного текста. Первый уровень "вовлечения" школьников в художественный текст представляет собой понимание нравственных аспектов произведения. Второй уровень характеризуется пониманием нравственных и словесно-художественных аспектов в их единстве, то есть это "вовлечение" в текст не только на уровне проблем, но и слова, ритма, структуры. При таком "вовлечении" в'литературный текст способные учвники могут сочинять стихотворения /подражания, пародии/ в стиле определенного автора /например, В.Маяковского/. Так уровень "вовлечения" в художественный текст влияет на "присвоение" школьниками авторских смыслов художественного текста.

В результате целенаправленного формирования у старшеклассников личностного отношения к поэтическому творчеству уровэш "вовлечения" в художественный текст повысился: 61% учащихся экспериментального класса показали второй уровень вовлечения, контрольного класса-49%. Именно глубоко вовлеченный в поэзию читатель, определивший для себя степень присвоения авторских смыслов как максимальную , может почувствовать и пережить катарсис,полу -чить от литературного произведения эстетическое наслаждение. Такое постижение искусства - высшая ступень его освоения. Это на означает, что в школе мы должны всех поднимать на эту ступень.Учителю лишь нужно показать путь к этой ступени, а подниматься на нее или нет, должен решать сам человек, в зависимости от своих личностных устремлений, эмоциональных, эстетических, нравственных запросов.

Результаты экспериментального обучения подтверждают эффективность предложенной методики и позволяют констатировать,что освоение литературного произведения осуществляется наиболее.полно,если старшеклассники находят в художественном тексте личностный смысл к определяют личностное отношение к прочитанному.

Исходя из данных те.оретако-экспериментальнбго исследования,мы

определили основные условия__$одлирования_личностного_отношен к

к поэтическому произведению: • ,

- организация учителем художественно-эстетической установки на восприятие поэтического произведения;

- учет эмоциональных ориентация учащихся, оНора на их прошлый нравственно-эстетический опыт /с помощью анкетирования и предварительных бесед и опросов/;

- пробуждение у старшеклассников стремления понять внутренний мир,душевное состояние другого' человека - поэта,писателя или лирического героя, соотнести его со своим внутренним миром;

- проблемное и эволюдаонно-исторяческое освещение материала;

- обеспечение ученикам возможностей для свободного высказывания собственных мнений, побуждение их К речевому действию;

- предоставление.ученикам права выбора художественных произведений для подробного литературного анализа /с этого начинается их нравственно-эстетическое самоопределение/

Определив основные условия формирования личностного отношения старшеклассников к поэтическому творчеству, спираясь на личностные предпочтения .учащихся в. выборе произведений поэта для подробного изучения в 11 классе и результаты проверочных срезовых ра-

бот, мы предложили систему уроков, особое внимание уделив общечеловеческим ценностям поэзии В.Маяковского.

На уроке о сущности гуманизма "Топор Раскольникопа и маузер Маяковского" мы показали,что созидание несет благо, а разрушение горе.. Заражение восторгом разрушения /"Пул'л погуще! По оробелым! В гущу бегущим грянь, парабеллум!"/ - все равно,что заражение "трихинами", созданными фантазией ^.М.Достоевского, от которых люди бесноватась и сумасшествовали, забыв о том, что есть добро и что есть зло. fia уроке, посвященном теме "...припади и попей из реки по имени Факт", ш рассмотрели разные факты жизни и творчества поэта: и те, которые характеризуют Маяковского как целеустремленного и сильного человека, и те, что свидетельствуют о ого слабостях; обратились к черновикам поэта,которые показывают неоднозначность его человеческой позиции.

Сатирические стихотворения В.Маяковского - тоже проявление его. искренности: в них презрение к социалистическому бюрократизму, протекционизму,низкопоклонству,лжи. Абсурдные порядки новой действительности В.Маяковский один из первых подметил и высмеял.

Особое внимание, советуем уделить художественной мастерской поэта, посвятив достаточно времени темам "Как делать стихи?" и "Уроки русского футуризма". Изучение таких тем расширяет художественно-эстетические ориентации учащихся. На этих уроках целесообразно проводить стилистические эксперименты, исследования поэтики В.Маяковского, стимулировать поэтические пробы учащихся, рождение ассоциаций,образных представлений; важно учить ребят видеть эстетику стихотворной строки как гармонию звуков, ритмов, смыслов, интонаций. От поэзии В.Маяковского можно получать филологическое наслаждение, но лишь на определенном уровне читательской культуры.

Положительные результаты дает и сравнительный анализ произведений, близких по проблемам, отдельным мотивам, но принадлежащих разным авторам, например, анализ стихотворений В.Маяковского А.Некрасова и отрывка из романа Ф.Достоевского "Преступление и наказание" на уроке по теме "Хорошее.отношение к лошадям". Учащиеся имеют возможность оценить разные по стилю и жанру литературные произведения /или отрывки/, увидеть многообразие художественной палитры писателя или поэта.-

Для расширения' .эмоционально-эстетических орцр.нтацпй учащихся

целесообразно в конце изучения поэзии проводить уроки-литературные композиции, уроки-концерты; один из таких уроков можно посвятить, например, традициям В.Маяковского в лирике А.Вознесенского,Е.Евтушенко, Р.Рождественского,II.Панченко и др.

Основные методические условия Нормирования у современных школьников личностного отношения к творчеству В.Маяковского можно сформулировать так:

1/ замена политической установки на восприятие поэта нравственно-эстетической;

2/ создание вокруг поэта "поля понимания" /заинтересовать ребят оригинальной-жизненной позицией оригинальной личности поэта,своеобразием творческой манеры; учить постигать эстетику стихотворной строки/;

3/ изменение концептуального подхода к творчеству поэта /подчеркнуть трагизм противоречия общественного и личного в человеке в эпоху революций;.рассматривать гуманизм как общечеловеческую категорию; выделись мотив его творчества - "я один виноват эа всех"/; 1/ рассмотрение творчества В.Маяковского в системе общеэстетичес-. ких ценностей литературы; ..использование сравнительного и историко-функпионаяьного анализа.

5/ побуждение старшеклассников к аргументированному речевому сузде-нига в форме устного высказывания, школьного сочинения или в форме собственной художественной речи /написание стихотворений в стилевой манере Маяковского/.

По мысли Н.Б.Берхина /"Литературное развитие школьников", 1Э6Э г./,в школе должно оцениваться изменение отношения ученика к творчеству определенного писателя гаи поэта и осознание им этого изменения в процессе постижения мира художественных образов автора. Мы считаем важной эту .мысль для современной методики преподавания литературы. Такой подход к обучению литературе направляет учителя не столько на "формирование у школьников навыков анализа художественного текста,что,безусловно,важно, сколько на развитие способностей учащихся, таких, как эстетический слух /умение слншать ритмику поэтической и прозаической речи,оценивать художественные достоинства текста/, художественное видение /воображение , образное мышление,ассоциативный фонд/, вчувствование /глубина эмоциональной реакции,сопереживание/,

Для того.чтойк создать условия для развития личностного отношения школьников к художественному произведению,' мн использовали и

метод творческого чтения, и эвристический, и исследовательский, и репродуктивный, по-разному варьируя и сочетая их при разработке каждой конкретной теш. Поскольку главное в лирике -"образ-переживание", то методические приемы, обеспечивающие восприятие лирики, ее художественное познание как искусства слова,должны носить творческий характер: это выразительное и комментированное чтение, устное слоЕесное рисование, составление киносценария /например,на материале главы 19 из поэмы "Хорошо!"/, использование музыки,прием умолчания и открытого вопроса, стилистический эксперимент /при постижении школьниками эстетики стихотворной строки П.Маяковского/ использование черновых вариантов поэта, письменное воспроизведение выученных наизусть стихотворений с последующим анализом ошибок и другие.

Как показывают результаты, теоретического исследования и экспериментального обучения, личностному отношению школьника к конкретному художественному. произведению свойствонна подвижная структура: отйпы формирования отношения старшеклассника к литературному тексту не имеет рази« границ. Учитывая вышесказанное,можно охарактеризовать эти этапы следующим образом:

1. Вхождение в художественный текст /восприятие-чтение/.Появление заинтересованности,сопереживания,эмоционального заражения.

2. Обретение личностного смысла в художественном тексте.Инте-риоризацня. Присвоение-неприсвоение.

3. Творческое обдумывание возникшего эмоционального "вовлечения" в художественный текст, подбор аргументов и их высказывание:

а/ "вовлечение" в художественный текст на уровне нравственных" проблем;

б/ "вовлечение" в художественный, текст на. уровне нравственных проблем и словесно-художественной специфики в их единстве /понимание художественных особенностей,авторского стиля/;

4. Перенос отношения к данному художественному произведению на другие. Соотнесение своей точки зрения с мнениями других людей: одноклассников,учителей,знакомых,литературных критиков и других.

Учитывая,что ученики в силу сеоих индивидуальных особенностей находятся на разных этапах постижения художественного произведения, задача педагога на навязывать им слодующий этап читательской деятельности, а разумно организовать.обмен мнениями:пусть одни ученики высказывают свои первоначальные впечатления,ассоциации,чувства,вызванные художественным текстом; другие выражают стремление по-

пять не только себя, но и мир поэта, его нравственные искания; третьи пытаются познз.ть законы художественного совершенства поэтического произведения, проникают в словесно-художественный мир автора; четвертые осмысливают свое отношение ко всему творчеству поэта, определяют место изучаемого художественного произведения в системе своих эстетических ценностей,сравнивают свои взгляды с об-щепринятыми.научно обоснованными. Активность постижения художе -ственного текста у читателей различна,™ каждый этап проявления личностного отношения к прочитанному - достижение.

Таким образом, создавая условия для формирования у школьннко] личностного отношения к художественному произведению и его автору № имеем возможность активно влиять на познавательную деятельност: старшеклассников на уроках литературы, повышать их общую и читательскую культуру, способствовать их нравственному самоопределеши

В заключении кратко излагаются итоги диссертационной работы : намочшотся перспективы дальнейших исследований личностного отноше няя читателей-школьников к художественному творчеству.

Основные положения диссертации отражены в следующих работах:

1. Проблема личностного ..отношения учащихся к художественному произведению в методического наследии.// Пути внедрения пскхолого-пе-дагогической теории в практику.-Минск:Изд-во МПШ имени А.М..Горького , 1991 . -С .172-181 .

2. Формирование личностного' отношения старшеклассников к творчеству Б.Маяковского и А.Блока на уроках литературы.//Совершенствование профессионального психолого-педагогического мастерства в условиях непрерывного ооразования.-Минск:Изд-во МГПИ имени Л.Н.Горького,1991.-С.219-231."