Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование умений и навыков в работе над эстампом у студентов художественно-графического факультета

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Еремин, Владимир Александрович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование умений и навыков в работе над эстампом у студентов художественно-графического факультета», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Еремин, Владимир Александрович, 1992 год

Бведение.

Глава I. РОЛЬ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИШ В 0/1СТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИ1ЮВ4ЩАГОГОВ

§ X. Принципы обучения искусству графики на ХГФ.

§ 2. фаткая история становления школ печатной графики.

§ 3. Методика обучения эстампу на ХГФ и основные направления ее совершенствования.

Выводы к I главе.

Глава П. ИССЭДОБАШЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ХГФ В ГРАФИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ (экспериментальная

глава)

§ I. Содержание и методы обучения студентов ХГФ эстампу на занятиях по печатной графике.

§ 2. Формирование умений и навыков у студентов ХГФ при освоении ими техники печати. 7Ь

§ 3. Система и методы обучения искусству печатной графики для ХГФ. 1X

Выводы к П главе.

Глава Ш. ЖОЩКк ОБУЧЕНИЯ ИСКУССТВУ ПЕЧАТНОЙ ГРАШЭД СТУДЕНТОВ ХГФ

§ X. Организация и правила размещения рабочих мест и оборудования в графической мастерской.

§ 2. Теория подготовки студентов на спецкурсе.

§ 3. Теория подготовки студентов на спецпрактикуме. Х

§ 4. Работа студентов в кружке по изучению основ изготовления эстампа.

Выводы к Ш главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование умений и навыков в работе над эстампом у студентов художественно-графического факультета"

Воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и раскрытия потенциальных возможностей кавдой личности есть основная и самая ответственная задача нашего общества. В системе индивидуального становления личности -как человека всесторонне развитого, не последнее место занимает эстетическое воспитание на базе тех духовных пластов, которые накопило человечество за время своего развития. В цепочке фундаментальных основ воспитания человека в образовательной школе важную роль играет воздействие средствами изобразительного искусства, в частности средствами графики.

Занятия печатной графикой в школе помогают ученику активно развивать свои природные способности. Однако, существует острая нехватка квалифицированных специалистов, способных решать эти задачи в школе.

В современной педагогической науке ведутся интенсивные исследования путей совершенствования учебного и воспитательного процесса. Проблема творческой активности рассматривается в условиях определенно построенных занятий, совокупности методов обучения и направленного усложнения упражнений (в частности печатной графики).

Проблема развития творческих способностей не будет достаточно решена в отрыве от конкретных учебных задач, в частности - обучении эстампу. Требуется широкий аспект всех сторон деятельности обучаемых.

Известно, что печатная графика входит в арсенал рисунка, как самостоятельный ввд изобразительного искусства. В програм-му обучения студентов на художественно-графическом факультете пединститута (ХШ), решая вопросы развития художественно-твор-ческих способностей студентов, был включен эстамп, как вспомогательная дисциплина. Он тесно связан с форм1фованием и закреплением умений и навыков академического рисунка и входит составной частью в общий строй дисциплин на ХГФ, обязательных для современной подготовки будущего учителя средней школы. Оцнако» никаких пособий, учебников, связанных со спецификой подготовки художника-педагога по графике не существует, поэтому наше исследование решает задачу повышения внимания педагогов к работе студентов над эстампами.

Актуальность темы подтверящается тем, что исследование вопросов обучения печатной графике отмечаются крайне малым количеством работ (Д.А.РовинскиЙ, Э.Ф.Голлербах, И.Н.Павлов, М.В.Маторин, П.И. Оуворов, ВЛЗ.Шистко, Б.И.Клабуновский). Среди трудов названных авторов нет исследований по проблемам методики обучения, гфоме диссертации Клабуновского. Выявление методом обучения и формирования умений и навыков работы над эстампом имеет большое значение. Это позволит активизировать творче сную деятельность студента, усилить внимание к изучению рисунка и других специальных предметов. Занятия эстампом позволяет воспитывать художника-педагога с широким кругозором творческого мышления, художественным отношением к окружающему миру.

Цель исследования - разработать основные методы и формы обучения эстампу в графической мастерской на художественнографических факультетах, выявив при этом взаимосвязь меэду учебной деятельностью во время работы над эстампом и деятельностью при изучении других предметов.

Обьект исследования - учебно-творческая деятельность студентов ХГФ на занятиях печатной графикой.

Предметом исследования является поиск эффективных методов формирования умений и навыков в работе над эстампом у студентов ХГФ.

Задачи исследований - изучить состояние обучения эстампу в системе специального художественного и педагогического образования, проследить историю развития обучения печатной графике, разработать методы исследования: 4

- отметить и сходные уровни умений у студентов, начинающих работать в эстампе. Найти приемы и методы решения учебно-творческих задач в начальных упражнениях;

- выявить основные направления педагогического воздействия с целью успешного овладения приемами работы над различными видами графики. Отметить качественные показатели уровня умений и навыков у студентов, прошедших курс обучения.

Нами предложена следующая гипотеза исследования: Методика обучения печатной графике на художественно-графическом факультете пединститута, в основу которой положено поэтапное формирование умений и навыков посредством специально разработанных упражнений, значительно активизирует худо-жественно-образное мышление студентов;

- целенаправленное и систематическое применение умений и навыков с других предметов в наших упражнениях, составленных по принципу от простого к сложному ускорит профессиональную подготовь студентов по эстампу.

Основными условиями для реализации гипотезы являются:

- целенаправленное руководство деятельностью студента со стороны педагога;

- педагог должен быть высококвалифицированным специалистом в области эстампа;

- обязательное выполнение принципа индивидуального подхода к каждому обучаемому;

- выполнение основных технологических условий изготовления эстампа.

Методы исследования: были изучены и сделан критический анализ специальной литературы по эстетике, философии, психологии, педагогике, теории изобразительного искусства, теории и методике рисунка и печатной графики, литературы по истории вопроса.

Были проанализированы программы ХГФ педагогических институтов по изучению эстампа, сравнены программы, действовавшие в "Графической мастерской с 1968 г., 1983 г., 1985 г. и программ специальных учебных заведений - им.Оурикова, им. Репина, Полиграфического института.

Проведен эксперимент, во время которого проводилось наблюдение за деятельностью студентов, участвующих в эксперименте, проводился анализ и исследование результатов (эстампов), проводились дискуссии и беседы с преподавателями и студентами различных вузов.

Параллельно изучался педагогический опыт преподавания предмета на практике в графических мастерских других педагогических вузов, проводился анализ этой работы.

Теоретическая новизна исследования» Сделана попытка раскрыть понятие: формирование умений и навыков в работе над эстампом и предложены методы и формы педагогического руководства этой работой. Выявлены пути, средства обучения эстампу студентов, изучающих спецкурс, спецпрактикум, и работающих в кружках. Были сформулированы комплексные задачи подготовки будущего учителя по средствам печатной графики, что дало положительный эффект при обучении эстампу на ХГФ.

Определены более широкие возможности выпускника, владеющего умениями и навыками работы над эстампом. Разработаны уп-равдения, помогающие овладеть приемами работы над эстампом. Разработаны упражнения, помогающие овладеть приемами работы с учетом механического и творческого подхода, чередованием их.

Были разработаны методические рекомеццации для графических мастерских ХГФ, посредством которых можно проводить изучение предмета относительно самостоятельно или под наблюдением наставника.

Кроме обязательного для графиков спецкурса и спецпрактикума была разработана методика проведения занятий кружка.

Впервые разработана подробная программа и методика обучения по всем ввдам эстампа, которые опробовались не только на ХГФ, но и на других факультетах педагогических институтов.

Разработана планировка и размещение рабочих мест в графической мастерской, согласно объединения некоторых операций по участкам.

Практическая ценность работы заключается в том, что разработанные в ней методы обучения эстампу при прохождении спецкурса, спецпрактикума и занятий графического кружка можно трансформировать в учебную практику школьных занятий, педагогических училищ и художественно-графических факультетах педагогических институтов.

Б целом методические разработки исследования помогают осуществлять практические навыки в школе и пединститутах, что повышает общее художественное воспитание учащихся, развивает их вкус и интерес к эстампу.

Целый род студентов, которые приобрели навыки работы над эстампом, получили возможность заниматься творчеством в этой области искусства, открывать кружки по печатной графике не только в школе, но и в клубах (см. в примечании).

Достоверность исследования, его результатов и выводов обеспечивается большим количеством проведенных опытов в течение 10 лет, созданием теоретического обобщения в диссертации.

Апробация результатов проходила на кафедре рирунка МГЛУ (М1ПИ) им. В.И.Ленина. По теме исследования был сделан доклад на Ленинских чтениях в МГПИ им. В.И.Ленина (апрель 1985 г.).

1. Были разработаны методические рекомендации и дан положительный отзыв МГЗПИ и Еяабужского педагогического института, куда они посылались в порядке обмена опытом. (Работа над эстампом в графической мастерской, изд. "Прометей", М., 1989 г., С. 36).

По теме диссертации опубликован ряд статей:

2. Роль эстампа в профессиональной подготовке студентов на ХГФ. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства, межвузовский сборник научных трудов. М., 1988 г., с. 90-94.

3. Симметрия в работе над эстампом. (Рукопись депонирована в НИИ проблем высших школ. 7 стр. 1988 г.).

4. Разработана учебная программа курса обучения эстампу для ХГФ пединститутов.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы к Ш главе .

Цель третьей главы - осветить методику, предлагаемую диссертантом для педагогов и студентов.

X. Опираясь на разработанную программу обучения эстампу в графической мастерской, проведенного эксперимента, большом опыте проведения занятий, была создана методика обучения по эстампу. Она разделяется на несколько этапов. Для дипломников с кафедры рисунка отработана программа спецкурса и спецпрактикума. Работа в кружке выделена в отдельную программу.

2.Методика спецкурса состоит из заданий и упражнений, которые позволяют выявить способность к творческой работе студента в материале, сформулировать и закрепить умения и навыки работы над эстампом.

3. Упражнения построены таким образом, чтобы оказывалось развивающее воздействие или от простого к сложному. Скачала упражнение-тест, потом - доступное упражнение для пробы приемов с инструментами, включая разработанные автором исследования. Затем следует упражнение с применением копирования с оригинала для закрепления знаний следующие упражнения,творческие композиции. Этот подход используется во всех изучаемых ввдах графики.

5. Предлагаемая методика позволяет педагогу подходить к обучению творчески. В зависимости от обстоятельств и желания студента программа обучения для него может быть построена индивидуально.

6. Методика кружка составлена аналогично и спецкурсу,и спецпрактикуму. Это позволяет безболезненно переходить из кружка на спецпрактикум. В кружке больше времени отводится на выполнение упражнений. Вводится больше простых- задач, больше свободы дается педагогу .

7. В кружке, как показало исследование, формируются практические навыки и графический вкус студента, что положительно отражается на его творческих способностях, расширяет его профессиональные возможности.

8. В данной главе приведены методы проведения занятий по печатной графике, также отражены упражнения с определенной последовательностью учебных задач. Изучение данного вопроса показало, что специальных программ для занятий по графике на ХГ'Ф не было.

9. Рекомендации и перечень оборудования, необходимых для работы в мастерской требуют к себе особенного внимания для профессионального обучения эстампу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Б результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Система и методы обучения графики на всех художественно-графических факультетах пединститутов велась и ведется не достаточно эффективно.

2. Программа подготовки выпускников ХГФ по старой методике уже не отвечает требованию времени. Это относится как к содержанию, так и к метсщам ее реализации.

3. Недостаточно подготовленные выпускники, будущие учителя ИЗО и руководители кружков выходят из стен художественно-графических факультетов, где наиболее подходящее место для подготовки высококвалифицированных кадров - учителей широкого профиля в области изобразительного искусства.

4. На основе проведенных экспериментов нами была разработана новая учебная программа, в которой предусмотрено выполнение эстампа, предложена новая тематика заданий и тесты. Это позволит эффективней готовить выпускников ХГФ в области печатной графики, развивая их творческие способности.

5. Наблюдения и изучение практики эстампа на переферии показали, что часто выпускники не достаточно подготовлены к проведению занятий со школьниками и не могут выполнять руководящую роль в кружке, СЬлошь и рццом они приглашают художников-графиков, а сами устраняются от обучения.

6. В настоящее время не на всех ХГФ страны ведется подготовка выпускников в работе над эстампом, что снижает качественный уровень и возможности учителя средне образовательной школы.

7. При обучении эстампу нет достаточной опоры на знания, умения и навыки, полученные студентами в процессе изучения рисунка, живописи, скульптуры, композиции, начертательной геометрии, ДЛИ и других предметов.

8. Недостаточное использование привлекательности самого процесса работы. Нет целенаправленного подбора упражнений изучения и тренировки технических приемов в той или иной технике. Мало используется методический фоцц графической мастерской, наглэдные пособия, связанные в изготовлением печатной формы и печатью оттиска.

9. Для повышения продуктивности обучения эстампу следует подготовить и ознакомить студентов с историей развития графических школ. Изучение исторического наследия позволит больше заинтересовать начинающих графиков в самообразовании. История графики воскресит к жизни забытые классические техники.

10. Отсутствует научно-обоснованная программа и методика преподавания эстампа на ХГФ. Нет методических пособий, специально разработанных для студентов ХГ'Ф. Использование литературы, предназначенной для других художественных учебных заведения снижает отдачу студентов.

11. Усилить работы по формированию интереса к изучению печатной графики. Деятельность начинающего: графика определяется мотивами. Среди них вццеляются доминирующие. Выполнение мотивационных установок, а вместе с ними и специальных упражнений, в конечном счете развивает его, как творческую личность и мобилизует его творческий потенциал.

12. Для поддержания эстетического интереса людей к эстампу, необходимо еще с детства прививать к этому ввду искусства правильное отношение. А это должен делать знающий и умеющий учитель изобразительного искусства в школе.

13. Для привлечения студентов ХГФ к работе над эстампом, надо правильно организовать обучение, четко отработать организационные и практические части занятий.

14. Необходимо улучшить дисциплину, формировать творческий подход к кавдому заданию, практиковать педагогическую направленность занятий по графике, рациональное использование времени.

15. Решение проблемы фронтального обучения в графической мастерской повысит эффективность творческой деятельности студентов. Вместе с тем надо применять индивидуальный метод обучения.

16. Разбить студентов на отдельные малые подгруппы, обучать их разным ввдам графики, а затем меняться по кругу.

17. Имеющаяся специальная литература недостаточно полно отражает требования к обучению эстампу, учебно-методического руководства. Они являются узкоспециализированными.

18. Работа студентов в кружке по эстампу несколько компенсирует пробелы, связанные с технической литературой. В связи с этим рекомендуется проводить агитацию студентов посещать графическую мастер скую, начиная с первых курсов.

Для устранения выявленных недостатков и рущественного улучшения подготовки выпускника ХГФ:

- подробно разработана и исследована научно-обоснованная методика и методы проведения занятий на спецкурсе, спецпрактикуме и кружке по графике с применением методических пособий, что говорит о подтверждении гипотезы в области активизации художественно-образного мышления студентов;

- впервые разработаны рекомендации по организации и функционированию графической мастерской на ХГФ пединститутов, в которых дается подробный план размещения оборудования и технологических участков по изготовлению эстампа. Правила хранения кислот и химических жидкостей;

- приведены описания приемов использования специальных инструментов и их хранения;

- Программа спецкурса и спецпрактикума составлена из упражнений с учетом развивающего начала умений и навыков в работе над эстампом, педагогической направленности и индивидуальным подходом к каждому студенту. Это также подтверждает нашу гипотезу;

- предложенная система обучения графике была проверена на практике работы в графической мастерской в течение нескольких лет и подтвердилась хорошими результатами как в творческой работе выпускников, так и в их работе со школьниками. Эффективность предлагаемой методики подтверждается положительными отзывами педагогов, ведущими педагогическую практику студентов в школе?

- подтверждает гипотезу и тот факт, что методика, отработанная на основе педагогических принципов обучения и развития процесса обучения от простого к сложшщу, позволяет увеличить эффективность восприятия студентами ХГФ знаний по изготовлению эстампов;

- в обучении студентов важным фактором явилось использование перехода основополагающих умений и навыков с других предметов;

- было выявлено, что для повышения эффективности обучения эстампу необходимо целенаправленное руководство деятельностью студента со стороны педагога, была повышена требовательность к дисциплине в работе и оценке результатов, а сам педагог должен быть квалифицированным специалистом в области эстампа.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Еремин, Владимир Александрович, Москва

1. Аксенов К.Н. Рисунок / В помощь художнику-оформителю.-М.; Панорама, 1990. 192 е., ил.

2. Алексеева М.А. Гравировальная палата. Академии наук ХУШ в./ автореферат д и с. на соиск.уч.ст.кавд.истор,наук.-М., 1974. -Г? с.

3. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства.-М,; Знание , 1973. 48 е., ил.

4. Алехин А.д. Изобразительное иаусство. М.: Просвещение , 1984. - 160 е., илл.

5. Алехин А.Д. Графика Н.К.Рериха / Вопросы теор., истор. и методики преподав.худ-граф. дисциплин / Отв.ред. Н.Н.Ростовцев и др. М., 1968. - С. 189-206.

6. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение , 1968. - 334 е., ил.

7. Анисимов В.И. Гравирование цветных офортов и эстампов. Пб., 1922. - 94 е., ил.

8. Анохин П.К. Биология и нейтрофизиология условного рефлекса. -М., 1968. 547 е., ил.

9. Арагон Луи. Анри Матисс: Роман / Перев. с фр. Л.Зониной. М.:

10. Прогресс , 1981, Т.1 240 е., ил.

11. Тоже. 1981, Т.2 - 242 е., ил.

12. Ардимасов 0. Линогравюра // Художник № 8, 1982 С.60-62.

13. Арнхейм Адольф. Иаусство и визуальное восприятие / Согфащ. пер. с англ. В.Н.Самохина, общ.ред. и вст. ст. В.П.Шестакова. М.: Прогресс , 1974. - 392 е., ил.

14. Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. М.: Изд. Наука , 1964. -ЮЗ е., ил.

15. Бардин К.В. Проблемы порогов чувствительности и психофизические методы. М.: Наука , 1976. - 394 с.

16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-ое. М.: "Искусство", 1986. - 444 (I) е., портр. 20 см.

17. Беда Г.В. Живопись: Учебное пособ. для студ.пед.зуз. по сп.2109 "Черчение, изобр.иск. и труд" М.: Просвещение, 1986.- 192 е., ил.

18. Берштейн H.A. 0 построении движений. М.: Медгиз, 1947. -255 с., ил.

19. Богачкина Л.Г., Богачкин Б.М. Линогравюра в школе: Из опыта работы. М.: Просвещение , 1983. - 79 с.

20. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М,: Физкульт. и спорт , 1985. - 192 е., ил.

21. Варшавский Л.Р. История графических искусств народов СССР./ Йрат.курс лекц. М.: оаочн.полиграф., i960. - 322 е., ил.

22. Вессели И.Э. О распознании и собирании гравюр / Пособ .для любит. М.; 1882. - ХП 366 е., 2 л. таб.

23. Виннер A.B. Материалы и техника живописи советских мастеров./ Очерки. М.: Сов.худ. 1958. - 205 е., ил.

24. Волков H.H. Мысли об искусстве. М.: Сов.худ-к , 1984. -255 е., ил.

25. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. М.: изд. Акад. пед.наук РСФСР, 1950. - 508 е., ил.

26. Волков H.H. Восприятие картины. / Н.Н.Волков:под ред. док-ра пед.наук И.П.Глинской: 2-ое изд.доп. М.: Просвещение ,1976.- 322 е., ил.

27. Восприятие и память. / Сборн. ст.отв.ред. И.М.Лодберезин.-Калинин, 1972. 113 с.

28. Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства/ Меж.вузовск. сб. научн.трудов М., 1968. -224 с.

29. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства / Меж.вузовск.сб.научн.трудов / отв.ред. Ё.В. Шорохов и др. М., 1988. - 186 с.

30. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства./ 2-¿oe изд. испр. и доп. М.: Изобраз.иск-во. 1985. - 288 с.

31. Вопросы педагогики художественных дисциплин. /Сб.научных трудов./ Отв.ред. Г.В.Беда. Краснодар: Изд. куб.ун-та, 1982. -148 с.

32. Выготский Л.С. Психология искусства. 3 изд. М.: Искусство , 1986. 3?2 с.

33. Гий з бург' И-.П. П. Чистяков и его пед aro гиче екая си сте ма. M.-J1., 1940. - 200 е., ил.

34. Голлербах Э.Ф. История гравюры и литографии в России. М.-Пг. Гос.иадт, 1924. - 219 е., ил.

35. Грегори P.JI. Разумный глаз / Пер. с англ. А.И.Коган. М.: Мир , 1972. - 209 е., ил.

36. Дюрер Альберт / Дневники, письма, трактаты. П т. пер, Ц.Г.Нес-сельштраус с ранненовонемецкого. M.^JI.: Искусство , 1997. -254 е., ил.

37. Еремин В.А. Работа над эстампом в графической мастерской. Метод.рекомецд,/ Под ред. Ю.В.Новоселова. М.: Изд. Прометей МГШ им. В.й .Ленина, 1989. - 36 с.

38. Журов А.П. Гравюра на дереве: Учебн.посо$. для граф.фак. и уч. М.: Искусство , 1977. - 247 е., ил.

39. Игнатьев Е,И. Восприятие и воображение: Экспериментальные исследования. /Сб. стат. под рук. Е.И.Игнатьева. М., 1963. -368 е., ил.

40. Игнатьев Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению: Психология рисунка и живописи. /Сб.стат. отв. ред. Е.И.Йгнатьев. М.: иод. Акад.пед.наук РСШСР, 1954. -224 е., ил.

41. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. изд. 2-ое доп. - М.: Учпедгиз , 1961. - 223 е., ил.

42. Измайлов Ч.А. Сферическая модель цветоразличения. М.: Изд. ШУ, 1980. - 171 е., ил.

43. История Русского искусства. М., 1961, Т.7. - 512 е., ил.

44. Забродин Ю.М. Основы психофизической теории сенсорных процес-сов.Деор. и экспер., психофизика, автореф. на соиск.степ. докт-ра псих.наук. Л., Х977. - 46 с.

45. Забродин Ю.М. Психофизиология и психофизика./Ю.М.Забродин, А.Н.Лебедев; АН СССР, инст.психол. М.: Н^ука , 1977. -288 е., ил.

46. Забродин Ю.М*, Фришман Е.З., Шляхтин Г.С. Особенности решения сенсорных задач человеком. М.: Наука, I98X. - 198 с.

47. Западно-Европейская графика ХУ-ХХ веков./Сб.стат./ Под ред. А.С.Кантор-Гуковского и др. Л.: Искусство , Ленингр.отд., 1985. - 200 е., ил.

48. Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт / Учебн.пособ.для худ.инст. -М.: Hci^cctbo , 1921. 114, ил.

49. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей студентов Х1Ф на начальных этапах обучения рисунку./Дис-ция на соиск.ученой степ.кацд.пед.наук. М., 1980. - 188 с.

50. Зинченко В.П., Ломов Б.Ф. О функциях движения руки и глаза в процессе восприятия.// Вшр.психол. М., 1960, № I, С.29-41.

51. Злозгников В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве. /Афтореф. дис. на соиск.уч.ст.кавд.фил.наук. М., 1966.- 16 с.

52. Злотников В.Г. Философские основы исследования эстетической ценности. /Автореф.дис. на соиск. уч.ст. док-ра фил.наук. -М., 1985. 32 с.

53. Каган М,С. Человеческая деятельность./Опыт систем.анализа. -М.: Политиздат , 1974. 328 с.

54. Клабуновский Б.И. Линогравюра: Уч.пособ. М.: 'Просвещение , 1968. - 88 е., ил.

55. Кпабуновский Б.И. Теория и практика линогравюры в системе подготовки учителей рисования./Автореф. дис. на соискание уч.ст. кацц.пед.наук. М., 1969. - 16 с.

56. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: изд. АПН РСФСР, 1959. - 260 с.

57. Ковтун Е.Ф. Что такое эстамп.- Л.: ХУД.РШФ, 1963. 95 е.,ил. 37. Корнилов П.Е. Офорт в России ХУП^ХХ вв./Кратк.оч. - М. :АКХ

58. СССР, 1953. 144 е., ил. 58. Яри стел л ер Пауль. История европейской гравюры ХУ-ХУШ вв./

59. Пер. А. С.Петровского, ред. и вст.ст. В.Н.Лазарева. М.: "Искусство , 1939, - 520 е., ил.

60. Коростин А.Ф. Русская литография XIX в. М.: Искусство ,1953.- 184 е., ил.

61. Коростин А.Ф. Начало литографии в России 1816-1818 гг./ К 125-ти летию русской лит. М., 1943. - 152 е., ил.

62. Коростин А.Ф. Русский рисунок ХУШ в. М.: Гос.Третьяк.гал. 1952. - 50 е., ил.

63. Крамской об искусстве./ Сост., авт.вст.ст. Т.М.Коваленская, 2-е изд.,доп. М.: Изобр.ис-во, Х988. - 176 с, ил.

64. Кузин B.C. Психология. /Под ред. Б.Ф.Ломова, 2-в изд., перер. и доп. М.: Высш.школа , 1982. - 256 с, ил.

65. Кузнецов Е.Ф. Формирование целостного видения на начальных этапах обучения рисунку студентов ХГФ пеД. институтов/ Дис. на соиск.уч.ст.кавд.пед .наук. М., 1986. - 221 е., библ. С. 181-198.

66. Лаптев A.M. Рисунок пером. М.: Изд. Ак.худ. СССР, 1962. -166 с., ил.

67. Лебедянский М.С. Гравер петровской эпохи А.Зубов. М.: йскус-см ство , 1973. - 49 с., ил.

68. Лебедко В.К. Формирование пространственных представлений на занятиях рисунком в начальной стадии обучения./Дис.на соиск. уч.ст.каед.пед.наук. М., 1985. - 231 е., библ. С.206-231.

69. Леман И.И. Гравюра и литография: Очерки, история и техника, -Шб; кружок русск.изящн.изд., 19X3. 291с., ил.

70. Лещинский М.В. Кроссмодальное взаимодействие зрительных и осязательных образов и проблема "Зрительного плана"./Автореф. i дис. на соиск .уч. ст.каед.психолог.наук. Л.,Х985. - 22 с.

71. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло-гии./Отв.ред. Ю.М.Забродин, Е.В.Шорохова. М.: Наука, 1984.- 444 с.

72. Мастера искусства об искусстве. М., 1936. T.I. - 62Х с.

73. Молевай.М. и Белютин З.М. П.П.Чистяков теоретик и педагог.- М.: АХ СССР, 1953. 228 е., ил.

74. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие./ Компл.подход., опыт. М.: Искусство , 1985. - 318с.

75. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учебн.пос.для ст. ХГФ пед.инст.

76. М.: Просвещение , 1986. Х5Э е., ил.

77. Миролюбова Г.А. Русская литография 1810-1830-х годов и роль Общества поощрения художников в ее раз витии. /Автореф. дис. на соиск.уч.ст.кавд.ист.наук (0700.12). Л., 1984. - 23 с.

78. Михайлов A.M. Любителям рисования. М.: Молод.гвард. ,1963. - 86с., ил.

79. Морина HJI. Изучение некоторых особенностей восприятия упругости. /Автореф. дис. на соиск.уч.ст.кацц.психол.наук. М.,1978. 20 с.

80. Диканорова Н.Г1. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством: Из опыта работы. М.: Просвещение , 1975. - 135 е., ил.

81. Николаева В.И, От набросков с натуры к композиционному решению в материале: Учебн.пособ.по курсу рис, М., 1982. - 42 е., ил.

82. Новиков П.П. Исследование динамики форМ1фования и структуры навыка при решении человеком задач в непрерывных и дискретных средах. / Автореф. дис. на соиск.уч.ст.кавд.биол.наук. 102,-М.: ИзД;Моек.гос.ун-та,1972.-25 с.

83. Окуне в Ю.Н. Развитие чувства живописного ритма в процессе работы с натуры: Метод.рекомецц. М.: Изд. Прометей МШИ им. В.И.Ленина, 1989. - 40 с.

84. Общая психология: Учебн. поссф.для ст.пед.инст./ В.В.Богословский, и др. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение , 1981. - 383 е., ил.

85. Остроумова-Лебедева А.П. Автобиографические записки. М., 1951. Т.З. - 252 е., ил.

86. Павлов И.Н. и Маторин rt.B. Техника гравюры на дереве и линолеуме./ 2-ое изд. М. : Искусство , 1958. - 100 е., ил.

87. Петрощук В.Я. Некоторые методологические принципы художественного проектирования предметной среды. Минск: Вышэйная школа , 1976. - 88 с.

88. Принцип симметрии./ Под ред. Б.М.Кедрова, М.Ф.Овчинникова. -М.: Наука , 1978. 395 с.

89. Примерные перечни типового оборудования учебных кабинетов и мастерских: Часть I, для специальн. № 2109 "Черчение, рисование и труд"./Сост. А.А.Белов, отв.ред. Е.В.Шорохов. M., 1981. - 74 с.

90. Психология формирования и развития личности./Отв.ред. Л.И.Анциферова. М. : Наука, 1981. - 368 с.

91. Психологические особенности образования двигательных навыков в спорте./Сост. Л.Н.Данилина. M., 1968. - 20 е., гаф.

92. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством./Межвуз.сб.научн.труд./Отв.ред. Н.Н.Ростовцев. -M., 1983. 173 с.

93. Развитие творческих способностей студентов и школьников на за нятиях изобразительным искусством./ Межвуз.сб.научн.трудов./ Отв.ред. А.П.Ящухин и др., Ростов н-Д., РГПИ, 1986. - 163 с.

94. Разумовская C.B. Алексей Кравченко 1889-1941./2-ое изд., М. :

95. Изобразительное искусство , 1986. 342 е., ил.

96. Рерих Н.К. Зажигайте сердца./Сост. И.Богданова; Вступ.ст., предисл. к главам и примеч. А.Д.Алехина; рис.автора 3-е изд., перераб. - М. ¡Молодая гвардия , 1990. - 190 е., ил.

97. Рисунок: Учебн.пособ. для ст.худ.-граф. фак.пед.инст.ДХод ред. А.М.Серова. М.: Просвещение , 1975. - 271 е., ил.

98. Рисунок. Живопись. Композиция: Христоматия.: Учебн.пособ. для ст.эдд.-граф. фак.пед.инст./ Сост. Н.Н.Ростовцев и др. М.: Просвещение , 1989. - 207 с.

99. Ровинский Д.А. Русские граверы и их произведения с 1564 г. до основания Академии художеств. М.: гр.Уваров, 1870. -403 с.

100. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских ураверов ХУ1-Х1Х вв. Д1осмертн. изд. TI. Ch-б.: тип. Акад.Наук, 1895. 448 е., ил.

101. Рок Ирвин. Введение в зрительное восприятие./Кн. I. М.: Педагогика , 1980. - 311 е., ил.

102. Розе H.A. Психомоторика взрослого человека. Л.:изд. Ленинградского унив., 1970. - 128 с.

103. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию: Русск. и сов. школы рисунка: Учебн.пособ для ст.худ.-граф.фак. пед. инст. по спец. № 2109 "Черчение, рисование и труд". М., Просвещение , 1982. - 240 е., ил.

104. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию: Зарубежн. школа рисунка: Учебн.пособ для студ. худ.-граф. фак .пед. инст. по спец. № 2109 "Черчение, рисование и труд". М.: Просвещение , 1981. - 192 е., ил.

105. Ростовцев H.H. Академический рисунок: Учебн.для студ.ХГФ пед. инст., 2-ое изд.доп. и перер. М.:'Просвещение , 1984. -240 е., ил.

106. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд.Акад.наук СССР, 1950. - 354 с.

107. Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. -М.: Просвещение , 1986. 142 с.

108. Озченов И.М. Фивиология нервных центров./2-ое изд. М.: Медицина , 1952. - 256 с.

109. Сеченов И.М. Избранные произведения. М.: Изд. АН СССР, 1952.1. ТД. 771 с.

110. Савостьянов Е.И. Единство познания и творчества в искусстве.- М. гИзобраз.иа^усство, 1977. 3X2 с.

111. Овдоров A.A. Рисунок русских мастеров (второй половины XIX в.).- М. :изд.Акад.наук СССР, i960. 539 е., ил.

112. Сборов A.A. Графика. М.^Д.: изд. Искусство (кн. Ш, Советское искусство), 1949. - 149 с.

113. НО. Сидоров A.A. Русская графика начала XX в./Очерк., истор. и теор. М. :изд. Искусство , 1969. - 251 е., ил.

114. Смирнова Й.И. Александр Игнатьевич Лебедев.(Художник-график 1830-1898). М.: Искусство , 1954. - 28 е., ил.

115. Советская литография 1920-х годов: Каталог выстав./Авт.вст. ст. и сост. катал. К.Б.Безменова. М.: Сов.худ-к, 1986. -120 е., ил.

116. Суворов П.И.: Практическ.руковод. для худ. М.: Искусство , 1947. - 188 е., ил.

117. Толанский С. Оптические иллюзии. Л1ерев. с англ. К.Н.Любарского. М.: Мир , 1967. - 127 с.

118. Турова В. Что такое гравюра. М.: Изобр.искусство , 1977. ~ 96 е., ил.

119. Узнадзе Д .Н. Экспериментальные основы психологической установки. Тбилиси: изд. Акад. наук Грузинской ССР, 1961.210 с.

120. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука , 1966. - 451 с.

121. Узоры симметрии.Д1 од ред. М.Сзнешаль и Дж.Флека: перес. с англ. Ю.А.Данилов. М. : Мкр » Ï980. - 269с.1X9. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. / Сост и вст.стат. В.С.Левитина. М. : Книга , 1986. - 240 е., ил.

122. Фаворский В.А. Рассказы художник&тгравера./Для средн. и старш. возраста. М. ; Детская литература , 1965. - 103 е., ил.

123. Фалилеев В.Д. Офорт и гравюра резцом./Графич.искусство, вып. 2. М.-Л.; 1925. - 122 е., ил.

124. Федорова В.И. В.В.Ыате и его ученики. Л.'"1 Художник РШСР.', 1982. - 206 е., ил.

125. Флекель М.И. От Маркантонио Раймовди до Остроумовой-Лебедевой. /Очерки по истории и технике репродукционной гравюры ХУ1-ХХ вв.-/ К: Исскусство , 1987. 368 с., ил.

126. Чегодаев А.Д. Страницы истории советской живописи и советской графики. М. : Сов.худ. , 1924. - 468 е., ил.125. %прикова Н.Й. Слово, как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. М. : Просвещение , 1967. - 327 с.

127. Щипанов A.C. Юным любителям кисти и резца./Кн. для уч-ся ст. кл. 2-ое изд., доп и перер. М. : Просвещение , 1981.416 е., ил.

128. Шистко В.И. Техника цветного офорта: Учебн.пособ. для худ. вуз. по специальн. 2222 , 2229 , 2230. Л.: ЛШХУ им. В.И.%-хиной. - ЛМ, 1980. - 74 с.

129. Школа изобразительного искусства: в десяти выцуск., вып. УЛ. М.: изд. АХ СССР, 1963. 240 с.

130. Шорохов Е.В, Основы композиции. М.: Просвещение ; 1986. -207 е., ил.

131. Эстетика: Словарь / Под ред. А.А.Беляева и др. М. ¡Политиздат, 1989. - 447 с.

132. Художественный калевдарь ста памятных дат.//Ежег.ил.изд./ Сост. А.Сарабьянов. М.: Сов.худ' ., 1978. - 320 е., ил.

133. Яблонский В.А. Преподавание предметов "Рисунок" и "Основы композиции"/ Метод.пособ./ 2-е изд., перер. и доп. М.: Высш. школа , 1983. - 127 е., ил.

134. Ярбус А.Л. Роль движения глаз в процессе зрения. М.; 1965. - 166 е., ил.

135. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание , 1971. - 48 с.

136. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство , 1964. - 84 с.1. ПРИМЕЧАНИЕ.

137. В доказательство практического значения проведенного исследования говорят высказывания некоторых студентов ХГФ различных годов обучения.

138. ПРОГРАММА по спецкурсу, спецпрактикуму.

139. В связи с этим по спецкурсу программа предлагает: УШ семестр-14 недель х % ч.-28 часов.

140. Второй-линейный рисунок и штриховые пятна, точки, сплошные пятна. В третьей композиции исполняется в виде пятен, заключенных в геометрические фигуры.

141. В последующих композициях можно исполнить с применением изображения реальных предметов.

142. Желательно, чтобы во всех типах упражнений были работы, отражающие характерные черты офорта, линогравюры, литографии. В дальнейшем можно применять для пробных упражнений готовыеэти композиции.в каждом виде эстимпа.

143. Изучение эстампа в различных техниках осуществляется в такой последовательности: "Сухая игла','линогравюра,монотипия ,литография.Каждое задание выполняется в течении одного или нескольких занятий по установлению руководителя.1. СУХАЯ ИГЛА"

144. Для выполнения линогравюры можно использовать композицию из задания -теста.

145. Задание I.Подготовка материала для доски.Перевод рисунка состоящего из пятен и линейных штрихов.Упражнение выполняется для формирования элементарных навыков руководствуясь технологическим процессом изготовления гравюры(стр.14.Методические рекомендации)

146. Монотипия не требует подготовительных упражнений,как в "сухо# игле" и линогравюре.Осваивается этот вид графики сразу с выполнения эскиза на свободную тему.

147. Задание.Подготовка эскиза.Перенисение изображения с эскизана доску,применяя различные приёмы акварельной живописи . -¡-ПРИМЕЧАНИЕ: 3. Задание можно выполнять несколько раз.- 188

148. Ознакомление с технологией печати монотипий.++1. ЛИТОГРАФИЯ.

149. Изучение литографии начинается с изучения литературы,свя/-занной е изготовлением этого вида графики.

150. На этом заканчивается спецкурс по печатной графике.Если студент сумел выполнить программу раньше срока,то он знакомиться с другими техниками(офорт,ксилография,гравюра на картоне).1. СПЕШРАКТИКУМ.

151. Начиная с IX семестра кафедра рисунка проводит спецпрактикум для студентов-дипломников в количестве 72 часов.IX семестр-24 "аса X семестр-48 часов.

152. Спецпрактикум разделяется на две части: I.-повторение техник эстампов("Сухая игла"линогравюра,монотипия,литография) по одному упражнению из каждого вида.2.часть-овладение приемами работы в цветном эстампеи подготовка к дипломной работе.

153. Задание. Выполняется в технике "Сухая игла" или офорта по своей композиции.В нем обретаются приемы работы,обрабатываются и закрепляются знания.

154. Задание. Повторение и закрепление умений в линогравюре . Сюжет-не сложный с использованием основных изобразительных средств присущим линогравюре.

155. Задание. С подготовительного эскиза переводят рисунок на доску. Во время исполнения цветом варьируется сложные отношения.

156. Задание. Создание литографии для повторения и закрепления навыков, полученных на спецкурсе. В этом упражнении в дополнении

157. ПРИМЕЧАНИЕ:I Задание можно продолжить усложняя композицию. Выполняется несколько монотипий для приобретения и закрепления навыков изготовления.к требованиям спецкурса прибавляется овладение приемами рисования литографскою тушью.

158. Работа студентов в цветном эстампе является завершающей частью обучения в грфической мастерской по курсу спецпрктику-ма.

159. Задание. Ознакомление студентов с работой над цветной техникой "сухая игла" способом вбивания в гравюру цветной краски, способом "маски", на цветной подкладке.

160. Задание. Ознакомление студентов с работой над цветной гравюрой по линолиому, способом постепенного наполнения цветом, способом "раската", способом нескольких цветовых досок, способом обобщения рисующего цвета "плашкой".