Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование восприятия музыки у детей 6-7 лет в процессе обучения хоровому пению

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Нагорная, Татьяна Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1984
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование восприятия музыки у детей 6-7 лет в процессе обучения хоровому пению», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Нагорная, Татьяна Владимировна, 1984 год

ВВВДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1. Проблема восприятия музыки детьми в современной психолого-педагогической литературе

1.2. Целесообразность привлечения наглядных средств к процессу музыкального развития детей.

1.3. Основные положения системы К.С.Станиславского в совершенствовании навыков восприятия и исполнения музыки детьми.

ГЛАВА П. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Задачи,, организация и методика эксперимента. Констатирующий этап исследования

2.2. Обучающий этап исследования

2.3. Контрольный этап исследования

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование восприятия музыки у детей 6-7 лет в процессе обучения хоровому пению"

Коммунистическая партия и Советское правительство уделяют большое внимание воспитанию и обучению подрастающего поколения. В партийном и государственном документе "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы" в числе основных задач названо повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания. Одной из важнейших задач является значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся, в содержание которой входит развитие в детях чувства прекрасного, формирование умения понимать и ценить произведения искусства, основой чего служит адекватное восприятие произведений искусства. Этому должно способствовать и дальнейшее расширение сети внешкольных учреждений."Внешкольная работа, - писала Н.К.Крупская /128,с.367/, - чрезвычайно важна, т.к. она может помочь правильному воспитанию детей,создать условия для их всестороннего развития". Цель выполнения поставленных задач в области эстетического воспитания - содействовать .духовному обогащению ребенка, гармоничному развитию его личности, формированию коммунистического мировоззрения. Эти требования относятся и к музыкальному воспитанию. А.В.Луначарский /143, с.410/ указывал: "Вы должны научить массы входить в музыку, приучать массы жить музыкой. Вы должны заботится о том, чтобы создать возможно более широкую базу .для музыкального коллектива.Для этого нужно брататься со всей массой через школы, через дошкольное образование, чтобы действительно эта работа сделала массы способными участвовать в радостях, в восприятии произведений музыки - искусства, в котором в преображенном виде отражается жизнь общества".

В настоящее время большое распространение получила такая форма массового внешкольного музыкального воспитания и образования детей, как детская хоровая студия. Они организуются при Домах и Дворцах Культуры, школах, хоровых обществах; их сеть продолжает расширяться и в городах и в сельской местности. Основным видом музыкальной деятельности учащихся на начальном этапе обучения в хоровых студиях является хоровое пение. Вопрос развития и воспитания детского голоса, в том числе и в хоре, достаточно полно освещен в значительном количестве исследований: Е.И.Ал-мазова /3/, С.Н.Гладкой /69/, М.С.Грачевой /75/, В.Г.Ермолаева и Н.Ф.Лебедевой /87/, Р.Т.Зинич-Олеповой /97/, Н.Ф.Куликовой /130/, А.И.Катинене /106/, И.И.Левидова /133/, А.Г.Менабени /154/, Е.М.Малининой /147/, Т.Н.Овчинниковой /176,177/, Н.Д.Орловой /180/, В.Г.Соколова /206/, Г.П.Стуловой /215/, В.К.Тевлиной /223/ и .др. Полученные исследователями результаты дают возможность строить занятия с детьми на научной основе, уверенно и эффективно идти к желаемой цели.

Предпосылкой нашего исследования явилось наблюдаемое противоречие между задачами музыкально-эстетического воспитания и методикой обучения детей в хорах. Анализ практики работы детских хоров показал, что в подавляющем большинстве случаев, методика направлена на решение более частных задач развития вокальных и хоровых навыков учащихся, и как следствие этого - дети недостаточно приобретают навыки восприятия музыки. Они не научаются "наблюдать" музыкальное развитие (термин Б.В.Асафьева), плохо характеризуют ее содержание, не выделяют ведущие средства музыкальной выразительности, их роль в создании данного характера детям не ясна. Работа над словом, являющимся одним из компонентов создания художественного образа вокального сочинения, часто сводится к выработке .дикции, артикуляции, без осмысления сути поэтического текста. Исполнительская учебная хоровая деятельность детей обычно сводится к их подчинению воле .дирижера, часто без всякого осознания его художественных намерений. Названное противоречие отмечено в исследовании Л.Б.Бартеневой и в определенной мере было цреодо-лено в ее эксперименте посредством введения в хоровые занятия специально организованного и проводимого по особому плану слушания музыки. По существующему в настоящее время учебному плану слушание музыки, как специально организованное ее восприятие вынесено за рамки хоровых занятий. Оно фактически является особым разделом, не связанным органически с хоровым пением. О необходимости взаимосвязи навыков, полученных при восприятии музыкальных произведений и при разучивании некоторых из них детьми говорится в программе по музыке .для общеобразовательной школы, разработанной под руководством Д.Б.Кабалевского. Однако, специфика занятий в хоровой студии, обусловленная самой формой ее организации выдвигает свои требования в этом направлении, то-есть нуждается в специально разработанной, научно обоснованной системе и методах формирования навыков восприятия и исполнения музыки, несмотря на общность целей школьного и внешкольного музыкального образования и воспитания.

Выбор теш, её актуальность обусловлены потребностью практики в такой методике обучения, которая устраняла бы вышеназванное противоречие между музыкально-эстетическим воспитанием и вокально-хоровым развитием учащихся.

Предметом настоящего исследования стали пути и методы формирования восприятия музыки у детей 6-7 лет в процессе активной учебной хоровой исполнительской деятельности.

Цель исследования заключается в создании и обосновании комплекса методов, способствующих развитию эмоционально-сознательного восприятия музыки и активному его выражению в собственном хоровом исполнении детей, как важнейшему средству их музыкального воспитания.

В связи с намеченной целью исследования была ввдвинута следующая гипотеза; введение в хоровые занятия ознакомления со средствами музыкальной выразительности, применение элементов системы К.С.Станиславского, выполнение детьми творческих заданий может служить эффективным путем формирования не только вокально-хоровых навыков, но и навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки.

Для достижения поставленной нами цели потребовалась постановка и решение ряда конкретных задач:

1. Выявить наиболее типичный уровень музыкального развития детей 6-7 лет;

2. Разработать комплекс методов, способствующих восприятию музыки на хоровых занятиях;

3. Проверить эффективность предложенных путей и методов в опытно-экспериментальной работе.

Методологической основой исследования явилась марксистско-ленинская теория познания; решения и постановления партии и правительства по проблемам народного образования и воспитания подрастающего поколения; учение о коммунистическом воспитании и всестороннем развитии личности; положение о необходимой и органичной связи теории и практики в процессе развития познания,современная теория обучения.

При проведении исследования были использованы следующие методы:

1) анализ литературы по марксистско-ленинской философии, эстетике, педагогике, психологии, музыкознанию, музыкальному исполнительству, актерскому мастерству, сценической речи, методике общего музыкального воспитания и методике работы с хором;

2) педагогические наблюдения и анализ опыта преподавания в хоровых студиях, школьных хорах, а также обобщение собственного многолетнего опыта работы в качестве руководителя детского хора;

3) педагогические наблюдения за процессом развития навыков восприятия музыки у учащихся младшего хора;

4) экспериментальные вопросы и задания, способствующие целенаправленному формированию навыков разбора и составления плана исполнения разучиваемой песни;

5) педагогический эксперимент, состоявший из констатирующего, обучающего и контрольного этапов, включавший использование: наглядных средств, прежде всего моделей, при знакомстве со средствами музыкальной выразительности; методов применения элементов системы К.С.Станиславского; выполнение учащимися творческих заданий.

Экспериментально-опытное исследование проводилось на базе детской хоровой студии "Зарница" Дома культуры "Новатор" (г.Москва) с 1977 по 1982 годы.

Эффективность предложенной методики проверялась в ходе всех этапов эксперимента (поискового, обучающего, контрольного), осуществленных в естественных условиях занятий младшего хора названной хоровой студии.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- разработан и проверен комплекс методов, способствующих эффективному развитию восприятия музыки у хористов 6-7 лет;

- впервые разработана методика использования в практике работы с хором основных положений системы К.С.Станиславского;

- доказана возможность разбора и составления плана исполнения песни детьми названного возраста в ходе хоровых занятий, без дополнительного времени и специальных условий.

Практическая ценность исследования. Внедрение основных теоретических и методических положений исследования в практику работы младших хоров хоровых студий способно значительно интенсифицировать процесс формирования навыков восприятия музыки у детей. Предлагаемые пути и педагогические условия, способствующие этому процессу вполне реальны и доступны для хормейстеров детских хоровых студий. Методические положения и установки, сформулированные в диссертации, могут быть использованы не только в хоровых студиях, но и в любом детском хоре указанного возраста, в том числе и школьном, а также в практической работе студентов музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов с детскими хорами. Материалы исследования могут быть включены в теоретический курс "Методика музыкального воспитания" в раздел "Музыкальное воспитание во внеклассное время".

На защиту выносятся следующие положения: I. Наиболее эффективными для формирования навыков восприятия музыки являются условия, при которых учебная хоровая исполнительская деятельность основывается на индивидуальном эмоционально-сознательном освоении произведений.

2. Использование специальных наглядных средств при ознакомлении со средствами музыкальной выразительности; применение элементов системы К.С.Станиславского в процессе хоровых занятий служат эффективным средством решения задач общего музыкально-эстетического воспитания, в том числе вокально-хорового развития детей.

3. Активизации восприятия музыки и выразительности ее исполнения способствует выполнение учащимися творческих заданий по составлению плана исполнения песни на основе разбора ее музыкального языка и стихотворного текста.

Апробация результатов исследования проходила в следующих направлениях: I) в процессе опытно-экспериментальной работы в детской хоровой студии "Зарница"; 2) в публикациях по материалам диссертации методических статей; 3) в выступлениях с докладами на Ленинских чтениях в МГПИ им. В.И.Ленина (Москва, 1983); на У1 Всесоюзной научной конференции по развитию музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы (Москва, 1982); в процессе чтения лекций слушателям факультета повышения квалификации музыкально-педагогического факультета МГПИ им. В.И.Ленина (1981, 1982,1984); 4) в процессе применения разработанной автором методики на занятиях детского хора Дома культуры им.Русакова (рук. Т.А.Эстрина, Москва) и детского хора школы № 14 (рук. О.Б.Алес-кинер, Москва); 5) во введении методических рекомендаций по результатам исследования в курс "Методики музыкального воспитания" на музыкально-педагогических факультетах Московского, Куйбышевского и Ошского пед,институтов.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совершенствование воспитания и обучения подрастающего поколения в свете проводимой в жизнь реформы общеобразовательной и профессиональной школы требует и дальнейшего решения проблемы эстетического развития учащихся. Одним из важнейших условий формирования эстетически развитого человека средствами музыки является полноценное восприятие музыкальных произведений. Чрезвычайно важно способствовать развитию восприятия на всех музыкальных занятиях и в первую очередь в хоровом классе, как самом доступном виде художественного творчества. Проведенное нами экспериментальное исследование условий формирования такого восприятия музыки в процессе хорового пения подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать вывод об эффективности предложенных методов.

В результате анализа соответствующей литературы и проведенного экспериментального исследования мы пришли к следующим выводам:

I. Формирование восприятия музыки в процессе хорового пения требует применения комплекса методов, предусматривающих: а) специально организованное ознакомление учащихся со средствами выразительности музыкального языка; б) разбор детьми поэтического текста песен, проводимый по специальной схеме; в) включение в занятия индивидуального проведения анализа и составления плана исполнения песни; г) применение элементов системы К.С.Станиславского, адаптированных соответственно возрасту учащихся.

2. Применение наглядных средств,с учетом возможности их индивидуального использования детьми во время коллективных хоровых занятий, положительно влияет на качество получаемых учащимися знаний и сокращает время их приобретения.

3. Использование элементов системы К.С.Станиславского способствует как приобретению детьми навыка выразительного исполнения, так и формированию их эмоционального восприятия музыки.

4. Применение указанного комплекса методов эффективно воздействует на музыкальное и эмоциональное развитие участников хора, активизует их мыслительную деятельность, вызывает увлеченность их музыкой, создает творческую атмосферу на занятиях.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Нагорная, Татьяна Владимировна, Москва

1. Абдуллин Э.Б. Теоретические и методические основы музыкально-го обучения в общеобразовательной школе: (учебное пособие). М., 1982. - 134 с.

2. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: Методическое пособие дляучителей начальной школы. М.: Просвещение, 1978. - 175 с.

3. Ананченко Г.В. Формирование гармонического слуха первоклассников: (на уроках музыки). Дис.канд.пед.наук. - М.,1979.-190 л.

4. Апраксина О.А. К вопросу о системе музыкального воспитанияв школе. В кн.: Музыкальное воспитание в школе./Сост.О.А. Апраксина.-М.:Музыка,1975,вып.10,с.26-34.

5. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе.-М.:1. Просвещение,1983.-224 с.

6. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности. Вкн.:Музыкальное воспитание в школе./Сост.Апраксина О.А. -М.:Музыка,1975,вып.10,с.20-26.

7. Апраксина О.А. Новая структура школы и музыкальное воспитание в ней.-В кн.:Музыкальное воспитание в школе.-М.:Музыка, 1975,вып.ТО,с.12-19.

8. Апраксина О.А. Современные задачи музыкального воспитания в школе. В кн.:Музыкальное воспитание в школе.-М.:Музыка ,1975,вып.10,с.5-II.

9. Апраксина О.А. Современный ребенок и музыка. В кн.: Музыкальное воспитание в школе.-М.:Музыка,1975,вып.10,с.34-46.

10. Арнхейм Р. Визуальное мышление.- В кн.: Зрительные образы:феноменология и эксперимент. -Душанбе,1973,ч.2,с.8-98.

11. Артемова Л.В. Педагогические условия развития сюжетно-ролевых игр.- В кн.: Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.,1978,с.74-83.

12. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении иобразовании. -Л.:Myзыка,1965.-151 с.

13. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей.- В кн.:

14. Вопросы музыки в школе./Под ред. Глебова И. 1926,с.147-154.

15. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве.- Л.:Myзыка,1980. 216 с.

16. Атутов П.Р. Некоторые вопросы использования наглядности вобучении.- Советская педагогика, 1967,J£5,с.79-84.

17. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения.-М.:Знание, 1978.- 48 с.

18. Бакланова Н.К. Формирование умений выразительного исполнения произведений: (На материале обучения игре на фортепьяно в ДМШ).-Дис.канд.пед.наук.-М.,1975. 163 л.

19. Бальчитис Э.И. О восприятии инструментальных музыкальныхпроизведений в младших классах средней школы.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе./Сост. Апраксина О.А.-М.:Музыка ,1966,с.11-17.

20. Баранов С.П. Управление чувственным опытом учащихся в процессе обучения.-Советская педагогика,1974,Ш,с.60-67.

21. Баранов С.П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении.

22. М.: Изд-во АПН РСФСР,1963.- 124 с.

23. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.1. Л.:Музыка,1974.- 336 с.

24. Баренбойм Л.А. О музыкальном воспитании в СССР. В кн.:

25. Музыкальное воспитание в СССР.- М.:Советский композитор, 1978,вып.I,с.5-57.

26. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию.-2=е изд.,доп.- Л.Советский композитор,1979.- 352 с.

27. Бартенева Л.Б. Активизация музыкального развития личностишкольников в процессе слушания музыки:(в условиях детской хоровой студии).-Дис.канд.пед.наук.-М.,1974.- 184 л.

28. Белобородова В.К.,Ригина Г.С.,Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников.- М.:Педагогика,1975.- 160 с.

29. Белобородова Б.К. О некоторых особенностях музыкального восприятия младших школьников.- В кн.:Музыкальное восприятие школьников.- М.:Педагогика,1975,с.36-88.

30. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки.

31. М.: Изд-во Русский книжник,1923. 115 с.

32. Беляева-Экземплярская С.Н. Музыкальное восприятие и современная психология. В сб.: Материалы Ш научной конференции по вопросам развития певческого голоса, музыкального слуха и восприятия детей. -М.,1971,вып.2,с.22-32.

33. Берхин Н.Б. Общие, проблемы психологии искусства. -М.:3нание,1981. 64 с.

34. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. -М.:Высшая школа,1970.- 300 с.

35. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшейнервной деятельности. Л.:Myзыка,1974. - 142 с.

36. Блинова М.П. На пути к физиологическому изучению интонационной выразительности. В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки .- Л.:Музыка,1967,вып.5,с.170-190.

37. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения. М.,Л.-.Просвещение,1964.- 104 с.

38. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения./Под ред. Л.В.Петровского.- М.'.Педагогика, 1979,т.I 304 е., т.2 - 400 с.

39. Богоявленский Д.Н.,Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР,1959. - 347 с.

40. Богуславская З.М. Чем занять малышей:Сборник игр и занятийдля детей (Для среднего и старшего возраста).-М.:Детгиз, напечатано в Горьком,1942. 96 с.

41. Борисова Н.Г. Воспитание музыкального (вокального) слухаучащихся младших классов (1-3) и его влияние на развитие речевого слуха: Автореф.дис.канд.пед.наук.- М.,1971.-23 с.

42. Брыль А.К. Формирование музыкальной памяти как необходимоеусловие совершенствования певческой деятельности младших школьников.-Дис.канд.пед.наук.- Одесса,1979. 138 л.

43. Венгер Л.А. Восприятие и обучение.-М.:Просвещение,1969.365 с.

44. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка. В кн.:Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста,- М.,1978,с.32-36.

45. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость. Вкн.: Восприятие музыки./Под ред.В.Н.Максимова.- М.:Музыка, 1980,с.229-243.

46. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду,- М.:1. Просвещение,1981.- 240 с.

47. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.- М.:Просвещение,1968. 415 с.

48. Ветлугина Н.А.,Кенеман А.В. Теория и методика музыкальноговоспитания в детском саду. -М.:Просвещение,1983.- 255 с.

49. Витанова-Сталева Л. Развитие музыкально-мыслительной деятельности у детей:(интуитивное и сознательное восприятие). -В кн.:Музыкальное искусство и формирование нового человека.- Киев:Музична Укра1на,1982,с.172-182.

50. Вицинский А.В. Психологический анализ процесса работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением.- М.:Известия АПН РСФСР,1950,вып.25,с.I7I-2I5.

51. Волович М.Б. Средства наглядности как материальная основауправления процессом усвоения знаний.-Советская педагогика, 1979, J®,с.64-70.

52. Вопросы методики музыкального воспитания детей (Алиев Ю.Б.,

53. Вейс П.Ф., Никольская-Вереговская К.Ф.,Ригина Г.С. -М.:Музыка, 1975,- 128 с.

54. Вопросы театральной педагогики:Сборник статей.- М.:Всероссийское театральное об-во,1979. 401 с.

55. Вопросы теории и практики создания и использования средствнаглядности .для обучения учащихся./Сборник научных трудов/. -Л.,М.,1980.- 168 с.

56. Восприятие музыки:Сборник статей./Под ред.В.Н.Максимова.-М.:Музыка,1980. 256 с.

57. Выготский JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии,1966,с.62-76.

58. Выготский JI.С. Психология искусства. Изд.2-е.-М.:Искусство,1968.- 576 с.

59. Галендеев В.Н. Об интонационно-логическом тренинге. В кн.:

60. Сценическая педагогика.-Л.,1976,с.I30-I4I.

61. Гальперин П.Я. К учению об интериоризации.- Вопросы психологии , 1966, JE6, с. 25-32.

62. Гарбер Л.А. Вопросы формирования музыкальных способностейу детей раннего возраста.-Советская педагогика,1965,№3,с.83-9

63. Гарбер JI.A. Начальная стадия развития музыкальных способностей. В кн.: Проблемы способностей.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962,с.214-228.

64. Гейнрихс И.П. Музыкальная память. В сб.: Музыкально-педагогическая подготовка учителя:Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина.-М.,1972,№406,с.132-163.

65. Гейнрихс И.П. Музыкальный слух.- В сб.:Музыкально-педагогическая подготовка учителя: Ученые записки МГПИ им. В.И.Ленина .-М.,1970, №399,с.3-130.

66. Гейнрихс И.П. Чувство ритма и его развитие.- В сб. "Музыкально-педагогическая подготовка учителя: Ученые записки МГПИ игл. В.И.Ленина.-М., 1970,№399,с.131-156.

67. Гембицкая Е.Я. Музыка и музыкальное творчество в идейном инравственном воспитании учащихся.- В кн.: Эстетическое воспитание школьной молодежи.- М.:Педагогика,1981,с.II7-I24.

68. Гембицкая Е.Я.,Дышлевская В.А. Последовательность певческого обучения. Известия АПН РСФСР.-М.,1960,вып.ПО,с.85-104.

69. Гиппенрейтер Ю.Б. Анализ системного строения слухового восприятия. Сообщение П.- Доклады АПН РСФСР.- М.,1958,Ж, с. 47-50.

70. Гладкая С.Н. Исследование формирования певческих навыков умладших школьников: (1-2 классы общеобразовательной школы). -Дис.ка нд.пед.наук.-М.,1975.- 149 л.

71. Глебов И. Анализ понятия "художественного" в отношении кпреподаванию музыки в школе.- Б кн.: Музыкальное воспитание в школе./Сост. Апраксина О.А.- М.:Музыка,1976,вып.II, с.11-21.

72. Горюнова Л.В. Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального восприятия у школьников.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе./Сост. Апраксина О.А. М.:Музыка,1975, вып.10,с.202-212.

73. Готсдинер А.Л. Индивидуальные различия в восприятии музыки.- В сб.: Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы:(Сборник тезисов У1 научной конференции).-М.,1982,с.103-106.

74. Готсдинер А.Л. О восприятии музыки и музыкальном слухе.

75. В кн.: Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. -Л. :Музыка,I98I,c.4I-57.

76. Грачева ГЛ.С. Материалы о возрастных особенностях морфологиииннервации гортани и мягкого нёба.- В кн.: Развитие детского голоса.-М.: Изд-во Ami РСФСР,1963,с.28-42.

77. Гродзенская Н.Л. Беседы о музыке. В кн.: Музыкальное воспитание в школе./Сост. Апраксина О.А.- М.:Музыка,1975,вып. I0,c.I83-I92.

78. Гродзенская Н.Л. Вопросы развития восприятия музыки (слушаниемузыки).-М.:Известия АПН РСФСР,I960,вып.ПО,с.213-250.

79. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации. (Философский анализ).-Новосибирск:Наука,1982.- 256 с.

80. Давыдов В.В., Варданян А.И. Учебная деятельность и моделирование.- Ереван:Луйс,1981. 220 с.

81. Данилов IVI.A. ,Есипов Б.П. Дидактика.-М.: Изд-во АПН РСФСР,1975.- 518 с.

82. Джурабекова М.Х. Педагогические принципы профессоров О.И.

83. Пыжовой и Б.В.Бибикова актеров, режиссеров, педагогов. - Дис.канд.искусствовед.наук.- М.,1977.- 169 л.

84. Дзержинская И.Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников: Автореферат канд.дис.- М.,1962. 21 с.

85. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики.- М.:Музыка,1968.676 с.

86. Дябло Т.В. Методы формирования чувства мажора и минора умладших школьников.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе./Сост. Апраксина О.А. М.,1977,вып.12,с.33-40.

87. Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности вшколе. Советская педагогика, 1982 Д'З, с. 30-33.

88. Ермолаев В.Г.,Лебедева Н.Ф. Особенности развития голосового аппарата у детей. Охрана детских певческих голосов. -В кн.: Развитие детского голоса.-М.: Изд-во АПН РСФСР, I963,c.III-I23.

89. Ершов П.М. Технология актерского искусства.-М.:Всероссийское театральное общество,1971.- 308 с.

90. Ефремов 0. Уроки Станиславского: (к 120-летию со дня рождения). Советская культура,1983,15 янв.

91. Занков Л.В. Беседы с учителями:(Вопросы обучения в начальных классах). Изд.2=е перераб.-М.:Просвещение,1975.- 191 с.

92. Занков Л.В. Дидактика и жизнь.-М.:Просвещение,1968.- 176 с.

93. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении.

94. М.: Гос.уч-пед.изд-во,1960. -312 с.

95. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развитиямузыкального слуха у детей дошкольного возраста. В кн.: Развитие детского голоса.-М.:Изд-во АПН РСФСР,1963,с.186-195.

96. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детскойигры.-Дошкольное воспитание,1965,№10,с.72-79.

97. Зверев И.Д.,Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе.-М.:Педагогика,1981.-160 с.

98. Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методици.-М.: Музыка, 1965. -148 с.

99. Зинич-Сле.пова Р.Т. Развитие музыкального слуха и певческого голоса у нечисто интонирующих дошкольников.-Дис.канд. пед.наук.-М.,1968.- 290 л.

100. Иванкова Р.А. Сюжетно-ролевая игра и нравственное воспитание детей дошкольного возраста.-В кн.: Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника.-М.,1979,с.73-78.

101. Изард. К.Е. Эмоции человека.-М.:Изд-во МГУ,1980.- 439 с.

102. Искусство и школа: Книга для учителя./Сост.Василевский А.К. -М.:Проевещение,1981.- 288 с.• 101. Искусство и эстетическое воспитание молодежи.-М.: Паука, 1981.- 336 с.

103. Ю2.Ительсон Л.Б. Проблемы современной психологии учения. Сенсорное, моторное и сенсомоторное научение. Обучение навыкам. -М.:Знание,1970,вып.5.- 32 с.

104. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы.

105. В кн.: Музыкальное воспитание в СССР./Под редЛ.А.Барен-бойма.-М.:Советский композитор,1978,вып.1,с.58-93.

106. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.Советский композитор,1977.- 252 с.

107. Кечхуашвили Г.Н, К проблеме психологии восприятия музыки (О внемузыкальных представлениях в эстетическом восприятии музыки). -В кн.: Вопросы музыковедения.-М.:Гос.муз.изд-во,I960, т.3,с.302-323.

108. НО. Кечхуашвили Г.Н. О роли установки в оценке музыкальных произведений. -Вопросы психологии.-М.,1975,№5,0.

109. Клаус Г. Кибернетика и философия.(Пер.с нем.И.С.Добронравова) .-М.:Иностранная литература,1963.- 531 с.

110. Кнебель М.О. О том, что мне кажется особенно важным. -М.:1. Искусство,1971.- 488 с.

111. Кнебель М.О. Слово о творчестве актера.-М.:Всесоюзн.театральное об-во,1970.- 160 с.

112. Книга о музыке /Ред.-сост.Г.JI.Головинский,М.И.Ройтерштейн.

113. М.:Советский композитор,1975.- 333 с.

114. Книга по эстетике для музыкантов /Ред.И.А.Константинов,

115. К.Ангелов (НРБ).-М.:Музыка,1983. 272 с.

116. Ковалев А.Г. ,Мясищев В.II. Психические особенности человека.

117. Т.II.Способности.-Л.,Изд-во ЛГУ,I960.- 304 с.

118. Коган Г.М. Работа пианиста./Изд.3=е,доп.-М.:Музыка,1979.182 с.

119. Коган Л.Н. Художественный вкус.-М.: Мыс ль, 1966.-213 с.

120. Комиссарова Л.Н. Наглядные средства и методы музыкальноговоспитания детей 6-7 лет.-Дис.канд.пед.наук.-М.,1979.-243 л.

121. Корто А. О фортепьянном искусстве.-М.гМузыка,1965.- 363 с.

122. Костандов Э.Л. Восприятия и эмоции.-М.-.Медицина, 1977.-248с.

123. Костюк Г.С. Некоторые вопросы взаимосвязи воспитания и развития личности.-вопросы психологии,1956,с.3-14.S

124. Костюк А.Г. Теория музыкального восприятия и некоторые проблемы мелодизма музыки.-в кн.:Музыкальное искусство и формирование нового человека.-Киев.:Музична Укра1на,1982,с. 159-172.

125. Кремлев Ю.А. Выразительность и изобразительность музыки.-М.:Музиздат,1962.- 52 с.

126. Кремлев Ю.А. Очерки по эстетике музыки.-2=е изд.доп.-М.: Советский композитор,1972.- 272 с.

127. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского.-М.: Искусство,1968.-455 с.

128. Крупская Н.К. О коммунистическом воспитании школьников: Сборник статей,выступлений и писем./Сост.0.И. Грекова идр.-М.:Просвещение,1978.- 240 с.

129. Кузнецова АЛ. Тренинг воображения в процессе воплощения.-В кн.: Сценическая педагогика.-Л.,1976,с.65-84.

130. Куликова Н.Ф. К вопросу о работе с неточно интонирующими учащимися первого класса ("гудошниками").-В кн.: Музыкальное воспитание в школе./Сост.О.А.Апраксина.-М.:Музыка,1976, с.30-47.

131. Куркчян Л.И. К вопросу о наглядности.- В кн.: Исследования интеллектуальных возможностей и учебной деятельности младших школьников/материалы симпозиума.-Ереван,1975,с.63-66.

132. Ланг А.П. О понятии наглядности и ее роли в процессе познания и обучения.-Таллин:Валгус,1967.- 84 с.

133. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса.-М.Д.:Му-зиздат,1939.- III с.

134. Лейтес H.G. Умственные способности и возраст.-М.:Педагогика, 1971.- 277 с.

135. Ленин В.И. О воспитании и образовании./Сборник/-3=е изд.-М.:Просвещение,1973.- 703 с.

136. Леонтьев АЛ. О путях исследования восприятия,- В кн.:Вос-приятие и деятельность.-М.:Изд-во МГУ,1976,с.3-27.

137. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.-3=е изд.- м.:Изд-во МГУ,1972.- 575 с.

138. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.-М.Педагогика, 1981.- 184 с.

139. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть?.-ГЛ.:Знание, 1978.- 48 с.

140. Лернер И.Я.,Скаткин М.и. О методах обучения.-Советская педагогика. -М.,1965,№3,с.115-127.

141. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности.-М.:Знание,1980.- 96 с.

142. Ливнев Д.Г. Предлагаемые обстоятельства в процессе работы артиста над ролью: Автореф.дис.канд.искусствовед.-М., 1978.- 20 с.

143. Луначарский А.В. О воспитании и образовании.Избр.сочинения /Под ред.А.М.Арсентьева и др.-М.:Педагогика,1976,- 634 с.

144. Луначарский А.В. Основные принципы единой трудовой школы. -В кн.: Революции искусство - дети. Материалы и документы. -М. ,1966,с.99-Ю4.

145. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей.-JT.:Музыка, 1967. 88 с.

146. Маркс К.,Энгельс ш, 0 воспитании и образовании.В 2=х томах. -М.:Педаг огик а,1978. T.I- 543 с. Т.2 488 с.

147. Махлах Е.С. Психологические особенности сюжетной игры в школьном возрасте.-В кн.: Вопросы психологии личности школьника.-М. :АПН РСФСР,I96I,c.2I9-276.

148. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории.-М.:Педагогика, 1981.-192 с.

149. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки.-М.:Myзыка,1976.- 253 с.

150. Медушевский В.В. О содержании понятия "адекватное восприятие". В кн.: Восприятие музыки.-М.:Myзыка,1980,с.141-155.

151. Медушевский В.В. Проблемы становления музыкального восприятия.-В сб.: Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы: (Сборник тезисов У1 научной конференции).1. М. ,1982,0.83-86.

152. Менабени А.Г. Методы вокальной работы в школе.-В кн.:Музыкальное воспитание в школе./Сост. 0.А.Апраксина.-М.:Музыка ,1976,вып.II,с.86-94.

153. Менджерицкая Д.В. Игра и детское творчество.-В кн.: Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста.- М., 1978,с.51-58.

154. Милорадова Н.Г. Содержание и функции наглядности при разных типах обучения,- В кн.: Организация познавательной деятельности учащихся.-Свердловск,1979,с.117-125.

155. Милыптейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства.-М.:Советский композитор,1983.- 262 с.

156. Мингазов Э.Г. Гносеологические основы принципа наглядности обучения.-Советская педагогика, 1975,Л'9,с. 18-25.

157. Михайловская Н.М. Музыка и дети.-М. .-Советский композитор, 1977.-292 с.

158. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие./Пер. с франц.-М.:Мир,1966.- 351 с.

159. Морозов В.П. Об экспериментально-теоретических исследованиях голоса певца и их значении для вокальной педагогики.-В кн.: Вопросы вокальной педагогики.-Л.:Музыка,1982,вып.6, с.141-180.

160. Музыка в начальной школе:Пособие для учителей /Под ред. Д.Б.Кабалевского.-М.,1980.- 142 с.

161. Музыкальное воспитание в современном шре. Материалы IX конференции международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ).-М.:Советский композитор,1973.- 415 с.

162. Мьинт У.Е. Принципы наглядности в современной педагогике: Автореф.дис.канд.пед.наук.-М.,1978.-19 с.

163. Мясищев В.Н.,Готсдинер А.Л. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение.- В кн.: Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества.-Л.:Музыка,1981,с. 14-29.

164. Мясищев В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи.- В кн.: Проблемы способностей.-М.: АЛЫ,1962,с.5-14.

165. Наглядные учебные пособия,- В кн.: Педагогическая энциклопедия. Т.З.-М.:Советская энциклопедия,1966,с.22-24.

166. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.-м.:Музыка,1972.- 383 с.

167. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепьянной игры. Записки педагога.-2=е изд.-М.:Гос.муз.издат.,1961.- 320 с.

168. Никольская-Береговская К.Ф. Начальный этап вокально-хоровой работы с детьми.-2=е изд.-М.,1969.- 15 с.

169. Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники актерского мастерства.Тренинг и муштра.-М.:Советская Россия,1969,-272 с.

170. Общая психология: Учебное пособие для педагогических ин— тов./Под ред.А.В.Петровского.-М.:Просвещение,1970.- 432 с.

171. Овчинникова О.В. Анализ системного строения слухового восприятия. Сообщение III. Доклады АПН РСФСР.-М., 1958,№1,с.51-54.

172. Овчинникова Т.Н. Воспитание певческого голоса в детском хоре.- В кн.:Музыкальное воспитание в школе./Сост.О.А.Апраксин а.-М.:Myзыка,I975,вып.I0,с.I61-I69.

173. Овчинникова Т.Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором.-В кн.: Музыкальное воспитание в школе./Сост. 0.А.Апраксина.-М.-Музыка, 1975,вы.10,с.148-160.

174. Оконь В. Процесс обучения./Пер.с польского.-М.'Учпедгиз, 1962.- 171 с.

175. Орджоникидзе Г.Ш. К вопросу о специфике музыкального мышления.- В кн.: Вопросы музыкознания.Т.3.-М.:Гос.муз.издат, I960,с.282-301.

176. Орлова Н.Д. О певческом рабочем диапазоне школьников. В кн.: Музыкальное воспитание в школе /Сост.О.А.Апраксина.-М.:Музыка,1975,вып.10,с.19-95.

177. Павлов И.П. Полное собрание сочинений: В 6-ти т. -2=е изд., доп.-М.Д.:Изд-во Академии наук СССР.-Т.3,кн.I. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных.- 390 с.

178. Педагогика школы: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов /Под ред.Г.И.Щукиной.-М.Просвещение,1977. 384 с.

179. Петрова А.Н. Основные принципы преподавания сценической речи в школе-студии при МХАТ СССР им.М.Горького.- В кн.вопросы театральной педагогики.-М.,I979rc.113-173.

180. Петрова А.Н. Сценическая речь.-М.Искусство,1981.- 192 с.

181. Платонов К.К. Психология отражения музыки личностью: Материалы 3 научной конференции по вопросам развития певческого голоса, музыкального слуха и восприятия детей.-М.,1971, вып.2,с.42-50.

182. Проблемы музыкального мышления.-Сборник статей /Сост. и ред. М.Г.Арановский.-М.:Myзыка,1974.- 336 с.

183. Проблемы способностей /Отв.ред. В.Н.Мясищев.-М.:Изд-во АПН РСФСР,1962.- 308 с.

184. Психология младшего школьника (Из курса лекций по педагогике). Рост ов-на-Дону,1966.- 27 с.

185. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики.-М.:Знание, 1980.- 96 с.

186. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции.- 2=е изд.,доп.-М.: Музыка,1972.- 168 с.

187. Раппопорт С.Х. Семиотика и язык искусства.-В кн.: Музыкальное искусство и наука./Сост.Е.В.Назайкинский.-М.:Музыка, 1973,вып.2,с.17-58.

188. Ройтерштейн М.И. Выразительные средства музыки.- М.: Советский композитор,1962.- 56 с.

189. Рок И. Введение в зрительное восприятие /Пер. с англ.- М.: Педагогика,1980,кн.1=я 312 е., кн.-2=я - 280 с. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества.-Сборник статей./Сост. и ред.А.Л.Готсдинер.-Л.:Музыка,1980. - 104 с.

190. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования.- М.:

191. Изд-во Академии наук СССР, 1958.- 147 с.

192. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии.-М.:

193. Изд-во Академии наук СССР,1959.- 354 с.

194. Савшинский С.А. Детская фортепьянная педагогика.- В кн.:

195. Вопросы фортепьянной педагогики./Под ред.В.Натансона.- м.:1. Музыка,1976,вып.4,с.3-30.

196. Салмина К.Г. Виды и функции материализации в обучении. -М.: Изд-во МГГ,1981. 136 с.

197. Советский энциклопедический словарь.-гл.:Советская энциклопедия, 1981 .- 1600 с.

198. Станиславский К.С. Собрании сочинений. -М.,1954.

199. Стрелкова Л.П. Диагностические и формирующие функции игры-драматизации.- В кн.: Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника.-М.,1979,с.55-60.

200. Стрелкова Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников.-В кн.: Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста.-М.,1978,с.139-144.

201. Стромов Ю.А. Творческие принципы театрального училища им. Б.В.Щукина. Работа над образом:Автореф.дис.канд.пед.наук. ГЛ. ,1972.- 15 с.

202. Стулова Г.П. Теория и практика вокальной работы в хоре: (Учебное пособие).-М.:МГПИ им.В.И.Ленина,1983.- 90 с.

203. Сценическая педагогика /Сборник трудов. Ленинградский гос.ин-■ т театра, музыки и кинематографа.-Л.,1973,вып.1=й 318 е.,вып.2=й 260 с.

204. Сценическая речь /Под ред.И.П.Козляниновой.-М.: Просвещение, 1976. 336 с.

205. Тараканов М. Восприятие музыкального образа и его внутренней структуры.- В кн. .-Материалы 3=й научной конференции по вопросам развития певческого голоса, музыкального слуха ивосприятия детей.-ГЛ. ,1971,вып.-2,с. 11-21.

206. Тарасов В.И. Воспитание некоторых навыков поэтической речи.- 13 кн.: Сценическая педагогика.-Л., 1976,с.122-129.

207. Тарасов B.C. Проблема духовной потребности:(на материале музыкального восприятия).-М.:Наука,1979.-191 с.

208. Тарасова К.В» Формирование восприятия музыкального ритмау детей дошкольного возраста.-Дис.канд.психол.наук.- М., 1974.- 123 л.

209. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе/Сост.О.А.Апраксина.-М.:Myзыка,1982,вып. 15,с.43-77.

210. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий /Избранные работы.-М.:АПН РСФСР,1961. 563 с.

211. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР.-м.,Л.,1947,вып.II,с.7-26.2''6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.-М.,Л.: АНН РСФСР,1947.- 335 с.

212. Топорков В.О. О технике актера.-2=е изд.-М.,1959.-104 с.

213. Учение В.И.Ленина и вопросы музыкознания.-Л.:Музыка,1969,- 222 с.

214. Фельдштейн Д.И. Психологическая роль ведущих типов деятельности в формировании личности ребенка.-Вопросы психологии, 1979,1^5, с.151-156.

215. Фридман JI.M. Наглядность и моделирование в обучении.-М.: Знание. 80 с.

216. Халабузарь П.В. Массовое музыкальное образование и задачи детских музыкальных школ.- В кн.: Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества.-Л.:Музыка,1981,0.85-93.

217. Хундадзе Ф. Особенности участия эмоций в эстетическом восприятии дошкольников (5-7 лет) на материале художественных картинок./Материалы УТ Закавказской конференции психологов Баку,I974,o.X00-I0I.

218. Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. -М.:Myзыка,1964.- 159 с.

219. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки.-Дисс.докт.пед.наук.-М.,1977.- 407 л.

220. Черноиваненко II.М. О развитии музыкального восприятия младших школьников. В кн.: Вопросы подготовки учителя-музыканта и музыкальное воспитание детей /Сборник трудов МЕЛИ им.В.И.Ленина.-М.,1974,0.39-51.

221. Шацкая В.Н. Музыка в школе /Книга вторая.-М.: АПН РСФСР, 1963.- 168 с.

222. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества.-М.-Педагогика, 1975.-200 с.

223. Шибанов А.А. Моделирование в обучении.-Советская педагогика ,1967, Ы, с. II9-I26.

224. Ширяева В.Г. Детское творчество в театральном искусстве./ Известия Академии пед.наук РСФСР,1947,вып.II,с.79-90.

225. Шахматов Л.М. Сценические этюды.-2=е изд.-М.Просвещение, 1971.- 248 с.

226. Шоломович С.Х. Формирование восприятия музыки у детей 6-7= летнего возраста.-Дис.канд.пед.наук.-М.,1971.- 209 л.

227. Штофф В.А. Моделирование и философия.-М.,Л.':Наука, 1966.301 с.

228. Щапов А.П. Фортепьянная педагогика:(методическое пособие). -М.:Советская Россия,I960. 171 с.

229. Щелокова О.ф. Музыкально-эстетическое воспитание школьников в процессе обучения игре на фортепьяно: Автореф.дис. канд.пед.наук.-Киев,1977. 16 с.

230. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.-М. .'Педагогика,1971.- 351 с.

231. Щур В.Г.,Якобсон с.Г. Психологические условия принятия ребенком игровой роли.- В кн.: Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста.-М.,1978,с.144-149.

232. Эльконин Д.Б. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте.- В кн.:Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста.-м., 1978,с.7-21.

233. Эльконин Д.Б. Психология игры.-м.:Педагогика,1978.- 159 с.

234. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода. -М. : Педагогика, I9R0. 136 с.

235. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга дляучителя /Сост. Г.С.Лабковская.-М.:Просвещение,1983.-304 с.

236. Юдкин PI. Эстетико-психологические аспекты выразительности музыкального ритма.- В кн.: Музыкальное искусство и формирование нового человека.-Киев:Myзична Украина,1982,с.182-192.

237. Якиманская И.С. Развивающее обучение.-М. :11едагогика,1979.-144 с.

238. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия.- М.: Искусство,1964. 86 с.

239. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника (психологический очерк). М.:Просвещение,1966.-292 с.