автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование живописных умений и навыков у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе освоения мягких графических материалов на занятиях рисунком
- Автор научной работы
- Моисеева, Екатерина Викторовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Моисеева, Екатерина Викторовна, 2004 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Анализ опыта использования мягких графических материалов художниками-педагогами в творческой и педагогической деятельности.
1.1. Ёиды, свойства, традиционные методики работы мягкими 12 графическими материалами и их роль в истории становления живописного рисунка.
1.2. Краткий экскурс в историю вопроса использования 36 мягких графических материалов в мировой художественной практике.
1.3. Применение мягких графических материалов в 65 педагогической деятельности как одно из важных средств повышения качества работ по рисунку и живописи.
Выводы к главе 1.
Глава 2. Основные психолого-педагогические установки и закономерности восприятия предмета и изображения (на примере рисунка и живописи).
2.1. Психологическая природа зрительного восприятия 80 художника в работе над живописью и графикой.
2.2. Формирование двигательных навыков у студентов ХГФ 90 на занятиях рисунком и живописью в процессе овладения техникой работы мягкими графическими материалами.
2.3. Основные дидактические принципы формирования 99 живописных умений и навыков в процессе обучения студентов ХГФ.
Выводы к главе 2.
Глава 3. Определение путей и методов формирования живописных умений и навыков в процессе освоения мягких графических материалов (экспериментальное исследование).
3.1. Оргахтзшщя и проведение констатирующего 111 эксперимента.
3.2. Поисковый эксперимент
3.3. Основные педагогические мероприятия по 129 использованию мягких графических материалов в специальной межпредметной подготовке по рисунку и живописи (формирующий эксперимент).
Выводы к главе 3.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование живописных умений и навыков у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе освоения мягких графических материалов на занятиях рисунком"
материала, так и бумаги, своего художественного языка. Очень точно выражают эту мысль слова П. П. Чистякова: «Что сюжет, то и взгляд, то и приём»1.
В условиях высшего художественного педагогического образования недостаточное внимание к технике рисунка, изобразительным материалам приводит к тому, что выпускники художественно-графического факультета, не познав и не почувствовав всей специфики различных мягких графических материалов, их возможностей и достоинств во время обучения, привносят это незнание и безразличие в общеобразовательную школу, лицей, приступают к педагогической деятельности недостаточно подготовленными. Нерешённость данной проблемы ведёт к неполноценной подготовке специалистов — преподавателей изобразительного искусства.
К этому следует добавить, что специальных научных исследований, целиком посвященных изучению и освоению мягких графических материалов, почти не имеется. Как отмечал Ю.И. Найда, «.ни в методической литературе, ни в программе мы не находим каких-либо конкретных рекомендаций по последовательному их (мягких графических материалов. — Е. М.) изучению.методика обучения рисунку не может быть полноценной, если в ней не содержится раздела по технологии и технике рисования»2.
Необходимость углублённого изучения мягких графических материалов рисунка вызвана также расширением сферы использования: технических средств обучения в средних и высших учебных заведениях. Применение в учебном процессе современных компьютерных технологий позволяет имитировать любые художественные материалы. Однако при этом необходимы теоретические и практические знания мягких графических материалов, чтобы грамотно использовать их при создании изображений.
1 Чистяков. П.П. Письма, записные книжки, воспоминания (1832 -1919). - М.: Искусство, 1953. — С. 304.
2 Найда Ю. И. Исследование методов обучения технике рисунка на младших курсах ХГФ: Дисс. канд. пед. наук. -М: 1978.-С. 116.
Следует подчеркнуть то обстоятельство, что освоение мягких графических материалов, изучение их выразительных возможностей и художественных функций в процессе учебного рисования тесно связано с художественным образованием и эстетическим воспитанием студентов, с развитием их зрительного восприятия, профессионального мышления, правильным пониманием целей и задач, в процессе овладения изобразительной грамотой. Создание живописного рисунка зависит не столько от техники рисования, сколько от степени развития зрительного восприятия, уровня мышления, понимания принципов строения натуры, методов её трактовки и многого другого. При наличии этих факторов и в результате настойчивой работы у студентов формируются и совершенствуются живописные умения и навыки при выполнении учебных рисунков.
Существенный вклад в изучение проблемы формирования живописных умений и навыков внесли такие отечественные и зарубежные психологи, как: Б.Г. Ананьев, Н.Н. Волков, JI.C. Выготский, Е. И. Игнатьев, К. К. Платонов, С. JL Рубинштейн.
При изучении форм и методов обучения рисунку мы опирались на работы И.В. Гинзбурга, Н.А. Дмитриевой, Н.Я. Маслова, Н.М. Молевой и Б.Э. Белютина, М. Д. Бернпггейна, Н.Н. Ростовцева и др. Основных принципы, формы и методы обучения рисунку рассматривалась в научных исследованиях Ю. К. Бабанского, М. А. Данилова, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, М. Н. Скаткина.
Большую теоретическую ценность для нашего исследования представляют научные изыскания таких художников-педагогов, как: Г.В. Беда, Н. Н. Волков, В.П. Зинченко, В.К. Лебёдко, Н.Я. Маслов, Б. М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентъев, А.А. Унковский, П. Э. Радлов, Г.Б. Смирнов, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов, и др.
В современной художественной педагогике разным аспектам проблемы формирования живописных умений и навыков посвящены работы А.В. Копейкина, А.Е. Тереньтьева, Ю.И. Найды, Н.Э. Радлова. В основном это б работы практического, прикладного характера. Однако в свете нашей проблемы таких исследований не проводилось.
Противоречие между возросшими требованиями к подготовке будущего художника-педагога по рисунку и отсутствие специальной методики по освоению мягких графических материалов, способствующих формированию живописных умений и навыков, выявило общую проблему исследования.
Её актуальность определили тему данной работы: «Формирование живописных умений и навыков у студентов художественно-графических факультетов в процессе освоения мягких графических материалов на занятиях рисунком».
Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить систему методов обучения, направленных на освоение мягких графических материалов, способствующих формированию живописных умений и навыков у студентов ХГФ, обеспечивающих более высокий уровень выполнения работ по рисунку и живописи.
Объектом нашего исследования является процесс формирования живописных умений и навыков у студентов ХГФ при работе мягкими; графическими материалами на занятиях по рисунку.
Предмет исследования: методы работы мягкими графическими материалами, способствующие овладению, формированию и развитию живописных умений и навыков у студентов ХГФ, развитие соответствующего зрительного восприятия натуры и профессионального мышления рисующих.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что если строить подготовку студента по рисунку, опираясь на специально разработанную и апробированную методическую систему, которая включает в себя: цели, задачи, содержание обучения и методику преподавания, направленную на освоение разных графических материалов как важную и необходимую составляющую часть курса учебного рисунка, то можно обеспечить более основательную подготовку учителей изобразительного искусства. При этом имеется в виду важность использования известных в педагогике дидактических принципов, форм, методов обучения и методических приёмов организации практических занятий по рисунку и живописи, которые будут наиболее эффективны в решении данной проблемы, необходимость использования наглядного материала, раскрывающего основные качества живописного рисунка, ознакомление с историей его развития, связи с живописью, проведение практических работ, средств ТСО способствующих накоплению теоретических и практических знаний о технологии использования мягких материалов в рисунке.
Всё это позволит вывести учебный процесс на качественно новый уровень в плане формирования живописных умений и навыков студентов ХГФ на занятиях рисунком.
Изучение и: анализ разработанности данной проблемы, а также личный художественно-педагогический опыт работы автора позволяют сформулировать ряд важнейших для решения проблемы исследования задач:
- дать рабочие определения понятий «живописные качества рисунка», «живописные умения и навыки», «мягкие графические материалы»;
- изучить историю вопроса использования мягких графических материалов в творческом опыте известнейших мастеров изобразительного искусства и художников-педагогов;
- определить степень владения студентами ХГФ мягкими графическими материалами в данный момент с целью развития их живописных умений и навыков в дальнейшем;
- теоретически обобщить разработанную систему педагогических мер, направленных на активное формирование живописных умений и навыков у студентов ХГФ в процессе изучения мягких графических материалов на занятиях рисунком;
- осуществить экспериментальную проверку разработанной нами методики проведения занятий по рисунку и определить её влияние на формирование живописных умений и навыков у студентов ХГФ в процессе изучения мягких графических материалов.
Методологической основой исследования являются:
- психолого-педагогические труды в области художественного образования;
- научно-методические рекомендации учёных и педагогов по формированию живописных умений и навыков в процессе обучения;
- исследования отечественных и зарубежных педагогов по общим и частным вопросам методики обучения изобразительному искусству.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения данной проблемы использовались следующие методы исследования: -общий анализ методик, учебно-методической литературы, связанной с обучением рисунку;
- изучение и анализ литературы по педагогике, психологии, истории, теории и методике преподавания мягких графических материалов в связи с темой исследования;
-изучение накопленного опыта использования мягких графических материалов художниками-профессионалами;
- изучение и анализ практики обучения технике мягких графических материалов в вузах;
- анкетирование студентов;
- анализ продуктов деятельности студентов (наброски, зарисовки, академические работы);
- математическая обработка результатов исследования;
- педагогический (констатирующий, поисковый, формирующий) эксперименты как основа для разработки методических рекомендаций по овладению техникой работы мягкими графическими материалами.
Научная новизна нашего исследования заключается в том, что
1. Определены возможности мягких графических материалов как средства, способствующего профессиональному становлению художника-педагога.
2. Теоретически обоснована и экспериментально проверена модель методической системы формирование живописных умений и навыков у студентов ХГФ в процессе освоения мягких графических материалов на практических занятиях по рисунку, в которой:
- определены цели, задачи, содержание обучения и методики освоения мягких графических материалов в соответствии с требованиями стандартных образовательных программ по рисунку;
- дидактические принципы, формы, методические приёмы выполнения живописных рисунков мягкими графическими материалами, методические разработки к ним, а также метода объяснения и демонстрации техник исполнения различными графическими материалами: (углублённая теоретическая подготовка студентов с историей, свойствами, видами, практикой использования мягких графических материалов; формирование навыков работы с различными по фактуре и цвету бумагами, инструментами; разработка живописных приёмов работы пастелью в целях передачи тегаюхолодности; формирование навыков выполнения живописного рисунка посредством многократного выполнения упражнений и комбинирования различных графических материалов);
- определены средства обеспечения учебно-развивающих процессов.
3. Предложена система критериев, включающая оценку живописных умений и навыков студентов ХГФ, в целом определяющая качество их профессиональной подготовки.
4. Дан анализ современного состояния подготовки будущих художников-педагогов по рисунку в связи с проблемой исследования, определены пути совершенствования теоретической и практической подготовки.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, значительным вкладом в теорию и методику преподавания рисунка является предложенная в данном диссертационном исследовании методическая система обучения, направленная на формирование живописных умений и навыков, а также экспериментально апробированный комплекс практических заданий по освоению мягких графических материалов. Результаты данного исследования в значительной степени способствуют совершенствованию качества подготовки специалистов, могут использоваться при разработке смежных проблем.
Практическая значимость заключается в следующем: разработанные автором методические рекомендации по проведению занятий, связанных с овладением техникой мягких графических материалов, позволяют с большей эффективностью организовать учебно-воспитательный процесс изучения курса рисунка, результаты исследования могут быть использованы в практической работе преподавателей на художественно-графических, факультетах педагогических институтов, училищ, школ и лицеев, а также при разработке, совершенствовании, составлении учебных пособий и программ по изучению мягких графических материалов рисунка. Данное исследование направлено на совершенствование подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов по рисунку, в частности, освоение мягких графических материалов, раскрытие их живописных возможностей в решении учебных и изобразительных задач, в особенности на формирование живописных умений и навыков в рисунке для достижения грамотного, убедительного, эстетически привлекательного изображения, что должно содействовать повышению эффективности освоения курса рисунка в целом, осуществлению большей взаимосвязи обучения рисунку и живописи Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечивается:
- опорой на современные достижения психологической и педагогической науки, искусствознания и культуры;
- включением экспериментальной методики в реальный учебный процесс на художественно-графическом факультете;
- достаточным количеством наблюдений, наличием экспериментальной и контрольной группы;
- выбором методов, соответствующих предмету и задачам исследования;
- одобрением основных положений диссертации кафедрой рисунка Московского государственного педагогического университета.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3
1. В ходе эксперимента разработан и апробирован характер постановок и задания: по рисунку портрета мягкими графическими материалами, с поэтапным выполнением каждого из . них, с постепенным усложнением и раскрытием живописных качеств выполняемых работ;
2. Осуществлена экспериментальная проверка методической системы направленной на формирования живописных умений и навыков студентов ХГФ в процессе освоения мягких графических материалов;
3. После проведения экспериментального обучения студентов 3 курса у основной массы испытуемых уровень теоретической подготовки по рисунку вырос в среднем на 12%.
4. Студенты, обучающиеся по экспериментальной методике, основанной на использовании комплекса упражнений, заданий, направленных на освоение мягких графических материалов, обладали к концу учебного более высоким «средним» уровнем сформированное™ живописных умений и навыков (на 13% выше уровня студентов, обучавшихся по традиционной методике).
5. Студенты экспериментальной группы в целом хорошо справились не только с программными учебными заданиями по рисунку, но и по живописи.
6. Повысилась степень сознательного проведения работы над учебными постановками, самостоятельными и другими заданиями.
7. Анализ рисунков, выполненных студентами, обучавшимся по экспериментальной методике, показал, что основная масса испытуемых:
- соблюдала последовательность технологии выполнения рисунков, активно творчески использовала технические приёмы, методы и способы работы мягкими графическими материалами;
- научилась грамотно использовать изобразительные средства (например, живописную линию) для достижения выразительности рисунка;
- стала довольно уверенно определять адекватность использования технических приёмов для воплощения своего замысла;
- освоила технологию выполнения адекватного изображения объекта;
- овладела умением грамотно передавать тоновые отношения, что в целом позитивно отразилось на живописной выразительности рисунков и набросков студентов экспериментальной группы;
- возрос интерес рисующих к выполняемой работе, стремление к самодисциплине и организованности.
Всё вышеперечисленное свидетельствует о целесообразности использования апробированных нами методах обучения рисунку, направленных на формирование живописных умений и навыков студентов в процессе освоения мягких графических материалов.
Результаты эксперимента дают основание полагать, что активная, настойчивая работа по освоению мягких графических материалов студентов художественно-графических факультетов заметно способствует формированию живописных умений и навыков и ряда других качеств, важных для успешного осуществления изобразительной деятельности художника-педагога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью исследования на тему «Формирование живописных умений и навыков у студентов ХГФ в процессе освоения мягких графических материалов» было научно обосновать и экспериментально проверить систему методов обучения, направленных на освоение мягких графических материалов, способствующих формированию живописных умений и навыков студентов ХГФ, обеспечивающих более высокий уровень работ по рисунку и живописи.
Для этого нами был решён ряд задач, а именно, в первой главе был разработан категориально-понятийный аппарат, было дано рабочее определение «живописного рисунка», основные его признаки; классифицированы наиболее распространённые мягкие графические материалы по хронологии возникновения, описаны свойства и приёмы работы ими. Анализ творческого опыта мастеров изобразительного искусства и художников педагогов показал, что живописный рисунок мягкими графическими материалами представляет собой частный случай применения тех же законов, которые действительны и для искусства живописи, и этот метод с успехом использовали мастера с мировым именем. Это такая форма изобразительного творчества, которая зачастую представляет собой самостоятельное произведение, несмотря на его вспомогательный характер.
Актуальность нашей проблемы стала особенно очевидна, когда был изучен фактологический материал и исторический опыт художников-педагогов по методике преподавания рисунка. Осмысление методов работы графическими материалами, накопленных художественной практикой, показало, что важным моментом в обучении рисунку студентов художественно-графических факультетов выступает сегодня установка на активное формирование живописных умений и навыков. Эту же мысль подтверждает сравнительный анализ программ по рисунку художественно-графического факультета и средней школы.
Во 2-й главе диссертационного исследования рассматривались психолого-педагогические аспекты проблемы. Было дано рабочее определение понятия «умение» и «навык» с психофизиологической и психолого-педагогической точки зрения.^ Рассмотрены особенности движения рук при работе мягкими графическими материалами и формирования моторных навыков. Закономерности восприятия художником рисунка и живописи показали, что процесс формирования живописных умений и навыков тесно связан с освоением теоретических знаний, при условии правильно развитого зрительного видения. Необходимо учить не только технически воплощать задуманное на бумаге, но и учить «видеть» как изображаемый предмет, так и рисунок. Это положение особо актуально, когда речь идёт о выборе материала, его роли в воплощении замысла художника. Анализ фактологического материала по методике изобразительного искусства, исторической и специальной литературы показал, что ознакомление со всеми технологическими особенностями материалов на практике необходимо и значительно расширяет живописный диапазон рисующего.
В 3-й главе была описана краткая методика экспериментального исследования, цели, задачи, этапы проведения. По окончании констатирующего эксперимента был выявлен недостаточно высокий уровень как теоретической так и практической подготовки студентов. Однако результаты опросов показали, что большинство учащихся с интересом относится к изучению и освоению мягких графических материалов. Результаты эксперимента показали, что в настоящее время на художественно-графическом и других факультетах педагогических вузов не в полной мере решаются вопросы освоения студентами мягких графических материалов и, как следствие, — тормозится процесс формирования живописных умений и навыков. Таким образом, появляется необходимость в поисках и апробации соответствующих требованиям времени форм проведения занятий, средств и методов обучения специалистов. С этой целью нами был осуществлён поисковой эксперимент, в течение которого разрабатывалась и была частично апробирована система методических рекомендаций по формированию живописных умений и навыков у студентов ХГФ. Студенты, обучающиеся по новой методике, в целом хорошо справились не только с заданиями по рисунку, но и по живописи. Повысился уровень успеваемости в экспериментальной группе, после проведения эксперимента студенты стали лучше владеть терминологией, у них оказались более развиты технические навыки работы, улучшилась посещаемость и дисциплина. Такие результаты свидетельствуют о целесообразности использования апробированных нами методах обучения рисунку, направленных на формирование живописных умений и навыков студентов в процессе освоения мягких графических материалов.
Результаты эксперимента дают основание полагать, что гипотеза исследования была верна, цель достигнута, поставленные задачи выполнены.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Моисеева, Екатерина Викторовна, Москва
1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. — М.: Изобразительное искусство, 1985. — 152 с.
2. Академи художеств СССР. Труды. / Ред. В.В. Ванслов. M-JI., 1983, т.1. -271 с.
3. Алимасова Н.А. Изобразительные и дидактические функции графических средств в учебном рисунке на начальных этапах подготовки художников-педагогов: Дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. М, 1990.-248 с.
4. Анисимов Н.Н. Основы рисованная. Учеб. пособие для вузов. Изд. 2-е. -М.: Стройиздат, 1977, — 168 с.
5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974. — 392 с.
6. Бабанский Ю.К. Проблемы повьпыения эффективности педагогических исследований. М.: Просвещение, 1988. -192 с.
7. Барщ А. О. Рисунок в средней художественной школе. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1965. - 299 с.
8. Беда Г.В. Живопись: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 21019 «Черчение, изобраз. искусство и труд» — М.: Просвещение, 1986. -192 с.
9. Белютин Э.М. Начальные сведения о рисунке. — М.: Искусство, 1954. — 39 с.
10. Ю.Бернпггейн М.Д. Проблемы учебного рисунка. JI-M.: Искусство, 1940. -160 с.
11. Бурдин К.С., Весёлов П.В. Как оформить научную работу. М.: Высшая школа, 1973. - 76 с.
12. Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970. - 591 с.
13. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. — М.: Изобразительное искусство, 1985. — 283 с.
14. Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1973. 394 с.
15. Вёльфин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве.- СПб.: Мифрил, 1994. — 398 с.
16. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АНП РСФСР, 1950.-508 с.
17. Вопросы истории теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. / Ред. С.И Дембировский и др. — М.: Министерство просвещения СССР пед. ин-т им. В.И. Ленина (учебные записки № 378), 1970. 275 с.
18. Выготский Л. С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1968. — 572 с.
19. Гаврилова Е. И. Истоки и предпосылки академической школы рисунка в 17 в.: Автореф. дис. канд. искуствоведа. — М: 1970. — 25 с.
20. Гинзбург И. П.П. Чистяков и его педагогическая система. — Л.-М.: 1940. -200 с.
21. Гиппнрейтер Ю.Б. Глаз как двигательный орган. // Восприятие и деятельность. Под ред. проф. Леонтьева А.Н. М.: МГУ, 1976. - 39-47 с.
22. Дейнека А. Л. Учитесь рисовать. Беседы с изучающими рисование. — М.\ Изд.- во Акад. художеств СССР, 1961. 224 с.
23. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. — М.: Изд-во Академии Художеств, 1959. 248 с.
24. Каменская Т. Д. Пастели художников западноевропейских школ XVI-XVI веков. Л.г Изд-во Гос. Эрмитажа, 1960. - 154 е., 45 илл.
25. Касань Арман. Рисование акварелью Спб., 1890. — 34 с.
26. Киплик Д.И. Техника живописи. М.: Сварог и К, 1998. - 503 с.
27. Крамской И.М. Об искусстве. — М.: изд-во Акад. художеств СССР, 1960. -214 с.
28. Клингер Макс. Живопись и рисунок. — СПб.: Л-в, 1908. — 55 с.
29. Коломенский Я.Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов 2-е изд., доп. — М., 1986. —175 с.
30. Константин Коровин вспоминает. / Сост. И.С. Зильбернпггейн, И.В. Самков. 2-е изд. доп. — М.: Изобразительное искусство, 1990. — 608 с.
31. Кузин B.C. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. 2-е изд. перераб. М.: Просвещение, 1981. —160 с.
32. Кузин B.C. Психология: Учебник для худ. училищ/ Под ред. Б.Ф. Ломова. 2-е изд. - М.: 1982. — 256 с.
33. Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, порядок оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей учёной степени. М.: «Ось-89», 2000. - 224 с.
34. Лебёдко В.К. Формирование пространственных представлений на занятиях рисунком на начальной стадии обучения: Дисс. канд. пед. наук. -М.: 1985.-231 с.
35. Лебёдко В. К. Творческий портрет К.И. Финогенова. // В сб. Художественно-графический факультет. 50 лет (1941 — 1991). Юбилейный сборник. / Отв. ред. М.Н. Макарова. — М.: издательство «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1992. 268 с.
36. Лалан Франсуа-Антуан-Максим. Рисование углём. Спб., 1889. 24 с.
37. Левина Л. М. О рисунке. М.: Советский художник, 1966. 62 с.
38. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. Литературно-художественное издание. / Ред. В. Назаров. Спб.: Азбука, 1998. -224 с.
39. Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1967. Т. 3. XVII -XVIII века.
40. Материалы и техники рисунка.: Учеб. пособие для художественных вузов/ подгот. М.С. Копейкиным, BJI. Королёвым, Пен Варленом и др. — М.: Изобразит, искусство, 1984. 95 с.
41. Микельанджело Буонарроти. Стихотворения. Письма. — Спб.: Азбука. 1999.-250 с.
42. Михайлов А. Рисунок и его роль в живописи. // Творчество. — № 6. — 1963.-С. 21
43. Михайлова О. В. Учебный рисунок в Академии Художеств XVII b. — М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1951.-82 с.
44. Молева Н.М Выдающиеся русские художники-педагоги: книга для учителя. 2-е изд. доп. М.: Изд-во АХ СССР, 1962. - 389 с.
45. Молева Н.М., Белюгин Э.М. П.П. Чистяков: Теоретик и педагог. — М.: Изд-во АХ СССР, 1953: 228 с.
46. Молева Н. И, Белюгин Э.М. Педагогическая система академии художеств XVII в. М.: Искусство, 1956. - 250 с.
47. Молева Н.М., Белюгин Э.М. Школа Антона Ашбе: К вопросу о путях развитея художественной педагогики на рубеже XIX-XX веков. — М.: Искусство, 1958. — 116 с.
48. Найда Ю.И. Исследование методов обучения технике рисунка на младших курсах художественно-графических факультетов: Дисс. канд. пед. наук. М: 1978. - 182 с.
49. Новиков А.М. Как работать над диссертацией (пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю). М., 1994. — 103 с.
50. Павлов И.П Исследование высшей нервной деятельности. Полн. собр. трудов - М-Л.: АН СССР, 1951, т. 3, кн. I. - 687 с.
51. Павлов О.Б. Роль материала и техники в творческом процессе художника. // Вопросы художественного образования. / Академияхудожеств СССР, Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Вып. 14. Л.: 1975. - С. 3 - 5.
52. Павлинов П.Я. Графическая грамота. М.: Учпедгиз, 1935. - 69 с.
53. Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. — М.: Советский художник, 1966. —104 с.
54. Перова Е. Бабочка в цветнике искусства// Юный художник. — №2. -2002.-с. 22.
55. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. Учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Высшая школа, 1984. — 174 с.
56. Плендерлис Джон. Хранение гравюр, рисунков и рукописей. М.: Изд-во Гос. музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, 1947. — 64 с.
57. Попов М.М. Иллюстрированная история методики рисования. — СПб.: 1909.-299 с.
58. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030800 — Изобразительное искусство и черчение: Для пед. ун-тов и им-то в/ Моск. пед. гос. ун-т; / Отв. Ред. Е.В. Шорохов и др. — М.: Флинта: Наука, 2000.-412 с.
59. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 5-9 кл. / Сост. B.C. Кузин, И.В. Корунта. 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2001.-224 с.
60. Прокофьев В. Н. Об искусстве и искусствознании. Статьи разных лет. М.: Советский художник, 1985. 304 с.
61. Психология рисунка и живописи./ Под ред. Игнатьева Е. И. Вопросы психологического исследования формирования образа: Сб. научных трудов. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1954. - 224 с.
62. Радлов НЭ. Рисование с натуры. JL: Художник РСФСР, 1978. - 120 с.
63. Разувин Г. И. Методы научного исследования. — М.: Мысль, 1974. 195 с.
64. Рисование в педагогическом училище: Пособие для преподавателей. / Ред. В.В. Колокольников. 2-е изд. испр. и доп. JL: Учпедгиз, 1961. -256 с.
65. Рисунок в высшей художественной школе / Соловьёв А.М., Алексеич М.Н., Ланзеров И.М., Смирнов Г.В. / Моск. гос. худож. институт им. В. И. Сурикова. — М.: Искусство, 1957. 46 с.
66. Репин И. Е. Далёкое близкое. Воспоминания. / Под ред. И Захарова. — М.: Захаров, 2002. 400 с.
67. Роден О. Молодым художникам. — Одесса: Оморалос, 1918. — 12 с.
68. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1973. - 303 е.: ил.
69. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. — М.: Просвещение, 1981. —192 с.
70. Ростовцев Н. Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — 288 с.
71. Ростовцев Н.Н. Рисование головы человека: Учеб. пособие. — М.: Изобразительное искусство, 1989. 304 с.
72. Рубенпггейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие для высших пед. учеб. заведений и ун-тов. — М.: Учпедгиз, 1940. — 596 с.
73. Рубенс П.П. Письма. М.: Академия, 1933. - 342 с.
74. Сапего И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы. — М.: Советский художник, 1984. — 304 е., ил. 104.
75. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. / Под ред. со вступ. ст. и примеч. В.М. Коганова. — М.: Огиз., 1947.-647 с.
76. Сеченов И.М. Элементы мысли. / Избранные произведения. Под ред. со вступ. ст. В.М. Коганова. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1958. 413 с.
77. Сиденко А.С., Чернушевич В.А. Вы начали эксперимент. // Народное образование. № 7. -1997. - С 41-48.
78. Сидоров АА. Рисунок старых мастеров. Ан СССР, 1956. - 254 с.
79. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. — М.: Просвещение, 1968. — 248 с.
80. Соколов Н.А. Наброски по памяти. — М.: Искусство, 1984. — 191 с.
81. Соловьёва Б. А. Искусство рисунка. JL, 1989. — 255 с.
82. Соловьёв А.М., Смирнов Г.В., Алексеева Е. С. Учебный рисунок. — М.: Искусство, 1953. 240 с.
83. Спиркин А.Г. Происхождение сознания. — М: Госполитиздат, 1960. -470 с.
84. Страхов И.В. Психология внутренней речи: Учено-метод. пособие для пед. институтов. Саратов, 1969. — 66 с.
85. Сыров JI.K. Тональные отношения в академическом рисунке в процессе подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов: Дис. канд. пед. наук. — М.: 1990. —172 с.
86. Терентьев А. Е. Существенные аспекты специализации подготовки художников — педагогов по рисунку: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1978.-13 с.
87. Теренгьев А. Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1981.-175 с.
88. Туржанская И.Л. Начальные сведения о рисунке и живописи, и их применении. М.: Учпедгиз, 1957. — 30 с.
89. Ульянов Н. П. Мои встречи. Воспоминания. М.: АХ ССР, 1952. - 245 с.
90. Унковский А.А. Рисунки наброски. Пособие студентов-заочников художественно-графических факультетов педагогических институтов. — JL: Учпедгиз, 1963. - 56 с.
91. Уснадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки. — Тбилиси: АН Груз. СССР, 1961 .-210 с.
92. Учебные программы для 1 -4 курса МОСПИ факультета «Живопись, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». П/р Ю. Ф. Кахтановой. — М.: Прометей, 1999.
93. Фаворский В. А. О рисунке. О композиции. — Кыргызстан, 1966. 77 с.
94. Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов. В 3 ч. Ч 1. М.: Гуманиг. Изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 448 с.
95. Хрестоматия по ощущению и восприятию. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.В. и Михалевской М.В. М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1933. -138 с.
96. Шорохов Е.В. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия./ Сост.: Н.Н. Ростовцев, Е.В. Шорохов, С. Е. Игнатьнв. — М.: Просвещение, 1989. 207 с.
97. Щербаков Б. Где же рисунок? // Художник. № 1 —1961. - С. 31 -38.
98. ЧенниноЧеннини.Книга об искусстве или трактат о живописи. / Под ред. А. Рыбникова. М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1933. - 139 с.
99. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания (1832 — 1919). М.: Искусство, 1953. - 539 с.
100. Членов А. Графичность и «современный стиль» (в живописи). // — Художник. № 9 -1960. - С. 29-34.
101. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. — М.: Просвещение, 1969.-271 с.
102. Штейн В.А. Основа всякого искусства. // Юный художник. — № 5 — 2003.-С. 34.
103. Якобсон М.П. Психология художественного восприятия. М.: Знание, 1976.-378 с.
104. Яковлев Б Л. Рисование как общеобразовательный предмет. — М.: Просвещение, 1986.
105. Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка. Т. 1. — М.: ООО Изд-во ACT, 2001. -1158 с.
106. Краткий словарь терминов изобразительного искусства // Академия художеств СССР, НИИ теории и истории изобразительных искусств. Изд. 4-е. — М.: Сов. художник, 1965. — 192 с.
107. Современный словарь-справочник по искусству. / Науч. Ред. и составитель А. А. Мелик-Пашаев. М.: Олимп: ООО Изд-во ACT, 1999. -816 с.
108. Советский энциклопедический словарь. / Научно-редакционный совет: AM. Прохоров (пред.). — М.: «Советская Энциклопедия», 1981. — 1600 с.
109. Филосовский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1980. — 144с.