автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Интегративный принцип в преподавании музыки
- Автор научной работы
- Новоблаговещенский, Вадим Яковлевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1997
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Новоблаговещенский, Вадим Яковлевич, 1997 год
Введение.
Глава первая. Взаимосвязи и взаимозависимости учебных дисциплин в реальном педагогическом процессе
§ 1. Проблема структурных и смысловых взаимосвязей между учебными дисциплинами (историко-теоретический аспект)
§ 2. Педагоги-музыканты о структурном единстве и целостности процесса обучения как необходимом условии его эффективности.
§ 3. Реализация интегративного принципа преподавания в русле учебно-образовательного процесса: вопросы теории и практики.
Глава вторая. Организация задачи, структура и содержание поисково-констатирующей и формирующей экспериментальной работы
§ 1. Педагогические наблюдения.
§ 2. Педагогическое собеседование и анкетирование.
§ 3. Формирующий педагогический эксперимент.
Выводы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Интегративный принцип в преподавании музыки"
В настоящее время есть все основания говорить, что в России начались процессы обновления в области педагогики. В лучших учебных заведениях страны пересматриваются привычные, ставшие стереотипными приемы и способы работы, предпринимаются определенные усилия, направленные на отказ от утверждавшихся десятилетиями канонов и догм. Не везде эта работа дает ощутимые результаты, многое ей препятствует, но тот факт, что эта работа идет, что учительский корпус страны пришел в движение, представляется несомненным.
Отмеченный процесс не обошел стороной и музыкальную педагогику1. На счету последней, как известно, немало достижений. Многое было сделано в прошлые годы в области подготовки концертирующих артистов, а также музыкантов других специальностей, в том числе и учителей музыки. Вместе с тем, перед преподавателями, работающими в российских музыкальных учебных заведениях, по-прежнему стоит много нерешенных вопросов. Один из них - отсутствие тесной спайки между отдельными музыкальными дисциплинами в ходе их изучения в музыкальных школах, училищах, вузах. Отсюда - фрагментарность, мозаичность учебно-образовательного процесса, отсутствие необходимой связи между различными компонентами и звеньями этого процесса. Этот недостаток, отмечаемый многими авторитетными педагогами, отрица
1 Музыкальная педагогика - термин условный; автор настоящей диссертации вполне осознает его дискуссионность, его "сленговую" специфику. Тем не менее, ввиду широкой распространенности этого термина в музыкальных учебных заведениях, автор посчитал возможным использовать его в настоящей работе. тельно сказывается на содержании и качестве музыкальных занятий, снижает их продуктивность, тем самым - общий уровень подготовки молодых специалистов. Все это определяет актуальность настоящей работы.
Цель исследования - обосновать концепцию обучения музыке, основанную на интегративном принципе; разработать теорию и методику комплексного, системного воздействия на учащихся в ходе музыкальных занятий.
Объект исследования - учащиеся музыкальных учебных заведений среднего и высшего звена (подростковый и младший юношеский возраст).
Предмет исследования - музыкально-образовательный процесс в единстве его составляющих: процесс, детерминируемый динамичной, подвижной, сложно-соподчиненной системой музыкальных дисциплин.
Задачи, поставленные автором диссертации, заключались в следующем:
1. Выявить типовые недочеты в учебной практике, имеющей место в современных музыкальных училищах и вузах, в частности, обратить внимание на разобщенность, разорванность между отдельными звеньями музыкально-образовательного процесса, на отсутствие реальных связей между ними;
2. Определить в ходе теоретического анализа природу и суть ин-тегративного принципа в преподавании музыкальных дисциплин;
3. Рассмотреть и проверить в эксперименте конкретные пути и способы реализации этого принципа в учебной практике;
4. Предложить педагогам-музыкантам (историкам, теоретикам, дирижерам, пианистам, вокалистам и др.) методику обучения, нацеленную: а) на достижение единства и синхронности их усилий, на преодоление разобщенности в их действиях, б) на упрочение взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными структурными компонентами учебно-образовательного процесса.
Гипотеза исследования состоит из следующих основных положений:
1. Дальнейшее совершенствование преподавания музыкальных дисциплин зависит в решающей степени от того, насколько умело и последовательно используется интегративный принцип в обучении. Смысл этого принципа - в совместном, комплексном ("синергическом") воздействии на музыкальное сознание учащегося, осуществляемом одновременно и параллельно преподавателями различных музыкальных дисциплин -как историко-теоретических, так и музыкально-исполнительских.
2. Методика преподавания, основанная на многостороннем, комплексном воздействии на учащегося, ведет к ускоренному и, одновременно, более углубленному развитию интеллектуальной сферы последнего, к активизации когнитивных процессов и выведению этих процессов на более высокий уровень обобщения.
3. Способность экстраполировать профессиональные знания, умения и навыки из одной области музыкальной деятельности в другую - а именно эта способность и получает акцентированное развитие при использовании интегративного принципа в обучении - является своего рода индикатором качества подготовки специалиста, свидетельствует об уровне этой подготовки.
4. Масштабы и интенсивность использования интегративного принципа преподавания зависит от специфики и природы того или иного учебного предмета, однако применяться он может практически в рамках любого из них.
Методологическая база исследования включает в себя: общую теорию деятельности как таковой, в частности, педагогической деятельности (Б.Ананьев, М.Данилов, И.Лернер, И.Май-зель, С.Скаткин, В.Сластенин, Б.Теплов и др.); концепционные положения, связанные с подготовкой учителя-музыканта (Э.Аб-дуллин, Ю.Алиев, О.Апраксина, Л.Арчажникова, В. Петру шин, Г.Стулова, В.Шацкая и др.).
Для решения задач, поставленных в исследовании, автором использовались следующие методы:
1) Изучение специальной литературы по теме диссертационной работы (общая педагогика, музыкознание, психология, эстетика);
2) Анализ и обобщение передового педагогического опыта в области музыки; анализ личного педагогического опыта автора диссертации и опыта педагогов экспериментальной бригады;
3) Целенаправленные педагогические наблюдения, анкетирование, педагогические беседы и интервью;
4) Педагогический эксперимент (констатирующий и обучающий).
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем интегративный принцип в обучении музыке впервые становится предметом специального научного исследования. Выявляются типовые недочеты и пробелы в содержании и организации музыкально-образовательного процесса, являющиеся следствием моза-ичности, разорванности структурных звеньев этого процесса, предлагается дефиниция понятия "интегративный принцип" применительно к музыкальным занятиям; рассматриваются конкретные формы реализации этого принципа в обучении; делаются предложения по координации усилий преподавателей различных музыкальных дисциплин с целью усиления комплексного, синер-гического воздействия на сознание учащегося-музыканта. В связи с этим обосновываются специальные приемы и способы (методы) учебной работы, адресованные преподавателям музыкально-исторических, теоретических и музыкально-исполнительских дисциплин.
Научная достоверность диссертационного труда обеспечена его опорой на фундаментальные научно-теоретические разработки в данной области, а также использованием широкого спектра адекватных методов исследования (педагогические наблюдения, анкетирование, педагогические беседы и интервью, специальный обучающий эксперимент).
Практическое значение исследования в том, что оно открывает путь к углублению содержания учебной работы в музыкально-теоретических, теоретических и музыкально-исполнительских классах, к формированию более широких и емких категорий и понятий в сознании учащихся. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы на различных участках музыкально-образовательного процесса, т.е. на практических (семинарских) и на лекционных занятиях с учащимися-музыкантами различных специальностей.
Положения, выносимые на защиту: В ходе обучения музыке акцент должен ставиться не только и не столько на отдельных блоках (комплексах) знаний, умений и навыков, сколько на внутренних, структурных взаимосвязях между ними; такой подход позволяет вывести профессиональное мышление учащегося на более высокий уровень, давая возможность увидеть в части - целое, в единичном - общее.
Связи между различными музыкальными дисциплинами (музыкальная литература, хоровое дирижирование, общее и специальное фортепиано и др.) должны осуществляться не по принципу первичности - вторичности, а по схеме круговой взаимозависимости, когда одни факторы и компоненты знаний, умений и навыков естественно детерминируют другие.
Интегративный принцип в обучении не сводится к обычным межпредметным связям между отдельными музыкальными дисциплинами; интеграция знаний суть нечто большее, нежели просто сумма их. Интегративный принцип при педагогически умелом его использовании обеспечивает новое, более высокое качество знаний, умений и навыков, позволяя использовать их в различных ситуациях, экстраполировать из одних областей профессиональной деятельности в другие.
В зависимости от специфических особенностей той или иной учебной дисциплины, интегративный принцип может использоваться с большей или меньшей активностью, последовательностью и полнотой, однако возможности для применения данного принципа предоставляет практически каждая музыкальная дисциплина. В то же время, реализация интегративного принципа со всей необходимостью предполагает совместные, скоординированные усилия преподавателей различных специальностей, требует согласованности в их педагогических действиях, более того - синхронности этих действий; только в этом случае можно рассчитывать на ощутимый и устойчивый эффект.
Апробация исследования проводилась в рамках обсуждения на кафедре хорового дирижирования Московского государственного института музыки, а также посредством публикаций основных теоретических положений и методических рекомендаций, содержащихся в диссертации. Автор многократно выступал с изложением своих теоретических воззрений на различных совещаниях, научных конференциях и симпозиумах.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ВЫВОДЫ
1. Перед преподавателями, работающими в российских музыкальных учебных заведениях, стоит немало сложных, далеких от своего решения методологических и методических проблем. Одна из них - отсутствие реальной "спайки" между различными, в том числе и родственными музыкальными учебными дисциплинами, что приводит на практике к мозаичности, фрагментарности, разобщенности между отдельными компонентами и звеньями учебного процесса.
2. Проведенное исследование подтвердило, что совершенствование ныне действующей музыкально-воспитательной и музыкально-образовательной системы в решающей степени зависит от того, насколько квалифицированно и последовательно применяется интегративный принцип в обучении. Суть и смысл последнего, не сводясь к элементарным "межпредметным связям", заключается в совместном, синергическом воздействии на профессиональное сознание учащегося, которое осуществляется преподавателями как музыкально-теоретических, так и, одновременно и параллельно, музыкально-исторических и исполнительских дисциплин.
3. Методика преподавания музыкальных дисциплин, основанная на всестороннем, комплексном воздействии на сознание учащегося, на глубокой интеграции профессиональных знаний в ходе их усвоения и ассимиляции, ведет к ускоренному и, одновременно, более углубленному развитию интеллектуальной сферы молодого музыканта, к активизации когнитивных процессов, к выведению этих процессов на более высокий уровень обобщения. Тем самым, есть все основания утверждать, что интегративный принцип преподавания должен быть взят на вооружение всеми педагогами, работающими в средних и высших музыкальных учебных заведениях, использован при подготовке специалистов любого профиля - не только будущих теоретиков и историков, но и пианистов, скрипачей, виолончелистов, вокалистов, дирижеров и др.
4. Одной из основных задач педагога, использующего интегра-тивный принцип в своей деятельности, является раскрытие - на материале того или иного учебного предмета - общего через единичное, целого - через часть этого целого. Отсюда следует, что изучение музыкального произведения в исполнительском классе, либо анализ того же произведения на занятиях по музыкально-теоретическим дисциплинам, должны вестись в плане обнаружения (выявления) общего в индивидуальном и конкретном и, напротив, индивидуального и конкретного - в общем. Теоретические изыскания и экспериментальные данные подтверждают, что существует своего рода индикатор качества профессиональной подготовки музыканта, а именно - его способность экстраполировать знания, умения и навыки из одной области, сферы деятельности - в другие. Именно эта способность и получает акцентированное развитие при использовании интегративного принципа в преподавании музыкальных дисциплин.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Новоблаговещенский, Вадим Яковлевич, Москва
1. Абдуллин Э.Б., Тарасов Г.С. Музыка в начальной школе: Пособие для учителей. М., 1979.
2. Актуальные проблемы музыкальной педагогики / Отв. ред. Авратинер В.И., Арзаманов Ф.Г. М., 1982.
3. АлШсеев М.Н. Сущность процесса обучения // Советская педагогика. 1965. № 1.
4. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания. М., 1986.
5. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Склонности и способности. Л., Изд-во ЛГУ, 1962.
6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.
7. Анцибор М.М. Активизация учебно-воспитательной деятельности студентов. М., 1989.
8. Арчажникова Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1982.
9. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. Книга для учителя. М., 1984.
10. Арчажникова Л.Г. Повышение эффективности развития творческих качеств учителя музыки в процессе вузовского обучения. М., 1991.
11. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книга 1-я и 2-я. Изд. 2-е. Л., "Музыка", 1971.
12. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., "Музыка", 1973.
13. Аспелунд Д. Развитие певца и его голоса. М., 1952.
14. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., "Педагогика", 1977.
15. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педа16,17,18