автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Интегрированные задания по технической графике как средство развития творческих способностей студентов художественно-графического факультета
- Автор научной работы
- Корзинова, Елена Игоревна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Интегрированные задания по технической графике как средство развития творческих способностей студентов художественно-графического факультета"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА II ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА
Специализированный Совет Д 053.01.12
На ираплх рукописи
КОРЗИИОВД Елена Игоревна
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ НО ТЕХНИЧЕСКОЙ ГРАФИКЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Специальность 13.00.02 — методика преподавания черчения
А 'Г о Р К Ф К Р А Т
диссертации 1111 соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва — 1992
Работа выполнена в Мое конском педагогическом государ-ствоином университете имени В. И. Ленина.
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент Ю. Ф. КАТХАНОВА
Официальные оппоненты:
заслуженный деятель науки РСФСР, доктор педагогических наук, профессор В. С. КУЗИН
кандидат педагогических наук, доцент И. А. Г ЕР ВЕР
Ведущее учреждение — Витебский педагогический институт ни. С. М. Кирова. .
Защита состоится г. в 15 часов на
заседании специализированного Совета Д 053.01.12 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук в Московском педагогическом государственном университете имени В. И. Лошша (117571, Москва, проспект Вернадского, д. 88).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета (119435, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1).
Автореферат разослан «...А..........Л......................1992 г.
Ученый секретарь специализированного Совета
С. Е. ИГНАТЬЕВ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования■ Социально-экономическое развитие страны и наметившийся прогресс во всех сферах кизии общества остро поставили проблему подготовки мэлодеки к жизни и труду на основе развития их творческой активности. Творческое отношение к своему труду не дается человеку от природы. Оно является результатом процесса обучения и воспитания. Формирование творческих способностей происходит, прехде всего, в общеобразовательной школе на протяжении всех лат обучения.
Решавдая роль в этом принадлежат учители, его целенгшрзв-• ленной и эффективной работе, вклвчащей разнообразные методические средства и виды деятельности. В педагогическом институт эта работа приобретает ярко выраженный творческий характер.
В решешга проблем! развитая у студентов творческих огжгй-ностей имеется два направления. Первое - подготовленность сгдагль тов к осуществлению педагогического творчества, оснозашт ш развитии соответствующих способностей и овладении приемами творческой деятельности. Второе - формирование интереса к твсрчестзу в самом педагогическом процессе. В связи с этим актуальной становится проблема более ранней и систематической подготовки будущего учителя к творческому педагогическому труду.
В педагогической практике эта проблема находит свое воплощение, в первуа очередь, при использовании в процессе обучения различных заданий творческого характера. Как показывает опыт, из развитие творческих способностей в процессе обучения особое алуи-пко сказиЕовт задания, для вштолнгкия которцх необходимо ' пртае-нять знания в комплексе, т.е. привлекать, объединять а сум-ятрэ-вать больпоа число разнообразных учебных элементов, относлгдасл к весьма 'отдаленным, на первый взгляд, друг от друга учебши дисциплинам, как специальным, так и оСцеоСрпзсвателышм. Зто объясняется тем, что а учебнш дисциплинах отображаются спред-элешшз взагмосвязвншэ явления объективной действительности я ста не !югу-т Сыть совершенно изолированными в учебном процессе. Такое "рязнопрадмэ тя эе " содержание и деятельность, осуществляемая з при выполнении различных учебных заданий при изучении одной дисциплина, создаёт предпосшпся к интеграция з наглей, т.о. процессу их воссоединения, восполнения и целостности, В связи о этга интегрирование шгзт стать основой систеш знаний всесторонней, хскпяэк-сной, диалектичесня взаимосвязанной, представяляаза (фиксирован-
- г -
ну») учетную дисциплину.
Проблема Ю1тегрированного подхода к обучению в наш дни сталв актуальной не только в школьной, но и в вузовской практике. Многие учение и педагоги {С.И.Архангельский, Н.С.Антонов, Н.С.Свет-ловскэя, Ю.М.Калягин и др.) ведут теоретическую и практическую разработку этой проблемы. Такой подход открывает дополнительные возможности целенаправленного применения интегрированных заданий» влияющих на развитее творческих способностей обучаемых, относимых ляемых психологами к высшей форме развития интеллекта с высоким уровнем обобщения, абстрагирования и переноса знаний в новые ситуации (Э. Д..Голубева, К.М.Гуревич, Н.В.Малков,. B.C.Мерлин, В.Д. Небылицрн,-И.М.Палей, И.В.Равич-Щерба, Б.М.Теплов и др.).
Рассматривая развитие ТЕорческих способностей студентов художественно-графического факультета как неотъемлемую часть их профессиональной подготовки, нами делается попытка определить сущ-, ность творчества с точки зрения физиологии, психологии и педагогики.
Физиологи проблему творчества рассматривают с позиций индивидуальности человека в' рашахдифференциальной психофизиологии, исходя из сущности самого индивидуума (Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, И.М.Палей и др.). Психологи проблему развития творческого мышления изучают с точки зрения формирования личности человека. Это раскрывается в работах А. Я. Бруклинского, Э.А.Толубевой, В.д.Кругецкого, В.С.Кузина, Н.С.Небылицшюй, Я.А.Пономарева, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Тёплова. Особое значение ученые предают проблеме развития творческих способностей детей. Основные принципы и пути их развития отражены в работах психологов и педагогов Л.А.Венгера, В.В.Даввдова, А.В.Запорожца, И.Я.Лбрнера, Ы.И.Лисицкой, М.И.Махмутова, Н.Н.Подьякова, Л.Б. Эльконина и др., реализацию которых авторы видят в практическом воплощении проблемного и развивающего обучения. Вакность технического творчества, его особенности и влшшиэ на развита способностей раскрыта . а, работах П.Н.Андрианова, К.Ч.Гуревича,
A.М.Дорошкевича, В.И.Катаева, В.Н.Колбановского, Т.В.Кудрявцева,
B.Н.Мясюдева, К.К.Платонова, Д.А.Самариной, В.В.Чебшвевсй, П.М.Якобсона. Их дополняют исследования творческого процесса рационализаторов и изобретателей Г.С.Альтиуллэра, Д.Диксона, К.А.Пономарева и др. " -
Выявленные дидактические аспекты творчества о общих повлияй,
определение путей: и средств развития творческих способностей обучающихся в процесса изучения основ наук содействовали повышению их уровня. Научно-методические работа Ю.К.Бабонского, А.Т.Глазунова, В.А.Горского, Б.В.Игошева, В.Г.Разумовского, И.Г.Розанова, В.П.Славшкина, О.С.Столярова, В.Б.Толмачева, Ю.В.Шарова и др, являются тому подтверждением.
Особый интерес в плаке данной проблемы представляют работы, в которых рассматриваются рациональные приемы графической деятель-, ности в процессе решения задач вариативного характера, усилива-вдих развитие творческих способностей учащихся; Л.Н.Анискмойой,1 А.Д.Ботвиншкова, В.А.Буткевич, Е.А.Василекко, В.А.Гервора, ЕЛ'. Куковой, Ю.Ф.Кагхановой, Д.Н.Коваленко, М.Н.Макаровой, И.М.Рязанцевой и др.
Педагогическая ценность творческого подхода в системе виси его образования, а такке общие вопроси подготовки студентов педагогического' института к проведений творческой работы со школьниками,, наили отражение в исследованиях Д.М.Комского, В.Ф.Колотнлоьа, Д.И.Пеннера, И.И.Тихонова, А.Ф.Эсаулова и др.
- Шесте с тем в научно-методических трудах по различным аспектам развития творчества на нашли достаточно полного раскрытая вопросы, относящиеся к педагогическим условиям, которое содействуют развитию творческих способностей студентов в процессе графической деятельности. Недостаточно и дидактических материалов, разработанных с этой целью. .
Сложилось определенное противореча между возрастающими тре-СОЕаш1я'п! к погашению педагогической эффективности развития твор-чесшх способностей в графической деятельности и отсутствием необходимого дидактического материала для развития этих способностей. Вышесказанное и определило тему данного исследования: ■тегряровшшб задания по технической графика как средство развитая /творческих способностей студентов ху до:ке с тее нш ~грэфического <?акульто?аи. ' .
Цель исследования: разработать педагогические условия обучения технической графике с праченением интегрированных заданий, направленных на развитие у студентов ХГФ творческих способностей.
Обьок? псследоватя: учебная деятельность студентов, в процессе изучения технической гранта. ,
Предает исследования: содержание, интегрированных заданий по технической графике как одно из средств развития творческих ото-
собностей студентов.
Гипотеза: развитие творческих способностей студентов художественно-графического факультета будет более эффективным, если в процессе обучения технической графике:
- используются интегрированные задания, обеспечивающие связь приобретаемых "разнопредаетных" знаний с умением применять их в графической деятельности;
- педагогическое воздействие на студентов осуществляется с целью повышения у них готовности к учебному творчеству.
Задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогические условия, содействующие разтию творческих способностей обучающихся.
2. Разработать содержание интегрированных заданий по технической графике, включающие "разнопредметные" знания и вида деятельности и развивающие творческие способности студентов.
3. Определить и экспериментально проверить эффективность методами использования интегрированных заданий в процессе изучения технической графики.
Методологическую основу исследования составляют учения о закономерностях процесса познания, положения о сущности творчества и творческой личности, документы и материалы о развитш непрерывного образования в новых условиях социально-экономического развития страны.
Методы исследования:
- теоретический анализ работ, ■ отражающие некоторые аспекты общей проблемы развития творческих способностей различной категории обучаемых;
- сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение передового педагогического опыта учителей и преподавателей по развитию творческих способностей учащихся в школе и.вузе при обучении -различны?,! учебным дисциплинам;
- уточнение и опытная проверка получаемых данных исследования о влиянии интегрированных.заданий на развитие творческих способностей студентов при изучении технической графики;
- анкетирование, опрос; . .■■•■■• •
- экспериментальная проверка методики использования интегрировавших заданий по технической графика.
Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 1985 по 1992 гг. н состояло ив нескольких взаимосвязанных этапов. ■
На первом этапе - поисково-эмпирическом, автор, работая учителем в школе, и преподавателем в педагогическом институте, овладевал опытом включения школьников и студентов в творческую деятельность в процессе изучения графических дисциплин.
На втором этапе - поисково-теоретическом составлялись варианты интегрированных заданий, разрабатывались критерии их отбора, выяснялось отношение учащихся к заданиям творческого характера.
" На третьем этапе - опытно-ексяериментальном, осуществлялась проверка разработанной методики использования интегрированных заданий в процессе обучения технической графике, определялось их влияние на развитие творческих способностей студентов, выявлялась эффективность педагогически?." условий включения студентов в творческую деятельность на занятиях по технической графике.
На четвертом атапе - обобщались результата экспериментальной работы, уточнялись теоретические, методологические и экепаримен-, тальные- выводы, осуществлялась подготовка методических, рекомендаций по использованию разработанных интегрированных заданий по технической графике и внедрение их в практику работы других.педагогических институтов. .
На защиту выносятся:
утверждение о содействии интегрированных заданий развитию творческих* способностей студентов ХГФ в процессе изучения технической графики, основанного на единстве их самостоятельной познавательной и практической деятельности;
.- понимание творческого процесса как своеобразного восприятия студентами "разнопрвдметной" информации, нахождении ими ноеых путей и способов проявления творческих способностей в графической деятельности;
методические рекомендации по использованию интегрированных заданий в процессе обучения технической графика. . Научная новизна: ,
- уточнено понятие "творческие способности", относящееся'; к. педагогическому процессу; ;
- разработано содержание интегрированных заданий, , ныявденн критерии их отбора, раскрыта и обоснована га .специфжа.оучиатеахн щая основные цели обучения студентов технической графике; ' • ; ': ' - выявлены педагогические условия введения интегрированных заданий в процесс обучения технической графике, обеспечивающие более - высокий уровень усвоения учебного материала и развивавцие
творческие способности студентов.
Базой исследования являлись школы * 561, 1140, 52, 844 города Москвы. Основная опытно-экспериментальная работа проводилась в МПГУ им.В.И.Ленина на первых курсах художественно-графического факультета, частично на подготовительном отделении.
Работа являлась составной частью комплексной программы научно-методического исследования осуществляемого кафедрой начертательной геометрии и черчения МПГУ им.В.И.Ленина по теме: "Система содержания учебных заданий для лекционных курсов, зачетных и экзаменационных работ по начертательной геометрии и черчению" (регистрационный номер 81081851).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработанные педагогические условия использования интегрированных заданий в процессе обучения технической графике содействуют развитию творческих способностей студентов ХГФ. Совокупность выводов и предложений, содержащихся в данной работе,.помогает повысить эффективность их подготовки к будущей профессиональной деятельности и составляют перспективное направление для дальнейших педагогических исследований по этой проблеме.
Достоверность исследования обеспечена применением таких методов разработки проблемы, которые позволили подтвердить результаты исследовательской и опытно-акспериментальной работы, выразившихся в более высоком уровне графической подготовки студентов, определении и поисках нестандартных решений различных учебных задач, умении переносить полученные знвния в новые ситуации, свидетельствующие о проявлении их творческих способностей. ,
Практическая значимость. Материалы экспериментального исследования вошли составной частью в учебную программу, по технической графике по специальности "Изобразительное искусство и черчение" и являются основой учебно-методического пособия для студентов художественно-графического факультета по технической графике (в соавторстве с ю.Ф.Катхановой). Пособие может быть использовано преподавателями вузов, техникумов, училищ и школ с целью развития творческих способностей обучаемых.
Апробация результатов исследования. Результаты, исследования неоднократно обсувдзлись и получали одобрения на итоговых научно-практических конференциях МПГУ им. В.й.Ленина в 1988, 1989,-1990, 1992 гг., на Всероссийской научно-практической конференции зав. метод, кабинетами по черчению и изобразительному искусству (Пэре-
славль-Залесский, 1990 г.), на областной конференции ЮТ (Москва, 1989 г.), на научно-методическом.Совете по проблемам преподавания черчения в школе при МП РСФСР, 1988 г., на научно-методической конференции по прикладным видам работ (Челябинск,1991 г.), на совместном заседании кафедр художественно-графического факультета МПГУ: декоративного искусства, методики преподавания изобразительного искусства и черчения, начертательной геометрии и черчения (1989, 1990, 1992 ГГ.).
Внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования вошли в методику обучения студентов технической графике МПГУ им. В.И.Ленина. Разработанная диссертантом серия интегрированных заданий и методические рекомендации по их применению в процессе обучения технической графике используются Витебским, Липецким, Ростовским, Наманганским, Бакинским, Шауляйским и другими пединститутами.
Учебно-методическое пособив Техническая графика" (оформление чертежей и геометрические построения) прошло опытно-экспериментальную проверку в течении 1988-92 учебных годов и внедрено в практику работы художественно-графического и индустриально-педагогического факультетов МПГУ им. В.И.Ленина.
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Работа содержит 164 страницы текста, 12 таблиц, 8 плакатов, 12 заданий. В списке литературы 178 наименований.
, Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется его цель, объект, предает, гипотеза, ставятся задачи, раскрываются методы и этапы работы, определяется научная но-Еизна, теоретическая и практическая значимость, обосновывается достоверность результатов работа, излагаются полозкешя, выносимые на защиту, указываются пути реализации материалов исследования.
В первой главе "Психолого-педагогаческие аспекты развития творческих способностей студентов" раскрывается сущность понятия "творческие способности" в психологии и педагогике как совокупность таких качеств мышления и свойств личности, которые позволяют успешно осуществлять творческую деятельность для достижении поставленной цели.
На основе анализа ясихолого-педагогической я специальной литературы установлена методы исследования творческого процесса и
- а -
основные признаки творческой личности, которые проявляются в следующем: видеть'общие черты в разных явлениях; замечать существенные отличия в достаточно сходных обьектах; ориентироваться в проблемных ситуациях, добиваясь искомого результата; иметь склонность и способность к груду; видоизменять свои действия соответственно поставленной задаче; уметь широко варьировать способы решения; обладать настойчивостью и интеллектуальной активностью.
Проявление учебного творчества трактуется нами как процесс создания обьективно и субъективно нового,-посредством интеллектуальной и практической деятельности. Тем не менее, развитие творческих способностей в силу своей специфики не происходит стихийно. Их формирование осуществляется в-процессе творческой деятельности, организованной в рамках конкретного учебного предмета. Показателями уровней развития способностей являются успешный результат деятельности, оригинальность, самостоятельность, степень преодоления, быстрота овладения знаниями и умениям^, хорошая обучаемость. В этом большую роль играет личностный компонент творческой деятельности, в котором должны присутствовать: мотив, интерес, интеллектуальные эмоции, смысл приобретаемых знаний и умений, их значимость. Причем, такая деятельность проходит, как правило, несколько втапов - от периода возникновения идеи и формулировать задания до поисков решения, выработки плана ,действий и конструктивного исполнения поставленной проблемы.
Исследование компонентов творческих способностей показали, что они, прежде всего,"проявляются в зоркости поиска проблемы, интегрировании мыслительных операций, переходе от одного звена цепи рассуждений к другому, замене нескольких понятий одним, в использовании более емких информационных символов, переносе опыта одной деятельности на другую. Причем, важное значение приобретает целостность восприятия, легкость ассоциирования, готовность памяти выдать необходимую информацию в нужный момент, проявляя гибкость мышления, быстроту и легкость переключения от одного явления к другому при его оценке и умении объединить воспринимаемое с. опорой на имеющиеся знания, свободно их,дорабатывая, дополняя и, оригинально воплощая в конкретной практической работе. О важности перечисленных компонентов, составляющих творческие. способности указывали Д.Б.Богоявленская, З.И.Калмыкова и др. ''•
Анализ современных исследований позволил заключить, что твор-чооыие опооосиооти являются овяауицим звеном в цепи развития ЛИЧ-
вости начиная от задатков, способностей, творческих способностей до одаренности, творческой одаренности, таланта, гения.
Следует отметить показатели педагогических творческих способностей, в которые входит: превращение сложного учебного материала в,более простой, неинтересного в интересный; переход от информативного метода обучения к проблемно-методологическому, где даются не готовые знания, способы, правила и вывода, а раскрываются пути решения различных проблемных ситуаций; осуществление познавательной активности; введение творческого тренинга, как одной из форм . подготовки к профессиональной педагогической деятельности; переход на методологию деятельностного подхода в учебно-пбзнаватель- • ном процессе; связь процесса обучения с решением различных ситуа- :_ ционных затруднений; постоянный поиск новых знаний, рациональных, способов решения учебных и познавательных задач. Перечисленные . * показатели профессиональных функций учителя, характеризуются ак- -тивной, целенаправленной деятельностью, направленной на решение дидактических, методических, учебных и других задач. Это позволяет считать, что педагогическая деятельность - такая область человеческой деятельности, в которую органически входит, творчество, опирвнцееся на достаточно развитые творческие способности. -
Для организации управляемого формирования творческих способностей требуется создание специальных педагогических условий, включающих различные психолого-педагогические факторы: целевую установку^ мотивационную ориентацию и успешность работы. Особую • значимость в обучении будущих учителей приобретает мотивационная ориентация, складывающаяся из мотива (побудителя деятельности) и интереса (как частный случай положительного мотива деятельности). К приемам- поддержания интереса относятся: использование разнообразных заданий; занимательность; новизна и необычность учебного Материала, его значимость в практической деятельности' человека; связь с современной гизнью. Интерес также зависит: от положительных _эмоций, к учебной деятельности; наличия познавательной стороны обучения; ясности целей и-доступности их достижения; многообразия форм практических работ; создания ситуаций с эф&зкгом удавления; использования аналогий; приемов художественной образности; яркости зьгацяональных пврвкиванпй.
" ПспхоЛопьпэдагогическимз предпосылками развития творческих способностей является проблзшо-методологический подход к обучению, создающий объективную основу проявления интереса к учебной
деятельности» развития познавательной активности, формирования. мотивационных факторов обучения и самостоятельности в выполнении различных по характеру учебных работ.
Педагогическое стимулирование творческих способностей .возможно в том случае, когда в учебном процессе целенаправленно организована проблемно-поисковая деятельность, способствующая развитию у студентов самостоятельности в поисках поставленной проблемы и повышению уровня их творческого участия в выполнении всех видов учебной работы.
Наибольшая эффективность развития творческих способностей достигается при использовании в процессе обучения интегрированных заданий, для которых характерно объединение разнопредо?тных знаний и видов деятельности с целью создания нового обобщенного результата. Это соответствует осноьным направлениям интеграции обучения , предусматривающей взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь содержания различных учебных дисциплин, направленных на формирование у студентов системы знаний по данной учебной дисциплине.
Интеграция в курсе технической графики макет быть представ-■ лена специально созданными интегрированными заданиями, которые могут рассматриваться как стадайно раскрывающийся процесс использования имеющихся знаний и видов деятельности, связанных с информацией, получаемой студентами при изучении различных учебных •дисциплин (рисунка, истории искусств, декоративно-прикладного искусства, композиции'и др.). Успех их выполнения должен определяться уровнем проявления умственных действий'(анализ, синтез, абстрагирование-, конкретизация, обобщение и т.п.), выбором стратегии действий, основанных на системе правил и способов преобразования обьектов, самостоятельно отобрвшшх для графического анализа. Это дает возможность формировать у студентов умения ставить тот или иной вопрос, делать вывода и заключения, устанавливать связи разнопредметных знаний и их отношений, рассуждать, строить умозаключения, логически мыслить, искать вариативность решения. Эта предположения стали основой экспериментального исследования.
Во . второй главе: "Методика использования интегрированных заданий по технической графике в процессе развития творческих способностей студентов ХГФ" определено содержание интегрированных заданий, формы и метода их применения, принципы отбора, включающие: характеристику качественных параметров; соответствие теоре-
тическому материалу, с. учетом первого принципа услойие каидого последующего задания должно качественно изменяться. К параметрам качественных характеристик было отнесено: наличие связи разно-предметных знаний и видов деятельности с умением применять их при выполнении графических работ; включение различных способов геометрических построений; соответствие условия задания поставленным целям обучения. Интегрированные задания должны отвечать определенному уровню графической подготовки студентов, иметь постепенное усложнение, включать выявленные этапы работы и требования. Второй принцип потребовал отбора учебного материала по технической графике, соответствующего целям применения интегрированных заданий. К таким разделам были отнесены: "Правила оформления чертежей", "Геометрические построения"- позволяющие осуществить гра-. фический анализ обьектов, взятых из различных областей деятель-. ности человека.
В ходе эксперимента выявлены различные уровни творческого • участия студентов при выполнении интегрированного задания: нулевой - реализация знаний при наличии готового графического условия . в единственного правильного решения; первый - практическое выполнение готовой идеи.или частичное ее использование; второй - рок- . .денив идеи на основе предложенного направления; третийпостановка новой проблемы и ее обоснованна; высший - формулировка нового направления, относящегося к содержанию интегрированных заданий. В соответствии с этими уровнями били даны варианты их условий, включенных в экспериментальное обучение.
Варианты условий экспериментальных заданий определили их группы: первая - подготовительные задачи, которые имели исходные графические данные или готовое изображение обьекта; вторая - малые интегрированный задания, включающие перечень обьектов для. графического анализа; третья - интегрированные задания с рядом вариантов пояска объектов и графических способов отображения; четвертая - творческая работа (семестровая), с предложенным направлением {чет} поисков. '■•.'■
Отбор содвраания повлек за" собой определение требований к выполнений интегрированных заданий: правильность графических Пост- • роений, использованных при выполнении задания; соответствие тео~ • рэтического материала теме задания; методическая подача работы, шачащая наглядность, доступность, логичность, последовательность построений д краткооть погтспттольншс падшгоэй;. худаглотвэл-
ное оформление работы, учитывающее цветовое решение, пропорций-. нальность, величину, композиционное размещение на листе, соответ-ствиа шрифта стилю изображенного объекта; качество выполнения "изображений и надписей; срок сдачи работы, заранЗб определенный и влияющий на оценку.
Выполняя семестровое творческое задание, студенты должны бы-■ ли:- показать неформальное усвоение учебного материала; использовать вариативность геометрических построений в чертежах объектов, отобранных для графического анализа; предложить необычную подачу учебного материала; проявить умение строить умозаключения, основанные на анализе литературных и других источников, излагать собственную точку зрения на поставленные вопросы.
Экспериментальное обучение основывалось на постоянном включении студентов в самостоятельную деятельность. Для этого использовались разнообразные формы обучения: опрос в начале занятий с самостоятельным составлением вопросов; самопроверка и взаимопроверка графических работ; оценка интегрированных заданий экспертной группой студентов; рейтинговая система оценки всех видов учебной работы. Из наиболее часто применяемых методических приемов и средств обучения можно назвать: создание проблемных ситуаций; ознакомление с историческими сведениями; показ значимости учебного материала в практической деятельности человека; введение предварительных и малых интегрированных заданий; выполнение интегриро-' ванных заданий и семестровой творческой работы; применение методического пособия на печатной основе; использование наглядных пособий, 'плакатов, специальных таблиц, фолий, макетов и др.
В хода эксперимента определялись зтапы выполнения студентами интегрированных заданий: выбор объекта, соответствующего теме задания; продумывание приемов методической подочи учебного матери-' вла в графической форме; художественное оформление задания, вклхь чапдего единство стиля, композиционное и цветовое решение, подбор шрифта и т.д.
Проведение контрольных работ среди студентов, участвовавших в эксперименте, показало более качественные результаты обучения экспериментальных групп. Различия были в графической подаче выполненных заданий и использовании большего числа способов геометрических построений. Они даны в таблице I,
Таблица I.
Результаты контрольной работы по теме "Делегате окружности"
Группы Эффективность выполненных работ
5 40-0 4 8-в э а-* х Э-» Ошибки в оформлении Ошибки а построениях Применение способов
Контрольные группы 45« 24* гвх зх 11* гох '- г
Эксперимент группы 75* 16* 9Х 0 5Х вх 3-4
Выявлены уровни интеллектуальной активности студентов при выполнении различных тестовых заданий. • Сашм высоким уровнем (динамичный) проявления задатков таор- ■' чзских способностей следует считать тот» в котором при тестирования И (идеи) больше О по каждому тесту, т.е. И > 0 ■ оопви
Средний уровень (становление или проблеск) присваивался в тон случае, если И > или » 0. Это означало, что И - величина перемен-' -ная, гдо по предложенным тестам наблюдались попытки' выполнения задания. Ошт могли бить удачными или неудачными.
Низший уровень (статичный) - проявлялся при отсутствий' идей или тогда, когда в большинстве заданий-тестов но были эафикси- ■ роваяы попытки их выполнения И < или = 0. Результаты тестирования приведены в таблице 2. .
Из таблицы, видно, что результата тестирования студентов контрольных групп отличались от уровней, проявлегашх студентами в экспериментальных группах в сторону увеличения поиска идей, пред-'доевний нескольких вариантов решения заданий. Экспериментальное сбучеюга показало, что ориентация на развитие творческих-способностей студентов при изучении технической графики дает положительные результат^ в их ойцрм интеллектуальном развитии. Отмечено такпз пологзттельноо . влияние : на выполнение студентам! акспврт.ганталышх групп курсовых' и ■ дтломяых работ, а тага» но эффективность пзучотм студентка других специальных дисциплин.
Таким образом, результаты экспериментального обучения технической графпко с использованием интегрированных- заданий подтвердили правомерность шдкшутнх гипотезы и зздач исследования.
Таблица 2.
Результаты тестирования студентов контрольных и экспериментальных групп
70 60 50 40
30 20 10 о
67*
42*
г б*
28*
и >0
ззх
5*
и
и < о
- контрольная группа
- экспериментальная группа
В заключении диссертации подеедещ итоги проведенного теоретического и экспериментального исследования, сформулированы общие выводы:
1. Творческие способности, относящиеся к педагогическому процессу, предусматривают развитие таких качеств мышления и свойств личности, которые позволяют успешно осуществлять творческую деятельность для достикения поставленной цели. Развитие творческих способностей в силу своей специфики не происходит стихийно. Их формирование осуществляется только в процессе творческой деятельности, организованной в рамках конкретного-учебного простота.
2. Исследованиями подтверждено, что наибольыая &йвктшаюоть в развитии творческих способностей студентов худогзстыняо-гра-фического факультета достигается пра использовании аптаграровш-ных заданий, являвдихся систематическим кошонентоы обучения технической графике обеспечивающих связь разнопредаатшх знаний и видов деятельности с умением применять их- с целью создания нового обобщенного результата. В интегрированных заданиях успех решения должен определяться уровнем проявлящихоя умственных действий, охватывать типы доступных проблем, способствовать проявлашш разных, уровней творческого участия в их выполнении. ■
^ 3. Использование интегрированных заданий при изучении технической графики должно предусматривать единство в непрерывность
педагогического воздействия на студентов с целью повнЬешя у них готовности к педагогическому творчеству, Психолого-педагогичесними предпосылками этого является проблемно-методологический подход к обучению, при котором появляется интерес к учебной деятельности, развивается познавательная активность студентов, формируется мотивационный фактор обучения, самостоятельность в выполнении различных по характеру учебных работ. ■
4. Педагогическое стимулирование развития творческих 'способностей студентов осуществляется при целенаправленно организованной поисковой деятельности, повышении уровня их творческого участия в выполнении интегрированных заданий, в единстве самостоятельной познавательной и практической деятельности.
Б. Положительная мотивация выполнения интегрированных заданий, обуславливается наличием интереса студентов к этому виду учебной, деятельности. При этом личностный компонент обеспечивал необходимые условия для развития у них творческих способностей.
6. Результаты исследования позволяют утверждать, что использование в процессе'обучения технической графики разработанной серия интегрированных заданий является не только действенным средством развития творческих способностей студентов, но и дают поло-гитолыше результаты в их общем интеллектуальном развитии. - .
7. Самостоятельное осуществление студентами творческих поисков в процесса выполнения интегрированных заданий обеспечивается сформировагаюстьо у пнх приемов самообразования, отбором объектов для графического анализа, переносом знаний из одной учебной дисциплины в другую п др.
8. Задачи исследования охватывали только один этап обучения технической графике (первый курс). На наш взгляд, начатая работа требует продолзшгош поисков новых интегрированных заданий, по другим темам курса и экспериментальных исследований их-влияния на развитие творческих способностей студентов. Это позволит выявить новые возможности в методика обучения,студентов технической графика, обогатить учебный процесс и-повысить качество графической и профессиональной подготовки студентов худозазствэнно-графического факультета к будущей педагогической деятельности.'
Основное содержание диссертации отражено в следующих публиг нациях: ,
1. Некоторые примеры приложения начертательной геометрии к практической деятельности инженера-педагога //Совершенствование обучения и воспиадшя в высшей и средней школе индусгриально-пе-дагогического профиля / в соавторстве с A.A.Павловой, Н.А.Лобановой / МИШ - Ы.: Прометей, 1983. - с. 33-34.
2. Простой способ переноса рисунка // Школа и производство/ в соавторство с А.А.Павловой, Л.П.Щербаковой.- 1985. - ЯЗ. - с. 46.
3. Разпивать у икольникоп на уроках черчения чувство прекрасного и полезного // Совершенствование подготовки учителей обще-тохничоских дисциплин и труда / в соавторстве с А.А.Павловой / МПШ - М. : Прометей, 1936. - с. 31-33.
4. О некоторых методических приемах, стимулирующих интеллектуальную активность и пространствошюе мышление учащихся / Тез. докл. на научно-практической конференции С;Л!0 АПН СССР M., 1967. -'с. 21-22.
5. Исследование процесса решения графической задачи , связанной с. чтением чвртека // Теория и методика преподавания начертательной геометрии и черчения в средней и высшей школе / КПП! -Ы.: Промытой, 1939.- с. 123-129.
6." Учебные программы по технической графике : Для еггощзель-• ности "Изобразительное искусство и черчение" /Разделы-3,4,5,0,7 -
Воронеж.:ВИСИ, 1992.- с. 7-II.
7. Учебные программы по технической графике : Для специальности '"Изобразительное искусство а черчение". Начертательная геометрия дли -подготовительного отделения. - Воронен. :В1!СИ, 1992,0. 25-26.
Ö. Техническая графика : Учебно-методичасков пособии для студентов худ.-граф. факультетов / в 'соавторстве с Ю.'Ф.Кзтхановой. -Броот, 1932. - FÛ с.