автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Интервью как жанр публицистики
- Автор научной работы
- Кодола, Наталья Валерьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2007
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Интервью как жанр публицистики"
На правах рукописи
Кодола Наталья Валерьевна
ИНТЕРВЬЮ КАК ЖАНР ПУБЛИЦИСТИКИ: СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Специальность: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (русский язык)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
003064Э74
Москва-2007
003064974
Работа выполнена на кафедре риторики и культуры речи филологического факультета Московского педагогического государственного университета
Научный руководитель - доктор педагогических наук,
профессор Игаюлитова Наталья Александровна
Официальные оппоненты — доктор педагогических наук,
профессор Шаталова Наталья Станиславовна
кандидат педагогических наук, доцент Янченко Владислав Дмитриевич
Ведущая организация - Государственное образовательное учреждение
Московский гуманитарный педагогический институт
Ж, 40
Защита состоится « ТО» 2007 г. в _часов на заседании
диссертационного совета Д 212.154.08 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 119992, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, ауд. 204.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.
Автореферат разослан « »_2007 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета / ' ' I/ Зинин С.А.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Уровень подготовки студентов-журналистов в области такого важного жанра публицистики, как интервью, определяется качеством учебного процесса, в котором они непосредственно участвуют, что предполагает* в частности, наличие эффективной методики обучения жанру интервью. Исследования, проводимые в России и за рубежом, выявили низкий уровень реализации обучающих возможностей существующих систем профессиональной подготовки журналистов-интервьюеров. Одним из путей развития системы образования педагогов в области обучения журналистов является повышение уровня ее научной обоснованности и методической содержательности. В настоящее время известны исследования, направленные на поиск оптимальных путей обучения будущих журналистов созданию интервью (JI.B. Ассуирова, Э.Г. Багаров, RA. Борецкий, Г.В. Кузнецов, М.М. Лукина, Е.П. Прохоров, Д.Рендалл, М.Р. Савова, O.A. Сальникова, З.С. Смелкова, В.В. Смирнов, Б.В. Стрельцов, A.A. Тертычный, В.Л. Цвик, М.С. Черепахов, М.И. Шостак, АЛ. Юровский и другие).
Однако пока эти поиски не принесли ожидаемых результатов. Во всяком случае, уровень подготовки журналистов в области создания интервью остается по прежнему низким. Несмотря на разработку и внедрение новейших программ обучения журналистов, эффективность их применения остается невысокой. Все это определяет актуальность настоящей работы, которая обусловлена, во-первых, необходимостью совершенствования профессиональной подготовки журналистов, а во-вторых, недостаточной разработанностью методики этой подготовки.
Объектом исследования являются форма и содержание интервью как жанра публицистики.
Предметом исследования является методика обучения жанру интервью журналистов.
Целью работы является разработка эффективной научно обоснованной и практически проверенной методики обучения будущих журналистов созданию жанра интервью.
В соответствии с поставленной целью необходимо было решить следующие научные задачи:
- выявить степень разработанности вопроса по теме исследования;
- описать специфику функционирования интервью как жанра публицистики и его категориальные признаки;
- охарактеризовать интервью как речевой жанр;
- описать особенности реализации основных текстовых категорий в жанре интервью;
- определить исходный уровень знаний студентов о жанре интервью;
-определить умения, необходимые для ведения интервью, что позволит
' разработать методику их совершенствования и развития;
- разработать программу опытного обучения;
- проверить эффективность разработанной методики.
Исследование проводилось на отделениях журналистики филологического факультета Московского педагогического государственного университета (МПГУ), факультета дополнительного педагогического образования МПГУ, Московского социально-педагогического института.
Для достижения цели и решения задач исследования использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы по исследуемому вопросу;
- анализ программ, учебников, учебных пособий по журналистике, культуре речи и риторике для вузов;
- констатирующий срез (анкетирование студентов);
- наблюдения за педагогическим процессом и учет личного опыта автора как преподавателя;
- опытное обучение.
Выдвигается следующая гипотеза исследования: эффективность обучения жанру интервью студентов-журналистов можно повысить, если:
- раскрыть категориальные признаки интервью как жанра публицистики;
- изучить специфику интервью как текста особого характера;
- сформировать у студентов необходимые коммуникативно-речевые умения, обеспечивающие создание текста интервью.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
1. Обосновано утверждение о том, что создание жанра интервью обеспечивается, знанием его особенностей и специальными профессионально значимыми умениями.
2. Описаны жанрообразующие и текстообразующие признаки интервью.
3. Выявлены основные умения, необходимые для создания жанра интервью.
4. Получены данные об уровне знаний студентов-журналистов о специфике функционирования жанра интервью, обучающихся в современных образовательных учреждениях.
5. Разработана научно обоснованная методика обучения жанру интервью студентов-журналистов, способствующая повышению уровня их профессиональной подготовки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- разработан вариант программы опытного обучения жанру интервью;
- разработана система заданий, направленная на создание жанра интервью;
-собран и систематизирован дидактический материал, который
преподаватели могут использовать на занятиях по журналистскому мастерству, основам творческой деятельности журналиста, выпуску учебной газеты, риторике и культуре речи;
- получены данные об особенностях восприятия и освоения студентами жанра интервью, которые могут быть использ'ованы при составлении программ, учебных пособий и других учебно-методических материалов.
Материалы и результаты данной работы могут найти практическое применение при реализации таких курсов, как «Основы творческой деятельности журналиста», «Риторические основы журналистики», «Выпуск учебной газеты»,
«Журналистское мастерство», предусмотренных ГОС ВПО, в работе по подготовке и повышению квалификации учителей, ведущих кружок журналистики в средней общеобразовательной школе. Материал, представленный в тексте диссертации, может составить основу методического пособия для обучения студентов-журналистов.
Обоснованность и достоверность результатов исследования и основных выводов, сформулированных в диссертации, подтверждается данными анализа литературы по теории журналистики, по лингвистике, исследований в области психологии, педагогики, методики, философии, а также комплексным применением избранных методов исследования, данными констатирующего эксперимента и результатами опытного обучения, в котором приняли участие 257 студентов Mill У и МОСПИ, анкетированием 257 студентов МПГУ, личным участием автора в опытной работе.
Апробация работы, а также результатов исследования осуществлялась в ходе опытного обучения студентов в 2005-2006 годах на отделении журналистики филологического факультета (1 курс - 75 человек, 2 курс - 70 человек) и отделении журналистики факультета дополнительного педагогического образования (1 курс — 32 человека, 2 курс - 22 человека) Московского педагогического государственного университета, отделении журналистики Московского социально-педагогического института (1 курс — 30 человек, 2 курс - 28 человек) в рамках учебных курсов «Мастерство журналиста», «Выпуск учебной газеты», «Основы творческой деятельности журналиста», «Основы журналистики», спецкурса «Интервью как жанр публицистики».
Основные материалы диссертационного исследования отражены в 4-х публикациях, обсуждались на заседаниях кафедры риторики и культуры речи Московского педагогического государственного университета.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Интервью как жанр публицистики характеризуется целевой установкой на получение информации, на выявление точки зрения собеседника по обсуждаемому
вопросу, полиадресатностью, диалогичностью, то есть такими признаками, которые обеспечивают активное взаимодействие журналиста с собеседником и адекватный отклик основного адресата (читателя, слушателя, зрителя).
2. Обучение созданию жанра интервью представляет собой многоаспектный сложный процесс, основанный. на принципах сознательности и активности в обучении, речевой направленности, индивидуализации обучения, единства обучения и развития и коммуникативности.
3. Создание жанра интервью обеспечивается специальными профессионально значимыми коммуникативно-речевыми умениями, которые способствует осознанию студентами роли данного жанра в профессиональной деятельности журналиста, повышению уровня культуры речи будущих журналистов в целом.
Структура и основное содержание работы
Диссертация состоит из введения и трех шав, заключения, списка литературы (более 478 наименований) и приложения, в котором представлен дидактический материал, на основе которого проводилось опытное обучение.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется гипотеза, определяются общая цель, задачи, методы исследования; раскрывается его научная новизна и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.
Основной задачей первой главы «Интервью как жанр публицистики» является описание интервью как жанра публицистики и выявление его категориальных признаков. В связи с этим были изучены работы М.М. Лукиной, З.С. Смелковой, Л.В. Ассуировой, М.Р. Савовой, O.A. Сальниковой, Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвик, АЛ. Юровского, Э.Г. Багирова, P.A. Борецкого, М.И. Шостак, Д. Рендалла, М.С. Черепахова, Е.П. Прохорова, Б.В. Стрельцова, A.A. Тертычного, В.В. Смирнова и других.
Анализ определений жанра интервью позволяет сделать вывод о том, что назначешге интервью - правдиво, из достоверных источников сообщить наиболее важные сведения, всесторонне, со ссылкой на собеседника осветить какой-либо
факт; существенное событие, начинание, отразить общественное мнение по важным вопросам социальной жизни. Интервью обладает особой силой убедительности, достоверности, так как содержит свидетельство, заявление, сообщение авторитетного лица. Этот жанр позволяет охарактеризовать и внутренний мир человека, передать его мысли, настроения.
Кроме того, необходимо было проанализировать интервью и как речевой жанр. К изучению речевых жанров в последнее время обращается все большее число исследователей. «Модель речевого жанра», предложенная Т.В. Шмелевой, представляется наиболее оптимальной для описания жанра интервью, так как в ней обозначены его существенные жанрообразующие признаки (коммуникативная цель, образ автора, адресат, фактор прошлого, фактор будущего, диктум, языковое воплощение). Мы проанализировали признаки речевого жанра, выделенные Т.В. Шмелевой, применительно к жанру интервью и представили его особенности в анкете речевого жанра интервью. В этой анкете подробно описаны все названные жанрообразующие признаки с учетом особенностей функционирования жанра интервью.
Так, например, рассматривая образ автора, мы отталкиваемся от утверждения Т.В. Шмелевой: «речевой жанр конструируется автором, и проявляется в таких параметрах, как полномочия, авторитет; информированность, заинтересованность». При этом мы отмечаем, что журналисту как автору предоставляются особые полномочия. Он выступает в роли ведущего в разговоре, ему предоставляется выбор темы, вопросов.
Особое внимание следует обратить на то, что в интервью в образе автора выступает и сам интервьюируемый, так как только от него зависит, как сложится ход беседы.
Под этим же углом рассматриваются и другие жанрообразующие признаки интервью. В качестве примера приведем описание такого признака, как дикгум.
Под дшоумом (термин Ш. Балли) подразумевают «событийную основу высказывания, пропозитивную его часть, предметно-смысловую исчерпанность», по М.М. Бахтину.
Событийная основа интервью - экстралингвистическая составляющая: события, процессы, происходящие в жизни страны, общества, лично касающиеся интервьюируемого. Интервью интересно, если оно связано с актуальным для той или иной части социума проблемой. Именно поэтому в различных СМИ отбираются и фиксируются те события и личности, к ним причастные, которые значимы для их читателей. Так, в журнале «Итоги» публикуются интервью с авторитетными людьми в области политики, бизнеса, финансов, здравоохранения, культуры, спорта. Журналу «Семь дней» интересны известные личности и события, с ними связанные, в области культуры, шоу-бизнеса, личной жизни.
Таким образом, интервью как жанр публицистики характеризуется . определенными свойствами, признаками, обеспечивающими его эффективность и результативность. Из сказанного следует, что при формировании у студентов умений, необходимых для создания интервью, нужно в процессе их обучения целенаправленно проанализировать жанровые особенности интервью во всем их многообразии, на конкретных высказываниях продемонстрировать приемы их реализации.
В результате у студентов будут сформированы такие профессионально значимые коммуникативные умения, как:
- определять цели и коммуникативные стратегии в процессе создания интервью;
- собрать необходимый для ведения интервью материал (об авторе, о содержании предстоящей беседы) с учетом взаимодействия фактора адресата и адресанта, с позиции образа прошлого и образа будущего в том или ином речевом событии;
- перегруппировывать выделенные на этапе инвенции микротемы, выстроить их в содержательный и структурный ряд;
- систематизировать материал;
- определить количество, последовательность и связь отдельных компонентов интервью;
- формулировать вопросы, обеспечивающие реализацию замысла.
Основной задачей второй главы «Интервью как текст» является описание особенностей текста интервью, специфики реализации в нем основных текстовых категорий (информативности, связности, цельности). Интервью - предсташмет собой законченный текст; объединенный общим замыслом и состоящий, как правило, из своеобразных смонтированных блоков «вопрос — ответ».
Как и в любом тексте в жанре интервью реализуются основные текстовые категории. Но их реализация имеет определенную специфику. Реализация категории информативности в тексте интервью имеет свои особенности. Это связано с характером содержащейся в них информации.
Отбор информации происходит не произвольно, а в соответствии с форматом СМИ и информационным поводом. Информация в основном является объективно новой.
Чтобы добиться усвоения информации, необходимо учитывать особенности ее предъявления. Назовем некоторые из них:
- информация в тексте интервью должна содержать необходимый объем сведений о фактах, явлениях, пошггаях, способах деятельности, мыслях. В то же время следует заботиться о доступности восприятия информации. С этой целью используются несложные по структуре фразы, яркие примеры, выразительные средства языка (содержательно-фаюуальная информация);
- информация в тексте интервью должна быть обоснованной, доказательной, аргументированной. Только в этом случае она может бьггь воспринята собеседником и аудиторией и использована в дальнейших процессах коммуникации (содержательно-концептуальная информация);
- информация в тексте интервью представляет собой второй план сообщения, скрьпую информацию, поток дополнительных смыслов. Подтекст имплицитен по своей природе, недоступен непосредственному наблюдению, начиная проступать через содержательно-фактуальную информацию лишь при повторном, неоднократном восприятии текста. Тем не менее, подтекст — реальность, которая запланирована автором и отсутствие которой не пробуждало бы творчества читателя (содержательно-подгекстная информация).
Важнейшими текстовыми категориями являются связность и цельность (целостность).
Очевидно, что все коммуникативные элементы текста интервью (предложения, группы предложений, коммуникативные блоки) должны быть связаны между собой. В каждом тексте интервью, как правило, обнаруживаются, поддаются наблюдению и описанию формальные, внешние связи между отдельными частями текста.
Тексту интервью, кроме того, присущи внутренние смысловые отношения между его частями, содержательная, формальная, и коммуникативная целостность, что позволяет обеспечить смысловую связь между частями текста, подготовиться к последующей информации, надежно идти по пути познания текста, укрепить «текстовую память», возвратить адресат к предыдущему, напомнить ему о сказанном.
Смысловая целостность текста интервью проявляется в единстве темы, которую называют смысловым ядром текста. Носителями темы являются сверхфразовые единства (СФЕ), поэтому определить тематическую направленность СФЕ невозможно путем рассмотрения содержания изолированных предложений.
К категории связности и цельности текста тесно примыкают категории интеграции и завершенности, суть которой в связи с анализом текста интервью также раскрывается во П шаве диссертации.
В этой же главе рассмотрен вопрос о том, какими качествами речи должен обладать интервьюер, так как создание текста интервью обеспечивается, в том числе и умением журналиста общаться, достигать коммуникативного успеха на основе владения всеми коммуникативными качествами речи: уместностью, богатством, чистотой,'точностью, логичностью, доступностью, выразительностью, правильностью. Особое внимание следует уделить таким качествам речи, как уместность, доступность и точность, без которых взаимопонимание между собеседниками невозможно. В связи с этим мы попытались определить, уточнить и сформулировать, что значит для интервьюера быть точным, в чем проявляется уместность и доступность его речи, и на этой основе выявить, каким образом
реализуются другие коммуникативные качества речи в тех или иных ситуациях профессионального общения.
Анализ интервью как текста особого характера, позволяет выявить еще одну группу профессионально значимых коммуникативно-речевых умений, обеспечивающих создание высказывания определенного жанра, соответствующих требованиям, которые предъявляются к тексту как единице общения. Это такие умения, как:
- создавать текст интервью в соответствии с условиями общения и коммуникативной целью высказывания;
- создавать, структурировать и композиционно оформлять части текста и компоненты заголовочного комплекса и лида так, чтобы отчетливо проявлялась их связь друг с другом (лексическая, грамматическая, фонетическая);
- формулировать вопросы, обеспечивающие реализацию замысла;
-располагать вопросы в логическом порядке, с учетом необходимости
придать беседе определенный «сюжет», «развитие действия»;
- находить микротемы текста, устанавливать их иерархию;
- придать интервью соответствующую форму (вступление, переход, заключение);
- редактировать текст интервью.
Третья глава « Методика обучения студентов-журналистов созданию жанра интервью» посвящена описанию целей, задач, принципов, основных приемов, лежащих в основе разработки программы опытного обучения. В связи с этим было необходимо выявить, в какой степени будущие журналисты владеют знаниями и умениями в области жанра интервью. Решению данной задачи способствовал констатирующий эксперимент; при проведении которого мы исходили из ряда положений, в частности из того, что результативность жанра интервью определяется тем, насколько грамотно интервьюер владеет основными профессиональными и коммуникативными умениями.
Констатирующий эксперимент проходил в два этапа, каждый из которых имел свою цель и свои методы исследования.
Цель первого этапа эксперимента состояла в выявлении исходного уровня знаний студентов о жанре интервью.
Всего в анкетировании участвовало 257 человек. В зависимости от того, изучен или нет студентами курс «Основы творческой деятельности журналиста», вопросы анкеты несколько различались содержательной и формальной сторонами.
Анкета для студентов 1 курса содержала следующие вопросы:
1. Что такое «интервью»?
2. Какие три вопроса вы бы задали Президенту РФ при личном интервью? Продумайте тему, логику вопросов.
В анкете для студентов 2 курса предлагались те же и дополнительный третий вопрос:
С какими трудностями вы сталкиваетесь при работе с жанром интервью?
Проанализировав ответы студентов, и обобщив результаты анкетирования, мы пришли к следующим выводам.
Rf>£» Г5 Гг-ТЧЛГЧ Г nofirvr па Mpl/Trirrtimmpn* ПТ-Л ТПЫТТ/ТГ и-ГЛ MfQTJn ННТРППТ.И1
UWw Lu^.vj^U. ^иии 1, ОМ I1V1WUU 1VI11IV." ' u, U.iiiw .U.V., tlU ...U.1JJ
представляет собой общение двух и более лиц в форме вопрос - ответ.
Другие признаки, свойства интервью назывались в анкетах редко. Так, у 7% студентов отмечается попытка определить цель речевой деятельности собеседников.
В отдельных анкетах называется содержательно-тематическая сторона коммуникации (25%), функции и социально-коммуникативные отношения участников общения (10%).
В нескольких анкетах (5%) встречается упоминание о невербальных средствах общения, сопровождающих текст интервью.
Судя по полученным ответам, подавляющее большинство студентов (80%) не смопш ясно и точно сформулировать суть вопросов, которые они подготовили для интервью с Президентом РФ.
70% представили не до конца продуманные вопросы, не соответствующие статусу интервьюируемого, не продумали тему интервью.
Следует отметить, что 20% опрошенных давали тематически продуманные, логически выстроенные вопросы. На последний вопрос, заданный в анкете: «С какими трудностями вы сталкиваетесь при работе с жанром интервью?» 90% студентов ответили, что основной трудностью является отсутствие журналистского опыта и нехватка знаний.
Многие анкетируемые (90%) указывают на неумение выразить мысль, обработать материал, собрать нужную информацию, подготовить вопросы, разговорить собеседника.
Второй этап констатирующего эксперимента проводился непосредственно перед началом опытного обучения.
Цель его состояла в установлении исходного уровня профессиональных умений студентов, необходимых д ля работы с жанром интервью.
Студентам было предложено прослушать и проанализировать текст интервью журналиста с известным человеком. Для анализа был предложен текст «Крестная мать семьи Тодоровских».
Затем, используя текстовый вариант интервью, охарактеризовать его, опираясь на следующие вопросы и задания:
1. Какие особенности жанра интервью вы можете отметить в анализируемом фрагменте? Аргументируйте свой ответ.
2. Попытайтесь выделить коммуникативные качества речи, необходимые интервьюеру для грамотной организации общения с собеседником.
В целом данные, которые были получены на 2-м этапе, совпадают с данными первого этапа констатирующего эксперимента и подтверждают вывод о том, система знаний о жанре интервью у студентов не сформирована
Большие затруднения вызвало у студентов выполнение второго задания. 30% выполнявших задание ничем не мотивировали свою точку зрения.
На вопрос второго задания «Попытайтесь выделить коммуникативные качества речи, необходимые интервьюеру для грамотной организации общения с собеседником», большинство студентов (80%) затруднились ответить.
Во многих работах называются не столько качества речи, сколько качества личности: открытость, доброжелательность, умение понимать психологию собеседника. Безусловно, названные личностные качества необходимы для того, чтобы интервью состоялось. Однако задача, которая ставилась перед студентами, заключалась в том, чтобы выделить речевые особенности журналиста-интервьюера.
Для разработки методики формирования и совершенствования коммуникативных умений проведен анализ того, как жанр интервью представлен в действующих учебниках и учебных пособиях, с какой частотой обращались к жанру интервью в дидактических материалах, а также количественный и качественный состав заданий, связанных с обучением интервью.
В результате анализа программ, учебников и учебных пособий по журналистике и риторике, были сделаны следующие выводы:
1. В программах, учебниках и учебных пособиях дается представление об интервью как жанре, но проводимая работа над интервью обычно основана на выполнении небольшого количества заданий, что не позволяет целенаправленно решить задачи, связанные с формированием необходимых коммуникативно-речевых умений.
2. Авторы анализируемых учебных пособий предлагают обучаемым создавать тексты интервью. Но целенаправленная работа по анализу и созданию собственного текста интервью в пособиях не представлена вообще или только декларируется.
3. В проанализированных пособиях в основном ведется работа по созданию радио- и телеинтервью, интервью для периодической печати не уделяется внимание. В учебных пособиях нет для этого соответствующих заданий.
Анализ программ, учебников, учебных пособий подтвердил еще раз ранее сделанный вывод о том, что необходимо усовершенствовать методику обучения жанру интервью. Решению этой задачи было посвящено опытное обучение.
Опытное обучение проводилось в 2005-2006 годах на отделении журналистики филологического факультета (1 курс — 75 человек, 2 курс - 70 человек) и отделении журналистики факультета дополнительного педагогического образования (1 курс - 32 человека, 2 курс - 22 человека) Московского педагогического государственного университета, отделении журналистики Московского социально-педагогического института (1 курс - 30 человек, 2 курс - 28 человек) в рамках учебных курсов «Мастерство журналиста», «Выпуск учебной газеты», «Основы творческой деятельности журналиста», «Основы журналистики», спецкурса «Интервью как жанр публицистики». В опытном обучении приняло участие 257 студентов.
В ходе исследования разработана методика обучения жанру интервью, основными положениями которой является:
1. Осмысление центрального теоретического понятия «жанр интервью» невозможно без определения интервью как жанра и осознанием его категориальных признаков. В связи с этим изучение жанра интервью тесно связано с пониманием таких понятий, как диалог, монолог, беседа, вопросы, коммуникативная задача, коммуникативная обстановка, слушание, речевое поведение собеседников и т.д.
2. Изучение жанра интервью предполагает формирование профессионально значимых коммуникативно-речевых умений, что обеспечивается специальными заданиями аналитического характера, которые готовят учащихся к самостоятельному созданию текстов в жанре интервью. С этой целью на занятиях необходимо использовать задания аналитического характера, задания аналитико-конструктивного характера, коммуникативные задания, риторические задачи и риторические игры.
Дидактическая база опытного обучения включала: 1) текстовый материал, разнообразный по источнику речи, по целевому назначению; 2) средства наглядности, обеспечивающие научно-методическую работу на разных уровнях, в разных ситуациях общения.
Текстовый материал представлял собой отрывки из текстов интервью, записи интервью.
В качестве средств наглядности, которые имеют особую значимость для организации опытного обучения, использовались средства зрительной наглядности (печатные средства — раздаточный материал, иллюстрации и экранные средства),
средства слуховой наглядности (аудиозаписи радиоинтервью) и зрительно-слуховые
/
средства обучения (видеозаписи телепередач).
Для проведения опытного обучения разработана специальная программа. Отобран минимум теоретических сведений, необходимых студентам - будущим журналистам для того, чтобы совершенствовать профессионально значимые умения. Определена последовательность подачи материала, создан и отобран дидактический материал, определены методы и приемы проведения занятий, разработаны задания для обучения жанру интервью. Проведение экспериментального обучения дало возможность проверить уровень сформированности знаний и коммуникативных умений, необходимых для подготовки интервью, и эффективность разработанной методики.
При организации и проведении опытного обучения мы исходили из того, что процесс создания текста интервью определяется требованиями риторического канона. Каждый этап риторического канона требует от интервьюера решения задач, связанных с созданием текста вообще, но с учетом категориальных признаков' интервью, его жанровых и текстовых особенностей.
Следовательно, методика совершенствования речи интервьюера, должна включать следующие этапы:
- инвенции - умение формулировать цель интервью, на основе которой адекватно выбирать его вид, собирать необходимый для ведения интервью материал об авторе и о содержании предстоящей беседы (фактор адресата, фактор прошлого, фактор будущего) и пользоваться отобранным материалом;
- диспозиции - умение перегруппировывать выделенные на этапе инвенции микротемы, выстроить их в содержательный и структурный ряд, систематизировать материал, определить количество, последовательность и связь отдельных компонентов интервью, формулировать вопросы, обеспечивающие реализацию замысла, расположить вопросы в логическом порядке, с учетом необходимости
придать беседе определенный «сюжет», «развитие действия», реагировать на различные ситуации, возникающие в процессе беседы и в связи с этим корректировать ход беседы, придать интервью соответствующую форму (вступление, переход, заключение);
- элокуции - умение использовать адекватные языковые и речевые средства для решения поставленной задачи, редактировать текст интервью.
Для определения эффективности разработанной модели обучения и выявления уровня сформированное™ интересующих нас умений проанализировали полученные письменные и устные тексты интервью по ряду критериев, отобранные в соответствии с задачами исследования. Результаты опытного обучения подтверждают гипотезу исследования: повышение эффективности обучения студентов-журналистов созданию жанра интервью возможно на основе предложенной методики. В качестве доказательства данного утверждения приведем следующие факты:
• устойчивый интерес студентов к занятиям по теме жанр интервью, как в теоретическим, так и в практическом аспекте;
• стремление творчески выполнить предлагаемые задания ситуативного и игрового характера;
• желание использовать изученные темы в речевой деятельности, о чем свидетельствуют наблюдения над поведением студентов;
• повышение уровня сформированное™ коммуникативно-речевых умений в целом, о чем свидетельствует выполнение студентами заданий по теме жанр интервью;
• положительная оценка студентами занятий по курсу «Жанр интервью».
Осуществляя опытное обучение, мы использовали возможность определить
уровень сформированное™ тех коммуникативных умений, над которыми работали по нашей программе. Мы вели наблюдения, проводили анализ текущих работ, анализировали письменные и устные тексты студентов по ряду критериев, которые были отобраны в соответствии с задачами исследования.
Анализ текущих письменных работ показал, что у обучаемых сформировалось общее представление о жанре интервью как особом тексте.
Об уровне сформированное™ умений студентов свидетельствуют тексты интервью, которые они самостоятельно анализировали, а также интервью, проводимые и обрабатываемые ими.
90% работ студентов, в которых анализировался текст интервью, отличались умением анализировать текст интервью, определять его достоинства и недостатки.
Письменные работы студентов (собственный текст интервью) выгодно отличаются логичностью расположения текста, правильностью, уместностью употребления вопросов в интервью. Однако 30 % студентов испытывают затруднения в умении структурировать текст интервью, правильно сформулировать вопросы.
Итоговое задание предлагалось на заключительном этапе обучения. Студенты должны были провести на занятии интервью с сокурсником и представить его обработанный текст на следующем занятии.
85% студентов провели и представили текст интервью, отвечающее требованиям, предъявляемым к жанру интервью.
Сопоставительный анализ результатов констатирующего среза и опытного обучения показал положительные сдвиги в работе с жанром интервью. Вместе с тем сопоставительный анализ позволил выявить затруднения, которые носят более устойчивый характер, труднее под даются коррекции. Это связано в большей мере с индивидуальными психологическими особенностями обучаемых и недостаточной сформированностью у них основных коммуникативных умений.
Основные выводы проведенного исследования заключаются в следующем:
1. Определение.оптимальных, результативных и эффективных методических подходов к обучению будущих журналистов созданию интервью обусловлено спецификой его как жанра публицистики, речевого жанра, текста особого характера, функционирующего в определенной ситуации общения и обеспечивающего сложный процесс взаимодействия всех участников этого общения.
2. В связи с этим изучение и осознание категориальных признаков текста интервью позволяет определить и описать те профессиональные коммуникативно-речевые умения, которые обеспечивают создание текста интервью как высказывания определенного характера, обладающего соответствующими жанровыми, стилистическими и композиционными особенностями.
3. Выявленные и описанные в диссертации, коммуникативно-речевые умения можно условно разделить на две группы: обще-коммуникативные (умение формулировать тему, собирать и систематизировать материал, располагать его в логической последовательности и т.п.) и специальные, непосредственно связанные с созданием интервью (умение формулировать вопросы, располагать их в логической последовательности, реагировать на ситуацию, структурировать текст интервью с учетом особенностей предъявления его в СМИ, умение придать интервью соответствующую композиционную форму и т.п.). Отметим при этом, что совершенствование и формирование названных умений, как первой, так и второй группы, требует систематической и целенаправленной методической работы, так как условия проведения интервью, его жанровые и текстовые особенности вносят коррективы в содержание тех или иных шммуникаггавно-речевьрс умений.
4. Формирование профессионально значимых коммуникативно-речевых умений необходимо связать с основными этапами создание текста, в том числе и текста интервью. Эти этапы, как нам представляется, методически целесообразно соотнести с риторическим каноном: на каждой стадии создания текста интервью (инвенция, диспозиция, элокуция) формируются определенные коммуникативно-речевые умения. Таким образом, процесс формирования этих умений органически связан с работой над тексом в целом.
5. Результаты опытной работы подтверждают результативность и эффективность предложенной методики обучения будущих журналистов созданию текста интервью. Одним из главных достижений опытного обучения следует; по нашему мнению, считать осознание студентами , специфики интервью как текста
особого характера, создание которого обеспечивается целым рядом факторов, а значимость каждого из них подтверждается качеством созданного текста.
6. Овладение профессионально значимыми коммуникативно-речевыми умениями - процесс сложный и долговременный, поэтому не следует говорить о том, что предлагаемая методика в рамках профессионального опытного обучения позволяет решить все проблемы. Отметим, что требует особого внимания формирование умения структурировать текст интервью, обеспечить смысловую
I
связь между всеми его частями с учетом вида интервью и условий его предъявления в СМИ. Кроме того, трудно поддается совершенствованию умение адекватно использовать языковые средства при оформлении текста интервью, реализовать такие коммуникативные качества речи интервьюера, как уместность, доступность, точность.
7. В целом еще раз отметим, что гипотеза исследования подтверждена, что позволяет говорить об эффективности предлагаемой методики обучения будущих журналистов созданию интервью как жанра публицистики.
В заключении подведены итоги работы и определяются ее перспективы. Назовем некоторые из них.
1. Необходимо более глубоко изучить специфику интервью в различных средствах массовой информации (радио-интервью, теле-интервью, интервью для интернет-изданий).
2. Представляется интересным проанализировать взаимодействие интервью с другими жанрами публицистики. Так, в настоящее время интервью является составляющей таких жанров, как очерк, статья, ток-шоу, что, безусловно, требует реализации особых приемов, как его создания, так и предъявления в общей структуре жанра.
3. Следует изучить вопрос о возможности использования современных информационных технологий в процессе обучения студентов жанру интервью.
В приложении представлен дидактический материал, на основе которого проводилось опытное обучение.
По теме исследования опубликованы следующие работы;
1. Кодола Н.В. Вопросы обучения культуре речи журналистов: анализ признаков речевого жанра интервью / Культурная жизнь юга России № 4. -Краснодар, 2007, с. 57-61. (0,8 пл.)
2. Кодола КВ. Реализация коммуникативных качеств речи в деятельности интервьюера. / Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Выпуск XIV. -Москва, 2002. - С. 93-95. (0.2 п.л.)
3. Кодола Н.В. Проблема исследования качества речи интервьюера. / Сборник материалов по итогам научно-исследовательской деятельности студентов в области гуманитарных, естественных и технических наук в 2000 году. - Москва, 2000.- С. 119-122. (0,3 пл.)
4. Кодола Н.В. Проблемы речевой культуры интервьюера. / Исследовательский поиск молодых ученых. - Москва, 1999. - С. 46-47. (0,1 п.л.)
/
Подл, к печ. 02.07.2007 Объем 1.25 п.я. Заказ №. 116 Тир 100 экз.
Типография МПГУ
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кодола, Наталья Валерьевна, 2007 год
Специальность 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (русский язык) диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Ипполитова Н.А.
Москва
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ИНТЕРВЬЮ КАК ЖАНР ПУБЛИЦИСТИКИ.
1.1 Цели, задачи, особенности функционирования жанра интервью в средствах массовой информации.
1.2 Интервью как речевой жанр.
1.3 Основные виды интервью.
1.4 Особенности функционирования жанра интервью.
Выводы.
Глава 2. ИНТЕРВЬЮ КАК ТЕКСТ.
2.1 Реализация основных текстовых категорий в интервью информативность, цельность, связность).
2.2. Композиционные особенности текста интервью.
2.3 Требования к формулировке вопросов для интервью.
2.4 Подготовка к интервью.
2.5 Профессионально-личностные и коммуникативные качества речи интервьюера.
Выводы.
Глава 3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ
СОЗДАНИЮ ИНТЕРВЬЮ.
3.1 Исходные положения и ход констатирующего эксперимента.
3.2 Специфика коммуникативно-речевых умений, необходимых для работы с жанром интервью.
3.3 Анализ программ, учебников и учебных пособий, предназначенных для профессиональной подготовки журналиста
3.4 Цели, задачи, содержание и ход опытного обучения.
3.4.1 Подготовка и этапы проведения опытного обучения.
3.4.2 Принципы обучения жанру интервью.
3.4.3 Методы обучения студентов жанру интервью.
3.4.4 Этапы формирования коммуникативно-речевых умений.
3.4.5 Программа опытного обучения.
3.4.6 Ход опытного обучения.
3.5 Результаты опытного обучения.
Выводы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Интервью как жанр публицистики"
Актуальность исследования. Уровень подготовки студентов-журналистов в области такого важного жанра публицистики, как интервью, определяется качеством учебного процесса, в котором они непосредственно участвуют, что предполагает, в частности, наличие эффективной методики обучения жанру интервью. Исследования, проводимые в России и за рубежом, выявили низкий уровень реализации обучающих возможностей существующих систем профессиональной подготовки журналистов-интервьюеров. Одним из путей развития системы образования педагогов в области обучения журналистов является повышение уровня ее научной обоснованности и методической содержательности. В настоящее время известны исследования, направленные на поиск оптимальных путей обучения будущих журналистов созданию интервью (JI.B. Ассуирова, Э.Г. Багиров, Р.А. Борецкий, Г.В. Кузнецов, М.М. Лукина, Е.П. Прохоров, Д.Рендалл, М.Р. Савова, О.А.Сальникова, З.С. Смелкова, В.В.Смирнов, Б.В. Стрельцов, А.А. Тертычный, B.JT. Цвик, М.С. Черепахов, М.И. Шостак, А.Я. Юровский и другие).
Однако пока эти поиски не принесли ожидаемых результатов. Во всяком случае, уровень подготовки журналистов в области создания интервью остается по прежнему низким. Несмотря на разработку и внедрение новейших программ обучения журналистов, эффективность их применения остается невысокой. Все это определяет актуальность настоящей работы, которая обусловлена, во-первых, необходимостью совершенствования профессиональной подготовки журналистов, а во-вторых, недостаточной разработанностью методики этой подготовки.
Объектом исследования являются форма и содержание интервью как жанра публицистики.
Предметом исследования является методика обучения жанру интервью журналистов.
Целью работы является разработка эффективной научно обоснованной и практически проверенной методики обучения будущих журналистов созданию жанра интервью.
В соответствии с поставленной целью необходимо было решить следующие научные задачи:
- выявить степень разработанности вопроса по теме исследования;
- описать специфику функционирования интервью как жанра публицистики и его категориальные признаки;
- охарактеризовать интервью как речевой жанр;
- описать особенности реализации основных текстовых категорий в жанре интервью;
- определить исходный уровень знаний студентов о жанре интервью;
-определить умения, необходимые для ведения интервью, что позволит разработать методику их совершенствования и развития;
- разработать программу опытного обучения;
- проверить эффективность разработанной методики.
Исследование проводилось на отделениях журналистики филологического факультета Московского педагогического государственного университета (Mill У), факультета дополнительного педагогического образования Mill У, Московского социально-педагогического института.
Для достижения цели и решения задач исследования использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы по исследуемому вопросу;
- анализ программ, учебников, учебных пособий по журналистике, культуре речи и риторике для вузов;
- констатирующий срез (анкетирование студентов);
- наблюдения за педагогическим процессом и учет личного опыта автора как преподавателя;
- опытное обучение.
Выдвигается следующая гипотеза исследования: эффективность обучения жанру интервью студентов-журналистов можно повысить, если:
- раскрыть категориальные признаки интервью как жанра публицистики;
- изучить специфику интервью как текста особого характера;
- сформировать у студентов необходимые коммуникативно-речевые умения, обеспечивающие создание текста интервью.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
1. Обосновано утверждение о том, что создание жанра интервью обеспечивается знанием его особенностей и специальными профессионально значимыми умениями.
2. Описаны жанрообразующие и текстообразующие признаки интервью.
3. Выявлены основные умения, необходимые для создания жанра интервью.
4. Получены данные об уровне знаний студентов-журналистов о специфике функционирования жанра интервью, обучающихся в современных образовательных учреждениях.
5. Разработана научно обоснованная методика обучения жанру интервью студентов-журналистов, способствующая повышению уровня их профессиональной подготовки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- разработан вариант программы опытного обучения жанру интервью;
- разработана система заданий, направленная на создание жанра интервью;
- собран и систематизирован дидактический материал, который преподаватели могут использовать на занятиях по журналистскому мастерству, основам творческой деятельности журналиста, выпуску учебной газеты, риторике и культуре речи;
-получены данные об особенностях восприятия и освоения студентами жанра интервью, которые могут быть использованы при составлении программ, учебных пособий и других учебно-методических материалов.
Материалы и результаты данной работы могут найти практическое применение при реализации таких курсов, как «Основы творческой деятельности журналиста», «Риторические основы журналистики», «Выпуск учебной газеты», «Журналистское мастерство», предусмотренных ГОС ВПО, в работе по подготовке и повышению квалификации учителей, ведущих кружок журналистики в средней общеобразовательной школе. Материал, представленный в тексте диссертации, может составить основу методического пособия для обучения студентов-журналистов.
Обоснованность и достоверность результатов исследования и основных выводов, сформулированных в диссертации, подтверждается данными анализа литературы по теории журналистики, по лингвистике, исследований в области психологии, педагогики, методики, философии, а также комплексным применением избранных методов исследования, данными констатирующего эксперимента и результатами опытного обучения, в котором приняли участие 257 студентов МПГУ и МОСПИ, анкетированием 257 студентов МПГУ, личным участием автора в опытной работе.
Апробация работы, а также результатов исследования осуществлялась в ходе опытного обучения студентов в 2005-2006 годах на отделении журналистики филологического факультета (1 курс - 75 человек, 2 курс - 70 человек) и отделении журналистики факультета дополнительного педагогического образования (1 курс -32 человека, 2 курс - 22 человека) Московского педагогического государственного университета, отделении журналистики Московского социально-педагогического института (1 курс - 30 человек, 2 курс - 28 человек) в рамках учебных курсов «Мастерство журналиста», «Выпуск учебной газеты», «Основы творческой деятельности журналиста», «Основы журналистики», спецкурса «Интервью как жанр публицистики».
Основные материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры риторики и культуры речи Московского педагогического государственного университета и отражены в 4-х публикациях. ' 8
На защиту выносятся следующие положения:
1. Интервью как жанр публицистики характеризуется целевой установкой на получение информации, на выявление точки зрения собеседника по обсуждаемому вопросу, полиадресатностью, диалогичностью, то есть такими признаками, которые обеспечивают активное взаимодействие журналиста с собеседником и адекватный отклик основного адресата (читателя, слушателя, зрителя).
2. Обучение созданию жанра интервью представляет собой многоаспектный сложный процесс, основанный на принципах сознательности и активности в обучении, речевой направленности, индивидуализации обучения, единства обучения и развития и коммуникативности.
3. Создание жанра интервью обеспечивается специальными профессионально значимыми коммуникативно-речевыми умениями, которые способствует осознанию студентами роли данного жанра в профессиональной деятельности журналиста, повышению уровня культуры речи будущих журналистов в целом.
Диссертация состоит из введения и трех глав, заключения, списка литературы (более 478 наименований) и приложения, в котором представлен дидактический материал, на основе которого проводилось опытное обучение.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Диссертационное исследование позволило предложить один из
возможных вариантов решения важной и актуальной для современной
методики проблемы - проблемы обучения будущих журналистов созданию
жанра интервью. Эффективность общения журналиста обеспечивается высоким
уровнем сформированности коммуникативно-речевых умений. Как показывают
исследования, эти умения не всегда формируются произвольно, в процессе
накопления жизненного опыта. Их можно сформировать только в ходе
целенаправленного обучения. Обучение студентов - будущих журналистов созданию жанра интервью
позволяет, с одной стороны, повысить уровень развития коммуникативно речевых умений в целом, а с другой стороны, раскрыть роль жанра интервью в
процессе профессиональной деятельности журналиста. Основные выводы диссертационной работы заключаются в следующем:
1. Эффективному обучению студентов-журналистов жанру интервью
способствует разработанная методика обучения, основанная на использовании
принципов сознательности и активности, речевой направленности и
индивидуализации обучения, единства обучения и развития, коммуникативного
принципа, а также методов получения знаний и формирования умений. 2. Основополагающими признаками специфического функционирования
интервью как жанра публицистики являются: тематическое содержание,
целевая установка на получение информации, полиадресатность,
стилистическая экспрессивность и выразительная лексика, диалогичность,
информативность, аналитичность, логичность, модальность, субъективация
повествования, выявление точки зрения собеседника по обсуждаемому
вопросу, а также речевая реализация, представляемая в форме текста и
обладающая всеми основными текстовыми характеристиками. 3. Исходный уровень знаний студентов о жанре интервью, как правило,
недостаточен и, следовательно, требует целенаправленного обучения студентов
организации и проведению жанра интервью, причем решению этой задачи
способствует предлагаемая в этой работе методика опытного обучения. 4. Интервьюер в итоге обучения должен обладать следующими знаниями
и умениями:
-теоретическими знаниями, необходимыми для овладения умением
подготовки к интервью, проведения интервью, обработки текста интервью. - выделять тему, ее границы, тематическое поле текста;
- находить микротемы текста, устанавливать их иерархию;
- определять основную мысль текста;
-создавать текст интервью в зависимости от коммуникативной цели
высказывания, стиля, адресата; умением пользоваться языковыми средствами
выразительности в зависимости от авторского замысла;
- формулировать вопросы, обеспечивающие реализацию замысла;
- располагать вопросы в логическом порядке, с учетом необходимости
придать беседе определенный «сюжет», «развитие действия»;
- реагировать на различные ситуации, возникающие в процессе беседы и
в связи с этим корректировать ход беседы;
- специальной профессиональной подготовкой. При обучении студентов журналистов необходимо остановиться на изучении качеств речи интервьюера;
5. Методика совершенствования речи интервьюера, должна включать
следующие этапы:
- инвенции: умение формулировать цель интервью и на этой основе
адекватно выбирать его вид, определять его коммуникативную цель, собрать
необходимый для ведения интервью материал (об авторе, о содержании
предстоящей беседы): фактор адресата, фактор прощлого, фактор будущего, . пользоваться отобранным материалом;
-диспозиции: умение перегруппировывать выделенные на этапе
инвенции микротемы, выстроить их в содержательный и структурный ряд,
систематизировать материал, определить количество, последовательность и
связь отдельных компонентов интервью, формулировать вопросы. обеспечивающие реализацию замысла, расположить вопросы в логическом
порядке, с учетом необходимости придать беседе определенный «сюжет»,
«развитие действия», реагировать на различные ситуации, возникающие в
процессе беседы и в связи с этим корректировать ход беседы, придать
интервью соответствующую форму (вступление, переход, заключение);
-элокуции: умение использовать адекватные языковые и речевые
средства для решения поставленной задачи, редактировать текст интервью. 6, Для эффективного обучения ведению интервью методика обучения
должна обладать соответствующими содержанием, методами, приемами,
средствами обучения жанру интервью с учетом подготовки студентов -
будущих журналистов. 7. Проверка эффективности разработанной методики по программе
опытного обучения показала:
-результаты опытного обучения подтверждают гипотезу об
эффективности обучения;
-полученные в ходе опытного обучения данные свидетельствуют об
успехах студентов в овладении специальными умениями, необходимыми для
работы с жанром интервью;
-разработанная методика способствует совершенствованию умений,
общезначимых для педагогического общения, существенно развивает
коммуникативные способности. Перспективами научной работы можно назвать следующее:
1. Пеобходимо более глубоко изучить специфику интервью в различных
средствах массовой информации (радио-интервью, теле-интервью, интервью для
интернет-изданий). 2. Представляется интересным проанализировать взаимодействие интервью с
другими жанрами публицистики. Так, в настоящее время интервью является
составляющей таких жанров, как очерк, статья, ток-шоу, что, безусловно, требует
реализации особых приемов как его создания, так и предъявления в общей
структуре жанра. 3. Следует изучить вопрос о возможности использования современных
информационных технологий в процессе обучения студентов жанру интервью.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кодола, Наталья Валерьевна, Москва
1. Периодика (подшивка газет и журналов).
2. Досье (собственные, редакционные).6. Разного рода базы данных.7. Ресурсы Интернет.
3. Опрос тех, кто хорошо знает будущего собеседника, в том числе коллег в редакции, имевших с ним дело.
4. Знакомство с результатами профессиональной работы собеседника.
5. Самообразование, то есть приобретение достаточной компетенции в области знаний собеседника.
6. В начале разговора надо максимально устранить все возможные барьеры общения, однако «разминка» не должна быть затянутой. Внимательно наблюдайте за собеседником и при появлении знаков нетерпения или спешки переходите непосредственно к теме интервью.
7. Следует придерживаться приятных собеседнику нейтральных тем. Предмет разговора не должен касаться потенциально таких провокационных сфер, как политические взгляды, доходы, межнациональные отношения и т.п.
8. Необходимо найти точки пересечения интересов: общие увлечения, общие знакомые.
9. Не следует фокусировать разговор на собственной персоне, нужно стараться узнать как можно больше о собеседнике.
10. Интервьюеру надо проявить интерес к окружающей обстановке, но избегать критических советов и замечаний и советов по ее поводу.
11. Снять напряжение помогает смех. Уместны шутки, анекдоты, но только в том случае, если есть уверенность в собственном вкусе и чувство меры. Если ваш собеседник не обладает чувством юмора, ваши усилия могут погубить дело.
12. Расположить человека помогают комплименты. При этом надо избегать чрезмерного, тем более неискреннего восхищения оно всегда бросается в глаза. Сдержанная, умеренная похвала всегда предпочтительнее.
13. В начале интервью задаются нетрудные для собеседника, например фактические вопросы.
14. Далее можно приступать к основным вопросам. Заинтересовать собеседника, заставить его размышлять цель любого интервьюера, с кем бы и по какому поводу он ни говорил.
15. Интервью следует рассматривать как профессиональный речевой жанр, которому студентов будущих журналистов необходимо обучать специально.
16. Для овладения жанром интервью необходимо раскрыть специфику текста интервью, проанализировать, как реализуются в нем основные текстовые категории информативность, цельность и связность.
17. В связи с этим следует рассмотреть композиционные особенности интервью, взаимосвязь его основных структурных элементов (зачин, лид, вопросы-ответы, заключение), способность обеспечения смысловой и структурной целостности текста интервью.
18. Особое внимание необходимо уделить подготовке вопросов для проведения интервью, которые позволяют реализовать коммуникативные намерения автора.
19. Эффективность текста интервью, успешность деятельности интервьюера определяется уровнем владения будущими журналистами коммуникативными качествами речи, каждое из которых играет свою роль в решении коммуникативной задачи.
20. В связи с этим у будущих журналистов должно быть сформировано умение пользоваться средствами языка и речи, обеспечивающими эффективность общения коммуникантов в процессе интервью.108 Глава 3МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ СОЗДАНИЮ ЖАНРА ИНТЕРВЬЮ
21. Жанр интервью представляет собой разновидность диалога в узком его понимании и имеет основные экстра- и интралингвистические особенности, характерные для любого диалога.
22. Специфика жанра интервью определяется частной задачей, состоящей в получении интервьюером определенной информации от собеседника по интересующему вопросу.
23. Двусторонний процесс «вопрос-ответ» в жанре интервью предполагает активную роль в нем не только интервьюируемого ведущего диалог, но и интервьюируемого.
24. Система образования. Планируем ли мы входить в единую оценочную систему по следам европейского опыта (будет ли 10-балльная система в России?).
25. Создание Единого Союза с Белоруссией. Какие продвижения? Каков прогноз на этот раз? (да, банально, но это интересует меня).
26. Зачем человеку искусство? (одним словом).70% студентов представили не до конца продуманные вопросы, не соответствующие статусу интервьюируемого, не продумали тему интервью. Приведем в подтверждение сказанного следующие ответы:
27. Вы думали, что когда-нибудь станете Президентом?
28. Какими были первые ощущения, которые Вы испытали, когда были избранны?
29. А о каких (какой) профессиях (ии) мечтали в детстве?
30. Самый счастливый день в вашей жизни?
31. Сколько граней у граненого стакана?
32. Вы хотели бы жить в сердцах своего народа?
33. Что бы вы посоветовали подрастающему поколению, которому так сложно пробиться в жизни?
34. Грядут ли кардинальные перемены в системе образования?
35. Собирается ли правительство развивать систему трудоустройства для молодых специалистов?
36. Каким вы представляете себе экологическое состояние России через 50лет?
37. Планируется ли в России введение жесткой системы наказаний за преступления, совершаемые в сфере природопользования?
38. Какие особенности жанра интервью вы можете отметить в анализируемом фрагменте? Аргументируйте свой ответ.