Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Искусство керамики в средней общеобразовательной школе (кружки и факультативные занятия)

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Хашхожев, Аслан Мухамедович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1984
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Искусство керамики в средней общеобразовательной школе (кружки и факультативные занятия)», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Хашхожев, Аслан Мухамедович, 1984 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА КЕРАМИКИ НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР. СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И РАБОТЫ ШКОЛЬНЫХ КРУЖКОВ И ШУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КЕРАМИКЕ.

§1. Художественная керамика сегодня и тенденции ее дальнейшего развития.

§2. История развития искусства керамики на территории РСФСР.

§3. Истоки, становление и пути развития основных центров народных керамических промыслов

§4. Современная практика организации и работы кружков и факультативных занятий по керамике в общеобразовательных школах ;

ГЛАВА П. НАУЧНО ОБОСНОВАННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВ И ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КЕРАМИКЕ В СРЕДНИХ ШКОЛАХ И ОБУЧЕНИЮ В НИХ УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА

§1. Педагогические основы обучения учащихся основам искусства керамики.

§2. Учет возрастных и индивидуальных психофизических особенностей обучающихся основам искусства керамики в школьных кружках и факультативных занятиях.

§3. Психологические основы обучения и развития художественно-образного мышления школьников на занятиях керамикой.

§4. Гигиенические требования к процессу обучения школьников основам искусства керамики. Техника безопасности и профилактика травматизма.

§5. Специфические требования к материаловедению, проектированию, технике и технологии изготовления керамических изделий в условиях школьных кружков и факультативных занятий по кера

ГЛАВА. Ш. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

§1. Структура экспериментальных исследований

§2. Анализ результатов экспериментальных исследований

Введение диссертации по педагогике, на тему "Искусство керамики в средней общеобразовательной школе (кружки и факультативные занятия)"

Задачи общеобразовательной школы в условиях развитого социализма четко определены Программой Коммунистической партии и направлены на ". воспитание и подготовку коммунистически сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и умственному труду, к активной деятельности в различных областях общественной и государственной жизни, в области науки и культуры" /5-122/.

По существу речь идет о необходимости формирования гармонически развитой личности коммунистического общества, которая продиктована сложившимися на современном этапе объективными условиями политического и социально-экономического характера: все более обостряющейся борьбой коммунистической и буржуазной общественных систем и идеологий; требованиями научно-технического прогресса при решении вопросов качества в нашей экономике и радом других причин.

В связи с этим стала очевидной необходимость использования всех средств для формирования идеологии, нравственности, развития интеллектуальных и творческих способностей подрастающего поколения. Не случайно Коммунистическая партия и Советское правительство уделяют большое внимание решению этих вопросов: они нашли отражение в директивных документах ЦК КПСС и Совета Министров ряда последних лет /6, 7, 8,14, 10, II, 12/. В них намечены конкретные пути совершенствования форм и методов воспитания и обучения в общеобразовательной школе соответственно требованиям современности. Определенное место занимают, в частности, вопросы оптимизации внеклассной и внешкольной деятельности детей с их обучением.

Наряду с этим школы продленного дня в настоящее время постепенно переходят к школам полного дня. В скором времени они станут своеобразными центрами внеклассной работы, где дети будут заниматься различными видами деятельности, в том числе технического и художественного направления в зависимости от индивидуальных интересов учащихся.

Сегодня уже найдены такие формы "свободной" творческой деятельности школьников, как факультативные занятия и кружки, вырабатываются новые методы их организации и деятельности. В кружках и факультативах технического и художественного творчества дети проектируют и конструируют различные машины и несложное оборудование, чеканят, лепят, шьют, вяжут. Несомненно, что подобные формы внеклассной работы эффективны в трудовом и эстетическом воспитании, формировании высокого художественного вкуса и культуры обучающихся, их профессиональной ориентации.

Среди занятий, которыми занимаются школьники особенно охотно, находится изготовление керамических изделий. Цричиной тому - специфика и художественные особенности самой керамики: податливость исходного материала - глины, обработка которой под силу даже самым маленьким; ее большие пластические и живописные возможности; интерес учащихся к керамике как к универсальному, широко распространенному, современному, вместе с тем древнему и глубоко народному материалу. Создавая полезные и красивые вещи, учащиеся получают на занятиях керамикой большой объем знаний по истории и теории декоративно-прикладного искусства, расширяются способности и навыки, обогащается их творческая фантазия, развивается объемно-пространственное мышление, закрепляются знания, получаемые по дисциплинам общеобразовательного цикла. Немаловажен и конечный результат работы детей, полезность которой заключается в функциональности изготавливаемых предметов, т.е. утилитарности или духовно-эстетической ценности. Керамические изделия, вылепленные школьниками, находят применение при художественном оформлении интерьера, экстерьера и прилегающей к школе территории. Тем самым учащиеся становятся соучастниками процесса эстетического совершенствования и гармонизации окружающей их среды.

На протяжении многих тысячелетий почти повсеместно производились различные изделия из глины. Центры народного керамического искусства нашей страны известны далеко за ее рубежами. Их дальнейшее развитие является предметом постоянного внимания Коммунистической партии и правительства. Реализуя положения постановлений ЦК КПСС "О народных художественных промыслах" и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов", Министерствами просвещения СССР и союзных республик разработаны конкретные меры по приобщению школ к подготовке кадров для них. Так, Министерством просвещения РСФСР разработаны "Примерные программы обучения учащихся 5-8 классов техническим приемам изготовления художественных изделий". На базе отдельных центров народных промыслов и профессиональных мастерских по изготовлению керамических изделий организованы и успешно работают кружки и проводятся факультативные занятия. Накопленный ими положительный опыт необходимо изучить и внедрить в тех местах, где это целесообразно.

Вместе с тем следует отметить, что огромная армия детей лишена возможности проявить и развивать свои творческие способности в рассматриваемых видах художественного творчества. Причин тому несколько. Главная же из них состоит в отсутствии научной организации деятельности обучающихся. В связи с этим необходимо выявить круг научно обоснованных и экспериментально проверенных требований к организации и работе кружков и факультативных занятий по керамике в школе; определить содержание теоретического и практического материала в зависимости от региональных условий.

Все это и определило тему данного исследования "Искусство керамики в средней общеобразовательной школе (кружки и факультативные занятия)".

Актуальность избранной темы обоснована следующими двумя главными моментами: а) необходимостью использования возможностей кружков и факультативных занятий по керамике для решения стоящих перед современной средней школой задач воспитания и образования школьников, подготовки их к общественно полезному труду; б) потребностью преподавательской практики в научно обоснованных требованиях к организации и работе школьных кружков и факультативных занятий по керамике.

Целью исследования является:

1. исследовать возможности занятий керамикой в решении учебно-воспитательных задач общеобразовательной школы, повышении уровня эстетического и трудового воспитания школьников, их художественной культуры, а также развитии разносторонних практических умений и навыков обучающихся в данных кружках и факультативах;

2. выявить научно обоснованные требования к организации и работе кружков и факультативных занятий по керамике в средних школах;

3. создать экспериментальную программу обучения школьников основам искусства керамики, проверенную на практике.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что занятия керамикой в кружках и факультативах располагают большими возможностями в эстетическом, трудовом, физическом, нравственном воспитании и художественном образовании учащихся; в равной мере они развивают ощущения и восприятия, глазомер, чувство пластики, фактуры и цвета, художественно-образное и объемно-пространственное мышление обучающихся данному искусству.

Объектом исследования является современная практика организации и работы кружков и факультативных занятий по керамике.

Предметом исследования послужили: особенности организации кружков и факультативных занятий по керамике в условиях средней школы; формы и методы обучения в них учащихся различного возраста; содержание теоретического и практического компонентов программы данных кружков и факультативов; научно обоснованные требования, предъявляемые к ним на современном этапе.

Задачи исследования продиктованы проблемой, целью, гипотезой, объектом и предметом избранной темы. К ним, в частности, относятся:

- изучение истории развития отечественной художественной керамики на территории РСФСР и современной ее практики (метод решения задачи - анализ особенностей развития народного и профессионального искусства керамики и выявление наиболее оптимальных видов работ для кружков и факультативных занятий по керамике) ;

- анализ и систематизация современного опыта организации и работы кружков и факультативных занятий по керамике в условиях школы и внешкольных учреждений (метод решения задачи -изучение накопленного передового практического опыта и выявление наиболее целесообразных форм и методов);

- определение эффективности и действенности кружков и факультативов по керамике в решении задач воспитания, образования, а также развитии разносторонних практических умений и навыков (метод решения задачи - наблюдение, беседы с руководителями данных и других кружков и факультативных занятий и обучающимися в них);

- выявление научно обоснованных требований к организации и работе школьных кружков и факультативных занятий по керамике (метод решения задачи - анализ специальной научной литературы, затрагивающей проблемы представленного исследования,по педагогике; возрастной психологии и физиологии; гигиене и технике безопасности; проектированию, материаловедению, технике и технологии изготовления керамических изделий, приемлемым в условиях школьных кружков и факультативных занятий по керамике; анализ данных проведенного эксперимента);

- нахождение оптимальной возрастной группировки школьников в целях повышения эффективности получаемых ими знаний, умений и навыков на занятиях керамикой в данных кружках (метод решения задачи - изучение возрастных психологических и физиологических особенностей развития организма обучающихся в кружках и на факультативных занятиях по керамике);

- создание научно обоснованной, проверенной на практике в условиях средней школы, программы работы кружков и факультативов по керамике (метод решения задачи - анализ программ данных и подобных им кружков и факультативных занятий; обработка данных эксперимента);

- выявление необходимой для организации и эффективной работы кружков и факультативных занятий по керамике материально-технической базы (метод решения задачи - анализ теории и практики организации кружков и факультативов различного профиля), в том числе кружков и факультативных занятий по керамике (в общеобразовательных школах).

Методологической основой для решения задач данного исследования послужили узловые положения и выводы марксистско-ленинской философии; директивные документы ЦК КПСС и Советского правительства, а также достижения современной передовой педагогической, психологической и искусствоведческой науки.

Научная новизна исследования, определяющая вклад автора в разработку избранной темы, состоит в решении научных задач, выдвинутых впервые в теории и практике организации, работы и руководства кружками и факультативными занятиями по керамике в условиях средних школ.

Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные научно обоснованные требования к организации кружков и факультативов по керамике, а также к составлению программы обучения школьников основам искусства керамики, позволит: а) руководителям школьных кружков и факультативов по керамике поставить деятельность обучающихся в них на научную основу, обеспечивающую качественное усвоение специфических знаний, умений и навыков, а также успешное решение учебно-воспитательных задач общеобразовательной школы; б) педагогам соответствующих вузов - наметить пути повышения качества подготовки студентов - будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, способных руководить кружками и факультативными занятиями по керамике в средних школах и внешкольных учреждениях, а также определить круг вопросов, требующих дальнейшего, более детального изучения частных проблем преподавания декоративно-прикладного искусства в средней школе.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. В нее также вошли иллюстрации, отражающие развитие истории искусства керамики и современное ее состояние; приемлемые для школьных кружков и факультативных занятий по керамике технические приемы изготовления художественных изделий из керамики, а также специальный инструмент и

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы

Анализ результатов экспериментальных исследований, проведенных в условиях средней школы, позволяют заключить, что основные положения выдвинутых в предыдущей главе педагогических, психологических, гигиенических и специфических требований к организации школьных кружков и факультативных занятий по керамике являются научно обоснованными и объективными. Суть этих выводов заключается в том, что:

I/ кружки и факультативные занятия по керамике располагают большими возможностями в решении учебно-воспитательных задач, стоящих перед современной общеобразовательной школой, в том числе общего и специального образования, профессиональной ориентации, а также трудовом и эстетическом воспитании обучающихся данному виду декоративно-прикладного искусства;

2/ изготовление керамических изделий в кружках и на факультативных занятиях соответствует психофизическим особенностям развития организма школьников различного возраста, а также их интересам и потребностям;

3/ в целях повышения эффективности обучения учащихся основам искусства керамики, проникновения в суть и особенности изучаемого чрезвычайно важно включить в программу работы данных кружков и факультативов вопросы развития истории керамического искусства, конструирования, материаловедения, техники и технологии производства художественных изделий из керамики;

4/ из всего многообразия технико-технологических приемов производства керамических изделий наиболее целесообразными в условиях средней школы являются те из них, которые не требуют наличия высококачественных исходных материалов, дефицитных красок и глазурей, дорогостоящего оборудования (т.е. фарфоровых и фаянсовых масс, эмалей и поливов различных цветов, шаровых мельниц, дробилок и т.п.);

5/ обучающихся в школьных кружках и факультативах по керамике желательно ориентировать, в частности: на обработку шамота и легкоплавких глин типа гончарных; формование - свободной ручной лепкой, на гончарном круге и в гипсовых формах; декорирование - ангобами и скульптурно-рельефными способами; б/ в тех местах, где развиты народные керамические промыслы, обучающихся в данных кружках необходимо нацеливать главным образом на изучение специфических особенностей местного искусства керамики, при этом не огралщая их и от искусства современной профессиональной художественной керамики;

7/ изготовлением керамических изделий в школьных кружках и факультативах могут одинаково успешно заниматься как мальчики, так и девочки;

8/ в целях повышения творческой активности обучающихся и качества усвоения ими знаний, умений и навыков необходимо довести частоту проведения занятий до двух раз в неделю продолжительностью: в младшей группе 45 минут; в средней группе 60 минут, в старшей - 90 минут;

9/ наиболее плодотворно проходят занятия, когда руководитель данных кружков и факультативных занятий работает с группой не более 8-10 человек;

10/ сроки обучения в кружках и факультативных занятиях по керамике определяются в каждом конкретном случае с учетом местных условий; по результатам же наших исследований, для прохождения полного курса по предлагаемой нами программе (см. приложение № 4) необходимо 5-летнее обучение;

II/ современные общеобразовательные школы располагают вполне достаточной материально-технической базой для организации кружков и факультативных занятий по керамике.

- 194 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

I. Кружки и факультативные занятия по керамике, функционирующие в условиях средних общеобразовательных школ, играют важную роль в решении актуальной задачи формирования всесторонне и гармонично развитой личности. Они, в частности: а) являются эффективным средством для решения комплексных учебно-воспитательных задач советской школы, в том числе общего и специального образования, профессиональной ориентации, а также эстетического, физического и трудового воспитания подрастающего поколения; б) формируют качественные специфические (и неспецифические) знания, умения и навыки; в) способствуют закреплению знаний, получаемых по дисциплинам общеобразовательного цикла; г) совершенствуют объемно-пространственное и художественно-образное мышление обучающихся, развивают их глазомер, чувство пластики и цвета, фактуры и текстуры материалов.

П. Современное состояние методики организации и планирования работы школьных кружков и факультативных занятий по керамике в свете решения актуальных проблем трудового и эстетического воспитания, художественного образования и профессиональной ориентации учащихся требует существенного совершенствования.

Ш. Главными причинами, мешающими поставить обучение данному виду искусства на должный уровень, являются: а) отсутствие научно обоснованной программы обучения; б) недостаточность специальной научно-методической литературы, в которой должны были бы отражаться те или иные проблемные вопросы по организации данных кружков и обучению в них школьников; в) отсутствие квалифицированных специалистов, способных руководить этими кружками и факультативными занятиями; г) пространность и распыленность целей и задач, воспитательной и образовательной направленности существующих ныне кружков и факультативов по керамике, их изолированность от других форм внеклассной деятельности школьников и дисциплин общеобразовательного цикла.

IV. В целях повышения эффективности кружков и факультативных занятий по керамике в решении учебно-воспитательных задач, стоящих перед современной общеобразовательной школой, необходимо:

1) обучение школьников основам искусства керамики в кружках и на факультативных занятиях строить на прочном фундаменте научно обоснованных педагогических, психологических, физиологических, гигиенических и специфических требований, предъявляемых к организации и планированию работы данных кружков и факультативных занятий;

2) художественно-графическим факультетам педагогических институтов страны повысить качество профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства, художественного труда и черчения, способных заниматься в дальнейшем с учащимися различного возраста различными видами технической и художественной деятельности в кружках и на факультативных занятиях;

3) эффективнее использовать возможности средств массовой информации, в том числе прессы, радио и телевидения в деле популяризации искусства керамики и решения рассматриваемых проблем;

4) исследовать и систематизировать проблемы более частного порядка, касающиеся обучения школьников различного возраста основам искусства керамики.

V. Современные общеобразовательные школы располагают достаточной материально-технической базой для организации и успешной работы кружков и факультативных занятий по изготовлению керамических изделий. Так:

1) месторождения различных сортов легкоплавких глин, пригодных для работы керамических мастерских школьного типа,имеются почти повсеместно;

2) в качестве красителей могут быть использованы окислы металлов, которые имеются во всех (или почти во всех) кабинетах химии современных средних школ так же, как и муфельные (лабораторные) печи,- в кабинетах физики. Другая, недостающая часть оборудования и инструментария может быть изготовлена своими же силами с привлечением к этому школьников;

3) вопрос с помещением под мастерские керамики в средних школах решается несколько сложнее, чем предыдущие. Однако и здесь есть реальные возможности выделить для этих целей небольшие подсобные помещения или же использовать мастерские трудового обучения других кружков и факультативов (лепки, обработки древесины и металла, технического моделирования).

У1. Анализ истории развития искусства отечественной художественной керамики, в том числе технико-технологических приемов ее производства, истоков и путей становления народных керамических промыслов на территории РСФСР, а также их специфических художественных особенностей позволили заключить:

А) из всего многообразия существующих видов художественной керамики и технико-технологических приемов их изготовления наиболее целесообразны в условиях средних общеобразовательных школ те из них, которые не требуют наличия дорогостоящего оборудования и дефицитных материалов;

Б) проведенные экспериментальные исследования свидетельствуют, что к их числу относятся, в частности: а) формование керамических изделий спирально-кольцевым способом наращивания стенок; б) формование керамических изделий на гончарном круге; в) формование керамических изделий на модельно-формовоч-ном круге; г) формование керамических изделий способом оттиска в гипсовых формах; д) формование керамических изделий способом шликерного литья; е) такие способы декорирования, как ангобирование, различные виды скульптурно-рельефного нанесения декора, в том числе свободная лепка, штамповка, резьба и т.п.

В) программа работы данных кружков и факультативов должна включать также вопросы развития истории керамического искусства, конструирования, материаловедения, техники и технологии производства художественных изделий из керамики;

Г) в тех местах, где развиты народные керамические промыслы, обучающихся в данных кружках необходимо нацеливать главным образом на изучение специфических особенностей местного искусства керамики, при этом не ограждая их и от искусства современной профессиональной художественной керамики.

УП. Обучение школьников основам искусства керамики в кружках и факультативах должно быть построено в соответствии с нормативными требованиями дидактики, предусматривающими: а) направленность обучения школьников основам искусства керамики на решение задач воспитания, образования, а также профессиональной ориентации в тесной взаимосвязи; б) преемственность отдельных занятий и целых разделов программы обучения школьников основам керамического искусства, их логическую связь с дисциплинами общеобразовательного цикла и дру гими видами внеклассной и внешкольной деятельности обучающихся; в) связь обучения учащихся в школьных кружках и факультативных занятиях по керамике с жизнью, практикой коммунистического строительства.

УШ. Обучение школьников основам искусства керамики в соответствующих кружках и факультативных занятиях должно осуществляться с учетом следующей возрастной дифференциации:

- младшая группа - 1-4 классы;

- средняя группа - 5-8 классы;

- старшая группа - 9-1I классы.

IX. Количественное и качественное содержание преподавания вопросов истории, материаловедения, конструирования и технико-технологических приемов изготовления керамических изделий, а также частота и продолжительность занятий, равно как и сроки обучения основам искусства керамики, должны учитывать специфику и направленность данных кружков и факультативов, в том числе контингент обучающихся.

На основе результатов проведенных экспериментальных исследований выявлены научно обоснованные требования к организации кружков керамики и проверенная на практике программа обучения учащихся различного возраста основам искусства керамики (приложение 4), которая отличается следующими особенностями:

- общностью выявленных целей данных кружков и факультативных занятий в смысле их соответствия с направленностью задач советского общества в формировании всесторонне развитой личности;

- новизной содержания теоретического материала и практических работ, позволящих руководителю полнее раскрыть возможности кружков керамики для эффективного решения их воспитательно-образовательных задач;

- научной обоснованностью программы с точки зрения методики ее построения;

- целесообразностью содержания программы с точки зрения учета психофизических особенностей развития организма школьников различного возраста, а также уровня их знаний, умений и навыков;

- раскрытием педагогических, психологических, гигиенических и специфических основ обучения учащихся основам искусства керамики, которые не освещены в современной специальной литературе;

- изучением вопросов истории, современной практики и тенденций дальнейшего развития профессионального и народного искусства керамики, конструирования, материаловедения, техники и технологии производства керамических изделий;

- формированием у обучающихся качественных знаний, умений и навыков для сочетания в пределах одной композиции керамики и других материалов;

- построением практических работ на основе кустарной (непромышленной) технологии;

- "свободным" выбором преподавателем тематики работ в зависимости от конкретных условий на местах и в соответствии с направленностью данных кружков и индивидуальными интересами, потребностями и возможностями школьников;

- связью с дисциплинами общеобразовательного цикла (историей, литературой, физикой, химией, математикой, изобразительным искусством, трудовым обучением и черчением), а также другими кружками и факультативами;

- учетом реальных материально-технических возможностей современной средней школы.

-200

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Хашхожев, Аслан Мухамедович, Москва

1. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т. М.: Искусство, 1976.

2. Энгельс Ф. Лроисховдение семьи, частной собственности и государства. М.: Политиздат, 1980. - 237 с.

3. Ленин В.И. Избранные произведения. В 3-х т. М.: Политиздат, 1982.

4. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М.: Худ. лит., 1976.- 827 с.

5. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1980. - 143 с.

6. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Постановление Пленума ЦК КПСС от 15 июня 1983 г.:- В кн.: Пленум Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. Стенографический отчет. М.: Политиздат, 1983. с. 188200.

7. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года. -М.: Политиздат, 1981. 32 с.

8. О народных художественных промыслах. Постановление ЦК КПСС от 17 декабря 1974 г. В кн.: Справочник партийного работника. Вып. 15. М.: Политиздат, 1975. с. 382-386.

9. Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года. М.: Политиздат, 1981. - 95 с.

10. Августиник А.И. Керамика. М.: Стройиздат, 1975. - 591 с.

11. Адомонис Ю. Встречи керамистов в Вильнюсе. Советское декоративное искусство - 76. М.: Советский художник, 1978,с. 85-92.

12. Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий. М.: Высшая школа, 1979. - 216 с.

13. Александров В.И., Кузин B.C. Примерное планирование и методические разработки уроков изобразительного искусства. 5-6-е классы. М., 1970. - 106 с.

14. Алексеева В.В. Изобразительное искусство в школе. М.: Советский художник, 1968. - 286 с.

15. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. - 303 с.

16. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. - 255 с.

17. Андреева Л. Советский фарфор 20-30-х годов. М.: Советский художник, 1970. - 339 с.

18. Андреева М.В., Антонова Л.В. Чудесные превращения/Глина. Камень. Песок. Л,: Аврора, 1973. - 159 с.

19. Античность и античные традиции в культуре и искусстве Советского Востока. М.: Наука, 1978. - 302 с.

20. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 224 с.

21. Арбат Ю. Фарфоровый городок. М.: Московский рабочий, 1957. - 246 с.

22. Бабанский D.A. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в учебно-воспитательном процессе. Народное образование СССР, 1982, № 7, с. I06-III.

23. Бабуренко Н.М. Скульптура малых форм. М.: Советский художник, 1982. - 241 с.

24. Базазьянц С.Б. Художник, пространство, среда. М.: Советский художник, 1983. - 239 с.

25. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды. М.: Советский художник, 1961• - 341 с.

26. Банк А.В. Прикладное искусство Византии 1Х-ХП вв. М.: Наука, 1978. - 201 с.

27. Бартрам Н.Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике.33