Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Использование произведений живописи на уроках риторики в пятом классе

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Штыркина, Оксана Павловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Использование произведений живописи на уроках риторики в пятом классе», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Штыркина, Оксана Павловна, 2001 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I.

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТИН НА

УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ (В АСПЕКТЕ РИТОРИКИ

КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА).

ВЫВОДЫ.

ГЛАВА II.

ГОТОВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ РАБОТАТЬ ПО КАРТИНАМ

НА УРОКАХ РИТОРИКИ (КОНСТАТИРУЮЩИЙ СРЕЗ).

ВЫВОДЫ.

ГЛАВА III.

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТИН НА УРОКАХ РИТОРИКИ

61. ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН ДЛЯ УРОКОВ РИТОРИКИ.

62. ПРОГРАММА ОПЫТНОГО ОБУЧЕНИЯ.

63. МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.

ВЫВОДЫ.

ГЛАВА IV.

ХОД ОПЫТНОГО ОБУЧЕНИЯ. ИТОГИ РАБОТЫ.

ВЫВОДЫ.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Использование произведений живописи на уроках риторики в пятом классе"

Актуальность.

Учебный предмет риторики недавно введен в практику преподавания средней школы. Активно развивается методика преподавания риторики в школе, ведется поиск приемов, методов и средств обучения этому предмету. Риторика - предмет новый, необычный, предмет практической направленности, требующий специфических, разнообразных, ярких, привлекающих внимание детей средств наглядности (таких как учебные рисунки, художественные фотографии, произведения музыки, графики и др.); и вместе с тем эти средства наглядности должны соответ-стветствовать целям и задачам данного учебного предмета.

В нашем диссертационном исследовании рассматривается вопрос об использовании произведений живописи на уроках риторики в пятом классе. Мы остановили свой выбор именно на этом средстве обучения, поскольку считаем, что дидактические преимущества картин в ряду других средств наглядности (учебный рисунок, иллюстрации, художественные фотографии) предопределяют их целесообразное использование на уроках риторики.

Произведения мастеров живописи представляются нам особенно эффективным средством введения риторических понятий, связанных с невербальным общением, например: праксимика, кинесика, взгляд, жест одобрения, групповая композиция и т.д.

Поэтому особое внимание мы уделяем вопросу использования произведений живописи именно при изучении темы "Невербальное общение".

Задачи уроков риторики заключаются в формировании личности, владеющей коммуникативно-риторическими умениями, способами эффективного решения поставленных коммуникативных задач (см. работы Л.М.Зельмановой, Т.А.Ладыженской [28]; [65]; [70]; [100]).

Одним из составляющих компонентов процесса общения являются невербальные средства общения, т.е. жесты, позы, мимика. От успешного применения, различения, понимания значений средств невербального общения зависят во многом качество и результат общения

А.А.Акишина, А.А.Бодалев, Е.М.Верещагин, И.Н. Горелов, Е.А.Ермолаева, Л.А.Какнадзе, Е.В.Красильникова, Л.Ж.Крысин, Г.А.Лабунская, Т.М.Николаева и др.)

На уроках риторики мы формируем у школьников данные умения, поясняя, иллюстрируя жесты, позы и мимику.

Дидактические возможности картин позволяют наиболее ярко пояснить коммуникативную ситуацию и функции средств невербального общения. Ведь истинный художник, стараясь показать самый острый, самый напряженный момент общения, тщательно отбирает для его раскрытия особенно точные, особенно выразительные, соответствующие данной ситуации жесты, позы и мимику героев своего полотна. Для того чтобы зрителям были понятен замысел автора, его чувства, его отношение к изображенному, о которых он не может рассказать словами, художник изображает именно ту ситуацию и именно те выражения лиц героев и их позы, которые воздействуют на чувства зрителей, заставляют их задумываться над замыслом художника и реализацией этого замысла (Э.М.Белютин, Н.Н.Волков, Г.Л.Демосфенова, Е.Ф.Ковтун, Т.В.Шуртакова, В.Н.Яковлев и др.).

Такое свойство изобразительного искусства, выражающееся в наиболее тщательном отборе убедительных жестов, поз и мимики, раскрывающих художественный замысел, и в той степени эмоционального воздействия, которая позволяет "вводить" зрителя в изображенную ситуацию общения, позволяет говорить о целесообразности использования произведений живописи на уроках риторики при изучении темы "Невербальное общение".

Вместе с этим картины - полифункциональное средство обучения, и они могут занимать достойное место и при изучении других тем учебного предмета риторики, например, таких как "Речевая задача", " Речевая ситуация", "Виды общения", "Речевые жанры" и некоторых других. Вопрос использования картин на уроках риторики только приоткрыт, и пока мы лишь ограничиваемся одной темой.

При разработке методики применения произведений живописи на уроках риторики мы учитывали, что особенности работы по картинам достаточно глубоко разработаны и освещены в методике русского языка (см. Главу I).

Итак, при определении актуальности диссертационного исследования мы исходили из практики обучения риторике и применения картин на уроках русского языка, а также из конкретного опыта работы в общеооб-разовательной школе. На этой основе выявлены противоречия между:

- новизной учебного предмета риторики, его специфики и отсутствием специальных средств обучения, которые благотворно повлияли бы на усвоение учениками коммуникативно- риторических знаний и умений; потребностью современного общества в эстетически развитой и духовно богатой личности и низким уровнем общей культуры и эстетического кругозора учащихся;

- необходимостью разнообразия уроков риторики и недостаточным уровнем эмоционального воздействия имеющегося в учебниках риторики иллюстративного материала в пятом классе (см. учебник "Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский дом "С - инфо", Издательство "Баллас ЛТД", 1998).

Цель исследования — разработка и опытная проверка методики использования произведений живописи на уроках риторики в пятом классе.

Исходя из цели исследования, мы сформулировали следующую гипотезу: эффективность уроков риторики (уровень формирования коммуникативно-риторических умений) и уровень эстетического развития учащихся можно повысить,если: в ряду средств наглядности использовать репродукции картин высокого художественного достоинства, учитывая при этом задачи и содержание нового учебного предмета;

- отобрать изобразительный материал для уроков риторики и обосновать принципы его отбора;

- проверить в опытном обучении эффективность разработанной методики.

Основой для разработки нашей методики послужила концепция курса риторики, разработанная кафедрой риторики и культуры речи МПГУ, достижения методики использования картин на уроках русского языка, личный опыт работы в общеобразовательной школе.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

- изучить методическую, психолого-педагогическую и искусствоведческую литературу по данной проблеме и определить степень ее разработанности;

- подобрать соответствующий изобразительный материал;

- составить программу опытного обучения, на ее основе разработать и провести уроки в пятом классе;

- обосновать и сформулировать требования к отбору произведений живописи и к методикие их использования на уроках риторики в пятом классе;

- разработать методику использования картин на уроках риторики (на примере программы пятого класса);

- проверить эффективность разработанной методики.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ методической, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы;

- анализ фонда изобразительного материала, который может быть использован на уроках риторики;

- констатирующий срез, включающий анкетирование учащихся пятых классов, письменные работы школьников (сочинения), ассоциативный эксперимент;

- опытное обучение (1995 - 2000 гг.), которое строилось с учетом того, что дал констатирующий срез.

Для опытного обучения была разработана особая программа с учетом специфики данного предмета и возможностей картин.

Научная новизна исследования заключается в следующем: выявлены особенности использования произведений живописи на уроках риторики, которые заключаются главным образом в применении приемов специального "риторического" рассматривания; риторического анализа картины и его разновидностей (репродуктивный анализ, анализ с обоснованием, анализ с оценкой, анализ с элементами воображения, предугадывание особенностей общения на основании изображенного) и заданий риторического характера;

- получены данные об уровне готовности пятиклассников к работе по картинам на уроках риторики, в частности их неумение описывать изображенных на картине персонажей и средства их несловесного общения, низкий уровень владения портретной лексикой;

- уточнены принципы отбора изобразительного материала для уроков риторики в пятом классе, в соответствии с которым особое место принадлежит картинам, на которых изображено общение;

Наша программа может служить основой для составления аналогичных программ для других классов, по другим темам риторики. Как показал поисковый опыт, картины можно использовать не только при изучении темы "Невербальное общение"; с их помощью поясняются виды общения, некоторые речевые жанры (просьба, комплимент, упрек, портретный очерк и др.) и т. д.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

- разработаны задания по формированию коммуникативно-риторических умений при использовании картин;

- отобран изобразительный материал, который может быть использован на уроках риторики в пятом классе;

- создана и проверена опытным путем (1995-2000 гг.) методика использования произведений живописи на уроках риторики.

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается данными анализа методической, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы, результатами констатирующего эксперимента и опытного обучения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1 Дидактические преимущества картин (многоканальность воздействия, особый эмоциональный фон, возможность расширить у школьников круг ассоциаций, более глубоко осмыслить риторческие понятия) предопределяют целесообразность их использования на уроках риторики. Повышая эстетический уровень развития учащихся, художественные полотна, вместе с тем, вносят разнообразие в учебный процесс.

2. При отборе картин для уроков риторики преимущество нужно отдавать тем полотнам, в центре которых отражена ситуация общения - межличностное общение, групповое, массовое; официальное -неофициальное и т.д.

3. Картины обогащают речь школьников оценочной лексикой и словами, с помощью которых ученики описывают особенности несловесного поведения, невербальные средства общения, характер человека.

Структура и основное содержание работы. Работа состоит из четырех глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложения.

В первой главе диссертации рассматривается вопрос об использовании картин на уроках русского языка в аспекте риторики как учебного предмета. В данной главе освещены основные методические положения работы с произведениями живописи на уроках развития речи (направленность анализа, критерии отбора картин, типология заданий и др.) и выделены те из них, которые сохраняют свое значение для уроков риторики.

Во второй главе диссертации " Готовность учащихся работать по картинам на уроках риторики. Констатирующий срез" описываются три серии констатирующего эксперимента, включающих анкетирование, ряд пробных уроков и выявление уровня лексического запаса учащихся.

Третья глава нашей работы ' 'Методические возможности картин на уроках риторики" включает три параграфа:

1. Требования к отбору картин для уроков риторики.

2. Программа опытного обучения.

3. Методы, приемы, последовательность обучения.

В четвертой главе "Ход опытного обучения. Итоги работы" описываются уроки риторики, где используются в разных дидактических целях картины мастеров живописи и проводится сравнительный анализ уровня лексического запаса школьников до и после опытного обучения, а также анализ результатов второго (проверочного) анкетирования.

В заключении сформулированы выводы по теме диссертации, обобщены результаты экспериментальной и опытной работы.

В приложении даны список картин, программа опытного обучения в табличной форме, таблица языковых средств для обозначения средств невербального общения, работы учащихся, репродукции картин, использованных во время опытного обучения.

Возможности картин только приоткрыты, поскольку это начальный этап исследования проблемы, но они могут использоваться более широко и занять достойное место в системе средств наглядности на уроках риторики. Для нас было важным доказать принципиальную необходимость этого материала в преподавании школьного курса риторики.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ВЫВОДЫ:

Проведение опытных уроков доказало методическую целесообразность работы с произведениями живописи на уроках риторики, высокую заинтересованность учащихся, успешное выполнение ими предлагаемых заданий.

Отобранные нами для опытных уроков картины и разработанные задания принесли практическую пользу:

- проведенная словарная работа, целью которой были актуализация пассивного словаря и обогащение активного словарного запаса, позволила учащимся правильно понять, оценить и обозначить жесты, мимику и позы героев художественных полотен;

- риторическое рассматривание "ввело" школьников в ситуацию общения, помогло им соотнести изображенные средства несловесного общения с конкретной ситуацией и конкретной коммуникативной задачей, почувствовать себя участниками изображенной ситуации общения;

- выполнение заданий 1-го типа позволило учащимся не только проанализировать средства несловесного общения, не только охарактеризовать изображенного человека, но и "услышать" голоса героев картины; риторический анализ и выполнение заданий 1-го типа дали толчок к составлению собственных высказываний (задания П-го типа), к оправданному интонационному и вербальному оформлению;

- пятиклассники активно используют в своей речи "риторические слова" - термины и некоторые искусствоведческие термины, что свидетельствует о повышении эстетической культуры школьников;

- показательные данные анализа неподготовленных высказываний учеников в сравнении с итоговыми данными, полученными в результате опытного обучения. Эти данные позволяют фиксировать моменты овладения определенными умениями, их перенос на описания аналогичных по типу картин.

Таким образом, проведенное исследование доказывает доступность и эффективность разработанной и представленной выше программы, обосновывает и подтверждает основные положения предлагаемой нами методики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня с особой остротой встает вопрос о духовном, нравственном и интелектуальном развитии молодого поколения - поколения нового века. Люди будущего - это люди высокой эстетической и этической I культуры. Неслучайно поэтому исследование таких проблем, как гуманизация и гуманитаризация, занимает значительное место в системе современного образования. Произведения искусства широко используются в школе в самых разнообразных формах (художественные фотографии, репродукции картин, фрагменты видеоматериалов, музыкальные произведения и др.). Среди них на первый план выходят картины.

Современный ребенок вырастает в мире потока информации, мире комьютеров и в мире, окруженном всевозможным изобразительным материалом. К сожалению, то, с чем встречаются дети, то, что считается новым современным искусством, не всегда достаточно высокого уровня. Чтобы по-настоящему оценить работы ищущих молодых художников, необходимо знать, на чем они базируются, из чего вышли, на чем выросли, то есть знать фундаментальные основы живописи - ее классику. Общение с высоким искусством, с работами признанных мастеров-классиков интелектуально развивает и эмоционально обогащает человека, дает ему возможность понимать истинное искусство и отличать его от слабых, халтурных работ. Поэтому обращение к использованию картин на уроках гуманитарного цикла в школе: на уроках истории, русского языка, литературы, москвоведения и др.- в последнее время стало е привлекать внимание многоих исследователей.

Использование на уроках риторики произведений живописи среди других средств наглядности нам видётся также целесообразным, так как помогает решать и воспитательные и учебные задачи. Большая часть произведений живописи, которые можно отнести к фонду мирового искусства, представляет собой те работы, где изображен человек, человек думающий, размышляющий, общающийся. Эти картины дают возможность обратиться к анализу особенностей общения, его видов (группового, межличностного и др.), невербальных средств общения и мн. др. Именно поэтому целесообразен выход изобразительного искусства (и прежде всего живописи в риторику.)

К сожалению, методика использования картин на уроках риторики еще не исследована, однако существует достаточно разработанная методика подготовки к сочинениям по картинам на уроках русского языка. Наше исследование показало, что картины на уроках риторики также значимы для решения воспитательно-образовательных задач, как и картина на уроках русского языка.

Дидактические преимущества картин мы видим в следующем:

1. Работа по картине позволяет интегрирование решать разнообразные цели и задачи обучения, так как, используя произведения живописи, мы эстетически развиваем детей, расширяем их кругозор, учим оценивать художественное произведение, понимать язык живописи и др. Картины позволяют всесторонне воздействовать на учащихся, представляя им самые разнообразные жизненные явления. Для расширения кругозора, для формирования мировосприятия школьников произведения живописи приносят большую пользу.

2. Картина создает особый эмоциональный фон, заставляющий детей чувствовать, переживать изображенное художником, наиболее точно понимать замысел автора полотна. Воздействуя на чувства и эмоции зрителей, художник "вводит" их в изображенную ситуацию, в какой-то степени делая их ее участниками.

3. Одновременно картина не привязана к тексту, как учебный рисунок или иллюстрация, что позволяет вызвать у школьников больший круг ассоциациативных реакций и предоставить возможность выбора ситуации.

4.Повышая эффективность уроков риторики и расширяя эстетический кругозор школьников, художественные полотна одновременно, вносят разнообразие в учебный процесс и повышают интерес учащихся к урокам риторики.

Как и на уроках развития речи, так и на уроках риторики картина анализируется как произведение живописи в единстве содержания и формы. Однако искусствоведчесакий анализ картины на уроках риторики дополняется риторическим, а иногда он занимает и главенствующее место. Таким образом, учитывая единство содержания и формы произведения изобразительного искусства, внимание учащихся во многих случаях акцентируется на тех художественных особенностях картины, ее композиции, колорита, стиля письма художника и др., которые раскрывают ситуацию общения.

Для уроков риторики необходим особый подход к отбору произведений живописи. Конечно, здесь, как и на уроках развития связной речи, произведения живописи должны отвечать ряду известных требований, таких как доступность, художественная ценность, воспитательное значение картины, учет интереса школьников и. др. (см. об этом более подробно в I гл.). Но вместе с тем произведения живописи, используемые на уроках риторики, должны обладать теми возможностями, которые будут облегчать формирование коммуникативно-риторических знаний и умений. Это те картины, где четко изображена ситуация общения, даже молчаливого, скрытного, где выразительно изображены позы, жесты, мимика героев.

Учитывая принципы отбора произведений живописи для их применения на уроках риторики, мы составили программу опытного обучения, разработали методы, приемы и установили последовательность обучения при использовании картин на уроках риторики. Но сначала нам необходимо было проверить уровень готовности учащихся к этой работе. Проведенные нами три серии эксперимента показали заинтересованность школьников в уроках риторики с использованием картин и выявили низкий уровень лексического запаса, который необходим для риторического анализа изображенной на картине ситуации общения. Наши наблюдения подтвердили необходимость специального обучения детей умению читать "язык внешнего вида". Эти умения и навыки, предусмотренные программой уроков риторики (с использованием произведений живописи) позволят решить одну из задач школы будущего- повышение коммуникативной компетенции учащихся.

Итак, разрабатывая методику использования картин на уроках риторики, мы опирались на результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента.

Работа по картине на уроках риторики требует особой лексической подготовки, для проведения которой мы предлагаем ряд заданий и составление таблицы, позволяющей не только накапливать и активизировать, имеющиеся в пассивном запасе, языковые средства, но и понимать функциональные различия средств несловесного общения. Задания, которые мы предлагаем, направлены на формирование коммуникативно-риторический умений - это, прежде всего, риторическое рассматривание художественного полотна, его риторический анализ и риторические задачи.

Проявляя заинтересованность в уроках по картинам, учащиеся обогащают свою речь языковыми единицами, связанными с общением, невербальными средствами общения, учатся различать, понимать, т.е. "читать" жесты, позы, мимику героев художественных полотен.

Опытная проверка разработанной нами методики и составленной программы показала, что использование картин на уроках риторики имеет методическую целесообразность.

Данное исследование мы рассматриваем как начальный этап большой работы, которая должна быть продолжена для того, чтобы обеспечить весь курс риторики произведениями живописи в соответствии с задачами, содержанием, методами обучения этого учебного предмета.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Штыркина, Оксана Павловна, Москва

1. Айзерман Л.С. Роль творческих сочинений в воспитании учащихся// О творческих работах в средней школе.- М.,Учпедгиз,1962

2. Акишина A.A. и др. Жесты и мимика в русской речи. М., 1991

3. Акишина A.A., Кано X. Национальная специфика коммуникаций и словарь русских жестов // Словари и лингвострановедение.-М.,1982

4. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа.- М., 1968

5. Белютин Э.М. Начальные сведения об искусстве. М.,1957

6. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком.- М.,1982

7. Бодалев A.A. Личность и общение. -М.,1983

8. Будкевич М.В. Картина на уроках русского языка в V-VI кл. средней школы. -Л., 1959

9. Буровцева Т.В. Лексическая подготовка к сочинению "Главная улица района"// Формирование у учащихся интеллектуально-речевых умений. Межвузовский сборник научных трудов.-М.,МГПИ им. В.И.Ленина, 1987

10. Ю.Бузинова Е.А. Подготовка учащихся к сочинению по картине (из опыта работы). Ашхабад, 197011 .Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. О своеобразии отражения мимики и жестов вербальными средствами // Вопросы языкознания. 1981, №1

11. Виккер Н.М. Уроки развития речи с использованием картины в V-VII кл.// Развитие речи учащихся на уроках литературного чтения. М, Учпедгиз, 195913 .Виноградова Л.А. Уроки русского языка в 5 кл.- М.,1977

12. Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе.- М.,1973

13. Волков H.H. Восприятие картин.-М.,1961

14. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвной мысли знак.- М., 1991

15. Горелов И.Н. Невербальные компоненты комму никации.-М.,1980

16. Горелов И.Н. и др. Умеете ли вы общаться? М.,1991

17. Горчак А.Н. Картина как средство развития речи.- M.-JI.,1965

18. Глущенко Е.Л., Полуянов В.П. Картина и иллюстрация на уроках литературы.- М.,1985

19. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.- М., 1980

20. Дашко Л.И. Наглядность при изучении русского языка в V-VTT1 кл.-М., 1965

21. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство.- М.,1978

22. Демосфенова Г.Л. Как иллюстрируется книга.- М.,1961

23. Ермолаева Е.А. Психосемантический анализ жестов как знаковых средств общения (в соотношении с языком)// Психосемиотика познавательной деятельности и общения. Межвузовский сборник научных трудов.-М., 1983

24. Зельманова Л.М. Методика использования средств обучения на уроках русского языка.- М.,1990

25. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. -М.,1984

26. Зельманова Л.М. О специфике обучения школьной риторике. // Научно-практическая конференция (29 31 января 1996) Тезисы докладов и сообщений. М.,1996

27. Зельманова Л.М., Колокольцев E.H. Развитие речи. Русский язык и литература. 5-7 класс.- М., 1996

28. Зельманова JI.M., Колокольцев E.H. Репродукции картин для развития речи на уроках русского языка и литературы.// Русский язык в школе, 1996 № 4

29. Зельманова Л.М. Эффективность применения средств обучения на уроках русского языка и литературы. Методические рекомендации.- М.,1986

30. Ивченков П.Ф. Теория и практика сочинений.//Учебные материалы для факультативных занятий под ред. Т.А.Ладыженской.-М.,Просвещение, 1968

31. Изобразительное искусство (1-9 классы). Программы общеобразовательных учреждений.- М., Просвещение, 1994

32. Изобразительное искусство. Музыка. (Словари шольника).-М.,1997

33. Ильин E.H. Искусство общения.- М.,1982

34. Иогансон Б.В. Как понимать изобразительное искусство.- М., 1960

35. Каган М.С. Мир общения.-М.,1988

36. Каданцев B.C. Творческие сочинения на уроках русского языка как средство развития связной речи учащихся.- М.,1968

37. Какнадзе Л.А.,Красильникова Е.В. Роль жестов в разговорной речи// Русская разговорная речь. Саратов, 1970

38. Каменева Е.О. Мы знакомимся с художниками.- М.,1960

39. Каменский А. Зрителю о живописи.- М.,1959

40. Каноныкин Н.П. Из опыта работы по русскому языку и литературе,- Л.,1940

41. Капинос В.И., Сергеева H.H., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 классы.- М.,1991

42. Каретникова И., Степанян Н., Стародубова В. Как смотреть и понимать произведение искусства.-М. ,1964

43. Квитинский Н.М. Картины на занятиях по русскому языку и литературе в национальной школе.- М., Просвещение, 1969

44. Квитинский Н.М.,Савченко Т.М. Картины на занятиях по русскому языку и литературе в национальной школе. Дагучпедгиз, Махачкала, 1973

45. Квитинский Н.М. Тема труда в работе по картине // Русский язык в школе, 1960,№ 1

46. Киселева А.Ф. Знакомство с живописью на уроках литературы. -М., Учпедгиз, 1954

47. Клычков Г.С. Процесс общения. -М.,1975

48. Ковтун Е.Ф. Как смотреть картину.(Язык живописи).- JL, Учпедгиз, 1960

49. Колесникова JI.H. Обаяние личности как категория риторики. -Орел,ОГУ,1998

50. Корнилова В.И. Виды и жанры изобразительного искусства.- М., 1961

51. Коровкевич C.B. Анализ картины. -М.,1975

52. Косолапков A.A. Работа по развитию речи учащихся на основе рисунков учебника// Русский язык в школе, 1989,№ 3

53. Кочкина Н.П. Некоторые приемы активизации работы учащихся над словом при изучении простых предложений с одним главным членом // Повышение эффективности обучения русскому языку. Сборник статей по материалам III Всесоюзных пед.чтений. М.,1974

54. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. Под ред. Г.Г.Гуреевой.-М., 1965

55. Крупская Н.К. Как учить писать сочинения// Н.К.Крупская. Пед.сочинения в 6-ти т. Под ред. А.М.Арсеньевой и др. М.,1978

56. Крысин Л.Ж. Жесты в нашей речи.//Дошкольное воспитание, 1975, №9

57. Кулеша Ю.В. Развитие интереса к урокам русского языка в 6 классе //Русский язык в школе, 1997 № 6

58. Куприянов В.В., Стоичек Г.В. Лицо человека.- М.,1988

59. Курцева З.И. Использование средств наглядности на уроках русского языка.- М.,1981

60. Лабунская Г.А. Невербальное поведение.- Ростов, 1986

61. Лабунская Г.А. Психологические трудности общения: диагностика и коррекция.- Ростов н /Д, 1990

62. Латюк (Ходякова) Л.А. Методика использования произведений живописи в системе работы по развитию связной речи учащихся IV кл. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.пед наук. М.,1974

63. Ладыженская Н.В. Гомилетика и информационные технологии/Научные труды МПГУ.-МД999

64. Ладыженская Т.А. Детская риторика (концепция курса) // Научно-практическая конференция.- М.,1996

65. Ладыженская Т.А. Обучающее сочинение по картине.- М.,1958

66. Ладыженская Т.А . Развитие речи учащихся. -М., Учпедгиз, 1960

67. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся.- М.,1991

68. Ладыженская Т.А. Живое слово.Устное слово как средство и предмет обучения.- М.,1968

69. Ладыженская Т.А. Школьная риторика будущего (в XXI веке.)// Дидакт.№ 2 март-апрель 2000

70. Леглер А.П. Система письменных работ по развитию речи учащихся 5-8 кл.- Абакан, 1969

71. Львов М.Р. Связная устная речь младших школьников на материале картин // Развитие речи мл.школьников. Сборник статей под ред. Н.С.Рождественского.- М.,Просвещение, 1970

72. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. -М.,1988

73. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов пед.вузов и колледжей. -М.,Высшая школа, 1999

74. Львова М.Е. Использование картин в целях развития связной устной речи в нач.школе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.пед.наук. -М., 1973

75. Львова М.Е. Связная устная речь младших школьников на материале картин. // Речевое развитие младших школьников. Сборник статей. Под ред. Н.С.Рождественского.- М.,1970

76. Мальцева К.В. Руководство к картинам по развитию русской речи в 5-7 кл. нерусских школ. -М., Учпедгиз, 1959

77. Межпредметные связи в преподавании русского языка.Сборник статей. -М.,1977

78. Методика развития речи на уроках русского языка. Под ред. Т.А.Ладыженской. -М.,1980

79. Методика развития речи на уроках русского языка. Книга для учителя. Под ред.профессора Т.А.Ладыженской, 2-е издание, М.,Просвещение, 1991

80. Михалева Н.Г. Сочинения по картине с грамматическим заданием. "Устные записи Даугавпиясского госпединститута", т.1У, вып.З, 1959

81. Михальская А.К. Практическая риторика и ее теоретические ос-новы.-М., 1992

82. Мочалов Л.В. Художник, картина, зритель. Беседы о живописи.-Л,1963

83. Мучник Б.К. Картина как средство развития мышления учащихся // Абатурова М., Мучник Б. Живопись на уроках истории, Алма-Ата, Мектеп,1964

84. Нехаев А.В. Виды творческих работ в У-У1 кл. // О творческих работах в средней школе. М., 1962

85. Никитина Е.И. Уроки русского языка в 4 кл.- М.,1975

86. Николаева Т.М. Жест и мимика в лекции. М.- 1972

87. Никольская С.А. Собирание материала // Теория и практика со-чинений.-М.,Просвещение,1968

88. Никольский В.А. Сочинения в средней школе. М.,Учпедгиз,1954

89. О живописи. Сборник статей.- М.,1959

90. О творческих работах в средней школе. -М., 196293 .Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Под ред. Т.А.Ладыженской.- М.,1993

91. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам.- Кострома, 1992

92. Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Книга для учителя, 2-е изд. М., 1996

93. Повышение эффективности обучения русскому языку. Под ред. А.К.Федорова, М.,1974

94. Поляков В.Г. Руководство к занятиям по картинам на уроках развития речи в Ш и IV кл. начальной школы.- М.,1949

95. Развивайте дар слова. Факультативный курс " Теория и практика сочинений разных жанров" (7-8 кл.). Сост. Т.А.Ладыженская и Т.С.Зепалова.-З-е изд. М.,1986

96. Развитие речи учащихся в процессе обучения в средней школе. Под ред. В.В.Голубкова. -М, 1954

97. Развитие речи.Школьная риторика .5 класс: Методический комментарий.Под ред. Т.А.Ладыженской.-М.,1996

98. Развитие речи.Школьная риторика .5 кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. В 2 ч. Под ред. Т.А.Ладыженской.-М.,1996

99. Речь. Речь. Речь. Книга для учителей. Под ред. Т. А. Ладыженской .-М. ,1990

100. Ржевусская Т.А. Развитие речи учащихся по художественным картинам.- Минск, 1963

101. Ржеву сская Т.А., Лурье H.A. Живопись на уроках литературы.-Минск,1970

102. Розенблат Г.Г. Картина на уроках литературы в 5-7 кл.- Л., 1956

103. Русский язык в 5-6 кл. Методические указания к учебнику-М.,1979

104. Рыбникова М.А. Сочинения по картинке. Избранные труды. М, 1958

105. Рыбникова О.Н. Развитие восприятия произведений живописи у младших подростков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- М.,1977

106. Система обучения сочинениям на уроках русского языка в 4-8 классах. Под ред.Т.А.Ладыженской. -М.,Просвещение, 1967

107. ПО.Система обучения сочинениям на уроках русского языка в 4-8 классах. Под ред.Т.А.Ладыженской. -М.,1979

108. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (IV-VIII класс). Под ред. Т.А.Ладыженской, изд.З-е, исправленное.-М.,Просвещение, 1978

109. Сергеева H.H. Работа по картине с точки зрения современных представлений о типах речи// Русский язык в школе ,1979,№6

110. Словарь сочетаемости слов русского языка. Под ред. П.Н.Денисова, В.В.Морковкина. -М., 1983

111. Смелкова З.С. Азбука общения. Книга для преподавателя риторики в школе.- Самара, 1994

112. Сочинения по произведениям живописи в IV-V кл. Методические рекомендации.-Минск, 1973

113. Старкова З.С. Литература и живопись.- М.,1985

114. Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи.- М.,1960

115. Стернин И.А. Коммуникативные ситуации.- Воронеж, 1993

116. Стернин И.А. Общение в современном обществе.- Воронеж, 1991

117. Стернин И.А. Практическая риторика.- Воронеж, 1993

118. Сычугова Л.П. Живопись на уроках развития речи: теоретические вопросы, модели уроков-сочинений по картинам. Толково-сочетаемостный словарь. -Киров, 1998

119. Сычугова Л.П. Живопись на уроках развития речи (на примере произведений из коллекции Кировского областного музея имени В.М. и A.M. Васнецовых). -Киров, 1991

120. Сычугова Л.П. Картина учитель- ученик ( к 150-летию со дня рождения В.М.Васнецова)// Русский язык в школе. -1998- №4

121. Сычугова Л.П. О школьном Толково-сочетаемостном словаре по изобразительному искусству// Научные понятия в учебно-воспитательном процессе школы и вуза: Тезисы докл. на II Всеро-сийсской научно-практической конф. Челябинск, 1994.-Т. 1 .-ч. 1.

122. Сычугова Л.П. О восприятии произведений искусства на уроках развития речи // Методологические и методические проблемы образования личности: Тезисы докладов научно-теоретической конф./ Под ред. B.C. Данюшенкова, В.Ф. Юлова, В.З.Юсупова. Киров,1997

123. Сычугова Л.П. Подготовка студентов к работе с произведениями живописи при изучении русского языка в школе. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- Екатеринбург, 1999

124. Тамбовкина Т.И. О письменных работах по развитию речи учащихся в 5 кл. -Калининград, 1959

125. Тамбовкина Т.И. Развитие творческой активности учащихся на уроках русского языка.- Калининград, 1974

126. Текучев A.B. Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка (из опыта преподавания русского языка по новым программам). Сборник статей.- М.,1976

127. Текучев A.B. Методика русского языка в средней школе,-М.,1980

128. Теория и практика сочинений .-М.,Просвещение, 1968

129. Теория и практика сочинений разных жанров. Под ред. Т.А.Ладыженской и В.А. Вепаловой.- М., 1978

130. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. Под ред. Ф.А.Сохина, 5-е изд., испр., М.,1981

131. Толковый словарь русского языка. Под ред. М.И.Махмутова и др.-Л., 1981

132. Туберовская О. В гостях у картин. -Л., 1964

133. Тумина Л.Е. Риторика невербального воздействия учителя // Дидакт.№ 2 март-апрель,2000

134. Уварова О.С. Некоторые функции средств общения // Знак и общение. -Фрунзе, 1974

135. Ушинский К.Д. О наглядности обучения// К.Д.Ушинский. Пед.сочинения в 6 т. М., 1989

136. НО.Шуртакова Т.В. Эстетическое восприятие живописи учащих-ся.Изд-во Казанского университета, 1972

137. Федорова Н.В. Невербальные средства общения в деятельности учителя. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.пед.наук. М.,95.

138. Филиппов А.В. Звуковой язык и "язык" жестов // Лингвистический сборник МОПИ им. Крупской Н.К. Вып.З.-М, 1975

139. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.,1989

140. Формирование у учащихся интеллектуально-речевых умений. Межвузовский сборник научных трудов. М.,МГПИ им. В.И.Ленина, 1987

141. Ходякова Л.А. Живопись на уроках русского языка. Теория и методические разработки уроков: Учебное пособие.- М.,2000

142. Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка.- М.,1983

143. Ходякова Л.А. Искусствоведческий текст как образец при подготовке к описанию картины // Русский язык в школе, 1991, № 6

144. Ходякова Л.А. Об отборе картин для сочинений учащихся в IV кл.// Повышение эффективности обучения русскому языку. Сборник статей по материалам III Всесоюзных пед.чтений. М.,1974

145. Ходякова Л.А. Пейзажная живопись на уроках развития речи // Русский язык в школе, 1998, № 4

146. Ходякова Л.А Подготовка к сочинению-описанию внешности (детские портреты кисти В.А.Серова) // Русский язык в школе, 1993, № 5

147. Ходякова Л.А Подготовка к сочинению сравнительного характера по картине// Русский язык в школе, 1994, № 2

148. Ходякова Л.А. Соединение типов речи при описании портрета // Русский язык в школе, 1993, № 6

149. Ходякова Л.А., Горбич О.И. Сочинение-рассуждение на основе картины И.Н.Крамского "Христос в пустыне"// Русская словесность, 1997, № 4

150. Шевченко П.А. Работа по картине во 2-7 кл.- М.,Учпедгиз, 1958

151. Энциклопедический словарь юного художника.- М.,1983

152. Эффективное применение средств обучения на уроках русского языка и литературы. Методические рекомендации.- М., 1986

153. Юному художнику. Составитель Е.Богданова. Изд. Ак. художеств СССР, 1963

154. Яковлев В.Н. О живописи.- М.,1951