Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Исследование методов активизации учебно-творческой деятельности младших школьников в кружках декоративно-прикладного искусства (на материале Таджикистана)

Автореферат по педагогике на тему «Исследование методов активизации учебно-творческой деятельности младших школьников в кружках декоративно-прикладного искусства (на материале Таджикистана)», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Ашуров, Муким Джурабаевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1993
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Исследование методов активизации учебно-творческой деятельности младших школьников в кружках декоративно-прикладного искусства (на материале Таджикистана)"

РГВ ол

московски!! ордена ленина и ордена трудового красного знамени

педагогический государственный университет

имени В. ii. ЛЕНИНА

Специализированным Совет Д 053.01.12

На правах рукописи

АШУГОВ Мукнм Джурабаевич

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕВПО-ТУОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Г» КРУЖКАХ ДЕКОРАТШШО-ПРИКЛАД КОГО ИСКУССТВА (на материала:; Таджикистана)

Специальность 13.00.02—методика преподавания изобразится ьпого искусства

автореферат

диссертации па со:ш:<шнс ученой степени кандидата исдчгогичсскнх ннуи

Москва 1993

Работа выполнена в Московском ордена Лешша и ордена Трудового Красного Знамени .педагогическом государственном университете пмсши В. И. Ленина.

И а у ч н ы и р у к о г, о д и т о л ь:

кандидат педагогических наук, доцент С. Е. ИГНАТЬЕВ

Официальные оппоненты:

доктор философских на.ук, старший научный сотрудник М. Н. АФАСИЖЕВ

кандидат педагогических наук, доцент Н. С. БОГОЛЮБОВ

'Ведущая организация — Московский педагогический университет.

Защита состоится «.^1».....г. в...^..часов

на заседании Снещнализнрованшого сонета Д 053.01 Л 2 но присуждению ученой степени докщра педагогических наук л Московском ордена Ленина .и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете им. В. И. Ленина но адресу: 117521, Москва, пр. Вернадского, 88.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета по адресу: 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1.

Автореферат разослан «.г^£.».......1993 г.

>Уче>

.»(жретауь Специалц^йроваштго совета " Е- В. ШОРОХОВ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В настоящее время, когда гуманистическое начало приобретает юе большее значение в жизни общества, вопросы приобщения подрастающего поколения к истокам национальной культуры, традиций н искусства выступают на первый план.

Общеизвестно, что наибольшую эффективность воспитательный процесс имеет в ранний период детства, когда закладываются основы эмоционального восприятия ребенка, фундамент будущего творческого потенциала его личности. В этой связи представляется наиболее ваасным этапом в педагогике приобщение младших школьников к национальным культурным ценностям средствами декоративно-прикладного искусства, что позволяет активизировать потенциальные возможности учебно-творческой деятельности детей.

Занятия в круяках декоративно-прикладного искусства с использованием национальных традиций имеют, на наш взгляд, ряд » преимуществ по сравнении с другими видами изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания, так гак они отличаются широкой разновидностью я многоплановостью:

- во-первых, они охватывают различные виды деятельности -роспись, лепка, вышивка, резьба по ганчу и дереву;

- во-вторых, они развивают в ребенке отдельные психолого-фнзяологаческио качества - двигательные навыки, чувство цвета, форма, композиции я т.д.;

- в-третыи, ояя приобщают детей младшего школьного возраста к традициям своего народа, способствуют развитию национальной гордости и бережному отношении к историческому и куль-, турноыу наследии прадков.

Необходимость разработать эффективные методы для развитая всех этих знаний, умений и навыков у датой младшего школьного возраста стала причиной выбора данной темы исследования.

Теоретическому обоснованию проблемы исследования посвящены работы как теоретиков, так и практиков художественной деятельности., Значительный вклад в теорию народного искусства внесла работы Н.А.Белинской, И.Я.Богуславской, Г.К.Вагнер, М.А.Некрасовой, А.К.Писарчяк, Г.А.Пугаченковой, Т.М.Разиной, Д.И.Ремпель, Ц.А.Рузиева, А.Б.Салтыкова, Х.А.Шдашзва п др. Исследователи подчеркивала т^аануп родь народного искусства в эстетическом

воспитании детей, в формировании активной творческой личности.

■Мнение исследователей о незаменимой роди народного прикладного искусства в развитии и продолжении исторических, нравственных,. эстетических традиций в воспитании общепризнано. Одним из Первых поднимает вопросы о путях и формах развития народного творчества искусствовед М.А.Рузиев, которого справедливо можно назвать основателем теории таджикского народного искусства*. М.А.Рузиев, проанализировав в своих работах основные виды тад-йикоких художественных ремесел, делает вывод, что народное искусство Таджикистана имеет' все потенциальные возможности для своего дальнейшего развития.

Проблемами эстетического и художественного воспитания средствами народного искусства в общеобразовательной школе и внешкольных учреждениях занимались ученые-педагоги Н.Н.Ростовцев,

B.С.Кузин, Б.М.Йеменекий, А.С.Хворостов, В.И.Шорохов, Т.Н.Шди-калова, Н.С.Боголюбов, И.П.Волков, К.Касымов, Ю.В.Максимов,

C.С.Булатов.

Важно и то, что ученые рассматривают в педагогическом процессе как общие проблемы развития народного декоративно-прикладного искусства, так и специфические, присущие конкретному региону, особенности национального искусства (Л.Н.Любарская, Р.Хаса-нов, Э.В.Сайко, К.К.Амиргазин, М.'Л.Еайранбеков).

Вопросами развития творческих способностей в изобразительной деятельности в условиях кружковой работы занимались такие авторы, как П.С.Боголюбов, С.Е.Игнатьев, К.Касимов, А.М.Насирова.

Необходимость организации процесса обучения .творческой деятельности в психолого-фязиологячсском развитии-детей младшего школьного возраста утверждали такие ученые, как А.Н.Леонтьев, С.Рубинштейн, Е.И.Игнатьев, Б.Ф.Ломов, В.В.Колоколышков.

Научные разработки содержания методов обучения и Боепитания в школьных крукках изобразительного искусства и его роли в.эстетическом воспитания, а такие активизации учебно-творческой деятельности иколышков способствовали ддссертацио!1ные исследования, посвященные кружковой работе по различив видам декоративно-прд-

I. Руз^зв М.А. Искуситго таджикской резьбы по дереву (конца Х1Х-Х2 вв.). - Душанбе, 1976; Он г.е. Народные умельцы. -Дуианб-з, 1923; О.ч яе. Эволюция таджикского орнамента (IX-XX на.). - М., 1"38 к др.

кладного искусства таких авторов, ¡сак М.К.Даутов, И.Ахмедова, К.Касымов, А.М.Хожхожев, A.M.Кадыров и др.

Несмотря на определенное количество исследований, предлагающих методические разработки обучения младших школышков средствами таджикского прикладного искусства (А.М.Аглаева, Ю.Н.Хиж-яяк, Я.А.Савзонов), возможности совершенствования и активизации учебно-творческой деятельности младших школьников не исчерпаны.

В республике существует много кружков по рисованию, росписи, резьбе по дереву и ганчу, живописи, вышивке и другим видам прикладного искусства. В этих кружках преподавание ведется в основном с целью приобретения навыков профессионального ремесла.

Но дети младшего школьного возраста в этих кружках быстро устают из-за однообразия вица деятельности, и это может стать причиной потери интереса к художественному творчеству. Поэтому возникает необходимость организовать многопрофильный кружок декоративно-прикладного искусства, где занятия не только развивают творческие способности ребенка, но и позволяют ему формировать и развивать знания о народном искусстве, пробуждают интерес к национальному прикладному творчеству. В связи с этим разработка методов учебно-творческой деятельности младших школышков и ее активизации средствами таджикского декоративно-прикладного искусства остается актуальной. Данный вывод подтверждается не только анализом научной литературы, но и современной практикой работы крукков декоративно-прикладного искусства Таджикистана.

Анализ и обобщение научных исследований по проблеме методической организации кружков по народному декоративно-прикладному искусству показывает, что в педагогической науке также остается нерешенной проблема совершенствования обучения и воспитания младших школьников на материале народного декоративно-прикладного искусства.

В предлагаемой работе делается попытка определения методов активизации учебно-творческой деятельности младших школьников средствами таджикского прикладного искусства в рамках многопрофильной кружковой работы.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе психолого -педагогическах работ, включающих анализ развития творческих способностей у детей,определить методы активизации учебно-творческой деятельности. Кроме того, предполагается дать научное

обоснование и экспериментально проверить пути и методы более эффективно го развития творческих способностей, а тагеке разработать методические рекомендации по активизации учебно-творческой деятельности применительно к таджикскому народному искусству и предложить проект программы для кружковых занятий по декоративно-прикладному искусству.

Для достижения этой цели были поставлены следующие конкретные задачи:

- ю-первых, рассмотреть самобытность и специфику декоративно-прикладного искусства Тад&яккстана к юс значение для активизация учебно-творческой деятельности;

- Ер-вторцх, дать пс:кслого-ф1здологическое обоснование необходимости занятий декоративно-прикладным искусством в младпеу школьном возрасте;

- в-третьих, установить основные критерии оценки работы детей в различных видах декоративно-прикладного искусства;

- п последнее - разработать эффективную иетоадку актлвиза-цпи учебно-творческой деятельности на занятиях декоратквно-при-кладным искусством.

Учетг.ш доказано ц научно обосновано, что младвай ккоиышй возраст является периодом, когда у детей происходит перестройка в плане изобразительной деятельности, после которой уке в подростковом возрасте у ппх снижается интерес к изобразительной деятельности. Поэтому в основу нашего исследования положена гипотеза, предполагающая, что творческую активность у цегей младсего ¡дкольного возраста fia зашштяг декоративно-прикладным искусством моано повысить и поддергивать, обучая их элементарным основам декоратизно-прягладного искусства, а такзе п формируя у них потребность в творчестве, которое ыохшо развить в процессе ознакомления с различными направлениями национального искусства Таджикистана. Пря этой необходимо обеспечить сочета:ше процесса обучения детей унешш п навыкам работы с .'- • различными художественными «атерпалаап, прквнтиеи у них штора-' са к активной творческой деятельности.

Объектом исследования являются учащиеся 1-1У классов в про-' цессе обучепля тацглг.скоыу декоративно-прикладному искусству в : условиях: кружка.

Предметом ксалс1Т -'Я стали иетоци учебно-творческой г.ся-

тельности младших школьников в'процессе крулскових занятий декоративно-прикладным искусством с учетом местных традиций.

Методами исследования явились:

- анализ педагогической, психологической и искусствоведче-окой литературы;

- анализ декоративных работ младших школьников по разработанной шкале критериев;

- наблюдение за творческой работой детей;

- констатирующий и формирувдий эксперименты.

Исследование проводилось на этапе констатирующего эксперимента в школах ДО 6, 12, 20, 22 г.Худжанда; 10, 13, 23, 31, 49 Худяандского района; И I, 27 Науского района, & 31 Каниба-дамского района. В констатирующем эксперименте било задействовано 1033 школьников.

На этапе формирующего эксперимента - в крухках декоративно-прикладного искусства на базе школ ЛЯ 10, 28, 31, 49 Хоплентского района и средних школ № 20, 22 г. Худданда.

Методологической основой исследовашш явились труды психологов, учебные программы по изобразительному искусству и специальная литература по педагогике и методике преподавания изобразительного искусства.

Научная новизна предпринятого исследования состоит в сла-дутацем:

- определены методы активизации учебно-творческой деятельности младших школьников в декоративно-прикладном искусство о формированием у них знаний о народном прикладном искусстве и развитием умений и навыков овладения техническими приемами в работе о различными материалами;

- выявлены некоторые характерные возрастные закономерности проявления а развития творческих способностей детей на занятиях, росписи, лепкой и резьбой по дереву;

- найдены формы и методы проведения занятий резьбой по дерзру и ганчу о младшими школьниками;

- разработана программа работы'кружка национального декоративно-прикладного искусства о младшими школьниками.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные практические рекомендации и методика преподавания резьбы по дереву и ганчу, требования к организации учебно-твор-

ческой деятельности кружка декоративно-прикладного искусства, а также составленная примерная программа проведения кружковых занятий на четыре года обучения способствуют успешному и психическому развитию ребенка и активизируют учебно-творческую деятельность.

Апробация и внедрение в практику основных'идей и результатов исследования осуществлены в процессе: выступлений на научных сессиях по итогам научно-исследовательской работе МПГУ им. В.И. Ленина, на методологическом семинаре художественно-графического факультета Худжанцского государственного университета, по проблемам высшей ыколы, на методических объединениях учителей,руководителей кружков изобразительного искусства в средних шкодах Ш 20, 22, 24 города Худнанда (в 1988, 1991, 1992 гг.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В приложении представлено примерное планирование занятий крукка по декоративно-прикладному искусству.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЙ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая п практическая значимость рабом.

В первой главе "Специфика цекоратквно-прикладного искусства Таджикистана и особенности его преподавания" изложена история развития декорахлвно-приклацного искусства Таджикистана на основе анализа литературных источников.

Подтверждается, что общие принципы особенностей всого тад-' еикского искусства заключаются в его традиционности.

Подчеркнута самобытность п специфика в кшдои виде народ--кого искусства таджиков по региона;.::

- ü .керамике горных районов - ото своеобразные грубые формы с простыми пезаыаоловатши спиралевидными росписями; .

- в керамике гитзлей равнин, вернее, северных таджиков -сто нзяглые многоплановые формы;

. - i> кхаавко шиах районов Таджикистана - это крупные раз-ноцветпцз догорагшшые цветы, покрываюциа иногда всю плоскость изображаемого uosaxü?; я у яитзлей сеаерной -части - ъго обилие

мелких элементов цветочного орнамента со стилизованными деталями;

- в росписи - это изящные растительные элементы орнамента, переплетающиеся и создающие разнообразные геометрические фигуры; яркие цветочные узоры, переплетение геометрических элементов орнамента;

- в резьбе по дереву - это многоплановость изображаемого орнамента и в. плоскости, и в рисунке, в технике исполнения узоров.

Продолжателями этого культурного наследия были народные ыао-тера и их ученики.

В традициях народов Средней Азия в отличие от европейской школы обучение детей прикладному искусству велось не в специальных школах, а в домашних цехах народных мастеров. Отношения между членами цеха были узаконены традициями, переходящими из поколения в поколение. Главными фигурами в каждом цехе, как в городе, так и в кишлаке, били шагирт (ученик) и усто (мастер), играсзвх ванную роль в производственной деятельности всех цехов.

Таким образом традиции и методы обучения по различным видан искусства переходили от деда к отцу, от отца к сыну я т.д. Существование такой преемственности поколений помогло сохранять особенности народного декоративно-прикладного искусства до наших дней.

В этой главе такяе раскрыты особенности преподавания декоративно-прикладного искусства в круздах младшим школьникам, которые в основном направлены на изучение отдельных видов народного искусства.

Во второй главе "Психолого-физиологические особенности занятий младших школьников декоративно-прикладным искусство:,!" проведен теоретический анализ и выявлены поихолого-фязиологяческге, особенности нетей младшего школьного возраста в процесса кружковых занятий.

, Обоснована необходимость проведения занятий декоративно-прикладным искусством в младшем школьном возрасте.

Психологический процесс развития ребенка рассмотрен в связи с развитием восприятия и воображения.

Научно обосновано псяхолого-физиологическое развитие детей в процессе общения с народной декоративно-прикладной культурой.

Теоретически обоснованы компоненты, влияющие на развитие координации движения руки и пальцев.

Анализ исследований психолого-физиологических особенностей ребецка в младшем школьном возрасте позволил сделать выводы о способностях детей в этом возрасте, о его творческой деятельности. .Прежде всего это способность накапливать опыт восприятия красоты природы и мира, красоты произведений национального декоративно-прикладного искусства, что вызывает у детей эмоциональный отклик на красивую, яркую, красочную вещь.

Огромное значение в управлении процессом восприятия принадлежит педагогу, который направляет внимание ребенка на конкретную цел^>. Одной из главных задач учятеля является выбор педагогических. приемов, направленных ка формирование эмоциональных чувств ребенка, что важно и на занятиях декоративно-прикладным искусством.

Для правильной организация обучения детей декоративно-прикладному искусству вагло понимать роль восприятия э изобразительности. Этой проблеме посвящены работы психологов Н.Н.Волкова," Е.И.Игнатьева, В.И.Кириенко и др.

Целенаправленный характер восприятия отмечали Л.С.Выготский, А.Р.Лдош, Ж.Пиахе и др. Рассматривая работы данных ученых,мое-но прийти к выводу, что восприятие ребенка, основывающееся на ощущениях, зависит от общего состояния психической деятельности человека. Восприятие играет важную роль в психологических проявлениях ребенка к особенно в творческой деятельности.

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности мозга, психологи называют воображением или фантазией. Еоображение как основа всякой творческой, деятельности проявляется во всех репштедыю сторонах щкзци ребенка, активизируя ого художественное творчество. Способность фантазировать на занятиях декоративно-прикладного искусства развевает воспроизводящую деятельность ребенка. Ребенок, который лепит из властелина кувшин я ваобрагает, что он гончар, _пли расписывая до- . щечку 1,-эобраяает себя худозникоц, ребенок, который, играя с лепные нгруикаип, придумывает ли шепа в рола в придушнпой . nu сказке или сцепкз, превращается во взрослого - все эти играющие дотп презст ("д^гг; примеры самого подлинного, самого пл-

СТОЖП'О VBQp"c СrC. ? .'DU РСЙГШХ! OV4/J. частс ся}твт T0.1LE0

отголоском того, что он видел и слшал от взрослых, и/ тем не менее эти элементы прежнего опыта ребенка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности. Игра'ребенка не есть простое воспоминание о пере-гшгом, а творческая переработка перехятшс впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечавшей запросам я влечениям самого ребенка. '

Таким образом для'построения чего-то нового необходимо не только знание и память, но д умение и навыки. Эти умения я навы-га можно формировать и развивать на занятиях декоративно-пршслад-' нет искусством в школьных кружках. ' ' *

3 третьей главе "Исследование учебно-творчесгой деятельно-' сгд па занятиях декоративно-прикладный искусством с младшими стальниками'* определены крдтергг;: оценок учебно-творческой деятельности детей младшего школьного возраста. Описаны результаты . констатирующего эксперимента. Приведены таблицы с учетом анализа детских рзбот по выявлению уровня творческих способностей. •

Анализ детского творчества невозможен без разработки критериев оценки этой деятельности. Поэтому былп разработаны критерии -оценок по трем основным гадам творческой деятельности дотей' (рЬспясь, ледка, втатвка). ' ' . • _

При определения критериев оценки занятий росписью млаизих пкольнлков на уроках изобразительного искусства мы исходили из следувцзх полозеяай: умение стилизовать элементы орнамента, ком-позлцяоипое репение орнамента, худояеетвенное решение основного коппоз'яцпошюго элемента орнамента, творческое владение техническими гавыглия работы с художественным материалом.

В гхшетатярукпзм эксперкнеято с целью выявления уровня учобно-творчсской деятельности илащних школьников по вшзеука-' г.г''Шгл г.ритетзг! оценкп памп бкло проБедено дга типа оайлтяЗ:

1. Рпсоггпдо с сатура, ¡сотороо носило обуппуй! характер, •

ко-ему ^го дохя долгий бад;: облагать одредслошп^'я пзвпгл'м

- • .

2. Тг-(р"«о::оо рдсова.чло,- тдо вредпглдаоь теги идя заданно,

ирзззгазгэияп детей о шгяозп-дг ьтэпгзгоЯ работа ает~. .тгм не допускам прутах атгббк

•: с 1С-3» о? пзпщ'яупого затшаг. .

Для определения уровня изобразительных способностей детей на занятиях росписью било дано 10 заданий, на занятиях лепкой -4, на занятиях вышивкой - 3.

Задация по росписи: стилизация, составление узора чорбар-га, ленточный орнамент, геометрический орнамент, роспись посуды, роспись разделочной доски, составление эскиза для росписи национального столика, кистевая роспись глиняных игрушек.

'Задания по лепко: лепка посуди, лепка объемного орнамента, лепка игрушек из целого куска глины и ледка сказочных персонажей.

Занятия по вшшвке: составление эскиза для иышпжи, вышивка элементов орнамента, вышивка платка.

С целью выявления уровня учебно-творческой деятельности детей младшего школьного возраста по лепке были определены такие критерии: умение правильно передавать форму и пропорции изображаемых объектов в ленных изделиях; умение лепить из одного целого куска глины; умение передавать декоративность в форые изображаемого предмета. И на этом этапе эксперимента нами было предложено такке два вида заданий: ледка с натуры и творческая работа.

Анализ'детских работ до вышивке проводился по таким критериям оценок: владение техникой ьшшвки и проявление творчества в оформлении национального платка.

В результате конотатирующего эксперимента были обнаружены следующие тенденции проявления способностей в работе с различным художественным материалом на занятиях декоративно-прикладным искусством детей младшего школьного возраста:

- постепенно увеличивалось количество работ, в которых изобракение обладало декоративностью,в основном в сторону упрощения природной формы, что говорит о том, что дети находились на нязыей ступени освоеиил стилизации в изобразительном искусстве;

- значительное количество работ было о нарушением сиыыет-I ричности в компоновке изображения на плоскости, но увеличилось

юшгаестш работ, в которых била соблюдена симметричность в ' росписи;

- увеличилось количество работ с развитием элементов орнамента в композиция ряоунка и уменьшилось - в закрашенных

росписных композициях;

- большая часть работ передает динамику в графическом изображении, но уменьшается количество работ, передающих динамику

в цвете;

- в большинстве работ основной композиционный элемент орнамента не соответствует самому цомпозициопному орнаменту;

- не встречается работы с использованием при раскраске смешения красок, чаще' всего работы выполнена о использованием простого цвета; '

- неумение использовать чертежные инструменты при.состав- ' дешш геометрического орнамента - гирех; ' '

- проявление интереса к лепным работам л увеличение количества работ с удачиьгл творческим замыслом;

- отсутствует умение лепить из одного целого куска глины;

- уменьшается количество работ с использованием декоративного украшения;

- отсутствуют навшш владения техникой вышивки у школьников 1-2-х классов, большая часть учеников 3-4-х классов проде- • мопстрпровала в работах умение вшлдшть элементы орнамента и выполнять различено простеШяне ивы;

- увеличилось количество работ, в хсогорых рисунок 'иа^атз-рпале прашлыю перенесен при помощи копировальной бумаги, но отсутствуют работ с переводом рисунка "припорохом".

По итогам стнетатяруищего эксперимента обнаружены определенные традиции проявленяя способностей в работе с различными художественными материалами на занятиях декоративно-прикладным пскусстгом детей младаего ш:ольяого возраста, которые говорят о том, что без обучавшего начала значительно (лшгяотся творческая активность детей.

Сдедашшо выводи позволяли ягч определить пути я методы • агл!-пзизац111г учебно-творческой деятельности детей глтадззго пгаял-гтрго возраста.

3 "етг-'.-птой главе "¡'етодл организация занятий в нногопро-¿•глхшге кругах дегарзтяпно-сряиаяяого гсг.усстгл" разработя« .пк г'зтог.тч': ,'Ез рсга""ядапля по дйнпой гс.мо ксслодовапкя 'О. «■»•..^ч юзгпслт'т озобеппостоГ» детей ияадзгго штадопого гоз-

Дания, программа построена с учетом существующей программы по изобразительному искусству для средней общеобразовательной школы и органично ее дополняет. Особое внимание в программе круака отводится национальному орнаменту и его исполнению в различном материале.

Занятия в крукках декоративно-прикладного искусства ставят перед собой такие цели:

1. Формировать у учащихся эстетическое отношение к окрукаю-щай действительности.

2. Ознакомить детей с различными видами народного таджикского прикладного искусства и дать возможность определить для себя вид деятельности в будущем.

3: Дать детям знание элементарных основ изобразительного искусства, сформировать навыки работы с различными художественными материалами с натуры, по памяти а представлению.

Т 4. Развить и активизировать творческие способности в изоб-■ разительной деятельности каждого учащегося.

Для осуществления этих целей программой кружка предусмотрены занятия по рисованию, росписи, моделированию, папье-маше, керамике, аппликации, выашвке, резьбе по дереву и ганчу.

Учащиеся' начальных классов подразделяется по возрасту и проявлению способностей в изобразительной деятельности на четыре группы, занятия которых могут проходить раздельно или вместе.

Проведенный нами констатируюздй эксперимент подтвердил, что у детей по мерз того, как ребенок растет и входит в период зрелого детства, интерео к изобразительному искусству ослабевает. Поэтому для'активизации учебно-творческой деятельности детей занятия по декоративному рисованию дополнялись различными заданиями: лапкой, резьбой по дереву и ганчу, вышивкой. Связующий звеном ыеаду этими видами искусства была орнаментальная роспись.

Для поддержания интереса к изобразительному творчеству занятия были разбиты по циклам, то есть каждый цикл завершался изготовлением и оформлением художественной вещи. • Первый цша - занятия росписью, являясь средством обучения орнаменту, включает в себя такие задания, как наброски листьев, с натуры, стилизация, изучение элементов национального таджикского орнамента, моделирование (изготовление коробки из картона)

я роспись предметов быта.

В этом цикле занятий дети знакомятся с различными элементами национального орнамента, изучают разные способа составления узора ислими, знакомятся с методом складывания, узнают, что такое раппорт я гак его использовать пр.т составлении орнаиен-тальной компознции• Обучаются умению ровно закрашивать, проводить клеточкой толкуй линию по контурам орнамента. Эти уМеняя способствуют формированию моторлкя двхкеняя руки и пальцев.

Второй цикл - изготовление посуды охватывает такие занятая, глк папье-маше, лепку, керамику и кистевую роспись. На. этих за- " нятлях дети разп::г.зэг свои способности, сначала гаи тируя" изго-товлеиие посуди яз бумаги, а затем лепя из глины,.. знакомятся о'" ■' процессом обглга глиняной яооуяы в муфельной нечя, самостоятельно распксшзавт: изготовленную шли го посуду без предварительного . рлсунка на основе.

Третий цикл занятий состоит из аппликация п выпивки. В процессе занятий в этом цикл о младшие школьники приобретает • знание о национальной выпивка, начинают изучать элементы оргл- . цента в вшивке, составлять эскизы л делают попытки.самостоятельно выливать узор с помосью самых простых ивов.

Четверти!! цши включает в себя такие задания, как-росиись геометрического орламспта, резьба элементов геометрического орнамента, учебная резьба по дереву на квадратной дощечке.

Прежде чем начать занятия резьбой, в настоящей программе ми предлагаем детям знакомство с самим геометрически:! орнаменте:.!. 'Знакомя детей с разновидностью "гяреха1* (геометрического орнамента), моэю рассказать о его техгшческом исполнении в различных материалах. Это знакомство мы начинаем с занятая роегшеьп. Илашалм пкольшп'лм предлагается изготовить закладки зм книг я рлсшгсать их геометрическим орнаментом.' •••

Зссппе детей о разповддаоста геометрического орнамента и-его выполнения в разлячшяс г'дтеркйлал; закрепляются ирактнче-с;;гг.<л зс!1.тг:гггл.т резьбой по'йёрёву. У'Ьтшая возрастинв*. особеп-нсотс пгэлкшеов, па 'Персах 'заиятллх рззьбоЗ г:.:ссто.

л.егтплнпнх логдачяк иогло.Еспользоггать ех Еглатацсо (па пласте-,и::з>, Тачо'} ссг^зсзаав гатерлала способствует быстрому ус£ое~ !!;;;. ^«ак-аз рзз*бы го дерзну.

Пятый цикл - лепка сказочных игрушек состоит из занятия керамикой и росписью.

Для творчества детей младшего возраста очень характерно создание персонажей разных сказок и не существующих в природе зверей и дракончиков;

Создавая такие изделия, дети начинают мыслить, они сочиняет свою сказку и придумывает для этого свои персонаж и собственных героев. Развитие фантазии ребенка активизирует его творческую деятельность.

Как только доделка закончена, у детей появляется желание разукрасить ее. В данном случае задача педагога заключается в своевременной подсказке - какую из них подкрасить, а какую можно обжечь.

Иа занятиях росписи дети начинают расписывать свои поделка, чтобы они. имели законченный вид. Например, игруики по мотивам народных образцов без росписи невыразительны, неинтересны н для детей просто не тлеют смысла. То хе самое относится к игрушке-свистульке, дракончикаы и некоторым видам декоративной посуды.

Шестой цикл - резьба по ганчу (гипсу). Этот цикл состоит из учебных заданий резьбы геометрических элеиентов орнамента на дощечка размером 100 х 100 им.

При работе резцом необходимо добиться, чтобы дети делали плавные и спокойные двикения. По сравнению с резьбой по дереву здесь требуется меньше физической силы.

Седьмой цикл - моделирование восточной мебели. Цель занятий заключается в развитии умения работать с чертежными инструментами, навыка работы с ноаницами, умения чертить развертку национального столика и т.д.

Восьмой цикл - орнамент в различной технике исполнения состоит из следующих занятий: аппликация, ленка, роспись плиток; резьба по ганчу, резьба по дереву.и роспись цощачки.

< Этот цикл занятий полностью носит творческий характер и (Позволяет детям раскрыть своя творческие способности п различных видах деятельности и в работе с различными видами художественных материалов.

Многолетнео непосредственное наблюдение и руковбдство художественным творчеством школьников, оценка результатов их деятельности полностью подтвердили эффективность разработанной программы.

Проведенное нами исследование методов активизации учебно-творческой деятельности младших школьников в кружках-декоративно-прикладного искусства дает основание сделать следующие выводы.

Развитие творческой активности детей младшего школьного возраста зависит от соблюдения следующих условий:'

- прежде всего необходимо ознакомить детей с-различными . видами декоративно-прикладного искусства, традиционными сгтосо- • бамп орнаментальной росписи, керамикой, вышивкой, а такяе геометрической резьбой по дереву и ганчу. Ваяно пробудить интерес • детей к декоративно-прикладному искусству;

- активизация учебно-творческой деятельности детей становится более эффективной, если найдено гармоническое единство овладения элементарными основами орнаментики и практическими навыками ее исполнения с различными художественными материалами; • ' - ■

- активизация учебно-творческой деятельности детей повша-ется тогда, ютда задания подобраны с учетом возрастных особенностей, когда в качестве задания предлагается изготовить художественную вещь с утилитарными функциями, а сами задания постепенно, с каядкм занятием, усложняются.

Практика лока;-эла, что дети с развиты:.»! техническими навыками и практически!! умения?«! активнее подключаются к творческим занятиям. Практические навыки п умения работать с раз- . личными художественными материалами развиваются при систематических гапятиюс послпсю, резьооЯ, выпивкой, лепкой. Разкооб-рягде зяпятяй позволяет ребенку перекачаться с реяояяя одной запячи на цругув, что требует от -пего активной омоцкопаГл&воЯ 'л познавательной деятельности.' .

Результаты ¡гсслепованля показали, что обучение детей раз--т'окг.л вяго-«, дгюбразктелькоЗ п«ятсльяоста с раипего возраста

способствует успешному физическому и психическому росту.и позволяет повышать их творческую активность.

Апробация работы. Результаты исследования периодически докладывались на научно-педагогических конференциях в МПГУ т.

B.И.Ленина (с 1991 по 1993 гг.) и регулярно обсуждались на кафедре методики преподавания ИЗО ХП> МИГУ им. В.И.Ленина.

Основные положения диссертации отражены в следуюпшх публикациях автора:

1. Особенности национально-прикладного искусства в эстетическом воспитании школьников // Тезисы Республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов. ЯШИ ш. С.Ы.Кирова. - Ленина бац, 1990. - С.142-145.

2. Патриотическое воспитание подростков во внеклассной и внеаколькой работе по изобразительному искусству // Тезисы Республиканской научно-практической конференции иол'одых ученых

• и специалистов. ДПШ па. С.М.Кирова. - Ленивабад, 1990. -

C.139-141.

3. Научно-«етодичаская организация занятий резьбой по дереву в кружках декоративно-прикладного искусства с ылаадшиа школьниками // Тезисы Всероссийской научно-практической конференция по заочному обучению. - Уфа, 1993. - С.107-Ю9.

4. Развитие творчества детей во внеурочной деятельности // ' Тезисы Межвузовской научно-практической конференции по подготовке учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности. - Москва, 1993. - С.65-67.