Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Исследование методов преподавания композиции резьбы и росписи в традиционном искусстве коми на художественно-графическом отделении педагогического колледжа

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Бочаров, Сергей Александрович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Исследование методов преподавания композиции резьбы и росписи в традиционном искусстве коми на художественно-графическом отделении педагогического колледжа», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Бочаров, Сергей Александрович, 1998 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки преподавания композиции декора в изделиях традиционного искусства народов Коми

1.1 Историко-региональный аспект формирования художественных традиций в декорировании изделий из дерева.

1.2 Научно-педагогические основы приобщения школьников к традиционному прикладному искусству региона.

1.3 Развитие методики преподавания композиции в системе художественно-педагогического образования.

ГЛАВА 2. Методы преподавания композиции в процессе обучения традиционному прикладному искусству Коми

2.1. Характеристика и выбор методов преподавания как средства оптимизации процесса обучения композиции в декоре.

2.2. Результаты опытно-экспериментальных исследований и внедрение их в практику преподавания.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Исследование методов преподавания композиции резьбы и росписи в традиционном искусстве коми на художественно-графическом отделении педагогического колледжа"

Актуальность исследования. Приобщение школьников к этнической культуре своего народа, как уже неоднократно доказано педагогами-исследователями и подтверждено практикой, является залогом успешного формирования духовно-нравственных качеств личности молодого человека. Одним из средств, используемых для достижения этой цели, является искусство. В современной Концепции художественного образования и эстетического воспитания подчёркивается, что искусство является одним из наиболее действенных средств приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональное личное переживание [80]. Это положение сегодня уже не требует дополнительной аргументации, так как доказано, что искусства способны лучше, чем естественные научные дисциплины помочь человеку (и не только в юном возрасте) разобраться в окружающем нас мире, познать его природу, историю, человеческие характеры. Поэтому процесс гуманизации современной школы пройдет успешнее, если искусства будут чаще привлекаться в качестве средства формирования личности подрастающего человека.

Вышеупомянутая Концепция предусматривает целую систему мер, которые могут обеспечить эффективность воздействия искусства на личность. Одной из таких мер является введение в учебно-воспитательный процесс системы школьных и внешкольных образовательных учреждений изучения народного прикладного искусства в его историческом, региональном и художественном аспектах. В настоящее время решению данной проблемы уделяется значительное внимание: повсеместно в общеобразовательных школах и вне их организуются кружки, студии, факультативы, где учащиеся могут ближе познать мир народного творчества.

Проблемам использования изобразительного и декоративно-прикладного искусства, как профессионального, так и народного, в качестве средств духовно-нравственного и эстетического воспитания личности посвящены исследования многих учёных педагогов и художников. В их числе следует отметить научные работы Кагана М. С., Алексеевой В.В., Ростовцева Н.Н., Кузина B.C., Шорохова Е.В., Хворостова А.С., Шпикаловой Т.Я., Корешкова В В., Канева В.Ф., Алехина А.Д.

Традиционная российская материальная культура состоит из богатства культур многочисленных народов, проживающих на всей территории России, в том числе и на севере её европейской части. Весомый вклад в сокровищницу российской национальной культуры вносит традиционная культура народов, издавна населяющих регион современной Республики Коми. Культура народов этого края чрезвычайно самобытна, многообразна, поэтому издавна представляла значительный интерес для исследований археологами, историками, этнографами и искусствоведами. Материал исследований, посвящённых истории и культуре Коми края, нашёл отражение в научных трудах Белицер В.Н., Грибовой Л.С., Жеребцова JI Н., Конакова Н.Д., Климовой Г.Н., Савельевой Э.А., Романовой Г.Н., Шарапова В.Э. и других.

В своих исследованиях учёные прослеживают истоки происхождения и развития культуры различных этнических групп, населяющих регион; межэтнические связи, повлиявшие на своеобразие художественного языка и формирование традиций в народном искусстве, в том числе и декоративно-прикладном. Научный материал по традиционной материальной культуре, который собрали и обобщили учёные, своей значительностью и новизной весьма актуален и может быть использован в учебно-педагогических целях. Доказательством тому служат научно-педагогические исследования Канева В.Ф.

Однако для реализации таких возможностей прикладного искусства необходимо ещё решить проблему профессиональной специальной подготовки педагогических кадров -учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Эти специалисты должны хорошо знать художественные традиции региона, профессионально владеть законами и правилами композиционного построения декора изделия, выполненного в народных традициях; они должны тонко чувствовать и понимать гармонию единства формы предмета и орнамента, покрывающего данную форму; им необходимо владеть техническими умениями и навыками, чтобы изготовить и декорировать предмет по народным мотивам.

Подготовка педагогических кадров этого профиля ведётся в Сыктывкарском высшем педагогическом училище (колледже) им. И.А.Куратова на художественно-графическом отделении (ХГО). За три десятилетия существования отделения здесь накоплен пратический методический опыт работы в данном направлении. Формирование опыта проходило на основе психолого-педагогических и методических достижений, сделанных известными учёными-педагогами Ананьевым Б.Г., Бабанским Ю.К., Волковым Н.Н., Волковым И.П.,Занковым JI.B., Игнатьевым Е.И., Кузиным B.C., Ростовцевым Н.Н., Шороховым Е.В. и др.

Переход училища в статус колледжа - среднего профессионального учебного заведения повышенного типа - потребовал пересмотра и изменения методик преподавания целого ряда учебных дисциплин (разделов и тем в них). Это объясняется изменением характера, содержания и формы учебного процесса, который в колледже приближен к характеру вузовского.

Методика преподавания художественных дисциплин в учебных заведениях педагогического профиля предлагает достаточно разнообразные методы и приёмы обучения изобразительному и прикладному искусству. Однако специально разработанной методики обучения студентов ХГО основам композиции традиционных резьбы и росписи Коми до настоящего времени не было. Что явилось основным противоречием, потребовавшим своего разрешения.

Учитывая, что процесс обучения предполагает целенаправленное взаимодействие учителя и учеников при овладении содержанием учебного материала, в нём можно дифференцировать процесс преподавания, то есть процесс деятельности учителя, и учения

- процесс деятельности ученика (Махмутов М.И.). Хотя оба процесса неразрывны в своей функциональной взаимосвязи, каждый из них имеет свою специфику. Они заключаются, в том числе, в подборе и систематизации методов преподавания и усвоения. Результативность обучения во многом зависит от эффективности функционирования обеих групп методов.

Мы в своей работе обращаемся к исследованию группы методов преподавания, так как считаем, что при равноценности в своей эффективности обеих групп, приоритет при первоначальном знакомстве с темой (разделом), сохраняется за группой методов преподавания. Это объясняется тем, что с их помощью начинается процесс передачи знаний, формируются начальные умения и навыки /Подчёркнуто нами - С.Б./

При всём многообразии существующих классификаций методов (Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Щукина Г.И., Огородников И.Т., Махмутов М.И., Перовский С.И., Голант Е.Я., Бабанский Ю.К. и др.) во многих из них прослеживается участие традиционных методов, которые доказали свою эффективность ещё в древние времена. Но и поныне они не утратили своей действенности, однако, при условии постоянного обновления и совершенствования. В нашей преподавательской практике они часто применяются, а потому и представляют определённый научный интерес с точки зрения их обновления и совершенствования.

К тому же. данная проблема в регионе до сих пор оставалась без должного внимания. Решение хотя бы некоторых её сторон поможет, по нашему предположению, повысить качество преподавания основ композиции при обучении народному искусству студентов ХГО педколледжа. В самом деле, выразительно составленная композиция декора, выполненная в лучших народных традициях, является залогом получения высокохудожественного изделия. Это в дальнейшем поможет школьному учителю стать ещё и хорошим мастером-творцом, ибо без этого будет затруднена его деятельность и в качестве учителя

Цель исследования. Разработка комплекса методов преподавания композиции, способствующих качественному усвоению студентами ХГО педколледжа её основ в декоре изделий традиционного прикладного искусства народов Коми.

Объектом исследования был определён учебный процесс на ХГО и, в частности, занятия, где рассматривались вопросы теории и практики композиции декора в изделиях традиционного прикладного искусства региона.

Предметом исследования явились методы преподавания, которые могли бы составить целый комплекс, способствующий эффективному усвоению студентами композиционных закономерностей традиционных резьбы и росписи Коми.

Гипотеза исследования. Понимание и усвоение студентами ХГО композиционных закономерностей в декоре Коми традиционных изделий из дерева будут проходить успешнее при условии, если:

• будет достигнут научно-педагогический, а не стихийно-эмпирический подход к изучению национально-региональных традиций в декорировании изделий по народным мотивам;

• на основе общедидактических методов создать комплекс методов частнопредметных. которые могут стать основой методики обучения традиционному прикладному искусству на уровне самостоятельного учебного курса на ХГО;

• в свою очередь, создание такой методики даст дополнительную возможность практически реализовать цель исследования;

• общие итоги исследования позволят совершенствовать процесс обучения на ХГО как таковой.

Цель исследования и гипотеза определили решение следующих задач:

• проанализировать в историко-региональном аспекте композиционные особенности и закономерности резного и расписного декора в традиционных изделиях из дерева в Коми;

• определить научно-педагогические основы преподавания регионального компонента при обучении декоративно-прикладному искусству в общеобразовательной и профессиональной школе Республики Коми;

• выбрать и проверить на эффективность методы преподавания, способствующие наиболее результативному усвоению композиционных основ традиционного декора;

• составить и предложить к использованию в работе комплекс методов и приёмов, с помощью которых можно добиться успехов в преподавании.

Методологические основы исследования составили труды видных учёных-педагогов, психологов, философов, посвящённые вопросам образования и развития личности в обществе; Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе; научные исследования в области психологии, педагогики, методик преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусств; научные труды историков, этнографов, искусствоведов, в которых рассматриваются истоки возникновения и процесс эволюции традиционной культуры как таковой.

Методы исследований. Чтобы решить поставленные задачи мы применили следующие методы:

• анализ специальной литературы и научных публикаций по психологии, педагогике, методологии, методикам обучения, истории, этнографии, искусствознанию;

• анализ учебных планов и школьных программ по изобразительному и прикладному искусству, планов и программ по предметам блока профессиональной подготовки на ХГО педколледжа.

• искусствоведческий анализ произведений традиционного прикладного искусства Коми из фондов национальных музеев республики;

• наблюдения и анализ учебного процесса, обобщение педагогического опыта преподавателей традиционного искусства и народных художественных ремёсел, народных мастеров - руководителей кружков и студий народного творчества;

• целенаправленное изучение учебной деятельности студентов и работы преподавателей на уроках прикладного творчества - теоретических и практических, анализ учебно-творческих работ студентов;

• опрос, анкетирование студентов и преподавателей, проведение педагогических экспериментов.

Научная новизна исследования состоит

• в разработке методических основ преподавания композиции декора при изучении традиционного прикладного искусства Коми, которое имеет свои художественные особенности и специфический язык средств выразительности;

• в обосновании места и определении содержания регионального компонента в профессиональной подготовке студентов ХГО в области народного прикладного искусства.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нём определяется оптимальный объём учебного материала из области композиции, которым студенты должны овладеть в процессе изучения традиционного искусства. В исследовании разработан и прехпагается к использованию в практике преподавания комплекс методов и приёмов, позволяющих повысить эффективность усвоения студентами композиционных правил и закономерностей в декоре изделий, выполненных народными мастерами Коми.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Теоретические основы преподавания композиции декора в изделиях традиционного искусства народов Коми.

2. Комплекс методов преподавания композиции в процессе обучения студентов ХГО декорированию изделий по мотивам традиционного искусства народов Коми.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи исследования были изложены в публикациях. По теме диссертации были сделаны сообщения на 2-й, 3-й, 4-й Российских научных конференциях «Искусство и образование», состоявшихся на базе факультета искусств Удмуртского государственного университета в 1995-96-97 г.г. в г. Ижевске. Материалы исследования освещались на курсах повышения квалификации учителей в РИППКРНО Коми по программе «Основы декоративно-прикладного искусства», а также на научно-практических конференциях в Сыктывкарском педагогическом колледже по проблемам «Модель специалиста: нравственный аспект» и «Модель специалиста: формирование профессиональных умений и навыков в учебном процессе». На основе исследований была составлена программа регионального компонента в курсе «Основы декоративно-прикладного искусства» и «Практикум по художественной обработке материалов» для студентов ХГО педколледжа. Результаты исследования были также внедрены в практику учебно-воспитательного процесса на ХГО.

Кроме того, полученные результаты исследования использовались при создании учебно-методической документации (учебные планы, программы, рабочие тематические планы по предметам) для вновь организуемого факультета искусств в Коми государственном институте. Обучение на данном факультете происходит по схеме многоуровневого образования (Колледж - ВУЗ).

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные нами исследования позволяют сделать следующие выводы.

Традиционная, в том числе представленная прикладным искусством, материальная культура народов, проживающих на территории современной Республики Коми, давно стала предметом исследований не только учёных-специалистов в области истории, этнографии, культурологии и искусствознании, но также предметом изучения в учебных заведениях республиканской системы общего и профессионального образования.

Сформировавшись в течение нескольких столетий под влиянием сложных исторических процессов, на основе многосторонних межэтнических связей, прикладное искусство коми-северян имеет богатые художественно-культурные традиции. Эти традиции могут стать мощным средством духовного и нравственного воспитания молодёжи. Такая возможность широко используется в образовательно-воспитательном процессе в учебных заведениях республики. Так в государственные школьные стандарты по дисциплинам искусств вводится национально-региональный компонент, предусматривающий изучение, в том числе, традиционного прикладного искусства региона.

Для обеспечения полноценного учебно-воспитательного процесса в детских образовательных учреждениях необходимы учителя, хорошо знающие народное прикладное искусство, профессионально владеющие приёмами обработки материалов и средствами художественной выразительности, используемых в построении декора изделия. Одним из главных средств подобного рода является композиция.

Композиция в народном декоративно-прикладном искусстве отражает миропонимание целого народа его мечты, представления о жизни, верования. В композиции декора как правило, сфокусированы обычаи, обряды, традиции. В конечном смысле, декор определяет степень художественности изделия. Поэтому обучение будущих учителей основам традиционной композиции декора - процесс достаточно сложный. Он требует от преподавателя солидного опыта и педагогического мастерства. Кроме того, художественная подготовка осложняется тем, что помимо специальных знаний, умений, навыков, студентов следует вооружить основами методики обучения школьников, как основам ремесла, так и познакомить их с основами композиции традиционного декора.

Одним из условий качественного обучения студентов такой композиции является выбор методов и приемов преподавания, оптимально обеспечивающих это качество. Из выбранных методов можно составить целый комплекс.

Учитывая практический педагогический опыт, подкреплённый научным экспериментом, мы остановились на комплексе, который состоит из группы словесных, наглядных и практических методов. Они являются наиболее универсальными, поскольку обеспечивают эффективность усвоения учебного материала и на теоретических, и на практических занятиях. Наш опыт показал: для сообщения значительного объёма теоретического материала наибольшим образом подходит лекционный метод изложения, отличающийся тем, что позволяет дать больше новой информации за сравнительно небольшой промежуток времени и поставить перед студентами учебную проблему. В условиях колледжа — это лекция, похожая на школьную, но с более сложным научным языком изложения и более объёмная по количеству сообщаемого материала. Лекция проходит в сочетании с беседой повторительно-обобщающего характера. Здесь также возможен экспресс-опрос (особенно, на знания специальных терминов и определений), письменный опрос с целью промежуточной проверки качества усвоения знаний студентами. В ходе лекции преподаватель использует наглядные графические изображения в виде учебных таблиц, плакатов, педагогического рисунка на классной доске, либо это будет схема по типу опорных сигналов. С целью акцентирования внимания студентов к излагаемому материалу эффективно применение во время чтения лекции голосовых интонаций, изменение темпа изложения, увеличение пауз, повторы наиболее важных фактов, выводов. Преподавание материала лекционным методом изложения особенно эффективно при изучении теоретического курса «Основы ДПИ». Доказана эффективность лекционного метода и при проведении экскурсий в музеях и на выставках.

Лекции по теории композиции декора должны дополняться семинарскими занятиями. С учётом специфики изучаемого вопроса выступления на семинарах можно излагать методом рассказа, дискуссии, «круглого стола» и т. д. Как показали наши исследования, наиболее универсальным методом в преподавании вопросов композиции является рассказ. Он может быть использован не только на семинарах, но также во время этнографических или искусствоведческих экскурсий, во время инструктажа перед выполнением практического задания или упражнений. Без рассказа трудно обойтись во время творческих встреч с народными мастерами.

Наглядные методы широко используются при изучении теории композиции в сочетании со словесными методами, и на практических занятиях в сочетании со словесными и практическими методами. Лекционный метод подачи материала требует использования метода демонстрации изделия-образца (экспоната). При обучении пластическим видам искусства, в том числе и прикладному искусству и его важному и сложному разделу «композиция», более всего подходит по своей действенности метод иллюстраций. В преподавании вопросов композиции лекционно-семинарским методом хорошо применять в качестве иллюстративного материала репродукции, изображающие изделия народного прикладного творчества, учебные плакаты, содержащие рисунки-схемы общих и частных композиционных структур, элементы декора рассматриваемых изделий. Среди экранных пособий весьма эффективны слайды и диафильмы в силу их компактности и мобильности в работе. Видеозапись, при всей своей популярности сегодня, не достигла ожидаемого эффекта в процессе изучения композиции из-за сложных технических условий, которые требуются для её использования. Кроме того, она не всегда может полноценно помочь в усвоении изучаемого вопроса, поскольку для понимания сути композиции требуется концентрация внимания и углублённый сосредоточенный анализ и работа воображения. Видеозапись же демонстрирует нам, как правило, внешнюю динамику процесса выполнения задания.

Часто в практике преподавания словесные методы подкрепляются педагогическим рисунком. Во время чтения лекции о композиции декора педрисунком на классной доске мы иллюстрируем то, чего может не содержаться в учебных плакатах и таблицах, либо дабм пояснения и уточнения к содержанию этих таблиц.

Практические занятия предполагают использование почти таких же наглядных методов. Только меняется последовательность их применения (в порядке наибольшей предпочтительности): иллюстрация займёт первое место, показ со словесным комментарием - второе, педрисунок - третье, демонстрация - четвёртое, экранные пособия - пятое. В число самых распространённых и эффективных методов, используемых при выполнении практической работы, входит стендовый метод. Он, как показывает опыт, наиболее полно и последовательно раскрывает ход работы над эскизом композиции.

Среди группы практических методов самыми необходимыми и оптимально влияющими на качество приобретаемых студентами определённых умений и навыков в составлении композиции, являются специальные графические упражнения. Они направлены на формирование умений составлять традиционные типовые композиции «по мотивам», а также на совершенствование графических навыков выполнения узоров, орнаментов. Необходимым компонентом в этой группе будет этап выполнения практической контрольной работы с целью проверки усвоения знаний студентами традиционных правил и закономерностей, присутствующих в композиции. Контрольная практическая работа выявит уровень умений и навыков, необходимых для реализации приобретённых знаний.

Объективным показателем уровня достигнутых результатов за весь курс обучения является выполнение итогового задания. Оно должно представлять собой самостоятельно разработанную композицию декора изделия и выполненную в материале.

Все вышеперечисленные методы и приёмы эффективны только в логически продуманной взаимосвязи и взаимодополнении. Следует добавить также, что эффективность обучения основам композиции в декоративно-прикладном искусстве достигается не только предложенным выше комплексом методов и приёмов преподавания. Подобный комплекс можно разработать на основе других классификаций методов. Заслуживает внимания проблема обучения композиции в плане совершенствования содержания и форм проведения занятий по этой теме. В этих направлениях можно в дальнейшем продолжить исследования нашей проблемы.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Бочаров, Сергей Александрович, Москва

1. Алёхин А. Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. / Кн.для учителя. М.: Просвещение, 1984. 160 с.

2. Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. М.: Изобразительное искусство, 1970. - 199 с.

3. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978. - 48 с. (Сер. Педагогика и психология, №2).

4. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1979. 112 с.

5. Блинов В.М. Эффективность обучения: Методология, анализ определения этой категории в дидактике. М.: Педагогика, 1976. - 191 с.

6. Бочаров С.А. Традиции в народном искусстве Коми в системе художественного образования и воспитания. // Художественное образование: сб. статей. Ижевск: Изд. УдГУ, 1995.-с. 14-15.

7. Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов Коми. М.: АН СССР, 1958.-С. 110, 134, 156, 162-172,335,343.

8. Белов В Н. Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1989. - 420 с.

9. Береста в руках детей и учителя: Методические рекомендации для учителя. / Авт,-составитель Канев В.Ф. Сыктывкар, 1992. - 80 с.

10. Богу славская И.Я. Северные сокровища: О народном искусстве Севера и его мастерах. -Архангельск.: Сев.-Зап. кн.изд.,1980.—80 с.

11. Большаков Н. С. Декоративная резьба и художественное выпиливание по дереву. М.: КОИЗ, 1955,- 72 с.

12. Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву 18-20 вв. М.: Издательство Моск.ун-та, 1960. - 181 с.

13. Введение в научные исследования по педагогике: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов. / Под. ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. - 239 с.

14. Вишневская В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву. М.: КОИЗ, 1960. -31с.

15. Вишневская В.М. Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии. Карелия, 1980. -120с.

16. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. СПб., 1995. - С. 186-188, 352.

17. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1985. —

18. Волков И.П. Художественная студия в школе: Книга для учителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение. 1993. С. 16-22, 85-107.

19. Воронов B.C. О крестьянском иску сстве: Избранные труды. М.: Советский художник, 1972.-350 с.

20. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

21. Выготский Jl.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Книга для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991.-91 с.

22. Генезис и развитие традиционной культуры Коми. / Под. ред. Конакова Н.Д.1. Сыктывкар, 1989.-60 с.

23. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.-С. 5-7.

24. Герчук Ю.Н. Что такое орнамент? Декоративное искусство, 1978. №1, С. 29-31.

25. Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов Коми. М., 1980. - 239 с.

26. Грибова Л.С. Народное искусство коми: Книга-альбом. Сыктывкар, 1973. - 47 с.

27. Грибова Л.С. Пермский звериный стиль: Проблемы семантики. -М: Наука, 1975. -148с.

28. Грибова Л.С. Сложный образ пермского звериного стиля.// Труды / Институт языка, литературы и искусства КФАН СССР, 1972, №13. С. 24-31.

29. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. М.: Леснаяпромышленность, 1985. -280 с. " 34. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемыпостроения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972. - 423 с.

30. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. М, 1961. - 160 с.

31. Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы. Пути « повышения эффективности уроков декоративного рисования в 1-6 классах. / Под. ред.

32. Шпикаловой Т.Я. М.: Просвещение, 1973. - 102 с.

33. Декоративно-прикладное искусство Коми АССР. / Сост. Качатова А. Сыктывкар, 1975.- 15 с.

34. Детям о к\льт\ре народа коми: Методические рекомендации. Ч. 1,2. Сыктывкар, 1994.-230 с.

35. Дорогова Л.Н. Декоративно-прикладное искусство. М.: Знание, 1970. - 48 с.(Сер. Искусство).

36. Дыхание Пармы: Книга об искусстве народа коми. / Сост. Латышева В.А. Сыктывкар, 1991. -287 с.

37. Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты. Л.—М., 1957.

38. Есарева Е.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: Изд. Ленинградского ун-та, 1974. - 112 с.

39. Жегалова С.К. Русская народная живопись: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

40. Жеребцов Л.Н., Конаков Н.Д., Королев Г.С. Из жизни древних коми. Сыктывкар, 1985. 136с.

41. Жеребцов Л.Н. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. -М., 1982.-224 с.

42. Жеребцов Л.Н. Крестьянское жилище в Коми АССР. Сыктывкар, 1971. - 96 с.

43. Жеребцов Л.Н. Культура и быт коми в феодальную эпоху.// История Коми АССР. Изд. 2-е, доп. - Сыктывкар, 1981.-С. 87-96.

44. Жеребцов Л.Н. Хозяйство, культура и быт удорских коми. М.: Наука, 1972. - 127 с.

45. Жеребцов Л.Н. Формирование этнической территории коми-зырян: Доклад на заседании Президиума КФАН СССР 11.02.1977 г. 28 с.

46. Жеребцов Л.Н. Население Коми края во второй половине 16 начале 18 в./Коми НЦ УрО РАН. - Екатеринбург. 1996. - 259 с.

47. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактических исследований. М.: Педагогика. 1981. - 160 с.

48. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М: Знание, 1980. - 60 с. (Сер. Педагогика и психология).

49. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. - 175 с.

50. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, 1960. -311 с.

51. Занков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований. М.,1962. - 148 с.

52. Зеновская В.В. Вдохновенные кисть и резец.//Альманах «Памятники Отечества», 1996, №36. -С. 168-173.

53. Зеновская В.В. Обработка дерева и бересты.// Историко-культурный атлас Республики Коми. - М.,1997. - С.260-262.

54. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М„ 1968.- 120 с.

55. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-8 классы: Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 1992. - 130 с.

56. Изобразительное искусство. 1-9 классы: Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1994. - 160 с.

57. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Для школ с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла. -Программы общеобразовательных учреждений. 1-4 классы. М.: ПросвещениеЛ996. -92 с.

58. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Программы общеобразовательных учреждений. 5-8 классы. М.: Просвещение, 1994. -128 с.

59. Ильин М.А. Исследования и очерки: Избранные работы об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии 16-20 в.в. М: Сов. худ-к, 1976. - 286 с.

60. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. 2-е изд. - Изд. Ленинградский Университет,1971. - 766 с.

61. Каган М.С. О прикладном искусстве: Некоторые вопросы теории. Л.: Художник РСФСР, 1961- 160 с.

62. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М„ 1992.-С. 10-15.

63. Канев В.Ф. Этнокультура народов Севера /Сквозные программы. Сыктывкар, 1997. -70 с.

64. Канев В.Ф. Приобщение учащихся к этнической культуре народов Севера средствами прикладного искусства: Автореферат диссертации на соискание учёной степени д-ра пед наук.-М., 1995.-30 с.

65. Канцедикас А.С. Народные промыслы. М.: Знание, 1968. - 47 с. (Сер. Искусство).

66. Канцедикас А.С. Искусство и ремесло: К вопросу о природе народного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1977. - 87 с.

67. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1980. - 125 с.

68. Керцелли С.В. По Большеземельской тундре с кочевниками. Архангельск, 1911. - 65с.

69. Климова Г.Н. Орнамент народов Коми: Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. ист. наук. Л.,1973. -28 с.

70. Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. Сыктывкар.: Коми кн. изд-во,1984. - 144с.

71. Народное искусство Коми: Альбом / Сост. Васкул И.О. М.,1992. - 96 с.

72. Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник / Сост. Конаков Н.Д. -Сыктывкар.,1993. 176 с.

73. Конаков Н.Д. Знаки стабильности и благополучия, а не нацизма, коллективизма и жидомассонства / О свастике на коми орнаменте// Вечерний Сыктывкар. 1992, — 15.10.

74. Конаков Н.Д. Под знаком медведя// Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культу ры. Памятники Отечества 1996. №36. - С 106-110.

75. Конаков Н.Д. Ремёсла и промыслы// Историко-культурный атлас Республики Коми. -М, 1997. С.252-255.

76. Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития у чащихся в школе. Иску сство в школе, 1991. №1, - С.8-15

77. Королёв К., Савельева Э.А. Вначале были пасы.// Альманах «Памятники Отечества» 1996. №36, С.53-55.

78. Королёва Н.С. Возродить искуссво Коми: О художественных промыслах//. Служба быта 1965, №1. С.24-25.

79. Королёва Н.С. Резьба и роспись по дереву коми и коми-пермяков.// Сб. трудов НИИ худ. пром-ти №9, 1979. С.91-107.

80. Кошаев В.Б. Композиционные взаимосвязи форм декора в русском народном искусстве /На материале изделий из дерева 19-го века /:Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения / -- М.,1988. 26с.

81. Кошаев В.Б. Традиции народной художественной культуры в аспектах идеалогической конструкции.// Вестник Удмуртского ун-та Научно-публицистический журнал. 1994. №5, -- 1994. - Ижевск, 1994. - С.6-19.

82. Кочешков Н.В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов Крайнего северо-востока СССР /18-20 вв/. Л.: Наука, 1989. - 197с.

83. Крамской об искусстве /сост. Коваленская Т.М. М.: Изобразительное искусство, 1988. -С.72, 165.

84. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. М.Изобразительное искусство, 1983.-26с.

85. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве.// Вопросы философии -- 1967. -- №106.

86. Кузин B.C. Изобразительное иску сство и методика его преподавания в начальных классах: Учебное пособие для учащихся педучилищ. М.: Просвещение. 1984. - 319с.

87. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному иску сству в школе: Пособие для учителей. М. Просвещение, 1977. - 208с.

88. Ларин О.И. Мезенские сюжеты: Очерки о мастерах художественного промысла. М.: Советский писатель, 1980. - 254с.

89. Ларин О.И. Поклонись дереву: О мастерах художественного промысла. М.: Молодая гвардия, 1985. - 128с.

90. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981. 186с.

91. Лернер И.Я. Соотношение общедидактических и частнопредметных методов обучения -- Новые исследования в педагогических науках, 1978, вып.2.

92. Лернер И.Я. О построении логики дидактического исследования.// Советская педагогика, 1970. №5.

93. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения.//Советская педагогика, 1965. №3

94. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном /сост. Дубровская Г.А. М.: Детская литература, 1989.-238с.

95. Макаренко А.С. Собрание сочинений: в 4-х т., Т.2. М.: Правда, 1987. - 542с.

96. Мастера искусств об искусстве: Избр. отрывки из писем, дневников, речей, трактаков в 7-и т. /Под ред. Губера А.А., Павлова В.В., -- М.: Искусство, 1£66. Т.2. - 400с.

97. ЮГМартюшев A.M. Краткий очерк кустарных промыслов населения Усть-Сысольского уезда. Вятка, 1904. - 60с.

98. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. -М.: Педагогика, 1985. - 184с. г

99. ЮЗ.Махмугова Х.И. Роспись по дереву: Пособие для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение,1987. - 79с.

100. Ю4.Меликсетян А.С. Юному любителю мозаики: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1979. - С. 90-93.

101. Ю5.Моран А. История декоративно-прикладного искусства: Ог древнейших времен до наших дней /пер. с фр. М.: Искусство, 1982. - 577с.

102. Народное декоративное искусство РСФСР. / Под ред. Каплан Н.И., Шкаровской Н.С. -М.: КОИЗ,1957. 378с.

103. Народное декоративно-прикладное искусство Русского Севера: Научная конференция. Ленинград, 1965.:Тезисы докладов. Л., 1965. - 47с.

104. Народные художественные промыслы Коми АССР 1973-1983 гг.: Каталог выставки.

105. Сыктывкар. 1984. 32с. Ю9.Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. - М.:

106. Изобразительное искусство, 1983. 343с. 1 Ю.Оборин В. А. Древнее искусство народов Прикамья: Пермский звериный стиль. - Пермь, 1976. - 190с.111 .Орнамент народов Крайнего Севера: Методические рекомендации. Магадан, 1972. -55с.

107. Основы декоративного искусства в школе. / Под ред. Нешумова Б.П. М.:

108. Просвещение, 1981.- 120с. 113.Основы декоративного искусства в школе: Для ХГФ пединститутов М.: Просвещение, 1981,- 175с.

109. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для педвузов. / Под ред. Зязюна

110. И.А. М.: Просвещение. 1989. - 301с. 115.Основы художественного ремесла. / Под ред. Барадулина В.А. - М.: Просвещение, 1979.- 320с.

111. Павлов В.Я. Когда и ель поёт. Рассказ сыктывкарского художника //. Красное знамя. 1984., 21 ноября.

112. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М.,1952. - 287с.

113. Педагогика / Под ред. Бабанского Ю.К. М.: Просвещение, 1988. - С.385-409.

114. Петров-Водкин К.С. Письма. Статьи. Выступления. Документы. / Сост. Селизарова Е.Н.- М.: Советский художник. 1991. С. 335.

115. Плюхин В.У. Творчество у истоков гражданственности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 174с.121 .Преподавание прикладного искусства в детской художественной школе. / под ред. Темерина С М. 1975. - 50с.

116. Прикладное искусство народов Коми: Программа/ проект/. 5-9 классы. Сост. Канев В.Ф. Сыктывкар, 1992. - 17с.v

117. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. / Под ред. Бабанского Ю.К., Зверева И.Д., Моносзона Э.И. М.,1980. - 250с.

118. Проблемы методологии педагогики и методики исследований / Под ред. Данилова М.А., Болдырева Н.И. М., 1971. - 290с.

119. Программы факультативных курсов по искусству для общеобразовательных школ. 5-9 классы. М.: Просвещение. 1991. - С.80-92.

120. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений: Факультативные курсы. М.: Просвещение, 1992. - 66с.

121. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для высших педагогических учебных заведений. -М.: Просвещение, 1996. С.319-363.

122. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства: Специфика прикладного искусства. М.: Сов. художник, 1985. - 190с.

123. Рашидов O.K. Методические основы обучения студентов ХГФ народному орнаментальному искусству в педагогических университетах (институтах): Автореферат , диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.—М.,1997.14 с.

124. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов ХГФ пед ин-тов / Сост. Ростовцев Н.Н. и др. М.: Просвещение, 1989. - С.133-139.

125. Рождественский Б.П., Петрова Г А. Эстетика в школе. Казань,1969. - 85с.

126. Романова Г.Н. Местные названия орнаметальных мотивов у народов коми // Этнография и фольклор коми: Сб. статей. Сыктывкар, 1976. - С. 91-95.

127. Романова Г.Н. Традиционные домашние ремесла и кустарные промыслы коми (конец 19 20 в в.): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Л., 1975. - 30с.

128. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 143с.

129. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 288 с.

130. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. / Под. ред. Шорохова Е.В. М.: Педагогика, 1976. -415 с.

131. Русское декоративное искусство: В 3 томах. / Под. ред. Леонова А.И. М: АХ СССР, 1962. - Т. 3. - М.: Искусство, 1965. - 434 с.

132. Русское народное искусство Севера: Сб. статей. / Научн. ред. Богуславская И.Я., Суслова В.А. -Л.: Сов. худ-к„ 1968. 191 с.

133. Рылова Л.Б. Композиция как средство полихудожественного развития будущего учителя изобразительного искусства.// Вопросы композиции: Межвузовский сб. статей. -Ижевск, Изд. УдГУ, 1992. С. 139-147.

134. Савельева Э.А. Пермь вычегодская. К вопросу о происхождении народа коми. М.: Наука, 1971.-223 с.

135. Савельева Э.А., Королев К.С. По следам легендарной чуди: Страницы древней истории народа коми. Сыктывкар, 1990. - 128 с.

136. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1974. -486 с.

137. Сидоров А.С. Следы тотемических представлений в мировозрении зырян.// Коми му. 1924. №1, С.43-50.

138. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований /В помощь начинающему исследователю/. М.: Педагогика. 1986. - 152 с.

139. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика 1984. - 95 с.

140. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения: Проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. - 206 с.

141. Соколюк Л.Д., Никуленко С И. Преподавание композиции в мастерской монументального искусства М Л. Бойчука.// Вопросы композиции: Межвузовский сб. ста гей. Ижевск, Изд. УдГУ, 1992. - С. 89-103.

142. Соловьев С.А. Декоративное оформление: Учебное пособие для учащихся педучилищ. -М.: Просвещение, 1987. 144 с.

143. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М.: Машиностроение, 1987. - 288 с.

144. Сорокин Н А. Дидактика: Учебное пособие для пед. ин-тов. М; 1974. - 222 с.

145. Степанов А.В. и др. Объемно-пространственная композиция: Учебник для ВУЗов. М.: Стройиздат, 1993. - 256 с.

146. Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1979 - 119 с.

147. Суриков В.И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977. - 384 с.

148. Тарановская Н.В. Мастера народных росписей по дереву на Печоре. // Памятники культуры: Новые открытия. М., 1976. - С. 346-355.

149. Торопов В.Л. Керамическая игрушка и работа с глиной: Методические рекомендации из опыта работы. Сыктывкар, 1992. - 52 с.

150. Традиционное искусство коми: Серия плакатов. Сыктывкар: КРЦНТ, 1993.

151. Традиционная культура народа коми: Этнографические очерки. Сыктывкар. Коми книжное издательство, 1994. - 272 с.

152. Традиции и современность в культуре сельского населения Коми АССР. Вып. 37. -Сыктывкар, 1986. - 250 с.

153. Т) фкин А.И. Топонимический словарь Коми АССР. Сыктывкар: Коми кн. изд-во,1984.- 144 с.

154. Уханова И.Н. Народное декоративно-прикладное искусство северо-русских народов конца 18-го середины 19-го в в.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени д-ра исторических наук. Л., 1985. - 20 с.

155. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. -М.: Сов. художник, 1988.1. С.55-254.

156. Фадеева И.Е. Функция и изображение в народном искусстве.// Сб. статей:Традиционная культура и быт народа коми. КФАН СССР: Сыктывкар, 1978. - С. 80-84.

157. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел. -М. Просвещение, 1985.-255 с.

158. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова 4-е изд. - М.: Политиздат, 1980. -С.384.

159. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1981. 175 с.

160. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. - 144 с.

161. Хогарт У. Анализ красоты. / Пер. с англ. Л.: Искусство, 1987. - 254 с.

162. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832-1919. М.: Искусство, 1953.- 592 с.

163. Шарапов В.Э. Роспись по дереву на территории Коми края в 19-м начале 20-го вв. Тезисы докладов. Всероссийская научная конференция 11-14 мая 1994 г. /- С. 33-35.

164. Шарапов В.Э. Роспись по дереву: Традиционная культура народа коми // Историко-культурный атлас Республики Коми. М; 1997. - С. 264-266.

165. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах. / Сост. Скаткин М.Н. и др./.-М.: Педагогика, 1980.-Т. 2; 414 с.

166. Шимунек Е. Эстетика и всеобщая теория искусств. / Пер. со словацкого Коменской В.А. М.: Прогресс, 1980. - 248 с.

167. Шорохов Е.В. Композиция. М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

168. Шорохов Е.В. Методики преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. - С.86-92.

169. Шпикапова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. - 192 с.

170. Щукина Г.И. Методы обучения как компонент учебного процесса.// Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе./Под ред. Ю.К.Бабанского. М.: Педагогика, 1980.-С.22-26.

171. Энциклопедический словарь юного художника. / Сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. -С.241-243.

172. Эстетика и человек. / Под. ред. Разумного В.А. М; 1967. - С. 30.

173. Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного подхода. / Под. ред. Лихачева Б.Т. М.: Педагогика, 1980. - 136 с.

174. Юон К. Ф. Об искусстве: В 2-х т.—М.,1959. Т.1.-384 с.

175. Яковлев М.Н., Сохор A.M. Методика и техника урока в школе: В помощь начинающему учителю. М.: Просвещение, 1985. - С. 55-123.