автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Исследование методов развития целостного восприятия студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов пединститутов в процессе обучения живописи
- Автор научной работы
- Мизанбаев, Рамазан
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1987
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Мизанбаев, Рамазан, 1987 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЕ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРШТИЙ
1.1. Психофизиологические закономерности процесса восцриятия
1.2. Целостное восприятие и изобразительная деятельность
1.3. Педагогическое обоснование методов развития целостного восприятия.
ГЛАВА П. МЕТОДЫ РАЗВИТШ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРШГШ И ИЗОБРАЖЕНИЯ В РАБОТЕ НАД УЧЕБНЫМ НАТЮРМОРТОМ
2.1. Экспериментальная проверка уровня развития целостного восприятия у студентов I курса (констатирующий эксперимент)
2.2. Определение эффективных путей и методов развития целостного восприятия в процессе изображения учебного натюрморта у студентов I курса на занятиях живописью (поисковый эксперимент)
2.3. Методы развития целостного восприятия и изображения предметов натюрморта у студентов 1-2 курсов на занятиях живописью (обучающий эксперимент)
Введение диссертации по педагогике, на тему "Исследование методов развития целостного восприятия студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов пединститутов в процессе обучения живописи"
На ХХУП съезде КПСС было отмечено, что в построении развитого социалистического общества одной из важнейших задач является задача дальнейшего развития системы народного образования, которое должно осуществляться в соответствии с требованиями ускорения научно-технического прогресса. Ускорение научно-технического прогресса невозможно без творческого отношения членов общества к труду. Форм1Ц?ование же такого отношения требует развития у человека целостного восприятия и творческого воображения. Сегодня трудно назвать такую область человеческой деятельности, где эти качества не играли бы существенной роли. Большое значение в развитии целостного восприятия у учащихся имеют занятия географией, литературой, историей, математикой и другими предметами, а также занятия изобразительным искусством, в процессе которых преподаватель имеет возможность активно содействовать развитию целостного - образного восприятия школьников, обогащению их зрительных представлений и воображения. Но для этого учителю изобразительного искусства самому необходимо иметь сформированное представление о целостном восприятии не только своего предмета, но и других учебных дисциплин. Профессор Н.Н.Ростовцев так говорит об этом: "Искусство преподавания требует очень много: и знания самого предмета, и усвоения основных положений педагогики, психологии, физиологии, и понимания закономерностей методики организации учебно-воспитательного процесса, и умения творчески использовать все эти знания в практиЛ ке преподавания .
Ростовцев Н ства в школ* изобразительного искус
Проблема развития целостного восприятия сложна и многогранна. Она связана с философской теорией познания, теорией отражения, с психологией возникновения и закрепления у человека образов реальной действительности. Успешное педагогическое решение этой проблемы возможно лишь при использовании основных положений наук: философии, психологии, педагогики, каждая из которых исследует определенные стороны человеческой деятельности.
Классики марксизма-ленинизма не оставили работ, специально исследующих проблему целостности, но в их теоретическом наследии содержится строгая концепция целостности, имеющая громадное на-учно-методическое значение и представляющая собой одну из важнейших частей марксистской гносеологии. Методологическое изучение целого дано К.Марксом в работе "К критике политической экономии". Развернутый анализ целого и целостных систем, элементов и их многообразных отношений мы находим в "Капитале", в "Анти-Дюринге", "Диалектике природы" Ф.Энгельса, в работах В.И.Ленина "Развитие капитализма в России", "Империализм, как высшая стадия капитализма", ценный материал для уяснения марксистско-ленинской теории целостности дают многие другие работы теоретиков научного коммунизма.
Марксизм рассматривает целостность объектов и процессов как выражение материального единства мира и всеобщности развития материи. Каждой форме движения материи соответствуют определенные типы целостности. Исходным материалом при возникновении целостности нового типа служат высшие формы целого, которых к этому времени на данном участке вселенной достигла развивающаяся материя. "Эти высшие формы целостности, образуя новый тип, сводятся в нем на уровень частей. Целостность предметов и явлений материального мира есть целиком и полностью материальный фактор, доступный до конца строгому научному анализу"*.
Марксистская теория познания впервые во всей полноте осуществила анализ многообразных взаимодействий частей и элементов целого и в основу различения форм целостности положила именно характер этих взаимодействий, что дало возможность вполне осознать отличие понятий "целостность" от понятия "целое". К.Маркс назвал органическим целым такое, которое воплощает наивысшую степень организованности и способности к саморазвитию, к процессу прогрессивного усложнения и дифференциации. Ф.Энгельс разработал теорию взаимоотношений части и целого в органическом и неорганическом мире, показав, что эти отношения подчиняются специфическим законам высшего типа целостности и не могут быть поняты через сведение их к механической сумме элементов.
Проблема целостности занимает такое же важное значение и в изобразительном искусстве, как и в других сферах деятельности человека. Здесь сходятся и пересекаются все цути творческой деятельности художника - говорим ли мы о чисто техническом исполнении художественного произведения, или о построении колорита, создании композиционной схемы, или об умении строить реалистическую форму. Все в конечном итоге сводится к одному: созданию целостного выразительного образа натуры, будь то тематическая картина, обычный живописный этюд или учебная работа. Во всех случаях основным , определяющим моментом в оценке качества работы является то, насколько верно и полно передана жизнь во всем ее диалектическом единстве и внутренней обусловленности составляющих ее частей. Чтобы достичь совершенства в живописи, художник должен обладать двумя, на наш взгляд, основными и существенными развитыми способностями, владеть высокой техникой и умением конструировать в своем сознании и создавать в материале целостный образ натуры, т.е. подчинять все детали, части одному целому, опустив все лишнее, ненужное, что мешает выражению основной вдеи художественного произведения. Эту истину хорошо выразил знаменитый скульптор Франции Роден, когда на воцрос, в чем главная суть его искусства он ответил: "Беру глыбу мрамора и отсекаю все лишнее"*. Значит. совершенство достигается не тогда, когда нечего больше добавить к произведению искусства, а тогда, когда нечего больше отсечь. В искусстве живописи эта мысль сводится к тому, что все средства должны быть направлены на создание целостности художественного произведения.
Природа во всем многообразии ее естественных проявлений дает неисчерпаемый материал для формирования творческой личности художника, способствует не только накоплению профессиональных навыков, но и служит основой развития зрительных восприятий. Следует особо отметить, что развитие зрительного восприятия происходит не само по себе, в отрыве от практической работы с натуры, а через изобразительную деятельность в процессе этой деятельности. Натура является отправным моментом формирования профессиональных качеств художника, объектом изображения; изображение же выступает, в свою очередь, активным катализатором восприятия, мерилом качества этого восприятия. Отсюда очень важно не только то, что и как человек водит, но и то, как он это ведение реализует в изображении. Процесс восприятия, а следовательно, и процесс развития этого восприятия сложный, двухкомпонентный, и задача худо Мастера искусства об искусстве, т.5.-С.331. явственного образования состоит в том, чтобы, с одной стороны, учить ввдеть ("ставить глаз", по выражению одного из учеников П.П.Чистякова) и, с другой - учить технике изображения с тем, чтобы рука, технические средства живописи выражали с наибольшей полнотой, передавали то, что видит глаз художника.
Что должен видеть художник, чем его видение отличается от видения обычного зрителя? Все ли, что попадает в поле зрения художника, должно переходить в изображение? Это вторая важная проблема, которая всегда волновала и волнует учителя искусства в процессе обучения живописи. Обратимся к конкретному примеру. Наблюдав работу художника с натуры, мы отмечаем, что изображаемый им мотив (допустим, пейзаж) не полностью переходит в изображение со всеми мельчайшими подробностями, как это может сделать фотография, которой передается буквально все вошедшее в объектив. Художник передает самое существенное, характерное, опустив второстепенные детали и мелкие формы, сводя их в группы более крупных форм. Его внимание останавливается на основной массе растительности, создающей выразительные силуэты и общий характер мотива. Детали обогащают мотив, но не превращаются в самоцель. Например, пейзаж Н.Крымова "Весна" отчетливо дает возможность проследить работу мысли, сознания, которое в конечном итоге подчиняет своей воле аппарат зрения. Аналогичный подход и в работе с натурой мы можем наблюдать на примере натюрморта, где также очень важно ввдеть группу целиком, передать единое освещение, взаимосвязь отдельных предметов и цветовых пятен. Для того, чтобы воспитать подобный подход к работе важно научиться ввдеть в натуре главное, уметь подчинять детали целому. Акт этот носит, безусловно, творческий характер, ничего общего не имеющий с бездумным кошфованием натуры. Вот почему, заботясь о правильном развитии у обучающихся искусству П.П.Чистяков во главу угла ставил развитие творческого отношения к делу, заботился о воспитании художественного восприятия натуры. "Делая этюды с натуры, -говорил он, - останавливайтесь и смотрите вдруг на всю натуру и на вашу работу; разницу наблюдайте и доводите до полнейшего сходства не одной силой, а гармонией"^.
Художественная педагогика выработала достаточно эффективные пути развития художников. Этой проблеме посвятили свою деятельность многие выдающиеся художники-педагоги. Почетное место среди них занимают такие учителя-методисты как П.Чистяков, Д.Кардовский, Н.Крымов и другие, чей опыт активно изучается и используется в наших школах.
Советская школа внесла достойный вклад в решение этой задачи. Особое внимание в настоящее время уделяется именно творческому развитию учащихся, и мы видим на этом пути немалые достижения. Особо следует отметить проявление внимания к проблемам творческого развития научной мысли как со стороны педагогов, так и со стороны философов. В настоящее время мы имеем целый ряд на-учно-исследовательских работ, которые посвящены активизации творческих способностей студентов, в частности, исследования Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, А.РДурня, А.Я.Пономарева, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, Д.Н.Узнадзе, П.Н.Якобсона и других, по вопросам психофизиологии зрения - работы И.П.Павлова, И.М.Сеченова, П.К.Анохина, С.В.Кравкова, П.П.Лазарева, Л.И.Леушиной, П.В.Симонова, А.Л.Ярбуса и других, по вопросу развития способностей к изобразительной деятельности - работы Н.Н.Волкова, Е.И.Игнатьева, В.И.Киреенко, В.С.Кузина и других. Они внесли большой вклад
Белютин Э.М. Педагогическая система П.П.Чистякова.М. ,1953тС. 145. в разработку данного вопроса, однако не касались методики организации педагогического процесса по формированию и развитию целостного восприятия и целостного изображения натуры.
К числу научно-теоретических исследований по проблемам обучения живописи относятся работы Г.В.Беды, Г.Б.Смирнова, А.А.Унковского, А.П.Ящухина, А.С.Рындина, Г.Г.Гагарина, А.И.Масленникова, Л.И.Рындиной, В.А.Басманова, Э.И.Кубышкиной, Н.Н.Лукина, в которых разработаны методические указания, направленные на эффективное освоение тех или иных закономерностей живописной грамоты.
Опыту преподавания живописи посвящены также ряд сборников, такие как "Методические материалы в помощь преподавателям худо-жественно-графических факультетов, заочных отделений педагогических институтов", подготовленном и изданном МГЗПИ в 1967 году, сборник "Пути повышения эффективности преподавания художественно-графических дисциплин (Карачаевск, 1972 г.), сборник "Пути повшения уровня теоретической и практической подготовки учителей изобразительного искусства" (Москва, 1965 г.).
Однако в этих исследованиях мало затрагивались вопросы развития целостного восприятия. Нерешенность этой проблемы в методике преподавания живописи, на наш взгляд, является серьезным препятствием для активизации творческого развития будущих художников-педагогов. Проблема подготовки педагогических кадров для средних общеобразовательных школ через систему художественно-графических факультетов пединститутов остается по-црежнему актуальной. Актуальность ее возрастает в связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы. Ответственной задачей реформа ставит "Повысить качество образования и воспитания, обеспечить более высокий научный уровень преподавания каждого предмета, прочнов овладение основами наук, улучшение вдейно-политического,трудового и 1фавственного воспитания, эстетического и физического развития"*.
Эти задачи в первую очередь касаются педагогических вузов, где воспитываются, обучаются будущие учителя школы. Среди них художественно-графические факультеты занимают весьма важное место в воспитании эстетических и 1фавственных качеств будущих учителей.
В постановлении ЦК КПСС "0 работе с творческой молодежью" отмечается, что ".в некоторых художественных вузах и училищах не принимаются необходимые меры к улучшению учебно-воспитательной работы, активному формированию у студентов марксистско-ленинского мировоззрения, глубокому овладению ими профессиональным 2 мастерством, освоению опыта отечественной и м!фовой культуры .
На современном этапе построения нового общества, воспитание всесторонне и гармонически развитой личности немыслимо без активизации творческой деятельности. Задача активизации и развития творческих способностей молодежи является одной из актуальных проблем советской педагогики. Это необходимо прежде всего в подготовке учителя-художника, которому предстоит не только эстетически воспитывать своих учеников и развивать их творческие способности, но и раскрывать роль и значение искусства в построении коммунистического общества. В процессе практических занятий по изобразительному искусству происходит формирование взглядов, чувств и вкусов молодого человека, тесно связанное с вдейно-по-литическим, нравственным и трудовым воспитанием, с формировани Реформа школы (основные направления). М., 1964.-С. 7. ^ Правда от 26 февраля 1986 г. ем творческой шел и.
Вышеперечисленные указания партии и правительства нацеливают нас на глубокое и всестороннее исследование существующей методики преподавания изобразительного искусства и определение путей ее усовершенствования на базе достижений передового опыта отечественной и мировой культуры.
Проведенный анализ литературы по теме исследования указывает на то, что проблема обучения целостному восприятию и целостному изображению натуры на занятиях по живописи на начальном этапе обучения требует своего решения. Наше исследование ставило задачей обработать, систематизировать и экспериментально проверить результаты ряда исследований по психологии, педагогике и методике живописи с целью применения их в процессе обучения студентов художественно-графического факультета, развития у них целостного восприятия.
Процесс целостного восприятия сложный и длительный, но основы его должны закладываться уже в самом начале обучения живописи.
Объект нашего исследования; процесс развития целостного восприятия и изображения натуры у студентов 1-2 курсов художе-ственно-графических факультетов на занятиях по живописи.
Предмет исследования: методы, стимулирующие развитие целостного восприятия и изображения натуры у студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов.
Цель исследования: на основании анализа результатов основных исследований по психологии, педагогике, методике живописи, экспериментального поиска сформулировать, научно обосновать и экспериментально проверить педагогические условия и основные методы, стимулирующие развитие целостного восприятия и изображение натуры студентами 1-2 курсов художественно-графических факультетов; на занятиях живописью.
Изучение и анализ литературы по воцросам философии, педагогики, методики живописи, истории искусств, ознакомление с научными публикациями, архивными материалами, педагогическим опытом преподавателей вузов, личный опыт автора позволили выдвинуть следующую гипотезу исследования. Если в процессе обучения живописи систематически ставить и решать конкретные задачи по развитию целостного восприятия, то можно успешно сформировать умение целостного восприятия и изображения натуры у студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов при условии целенаправленного педагогического руководства и использования комплексных дидактических средств, направленных на активизацию творческого мышления и изобразительной деятельности студентов.
Для достижения целей исследования и проверки вццвицутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
- дать рабочее определение понятию "целостное восприятие";
- раскрыть вопрос о развитии целостного восприятия в области изобразительного искусства;
- оцределить исходный уровень развития целостного восприятия и изображения натуры у студентов 1-2 курсов в процессе кон-статирующего эксперимента;
- проверить методы наиболее активно способствующие формированию целостного восприятия у студентов первого курса на занятиях живописью;
- определить параметры, критерии развития целостного восприятия и изображения натуры у студентов;
- выявить характерные ошибки в работе студентов начальной стадии обучения;
- 13
- определить объем, содержание, место в учебном процессе лекционного (теоретического) материала, связанного с рассматриваемой проблемой.
Методологической основой нашего исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма, в числе которых особое место занимают ленинские работы по теории отражения, а также программные документы ЦК КПСС о дальнейшем повышении качества подготовки специалистов высшей школы.
Методами нашего теоретического и экспериментального исследования явились:
- анализ литературных источников по проблеме исследования;
- ознакомление с программами по живописи в художественных учебных заведениях, а также с другими материалами, связанными с художественным образованием;
- анализ и оценка студенческих работ, полученных в цроцессе практической и экспериментальной работы;
- целенаправленное наблюдение за процессом создания работы студентами с натуры, по памяти и по представлению;
- индивидуальные беседы со студентами и преподавателями живописи художественно-графических факультетов;
- анкетирование, направленное на выявление основных психо-лого-педагогических особенностей, и определение уровня теоретических знаний в развитии целостного восприятия цри обучении студентов живописи 1-2 курсов художественно-графических факультетов;
- протоколирование и статистическая обработка экспериментального материала.
Практическая ценность работы заключается в том, что разработанные в ней методы развития целостного восприятия при изображении с натуры могут быть внедрены в процесс обучения живописи учащихся различных художественных учебных заведений.
Научная новизна исследования заключается в том, что;
- разработана и экспериментально проверена обоснованная методика развития целостного восприятия у студентов на начальной стадии обучения живописи;
- разработаны критерии развития целостного восприятия у студентов в процессе обучения живописи;
- выявлены условия, которые дают возможность эффективно развивать целостное восприятие у студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов в процессе обучения живописи.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, таблиц, иллюстрирующих соответствующие положения и выводы диссертации, списка использованной литературы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Постоянное повышение качества преподавания, совершенствование научно-обоснованной и апробированной практикой методики преподавания спецдисциплин является важной задачей, поставленной партией в ее документах перед работниками высшей школы и, в частности, перед преподавателями художественно-графических факультетов пединститутов.
В данном исследовании была предпринята попытка оцределить наиболее эффективные методы в развитии целостного восприятия и целостного изображения натуры в процессе обучения студентов живописи, а также определить конкретные пути развития этой способности у студентов.
Целостное представление и ведение человеком натуры неразрывно связаны с природными явлениями. Целостное берет начало от природы, заложено в ней, т.к. мелкие детали, объединяясь в одно целое создают общее пятно и общую форму. Однако восприятие художником природных объектов в целом не должно отражаться в произведении точно, один к одному, им должны восприниматься только избранные части, отражающие характерные детали, выразительные стороны цвета, художественные стороны данного объекта. В этом отношении целостное восприятие тесно взаимосвязано с развитием творческих способностей художника. Поэтому эти способности следует развивать у студентов на начальном этапе обучения живописи.
Следует отметить, что проведенное нами исследование в целом подтвердило правильность, вьщвинутой нами рабочей гипотезы: для успешного развития целостного восприятия и целостного изображения натуры необходимо определить эффективные методы и дидактические принципы, а также комплекс способностей, составляющих его структуру. Последовательное развитие этих способностей должно осуществляться путем создания оптимальных условий и установок в ходе педагогического руководства процессом восцриятия натуры и ее изображения. Такое руководство способствует целенаправленному, сознательному и эффективному развитию целостного восприятия и целостного изображения натуры, посредством развития навыков и умений целостной организации изображения учебного натюрморта студентами на начальном этапе обучения живописи.
Экспериментально-педагогическое исследование показало, что предлагаемая система заданий и упражнений, используемых в процессе обучения живописи и развитие изобразительных способностей, а также целенаправленное руководство процессом восприятия и изображения натуры оказывают существенное влияние на уровень развития способностей целостного изображения натуры студентами.
В ходе нашего исследования нами были решены следующие задачи:
I. Анализ теоретических работ и проведенный нами эксперимент показали, что формирование и развитие у студентов способности целостного восприятия и целостного изображения натуры является сложным и длительным процессом. Для полного решения этой проблемы требуются не только данные таких наук как методика преподавания живописи и педагогика, но и достижения научной мысли в области психологии и марксистско-ленинской философии.
Для развития способности целостного восприятия у студентов недостаточно применения одного какого-то отдельного метода. Методы, имеющиеся в арсенале педагогики должны в данном случае использоваться в комплексе. Доминирующим методом этого комплекса,
- 167 как покааало исследование, является "параллельный метод", широко используемый в настоящее время в учебно-педагогическом процессе .
2. Нами проанализирован комплекс методологических, общенаучных, психофизиологических, психолого-педагогических и методических принципов, служащих научно-теоретической базой решения данной проблемы. В основу нашего исследования были положены марксистско-ленинская теория отражения, теория познания, современные достижения психологии в области теории способностей. Нами показано, что в основе теории и практики развития целостного восприятия и изображения натуры лежат методы, активизирующие процесс восприятия, а также овладение основами теории изобразительной грамоты, приобретение навыка мастерства и развитие на этой основе необходимых профессионально-педагогических и специальных способностей.
3. Восприятие человека не всегда цельно, ему надо учиться "ввдеть". Для того, чтобы цельно ввдеть или "поставить глаз" на до понять и представить данный объект во взаимодействии с окружающими объектами, знать закономерности этой взаимосвязи, изучить и проанализировать внешнюю и внутреннюю структуру данного объекта.
Восприятие - очень сложный процесс, включающий все органы чувств человека, в том числе, системы мозга, глаза, руки, т.е. синтез ощущений. Именно через ощущения человек детально воспринимает, конкретизирует тот или иной предмет. Восприятие пред метности или передача материальности в изображении художником создается благодаря множественности чувственных ощущений, а именно: чувства свето-теневых и цвето-теновых отношений, чувства формы, чувства ритма, конструкции, гармонии цветовых сочетаний и чувства световоздушной перспективы и т.д.
4. Как показали результаты педагогического эксперимента, усвоение предлагаемой нами системы заданий и упражнений происходит более успешно, если в основу преподавания живописи положен метод работы большими отношениями (тоновыми и цветовыми), освоение которого обеспечивает успешное решение следующих задач
- воспитание художественного ведения, "постановка глаза" на целостность восприятия всего учебного натюрморта;
- освоение метода работы отношениями, соблюдение цропорций с учетом цветового и тонового масштаба изображения;
- выработка умения определять цветовые отношения по трем основным свойствам цвета предметов (светлоте, цветовому оттенку и насыщенности);
- воспитание общего цветотонового состояния учебного натюрморта в зависимости от силы источника освещения.
5. При разработке заданий и комплекса упражнений нами были взяты за основу следующие целевые двдактические установки;
- конкретное и точное определение учебных задач, предполагаемых каждым заданием и упражнением;
- применение разнообразных типов упражнений (подготовительных, кратковременных, учебно-тренировочных, длительных и специальных) ;
- активное и сознательное отношение студентов к выполняемым заданиям и упражнениям;
-тесная взаимосвязь теории с практикой.
6. 5 процессе исследования нами выявлен комплекс способностей, составляющих структуру целостного восприятия и целостного изображения натуры, а именно;
- композиционное видение объекта, т.е. способность распо
- 169 ложить данный объект на листе бумаги соответствующего формата (компоновка);
- способность видения большой формы, большого объема, больших цветовых отношений, общего цветового состояния и цветовых градаций натуры, а также владение методом работы большими отношениями;
- способность световоздушного пространственного восприятия, чувство пространства, плановости, пространственное восприятие изобразительной плоскости;
- способность воспринимать оттенки тепло-холодного цвета предметов в единой гамме;
- способность подчинить все детали целому, вьщелить композиционно-смысловой центр изображения.
Успешное овладение данными способностями возможно цри условии верной передачи контрастных отношений, а также общего светового и цветового тона наблюдаемого в натуре.
7. 6 нашем исследовании разработана и экспериментально апробирована система учебных заданий и упражнений в рамках существующего учебного плана по живописи для студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов педагогических институтов. Эти задания и упражнения, на наш взгляд, способствуют успешному решению исследуемой проблемы.
Экспериментальная проверка показала эффективность предлагаемой методики, разработанной нами по живописи на начальном этапе обучения, а также целесообразность ее широкого распространения в практике профессионально-педагогической подготовки студентов художественно-графических факультетов пединститутов.
Однако многие аспекты проблемы развития целостного восприятия натуры и целостного ее изображения в процессе обучения студентов живописи требуют дальнейшего исследования. Нам представляется необходимым исследование путей и методов развития целостного восприятия и целостного изображения натуры у студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов на протяжении всего курса обучения живописи, в частности, в обучении портретной живописи и в обучении тематическим многофигурным композициям. Также необходимо обратиь внимание на комплексное изучение спецдисциплин изобразительного искусства таких, как рисунок, композиция, живопись, скульптура и другие.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Мизанбаев, Рамазан, Москва
1. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве.: В 2-х т. 4-е изд., доп. - М.: Искусство, 1963.
2. Ленин В.И. О литературе и искусстве. 4-е изд. - М.: Художественная литература, 1969 - 805 с.
3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т. 29
4. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т. 49
5. КПСС. Съезд /27; 1966; Москва/. Материалы ХХУП съезда КПСС, М.: Политиздат, 1966.
6. Основные направления реформы общеобразовательной и профессио нальной школы. //Материалы первой сессии Верховного совета СССР одиннадцатого созыва, II-12 апр. 1964г. М.: Политиздат 1964.
7. Абрамова Н.Т. Целостность и управление. М.: Наука, 1974 -247 с.
8. Алексеев С.С. О цвете и красках. М.: Искусство, 1962. -47 с.: ил.
9. Алексеев С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974 - 174 с.
10. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1964 - 160 е.: ил.
11. Алпатов М.В. Композиция в живописи. М; Л.: Искусство, 1940 - 132 с.
12. Альберти Леон Батиста. Десять книг о зодчестве. В 2-х т. /Под общ. ред. А.Г.Габричевского; М.; Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1937. - 2 т.- 172
13. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. Л.: Лениздат, 1945 - 160 с.
14. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л.: Изд. ЛГУ, 1961 -456 с.: ил.
15. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. /Сокращ. пер. с англ. В.Н.Самохина; Общ. ред. и вступит, статья В.П.Шеста-кова. М.: Прогресс, 1974 - 392 е.: ил.
16. Артемова Г.И. Методологический аспект проблемы целостности. -М.: Наука, 1977 184 с.
17. Архангельский С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. М.: Знание, 197640 с.
18. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд. МГУ, 1979 - 151 с.
19. Афанасьев В.Г. Проблема целостности в философии и биологии. -М.: Изд. Мысль, 1964. 413 с.
20. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975 - 429 с.
21. Басманов В.М. Тоновой и цветовой контрасты и методика их использования в обучении живописи. Дис.канд. пед. наук. -М.: 1979. 196 л.: ил.
22. Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. М.: Сов. художник, 1964 - 78 е.: ил.
23. Беда Г.В. Цветовые отношения и колорит ; Введение в теорию живописи. Краснодар: Кн. изд., 1967 - 184 с.
24. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства: Учеб. пособие для студентов худож.-графич. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1977 - 186 е.: ил.
25. Беда Г.В. Живопись: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 "Черчение, изобраз. искусство и труд". М.:- 173
26. Просвещение, 1966 1986 - 192 е.: ил.
27. Безгодова Т.Г. Формирование основ художественного мастерства студентов ж процессе обучения живописи на художественно-графических факультетах пединститутов. Дисс. канд. пед. наук. М.: 1974 - 189 л.
28. Блауберг И.В. Проблема целостности в марксистской философии. М.: Высшая школа, 1963 97 с.
29. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. -М.: Изд. МГУ, 1982 200 с.
30. Большая медицинская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, издание 3, т. 22, 1984 - 544 е.: ил.
31. Бродский И.А. Репин педагог. - М.: Изд. АХ СССР, I960 -128 с., 24 л. ил.
32. Буткевич О.В. Красота: Природа. Сущность. Формы. Л.: Художник РСФСР, 1983 - 335 с.
33. Валери, Поль. Об искусстве. М.: Искусство, 1976 - 622 с.
34. Васильев А.Н. Теоретические и методические обоснования начальной стадии обучения пленэрной живописи при подготовке художника-педагога. Дисс. канд. пед. наук. Краснодар.: 1982 - 192 л.: ил.
35. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973 -96 с.
36. Виннер А.В. Как работают мастера живописи. М.: Советская Россия, 1965 - III е.: ил.
37. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970 -591 с.
38. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд. Акад. пед. наук. РСФСР, 1950 - 506 е., 1л. табл. : ил.38