автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Изучение сатирических произведений на завершающем этапе литературного образования школьников
- Автор научной работы
- Новикова, Лариса Васильевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1995
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Изучение сатирических произведений на завершающем этапе литературного образования школьников"
ОГК МЯСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ Г I 0 УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА
^ О М1Р $95 Диссертационный совет Д 053.01.04
На правах рукописи
НОВИКОВА Лариса Васильевна
ИЗУЧЕНИЕ САТИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИИ НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Специальность 13.00.02 — методика преподавания литературы
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 1995
Работа выполнена в Институте общего образования МО РФ.
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук Л. В. ТОДОРОВ, кандидат педагогических паук Н. А. ДЕМИДОВА
Ведущее учреждение: Московский педагогический университет.
Защита состоится «...^/....»..^.^.^..4/.. 1995 г. в .1.4?.... часов на заседании Диссертационного совета Д 053.01.01 по защите диссертации па соискание ученой степени доктора педагогических паук при Московском педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1, ауд. 202.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В. II. Ленина по адресу: г. Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1.
Автореферат разослан <<.¿...(.....».¿.{^/^'.¿..1995 г.
Научный руководитель:
доктор педагогических наук,
профессор Т. Ф. КУРДЮМОВА
Ученый секретарь Диссертационного совета, кащц чеекпх наук, доцент
. Ю. ВЫБОРНОВА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Обращаясь не только к разуму, но и чувствам читателя-школьника, художественная литература обогащает и развивает формирующуюся личность. В данном отношении очевидна роль сатирических произведений, глубокое понимание которых не только позволяет осмыслить идеал автора и критику явлений окружающего мира, осуществленную с позиций этого идеала, но и активизирует мышление, формирование индивидуальных нравственных я интеллектуальных приоритетов. Вместе с тем, изучение сатиры остается одним из наиболее трудных направлений работы учителя-словесника. Особенно остро эта проблема стоит на завершающем этапе литературного образования, тем более сегодня, когда, демократизация духовной жизни общества привела к значительному пополнение круга изучаемых в школе явлений литературы XX века.
В связи с этим возрастает значение наследований, направленных на выявление воспитательных возможностей сатирических произведений, имевших достаточно богатую традицию в русской педагогике XIX (В.Я. Стошин, В.И.Водовозов, В.П.Острогорский) и XX (М.А.Рыбникова, В.В.Голубков) веков, продолженную современными учению»:
Выявить закономерности восприятия и осмысления старшеклассниками сатирического текста, а также проблемы, затрудняющие этот процесс, позволяют исследования по психологии восприятия, возрастной психологии (Л.Г.Жабицкая, О.И.Никифорова., А.Н.Леонтьев, И.С. Кон, И.Д.Левитов и др.).
Следствием повышенного интереса к вопросам сатиры, отмечавшимся начиная еще с трудов критиков, литераторов прошлого века, является неослабевающее внимание в ней литературоведения и
эстетики (Ю.Б.Борев, Л,Н.Ершов, А.М.Макарян, Ю.В.Манн, Д.II.Николаев, Г.Н.Поспелов, Л.И.Тимофеев, Я.Е.Эльсберг и др.), а также методики преподавания литературы Ш.С.Горячккна, В.Г.Маранцыан, Е.К.Озмитель, Н.М.Снлкин к др.). В последние десятилекия появился ряд диссертационных исследований, существенно обогативших методическую науку и практику изучения сатиры в школе. В одних рассмотрены проблемы восприятия учащимися сатирических произведений, предложены пути изучения различных сатирических жанров (В.И.Митрохина, А.Р.Крайванова, Д.С.Шакирова). Ё других анализируется воспитательное воздействие сатиры на школьника, использование сатирических к юмористических произведений во внеклассной работе < учителя-словесника (В.С.Путинцев). В-третьих рассматривается роль знаний по теории литературы в процессе работы школьников над сатирическим произведение« (Г.Данилова). Интерес исследователей привлекает также проблемы, возникающие при обращении к вищческо-ыу на уроках русского языка (Н.М.Ротанова). Наименее разработаны вопросы изучения сатиры на завершающем этапе литературного образования школьников.
Хотя в современной методике созданы различные системы изучения сатирических произведений, расширение круга литературных явлений, нашедших отражение лить в последних программах и позволивших по-настоящему глубоко и многогранно представить литературу (и сатиру) XX века в школьном изучении, приводит к необнодимоств разработать пути и механизмы работы над современной сатирой, отвечающие ее специфике.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать один из вариантов решения проблемы освоения сатирических пронзве-
дений читателем-выпускником с учетом специфики изучения сатиры а обзорной» монографической темах и при повторении в систематическом курсе родной литературы. В ходе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза. Работа над сатирическими произведениями на завершающем этапе литературного образования позволит овладеть конкретна* материалом, программы и будет способствовать более заинтересованному*! и адекватному восприятие читателем-выпускником сатирического произведения» пониманию им авторской позиции и, следовательно, общему повышению.его читательской культуры, если эта работа будет адгивноиспользовать перенос приобретенных ранее навыков анализа сатирического произведения на новый материал. Системный характер такой работы позволит осуществить рассмотрение сатиры в ее специфике при обращении ко всем основным способам организации изучения литературы на уроке в школе (при изучении обзорной и монографической тем, а также в процессе повторения), введет сатирические произведения в контекст историко-литературного процесса.
Для достижения намеченной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить задачи;
- изучить материалы, касащиеся различных аспектов работы над сатирическим произведением в выпускном классе, по философии, эстетике, литературоведению, психологии, педагогике и методике преподавания литературы з школе;
- выявить трудности восприятия и осмысления сатирического произведения учениками выпускного класса, наметить пути юс преодоления;- разработать методы и средства изучения сатирического
произведения в обзорной, монографической теме и на уроках повторения с учетом его специфики, способствующие обогащению восприятия выпускником сатиры;
- акспериыаитЕдьно проверить эффективность разработанного варианта изучения сатиры в выпускном классе.
Методологической основой исследования являются труды по эстетике, литературоведению, раскрывающие своеобразие сатиры как явления искусства, работы по социальной и возрастной психологии, исследования по педагогике и методике, рассматривающие особенности восприятия литературного произведения, воздействия сатиры на старшего школьника, различные пути и средства организации изучения сатиры в школьном курсе литературы.
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования;
- теоретический анализ эстетической, литературоведческой, психолого-педагогической, учебно-методической литераторы;
- педагогические наблюдения за учебным процессом в школе;
- беседы с учителями;
- анкетирование учащихся;
■• интервьюирование учащихся;
- изучение письменных творческих работ учащихся;
- опытное обучение.
Исследование носило теоретико-экспериментальный характер и прозодвло в несколько этапов. На первом этапе (1990-1992 годы) изучалась теоретическая литература, опыт учителей-словесников в работе над сатирической литературой в старших классах по материалам периодических педагогических изданий, личным наблюдениям, был проведен констатирующий эксперимент в школах № 149, 201,
202,477, 529, 717, 1205 г. Москвы. На основе полученных результатов корректировались цели и задачи исследования, рабочая гипотеза, готовился материал для обучающего эксперимента. На завершающей этапе (1992-1994 годы) нами был проведен обучающий эксперимент в школах № 149, 201, 477 г. Москвы, имевший своей целью определить, насколько эффективен разработанный вариант изучения сатиры в выпускном классе, его место и роль в системе обучения литературе. В процессе обучающего эксперимента также осуществлялась корректировка отдельных аспектов работы, уточнялся литературный материал конкретных ее этапов.
Научная новизна работы заключается в том, что теоретически обосновании экспериментально проверены пути изучения сатиры в ее специфике и предложен:, ряд вариантов работы над сатирическим произведением в выпускном классе как средство повышения читательской культуры одиннадцатиклассника.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные материалы могут использоваться при создании учебников и учебных пособий различных типов, составлении программ, а также в непосредственной практике школьного изучения сатиры в выпускном классе.
Апробация -работы; содержание и результаты исследования докладывались на педагогических советах и методических объединениях словесников (1991-1992), на научно-практической конференции "Углубленное изучение по направлениям" в Институте общего образования (1991), на ученых чтениях в МПГУ имени В.И.Ленина (1993), обсуждались на заседаниях лаборатории литературного образования Института общего образования (1993, 1994). Материалы исследования отражены в трех, публикациях по тема работы.
Достоверность и обоснованность выводов и рекомендаций, приведенных в диссертации, подтверждается данными анализа научной и учебно-методической литературы, применением комплекса методов исследввання, результатами констатирующего и обучающего эксперимента'," личным участием автора в опытной работе.
Положения. выносимые на защиту:
1. Изучение сатиры в ее специфике предполагает учет особенностей восприятия и читательской реакции на нее выпускника.
2. Специально организованное повторение сатирического произведения, изучавшегося $&нее, является предпосылкой изучения сатиры в выпускном классе, обеспечивающей перенос знаний и уыений на новый литературный материал (Н.Е.Гоголь "Мертвые души").
3. Работа над сатирическими произведениями в обзорной и монографической теме позволяет наиболее полно осущствить изучение сатиры в ее специфике (литература 20-ых гг. XX в; М.А.Булгаков "Собачье сердце").
4. Предложенная система уроков, которая включает изучение сатирических произведений в обзорной и монографической теме и использует повторение, может рассматриваться как один из вариантов изучения пооизведешй М.Булгакова в XI классе.
5. Изучение сатиры имеет важное значение для постиженмя школьниками специфики искусства как условной формы отражения действительности и способствует повшенив их общей читательской культуры.
Структура и основниз содержание работы.
Диссертация сосеоит из введения, трез гльв» заключения, списка использованной литературы ..приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется его гипотеза, определяется цель работы, указываются методы исследования, указывается его научная новизна и практическая значимость, выдвигаются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе ("Специфика изучения сатирических произведений на уроках литературы в выпускном классе") рассматриваются психологические предпосылки изучения сатиры старшеклассниками (§1); воспитательные возможности сатирической литературы, освещенные в исследованиях по педагогике и дидактике (§2); дается описедие хода и результатов констатирующего эксперимента, направленного на выявление места и роли сатирического произведения в читательской лаборатории ученика вшускнсмго класса (§3).
Изучение специальной литературы, а также материалы констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что сатирическая литература имеет огромный развивающий, воспитательный потенциал: способствует активизации абстрактного и ассоциативного мышления, выработке критического отношения к окружающему «ИРУ и собственной личности, представляющего собой основу духовной и интеллектуальной свободы человека, способствующего формированию системы ценностей личности. Чтение сатирического произведения имеет значение и для гармонизации психологического сосвояния человека, ослабляет стрессовую реакцию. В то же время восприятие сатиры осложнено ее спецификой, связанной с высокой степенью условности и непрямым выражением авторского идеала. Это затрудняет реализацию в процессе чтения разнообразных возможностей благо-, творного воздействия на читателя, заложенных в истинно художест» венном сатирическом произведении и требует специальных знаний и
умений от учащихся и, соответственно, особых приемов и средств организации изучения сатиры.
Возраст 16-17 лет оказывается наиболее благоприятным для формирования у школьников навыков истинно глубокого постижения сатирического текста, так как, с одной стороны, психофизиологические особенности развития юноши как в интеллектуальной, так и в эмоциональной сфере создаст для этого необходимые предпосылки, с другой - сатира активно способствует происходящему в это время формированию мировоззрения и менталитета личности, В выпускном классе на наиболее высоком уровне обобщается читательский и ученический опыт общения с сатирой, накопленный в течение всех школьных лет.
В то ке время учащиеся выпускного класса, интуитивно угадывая в сатирическом произведении богатейшее идейно-эстетическое содержание, осознавая отдельные специфические особенности сатиры и их ценность для своей читательской практики, затрудняются в выявлении авторского положительного идеала, что ведет к неадекватному восприятию ими сатиры, недооценке ее места я роли в системе читательских интересов, к искажению эстетической сущности данного явления литературы.
Во второй кдаве ("Вопросы изучения сатиры в современных литературоведении и методике") дается характеристика современных представлений о субъектно-обьектных отношениях в сатире как одном из ключевых аспектов ее теории (§1) и важнейших методических концепций, направленных на наиболее эффективное изучение сатирических произведений на разных этапах школьного литературного образования (§2). Изучение литературоведческих работ, исследований по вопросим комического, сатиры позволило констатировать недостаточ-
ную разработанность теории сатиры. Современный этап развития ее характеризуется многочисленности) концепций и подходов, разнообразными спорами, терминологическими разногласиями.
В то же время самый факт многообразия различных теоретических концепций сатиры, толкование ее как литературного рода (Л.И.Тимофеев, ЮЛЗ.Борев), особого епособа типизации, жанра, вида и т.д. (П.Выходцев, Г.Л.Абрамович и др.) позволяет учителю, ознакомив старшеклассников с овновнкми точками зрения на данное явление искусства з разумных масштабах, наиболее полно и гибко отразить различные особенности эстетической специфики сатиры, сформировать у ребят представление об определящем значении литературной практики и роли теории как средства ее познания и освоения, а также стимулировать их критическое и творческое мышление в данном аспекте.
Одним из ключевых вопросов, позволяющим рассмотреть основополагающие свойства сатиры в теоретическом плане, а также обогатить возможности практикующего учителя, является своеобразие в сатире субъектно-объектных отношений.
Изучение трудов по теории сатиры (Ю.Бореи, Л.Болдина, Б.Дзе-мидок, А.З.Вулие, Ю.Манн, Г.Н.Поспелов, Л.И.Тимофеев, Я.Эльсберг и др.) позволило рассмотреть важнейшие спецификеехид черты сатирического объекта и субъекта, а также трактовать их гармоничное взаимодействие как условие возникновения эстетически ценного сатирического произведения. Своеобразие отражения писателем-сатириком реальной действительности, связанное с ее нарочитой деформацией, рассмотрено нами на примере гротеска в его различных функциях.
Изучение методических работ позволило нам проследить основные этапы развития методики преподавания сатиры, определить
важнейшие особенности и направления этого процесса и в такой контексте рассмотреть его современную фазу.
Эстетическое своеобразие сатиры, ее социальная направленность и острая критичность явились объективной причиной настороженного отношения к ней официального института образования.Вследствие этого сатира с большим трудом находила свое место в шкодьиш программах и учебниках, особенно сатира современная, что, естественно, тормозило развитие методической науки в данном аспекте, обедняло практику преподавания литературы. В то же время методикой накоплен ценный опыт в освоении вопросов изучения сатиры в школе. Ведущим направлением, начиная со второй четверти XX века, сохранившим свое значение и сегодня, явилось изучение творчества конкретных писателей-сатириков и отдельных сатирических произведений (М.С.Го-рячккна, Л.В.Елизарова, Н.И.Кудряшов, Л.С.Айзерман, Т.С.Зепалова, Л.С.Герасимова и др.). Началом качественно нового этапа в развитии методики изучения сатиры стали работы В.В.Голубкова и М.А. Рыбниковой, содержавшие подходы к сатирическому произведению с точки зрения его специфики, а также определившее место сатиры в системе школьного курса литературы. В последние десятилетия методика обогатилась целым рядом интересных исследований по вопросам изучения сатиры, затрагивающих различные этапы и сфер! литературного образования (В.й.Митрохина, А.Р.Крайванова, В.С.Путинцев), обращенных к изучению сатирических произведений отдельных писателей, "снкретаых жанров, исследованию особых-подходов и путей в организации уроков по изучению сатирических произведений, значению конкретных аспектов анализа сатирического текста в его целостном осмыслении, рассматривающих проблемы ввучения сатиры через восприятие ее школьниками, через освоение ими теоретиколитератур-ных знаний и т.д. (Л.С.Шькирова, А.Р.Крайванова, Г.И.Данилова и
др.). Отмечается интерес к вопросам изучения комического в смежных отраслях науки, например, в методике изучения русского языка (Н.М.Ротанова). Но, вместе с тем, одни из наименее разработанных направлений нам представляется изучение современной сатиры на завершаяедем э®апе историко-литературного курса, учитывающее традиции анализа сатиры на предшествующих этапах и базирующееся» с одной стороны, на переносе полученных ранее знаний и умений на новый литературный материал, а с другой етороны - на изучении сатиры в ее специфике с учетом возможностей трех важнейших направлений работы в XI классе уроков повторения, обзорной и монографической темы.
В третьей главе САвтор-образ-читатель в процессе изучения сатирических произведений з выпускном классе") дается описание проведенных нами в ходе обучаацего эксперимента уроков по повторению поэмы Н.В,Гоголя "Мертвые души" (§1), обзорному изучению сатиры 20-ых гг. XX века (в рамках обзорной темы) (§2), монографическому изучению повести Ы.Булгакова "Собачье сердце" (§3), и выводы _ по его результатам. Предложенная нами система
уроков - один из возможных вариантов изучения сатиры в выпускном классе; она решена на материале творчества М.А.Булгакова, е также включает выявление гоголевских традиций в его произведениях и определение места ранних рассказов писателя в смеховой культуре 20-ых гг. XX века и монет рассматриваться как один из вариантов изучения произведений М.Булгакова в XI классе.
В заключении сформулированы основные выводы по теме диссертации, обобщены результаты теоретических поисков и опытно-экс-периментальнвй работы, -й приложении даны вопросы анкет конста-тирувдего эксперимента.
Проведенное исследование позволило:
- отчетливо обозначить роль и значение изучения сатирических произведений в выпускном классе. Изучение сатиры на завершающем этапе литературного образования школьников является эффективным развивающих видом учебной деятельности, обогащающим эмоциональную сферу старшего школьника, гармонизирующим его настроение и некоторые аспекты психологического состояния, способствующим развитию таких интеллектуальных эмоций, как ирония, юмор, а также совершенствованию мышления. Работа над сатирой в выпускном классе играет огромную роль в формировании мировоззрения, системы ценностей личности, имеет воспитательное значение. Обращение к сатирической литературе, в силу ее эстетического своеобразия, способствует повышению общей читательской культуры юноши и существенно обогащает его общение с искусством как формой условного отражения действительности;
- рассмотреть возможности методического использования эстетического своеобразия сатиры и предложить пути их реализации в школьном изучении;
- найти целесообразное соотношение повторения и изучения сатирических произведений в темах разной структуры.
Эстетическое своеобразие сатиры, связанное с высокой степены условности сатирической образности, с непрямым выражением авторского положительного идеала вызывает серьезные затруднения в работе над сатирическим произведением на уроке в школе и в широком плане - в общении читателя с сатирическим текстом. Это приводит к недостаточно глубокому постижению авторского замысла или даже к его искажению по отношению к конкретным текстам и к неадекватному восприятию школьниками сатиры в целом, и отсутствию у
большинства интереса к ней или хотя бы осмысленной оценке ее роли в читательской практике.
Проблемы сатирической литературы как явления искусства и как предмета школьного изучения давно привлекают внимание исследозаэ телей разных специальностей - от эстетиков и литературоведов до психологов, педагогов и лингвистов. Однако специфика роли сатиры в духовной яизни общества, ее острая критичность, ярко выраженная социальная направленность предопределили настороженное отношение к ней официальной идеологии и педагогики, стремившихся и в XIX веке и в советское время рафинировать школьный курс литературы от наиболее ярких современных сатирических произведений. Результатом этого явилась шщущащакся и сегодня недостаточная разработанность вопросов теории сатиры и методики ее преподавания. Преодолевая объективные трудности, методическая наука накопила ценный опыт в изучении произведений отдельных писателей-сатириков, конкретных произведений, в разработке отдельных аспектов работы над сатирой в школе (значение понятий теории литературы в изучении сатиры, например), системного подхода к изучению сатирических произведений на разных этапах литературного образования и т.д. Вопросы школьного анализа сатиры рассматриваются не только в методике преподавания литературы, но и в методике преподавания русского языка а связи с проблемами развития речи школьников.
Наименее изученным, но очень актуальным для школьной практики нам представляется вопрос о путях и формах наиболее эффективного изучения сатиры XX века на завершающем этапе литературного рбразовання школьников. Кая показали проведенные нани исследования, разрешить некоторые проблемы и, следовательно повысить эффективность восприятия одиннадцатиклассниками сатирических произвз-
дений позволяет организация изучения сатиры с учетом ее специфики в каждой из основных методических вариантов работы над сатирическими произведениями в курсе родной литературы - при повторении, в обзорной и монографической теме;
- найти целесообразное соотношение повторения и изучения са-тиричеотаопроиз ведений в темах разной структуры. Повторение в XI классе сатиры XIX века (в нашем исследовании - на материале поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души"), рассматриваемое нами как необходимый этап работы, дает возможность не только значительно углубить оценку ранее изученного, но и отработать приемы анализа сатирических произведений XX века, реализовав механизм переноса знаний и умений на новый литературный материал. Важно при &том не только повторить конкретный текст, но помочь школьникам осмыслить эту деятельность как иную по уровню работу с сатирой, во-первых, и писателя, нпхо-дящегося в центре внимания, не только ках классика XIX века, но и как носителя русской сатирической традцции Х1Х-ХХ вв., во-вторых, Этот элемент преемственности и непохожести ребятами оценивается в подвой мере в контексте изучения литературы как единого процесса, развивающегося явления.
Сохранение новых масштабов подхода к конкретным произведениям, творчеству писателей-сатириков XX века (в нашем исследовании -произведения А.Аверченко и М.А.Булгакова) в обзорной и монографической теме позволяет изменить и самый характер анализа сатирического текста, способствует восприятию его школьниками как особой, эстетически ценной формы выражения художником своего идеала и оценки с его позиций окружающей действительности. Сочетание обзорного и монографического изучения соответственно подобранных произведений в курсе литературы XX века, дает возможность учащимся,
осмыслить специфику места и роли сатиры в литературном процессе, в духовной низнн общества. Однако при всей важности разработки путей и технологии анализа сатиры, основное значение проделанной работе придает, на наш взгляд, получение эмоционального отялика одиннадцатиклассников на сатиру, облегчение и обогащение процесса общения школьника с сатирическим произведением.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
X. Роль углубленного изучения литературы в реализации системного подхода к изучению сатиры как средства активизации мыслительной деятельности учащихся // Дифференцированное обучение по направлениям. Материалы третьей научно-практической конференции.-М.: Нэд-во И00 МО Р5, 1992. - С. 38-42."
2. Завершающий год литературного образования // Поиск. Экспертиза. Выбор. Информационно-методическое издание Федерального экспертного совета по общему образованию. - М.: Мзд-вс МО р®, 1934»- Вып. 3-4. - С. 7-12./в соавт. с Т.^.Курдшсвон/
3,Сатирический образ и его й*«гл? ьюштгш-^бско^ и^т. чении повести И.А.Булгакова "Собачье сердце"//Из опыта работы,
(Зботдакк Северного окружного управления Департамента образования
/]
г.Москвы. - М., 1994. - Зып. 3. - С.41 - 50. /У
Поди, к печ. 13.03.95. Объем 1 п. л. Зак. 65. Тир. 100
Типография МПГУ им. В. И. Ленина