автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Категории художественного времени и пространства в школьном изучении литературного произведения
- Автор научной работы
- Коростилева, Елена Ивановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Коростилева, Елена Ивановна, 2002 год
Введение.
Глава I. Теоретические аспекты использования категорий художественного времени и пространства в школьном анализе литературного произведения.
1.1.Философско-эстетические аспекты проблемы «Время-пространство».
1.2. Художественные категорий времени и пространства в литературоведении.
1.3.Психолого-педагогические предпосылки применения понятий художественного времени и пространства в школьной аудитории.
1.4.Методические концепции использования категорий художественного времени и пространства в процессе изучения литературы.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по применению категорий художественного времени и пространства в школьном анализе литературного произведения.
2.1.Анализ результатов констатирующего эксперимента.
2.2.Методика анализа категорий художественного времени и пространства на разных этапах литературного образования.
2.3. Формирование первоначальных понятий художественного времени и пространства в процессе изучения сказки К.Г. Паустовского
Теплый хлеб» в 5 классе.
2.4.Расширение знаний учащихся и развитие умений анализа художественных категорий времени и места при изучении повести
А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе.
2.5.0богащение представлений учащихся о пространственно-временных категориях в процессе анализа лирических произведений Н.С. Гумилева в 11 классе.
2.6.0рганизация опытно-экспериментальной проверки эффективности методической работы и ее результаты.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Категории художественного времени и пространства в школьном изучении литературного произведения"
Актуальность темы исследования. Современное школьное литературное образование ориентировано на усиление нравственно-эстетического воздействия художественной литературы на читателя-школьника и его культуру. В этой связи особую значимость приобретают вопросы углубления знаний и совершенствования умений учащихся, способствующих полноценному анализу литературного произведения. Понимание читателем-школьником изучаемого произведения в значительной степени определяется способностью рассматривать его важнейшие художественные характеристики. Одним из возможных способов постижения учащимися литературного произведения является анализ категории художественного времени и пространства.
Проблема использования анализа художественного времени и пространства в процессе школьного изучения литературного произведения в той или иной мере всегда привлекала внимание ученых-методистов. В трудах В.В. Го-лубкова, Н.О. Корста, О.Ю. Богдановой, Т.Ф. Курдюмовой, Л.В. Тодорова, А.В. Дановского, Г.И. Беленького, М.А. Снежневской, А.Г. Балыбердина, Н.И. Прокофьева, А.И. Княжицкого, В.Г. Маранцмана и многих других разрабатываются различные аспекты ее решения: восприятие времени и места художественного действия, рассмотрение пейзажных описаний, взаимосвязей пространственно-временных изображений с характеристиками персонажей, авторскими оценками и идеями. В целом же вопрос школьного изучения категорий художественного времени и пространства не был еще предметом специального исследования.
Актуальность исследования проблемы школьного применения категорий художественного времени и пространства в анализе литературного произведений определяется, с одной стороны, растущими требованиями к содержанию и качеству литературного образования, поиском новых, эффективных путей осмысления школьниками художественного произведения, с другой стороны, преобладанием в практике преподавания односторонних, формальных подходов к рассмотрению фундаментальных основ текста - времени и пространства художественного действия, не учитывающих поэтику категорий, что, безусловно, обедняет трактовку литературного произведения.
Теоретическое обоснование и экспериментальное исследование сформулированной проблемы связано с философскими, литературоведческими, психолого-педагогическими и методическими трудами.
Категории пространства и времени в их эстетической трактовке широко и подробно исследованы в философской науке. Работы Аристотеля, Г.Э. Лес-синга, И.Г. Гердера, И. Канта, Ф. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, А. Бергсона, О. Шпенглера, М. Хайдеггера, Дж. Уитроу, М. Гюйо, А. Эйнштейна, С.А. Бабушкина, A.M. Мостепаненко, Г.Н. Слепухова и многих других, обусловившие субъективные, объективные и субъективно-объективные представления о времени и пространстве, определившие функциональную значимость категорий, безусловно, расширяют возможности их методического применения, вносят новые аспекты рассмотрения понятий: от анализа образов времени и места художественного действия к осмыслению концептуального содержания и структурного их воплощения в произведении.
Литературоведением категории художественного времени и пространства продуктивно разрабатывались в следующих направлениях: специфика пространственно-временной образности в литературном произведении (работы Б.Н. Эйхенбаума, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Г.Н. Поспелова, В.В. Шкловского и других), содержательность изображенных свойств и трансформаций пространственно-временных координат (труды Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Е. Фарыно, А.Я. Гуревича, Ф.П. Федорова, З.Я. Тураевой, Н.Ф. Ржевской, И.К. Гея и других), место и продолжительность в сюжетно-композиционном построении художественного действия(исследования З.Я. Минц, Ю.М. Лотмана, Б.В. Томашевского, Б.А. Успенского, А.А. Мендилова, Е.М. Таборисской, В.И. Чередниченко, М.Е. Лейдермана, В.И. Тюпы и других), зависимость пространственно-временных изображений от родо-жанрового варианта текста (работы В.Е. Хализева, Б.О. Кормана, Д.Н. Медриш, Г.И. Маркина, Л.В. Казанцевой, В.И. Чередниченко и других), влияние культурно-исторических традиций на художественное осмысление и воплощение категорий в отдельном литературном произведении (взгляды М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, З.Я. Минц, В.Н. Топорова, Б.С. Мейлаха, А.Я. Гуревича, Ф.П. Федорова, Н.Л. Лейдермана, В.Я. Грехнева), соединение пространственно-временных примет в хронотопическое единство (работы М.М. Бахтина, В.Е. Енукидзе, Л.В. Казанцевой).
Особенности и механизмы восприятия категорий времени и пространства в их художественном воплощении, процессы и этапы осмысления пространственно-временных изображений, описанные в работах Дж. Уитроу, М. Гюйо, П. Фресса, Ж. Пиаже, Л.М. Веккера, В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.П. Блонского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божовича,
Д.Г. Никифоровой, О.И. Жабицкой, Д.Г. Элькина, Р. Арнхейма, Б.Г. Ананьева, Е.Ф. Рыбалко и других, определили психолого-педагогические аспекты концепции обращения к категоришхудожественного времени и пространства в школьном анализе литературного произведения.
Методологической и методической основой изучения категорий художественного времени и пространства в школьном курсе литературы являются труды В.В. Голубкова, Н.О. Корста, О.Ю. Богдановой, Т.Ф. Курдюмовой, А.В. Да-новского, JLB. Тодорова, Г.И. Беленького, М.А. Снежневской, В.Г. Маранцмана, А.Г. Балыбердина, Н.И. Прокофьева и других, рассматривающие общие принципы и приемы освоения учащимися элементов теории литературы и анализа поэтики художественного произведения, работы М.Б. Ладыгина, А.И. Княжиц-кого Н.Я. Мещеряковой, Р.И. Альбетковой, И.Д. Хмарского, О.А. Гантваргер и других, затрагивающие проблемы школьного рассмотрения художественного времени и пространства в характеристике персонажей, в раскрытии идей произведения, в выявлении авторских оценок и в описании структурной организации текста, диссертационные исследования Н.И. Горобец, А.А. Маныкиной, Н.В. Беляевой, касающиеся вопросов постижения учащимися художественного времени и пространства в аспектах жанра, а также современные программные требования, учебные пособия и методические рекомендации.
Учитывая обозначенные методической наукой аспекты школьного использования категорий художественного времени и пространства в анализе литературного произведения, мы определили наименее исследованные вопросы: сочетание содержательной и структурной роли данных категорий в анализе художественного произведения, соотношение в процессе обучения их теоретических основ с другими теоретико-литературными понятиями, объем обращения к анализу категорий на разных этапах литературного образования, а также рассмотрение хронотопического единства пространственно-временных свойств в литературном произведении. Это позволило подчеркнуть необходимость теоретического и опытно-экспериментального исследования проблемы школьного применения категорий художественного времени и пространства в анализе литературного произведений.
Цель исследования - теоретически обосновать содержание и специфику анализа категорий художественного времени и пространства в процессе школьного изучения литературных произведений, в ходе педагогического эксперимента организовать опытно-экспериментальную проверку методики использования данных категорий в рассмотрении художественного произведения учащимися на разных этапах литературного образования.
Объектом исследования является содержание и методика изучения в средних и старших классах средней общеобразовательной школы категорий художественного времени и пространства, а также образовательно-развивающий механизм изучения литературных произведений посредством данных категорий.
Предмет исследования: методика изучения смысловых и функциональных особенностей категорий художественного времени и пространства в процессе анализа литературного произведения на разных этапах литературного образования читателя-школьника.
Методологической основой являлись труды по философии, литературоведению, психологии, методике преподавания литературы, связанные с проблемой нашего диссертационного исследования.
Изучение данных вопросов в философии, литературоведении, теории и практике методики преподавания литературы, анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволили выдвинуть следующую гипотезу:
Применение категорий художественного времени и пространства в школьном анализе литературного произведения позволит повысить эмоционально-ценностное осознание художественного текста, обогатит литературно-теоретические представления учащихся, сформирует способность анализа поэтики произведения, если:
• формирование представлений о литературоведческих категориях пространства и времени будет основано на рассмотрении их существенных признаков и функций в художественном произведении;
• будет разработана методическая система, обеспечивающая динамику учебного процесса по освоению учащимися категорий художественного времени и пространства в их содержательно-организационных функциях;
• учащимися будут усвоены теоретические сведения о данных категориях;
• аналитическая деятельность учащихся будет включать в себя рассмотрение идейного содержания и формы изображения художественного времени и пространства в общей трактовке изучаемого произведения.
Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы обусловили следующие задачи исследования:
1. С опорой на философские традиции и литературоведческие положения определить содержание понятий художественное время и пространство, выделить и классифицировать их изобразительные свойства и функциональную значимость, описать взаимосвязи категорий с теоретическими понятиями, изучаемыми в школе;
2. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью выяснения специфики, особенностей и традиций изучения категорий художественного времени и пространства;
3. Сделать констатирующий срез с целью выявления сторон исследуемого вопроса, требующих внимания в образовательном процессе и дополнительных методических освящений;
4. На основе этого разработать содержание, объем, этапы и взаимосвязи целенаправленного обращения к категориям в процессе анализа литературного произведения в школе;
5. Осуществить опытно-экспериментальную проверку, выдвинутой методики изучения категорий художественного времени и пространства.
Поставленные задачи решались при помощи следующих методов исследования:
• Теоретическое изучение и анализ философской, литературоведческой, психолого-педагогической, методической литературы, школьных программ, учебников и методических пособий по проблеме исследования;
• Проведение анкетирования и бесед с учителями, учениками;
• обработка результатов анкетирования и анализ письменных работ учащихся. Разработка и проведение опытно-экспериментального обучения;
• Качественно-количественная оценка эффективности предложенных рекомендаций.
Исследование носило теоретико-экспериментальный характер и проводилось в несколько этапов:
1. Этап (1997-1999гг.) был посвящен изучению философских, литературоведческих, психологических и методических работ, выступавших в качестве теоретической основы для создания методики использования категорий художественного времени и пространства в образовательном процессе, определялась цель и гипотеза исследования, проводилось анкетирование учителей-словесников и анализировались констатирующие работы учащихся;
2. этап ( 1999-2001гг.) включал в себя методическую работу по изучению категорий художественного времени и пространства на уроках литературы в курсах 5, 8, 11 классах, проведение обучающего эксперимента в средних школах № 14, 598, в «Международной школе «Дом Филиппа» города Москвы, в школе № 10 города Куйбышева Новосибирской области, охватившего 350 учащихся данных школ;
3. этап (2001-200^») был посвящен систематизации и обобщению полученных в ходе обучающего эксперимента результатов, проводилось уточнение предложенной методики, оформление диссертационной работы.
Теоретическое значение исследования:
• Выявлено значение анализа категорий художественного времени и пространства в процессе школьного изучения литературного произведения;
• Раскрыта сущность содержания литературно-теоретических понятий художественного времени и пространства в школьном литературном образовании;
• Определены основные направления методической работы с категориями при анализе художественного текста.
Научная новизна исследования:
• определен содержательный"объем исследуемых категорий художественного времени и пространства, литературно-теоретические взаимосвязи и направления их изучения в школе;
• разработана методика формирования у учащихся представлений о художественной специфике категорий, развития у читателя-школьника умений анализировать идейно-структурное содержание литературных произведений с учетом пространственно-временного изображения;
• раскрыто последовательное углубление и развитие представлений о художественной специфике категорий, их идейно-структурных функциях и взаимосвязях в художественном тексте на каждом из этапов литературного образования учащихся;
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней предложены теоретически обоснованные и экспериментально проверенные методические рекомендации к изучения художественных произведений с учетом значимости особенностей пространственно-временной организации текста. Материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания литературы в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях гуманитарного профиля, а также при проведении лекций, практических занятий по методике преподавания литературы в педагогическом вузе и на курсах повышения квалификации учителей.
Достоверность исследования обеспечивается тем, что работа опирается на исследования и достижения литературоведения, философии, психологии и методики обучения литературе, подтверждается данными констатирующего и обучающего эксперимента. Результаты отражены в анкетах учителей и письменных работах учащихся. Всего в эксперименте приняло участие свыше 350 учащихся и 30 педагогов-словесников г. Москвы и г. Куйбышева Новосибирской области. Результаты работы оценивались на основе данных анкетирования, бесед с учителями и учащимися, письменных, и устных ответов школьников.
Апробация материалов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры методики преподавания литературы МГПУ, аспирантских объединениях, в выступлениях на Голубковских чтениях (Москва, 2001, 2002гг.). Методические рекомендации внедрены в практику преподавания литературы в средних школах № 598, 14, в Международной школе «Дом Филиппа» города Москвы, в школе № 10 г. Куйбышева Новосибирской области.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Теоретической основой формирования у учащихся представлений о художественном времени и пространстве является концепция о художественном изображении категорий, выражающих идейное содержания произведения и организующих его структуру;
2. Обращение к категориям художественного времени и пространства в школьном анализе литературного произведения определяется предлагаемой нами методикой преподавания, включающей в себя последовательное углубление и развитие на каждом из этапов литературного образования новых представлений о художественной специфике категорий и их идейно-структурных функциях и взаимосвязях в художественном тексте;
3. Применение в школьном анализе литературных произведений категорий художественного времени и пространства способствует не только обогащению и углублению литературно-теоретических представлений учащихся, но позволяет эффективно осмыслить литературный текст, развивает умение рассматривать отдельные элементы поэтики произведения в их совокупности, повышает эмоционально-ценностное отношение учащихся к изучаемым литературным материалам.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы по 2 главе
Подведем итоги: анализ формирующего эксперимента и результаты контрольного доказали целесообразность использования категорий художественного времени и пространства в школьном изучении литературы. Проделанное исследование позволило наметить объем материала, последовательность методической работы с понятиями, определить систему их изучения и оперирования ими в процессе анализа художественного произведения, а также обозначить образовательное, развивающееся и личностно воспитательное значение школьного осмысления литературоведческих категорий времени и пространства. Экспериментальное обучение проводилось на примере изучения сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" в 5 классе, повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе и поэтического наследия Н.С. Гумилева. Результаты контрольной проверки показали, что методическая работа в данном направлении является эффективной, поскольку:
• Обогащает литературно-теоретические представления учащихся;
• Формирует умение выделять в художественном тексте существенные и главные признаки категорий места и времени;
• Развивает способность рассматривать литературно-теоретические понятия в их содержательном значении и структурной роли в целостности литературного произведения;
• Способствует полноценному и углубленному постижению кон-цептуальности изучаемого художественного произведения.
Обращение в учебном процессе к анализу художественного времени и пространства при изучении литературных произведений позволяет создать условия для воспитания квалифицированного читателя, способного самостоятельно постичь ценность и глубину художественного текста.
165
Заключение
Проведенное теоретическое исследование и результаты, полученные в процессе опытно-экспериментальной работы, позволили сделать следующие выводы.
С учетом эстетических, литературоведческих, психолого-педагогических и методических исследований мы теоретически обосновали использование в процессе школьного анализа литературного произведения категорий художественного времени и пространства.
Формирование у учащихся представлений о данных категориях опиралось на концепцию литературного времени и пространства как эстетических модальностей, организующих художественную действительность и идейное содержание произведения. Основу разработанной методики составило рассмотрение смысловых и структурных особенностей художественного времени и пространства изучаемого литературного произведения в динамике учебного процесса.
Нами выделены принципы, определяющие школьное обращение к анализу пространственно-временных элементов литературного текста: научность, доступность, систематичность, изучение категорий в единстве формальной роли и содержательного значения, обогащение сферы рассмотрения понятий на каждом этапе литературного образования. Разработана структура методической работы с категориями при осмыслении художественного произведения: целенаправленное наблюдение над проявлением категорий в тексте художественного произведения; первоначальное представление об их определяющих признаках; абстрагирование и определение понятий; развитие и обогащение представлений о художественных категориях и включение их в систему других литературно-теоретических понятий; применение анализа категорий в самостоятельной работе над новым материалом. В соответствии с возрастными возможностями учащихся обозначен объем теоретико-литературных знаний и определены этапы их усвоения: от простейших свойств и функций литературных категорий до уровня эстетико-художественных характеристик времени и пространства.
Опытно-экспериментальное обучение подтвердило правильность разработанной нами методической концепции и выдвинутой гипотезы. Оно доказало, что применение категорий художественного времени и пространства в школьном анализе литературного произведения повышает эмоционально-ценностное осознание художественного текста, обогащает литературно-теоретические представления учащихся, помогает сформировать способность анализа поэтики произведения. Рассмотрение данных категорий учащимися осуществлялось успешно и углубляло осмысление изучаемого художественного произведения, поскольку теоретические представления школьников о литературоведческих категориях времени и пространства были основаны на сочетании их существенных признаков и функций в художественном произведении, поскольку осуществлялось развитие умений анализа и обогащение знаний о категориях на каждом этапе литературного образования, поскольку аналитическая деятельность учащихся включала в себя рассмотрение идейного содержания и формы изображения художественного времени и пространства в общей трактовке изучаемого произведения.
В ходе последовательной опытно-экспериментальной работы, анализ художественного времени и художественного пространства в изучении литературного текста осуществлялся на разных этапах образования (5, 8, 11 классы). Нами был определен круг произведений, наглядно представляющих основные положения диссертационного исследования. Так, пространственно-временной анализ в художественном произведении проводился на материале сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб", повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" и поэтического творчества Н.С. Гумилева. Описание опытно-экспериментального обучения и результаты контрольной проверки подтвердили, что рассмотрение пространственно-временных категорий углубляют осмысление не только конкретного художественного произведения, позволяя разнообразить стороны и формы его разбора, но и ведут учеников к пониманию специфики литературы как искусства слова.
Перспектива дальнейшего исследования представляется нам в нескольких направлениях:
• Формирование понятия "хронотоп", категории художественного времени и пространства при изучении различных литературных жанров, рассмотрение пространства и времени как категорий поэтики художественного мира отдельных авторов, как образов и тем в творчестве художников слова;
• Взаимосвязь искусств в процессе формирования понятий художественного времени и пространства.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Коростилева, Елена Ивановна, Москва
1. Абасов А.С. Пространство и время: пространственно-временная организация // Вопросы философии, 1985. - № 11. - С .71-75.
2. Авлова-Шперлинг Т.Г., Краснова Н.В. Тайны словесного искусства (Введение в поэтику). -М.: Интерпракс, 1994. 528 с.
3. Алпатова Т.А. Роман Пушкина «Капитанская дочка». Взаимодействие прозы и поэзии. -М.: МПУ, 1993. 90 с.
4. Альбеткова Р.И. Место различных родов и жанров в системе литературного образования // Структура и содержание литературного образования. — М.: НИИШ, 1984.-С. 56-67.
5. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М.: Прометей, 1994. -352 с.
6. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. -М.: Просвещение, 1964. 187 с.
7. Андреева Т.А. Структура сюжетного времени (на материале рассказов Э. Ха-менгуэя): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филолог, наук. — Д., 1976. -16 с.
8. Аристотель Об искусстве поэзии. М., 1957. - 183 с.
9. Аронов Р.А. Взаимоотношение пространства и времени и пространство-время. // Философские науки. 1972. - № 4. - С. 35-43.
10. Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М.: Мысль, 1966.-200 с.
11. Асмус В. Вопросы теории и истории эстетики: Сборник статей. М.: «Искусство», 1968. - 654 с.
12. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука, 1982. - 222с.
13. Ачкасова Л.С. Человек как нравственная ценность в эстетике К. Паустовского. Казань, Изд-во КУ, 1977. - 96с.
14. Бабушкин С.А. Пространство и время художественного образа // Проблемы этики и эстетики. Вып. 2 Д., 1975. - С. 260 - 263
15. Балыбердин А.Г. Формирование литературоведческих понятий в школе (IV -VII классы). Куйбышев, КГПИ, 1981. - 122 с.
16. Балухатый С.Д. Вопросы поэтики. Д.: Изд-во ЛГУ, 1990. - 320 с.
17. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе / Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. - 502с.
18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1987. - 357 с.
19. Бахтин М.М. Время и пространство в романе. // Вопросы литературы. — 1974. -№3.-С. 133-179.
20. Бахтин М.М. Проблема текста. // Вопросы литературы. 1976. -№10.-С. 122-151.
21. Беленький Г.И. Автор рассказчик - герой.// Литература в школе. - 1995. - № 2.-С. 30-40.
22. Беляева Н.В. Формирование читательского восприятия при изучении лирики в школе: теоретические основы и практика: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. -М., 1997. 20 с.
23. Бергер Л.Г. Пространственный образ мира (парадигмы познания) в структуре художественного стиля // Вопросы философии. — 1994. № 4. - С. 115-117.
24. Бергсон А. Длительность и одновременность. Спб., 1923. - 154 с.
25. Биккулова И.А., Обернихина Г.А. Изучение поэзии «серебряного века» в школе: (Метод, рекомендации). М.: РИПКРО МО РФ, 1994. - 58 с.
26. Бирман Ю.Е. О характере времени в «Войне и мире» // Русская литература. — 1966.-№3.-С. 125-131.
27. Богданова А.Г. Время и композиция в современном советском рассказе // Проблема мастерства советской литературы. Писатель, время, жанр. Свердловск, СГУ, 1969. - № 73. - С. 35-55.
28. Богданова О.Ю. Формирование понятия критического реализма в процессе изучения литературы в 8 классе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980.-96 с.
29. Богданова О.Ю. Проблемы и перспективы изучения поэтики художественного произведения на уроках литературы // Поэтика художественного текста на уроках литературы: Сборник статей / Отв. ред. О.Ю. Богданова. М.: Ml И У им. В.И. Ленина, 1997. - С. 3-20.
30. Борев Ю.Б. Теория художественного восприятия и рецептивная эстетика, методология критики и герменевтики // Теории, школы, концепции. Художественная рецепция и герменевтика. М.: Просвещение, 1985. - С.3-68.
31. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. М.: Советский писатель, 1955. - 268 с.
32. Блонский П.П. Развитие мышления ребенка / Избранные психологические произведения. М, Просвещение, 1964. - 547 с.
33. Буланов A.M. Семантика художественного времени // Проблемы языка и стиля в литературе. Волгоград, Волгоградский ГПИ, 1978. - С. 64-87.
34. Бунге М. Пространство и время в современной науке // Вопросы философии.- 1970. -№ 7. -С. 81-83.
35. В мире литературы: Учеб. Хрестоматия: 5 класс / Авт.-сост. А.Г. Кутузов, В.В. Леденева, Е.С. Романичева М.: Дрофа, 1995. - 344с.
36. Вартаньянц А.Д., Якубовская М.Д. Поэтика комплексный анализ художественного текста. М., АО Аспект Пресс, 1994. - 239 с.
37. Власенко Т.Я. Принципы организации литературного произведения и особенности его пространственно-временных отношений // Пространство и время в литературе и искусстве. —Даугавпилс, Даугавпилский пед. ин-т им. Я.Э. Калнберзина, 1987. С. 11-13.
38. Веккер Л.М. Сквозные психические процессы. // Психические процессы. Т. 3. -Л.: Изд-во Ленинград. Университета, 1981. С. 199-285.
39. Виноградов А.Д. гл. Восприятие и наблюдательность //Психология: Учеб. пособие для пед. институтов / Под ред. Ковалева А.Г., Степанова А.А., Ша-балина С.Н. М.: Изд-во «Просвещение», 1966. - 144 с.
40. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. Избранные труды — М.: Наука, 1980.-360 с.
41. Володин Э.Ф. Специфика художественного времени. / Вопросы философии.- 1978. -№ 8.-С. 132-141.
42. Волошин Г. Пространство и время у Достоевского. Slavia, roch XII, 1933, se-sit 1-2, str. 171.
43. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 276 с.
44. Вудроу Г. Восприятие времени. // Экспериментальная психология. Т. 2. — М.: Изд-во "Иностранная литература", 1963. С. 859-875.
45. Вюрпилло Э. Восприятие пространства. // Экспериментальная психология. Вып. VI. М.: Прогресс, 1978. - С. 136-230.
46. Гальперин И.Р. Континуум // Текст как объект лингвистического исследования.-М.: Наука, 1981.-С. 87-98.
47. Гальперин И.Р. Ретроспекция и проспекция в тексте. // НДВШ: Филологические науки. 1980. - № 5. - С. 44-52.
48. Гантваргер О.А. Художественное время в школьном изучении структуры произведения (к постановке вопроса)// Теория литературы в школе. — Иркутск, ИГПИ, 1978. С.54-61.
49. Гей Н.К. Поэтика пространства и времени / Художественность литературы. Поэтика. Стиль. -М.: Наука, 1975. С. 252-283.
50. Гей Н.К Время входит в образ // Известия АН СССР Серия Оля. Т. 24. -Вып. 5. — 1965. - С.45-56.
51. Гей Н.К Время и пространство в структуре произведения. // Контекст. — М., 1975.-С. 113-129.
52. Гей Н.К. Проза Пушкина: Поэтика повествования. -М.: Наука, 1989. 271с.
53. Гердер И.Г. Избранные сочинения.- М. JL: Гослитиздат, 1959. - 392 с.
54. Гинзбург Л.И. Авторская позиция и пространственно-временная организация повести «Пиковая дама» // Проблемы творческого метода. Тюмень, ТГУ, 1981.-С. 94-100.
55. Глазычев B.J1. Образы пространства (проблемы изучения) // Творческий процесс и художественное восприятие. — JL: Наука Ленинградское отделение, 1978.-С. 159-174.
56. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. — М.: Учпедгиз, 1962. -495 с.
57. Горобец Н.И. Своеобразие деятельности читателя при изучении драматических произведений: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. — Л., 1974.- 16с.
58. Гречнев В.Я. Категория времени в литературном произведении // Анализ литературного произведения. Л.: Наука Ленинградское отделение, 1976. - С. 126-144.
59. Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. — М.: Прогресс, 1969.-590 с.
60. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе (Методические очерки о методике). М-Л.: Просвещение, 1966. - 266 с.
61. Гуляев Н.А. Теория литературы. М.: Просвещение, 1985. — 186 с.
62. Гумилев Н.: Исследования и материалы. Библиография. / Сост. И.Д. Эльзон, Н.А. Грознова. С-П.: Наука, 1994. - 678 с.
63. Гумилев Н.С.: Pro and contra: Личность и творчество Н. Гумилева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Спб.: РХГИ, 2000.- 671 с.
64. Гуревич А.Я. Что есть время. // Вопросы литературы. 1968. - №11. - С. 151174.
65. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. -350 с.
66. Гуревич И.А. Формы хронотопа в лирике. // Пространство и время в литературе и искусстве. Даугавпилс, Даугавпилский пед. ин-т им. Я.Э. Калнберзи-на, 1990.-С. 15-17.
67. Гюйо М. Происхождение идеи времени. Психологические этюды. Спб.: Смоленск, 1899.-372 с.
68. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. -518с.
69. Дановский А.В. Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях: Учебное пособие. — М.: Изд-во «Прометей» Ml 11 И имени В.И. Ленина, 1989. — 97 с.
70. Дауговши С.Н. Самосознание как пространство и время литературного факта. // Пространство и время в литературе и искусстве. Даугавпилс, Даугавпилский пед. ин-т им. Я.Э. Калнберзина,1987. - С. 15-20.
71. Дегожская А.С. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении. Пособие для учителя. JL: Просвещение, 1971. - 128 с.
72. Демина Н.И. Пространство и время в философии Канта: Автореф. дис. на со-иск. учен. степ. канд. философ, наук. — М., 1978. 18 с.
73. Джохадзе Н.И. К методологии исследования проблемы времени в искусстве //Вопросы философии.-1983.-№ 1. С. 131-139.
74. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. -Л.: Советский писатель, 1980. 598 с.
75. Доманский Ю.В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. 93 с.
76. Драгомирецкая Н.В. Время в литературе // Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. М.: Учпедгиз, 1974. - С. 51-53.
77. Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные положения и термины: Учеб. Пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др. М.: Академия, 1999. - С. 47-62.
78. Жабицкая Л.Г. О психологическом подходе в исследовании восприятия художественной литературы // Проблемы социологии и психологии чтения. -М.: Книга, 1975.-С. 130-142.
79. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. Литературное развитие в юности. Кишинев, «Штиинца», 1974. - 132 с.
80. Зобов Р.А., Мостепаненко A.M. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / ред. Б.Ф. Егоров. Л.: Наука, 1974. - С. 11-25.
81. Изучение русской литературы в 9 классе. Метод, пособие. — М., «Просвещение», 1971.-400 с.
82. Ингардер Р. Исследование по эстетике. — М.: Изд-во «Иностранная литература», 1962. 572 с.
83. Каган М.С. Пространство и время в искусстве как проблема общеэстетическая. // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — Л.: Наука, 1974. С. 30.
84. Каган М.С. Время как философская проблема. // Вопросы философии. — 1982. -№ 10.-С. 117-125.
85. Казанцева Л.В. Категория хронотопа в структуре художественного произведения (лингвопрагматический и жанровый аспект). — М.: МГУ, 1991. — 123с.
86. Казарян В.П. Понятие времени в структуре научного знания. — М.: МГУ, 1980,- 174 с.
87. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. -М.: Просвещение, 1988. 173 с.
88. Киреева З.С. Сказки К.Г. Паустовского // Некоторые вопросы русской литературы XX века.-М.:МПГИ им. В.И. Ленина, 1982.-С. 158-171.
89. Кремцов Л.П. К.Г. Паустовский: Жизнь и творчество. — М.: Просвещение, 1982.-96 с.
90. Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1998. - 430 с.
91. Колесников В.И. Лекции по психологии индивидуальности. — М.: Издат. «Института психологии», 1996. 224 с.
92. Корст Н.О. Восприятие литературного произведения и его анализ в школе. // Вопросы анализа художественного произведения / Под ред. Н.О. Корста. -М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1969. С. 10-24.
93. Ковсан М.Л. Время в литературе. // Литературная учеба. 1979. - № 5. - С. 213-215.
94. Корман Б.О. Опыт описания литературных родов в терминах теории автора (субъективный уровень). // Проблема автора в художественной литературе / Под ред. Б.О. Кормана. Ижевск, Ижевский ГПИ, 1974. - 114 с.
95. Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Проблемы истории критики и поэтики реализма. Куйбышев, Куйбышевский ГУ, 1981. — С. 39-54.
96. Котоянц С.В. Обстоятельства места и времени в локально-временной детерминированности художественного текста (жанр рассказа): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филолог, наук. — М.,1983. 17с.
97. Кривонос В.Ш. Хронотоп автора и хронотоп читателя в реалистическом произведении. // Пространство и время в литературе и искусстве. — Даугавпилс, Даугавпилский пед. ин-т им. Я.Э. Калнберзина,1987. -С.21-23.
98. Кузьмина Ю.А. К вопросу о языковых средствах создания художественного времени. // Вопросы языка и его истории / Под ред.М.И.Янценецкой. — Томск, ТГУ, 1972.-С. 70-76.
99. Кузьмина Ю.А. О роли языковых средств в создании художественного времени. // Уч. Записки Томского университета. 1975. - Вып. 3. - № 92. - С. 6871.
100. Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы. О формировании исторического подхода к художественной литературе. М.: Просвещение, 1974.- 176 с.
101. Курдюмова Т.Ф. Методические рекомендации к учебной хрестоматии «Литература»: 5 класс. М.: Просвещение, 1994. - 93с.
102. Лахостский К.П., Фролова В.Ф. Пушкин в школе. — Л.: Учпедгиз, 1956 -413 с.
103. Лебедев Ю.И. Русская литература 19 век: вторая половина. 10 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1999 - 409 с.
104. Левидов A.M. Автор Образ - Читатель. - Л.: ЛГУ, 1983. - 350 с.
105. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра: Жанровые закономерности развития советской прозы в 1960-1970 гг. Свердловск, Сред. Урал. Кн. изд-во, 1982.-254 с.
106. Лейдерман Н.Л. «Пространство вечности» в динамике хронотопа // Русская литература XX века: направления и течения. Выпуск. 2. Екатеринбург, Уральский ГПУ, 1995. - С.3-19.
107. Лейтис Н.С. Роман как художественная система. Пермь,ПГУ, 1985 .-19 с.
108. Лейтис Н.С. Вечные образы и художественное время // Кармановские чтения. Выпуск. 1-Ижевск, Ижевский ГПИ, 1994. С. 104-123 с.
109. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М.: Гослитиздат, 1957.-519 с.
110. Литература: 5 класс: Учеб.-хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Я.Коровина. В 2 частях. - М., Просвещение, 2000.
111. Литература 5 класс. Учеб.-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы / Авт.-сост М.Б. Ладыгин М., Дрофа, 2000.
112. Литература. 5 класс / Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова. М.: Мнемозина, 1999, - 222 с.
113. Литературоведческие термины: материалы к словарю. Коломна: КПИ, 1997.- 100с.
114. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. -352 с.
115. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения. // Вопросы литературы. № 8. - 1968. - С. 74-87.
116. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. - 352с.
117. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. -383 с.
118. Ляхова Е.И. Драматический хронотоп. // Пространство и время в литературном произведении и искусстве. Даугавпилс, Даугавпилский пед. ин-т им. ЯЗ. Калнберзина, 1990. - С. 17-19.
119. Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. — М.: Просвещение, 1972. -208 с.
120. Макогоненко Г.П. О художественном пространстве в реалистической ли-тературе//Культурное наследие Древней Руси: Истоки, становления, традиции / Под ред. В.Г. Базанова. М.: Наука,1976. - С. 237-245.
121. Макогоненко Г.П. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. — Л.: Художественная литература, 1977. 111с.
122. Мальцева О.А. Хронотоп как принцип организации художественного текста // Проблемы лингвистического анализа текста. Шадринск, ШГПИ, 1993, с. 34-43.
123. Маныкина А.А. Изучение романа с учетом жанровой специфики в средней школе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -М., 1992. 16 с.
124. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. — JL: ЛГПИ, 1974. 176 с.
125. Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе. На пути к А.С. Пушкину: Пособие для учителя и учащихся. В 2 ч. - М.: Владас, 1999. -Ч. 1.-256 с.
126. Маргвелашвили Г.Т. Сюжетное время и время экзистенции. Тбилиси, Мецниереба, 1976. - 73 с.
127. Маркин Г.И. Жанродифференцирующая функция художественного времени в эпических произведениях. // Поэтика реализма. — Куйбышев, Куйбышевский ГУ, 1983. С. 25-33.
128. Mendilow А.А. Time and The Novel. N.-Y., 1972,245 p.
129. Медриш Д.Н. Структура художественного времени в фольклоре и литературе // Ритм, пространство и время / Ред. Б.Ф. Егоров. JL: Наука, 1974. - С. 121-142.
130. Мейлах Б.С. Проблемы ритма, пространства и времени в комплексном изучении творчества. // Ритм, пространство и время / Сб. статей под ред. Б.Ф. Егорова. Л.: Наука, 1974. - С. 121-142.
131. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. М.: Рольф, 2000. -224 с.
132. Мещерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 4-7 классах. М.: Просвещение, 1984. - 159 с.
133. Микоян А.С. нарушение объективных свойств пространства и времени как литературно-художественный прием. // Категоризация мира: Пространство и время. -М.: Наука, 1997. С. 190-193.
134. Мильдон В.И. Образы места и времени в классической русской драме: Ав-тореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филолог, наук. М., 1995. - 17с.
135. Минц З.Я. Структура художественного пространства в лирике А.Блока //Труды по русской и славянской филологии Тарту, ТУ, 1970. - Вып. 251. -С. 213-230.
136. Михайлова Е.М. Художественное время как категория текста и способы его реализации: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филолог, наук. — Л., 1983.- 19с.
137. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой, Маранцмана В.Г. В 2 ч. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. -Ч. II.-288 с.
138. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения.- М.: Педагогика, 1976. -229с.
139. Молчанов В.В. Проблема времени в современной науке. М.: Наука, 1990.- 132 с.
140. Мостепаненко A.M. Пространство и время в макро-, мега-, микромире. -М.: Политиздат, 1974. 240 с.
141. Мостепаненко A.M. Проблема универсальности основных свойств пространства и времени. — Л.: Наука, 1969. 229 с.
142. Морозова Е.В. Грамматическая категория пространственно-временного континуума в художественном тексте: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. филолог, наук. М., 1984. - 20 с.
143. Невердинова В.И. Художественное время и пространство в школьном анализе художественного произведения. // Пространство и время в литературе и искусстве. Даугавпилс, Даугавпилский пед. ин-т им. Я.Э. Калнберзина,1984.- С. 90.
144. Несбет Э. Формы времени в формах времени. // Новое литературное образование. М. - 1993. - Вып.2.
145. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. -М.: Книга, 1972.- 152 с.
146. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками.- М.: Учпедгиз, 1959. 149с.
147. Никишев М.Ю. Лирика: поэтика и типология композиции. — Калинин, 1990.-87с.
148. Николина Н.А. Категории пространства и художественный текст // Анализ литературного произведения. Киров, ВГПУ, 1995. - С. 121-135.
149. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. — М.: Высшая школа, 1978.-351 с.
150. Панин А.О. Роль художественного времени в организации читательского восприятия. // Пространство и время в литературе и искусстве. — Даугавпилс, Даугавпилский пед. ин-т им. Я.Э. Калнберзина, 1987. С. 23-24.
151. Пенроуз Р. Структура пространства и времени М.: Мир, 1972. - 183 с.
152. Петрова Н.А. Функция пространственно-временных отношений в сюжето-строении произведения // Пространство и время в литературе и искусстве. — Даугавпилс, Даугавпилский пед. ин-т им. Я.Э. Калнберзина, 1987. С. 20-21.
153. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. Л.: Наука, 1987. - 336с.
154. Поляков М.Я. Теория драмы. Поэтика. М.: ГИТИС, 1980. - 15с.
155. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. — М.: Изд-во МУ, 1976. -208 с.
156. Притыкина О.И. Время субъекта художественного творчества в свете диалектики индивидуального и социального. // Пространство и время в литературе и искусстве. Даугавпилс, Даугавпилский пед. ин-т им. Я.Э. Калнберзина, 1987.-С. 6-11.
157. Программа по литературе для 5-9 классов и для старшей школы / Под ред. В.Г. Маранцмана СПб.: Специальная литература, 1998. — 184 с.
158. Программа общеобразовательных учреждений. «Литература 1-11 классы» под редакцией Г.И. Беленького М.: Мнемазина, 2001. — 90 с.
159. Программа по литературе под редакцией М.Б.Ладыгина // Программно-методические материалы. Литература 5-11 классы / Сост. Т.А.Калганова. — М.: Дрофа, 2000. С. 206-296.
160. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений: 5-11 классы / Под ред. А.И. Княжицкого М.: Просвещение, 2000. -176 с.
161. Программа по литературе (5-11 классы) / Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина // Программно-методические материалы. Литература. 5-11 классы /Сост. Т.А.Калганова. М.: Дрофа, 2000. - С. 45-133.
162. Программа по литературе (5-11 классы) / Авторы А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева, В.В. Леденева и др. // Программно-методические материалы. Литература. 5-11 классы /Сост. Т.А.Калганова. М.: Дрофа, 2000. - С. 133-206.
163. Прокофьев И.Н. Формирование понятий по теории литературы в старших классах. — М.: Просвещение, 1961. 48 с.
164. Пространство в литературе и искусстве, конец IX века начало XX века: Методические материалы по теории литературы. — Даугавпилс, Даугавпил-ский пед. ин-т им. Я.Э. Калнберзина,1987. 78с.
165. Пространство и время в литературе и искусстве. — Даугавпилс, Даугавпил-ский пед. ин-т им. Я.Э. Калнберзина,1984. 95 с.
166. Пространство и время в литературе и искусстве. Теоретические проблемы классической литературы (Методические материалы по теории литературы). — Даугавпилс, Даугавпилский ПИ. им. Я.Э. Калнберзина, 1987. 104 с.
167. Пространство и время в литературе и искусстве: Методические материалы по теории литературы. — Даугавпилс, Даугавпилский пед. ин-т им. Я.Э. Калнберзина, 1990.-120 с.
168. Прошенкова А.А. Особенности урока по формированию теоретико-литературных понятий (с. 68-75) // Урок литературы в средней школе. Мето-дич рекомендации. М., М111И им. В.И. Ленина, 1983. - С. 68-75.
169. Рассказов Ю.С. Теоретическая поэтика литературного произведения. — Краснодар, Флер, 1998. 136 с.
170. Ржевская Н.Ф. Изучение проблемы художественного времени в зарубежном литературоведении. // Вестник МГУ Сер. X. Филологические науки. —1969.-№5.-С. 45-54.
171. Ржевская Н.Ф. Концепция художественного времени в современном романе (функция «ретроспекция» в романе) // НДВШ: Филологические науки.1970.-№4. с. 28-40.
172. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Ред. Б.Ф. Егоров. — Л.: Наука, 1974.-298 с.
173. Ритм, пространство и время в художественном произведении. Алма-Ата, КазПи, 1984.-133 с.
174. Роднянская И.Б. Художественное время и пространство // Литературный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 487489.
175. Рымарь Н.С. Поэтика романа. Саратов: Саратовский университет Куйбышевский филиал, 1990.-252 с.
176. Рудь И.Д, Цуккерман И.И. О пространственно-временных преобразованиях в искусстве.//Ритм, пространство и время в литературе и искусстве/ Ред. Б.Ф. Егоров. Л.: Наука, 1974. - С.274-276.
177. Русская литература XIX века: 10 класс: Практикум: Учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Авт.-сост. Г.И. Беленький, Э.А. Крас-новский, С.А. Леонов; Под ред. Ю.И. Лыссого. М.: Просвещение, 1997. -383 с.
178. Русская литература 20 века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных заведений / Под общ. ред. В.В. Агеносова. В 2 ч. - М. Дрофа, 1998.
179. Сапаров М.А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения. // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве/Ред. Б.Ф. Егоров. Л.: Наука, 1974. - С.85-107.
180. Слабковская Е.Г. Художественное время в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»// Теория литературы в школе. — Иркутск, ИГПИ, 1978. С. 63-66.
181. Слепухов Г.Н. Художественное пространство и время как объект фило-софско-эстетического анализа: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. философ. наук. М., 1979. - 21 с.
182. Слепухов Г.Н. Пространственно-временная организация художественного произведения. // Философские науки. 1984. - № 1. - С. 64-70.
183. Слепухов Г.Н. О некоторых аспектах художественного пространства и времени. // Искусство и действительность. Методологические проблемы эстетического анализа. М.: Издат-во МГУ, 1979. - С. 11-32.
184. Смирнов А.А., Леонтьев А.Н., С.Л.Рубинштейн, Б.М. Теплова. Психология. М.: Просвещение, 1956. - 167с.
185. Сорокун П.А. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся. // Восприятие пространства и времени. Л.: Наука, 1969. - С. 48 -49.
186. Спиркин А.Г. Происхождение категории пространства. // Вопросы философии. 1956. - № 2. - С.91-104.
187. Таборисская Е.М. О понятии «пространство героя». // Проблема автора в художественной литературе. Воронеж, Воронежский ГПИ, 1974. - Вып. IV.- С. 43-65.
188. Текст как объект лингвистического исследования. М., Наука, 1981. -140с.
189. Тодоров Л.В. Работа над стихотворением в школе. М.: Посвещение, 1965.-184с.
190. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. — М.: Аспект Пресс, 1999.- 332с.
191. Топоров В.Н. Пространство и текст//Текст: семиотика и структура. — М., Наука, 1983. С.227-285.
192. Топоров В.Н. Об экстропическом пространстве поэзии. // Русская словесность: к структуре текста. -М.: Academia, 1997. С. 213-227.
193. Трефилова Г.П. К. Паустовский, мастер прозы. М.: Художественная литература, 1983. - 128 с.
194. Тураева З.Я. Категория времени: время грамматическое и время художественное. — М.: Высшая школа, 1974. 219 с.
195. Тураева З.Я. Художественный текст и пространственно-временные отношения. // Семантико-стилистические исследования текста и предложения. — Л.,ЛГПИ, 1980.-С. 3-11.
196. Тюпа В.И. Эстетическая функция художественного пространства. // Пространство и время в литературе и искусстве. Даугавпилс, Даугавпилский пед. ин-т им. Я.Э. Калнберзина, 1990. - С. 5-7.
197. Уитроу Дж. Естественная философия времени. М.: Прогресс, 1964. -431с.
198. Урманцев Ю.А., Трусов Ю.П. О свойствах времени. // Вопросы философии. 1961.-№ 5. - С. 58-70.
199. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Школа «Язык русской культуры», 1995.-357 с.
200. Успенский Б.А. История и семиотика восприятия времени как семиотическая система. // Труды по знаковым системам. Зеркало. Семиотика зеркальности. Выпуск. 22 Тарту, 1988. - С. 66-84.
201. Фаликова Н.Э. Хронотоп как категория исторической поэтики. // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: Издат-во 111 У, 1992. - С. 45-57.
202. Фарыно Е. Введение в литературоведение. Katowice, 1980, Ч. 3. - 286 с.
203. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, Зинатне, 1988. - 454 с.
204. Федоров Ф.П. О пространственно-временных структурах в искусстве IX — XX в. // Пространство и время в литературе и искусстве. — Даугавпилс, Даугавпилский пед. ин-т им. Я.Э. Калнберзина, 1987. С. 31-38.
205. Философия пространства и времени. М.: Наука, 1985. — 290с.
206. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. - 321 с.
207. Фресс П. Восприятие и оценка времени. // Экспериментальная психология. / ред. П. Фресс и Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1978. - С.89-130.
208. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. Очерки о русской литературе XX века.-Л.: Наука, 1971.-293 с.
209. Хайдеггер М. Время как картина // Современные концепции культурного кризиса на Западе. М.: Просвещение, 1976. - С. 208-253.
210. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Самосознание европейской культуры XX века. — М.: Политиздат, 1991. С. 91-97.
211. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. - 398 с.
212. Хализев В. Е. Драма как род литературы:(Поэтика, генезис, функционирование). М.: Изд-во МГУ, 1986. - 259 с.
213. Хмарский И.Д. Анализ литературного произведения в старших классах. — Ульяновск, Ульяновский пед. институт, 1974. — 159 с.
214. Хотинская Г.А. Художественное время как эстетический феномен. — Саратов, Изд-во Саратовского университета, 1992. 261 с.
215. Чередниченко В.И. Типология временных отношений в лирике. — Тбилиси: Мецниереба, 1986. 140 с.
216. Чернейко Л.О. Способы представления пространства и времени в художественном тексте. // Филологические науки. — 1994. № 2. - С.58-70.
217. Царик Д.К. К. Паустовский. Очерк творчества. — Кишинев, Штиинца, 1979. 124с.
218. Цейтлен А. Время // Литературная энциклопедия. — М.: Ком. Академия, 1928.-С. 11
219. Цилевич Л.М. Событие как пространственно-временная категория. // Пространство и время в литературе и искусстве. — Даугавпилс, Даугавпилский пед. ин-т им. Я.Э. Калнберзина, 1984. С. 43-45.
220. Цилевич Л.М. Пространственно-временная картина художественного мира. // Пространство и время в литературе и искусстве. — Даугавпилс, Даугавпилский пед. ин-т им. Я.Э. Калнберзина, 1990. С.56-58.
221. Цилевич Л.М. Сюжетообразующая функция хронотопа. // Пространство и время в литературе и искусстве. Даугавпилс, Даугавпилский пед. ин-т им. Я.Э. Калнберзина, 1987. - С. 13-15.
222. Шатин Ю.В. Лирический мотив и организация пространства и времени в стихотворном тексте. // Пространство и время в литературе и искусстве. — Даугавпилс, Даугавпилский пед. ин-т им. Я.Э. Калнберзина,1987. С.24-26.
223. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. — М.: Мысль, 1966. — 496 с.
224. Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983. - 383 с.
225. Шкловский В.Б. Конвенция времени. // Вопросы литературы. 1969. - № 3. -С.115-127.
226. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1923. Т. 1. — 467 с.
227. Эйнштейн А.Н. Сущность теории относительности. — М.: Изд-во «Иностранная литература», 1955. — 160 с.
228. Эйнштейн А.Н. Природа, мир, тайник вселенной. — М.: Наука, 1990. — 178с.
229. Эйхенбаум Б.Н. Как сделана «Шинель» Гоголя / О прозе. Л.: Художественная литература, 1964. - С. 321-335.
230. Элькин Д.Г. некоторые вопросы психологии ориентировки во времени у детей. // Восприятие времени. М.: Издат-во Академии пед. наук РСФСР, 1962.-С. 312-330.
231. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-С. 280-282.
232. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М.: Гнозис, 1994. - 343 с.
233. Якобсон P.O. Поэзия грамматики и грамматика поэзии / Семиотика. — М.: Прогресс, 1983.-245с.