Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов

Автореферат по педагогике на тему «Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Чжан Цзюнь
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2008
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов"

На правах рукописи

ЧЖАНЦЗЮНЬ

Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 2008

1' г.:х гэ

003459234

Работа выполнена в Московском государственном гуманитарном университете

им. М.АЛПолохова

Научный руководитель:

Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор Рапацкая Людмила Александровна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Немыкина Ирина Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент Буркова Лариса Федоровна

Ведущая организация

Московский государственный университет культуры и искусств

Защита состоится « » ОхШр^Я^ 2009 г. в Ц часов на заседании диссертационного совета Д 212.1^6.06 при Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова, по адресу: 109240, Россия, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.16/18

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного гуманитарного университета им. М_А.Шолохова

Автореферат разослан » 2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент

Н.Р.Геворгян

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Проблема формирования у студентов-музыкантов коммуникативных компетенций, культуры понимания и принятия музыкальных культурных традиций разных народов мира, - одна из наиболее актуальных в современном" профессиональном музыкальном образовании. В настоящее время в связи со значительным расширением межкультурных контактов России со странами не только Европы (что само по себе традиционно), но и государствами Азии, Африки и Америки, насущной стала проблема формирования адекватных представлений у молодежи о культуре и художественных традициях народов, населяющих эти континенты. И поскольку Китай, самая крупная и многонаселенная страна Дальневосточного ареала, является активным партнером России по экономическим и культурным связям, знакомство современных российских студентов с особенностями культурных традиций, языка и искусства Китая представляется весьма важным и актуальным.

Общеизвестно, что наиболее ярко национальные особенности проявляются в народном художественном, в том числе музыкальном, творчестве. Музыкальная культура народов помимо особенностей музыкального мышления, проявляющихся в ладово-интонационном складе народного мелоса, жанровой специфике, формах самовыражения, тембровом своеобразии, манерах и традициях исполнительства, концентрирует в себе характерные черты психологии этноса, национального самосознания, ценности духовной культуры.

До наших дней дошли многочисленные высказывания философов Китая о сущности музыки, о ее глубоком идейном содержании, о ее громадной общественной роли. Движущей силой в создании культурных и художественных ценностей был могучий и яркий талант китайского народа. В процессе длительного развития Китайского государства — от древних времен, средневековья и вплоть до современности - постепенно формировались и совершенствовались пять основных видов традиционной музыки: песни, танцевальная музыка, музыка песенных сказов, музыка местных опер и инструментальная музыка.

В современном обществе народная музыка также занимает важное место в нравственно-эстетическом воспитании молодежи. Поэтому в процессе подготовки высокопрофессиональных педагогов-музыкантов народной музыке уделяется особое внимание, как фактору, помогающему развивать необходимые будущему педагогу качества личности. Использование музыкального фольклора разных народов мира в профессиональном музыкально-педагогическом образовании позволяет создать благоприятные условия для актуализации индивидуальных возможностей и открывает перспективу саморазвития личности.

Необходимость расширения межкультурных контактов, возрождения народных музыкальных традиций обусловила актуальность подготовки в педагогических институтах учителей музыки, руководителей детских народных коллективов, владеющих системой знаний песенного фольклора, навыками народного пения, и в том числе китайской музыки. Однако программы для ее изучения не разработаны. Это определило проблему и выбор темы диссертационного исследования: «Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов».

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, педагогических условий и методов освоения будущими педагогами музыкантами российского вуза китайской народной музыкой.

Объектом исследования является китайская народная музыка в контексте профессиональной подготовки педагога-музыканта.

Предмет исследования — процесс изучения будущими педагогами музыкантами китайской народной музыки, как средство повышения уровня профессиональной подготовки.

Гипотеза нашего исследования:

Интенсивное развитие культурного диалога России и Китая предопределяет необходимость включения в содержание профессиональной подготовки студентов-музыкантов китайской народной музыки, отражающей древнейшие основы менталитета великого китайского народа.

Эффективность освоения китайской народной музыки зависит от комплекса следующих педагогических условий:

- формирование у студентов знаний культурологического интегрированного характера, содержание которых основано на синтезе истории культуры Китая, эстетики восточных музыкальных традиций и собственно китайской народной музыки;

- осуществление межпредметных связей между дисциплинами историко-теоретического цикла на основе сопоставления китайской музыки с музыкой европейских стран и России, направленного на постижение общего и особенного в каждой музыкальной культуре;

- в процессе изучения экспериментального спецкурса «Китайская народная музыка». Применение комплекса специальных методов обучения: культурологического анализа истории музыки Китая; сопоставления произведений разных видов искусств (живопись, архитектура, музыка европейской, русской и китайской традиций); вокализации и сольфеджирования китайских народных мелодий и др.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Рассмотреть особенности китайской народной музыки как составляющей национальных и мировых традиций и охарактеризовать ее

влияние на развитие китайской профессиональной музыки.

2. Обосновать теоретико-методические позиции освоения китайской народной музыки студентами музыкально-педагогических факультетов российских вузов.

3. Разработать спецкурс «Китайская народная музыка» и апробировать его в процессе опытно-экспериментальной работы.

Методологическую основу исследования составили положения отечественной и зарубежной педагогической науки, труды китайских и зарубежных философов, педагогов и культурологов, посвященные вопросам образования (О.А.Апраксина, Э.Б.Абдуллин, Ю.К.Бабанский, ИньАйцин, В.А.Канн-Калик, В.В.Краевский, Лю Пэй, Л.А.Рапацкая и др.), культуры (С.А.Арутюнов, И.В.Гайда, М.Е.Кравцова, А.В.Меликсетова, Д.Г.Редер, Тураев Б.А., Фань Вэнь Лань и др.), истории и психологии искусства (Б.В.Асафьев, Р.И.Грубер, СеМенган, В.И.Петрушин, Цзо Чжэньгуань и др.). При разработке проблемы содержания спецкурса китайской музыки автор опирался на работы В.П. Шестакова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, И.И. Земцовского, Л.А. Рапацкой, Э.Б. Абдуллина и др.

Для решения задач исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, культурологической исторической искусствоведческой, психолого-педагогической литературы; изучение государственных программ музыкальных вузов по предметам музыкально-исторического цикла и анализ учебно-методической документации, учебных планов, пособий и учебников, а также передового музыкально-педагогического опыта; обобщение опыта преподавания курса «Китайская народная музыка» автором диссертации; эмпирические методы анализа педагогической действительности (целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогическое собеседование и др.). При проведении экспериментального исследования использовался метод рейтинга.

Основные этапы исследования:

Первый этап - поисково-теоретический (2004-2005 гг.) — изучение и анализ философской, искусствоведческой, психологической и научно-методической литературы по проблеме исследования; определение и формулировка цели и предмета исследования, разработка гипотезы и задач; анализ состояния проблемы и выявление положительных сторон и недостатков в изучении китайской народной музыки; проведение констатирующего этапа эксперимента для определения исходного состояния объекта исследования.

Второй этап — опытно-экспериментальный (2005-2006 гг.) - составление плана и разработка программы формирующего этапа эксперимента; проведение формирующего психолого-педагогического эксперимента, выбор форм, методов по спецкурсу «Китайская народная музыка».

Третий этап — заключительно-обобщающий (2006-2007 гг.) — внедрение разработанного спецкурса, анализ его влияния на эффективность нравственного

и эстетического воспитания; интерпретация, обработка и обобщение полученных результатов опытно-экспериментального исследования; оформление результатов.

Научная новизна исследования состоит в разработке стратегии освоения китайской народной музыки в процессе подготовки учителей-музыкантов, направленной на расширение н углубление представлений студентов о мировом музыкальном искусстве за счет обращения к музыкальным культурам народов Востока, до настоящего времени не включавшихся в процесс профессиональной подготовки студентов-музыкантов, воспитание восприимчивости к инокультурным явлениям.

Определены педагогические условия освоения музыкального искусства Китая студентами-музыкантами в педагогических вузах России: формирование системы знаний, раскрывающих своеобразие народной и профессиональной музыки Китая; взаимодействие музыкальных культур России и Китая; освоение студентами особенностей китайского традиционного национального музицирования; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к народной музыкальной культуре Китая; развитие творческого потенциала студентов.

Теоретическая значимость внесен вклад в научные представления о профессиональной подготовке педогога-музыканта, исследования заключающийся в следующем:

Разработано и научно обосновано содержание спецкурса «Китайская народная музыка» на основе определения этапов становления китайской народной музыки, особенностей её музыкального языка и мышления, традиций народного бытования, взаимодействия фольклора и профессионального творчества. Содержание спецкурса построено на взаимодействии двух блоков: историко-теоретического и практического, и направлено на формирование целостного представления о традиционной музыкальной культуре Китая, опыта творческого музицирования (импровизации) в традициях китайской народной музыки; позитивного эмоционально-ценностного отношения к музыкальным традициям культур народов Востока.

Выявлен комплекс специальных методов, способствующий формированию у студентов обобщенных музыкально-образных представлений о традиционной музыкальной культуре Китая в процессе творческого освоения форм китайского фольклорного музицирования. Это методы постижения художественного мира китайской народной песни; культурологического анализа музыкальной культуры Китая; диалога художественных традиций России и Китая, Европы и Азии, Запада и Востока.

Опытно-экспериментальным путем выявлено влияние спецкурса • «Китайская народная музыка» на формирование у студентов познавательного интереса к музыкальным культурам других стран и народов, расширяющего представления об истории мирового музыкального искусства. Освоение

спецкурса способствует эффективности творческого развития будущих педагогов-музыкантов, воспитанию их межкультурных компетенций.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы, результаты и выводы работы раскрывают перспективы изучения эстетического и воспитательного воздействия инокультурной народной музыки на человека.

Разработан и проверен в условиях опытно-экспериментальной работы спецкурс «Китайская народная музыка», который дополняет курс истории зарубежной музыки, не предусматривающий глубокое освоение восточных кулыур.

Материалы и результаты исследования могут быть использованы в вузовских спецкурсах, предназначенных для студентов музыкально-педагогических факультетов, а также в общевузовских культурологических и педагогических курсах. Предложенные методические рекомендации могут применяться и в работе учителей музыки и музыкальных руководителей.

Достоверность результатов исследования обеспечена: методологической обоснованностью исходных теоретических положений; применением комплекса методов научного познания и практической деятельности, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; качественным анализом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Современный профессиональный уровень подготовки будущих педагогов-музыкантов обеспечивается при условии освоения музыкального искусства разных национальных традиций не только Запада, но и Востока, в том числе традиций китайской культуры. Освоение китайской музыки студентами-музыкантами российских вузов следует начинать с изучения корней китайского искусства — с фольклора, что позволяет понять особенности музыкального языка китайского народа.

2. Эффективность освоения студентами китайской народной музыки, как целостного и самобытного явления культуры стран Востока, определяется комплексом следующих педагогических условий:

— формированием у студентов знаний культурологического интегрированного характера, содержание которых основано на синтезе истории культуры Китая, эстетики восточных музыкальных традиций и собственно китайской народной музыки;

— осуществлением межпредметных связей между дисциплинами музыкально-исторического цикла, и прежде всего историей музыки России и историей китайской музыки (выявлением общего и особенного через сопоставление стилей, жанров, социальных функций);

— применением комплекса специальных методов обучения: культурологического анализа; сопоставления произведений разных

национальных традиций и разных видов искусств (живопись, архитектура, музыка); вокализации и сольфеджирования народных мелодий и др.

- освоение студентами-музыкантами обрядовых форм и практических приемов и способов музицирования, характерных для традиционной народной исполнительской культуры Китая;

- формирование у студентов обобщенных музыкально-образных представлений об изучаемом явлении в контексте категории «художественная картина мира», корректирующих ценностные нравственно-эстетические ориентации студентов и развивающих их творческий потенциал.

3. Освоение студентами спецкурса «Китайская народная музыка», введённого в экспериментальном порядке, в единстве приобретаемых знаний и практической их реализации в творческой деятельности активизирует процесс профессионального и личностного развития студентов, способствует пониманию социальной природы музыки, ценности национальных музыкальных традиций своего и других народов, воспитанию межкультурного взаимопонимания и эмпатии.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры музыкальных инструментов МГГУ им. М.А.Шолохова и кафедры музыкального образования Цицикарского государственного университета. Основные положения диссертации и результаты исследования отражены в спецкурсе «Китайская народная музыка»(50 часов) изучали 100 студентов, а также в публикациях автора в сборниках научных трудов и журналах.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Основное содержание исследования

Во Введении обозначена актуальность темы, определены цель, объект, предмет, сформулированы гипотеза и основные задачи исследования, охарактеризованы методологические основы, методы и этапы опытно-экспериментальной работы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, приведены положения, выносимые на защиту, освещены пути апробации и внедрения в практику результатов исследования.

В первой главе диссертации «Теоретические предпосылки освоения китайской народной музыки студентами-музыкантами» рассмотрены основные этапы формирования музыкальной культуры Китая в контексте истории Китайского государства. Освещены проблемы становления традиций китайского народного музицирования (пегая и игры на народных музыкальных инструментах), возникновения китайской музыкальной драмы и пекинской национальной оперы, создания и совершенствования системы народного музьпсального образования в Китае. Представлены пути развития музыкальной

культуры современного Китая, с одной стороны, активного внедрения в общественную жизнь основ европейской музыкальной культуры, а с другой -развития в новых условиях китайской народной музыки и профессионального музыкального творчества.

Охарактеризованы национальные особенности китайского народного музыкального творчества на основе анализа трудов российских и зарубежных философов (АЛ. Гуревич, Я.Б. Радуль-Затуловский), историков (A.B. Меликсетова, Б.А. Тураев, Фань Вень Лань.), музыковедов (B.C. Виноградов, Р.И. Грубер, Мин Мэй, Ф.А. Рубцов, У Ген-Ир, Цзо Чжэньгуань, Н.Г. Шахназарова, Г. Шнеерсон, И.А. Чжен, Ян Цзинчунь), культурологов (И.В. Гайда, Г.В. Драч, М.Е. Кравцова, С. Образцов и др.). Выявлено интонационное богатство китайской народной музыки, базирующееся на пентатонной ладовой основе, широком мелодическом диапазоне, ритмическом разнообразии. Все это свидетельствует о ценности китайского народного песенного наследия и необходимости его изучения в музыкальной педагогике.

Особенности исторического развития музыкального искусства Китая в контексте общекультурных тенденций, а также значительная роль народной музыки в данном процессе, обусловили разработку ведущих педагогических условий освоения музыкального искусства Китая студентами-музыкантами в педагогических вузах России.

Первым условием является формирование у студентов системы музыкально-исторических знаний, раскрывающих своеобразие народной и профессиональной традиций в самой музыкальной культуре Китая, а также исторически сложившееся взаимодействие музыкальных культур России и Китая.

Педагогически целесообразно формировать музыкально-исторические знания у студентов-музыкантов на основе синтеза теоретических понятий, музыкально-образных представлений и культурологических обобщений. Если теоретические понятия, как базисные единицы научного знания, позволяют формировать у студентов системные общие представления о процессах исторической эволюции музыкального искусства, то музыкально-образные представления являются продуктом восприятия, они возникают как особый субъективный образ в результате творческого «прочтения» человеком текста художественного (в том числе музыкального) произведения (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Г. Костюк, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский и др.). Поэтому музыкально-образные представления о китайской народной музыке обобщают не только восприятие звучавших народных песен, но и пережитые эмоции, чувства, связанные внутренними ощущениями человека, остающимися в памяти после общения с явлениями Китайской художественной культуры. В опоре на категорию «художественная картина мира» (Л.А. Рапацкая), предпринята попытка выявления своеобразия «музыкальной картины мира»

народа Китая, выделения общих «духовно-содержательных» оснований исторического развития музыкальных культур разных национальных традиций, что позволяет студентам выводить музыкально-исторические знания на уровень ценностно-смысловых обобщений.

Важнейшим элементом формирования музыкально-образных представлений о народной китайской музыке является непосредственное исполнение студентами-музыкантами ее образцов. Этому способствует второе педагогическое условие, направленное на освоение студентами особенностей китайского традиционного национального музицирования, позволяющих студентам соприкоснуться с культурой музыкального исполнительства Китая. Студенты приобретают основные певческие навыки, осваивают народно-исполнительские приемы, элементы хореографической пластики и игры. В работе над техническими приемами пения особое внимание уделяется художественной (содержательной) стороне исполнения, эмоциональной настройке исполнителя. Использование на занятиях подлинных китайских народных песен, а также произведений композиторов, стилистически близких традициям китайского народного музицирования, позволяет знакомить студентов с особенностями интонирования и построения китайских народных песен. Все это способствует развитию у студентов художественного вкуса, раскрытию самобытных черт творческой индивидуальности каждого исполнителя.

Реализация первого и второго педагогических условий в совокупности направлена на формирование позитивного эмоционачъно-ценностного отношения к народной музыкальной культуре Китая. Знакомство с китайской народной музыкой не только расширит профессиональный кругозор будущих педагогов, но научит их позитивному отношению к иным, непонятным на первый взгляд, культурным традициям. Оно поможет воспитать в себе волю и настойчивость в освоении элементов языка незнакомых культур, чтобы уметь общаться с представителями этих культур, понимать и быть понятыми и принятыми в межкультурном общении. Все это способствует становлению у студентов коммуникативных компетенций, навыков межкультурного взаимопонимания и взаимодействия.

Третьим педагогическим условием освоения содержания курса «Китайская народная музыка» является развитие творческого потенциала студентов-музыкантов. позволяющего им в своей профессиональной деятельности активно влиять на становление у школьников коммуникативных компетенций, навыков межкультурного взаимопонимания и взаимодействия. В данном исследовании под творческим потенциалом учителя музыки понимается совокупность его творческих возможностей и деятельности, направленных на решение педагогических задач, возникающих в рамках динамично развивающегося учебного процесса на уроке музыки. Творческие возможности учителя музыки определяются уровнем развития личностных качеств

(мышления, способностей, эмоциональной и волевой сфер), в сочетании с профессиональными компетенциями и опытом.

Наличие творческого потенциала у студентов характеризуется их способностью чувствовать новое, быстро реагировать на поставленные задачи (В.А. Канн-Калик, Д.Б. Богоявленская, Л.Г. Арчажникова и др.). Признаком развитого творческого потенциала является также способность студентов к широким обобщениям разнохарактерных фактов и явлений национальной музыкальной культуры, способность выделить общую доминантную идею, соотнести ее с эстетическими установками эпохи, в контексте которой формировалась народная и профессиональная музыкальные культуры Китая. Творческий потенциал проявляется в гибкости мышления студентов, их способности переходить от одной мысли к другой в русле логики изложения материала, не теряя при этом генеральной темы занятий.

Исследования педагогов-музыкантов, связанные с анализом специальных методов обучения (Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин и др.), показали, что «распредмечивание» интонационно-образного строя музыкального произведения происходит более эффективно в процессе творческо-практической деятельности студентов. Специальные методы должны развивать музыкальное восприятие, музыкальное мышление, музыкальные способности, стимулировать творческую деятельность учащихся, активизировать процесс оценки и самооценки своей исполнительской деятельности. Для эффективности освоения студентами содержания курса «Китайская народная музыка» нами разработаны следующие специальные методы:

Метод постижепия художественного мира китайской народной песни направлен на адекватное восприятие и исполнение студентами китайской народной музыки. На начальном этапе музыкальный материал фольклора должен быть представлен как в «живом» исполнении (пение, игра на музыкальном инструменте), так и в записи (аудио и видео). Каждое прослушивание национальной фольклорной музыки сопровождается обсуждением, в ходе которого студенты по музыкально-интонационному строю мелодии определяют ее характер, эмоционально-чувственное содержание, социокультурное предназначение, выразительные особенности.

На этапе практического освоения китайской народной музыки используется прием сольфеджирования: обучающиеся, по нотам или на слух, пропевают мелодию с названием звуков (или на слог), а затем пробуют пропеть народную мелодию на китайском языке (иероглифы при этом даются в транскрипции) и в переводе на русский язык. Студенты сравнивают свои первичные предположения о содержании напева с подлинником, корректируют свое понимание народного напева. Такое «погружение» в интонационно-образный строй китайской народной песни способствует проникновению студентов в своеобразие национальной музыкальной традиции

Китая, более глубокому «вчувствованию» в характер мелодии, ее эмоционально-смысловое содержание.

На этапе, когда студенты уже имеют некоторый опыт общения с китайскими народными напевами, песни осваиваются с помощью приема "петь следом", направляющего каждого участника коллектива к интенсивному "обучающему" восприятию - соисполнению и знакомой и незнакомой народной песни. Важным дополнением в данном процессе является также прием «подпевание», определяющий характер взаимоотношений всех участников коллективного исполнения народной песни.

Метод культурологического анализа китайской музыки связан с изучением музыкальной культуры в контексте общехудожественных традиций Китая, что позволяет глубже понять национальные духовные ориентиры и их воплощение в музыкальных культурных традициях народа.

При изучении китайской народной музыки студенты знакомятся с историко-культурным фоном, внутри которого рождалась народная музыкальная культура Китая. Китайские народные песни неразрывно связаны с традициями народного музицирования: культурой инструментального и хорового сопровождения, движения, танца, характером обрядов, особенностью костюмов. Поэтому без изучения традиций народного музицирования невозможно формирование целостного представления у студентов-музыкантов о китайской народной музыкальной традиции. Творческие задания по изучению документальных, литературных, исторических источников, свидетельствующих о закономерностях и своеобразии развития традиции фольклорного музицирования в Китае помогают выявить мировоззренческие особенности текстов народных китайских песен, понять внутренний смысл напева, особенность соотношения слова и звука в китайском народном пении. Изучение народных обрядов, ритмики и хореографии помогает студентам-музыкантам освободится от искусственности и скованности в исполнении импровизированного аккомпанемента на народных инструментах; творческой интерпретации народных песен; ритмической и хореографической импровизации.

Метод диалога художественных традиций России и Китая обеспечивает направленность процесса освоения китайской народной музыки на поиск ее интернациональной составляющей. Сопоставление фольклорных напевов народов Китая и России направляет внимание студентов на общее и особенное в фольклорных музыкальных традициях разных народов Востока и Запада, способствует выявлению единых источников развития разных фольклорных музыкальных традиций.

Студенты обращают внимание, прежде всего, на пентатонную ладовую организацию китайской песни в отличие от диатонической природы русского песенного мелоса; на сложившуюся в Китае философскую систему символического понимания значения каждой ступени лада, что помогает

студентам осмыслить распространенные в китайской музыкальной эстетике представления о глубинных связях музыки с явлениями природы и жизни; отмечается также своеобразие интонационно-ритмического развития китайских мелодий, прихотливость их конструктивной организации.

Вместе с тем, сравнение китайских народных мелодий с образцами песенного фольклора некоторых нерусских народов России, например, живущих в Поволжском регионе (татары, башкиры^ чуваши, марийцы, удмурты), позволяет выявить определенное сходство в ладо-методическом строении напевов (преимущественная опора на пентатонику, орнаментальный характер распевания и др.) Поиск причин такого сходства приводит к осмыслению фактов Российской истории (период татаро-монгольского ига) с позиций обнаружения возможных контактов культур Востока и Запада.

Сравнение фольклорных напевов разных народов России и Китая позволяет также определить общие для разных культур исходные позиции формирования и функционирования музыкального фольклора: прикладной характер функционирования, жанрово-тематическая типизированность народных напевов (например, у каждого народа есть колыбельные, трудовые, свадебные песни и т.д.), неразрывная связь мелодии, слова, движения в песне (синкретический синтез искусств). Все это подводит студентов к осознанию единых социально-психологических оснований развития музыкальной культуры каждого народа при неисчерпаемом богатстве и разнообразии способов их этнокультурного самовыражения.

Во второй главе - «Опытно-экспериментальное исследование проблемы изучения китайской народной музыки студентами-музыкантами» -представлены содержание спецкурса «Китайская народная музыка» в контексте подготовки педагогов-музыкантов, программа, методика и результаты опытно-экспериментальной работы по оценке эффективности предложенных в исследовании теоретических и методических положений.

Спецкурс «Китайская народная музыка» направлен на формирование у студентов целостного представления о культуре и традициях китайского народа, генезисе и развитии народной музыки, её влиянии на становление профессионального искусства Китая, исторически сложившихся связях стран Востока и Запада. Место спецкурса «Китайская народная музыка» в учебном процессе определяется его тесной взаимосвязью, с одной стороны, с традиционным курсом русского народного музыкального творчества, с другой -с историей развития мирового музыкального искусства (зарубежного, российского).

Содержание спецкурса «Китайская народная музыка» отражает исторически сложившийся опыт жизнедеятельности китайского народа, запечатленный в его традиционной музыкальной культуре. Его разработка осуществлялась на основе специальных педагогических принципов,

обеспечивающих эффективность процесса музыкального образования.

Пршцип художественной достоверности предполагает разработку содержания спецкурса на основе подлинного музыкального материала, обладающего высокими художественными достоинствами. Данный принцип требует точности претворения народных исполнительских традиций в практической музыкальной деятельности студентов по освоению музыкального фольклора Китая.

Принцип единства учебной и художественной деятельности ориентирует на взаимосвязь процессов освоения теоретических знаний и их преломления в практической художественной деятельности студентов. Эта взаимосвязь должна проявляться в любой из используемых в спецкурсе форм обучения, вплоть до публичных представлений студентами результатов своей творческой деятельности при освоении спецкурса.

Принцип «диалога искусств» организует процесс освоения содержания спецкурса во взаимодействии разных видов искусств (пение, пластика, танец, костюм и др.) в рамках одной национальной музыкальной традиции. Этот же принцип обеспечивает педагогическую интерпретацию процессов соотношения и взаимодействия разных национальных музыкальных традиций. Реализация принципа «диалога искусств» способствует более глубокому осознанию и пониманию студентами ценности национальных музыкальных традиций своего и других народов.

Личностное и творческое развитие студентов в процессе освоения спецкурса «Китайская народная музыка» осуществляется на основе тесного взаимодействия приобретаемых знаний и практической их реализации в творческой деятельности. С этой целью используются разнообразные творческие задания, среди которых исполнение импровизированного аккомпанемента на народных инструментах; творческая интерпретация народных песен; ритмические и хореографические импровизации, сочинение подголосков к одноголосным песням, импровизации на темы народных песен, составление сценария, программ концертных выступлений с оформлением их атрибутами национальной культуры, выполнение эскизов к национальным костюмам и др. Игра на национальных музыкальных инструментах служит активным средством усвоения и закрепления материала спецкурса, помогает развитию гибкости ритмического, гармонического и полифонического слуха.

Творческий характер обучения обеспечивается использованием технологий проблемного обучения, разработкой и реализацией творческих проектов, самостоятельной исследовательской деятельностью студентов. Эти технологии наряду с традиционными и специальными методами способствуют развитию творческой активности будущих учителей музыки, способности к самостоятельному поиску, экспериментам в педагогической деятельности.

Содержание спецкурса тематически структурировано в соответствии с основными направлениями изучения китайского музыкального фольклора в

контексте общехудожественных традиций развития культуры Китая.

Таблица 1.

__Учебный план спецкурса «Китайская народная музыка»_

№ Тема Количество часов

1. Музыкальный фольклор в контексте истории развития культуры Китая 8

2. Жанры китайской народной музыки в

3. Интонационные и исполнительские особенности китайской народной музыки 12

4. Сочетание музыки и слова в китайских песнях. 8

5. Преломление китайских национальных музыкальных традиций в творчестве профессиональных композиторов. 8

6. Взаимодействие китайской и русской национальных музыкальных традиций 6

Итого: 50

С целью практической апробации и определения эффективности разработанных содержания, педагогических условий и методов освоения спецкурса «Китайская народная музыка» нами было проведено опытно-экспериментальное исследование на базе Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова. С помощью разработанной методики диагностического исследования выяснялось качество усвоения материала по основным компонентам содержания образования.

Первая группа заданий была направлена на выявление уровня сформированное™ у студентов представлений о жанровой системе китайской народной музыки и знания китайских народных инструментов. Студентам было предложено: охарактеризовать два-три специфических признака каждого жанра народной китайской музыки; дать определение китайским народным инструментам (дано семь названий) и распределить их по группам; перечислить жанры народных песен, имеющиеся в фольклоре и китайского, и русского народов.

Результаты показали, что в процессе освоения спецкурса наиболее четкое представление студенты получили о жанрах китайской народной песни, песенных сказов и местных опер (Таблица 2). Можно предположить, что наиболее яркое впечатление на студентов произвела специфика китайских национальных «местных опер»: в характеристике этого жанра были представлены наиболее выразительные определения особенностей музыкально-сценического исполнения, драматического действия и его художественного оформления (костюмы, маски и др.).

Таблица 2.

Результаты выполнения первого задания первой группы

Жанры Описано три признака Описано два признак а Описан один признак Не описано признако в Средний качественны й показатель выполнения задания

Китайская народная песня 23% 48% 29% 0% 71%

Китайская танцевальная музыка 0% 14% 82% 4% 14%

Музыка песенных сказов 7% 58% 24% 11% 65%

Музыка местных опер 36% 54% 8% 2% 90%

Китайская инструментальная музыка 0% 18% 82% 0% 18%

Средний количественный показатель выполнения задания 13,2% 38,4% 45% 3,4% 51,6%

Ответы, полученные при выполнении второго задания, выявили наличие у студентов общего представления о китайских народных инструментах: все студенты правильно дали определение гонту и пипе (100% и 97%). Видимо в данном случае большую роль сыграло сходство этих инструментов с распространенными в России барабанами и струнными народными инструментами (балалайка, домра и др.), а также с распространенной в странах Европы лютней. Несколько хуже были распознаны студентами духовые инструменты: шен запомнился студентам больше (75%), тогда как дудку (Сона - 45%) и флейту (Сяо - 60%) студенты путали между собой (диаграмма 3).

Диаграмма 3

Результаты выполнения второго задания первой группы

% верных ответов

□ Цинь В Пипа И Шен

□ Сяо О Чжэн

□ Сона В Гонг

Вторая группа заданий была направлена на выявление приобретенных студентами в процессе изучения спецкурса практических умений: определять жанровую принадлежность музыкальных фрагментов китайской народной музыки, определять на слух образцы китайской народной музыки по национально характерным интонационным оборотам. Студентам было предложено: а) после прослушивания трех незнакомых музыкальных

фрагментов определить, в каком из них звучит китайская народная мелодия? б) определить, о каком жанре китайской народной музыки говорится в предложенных стихах китайского поэта (стихи древнего китайского поэта Бо Цзюй-и)?

Результаты продемонстрировали достаточно уверенное ориентирование студентов в звучащих образцах народной музыки. Лишь небольшая часть (16%) студентов поддалась влиянию внешних признаков звучания музыки: языку и манере исполнения. Больше половины студентов (57%) верно определили китайскую народную мелодию, несмотря на то, что манера ее исполнения не совсем соответствовала традиционно принятой в Китае. Данные, приведенные в таблице 4, подтверждают, что изучение материала спецкурса «Китайская народная музыка» позволяет студентам более точно определять на слух национальную принадлежность народной китайских мелодий, отличать их от образцов русского народного музыкального творчества и музыки нерусских народов.

Таблица 4

Результаты выполнения первого задания второй группы_

Фрагмент Контрольная группа Экспериментальная группа

Китайская народная песня в исполнении русского певца 46% 57%

Русская песня в исполнении китайского певца 22% 16%

Татарская народная песня в исполнении татарского певца 32% 27%

Анализ ответов по второму заданию свидетельствует, что многие студенты обратили внимание на характер описанной в стихах музыки и чувства, вызванные ее звучанием, отдав предпочтение жанру китайской народной песни. Вместе с тем, большая часть ответов показала, что анализ текстов велся студентами в опоре на знание стилевых особенностей жанров народной китайской музыки (диаграмма 5).

Диаграмма 5

□ народная песня

Я инструментальная музыка

□ танцевальная музька

Результаты выполнения второго задания второй группы Третья группа заданий предназначена для выявления опыта творческой

деятельности студентов в процессе освоения китайской народной музыки. Студентам было предложено: а) досочинить предложенный фрагмент китайской народной мелодии до законченного музыкального построения; б) подготовить и исполнить собственную интерпретацию досочиненной китайской народной мелодии.

Для выполнения первого задания из третьей группы студентам была предложена начальная фраза мелодии китайской народной песни, использованной в опере Д. Пуччини «Турандот». Результаты выявили существенные различия в самих подходах к выполнению задания студентами контрольной и экспериментальной групп.

В контрольной группе студенты опирались на опыт и знания, полученные в ходе изучения европейской (русской, немецкой и др.) народной и профессиональной музыкальной культуры. Это ощущалось в выборе способов развития исходного материала. Направляя интонационное развитие мелодии по пути вариантно-вариационного изменения первоначальной фразы, студенты оформляли его во временные структуры, близкие к традиционным в русском музыкальном фольклоре (например, паро-периодичные струюуры), или к наиболее популярным в классической профессиональной музыке (например, вопроса — ответные структуры квадратного периода). Студенты экспериментальной группы в большей степени опирались на типы структур и характер варьирования, свойственные китайской народной песне: неквадратность и непарность сочетания мелодических построений, интенсивность интонационного варьирования, контрастность соотношения фраз и предложений. В сочиненных студентами экспериментальной группы построениях достаточно часто обнаруживалось сходство с мелодиями народных китайских песен, с которыми они знакомились в процессе изучения материала спецкурса.

Оценка исполнительских интерпретаций, подготовленных студентами контрольной и экспериментальной групп, осуществлялась методом экспертной оценки. Анализ результатов экспертизы показал, что большинство студентов экспериментальной группы (81,3%) в трактовке характера мелодии ориентировалось на тип лирического высказывания, близкий китайским лирическим песням и инструментальной музыке, повествующим о любви к природе, наслаждении ее красотой, соотнесении с природой человеческой жизни. Меньшая часть исполнительских интерпретаций (18,7%) была представлена в стиле, близком к танцевальной музыке (подчеркивание в исполнении мерности и периодичности движения, акцентирование сильных долей такта и др.).

В исполнительских интерпретациях контрольной группы наблюдалась обратная картина: больше половины студентов (65%) подготовили свое

исполнение в танцевальном характере с ориентацией на размеренный шаг, близкий хороводу. Напротив, меньшая часть (35%) в исполнении придерживалась типа песенного лирического высказывания, с подчеркиванием в мелодии распевных, плавных интонаций.

Четвертая группа заданий была направлена на выявление изменений в отношении студентов к китайской народной музыке в результате освоения содержания спецкурса. С этой целью студентам экспериментальной и контрольной групп было предложено: а) ответить на вопросы анкеты; б) составить перечень национальных музыкальных культур, знакомство с которыми, по их мнению, обеспечивает формирование целостного и полного представления о музыкальной культуре совремешюго мира (задание «Музыкальная картина мира»).

Анкетирование проводилось на констатирующем и завершающем этапах исследования, и выявило существенные изменения в понимании и отношении к китайской народной музыке студентов экспериментальной группы. В результате освоения содержания спецкурса у студентов экспериментальной группы сформировано общее и четкое представление о музыкальной культуре Китая. Лишь небольшая часть студентов осталась на уровне смутного представления, при этом не осталось ни одного студента, не имеющего никакого представления о музыкальной культуре Китая. В контрольной группе соотношение параметров изменилось незначительно.

Таблица 6

Каковы ваши представления о музыкальной культуре Китая?_

Контрольная группа Экспериментальная группа

Констатирующи й этап Завершающий этап Констатирующи й этап Завершающи й этап

Имею четкое представление 0% 0% 0% 31%

Имею общее представление 12% 15% 12% 57%

Имею смутное представление 68% 70% 68% 11%

Не имею никакого представления 20% 15% 20% 0%

В ответах на вопрос «какова необходимость в изучении китайской народной музыки в пределах профессиональной подготовки будущих учителей музыки?» подавляющее большинство студентов экспериментальной (90,6%) и контрольной (85%) групп высказалось за изучение китайской народной музыки, аргументируя свой выбор необходимостью «знать своих соседей», «ориентироваться в музыке Востока», «иметь адекватное представление о музыке других цивилизаций». Лишь небольшая часть студентов (9,4% - в экспериментальной группе, 15% -

в контрольной) высказалась против, мотивируя свой выбор перегруженностью образовательного процесса. Сравнение полученных данных с результатами констатирующего обследования обнаруживает положительную динамику развития у студентов познавательного шгтереса и позитивного отношения к китайской народной музыке.

Результаты выполнения задания «Музыкальная картина мира» (второе задание четвертой группы) показали, что представления студентов обеих групп о музыке мира складываются из европейской, американской и азиатской типов культур. Ведущим и в контрольной, и в экспериментальной группах является европейский тип музыкальной культуры. В музыкальной картине мира студентов контрольной группы наиболее разнообразно представлены музыкальные культуры Европы (9 стран), Азия представлена в основном культурами Индии и Японии, доля китайской музыкальной культуры незначительна. В экспериментальной группе более разнообразен перечень стран Европы (11 стран), Азия также представлена тремя странами, но с доминантой на китайской музыкальной культуре. Американский континент представлен не только культурой США, но и Бразилии. И, наконец, в экспериментальной группе студенты упомянули культуру стран Африки как необходимую составляющую музыкальной картины мира.

Таблица 7

Результаты выполнения задания «Музыкальная картина мира»

Музыкальная культура Контрольная группа Экспериментальная

(количество упоминаний в группа (количество

%) упоминаний в %)

Германия и Австрия 100 100

Италия 100 100

Россия 100 100

Франция 100 100

США 85 67

Индия 54 64

Япония 56 - 44

Китай 12 68

Норвегия 12 34

Венгрия 8 32

Испания 24

Англия 16

Чехия и Словакия 6 12

Армения 10

Азербайджан 9

Страны Африки 7

Бразилия 4

Таким образом, результаты диагностического обследования показали,

что реализация разработанных в нашем исследовании педагогических

условий и методов способствует эффективности освоения содержания спецкурса «Китайская народная музыка» студентами-музыкантами педагогических вузов России.

В заключении сформулированы выводы диссертационного исследования.

1. Современный профессиональный уровень подготовки будущих педагогов-музыкантов обеспечивается освоением музыкального искусства разных сторон и его национальных традиций, что, с одной стороны, расширяет и углубляет их представления о мировом музыкальном искусстве, а с другой — способствует пониманию психологических и культурных особенностей народа, его музыкального мышления и музыкального языка. Представленная в исследовании идея о расширении музыкально-исторической подготовки студентов музыкальных факультетов педагогических вузов за счет изучения китайской народной музыки с целью развития межкультурного взаимопонимания и взаимодействия, может стать одним из факторов корректного регулирования культурных процессов в современном обществе.

2. Исследование показало, что разработанный спецкурс «Китайская народная музыка» и экспериментальная проверка его эффективности в освоении: формирование системы знаний, раскрывающий своеобразие народной и профессиональной музыки Китая, взаимодействие музыкальных культур России и Китая; освоение студентами особенностей китайского традиционного национального музицирования; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к народной музыкальной культуре Китая; развитие творческого потенциала студентов - активизируется и углубляется процесс освоения содержания спецкурса «Китайская народная музыка» студентами-музыкантами в педагогических вузах России.

3. Эффективности освоения студентами китайской народной музыкальной культуры, способствует комплекс специальных методов, ориентирующих образовательный процесс на формирование у студентов обобщенных музыкально-образных представлений о китайской народной музыке в контексте истории развития культур Востока и Запада; на приобщение к обрядовым формам фольклорного музицирования, характерным для традиционной исполнительской' культуры Китая; сравнение различных компонентов китайской и русской, китайской и европейской музыкальных и в целом художественных культур; развитие творческого потенциала студентов, их нравственно-эстетических позиций, межкультурного взаимопонимания.

4. Содержание спецкурса «Китайская народная музыка», построенное на взаимодействии теоретических знаний о традиционной музыкальной культуре Китая и практики «живого» музицирования, развивает творческий потенциал студентов, формирует позитивное эмоционально-ценностное отношение студентов к музыкальным традициям народов Востока и в целом воспитывает культуру взаимопонимания людей разных национальностей.

Основное содержание и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

1. Чжан Цзюнь Основные этапы в музыкальном образовании Китая XX века. // Сборник научных трудов " Культура. Образование. Педагогика искусства" , вып.4, - г. Москва, 2007. - с.118-125 (0,

2.Чжан Цзюнь Влияние народной музыки на развитие профессиональной музыки Китая. // Сборник научных трудов "Культура. Образование. Педагогика искусства" , вып.4, - г. Москва, 2007. - с.126-133 СО.% /г.Л, )

З.Чжан Цзюнь Китайская народная музыка в контексте подготовки педагогов-музыкантов. //Научный журнал " Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова " - г.Кострома,№3, 2007.-С.298-301 (0.lf*.A.)-BkUtoW BAk Pf

Подписано в печать Формат60 х90 1/16

Объем Тираж 100 экз.

Заказ X« 335

Отпечатано в ООО КПСФ «Спсцстройсервис-92» Отдел оперативной полиграфии 101000, Москва, Мясницкая, 35, стр.2

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Чжан Цзюнь, 2008 год

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки освоения китайской народной музыки студентами-музыкантами

1.1. Основные этапы исторического развития музыкального 11 искусства Китая в контексте культурных традиций.

1.2. Специфика народной музыки Китая и её влияние на развитие 33 профессионального музыкального искусства

1.3. Педагогические условия и методы освоения китайской 52 народной музыки студентами-музыкантами российских вузов

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы изучения китайской народной музыки студентами-музыкантами

2.1 Содержание спецкурса «Китайская народная музыка» в 75 контексте подготовки педагогов-музыкантов

2.2 Цель, этапы и результаты опытно-экспериментальной работы

Введение диссертации по педагогике, на тему "Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов"

Актуальность исследования. Проблема формирования у студентов-музыкантов коммуникативных компетенций, культуры понимания и принятия музыкальных культурных традиций разных народов мира, - одна из наиболее актуальных в современном профессиональном музыкальном образовании. В настоящее время в связи со значительным расширением межкультурных контактов России со странами не только Европы (что само по себе традиционно), но и государствами Азии, Африки и Америки, насущной стала проблема формирования адекватных представлений у молодежи о культуре и художественных традициях народов, населяющих эти континенты. И поскольку Китай, самая крупная и многонаселенная страна Дальневосточного ареала, является активным партнером России по экономическим и культурным связям, знакомство современных российских студентов с особенностями культурных традиций, языка и искусства Китая представляется весьма важным и актуальным.

Общеизвестно, что наиболее ярко национальные особенности проявляются в народном художественном, в том числе музыкальном, творчестве. Музыкальная культура народов помимо особенностей музыкального мышления, проявляющихся в ладово-интонационном складе народного мелоса, жанровой специфике, формах самовыражения, тембровом своеобразии, манерах и традициях исполнительства, концентрирует в себе характерные черты психологии этноса, национального самосознания, ценности духовной культуры.

До наших дней дошли многочисленные высказывания философов Китая о сущности музыки, о ее глубоком идейном содержании, о ее громадной общественной роли. Движущей силой в создании культурных и художественных ценностей был могучий и яркий талант китайского народа. В процессе длительного развития Китайского государства — от древних времен, средневековья и вплоть до современности - постепенно формировались и совершенствовались пять основных видов традиционной музыки: песни, танцевальная музыка, музыка песенных сказов, музыка местных опер и инструментальная музыка.

В современном обществе народная музыка также занимает важное место в нравственно-эстетическом воспитании молодежи. Поэтому в процессе подготовки высокопрофессиональных педагогов-музыкантов народной музыке уделяется особое внимание, как фактору, помогающему развивать необходимые будущему педагогу качества личности. Использование музыкального фольклора разных народов мира в профессиональном музыкально-педагогическом образовании позволяет создать благоприятные условия для актуализации индивидуальных возможностей и открывает перспективу саморазвития личности.

Необходимость расширения межкультурных контактов, возрождения народных музыкальных традиций обусловила актуальность подготовки в педагогических институтах учителей музыки, руководителей детских народных коллективов, владеющих системой знаний песенного фольклора, навыками народного пения, и в том числе китайской музыки. Однако программы для ее изучения не разработаны. Это определило проблему и выбор темы диссертационного исследования: «Китайская народная музыка как средство профессиональной педагогики студентов музыкальных факультетов».

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, педагогических условий и методов освоения спецкурса «Китайская народная музыка».

Объектом исследования является китайская народная музыка в контексте профессиональной музыкально-исторической подготовки педагога-музыканта.

Предмет исследования — процесс изучения будущими педагогами музыкантами китайской народной музыки, как составляющей неевропейских культурных традиций.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Рассмотреть особенности китайской народной музыки как составляющей национальных и мировых традиций, и выявить ее влияние на развитие китайской профессиональной музыки.

2. Обосновать теоретико-методические позиции освоения китайской народной музыки студентами музыкально-педагогических факультетов российских вузов.

3. Разработать спецкурс «Китайская народная музыка» и апробировать его в процессе опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза нашего исследования:

Эффективность освоения китайской музыки зависит от комплекса следующих педагогических условий:

- формирование у студентов знаний культурологического интегрированного характера, содержание которых основано на синтезе истории культуры Китая, эстетики восточных музыкальных традиций и собственно китайской народной музыки;

- осуществление межпредметных связей между дисциплинами историко-теоретического цикла, на основе сопоставления китайской музыки с музыкой европейских стран и России, направленного на постижение общего и особенного в каждой музыкальной культуре;

- применение комплекса специальных методов обучения: культурологического анализа истории музыки Китая; сопоставление произведений разных видов искусств (живопись, архитектура, музыка европейской, русской и китайской традиций); вокализация и сольфеджирование китайских народных мелодий и др.

Методологическую основу исследования составили положения отечественной и зарубежной педагогической науки, труды китайских и зарубежных философов, педагогов и культурологов, посвященные вопросам образования (О.А.Апраксина, Э.Б.Абдуллин, Ю.К.Бабанский, Инь Айцин, В.А.Канн-Калик, В.В.Краевский, Лю Пэй, Л.А.Рапацкая и др.), культуры (С.А.Арутюнов, И.В.Гайда, М.Е.Кравцова, А.В.Меликсетова, Д.Г.Редер, Тураев

Б.А., Фань Вэнь Лань и др.), истории и психологии искусства (Б.В.Асафьев, Р.И.Грубер, Се Менган, В.И.Петрушин, Цзо Чжэньгуань и др.). При разработке проблемы содержания спецкурса китайской музыки автор опирался на работы В.П. Шестакова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, И.И. Земцовского, Л.А. Рапацкой, Э.Б. Абдуллина и др.

Для решения задач исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, культурологической исторической искусствоведческой, психолого-педагогической литературы; изучение государственных программ музыкальных вузов по предметам музыкально-исторического цикла и анализ учебно-методической документации, учебных планов, пособий и учебников, а также передового музыкально-педагогического опыта; обобщение опыта преподавания курса «Китайская народная музыка» автором диссертации; эмпирические методы анализа педагогической действительности (целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогическое собеседование и др.). При проведении экспериментального исследования использовался метод рейтинга.

Основные этапы исследования:

Первый этап - поисково-теоретический (2004-2005 гг.) - изучение и анализ философской, искусствоведческой, психологической и научно-методической литературы по проблеме исследования; определение и формулировка цели и предмета исследования, разработка гипотезы и задач; анализ состояния проблемы и выявление положительных сторон и недостатков в изучении китайской народной музыки; проведение констатирующего этапа эксперимента для определения исходного состояния объекта исследования.

Второй этап - опытно-экспериментальный (2005-2006 гг.) - составление плана и разработка программы формирующего этапа эксперимента; проведение формирующего психолого-педагогического эксперимента, выбор форм, методов по спецкурсу «Китайская народная музыка».

Третий этап - заключительно-обобщающий (2006-2007 гг.) - внедрение разработанного спецкурса, анализ его влияния на эффективность нравственного и эстетического воспитания; интерпретация, обработка и обобщение полученных результатов опытно-экспериментального исследования; оформление результатов.

Научная новизна исследования состоит в разработке стратегии освоения китайской народной музыки в процессе подготовки учителей-музыкантов, направленной на расширение и углубление представлений студентов о мировом музыкальном искусстве за счет обращения к музыкальным культурам народов Востока, до настоящего времени не включавшихся в процесс профессиональной подготовки студентов-музыкантов, воспитание восприимчивости к инокультурным явлениям.

Определены педагогические условия освоения музыкального искусства Китая студентами-музыкантами в педагогических вузах России: формирование системы знаний, раскрывающих своеобразие народной и профессиональной музыки Китая; взаимодействие музыкальных культур России и Китая; освоение студентами особенностей китайского традиционного национального музицирования; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к народной музыкальной культуре Китая; развитие творческого потенциала студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: Разработано и научно обосновано содержание спецкурса «Китайская народная музыка» на основе определения этапов становления китайской народной музыки, особенностей её музыкального языка и мышления, традиций народного бытования, взаимодействия фольклора и профессионального творчества. Содержание спецкурса построено на взаимодействии двух блоков: историко-теоретического и практического, и направлено на формирование целостного представления о традиционной музыкальной культуре Китая, опыта творческого музицирования (импровизации) в традициях китайской народной музыки; позитивного эмоционально-ценностного отношения к музыкальным традициям культур народов Востока.

Выявлен комплекс специальных методов, способствующий формированию у студентов обобщенных музыкально-образных представлений о традиционной музыкальной культуре Китая в процессе творческого освоения форм китайского фольклорного музицирования. Это методы постижения художественного мира китайской народной песни; культурологического ' анализа музыкальной культуры Китая; диалога художественных традиций России и Китая, Европы и Азии, Запада и Востока.

Опытно-экспериментальным путем выявлено влияние спецкурса «Китайская народная музыка» на формирование у студентов познавательного интереса к музыкальным культурам других стран и народов, расширяющего представления об истории мирового музыкального искусства. Освоение спецкурса способствует эффективности творческого развития будущих педагогов-музыкантов, воспитанию межкультурных компетенций.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы, результаты и выводы работы раскрывают перспективы изучения эстетического и воспитательного воздействия инокультурной народной музыки на человека.

Разработан и проверен в условиях опытно-экспериментальной работы спецкурс «Китайская народная музыка», который дополняет курс истории зарубежной музыки, не предусматривающий глубокое освоение восточных культур.

Материалы и результаты исследования могут быть использованы в вузовских спецкурсах, предназначенных для студентов музыкально-педагогических факультетов, а также в общевузовских культурологических и педагогических курсах. Предложенные методические рекомендации могут применяться и в работе учителей музыки и музыкальных руководителей.

Достоверность результатов исследования обеспечена: методологической обоснованностью исходных теоретических положений; применением комплекса методов научного познания и практической деятельности, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; качественным анализом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Современный профессиональный уровень музыкально-исторической подготовки будущих педагогов-музыкантов обеспечивается освоением музыкального искусства разных национальных традиций, в том числе традиций китайской культуры. Освоение китайской музыки студентами-музыкантами российских вузов следует начинать с изучения корней китайского искусства - с фольклора, что позволяет понять особенности музыкального языка китайского народа.

2. Эффективность освоения студентами китайской народной музыки, как целостного и самобытного явления культуры стран Востока, определяется комплексом следующих педагогических условий:

- формированием у студентов знаний культурологического интегрированного характера, содержание которых основано на синтезе истории культуры Китая, эстетики восточных музыкальных традиций и собственно китайской народной музыки;

- осуществлением межпредметных связей между дисциплинами музыкально-исторического цикла, и прежде всего историей музыки России и историей китайской музыки (выявлением общего и особенного через сопоставление стилей, жанров, социальных функций);

- применением комплекса специальных методов обучения: культурологического анализа; сопоставления произведений разных национальных традиций и разных видов искусств (живопись, архитектура, музыка); вокализация и сольфеджирование народных мелодий и др.

- освоение студентами-музыкантами обрядовых форм и практических приемов и способов музицирования, характерных для традиционной народной исполнительской культуры Китая;

- формирование у студентов обобщенных музыкально-образных представлений об изучаемом явлении в контексте категории «художественная картина мира», корректирующих ценностные нравственно-эстетические ориентации студентов и развивающих их творческий потенциал.

3. Освоение студентами спецкурса «Китайская народная музыка» в единстве приобретаемых знаний и практической их реализации в творческой деятельности активизирует процесс профессионального и личностного развития студентов, способствует пониманию социальной природы музыки, ценности национальных музыкальных традиций своего и других народов, воспитанию межкультурного взаимопонимания и эмпатии.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры музыкальных инструментов МГГУ им. М.А.Шолохова и кафедры музыкального образования Цицикарского государственного университета. Основные положения диссертации и результаты диссертационного исследования отражены в спецкурсе «Китайская народная музыка», а также в публикациях автора в сборниках научных трудов и журналах.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Современный профессиональный уровень подготовки будущих педагогов-музыкантов обеспечивается освоением музыкального искусства разных национальных традиций, что, с одной стороны, расширяет и углубляет их представления о мировом музыкальном искусстве, а с другой -способствует пониманию психологических и культурных особенностей данного народа, его музыкального мышления и музыкального языка. Представленная в исследовании идея о расширении музыкально-исторической подготовки студентов музыкальных факультетов педагогических вузов за счет включения спецкурса «Китайская народная музыка» направлена на развитие межкультурного взаимопонимания и взаимодействия, что может стать одним из факторов корректного регулирования культурных процессов в современном обществе.

2. Исследование показало, что разработанные педагогические условия: формирование системы знаний, раскрывающих своеобразие народной и профессиональной музыки Китая, взаимодействие музыкальных культур России и Китая; освоение студентами особенностей китайского традиционного национального музицирования; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к народной музыкальной культуре Китая; развитие творческого потенциала студентов - активизируют и углубляют процесс освоения содержания спецкурса «Китайская народная музыка» студентами-музыкантами в педагогических вузах России.

3. Эффективности освоения студентами китайской народной музыкальной культуры способствует комплекс специальных методов, ориентирующих образовательный процесс на формирование у студентов обобщенных музыкально-образных представлений о китайской народной музыке в контексте истории развития культур Востока и Запада; на приобщение к обрядовым формам фольклорного музицирования, характерным для традиционной исполнительской культуры Китая; сравнение различных компонентов китайской и русской, китайской и европейской музыкальных и в целом художественных культур; развитие творческого потенциала студентов, их нравственно-эстетических позиций, межкультурного взаимопонимания.

4. Содержание спецкурса «Китайская народная музыка», построенное на взаимодействии теоретических знаний о традиционной музыкальной культуре Китая и практики «живого» музицирования, развивает творческий потенциал студентов, формирует позитивное эмоционально-ценностное отношение студентов к музыкальным традициям народов Востока и в целом воспитывает культуру взаимопонимания людей разных национальностей.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Чжан Цзюнь, Москва

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. -М., 1983.

2. Актуальные проблемы изучения музыкальных культур стран Азии и Африки. — Ташкент, 1983.

3. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. М.: Советский композитор, 1988. - 237 с.

4. Апраксина O.A. Из истории музыкального восприятия: хрестоматия. -М., 1980.

5. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-234с.

6. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. -М., 1984.

7. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании,- Д.: Музыка, 1973.

8. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. -376 с.

9. Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И.И. Земцовский, А.Л. Кунанбаева. Л.: Музыка, 1987.

10. Ю.Ахунов А. Татарская музыка //http://www.tatworld.ru

11. Бабанский Ю.К. Интенсификация процессов обучения. М.: Знание, 1973.

12. Бабанский Ю.К. Основные условия и критерии оптимального выбора методов обучения // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. -М., 1971.

13. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: в двух книгах. М., 2004.

14. Батыршина Г.И. Педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки : Дис. канд. пед. наук. Казань, 2003.

15. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. М., 2002.

16. Богоявленская Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества. // Вопросы психологии. М.: Педагогика, 1976.-№4.

17. Будда. Конфуций. Жизнь и учение. -М., 1995.

18. Величковский Б.М. и др. Психология восприятия. Учеб. пособие. М., 1973.

19. Взаимодействие культур народов Поволжья и Приуралья. Казань: ИЯЛИ, 1976.- 168 с.

20. Виговская М.Е. Формирование профессиональных коммуникативных умений у будущих учителей музыки в процессе обучения: Дис. канд. пед. наук. Калининград, 2005.

21. Виноградов B.C. Музыка в Китайской Народной Республике. М., Советский композитор, 1959.

22. Войтлева H.A. Психолого-педагогические условия профессионально-творческого развития личности будущего учителя музыки: Дис. канд. пед. наук. Майкоп, 2003.

23. Восприятие музыки. Сб. статей / Ред.-сост. В.Н. Максимов. М., 1980.

24. Выготский J1.C. Избранные труды. М., 1985.

25. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1987.

26. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М., Эксмо, 2003.

27. Выготский Л.С. Развитие психических функций. -М., 1960.

28. Гайда И.В.Китайский традиционный театр сицюй. М.,1971.

29. Галимзянов А. Татаро-марийское родство и в языке, и в генах // http://ayratgalim.narod.ru/stat/tatarmari.htm

30. Гиршман Я.М. Пентатоника и её развитие в татарской музыке. М., 1960.

31. Гладышева О.О. Музыкально-творческое развитие будущих учителей музыки в процессе обучения композиции: Дис. канд. пед. наук. М., 2004.

32. Готсдинер А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия // Проблемы музыкального мышления. — М., 1974.

33. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Часть первая. -М., 1956.

34. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

35. Драч Г.В. Послеосевые культуры Древнего Востока // Мировая культура и искусство: Учебное пособие для преподавателей истории и мировой культуры / Под общ. ред. A.B. Незнамова. Воронеж, 2001.

36. Древнекитайская философия. Сборник текстов в двух томах. М.: Мысль, 1973.-384 с.

37. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.38.3емцовский И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды. Л.:

38. Советский композитор, 1977. — 174 с.

39. Инь Айцин. Подготовка учителя музыки к профессионально личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования. КНР, 2005.

40. Инь Айцин. Проблемы развития творческих качеств учителя музыки в процессе вузовского обучения. КНР, 1996.

41. История Древнего мира II. Расцвет древних обществ. М., 1989.

42. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.

43. Калантарян Л.А. Региональная музыкальная культура как средство эстетического развития будущего учителя музыки: Дис. канд. пед. наук. -Краснодар, 2006.

44. Каминская Е.А. Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2004.

45. Канн-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -Грозный, 1976.

46. Квитка К.В. Ладовые системы в музыке славян и соседних народов. // Избранные труды. Т. 1. -М., 1971.

47. Китай. История, экономика, культура. Сборник статей / Под ред. В.М. Алексеева и др. М.: Юристъ, 2001.48.«Китайская музыка». № 1. - 1994.

48. Китайская Народная Республика. Справочник. М., Политиздат, 1989.

49. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие: проблема адекватности: Автореф. дис. док. искусств. — М., 1997.

50. Киященко Н.И. Сущность прекрасного. -М., 1977.

51. Киященко Н.И. Теория эстетического воспитания. — М., 1979.

52. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М., 2005.5 4. Коз л ов Н.И. Теоретическая и методическая профессиональная подготовка студентов педагогических вузов к формированию музыкальности учащихся: Дис. д-ра пед. наук. М., 2005.

53. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: МО РФ, 2002. - 30 с.

54. Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб., 1999.

55. Краевский В.В. Содержание образования: феномен déjà vu // «Школа 2100». Непрерывное образование: начальная, основная и старшая школа// Под научной редакцией A.A. Леонтьева. Вып. 5. М.: Баласс, 2001. - 240 с.-С. 27-33.

56. Кричевский В.Б. Комплексная методика профессиональной подготовки преподавателя музыки: Дис. канд. пед. наук. -М, 2003.

57. Кузьмина О.М. Профессиональная подготовка учителя к преподаванию музыкального фольклора: Дис. канд. пед. наук. М.; 2006.

58. Кулюткин Ю.Н. Эвристический поиск, его операциональные и эмоциональные компоненты. // Вопросы психологии. М.: Педагогика, 1973.-№1.

59. Левандо П.П. Могучее средство воспитания. Сб. статей. Л., 1978.

60. Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.

61. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. 1975.

62. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983.

63. Леонтьев А.Н. Избранные психологические сочинения: В 2х т./Ред.В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1983.

64. Леонтьев А.Н. Психология общения. Тарту: Изд-во ун-та, 1974.

65. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. — М., 1976.

66. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М., 1972.

67. Лисевич И.С. Древняя китайская поэзия и народная песня юэфу конца 3 в. до н. э. — нач. 3 в. н. э. М., 1969.

68. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. М., 1927.

69. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.

70. Лю Пэй. Образование нот и психолого-педагогические основы формирования оптимального сценического самочувствия у учащихся-музыкантов. КНР, 2004.

71. Лю Пэй. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки.// Сборник статей. КНР, 2004.

72. Малунцева В.А. Профессиональное становление музыканта-педагога в классе индивидуальной исполнительской подготовки: Дис. канд. пед. наук. М., 2006.

73. Материалы Посольства КНР в Российской Федерации. //http://www.chinaembassy.ru

74. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993.

75. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.

76. Межэтнические общности и взаимосвязи фольклора народов Поволжья и Урала. Казань: ИЯЛИ, 1983.-142 с.

77. Меликсетова A.B. История Китая. М., 1998.

78. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина. М., 2002.

79. Мин Мэй. Избранные народные песни. — Шанхай, 1949.

80. Митриковская JI.C. Музыка в культурных образах мира: Дис. канд. культурологических наук. Нижневартовск, 2004.83 .Музыка // Генеральное Консульство Китайской Народной Республики в г.Хабаровске // http://www.chinaconsulate.khb.ru

81. Музыка народов стран Азии и Африки. Сборник статей. -М.; 1969.

82. Музыкальная энциклопедия. В 6 томах. М.: Советская энциклопедия, 1973-1982.

83. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М., 1982.

84. Назайкинский Е.В. О психологии восприятия музыки. М., 1972.

85. Народный Китай. -№ 24. 1956.

86. Немов P.C. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. -М., 1997.

87. Общая психология. Учебник для студентов пед. институтов / Под ред. A.B. Петровского. -М., 1977.

88. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Владос, 1996.

89. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. — М., 1997.

90. Пецина И.А. Формирование педагогического творчества у будущих учителей в процессе обучения в педагогическом университете (Напримере музыкально-педагогического факультета): Дис. канд. пед. наук. Самара, 2005.

91. Пиличяускас A.A. Проблемы музыкальной педагогики: уровень, решение, декларативность. Методологические проблемы музыкальной педагогики // Материалы межреспубликанской научно-практической конференции. -М, 1991.

92. Плеханова O.E. Технология формирования вокально-педагогической культуры учителя музыки в процессе вузовской подготовки: Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006.

93. Познавательные процессы и способности в обучении / В.Д. Шадриков, Н.П. Ансимов, E.H. Корнеева и др.; Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990.

94. ПолеваГ.И. Педагогические условия формирования готовности будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности: Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2002.

95. Проблемы терминологии в музыкальных культурах Азиии, Африки и Америки. Сборник научных трудов. -М., МГК им. Чайковского, 1990.

96. Психология человека: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов // И.А. Домашенко, Т.А. Ратанова. М., 1999.

97. Пурин В.Д. Профессиональная подготовка учителя музыки на основе применения принципа интеграции в педагогическом процессе: Дис. канд. пед. наук. М., 2003.

98. Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. M.-JL, 1947.

99. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М, 1989.

100. Ражников В.Г. Дневник творческого развития. М., 2000.

101. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. Монография. М.: 1991. - 199 с.

102. Рапацкая JI.A. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкльно-педагогического образования: Автореф. дис. . док. пед. наук. -М.: 1991.

103. Раппопорт С.Х. Восприятие художественного произведения / Книга по эстетике для музыкантов. М., 1983.

104. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. Изд. 2-е, доп. М., 1972.

105. Редер Д.Г., Черкасова Е.А. История Древнего мира. Ч. 1. М., 1985.

106. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., 1946.

107. Рубцов Ф.А. Статьи по музыкальному фольклору. М. -JI. Сов. композитор, 1973.

108. Рудницкая О. Педагогические проблемы восприятия музыки. // Сб. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. -Киев, 1986.

109. СараеваЛ.П. Феномен музыкального фольклора (философско-культурологические аспекты): Дис.канд. филос. Наук. Белгород, 2006.

110. СеМэнган. Психология искусства. // Индивидуально-психологические особенности музыкальности. КНР, 1984.

111. Се Мэнган. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. -КНР, 1986.

112. Се Мэнган. Психология музыкальной деятельности. КНР, 1986.

113. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1971.

114. Словарь практического психолога. Составитель Головин С.Ю. -Минск, 1998.

115. Смирнов А. «Псалмы Соломона». Казань, 1896.

116. Советский энциклопедический словарь. М., 1984.

117. Современность и фольклор: Статьи и материалы / отв. Ред. и сост. В.Е. Гусев. -М.: Музыка, 1977.

118. Современный словарь иностранных слов. СПб.: «Дуэт», 1994. — 752 с.

119. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М.: Детская литература, 1989.128. 40 лет КНР. Научное издание. М., «Наука», 1989.

120. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Л., 1975.

121. Сухомлинский В.А. // Избр. пед. соч. в 5 т. М., 1979. -TI.

122. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1973.

123. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1971.

124. Тамбурист А., Руководство по восточной музыке. Ереван, 1968.

125. Тарасов Г.С. Проблемы духовной потребности. М., 1979.

126. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В. Николаева. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.

127. Теплов Б.М. 1. Психология музыкальных способностей // Избр. труды. В 2 т. - М, 1985.

128. Теплов Б.М. 2. Способности и одарённость. Избранные труды. Т. 1. -М.: «Педагогика», 1985.

129. Тураев Б.А. История Древнего Востока. Т. 1. - М., 1936.

130. У Ген-Ир. Введение в музыку стран Дальнего Востока. -Петрозаводск, 2002.

131. Фань Вень Лань. Древняя история Китая от первобытнообщинного строя до образования централизованного феодального государства. М., 1958.

132. Философский энциклопедический словарь. М, 1997.

133. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука учителю. -М., 1985.

134. Фролова H.A. Совершенствование профессионально-технической подготовки учащихся в контексте традиций мировой музыкальной педагогики: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1998.

135. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990.

136. Хакимова Р.Н. Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания старшеклассников в процессе внеклассной работы (на материале Марийской АССР): Дисс. канд. пед. наук. М., 1980.

137. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Сост. В.В. Мироненко; Под ред. A.B. Петровского. 2-е изд., перераб. и доп.-М., 1987.

138. Цзо Чжэньгуань. О музыкально-теоретической системе «люй» в китайской музыке // Музыка нардов Азии и Африки. Выпуск 5. М, 1987.

139. ЦыпинГ.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. М., 1988.

140. Шнеерсон Г.М: Музыкальная культура Китая. М., 1953.

141. Цуккерман B.C. Музыка и слушатель. — М., 1972.

142. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. Л.: Наука, 1986.-303 с.

143. ЧженИ.А. Профессиональная музыкальная культура стран Дальнего Востока в контексте межкультурных взаимодействий: Дис. канд. культурологических наук. Чита, 2006.153. «Чжуцзы цзичэн». Собрание древних мыслителей. В трёх томах. Т.З.

144. Шаповалов В.В. Философия рациональности. М.: Дрофа, 1998.

145. Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада: типы музыкального профессионализма. М., «Советский композитор», 1983.

146. Шеломов Б.И. Детское музыкальное творчество на русской народной основе. Санкт-Петербург: Композитор, 1997.

147. Шнеерсон Г. Музыкальная культура Китая. М, 1952.

148. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

149. Энциклопедия нового Китая. М., «Прогресс», 1989.

150. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.

151. Яворский Б.Л. Строение музыкальной речи. Материалы и заметки. -М., 1958.

152. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. M., 1964.

153. Ян Хэпин. Основы музыкальной педагогики: Учебное пособие. Шанхайский гос. пед. инст-т. КНР, 2004.

154. Ян Цзинчунь. Музыкальная педагогика и исполнительство. КНР, 1990.

155. Ян Цзинчунь. Практические занятия по психологии. КНР, 1990.

156. Ян Цзинчунь. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки. КНР, 1997.

157. Ян Цзинчунь. Программы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя. КНР, 1994.

158. Яснин К.Е. Национальные музыкальные системы как основа развития мирового музыкального искусства. // Методика преподавания музыки в средней школе: Пособие для учителя музыки. — Уфа: Башкортостан, 1990.