Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Традиционные инструменты в общем музыкальном воспитании современного Китая

Автореферат по педагогике на тему «Традиционные инструменты в общем музыкальном воспитании современного Китая», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Лю Гэ
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2012
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Традиционные инструменты в общем музыкальном воспитании современного Китая», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Традиционные инструменты в общем музыкальном воспитании современного Китая"

005010315

лю гэ

ТРАДИЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОБЩЕМ МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

9 0ЕЗ 2С12

Санкт-Петербург

2012

У

005010315

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА НА КАФЕДРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ пи. А. И. ГЕРЦЕНА»

Научный руководитель: Доктор искусствоведения,

, профессор

ОВСЯНКИНА ГАЛИНА ПЕТРОВНА

Официальные оппоненты: Доктор педагогических наук,

профессор

Щербакова Анна Иосифовна

Кандидат педагогических наук . Строкова Наталья Владимировна

Ведущая организация: Саратовская государственная >

консерватория (академия)

I им. Л. В. Собинова

Защита состоится «ДI» февраля 2012 года в / 6 часов на заседании Совета Д 212.199.20 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена по адресу: 199155, Санкт-Петербург, пер. Каховского, д. 2, ауд. 404.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке РГПУ им. А. И. Герцена по адресу 191186 г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, корпус 5.

Автореферат разослан «10 » января 2012 года.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, профессор .

И. С. Аврамкова

Актуальность темы исследования. Китай является страной древней ци-илизации и выдающихся духовных традиций. В нем была создана блестящая узыкальная культура, в частности инструментальная, которая уходит своими сорнями в далекое прошлое.

Китайские народные музыкальные инструменты и методика игры на них , азвивались на протяжении нескольких тысяч лет. Ныне это великое наследие олжно обогащать разные аспекты музыкального воспитания и образования, слоение традиционных музыкальных инструментов в эпоху глобализации риобретает особую значимость, так как влияние западной культуры подавляет ациональные достижеиия. От того, какие духовные ценности будут приори-1етными для народа КНР, зависит будущее национальной культуры. От этого о многом зависит самосознание молодого поколения.

Ныне первостепенное внимание должно быть уделено пониманию наро-ом ценности национального музыкального богатства, частью которого являет-я инструментарий. Поэтому сегодня исполнительство на традиционных музыкальных инструментах имеет в Китае не только художественно-эстетическое, 10 и воспитательное значение. Причем важно не только опираться на накоп-енный опыт, но и вносить в него нечто новое.

Одной из насущных педагогических проблем является популяризация наний о традиционных инструментах в молодежной среде. Необходимо также приобщение этой среды к пониманию их выразительных возможностей.

Другая проблема связана с тем, чтобы воспитать у детей и молодежи потребность музицировать в китайских ансамблях и оркестрах. Это напрямую апеллирует к разработке новых методических материалов по интенсивному формированию таких музицирующих коллективов.

Третья, не менее важная проблема, - организация педагогического процесса, позволяющая внедрять национальные инструменты в общее музыкальное образование. Традиционный инструментарий вкупе с достижениями передовой музыкально-педагогической мысли может стать базисом для создания инновационных музыкально-педагогических систем. Вопрос этот не праздный, так как, несмотря на значительные усилия руководящих структур КНР, проведение реформ, совершенствование учебных планов, большинство молодых людей не отличается высоким уровнем музыкальной культуры. А главное, в своих художественных предпочтениях они зачастую далеки от национального искусства.

Нельзя не признать, что значительные меры в этом направлении предпринимаются. Но процесс развивается недостаточно интенсивно, так как не все понимают его значимость. Целенаправленное включение традиционных инструментов в музыкальную педагогику (без игнорирования достижений зарубежной культуры) имеет не только воспитательное, но и культурологическое значение. Все перечисленное определяет актуальность темы.

Степень изученности темы. Китайские традиционные музыкальные инструменты привлекали и продолжают привлекать внимание исследователей. В КНР написано немало книг и статей о различных аспектах традиционного ин-

з

струментария: это труды Ван Цзунминя, Ван Чжэнья, Гань Таоя, Гао Хоуюня, И Цииня и других. Немало изданий посвящено и методике исполнения на этих , инструментах. В России также китайский инструментарий и китайская национальная музыка привлекали научную мысль. Широко известны работы Е. В. Виноградовой, А. Н. Желоховцева, Г. М. Шнеерсона,У Ген-Ира и других.

Тем не менее, несмотря на столь солидный «послужной» список, практически открытой остается проблема китайский традиционный инструментарий и общее музыкальное воспитание и образование. Поэтому объектом исследования данной работы является общее музыкальное воспитание и образование в современном Китае. Предметом исследования становятся методические возможности воспитания музыкальной культуры в контексте музицирования на традиционных инструментах. Материал исследования базируется на результатах экспериментов по внедрению национального инструментария во внеклассную работу и на уроки музыки в общеобразовательной школе и вузе. Он основывается также на обобщении историко-теоретических данных по наиболее востребованным в КНР традиционным инструментам и оркестровым составам.

Цель исследования - доказать, что включение в систему общего музыкального образования традиционных инструментов, особенно в форме инновационных методик, будет способствовать подъему музыкальной культуры в КНР и активному развитию национального самосознания.

Задачи исследования:

^ обобщить эволюцию китайских традиционных музыкальных инструментов, их классификацию и выявить на этой основе наиболее перспективные для педагогического процесса виды; £

^ охарактеризовать инструментальные составы китайских традиционных • оркестров и определить самые значимые из них для общего музыкального воспитания;

^ разработать и апробировать методику организации оркестра народных инструментов в общеобразовательной школе;

^ поставить педагогический эксперимент с использованием традиционного инструментария для выявления и развития уровня музыкальной культуры у старшеклассников и студентов высших учебных заведений; разработать и опробовать авторскую методику с привлечением китайских инструментов для преподавания предмета музыка в младших классах общеобразовательной школы; ,

^ наметить систему мер, активизирующих внедрение традиционных инструментов в общее музыкальное воспитание.

Теоретическая база исследования. Диссертационное исследование базируется на солидном теоретическом фундаменте, включающем музыковедческую, методико-педагогическую, эстетическую, справочно-энциклопедическую литературу и правительственные документы КНР.

Помимо уже упомянутых трудов, мы обращались к многочисленным историко-музыковедческим изданиям, связанным с нашей темой. Среди педагогической литературы нельзя не отметить книги и учебники об истории музыкальной педагогики, о современных теориях и идеях музыкального воспитания

и образования Ван Цычжао, Э. Б. Абдуллина, Л.В. Школяр, Гуань Цзяньхуа и Цяо Сяодуна, Кун Фаньчжоу и других. Использован большой блок работ российских и китайских авторов, посвященных системам К. Орфа, Б. Л. Яворского и другим экспериментам по внедрению элементарных инструментов в музыкальное воспитание: Л. А. Баренбойма, О. Г. Леонтьевой, В. Келлера, Б. Л. Яворского, Ли Дана, Сю Хайлиня, Се Цзясиня. Ян Яньи, Сунь Хайя и других.

Значительным подспорьем в разработке темы стали труды по теории музыки выдающихся российских музыковедов-аналитиков И. В. Способина, Л. А. Мазеля, В. Н. Холоповой.

В орбиту изучения были вовлечены правительственные документы, постановления и учебные материалы, изданные в последние годы в КНР.

Методология исследования базируется на тезисе Цао Ли о приоритете знакомства с китайским музыкальным инструментарием и национальной музыкой с первых шагов обучения. Важнейшей составляющей является положение Ци И и Чжан Вэньчуаня о массовом повышении уровня музыкальной культуры в КНР. Методология основывается также на идеях музыкально-педагогических систем К. Орфа и Б. Л. Яворского.

Методы исследования. В диссертации использованы историкоаналитический, обобщающий и сравнительный методы. Важную роль также сыграли методы генерализации, эмпирический (на основе педагогического эксперимента) с включением психологического тестирования и анкетирования.

Практической базой исследования стала серия педагогических экспериментов, поставленных в 2008-2011 годах в педагогическом институте г. Лоян (КНР, провинция Хэнань), в университете г. Чжэнчжоу (КНР, провинция Хэнань), в 10 классе общеобразовательной средней школы № 5 г. Чжэнчжоу и в 3 классе начальной общеобразовательной школы г. Лоян.

Гипотеза исследования: китайский национальный инструментарий в сочетании с элементами традиционной оперы дает, богатый материал для создания инновационной музыкально-развивающей методики.

На защиту выносятся следующие положения:

У Практическое музицирование на традиционных инструментах, их изучение - первый шаг к глубокому музыкальному развитию.

Игра в традиционных оркестрах и включение в учебный процесс музыкально-образовательных методик, основанных на национальном материале, - наиболее оптимальный путь к познанию родной культуры.

^ Повсеместное распространение положения о приоритете национальной музыки в художественном воспитании должно способствовать нравственному и эстетическому развитию личности.

Научная новизна настоящего диссертационного исследования заключается в том, что:

•/ выдвинут тезис об осуществлении общего музыкального образования в КНР на основе изучение традиционных музыкальных инструментов;

^ обобщена историческая периодизация и классификация китайских традиционных музыкальных инструментов;

^ всесторонне охарактеризована монгольская скрипка - матоуцинь;

^ сделано описание китайских религиозных оркестров;

^ выдвинуты экспериментально обоснованные методические положения об организации школьного оркестра китайских народных инструментов; проведено экспериментальное исследование музыкальной культуры среди старшеклассников и студенческой молодежи КНР; разработана и апробирована инновационная методика музыкального воспитания в начальной школе на основе вовлечения китайского традиционного искусства в педагогическую систему К. Орфа.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщены данные о возникновении, развитии и классификации китайских традиционных инструментов, и национальных оркестров. Получены объективные результаты об уровне музыкальной культуры детей и молодежи КНР. Намечены пути взаимодействия достижений зарубежных музыкально-педагогических систем с национальной культурой.

Практическая значимость настоящего диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут повысить эффективность общего музыкального воспитания и образования, способствовать пониманию детьми и молодежью китайской традиционной музыки. Полученные данные обладают значимостью для преподавания Технологии музыкального воспитания и образования на факультетах музыки педагогических вузов КНР.

Апробация диссертации проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А. И. Герцена. Основные положения опубликованы в шести статьях для научных сборников РГПУ им. А. И. Герцена, ТГУ (Тверского государственного университета), АГУ (Адыгейского государственного университета), в том числе две работы изданы в журналах рецензируемых ВАК («Вестник Тверского государственного университета», «Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена»). Также положения исследования отражены в докладах, прочитанных в РГПУ им. А. И. Герцена на международных научнопрактических конференциях: «Музыкальная культура глазами молодых ученых» (декабрь 2007; ноябрь 2009), «Музыкальное образование в современном мире: диалог времен» (декабрь 2009), «Методологические проблемы современного музыкального образования» (апрель 2010).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 208 источников, в том числе 52 на русском, 155 на китайском и 1 на английском языках. Работа включает приложения с иллюстрациями китайских традиционных музыкальных инструментов, образцом партитуры современного китайского национального оркестра, схемой расположения инструментов в китайских национальных оркестрах. Основной текст диссертации изложен на 163 страницах.

. Во Введении обозначаются проблематика, цель и задачи исследования, характеризуется степень изученности, обосновывается его актуальность темы и научная новизна.

В главе I - «Китайский традиционный инструментарий как базис воспитания музыкальной культуры на национальных традициях» - акцент сделан на историческом аспекте. Эволюции китайского инструментария от XXI в. до н. э. посвящен §1. Возникновение и развитие китайского традиционного инструментария. Процесс становления воссоздается на основе обобщения материалов из трудов авторитетных китайских музыковедов. Его динамика трактуется в русле общей историографии - от глубокой древности через последующие шесть общественно-исторических эпох вплоть до XXI в.

В этом же параграфе раскрываются принципы трех классификаций китайских традиционных музыкальных инструментов. 1. По материалам изготовления - цзинъ (золото), ши (камни), ту (земля), му (дерево), гэ (кожа), сы (шелк), то (горлянка), чжу (бамбук), которые в Китае называют «восемь звуков». 2. По различию внешних и исполнительских форм - деление на чуй (духовые), ла (смычковые), тань (щипковые) и да (ударные). 3. По особенностям звукоизвлечения - удары по корпусу, непосредственное воздействие дыхания, опосредованное воздействие дыхания, манипуляции со струнами.

Проведенный исторический и инструментоведческий экскурс свидетельствует, что китайский инструментарий формировался на протяжении нескольких тысячелетий, отражая общественно-социальную, экономическую и культурную эволюцию страны.

Классификация китайского инструментария не имеет аналогов. Она учитывает разные аспекты появления и бытования инструмента. В ее детальной регламентации отразился менталитет китайского народа - дисциплина и пунктуальность.

Звучание этих инструментов имело для китайского народа сакральное значение, как выражение религиозного и национального мировоззрения. Поэтому обращение к древнему инструментарию в современной педагогике Китая очень актуально для сохранения и развития национальных основ музыкальной культуры.

В общем музыкальном образовании наиболее результативным, по мнению соискателя, представляется включение семнадцати инструментов: дщзы, сона, сяо, шэн (духовые); гуцннъ, гучжэн, пипа, саньсянь (щипковые); эрху, цзинху, баньху, чжуйху, матоуцинъ (смычковые); разновидности бань, гу, бо, по (ударные). Их характеристике посвящен §2. Особенности исполнительства па китайских традиционных инструментах. Следует отметить, что струнный смычковый инструмент матоуцинь (монгольская скрипка) впервые описывается в данном диссертационном исследовании. В нем подчеркивается, что обращение к перечисленным выше инструментам обусловлено целым рядом как историко-культурологических, так и педагогических причин.

1. Эти традиционные музыкальные инструменты возникли в глубокой

древности и широко распространены на территории всего современного Китая. Они воспринимаются населением как символы национальной культуры, самосознания, как выражение национального характера. .

2. В совокупности данные инструменты представляют основные виды всех четырех групп национального инструментария.

3. Отмеченные инструменты разнообразно используются и в сольном, и в ансамблевом, и в оркестровом музицировании.

4. Большинство этих инструментов не сложно в освоении. Методика игры на них доступна массовому музыканту-любителю. (В этом плане соискателем выделяются дицзы, сона, сяо, пипа, эрху, чжуйху, матоуципъ и ударная группа.)

Непосредственным развитием исторического сюжета является §3. Китайские традиционные ансамбли и оркестры. История и классификация, в котором дается историческая справка об истоках ансамблевых и оркестровых составов в китайской культуре.

■ Возникновение и развитие китайского традиционного оркестра следует разграничить на три стадии: начальная стадия (термин Лю Гэ), стадия развития, стадия Новейшего времени. Оркестры национальных инструментов различны по составам, масштабу и репертуару. Их можно сегодня классифицировать на унисонный оркестр, ансамбли и оркестровые ансамбли, камерный оркестр, средние и большие национальные оркестры, оркестры для китайской традиционной оперы и балета, оркестры китайской эстрады и драмы и религиозные оркестры. В работе впервые дается характеристика религиозным оркестрам, которые подразделяются на даосский и буддийский.

Также подчеркивается, что произведения для музицирования в традиционных китайских оркестрах имеют множество жанровых разновидностей, характерных для того или иного региона страны. В целом этот репертуар классифицируется на пять видов: 1) для духовых и ударных, 2) для ударных, 3) для струнных и духовых, 4) для струнных, 5) для ударных и духовых.

В заключение §3 подчеркивается, что из всего многообразия оркестровых составов для педагогической практики наиболее перспективны, на наш взгляд, оркестры эстрады, драмы и религиозные оркестры обеих традиций. Обращение именно к этим составам обусловлено прежде всего приоритетом в них духовых и, особенно, ударных инструментов.

Востребованность в общей музыкальной педагогике оркестров эстрады, драмы и почти всех религиозных оркестров объясняется тем, что это - наиболее приемлемые для начинающих музыкантов составы. Данные оркестровые составы, как мы считаем, можно изменять в зависимости от практических возможностей и учебно-методических потребностей. На такой вывод наталкивает практика бытования оркестровых ансамблей и оркестров эстрады и драмы. К тому же в религиозные оркестры (кроме Тяньши) входят довольно «мобильные» в исполнительском отношении, в том числе, при коллективном музицировании, инструменты. Многие из этих инструментов могут быть приравнены к элементарному инструментарию.

Такое разнообразие элементарных инструментов позволяет обратиться к опыту музыкально-педагогических систем К. Орфа и Б. Л. Яворского и на их основе разработать оригинальную систему, направленную к национальным архаичным музыкальным моделям.

Таким образом, исторический аспект главы I выходит в современную педагогическую практику, чему посвящен §4. Опыт ансамблевого и оркестрового музицирования на национальных инструментах в общеобразовательной школе. Сущность параграфа составляет описание педагогического эксперимента по апробированию авторской методики организации оркестра традиционных инструментов в общеобразовательной школе. -

Время постановки эксперимента - сентябрь 2010-го - февраль 2011 г., место проведения - КНР, опытная начальная школа (престижное общеобразовательное учреждение) в г. Лоян провинции Хэнань. Эксперимент проводился во внеклассное время в форме дополнительного образования. В нем участвовали ученики всех классов начальной школы - с 1-го по 6-й (структура общего образования в КНР), в совокупности - 30 человек. Все ребята имели разный опыт музицирования на народных инструментах.

Всего было дано 30 занятий. Первые два - включали констатирующий эксперимент.

Занятия № 3-27 отводились формирующему эксперименту. В диссертации дается описание каждого занятия, выстроенного строго по плану в соответствии со спецификой исполнительства на китайских инструментах. Суть контрольного эксперимента, рассчитанного на последние три занятия, заключается в отшлифовке целостного оркестрового звучания. Этот процесс включал определенные практические дийствия. Успешность их освоения свидетельствует о высоких результатах предыдущей экспериментальной стадии. Эти действия можно классифицировать на пять видов работы, демонстрирующих приобретенные умения, навыки и компетенции учащихся. Грамотное и осмысленное выполнение всех намеченных действий, свидетельствует о положительной динамике. .

Завершает §4 блок профессиональных требований, которым должен соответствовать организатор оркестра. Также даются рекомендации по организации оркестра.

Разработка методики приобщения к национальному инструментарию должна стать одной из насущных задач в современной китайской педагогике. По мнению соискателя, наиболее оптимальное ее решение - организация различных форм коллективного музицирования как в средней школе, так и в высших учебных заведениях. Решение этого вопроса возможно только после постановки педагогического эксперимента и обобщения его результатов. Именно этим задачам - описанию трех педагогических экспериментов и характеристике авторской методики посвящена глава II диссертационного исследования: «Педагогический эксперимент по приобщению к музыке с включением традиционного китайского инструментария».

Экспериментам в вузах гг. Чжэнчжоу и Лоян и в 10-м классе общеобразовательной средней школы № 5 г. Чжэнчжоу посвящен §1. Педагогический эксперимент по тестированию уровня музыкальной культуры в высшем учебном заведении и средней школе. Эти эксперименты потребовались для того, чтобы выяснить, насколько результативными оказались те полномасштабные меры в области совершенствования эстетического образования, которые проводятся в КНР последние двадцать лет. Возможны ли иные методики по общему музыкальному воспитанию и образованию и какова их концепция?

Необходимость постановки педагогического эксперимента в молодежной - студенческой среде обусловлена еще тремя важнейшими причинами:

^ в юношеском возрасте выявляются результаты предыдущего школьного образования, в том числе музыкального, данный возраст можно рассматривать как вектор совершенствования школьного образования;

^ в учебные планы большинства высших учебных заведений современного Китая входят разные формы занятий по художественно-эстетическому, в том числе музыкальному образованию;

^ студенческая молодежь — это будущая интеллектуальная элита страны, уровень ее культуры является важным показателем будущего развития государства на годы вперед.

Время постановки первого педагогического эксперимента - март 2008 г., место проведения - КНР, педагогический институт в г. Лоян.

Целью эксперимента являлось крупномасштабное анкетирование, позволяющее объективно оценить музыкальную культуру студенческой среды в целом и разработать инновационные меры по совершенствованию массового общего музыкального воспитания и образования. В задачу эксперимента входило: выяснить уровень знаний о музыке современных китайских студентов, определить их музыкальные предпочтения. Это был только констатирующий эксперимент. В эксперименте участвовали 642 студента одиннадцати факультетов (кроме факультета музыки).

В качестве исследовательского метода применялась случайная выборка. Студентам была предложена анкета из девяти, пунктов, включающих либо вопросы, либо задания на восстановление пропущенной информации.

Изучение полученных данных свидетельствует о низком уровне музыкальной культуры среди современной китайской студенческой молодежи. На основе анализа сделан ряд выводов:

^ о плохой постановке музыкального воспитания и образования в общеобразовательной школе;

У о значительной разнице между школьным образованием в городе и деревне.

^ о необходимости повышать качество уроков музыки;

^ о плохом знании студентами своей национальной музыки;

^ о доминирующей роли сегодня поп-образцов в музыкальной культуре. Для получения дополнительной информации об уровне музыкальной культуры студентов КНР эксперимент был продолжен в апреле 2008 г. в уни-

ю

верситете г. Чжэнчжоу. Его целыо являлось не только определение исходного уровня, но и преподавание китайских традиционных музыкальных инструментов. В эксперименте участвовали 200 студентов университета (кроме факультета музыки).

Формы проведения эксперимента: чтение лекций по истории музыке и практические занятия по исполнительскому мастерству. Всего было прочитано десять лекций по тематическому плану, который приводится в тексте диссертации.

Цель лекций: познакомить студентов с историей и классификацией китайского традиционного инструментария, подчеркнуть его великое значение как результата духовных достижений народа, пробудить в студентах интерес к музыкальной культуре своего народа. Основные методы преподавания: 1) теоретический — введение в историю музыки Китая, в элементарные знания о китайских традиционных музыкальных инструментах и т. д.; 2) нагляднозрительный — показ слайдов, видеозаписей и т. д.; 3) наглядно-слуховой — прослушивание звукозаписей и т. д.;4) практический -— обучение элементарным игровым навыкам на ударных инструментах и т. д.

К концу восьмой лекции была достигнута основная учебная цель - приобретение студентами должной компетентности.

На стадии контрольного эксперимента было установлено, что достигнуты положительные результаты, которые оценивались по четырем параметрам: 1) усвоение элементарных знаний, 2) осознание специфики исторической эволюции инструментария, 3) ознакомление с музыкальными произведениями для этих инструментов, глубокое понимание музыкального содержания, 4) умение участвовать в дискуссии, самостоятельно проводить просветительские лекции среди детей и рабочей молодежи.

Поставленный эксперимент показал, что нужна система мер, возрождающих роль традиционных инструментов в культурной жизни и прежде всего в педагогике. Эксперимент свидетельствует и о том, что сегодня молодежь мало знает китайский инструментарий. Поэтому данный инструментарий должен составлять важную часть уроков музыки в школе.

Второй педагогический эксперимент включал констатирующую, формирующую и контрольную стадии. Это короткий эксперимент, названный нами эксперимент-молния. Участники эксперимента: ученики десятого класса средней школы г. Чжэнчжоу провинции Хэнань, всего - 50 человек.

Время постановки педагогического эксперимента - март 2009 г.

Цель педагогического эксперимента:

выявить эмоциональную реакцию учеников на китайскую музыку, особенно на такие ее элементы как интонация, ритм, тембр;

■/ познакомить с инструментальным произведением известного китайского композитора Ли Хуаньчжи «Прелюдия весны»;

^ приобщить на основе пьесы Ли Хуаньчжи к тембрам китайских инструментов и дать элементарные знания о них;

^ познакомить с танцевальным жанром янгэ.

Продолжительность эксперимента - 90 минут, то есть 2 академических часа с промежутком в одну неделю. Избирается форма урока воспитания музыкального вкуса которая мобилизует творческую активность ребят, на основе эмпатии вовлекает их в активное содействие.

На констатирующей стадии выясняется, какого рода музыку любят ученики.

Формирующий эксперимент основан на знакомстве учеников с пьесой «Прелюдия весны» («Чуньцзесюйцюй») для оркестра народных инструментов Ли Хуаньчжи. В диссертации обосновывается выбор этого сочинения, дается его аннотация. Далее происходит ознакомление с традиционным танцем янгэ и освоение его основных движений. Следующий этап включает организацию музицирования на несложных в освоении традиционных инструментах.

Результаты контрольного эксперимента показали, что за два урока воспитания музыкального вкуса ребята поняли смысл «Прелюдия весны», вникли в жанровые особенности танца янгэ, научились вести партии пьесы на традиционных инструментах.

Благодаря коллективному исполнению ученики узнали много нового о китайских традиционных музыкальных инструментах и заинтересовались ими. Апробированная нами новая форма обучения свидетельствует, что учителя средних школ должны организовывать на уроках коллективное музицирование. Оно пробуждает у детей мотивацию, стимулирует интерес к народной культуре.

Результаты проведенных нами в 2008-09 гг. первых двух педагогических экспериментов показывают, что студенческая молодежь и ученики, зачастую, мало осведомлены о национальных инструментах. Подчеркнуто, что в большинстве китайских школ, особенно сельских, уроки музыки ведутся пока не на высоком уровне, а о национальных инструментах там, порой, ничего не говорится.

Третьему педагогическому эксперименту, посвященному работе по новой методике музыкального воспитания, посвящен §2. Педагогический эксперимент по воспитанию музыкальной культуры в начальных классах общеобразовательной школы с применением элементов системы К. Орфа. В основу этого эксперимента положена авторская методика, основанная на идеях педагогической системы К. Орфа. В диссертации доказано, что многие положения системы Орфа адаптируются в китайскую национальную культуру. Это обусловлено не только богатым выбором инструментария, часть которого может трактоваться как элементарный, пентатоническим ладом, но и жанровым синкретизмом, театральной импровизацией. Следовательно, система Орфа позволяет органично сочетать достижения национальной культуры: инструментарий, музыкальные жанры - от простейших попевок, наигрышей, танцевальных мелодий до традиционной китайской оперы и драмы. Соискателем введены в методику элементы пекинской оперы.

Время проведения третьего педагогического эксперимента: сентябрь 2010 - март 2011 г. Место проведения педагогического эксперимента: КНР, провинция Хэнань, г. Лоян, экспериментальная начальная общеобразовательная

школа. В эксперименте принимали участие ученики одного из третьих классов (экспериментальный класс) - всего 45 человек. На протяжении всего эксперимента динамика развития этих учащихся ежемесячно сопоставлялась с достижениями учеников из параллельного третьего класса, занимающихся по традиционной методике (обычный класс).

План проведения экспериментальных занятий: 1 академический час в неделю. Всего состоялось 32 урока. Занятия № 1-27 проходили с сентября 2010го по февраль 2011 г. Уроки № 1-26 включали констатирующий и формирующий эксперименты. Занятие № 27 в виде отчетного выступления перед родителями проводилось во внеурочное время перед каникулами (в Китае новый год празднуется в феврале). Контрольный эксперимент включал занятия № 28-32 и проходил в марте./Уроки № 28-31 были проведены и с экспериментальным классом, и с обычным. На последнем контрольном занятии - № 32 участвовали оба класса: экспериментальный и обычный.

Цель педагогического эксперимента заключалась в воспитании у ребят музыкальной культуры, творческого мышления и приобщения к национальной музыке. Содержание педагогического эксперимента:

/ ритмическое воспитание;

разнообразные импровизации как основные методы систематического обучения учащихся;

^ освоение элементарных китайских музыкальных инструментов, развитие при помощи музицирования понимания выразительных возможностей музыки; '

^ овладение учащимися навыками сольного и коллективного исполнительства, принципами сотворчества, следования за дирижером как руководителем творческого процесса;

^ изучение при помощи элементарных музыкальных инструментов таких понятий как интонация, лад, мелодия, многоголосный склад, гармония;

^ систематическое ознакомление с историей китайских народных инструментов, основных инструментальных жанров;

обретение навыков восприятия китайской национальной драмы и оперы на примере жанра цзинцзюй (пекинская опера);

^ освоение основных сюжетов пекинской оперы, амплуа, символики грима, пантомимы, сценографии и практическое вовлечение полученных знаний в театрально-инструментальную импровизацию.

В качестве инструментария для практического музицирования соискатель ограничился только ударными традиционными инструментами. Мелодический материал исполнялся руководителем (диссертантом) либо на духовых инструментах (кларнет, шэн и др.), либо на фортепиано.

В тексте диссертации приводится тематический план занятий с поурочным описанием каждого из них на всех трех экспериментальных стадиях. Цель контрольного эксперимента заключалась:

в выявлении положительной динамики музыкального и общеэстетического развития детей в результате занятий по новой методике в течение шести месяцев;

в проведении сравнительного анализа педагогических результатов, достигнутых в экспериментальным классе и обычном.

Для выполнения этих задач в обоих классах - экспериментальном и обычном нами были использованы проверочные методы, включающие выполнение практических заданий на выявление динамики, основных музыкальных способностей и музыкальности, на владение инструментальной импровизацией, опросник на знание теоретического материала и анкетирование.

Полученные результаты отражены в трех диаграммах, таблице и графике по следующим показателям: слуховое и музыкально-мнемическое развитие, знание пекинской оперы. На совместном занятии тестирование проводилось по трем параметрам: интеллектуальное развитие, уровень креативности, общекультурный кругозор. Для получения достоверных результатов были учтены тесты диагностики интеллекта по методике Д. Равенна «Прогрессивные матрицы», оценка креативности по Д. Гилфорду. Однако, исходя в целом из этих методик, соискателем были составлены свои тестовые задания, равно как и все демонстрационные визуальные материалы.

В заключение § 2 комментируются все визуальные материалы. В частности по графику можно определить, что ученики экспериментального и обычного классов демонстрируют разные успехи в росте креативности. Принципиально различные показатели двух классов за один промежуток времени свидетельствует о приоритетности нового метода обучения.

Обобщение статистических данных контрольного эксперимента объективно подтверждает несомненный приоритет новой методики по трем показателям: интеллектуальному, креативному и общекультурному. В целом все три разнонаправленных по своим методикам педагогических эксперимента, поставленных нами в различных учебных заведениях КНР с разными возрастными группами, позволяют сделать во многом схожие выводы.

Нами экспериментально доказано, что внедрение традиционного инструментария в общую педагогику внесет ощутимую пользу в музыкальное и креативное развитие молодого поколения. '

Педагогические приемы и методы могут быть различны: лекции с активной аудио- и видеоиллюстрацией (первый эксперимент - занятия в университете г. Чжэнчжоу) или неоднократное прослушивание одного произведения с ярким инструментальным материалом и его анализ (второй эксперимент — уроки в десятом классе) и др. Материал для разработки педагогических методов обширен. Но во всех случаях надо выходить на практическое музицирование, причем в коллективной форме.

Идея коллективного музицирования с на традиционных ударных инструментах стимулировала разработку нами новой методики обучения в начальной школе. Значительным подспорьем в ее формировании стал опыт зарубежных музыкально-педагогических систем, прежде всего К. Орфа.

Апробированная нами методика занятий интенсифицирует весь комплекс основных музыкальных способностей и музыкальности, креативности, а также в младшем школьном возрасте приобщает к сокровищам национальной культуры путем погружения в ее архетип. Так закладывается фундамент, на ко-

тором в дальнейшем преподаватель по предмету музыка может успешно строить здание высокой музыкальной культуры каждого ребенка.

На основе подведения итогов проведенного исследования в заключении высказана мысль, что для повышения музыкальной культуры народа в КНР и приобщения его к сокровищам национальной музыки необходимо разрешить две группы глобальных проблем, которые можно классифицировать на обще-социалыше и профессиональные.

Соискатель предлагает целый ряд мер, которые позволят решить общесо-циальпые проблемы.

Во-первых, знакомить детей с традиционным инструментарием уже в дошкольном возрасте, в том числе с помощью телевидения, радио, концертных организаций. -

Во-вторых, усилить музыкальное воспитание с использованием традиционного инструментария в начальном звене массового образования.

В-третьих, пополнить средние школы специалистами, знающими традиционный инструментарий.

В-четвертых, ввести в университетах занятия, посвященные китайской традиционной музыке, в том числе инструментальной.

В-пятых, поддерживать любительское музицирование на традиционных инструментах, особенно в сельских ансамблях и оркестрах как основе фольклорного искусства.

В-шестых, активно внедрять национальные инструменты в композиторскую практику, что расширит репертуар для народных инструментов. Это сделает их более популярными среди музыкантов и массового слушателя, неизбежно повлечет за собой интерес к ним молодого поколения.

Внедрить в практику эти меры можно только на основе общегосударственных реформ и постановлений.

Профессиональные проблемы касаются разработки методических материалов по внедрения инструментария в педагогику и их практического апробирования. В диссертации показано три методических направления.

Первое направление - это рекомендации по мобильной организации школьных оркестров. Эксперимент в средней школе г. Лоян доказал, что к оркестровому музицированию можно привлечь даже начинающего ученика, поручив ему элементарную партию. Таким образом, он сразу включается в активную исполнительскую практику.

Другое направление связано с привнесением инструментария в плановые учебные занятия в школе и в университете, что подтвердили педагогические эксперименты в педагогическом институте и общеобразовательной школе № 5 г. Чжэнчжоу.

Третье направление - создание учебно-методической системы с вовлечением в нее традиционного инструментария. По мнению соискателя, апробированная им в процессе педагогического эксперимента (3-й класс начальной школы г. Лоян) методика с применением принципов из системы К. Орфа, - лишь один из возможных вариантов музыкального воспитания с включением китайского национального материала. '

Перспективы развития темы исследования заключаются в разработке новых систем общего музыкального воспитания, соединяющих и национальные традиции, и мировой опыт.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Лю Гэ. Проблемы современного массового художественного воспитания в Китае в контексте традиционной инструментальной музыки // Вестник Тверского государственного университета: Серия «Педагогика и психология», № 21 (81), 2008. Вып. 4. С. 141-145. (0,3 п. л.)

2. Лю Гэ. Музыкальная культура современного студенчества КНР в зеркале педагогических экспериментов // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. СПб. 2009.

№ 113. С. 142-146. (0,4 п.л.)

3. Лю Гэ. Китайские национальные инструменты и современное музыкальное воспитание // Музыкальное воспитание в России: прошлое, настоящее, будущее. Материалы международной научно-практической конференции 7 декабря 2007 г. Тверь. Тверь: изд-во ТГУ, 2008. С. 54-57. (0,3 п.л.)

4. Лю Гэ. О выразительных возможностях китайского древнего инструмента матоуцинь // Музыкальная культура глазами молодых ученых: Сборник научных трудов. СПб: Астерион, 2008. Вып. 3. С.70-72. (0,3 п. л.)

5. Лю Гэ. О методике игры на китайском инструменте гучжэнь // Музыкальная летопись российских регионов: Материалы международной конференции 21-22 декабря 2007 г. Майкоп. Майкоп, 2007. С. 162-163. (0,3 п.л.)

6. Лю Гэ. Музицирование на традиционных инструментах в современном образовании КНР // Музыкальная культура глазами молодых ученых: Сборник научных трудов. СПб: Астерион, 2010. Вып. 5. С.178-180. (0,3 п.л.)

Подписано в печать « 10» января 2012 г. Формат 60x84/16 Бумага офсетная. Печать офсетная.

Усл.печ.л. 1,3. Тираж 100 экз. Заказ №____

Типография «Восстания -1» 191036, Санкт-Петербург, Восстания, 1.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Лю Гэ, Санкт-Петербург

61 12-13/1044

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»

На правах рукописи

Лю Гэ

ТРАДИЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОБЩЕМ МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель -доктор искусствоведения, профессор

Г. П. Овсянкина

Санкт-Петербург - 2012

Содержание

Введение.................................................................................................................3

Глава I. Китайский традиционный инструментарий как базис воспитания музыкальной культуры на национальных традициях................................11

§1. Возникновение и развитие китайских традиционных музыкальных

инструментов. Принципы классификации............................................11

§2. Особенности исполнительства на китайских традиционных инструментах

.................................................................................................35

§3. Китайские традиционные ансамбли и оркестры. История и классификация

.................................................................................................65

§4. Опыт ансамблевого и оркестрового музицирования на национальных

инструментах в общеобразовательной школе........................................73

Глава II. Педагогический эксперимент по приобщению к музыке с

включением традиционного китайского инструментария.........................91

§1. Педагогический эксперимент по тестированию уровня музыкальной

культуры в высшем учебном заведении и средней школе................................91

§2. Педагогический эксперимент по воспитанию музыкальной культуры в начальных классах общеобразовательной школы с применением элементов

системы К. Орфа..................................................................................................НО

Заключение.........................................................................................................159

Список литературы...........................................................................................164

Приложения. I. Иллюстрации китайских традиционных музыкальных инструментов......................................................................................................186

II. Образец партитуры современного китайского национального оркестра........................................................................................197

III. Схемы расположения инструментов в современных китайских национальных оркестрах..................................................................198

Введение

Актуальность темы исследования. Китай является страной древней цивилизации и выдающихся духовных традиций. В нем была создана блестящая музыкальная культура, в частности инструментальная, которая уходит своими корнями в далекое прошлое.

Китайские народные музыкальные инструменты и методика игры на них развивались на протяжении нескольких тысяч лет. Ныне это великое наследие должно обогащать разные аспекты музыкального воспитания и образования. Освоение традиционных музыкальных инструментов в эпоху глобализации приобретает особую значимость, так как влияние западной культуры подавляет национальные достижения в области искусства. От того, какие духовные ценности будут приоритетными для народа КНР, зависит будущее китайской культуры. От этого во многом зависит самосознание молодого поколения.

Сегодня первостепенное внимание должно быть уделено пониманию народом ценности своего музыкального богатства, частью которого является инструментарий. Поэтому исполнительство на традиционных музыкальных инструментах имеет в Китае не только художественно-эстетическое, но и воспитательное значение. Причем важно и опираться на накопленный опыт, и вносить в него нечто новое.

Одной из насущных педагогических проблем является популяризация знаний о традиционных инструментах в молодежной среде. Необходимо также приобщение этой среды к пониманию их выразительных возможностей.

Другая проблема связана с тем, чтобы воспитать у детей и молодежи потребность музицировать в китайских ансамблях и оркестрах. Это напрямую апеллирует к разработке новых методических материалов по формированию в широком масштабе таких музицирующих коллективов.

Третья, не менее важная проблема, - организация педагогического процесса, позволяющая внедрять национальные инструменты в общее музы-

кальное образование.

Традиционный инструментарий вкупе с достижениями передовой музыкально-педагогической мысли может стать базисом для создания инновационных музыкально-педагогических систем. Вопрос этот не праздный, так как, несмотря на значительные усилия руководящих структур КНР, проведение реформ, совершенствование учебных планов, большинство молодых людей не отличается высоким уровнем музыкальной культуры. А главное, в своих художественных предпочтениях они зачастую далеки от национального

искусства.

Нельзя не признать, значительные меры для устранения этих недостатков предпринимаются. Сегодня в Китае ученики средних школ все активнее знакомятся с традиционными музыкальными инструментами и их репертуаром. Постепенно исчезает предубеждение, что в общеобразовательной школе можно обойтись без них. Но процесс этот развивается недостаточно интенсивно, так как не все понимают его значимость.

Целенаправленное включение традиционных инструментов в музыкальную педагогику (без игнорирования достижений зарубежной культуры) имеет не только воспитательное, но и культурологическое значение.

Все перечисленное определяет актуальность темы.

Степень изученности темы. Китайские традиционные музыкальные инструменты привлекали и продолжают привлекать внимание исследователей. В современном Китае, написано немало книг и статей о различных аспектах традиционного инструментария. В частности в КНР это труды таких известных авторов как Ван Чжэнья [61], Гао Хоуюн [68], И Циин [87], Ли Миньсюн [99], Лю Чжэнвэй [112], Сюй Цзянь [127], Ся Е и Чэнь Сюея [130], Тянь Ляньтао [135], Фан Цзяньцзюнь [138], Хэ Маньцзы [144] и другие.

Немало изданий посвящено и методике исполнения на китайских тра-ди- ционных музыкальных инструментах. В Китае известны работы Ван Цзунминя [57], Гань Тао [67], Лян Гуанчэня и Пань Юнчжаня [ИЗ], Ху Дэн-тяо [143], Чай Гуанюйя и Чжан Ди [157], Чжао Сунтиня [165], Чжоу Шибо

[169], Юань Цзинфаня [183] и других.

В России также китайские традиционные музыкальные инструменты и китайская национальная музыка привлекали научную мысль. Например, широко известны труды «Музыкальная культура Китая» Г. М. Шнеерсона [49], «Музыка в Китайской Народной Республике» В. С. Виноградова [13], «История музыки Восточной Азии (Китай, Корея, Япония)» У Ген-Ира [43] и др. Немало ценных сведений по китайскому инструментарию содержится в популярных учебниках Р. И. Грубера [18] и К. К. Розеншильда [36].

Тем не менее, несмотря на столь солидный «послужной» список, практически открытой остается проблема китайский традиционный инструментарий и общее музыкальное воспитание и образование. Поэтому объектом исследования данной работы является общее музыкальное воспитание и образование в современном Китае. Предметом исследования становятся методические возможности воспитания музыкальной культуры в контексте музицирования на китайских традиционных инструментах. Материал исследования базируется на результатах экспериментов по внедрению национального инструментария во внеклассную работу и на уроки музыки в общеобразовательной школе и вузе. Он основывается также на обобщении историко-теоретических данных по наиболее востребованным в КНР традиционным инструментам и оркестровым составам.

Цель исследования — доказать, что включение в систему общего музыкального образования традиционного инструментария, особенно в форме инновационных воспитательных методик, будет способствовать тотальному подъему музыкальной культуры в КНР и активному развитию национального

самосознания.

Задачи исследования:

У обобщить эволюцию китайских традиционных музыкальных инструментов, их классификацию и выявить на этой основе наиболее перспективные для педагогического процесса виды; ^ охарактеризовать инструментальные составы китайских традиционных

оркестров и определить самые значимые из них для общего музыкального воспитания;

✓ разработать и апробировать методику организации оркестра народных инструментов в общеобразовательной школе;

✓ поставить педагогический эксперимент с использованием традиционного инструментария для выявления и развития уровня музыкальной культуры у старшеклассников и студентов высших учебных заведений;

✓ разработать и опробовать авторскую методику с привлечением китайских инструментов для преподавания предмета музыка в младших классах общеобразовательной школы;

/ наметить систему мер, активизирующих внедрение традиционных инструментов в общее музыкальное воспитание.

Теоретическая база исследования. Диссертационное исследование базируется на солидном теоретическом фундаменте, включающем музыковедческую, методико-педагогическую, эстетическую, справочно-энциклопедическую литературу и программные документы правительства

КНР.

Мы обращались к многочисленным историко-музыковедческим изданиям, прямо или косвенно связанным с нашей темой. В частности это уже упомянутые ранее труды китайских и российских авторов. Следует также отметить «Заметки о музыкальных знаниях» Сюе Ляня [126], «История музыки Китая» Ван Юйхэя [62], «Древние китайские музыкальные рукописи» Ли Чуньия [104], «Создание, развитие и распространение Яньюе во времена династий Суй и Тан» Пань Хуайсуя [122], «Историю музыки и эстетического воспитания Китая» Сю Хайлиня и Ли Цзития [129], «Краткий курс по истории музыки древнего Китая» Ся Ея [132], «История музыки Китая» Чэнь Цинцюаня [179], «Древние китайские рукописи о музыке» Ян Иньлюя [191] и

Др.

Помимо уже отмеченных методико-педагогических изданий, посвященных освоению китайских инструментов, отметим также «Курс аранжи-

ровки для китайских традиционных музыкальных инструментов» Фу Лиминя [140].

Среди педагогической литературы иного профиля немалое значение имела работа «Уроки наслаждения музыкой» Ван Вэйжэня и Ван Шуньтуня [54]. Нельзя не упомянуть книги и учебники об истории музыкальной педагогики, о современных теориях и идеях музыкального воспитания и образования таких авторов как Ван Цычжао [59], Гуань Цзяньхуа и Цяо Сяодун [74], Кун Фаньчжоу [89], Кэ Кэ [91], Ли Ланьцин [96], Ли Лин и Чжао Фэн [98], Сюе Лян [126], Цао Ли [146], Ци И и Чжан Вэньчуань [150], Чжан Мэй [160], Чжан Фань [162], Чжан Цянь [164], Чжу Гуанцянь [170], О. А. Апраксина [5], Э. Б. Абдуллин [1, 2], Л. В. Школяр [48] и другие.

Особняком стоит большой блок работ, отечественных и китайских авторов, посвященных системам К. Орфа, Б. Л. Яворского и другим экспериментам по внедрению элементарных инструментов в музыкальное воспитание [7, 9, 15, 19, 28, 42, 69, 74, 76, 80, 82, 85, 87, 98,109,115118, 145, 146, 160, 161]. Среди них особое место занимают книги и статьи Л.А. Баренбойма [8, 37], О. Г. Леонтьевой [25], В. Келлера [22], Б. Л. Яворского [50], Ли Дана [93], Сю Хайлиня, Ин Айцина [94], Се Цзясиня. Ян Яньи, Сунь Хайя [124].

Значительным подспорьем в разработке темы стали труды по теории музыки выдающихся российских музыковедов-аналитиков И. В. Способина, Л. А. Мазеля, В. Н. Холоповой [38, 27, 46, 47].

Нами были учтены результаты диссертационных исследований, защищенных в последние годы на факультете музыки РГПУ им. А. И. Герцена, -О. В. Воронцовой, Лю Цзинь, Ян Бохуа и Ян Ся Сюй [16, 26, 51, 52].

В орбиту изучения были вовлечены правительственные документы, постановления и учебные материалы, изданные в последние годы в КНР [55, 60, 70, 71,106, 118,121, 125, 128,145, 152 и др.].

Методология исследования базируется на тезисе Цао Ли [146] о приоритете знакомства с китайским музыкальным инструментарием и нацио-

нальной музыкой с первых шагов обучения. Важнейшей составляющей является положение Ци И и Чжан Вэньчуаня [150] о массовом повышении уровня музыкальной культуры в КНР. Методология основывается также на идеях музыкально-педагогической системы К. Орфа и Б. Л. Яворского.

Методы исследования. В диссертации использованы историко-

аналитический, обобщающий и сравнительный методы. Важную роль также сыграли методы генерализации, эмпирический (на основе педагогического эксперимента) с включением психологического тестирования и анкетирования.

Практической базой исследования стала серия педагогических экспериментов, поставленных 2008-2011 годах в педагогическом институте г. Лоян (КНР, провинция Хэнань), в университете г. Чжэнчжоу (КНР, провинция Хэ-нань), в 10 классе общеобразовательной средней школы № 5 г. Чжэнчжоу и в 3 классе начальной общеобразовательной школы г. Лоян.

Гипотеза исследования: китайский национальный инструментарий в сочетании с элементами традиционной оперы дает богатый материал для создания инновационной музыкально-развивающей методики. На защиту выносятся следующие положения:

Практическое музицирование на традиционных инструментах, их изучение - первый шаг к глубокому музыкальному развитию. Игра в традиционных оркестрах и включение в учебный процесс музыкально-образовательных методик, основанных на национальном материале, - наиболее оптимальный путь к познанию родной культуры.

^ Повсеместное распространение положения о приоритете национальной музыки в художественном воспитании должно способствовать нравственному и эстетическому развитию личности. Научная новизна диссертации.

Научная новизна настоящего диссертационного исследования заключается в том, что:

>/ выдвинут тезис об осуществлении общего музыкального образования в

КНР на основе изучение традиционных музыкальных инструментов; у/ обобщена историческая периодизация и классификация китайских традиционных музыкальных инструментов;

всесторонне охарактеризована монгольская скрипка - матоуцинь; л/ сделано описание китайских религиозных оркестров; У выдвинуты экспериментально обоснованные методические положения об организации школьного оркестра китайских народных инструментов;

•/ проведено экспериментальное исследование музыкальной культуры

среди старшеклассников и студенческой молодежи КНР; •/ разработана и апробирована инновационная методика музыкального воспитания в начальной школе на основе вовлечения китайского традиционного искусства в педагогическую систему К. Орфа. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщены данные о возникновении, развитии и классификации китайских традиционных инструментов и национальных оркестров. Получены объективные результаты об уровне музыкальной культуры детей и молодежи КНР. Намечены пути использования достижений национальной культуры в контексте зарубежных музыкально-педагогических систем.

Практическая значимость настоящего диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в общем музыкальном воспитании и образовании как в общеобразовательных школах, так и в вузах КНР. Полученные данные обладают значимостью для преподавания предмета Технология музыкального воспитания и образования на факультетах музыки педагогических вузов КНР и РФ.

Апробация диссертации проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А. И. Герцена. Основные положения работы опубликованы в шести статьях для научных сборников РГПУ им. А. И. Герцена, ТГУ (Тверского государственного

университета), АГУ (Адыгейского государственного университета), в том числе две работы изданы в журналах рецензируемых ВАК («Вестник Тверского государственного университета», «Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена»). Также положения исследования отражены в докладах, прочитанных в РГПУ им. А. И. Герцена на международных научно-практических конференциях: «Музыкальная культура глазами молодых ученых» (декабрь 2007; ноябрь 2009), «Музыкальное образование в современном мире: диалог времен» (декабрь 2009), «Методологические проблемы современного музыкального образования» (апрель 2010).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (первая из которых содержит четыре раздела, вторая — два), заключения, списка литературы из 208 источников, в том числе 52 на русском, 155 на китайском и 1 на английском языках. Работа включает приложения с иллюстрациями китайских традиционных музыкальных инструментов, образцом партитуры современного китайского национального оркестра, схемы расположения инструментов в китайских национальных оркестрах.

Глава I. Китайский традиционный инструментарий как базис воспитания музыкальной культуры на национальных традициях

§1. Возникновение и развитие китайских традиционных музыкальных инструментов. Принципы классификации

Период глубокой древности (XXI в. до н. э.). По мнению известных китайских историков и археологов, о древности китайской расы, законо�