Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Музыкальное воспитание в странах Востока в контексте философско-мировоззренческих традиций периодов Древности и Средневековья

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Гвоздевская, Галина Анатольевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Б. м.
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Музыкальное воспитание в странах Востока в контексте философско-мировоззренческих традиций периодов Древности и Средневековья», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Гвоздевская, Галина Анатольевна, 1999 год

Введение.

Глава первая.

Философско-мировоззренческие подходы к музыкальному воспитанию в Индии, Китае и Японии периодов Древности и Средневековья.

1.1. Общность философско-мировоззренческих основ музыкального воспитания в Индии, Китае и Японии периодов Древности и Средневековья.

1.2. Традиционные восточные методы музыкального воспитания, действующие в русле философско-мировоззренческих концепций миропонимания в Индии, Китае и Японии периодов Древности и Средневековья.

Глава вторая.

Философские основы музыкального языка и методов музыкального воспитания в Японии периода Эдо.

2.1. Философско-онтологические истоки и пути освоения произведений Honkyoku в японской традиции периода Эдо.

2.2. Методы музыкального воспитания в Японии периода Эдо в русле концепции Suizen.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Музыкальное воспитание в странах Востока в контексте философско-мировоззренческих традиций периодов Древности и Средневековья"

Общей тенденцией гуманитарного познания второй половины XX века, отраженной в современной культурологии, искусствознании, музыкознании является устремленность научной мысли на раскрытие первоистоков - констант мировосприятия, пронизывающих все явления культуры, теории художественного творчества, методы воспитания.

В свете трудов B.C. Библера, М.М. Бахтина и других авторов мировая художественная традиция предстает перед нами как диалог культур по сущностным смыслам Бытия, уходящим корнями в философию и онтологию. В поисках ответа на вечный вопрос: «Что есть Истина?» - музыкальная педагогика сегодня все больше и больше обращается к сокровенным глубинам древневосточной мудрости.

В отечественном и западно-европейском искусстве XX века имеет место феномен постижения культуры Востока сквозь призму закономерностей древних традиций. Примером может служить кинематография С.Эйзенштейна, построенная на открытии семантических законов японской иероглифики, музыкальные композиции Dj. Neptun, Riley Lee и ряда других современных композиторов, основанные на синтезе европейского и традиционного восточного музыкального мышления.

В современном музыковедении (исследованиях Г.А. Орлова, В.Н. Юнусо-вой, Takizava, Riley Lee и других авторов) разработаны методологические подходы к познанию неевропейской музыкальной культуры. Отдельные аспекты проблемы отражения закономерностей мировосприятия в музыкально-эстетических представлениях Древнего Востока освещены, к примеру, в трудах, посвященных анализу индийской (P.P. Менон, Е.М. Алкон, Е.М. Гороховик), китайской (B.C. Виноградова, Г.М. Шнеерсон), японской (М.В. Есиповой, Н.А. Иофан, Harich Shneider) традиций. [

Между тем для отечественного и европейского «сознания» мир классической музыки Востока1 по-прежнему остается непостижимой тайной. Одна из существенных причин видится нам в очевидной европоцентричности современного музыкального образования. Проблема преодоления европоцентричности предполагает в своем решении широкий спектр задач, среди которых мы выделяем в качестве основополагающей такой поиск пути проникновения в восточную традицию, который бы отразил партитуру духовных смыслов древности. В русле поставленной задачи особое значение приобретает исследование философско-мировоззренческих истоков музыкального воспитания в странах Древнего Востока, которое бы представило целостную картину отражения древневосточных моделей миропонимания в традиционных восточных системах передачи музыкального опыта.

Внутри некоторых общих философско-эстетических и музыковедческих исследований восточных традиций (Р.Менон, F. Koizumi и др.) имеет место рассмотрение древневосточных систем музыкального воспитания (к примеру, индийской гурукулы), а также отдельных методов музыкального воспитания (к примеру, метода «подражания Учителю» в китайской традиции, метода Shoga - в японской). В данных работах представлены преимущественно фактологические и исторические материалы, а также технологический механизм действия этих методов.

В настоящем исследовании в понятии «классическая музыка Востока» (а также в употребляемом в качестве синонима понятии «традиционная музыка Востока») подразумевается профессиональная музыка Востока периодов Древности и Средневековья.

Следует отметить, что в реалиях древневосточных традиций не существовало свойственного современной науке разделения на философию, теорию музыки и методику музыкального воспитания. Практически одновременно с появлением музыки в Древней Индии, Китае, затем Японии и в ряде других стран Восточного региона складывались представления о целях и задачах музыкального воспитания, которые выводились из аксиом метафизики и составляли единое целое с космологическими устремлениями к Высшему, Абсолютному первоистоку Бытия.

Вследствии разделения указанных выше областей познания восточной музыкальной культуры насегодня утрачен изначально свойственный восточному мышлению синкретизм, отсутствует видение единых закономерностей, проявляющихся в основах музыкальной эстетики, в принципах традиционного музыкального мышления и в способах передачи музыкального опыта. В связи с этим становится актуальным необходимость осуществления исследования фи-лософско-мировоззренческих традиций музыкального воспитания Востока.

В настоящем исследовании мы ставим акцент на выявлении философско-мировоззренческих традиций, сформировавшихся в период Древности и сохранившихся в период Средневековья. Принципиально важным для нас является раскрытие общих для данных периодов констант миропонимания, положенных в основу традиционных восточных методов музыкального воспитания.

Цель исследования - анализ философско-мировоззренческих традиций музыкального воспитания в странах Древнего и Средневекового Востока, способствующий расширению представлений о научных основах музыкального образования.

Объект исследования - научно-теоретические основы и методы музыкального образования в странах Востока.

Предмет исследования - педагогические закономерности и пути музыкального воспитания в странах Древнего и Средневекового Востока (на материале Индии, Китая, Японии).

В диссертации были поставлены следующие задачи:

1. Осуществить анализ философско-мировоззренческих подходов к музыкальному воспитанию в Индии, Китае и Японии периодов Древности и Средневековья.

2. Выявить взаимосвязь между философско-мировоззренческими традициями, особенностями музыкального языка и методами их постижения в Японии периода Эдо.

3. Исследовать философско-мировоззренческие основы и структуру традиционных методов музыкального воспитания в Индии, Китае и Японии периодов Древности и Средневековья.

В качестве гипотезы было выдвинуто следующее предположение: исследование философско-мировоззренческих традиций музыкального воспитания в обозначенных странах Востока периодов Древности и Средневековья дает возможность выявить:

- общие инварианты «мировоззренческих комплексов», скрытые в символических образах-понятиях Древности и Средневековья;

- закономерности взаимосвязи и взаимообусловленности моделей миропонимания и особенностей музыкального языка, методов передачи музыкального опыта в Индии, Китае и Японии периодов Древности и Средневековья;

- механизмы действия традиционных методов музыкального воспитания, обусловленные общностью в моделях миропонимания Индии, Китая и Японии периодов Древности и Средневековья.

- философско-мировоззренческие традиции музыкального воспитания в Индии, Китае, Японии периодов Древности и Средневековья, служащие методологическим фундаментом для разработки методов познания традиционной восточной музыкальной культуры.

Методологическим фундаментом исследования стали научные труды в области общей и музыкальной индологии, китаеведения и японоведения, а также музыкознания (отечественного и зарубежного) и методологии музыкального воспитания. Принципиально важное значение для настоящей диссертации имели философские исследования и работы по музыкальной эстетике, в которых раскрывается картина миропонимания в Древней и Средневековой Индии, Китае, Японии (исследования С. Чаттерджи, Д.Датта, Дж. Кришнамур-ти, Д.Т. Судзуки, B.C. Виноградова и др.), генезис понятия «Музыка» в контексте древневосточных космологических представлений2 (исследования В.Н. Юнусовой, Г.М. Шнеерсона и др.), определяющая роль модели миропонимания в музыкально-философской мысли Древнего Востока (исследования B.C. Виноградова, М.В. Есиповой, Г.А. Орлова и др.).

При исследовании особенностей музыкального языка традиционных восточных сочинений и их философско-онтологических основ важное значение имело положение М.В. Есиповой о типологической общности трех древних музыкальных систем - индийской, китайской и японской.

2 «Космология - учение о Вселенной как о едином целом». - БСЭ. Т. 13.-М., 1974.- С.256.

Методологическим фундаментом музыковедческого анализа послужила интонационная теория Б.М. Асафьева, В.В. Медушевского, ладофункциональная теория Э.Г. Алексеева (понятие «опорный тон»), а также теория аналитической организации музыкальной формы традиционной японской музыки Ф. Коизуми.

Методы исследования:

- теоретический анализ философских, музыкально-эстетических трактатов, первоисточников канонических священных писаний, комментариев к ним, художественно-философской поэзии и прозы Древнего и Средневекового Востока;

- изучение восточной культурологии (трудов по современной индологии, китаеведению, японоведению), музыкознания (отечественных и зарубежных исследований восточных музыкальных традиций);

- построение моделей космологии и музыкальной метафизики Индии, Китая и Японии периодов Древности и Средневековья;

- сравнительный анализ философских концепций музыкального воспитания Индии, Китая и Японии периодов Древности и Средневековья;

- наблюдение за процессом занятий мастеров японских традиционных исполнительских школ;

- анализ личного практического опыта освоения традиционных японских музыкальных инструментов;

Новизна и теоретическая значимость диссертации состоит в том, что впервые предметом исследования стали философско-мировоззренческие традиции музыкального воспитания в странах Востока периодов Древности и Средневековья; разработан принципиально новый методологический подход, основанный на комплексном анализе художественной традиции, способов передачи музыкального опыта сквозь призму характерной восточной модели миропонимания.

Выявлены закономерности отражения моделей космологии и музыкальной метафизики Индии, Китая и Японии периодов Древности и Средневековья в традиционных восточных методах музыкального воспитания.

Теоретически доказана общность философско-мировоззренческих истоков музыкальной эстетики, теории музыки Древнего и Средневекового Востока, музыкального языка традиционных композиций и методов их постижения в процессе музыкального воспитания. Представлен анализ произведений японского традиционного жанра Honkyoku, проведенный с позиций отечественной интонационной теории (Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского). На основе его результатов сформулированы положения о единстве философско-онтологических основ музыкального языка и методов освоения произведений Honkyoku в Японии периода Эдо3.

Выявлена структура и содержание традиционных методов передачи музыкального опыта в Индии, Китае и Японии периодов Древности и Средневековья.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что настоящее исследование может стать методологической базой при разработке методик освоения восточной традиционной музыкальной культуры в системе отечественного музыкального образования.

3 Следует отметить, что в современном японском музыкознании имеет место анализ элементов аналитической структуры музыкальной формы произведений Honkyoku. Однако отсутствует исследование их истоков (так же как и методов освоения) на философско-мировоззренческом уровне.

Теоретические положения диссертации могут быть использованы в курсах истории музыки, анализа музыкальных произведений, методологии, психологии и истории музыкального образования.

Научная достоверность и аргументированность диссертационного труда обеспечены методологической базой исследования, включающей в себя фундаментальные научные разработки в области философии, культурологии Востока, музыкознания, методологии музыкального образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В традициях музыкального воспитания в Индии, Китае и Японии периодов Древности и Средневековья как на идейно-мировоззренческом, так и на содержательном уровнях обнаруживаются следующие общие закономерности:

- наличие единых инвариантов «мировоззренческих комплексов» является причиной общности в определении цели и задач музыкального воспитания в данных странах, методов передачи музыкального опыта, роли Учителя в процессе музыкального воспитания;

- в символических образах-понятиях космологической модели мироздания и модели «музыкальной метафизики»4 сфокусированы общие для обозначенных периодов философско-мировоззренческие истоки традиционных восточных методов музыкального воспитания;

- механизм действия традиционных восточных методов обусловлен общей для данных стран философско-мировоззренческой установкой на воссоздание в ученике духовной личности Учителя, обобщенной в формуле «трансляция

4 В настоящем исследовании мы условно назвали «музыкальной метафизикой» комплекс древневосточных представлений о роли музыки в космогенезе, о непроявленном и проявленном звуке Вселенной и т.п., познание которых в русле древних традиций выходит за рамки рационального мышления. культуры - духовное рождение», а также закономерностями музыкального языка, положенными в основу традиционных восточных музыкальных композиций.

2. В структуре традиционных методов музыкального воспитания в Индии, Китае и Японии периодов Древности и Средневековья выделяются следующие методы, воплощающие философско-мировоззренческую основу музыкального воспитания в данных странах:

- метод медитативного сосредоточения;

- метод «подражания Учителю»;

- метод «Недеяния»;

- метод постижения музыки в единстве звука, слова, жеста.

3. Разработанные в исследовании способы адаптации традиционных восточных методов музыкального воспитания, а также предлагаемый метод обнаружения протоинтонаций «параллельных эпох духа» способствуют постижению музыкальной культуры Востока на основе философско-мировоззренческих концепций периодов Древности и Средневековья.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений с докладами: на межреспубликанской научно-практической конференции по методологическим проблемам музыкальной педагогики (Москва, 1991 г.); на научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МПГУ им. Ленина (Москва, 1992 г.); на международной научно-практической конференции по проблемам музыкальной педагогики и музыкознания (Япония, г. Нагоя, 1998 г.); на научно-практической конференции Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского по проблемам исследования японской традиционной музыки (Москва, 1998 г.); в публикациях автора диссертации (в 1991-1999 г.г.).

Диссертация прошла апробацию на заседании кафедры методологии и методики преподавания музыки Московского педагогического государственного университета.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

1. Результаты сравнительного анализа философских концепций музыкаль ного воспитания в Индии, Китае и Японии периодов Древности и Средневеко вья показывают, что «переклички сущностных смыслов» в моделях миропони мания в данных странах привели к общности исходных положений, которые на протяжении тысячелетий сохранялись в качестве методологических ориенти ров в различных системах музыкального воспитания.2. Прослеживается глубокая взаимосвязь между особенностями музыкаль ного языка и методами передачи музыкального опыта в восточных традициях, обусловленная их общей философско-онтологической основой.3. Сущность традиционных методов музыкального воспитания в Индии, Китае и Японии периодов Древности и Средневековья определялась общей концепцией миропонимания. В настоящем исследовании в качестве основопо лагающих мы выделяем следующие методы: • метод медитативного сосредоточения. Философско-онтологическую осно ву данного метода составляют музыкально-космологические представления Древности (положения о непроявленном звуке Вселенной, слыщимом в особом медитативном состоянии); • метод «подражания Учителю». Философско-онтологическая основа дан ного метода - древневосточное учение о способе передачи музыкального опыта как священном знании, направленном на «возрождение в ученике духовной личности Учителя»; • метод «Недеяния». Философско-онтологическую основу данного метода составляет буддийский постулат о невмешательстве в естественный ход явлеНИИ, недейственности, а также древнеиндийское учение о праджня интуиции (изначально чистой природе человека); • метод постижения музыки в единстве звука, слова, жеста. Философско онтологическую основу данного метода составляет древневосточное учение о познании специфического через общее, а также генезис понятия «музыка» в Древнем Востоке (синкретическое искусство - единство звука, слова и жеста).4. Расширение и углубление знаний о философско-мировоззренческих тра дициях музыкального воспитания способствует становлению целостного пред ставления об эволюции развития музыкально-педагогической мысли. Разра ботка путей постижения традиционной восточной музыкальной культуры в ус ловиях отечественного музыкального образования возможна как с помощью адаптации методов, имевших место в традициях Востока, так и на основе пред лагаемого в исследовании метода обнаружения протоинтонаций «параллельных эпох духа» в восточных традициях.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Гвоздевская, Галина Анатольевна, Б. м.

1. Абдуллазаде Г.А. Философская сущность музыкального искусства.- Баку : Язычы, 1985.- 282 с.

2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования.- М : МПГУ, Прометей, 1990.-186 с.

3. Алексеев Э.Е. Проблемы формирования лада (на материале якутской народной песни). Исследование.- М.: Музыка, 1976.-288 с.

4. Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование.- М. : Советский композитор, 1986.-239 с.

5. Алпатова А.С. Музыкальные традиции Южной и Юго-Восточной Азии. К проблеме диалога традиционных культур в период древности и средневековья. Дисс. канд. искусствоведения МГК им. П.И. Чайковского.- М. : 1996.-232 с.

6. Арановский М.Г. Интонация. Отношение. Процесс // Советская музыка, 1984-12 .-С.80-87.

7. Арутюнов А. Светлов Г.Е. Старые и новые боги Японии.- М. : Наука, 1968.-200 с.

8. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс- Л.: Музыка, 1971.-376 с.

9. Асафьев Б.В. Речевая интонация.- М-Л.: Наука, 1965.-136 с.

10. Буланже П.А. Конфуций. Жизнь его и учение.- М. : Посредник, 1910.- 48 с.

11. Васильев Л.С. История религии Востока - М.: Высш. Шк., 1983.-386 с.

12. Васильев Л.С. Культурно-религиозные традиции стран Востока. Учебное пособие.- М.: МГИМО, 1976.-390 с. В.Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае.- М. : Наука, 1970.-483 с.

13. Васильев Л.С. Роль традиций в истории и культуре Китая.- М.: Наука, 1972.-376 с.

14. Вивекананда Вдохновенные беседы.- М. : Беловодье, 1993.-152 с.

15. Виноградов B.C. Музыка в Китайской Народной Республике.- М. : Советский композитор, 1959.-85 с. П.Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая.- М. : Издательство Академии художеств, 1962.-103 с.

16. Власова-Стоянова Иванна Аспарухова. Классическая инструментальная музыка Северной Индии (Хиндустани) : Проблемы истории и теории. Дисс. канд. искусствоведения. МГК им. П.И. Чайковского, 1997.-246 с.

17. Волкова СП. Отражение особенностей музыкального мышления китайцев в специальной терминологии. Дисс. канд. искусствоведения.- М. 1990.-375 с.

18. Восток-Запад. Исследования, переводы, публикации.- М. : Наука, 1988.- 291с.

19. Гарбузов Н.А. Зонная природа звукового слуха.- М.-Л. : Академия наук СССР, 1948.-84 с.

20. Го юй (Речи царств.). Пер. С кит., вступит, ст. и примеч. Таскина.- М.: Наука, 1987.-13 с. if

21. Гранин Д.А. Сад камней.- М.: Современник. 1972.-285 с.

22. Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный.- М. : Искусство, 1993.- 464 с.

23. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. Автореферат дисс. д-ра филологических наук.- М.: Наука, 1979.-33 с.

24. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция.- М. : Наука, 1979.- 368 с.

25. Грубе В. Духовная культура Китая. Литература, религия культ. Пер. с нем. П.О. Эфрусси.- Спб.: Брокгауз-Эфрон, 1912.-237 с.

26. Грубер Р.И. История музыкальной культуры Т. I.- М-Л. : Гос. муз., 1949.-593 с.

27. Дао дэ цзин. Пер. с кит. Кувшинова А.- Новосибирск : Вико, 1992.- 56 с.

28. Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х томах.- М. : Мысль, 1972.- Т1 363 с, Т2 384 с.

29. Друзь В.А. К вопросу о происхождении иконографии монаха с флейтой в японском искусстве // Гос. музей Востока. Научные сообщения вып. XXII. Проблемы искусства Восточной и Юго-Восточной Азии.- М.,1996.- 18-47

30. Есипова М.В. Сущностные черты японской традиционной музыки. К проблеме истории эволюции основных принципов музыкальной организации. -Автореферат. Дисс. канд.- Ташкент : Ин-т искусствознания им. Хамзы Хаким-Заде Ниязи, 1988.- 28 с.

31. Железная флейта. Сто коаков дзэн. Пер.с яп. Н. Сендзаки.- М. : Единство, 1993.-112 с.

32. Завадская Е.В. Восток на Западе.- М.: Наука, 1970.-125 с.

33. Завадская Е.В. Культура Востока в современном Западном мире.- М. : Наука, 1977.-167 с.

34. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая,- М. : Искусство, 1979.- 439 с.

35. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории.- М. : Наука, 1987.-314 с.

36. Иофан Н.А. Культура Древней Японии.- М. : Наука, 1979.- 261 с.

37. Киященко Н.И. Культурологическая роль интонации и подготовка учителя музыки // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XXI век. (Материалы Ш Международной научно-практической конференции).- М.: МПГУ, 1996.- 135 с.

38. Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии.- М. : Художественная литература, 1977.- 926 с.

39. Кодзики-Записи о деяниях древности. Пер. с япон. Пинус Е.М.- Спб. : Шар, 1994.-320 с.

40. Конрад Н.И. Очерк истории, культуры средневековой Японии: VII-XVI века.- М.: Искусство, 1980.-144 с.

41. Котовская М.П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии.- М. : Наука, 1982.-255 с.

42. Кришнамурти Дж. Свобода от известного. Пер. с англ..- К : София, 1991.-88 с.

43. Крылов Г.В. Основные принципы исследования санскритских музыковедческих понятий (на материале II-XII в.).- Автореферат, канд. искусств.- М. : ВНИИискусствознания, 1990.-27 с.

44. Литература Востока // Сб. статей. Ред. Коллегия : В.Б. Кляшторина и Н.И. Пригарина.- М.: Наука, 1969.-221 с.

45. Литература Древнего Востока // Учебник для университетов. Под ред. акад. Н.И. Конрада).- М. : изд-во Моск. Ин-та, 1971.-411 с.

46. Литература Древнего Китая // Сб. статей. Сост. И.С. Лисевич.- М. : Наука, 1969.-288 с.

47. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия).- М.: ИНСАН, РМФК, 1992.-208 с.

48. Ма Фолинь. Цигун. Пер. с кит. Денисова П.А.- М.: Фаэтон, 1992.-159 с.

49. Маркова В.Н. Японские трехстишия, хокку. Пер. с япон.- М. : Худ. лит., 1973.-343 с.

50. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки.- М. : Композитор, 1993.-262 с.

51. Менон P.P. Звуки индийской музыки. Путь к pare.- М. : Музыка, 1982.- 80 с.

52. Мень А. История религии: в поисках пути, истины и жизни. Т III: У врат молчания: Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до н.э.- М.: Слово, 1992.-238 с.

53. Мень А. Трудный путь к диалогу.- М : Радуга, 1992.-462 с,

54. Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока.- М.: Наука, 1987.-180 с.

55. Мещеряков А.Н. Герои, творцы и хранители японской старицы.-М. : Наука, 1988.-232 с.

56. Мещеряков А.Н. Древняя Япония: буддизм и синтоизм.- Проблемы синкретизма.- М.: Наука, 1987.-189 с.

57. Мещеряков А.Н. Древняя Япония: культура и текст.- М. : Наука, 1991.- 222 с.

58. Мильдон В. Бесконечность мгновения. Национальное в художественном сознании.- М.: Сов. Писатель, 1992.-432 с.

59. Михайлов Дж. К. К проблеме теории музыкально-культурной традиции // Музыкальные традиции стран Азии и Африки.- М.: МГК, 1986.-C.3-20

60. Михайлов Дж. К. Современные проблемы развития музыкальной культуры стран Азии и Африки. Автореферат дисс. канд. искусств.- М : МГК, 1982.-24 с.

61. Музыкальная эстетика стран Востока // Общ. ред. В.П. Шестакова.- М. : Музыка, 1967.-414 с.

62. Назайкинский Е.В. Психология музыкального восприятия.- М. : Музыка, 1972.-383 с.

63. Насыпная Г.А. Духовно-нравственное совершенствование личности музыканта в творчестве Т. Манна и Г. Гессе. - М. : ТОО «ЛЮКС-АРТ», 1996.-109 с.

64. Николаева Н.С. Японские сады.- М. : Изобразит, искусство, 1975.-254 с.

65. Орлов Г.А. Древо музыки.- Вашингтон-Санкт Петербург : Н.А. Frager, 1992.-408 с.

66. Ошо (Бхагаван Шри Раджниш). Оранжевая книга : Медитационная техника. Пер. с англ..- М.: Полиграфическое агенство «Трил», 1993.-171 с.

67. Ошо (Бхагаван Шри Раджниш). Манифест Дзен : Свобода от себя. Пер. с англ.- М.: ИПО Книги, 1977.-335 с.

68. Ошо (Бхагаван Шри Раджниш). Медитация-Искусство внутреннего экстаза. Пер. с англ.-Екатеринбург : Урал, ин-та, 1993.-208 с.

69. Пильняк Б. Корни японского солнца.- Л.: Прибой, 1927.-183 с.

70. Платонов К.К. Психология религии.- М., 1967

71. Пол Репс. Плоты и кости Дзен. Пер. с англ. А. Короткова.- Харьков : МП«АРС», 1991.-61 с.

72. Померанцева Л.Е. «Хуайнаньцзы» древнекитайский памятник П в до н.э. Автореферат дисс. канд. филолог, наук.- М., 1972.-26 с.

73. Проблема человека в истории философии (на стыке Запад-Восток) : Тез. Докл. Респ. науч. Конф / Редкол.: А Юозайтис и др.- Вильнюс, 1984.-99 с.

74. Пронников В.А. Икэбана или Вселенная, запечатленная в цветке.- М. : Наука, 1985.-175 с.

75. Пронников В.А. Ладанов И.Д. Японцы. Этнопсихологические очерки.- М.:ВИМ, 1996.-400 с.

76. Свет на Пути. Голос Безмолвия. Пер. с англ.- Рига : Виеда, 1991.-96 с.

77. Светлов Г.Е. Колыбель японской цивилизации.- М. : Искусство, 1994.- 270 с.

78. Светлов Г.Е. Пути богов (Синто в истории Японии).- М. : Мысль, 1985.- 240 с.

79. Светлов Э. У врат Молчания. Духовная жизнь Китая и Индии в середине 1 тыс. до н.э.- Брюссель : Жизнь с богом, 1971.-332 с.

80. Синявер Л.С. Музыка Индии.- М.: Музыка, 1958.-120 с.

81. Соколов-Ремизов Н. Литература. Каллиграфия. Живопись. К проблеме синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока.- М. : Наука, 1985.-311 с.

82. Соколов-Ремизов Н. От средневековья к новому времени: Из истории живописи Китая и Японии конца XVII - начала XIX в.- М. : Ин-т искусствознания, 1995.-229 с.

83. Судзуки Д.Т. Лекции по дзен-буддизму. Пер. с англ. М.А. Мамоновой, А.В. Иванова.- М.: Ассоциация молодых ученых, 1990.-112 с.

84. Судзуки Д.Т. Наука Дзен-Ум Дзен.- Киев : Преса Украина, 1992.-176 с.

85. Сутра Помоста шестого патриарха Хуэйнэна. Записи бесед Лин Цзы.- М.: Люберецкая типография, 1996.-58 с.

86. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Пер. с кит..- М. : Наука, 1987.-363 с.

87. Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии.- М. - Л. : Из-во Акад. Наук СССР,-1947.-451 с.

88. Розенберг О.О. Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам. Ч.1-2.- Пг. : Изд. фак. вост. яз. Петрогроградского ун-та, 1918.-Ч.1 569 с , Ч.2 368 с.

89. Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал. Миф и эстетика в «Люйши- чуньцю».- М. : Наука, 1990.-281 с.

90. Федоренко Н.Т. Шицзин и его место в китайской литературе.- М. : Изд. Вост. Лит., 1958.-167 с.

91. Федоренко Н.Т. Краски времени. Черты японского искусства.- М. : Искусство, 1972.-143 с.

92. Философско-религиозный и литературный альманах Реверс №1.- Спб : Реверс, 1992.-256 с.

93. Франк И.М. Третий глаз. Диалектика искусства.- М. : Мартис, 1993.- 363 с.

94. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства.- М. : Научно-творческий Центр Консерватория, 1990.-258 с.

95. Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и типы музыкального профессионализма.- М,: Советский композитор, 1983.-152 с.

96. ШИЦЗИН. Избранные песни. Пер. с кит. А. Шунина.- М. : Гослитиздат, 1957.-299 с.

97. Шнеерсон Г.М. Музыкальная культура Китая.- М. : МУЗГИЭ, 1952.- 250 с.

98. Шуцкий. В.К. Китайская классическая книга перемен Ицзин.- М. : Товарищество, 1993.-382 с.

99. Чайтанья Дева Б. Индийская Музыка. Пер. с англ. Гороховик Е.М.- М.: Музыка, 1980.-107 с.

100. Чаттерджи Брамана. Сокровенная религиозная философия Индии. Пер. с англ.- Харьков : Рубикон, 1991.-114 с.

101. Чаттерджи С, Датт Д. Индийская философия.- М.: Селена, 1954.-175 с.

102. Чаттопадхьяя, Дебипрасад П. Живое и мертвое в индийской философии. Пер. с англ. Н.П. Аникеева.- М. : Прогресс, 1981.-416 с.

103. Человек и мир в японской культуре / Сб. статей. Отв. ред. Григорьева Т.П.- М.: Наука, 1985.-280 с.

104. Человек как философская проблема // Восток-Запад. Отв. ред. Н.С. Ка- рабиев.- М.: Изд-во Ин-та Дружбы народов, 1991.-279 с.

105. Юань К.Э. Мифы Древнего Китая: Пер.с кит. Е.И. Лубо-Леениченко и др.,- М.: Наука, 1987.-526 с.

106. Юнусова В.Н. Творческий процесс в классической музыке Востока. Дисс. докт. искусствоведения. МГК им. П.И. Чайковского,- М., 1995.-275 с. На английском языке:

107. Adriaansz, Willem. Music and Tradition of the Edo Period // World of Music 20/2, 1978.-P.69-73.

108. Atiya Begum Fyzee - Ranamin. The Music of India.-London : Luzac CO, 1925.-95 p.

109. Arthur Waley. The No Plays of Japan.-Charles E. Tuttle Company Rutland, Vermont Tokyo. Japan, 1994.-270 p.

110. Berger, Donald Paul. Shakuhachi. Part 3 of .§ IV. Instruments and Their Music // Subentry of the article «Japan». In New Grove Dictionary of Music and Musicians, London : Macmillan, 1980. - P.532-34.

111. Berger, Donald Paul. The Shakuhachi and Kinko Ryu Notation // Asian Music, с 1/2., 1969.-P.32-69.

112. Blasdel, C. Kamisango Yuko. The Shakuhachi : Aesthetics for a Single Tone.- Japan : Quarterly 31 (2). - 1988. - P.214-217.

113. Blasdel, C. Kamisango Yuko. The Shakuhachi. A manual leaming.- Japan : Ongaku no Tomosha, 1988.-160 p.

114. Bruno Nettl. Heartland Excursion. Ethnomusicological Reflections on Schools of Music- Urbana and Chikago : University of Illinois Press, 1996.-145 p.

115. Buddhist Chant of Shingi - Shingon. Neums Transcription. Vol.1 - Japan : Commitee for Antology of Boddnist Chant in Shingi - School of Shingon Sect, 1969.- 102 p.

116. Campbell, Patricia Shehan. Chinese Music, Musicians, and Musical Trai ning : Perspectives from the Post - Tianamen Period // Quurterly Journal of Music Training and Learning 2 : 4 (Winter), 1991.- P.22-29.

117. Canzoneri V. A Theory of the Modes in Japan, Popular, Traditional Music // Toyo Ongaku Kenkyu 1 (2), 1938.- P. 1-8.

118. Canzoneri V. Background of Japanese Music // Japan Times Weekly 1. - P.28-30, 2. - P29-30,1938.

119. Classic Haiku. A Master's Selection. (Selected and translated by Yuzuru Miura. - Rutland, Vermont, Tokyo : Charles E. Tuttle Company, 1991.-120 p.

120. Contermporary Music Review. Vol 8. part 2. - Malaysia : Harwood Aca demic Publishers Gmbh, 1994.- 256 p.

121. Crai G., Pale A. The Sound of Japanese Music // Arts of Asia 1 (2), 1971. -P.13-16.

122. Cronin, Tania. On Writing for Shakuhachi : A Western Perspective // In Contemporary Music Review 8/2, ed. Kondo jo and Joaguim Bernitez . - Switzer land : Harwood Academic Publishers., 1994,- P.77-81.

123. David J. Hargreaves. The Development Psychology of Music. - Cambridge, 1.ondon, New York, Sydney : Cambridge University Press, 1991.- 260 p.

124. During, Jean. Acoustic Systems and Metaphysical Systems in Oriantal Tra ditions // Worled of Music 29/2.- P. 19-29.

125. Emmert R. The Japanese Shakuhachi and Some Comparisons with Several Vertical Flutes of Southeast Asia // In Asian Music in an Asian Perspeetive Report of Asian Traditional Performing Art 1928..- Tokyo : Japan Foundation, 1997.-P.l 15-124.

126. Fukushima K. Japanese Music Notation in Sound of Paper // Music Notation in Japan.- New York: Japan Society, 1981.- P.9-29.

127. Freebem, C.L. The Music of India, China, Japan and Oceania : A Source Book for Teachers. A. Mus. D. Dissertation, Univ. of Arizona, 1969.- 176 p.

128. Fletcher P. Education and Music. Oxford.-New York: Oxford University Press. 1987.- 120 p.

129. Gutzwiller A.B. Shakuhachi: Aspects of History, Practice and Teaching. Doctoral dissertation, Wesleyan Univ, 1974.- 197 p.

130. Han, Kuo-Huang. Lindy Li Mark. Evolution and Revolution in Chinese Mu sic // In Music of Many Cultures, edited by Elizabeth May. University California Press, 1980.-P. 10-13.

131. Han Kuo-Huang Patricia Shehan Campbell. The Lion's Roar. Chinese Luogu Percussion Ensembles.-World Press, 1992.- 69 p.

132. Harich-Schneider. Eta. A History of Japanese Music-London: Oxford Univ. Press, 1973.-720 p.

133. Harich-Schneider. Japanese Music // In Encyclopaedia Britannica 14 th ed.l2.- Chicago : Encyclopaedia Britannica, 1965.- P.956-958.

134. Hill. Jackson. Ritual Music in Japanese Esoteric Boddhism: Shingon Sho- myo // Ethnomusicology 26 (1), 1982.- P.27-36.

135. Hugo Munsterberg. Zen Oriental Art Charles.- Rutland. Vermont. Tokyo: E.Tuttle Company, Japan.- 158 p.

136. International Shakuhachi Sosiety. The Annals of the International Shakuha chi. Society, Volume 1, England.-161 p.

137. Kanazawa Masakata. Japan // In Harvard Dictionary of Music, Cambridge, MA: Harvard Univ. Press., 1969.- P.431-435.

138. Keeling. Richard H. Shakuhachi Music of the Kinko School: Techniques and Melodic Embellistment. M.A. Thesis, UCLA, 1975.

139. Kenneth G. Hensball. A Gaide to Remembering Japanese Characters. - Rut land, Vermont, Tokyo : Charces E. Tuttle Company.- 675 p.

140. Kishible Shigeo. The Traditional Music of Japan.- Japan: Ongaku no To- mosha.- 92 p.

141. Koizumi Fumio. Music Scales in Japanese Music // In Azian Musics in an Asian Perspective Report of ATPA 1976., Tokyo: Japan Foundation, 1977.- P.73-79.

142. Nippon. The Land of People (in english and Japanese).- Tokyo : Gakuseisha, 1982.- 353 p.

143. Nomura Yosio. Musicology in Japan since 1954 // Acta Musicologica 35 (2- 3), 1963.- P.47-73.

144. Malm, William P. Asian Music in Collegiate Education with Spesial Refer ence to the Edication of Music Teachers // In The Future of Music Edication: Music in the Schools, Columbs, OH: Ohio State Univ., 1974.- P.66-71.

145. Malm, William D. Japanese Music and Musical Instruments.- Rutland, VT, Tokyo: Tuttle, 1959.- 299 p.

146. Masu Genjiro and Tanabe Hideo. Japanese Music- Tokyo : Unesco Nippon, 1953.- 78 p. (English text),.- 56 p. (Japanese text).

147. Music East and West. Essays in Honorof Walter Kaufmann. Edeted by Tho mas Noblitt // Festschrift series no 3.- 1974.- 387 p.

148. Music and Tradition of the Edo Period // Worid of Music 20 (3), 1978.- P.69-75.

149. Perspectives of Music Edication in Japan and Asean Countries Towards a New Scope of Music Edication. Edited by Tatsuko Takizawa.-Tokyo : Academia Music, 1992.- 116 p.

150. Peter Fletcher. Edication and Music- Oxford New York : Oxford University Press. 1987.- 190 p.

151. Piggot, Francis T. The Japanese Musicale Scale // Transactions and Pro ceedings of the Japan Society 3, 1993/- P33-38.

152. Pingle, Bhava'nra'Va. History of Indian music- Delhi : Indological Book House, 1976.-124 p.

153. Sanford, James H. Shakuhachi Zen : The Fukeshu and Komuso // Monu- menta Nipponica 32,1977.- P411-440.

154. Sarma D.S. A Primer of Hinduism.- India : Sri Ramakrishna Math Mylapore Madras, 1992.-170 p.

155. Suzuki. D.T. Essays in Zen Buddhism.- New York : Grove Press, inc., 1961.-387p.

156. Suzuki D.T.Zen and Japanese Culture.-Bollingen:Princeton,1993.-450p.

157. The Shakuhachi and the Kinko Ryu Notation // Asian Music 1 (2), 1969.- P.32-72.

158. Tran Van Khe. Buddhist music in Easten Asia // The World of Music XXVI (3), 1984.-P.22-31.

159. Riley Kelly Lee.Yearing for the Bell : A Study of Transmission in the Sha kuhachi Honkyoku Tradition. A Thesis for the degree of Doctor of Pnilosophy Uni versity of Sydney, 1992.- 650 p.

160. Zen dictionary.- Rutland, Vermont. Tokyo : Charles T. Tuttle, 1990.- 170 p.

161. Zen and Japanese Culture.- Bollingen : Princeton, 1993,- 390 p.

162. Weisgarber, Elliot The Honkyoku of the Kinkoryu : Some Principles of its Organization // Ethnomusicology 12 (3).- P.313-344. На японском языке: 174. iism^ui 175. т^^

163. ФШШ\Ь 177. ^ Ш ; ^ ± '•влв|^1^д2{сй15:0Ф • mm J пттэьз и ^ р -

164. ШШШ-& ^ГЬ^ьь1'Ш'т:^жт99А )9ор.

167. ШFF^вйfll 184. ^ / f i ^ ^ 185. /.ча:й:^