автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методическая система вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования
- Автор научной работы
- Фролова, Елена Михайловна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Методическая система вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования"
005533466
правах рукописи
ФРОЛОВА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА
Методическая система вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования
13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (музыка)
АВТОРЕФЕРАТ Диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
2 6 СЕН 2013
Москва-2013
005533466
Работа выполнена на кафедре вокала и хорового дирижирования ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Научный руководитель: доктор педагогических наук,
профессор
Уколова Любовь Ивановна
Официальные оппоненты:
доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой аналитического музыкознания РАМ им. Гнесиных Сусидко Ирина Петровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры культорологии и методологии музыкального образования МГГУ им. М.А. Шолохова Буркова Лариса Федоровна
Ведущая организация: Государственный музыкально-
педагогический институт им М. М. Ипполитова-Иванова
Защита состоится «16» октября 2013 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 850.007.04 на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» по адресу: 129226, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д.4 (ауд.2310).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» по адресу: 129226, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д.4
Автореферат разослан « » сентября 2013 года
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат искусствоведения, доцент Г.В. Заднепровская
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Современный этап реформирования отечественного образования требует особого внимания к проблеме подготовки учительских кадров. Учитель с древнейших времен имел особый статус в обществе, являясь олицетворением и транслятором опыта, накопленного человечеством за всю историю своего существования. Без освоения и творческого преобразования культурного наследия, оставленного старшими поколениями младшим, приходящим им на смену, общество перестало бы существовать и развиваться.
Этические принципы и идеалы, высшие человеческие ценности, наполняющие человека духовно, есть суть культурного пласта и содержание искусства. Высокое искусство призвано служить для демонстрации гармонии мира, делиться важными нравственными и познавательными ценностями. И в этом контексте ведущую воспитательную функцию формирования человека как духовной личности, его преображения и образования (буквально «изменения образа») принимает на себя учитель искусства.
Это в полной мере относится и к учителю музыки, перед которым в качестве основной ставится задача приобщения учащихся к культурным и духовным отечественным и мировым традициям. Эта сложная задача выдвигает к подготовке учителя музыки качественно и количественно новые профессиональные требования, которые невозможны вне рамок методической системы, основанной на взаимосвязи структурных и функциональных компонентов процесса вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования.
Деятельность учителя музыки отличается сложностью и многоаспектностью, и важнейшее место в ней принадлежит голосовой нагрузке. Голос нужен учителю не только для рассказа, показа, объяснения, как и для учителя любого профиля, но и для основных специфических составляющих обучающего процесса — пения и эмоционального выражения. Особенность деятельности учителя музыки заключается в том, что ему приходится работать в пограничных областях восприятия человека - в области аффекта и интеллекта. Путь педагога к ученику лежит через сочетание эмоции и разума. Поэтому от степени совершенности владения своим ведущим инструментом - голосом — зависит степень воздействия на ученика, на глубину понимания преподносимого педагогом учебного материала, прочность и долговременность памяти, качество усвоения учебного материала, эмоциональное состояние, желание работать и прочие составляющие учебного процесса.
Еще с древнейших времен пение являлось частью священнодействия. Голос, как универсальный человеческий инструмент, богатый интонационными и тембровыми красками, был единственным выразителем душевного состояния человека. Пение было звуковым проявлением человека во всех его жизненных обстоятельствах. Об этом свидетельствуют труды представителей древнейших ветвей музыкальной культуры: индийской - «Гиталанкара» Бхараты (I в. до н.э.) «Брихаддеши» Матанги (VII в.); китайской - Лицзы (III-II вв. до н.э.), Лецзы (III в. до н.э.); ближневосточные трактаты Фараби (IX-X вв.), Ибн-Сины (X-XI вв.), Аш-Ширази (XIII-XIV вв.); древнегреческие труды Платона, Аристотеля, Аристоксена и др.; учения средневековых философов Августина, Боэция, Гвидо из Ареццо; мыслителей Возрождения Царлино, Глареана; ученых XVII в. Кеплера, Кирхера, Лейбница и др.
Певческий голос как проявления человеческой сущности в искусстве рассматривается учеными Б.В. Асафьевым, В.В. Медушевским, Е.В. Назайкинским, А.Н. Сохором, В.А. Цуккерманом и др. с научных позиций отечественного музыковедения.
Сольному пению как отдельному виду музыкального исполнительства посвящен целый ряд научно-теоретических и практических исследований, среди них труды Д. Аспелунда, В.А. Багадурова, В.В. Васиной-Гроссман, Л.Б. Дмитриева, А.Г. Менабени, В.И. Мордвинова, В.П. Морозова, И.К. Назаренко, В.В. Тимохина, С.А. Юдина, Л.К. Ярославцевой и других. Раскрываемые в них проблемы связаны с историей вокальной педагогики, методикой обучения сольному пению, вокальной речью, вокальным слухом и голосом, а так же формированием голоса певца.
Физиологические аспекты теории голосообразования и моторики нашли отражение в научных трудах П.К. Анохина, H.A. Бернштейна, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, на современном этапе - H.H. Даниловой, А.Л. Крыловой и др.
Проблему профессиональной подготовки учителя музыки исследовали Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, С.Н. Масный, H.H. Прушковская, Т.Н. Тюрина, Т.А. Юманова и др. В трудах Л.С. Брусиловского, В.И. Петрушина, C.B. Шушарджана анализируются вопросы, касающиеся взаимодействия психологических и вокально-творческих процессов в системе музыкально-педагогического образования.
Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки в классе вокальной подготовки является содержанием научных работ И.Ю. Алиева, Е.А. Баженовой, О .Я. Клиппа, М.М. Мякишевой, И.В. Сокериной и др.
Специфика обучения музыке, начиная с музыкальной школы, такова, что каждый ученик изначально выбирает специальность, которой он будет заниматься, определяет тот или иной специальный музыкальный инструмент для его освоения. Этот инструмент становится ведущим на всех ступенях музыкального обучения, включая обучение в вузе. Но вне зависимости от того, какой музыкальный инструмент является для студента основным, выпускник музыкального факультета получает квалификацию «учитель музыки», следовательно, владеет всеми видами профессиональной деятельности, ей соответствующими, в то числе - работой с голосом.
Практика показывает, что студенты в процессе обучения получают достаточно высокий уровень исполнительской подготовки как инструменталисты и с успехом могут осуществлять концертную деятельность. Это обусловлено отчасти наличием базовой инструментальной подготовки, с которой абитуриенты приходят в вуз. Вокальная подготовка, как правило, у студентов-инструменталистов отсутствует, что не освобождает будущих специалистов от видов музыкальной деятельности, связанных с голосом, а также элементарного умения им правильно пользоваться во избежание профессиональных заболеваний.
Анализ процесса вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования позволил выявить ряд противоречий между:
требованиями современного осмысления принципиально новых потребностей в подготовке студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования, выбора приоритета их вокального развития и недостаточным использованием методического потенциала запускающего процесс личностно-профессионального становления субъектов музыкально-педагогической подготовки в вузе;
- увеличивающимся числом обращений ученых и практиков к определению понятия «вокальное развитие студентов», его структуре и отсутствием четкой методической системы, способствующей его содержательному осмыслению;
- большой голосовой нагрузкой, сопровождающей работу учителя любой специальности, и низким уровнем знаний гигиены голоса;
- наличием объективной потребности образовательной среды в определении теоретико-методологических основ проектирования методической системы вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования и отсутствием действенных теоретических разработок в данной области;
- доминированием инструментальной подготовки при полном отсутствии базовой вокальной подготовки у студентов - не вокалистов и профессиональными требованиями к выпускнику музыкального факультета вуза, предусматривающими системную методическую работу всех субъектов образовательного процесса;
- требованиями современной общеобразовательной школы и учреждений системы дополнительного образования, предъявляемыми к методической подготовке будущего учителя музыки, универсально владеть комплексом всех видов музыкальной деятельности, включая вокальную, и неспособностью выпускников продуктивно реализовывать на практике свои методические знания.
Изложенные противоречия и необходимость их разрешения обусловили проблему исследования, которая заключается в разработке структуры и содержании методической системы вокального развития студентов различных исполнительских специальностей.
Указанная проблема определила тему исследования: «Методическая система вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования».
Объект исследования - профессиональная подготовка будущего учителя музыки.
Предмет исследования - методическая система вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования.
Цель исследования - разработать и экспериментально проверить методическую систему вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования.
Гипотеза исследования:
Методическая система вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования будет продуктивной с точки зрения возложенных на нее функций, если:
- занятия в классе вокальной подготовки будут представлять собой единство технического и художественного компонентов;
- ее реализация будет осуществляться через комплекс экспериментальных методов и подходов к вокальному обучению студентов, не имеющих базовой вокальной подготовки, а именно: показ голосом (демонстрация), метод осознания мышечных действий, упражнения, объяснение, методы сравнения, образных представлений, ассоциаций, метод вокально-технического,
художественного и самостоятельного поиска, методы зрительной самооценки и слухового самоанализа;
- если основными подходами к организации учебного процесса станут индивидуально-дифференцированный, творческий и деятельностный, а ведущие принципы будут основываться на природосообразности и положительные мотивации личности.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить современное состояние рассматриваемой вокальной подготовки студентов различных исполнительских специальностей в педагогической теории и образовательной практике.
2. Раскрыть специфику вокальной подготовки студентов различных музыкальных специальностей в цикле профильных дисциплин на основе системы критериев и показателей вокального развития студентов.
3. Определить психолого-педагогические аспекты вокального развития студентов-инструменталистов.
4. Определить систему принципов и подходов вокальной подготовки в контексте учебного процесса.
5. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать методическую систему вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- взгляды педагогов, психологов и философов на специфику искусства как форму общественного сознания и его роль в воспитании личности (Г.-Ф.-В. Гегель, H.A. Бердяев, И.И. Йоффе, Б.Т. Лихачев, П.А. Флоренский и др.);
- принципы: системности, творческой и деятельностной природы человека, единства сознания и деятельности, опоры на положительное в личности (И.В. Блауберг, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, В.В. Краевский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- современные концепции развития личности (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, А.И. Арнольдов, В.Н. Мясищев, В.А. Сластёнин и др.);
- основные принципы физиологического учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности;
- научные труды, освещающие современные тенденции развития системы профессионального образования в России: A.A. Аронов, АЛ. Айзенберг, Н.К. Бакланова, Т.И. Бакланова, A.A. Вербицкий, Л.С. Жаркова, Л.С. Зорилова, А.Г. Казакова, О.П. Коршунов, Н.П. Лапшин, В.П. Подвойский, B.C. Садовская,
H.A. Сляднева, Ю.Н. Столяров, Ю.А. Стрельцов, В.И. Черниченко, В.М. Чижиков, H.H. Ярошенко и др.;
- исследования в области педагогики музыкального образования, представленные Э.Б. Абдуллиным, Ю.Б. Алиевым, В.И. Закутским, Т.А. Колышевой, Е.И. Максимовым, Л.Л. Надировой, Г.М. Цыпиным, А.И. Щербаковой и др.
- научные труды, раскрывающие особенности процессов звукообразования и звуковосприятия у певцов, а также вопросы формирования вокальных навыков (Л.Б. Дмитриев, В.В. Емельянов, В.П. Морозов, Р. Юссон и др).
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялся комплекс методов исследования: изучение и анализ отечественной и зарубежной философской, дидактической, психологической, методической и специальной литературы по проблеме исследования; консультации и взаимопосещения коллег, анализ опыта их работы; анализ учебных пособий, программ и методических материалов по вокальной работе; консультации, наблюдение за ходом учебного процесса, за деятельностью студентов, анализ результатов этой деятельности; ведение педагогического дневника, аудиозапись хода практических занятий, а также видеозапись концертных выступлений с последующим их анализом; ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности в качестве преподавателя класса сольного пения музыкально-педагогического факультета ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет», преподавателя по классу вокала ДМШ №1 города Мытищи Московской области, а также внедрение в практику преподавания на музыкальном отделении и отделении педагогов дополнительного образования Московского педагогического колледжа №7 «Маросейка» апробации экспериментальной работы; педагогический эксперимент по внедрению методической системы вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования; анализ результатов педагогического эксперимента.
Научная новизна исследования заключается:
- в конкретизации содержания понятия «методическая система вокального обучения предмету» как комплекса общих и специальных музыкально-педагогических мероприятий по повышению эффективности обучения студентов, а также определении взаимосвязи ее структурных и функциональных компонентов в процессе вокального развития студентов различных исполнительских специальностей;
s
- в выявлении основных структурных элементов методической системы вокального развития студентов и их специфических особенностей. Таковыми особенностями являются: контингент студентов, различающийся базоной подготовкой, широким возрастным диапазоном, структурой учебной мотивации; формы обучения, включающие учебно-плановые, внеплановые и вспомогательные формы - с одной стороны, и очно-заочную формы обучения -с другой; способы дидактического взаимодействия, охватывающие весь спектр педагогического инструментария, обеспечивающего эффективность учебного процесса;
- в разработке содержания понятия «формирование педагогической установки» как процесса ориентирования студентов-инструменталистов на педагогическую составляющую предстоящей профессиональной деятельности и обучения их поиску и отбору путей вокально-педагогической коррекции;
- в определении системы критериев и показателей основных компонентов профессиональной подготовки будущих учителей музыки в классе вокальной подготовки, к которым относятся: качество владения студентом вокальной техникой, уровень сформированности педагогической установки, уровень развития музыкального мышления на основе аналитической и вокально-слуховой работы, изменение структуры учебной мотивации, позволяющих в своей совокупности оценить эффективность функционирования методической системы.
Теоретическая значимость исследования заключается:
- в определении термина «вокальное развитие» как процесса раскрытия и становления одной из профессиональных квалификационных составляющих учителя-музыканта, входящих в его специальную подготовку, и содержащего комплекс педагогических мероприятий, обеспечивающих, наряду с теорией и практикой постижения искусства пения, процессы саморазвития и самореализации личности студента в целостном процессе вузовского обучения;
в обосновании необходимости вокального развития студентов-инструменталистов как одного из показателей их профессиональной подготовки;
- в разработке и обосновании методической системы вокального развития студентов различных исполнительских специальностей, в условиях вузовского образования, которая способствует разработке инновационных подходов в вокальной подготовке студентов; в определении содержания и методов работы с учетом специфических особенностей и выявлении ее основных структурных элементов;
- в выявлении и обосновании психолого-педагогических аспектов эффективности функционирования методической системы, направленной на вокальное развитие студентов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных в ходе исследования данных разработана и внедрена в учебный процесс методика вокального развития студентов. Специфика направленности данной методики состоит в том, что обучение студентов пению начинается при полном отсутствии базовой вокальной подготовки. Поэтому данная методика может применяться также в учреждениях дополнительного образования как профессиональной, так и развивающей направленности, в обучении любителей музыки, не имеющих музыкального образования. Кроме того, она может найти применение в музыкальной терапии для устранения соматических проблем, поскольку позволяет контролировать физическое и эмоциональное состояние человека, способствует раскрытию его личностного творческого потенциала, обеспечивает возможность для самовыражения и общения. Методика предусматривает различные подходы к решению конкретных задач с учетом физиологических и психологических особенностей, музыкальных данных и общей музыкальной подготовки обучаемых.
Материалы исследования могут использоваться в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических колледжей и музыкальных факультетов педвузов, а также в курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей музыки.
Этапы исследования:
Первый этап исследования (2004-2006 гг.) строился на изучении и анализе научно-педагогической литературы по теме исследования, обобщении педагогического опыта, соответствующего поставленной проблеме, проведении сравнительного анализа существующих методических материалов по вокальной подготовке студентов вуза. На данном этапе исследования осуществлялась разработка его концепции, понятийно-категориального аппарата, исходных теоретических положений.
Второй этап исследования (2006-2011 гг.) включал в себя разработку критериев, направленных па диагностику профессиональной подготовки будущих учителей музыки, выявление исходного уровня сформированности профессиональных навыков у студентов. На данном этапе осуществлялась реализация методической системы вокального развития студентов различных исполнительских специальностей согласно специфическим особенностям ее основных структурных элементов.
Третий этап исследования (2011-2013гг.) - контрольная диагностика уровня сформированности профессиональных навыков у студентов-выпускников музыкально-педагогического факультета вуза, анализ и обобщение полученных в ходе исследования результатов, оформление текста диссертации.
Опытно-экспериментальная база исследования:
ГБОУ ВПО города Москвы «Московский Городской педагогический университет» - студенты музыкально-педагогического факультета; магистранты, слушатели курсов переподготовки и повышения квалификации. В экспериментальной работе приняло участие 147 обучающихся.
Достоверность исследования обеспечивается опорой на основополагающие методологические и теоретические положения; применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели и задачам; логикой исследования, репрезентативностью контингента опытно-экспериментальной работы; комплексным анализом полученных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы исследования обсуждались на ежегодных межвузовских научно-практических конференциях (Москва, 2010-2012 гг.), на заседаниях кафедры пения и хорового дирижирования музыкально-педагогического факультета ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет», международной научно-практической конференции, посвященной 105-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского (2009 г.), в процессе проведения опытно-экспериментальной работы со студентами различных специальностей в классе сольного пения ГБОУ ВПО МГЛУ. Разработанные методические рекомендации нашли применение в подготовке бакалавров и магистрантов ГБОУ ВПО МГПУ и студентов Московского педагогического колледжа №7 «Маросейка».
На основе исследования разработан учебно-методический комплект, включающий хрестоматию и методические рекомендации для студентов музыкально-педагогического факультета Московского городского педагогического университета.
Положения, выносимые на защиту: 1. Методическая система вокального развития студентов различных исполнительских специальностей, представляет собой комплекс общих и специальных педагогических действий по повышению эффективности обучения студентов и основывается на взаимосвязи ее структурных и функциональных компонентов: цели и содержании курса; рационального
выбора комплекса методов, обусловленного задачами конкретного этапа обучения; комплексного сочетания различных форм работы.
2. Система критериев и показателей вокального развития студентов, к которым относятся: качество владения студентом вокальной техникой, уровень сформированное™ педагогической установки, уровень развития музыкального мышления на основе аналитической и вокально-слуховой работы, изменение структуры учебной мотивации, позволяющих в своей совокупности оценить эффективность функционирования методической системы.
3. Специфика комплексной системы методов вокального обучения студентов, не имеющих базовой вокальной подготовки, включает в себя: показ голосом; метод осознания мышечных действий; объяснение; методы сравнения, образных представлений, ассоциаций для создания внутреннего регулировочного образа; метод вокально-технического и художественного поиска; система специальных упражнений для овладения вокальной техникой; самостоятельный поиск.
4. Система принципов и подходов к построению методической системы в контексте учебного процесса, где основными подходами организации учебного процесса станут индивидуально-дифференцированный, творческий и деятельностный, а ведущие принципы будут основываться на природосообразности и положительные мотивации личности, которые позволяют учесть:
- особенности контингента студентов, различающихся базовой подготовкой, широким возрастным диапазоном и структурой учебной мотивации; - специфику построения учебного процесса на музыкально-педагогическом факультете при любой форме обучения.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения. Список литературы включает 271 наименование.
Основное содержание работы
Первая глава «Теоретические основы проектирования методической системы вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования» раскрывает социально-философские и психолого-педагогические основы вокальной подготовки студентов. Выявлены роль, место и специфика в цикле профильных дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку учителя-музыканта. Определены научные основы обучения пению на различных уровнях вокальной
педагогики и смежных с ней наук - общей педагогики, философии, психологии, физиологии, акустики, фониатрии и др., а также основные тенденции в разработке проблемы обучения сольному пению, ее методической составляющей (Д.Л. Аспелунд, A.M. Егоров, Ф.Ф. Заседателев, В.П. Морозов, Л.Д. Работнов, Г.П. Стулова).
В результате обобщения педагогического опыта воспитания певцов выделены основные его принципы (Л.Б. Дмитриев): принцип единства технического и творческого развития; индивидуальный подход к ученику; принцип постепенности и последовательности в обучении.
Принцип единства технического и творческого развития сводится к тому, что художественное развитие и развитие вокальной техники должны идти параллельно в тесной взаимосвязи. Вокальная техника трактуется как действенное средство оформления профессиональной готовности студента к художественно-оправданному (осмысленному) воплощению музыки как искусства интонируемого смысла (Б.В. Асафьев) в исполнительски-интонируемом вокальном образе (Д.Л, Аспелунд).
Индивидуальность каждой личности, физиологические особенности и особенности нервной системы обучающегося диктуют соответствующий подход к его вокальному развитию. При существующей системе индивидуальных занятий проблема заключается в том, что преподаватель стоит перед опасностью сформировать личность студента по своему образу и подобию, и в техническом и в музыкальном плане. Отсюда - опасность форм «натаскивания», ограничения инициативы, игнорирование природы ученика, форсирование темпа обучения или его неоправданное сдерживание, подавление темперамента или его искусственное возбуждение. Поэтому особую значимость приобретает выработка у учащегося индивидуального стиля в обучении, что требует от педагога определенного отношения к его действиям: преподавателю важно не «подправить природу», а суметь самому «раствориться в ученике» (В.М. Подуровский).
Принцип постепенности и последовательности в вокальном обучении отталкивается от общедидактического принципа «от простого - к более сложному». Многими первоначальными исполнительскими умениями обучающийся пению овладевает без труда, если педагог умеет использовать уже имеющиеся частные психофизиологические системы временных связей в сознании ученика для образования новых систем.
В контексте нашего исследования, где акцент делается на студентов различных музыкальных специальностей, очень важным является способность педагога грамотно использовать те навыки и умения, которые студент приобрел
в классе специального инструмента. С такими действиями, как постановка корпуса, рук, релаксация мышечного аппарата, мобилизация внутреннего слуха и т.д. учащийся знаком из практики игры на инструменте, являющимся для него специальным. В вокальном классе эти знания переводятся в несколько иную пространственную плоскость.
Основные принципы воспитания первоначальных вокальных навыков сводятся к общепринятому в дидактике принципу: необходимо вначале установить аналогию с уже известным учащемуся положением, а в дальнейшем провести коррекцию в сторону специфики вокальной работы как особой формы музицирования. И только если формирование специфического навыка требует выработки новых временных связей в сознании ученика или значительной перестройки уже сложившихся, возникает необходимость в применении профессиональных упражнений.
Учебно-воспитательный процесс рассматривает в единстве принципы обучения, особенности содержания, арсенал возможных форм и методов обучения и воспитания, что в педагогической практике и учебно-методической литературе именуется термином «система». Методическая система (термин A.M. Пышкало), в контексте нашего исследования, - это комплекс общих и специальных педагогических мероприятий по повышению эффективности обучения студентов. Сочетаясь с определяющим термином «методическая» и глагольным существительным «развитие», акцентирует в себе функционирование, закономерности процесса передачи (изложения и усвоения) содержательных и практических основ дисциплины, включает в себя процессы изменения во времени, происходящие с субъектами деятельности и предполагает достижение планируемых результатов.
Функционирование любой методической системы всегда обусловлено выбором комплекса определенных средств, поэтому предполагает умение ориентироваться во всех компонентах процесса обучения и их связях, что и составляет, по сути, систему. Системный подход к объектам исследования является одним из основных принципов современного научного познания. Он предполагает изучение объекта или явления не как сумму изолированных друг от друга компонентов, его составляющих, а как их взаимодействие, учитывая необходимое число обусловливающих его функционирование внутренних связей и внешних факторов (Т.А. Ильина, Э.Г. Юдин).
Предложенные базовые структурные компоненты вокального развития студентов и их взаимосвязи показаны на рисунке №1.
обучающий
(педагог)
обучаемый
(студент)
Цель: вокальное развитие студента в области его профессиональной подготовки; Содержание обучения: . информационный комплекс (знания, умения, навыки), обеспечивающий способность ведения профессиональ ной деятельности; дидактический материал для его усвоения
оргаил1ацн формь
I
п ио и а л ы I истсом пшгенты:
конструктивный проектировочный коммуникативный организаторский гностический
дидактические процессы,
спосоЬы осуществления пед.1][роцесса (методы, , средства)
Рис. 1. Взаимосвязи структурных и функциональных компонентов методической системы вокального развития студентов
При проектировании методической системы обучения предмету важным моментом является определение критериев, свидетельствующих об эффективности функционирования системы. Главным критерием, который указывает на эффективность учебно-воспитательного процесса, является качество обучения, которое можно определить как степень соответствия полученных результатов изначально поставленным целям. В данном случае именно цель, принимая на себя роль центрального системообразующего элемента, связывает все остальные структурные элементы в единое целое. Цель обучения только тогда выполняет свою ведущую функцию в системе, если она сформулирована конкретно, «в форме перечня тех или иных видов деятельности, которые должен уметь выполнять студент в результате обучения» (В.И. Каган и И.А. Сычеников). В предлагаемой методической системе цель обучения конкретизирована теми видами деятельности, которые являются спецификой курса вокальной подготовки, и нигде больше освоены быть не могут. Это: владение собственным певческим аппаратом, способность применять вокальные навыки как профессиональный инструмент в процессе
15
классных и внеклассных занятий, знание методических приемов обучения пению, основ певческой культуры и умение формировать певческую культуру обучающихся.
Вокальное развитие студентов является частью содержания профессиональной подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования, где музыкально-педагогический факультет представляет собой самостоятельную подсистему. Изучаемый объект входит в состав данной подсистемы, и, следовательно, подчиняется условиям и закономерностям ее функционирования. Поэтому одной из задач исследования стало выявление особенностей, влияющих на функционирование методической системы. Такими особенностями на музыкально-педагогическом факультете являются: контингент студентов, различающийся базовой подготовкой, широким возрастным диапазоном и мотивацией к учению; формы обучения, включающие учебно-плановые, внеплановые и вспомогательные формы - с одной стороны, и очно-заочную формы обучения — с другой; способы дидактического взаимодействия, охватывающие весь спектр педагогического инструментария, обеспечивающего эффективность учебного процесса.
Раскрыты психологические и физиологические механизмы развития голоса, поскольку педагогические аспекты развития вокальных навыков студентов обусловлены особенностями строения и функционирования всех сложных систем организма, обеспечивающих его жизнедеятельность, и, следовательно, не могут рассматриваться вне связи с ними.
Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование эффективности методической системы вокального развития студентов различных музыкальных специальностей в условиях вузовского образования» определены содержание и методы вокального развития студентов различных музыкальных специальностей, представлена реализация методической системы в условиях музыкально-педагогического факультета вуза, обобщены результаты ее функционирования.
В качестве основ содержания вокального развития студентов предложены те компоненты вокальной деятельности, которые входят в структуру профессиональной деятельности учителя музыки. Одним из них является владение студентом вокальной техникой. Оно включает в себя не только звуковысотные, ритмические и тембровые представления, но и представления и ощущения, связанные с технологией и техникой пения, особенностями вокального звукоизвлечения - певческим дыханием, ощущением опоры, различными видами атаки звука, артикуляцией и множеством других специфических составляющих.
Кроме того, владение вокальной техникой подразумевает знание природы человеческого голоса, его возможностей и путей исправления недостатков (его методической коррекции). Это имеет особую актуальность в свете того, что учителю музыки приходится в своей практике работать в большей степени с необученными пению детьми, требующими умения их учить. Поэтому одним из компонентов содержания обучения является формирование у студента педагогической установки. Это «умение учить» требует не только знания возможностей голосового аппарата, в частности детского голоса, и навыков коррекционной работы с ним, но и специфических музыкально-педагогических умений работы на уроке. Например, сочетания показа голосом со словесным объяснением, знания приемов работы над артикуляцией и дыханием, умения чутко слушать и выделять главное среди случайных ошибок, недочетов и т.д.
Обоснование необходимости включения в содержание обучения такого компонента как формирование у студента педагогической установки предполагает его способность к рефлексивной компетентности, что, в свою очередь диктует необходимость обучения приемам и методам самостоятельной работы и самоконтроля (Л.И. Уколова). Значение этой составляющей особенно возрастает в условиях заочного обучения, когда основой учебного процесса является самостоятельная учебно-познавательная деятельность студента, протекающая без непосредственной контролирующей деятельности педагога. Но самостоятельная работа основывается на понимании студентом того, что и как он должен делать дома, в отсутствие педагога. Поэтому, наряду с необходимостью владения вокальной техникой, важнейшим компонентом содержания курса является развитие музыкального мышления студента на основе аналитической и вокально-слуховой работы. В контексте предлагаемого исследования музыкальное мышление выступает как специфическая форма художественного мышления, оперирующая целостными чувственными образами в специфической для данного вида искусства форме. Художественное мышление является главным инструментом музыкально-познавательной деятельности педагога-музыканта, поскольку призвано обеспечить восприятие и изучение музыкальных явлений в совокупности художественно-содержательных и лексико-грамматических аспектов. Оно позволяет понять и оценить выразительные возможности музыки, а также сформировать ценностные представления о певческой музыкальной культуре в целом.
Содержание обучения требует его практической реализации, в этой связи был разработан комплекс экспериментальных методов и подходов к вокальному обучению студентов, не имеющих базовой вокальной подготовки. Этот комплекс составили:
Метод показ голосом, связанный с общей способностью человека к подражанию. Не имея образца звучания, к которому нужно стремиться, определенного эталона звука, представления о том, какими качествами должен обладать вокальный звук, невозможно получить положительный результат.
Метод осознания мышечных действий. Указания педагога могут касаться постановки корпуса, качества дыхания, мимических выражений и т.д., и студент, осознав правильное мышечное действие, начинает реализовывать его на практике, контролируя процесс пения. Метод помогает сознательно исправлять недостатки и значительно улучшать координацию мышечных движений, изменять качество пепия в лучшую сторону.
Метод объяснения всегда сопровождает любой показ, упражнение, исполнительский прием, помогает осознать цель, к которой студенту следует стремиться, ясно понимать суть явления, его закономерных связей и зависимостей. Главными требованиями к объяснению являются четкость изложения, акцентирование тех элементов, на которые педагог желает обратить внимание ученика. Поскольку звуковые и мышечные ощущения не всегда поддаются точному словесному описанию, частыми спутниками объяснения являются методы сравнения, образных представлений, ассоциаций. Сравнение, как указывал К.Д. Ушинский, является основой всякого понимания. Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение. Образные представления и ассоциации также выполняют свою функцию. Перед тем, как исполнить что-то, необходимо в сознании представить себе тот звуковой или художественный образ, который мы хотим передать. Этот образ постоянно сравнивается с тем звучанием, которое мы получаем в реальности при исполнении, он служит своеобразным эталоном, к которому исполнитель стремится. Этот внутренний регулировочный образ может создаваться исполнителем не только в звуковой или двигательной сфере, но и зрительно, осязательно и даже обонятельно, при одновременном включении в работу нескольких модальностей. Благодаря этим представлениям мышцы получают от центральной нервной системы двигательный приказ, и исполнитель пытается воспроизвести нужное звучание. Затем происходит оценка полученного результата, в которую включается сложная система анализаторов, отправляющих информацию в обратном направлении — к центру (принцип обратной связи), где производится сравнение полученного результата с желаемым. В случае неудовлетворительного результата работа направляется на поиск средств для достижения эталонного звучания.
Метод вокально-технического и художественного поиска основан на методе анализа и синтеза. При первом знакомстве с произведением, над
которым предстоит работать, содержание музыки и исполнительский план не всегда ясны. Исполнительский замысел возникает не сразу, а благодаря работе творческого воображения, представления, имеющемуся музыкальному опыту, знаниям и т.п. В процессе погружения в работу над произведением его музыкальное содержание перерабатывается сознанием, дополняется дегалями и подробностями, изменяется в личностном отношении к исполнителю, становится его частью, «врастает» в него. Этот аналитический этап, при котором ненужные характеристики и приемы отсекаются, а верные включаются и работают на раскрытие музыкального смысла, всегда предшествует публичному выступлению.
Этот процесс поиска связан не только с интеллектуальной работой, включающей мышление, память, представление, но и работой, связанной с отбором музыкально-выразительных средств для воплощения музыкального содержания (интонации, динамики, агогики, тембровых красок и т.д.).
Метод упражнения, сопровождающий процесс обучения на всем его протяжении и применяющийся в практике каждого музыканта даже после завершения обучения. Это многократное, систематическое и сознательное повторение практических и умственных действий с тем, чтобы сформировать и закрепить необходимые профессиональные навыки и умения.
Функционально вокальные упражнения призваны привести весь голосовой аппарат к скоординированной работе, обеспечивающей гигиену голоса и дающей положительный художественно-эстетический эффект. Обучающий и развивающий результат упражнений проявляется в овладении системой приемов исполнительской и интеллектуальной деятельности.
Метод самостоятельного поиска - метод, которому отводится значительная часть времени в течение всего периода обучения. Самостоятельный поиск предполагает индивидуальную активность самих студентов при закреплении и совершенствовании полученных навыков и умений, углубление знаний при подготовке к занятиям в классе. Студенты соотносят свои ощущения при выполнении тех или иных упражнений, работая дома, с теми правильными ощущениями, которые возникали под контролем педагога в классе.
К самостоятельному поиску относятся также все аналитические действия, которые студент выполняет без непосредственного контакта с педагогом. Сюда может входить исторический, фактурный, гармонический, мелодический, тембровый анализ произведения; определение исполнительских трудностей, соотнесение результатов проделанной самостоятельного поиска с теми выводами, к которым студент приходит на уроке совместно с педагогом.
Обучающий результат самостоятельного поиска проявляется в приобретении новых знаний, расширяющих общий и музыкальный кругозор студентов, в овладении ими исследовательскими навыками, необходимыми в их будущей педагогической деятельности.
Область искусства и все, что с ней связано - виды деятельности, среда, процессы обучения и воспитания, способы взаимодействия (включая взаимодействие самого произведения искусства и адресата), требует творческого подхода. Творчество всегда связано с проявлением инициативы, нахождением нового. Однако творчеству невозможно научить, можно лишь создать условия для его проявления. Иногда одобрение или эмоциональная поддержка могут дать больший эффект, чем очень правильный показ того, как необходимо исполнить то или иное трудное место, как правильно сделать фразировку или указать, какой тембровый оттенок необходим для решения художественно-образной задачи.
Творческий подход неразрывно связан с индивидуально-дифференцированный, поскольку сама форма индивидуальных занятий заставляет ориентироваться на индивидуально-психологические и физиологические особенности обучающихся. Стратегия обучения и его технология определяются исключительно личностными характеристиками каждого из учеников, в противном случае можно нанести непоправимый вред их здоровью и сделать невозможным последующую работу по избранному профилю.
Одним из ведущих принципов работы со студентами является принцип опоры на положительные мотивации личности, ориентирующий на изучение и знание лучших положительных индивидуальных качеств студента, а также на умелое использование положительного в их классной или самостоятельной работе. В результате студент в самостоятельной работе апробировал правильные ориентиры, не фиксируясь на неудачах и не нарабатывал ненужные комплексы.
В целом работа методической системы базируется на принципе системности, который позволяет изучить в отдельности каждый структурный и функциональный элемент рассматриваемой системы, объединив их в целостную структуру, выявить их взаимные связи, а также динамику развития.
Экспериментальная работа по реализации методической системы вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования велась в период с 2006 по 2013 годы со студентами 1-х - 5-х курсов ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет», слушателями курсов
профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Всего в опытно-экспериментальной работе приняло участие 147 обучающихся. Сравнительные результаты исходного и конечного уровней вокального развития студентов по каждому из показателей, входящих в содержание обучения, приведены в сводной таблице № 1 в процентном соотношении к общему количеству обучавшихся в классе вокальной подготовки.
Таблица №1. Сравнительная таблица результатов опытно-экспериментальной работы
Критерии Показатели Оценка %
Констат. этап Контр, этап
экперим группа контр группа экперим группа контр группа
Владение вокальной техникой певческая опора есть 28,6 28,8 100 92
нет 71,4 - 8
качество голосоведения хорошее 9,5 9 93,2 79,9
удовл. 19 21 6,8 20,1
удовл. 71,5 70 - -
Владение вокальной техникой чистота интонирования (координация голоса и слуха) интонация чистая 14,3 14 100 100
интонация грязная 72,1 72,6 - -
не интонирует 13,6 13,4 - -
дикционная ясность и чистота хорошая 60 59 100 97
удовл. 40 41 - 3
тембровая сформированность удовл. 28,5 28,1 100 82,4
неудовл. 71,5 71,9 - 17,6
положение корпуса правильное 60 61 100 100
неправильн 40 39 "
развитие музыкального мышления на основе аналитической и вокально- степень ориентированноет и в содержании, выразительных средствах, отличная 4,8 4,7 14Д 7,2
хорошая 9,5 9 4
слуховой работы понимание их организации в конкретном произведении удовл. 66,7 66,2 85,7 88,8
неудовл. 19 20,1 - -
развитие музыкального мышления на основе аналитической и вокально-слуховой работы характер исполнения: осмысленность, соответствие исполнения содержанию музыки эмоциональная наполненность удовл. 9,5 9,1 57 8,2
неудовл. 90,5 90,9 43 91,8
наличие навыков самостоятельной творческой интерпретации произведения есть 9,5 10 57 32
нет 90,5 90 43 68
сформирован ность педагогической установки критическое отношение к исполнению, способность к дифференцирован ному анализу есть 9,5 9,7 100 92
нет 90,5 90,3 8
сформирован ность педагогической установки способность к выявлению причин, вызывающих ошибочные действия, выбору приемов коррекционной работы с ними есть 9,5 10 95,2 61,2
нет 90,5 90 4,8 38,8
сформирован ность педагогической установки способность к применению комплексных методов работы на уроке (сочетания показа голосом со словесным объяснением, приемов работы есть 47,7 40,3
нет 100 100 52,3 59,7
над артикуляцией и дыханием, умения выделять главные ошибки от случайных недочетов
Предложенная методическая система позволила определить динамику вокального развития студентов, отраженную на рисунке №2.
120
100
60
20
о
I контрольной группа вэкпсримент. гругню
у
ж
Рис. 2. Динамика вокального развития студентов
— владение вокальной техникой (контрольная группа - 91,8%; экспериментальная группа - 100%);
— развитие музыкального мышления на основе аналитической и вокально-слуховой работы (контрольная группа - 15,8%; экспериментальная группа -80,9%);
— сформированность педагогической установки контрольная группа — 57%; экспериментальная группа - 70%);
— структура учебной мотивации (контрольная группа: внутренние мотивы 57%, внешние - 13%; экспериментальная: внутренние мотивы 70%; внешние-3,5%).
Таким образом, проведённое исследование подтвердило эффективность предложенной методической системы вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования. Цель исследования достигнута, задачи выполнены, выдвинутая гипотеза нашла своё подтверждение.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Профессиональная деятельность учителя музыки в силу своей широкой педагогической и концертно-просветительской направленности связана с серьезной голосовой нагрузкой. Многоаспектность применения голоса как специфического рабочего инструмента учителя-музыканта обусловливает необходимость его участия в соответствующих профессиональных видах деятельности и предполагает знание основ его гигиены, владение вокальными навыками и специфическими музыкально-педагогическими умениями.
2. Указанные требования, предъявляемые учителю музыки любой исполнительской специальности и связанные с голосовой работой, являются содержанием курса вокальной подготовки студентов в классе сольного пения. Сюда входят следующие компоненты: обучение вокальной технике, формирование педагогической установки (знание методических приемов обучения пению, основ певческой культуры и умение формировать певческую культуру обучающихся), развитие музыкального мышления на основе аналитической и вокально-слуховой работы.
3. Эффективность вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования возможна лишь на основе системного рассмотрения учебного процесса, приводящего к учету всех сторон и особенностей структурных элементов рассматриваемой системы. Такими особенностями на музыкально-педагогическом факультете являются: контингент студентов, различающийся базовой подготовкой, широким возрастным диапазоном и мотивацией к учению; формы обучения, включающие учебно-плановые, внеплановые и вспомогательные формы - с одной стороны, и очно-заочную формы обучения - с другой; способы дидактического взаимодействия, охватывающие весь спектр педагогического инструментария, обеспечивающего эффективность учебного процесса.
4. Предложенная методическая система обеспечивает эффективность процесса профессиональной подготовки учителей музыки в педагогическом вузе, реапизовываясь через применение комплекса экспериментальных методов и подходов к вокальному обучению студентов, не имеющих базовой вокальной подготовки. Этот методический комплекс составили: показ голосом (демонстрация), метод осознания мышечных действий, упражнения,
объяснение, методы сравнения, образных представлений, ассоциаций, метод вокально-технического и художественного поиска, методы зрительной самооценки и слухового самоанализа, самостоятельный поиск. Основными подходами явились творческий, деятельностный и личностно-ориентированный, а ведущими принципами выступили принципы природосообразности и опоры на положительные мотивации личности. 5. В исследовании доказано, что предлагаемая методическая система вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования положительно влияет на динамику мотивации учебной деятельности, повышая тем самым качественность аудиторной и самостоятельной работы и самостоятельность творческого поиска студентов.
Основные результаты диссертации отражены в следующих публикациях, в том числе изданиях, рекомендованных списком ВАК:
1. Фролова, Е.М. Певческая культура и развитие художественного мышления будущего учителя музыки [Текст] / Е.М. Фролова // Среднее профессиональное образование: региональный теоретический и научно-методический журнал. - 2009. — №12. — Режим доступа: 1Шп:/Ауту. poitalsno.ru/journals/2010/cn0%201%202012.ndf (0,4 п.л.).
2. Фролова, Е.М. Специфика вокальной подготовки студентов-музыкантов различных исполнительских специальностей [Текст] / Е.М. Фролова //Теория и практика общественного развития. - 2013. — №3. - Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-3-2013/pedagogics/frolova.pdf (0,3 п.л.).
3. Фролова, Е.М. Содержание вокального развития студентов в условиях профессионального образования [Текст] / Е.М. Фролова // Среднее профессиональное образование: региональный теоретический и научно-методический журнал. - 2013. - №5. -Режим доступа: http://www.portalspo.ru/journals/2013/cn0%205%202013.pdf (0,3
П.Л.).
4. Фролова, Е.М. Формы коллективного творчества как средство музыкально-эстетического воспитания школьников [Текст] / Е.М. Фролова // Современное музыкальное образование в свете развития идей Д.Б. Кабалевского. - М.,2005. - С. 122-125 (0.3 п.л.).
5. Фролова, Е.М. Роль ассоциации в музыкально-педагогической деятельности [Текст] / Е.М. Фролова // Музыкально-исполнительское искусство в системе профессионального образования. - М.,2009. — С. 142145 (0,3 пл.).
6. Фролова, Е.М. Значение ассоциативно-образного мышления в профессиональной подготовке учителя музыки [Текст] / Е.М. Фролова // Модернизация содержания, методов и форм музыкального образования в современных условиях. Сб.научных трудов. - Вып.2. - М., 2009. - С. 143146 (0.3 пл.).
7. Фролова, Е.М. Певческая культура как средство развития будущего учителя музыки [Текст] / Е.М. Фролова // Модернизация дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования. Сб.научных трудов. - Таганрог, 2009. — С.39-42 (0,3 пл.).
8. Фролова, Е.М. Профессиональные аспекты вокальной педагогики [Текст] / Е.М. Фролова // Модернизация музыкальной подготовки учителя музыки в системе высшего профессионального образования. Сб.научных трудов. - М., 2010. - С.185-191(0,4 пл.).
9. Фролова, Е.М. Специфика художественного мышления учителя музыки [Текст] / Е.М. Фролова // Развитие идей Д.Б. Кабалевского в современном музыкальном образовании. Сб.научных трудов. - М.,2010. — С.40-43 (0,3 пл.).
10. Фролова, Е.М. Психолого-педагогические аспекты вокального развития студентов в условиях вузовского образования [Текст] / Е.М. Фролова // Образовательная и профессиональная траектория педагога-музыканта. Сб.научных статей. - М., 2013. - С.64-70 (0,5 пл.).
Подписано в печать:
10.09.2013
Заказ № 8721 Тираж -120 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Фролова, Елена Михайловна, Москва
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
На правах рукописи
04201361981
ФРОЛОВА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА
Методическая система вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования
13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (музыка)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель-доктор педагогических наук, профессор Уколова Л.И.
Москва-2013
Теоретические основы проектирования методической систем >го развития студентов различных исполнительских специальности ях вузовского образования........................................................1
)блема вокального развития студентов-музыкантов, ее место
иной педагогике......................................................................1
щическая система вокального развития студентов на основе теории
гии.......................................................................................2
щфика вокальной подготовки студентов различных исполнительсю гостей в цикле профильных дисциплин..........................................2
Заключение..........
Список литературы Приложение.........
134 157
Введение
Актуальность исследования. Современный этап реформирования отечественного образования требует особого внимания к проблеме подготовки учительских кадров. Учитель с древнейших времен имел особый статус в обществе, являясь олицетворением и транслятором опыта, накопленного человечеством за всю историю своего существования. Без освоения и творческого преобразования культурного наследия, оставленного старшими поколениями младшим, приходящим им на смену, общество перестало бы существовать и развиваться.
Этические принципы и идеалы, высшие человеческие ценности, наполняющие человека духовно, есть суть культурного пласта и содержание искусства. Высокое искусство призвано служить для демонстрации гармонии мира, делиться важными нравственными и познавательными ценностями. И в этом контексте ведущую воспитательную функцию формирования человека как духовной личности, его преображения и образования (буквально «изменения образа») принимает на себя учитель искусства.
Это в полной мере относится и к учителю музыки, перед которым в качестве основной ставится задача приобщения учащихся к культурным и духовным отечественным и мировым традициям. Эта сложная задача выдвигает к подготовке учителя музыки качественно и количественно новые профессиональные требования, которые невозможны вне рамок методической системы, основанной на взаимосвязи структурных и функциональных компонентов процесса вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования.
Деятельность учителя музыки отличается сложностью и многоаспектностью, и важнейшее место в ней принадлежит голосовой
нагрузке. Голос нужен учителю не только для рассказа, показа, объяснения, как и для учителя любого профиля, но и для основных специфических составляющих обучающего процесса - пения и эмоционального выражения. Особенность деятельности учителя музыки заключается в том, что ему приходится работать в пограничных областях восприятия человека - в области аффекта и интеллекта. Путь педагога к ученику лежит через сочетание эмоции и разума. Поэтому от степени совершенности владения своим ведущим инструментом - голосом - зависит степень воздействия на ученика, на глубину понимания преподносимого педагогом учебного материала, прочность и долговременность памяти, качество усвоения учебного материала, эмоциональное состояние, желание работать и прочие составляющие учебного процесса.
Еще с древнейших времен пение являлось частью священнодействия. Голос, как универсальный человеческий инструмент, богатый интонационными и тембровыми красками, был единственным выразителем душевного состояния человека. Пение было звуковым проявлением человека во всех его жизненных обстоятельствах. Об этом свидетельствуют труды представителей древнейших ветвей музыкальной культуры: индийской -«Гиталанкара» Бхараты (I в. до н.э.) «Брихаддеши» Матанги (VII в.); китайской - Лицзы (III-II вв. до н.э.), Лецзы (III в. до н.э.); ближневосточные трактаты Фараби (IX-X вв.), Ибн-Сины (X-XI вв.), Аш-Ширази (XIII-XIV вв.); древнегреческие труды Платона, Аристотеля, Аристоксена и др.; учения средневековых философов Августина, Боэция, Гвидо из Ареццо; мыслителей Возрождения Царлино, Глареана; ученых XVII в. Кеплера, Кирхера, Лейбница и др.
Певческий голос как проявления человеческой сущности в искусстве рассматривается учеными Б. Асафьевым, В.В. Медушевским, Е.В. Назайкинским, А.Н. Сохором, В.А. Цуккерманом и др. с научных позиций отечественного музыковедения.
Сольному пению как отдельному виду музыкального исполнительства посвящен целый ряд научно-теоретических и практических исследований, среди них труды Д. Аспелунда, В.А. Агадурова, В.В. Васиной-Гроссман, Л.Б. Дмитриева, А.Г. Менабени, В.И. Мордвинова, В.П. Морозова, И.К. Назаренко, В.В. Тимохина, С.А. Юдина, J1.K. Ярославцевой и других. Раскрываемые в них проблемы связаны с историей вокальной педагогики, методикой обучения сольному пению, вокальной речью, вокальным слухом и голосом, а так же формированием голоса певца.
Физиологические аспекты теории голосообразования и моторики нашли отражение в научных трудах П.К. Анохина, H.A. Бернштейна, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, на современном этапе - H.H. Даниловой, A.JI. Крыловой и др.
Проблему профессиональной подготовки учителя музыки исследовали Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, С.Н. Масный, H.H. Прушковская, Т.Н. Тюрина, Т.А. Юманова и др. В трудах JI.C. Брусиловского, В.И. Петрушина, C.B. Шушарджана анализируются вопросы, касающиеся взаимодействия психологических и вокально-творческих процессов в системе музыкально-педагогического образования.
Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки в классе вокальной подготовки является содержанием научных работ И.Ю. Алиева, Е.А. Баженовой, О .Я. Клиппа, М.М. Мякишевой, И.В. Сокериной и др.
Специфика обучения музыке, начиная с музыкальной школы, такова, что каждый ученик изначально выбирает специальность, которой он будет заниматься, определяет тот или иной специальный музыкальный инструмент для его освоения. Этот инструмент становится ведущим на всех ступенях музыкального обучения, включая обучение в вузе. Но вне зависимости от того, какой музыкальный инструмент является для студента основным, выпускник музыкального факультета получает квалификацию «учитель музыки», следовательно, владеет всеми видами профессиональной деятельности, ей соответствующими, в то числе — работой с голосом.
Практика показывает, что студенты в процессе обучения получают достаточно высокий уровень исполнительской подготовки как инструменталисты и с успехом могут осуществлять концертную деятельность. Это обусловлено отчасти наличием базовой инструментальной подготовки, с которой абитуриенты приходят в вуз. Вокальная подготовка, как правило, у студентов-инструменталистов отсутствует, что не освобождает будущих специалистов от видов музыкальной деятельности, связанных с голосом, а также элементарного умения им правильно пользоваться во избежание профессиональных заболеваний.
Анализ процесса вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования позволил выявить ряд противоречий между:
- требованиями современного осмысления принципиально новых потребностей в подготовке студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования, выбора приоритета их вокального развития и недостаточным использованием методического потенциала запускающего процесс личностно-профессионального становления субъектов музыкально-педагогической подготовки в вузе;
- увеличивающимся числом обращений ученых и практиков к определению понятия «вокальное развитие студентов», его структуре и отсутствием четкой методической системы, способствующей его содержательному осмыслению;
- большой голосовой нагрузкой, сопровождающей работу учителя любой специальности, и низким уровнем знаний гигиены голоса;
наличием объективной потребности образовательной среды в определении теоретико-методологических основ проектирования методической системы вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования и отсутствием действенных теоретических разработок в данной области;
- доминированием инструментальной подготовки при полном отсутствии базовой вокальной подготовки у студентов - не вокалистов и профессиональными требованиями к выпускнику музыкального факультета вуза, предусматривающими системную методическую работу всех субъектов образовательного процесса;
- требованиями современной общеобразовательной школы и учреждений системы дополнительного образования, предъявляемыми к методической подготовке будущего учителя музыки, универсально владеть комплексом всех видов музыкальной деятельности, включая вокальную, и неспособностью выпускников продуктивно реализовывать на практике свои методические знания.
Изложенные противоречия и необходимость их разрешения обусловили проблему исследования, которая заключается в разработке структуры и содержании методической системы вокального развития студентов различных исполнительских специальностей.
Указанная проблема определила тему исследования: «Методическая система вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования».
Объект исследования - профессиональная подготовка будущего учителя музыки.
Предмет исследования — методическая система вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования.
Цель исследования - разработать и экспериментально проверить методическую систему вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования.
Гипотеза исследования:
Методическая система вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования будет продуктивной с точки зрения возложенных на нее функций, если:
- занятия в классе вокальной подготовки будут представлять собой единство технического и художественного компонентов;
- ее реализация будет осуществляться через комплекс экспериментальных методов и подходов к вокальному обучению студентов, не имеющих базовой вокальной подготовки, а именно: показ голосом (демонстрация), метод осознания мышечных действий, упражнения, объяснение, методы сравнения, образных представлений, ассоциаций, метод вокально-технического, художественного и самостоятельного поиска, методы зрительной самооценки и слухового самоанализа;
- если основными подходами к организации учебного процесса станут индивидуально-дифференцированный, творческий и деятельностный, а ведущие принципы будут основываться на природосообразности и положительные мотивации личности.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить современное состояние рассматриваемой вокальной подготовки студентов различных исполнительских специальностей в педагогической теории и образовательной практике.
2. Раскрыть специфику вокальной подготовки студентов различных музыкальных специальностей в цикле профильных дисциплин на основе системы критериев и показателей вокального развития студентов.
3. Определить психолого-педагогические аспекты вокального развития студентов-инструменталистов.
4. Определить систему принципов и подходов вокальной подготовки в контексте учебного процесса.
5. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать методическую систему вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- взгляды педагогов, психологов и философов на специфику искусства как форму общественного сознания и его роль в воспитании личности (Г.-Ф.-В. Гегель, H.A. Бердяев, И.И. Йоффе, Б.Т. Лихачев, П.А. Флоренский и
др-);
- принципы: системности, творческой и деятельностной природы человека, единства сознания и деятельности, опоры на положительное в личности (И.В. Блауберг, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.В. Краевский,
A.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- современные концепции развития личности (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, А.И. Арнольдов, В.Н. Мясищев, В.А. Сластёнин и др.);
- основные принципы физиологического учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности;
- научные труды, освещающие современные тенденции развития системы профессионального образования в России: A.A. Аронов, А.Я. Айзенберг, Н.К. Бакланова, Т.И. Бакланова, A.A. Вербицкий, Л.С. Жаркова, Л.С. Зорилова, А.Г. Казакова, О.П. Коршунов, Н.П. Лапшин, В.П. Подвойский,
B.C. Садовская, H.A. Сляднева, Ю.Н. Столяров, Ю.А. Стрельцов, В.И. Черниченко, В.М. Чижиков, H.H. Ярошенко и др.;
- исследования в области педагогики музыкального образования, представленные Э.Б. Абдуллиным, Ю.Б. Алиевым, В.И. Закутским, Т.А. Колышевой, Е.И. Максимовым, Л.Л. Надировой, Г.М. Цыпиным, А.И. Щербаковой и др.
научные труды, раскрывающие особенности процессов звукообразования и звуковосприятия у певцов, а также вопросы формирования вокальных навыков (Л.Б. Дмитриев, В.В. Емельянов, В.П. Морозов, Р. Юссон и др).
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялся комплекс методов исследования: изучение и анализ отечественной и зарубежной философской, дидактической, психологической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;
консультации и взаимопосещения коллег, анализ опыта их работы; анализ учебных пособий, программ и методических материалов по вокальной работе; консультации, наблюдение за ходом учебного процесса, за деятельностью студентов, анализ результатов этой деятельности; ведение педагогического дневника, аудиозапись хода практических занятий, а также видеозапись концертных выступлений с последующим их анализом; ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности в качестве преподавателя класса вокальной подготовки музыкально-педагогического факультета ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет», преподавателя по классу вокала ДМШ №1 города Мытищи Московской области, а также внедрение в практику преподавания на музыкальном отделении и отделении педагогов дополнительного образования Московского педагогического колледжа №7 «Маросейка» апробации экспериментальной работы; педагогический эксперимент по внедрению методической системы вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования; анализ результатов педагогического эксперимента.
Научная новизна исследования заключается:
- в конкретизации содержания понятия «методическая система вокального обучения предмету» как комплекса общих и специальных музыкально-педагогических мероприятий по повышению эффективности обучения студентов, а также определении взаимосвязи ее структурных и функциональных компонентов в процессе вокального развития студентов различных исполнительских специальностей;
- в выявлении основных структурных элементов методической системы вокального развития студентов и их специфических особенностей. Таковыми особенностями являются: контингент студентов, различающийся базовой подготовкой, широким возрастным диапазоном, структурой учебной мотивации; формы обучения, включающие учебно-плановые, внеплановые и вспомогательные формы - с одной стороны, и очно-заочную формы обучения
- с другой; способы дидактического взаимодействия, охватывающие весь спектр педагогического инструментария, обеспечивающего эффективность учебного процесса;
- в разработке содержания понятия «формирование педагогической установки» как процесса ориентирования студентов-инструменталистов на педагогическую составляющую предстоящей профессиональной деятельности и обучения их поиску и отбору путей вокально-педагогической коррекции;
- в определении системы критериев и показателей основных компонентов профессиональной подготовки будущих учителей музыки в классе вокальной подготовки, к которым относятся: качество владения студентом вокальной техникой, уровень сформированности педагогической установки, уровень развития музыкального мышления на основе аналитической и вокально-слуховой работы, изменение структуры учебной мотивации, позволяющих в своей совокупности оценить эффект