Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методические аспекты использования наследия К. С. Станиславского в преподавании литературы

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Лакеев, Вадим Александрович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ленинград
Год защиты
 1981
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Методические аспекты использования наследия К. С. Станиславского в преподавании литературы», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Лакеев, Вадим Александрович, 1981 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Теоретическое значение наследия К.0.Станиславского для педагогики, психологии и методики преподавания литературы

ГЛАВА П. Предпосылки практического освоения наследия К.С.Станиславского методикой преподавания литературы в школе.

§ I. Принципы и приемы работы К.С.Станиславского с художественным текстом

§ 2. Общие аспекты деятельности театрального режиссера и учителя-словесника

ГЛАВА Ш. Использование наследия К.С.Станиславского в процессе школьного изучения художественной прозы

§ I. Активизация способов работы с текстом прозаического произведения

§ 2. Стимулирование воображения учащихся при изучении прозаических художественных произведений

§ 3. Комплексное использование "системы" К.С.Станиславского в работе над эпическим произведением

§ 4. Результаты исследования

Введение диссертации по педагогике, на тему "Методические аспекты использования наследия К. С. Станиславского в преподавании литературы"

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Одной из первостепенных задач преподавания литературы в школе является воспитание духовной культуры учащихся и развитие их творческой активности. Решение названной задачи предполагает усиление эмоционально-эстетических моментов в работе с художественными произведениями и стимулирование творческой деятельности учеников. Достигнуть этого можно разными путями, и поиски здесь идут во многих направлениях. В том числе в методике давно исследуется проблема взаимодействия литературы с другими ("смежными") искусствами и развития на этой основе творческого отношения учащихся к предмету. Осваивая эту область, методика с конца 40-х - начала 50-х годов добилась многого, опираясь в обобщении своих данных на достижения психолого-педагогических наук. Назовем в этой связи работы М.А. Рыбниковой (129), В.В.Голубкова (36), Н.О.Корста (73), Н.И.Куд-ряшева (78), Т.В.Чирковской (166), Ю.А.Самарина (132), Т.И.Боч-каревой (23), Г.И.Беленького (15), Т.Ф.Завадской (50), Е.В.Нзо-вицкого (179), Т.С.Зепаловой (53), З.Я.Рез (125), В.Г.Маранцмана (101), М.Г.Качурина (63), Н.А.Станчек (147), Е.В.Квятковского (65), И.В.Володиной (30), Э.И.Горюхиной (41), Я.Г.Нестурх(П2), Ф.А.Ноделя (114), С.А.Гуревича (42), А.В.Майоровой (97) и др. Достижения здесь несомненны.

Однако есть области смежных наук и искусств, которые пока недостаточно освоены методикой^ В частности, целесообразно обращение ее к опыту театроведения и режиссуры, в особенности к опыту К.С.Станиславского. В капитальных трудах этого выдающегося деятеля искусств содержится богатый материал о работе режиссера и актера с драматургическим текстом,демонстрируются способы анализа пьес, адекватные их художественной природе и педагогически оправданные. Осмысление их дает основание говорить о возможности переноса отдельных элементов "системы Станиславского'1 в школьное преподавание литературы. Поэтому ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕЩОВАНШ стали у нас методические аспекты наследия К.С.Станиславского.Основные положения его учения рассматриваются в диссертации с точки зрения их целесообразности для организации творческого процесса общения школьников с литературным произведением и эффективности в развитии самостоятельности и активности учащихся.

ОБЪЕКТОМ ИСШЩОВАШЯ явился процесс изучения прозаических произведений учащимися 5-7 классов. Выбор этого контингента был продиктован тем, что, как показало наблюдение, интересующие нас приемы работы "по Станиславскому" вызывали у подростков именно данного возраста наибольшую творческую активность и эмоциональное отношение.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состояла, во-первых, в определении психо-лого-педагогических, эстетических и методических предпосылок работы К.С.Станиславского с драматическими произведениями и актерами; во-вторых, в разработке методики школьного изучения художественного текста в соответствии с идеями Станиславского, чтобы ученик мог "не только знать, но и уметь, не только познавать, но и творить".

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. На основании анализа методических аспектов наследия К.С.Станиславского мы предположили, что использование элементов его "системы" при изучении художественной прозы в 5-7 классах окажется не менее плодотворным, чем в работе над драмой и выразительным чтением школьников, где обучение сегодня не мыслится без обращения к трудам и "урокам" К.С.Станиславского. Комплексное и последовательное введение в процесс изучения больших эпических произведений приемов и творческих заданий "по Станиславскому" позволит стимулировать эмоционально-личностное отношение подростков к литературе, а также будет способствовать развитию их воображения.

Цель и гипотеза обусловили ЗАДАЧИ ИССЛЩОВАНИЯ:

1) Обобщить имеющийся опыт использования наследия К.С.Станиславского в психологии, педагогике и методике преподавания литературы.

2) Вычленить и определить основополагающе принципы работы К.С. Станиславского с художественным текстом, а также способы организации творческого процесса общения обучаемого коллектива с литературно-художественным произведением.

3) Выявить общие методические аспекты деятельности театрального режиссера и учителя литературы.

4) Установить эффективность комплексного и последовательного вве дения в процесс изучения эпического произведения основных идеи "системы" К.С.Станиславского, показать возможные функции используемых при этом заданий творческого характера, их варианты и комбинации.

В результате исследования оказалось возможным сформулировать следующие ПОЛОЖЕНИЯ, которые выносятся на ЗАВДТУ:

I. Наследие К.С.Станиславского может оказать учителю-словес нику действенную помощь в преодолении формально-логического восприятия учениками литературных произведений и их незаинтересованного отношения к процессу работы с художественным текстом.Использование опыта работы К.С.Станиславского с актерами в школьном преподавании литературы помогает формировать оценочно-эстетические начала в учебно-познавательной деятельности учащихся при общении с искусством и служит задаче развития воображения школьников, активизации их эмоционально-творческой сферы в целом.

2. Введение основных положений "системы" К.С.Станиславского в методику школьного изучения художественной прозы органично лишь при определенных условиях. Главные из них: а) творческий подход самого учителя к наследию режиссера-педагога и создание у школьников целевой психологической установки на активный способ предстоящей оценочно-эстетической деятельности. б) Стимулирование у них устойчивого внимания и эмоционального отношения к работе с художественным текстом.

НОВИЗНА предпринятого исследования заключается в теоретическом обосновании психолого-педагогической правомерности и методической целесообразности использования определенных аспектов наследия К.С.Станиславского в процессе изучения художественной литературы в школе.

Исследованием установлен круг предпочтений и склонностей учащихся 5-7 классов в выборе способов и видов работы с художественным текстом: определены возможные формы и приемы анализа художественного текста, восходящие к учению К.С.Станиславского, их варианты и комбинации; охарактеризованы педагогические, психологические и методические условия наиболее продуктивного применения отдельных элементов "системы" в школе; впервые разработана методика комплексного использования заданий и упражнений творческого характера при изучении в 7-м классе повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" и романа А.А.Фадеева "Молодая гвардия".

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ исследования состоит в том, что оно вводит в школьное преподавание литературы различные приемы и способы работы с художественным текстом, стимулирующие творческую активность учащихся в процессе изучения прозаических произведений.

В диссертации разработаны оригинальные творческие задания для самостоятельной работы учащихся при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина, "Молодой гвардии" А.А.Фадеева, повести В.П. Катаева "Белеет парус одинокий." и некоторых других произведений, благодаря чему методика работы над этими произведениями в школе обогащается новыми возможностями.

МЕТОДОЛОГИЧЕСЮЁ ОСНОВОЙ исследования явилось марксистско-ленинское учение о деятельности, ленинская теория отражения, документы КПСС и Советского правительства по вопросам науки, искусства, школы и педагогики. Методологическую функцию по отношению к "стыковой" проблеме диссертации выполняли исследования в области философии, общей, возрастной и педагогической психологии, литературоведения, искусствознания, театральной педагогики и театроведения, методики преподавания литературы.

В качестве МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ были использованы: анкетирование, устный опрос, выборочное интервьюирование, наблюдение хода экспериментальных уроков, беседы с учащимися и учителями литературы, анализ ученических письменных работ и дискуссионных выступлений.

Исследование осуществлялось в три этапа: I - 1976 год -изучение основных источников по проблеме, педагогическое наблюдение за процессом изучения литературы в 5-7 классах, проведение выборочного опроса учащихся. П - 1977-1978 года - разработка и опытное опробование в средних классах приемов работы с прозаичес-ким текстом, аналогичных приемам работы Станиславского с драматургическими произведениями. Ш - 1979-1981 - опытная работа (формирующий эксперимент) по эпизодическому и комплексному использованию элементов "системы Станиславского"в процессе изучения эпических произведений в 5-7 классах.

Объективность исследования достигалась многократностью проверки результатов и многосторонностью опытно-экспериментальной работы, в которой принимали участие 886 учащихся, из них 634 ученика школ Л# 199, 210, 282, 437, 495, 510 г.Ленинграда (1976-1979 годы) и 252 ученика школ М 4, 6, 16, 18 г.Ферганы (1979-1981 учебные годы).

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Содержание работы изложено на 184 страницах машинописного текста.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Общие выводы по диссертации:

1. 3 диссертации обобщен имеющийся опыт освоения наследия К.С. Станиславского науками психолого-педагогического цикла и показана плодотворность проникновения его идей в методику преподав ания лит е ратуры.

2. 3 результате анализа принципов подхода К.С.Станиславского к художественному тексту и методики его работы с актерами выявлены общие аспекты деятельности театрального режиссера и учителя литературы, благодаря чему обоснована правомерность введения в школьное изучение литературы элементов системы Станиславского.

3. Установлено и подтверждено в формирующем эксперименте, что принципы и приемы режиссерского анализа литературного текста, применявшиеся Станиславским, при определенной трансформации оказываются продуктивными в школьном преподавании литературы, так как помогают усилить эмоционально-оценочную деятельность учащихся при изучении эпических произведений и стимулируют их творческую активность.

4. Обращение к режиссерскому и педагогическому наследию Станиславского позволило обогатить приемы анализа прозаических произведений в 5-7 классах новыми комбинациями и обеспечить разнообразие познавательно-творческой деятельности школьников на каждом этапе освоения художественного текста.

В рамках данного исследования оказалось возможным теоретически обосновать и экспериментально проверить далеко не все виды творческих заданий и приемов разбора текста, аналогии которым можно найти в опыте К.С.Станиславского. Поэтому исследование методических аспектов его наследия с появлением настоящей диссертации нельзя считать исчерпанным. Она - лишь пролог к будущему полному овладению методикой литературы всем богатством творческих идей выдающегося советского режиссера-педагога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Режиссерское и педагогическое наследие К.С.Станиславского в последние десятилетия привлекало внимание наук психолого-педагогического цикла, в том числе - методики преподавания литературы. Предпринятое нами исследование методических аспектов этого наследия и возможностей использования идей и опыта Станиславского в школе позволило обнаружить и проанализировать творческие резервы в сложившемся методике изучения прозаических произведений. Основным тезисом диссертации является положение о ценности введения в процесс школьного анализа художественной прозы некоторых г> элементов системы Станиславского для активизации эмоциональноэстетической деятельности школьников, ото положение, сложившееся в результате теоретического освоения наследия К.С.Станиславского, подтвердилось в формирующем эксперименте.

Описанные в диссертации способы, формы, приемы анализа художественного текста, предложенные К.О.Станиславским, были почерпнуты из его педагогической и режиссерской практики. При разработке на их основе творческих заданий для учащихся мы видоизменяли приемы, исходя из специфики школьных условий и требований.

Творческие задания мы расценивали как перспективные и развивающие. .на том основании, что они роздали заинтересованность учащихся в работе с текстом, стимулировали эмоциональную отзывчивость, способствовали более глубокому проникновению в художественную ткань произведения, в его смысловой и эмоциональный подтекст. Под влиянием задании "по Станиславскому5' у учеников экспериментальных классов складывалось эмоционально-личностное, оценочное отношение к персонажам и событиям в произведении, осознанное внимание к художественным деталям авторского повествования, Это позволяло полнее представить героя, глубже проникнуть в мир его духовных переживаний и, .поняв, "присвоить" некоторые из них. О помощью заданий творческого характера удалось до определенной степени обновить некоторые формы и приемы аналитического разбора художественного текста, уже известные в методике.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Лакеев, Вадим Александрович, Ленинград

1. Маркс К., Энгельс Ф. О литературе. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958 - 320 с.

2. Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 27. 673 с.

3. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовке их к труду." (22 декабря 1977). Справочник партийного работника. М.: Госполитиздат, 1978, с.о х X •

4. Абалкин H.A. Система Станиславского и ее значение для современного театрального искусства. Автореф. дисс. на соиск. учен, степ. канд. искусствовед. М., 1949, 30 с.

5. Айзерман Л.С. Уроки, литература, жизнь. М.: Просвещение,1965,1. С •

6. Айзерман Л.С. Уроки литературы сегодня. Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1974. 188 с.

7. Акулова Е.А. Изучение драмы в школе. Л.: Учпедгиз, 1948. -32 с.

8. Ананьев Б.Г. Опыт психологической трактовки системы Станиславского. Записки Ленинградского театрального института. М.-Л., 1941, с. 36-54.

9. Артоболевский Г.В. Очерки по художественному чтению. М.: Учпедгиз, 1959. 268 с.

10. Арустамов Г.П. 0 выразительном чтении в школе. Литература * в школе, 1940, № 3, с. 37-47.

11. Асмус В.Ф. Эстетические принципы системы Станиславского. -Театр, 1936, #5, с. 18-36.

12. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство,к1968. 654 с.

13. Базилевская И.Н. (Соловьева) Режиссерские экземпляры К.С. Станиславского. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. искусствовед. М., 1974. 39 с.

14. Белов А.М. Изучение литературно-художественного произведения в единстве эмоционального восприятия и логического осмысления. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М.,1969. 21 с.

15. Беленький Г.И. Методическое руководство к учебнику-хрестома-тии "Родная литература" для 7 класса. М.: Просвещение, 1978.- 255 с.

16. Беляев М.А. К вопросу об изучении в 8 классе драматического и эпического образа-персонажа. В кн.: Преподавание литературы в УШ классе (под ред. З.В.Голубкова) М.: АПН РСФСР,1958,и с. 51-11I.

17. Еендер И.А. Принципы системы Станиславского в творчестве чтеца. М.: Дом народного творчества, 1953. 45 с.

18. Беренгард 10. С. Система Станиславского и современное учение о высшей нервной деятельности. Ежегодник МХАТ, М.: Искусство, 1961, с. 95-139.

19. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. В/1.: Советский писатель, 1965,- 268 с.

20. Блинов II.Я. Выразительное чтение и культура устной речи. М.: Учпедгиз, 1946. 200 с.

21. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и ^ его воспитание. М.: Знание, 1979. 96 с.

22. Борисова В.А. Особенности письменных работ при изучении драматических произведений в школе. Автореф. дисс. на соиск.учен, степ. канд. пед. наук. М., 1974. 20 с.23