Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Становление элементов педагогического артистизма у будущих учителей музыки

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Адоевцева, Ирина Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Кострома
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Становление элементов педагогического артистизма у будущих учителей музыки», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Адоевцева, Ирина Викторовна, 2001 год

Введение

Глава 1. Артистизм учителя как проблема профессионального образования.

1.1. Историко-педагогический анализ состояния разработки проблемы.

1.2. Сущность и структура педагогического артистизма.

1.3. Модель педагогической системы с целевой функцией стимулирования становления у будущих учителей элементов педагогического артистизма.

Глава 2. Эмпирическое исследование условий становления элементов педагогического артистизма у будущих учителей.

2.1. Диагностический эксперимент в начале исследования.

2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы.

2.3. Реализация педагогических условий стимулирования развития элементов педагогического артистизма.

2.4. Качественная и количественная оценка результатов исследования.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Становление элементов педагогического артистизма у будущих учителей музыки"

Глубокгй и длительный социально-политический кризис нашего общества нанес удар неимоверной силы не только по нравственности взрослых, но и подрастающего поколения.

Такие явления как массовая преступность, алкоголизм, наркомания, бездуховность, безработица и нищета значительных социальных слоев порождают духовно-нравственный упадок и общую деградацию культуры многих граждан. Эти явления больно "бьют" молодежь, расширяют "группы риска" в детской среде. Как следствие всего этого возникли тяжелые проблемы воспитательного характера, которые должны решать учителя. В новых условиях надо работать по новому, требуется более высокий профессионализм. Возрастает роль вузовской подготовки будущего учителя, педагога-исследователя, ищущего новые подходы к реализации педагогических и воспитательных задач, в том числе и художественно-педагогическими средствами.

Современный подход к высшему педагогическому образованию предполагает профессиональную подготовку специалиста нового качества, который должен быть готов к адаптации в гуманитарной сфере, включающей культуру и просветительство, коммуникативную и художественно-творческую деятельность.

Коренные изменения, происходящие в обществе, поставили перед высшей школой задачу совершенствования подготовки учителя в плане согласования содержания и направленности всего комплекса психолого-педагогических и специальных дисциплин с принципами и задачами, сформулированными национальной доктриной образования (49).

Современный учитель должен быть готов стать социально ответственным за гражданские и нравственные позиции, которые будет формировать у учащихся посредством обучения и воспитания, общения с предметом, который преподает. Столь высокие задачи требуют от учителя новой России высочайшего профессионализма и желания работать творчески.

В связи с этим, встает проблема: способен ли современный выпускник вуза профессионально грамотно решать социально-воспитательные задачи, исследовать результаты своей деятельности? Способен ли он к профессиональной рефлексии, оценке своего творческого потенциала и нахождению путей к его разностороннему раскрытию.

Чрезвычайный динамизм социокультурных процессов 20 века, смещение ценностных доминант (в искусстве, этике, нормах человеческой жизни) поднимает вопрос о воспитании новых ценностных ориентаций у педагогов и школьников. Осмысление многовекового багажа науки, искусства, познание и ценностное осмысление социального, духовного, чувственного опыта различных социокультурных образований (эпох, народов.) - есть непрерывный процесс становления духовно-нравственного облика, культуры человека.

Школу можно уподобить мастерской, результатом деятельности которой -долгой и кропотливой - является шедевр. Таким же венцом деятельности коллектива наставников-учителей становится человек, которому скоро предстоит быть активным строителем и преобразователем жизни" (220,19). Воспитательная система школы выполняет много функций: познавательную, обучающую, развлекательную.Но все-таки воспитательно-формирующая роль выходит на первый план.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста к работе со школьниками, воспитанием его творческих умений и профессионального мастерства.

Приступая к рассмотрению специфики работы высшей профессиональной школы, мы в первую очередь обратились к исследованиям и специальным работам С.И.Архангельского, О.А.Абдуллиной, Г.П.Афанасьевой, А.А.Аронова, Е.П.Белозерцева, Е.В.Вострилова, С.М. Годника, А.А.Деркача, З.Ф.Ессаревой, Г.А.Засобиной, Н.В.Кузьминой, НДНикандрова, П.И.Пидкасистого, М.И.Рожкова, В.А.Сластенина, Л.Ф.Спирина.

Проблемы профессиональной подготовки специалистов, формирование их профессиональных качеств прослеживали мы по работам Л.Г. Арчажниковой, Н.К. Баклановой, В.А.Караковского, А.Г.Кирпичника, Б.В.Успенского, Н.В. Кузьминой, П.А. Черватюка, В. И. Черниченко.

Культуре профессионального самообразования особое внимание уделяют авторы авторы: Г.А. Абрамова, В.И. Елькина, А.А. Гавриченкова ,В.В. Гергей, Л.И. Дудина, Э.Э. Карпова, К.А. Колосова, Т.В. Орлова, Н.Е. Орлихина, П.А. Силайчев, В.З. Юдин.

Большое значение в раскрытии проблемы нашего исследования имеют работы, посвященные современным педагогическим технологиям, основополагающими в этой области являются работы П.Р. Атутова, А.Г. Асмолова, ВА. Байбородовой, В.П. Никандрова, П.И. Пидкасистого, Г.К. Селевко, Л.Ф. Спирина, А.И. Субетто, В.А. Сухомлинского, В.Д. Шадрикова и др.

Формирование комплекса общепедагогических и специально педагогических умений и придание им "артистической" направленности является методологической основой свободы творчества учителя, основой развития профессионального художественно-творческого мышления в соответствующей деятельности. Воспитание профессиональных качеств учителя, таких как, к примеру, вдохновение, впечатляющие действия помогают будущему педагогу в работе со школьниками обеспечивают с одной стороны - расширение и усиление сферы педагогического воздействия на них, с другой стороны - дает возможность сделать общение с ребятами более ярким и запоминающимся.

Традиционная подготовка педагога сосредоточена, как правило, на содержательных аспектах ведения урока и при этом ускользают из поля зрения педагогики особенности актерского поведения. Хотя в этом реализуется во многом принцип воспитывающего обучения. На помощь учителю должна прийти театральная педагогика, знакомство с которой может оказать ему неоценимую помощь. Ведь артистизм педагога - это воплощение им художественного образа урока, умение "эмоционально перевоплощаться" в зависимости от различных ситуаций. "В театре хороший актер выражает себя в образе. А хороший учитель улавливает образы, которыми ребенок пытается выразить себя. Учитель - зеркало, а не позер перед детьми" (72).

Педагогу очень важно не терять творческого состояния в общении с детьми будь-то на уроке или вне его. Многое в воспитательной и учебной работе зависит от актерского мастерства: насколько профессионально, интересно, корректно учитель может решать педагогические, воспитательные, художественные задачи. Учитель в школе - это не только предметник, это еще и воспитатель, организующий жизнь детского коллектива. Артистические умения помогут ему быть интересным для ребенка человеком и умелым руководителем детской художественной самодеятельности, организатором праздников для учащихся и их родителей. Учитель, обладающий красивой речью, богатой мимикой, воображением - это располагающий к себе человек, общение с которым принесет ребятам удовольствие.

А что же есть в арсенале у педагога? Как подняться ему до самых сокровенных струн души каждого ребенка? Здесь место творчеству учителя, его актерским и режиссерским способностям.

Есть мнение в учительской среде: педагогический артистизм - выдумка, можно обойтись и без него, и обходятся! (а зачастую демонстрируют антиартистизм). Так что же, артистизм педагога - привилегия высокообразованных и духовно богатых учителей?! Педагогический артистизм - назревшая необходимость. Педагоги-новаторы А. Шаталов, Е.Н. Ильину В.А. Караковский говорят о профессии педагога как об искусстве, художественной деятельности.

На уровне искусства убеждаю ребят, что урок нужен и интересен, а себя - в возможности быть художником своего урока, т.е. сценаристом, режиссером, исполнителем, и конечно же, взыскательным критиком" (Е.Н. Ильин). У учителя есть целый арсенал выразительных средств: окраска голоса, его диапазон, мелодика; мимика, жесты, движения тела, передающие различные эмоциональные состояния учителя, что воспринимается эффективнее и оставляет след в душе учеников. По выражению Н.Б. Найденышевой, "необходимо к уроку подготовиться эмоционально", тогда деятельность учителя, его проживание этого урока будет искренним, артистичным, убедительным. Говоря о творческом характере педагогической деятельности учителя, важно подчеркнуть возможность использования элементов актерской техники для приобретения педагогического мастерства. "Я убежден, - говорил А.С. Макаренко, - что в будущем в педагогических вузах обязательно будут преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение своим лицом, и без такой работы я не представляю себе работы воспитателя".

Идея актерского и режиссерского начала в деятельности педагога не нова. Она начала разрабатываться в отечественной педагогике в начале 20 века у таких видных ученых и педагогов, как А.В. Сухомлинский, В.Н. и Т.С. Шацкиие Н.Л. Гродзенская Д.Б. Кабалевский говорил о "страстности драматического действия учителя, его артистизме, эмоциональном раскрытии темы".

В 30-е - 60-е годы большой вклад в изучение данной проблемы внесли К.С. Станиславский и его последователи: В.И. Немирович-Данченко, Е.Б. Вахтангов, В.Э. Мейерхольд, Г.А. Товстоногов и др. В это же время ряд педагогических вузов обратились к проблеме становления элементов актерской техники.

В 80-х годах издавались работы, освещающие аспект становления актерских способностей в педагогической профессии. Например, книга "Основы педагогического мастерства" под редакцией Зязюна И.А. посвящена раскрытию особенностей актерских умений, даны практические упражнения по их развитию. Однако, их становление вне комплекса художественно-педагогической деятельности является лишь элементом техники учителя.

Как мы видим, данная проблема фундаментально не исследовалась. В некоторых диссертациях имеются только упоминания об актуальности названной проблемы. На сегодняшний день непосредственно артистизму учителя (учителя музыки), как нам известно, посвящена одна диссертация (Л.С. Майковская "Формирование основ художественно-коммуникативной деятельности (артистизм действий)"-1992 г.). Хотя различные аспекты проблемы развития творческих способностей учителя освещаются в трудах многих ученых (Б.Г. Ананьев, Н.А. Ветлугина, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейн, Н.В. Кузьмина и др.).

Актуальной на сегодняшний день является проблема становления артистизма как инструмента учебно-воспитательной работы, важнейшей профессиональной ценности, без которой не возможно успешно решать сложные педагогические задачи.

Подтверждением этому служит движение "Учитель года". В 2000 году в этом конкурсе в нашей стране приняло участие 600000 учителей! Столь высокий интерес учителей всей страны к конкурсу "Учитель года" говорит об искреннем желании поделиться своим мастерством с другими учителями, показать какой может быть интересной, одухотворенной, неординарной работа учителя. На этом конкурсе учителя показывают высочайший уровень профессионализма, в структуре которого был артистизм.

Это подтверждает, в частности, свидетельство Св.Царегородцевой, которая присутствовала на Международном конкурсе "Учитель года - 2000": "На Международном учителя состязались в своих артистических, что ли способностях. Я по началу засомневалась, хорошо ли, важно ли это. Но потом поняла: очень важно. Увидела как легко, свободно, раскрепощенно чувствуют себя на сцене все (не почти все, а именно все) участники конкурса, и поняла: только уверенный в своих силах, талантливый человек и может быть хорошим учителем, внушить ученику уважение к себе и своему предмету, вызвать у него любовь, восхищение и желание подражать. Артистизм, умение увлечь собой и внутренняя свобода обязательны для учителя, они свидетельство его профессионализма" (229).

Григорий Померанец с философских и культурологических позиций развивает идею о том, что в любой работе, в любом благодатном человеческом пути присутствует артистизм. Эта мысль отчетливо проведена в его книге "Сны земли". Об этом же он повторяет и на страницах учительской газеты в статье "Призвание": ". Граница между святым и мирским, между артистическими и обыденными профессиями очень условна. В артистизме есть много будничной работы, и в будничной работе - артистизма". (229) (выделено мною -А.И.В.).

Овладение артистизмом дает учителю возможность осмыслить свою деятельность не только с дидактических позиций, но и с позиции педагогического мастерства. Воспитание артистизма как важнейшей педагогической ценности способствует духовно-нравственному становлению личности учителя.

Педагогика новой России не имеет большого материала в области обобщения нового опыта формирования духовно-нравственного развития учителя. Не разработаны содержательные и технологические аспекты этого процесса в его связи с актерскими умениями. В публикациях последних лет стали встречаться термины "актерские способности", "режиссура урока" (68), (69), (72), (80), но термин "педагогический артистизм" остается в тени. Он не имеет теоретически обоснованного определения. Вместо этого только декларируется его значимость в профессиональной деятельности.

Тезис "педагогика - это наука и искусство" присутствовал в отечественной педагогике и психологии (Ю.П. Азаров, Н.В. Александров, Д.Ф. Николенко, В.К. Розов), который естественно перекликается с проблемой исследования развития творческих способностей (J1.C. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А.Г.Ковалева). Эти данные могут, безусловно, быть использованы при изучении проблемы становления артистизма учителя.

Проведенный анализ научной литературы дает основания заключить, что развивается интерес к проблеме воспитания артистизма у педагога, а так же осознания значимости данной педагогической проблемы. Установлена недостаточная разработанность данной темы в диссертационных исследованиях. На ряду с этим, необходимо отметить, что эмпирический опыт, обобщенный в трудах Ершова П.М., Станиславского К.С., Захавы Б.Е., М. Чехова, Ильева Е.К. имеет большое значение для построения теоретической концепции процесса становления артистизма у будущих учителей.

Творчески работающему учителю становится тесно в рамках традиционной дидактики, педлгогической технологии урока. Они ищут выход творческому потенциалу, обращаясь к театральному искусству, художественному слову, музыке, философии. И не случайно в школах появляются театры, которыми руководят учителя, или на уроках физики рассказ об открытии газовых законов или изобретении первых термометров вдруг оживляет ту или иную историческую эпоху! К примеру учитель химии Ирина Хачатрян (г.Москва) поклонник поэзии - объяснение темы, внеклассные мероприятия, даже химические опыты сопровождаются стихотворениями учительницы. "Учительское мастерство обучения и воспитания, синтез познавательного и нравственного позволяет педагогу перейти от профессионального общения с ребенком к высокому вдохновению, к Со-Творчеству Учителя и Ученика. И если бы меня попросили раскрыть сущность их взаимоотношений, я бы нарисовала два сердца, бьющихся в такт"(220,66).

К таким формам выражения педагогического мастерства приводит учителей творческий поиск, трудолюбие, любовь к своим ученикам профессии, и, конечно же, опыт. Как же быть начинающему учителю, желающему стать профессионалом, но не имеющему теоретической основы и стройной педагогической концепции, способной помочь ему в воспитании артистических умений, режиссерских навыков, в становлении своего профессионального стиля?.

Есть все основания констатировать наличие реального противоречия между необходимостью формировать у учителей педагогический артистизм в ходе вузовского профессионально-педагогического образования и отсутствием соответствующей теории. Это свидетельствует о существовании проблемы: как научно обосновано осуществлять подготовку учителей музыки, чтобы у них развивались элементы педагогического артистизма?

Цель исследования: внести вклад в разработку концепции становления элементов педагогического артистизма у будущих учителей музыки в университете через выявление существенных объективных и субъективных условий работы факультетской педагогической системы вуза при решении этой сверхзадачи.

Объект исследования - процесс формирования и становления элементов педагогического артистизма у будущих учителей в университетской системе с учетом специфики факультета.

Предмет исследования - объективные и субъективные условия формирования и становления элементов педагогического артистизма у будущих учителей музыки в факультетской системе.

Гипотеза исследования - становление элементов педагогического артистизма в процессе обучения будущих учителей будет успешным, если:- ставится цель как сверхзадача - развивать базисные компоненты педагогической художественно-эстетической деятельности (целеполагание на основе акмеоло-гической установки);

- проявляется максимум свободы субъективного выбора и минимум управляющих воздействий в компонентах дидактического процесса;

- осуществляется стратегия личностного и профессионального саморазвития и развития в возможном диапазоне индивидуально-психических ресурсов;

- расширяется информационное поле действующего Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования за счет, в частности, введения спецкурсов, развивающих широкую гуманистическую и эстетическую кулыуру на основе единства внутренней духовно-нравственной сущности и внешней поведенческой выразительности;

- используется инновационная технология, опирающаяся на более высокий тип профессиографической модели личности учителя-воспитателя (на акмеограмму) и реализующая разнообразные виды эвристических методов обучения с профильными задачами и заданиями.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

1) уточнить содержательную характеристику вводимого понятия "педагогический артистизм" на основе структурно-функционального анализа изучаемого феномена; обнарз~кить наиболее значимые качества, свойственные артистизму;

2) выявить и охарактеризовать объективные и субъективные педагогические условия становления элементов педагогического артистизма как профессионально-акмеологического качества личности учителя в процессе вузовского образования;

3) разработать модель факультетской педагогической системы, работающей в направлении подготовки у учителей музыки элементов артистической деятельности;

4) обосновать критерии, показатели и уровни сформированности изучаемых качеств у будущих учителей;

5) охарактеризовать динамику развития изучаемых качеств, обнаружить трудности и пути их преодоления в процессе становления ЭПА;

6) разработать профессиографическую модель специалиста с элементами артистизма (акмеологический рубеж).

Общеметодологической базой исследования явились: общенаучная теория систем, теория гносеологии и моделирования, социальные теории саморазвития и развития личности; взгляды философов, культурологов, гуманистов, выдающихся музыкантов на место и роль творчества в жизни человека и общества; антропологическая теория о механизмах творческого мышления.

Частнонаучная методологическая база исследования:

- теории и концепции о педагогических системах (Ф.Ф. Королев,В.П. Беспаль-ко, Л.И. Новикова, В.А. Караковский, В.А. Сластенин, Ю.П. Сокольников, Л.Ф. Спирин, Е.Н.Степанов и др.);

- концепции о природе педагогической деятельности (Л.С. Выготский, С.М. Годник, Е.П. Белозерцев, Н.Д. Никандров, Н.В.Кузьмина,А.Н. Леонтьев, М.И. Рожков, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин,В.П.Шадриков, А.И. Щербаков и др.);

- теории о заданном подходе при анализе педагогической деятельности в вузовской педагогике (В.И. Загвязинский, П.В. Конаныхин, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, Л.М. Фридман,М.Л. Фрумкин и др.);

- теория педагогического общения (А.А. Бодалев, Л.В. Байборова, А.Г. Кирпичник, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, В.В. Сохранов, М.И. Старое и др);

- теории развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, Л.В. Занков, П.И. Зинченко, Э.В. Ильенков, П.И. Пидкасистый, Д.И. Фельдштейн);

- теории о природе творчества педагогов (В.И. Загвязинский,В.А. Кан-Калик, А.С. Макаренко, Н.Д. Никандров, М.И. Рожков, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.);

-теория художественно - эстетического творчества в профессиональной педагогической деятельности (П.М. Ершов, К.С. Станиславский, В.М. Букатова, А.П. Ершова, Б.Е. Захава, Т.С. Злотникова, Е.М. Ильев, В.И. Немирович-Данченко, М.Чехов, А.Б. Вэскер).

Методы исследования: 1) эмпирического уровня - пролонгированные включенные наблюдения; интервьюирование; анкетирование, рейтинг; диагностирующий и формирующий эксперименты; контент-анализ, микросочинения, педагогические задачи как тесты, методы получения статистических фактов

2) теоретического уровня: анализ психолого-педагогического, культурологического, художественно-эстетического материала по проблеме исследования; амплификация (метод накопления сходных характеристик, определений); классификации и систематизации фактов, моделирование, обобщения.

Источниками исследования явились труды прогрессивных философов, психологов, педагогов, труды и опыт преподавателей вузов, заслуженных учителей, а так же опыт работы автора на музыкально-педагогическом факультете университета.

Этапы исследования: 1 этап (1997 - 1998 г.г.) - теоретическое изучение проблемы, изучение философской, культурологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и определение ее теоретико-методологических основ; формирование гипотезы, разработка программы эксперимента; 2 этап (1998 -2000 г.г.) - проведение диагностического и формирующего эксперимента, контрольные срезы, определяющие динамику становление элементов педагогического артистизма; 3 этап (2000 г.) - проведение итоговой серии эксперимента, оформление текста диссертации.

Базой исследования является Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова и школы г.Костромы: NN 15, 17, 41, 37, мужская муниципальная гимназия.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась путем внедрения разработанной технологии в учебный процесс, а также через публикации статей и методических рекомендаций.

Теоретические положения, выводы и рекомендации обсуждены и одобрены на методологических семинарах и научно-практических конференциях преподавателей КГУ (1997,1998,1999;2000). Положительные отзывы получили выступления с докладами на научно-практической конференции в рамках Второго Всероссийского фестиваля преподавателей педвузов (1998 г.); на методических семинарах кафедры пени и методики музыкального воспитания и кафедры теории и методики преподавания музыки; на счмпозиуме «Личность и общество: актуальные проблемы психологии и педагогики» (Кострома, 1997 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (Екатеринбург, 1999 г.), на международной научно-практической конференции «Инновационные технологии и процессы личностного и группового развития в транзитивном обществе» (Москва-Кострома, 2000 г.), на межрегиональном научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы национально-регионального музыкального образования в аспекте взаимодействия Школа-ССУЗ-Педвуз» (Саранск, 2001 г.). Опубликовано 8 работ.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, целенаправленным анализом опыта подготовки педагогических кадров в КГУ игг. Н.А. Некрасова, собственного опыта профессионального становления и опыта работы, математической обработкой статистических и эмпирических данных.

Научная новизна заключена:

- в обосновании феномена "педагогический артистизм" как важной части нравственно-эстетического воспитания специалиста высшей категории;

- в междисциплинароном анализе сущности художественно-педагогической деятельности, позволившем, в частности сформулировать понятие "педагогический артистизм";

- в определении взаимосвязи предмета исследования с личностными и профес-сионально-акмеологическими характеристиками субъектов педагогической деятельности;

- в содержательной и структурно-функциональной характеристике модели факультетской системы, которая может ставить сверхзадачу в форме содействия становлению в художественно-эстетической деятельности элементов артистизма учителя уже на этапе вузовского обучения;

- в обосновании факторов, открывающих возможность субъективного включения обучающихся в достижении акмеологического уровня своего профессионального развития.

Теоретическая значимость:

- в историко-педагогическом анализе теоретических знаний и опыта по вопросам артистизма учителей, что предпринято впервые;

- в содержательном определении составляющих феномена "педагогический артистизм";

- в выявлении принципов и условий работы системы, способной влиять на активизацию процесса становления педагогического артистизма (на примере конкретного факультета);

- в обосновании роли потребностно-мотивационного компонента обучающихся на музыкально-педагогическом факультете в деле становления элементов артистизма;

- в разработке критериев, показателей и уровней сформированности элементов педагогического артистизма в период университетского образования;

- в обосновании приемлемых методов диагностического эксперимента, позволяющих проводить педагогический мониторинг и собирать факты, характеризующие ход и итоги обучения.

Практическая значимость исследования заключается:

- в разработке ряда аспектов технологии и методических рекомендаций по проблеме формирования элементов артистизма у студентов;

- в разработке спецкурса "Формирование педагогического артистизма" и комплекса эвристических задач и заданий для аудиторной и внеаудиторной работы, способных активизировать теоретическую и практическую деятельность обучающихся и позитивно повлиять на их потребностно-мотивационную сферу.

Полученный в ходе исследования научно-методический материал используется в учебном процессе Костромского и других университетов и дает положительные результаты.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Художественно-эстетическое воспитание педагогических кадров - востребованная необходимость системы образования России в XXI веке. Ее составляющей является педагогический артистизм. Его следует рассматривать как наивысший уровень (профессионально-акмеологическая характеристика) университетского образования по программам "преподаватель". Эта сверхзадача должна ставиться не только на музыкально-педагогическом, но и других факультетах.

2. Сущность феномена "педагогический артистизм" продуктивно может рассматриваться только в междисциплинарном и структурно-функциональном анализе художественно-эстетической работы субъектов педагогической деятельности с ориентацией на гуманистическую культуру.

3. Категориальное понятие "педагогический артистизм" определяется как инте-гративное качество субъекта педагогической деятельности, обусловленное наличием комплекса эстетико-креативных качеств: высокая мировоззренческая, духовно-нравственная позиция, вдохновение, художественно-педагогическое воображение, эмоциональная убедительность, перевоплощение, выразительная речемыслительная деятельность, исполнительское искусство. Артистизм влияет на успешность решения социально-воспитательных задач в учебной и социальной работе.

4. Артистизм педагога - важнейшая профессиональная ценность учителя любой специальности, т.к. необходим для решения художественно-педагогических задач, одухотворяет работу педагога и определяет художественный тип его деятельности, являясь компонентом эстетического воспитания будущего специалиста.

5. В процессе освоения основ артистических педагогических действий будущий специалист реализует свой личностный и творческий потенциал. Этому способствуют:

- наличие достаточно развитой потребностно-мотивационной сферы, широкого круга интересов и способов их удовлетворения;

- наличие волевых качеств, которые могли бы обеспечивают возникновение и сохранение в течении длительного времени определенного профиля поведение;

- наличие развитой когнитивной сферы, что позволяет адекватно воспринимать и критически оценивать появляющиеся ситуации, свои переживания, последствия своих действий и дальнейшие перспективы работы.

Данная научная парадигма, используя различные подходы - когнитивный и персонологический, пытается объяснить сущность феномена артистизма.

6. Характеристика модели факультетской педагогической системы, которая ставит сверхзадачу по оказанию помощи студентам музыкально-педагогического факультета в их работе по овладению элементами артистизма в процессе профессионального роста.

7. Ведущие педагогические условия процесса становления артистизма:- осуществление целеполагания на основе акмеологической установки;

- обеспечение положительной мотивации к эффективной художественно-эстетической деятельности;

- стимулирование стратегии личностного и профессионального саморазвития и развития;

- расширение информационного поля содержания учебного процесса через использование спецкурсов, способствующих формированию педагогических действий с элементами артистизма;

- использование инновационных дидактических технологий;

- повышение требования к индивидуальной работе;

- педагогический мониторинг.

8. Стимулирование рефлексии у студентов, в частности, на основе профессио-граммы-акмеограммы. Оно помогает им:-- устанавливать что, почему и как приводит к успеху или к неуспеху;- что, почему и как целесообразно взять в свою авторскую систему деятельности. Этот механизм способствует становлению опыта нахождения студентами наиболее правильных социально-воспитательных решений.

Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, она содержит 6 моделей, 2 графика, 6 таблиц.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Результаты исследования позволяют заключить, что гипотеза исследования подтверждается и его цель достигнута: доказана целесообразность и состоятельность предложенной модели педагогической системы по подготовке учителей музыки с элементами артистической деятельности в структуре общепедагогической подготовки.

Вместе с этим, данная диссертация не исчерпывает всей проблематики художественно-эстетического воспитания будущих учителей. Открываются новые возможности для дальнейших исследований проблемы воспитания творческой свободы в художественно-педагогической деятельности учителей музыки и других специальностей; разработки специальных программ углубленной индивидуальной работы со студентами разных типологий характера и разных уровней общекультурного развития; рассмотрению процессов становления педагогического артистизма в аспекте соционики и других теорий, освещающих индивидуально-типологические особенности людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование позволило зафиксировать положительную динамику становления элементов артистизма и сделать следующие выводы и заключения.

1. Историко-педагогический анализ состояния разработки исследуемой проблемы позволил установить, что концепцию становления элементов артистических действий учителя, как составляющей часть содержания эстетического воспитания специалиста в процессе профессионального образования, необходимо строить на методологии системного и междисциплинарного подходов.

2. Теоретически обосновано и эмпирически подтверждено положение, что артистизм учителя - важная составляющая художественно-педагогического типа деятельности. Он является формой проявления педагогического творчества, одухотворяет работу учителя, наполняет ее гуманистической культурой.

3. Педагогический артистизм - сложное иптегративное качество субъекта педагогической деятельности, обусловленное наличием эстетико-креативных качеств и влияющее на успешность решения социально-воспитательных задач как в школе, так и за ее пределами. Педагогический артистизм - важнейшая профессиональная ценность, особый вид педагогического творчества.

Педагогический артистизм предполагает наличие у субъекта педагогической деятельности позиции, как отношение к деятельности, комплекса способностей и умений и эстетико-креативных качеств личности, характеризующих сущность артистизма. Обладая артистизмом, учитель демонстрирует наиболее значимые его составляющие: мировоззренческую, духовно-нравственную позицию - высокий уровень развития интеллектуальной, нравственной сфер личности учителя, являющихся предпосылкой для решения учебно-воспитательных задач на уровне высокой эстетической и нравственно-духовной личностной позиции; эта позиция учителя проявляется в искусстве, в :хизни, в творческом преобразовании педагогической действительности; выразительную речемыслительную деятельность - развитие образной, понятийно точной речи, богатой выразительной интонационно-образной подачи материала, ясной дикции и т.д.; вдохновение - как способность сохранить увлеченность и эмоциональный подъем на всех этапах работы; эмоциональную убедительность - сопереживание, искренность,умение осуществлять быстро и плавно переходы от одного психологического состояния к другому; перевоплощение как эмоциональное (в соответствии с художественным образом, эмоциональным состоянием сочинения), так и драматургическое (в соответствии с воплощением эмоциональной драматургии урока); художественно-педагогическое воображение - художественное видение и творческое моделирование педагогических ситуаций, творческое использование актерских навыков и умений для решения учебно-воспитательных задач на уроке, и вне его; исполнительское искусство - умения на высоком художественном уровне исполнить вокальные, инструментальные произведения, способность через музыкально-исполнительские умения донести истинные ценности музыкального искусства; педагогическую импровизацию- умения чутко реагировать на сложившуюся педагогическую ситуацию, на неординарные ответы и суждения детей; умение гибко повернуть драматургию урока в русло, им заранее не запланированное, а так же умения связанные с эмоционально-волевой сферой (управление своими эмоциональными состояниями, применение юмора, шуток и т.д.).

4. Определены содержание и условия общепедагогической подготовки с элементами артистизма в решении художественно-педагогических, эстетических и воспитательных задач. К ведущим педагогическим условиям, стимулирующим процесс воспитания артистизма следует отнести:

- целеполагание на основе акмеологической установки;

- обеспечение положительной мотивации к эффективной художественно-эстетической деятельности;

- стимулирование стратегии личностного и профессионального саморазвития и развития;

- расширение информационного поля содержания учебного процесса, использование спецкурсов, способствующих формированию основ педагогических действий с элементами артистизма);

- широкое использование инновационных дидактических технологий, опора на профессиографическую модель специалиста высокого уровня (акмеограмму);

- качественное повышение требований к индивидуальной работе;

- педагогический мониторинг.

5. Использование элементов акмеологических технологий обучения студентов содействует становлению основ педагогического творчества, приводят к воспитанию красивых, впечатляющих, эмоционально окрашенных, педагогических действий развитию художественного мышления, формированию творческих навыков эффективного использования элементов актерских и режиссерских умений, что в целом формирует творческий профессиональный подход к моделированию и реализации художественно-педагогической деятельности. Артистизм возникает как результат глубокой мировоззренческой, духовно-нравственной работы.

6. Эксперимент показал:

- артистизм как интегративное профессионально значимое качество личности учителя, способствует более успешному решению музыкально-педагогических и социально-воспитательных задач;

- готовность применять на практике артистические действия в различных видах художественно-педагогической деятельности большинством испытуемых;

- реализация выдвинутых условий позволила стимулировать процесс становления ЭПА и поддерживать стойкую мотивацию к овладению артистизмом как высшей формой педагогического творчества.

К сожалению, в существующем Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования не включены такие курсы как театральная педагогика, актерское мастерство, основы педагогического творчества; отсутствует возможность более эффективной индивидуальной работы со студентами.

7. Экспериментально доказано, что у большинства испытуемых позитивные сдвиги в потребностно-мотивационной сфере, активизировали процессы самообразования и самовоспитания.

Активизация процессов самообразования и самовоспитания приводит к воспитанию красивых, впечатляющих, эмоционально окрашенных, педагогических действий развитию художественного мышления, формированию творческих навыков эффективного использования элементов актерских и режиссерских умений, что в целом формирует творческий профессиональный подход к моделированию и реализации художественно-педагогическойй деятельности. Таким образом, артистизм возникает как результат глубокой мировоззренческой, духовно-нравственной работы.

Самореализация личности в художественно-педагогической деятельности во многом обусловлена детерминантами трудностей при решении педагогических задач. Возникновение данных проблем обусловлено интегративными характерстиика-ми ПА, а так же ценностными и смысложизненными ориентациями, показателями самоактуализации и самоотношения.

В качестве стимулов реативного саморазвития студентов музыклаьно-педагогического факультета мы считаем решение творческих художественно-эстетических задач и рефлексирование личных социально-перцептивных возможностей, коммуникативных потенциалов, развитие сензитивных способностей, умений общаться и использовать театрализованные формы работы с импровизационными приемами. Студенты начинают "прислушиваться" к своим чувствам, учатся отступать от уже использованных форм, методов работы, возникающих стандартов, штампов, стереотипов, ищут эффективные для себя пути решения педагогических задач, что в свою очередь, является основой свободы в педагогической деятельности.

8. Полученные позитивные результаты опытно-экспериментальной работы дают основания сделать вывод о целесообразности и состоятельности предложенной модели ПС по подготовке учителей музыки, владеющих элементами артистической деятельности в структуре ОПИ

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Адоевцева, Ирина Викторовна, Кострома

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Уч. Пособие.—М., 1990 160с.

2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. - 141с.

3. Абенбаев С.Ж. Формирование эстетико-педагогических умений и навыков у студентов педвузов. Автореф. дисс. к.п.н., - М., .-16 с.

4. Аболин П.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Изд-во Казанского университета, 1987. - 118 с.

5. Абросимова Г.В. Формирование творческих педагогических умений у студентов младших курсов педвуза. Автореф. дисс. к.п.н., Челябинск, 1990. - 18с.

6. Азаров Ю.Л. Мастерство учить и учиться. М., 1999. -116с.

7. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Педагогика, 1985.

8. Алфёров Ю.С., Осовский Е.Л. К вопросу о профессиограмме современного учителя. // Вопр. психол., 1971. №2. - С. 81-90.

9. Амонашвилли Ш.А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещения, 1983. - 208с.

10. Ю.Амоношвилли Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.1. М., 1990.

11. П.Ананьев Б.Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера. // Доклады на совещании по психологии личности. Л.: Наука, 1965. - С. 26-29.

12. Анин Б. Учитель в моей жизни. М.: «Сов. Россия», 1987, - 224 с.

13. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности // Музыкальное воспитание в школе, вып.З / Сост. О.А. Апраксина. М., 1964.

14. Арановская И.В. Эстетическое развитие будущих учителей начальных классов средствами музьпси как компонент его профессиональной подготовки. -Автореферат дисс. к.п.н., -М., 1990. 22с.

15. Арчжаникова Л.Г. Профессиональные способности учителя музыки. / Сб. Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XXI век. Материалы 3 международной научно-практической конференции. М., 1996.1. С. 3-11.

16. Арчжаникова Л.Г. Структура профессиональной деятельности учителя музыки. // Подгот. учителя к профессиональной деятельности в школе. Липсвуз. Сб. научн. Трудов. Ярославль, ЯГПИ им. Н.Д. Ушинского, 1985. Вып. 73.

17. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -Л., 1973. 151 с.

18. Асмолов А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности. // Вопр. Психол. 1992, №1. - С. 5-14.

19. Адоевцева И.В. Становление элементов педагогического артистизма будущих учителей: Учеб. Пособие по спецкурсу. Кострома: ЮГУ им. Н.А. Некрасова, 2001.-50 с.

20. Адоевцева И.В., Лебедева О.В., Рябикова С.Д. Творческое планирование урока музыки. /Методические рекомендации для студентов МПФ. Кострома: издательство КГУ им. Н.А. Некрасова, 2000. - 46с.

21. Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя. // Сов. педагогика, 1987. №2.

22. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Уч. пособие. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1998. - 356 с.

23. Балян А.А. Основы, категории и принципы эстетического воспитания: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Тбилиси, 1971. - 57 с.

24. Бамбурова Л.И. Организация художественной деятельности на уроке музыки. Методические рекомендации для студентов МПФ. Кострома, 1989. - 30 с.

25. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Уч. пос. -Ярославль: Издательство ЯГПУ, 1986. 80 с.

26. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 296 с.

27. Белухин Д.А. Обучение будущих учителей основам актёрско-сценических умений как составной части педагогической техники. Диссертация. к.п.н.,М.,1990. - 159 с.

28. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

29. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. М.: Высшая школа, 1989. -144 с.

30. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989. -192 с.

31. Блонския П.Я. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. / Ред. А.В. Петровский. М.: педагогика, 1979. - Т1. - 304 е., Т 2. - 399 с.

32. Бобырева Н.Д. Формирование элементов педагогического мастерства у студентов высших учебных заведений. Дисс. к.п.н. Казань, 1983. - 180с.

33. Бодалев А.А. Воздействие стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт. // Личность и общение: Избр. труды. М.: Педагогика, 1983.-С. 65-69.

34. Бодалев А. А. О качествах личности, нужных для успешного общения. Избр. труды. - М., 1983, - 280с.

35. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность. // Педагогика, 1999 №3. - С. 37-43.

36. Борисова Е.М. овладение профессиональным мастерством и формирование личности: экспериментальное психологическое исследование. М.: педагогика, 1988.

37. Бочкарёва О.В. Музыка и диалог. Учебно-методическое пособие. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1999. - 137 с.

38. Бочкарёва О.В. Музыка и диалог. Ярославль, 1999. - 137с.

39. Василевская Н.С. Эмоции в педагогической профессии. // Ярославский педагогич. вестник, 1999 №3(21). С. 134-139.

40. Василенко Ю.С. О голосе педагога. Н Сов. педагогика, 1972, №7. - С. 86-92,

41. Вахтангов Е.Б. Записки. Письма. Статьи. М., Л.: Искусство, 1939. - 408 с.

42. Вендрова Т. Пусть музыка звучит! М.: Просвещение, 1989,- 120 с.

43. Вендрова Т. Раскрывать музыку как саму жизнь. // Музыка в школе. 1988 №3.

44. Вербовая Н.Л. Искусство речи. М., 1977.

45. Витвицкая Л.А. Ориентация будущего учителя на ценность педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика. Автореф. дисс. к.п.н., Оренбург, 1997. - 20 с.

46. Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки. Межвузовский сб. научных трудов. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. - 230 с.

47. Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки. / Межвузовский сб. научных трудов М., 1982. - 154 с.

48. Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки. Сб. научных трудов. М., 1982.

49. Всероссийское совещание работников образования. Москва. Кремль 14-15 января. 2000 г - Москва: Высшая школа. - 2000. - 424 с.

50. Вульфов Б.З., Харькин В.И. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М., 1995. - 11 с.

51. Выготский Л.С. К вопросу о психологии творчества актёра. // Собр. сочинений в 6-ти т. М.: Педагогика, 1984. - 6т. - 328 с.

52. Выготск,1Й Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.

53. Вэскер А.Б. Формирование эмоционально-творческих способностей будущего учителя (на основе педагогического наследия К.С. Станиславского). Автореф. дисс. к.п.н., - М., МГПУ. - 2000. - 26 с.

54. Галахова П.В. Педагогическая техника в профессиональной подготовке учителя: Автореф дисс. к.п.н. Казань: КГПИ, 1987. - 14 с.

55. Головенко О.М. Система Станиславского в процессе формирования педагогической техники будущего учителя. Автореф. дисс. к.п.н., - М., 1991. -15 с.

56. Горбушина Т.А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения. Уч. пособие для студентов пединститутов. М., 1986.

57. Горелов И.Н., Егналычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: рассказ о невербальной коммуникации. М.: Мол. гвардия, 1991.

58. Горчаков Н.М. К.С. Станиславский о работе режиссера с актером. М., 1959. -282 с.

59. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки К.С. Станиславского: Беседы и записи репетиций. М.: Искусство, 1952. - 572 с.

60. Горюнова Л.В. Говорить языком самого предмета. Пособие для учителя. М., . 1989,- 156 с.

61. Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства. // Музыка в школе. 1987, №4.

62. Гребенкина Я.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования. Автореф. дисс. докт. пед. наук. -Москва, 2000. - 38 с.

63. Грехнёв B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1998. -142 с.

64. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М., 1969.- 80 с.

65. Демченко И.В. Становление профессионального педагогического воображения будущего учителя в процессе педагогической подготовки. Автореф. дисс. к.п.н., - Р-н-Д., 1996. - 17 с.

66. Добрович А.В. Учителю о психологии и психогигиене общения. М., 1984. -256 с.

67. Дубинина В.Л. Развитие профессиональных умений молодых учителей в условиях педагогической интернатуры. Дисс. к.п.н., - Казань, 1993. - 18с.

68. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М.: Искусство, 1982.

69. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология: взаимодействие людей в жизни и на сцене. М.: Искусство, 1972. - 352 с.

70. Ершов П.М. Технология актерского искусства. М., 1991. - 308 с.

71. Ершова А.П., Букатова В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. Педагогика как практическая режиссура. Пособие для учителя. Москва -Воронеж, 1995.

72. Ершова А.П., Букатова В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. // Искусство в школе. 1999 №4.

73. Журавлева Н.Н., Кашницкий В.Н. Диалогическое общение как актуальная проблема педагогики высшей школы. //Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2000. -№2. С. 32-42.74.3агвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. -160 с.

74. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. Москва. - АО АСПЕКТ-ПРЕСС, 1993.

75. Ильенков Э.В. О воображении. // Нар. образование. 1968. - №3. - С.33-42.

76. Ильин В.А. Педагогическая культура будущего юриста и ее становление в процессе профессионального образования. Автореф. дисс. к.п.н., Владимир, 2000. - 18 с.

77. Ильин Е.Н. Урок продолжается. М.: Педагогика, 1973.

78. Ильин. Е.Н. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982.

79. Ильин. Е.Н. Рождение урока. М.: Педагогика, 1986.

80. Ильина Е.К. К проблеме артистизма в деятельности учителя музыки. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 17, М., 1986. С. 67-70.

81. Инновационные технологии и процессы личностного и группового развития в транзитивном обществе. / Материалы междунар. конф. 15 17 окт. 2000 г. Москва - Кострома, 2000 г. - часть I, II, III.

82. Исаева З.А. Формирование профессионально-исследовательской культуры педагога в системе университетского образования. Автореф. дисс. докт. пед. наук. - Москва, 1997. - 47 с.

83. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. Книга для учителя. М., 1984.

84. Кагальянц А.И. Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности. // Вопросы психологии, 1996 №2.

85. Казакова А.Г. Современные педагогические технологии в дополнительном профессиональном образовании преподавателей: Автореф. дис. д.п.н., -Москва, 2000. -51с.

86. Калашников Ю.С. Театральная этика Станиславского. М., 1972. - 72 с.

87. Калашников Ю.С. Эстетический идеал Станиславского. М.: Наука, 1978. - 208 с.

88. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.

89. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.

90. Кашницкий В.И. Формирование коммуникативной компетенции будущего учителя. Автореф. дисс. к.п.н. М., 1992. - 16 с.

91. Киреенко В.И. Целостность восприятия и художественные способности. // Вопросы психологии. 1986. - №5. - С.67-77.

92. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1976. - 527 с.

93. Коган Г.М. У врат мастерства: Работа пианиста. М.: Музыка, 1969. - 344 с. ЮО.Красильникова М. Интонация как основа музыкальной педагогики. //

94. Искусство в школе. 1991, №2. 101.Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - Самара, 1994 г. - 540 с.

95. Ю2.Кристи Г.В. Книга К.С. Станиславского «Работа актера над собой». // Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 8 т. М.: Искусство, 1954. - Т. 2. - С. 50-113.

96. Критская Е.Д. Интонационный анализ основа творчества учителя и ученика. //

97. Искусство в школе. 1993. №1. Ю4.Крупенин А.А., Крохина И.М. Эффективный учитель. - Р-н-Д.: Феникс, 1995. -480 с.

98. Ю7.Кузьмина Н.В. Способности, одаренности и талант учителя. Л.: ЛГУ. - 1985.

99. Ю8.Кулинкович Е.П. Интонационная атмосфера урока. // Музыка в школе., 1988. -№3.

100. Кулинкович С.В. Личностная ориентация методологической культуры учителя // Педагогика, 1997, №5. с. 108-115.

101. Ю.Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М.: Просвещение, 1990. - 159 с.

102. Леви В.Л. Искусство быть другим. М.: Знание, 1980. - 208 с.

103. Леви В.Л. Искусство быть собой. М., 1977.

104. ПЗ.Леонтьав А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. - 46 с.

105. Лузина Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педвузе. -Ташкент, 1986.

106. Лушников И. Д. Педагогические основы профессионально-личностного развития учителя на послевузовском этапе. Автореф. дисс. докт. пед. наук. -Москва, 1993. - 32 с.

107. Магомедов З.Ш. Накопление опыта творческой деятельности будущего учителя музыки в условиях вуза. Сб. Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XXI век. Материалы 3 международной научно-практической конференции. М., 1996.

108. Майковская Л. С. Подготовка будущих учителей к художественно-коммуникативной деятельности (артистизм действий). Автореф. дисс. к.п.н., -М., 1992. - 16 с.

109. Макаренко А.С. Собрание сочинений. т.5. - М., 1959.

110. Макренко А.С. Некоторые выводы из моего опыта. Педагогические сочинения в 8 томах. т.4. - С. 235-278.

111. Малышева Н.М. Значение принципов К.С. Станиславского для вокальной педагогики. В книге о пении. М.: Композитор, 1992. 134 с.

112. Марченко Т.А. Театр воспитывает. М.: Педагогика, 1976. - 128 с.

113. Маслова Л.П. Педагогика искусства. Новосибирск: НИПК и ПРО, 1997. -136с.: ил.

114. Медведь Э.И. Профессионально-ориентированная подготовка студентов к эстетическому воспитанию школьников в условиях педколледжа. Автореф. дисс. к.п.н., - М., 1998, 23 с.

115. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976.

116. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981.-96 с.

117. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. К проблеме художественных способностей и их развития. // Педагогика искусства и школа. Союз художников СССР, АПН СССР. М., 1982. - С. 47-78.

118. Митинев B.C. О творческом труде учителя. М., Педагогика.

119. Молодо в А.Н. Технология формирования у будущих учителей основ культуры музыкально-педагогического общения. -Кострома, 1997. 29 с.

120. Молодов В.П. Формирование у будущих учителей начальных классов основ культуры музыкально-педагогического общения с учащимися. Диссертация к.п.н., Кострома, 1996. - 200 с.

121. Мотрозова С.Н. Общность педагогических взглядов К.Д. Ушинского и Б. Яворского на развитие творческих способностей учащихся. // Вопросы теории и практики подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. Сб. трудов, М.: МПГИ, 1979. - 170 с.

122. Мухамедзянова Ф.Ш. Педагогические условия формирования психологической культуры учителя. Дисс. к.п.н., - Казань, 1995. - 211 с.

123. Насыпная Г.А. К вопросу о безмолвном педагогическом воздействии. // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XXI век. М., 1996. - С. 12 - 15.

124. Натанзон Э.Ш. Приёмы педагогического воздействия. Уч. пособие для педагогических институтов. М.: Просвещение, 1972. 215 с.

125. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 2-е изд. -М.: Музгиз, 1961.-319 с.

126. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника. // Педагогика, 1996. №3.

127. Неменский Б.М. Мудрость красоты. Книга для учителя. М., 1981. - 192 с.

128. Неменский Б.М. Обращаясь к разуму и сердцу. // Искусство и школа. М.: Просвещение, 1981. - 188 с.

129. Неменский Б.М. Пути очеловечивания школы. Сб. Новое педагогическое мышление. / ред. Петровский А.В. - М., 1989.

130. Неменский Б.М. Распахни окно. М.: Молодая гвардия, 1974. - 188 с.

131. Неменский Б.М. Эмоционально-образное познание в развитии человека. // Вопросы психологии. 1991 №3. - С. 9-16.

132. Никитенко В.Н. Непрерывность и преемственность общепедагогической подготовки учителя. Автореф. дисс. докт. пед. наук. - Москва, 1991. - 32 с.

133. Новое педагогическое мышление. / Под ред. Акад. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. - 279 с.

134. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 287 с.

135. Основы педагогического мастерства. Уч. пособие для пединститутов. / Ред. Зязюн И.А. М.: Просвещение, 1989.146.0сухова Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога. // Педагогика. 1992 - №3-4. - С. 53-58.

136. Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки. // Вопросы психологии. 1988. №5.

137. Петрушин В. И. Музыкальная психология. М.: Гуманитарный исследовательский центр «Владос», 1997.- 564 с.

138. Подготовка учителя к работе по эстетическому воспитанию молодежи. / Методич. рекомендации для преподавателей и студентов педвузов и педучилищ. Кострома, 1990. - 35 с.

139. Подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности в школе. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. №73. Ярославль КГПИ им. Н.А. Некрасова, 1985.

140. Померанец Г. Призвание. // Учительская газета, №26, 27 июня, 2000г.

141. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 303 с.

142. Поташник М.М. В поисках оптимального варианта: из опыта работы народных учителей. М.: Педагогика. - 1988. - 192 с.

143. Проблемы измерения и оценки качества психолого-педагогической подготовки учителя. Тезисы докл. межв. научно-практической конф. Тула, МОРФ, 1992. -214 с.

144. Проблемы профессионального образования молодежи. Межрегион, сб. научн. тр. / Под ред. В.В. Сохранова. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 1999. - 138 е., В5.

145. Проблемы способностей в советской психологии. / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. М., 1984. - 144 с.

146. Проблемы формирования творческой личности в вузе. М., МГК., 1983. - 136 с.

147. Проект национальной доктрины образования в РФ. М., 2000. - 7 с.

148. Прокофьев В.Н. Система Станиславского. / Сов. Энциклопедия, 1976. Т. 24. -С. 414-415.

149. Профессиональная деятельность молодого учителя. / Под ред. С.Г. Вергиловского, J1.H. Лесохиной. М., 1992.

150. Психология исследования творческой деятельности. / Под общей редакцией О.Н. Тихомирова. М.: Наука, 1975.

151. Резвецов Ж.Б. Моделирование социально-профессиональной деятельности. -Дисс. к.п.н. Ярославль, 2000. - 200 с.

152. Ремез О.Я. Мастерство режиссера: Пространство и время спектакля. М.: Просвещение, 1983. - 144 с.

153. Реченко И.П. Диагностика развития педагогического творчества учителя. -Пятигорск: Б.н., 1992.

154. Рожков М.И. Теоретические основы педагогики (в схемах с комментариями). Ярославль, 1994.

155. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Бол. Росс. Энциклоп., 1993. - 608 с.

156. Рябикова С.Д., Фокина С.Л. Организация урока музыки как урока искусства. Методические рекомендации для студентов музыкально-педагогического факультета и учителей музыки. Кострома, 1997. 36 с.

157. Савицкайте A.M. Некоторые особенности сценических способностей. -Автореф. дисс. к.п.н., Л. 1973. - 16 с.

158. Савкова З.В. Средства речевой выразительности. Л., 1982. - 32с.

159. Савостьянов А.И. Проблема сценической заразительности актера. Автореф. дисс. канд. искусствовед.: М., 1987. - 16с.

160. Самохвалова А.Г. Формирование коммуникативного компонента индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя. Дисс. к.п.н., Кострома, 1998. - 190 с.

161. Сибиряков Н.Н. Мировое значение К.С. Станиславского. М.: Искусство, 1988.

162. Симонов П.В. Метод Станиславского и физиология эмоций. М.: АН СССР, 1962. - 139 с.

163. Симонов П.В. От «грамматики актерского искусства» к алгебре режиссуры. // Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М.: Искусство, 1972. - Q. 9-14.

164. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984. - 160 с.

165. Скрипкина Э.А. Опыт исследования исходного уровня развития и характера сочетания эмоциональности и сознательности студента. // Вопросы теории и практики подготовки учителя музыки общеобр. школы. М., МГПУ, 1979. - 170 е., С. 60-76.

166. Сластенин В.А., — М.: Издательский Дом МАГИСТР — ПРЕСС, 2000. — 488 е.: ил.

167. Сластенин В.А., Можар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М., 1991.

168. Сластенин В.А. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя. // Сов. педагогика. 1991. - №10. - С. 79-84.

169. Смелянский А. Силуэт: письма К.С. Станиславского. // Московский наблюдатель. 1994, №5-6.

170. Совершенствование педагогического мастерства преподавателей. М.: Знание, 1986.

171. Спирин Л.Ф. Законы педагогических систем и их проявления в ситуациях воспитательно-образовательной работы: (метод. материал к курсу «Педагогические теории, системы, технологии») / Отв. за вып. А.Ф. Ушанов. -Ярославль, 1999. 17 с.

172. Спирин Л.Ф. и др. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач: Уч. пособие / Спирин Лев Федорович, Степенский М.А., Фрумкин М.Л.; под ред. В.А. Сластенина. Ярославль: ЯГПИ, 1974. - 130 с.

173. Спирин Л.Ф. Определение показателей педагогической квалификации учителя. // Особенности подготовил и работы учителя сельской школы. Ярославль, Межв. сб. научн. трудов, Вып. № 179, 1979. - 25-32 с.

174. Спирин Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач: Учеб. Пособие / Под ред. Г.В. Конаныхина; Рец.: П.И. Пидкасистый, М.И. Рожков. -Кострома: КГПУ, 1994. 108 с.

175. Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М. - Кострома, 1995. -34 с.

176. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1997. - 174 с.

177. Спирин Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя. Автореф. дисс. докт. пед. наук., М., 1981. - 30 с.

178. Спирин Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя- воспитателя. Ярославль, 1976.

179. Спирин Л.Ф., Сохранов В.В., Уманов А.Ф., Лупанова Н.А. Общепедагогические умения и их роль в профессиональной самореализации современного специалиста.: Уч. Пособие по спецкурсу. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 1999. - 75 с.

180. Спирин Л.Ф., Ушаков А.Ф., Шилик А. Д. О целевой функции общепедагогических кафедр. // Научно-мет. журнал Ярославский педагогический вестник. 1999, №3 (21). - С. 116-118.

181. Станиславский К.С. Беседы Станиславского К.С. в студии Большого театра в 1918-1922 гг. / записаны засл. Арт. РСФСР К.Е. Антаровой. М.: Искусство, 1952. - 180 с.

182. Станиславский К.С. Мастерство актера в терминах и определениях К.С. Станиславского. М.: Сов. Россия, 1961. - 519 с.

183. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1962.

184. Станиславский К.С. Начало сезона. // Статьи. Речи. Беседы. Письма. Сост. Г. Кристи, Н. Чушкин. М., 1953.

185. Станиславский К.С. Об искусстве театра: Избранное. М.: ВТО, 1982. - 510 с.

186. Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М.: Искусство, 1953. - 783 с.

187. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8 т. М.: Искусство, 1954-1961. - 8т.

188. Стапкин М.И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения. М.: МП-СН. - «Флинта». - 1999. - 360 с.

189. Столяров Г.Г. Подготовка студентов к педагогическому диалогу. Автореф. дисс. к.п.н., - СПб, 1993. - 19 с.

190. Сторожук А.Д. Психофизический аспект проблемы сценического творчества актера. Автореф. дисс. к. псих. наук. - Л., 1980. - 16 с.

191. Сулейменова А.Н. Формирование готовности будущих учителей к реализации индивидуального подхода в обучении школьников. Автореф. дисс. к.п.н., -Алма-Ата, 1991. - 24 с.

192. Сухомлинский Сто советов учителю. Избранные произведения 5-ти томах. Т.2.- С. 454-462.

193. Сценическое общение. / Сост. О.Л. Кудряшов. статья Н.А. Зверева «Сценическое общение как средство раскрытия характера». - М.: Сов. Россия, 1979. - С. 35-58.

194. Тарасевич Н.Н. Обретение педагогического мастерства. // Сов. педагогика, 1990. -№11.

195. Теория и методика музыкального образования школьников. / Программы для специальности 03.07.00 Музыкальное образование. М., 1997. - С. 106 - 159.

196. Теория и практика мастерства актера. Межв . сб. лаучн. трудов. - М.: ГИТИС, 1990. - 224 с.

197. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.,

198. Ю.Товстоногов Г. Круг мыслей. Статьи. Режиссерские комментарии. Записи репетиций. // Поговорим о перевоплощении. JI, Искусство, 1972.

199. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены: В 2т. 2-е изд. - JL: Искусство, 1984. - Т. 1. -389 е., Т.2. - 314 с.

200. Толстых А.В. Искусство понимать искусство. М.: Педагогика, 1990. - 160 с.

201. Топорков В.О. О технике актера. М.: ВТО, 1959. - 124 с.

202. Топорков В.О. Предисловие. // Ершов П.М. Технология актерского искусства: Очерки. М.: ВТО, 1959. - С. 3-6.

203. Топорков В.О. Четыре очерка о Станиславском. М.: Сов. Россия, 1963. - 126 с.

204. Умное слово. / Сост. А.И. Соболев. М.: Московский рабочий, 1986. - 399 с.

205. Условия формирования педагогических умений и творческих способностей. / Сб. статей. Кострома, КГПИ им. Н.А. Некрасова, 1982.

206. Успенский В.Б. Теоретические и методические основы допрофессиональной педагогической подготовки школьников. Ярославль, 1999. - 236 с.

207. Учительская газета №1 2000 г., от 26 сент.

208. Ушанов А.Ф. и др. Общепедагогические умения и их роль в профессиональной самореализации современного специалиста. Пенза: МОПО РФ, ПГПУ им. В.Г. Белинского // Уч. пособие по спецкурсу, 1997. - 76 с.

209. Ушанов А.Ф. Решение социально-воспитательных задач в структуре общепедагогической подготовки студентов. Автореф. дисс. к.п.н. - Кострома, 1999. - 164.С.

210. Фетисклн Н.П. Реализация и оценка профессиональных способностей учителя. Кострома, 1995.- 120с.

211. ФридманЯ.М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987, 268 е.

212. Харламов Н.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве, новаторстве. // Педагогика. 1992, №7-8. - С. 11-15.

213. Харькин В.П. Педагогическая импровизация. // Сов. педагогика 1980 - №9.

214. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. М.: Высш. школа, 1988.

215. Храмченко А.П. Формирование речевой культуры студента педколледжа. -Автореф. дисс. к.п.н., М., 1996. - 16 с.

216. Царегородцева С. Красная площадь в Грязях, или как получить духовное наследие. // Уч. Газета. 2000г. -№2. - от 13 июня, С. 12.

217. Ценностные приоритете i общего и профессионального образования. // Материалы международной научно-практ. конф. 12-14 сентября, 2000 г. Части 1,2,3,4,5. М., 2000.

218. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. М., 1988. - 420с.

219. Чехов М. Об искусстве актера. Литературное наследие в 2-х томах. М., 1954.

220. Чечет Т.Н. Подготовка будущих учителей к созданию эмоционально-эстетических ситуаций в процессе личностно-ориентированного обучения. -Автореф. дисс. к.п.н., Волгоград, 1997. - 21 с.

221. Чухман Е.К. Эмоциональное развитие личности средствами искусства. М., 1986. - С. 7-36.

222. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. - . с.

223. Шацкий С.Т. Статьи и доклады: 1927-1930 гг. // Педагогические сочинения: В 4-х т. М.: Просвещение, 1964.

224. Шишлянникова Н. Проблема целостности в педагогике искусства. // Искусство в школе. 1999. -№4.

225. Щепкин М.С. Жизнь и творчество: В 2-х т. Л.: Искусство, 1984. - Т.1. - 431 е., -т.2. - 479 с.

226. Экспериментальная программа двухгодичной подготовки учащихся социально-педагогических классов средней школы, лицея, колледжа, профессионального училища. Метод, реком. - / Сост. Зеленова Т.Г., Горбачева З.В. - Ярославль: ЯГПУ, 1988. - 39 с.

227. Энциклопедия афоризмов. XX век. Минск: Современный литератор, 1999. -832 с. / Классическая философская мысль.

228. Якобсон М.Г. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. - 43

229. Ястребова Г. А. Формирование эмоциональной культуры будущего учителя. -Автореф. дисс. к.п.н. Вологда, 1998. - 19 с.