Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование артистизма музыканта-инструменталиста в процессе вузовской подготовки

Автореферат по педагогике на тему «Формирование артистизма музыканта-инструменталиста в процессе вузовской подготовки», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Буаттура Насер-Эддин
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Формирование артистизма музыканта-инструменталиста в процессе вузовской подготовки», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование артистизма музыканта-инструменталиста в процессе вузовской подготовки"

На правах рукописи

БУАТТУРА НАСЕР-ЭДЦИН

ФОРМИРОВАНИЕ АРТИСТИЗМА МУЗЫКАНТА-ИНСТРУМЕНТАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ (НА МАТЕРИАЛЕ АЛЖИРСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ)

13.00.08. - теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

005535858

2 4 Ш 2013

Москва-2013

005535858

Работа выполнена в Московском государственном университете культуры и искусств на кафедре музыкального образования Института музыки

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Майковская Лариса Станиславовна

Официальные оппоненты: Щербакова Анна Иосифовна

доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет», заведующая кафедрой социологии и философии культуры

Красовская Елена Павловна

кандидат педагогических наук, доцент Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет», кафедра музыкальных инструментов

Ведущая организация — Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»

Защита состоится <<^0 » ноября 2013 года в / ^ часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.03 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук, доктора педагогических наук на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 141406, Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7, зал заседаний защиты.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств и на сайтах: Министерства образования и науки РФ Мр://минобрнауки.р<Ь Московского государственного университета культуры и искусств www.mguki.ru

Автореферат разослан « / » _2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент Булдина Г.И.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Феномен культурной глобализации, при всей противоречивости производимых им духовно-миграционных преобразований, заставил мировое сообщество обратить более пристальное внимание на исконно-национальные инструментальные традиции каждого народа. Их невероятная «востребованность» в самоопределении этнических составляющих любой, в том числе и алжирской музыкальной культуры, где социализация художественных тенденций возвела в особый ранг «образ» творца звучащих в народно-исполнительской среде инструментальных идей, послужило важнейшим ориентиром в деле эпохального возрождения искусства устно-профессиональной традиции, а также архаических пластов местного фольклора.

Фольклорное музыкальное творчество характеризуется умением создавать различные исполнительские варианты распространенных песен, танцев и т.п. в стиле конкретной традиции, что позволяет, в свою очередь, судить о заложенном в нём и еще не до конца раскрытом художественно-исполнительском потенциале, неотделимом от проявлений музыкального артистизма. Познание его национальной специфики в своеобразных сочетаниях технических и выразительных средств музыкально-экспрессивного высказывания, их жанрово-стилевой характерности как знак приобщения к культурно-историческому опыту своего народа, несомненно, является важной составной частью профессионального облика современного музыканта-исполнителя.

Всё острее и глубже осознаваемые прогрессивно настроенной творческой личностью ценности аутентичных форм музыкального фольклора и других самобытных черт креативности национального духа каждый раз по-новому ставят вопрос о путях соприкосновения с ними, где под определенным углом зрения рассматривается то, что несёт в себе активно-созидательное и преобразовательное начало в постижении преемственной цепочки «от национального к общечеловеческому», от индивидуально преломленного эмоционально-художественного опыта в творениях разных народностей — к вершинам музыкального артистизма. Ведь сущность любой выразительной игры, в том числе и на традиционных музыкальных инструментах, заключается в оживлении каждого звука и «проживании» его через себя, где то или иное исполнительское средство диктуется развитой личностно-эмоцио-нальной сферой художественно одаренного субъекта.

С этой точки зрения наличие артистических способностей в нашем понимании определяется умением исполнителя в звуках выражать своё душевное состояние, свои мысли и чувства в процессе духовно-личностного контакта с исполняемой музыкой. Такая необычайная эмоциональная подвижность, сопрягаемая с особенностями исполнительского аппарата, свидетельствует в

пользу артистической способности к сценическому перевоплощению, что находит своё выражение в яркой, впечатляющей «энергетике» музыкального исполнения, наполненного внутренней экспрессией в движении «логики чувств» от замысла к его осуществлению.

Наряду с этим, обращение к истокам традиционного музыкального исполнительства и его преемственным взаимосвязям в алжирской музыкальной культуре позволит поближе узнать и постичь всё многообразие существующих в нём стилей и жанров, его национальную специфику, запёчатлённую в колоритном звучании инструментальных тембров, а также в ладо-во-интонационном и метроритмическом богатстве воспроизводимых ими музыкально-поэтических образов. Развитое артистическое чувство звуковой реальности, какой в нашем случае выступает алжирская музыка устной традиции, вовсе не служит самоцелью, а становится одним из мощных побудителей творчески активного отношения к музыкальной действительности.

Анализ теории и практики формирования артистизма у музыканта-инструменталиста позволил нам выявить противоречия между:

— имеющимся арсеналом современных исследовательских подходов в сфере развития артистизма, артистических действий и отсутсвием у музыканта-инструменталиста таковых для технологии их эффективной реализации в процессе исполнительской инструментальной деятельности;

— необходимостью приобщения будущих специалистов в процессе музыкальной исполнительско-инструментальной деятельности к самобытным элементам традиционных музыкальных стилей и недостаточностью их подготовки в данном направлении;

— необходимостью нахождения исполнителем эмоционально-психологического смысла выразительных артистических средств в собственной интерпретации народно-инструментальной музыки и отсутствием специальной методики обучения в профессиональной подготовке студентов.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости определения педагогических условий и механизмов формирования артистизма у музыканта-инструменталиста средствами традиционной алжирской музыки.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы явились основанием для выбора темы настоящего исследования: «Формирование артистизма музыканта-инструменталиста в процессе вузовской подготовки (на материале алжирской традиционной музыки)».

Степень научной разработанности проблемы исследования

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в разработке феномена артистизма большую роль играют труды из многих областей науки. Особую значимость для нашего исследования представляют труды о

стилевых традициях музыкального исполнительства Алжира, отмеченных историкографической и культурологической направленностью музыкальных культур арабского Востока (Х.А. Башир, М. Гетта, Г.М. Джердималиева, Ж. Руанэ, Т.С. Сергеева, Н.К. Тагмизян, Б. Томеску, А. и М. Эльхабиб Халилаф, Lortat-J.B. и др.). Большое значение для разработки исследуемой проблемы имеют труды об арабской музыкальной культуре, и в частности, музыкальном фольклоре (Б. Мугари, Abu al-Faraj al-Isfahdni, Al-Hassan Ibn Ahmad Ibn АН Al-Katib, S. A. Bouali, A. Christianowitsch, J. During, R. d'Erlanger, H.G. Farmer, D.Ghazi, M. Guettat, R. Guerbas, A. et M. Hachelaf Elhabib, S.Mahdi, S. Mechri, R. Ounes, Ch. Poche, J. Ronanet, A. Safti, F. Salvador-Daniel, P. Scarnessia, A. Shilon и др.); об онтологии и развитии арабских музыкальных инструментов (Б. Мугари, Дж. Нкетия, A. Christianowitsch, R. Fernandez Manzano, М. Garti, V. Jenkins, H. Hickmann, M. Mehannek, Р. Rowing Olsen, F. Salvator-Daniel и др.); о вокальной музыке устной традиции (А. Бельферруни, A. Hocine, N. Marouf).

Так как проблема артистизма музыканта-исполнителя практически не разработана в трудах алжирских исследователей, мы обратились к научным трудам российских ученых, посвященных: деятельности и психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, А.Б. Орлов, К.К. Платонов, СЛ. Рубинштейн, Б.А. Сосновский и др.); различным аспектам психологии творчества, сущности артистических способностей (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Невлян-ская, Я.А. Пономарев, Н.В. Рождественская, СЛ. Рубинштейн, П.В. Симонов, П.М. Якобсон и др.); психическим процессам и способностям личности, в том числе музыкальным способностям (JI.JI. Бочкарев, Е.А. Громова, А.Н. Леонтьев, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, М.С. Старчеус, Б.М. Теплов, А.В. Торопова, Л.В. Шеншев и др.).

Специфика театральный деятельности, профессиональная подготовка актера раскрываются в работах Е.Б. Вахтангова, Б. Брехта, С.В. Гиппиус, А.А. Гончарова, П.М. Ершова, Ю.А. Завадского, М.О. Кнебель, В.Э. Мейерхольда, В.И. Немировича - Данченко, К.С. Станиславского, М.А. Чехова и др.

Большой вклад в понимание роли и значения элементов актерского мастерства в профессиональной деятельности учителя внесли Ю.П. Азаров, П.М. Ершов, И.А. Зязюн, В Л. Леви, ЮЛ. Львова, А.С. Макаренко, Л.М. Митина, А.В. Мудрик, В.А. Кан-Калик, В.Ф. Моргун и др.

Сущность исполнительской деятеятельности музыканта, приоритетные качества его личности, в том числе артистизм раскрываются в трудах известных российских педагогов-музыкантов, дирижеров (Л.А. Баренбойм, А.Б. Гольденвейзер, Г.М. Коган, К.П. Кондрашин, А.В. Малинковская, Г.Г. Нейгауз, А.М. Пазовский, Б.А. Покровский, Е.Ф. Светланов, М.Э. Фей-гин, Г.М. Цыпин, М.В. Юдина и др.).

В последние два десятилетия появился ряд диссертаций, посвященных исследованию различных аспектов феномена артистизма и его развития (Д.А. Белухин, О.М. Головенко, J1.C. Майковская, Ж.В. Ваганова, О.С. Булатова, И.В. Адоевцева, Г.А. Гарипова, Р.К. Бажанова, А.Н. Чванова, О.Г. Лан-щикова, Е.Г. Михеева, М.Г. Грищенко, В.А. Комаров, М.А. Харлашко).

Значительное число научных исследований, посвященных духовному, творческому развитию личности (A.A. Аронов, O.A. Блох, Л.С. Зорилова, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Л.А. Пономарев и др.), анализу современных тенденций и особенностей развития системы профессионального образования в России (Ю.К. Бабанский, Л.С. Жаркова, А.Г. Казакова, А.Т. Ростунов, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, И.Ф. Харламов, А.И. Щербаков и др.), а также музыкально-педагогического образования (Э.Б. Абдул-лин, Л.Г. Арчажникова, Т.И. Бакланова, В.Г. Кузнецов, A.B. Малинковская, Т.Г. Мариупольская, Е.В. Николаева, Л.А. Рапацкая, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова и др.) представляют интерес с точки зрения выстраивания модели формирования артистизма музыканта-инструменталиста в высших учебных заведениях.

Таким образом, можно констатировать, что к настоящему времени выполнен ряд исследований, посвященных изучению феномена артистизма, развитию данного качества личности в театральной, искусствоведческой, педагогической и музыкально-педагогической науке, однако специального исследования, направленного на формирование артистизма у музыканта-инструменталиста средствами музыкального фольклора, до сих пор не существует. Между тем, очевидно, что включение сущностных параметров артистизма в русло музыкально-исполнительской проблематики, в силу её ярко выраженной творческой направленности, может стать дополнительным стимулом к обнаружению новых, еще не выявленных закономерностей в искусстве музыкальной интерпретации.

Объект исследования: профессиональная подготовка музыканта-инструменталиста в вузах Алжира.

Предмет исследования: процесс формирования артистизма у музыканта-инструменталиста средствами алжирской музыки устной традиции в её основных разновидностях.

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование основ формирова-ния артистизма музыканта-ннструменталиста в процессе профессиональной вузовской подготовки, разработка и апробация методики развития данного качества личности музыканта-инструменталиста средствами алжирской традиционной музыки.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить сущность и структуру артистизма музыканта-инструменталиста, специфику формирования данного качества личности средствами алжирского музыкального фольклора в процессе профессиональной подготовки.

2. Сформулировать понятие «артистизм музыканта-инструменталиста».

3. Раскрыть особенности народно-исполнительского искусства Алжира в его преемственных музыкально-артистических взаимосвязях; осуществить анализ национальных инструментальных традиций алжирского народа и их стилевой специфики.

4. Разработать методику диагностики уровней сформированности артистизма у музыканта-инструменталиста, включающую критерии и показатели оценки, а так же систему творческих заданий.

5. Создать модель формирования артистизма музыканта-инструменталиста на основе алжирского музыкального фольклора.

6. Разработать и апробировать методику формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами алжирской традиционной музыки в процессе опытно-экспериментального исследования.

Гипотеза исследования:

1. Алжирская традиционная музыка в силу своего синкретизма, нерасчлененности вокального, инструментального и театрализованного начал способствует эффективному формированию артистизма музыканта-инструменталиста. Проникновение в суть музыкально-артистических проявлений с помощью звукообразов, возникших благодаря плодотворному общению с миром народно-инструментальных традиций, отражается на повышении общехудожественного уровня музыкальной интерпретации и влечёт за собой более свободное владение всей палитрой артистически-выразительных, эмоционально обогащенных исполнительских приёмов, более чёткое и углублённое понимание художественного замысла любого произведения.

2. Формирование артистизма музыканта-инструменталиста средствами алжирского музыкального фольклора в процессе профессиональной подготовки в вузе будет эффективным при обеспечении таких условий, как: определение содержания понятия «артистизм музыканта-инструменталиста» как ведущего профессионального качества личности, а также его структуры; выявление специфики формирования артистизма у музыканта-интру-менталиста; исследование народно-исполнительского искусства Алжира в его преемственных музыкально-артистических взаимосвязях; создание модели формирования артистизма у музыканта-инструменталиста, ее струк-

турных компонентов; разработка методики формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами алжирской народной музыки.

Методологической основой исследования являются: совокупность методологических подходов - личностного (В.А. Орлов, И.С. Якиманская и др.), деятельностного (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), аксиологического (К.А. Абульханова-Славская, А.И. Щербакова и др.); исследования, посвященные духовному развитию личности (A.A. Аронов, Л.С. Зорилова и др.); фундаментальные труды, затрагивающие различные аспекты артистического «видения» художественнной действительности; психолого-педагогические концепции о деятельности и психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, М.С. Каган и др.); исследования по психологии творчества (Л.С. Выготский, Л.А. Пономарев и др.); труды об арабской музыкальной культуре (Б. Мугари, J. During, R. Guerbas,

A. Et M. Hachelaf Elhabib, S. Mechri, R. Ounes, Ch. Poche, J.Ronanet, P. Scar-nessia.).

Теоретическую основу исследования составили: труды о психических процессах и способностях личности (Е.А. Громова, А.Н. Леонтьев,

B.И. Петрушин, В.Г. Ражников, Б.М. Теплов, A.B. Торопова, Л.В. Шеншев и др.); работы о специфике деятельности актера и сущности артистических способностей (C.B. Гиппиус, П.М. Ершов, В.Э. Мейерхольд, Н.В. Рождественская, К.С. Станиславский и др.); педагогические исследования о понимании роли и значения элементов актерского мастерства в профессиональной деятельности учителя (Ю.П. Азаров, В.А. Кан-Калик и др.); работы, раскрывающие сущность исполнительской деятельности музыканта (Л.А. Баренбойм, Г.Г. Нейгауз, Г.М. Цыпин, М.В. Юдина и др.); исследования, посвященные феномену артистизма и методам его формирования (И.В. Адоевцева, Г.А. Гарипова, Л.С. Майковская, А.Н. Чванова и др.); исследования музыковедов о закономерностях и средствах художественного воздействия музыки, стилях и жанрах музыкального искусства (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский и др.); современные концепции профессионального образования (А.Г. Казакова, А.Т. Ростунов, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др.), в том числе музыкально-педагогического (Э.Б. Абдуллин, A.B. Малинковская, Т.Г. Мариупольская, Е.В. Николаева, Л.А. Рапацкая, А.И. Щербакова и др.); труды о стилевых традициях музыкального исполнительства Алжира (Башир Хадж Али, А. Бельферруни, М. Гетта, Г.М. Джердималиева, Ж. Руанэ, Б. Томеску, J.B. Lortat и др.); онтологии и развитии арабских музыкальных инструментов (Б. Мугари, Дж. Нкетия, M. Garti, V. Jenkins, M. Mehannek).

В ходе исследования использовались две группы методов: теоретические — изучение и анализ литературы по теме исследования, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, моделирование,

сравнение; эмпирические — беседы, косвенное и включенное наблюдение, изучение продуктов деятельности (прослушивание музыкальных произведений, промотр видео и пр.), результатов исполнительской подготовки обучающихся, анкетирование, педагогический эксперимент, математическая обработка полученных результатов.

Эксперментальная база исследования: Пилотажная часть исследования проводилась на базе Национального института музыки (г. Алжир), Регионального института музыки (г. Батна), Регионального института музыки (г. Лагуат) с участием 152 студентов и 16 преподавателей. Эксперимент проводился в Региональном институте музыки г. Батны при участии 23 студентов (в контрольную группу вошли 11 учащихся, в экспериментальную — 12).

Этапы исследования: Исследование проводилось с 2005 г. по 2013 г. и состояло из трех взаимосвязанных этапов.

Первый этап (2005-2010 гг.) был связан с изучением литературы по теме исследования, разработкой его категориального аппарата и теоретико-методологических основ; обобщением опыта артистической деятельности известных исполнителей алжирской традиционной музыки; с проведением социологического исследования, позволяющим выявить состояние изучаемой проблемы в музыкально-исполнительской и педагогической практике; анализом и систематизацией отобранного материала по проблеме исследования.

Второй этап (2010-2012 гг.) включал создание модели формирования артистизма музыкантов-инструменталистов на основе алжирского музыкального фольклора и специальной методики по развитию данного качества личности; разработку диагностического инструментария, позволяющего определять уровни сформированное™ артистизма музыканта-инструменталиста; организацию и проведение опытно-экспериментальной работы, направленную на выявление эффективности методики формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами алжирской традиционной музыки. -

Третий этап (2012-2013 гг.) был направлен на обобщение результатов исследования путем сравнительно-сопоставительного анализа, математической обработки экспериментальных данных; на формулировку выводов и рекомендаций; оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования:

- доказана возможность формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами алжирской традиционной музыки в процессе вузовской профессиональной подготовки;

- определено содержание понятия «артистизм музыканта-инструменталиста», рассматриваемое как профессиональное качество личности, которое интегрирует в своем содержании художественную направленность личност-но-ориентированных, индивидуально выраженных по своему складу дейст-

вий, проявляемых в эмоционально-образной сфере, художественно-исполнительских способах практикуемой деятельности и характеризуемых разносторонними способностями к духовно-эстетическому сопереживанию, коммуникативному воздействию, а также к умелому владению психической саморегуляцией в технологии сценического поведения;

— выявлены сущность и структура артистизма музыканта-инструменталиста как профессионального качества личности, к компонентам которой отнесены: психологический настрой на эмоциональное отождествление личности к адекватной передаче на инструменте внутренних и внешних переживаний, чувст, эмоций; направленность на эмоциональное отождествление творческих побуждений в стремлении достичь художественного воздействия на публику; тактика манипулиро-вания своими психомоторными реакциями в раскрытии артистического потенциала в сфере инструментальной интерпретации; способность к различным сценическим «метаморфозам» с целью воспроизведения инструментальных «образов»; умение приводить в «стартовое» состояние звенья индивидуальной музыкально-исполнительской системы; развитие и «культивирование» в себе приоритетного качества артистической натуры;

— выявлена специфика формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами алжирской традиционной музыки, которая заключается: в расширении слуховой ориентации в процессах нахождения интонационно-смысловой «опоры» различных исполнительских стилей; развитии способности сопереживания и отзывчивости на исполняемую музыку через эмоционально-психологический смысл выразительных средств артистизма; в творческом подъеме, «полете» собственной фантазии и воображения, настройке на качественный «пересмотр» исполнительских умений, на преобразующий эффект аккумулируемых артистических навыков; в разносторонней «подпитке» чувственной сферы, приводящей в действие механизмы артистического самовыражения;

— создана модель формирования артистизма музыканта-инструменталиста на основе алжирского музыкального фольклора, включающая в себя: мотивационно-потребностный, эмоционально-содержательный, художественно-креативный компоненты, принципы, функции, методы, формы организации процесса формирования артистизма, фазы артистических действий, элементы актерско-сценического мастерства, педагогические условия, педагогический результат;

— разработана авторская методика формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами алжирской традиционной музыки, основанная на материале подготовленного специального курса «Артистизм музыканта-инструменталиста в его взаимосвязях с традициями народного исполнительства» и музыкально-актерского тренинга, включающего комплексы упражнений.

Теоретическая значимость исследования: Дана научная трактовка понятия «артистизм музыканта-инструменталиста» как ведущего профессионального качества личности. Разработаны теоретические основы формирования артистизма музыканта-инструменталиста, включающего обоснование сущности и структуры артистизма музыканта-инструменталиста; принципов, функций, методов, педагогических условий, фаз артистических действий и др. Раскрыты особенности народно-исполнительского искусства Алжира, которые заключатся в его преемственных музыкально-артистических взаимосвязях с самобытными национальными традициями, отличающихся многообразием художественных стилей и направлений, неповторимым своеобразием творческих проявлений. Осуществлен анализ национальных инструментальных традиций алжирского народа. Рассмотрены возможности традиционной музыкальной интерпретации в развитии артистических навыков исполнителя.

Практическая значимость исследования: Разработана и внедрена в учебный процесс вузов Алжира методика формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами алжирской традиционной музыки; разработана методика диагностики уровней сформированное™ артистизма музыканта-инструменталиста, включающая критерии, показатели и параметры оценки, а также систему творческих заданий. Предложенный автором спецкурс «Артистизм музыканта-инструменталиста в его взаимосвязях с традициями народного исполнительства», включающий музыкально-актерский тренинг, может быть успешно реализован в высших и средних учебных заведениях при подготовке музыкантов-исполнителей. Материалы исследования могут использоваться на курсах повышения квалификации в качестве дополнительных сведений к методическим разработкам в целях ознакомления специалистов с музыкальными традициями народов Востока.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в публикациях автора. Апробация результатов исследования осуществлялась в ряде выступлений и докладов на различных научных форумах: на международных научно-практических конференциях (г. Москва, 2011; г. Нижневатовск, 2011; г. Краснодар, 2012; г. Москва, 2012); на всероссийских конференциях (г. Белгород, 2011; г. Саранск, 2012); на научно-практической конференции (г. Краснодар, 2013); в обсуждении материалов диссертации на кафедре музыкального образования Московского государственного университета культуры и искусств; на кафедре музыкальных инструментов Регионального института музыки (г. Батна, Республика Алжир).

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, применением целого

комплекса соответствующих методов, адекватных предмету, объекту, целям и задачам исследования; системным сравнительным анализом практики профессиональной подготовки музыкантов — исполнителей инструментальной музыки и результатов экспериментальной работы; опорой основных положений и научных выводов на достижения современной педагогики, психологии и музыкального исполнительства; практическим подтверждением основных теоретических положений результатами экспериментальной работы, применением математических методов обработки результатов, широким обсуждением материалов исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Артистизм музыканта-инструменталиста — профессиональное качество личности, которое интегрирует в своем содержании художественную направленность личностно-ориентированных, индивидуально выраженных по своему складу действий, проявляемых в эмоционально-образной сфере, художественно-исполнительских способах практикуемой деятельности и характеризуемых разносторонними способностями к духовно-эстетическому сопереживанию, коммуникативному воздействию, а также к умелому владению психической саморегуляцией в технологии сценического поведения.

2. Специфика формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами алжирской традиционной музыки заключается: в расширении слуховой ориентации в процессах нахождения интонационно-смысловой «опоры» различных исполнительских стилей; развитии способности сопереживания и отзывчивости на исполняемую музыку через эмоционально-психологический смысл выразительных средств артистизма; в творческом подъеме, «полете» собственной фантазии и воображения, настройке на качественный «пересмотр» исполнительских умений, на преобразующий эффект аккумулируемых артистических навыков; в разносторонней «подпитке» чувственной сферы, приводящей в действие механизмы артистического самовыражения.

3. Особенности народно-исполнительского искусства Алжира выражаются в его преемственных музыкально-артистических взаимосвязях с самобытными национальными традициями, которые отличаются многообразием художественных стилей и направлений, неповторимым своеобразием творческих проявлений.

4. Модель формирования артистизма музыканта-инсгрументалиста на основе алжирского музыкального фольклора базируется на личностном, аксиологическом и деятельностном подходах и представляет собой интегра-тивное единство принципов, структурно-содержательных компонентов, функций, педагогических условий, методов и форм организации процесса

формирования артистизма, фаз артистических действий, элементов актерс-ко-сценического мастерства, предполагаемый педагогический результат.

5. Методика формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами алжирской традиционной музыки направлена на овладение творчески-преобразовательными приемами качественно новых решений музыкально-исполнительских задач в формировании артистизма действий, мобилизацию личностного потенциала музыканта-инструменталиста в проявлении артистизма посредством углубленных контактов с традициями алжирского музыкального фольклора.

Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 179 наименований и приложений.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования; раскрывается проблема и степень ее научной разработанности; определяются цель, объект, предмет, задачи, методы и методологическая основа исследования; формулируется гипотеза; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость; обосновываются достоверность результатов исследования, его этапы, апробация и внедрение; выдвигаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами алжирского музыкального фольклора в процессе вузовской подготовки» осуществляется методологический анализ изучаемой проблемы, раскрываются теоретические основы формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами алжирского музыкального фольклора.

В первом параграфе первой главы «Артистизм как приоритетное качество личности музыканта-инструменталиста: сущность и структура» отмечается, что развитие артистизма как важнейшего профессионального качества творческой личности является фундаментальной научной проблемой для всех видов художественной деятельности, в том числе и музыкально-исполнительской. Будучи значимым показателем общедуховной и профессиональной культуры современного музыканта-исполнителя, артистизм выступает неотъемлемым элементом творческой индивидуальности в любой сфере текущего музыкально-художественного процесса, независимо от той или иной специализации. Соответственно, наличие артистизма служит приоритетным признаком каждого тонко чувствующего и глубоко мыслящего музыканта. Артистическое начало всегда неразрывно связано с проявлениями творческой самореализации личности, ее креативных, индивидуально выраженных способностей — всего то-

го, что образует духовно-эмоциональный, созидательный «стержень» художественной деятельности.

В данном параграфе осуществляется анализ различных трактовок понятия «артистизм», подходов к развитию данного качества личности у актеров, педагогов, педагогов-музыкантов, музыкантов-исполнителей (К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, Б.Е. Захава, Е.Б. Вахтангов, A.A. Гончаров, М.О. Кнебель, C.B. Гиппиус и др.; В.А. Кан-Калик, П.М. Ершов, A.C. Макаренко, Д.А. Белухин, О.С. Булатова и др; Л.С. Майковская, Е.К. Ильина, Г.А. Гарипова, И.В. Адоевцева и др.; Г.Г. Нейгауз, JI.A. Барен-бойм, М.В. Юдина, П. Казальс, JI.H. Наумов, Г.М. Цыпин, A.A. Якупов, А.Н. Чванова, В.Г. Ражников, Ж.В. Ваганова, К.П. Кондрашин и др.; Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и др.).

Здесь также отмечается, что в алжирской музыкальной науке, как и в других восточных по происхождению теориях, с их несколько отстраненным от личностного аспекта мировосприятием, понятие «артистизм» пока еще не вписалось в ряд всеобъемлющих смысловых категорий, имеющих под собой «корень» индивидуально-творческих устремлений. Кроме того, даже в зарубежных и в том числе западно-европейских источниках сам термин «артистизм» еще не вполне привился во взглядах ученых на креативные «символы» художественно-исполнительских процессов, а уж тем более в стране, где истинно научные подходы к познанию артистических явлений, в особенности, в их эмоционально-образных оценках, до сих пор остаются большой редкостью. Среди работ, определяющих «лицо» научного знания о главенствующих стилевых направлениях музыкального исполнительства в Алжире (как на региональном, так и в общемасштабном уровнях), в первую очередь, могут быть отмечены труды историографической и культурологической, а затем уже аналитической направленности, авторы которых (М. Гетга, Ж. Руанэ, А. М. Эльхабиб Халилаф и др.) создали «оплот» для включения алжирского музыкально-художественного опыта в общую панораму музыкальных культур арабского Востока.

Что же касается периодически выпускаемых в местной печати публикаций научно-просветительского и публицистического характера, имеющих довольно обширный «радиус» затрагиваемых музыкально-исполнительских тенденций последнего времени, то в них тоже отсутствуют какие-либо прямые аналогии с феноменом артистизма и всем тем, что обычно подразумевается под этим широкоохватным понятием. Пожалуй, исключение составляют отдельные разработки диссертационного уровня, где наблюдается «выход» на индивидуализированный, художественно-содержательный подходы к освещению проблем в характерном для них творчески-преобразовательном контексте (Б. Мугари, M. Mehannek).

На основе всестороннего анализа исследуемой проблемы автором формулируется понятие «артистизм музыканта-инструменталиста», определяется его структура и специфика проявления.

Во втором параграфе первой главы «Народно-исполнительское искусство Алжира в его преемственных музыкально-артистических взаимосвязях» представлен ретроспективный анализ возникновения и развития арабской музыкальной культуры, а также различных стилей и направлений алжирской традиционной музыки. В частности отмечается, что алжирское музыкальное искусство, с наблюдаемым в нем сплавом самобытных национальных традиций, представляет собой довольно пёструю и впечатляющую своим многообразием панораму художественных стилей и направлений, где каждый из регионов характеризуется собственным складом музыкального выражения, неповторимым в любом из своих творческих проявлений, но тотчас же узнаваемым при ближайшем соприкосновении с ним.

В описании наиболее значимых «очагов» распространения инструментальных традиций как местного (стиль «шааби»), так и иноземного происхождения, связанного с «вторжением» и последующим проникновением арабо-андалузского искусства в недра алжирского устно-профессионального творчества, указывается, что как и они, так и другие, близкие им по духу художественные явления, объединяются под знаком их принадлежности к исполнительской культуре светской направленности. А это, соответственно, накладывает характерный отпечаток не только на отличительные свойства инструментального мелоса как такового в эксплуатации выразительных ресурсов смешанных (классических и народных) тембров, уживающихся друг с другом в пестрой «галерее» звуковых образов той или иной стилевой окраски, но и на способы его функционирования в качестве самодостаточного феномена в условиях монодийного и в то же время синтетического (вокально-инструментального) типа музыкального развертывания.

Что же касается содержательной сущности музыкально-поэтических композиций, навеянных «земными» мотивами в отражении ведущей смысловой идеи в рамках циклических (по подобию сюиты) построений, то, обладая собственной семантикой художественно-экспрессивного склада, краткие, или же протяженные инструментальные эпизоды (увертюры, прелюды, интерлюдии, каденции и т.п.) импровизационно-поэмного характера, по существу, не укладываются в привычную схему сугубо аккомпанирующей функции. Выступая в качестве равноправного участника ансамблево-игрового действия, не говоря уже о роли «комментатора» смыслообразую-щих акцентов внутри музыкально-повествовательного процесса, инструментальные solo несут на себе существенную эмоционально-образную нагрузку в передаче художественных, то есть артистических сторон реконструируемого ими стилевого направления.

Все это в конечном итоге и создает удивительное «многоцветье» сосуществующих в алжирском творчестве музыкально-артистических форм, вдохновляемых поисками художественного самовыражения на почве традиционного искусства инструментальной интерпретации.

В третьем параграфе первой главы «Модель формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами алжирской традиционной музыки» дается подробное описание и обоснование: структурных компонентов данной модели (мотивационно-потребностный, эмоционально-содержательный, художественно-креативный); личностного, аксиологического и деятельностного подходов, на которых она базируется; функций (художественно-информационная, коммуникативная, рефлексивная, практическая, ценностно-ориентированная); художественных принципов (построение коммуникативного «диалога» между исполнителем и слушательским восприятием; готовность к образно-сквозному тематическому воплощению музыкально-исполнительских идей; проявление духовной свободы и эмоциональной открытости; обеспечение единства художественного и технического, интуитивного и рационального); методов (метод сопереживания, метод создания специальных ситуаций, метод интонационно-стилевого анализа, метод музыкального собеседования, метод использования иллюстративных материалов и др.); форм организации процесса формирования артистизма по видам учебной работы (лекционные, семинарские, практические, индивидуальные занятия), по характеру обучающей деятельности (дискуссии, деловые игры, специальные задания, упражнения и пр.); педагогических условий (внешние и внутренние).

Во второй главе «Экспериментальное исследование по выявлению эффективности модели формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами алжирской традиционной музыки» представлены цели, задачи, методы, этапы, содержание и результаты опытно-экспериментальной работы.

В первом параграфе второй главы «Констатирующий этап экспериментального исследования (социологические опросы, инструментарий и процедура диагностики)» отмечается, что данный этап состоял из поискового и основного подэтапов, в ходе которых изучался и обобщался опыт работы преподавателей, ведущих занятия с инструменталистами в индивидуальных классах; проводилось специальное социологическое исследование и диагностическое обследование участников эксперимента с целью выявления у них исходного уровня развития артистизма. В целом, массив обследуемых составил 191 человек.

В соответствии с программой исследования была применена система взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов, которые дали возможность собрать значительный материал эмпирических сведений, послуживших основанием для определенных выводов и обобщений. При

этом широко использовался метод наблюдения как способ познания уровня сформированное™ артистизма музьжанта-инструменталиста с целью изучения мотивов студентов, ведущих к развитию артистических способностей.

Социологическое исследование проводилась на базе Национального института музыки (г. Алжир), Регионального института музыки (г. Батна), Регионального института музыки (г. Лагуат) с участием 152 студентов и 16 преподавателей, в результате которого было получено подтверждение тому, что изучаемая нами проблема чрезвычайно актуальна для музыкально-исполнительской и музыкально-педагогической практики.

Анализ полученных данных нацелил на необходимость установления исходного уровня сформированное™ артистизма студентов экспериментальной (12 человек) и контрольной (11 человек) групп в соответствии с компонентным составом, выявленными критериями и показателями артистизма музыканта-инструменталиста.

Критерий мотивационно-потребностного компонента: личностно-ориентированное отношение к артистизму как приоритетному качеству в процессе художественно-коммуникативных связей специалиста-инструменталиста с алжирским традиционным музыкальным искусством (показатели: потребность к качественному овладению способами управления своими психомоторными реакциями в полноценном раскрытии своих артистических задатков посредством углубленных художественных контактов с миром многовековых музыкально-исполнительских традиций своего народа; стремление к «культивированию» в себе такого приоритетного качества артистической натуры, как «открытость миру», «отзывчивость» в творческом, преобразовательном поиске игровых приемов в работе с народно-инструментальным материалом; ценностное отношение к различным национальным традициям в искусстве инструментальной импровизации).

Критерий эмоционально-содержательного компонента: знание — осознанное понимание глубинных механизмов артистизма в управлении художественными эмоциями, творческим самочувствием в инструментальном исполнении образов алжирской традиционной музыки (показатели: знание невербальных способов эмоционально-осознанного самовыражения артистизма в адекватной передаче на музыкальном инструменте переживаний, мыслей, чувств и т.п.; знание экспрессивно-выразительных средств воздействия на слушателей, воспринятых и осмысленных сквозь призму артистического опыта, наполненного в сфере традиционного исполнительства, связанного с искусством мастеров алжирской народно-инструментальной музыки).

Критерий художественно-креативного компонента: достижение максимальных выразительных результатов в артистичной передаче художественно-исполнительского замысла, лежащего в основе каждого значимого произведения музыкально-инструментального фольклора (показатели: умение

в художественно-артистичной форме воспроизводить зримые, впечатляющие и убедительные инструментальные «образы», наполненные внутренней экспрессией сонорного воплощения ведущих музыкально-слуховых представлений, их мелодико-интонационных, ладовых и ритмических характеристик, а также проникнутые особой «дисциплиной» деятельностных механизмов, незаменимых в развитии творческой индивидуальности музыканта-инструменталиста; умение органично ощущать себя в различных музыкальных «инсценировках» в ходе эмоционального отождествления собственных творческих побуждений с интерпретируемым инструментальным материалом, демонстрируя свою глубокую сопричастность с его истинно артистическим восприятием в процессе художественного воздействия на публику; владение навыками психической саморегуляции в технологии управления собственными эстетическими переживаниями и их комплексного влияния на художественные реакции слушателей, как существенное доказательство подлинного артистического мастерства музыканта-инструменталиста).

В формировании артистизма музыканта-инструменталиста было выделено три уровня - высокий, средний и низкий, каждый из которых объективно отражал определенный объем его признаков и элементов.

Суммируя данные, полученные в результате проведенного анкетирования, собеседования и выполнения заданий, были сделаны следующие выводы: качественный и количественный состав экспериментальной и контрольной групп примерно одинаковый, а уровень сформированности артистизма у участников эксперимента - в среднем довольно низкий. Это свидетельствовало о необходимости разработки и внедрения специальной методики формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами алжирской традиционной музыки.

Во втором параграфе второй главы «Формирующий этап экспериментального исследования (содержание и результаты)» дается подробное описание данного этапа экспериментального исследования, проходившего в Региональном институте музыки (г. Батна, Республика Алжир) в 2011-2012 учебном году.

На формирующем этапе эксперимента был разработан и введен в учебный процесс специальный курс «Артистизм музыканта-инструменталиста в его взаимосвязях с традициями народного исполнительства», рассчитанный на 72 часа аудиторного времени. В соответствии с задачами спецкурса при организации учебного процесса в первую очередь были сосредоточены усилия на создании мотивационных установок в стимулировании заинтересованного, личностно-познавательного отношения музыкантов-инструменталистов к содержанию занятий, к художественно-артистическому аспекту их профессиональной деятельности, в связи с чем предусматривались целенаправленные посещения до начала занятий концертных выступлений известных музыкантов-исполнителей традиционного инструментального искус-

ства. Анализ посещенных концертов побуждал студентов к размышлениям о значимости артистических качеств личности в исполнительском мастерстве артистов, способствовал осмыслению роли артистизма для творческой самореализации, проявления индивидуального стиля в реализации способов и приемов инструментального исполнительства.

Определенными возможностями в развитии личностно-ценностного отношения будущих специалистов к занятиям располагали лекции. В частности, в спецкурсе предусматривалось изучение таких тем, как: «Традиционное исполнительское искусство Алжира и его национальная специфика» (стилевые особенности алжирского традиционного музыкального искусства; возможности народно-исполнительских традиций в формировании артистизма у музыканта-инструменталиста); «Артистизм музыканта-инструменталиста как важнейшее приоритетное качество личности» (сущностная и структурная характеристика артистизма музыканта-инструменталиста; художественно-артистические проявления исполнителя в воплощении музыкально-инструментальных идей); «Механизмы формирования артистизма у музыканта-инструменталиста в процессе освоения алжирской традиционной музыки» (использование экспрессивно-выразительных артистических приемов воздействия на слушателей в технологии музыкально-исполнительских действий).

Особую значимость при усвоении материала приобретало использование иллюстраций (видеозаписи сольных выступлений музыкантов-инструменталистов, «живое» исполнение музыкальных произведений), как специальных средств художественно-исполнительской наглядности о различных сторонах артистической технологии, благодаря которым накапливался позитивный опыт, столь ценный и необходимый для будущих музыкантов-инструменталистов.

В процессе изложения материала лекций обращалось внимание студентов на то, что глубокая национальная почвенность в неисчерпаемых богатствах фольклора и музыки устной профессиональной традиции лежит в понимании алжирского национального стиля исполнительства, определяемого по: родовому, «первичному» признаку - через общность конструкции и материала инструментов; принципу звукоизвлечения; принципу отражения определенного фактурного стереотипа; особым вторичным свойствам народного тембра, его окраске, регистровым особенностям и др.

При этом подчеркивалось, что в алжирском исполнительстве народных музыкантов сложилось деление на стили, жанры и школы, способствующих сохранению и передаче последующим поколениям достижений традиционной национальной культуры, а выдающиеся творения народных композиторов вносили весомой вклад в развитие музыкальной культуры Алжира, плодотворно воздействуя на все виды профессионального искусства.

На практических занятиях специального курса был использован разработанный нами тренинг по формированию артистизма у музыканта-инстру-

менталиста, который включал в себя комплексы упражнений на мобилизацию творческого самочувствия, развитие психофизического аппарата, выразительность жестов, мимики, внимания, наблюдательности, умений управлять общением, перевоплощение, артистизм действий в типичных ситуациях, импровизации. В целом, разработанные нами комплексы упражнений были направлены на развитие мотивационно-личностных сторон обучающихся, их коммуникативных, операциональных способностей и умений, выработку творческого опыта исполнительской артистической деятельности.

Помимо спецкурса работа со студентами экспериментальной группы продолжалась и в процессе индивидуальных занятий. В частности, студенты активно изучали народную алжирскую музыку (например, такие произведения, как: Touchia rami maya andalous (Alger); Touchia zidane (Tlemcen); Bachref sika (Constantine); Hizia; Djurdjura kabylie; Bent sahra; Guelbi tfekar ourban rahala; Mon voilier charge de tropheés; Chaabi; Chanson de Tlemcen и др.), что проявлялось в анализе произведений, их авторской интерпретации, артистичном исполнении. На практических занятиях данные произведения исполнялись «на публике» в условиях «концертного выступления». Это способствовало устранению физических зажимов, снятию мышечного напряжения, достижению сценической свободы, развитию умений по управлению общением, развитию способности к перевоплощению, умению действовать в предлагаемых обстоятельствах, что являются крайне важным для формирования артистизма музыканта-инструменталиста.

После освоения специального курса «Артистизм музыканта-инструменталиста в его взаимосвязях с традициями народного исполнительства» со студентами было проведено анкетирование, позволяющее выявить уровень мотивации и знаний студентов по изучаемой теме, а также даны задания, аналогичные тем, что использовались на констатирующем этапе экспериментальной работы.

Обобщающие результаты ответов на вопросы и выполненных заданий свидетельствовали о том, что: «высокий» уровень сформированное™ артистизма музыкантов-инструменталистов по всем компонентам составил: в ЭГ - 33,3%, КГ - 9,1%, «средний» уровень проявился в пределах: ЭГ -66,7%, КГ - 45,5%, «низкий» уровень у студентов ЭГ - 0%, КГ - 45,5%. Обобщенные результаты опытно-экспериментальной работы отражены в таблице:

Уровни сформированное™ артистизма Экспериментальная группа -12 студентов Контрольная группа -11 студентов

Конст. этап Форм, этап Конст. этап Форм, этап

Высокий 0 (0 %) 4 (33,3%) 1 (9,1%) 1 (9,1%)

Средний 6 (50%) 8 (66,7%) 3 (27,3%) 5 (45,45%)

Низкий 6 (50%) 0 (0%) 7 (63,7%) 5 (45,45%)

Таким образом, результаты, полученные нами в ходе опытно-экспериментальной работы, показали, что положительные изменения наблюдались у студентов экспериментальный группы по сравнению с контрольной. Если до опытного обучения у испытуемых ЭГ показатели на «высоком уровне составляли 0%, «среднем» - 50%, «низком» - 50%, то после обучения данные «высокого» уровня обозначились в пределах 33,3%, «среднего» - 66,7%, «низкого» - 0%. В контрольной группе наблюдалось лишь незначительное улучшение данных: на «высоком» уровне - 9,1%, «среднем» - 45,45%, «низком» - 45,45%. Общий результат у ЭГ улучшился на «высоком» уровне на 33,3%, «низком » - 50%.

Все это позволяет говорить об эффективности разработанной методики формирования артистизма музыкантов-инструменталистов средствами алжирской традиционной музыки.

В Заключении диссертации представлены основные выводы проведенного исследования, которые подтверждают значимость и актуальность проблемы, правомерность выдвинутой гипотезы и положений, выносимых на защиту; констатируется достижение цели и поставленных задач; подтверждается успешность внедрения модели формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами алжирской традиционной музыки; намечаются дальнейшие перспективы исследования данной проблемы.

По теме диссертации опубликовано 14 научных и учебно-методических работ общим объемом 4,6 п.л.

Основное содержание диссертационного исследования отражено

в следующих публикациях:

1. Буаттура Н-Э. Артистизм как приоритетное качество личности музыканта-исполнителя // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Науч. журнал. - М., 2011. - №1 (39). - С. 220-223 (0,3 пл.).

2. Буаттура Н-Э. Артистизм как одна из форм бытия в исполнительском пространстве музыкального фольклора // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Науч. журнал. — М., 2011. - №2 (40). - С. 93-96 (0,3 пл.).

3. Буаттура Н-Э. Майковская Л.С. Феномен артистизма в исполнительской деятельности музыканта // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Науч. журнал. - М., 2012. - №3 (47). - С. 216-220 (0,46 пл.), авт. - 0,3 пл.

4. Буаттура Н-Э., Майковская Л.С. Артистизм музыканта-инструменталиста: сущность и структура // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Науч. журнал. — М., 2013. - №2 (52). - С. 223-227 (0,42 пл.), авт. - 0,33 пл.

5. Буатгура Н-Э. Национальные инструментальные традиции алжирского народа и их стилевая специфика // Социокультурное пространство России: проблемы и перспективы развития: сб. докл. III Всероссийской (с международным участием) науч.-практач. конф. (Белгород. 27-28 января 2011 года): в 2 т. / отв. ред. И.А. Гречанинова, И.Г. Паршина. - Белгород: БГИКИ, 2011. -т. І-С. 133-137 (0,33 п.л.).

6. Буаттура Н-Э. Культура эмоций музыканта: артистизм действий // Музыкальная культура и образование: актуальные проблемы и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции / Под науч. ред. В.И. Закутского, Л.С. Майковской. - М.: Граф-Пресс, 2011. -С. 118-124(0,3 п.л.).

7. Буаттура Н-Э. Возможности традиционной музыкальной интерпретации в развитии артистических навыков исполнителя // Музыкальная культура и образование: актуальные проблемы и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции / Под науч. ред. В.И. Закутского, Л.С. Майковской. - М.: Граф-Пресс, 2011. - С. 134-139 (0,4

П.Л.).

8. Буаттура Н-Э. Сущность артистизма музыканта-исполнителя // Педагогика музыкального образования: Проблемы и перспективы развития: материалы III Международной научно-практической очно-заочной конференции / Отв. ред. Э.Б. Абдуллин. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. - С. 93-97 (0,3 пл.).

9. Буаттура Н-Э. Развитие артистизма музыканта-исполнителя средствами музыкального фольклора // Актуальные исследования в сфере культуры и искусств: сборник докладов II Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 50-летию полета в космос Ю.А. Гагарина, Белгород, 14-15 апр. 2011г./ И.Г. Паршина, И.А. Гричаникова: в 2-х частях. Часть III. - Белгород: БГИКИ, 2011. - С. 2328 (0,3 пл.).

10. Буаттура Н-Э. Алжирский фольклор как источник вдохновения и артистизма музыканта-исполнителя // Музыкальное образование в социокультурном развитии личности: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 20-ти летнему юбилею кафедры музыкального образования МГУКИ. - М.: ГРАФ-ПРЕСС, 2012. - С. 113-119 (0,3 пл.).

11. Буатгура Н-Э. Артистизм как неотъемлемое свойство творческой индивидуальности музыканта // Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства: материалы 2-й международной научно-практич. конференции (Краснодар, 5 апреля 2012). - Краснодар, 2012. - С. 55-62 (0,33 пл.).

12. Буатгура Н-Э. Сущностная и содержательная характеристика артистизма музыканта-исполнителя // Музыка в системе непрерывного образо-

вания: материалы всероссийской научно-практической конференции, 30 марта 2012 г. / Под ред. И.С. Кобозевой; Морд. гос. пед. ин-т. - Саранск,

2012,-С. 81-86 (0,3 п.л.).

13. Буатгура Н-Э. Структурные компоненты модели формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами традиционной алжирской музыки // Музыкальное образование в современном мире: теория и практика. Материалы XI Международной научно-практической конференции / Под науч. ред. В.А. Есакова, Л.С. Майковской. - М.: ООО «Издательство Ритм»,

2013.-С. 294-307(0,5 пл.).

14. Буатгура Н-Э. Механизмы артистического самовыражения музыканта-инструменталиста // Пути модернизации научно-исслед. и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства: материалы 3-й международной научно-практич. конференции (Краснодар, 5 апреля 2013). — Краснодар, 2013. - С. 312-316 (0,3 п.л).

Подписано в печать 07.10.2013 г.

Объем 1,4 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № 48 Типография МГУКИ Адрес университета и типографии: 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, 7.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Буаттура Насер-Эддин, Москва

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

На правах рукописи

04201363634

БУАТТУРА НАСЕР-ЭДДИН

ФОРМИРОВАНИЕ АРТИСТИЗМА МУЗЫКАНТА-ИНСТРУМЕНТАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ (НА МАТЕРИАЛЕ АЛЖИРСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ)

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

Диссертация

на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Л.С. Майковская

Москва - 2013

Содержание

Введение.........................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами алжирского

музыкального фольклора в процессе вузовской подготовки .................21

1.1. Артистизм как приоритетное качество личности

музыканта-инструменталиста: сущность и структура................................21

1.2. Народно-исполнительское искусство Алжира

в его преемственных музыкально-артистических взаимосвязях....................59

1.3. Модель формирования артистизма музыканта-инструменталиста

средствами алжирской традиционной музыки..........................................76

Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению эффективности модели формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами

алжирской традиционной музыки.....................................................107

2.1. Констатирующий этап экспериментального исследования (социологические опросы, инструментарий и процедура диагностики)........107

2.2. Формирующий этап экспериментального исследования

(содержание и результаты).................................................................128

Заключение..................................................................................172

Список литературы........................................................................178

Приложения..................................................................................192

Введение

Актуальность исследования. Феномен культурной глобализации, при всей противоречивости производимых им духовно-миграционных преобразований, заставил мировое сообщество обратить более пристальное внимание на исконно-национальные инструментальные традиции каждого народа. Их невероятная «востребованность» в самоопределении этнических составляющих любой, в том числе и алжирской музыкальной культуры, где социализация художественных тенденций возвела в особый ранг «образ» творца звучащих в народно-исполнительской среде инструментальных идей, послужило важнейшим ориентиром в деле эпохального возрождения искусства устно-профессиональной традиции, а также архаических пластов местного фольклора.

Фольклорное музыкальное творчество характеризуется умением создавать различные исполнительские варианты распространенных песен, танцев и т.п. в стиле конкретной традиции, что позволяет, в свою очередь, судить о заложенном в нём и еще не до конца раскрытом художественно-исполнительском потенциале, неотделимом от проявлений музыкального артистизма. Нет необходимости разъяснять, что познание его национальной специфики в своеобразных сочетаниях технических и выразительных средств музыкально-экспрессивного высказывания, их жанрово-стилевой характерности как знак приобщения к культурно-историческому опыту своего народа, несомненно, является важной составной частью профессионального облика современного музыканта-исполнителя.

Всё острее и глубже осознаваемые прогрессивно настроенной творческой личностью ценности аутентичных форм музыкального фольклора и других самобытных черт креативности национального духа каждый раз по-новому ставят вопрос о путях соприкосновения с ними, где под определенным углом зрения рассматривается то, что несёт в себе активно-созидательное и преобразовательное начало в постижении преемственной цепочки «от

национального к общечеловеческому», от индивидуально преломленного эмоционально-художественного опыта в творениях разных народностей - к вершинам музыкального артистизма.

Ведь сущность любой выразительной игры, в том числе и на традиционных музыкальных инструментах, заключается в оживлении каждого звука и «проживании» его через себя, где то или иное исполнительское средство диктуется развитой личностно-эмоциональной сферой художественно одаренного субъекта. Последний, будучи постоянно увлеченным идеей поиска собственных средств индивидуального выражения, которая неизменно присутствует во всех его творческих начинаниях, как никто другой, ощущает свою сопричастность к духовно-практическим достижениям своего народа, а, значит, испытывает настоятельную потребность к контактному взаимодействию с ними.

Независимо от сферы деятельности каждого практикующего артиста-музыканта, генезис исполнительской культуры, в целом, включает в себя два основных слоя: динамику профессионального становления искусства музицирования и историю развития в нём индивидуально-творческого начала, где художественные качества любой интерпретации всегда обеспечиваются соответствием между силой звука и силой чувства. И, при всех стараниях передать как можно ярче и убедительнее звуковые образы, идущие от содержательного замысла произведения, все они так или иначе порождаются его индивидуальными эмоциями как следствием музыкально-эстетических реакций на мир художественных явлений и взаимоотношения с ним.

Если же учесть, что в наши дни музыкально-исполнительское искусство устной традиции переживает определённый кризис своего нелёгкого существования в пёстром калейдоскопе музыкальных стилей и жанров, то любое движение на пути к его культурному возрождению внутри общества, а тем более обусловленное сознательной апелляцией творческой личности к «секретам» большого мастерства его именитых представителей, может

расцениваться не иначе, как позитивная установка на изначально успешный в художественном плане результат.

Подобный интерес, вдохновляемый и подпитываемый узнаваемыми образами родного музыкального искусства, вполне объясним с позиций устойчивой потребности к активному самовыражению в недрах усваиваемых звуковых реалий. И тут в действие вступает музыкальный артистизм как одна из форм бытия в исполнительском пространстве, где обретение определенных навыков совершается с высоты художественного эталона, хорошо известного в той или иной артистической среде, что, впрочем, ни в коей мере не вступает в противоречие с желанием музыканта удерживаться в рамках своей исполнительской «школы».

С этой точки зрения наличие артистических способностей в нашем понимании определяется умением исполнителя в звуках выражать своё душевное состояние, свои мысли и чувства в процессе духовно-личностного контакта с исполняемой музыкой. Такая необычайная эмоциональная подвижность, сопрягаемая с особенностями исполнительского аппарата, свидетельствует в пользу артистической способности к сценическому перевоплощению, что находит своё выражение в яркой, впечатляющей «энергетике» музыкального исполнения, наполненного внутренней экспрессией в движении «логики чувств» от замысла к его осуществлению.

Наряду с этим, обращение к истокам традиционного музыкального исполнительства и его преемственным взаимосвязям в алжирской музыкальной культуре позволит поближе узнать и постичь всё многообразие существующих в нём стилей и жанров, его национальную специфику, запёчатлённую в колоритном звучании инструментальных тембров, а также в ладово-интонационном и метроритмическом богатстве воспроизводимых ими музыкально-поэтических образов. Известный итальянский ученый писал: «Средиземноморье - это живой образ бесконечной вереницы изменений и мутаций, возникших в ходе шеститысячилетней его истории. Это также место,

где сосуществуют различные музыкальные культуры, сумевшие сохранить их собственный неповторимый облик» (177.С.9).

Алжирская музыкальная культура, конечно же, не является в данном смысле исключением и функционирует по тем же самым художественным меркам и нравственно-эстетическим законам, где новое причудливо переплетается со старым, вечные приоритеты торжествуют над преходящими ценностями, а былые каноны перерождаются в качественно иные стереотипы музыкального мышления.

Что же касается общехудожнических настроений, царящих среди алжирских музыкантов, то, как и повсюду, всякий пытливый по своей творческой натуре артист, пробуя свои силы в той или иной роли и входя в контакт с самыми разнообразными видами музыкального искусства, шаг за шагом расчищает себе дорогу к осознанию своего персонифицированного исполнительского образа, завуалированного до определенных пор под «маской» сыгранных им ранее других персонажей. Возникает вопрос: как же почувствовать ту невидимую «перегородку», отделяющую свое от чужого, творческое от репродуктивного, открытие «нового» от простого заимствования, с тем, чтобы найти хоть какое-то вразумительное объяснение тому, какими же путями осуществляется проекция усваиваемого творческой личностью музыкального материала на индивидуально-сущностные ее проявления, например, артистизм?

Отдавая себе отчет в том, что ответить на этот вопрос будет достаточно нелегко, мы попытались по мере возможности вывести некие общие подходы к пониманию этого сложного психологического феномена, где развитое артистическое чувство звуковой реальности, какой в нашем случае выступает алжирская музыка устной традиции, вовсе не служит самоцелью, а становится одним из мощных побудителей творчески активного отношения к музыкальной действительности. Анализ теории и практики формирования артистизма у музыканта-инструменталиста позволил нам выявить противоречия между:

- имеющимся арсеналом современных исследовательских подходов в сфере развития артистизма, артистических действий и отсутсвием у музыканта-инструменталиста таковых для технологии их эффективной реализации в процессе исполнительской инструментальной деятельности;

- необходимостью приобщения будущих специалистов в процессе музыкальной исполнительско-инструментальной деятельности к самобытным элементам традиционных музыкальных стилей и недостаточностью их подготовки в данном направлении;

- необходимостью нахождения исполнителем эмоционально-психологического смысла выразительных артистических средств в собственной интерпретации народно-инструментальной музыки и отсутствием специальной методики обучения в профессиональной подготовке студентов.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости определения педагогических условий и механизмов формирования артистизма у музыканта-инструменталиста средствами традиционной алжирской музыки.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы явились основанием для выбора темы настоящего исследования: «Формирование артистизма музыканта-инструменталиста в процессе вузовской подготовки (на материале алжирской традиционной музыки)».

Степень научной разработанности проблемы исследования.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в разработке феномена артистизма большую роль играют труды из многих областей науки. Особую значимость для нашего исследования представляют труды о стилевых традициях музыкального исполнительства Алжира, отмеченных историкографической и культурологической направленностью музыкальных культур арабского Востока (Башир Хадж Али, М. Гетта, Г.М. Джердималиева, Ж. Руанэ, Т.С. Сергеева, ШС. Тагмизян, Б. Томеску, А. и М. Эльхабиб Халилаф, ЬоЛаКГ. В. и др.).

Большое значение для разработки исследуемой проблемы имеют труды об арабской музыкальной культуре, и в частности, музыкальном фольклоре (Б. Мугари, Abu al-Faraj al-Isfahdni, Al-Hassan Ibn Ahmad Ibn АН Al-Katib, S. A. Bouali, A. Christianowitsch, J. During, R. d'Erlanger, H.G. Farmer, D.Ghazi, M. Guettat, R. Guerbas, A. et M. Hachelaf Elhabib, S. Mahdi, S. Mechri, R. Ounes, Ch. Poche, J. Ronanet, A. Safti, F. Salvador-Daniel, P. Scarnessia, A. Shilon и др.); об онтологии и развитии арабских музыкальных инструментов (Б. Мугари, Дж. Нкетия, A. Christianowitsch, R. Fernandez Manzano, М. Garti, V. Jenkins, H. Hickmann, M. Mehannek, Р. Rowing Olsen, F. Salvator-Daniel и др.); о вокальной музыке устной традиции (А. Бельферруни, A. Hocine, N. Marouf).

Так как проблема артистизма музыканта-исполнителя практически не разработана в трудах алжирских исследователей, мы обратились к научным трудам российских ученых, посвященных: деятельности и психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, А.Б. Орлов, К.К. Платонов, C.JI. Рубинштейн, Б.А. Сосновский и др.); различным аспектам психологии творчества, сущности артистических способностей (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Невлянская, Я.А. Пономарев, Н.В. Рождественская, C.J1. Рубинштейн, П.В. Симонов, П.М. Якобсон и др.); психическим процессам и способностям личности, в том числе музыкальным способностям (JI.J1. Бочкарев, Е.А. Громова, А.Н. Леонтьев, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, М.С. Старчеус, Б.М. Теплов, А.В. Торопова, Л.В. Шеншев и др.).

Специфика театральный деятельности, профессиональная подготовка актера раскрываются в работах Е.Б. Вахтангова, Б. Брехта, С.В. Гиппиус,

A.А. Гончарова, П.М. Ершова, Ю.А.Завадского, М.О. Кнебель,

B.Э. Мейерхольда, В.И. Немировича - Данченко К.С. Станиславского, М.А. Чехова и др.

Большой вклад в понимание роли и значения элементов актерского мастерства в профессиональной деятельности учителя внесли Ю.П. Азаров,

П.М. Ершов, И.А. Зязюн, B.JI. Леви, Ю.Л. Львова, A.C. Макаренко, Л.М. Митина, A.B. Мудрик, В.А. Кан-Калик, В.Ф. Моргун и др.

Сущность исполнительской деятеятельности музыканта, приоритетные качества его личности, в том числе артистизм раскрываются в трудах известных российских педагогов-музыкантов, дирижеров (Л.А. Баренбойм, А.Б. Гольденвейзер, Г.М. Коган, К.П. Кондрашин, A.B. Малинковская, Г.Г. Нейгауз, A.M. Пазовский, Б.А. Покровский, Е.Ф. Светланов, М.Э. Фейгин, Г.М. Цыпин, М.В. Юдина и др.).

В последние два десятилетия появился ряд диссертационных исследований, посвященных: обучению учителей актерско-сценическим умениям (Д.А. Белухин, 1990 г.); применению системы К.С. Станиславского в процессе формирования педагогической техники будущего учителя (О.М. Головенко,1991 г.); артистизму действий педагога-музыканта (Л.С. Майковская, 1992 г.); артистизму педагога как компонента его творческой индивидуальности (Ж.В. Ваганова, 1998 г.); использованию возможностей театральной педагогики в процессе становления личности учителя (О.С. Булатова, 1999 г.); становлению элементов педагогического артистизма у будущих учителей музыки (И.В. Адоевцева, 2001 г.); формированию артистизма личности будущего учителя музыки (Г.А. Гарипова, 2002 г.); феномену артистизма (Р.К. Бажанова, 2003 г.); формированию артистизма у музыкантов-исполнителей (А.Н. Чванова, 2005 г.); дидактическим особенностям актерской подготовки вокалистов (О.Г. Ланщикова, 2008); формированию педагогического артистизма студента -будущего учителя (Е.Г. Михеева, 2008 г.); формированию артистизма у художественных руководителей хореографических коллективов (М.Г. Грищенко, 2009 г.); артистизму как феномену музыкального искусства (В.А. Комаров, 2010 г.); формированию артистизма у детей младшего школьного возраста в системе учреждений дополнительного образования М.А. Харлашко, 2011 г.).

Значительное число научных исследований, посвященных духовному, творческому развитию личности (A.A. Аронов, O.A. Блох, J1.C. Зорилова, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, JI.A. Пономарев и др.), анализу современных тенденций и особенностей развития системы профессионального образования в России (Ю.К. Бабанский, JI.C. Жаркова, А.Г. Казакова, А.Т. Ростунов, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, И.Ф. Харламов, А.И. Щербаков и др.), а также музыкально-педагогического образования (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Т.Н. Бакланова, В.Г. Кузнецов, A.B. Малинковская, Т.Г. Мариупольская, Е.В. Николаева, Л.А. Рапацкая, А.И. Щербакова и др.) представляют интерес с точки зрения выстраивания модели формирования артистизма музыканта-инструменталиста в высших учебных заведениях.

Таким образом, можно констатировать, что к настоящему времени выполнен ряд исследований, посвященных изучению феномена артистизма, развитию данного качества личности в театральной, искусствоведческой, педагогической и музыкально-педагогической науке, однако специального исследования, направленного на формирование артистизма у музыканта-инструменталиста средствами музыкального фольклора, до сих пор не существует. Между тем, очевидно, что включение сущностных параметров артистизма в русло музыкально-исполнительской проблематики, в силу её ярко выраженной творческой направленности, может стать дополнительным стимулом к обнаружению новых, еще не выявленных закономерностей в искусстве музыкальной интерпретации, где эмпирическую базу данных может составить любой, художественно полноценный музыкальный материал.

Объект исследования: профессиональная подготовка музыканта-инструменталиста в вузах Алжира.