автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методические основы преподавания академического рисунка в условиях специфики факультета изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета
- Автор научной работы
- Витковский, Алексей Николаевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Витковский, Алексей Николаевич, 1998 год
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА НА ФАКУЛЬТЕТАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И НАРОДНЫХ
РЕМЕСЕЛ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ И ИНСТИТУТОВ.
I.I. Исторический очерк проблемы преподавания рисунка в высшей художественно-профессиональной школе . . •
Теоретические основы и психологические закономерности рисования как специфической формы отражения действительности и выражения индивидуальности рисующего
Глава П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ФАКУЛЬТЕТА
П.1. Педагогическое обоснование экспериментальной программы преподавания академического рисунка в условиях специфики факультета изобразительного искусства и народных ремесел в педагогическом университете.
П. П. Индивидуально-психологические особенности в профессионально-художественном развитии и методической подготовке студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел на занятиях академическим рисунком.
11.111, Методические пути и средства активизации процесса обучения академическому рисунку студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета . ••••
Введение диссертации по педагогике, на тему "Методические основы преподавания академического рисунка в условиях специфики факультета изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета"
Актуальноеть исследования. На современном этапе реформирования системы народного образования, в условиях ее демократизации и гуманизации важное значение имеет проблема совершенствования профессиональной подготовки кадров учителей изобразительного искусства. Особую остроту приобретает эта проблема, когда речь идет о новых направлениях подготовки кадров учителей, вызванных реалиями жизни, В частности, условия возрождения традиций культуры народов России настоятельно потребовали расширения профиля подготовки кадров учителей художественно-эстетического цикла. Так, наряду с традиционными художественно графическими факультетами в педагогических университетах и институтах стали открываться факультеты изобразительного искус ства и народных ремесел. Естественно, что одновременно с расширением на таких факультетах предметов декоративно-прикладного искусства, более широкого ознакомления с центрами народных промыслов, требуют существенных корректив и традиционные курсы специальных предметов - рисунка,живописи, истории изобразительного искусства, черчения и др. Это, в свою очередь, определяет необходимость проведения ряда научных, опытно-экспериментальных исследований. Одним из таких исследований и является данное исследование.
Следует подчеркнуть, что проблемой теоретических основ рисунка и обучения evy занимались многие известные художники прошлого и настоящего времени: Леонардо да Винчи, А.Дюрер, Э.Делакруа, Ж.-Б.Энгр, П.П.Чистяков, И.Е.Репин, В.А.Серов,
И.Э.Грабарь, Б.В.Иогансон, Д.Н.Кардовский, Н.ШКрымов, В.Н.Яковлев и др.
Значительный вклад внесли в разработку педагогических путей, методов и средств обучения рисунку такие специалисты в области теории и методики художественного образования и эстетического воспитания в России, как А.П.Сапожников, Н.Н. Ростовцев, Г.В.Беда, Г.В.Смирнов, В.С.Кузин, Е.В.Шорохов, Т.Я.Шпикалова, В.К.Дебедко, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, А.А. Унковский, А.Е.Терентьев, А.П.Ящухин.
Несомненную ценность для нашего исследования представляют работы психологов и ученых в области дидактики - Б.Г.Ананьева, Б. Ф. Ломова, В.П.Зинченко, Н.Н.Волкова,ЕИ.Игнатьева, В.И.Кириченко, В.С.Кузина, С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, М.Н.Скаткина, И.Я.Леркера, В.А.Сластенина.
В последние годы выполнен ряд кандидатских диссертаций, касающихся тех или иных аспектов учебного рисунка в профессиональной подготовке студентов - будущих учителей изобразительного искусства и черчения. Однако до последнего времени многие проблемы академического рисунка и преподавания его в современных условиях остаются неисследованными.
Все сказанное и определило актуальность и выбор темы настоящего исследования "Методические основы преподавания академического рисунка в условиях специфики факультета изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета", посвященного восполнению указанного пробела в педагогической науке.
Проблема исследования: раскрытие научно-теоретических основ академического рисунка, разработка и экспериментальная проверка эффективной методики преподавания его в условиях специфики факультета изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета.
Целью исследования является совершенствование профессионально-художественной и методической подготовки студентов факультетов изобразительного искусства и народных художественных ремесел педагогических университетов и институтов.
Объект исследования: процесс обучения академическому рисунку студентов 1-5 курсов факультета изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета.
Предмет исследования: методические основы преподавания академического рисунка в условиях специфики факультета изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что эффективное преподавание академического рисунка на 1-5 курсах факультета изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета и, в итоге их успешное художественно-профессиональная и методическая подготовка возможны при условиях: раскрытия научно-теоретических основ академического рисунка у. психологических закономерностей рисования как формы отражения действительности и выражения индивидуальности рисующего; педагогического обоснования экспериментальной программы преподавания академического рисунка в условиях специфики факультета изобразительного искусства и народных ремесел в педагогическом университете; определения индиви дуально-психологических особенностей в профессионально-осудо-жественном развитии студентов 1-5 курсов на занятиях академическим рисунком; разработки и опытно-экспериментальной проверки методических путей и средств активизации процесса обучения академическому рисунку студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета.
В соответствии с указанными целью, объектом, предметом, гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю проблемы преподавания рисунка в высшей художественно-профессиональной школе.
2. Раскрыть научно-теоретические основы академического рисунка как учебного предмета.
3. Выявить психологические закономерности рисования как специфической формы отражения действительности и выражения индивидуальности рисующего.
4. Разработать экспериментальную методическую модель пре подавания академического рисунка на факультете изобразительно го искусства и народных ремесел педагогического университета с учетом специфики этого факультета, включающую экспериментальную программу преподавания предмета "Рисунок" на 1-5 учеб ных курсах и систему эффективных методических путей и средств активизации процесса обучения рисунку студентов данного факультета.
5. Определить индивидуально-психологические особенности в профессионально-художественном развитии и методической подготовке студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел на занятиях академическим рисунком.
Методологической основой исследования явились научные труды философов, психологов, искусствоведов, педагогов, посвященные методологии научных и педагогических исследований, теории и методики эстетического воспитания и профессионально-художественного образования, высказывания известных художников прошлого и настоящего времени.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ философской, социологической, педагогической, психологической и искусствоведческой литературы
- анализ рисунков выдающихся художников прошлого и настоящего времени;
- изучение и обобщение опыта педагогов, ведущих курсы рисунка на художественно-графических факультетах и факультетах изобразительного искусства и народных ремесел педагогических университетов и институтов;
- наблюдения за учебным процессом, творческой деятельностью студентов и педагогов;
- беседы, анкетирование и интервьюирование;
- психолого-педагогический развивающий эксперимент;
- изучение продуктов деятельности студентов: рисунков, курсовых и дипломных проектов, рефератов на темы академического рисунка.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на факультете изобразительного искусства и народных ремесел Московского педагогического университета с 1993 по 1998 гг.
Исследование проводилось в три этапа.
- 10
На первом этапе (1993-1994 гг.) осуществлялось:
X. Изучение специальной литературы: программ, учебников, статей по академическому рисунку, наброскам и зарисовкам, композиции, перспективе, цветоведению, теории эстетического воспитания, дидактики высшей школы, психологии, методики преподавания изобразительного искусства.
2. Изучение опыта преподавания академического рисунка на художественно-графических факультетах педагогических университетов (Московского педагогического государственного университета, Орловского, Томского и других университетов) и на факультете изобразительного искусств*-, и народных промыслов Московского педагогического университета.
3. Анализ учебного плана и содержания учебных программ специальных дисциплин факультета изобразительного искусства и народных ремесел, сравнение их с планами и учебными программами традиционных художественно-графических факультетов и выявления на этой основе главных отличительных особенностей художественно-профессиональной и методической подготовки специалистов на факультете изобразительного искусства и народных ремесел.
4. Разработка экспериментальной программы по академическому рисунку на 1-5 курсах факультета изобразительного искусства и народных ремесел и методических рекомендаций к проведению занятий по рисунку.
5. Разработка экспериментальной системы наглядных, учебно-методических пособий - таблиц.
6. Разработка методики эксперимента.
Второй этап (1995-1997 гг.) включал:
1. Проведение эксперимента.
2. Продолжение изучения специальной литературы.
3. Корректировка экспериментальной программы по академическому рисунку и методических приемов и средств обучения рисунку на 1-5 курсах.
Третий этап (1997-1998 гг.) составил:
1. Продолжение и завершение эксперимента.
2. Обобщение результатов эксперимента, подведение итогов исследования.
3. Оформление диссертации к защите.
Сущность методики эксперимента заключалась в проведении экспериментального обучения академическому рисунку по программе и методическим рекомендациям и серии наглядных, учебно-методических таблиц, с широким использованием проблемных заданий, ситуацу?., специальных заданий - упражнений на развитие зрительной памяти, пространственных представлений, мыслительных. операций (анализа и синтеза, сравнения по сходству и контрасту), разработанных диссертантом для экспериментальных групп при сравнении с обычным, традиционным обучерием рисунку в параллельных (контрольных) группах. То есть сравнивались содержание программ, педагогические пути, методы и средства, применяемые в экспериментальных и контрольных группах.
В результате систематических анкетирования, проведения контрольных работ-рисунков (которыми служили и экзаменационные работы-рисунки), написания докладов, рефератов, выполнения курсовых и дипломных графических композиций сравнивались результаты экспериментального и традиционного обучения академическому рисунку.
- 12
На защиту выносятся следующие положения:
1. Академический рисунок является самостоятельной дисциплиной в любом профессионально-художественном учебном заведении (на всех уровнях профессионально-художественного образования). Но особое значение этого учебного предмета в системе художественно-профессионального образования определяется тем, что рисунок является фундаментом, основой изобразительного процесса, художественного творчества в любом виде изобразительной деятельности - будь то графика, живопись скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура.
2. Студенту факультета изобразительного искусства и народных ремесел овладение академическим рисунком необходимо не только для становления и развития своих потенциальных возможностей и способностей как художника, но и для дальнейшего успешного преподавания изобразительного искусства и различных видов декоративно-прикладного искусства. То есть важна и методическая направленность обучения рисунку на факультете.
Отсюда приоритетное значение научной разработки проблем обучения академическому рисунку.
3. В условиях специфики факультета изобразительного искусства и народных ремесел курс академического рисунка требует определенной коррекции. Содержание курса должно отражать и те новые зс.дг^и, которые стаг.я'гея по предметам декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, которые зна чительно шире представлены на факультете изобразительного искусства и народных промыслов по сравнению с традиционными художественно-графическими факультетами.
- 13
4. Научная разработка педагогической модели преподавания академического рисунка на факультете изобразительного искусства и народных ремесел в равной степени должна отражать три аспекта этой проблемы: художественно-профессиональный, педагогический и психологический.
Научная новизна и теоретическая ценность исследования состоят в том, что в нем: раскрыты научно-теоретические основы академического рисунка как учебного предмета; выявлены психологические закономерности рисования как специфической формы отражения действительности и выражения индивидуальности рисующего, определены индивидуально-психологические особенности в профессионально-художественном развитии и методической подготовке студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел на занятиях академическим рисунком.
Практическая значимость исследования заключается: в разработке экспериментальной методической модели преподавания академического рисунка на факультете изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета с учетом специфики этого факультета и включающую экспериментальную программу преподавания предмета "Риеунок" на 1-5 учебных курсах и систему эффективных методических путей и средств активизации процесса обучения рисунку студентов данного факультета; в разработке системы наглядных учебно-методических пособий - таблиц (включая динамические таблицы).
Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ по академическому рисунку для факультетов изобразительного искусства и народных ремесел педагогических университетов и институтов, для аналогичных отделений педагогических колледжей и училищ при создании новых учебников и методических пособий по рисунку для студентов, на курсах практических занятий по рисунку в институтах усовершенствования учителей.
Степень достоверности и обоснованности полученных диссертантом результатов проведенной работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, научной методологией, четкой организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической науки, психологии, искусствознания и эстетики, теории и практики эстетического воспитания и художественного образования, профессиональной художественной педагогики.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы на факультете изобразительного искусства и народных ремесел Московского педагогического университета.
Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на Тульской областной научно-практической конференции "Искусство и образование в современных условиях" (1996 г.), на заседаниях отделения культуры и искусства Международной Академии наук педагогического образования (1995-1998 гг.), в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (1995—1998 гг.), на кафедре рисунка Московского педагогического университета (1995-1998 гг.).
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В работу вошли также таблицы и рисунки.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
- 178 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении диссертации подведены итоги исследования и сформулированы следующие основные выводы:
В наше время - время перестройки и становления новой системы народного образования, системы художественно-профессионального педагогического образования, - важное значение приобретает поиск новых моделей обучения и воспитания студентов педагогических университетов и институтов, разработка новых учебных курсов, содержания учебных предметов, альтернативных и вариативных подходов к уже известным, традиционным методам и приемам обучения будущих учителей изобразительного искусства.
Откликом на эти требования является открытие нового типа художественно-графических факультетов в педагогических университетах и институтах - факультетов изобразительного искусства и народных ремесел, на которых существенно меняется содержание художественно-профессиональной подготовки будущего специалиста.
Курс академического рисунка на факультетах изобразительного искусства и народных ремесел по-прежнему остается одним из основных, ведущих учебных курсов, а в ряде случаев его роль даже усиливается. Вместе с тем специфика факультета требует значительной коррекции содержания этого курса.
Одной из главных особенностей нового курса академического курса рисунка является значительное расширение его межпредметных связей с другими художественными дисциплинами.
Учитывая специфику педагогической деятельности учителя изобразительного искусства и народных ремесел, которая определяет его личность как своеобразный эталон, образец для подражания среди школьников, особо важное значение приобретает формирование у студентов личной общей культуры и, в частности, эстетической культуры.
В процессе проведенного исследования, анализа и обобщения его результатов гипотеза подтвердилась, а поставленные задачи выполнены.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Витковский, Алексей Николаевич, Москва
1. Авсиян 0. Натура и рисование по представлению. -М., 1965. 148 с.
2. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. -М.: Просвещение, 1984. 158 с.
3. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник, педагог, школа. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
4. Ш 4. Алехин А.Д. Когда начинается художник. М.: Просвещение,1993. 160 с.
5. Алпатов М.В. Всеобщая история искусства. М. -Л.: Искусство, 1948. 'Г. I. - 468 с.
6. Альберти Леон Баттиста. Десять книг о зодчестве. В 2-х т. Т. 2. М., 1937. - 246 с.
7. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М.:
8. Изд-во АПН РСФСР, I960. 4ъ6 с. ^ 8. Ананьев Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека.-В кн.: "Познавательные процессы: ощущения, восприятие".- М.: Педагогика, 1982. с. 7-33.
9. Ананьев Б.Г. Пространственное различение. Л., 1955.- 432 с.
10. Андреев -.Л. Место искусства в познании мира.- М.: Политиздат, ЬьС. 255 с.
11. Андреев п.Л. Художественное мышление как категория ^ эстетики. Художник, K8I, № I, с. 42-43, 54-55.- 161
12. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. (Пер. с англ.). М.: Прогресс, 1979. - 302 с.
13. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного восприятия в советской школе. М.: Изд-во АШ РСФСР, 1956.- 224 с.
14. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. - 254 с.
15. Бабанский Ю.К. Некоторые методологические проблемы комплексного подхода к воспитанию. Советская педагогика, 1^80, № ь, с. 17-22.
16. Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьников-подростков. Воспитание школьников, 1ъ76, № 3,с. 19-25.
17. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, I960. - 80 с.
18. Базанова М.Д. Пленэр. М.: Изобразительное искусство,1994. I5b с.
19. Бакушинский л.Б. Художественное творчество и воспитание (Опыт исследования на материале пространственных искусств.)- М.: Новая Москва, 1925. 266 с.
20. Барышников А.П. Перспектива. М.: Искусство, 1955.- 19'6 с.
21. Барышников я.П., Лямин И.В. Основы композиции. М. ,1. Г9Ы. 1о9 с.
22. Барш п.0. Наброски и зарисовки. М.: Искусство, 1970.- 166 с.
23. Барщ А.0. Рисунок в средней художественной школе.- М., 1957. 196 с.- 162
24. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. М.: Просвещение, 1963.- 112 с.
25. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989. - 190 с.
26. Верков П.Н. Об эстетике творчества и эстетике восприятия.- В кн.: Художественное восприятие /Под ред. Б.С.Мейлаха.- Л.: Наука, 1971, с. 57-67.
27. Берштейн М.А. Проблемы учебного рисунка. М.-Я., 1940. 26. Буров А. И. Эстетическая сущность искусства. - М.:1. Искусство, 1956. 2^2 с.
28. Бродский И.И. Статьи, письма, документы. М.: Советский художник, 1956. - 365 с.
29. Богоявленский Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. - 96 с.
30. Ванслов В.В. Эстетика, искусство, искусство знание: Вопросы теории и истории. М.: Изобразительное искусство, ЬсЗ. - 440 с.
31. Ватагин В.А. Изображение животного. М. , Iv57.
32. Веккер Л.М. Психические процессы. -Д.: Изд-во ЛГУ, 1974-Ь61. Т. I. - 1974 - 334 с. Т. П. - 1976 - 342 с. Т. Ш.- 1971 326 с.
33. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. т.: Нзд-во МГУ, I;'73. - 24и с.
34. Венгер Л.л. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. - 365 с.
35. Зи. Венгер Л.п. Педагогика способностей. Ы.: Знание, 1973. - 9и с.- 183
36. Верцман И.Е. Проблемы художественного познания. М.: Искусство, 1967. - 344 с.
37. Вейль Г. Симметрия. /Пер. с англ. М.: Наука, 1966.- 190 с.
38. Вейн А. Мозг и творчество. Наука и жизнь, 1963, № 3, с. 76-83.
39. Виноградова Г.Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, I960. - 133 с.
40. Витковский А.Н. Экспериментальная программа по академическому рисунку и методические рекомендации к ней для факультетов изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета. М.: И00 Минобразования РФ, 19у7. - 47 С.
41. Владимирский Г.а. Перспектива. М.: Просвещение, 196v.- 127 с.- 164
42. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965.- 213 с.
43. Волков Н.Н. Восприятие картины: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1976. 32 с.
44. Волков К.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 506 с.
45. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. - 263 с.
46. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.Просвещение, 1967. - 93 с.
47. Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 324 с.
48. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций.- M.s Изд-во МГУ, 1978. 118 с.
49. Гете И.В. Статьи и мысли об искусстве. -Л.-М., 1^36.
50. Гиппиус Г.п. Очерки теории рисования и рисунка к очеркам теории рисования. СПб, 1844.
51. Гинзбург И.В. П.П.Чистяков и его педагогическая система.- -Л.: Искусство, 1940. 204 с.
52. Грегори Р.Л. Разумный глаз. (Пер. с англ.) М.: Мир,1972. 216 с.
53. Грегори Р.Л. Глаза и мозг. Психология зрительного восприятия. (Пер. с англ.). М.: Прогресс, 1970. - 271 с.
54. Давыдов Б.В. Виды общения в обучении. М.: Педагогика, 1972. - 424 с.
55. Дадамян Г.Г., Дондурей Д.Б. Опыт теоретического построения типов зрительного восприятия и понимания изобразительного искусства. В кн.: Сов. искусствознание - 78, вып. I. - М.: Сов. художник, 1979, с. 49-72.
56. Даниэль С. Язык педагога. М., Художник, № 10, c. 61-62.
57. Демин М.В. Проблемы теории личности. М.: Изд-во МГУ, 1977. - 240 с.
58. Дейнека А. А. Учитесь рисовать. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. - 222 с.
59. Дмитриева А.А. Методы стимулирования образного восприятия искусства у подростков. В кн.: Всесоюзная ме.жмузейная конференция "Музей и дети": Тезисы докладов секционных заседаний 12 октября It/62 г. - Ташкент, 1962, с. 47-55.
60. Дмитриева И.я. Изображение и слово. М.: Искусство, 1964. - 314 с.
61. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. Б 2-х т. -Jl.-Ivl. , 1952, т. 2. 253 с.о?. Зверев Д.Д. Беседы об искусстве на уроках рисования.- М.: Учпедгиз, I95b. 115 с.
62. Бинченко Б.П., Бергилес II.Ю. нормирование зрительного образа (исследование деятельности зрительной системы).- М.: Изд-во МГУ, 1969. 106 с.- 186
63. Зинченко В.П. Непроизвольные запоминания. М.: Просвещение, 1961. - 311 с.
64. Иванов-Смоленский А.Г. О взаимодействии первой и второй сигнальных систем при некоторых физиологических и патологических условиях. "Физиологический журнал СССР", 1949, ХХХУ, № 5. 596 с.
65. Ивашина Г.Г. Особенности изображения предмета при различных условиях восприятия натуры и рисунка: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Ленинград, 1976. - 17 с.
66. Ивлева Л.А. Избирательность в процессе восприятия изображения у школьников: Автореф. дисс. . канд. психол. наук.- М., 1966. 19 с.
67. Игнатьев Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению. 3 кн.: Психология рисунка и живописи.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. С. 5-35.
68. Известия Академии педагогических наук РСФСР. Психологические исследования представлений и воображения. Выпуск 76. !vl.: Изд-во АПН PC1CF, 1956. - 24 с.
69. Измайлов С. Курс рисования. Ы., 1660.
70. Исследования по психологии восприятия. /Под ред. С.Л. Рубинштейна. Ленинград: Изд-во Академии наук СССР, 1948. - 431 с.
71. Исследования по психологии восприятия. М.-Л.: Изд-во
72. АН СССР, 1948. 431 с. 61. Каменский Я. А. Великая дидактика. - М., 1939. Т. I. -312 с.
73. Карлов Г. Изображение птиц и зверей. М.: Искусство, 1976. - 192 с.
74. Кардовский Д.Н. Об искусстве. М.: Искусство, 1968.- 357 с.
75. Кардовский Д.Н. 0 принципах и методах обучения рисованию.- M.-JI.: Изо-Гиз, 1938. 223 с.
76. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 304 с.
77. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. М.: Высшая школа,-J-JC, с/и с.
78. Комарова :Г.С. Обучение детей технике рисования.- М.: я0 "Столетие", 19\;4. 140 с.bti. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельностив детском саду. М.: Просвещение, 1991. - I7G с. о. Кондачхан Е.С. Рисование в начальной школе. - Ы.-Д.:
79. Изд-во лПП РСФСР, 1946. о0 с. v0. Крупская П.К. Педагогические сочинения в шести томах. Том 5. - М.: Педагогика, I960. - 500 с.- 168
80. Краткий словарь по эстетике. М.: Просвещение, 1963.- 247 с.
81. Крымов худо.тлик и педагог: Статьи, воспоминания.- М.: Изобразительное искусство, 1989. 223 с.
82. Кузин B.C. Идейно-эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в советской школе: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. ivl., 1973. - 42 с.
83. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества.- М.: Просвещение, 1971. 144 с.
84. Кузин B.C. Психология. Учебник. М.: Агар, 1997. - 304с.
85. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. М.: Агар, I99S. - 335 с. Кузьмина И.В., Кухарев П.В. Психологическая структура деятельности учителя: (Тексты лекций). - Комель: Изд-во ГШ, 1976. - 57 с.
86. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. - 114 с.
87. Кузьмина П.В. Очерки психологии труда учителя. -Л.: Изд-во ЛГУ, 19о7. 176 с.
88. Кузьмина Н.В. нормирование педагогических способностей. -Л.: Изд-во ЛГУ, Ь'61. 96 с.- 169
89. Кухарев Н.В. Психолого-педагогические способности и качества учителя: (Методические рекомендации по овладению педагогическим мастерством). Гомель: Гомельский обл. совет Пед. общества БССР, 1979. - 40 с.
90. Курс рисования, составленный А.Сапожниковым. СПб, 1847. - 346 с.
91. Лаптев A.M. Как рисовать лошадь. М., 1953.
92. Лаптев A.M. Рисунок пером. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. - 166 с.
93. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология: (Учебное пособие для пед. институтов). 2-е изд.- М.: Учпедгиз, I960. 426 с.
94. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. В 2-х т.- М.-Л.: Академия, 1935. Т. 2. - 490 с.
95. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М.: ОГИЗ, 1934. - 268 с.
96. Леонтьев я.А. Педагогическое общение. М.: Знание,19^. 46 с.
97. ПО. Леонтьев п. II. Деятельность и сознание. Вопросы философии, 1972, № 12, с. 129-140.
98. Леонтьев я.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1981. - 564 с.
99. Леушина J1.H., Невская А.Л., Павловская М.Б. Различия способов обработки зрительной информации в правом и левом полушариях. Психологический журнал, Kol,т. 2, № 3, с. 8I-J4.- 190
100. ИЗ. Лурия A.P., Симерницкая Э.Г. О функциональном взаимодействии полушарий головного мозга в организации вербально-мнестических функций. Физиология человека, 1975, т. 1, № 3, с. 411-417.
101. Маркова А.К., Абрамова Г.С. Психолого-педагогические аспекты проблемы индивидуальных различий. Вопросы психологии, 1977, №2, с. 96-104.
102. Материалы и техники рисунка. /Под ред. В.А.Королева.- М.: Изобразительное искусство, 1964. 95 с.
103. Мастера искусства об искусстве. М., 1966. - Т. 2.- 536 с.
104. Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1969. - Т. У. - 536 с.
105. Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1969. - Т. У1. - 573 с.
106. Медведев Л. Г. Пути формирования графического художественного образа на занятиях по академическому рисунку: лвтореф. дисс. . докт. пед. наук. М., 1966. - 36 с.
107. Милюков я.А. Проблемы методико-педагогической подготовки студентов художественно-графических факультетов на современном этапе // Художественно-графический факультети школа. Л., I960, с. 1X1-117.
108. Михайлова О.В. Учебный рисунок в академии художеств ХУШ века. М., 1951.
109. Михайлова О.В. Заметки о рисовании человека. М., 1^60.
110. Михайлов A.M. Искусство акварели. М.: Изобразительное искусство, 1995. - 199 с.
111. Молева П.М. Выдающиеся русские художники-педагоги.- М.: Просвещение, 1991. 415 с.ф- 191
112. Молева Н.М., Белютин Э.М. Павел Петрович Чистяков. 1832-1919. М.: Искусство, 1954. - 60 с.
113. Молева Н.М., Белютин Э.М. русская одюжественная школа первой половины XIX века. М.: Искусство, 1967.
114. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа второй половины XIX начала XX веков. - М.: Искусство, 1967.
115. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. Т.: Г7аука, 1976. - ЗЗС с.
116. Недошпвпн Г.А. Теоретические проблемы современного изобразительного i-'ckvcc. Fa. М.: Сов. художник, 1972.- 343 с.
117. Органов А.А. Теория отражения и искусство. М.: Искусство, 1978. - 131 с.
118. Орлова Т. И. Гносеологический анализ природы художественного мышления: Дисс. . канд. филос. наук. Киев, 1981. - 218 с.
119. Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работа: Некоторые размышления о профессии. М.: Просвещение, 1972. - 79 с.
120. Основные принципы единой трудовой школы. Революция -искусство дети. I9I7-I923. Материалы и документы.- М.: Просвещение, 1966. 295 с.
121. Павлов Г.М., Павлова В.И. Пластическая анатомия.- М., 1967.
122. Павловские среды. Т. 2. М.-Л., 1949. - 627 с.
123. Педагогические взгляды и деятельность Н.К.Крупской.- М.: Просвещение, 1969. 462 с.- 192
124. Первая и вторая сессии Академии художеств СССР.- М., 1948. 376 с.
125. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения.- М.: Наука, 1982. ЗС8 с.
126. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М.: Политиздат, 1967. - 256 с., схем.
127. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.- М.: Педагогика, 1976. 280 с.
128. Попов М.М. Иллюстрированная методика рисования.- СПб., 1909. 217 с.
129. Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративнее искусство.- М.: Советская энциклопедия, 1986 (в 2-х томах). 563с,
130. Преподавание спендисциплин на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Курск, 1978.- К2 с.
131. Природа искусства и механизмы художественной деятельности. /Под ред. Нлнздп А.И. -Л.: Изд-во Л:У, Г?75.- 205 с.
132. Проблеет отбооа и профессиональной подготовки спеттиа-листов в вузах. /Под ред. Кузьминой Ч.В. Л.: Знание, 1970. - 88 с.
133. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразитель-нос искусство. 1-9 классы. М.: Агар, 1996. - it 0 с.
134. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. (Пер. с нем.). М.: Педагогика, 1961. - 224 с. , ил.- 193
135. Психология педагогического общения: (Методическая разработка для преподавателей и студентов). Саратов: Изд-во СГПИ, I960. - 96 с.
136. Психология процессов художественного творчества. /Под ред. Мейлаха Б.С. и Хренова Н.А. Л.: Наука, Ленингр. отделение, I960. - 284 с.
137. Психология рисунка и живописи: (Вопросы психологического исследования формирования образа). /Отв. ред. Игнатьев Е.И. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. - 224 с.
138. Пути повышения профессионально-педагогической направленности учебно-воспитательного процесса в педвузе.- Пермь: Изд-во ПГШ, 1979. 81 с.
139. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. М., 1935; Л., 1978.
140. Революция искусство - дети. Материалы и документы. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 1987. - 476 с.
141. Репин И. Е. Далекое и близкое. М.: Искусство, 1964.- 586 с.
142. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия. /Сост. Н.Н.Ростовцев, С.К.Игнатьев, К.В.Игнатьев. М. : Просвещение, 1969. - 205 с.
143. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, I960. - 23b с.
144. Ростовцев П.Н. Учебный рисунок: (Учебное пособие для пед. училищ). М.: Просвещение, 1976. - 287 е., ил.
145. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. М.: Просвещение, 19-61.- 218 с.- 194
146. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школа рисунка, М,: Просвещение, 1982. - 320 с.
147. Ростовцев Н.Н. Рисование с натуры как учебный предмет (история, теория и методика): Автореф. дисс. . докт. пед. наук. М., 1965. - 39 с.
148. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, Владос, 1995. - 239 с.
149. Рубенс Питер Пауль. Письма, документы, суждения современников. М.: Искусство, 1977. - 478 с.
150. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений и институтов. 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1946. - 704 с.
151. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. - 423 с.
152. Русское народное искусство. Л.: Учпедгиз, 1959. - 179 с.
153. Свешников А.В. Зависимость методов формирования творческой активности на занятиях академическим рисунком от индивидуально-психологических особенностей дичности студента: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1981. - 200 с.
154. Сидоров А. Рисунки старых мастеров. М.-Л., 1940.
155. Симонов П. П. "Сверхзадача" художника в свете психологии и нейрс\*::з!<0Л',пн'. // Психология процессов художественного творчества. .Т. , I98-". - С. 38—13.
156. Слр.стении В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. - 160 с.- 195
157. Соловьев A.M., Смирнов Г.Б., Алексеева Е.С. УчебньтЙ рисунок. М., 1953. - 239 с.
158. Соловьева Б.А. Искусство рисунка. -Л., 1989.
159. Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. - 340 с.
160. Тамарин В.Э., Яковлева Д.С. К вопросу о формировании педагогического мышления у студентов. // Вопросы психологии личности и труда. Свердловск, 1973,
161. Теория и практика педагогического эксперимента. /Под ред. Пискунова А.И., Воробьева Г.В. М.: Педагогика,1979. 207 с.
162. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПЧ РС2СР, 1961. - 536 с.
163. Терентиев А. Е. Рисунок в педагогической практике учителей изобразительного искусства: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1981. 172 с.
164. Тиханова В. А. Птицы и звери Василия Ватагмча. : Советский xypw.v, 1987. ?JC с.
165. То*"июва Г. А, Опыт ^ормигова^'я и е д а г о г; f че с к о й направленности у студентов университета: Ди^с, . канд. пед. на;/*. Л. , 19^5. - 155 с.
166. Ушинскнй К. Д. гЬбр. соч. Т. 2. М.: Просвещена, 1939s.- р.
167. Художественное воспитание в школе I ступени: Материалы к составлению программ. М., 1925. - 78 с.
168. Художественное восприятие. /Под ред. Мейлаха Б.С.- JI.: Наука, 1971. 387 с.
169. Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. Л.: Наука, 1983. - 279 с.
170. Художественное проектирование. /Под ред. Б.В.Нещумова и Е.Д.Щедрина. М.: Просвещение, 1979. - 167 с.
171. Ченнино Ченнини. Трактат о живописи. М., 1936. - 245 с.
172. Черкасов В.Д. Пластическая анатомия в подготовке учителей изобразительного искусства. // Сб. чеучн. трудов.- М.: Пед. общество РСФСР, 1984. 243 с.
173. Чистяков П.П. Письма, записные книжки. Воспоминания.- М. , 1953. 645 с.
174. Шингаров Г'.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М.: Наука, 1971. - 223 с.
175. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности учителя. Л.: Просвещение, 1967. - 265 с.
176. Энгр об искусстве. М.: Академия художеств СССР, 1962. - 169 с.
177. Эстетика. Словарь. М.: Политиздат, 1989. - 305 с.