автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методика использования комментария при изучении русской литературы в старших классах
- Автор научной работы
- Клименко, Игорь Григорьевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1991
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Методика использования комментария при изучении русской литературы в старших классах"
Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический университет имени В. И. Ленина
Специализированный совет Д 053.01.04
На правах рукописи.
КЛИМЕНКО Игорь Григорьевич
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММЕНТАРИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Специальность 13.00.02 — методика преподавания литературы
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва — 1991
Работа выполнена в Московском ордена Ленина и орде на' Трудового Красного Знамени государственном педагоги ческом университете имени В. И. Ленина.
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор Демидова Н. А.
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Курдюмова Т. Ф. кандидат педагогических наук, старший научный сотрудниц Соснина Н. А.
Ведущее учреждение — Орехово-Зуевский государственный педагогический институт. £
Защита диссертации состоится » ^К&^рУ 10Д! г,
в /О часов на заседании специализированного совета Д 053.01.04 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук при Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом университете имени В. И. Ленина (г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГПУ имени В. И. Ленина (г. Москва, ул. Малая Пироговская,
дом 1).
Автореферат разослан
Ученый сек специализированного совета
Еремеева
ОВДАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОИ
Актуальность исследования. Проблема комментирования текста в процессе изучения произведений русской литературы в старших классах была и остается одной из важных проблем методики преподавания литературы. Практика показывает, какое большое влияние на ученика оказывает четко организованное, эстетически завершенное слово учителя, яркий вдумчивый комментарий к произведениям русской литературы. Важен сам комментарий, повышающий литературное образование учащихся, но не менее важно обучение школьников комментированию текста, о чем писал еще в 20-е годы П.П.Блонский. Среди навыков чтения у учащихся он назвал умение искать нужную книгу и умение искать в книге нужное, умение анализировать и комментировать текст, умение обобщать литературные явления. Эти навыки приобретаются в пронессе чтения текста и совместных работ по составлению комментария.
В последнее время все чаще поднимается вопрос об усилении воздействия уроков литературы с использованием материалов комментария на формирование у школьников эстетического вкуса и развития потребности в глубоком анализе литературного произведения. Комментарий текста, который может использоваться в школе, должен учитывать познавательные возможности учащихся, их интересы, уровень общего и литературного развития, особенности восприятия литературного произведения. Комментарий учит вдумчивому отношению к тексту, формирует литературную зоркость учащихся, является инструментом анализа литературного произведения, служит более глубокому восприятию школьниками текста произведения.
Советские текстологи (С.А.Рейсер, Б.В.Томашевский, Э.Л.Ефременко, Е.М.Алехина, А.В.Западов) раскрыли проблему комментария как составную часть текстологии и как справочный аппарат для научно-массовых изданий. Названные исследователи выделили и обосновали отдельные виды комментария.
В работах И.Н.Кубикова, Н.Л.Бродского, Л.В.Крестовой, Е.С.Смирновой-Чикиной, Г.А.Гуковского частично исследовалась проблема зарождения комментария как литературно-учебного пособия.
C.B.Белов, Э.Л.Войтоловская, Б.И.Кандиев, Ю.М.Лотман,
B.А.Мануйлов, И.М.Машбиц-Веров, М.Т.Пинаев, П.Г.Пустовойт,
C.А.йомичев создали и обосновали комментарий к отдельно взятому произведению как методическое пособие для учителя и учащихся.
Советские методисты (Г.И.Беленький, О.Ю.Богданова, В.В.Голубков, Н.Л.Громов, H.A.Демидова, М.Г.Качурин, Т.Ф.Курдшова, Е.А.Маймин, Б.Г.Маранцман, В.В.Неверов, M.А.Рыбникова, З.К.Смелкова, И.М.Шанский) в своих работах касавтся проблемы использования комментария текста на уроках литературы, однако специально этот вопрос ими не рассматривался.
Можно выделить следующие аспекты изучаемой наш проблемы: обоснование научных принципов комментария текста применительно к специфике большого эпического произведения, роль комментария в формировании творческого читателя, определение функннй комментария, используемого в школе, его места на различных этапах изучения эпического произведения, целесообразность привлечения комментария-пособия к отдельно взятому произведению на уроках литературы в старших классах.
В настоящее время, когда остро поставлен вопрос о совершенствовании преподавания литературы в школе, проблема комментария текста, способствующего более глубокому его восприятию учащимися, их литературоведческому развитию, особенно актуальна. Потребность решения этой проблемы и недостаточное освещение ее в методической литературе обусловили выбор темы нашего исследования.
Объект настоящего исследования - процесс изучения произведений русской литературы в 9-10 классах.
Предмет исследования - методика использования литературного комментария при изучении эпических произведений в старших классах.
Основная цель работы заключается в выявлении эффективных путей использования литературного комментария при изучении эпического произведения, условий их осуществления, которые способствовали бы более глубокому анализу
- 3 -
произведений данного литературного рода.
На основании изучения этого вопроса в теории и практике, результатов, полученных в ходе предварительного поискового эксперимента, определена следующая гипотеза: использование литературного комментария при изучении эпических произведений поможет более глубокому их восприятию учащимися и анализу, если при комментировании текста будут учитываться возрастные особенности школьников, уровень их литературного развития, если сам комментарий, его виды, привлекаемые на разных этапах изучения литературного произведения пробудят интерес учащихся к подобному виду работы, а вопросы и задания будут стимулировать творческую деятельность учащихся.
Для реализации намеченной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования предстояло решать следующие задачи:
1. Изучить работы по литературоведению, текстологии, психологии, педагогике, методике литературы в связи с избранной проблемой, установить степень разработанности данного вопроса.
2. Исследовать и обосновать задачи и функции комментария, используемого в школе на разных этапах изучения эпического произведения.
3. Разработать на основе теоретических и экспериментальных данных рекомендации для учителей литературы по использованию материалов литературного комментарий при изучении эпического произведения.
4. Разработать на основе теоретических и экспериментальных данных методику использования комментария-пособия к отдельно взятому произведению на уроках и в самостоятельной работе учащихся.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались различные методы: изучение философской, литературоведческой, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме диссертационного исследования; анализ учебных пособий, школьных программ; беседы с учителями, учениками, студентами педагогических вузов, массовое
анкетирование учащихся 9_10 классов и обработка данных анкет, анализ устных ответов и письменных работ; экспериментальная проверка основных положений и методических рекомендаций диссертации проведена диссертантом и учителями литературы средних школ.
Исследование длилось пять лет и проводилось в три этапа.
Первый этап /1985-1986/: анализ литературы по теме исследования, наблюдение за процессом изучения эпических произведений в старших классах, анкетирование учителей и учащихся /констатирующий эксперимент/; определение специфики литературного комментария, привлекаемого на уроках в школе, его места в изучении эпических произведений; планирование эксперимента.
Второй этап /1986-1988/: проведение поискового и обучающего экспериментов. Поисковый эксперимент проводился самим исследователем, а также учителями в школах. Цель поискового эксперимента - проверить эффективность, целесообразность использования комментариев разного вида /реально-бытового, историко-литературного, литературоведческого, лексико-стилистического/ при изучении эпического произведения/ на вступительных занятиях, по ходу анализа текста, на заключительных занятиях/. Цель обучающего эксперимента - практическая проверка предлагаемой методики использования комментария в 9-10 классах средней школы.
Серии экспериментальных уроков с использованием комментария проведены диссертантом и учителями в ряде школ г. Перми №№ 3 , 91, 109, 130; Ж 197, 469 , 528 г. Москвы, а также в школах Пермской области.
Третий этап /1989-1990 г./: систематизация полученных данных, проведение корректирующего эксперимента с целью уточнения полученных данных, оформление диссертации.
Методологической основой диссертационного исследования являются педагогические труды по вопросам воспитания и образования, работы литературоведов, психологов, методистов.
Научная новизна проведенного исследования состоит в следующем: разработан и научно обоснован комментарий, учитывающий возрастные и интеллектуальные возможности той ученической аудитории, к которой он обращен; исследованы и обоснованы функции и задачи комментария на разных этапах изучения эпического произведения в старших классах, показана методика работы с материалами комментария-пособия на уроках литературы и в организации самостоятельной деятельности учащихся.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в диссертации учителю-словеснику предлагаются методические рекомендации по использованию комментариев различных видов при изучении романов М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" и Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Материалы диссертации могут быть использованы при изучении других литературных произведений учителями средних школ и преподавателями пединститутов в работе со студентами на семинарских занятиях по методике преподавания литературы и во время педагогической практики в школе, методические рекомендации по использованию комментария могут быть привлечены и на курсах повышения квалификации учителей литературы при ИУУ.
Достоверность выводов и рекомендаций автора исследования подтверждается данными массового констатирующего и обучающего экспериментов, осуществляющихся диссертантом, учителями литературы, студентами Пермского пединститута в школах различных регионов: столицы, областного центра, сел /средние образовательные школы г. Перми, Пермской области, Воронежской области, г. Москвы/. Экспериментальная часть исследования проводилась на достаточно репрезентативном количественном уровне /1200 учащихся/. Результаты работы оценивались на основе анализа анкетных данных, беседы с учителями, студентами, устных и письменных ответов учащихся, их творческих работ.
Апробация материалов исследования осуществлялась во время выступления автора перед учителями литературы г. Перми /в Пермском областном институте усовершенствования учи-
- 6 -
телей в 1988 году/, на Герценовских чтениях в ЛПМ иг.!. А.И.Герцена /апрель 1987 года/, на научно-практических конференциях в г. Перми в октябре 1987 г. и в октябре 1989 г. Результаты исследования использовались при проведении лекций, практических и лабораторных занятий, в ходе педагогической практики студентов МШУ им. В.И .Ленина, Пермского пединститута в течение 1986-1990 учебных годов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Необходимость введения при изучении литературных произведений в старших классах комментария текста разных видов диктуется требованиями времени - способствовать интеллектуальному развитию школьников, формированию у них навыков анализа текста, потребности в обращении к статьям критиков, к литературоведческим исследованиям.
2. Комментарий текста, привлекаемый в школе, долзкен учитывать возрастные особенности школьников, их познавательные возможности, уровень общего и литературного развития, особенности восприятия литературного произведения.
3. В зависимости от этапов изучения эпического произведения комментарий является средством активизации восприятия учащимися литературного произведения и инструментом его анализа.
4. Использование материалов комментария-пособия к отдельно взятому произведению на уроках литературы в старших классах способствует литературной образованности учащихся, более глубокому восприятию ими текста, пробуждению интереса к слову писателя.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем диссертации 181 страница. В списке используемой литературы указано 195 наименований.
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность теш диссертации, выдвигается рабочая гипотеза, определяются цели и задачи исследования, научная новизна и практическая зна-
чимоеть работы.
В первой главе /"Комментарий к отдельно взятому произведению как жанр научно-методической литературы"/ проанализированы литературоведческие, педагогические, психологические, научно-методические работы, связанные с проблемой исследования. Оозор существующих работ по литературоведению а текстологии позволяет говорить о том, что комментарий, являясь составной частью текстологии, полностью в окончательном виде был выработан советской текстологической практикой, хотя в русской филологии был ряд научно-комментированных изданий классиков. В советском литературоведении крайне мало исследований, посвященных проблеме комментария /С.А.Рейсер, Б.В.Томашевский, Э.Л.Ефременко, А.1.Гришуили, Е.М.Алехина, А.В.Западов/.
Исследования названных авторов позволяют сделать вывод, что комментарий, - это литературоведческое исследование, дающее подробное пояснение текста художественного произведения и способствующее более глубокому его усвоению читателями; выделяются и обосновываются следующие виды ко?.шен-тария: текстологический, историко-литературный, исторический, реально-бытовой, лексический, биографический, литературоведческий.
Одной из причин появления жанра комментария - пособия к отдельному произведению яеилось стремление литературоведов в первые годы становления советского государства помочь массовому читателю в постижении наследия русской классической литературы. Издательство "Мир", преследуя интересы массового читателя и формирующейся советской интеллигенции, выпустило серию комментариев к памятникам художественной литературы под редакцией Н.Л.Бродского и И.П.Сидорова. Комментарии вышли самостоятельными пособиями, отдельно от комментируемого текста. Большинство комментариев /за исключением Н.Л.Бродского и С.Н.Дурылина/ была построены однотипно, текст комментировался сжато. Доминирующим у всех авторов была исторический и реально-бытовой виды комментария, слабо был представлен литературоведческий комментарий. Напрочь отсутствовали тексто-
логический, лексико-стилистический виды комментария, многие комментарии отличались эклектизмом и излишней соцаоло-гизацией литературных явлений.
В 60-70-е годы, отвечая потребностям школы, появились комментарии почти ко всем произведениям русской литературы, изучаемым в старших классах /М.Т.Пинаев, Е.С.Смирнова-Чикина, П.Г.Пустовойт, Э.Л.Войтоловская, С.А.Фомичев, Ю.М.Дотман, В.А.Мануйлов, С.В.Белов/. Жанр комментария в эти годы начал формироваться как своеобразное методическое пособие, как книга для учителя и учащихся /В.А.Мануйлов, Ю.М.Лотман, С.А.Фомичев/. Вторичное формирование жанра комментария вызвано тем, что сложность содержания многих произведений русской литературы, многообразие литературных связей, архаичность языка многих текстов, забытые бытовые реалии и явления затрудняют в наше время восприятие многих произведений русской литературы.Комментарии, выпущенные издательством "Мир" в 30-е годы, сильно устарели в литературоведческом плане. Комментарии, появившиеся в 60-70-е годы, схожи по своему построению: они делятся на два больших раздела. В первом разделе раскрываются примерно следующие вопросы: творческая история произведения, отзывы о произведении в русской и последующей критике, история восприятия и изучения произведения, прототипы и источники произведения, словарь устаревших слов. Второй раздел комментариев представляет собой построчное, последовательное разъяснение текста; такое разъяснение позволяет исторически конкретно и глубоко раскрыть идейно-ху-докественное достоинство произведения.
Комментарии-пособия по своему построению являются комплексными или многосторонними,- ибо в них соединены литературоведческий, лексический, исторический, историко-литературный, реально-бытовой виды комментариев. Хотя они и предназначены учителю как методическое пособие, но в полном объеме на уроке не привлекаются из-за обширного для школьников материала, ограниченного количества учебного времени и из-за невысокой литературоведческой подготовки учащихся. Нами сделана попытка разработать методику использования материалов комментариев-пособий на уроках
литературы.
В нашем исследовании мы рассматриваем комментарий как прием изучения литературных произведений в старших классах. Обращение к использованию комментария было вызвано тем, что школьники старших классов овладевают сложным понятийным аппаратом, расширяется их умственный кругозор, им присуще желание систематизировать свои впечатления от прочитанного, в этот период у них формируется художественный вкус (Л.И.Божович, Л.Г.Жабицкая, И.Г.Кон, П.М.Якобсон).
Говоря о комментарии как приеме изучения текста художественного произведения, необходимо определить его особенности: прежде всего это учет возрастных и интеллектуальных возможностей той аудитории, к которой он обращен, комментарий должен соответствовать литературному и культурному уровню учащихся, содержать научно-достоверные факты, необходимые для понимания произведения; быть целенаправленным, т.е. раскрывать те стороны и проблемы произведения, которые необходимы учащимся; характер комментария определяется идейным содержанием, жанровыми и стилистическими особенностями произведения; комментарий должен сочетаться с другими приемами анализа художественного текста, не быть излишне дробным, отбирать главное в тексте для комментария; комментарий должен активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовать-формированию у них навыков вдумчивого чтения и анализа текста. В школе ^-ще всего используются историко-литературный, реально-быто1.с№, лексико-стилистический и литературоведческий виды комментария.
Историко-литературный комментарий дает представление учащимся об истории создания произведения, о его месте в истории русской литературы; знакомит учащихся с историко-литературными фактами, помогает им глубже воспринимать произведение.
Реально-бытовой комментарий - дает пояснение различным бытовым явлениям и реалиям эпохи, которые помогают учащимся в восприятии атмосферы эпохи, отраженной в произведении.
- 10 -
Лексико-стилистическии комментарий поясняет учащимся те слова и обороты речи, которые в настоящее время отступают от нормального словоупотребления, помогает учащимся понять языковое новаторство и мастерство писателя.
Литературоведческий комментарий - по своим функциям может выступать в качестве инструмента анализа произведения. Уроки с использованием литературоведческого комментария дают возможность раскрыть не только смысл изучаемого произведения, но и обучают учащихся искусству вдумчивого чтения, этот вид комментария развивает литературную зоркость учащихся; это своеобразное повторное прочтение текста, т.е. углубленное прочтение, шесте с учителем школьники учатся проникать в глубину текста, зэноео прочитывать и воспринимать художественное слово во всем его смысловом и эмоциональном значении, учатся понимать значение художественной детали.
В зависимости от уровня подготовленности учащихся, их творческого потенциала, от характера изучаемого произведения на уроке могут быть использованы и другие виды комментария.
В ходе исследования были рассмотрены функции комментария на разных этапах изучения произведения: комментарий, предшествующий изучению произведения; комментарий, сопутствующий анализу, углубляющий его, а иногда являющийся ключом анализа, и комментарий, присутствующий на заключительных занятиях.
В процессе констатирующего эксперимента перед наш стояла цель: выяснить, в какой степени и как используются материалы комментария в практике школы, на уроках литературы. Группе учителей литературы г. Москвы, г. Перми, г. Борисоглебска Воронежской области были предложены вопросы анкеты: Используете ли вы при изучении рус-кой литературы комментарии к отдельно взятым произведениям русской литературы? Какой материал из этих комментариев еы берете для урока, а какой вам кажется сложным для учащихся? На кеком этапе изучения произведения вы используете материал комментария? Какие виды комментария вам знакомы и используете ли вы их на уроке? Привлекаете
- II -
ли вы учащихся в работе с комментарием? Помогает ли комментарий организации самостоятельной работы учащихся? Какие слонности испытывали вы или ваши учащиеся в работе с комментарием? Проводили ли вы на уроке, при изучении "Евгения Онегина", сопоставление комментариев Н.Л.Бродского и Ю.М.Лотмана?
Вторым этапом нашего исследования было собеседование с учителями по названным вопросам анкеты. В процессе анкетирования и собеседования было выяснено: большинство учителей не знакомы со всеми комментариями к произведениям русской литературы, многие словесники затрудняются в выборе материала комментария для работы в классе. Комментарий, если используется, то в основном на вступительных занятиях, реже в процессе анализа литературного произведения, на заключительных занятиях и в процессе самостоятельной работы практически не используется. Учителя?,1 знакомы далеко не все виды комментария, еще не в полной мере учителя владеют методикой привлечения комментария на различных этапах изучения текста, их затрудняет объем и характер использования материала из комментариев-пособий.
Поэтому в настоящее время, когда остро поставлена проблема формирования у учащихся навыков самостоятельной творческой работы с научной литературой и художественным текстом, проблема комментария, способствующего более глубокому восприятию художественных произведений, особенно актуальна.
Во второй главе /"Использование различных видов комментария в процессе изучения эпических произведений"/ излагаются результаты поискового и обучающего эксперимента. Обращение к анализу эпического произведения с использованием материалов комментария в старших классах было вызвано тем, что текст эпического произведения вызывает у учащихся ряд трудностей, обусловленных спецификой этого рода литературы. Исходя из этого мокно сказать, что многие компоненты эпического произведения, нуждаются в глубоком литературоведческом комментарии.
Во время поискового эксперимента мы обратились к ро-
- 12 -
ману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" и попытались проследить возможность использования комментария на разных этапах изучения романа. Выбор этого романа был обусловлен тем, что школьники зачастую не понимают сложного характера Печорина, его отношения к жизни и к людям, не видят значительности изображенного Лермонтовым характера и поэтому неглубоко воспринимают идейное богатство романа. При изучении романа М.Ю.Лермонтова: "Герой нашего времени" школьникам было дано начальное понятие о комментарии текста. С помощью историко-литературного, исторического, реально-бытового видов-комментария показана возможность активизации восприятия текста школьниками.
На начальном этапе изучения романа доминирующим был обучающий комментарий учителя. Особо нуждалось в комментировании предисловие к роману, так как оно является своеобразным ключом к пониманию проблематики произведения (бшш введены исторический и историко-литературный виды комментария). При анализе текста повести "Бэла" бшш привлечены исторический и реально-бытовой комментарии, которые помогли более полному раскрытию образов главных героев Максима Максимовича и Печорина. Во время работы над повестью "Максим Максимыч" школьники получили начальное понятие о литературоведческом комментарии, учителем был предложен комментарий к слову "странный", включающий в себя высказывания специалистов по изучению творчества М.Ю.Лермонтова, что помогло школьникам понять сложный образ Печорина. Совместный комментарий учителя и учащихся присутствовал при сравнении начальной и окончательной редакции портрета Печорина в повести "Максим Максимыч". Этот комментарий помог школьникам понять, что противоречия внешности героя отражают его сложную духовную организацию, но не раскрывают характера Печорина.
Во время анализа повести "Тамань" в качестве образца литературоведческого комментария на уроке были привлечены фрагменты из статьи В.Г.Белинского "Герой нашего времени" сочинения М.Ю.Лермонтова':? Учащимся бьшо предложено задание: определить, как критик комментирует текст, в чем своеобра-
- 13 -
зие его комментария? В цродессе работы школьники пришли к выводу, что вначале Белинский предлагает отрывок текста, затем идет комментированный пересказ этого отрывка с точным изложением фабулы, после этого -комментарий-обобщение Белинского.
Такая форма работы была полезна тем, что учащиеся вчитывались в текст статьи, старались понять истоки суждений критика, логику его размышлений и выводов.
Во время работы над повестью "Княжна Мери", учащиеся, получив навыки комментария, уже самостоятельно комментировали отдельные дневниковые записи Печорина. Эта форма работы требовала внимательного отношения к тексту повести, активизировала их познавательную деятельность.
В ходе обучающего эксперимента мы обратились к роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Целью нашего эксперимента было решение следующих задач: помочь учащимся уяснить идейное богатство, проблематику, художественное своеобразие романа; способствовать развитию у учащихся вдумчивого отношения к тексту, умения "вчитываться" в текст, дать примеры комментирования отдельных эпизодов романа, углубить у школьников искусство комментирования текста; использовать материалы комментария и их постепенное усложнение на разных этапах изучения романа; в пропессе анализа текста привлечь материал из комментария-пособия С.В.Белова к роману "Преступление и наказание".
Урок по биографии Ф.М.Достоевского, рассказывающий о жизни писателя и о формировании его мировоззрения, органически включает материал биографического комментария, который выступает в форме воспоминаний жены и дочери писателя, а также писем самого Ф.М.Достоевского. На уроке, посвященном истории создания произведения, предлагаются материалы текстологического комментария. Школьникам предлагаются черноЕые тетради к роману, которые дают возможность проследить, как кропотливо Ф.М.Достоевский работал над произведением, и вводят школьников в лабораторию творчества писателя. К теме "Петербург Достоевского" привлекаются материалы исторического и реально-бытового комментариев,
которые помогают понять, что обстановка, место, природа неразрывно связаны с героем и составляют единое целое: Петербург не просто место действия, а участник преступления Раскольникова. Комментарий цветовой гаммы Петербурга помогает ребятам прочувствовать мироощущение героя и окружающей жизни. При анализе образа Раскольникова использовался материал реально-бытового комментария (в основу рассказа о преступлении героя легли художественно претворенные Достоевским на страницах романа факты, извлеченные из уголовной хроники тех лет). Понять переживания Раскольникова помогло введение лексико-стилистического комментария. Группе учащихся было предложено задание: Найти в тексте и сравнить речь Раскольникова до и после убийства. Отличается ли слог и синтаксис Раскольникова, если да, то почему? В процессе работы ученики пришли к выводу, что через языковой портрет Достоевский показал раздвоение главного героя, использовав для этого целый ряд стилистических приемов: неблагообразие слога Раскольникова, дисгармонию его синтаксиса, раздражающую прерывистость речи, но главный контраст между внешней и внутренней формой речи героя.
Учитывая то, что школьникам, ввиду сложности проблематики романа, еще трудно самим комментировать текст, для работы на уроках был привлечен комментарий-пособие С.В.Белова к роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". В работе с комментарием С.В.Белова были предложены задания отдельным ученикам: " Этимология имен и фамилий персонажей романа", Философские основы теории Раскольникова , комментирование фрагментов текста с помощью книги С.В.Белова; в диссертации показана трансформация материалов комментария С.В.Белова в комментарий учителя на уроке. Вся проведенная работа помогла ввести учащихся в мир изучаемого произведения, способствовала вдумчимому отношению к тексту произведения, познакомила с особенностями мастерства писателя.
В классах, где проводился эксперимент, из 32-35 человек более 60 % учащихся в письменных работах и устных ответах использовали различные виды комментария.
- 15 -
Заключение
Проведение опытно-экспериментальной работы автором исследования и учителями в течение двух лет в одних и тех же коллективах учащихся (9-10 классы) позволило придти к следующим выводам:
1. Необходимо не только знакомство школьнпкоз с понятием "комментарий", его функциями, но и обучение комментированию самих школьников, причем важно осуществлять определенную последовательность: слово учителя, дающее учащимся представление о различных видах комментария; комментарий учителя, его анализ школьниками; комментарий, имеющийся в трудах критиков и литературоведов как образец комментария, разбор его достоинств; комментирование школьпз-кама отдельных фрагментов текста под руководством учителя, самостоятельное комментирование текста; работа в классе с комментарием-пособием к отдельно взятому произведению.
2. Комментарий, используемый в школе, в зависимости от этапов изучения эпического произведения, является средством активизации восприятия текста, помогает глубже понять произведение, обогащает личность учащихся интеллектуально и эмоционально.
3. В ходе анализа художественного произведения, используя различные виды комментариев текста, мы обратили внимание на следующие особенности мышления старшеклассников. Кзвество, что одни школьники имеют аналитический тип мышления, другие - художественный. Так ребята с аналитическим складом мышления более заинтересованно и активно работали на уроке, когда учитель использовал лексико-сти-листическиЗ вид комментария, учащиеся же с художественно-образным мышлением проявила себя в работе с литературоведческим, историко-литературным и реально-бытовым комментариями. Учитывая данную специфику, учитель должен стремиться к всестороннему образованию школьников, развивая в каждом из них как аналитический, так и художественно-образный типы мышления.
4. Комментарий помогает углубленному изучению лите-
-16 -
ратурного произведения, дает представление об идейно-художественном истолковании произведения в целом, активизирует познавательную деятельность учащихся, вызывает желание более подробно познакомиться с текстом произведения, развивает интерес к истории создания произведения, к эпохе, отраженной в тексте, к литературоведческим источникам: монографии, посвященной творчеству писателя, отдельным статьям, семинарию, литературной энциклопедии.
5. Методика использования комментария-пособия к отдельно взятому произведению, привлечение на уроке литературно-критических статей при изучении эпических произведений в старших классах, обогащает учащихся новыми знаниями, формирует у них навыки анализа эпического произведения.
6. Итоги проведенного исследования показали, что характер и функции комментария должны усложняться по мере возрастания литературной образованности старшеклассников.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Литературный комментарий в процессе изучения русской литературы в старших классах как средство активизации восприятия художественного текста /Новое мышление и актуальные проблемы гуманитарного знания: тезисы докладов пятой межвузовской конференции молодых ученых. -Пермь: 1987. - С. 88/.
2. Использование литературного комментария при анализе текста романа М.Ф.Достоевского "Преступление и наказание" в школе /Проблемы художественности и анализ литературного произведения /в ВУЗе и школе/: тезисы докладов зональной научно-практической конференции. - Пермь: 1989. - С. 38-40/.
3. К вопросу о жанре комментария к отдельно взятому произведению /Пуришевские чтения: материалы научной конференции. -Москва: 1989. - С. 58-59/.