Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методика обучения студентов-филологов созданию портретного очерка (На примере портретного очерка об учителе)

Автореферат по педагогике на тему «Методика обучения студентов-филологов созданию портретного очерка (На примере портретного очерка об учителе)», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Ильина, Алла Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1994
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Методика обучения студентов-филологов созданию портретного очерка (На примере портретного очерка об учителе)"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА

Диссертационный совет Д 053.01.04

ОЯ

. На правах рукописи

ИЛЬИНА Алла Викторовна

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ФНЛОЛОГОВ СОЗДАНИЮ ПОРТРЕТНОГО ОЧЕРКА (На примере портретного очерка об учителе)

Специальность 13.00.02 — методика преподавания русского языка

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 1994

Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина.

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, доцент Н. А. ИШ10ЛИТ0ВА

Официальные оппоненты:

.доктор 'педагогических наук А. Д. ДЕЙКИНА, кандидат педагогических наук Ю. С. ПИЧУГО-В

Ведущее учреждение: Балашовский государственный .педагогический институт.

Защита состоится «.й^^..».........-Л...........¡1995 г. в ............ часов

на заседании Диссертационного совета Д 053.01.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Московском педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1, ауд. 202.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В. И. Ленина по адресу: г. Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1.

>/з /

Автореферат разослан «............»........................1994 г.

Учеоый секретарь Диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент 3. Ю. ВЫБОР-НОВА

/

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальноета иовдздвваняя. Првблема. контехетнвг® аёучеяяя в вузе, еуть катере?® яаияючаетея в "меделированин на языке учеённх дивщшдин яредывтнвр® к еошальнэт?® содержания #удуш1 ярвфввеивиааьяв* деятельнее**" /Верёяцкя® A.A., 1985/, являет®®. ©еэбенне актуальней. Ориентируя ярецаее ©йучения т ёудр^ю феееию студвйта-^филвдага я на ©тдвяыгае яаяравяеняя ере тбвтн в шкеяе, вузэвекая метедкка даяжяа »шЕладивать теоретяяеекяв я яраятячеекге тштя этжх наявявлвня!. В еяязи е этим вбученве недетагкчеекю речевш хаярам втанввитея частью ярвфеевнвяаяьяев жедгетевая учнтедя. Одним на таких жанре® явяяетвя яе^третяв® ©чер:, нр®$ееея®вальаая анячямееть ©аредеяявтеяjsp®

релью я меетом в кэ^някатявае-тверчвекай деятельяеетя аедас®ва.

В речевай ярактяке учятеля^влввееняка данняЗ жанр ssgEmes eeegee явлежеяяе, неекелыеу аахедит евее нтмеяение в рашкгх видах аге квмяуняжаиевввЁ деяяедьнеетя: г ебщенвя ® учэщжиявя, е кедлегаш, е редителямв. Умеияе дать хэраятерютяку чеявиекэ, евздать ярейй, ааяэшнавдийея эказав эмвгдавнзяьнее ввздей-

«твяе на адрееага,* ярефеевмшадьве значиавв для учяхедя укеяие.

. Пертреищ! те fx т»-..щчт»Ш. жанр авдеряит я де4«ишнвшмгв« нетевдиалынис ввзмвяяеетоИ. для врЕаяизашш райетн ив тзвятяю pews в шжвяе в рааянчшх направлениях к&х на упеках ©уееквр® язр-ва, тая я на уроках литерату®н. В чаетядавви, ,райвта ад этяи «аирам дает ^йтеяю-едввееняку везметшесть актуализировать, обвйиать виання учащихея. в веех гяяах речи /тжтш* рааеужд«ш, вевании/ н еавешеветлевать ях к®ммуняжатнвн@-.речевне умения в ядаяе евадявяя едмашх я® яеетреевяю речевых яроиггоедеяя*» Креме ■тэге, явеквяьку в erpfKTygf пв-ртремвга фчврка сэдержатея тажяе камиэаиниошгае элемента, как характеривтика., ёавррафня, вянванге вмешяветн, яйгервью, ©йученке этвяф "етивттттш?" жануу явввв-дяет фершревать и евваршвветвеваЕб уиенняг евязамяне е «©зданием цвявг® ряда речевнх жанрев, в центре квтернх находится человек.

На ур®ках елввеенеетж в® явбвкаяяе ёездякоетн, уередяеннэе-» те шкежьннх .©«чяяеня! учащимея вев чаде йредяетэетея щвдэть в«чи-иеаяе®«ч©рк, евчнйеняе-характе^яввдйу, ©очанение-дятерятуркв! ие-ртрет .......■ .............

Йаквйёя, щйФт тд даяявм шуёлнщгаичеекя» жаирэи аредувшт-рена шк@яьн©1 spayp&wef яв ©уеекйму языку. Очевидна, чт@ втенень

владения шдолънюаш жанрем. и®?т.ретнвг® «черна ва шфтш зэв®~ еет ©т таг®, в как®! мере еам учитель ".владев® даяншш« з?е-* кета, имев* ли . ш четкие арздетавяенш в ефвр® шшуникацив* в. к@т©"р®1 функционирует этет текет, е кммуяиаттанв^ярагматач®®«-кюс.ярейвваниях, Егредъявляемчх к мвщ ■як&'гр&твк^уш.жьят к©йте-* кет®»-,. ® ©г^даадуяюеагивнв® задаче, жднрмнх ®®®#енн®.@мх., умеет ли т .щздувдрваз'ь жанр в.. еввгветвгвни. -в - виг£ацив$ .рвчв* вэг© Мщени «.елювм, от ирэфеввивнальнФй квммуянкативнвй .к©м*. нетевди яйда?©Еа,

' Объектен вашегв шеяедэванш да издали так©®. жанрвшй вариант жэртретног® ©чеша, как яерзрретннй ечврс ©ё учителе, т~ #ата над квтврнм не тедьк® яредуематщвает фэршредание ше®йх®-днмнх кеммунака?й1Ш®~речев:дх удаки! у будущих учигелей, н® и еяездёвтаует энра<й©тке- у них даннавл-анх ©риентаций в ..жрефе*««-нала®» деятежмевта, рважшадаЬ

личявг« Евда,р©1,иеек©г@ етидя. Значение ат®т жанра для етуден-та ваклзгае?§я ®щ® и в. тем, л®® работа над ним дает учителю в®8мажнввть ..еамезнрвхення, иеабуждает в нем гаврчеекве, дггнеетнее ладим», те® - чдомпа!»». »адо» для аедатета. / ■ Мгак» значение вертрвтнегв' ©чедка в двятадьщает учителя-елевеенака, заявление ®©ам@жнэетм и®Е@льз@ванжя данн&г® кайра в-разяштах нан^авяениях ж® развитию речи, неразра4,©танн©егь шт&рвеующей нае яр©ёлемн в вузэвек©й методике, ®яределяют акту-адьн®@ть.да1й@г®.дне«ев1ЕВДДй©нн@Е©. жеелед©вай11Я*.::

Цель иселедавааия .«». теаратичееки- тмт.ётауъ ж экеиевшеа-тальн© нрвверить метедику ©бучения етуден'гев«фйя®я©г©в ©©зданию жэ^третиег© эчерка /иа нртаер® отеркяивЛ-утателв/..

.....: Ойредвдй:?'©©держание даня@й -М®г®дккй7 ш ЕММЕМ-Ш-ШШМг

тезн: етудеятн атзладеют .тажш »©яевям жажр©м» как ' ©черс, в я@м-®лучае, е©яи ©ёуздяке. .©©здашю эт©е®..жанра ёудег-©@я@ван© на-у^вше .тикретиюс-канревш: @©@4енн®ет.еЁ даннэг© тана теката,,раеемм*ргваем®г© в л&юекет. кшмфщкацщ., ..ве'ли дут разра^®®ает епеадальине- .задачи, направлении®-. на- ¿развюа© кошуникативн©~речевнх умеяя!, неебхедшых дла грэдзтйретаяю

жанра. . .; . ..... ........

Для. реализации аед.тажлвнмвй-леяи и жр®верки гшетезн нвэй-

х®див?'была решжть:,©яедующй© аадачк: ..................

- уетан©етть ет@н@нь раз]эаё©танн®ети различных аенект©®

шзеледуемей нр©#лемы в литературе,. утачнить содетаяние неката-рых нэнятнй, имеющих йринциинальное значение.для .решения задач исследования: "речевей жанр",, "©черк", "яартретннй ®черк";.

- внявить взанме«@етнееенные акетралинстиштичеекие. и е@б-етвенн® лшгвттичеекяе мобевнмп тертретнаг® ©черка©в учителе как газетн®-вубяицие®ичеек©Е® жанра,- ахарактернзэвать «р© с яезиций современней к®шушкаишя©-©риентир©ванн®й лингвистики; определить критеши анализа и оценки данного текетов&г© типа; ..........-- .

- выявить ®ех®днн8 урэвень знаний етудентовнфилелэЕев © нертретнм вчерне ж егв.канрввом варианта-"шэетретннй©чевк ©б учителе", ©яределить уровень еформираваннвети У них умения раздавать данннй ирофеесивнальн© значимый- .тин..выеказнвания;

- разработать метедику ебучеккя ©тудвнт©»-фнл®л®г®в «®зда~ нюо нвртретнаго ©черта и нрэвещть эффективность,.

При решении, деетавлвннах задач иепельзевалнсь еледующже методы иееяедевания; .....

- анализ лиетвиетичеекей, .квихвлннгвиетичеекей, мвтеднчее*-к®1 литературыцелью внявления тевретячеенвй.б.азы исследования;

».анализ ©публикованных яа .етраницах.яеривдичввкях изданий текстов нФртретннх ©черк©в @<S учителях е целью выявления их тж~ явл»ричевкюс лризяаквв; .

«о анкетарввание. студентов; .....

« еошетавмтельный анадда письменных выеказнваний ©туден-т®в в жанре нвртретнвг®-©черка sé .учителе е целью ©иределения иехеднвг® й-йт©г©в©г© уревня знаний, и умений,. не©бх®димых для усяешн©гэ иредуэдровання. даинвр« тина .текета.;......- - -

- наблюдение за шрецеесам вйуяешя ввзданию сгертретн©го очерка © целью к®рректир®вкя метвднки;..........

- недагвгичевкий эксперимент Авяетатируюци® врез, ©ннтнее обучение/,............ ....... . . .............

Научная невизка иоеледзвания заключается в. следующем:

«* конкретиаирэван© нонятие.. "реч,е.в©1 жанр", дрименитедьн® к метвдичвеким.целям иееледввания, нредогажена медель изучения ре~ чевегэ жанра; . .................

- дана научив оЙФеяеваиная характеристика такег». жанров®?® варианта н©ртреаш®г* вчерка,•• как явртретннй-ечерк ®é учителе, выявлены ер® тия®логичеекив разневвдневти; разработаны критерии

анализа и ®тзеяки жанра.;.

- нредяринята яаднтка. реализации..цал©етн©р®. явдхвда в изучении речезег1© жанра» .кш^рнй. ярёдмеяявает раевметрение. ..речевого жанва как "еаетемн, калественн© ©нределенной е©в®кунн©ети взяимоевязе! и элементов, образующих ,еднн®е.палее» @и@е.@бн©е к взаяиодввствию © увлтжтш ©в@ег© еущеетвовання" /Бравд@@ М.п», Пирэнквва М.П., 1.975/; . .............

. - велучеян данные ой иеходнам ур©вне знавгай. ж. .умений ету~. дентов, необходимых дяя.воздання я©ртр@тн©го. ©черка эй учителе; вшшяенн тшетнне недостатка вдаказнваняй.етудэнтев в этом жанре, установлены причини их вэзникнввения;......

- ©яределены речеведчеежяе знания и жруг кшмунщатнвн©» речевых умений, к@т®рыми дэлжнн ©владеть студенты для уеяеяшо-гв мредувдравання данного) етна. внекажгоаявя; .

• разработана методика ©бучения студ е нт ©в**фи лэлен? е® воздайте явртретнояв ®черка. ...... .. ........-

Пвактичеекая значимость.иабледования еовтоит .в.елодующем: . разработан вариант метедики обучения етуден,гвв*ф1Д«лвж г©в еезданшо педат©гичеек©г© речевет© жанра "нортрвтжй ©черк ©# учятеле"; -.................... ......

- втойршн-* .разработана квшуникативнне...задачи,.. обеостечи» вавдие вввледователыювть ж эф^жтивноеть-формирования умений, евязаяннх в йродуцировавием даянш?э..речевщ,@ жанра;

. «* отобран дидаитияескн!.материал, вялюяэищйй нэртретные ©черкж йб .учителях,. ояуйликованяие в ..о.йщеетвенн&»нолит-ичееких и еяециализирешанннх периодических изданиях»..........

Материалы, неелед®вания могут .иеиэльзетатьея в практике ... кренедавания русского ..язнка в-ШЕ©ла.-й. .культуры , речи учителя в.. вузе; для е@вершенет.в©ванта шроррамм .но культуре.. речи учителя; шщ разработке методических яоеебий и рекомёндашй для студентов педагогических вузов. ....................

Обэенсвааяэ.ать и доетевашость результатов наследования яедтвёрвдаетвя даняшш анализа .лияэвиетичеекой. и метедичеекей литературы, результатами констатирующего экенеримента.и оинт~ ного обучения, которые ираведилиеь на. факультетах, руеекер® языка и литературы МЩУш». В. И. Ленина ж Ульян©век$г® яедамнг-чеекого.государственного института.................

Аятэобашя работа. Результата иееледовяння нашли отражение

в четырех публикациях автора; докладнвалиеъ на заседаниях аени-равтехог© объединения ври.кафедре культурн речи .учителя МПГУ им. В,И.Ленина /1993, 1934г. г./,. на научно-нрактиявеквй коифврвнщш нрефвевФрвкв-иренодавательвкор®.е®етава МИГУ им, В.И.Ленина

/апрель 1'993з?./, на Тверской межвузовекой конференции ннх-филол0г©в ж школьных учителей."Актуальные нроблемы филоле-ря в вузе-я школе"./анрель1993Е»Л........... - .

Основные изложения». .вывееимае ва..защиту.: .......

1. С целью, формирования .щэ©фе.е@и©надьн®1 коммуникативной комнетенщи .будущих .яедагвЕв» в..®едврсаяие<.раб«тн я© ..развитию каддауникативнв-речевнх умений. ешуденг©в«фил©л®роз неебх-едим© . включить ©бучение такому речевое жанру, как портретный очерк»

2. Обучение студентов умению создавать портретный очерк дэлжн® быть наиравленв .нрвзд® всего на веезнаюге особенностей еойтвететвующвй ему речевой еитуаши и еферы ер© функционирования» ................

.3. В. ходе .обучения дюбоыу речевому жанру должен, быть реализован нрияцин взаимоеовтнееения компонентев ишввай. речевой ситуации с жакровши- ©ееёеннветями. .яеквта,. .функционирующего в рамкях эта! еитуаоди» ТииолоЕичеекив-Нризнажи текста должны .. рассматриваться.® контексте .коммуникации» Только в этом случае етуденты будут.свадавата. коммуникативно ©риентированные.тек©тн, отвечающие требвваниям жанра, а еледевательно, задачам общения в нем.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Диееерт-авдя .состоит .из введения,, четырех.глав, заключения, ешиска.иепользованной. литературы ж пшлежешш. ......

. В© введении, обосновывается актуальность темы ясвледввшшя, формулируетея гипотеза, .определяются- общая цель и частные зада» чи работы, метода исследования, раскрываются его научна«1. новизна ш ярактичеекач значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В ивовой главе /"Теоретические..основы .исследования."/ онре-деляготзя роль, и место речевого жанра в системе коммуникации, рассматриваются признаки данного речевого.явления./эке.тра- и штралиниаиетические/ во взаимоеоот-неееннооти ■ друг е щутт, обосновываются критерии -взделения -и характеристики-текстового тина, исследуются принципы описания речевого жанра, намечаются

недаеды к ег© анализу. .Обещается инфермация @ "межстиАевом" ... ©черковш жанре, . выделяются. фермы.ere. еущезт-вевания,. аевледуют» ел.черты дублзщиетичеекэг© очерка,.раеематривяютвя оееёеянэетн изэёражения человека в н&ртретнш очерке как жанре", ну<1лшдатакй.

Для ©©здания .методики .обучения определенному речевшу ру нее^вдш® знание ярирода данноге. речевое© явления» етене-цйфики» ©«©знание еутй.. речевого жанра как ®.иетеш;нризнакев,-. понимание механизм©® его ¡»рождения и функционирования- С эт©й целью ш ие®ледовали состояние изучеинеети. проблема речевого . жанра в современней коммуникативна ориентированней „лшгвиетнке,

В результате анализа различных нозиций ученнх^лингвисгов . Д.М.Бахтина, Н.В.Бессмертной, М.П.Брзядес, М.А.Гвшцадзе,' К.А. Долинвда,;. ЗЛЧРизель, А.Д.Шзейдар., Т.НАюлевой и др„/ относительно данней еощокоммуншсативной единицы..были.сделаны выводы, е@ставишие научную .базу разрабэтанной методики...........' .

В основе порождения и. функционирования речевого жанра /типа текета/ лежит-типовая социальная речевая ситуация,.соет©я*» щая из., совокупности зависящих друг от., .друга н~взаимодействую-. щих друз? е другом эке.тралшзгвие.тичеекюе фактерэв.»......анализ, которых аезволяет дать характеристику-"внешних" параметров.,жанра. . На мрвядение и .ефермлеше. -речевого . жанра оказывает также влияние. коммуникати1не»ираи?атичееки1 глакроконтекст /М.А.Гвенцадзе/-социальная ефера ©ёщенжя, в рамках которой еклзднваетея и функционирует.. теквтов©! таги....... ...... . ■

Каждый речевой жанр в аилуепадафических для него экетра-г-лингвистических фяктер@в. имеет в$®и .еэдерягатедьннв, композит®-.

©нные и языковые осабеядасти. Следователе©.,.....критериями ввделе-

ния и.характеристики жанра дэлшш являться жараметрн лежащей в ег® ©онове тияево! речевой ©итуации» а также ®ёусл©вленнне ими интралингвиетжчеекие. нризнакя. Для создания речевом ..жанра яеэё-хвдимо знание совокупности.. экетрашангвиетвгаеских- фактервв., дей-етвушах-'л- каждой сфере ..и ситуации ©$щенет». ж обу$ловлённых ими ирйяциЕов...отбора .и ®ачетанго языковых средств, принципев речевой организации материала. . ..... ......

Шюдотвернай-в- методическда плане представляется мысль М.М. Бахтина © том, чтэ .речевне жанры отражают-.спегшфЕгаеские .уелввия и цеди, коммуникации., "своим содержанием, язижовым. стилем, ..».» композащэнннм построением". Данная мысль позволяет найти целе-

■■сообразный путь анализа текстового типа при обучении речевому .жанру: через анализ содержания .к речевой ..организации текста .к выявлению, чтению "коммуникативного пэдтекета" /К.А.Делшшн/,, т© есть "информации о самом коммуникативнем акте, в результате которого сообщение'родилось на свет". В процессе такого анализа выявляются.формы- и закономерности соотношения "внешних" /коммуникативных/ факторэв, лежащих в основе конструирования.типа текста, с внутренними типологическими константами.текста, а следовательно, на наш взгляд, формируется целостнее иредстявле-ние о речевом жанре.

Базой.для исслед©ванйя жанровых особенностей портретного очерка об учителе и евоего рода теоретичеекой..предпосылкой для разработанной методики явился.принцип описания речевого жанра, предложенный М.А.Гзенцадзе.. По мнению..'.ученого, чтобы..ваявить типологические, признаки речевого жанра,, необходимо на основе соотнесения экстра- и. интралиягвиетических .признаков.определить . предъявляемые к нему частные ком^никативно-ирагматические требования. Совокупность.этих требований представляет ..собой "сис~ тему облигаторннх условийкоторш должен удовлетворять соот» ветствующий текстовой тш. Это. положение особенно, интересно в методическом плане, ноеколъку создает основу-.для .разработки критериев, оценки'текста как отвечающего или не отвечающего параметрам определенного жанра. • ................

Разделяя точку зрения М.1.Гвенцадзе, мы нолагяем, что та«» кой подход к•исследованию.-жанра дает.возможность ."системного изучения ига®логических- явленкй- на текстовом уровне .речи." и, следовательно,, формирования целостного представления о жанре

как о еиетеме. признаков. ............ . .

Далее в главе рассматриваются о&обё'аности очеркового "межстилевого" жанра, 'встречающегося в различиях сферах общения. В своем исследований мы придерживаемая общепризнанной.точки зрения, согласно которой своеобразие очеркового жанра'..заключается в единстве двух начал - художественного.и публицистического., определяющих все. главные''признаки его содержания и оформления . /В.А.Алексеев, В.А.Ампкяов;. Т..Д..Беневоленская,Е.И.Журбина, .М.Н. Кожина, Г.В.Колосов, Л.М.Мэйданева, Б.В.Стрельтав, -В.Д.Пельт,-М.СЛёрепахов-,' В„.Й.Шкдяр и др./, -и рассматриваем очерк как. ху~ . •дожествен-векпубливдбтический /"с'мешанннй стилевой"/ жанр, кото-

рн# может реалиаовнватьея в..двух ф©рмах - худ©жеетвенн©# я иуй-лиадетнчевкей, раэлячие между котерваш.®бу®л®вяен® различием кошуяикатявннх ефер, в кет®рнх тж. функци® яяруют.

В вевтвететвни е целью ж .задачами н@е#§д®!ания в главе анализируются признаки нубдицивтичввквр® очерка ш,-в чаетн®ети, та-жей ег® ' раэвовидийетя, как нвртрвтннй .очерк» внявдяютея-ер© яа*> ёФдев еущеетвенше жанревне черты.

Таким ©брззш, нрвдяагаемне ® лшп?вштжче@к@й .литературе нодходн к анализу речев®!1© жанра и раеемотреннне характерелогв** чеекяе черт® эчерка как ?ек®т©в®з?9 тгаа яезволяяж нам дать в рамках еяевдаяыа®® жяавн ш®жмт, развернут®® ©явдание вортрет-нэг® ©черка ©б учителе как еяедафичеекег® речзтт жанра, «тра-жающег® ©мредеденную еятуавдю ебщения.

В® втатей главе /*0&т ишоявгнчвекей характеристики я©рт-ре'ти®!® ©чевка @$> учителе"/ оиределяютея яаибвле® характернее зкетра- и иятраяяяз?вйе тичеежяе э@@ёенн©ети аэртретнвг© очерка

учителе, чт@, на наш взгляд, ен@е©бетаует бэлее глуё@к©му зо-яшаяню ®#щюс мявлогичеевах яризнакев явртрвтнег® ©черка как яублициетнче©к№© жанра, Кр®ме тот®, шре деление жаятевнх #ояяввте8 имеет яретматичеекое значение, так как введенка © жайрэвсш ©воевйразет и «вобенноотях фуякциекиревания речи избрани©!?© жанра в к®нтекете коммуникация должна. етать баз®й для ф®рмкр®ваняя ештвететвуших я@ммунйкативн©»рвчевщ; умений у будущих учйт©л®й«-@л®ве©някв®. . ,

йатбчншЕэвеячеокую ®®н@ау нашего иееледовагая еоетавияи ©черки учителях, анубликовамше, клавиш образом, на етрани*» шх жержедячееетх изданий./журнал . "Народагое.образование"Учительская газета":, вйздв^твенно-явлитичвскив. тадргяя, не ттщт@ профвсмвояальной яанравленноети/.

Характеристика ивеяёддгемоуо. жанра ооущветалялаеь я® влвду-щим марямет.рам:

экетралингвиетичеекие @©©#едн@етж явртрвтявр® очерка учителе;

-..кадгаознщвннне оеобенявети жанра; ,

речевая организация яортретнвг© 'очерка ©б учителе. Приведенный анализ возводил ярийтв к еледущим внводам. На @тб©р фактов информация в очерке ©ё учителе,-ярядание им еевдальн®! значимости, шс ©цеяку и ередетва ее язейе©в®г® в®-

гтлощения влияют два фактера: общая ©ошальнэ-коммуникативная устанвзка издания и состав и иятереет читательской аудитерии.

П@ртр@тнн® очерк ©ё учителе - жанровая разновидность лищетаиввк»®» ивртрвтнврв очерка, в центре которой яркая тв©р~ че©кая иидгаидуальн@@ть учителя. В @©н©ве еоздания жанра лежит анаАиз-аееледавание и изображение нрофееейональш®® ма©теретва педагога, нрофесеиональннх секрете®, отражающих ер© личнэетные ©еоёеинеети, е целью раенроетранейня ер® ©инта работа, оказания еоциально-неихологичеек^го воздейетвия на аудиторию, включаете-» ге убеждение ж эм©цн©нальн®е вовлечение /"заражение"/. В нем авт©р те®л®дгет ир@феееи@нальнн1 уенех к@нкретн©г® учителя, те-казявает ег© неординарная, творчески! недхад к преподаванию евшего предмета, к решению важных недагогичееких /еоциальн® значи-

гичеекей деятельности, м®т@дичеекие открнтия, индивидуальную технологию ©бучения и дает им евою оценку, которая имеет социально-обусловленный характер.

Цель данного жанра - дать эмошональнэ-ойразнее яредстав-лени® оё учителе, внзввающем интерее ирежде веег© в ялане его высоких 1р@фбееи©наяьнкх качеетв, доказать человека в нрофеееии, привлечь внимание к неординарной личноетж педагога, эм@ци@наль-н® в©адейетв®вать на чшатвля. Портретин! очерк учителе является одновременна и ®р©ёлемшш: анализ, авторекая интерпретация личноети учителя, ег© деятельное™ проводятся в нем в аеиекте актуальннх для школн, вуза педагогических эроёлем.,

1 зави@тш@ети от коммуникативной ц®яеувтан®вкн, на вй4@р которой влияет адрееат, различаются две разневвдяеетн жан|Й. Так, в очерке может доминировать едва кэммуншативнэя интенция:' "«©здание ©ётаза учителя, эмовдеяяльда-оёразнтг© нредетавяенш е яви". Как вравилв, такая разн@видя©©ть очерка является вуёш-кяшеМ в неотраелевях изданиях, адресатом которых явдяетея широкая, масеввая аудитория. В основе еозданмя другого тета тартрет-н@г© '©черна об учителе лежат две коммуникативные интенции: "создание образа творчески работающего учителя "и ярвиагаада•его арафеевианальяер® мастерства". Этот очерк чаще встречается на страницах специалнзиреваянах, ©траелевнх изданий, прёфеесионаяь-нв-ериентир®ваяннх. »•

Одни® из средств создания оёраза учителя в очерке является

его н@их@лег®«йедаг©гичеекйв нвиеш, етиль недаг©-

квмнозишш, к©терая включает еле^рэщие к@ш©нентй:. ©Еиеяние вее-шноета учителя; "#н@ррафичеекй1 эк© куш"; характера®тика; эяязэ-дн,, раекрнваище те ют шгае ет©р@нн личнеети ие£ЗР@®а, иялюст-рингвднв -ер®. нрвфереивяальнне качества; еденка учителя ®@ нн ег© коллег, ученик©®; изложение автерем еути. метедикя учителя, ее характериетшса» излеженне иедагогачееких взгляде®, к©н-цетда, ярийцщт®® райетн еазяим '.ререем; интервью, с гереем ©черка -учителем /диядаг/; фрашектн урвкэв; ениеаяие ежевдфжчееких яеи-х@л©р©~недяз?0ричееких нрввивв.вабвтн учителя; отражение увлечений, ннтерее©® в ярефееемналъной деятельнвети, в ра#@те @ детьми; раее;рс1ента-ра.змшлещга автлра "п® х©ду" н@ве@тв®ванш на недаг©гичеекйе, еевдальн© значимне темм; комментарий авт®ра; ©ткрыт© выраженная авт@р©кая ®ценка ж др.. Одни из этих компонент©® нредетавляют изейразительную ча@ть в кшнезшдеи жанра, другие -> нублициетичеекую, каждая из них вшэлняет етределенну® функцию, Назначение жервой - елужнть наглядному яэказу, изображению ярефев®ивяальн©гв маетеретва учителя, ere яедагогичеекег© творчества, назначение второй - ©емнеление, оценка ер© деятельности , различного реда эбобщенш, иеютетичеекие выводы. Смена, чередование этих чаете! - важная ©еебеннеоть комназипдн в©ртрет-н®р® ©черка. , , .... ■ .,,

Речевей етрэй нертретдете ©черка оё учителе ноеит эмещона-льне-лйчн@етннй :3характер,. не® мщр® язнкевых ©редетв е эквнрцв-внвнэ-эмащкэнально! ©краекэИ, чт© ©ёуедевлен® кэммуникативней ; целеуетан®вк©й жанра. Одн®зншн -ханрввйразующими фактврэмк данного жаяра, Е0т©рне кенетитуируют тедет как твма^рэ ..фврмальн® и ео|£~ржательн® ©форменную структуруж в на^Альшей.^т.еверг :в©зде1@тэук>т нажечь, явдяют©я предмет, реля, .к@ммунякатшн©е намерение автера, характер., адрееата ж ©тнэшешш ывжщ адрееантрм и здрееатэм. Именн©лрнй ебуеловливазэт @сэбенн©етн кэшозиши л " речевев арганизадии н®ртретя©р© очерка ®é учителе.

Приведенная в главе характеристика жанра, шявяешше ер® типологические ©сейеннрвти позволили вырастать критерии, й&и;. ®ед®вавдк которых тюьменнре работа ©тудертзв вдаяявалпреь как еэетвететвурщие чили нееоответе.твующие требованиям этаго жанра.;

. . - изображение, нокаа значимее® для ©^щеетва человека;, ер© , е'ощальнввс /ирефеесиенальннх/ качеетв;

- нветаяедка актуальных общественных /недароричёских/ мрай-

лем, решение их на примере работн конкретного учителя;

- наглядннй яоврз яринщгоов работы, поступков, деведения, образа няелей героя-^отеяя за счет включения изобразительных частей /эпизод, диалог,.прямая речь и др./;

- экеялиштная оценки, анализ поступков, поведения, позиции героя оо стороны автора, .внражающиеся в аналитических суждениях, яедагэгических выводах;

- ©мена, чередование изобразительных и публицистических частей в кошозивдонне-речевой етруктуре жанра;

- наличие экспрессивного зачина;

- иепельзеваяие язнковнх средств, ти©лняющйх функция привлечения внимания читателя, штимизавди изложения; эмоционально-©ценочную, изобразительную.

В третьей главе /"Уровень ефермнрованноети у етудентов умения создавать портретный очерк"/ раееметренн задачи, метвдика и результаты констатирующего эксперимента, нотэрый йр&ведияся в два этапа. Целями кэнстатарующег© эксперимента на первом этане стало: определение того, в какой мере етудентн усвоили полученные в школе введения е портретном очерке, выяснение юс тачки зрения относительно роли и места данного жанра в врефесеионалъ-» н©й деятельности учителя, выявление объема ж качеетвеннеге ур©~ ■вдя аданий и умений не анализу портретного ©черна как речевого жанра; на втором этапе; установление уровня сформированноети умения создавать портретный ©черк, выявление трудностей, ■возникающих у них яш продуцировании текста этого жанра.

В целях максимальней объективнеети дояученннх данных рай©-та по выявлению представлений студентов-филологов о' яортретнвм очерке осуществлялась но нескольким направлениям:

1. Ответв на вопросы анкеты.

2. Ажализ текста е точки.зре-ния его жаяревей отнееенноети.

3. Создание высказывания об учителе в жанре нортретного очерка.

Анализ анкет показал, что етудентн достаточно глубок® и обоснованно ©ценивают рэлъ яортретноге очерка в практике работы учитеяя-еяовееника. С их точки зрения, умение создавать данный речевой жанр является нрофесоионально значимым ж неейхеди— меш. Зт© позволяло сделать внвад © наличии у етудентов. мотива-вдояней базн для обучения их воззванию п©ртоетного очерка.

Чтобы выяснить, настолько студенты владеют минимумом теоретических сведений оё ©емевннх нризнаках портретного очерка, ке~ терне нвзволили бн им найти данннж тин текста ©ради других смежных жанров, предлагалось.выполнить следующее задание: ееноета-вить три текета /шртретннй ©черк, йя©графкю и характеристику учителя/, найти ереди них портретный очерк, ебовяовав ев@й ©т« вет, и внределить жанровую принадлежи®®ть двух других.Все ету-дентн нравильн® назвали жанр каздог® текста. Однак® в еенэве квалификации ими жанра "ивртретннй очерк" лежат, как правил©, елучайн® изёраннне из ряда изучениях признаки, не евязанине в®-едино при подходе к характеристике давнего типа текста. В процессе аргументация своего выбора текста, относящегося к жанру портретного очерка, студенты ссылаются на два-три признака, что гвверит. в неефоршровавнеети цеяовтног® представления э жанре. Большинстве йз них отмечает некоторые особенности его язнкфве! оргааизавди, оставляя за пределами внимания такие важные жанре-вые признаки анализируем®!*® текста, ках нрэбяемяоеть, изображение личнеети героя в социальном асвекте, нублициетичиоет», из©*~ ^разительность, кешуникативную цеяеуетанэвку эмвтдояаяьног© вездейетвия,.образ автора, экспрессивность, к©ш.взицк©нн©-рече~ вую;структуру. Эт® дал© нам ©снование нреднвявжить, чт© те©р@~ тичеекйя ёаза знаний о нертрвтяом очерке у студентов сформирована недовтатечн®. Эт® недтверждаетея и признания?-® самих студентов, которые они сделали, отвечая на следующий веирее-зада» ние: "Могли бн вы арэввети в школе урен во развитию .речи на те~ *у "Н®ртрв'тинй "очерк"? Зели да, те какие сведения ©б эт®м жанре вк би сообщили ученикам. Если нет - объясните причину". Печтй все ©тудентм /91%/ ответили на вопрэ© отрицательно, мотивируя эт® следующим образом: "пл©х© представляю себе сам жанр", "чаете/ на интуитивном уровне могу выделить ере. черти", "не знаю, что входит в понятие "портретный ©черк" и т.н.

Значимыми для нашего доследования явились результата приведения задания, ®вязанн@г® ® созданием портретного очерка. Студентам был® яредложен®.. нанжеатБ портретный очерк .об учителе в соответствии с имешимися у них представлениями об этом жанре.

В сеетвететвии с кэмг./гуникативн©й целеуетановкой жанра би-Л9 написан© тольк© 28,9% габот. Анализ пиеьменннх высказываний студентов наказал, что при создании очерка большинство не учи-

тзвает таких важных экстралингвиетичеекнх факторов, лежащих в ®ен®ве создания данного речевого жанра, как фактор адресата и целеуетановка, не осознает особенностей той речевой ситуации, которая соответствует нублиадетичеекому жанру. Это приводит к тому, чт® очерк аб учителе реализуется в форме "неопределенного" жанра, ва многом наномияающег© школьное сочинение, то ееть в виде письменной работе, ©тличающейвя набогом общих меет, из« веетными истинами, шаблонноотыо мышления.

В вненазываниях студентов преобладает сюжетная линия "Я -МОЙ Ж)ШШЙ УЧИТЕЛЬ", характерная больше для жанра "школьное сочинение". Большинство работ написан® на теш: "За чт© я люблю своего учителя?", "Как он повлиял на мой, выбор профессии?", "Йакую роль он еыграл в моей жизни?". В связи с эти?.? авторы оценивают личность учите,ля не в социальном, а в индивидуальном плане. Очерки, созданные студентами, лишена ценностно-этической ориентации. Это является влеяетвием того, что в качестве адресата своих работ студенты представляли не широкую аудиторию /типическую концепцию адресата ггублициетичеекеге жанра/, а одного человека, который будет проверять, оценивать их работу.

Созданные текстн ©б учителях выполняют, главным образом, Информативную функцию, но не воздейтсврщую. В них практически отсутствует авторская аналитическая мысль. В большинстве своем бочинения студентов похожи на характеристику, в которой описнва-йтся "абстрактные" положительные качества личности. В работах встречается обобщенный, не конкретный, шаблонный, "плоский" об-щ,з педагога..

Анализ результатов проведения этого задания, выявленные недочета позволили еделать важный методический вывод: при работе над портретным очерком необходимо уделить больше внимания формированию умений осознавать речевую ситуацию, соответствующую данному жанру, учитывать жанрообразуюоде признаки этого типа текота.

В четвертей главе /"Методика, обучения студентов созданию портретного очерка ©б учителе"/ излагаются исходные положения разработанной методики, ее программа, определяются содержание и этапн опатного обучения, даетоя его ©писание, анализируются результаты.

Методика разработана в соответствии с ведущим в современной коммуникативно ориентированной лингвистике подходом к оцен-

ке связного высказывания с обязательным учетом сферы общения -области речевой вграктихи, в которой оно будет функционировать«

Основным нринвднам изучения жанра йыл® рассмотрение его особенностей в контексте кощуникации. Он обусловлен деятельно-стннм, коммуникативным характером все! работы в курсе педагогической риторики.

Опытное ©бучение осуществлялось в три этапа.

На нервом этане ставилась задача подготовить теоретическую и практическую базу для формирования знаний и умений, необходимых для грамотного анализа и создания любого текста определенно! жанр@в@1 отнесенности. Создание теоретической базн включен до в ееёя: осмысление понятий "речевой жанр", "первичные и вто-ричнне речевне жанры", знакомств® с их яризнаками; ©емнсление комплексной единицы речевого поведения "речевая ситуация /жт* муникативннй акт/ речевой жанр", знакомство с моделью речевой ситуации, компоненты которой определяют оеновнне признаки текстового тина.

В подготовку практических основ входило формирование умений соотносить речевой жанр е ситуацией речевого ©бшения, давать жанровую характеристику высказывания © опорой т модель речевой ситуации, 'лежащей в основе его порождения, прогнозировать жанровую форму воспринимаемого высказывания.

На втором этапе вводились сведения о портретном, очерке об учителе как жанровой разновидности портретного очепка: а/ рас-крнвались роль и место портретного очерка в практике работы учи-теля-слозесника /анализ школьной программ«, знакомство с профессионально обусловленными речевыми ситуациями, в которых могут быть реализована умения, формируемые в ходе работы над портретным очерком/; 6/ анализировались особенности портретного очерка ой учителе, его типологических разновидностей /жанровые особенности портретного очерка рассматривались в соотнесении их с условиями общения в конкретной речевой ситуации/; йроводились коммуникативно-ориентированные задания, позволяющие формировать коммуникативно-речеше умения, необходимые для успешного создания текета данной жанровой отнесенности. Основными видами заданий были анализ текста, и редактирование, трансформация текста, создание собственного текста и его анализ.

На данном этапе с целью более четко! дифференциации в еэз-

нанйи студент©® родственных портретному очерку речевых жанров /биографий, характеристик?, рассказа/ использовался их сравнительный анализ, который бнл основан на учете экетралингвистиче-ских <эеобенн@сте1, а также содержательных, композиционных, языковых признаков текстевых типов.

Задачей третьего этапа бнл©.еовершенствование умений студентов создавать портретный очерк. Оно происходило в процессе редактирования студентами собственных письменных высказываний с целью .приведения .их формы в соответствие с теми требованиями, которые предъявляются к данному жанру.

В главе представлены данные об эффективности разработанной методики, которые получены в результате анализа письменных сре-зовых работ студентов:

- число работ, написанных в еоответетвии с коммуникативно® пелеуетанэвкей жанра, увеличилось с 28,9% до 16%;

- число студентов, умеющих интерпретировать личность своего героя в аспекте решения.актуальных педагогических проблем,' увеличилось о 15,8$ до 60%;

- количество работ, в которых ©тсут'ёТвует изобразительная часть, составляет только 4% /исходны® уровень - 47,4%/, яри этом если на этапе констатирующее- эксперимента эпизод бнл ие~ пользован в очерках 42,1$ студентов, а взгляды, образ теле® самого героя были представлена лишь в 10,5^ работ, то в результате егатног© обучения данякё изобразительное структурные части явились ©бязателъными компонентами в очерках 84% студентов;

- количество работ, в которых отсутствует аналитическое оценивание пестуяков, поведения героя уменьшилось е 23,7$ я® в%;

- число студентов, владеющих умением включать в структуру портретного очерка публицистические и изобразительные части, чередовать их, увеличилось с 29% до 84%;

- число студентов, умеющих создавать экспреесивнне зачины, увеличилось с '36д© о4%.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, намечаются перспективы работа. В дальнейшем необходимо создать систему работы над профессионально значимыми типами высказываний, базирующуюся на едином коммуникативном подходе к изучению жанра, выявлению его топологических признаков, с тем чтобы студенты

. могли проводить грамотный жанровый анализ любого текста.

Целесообразно, на наш взгляд, исследовать жанровне овобеэ-'йости других иуфгадаетических жанрой, встречающихся в коммуникативно-творческой деятельности учителя-еловееника /интервью, репортаж, статья и др./, вшвить общие закономерности в их функционировании, обуеловленйне влиянием единого коммуникативно-яраииатичееког© макроконтекета - нуёлигдастичеекой еферн общения. Эта возводит еформировать базу для выработки комплекса коммуникативно-речевых умений, необходимых студентам для овладения классом-публицистических текстов.

Необходимо продумать вбзмвжйвети организации работа яо ©бучению студентов педагогическим речевым жанрам таким образом, :„ чтобн на яршере одной крупной, "синтетической" жанров©® формы, объединяющей в еебе черта незкольких емежннх жанров, формировались и еавершенетвевалшь умения, связанные е создаваем нееяельг-ких нрофесеионально значимых типов текста.

П© теме наследования опубликованы следующее работы:

1. Портретннй ©черк учителя как речевой жанр*// Актуальяне яро-блемы филологии в вузе и школе. Материала 7-ой Тверекой межву-зове ко! конференвди ученгас-филологов и школьннх учителей: 9-10 треля 1993г. - Тверь/ 1993. С. 6-7,

2. Образ автора в речевом жанре "нортретны®, очерк учителя" // Педагогические речевые жанрн: Сб. статей / Под ред. Т.А.Ладн~ женекэй. - М., 1993. С. 19-22. - Дел. в ОДНИ "Школа, и педагогам1 ка" 22.03.93. .1640-93.

3. К вояроеу © педагогическом речевом жанре "портретный очерк учителя" // Культура речи: наука, образование, повседневность: ^езиеы докладов и выступлений на Всероссийской научног-арактиче-сков конференции работников образования. - 4.2. - М., 1993.

С. 91-93.

4.. О некоторых особенностях работы над очерком // Научные трудя ЖГУ им. В.И.Ленина. .Серия: гуманитарные науки. - И,: "Прометей", 1994. - 4.1. - С. 52-54.

Подп. к печ. 27.12.94. Объем 1 п.л. Зак. 423. Тир. 100

Типография МПГУ им. В. И. Ленина