автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методика преподавания основ народного и декоративно-прикладного искусства Западно-Сибирского региона в педагогическом колледже
- Автор научной работы
- Евсеева, Ольга Юрьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Евсеева, Ольга Юрьевна, 1999 год
ЗВВДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы преподавания народного и декоративно-прикладного искусства. Западно-Сибирского кпиша в педагогическое koj 1ледже .1. Психолого-педагогические основы преподавания i у родного искусства регионал ьного уровня в профессиональной подготовке учителей начальных классов
1.2. Роль этнопедагогических и этнохудожествейных ; алиний в профессионально- педагогической подготовке .ечтов в процессе преподавания основ народного и д'-чоративнотприкладного искусства
1,4. Педагогические условия эффективной профессионально-и'- ' >ги ческой подготовки студентов средствами народного и ивно-прикладного искусства регионального уровня ы по первой главе.
Л ? Народное и декоративно- прикладное искусство о, \.шты:ского? мансийского и ненецкого населения ао-Сибирского реп'.она как часть народного усства и культуры. 63.
2.1. Особенности и исторически обусловленное своеобразие культурных традиций народов Западной Сибири.
2.2. Научно обоснованный отбор произведений ка.к-лиого искусства в экспериментальную методику преподавания
2.3. Значение системно-комплексного, подхода в преподавании народного искусства Западно-Сибирского ч-гиона. ttbirjb,,,;,! но лтор oft гладе
71л8ЛЭкспериментальная методика преподавания основ народного и декоративно-прикладного искусства Западной Сибири как части иасусства и культуры России в условиях колледжа.
ЗЛ. Содержание, формы и методы экспериментального ! преподавания народного и декоративно-прикладного усства Западно-Сибирского региона, направленного на качественные изменения профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов.
3.2. Сравнительный анализ полученных результатов контрольной я экспериментальной групп.
Зыводы wo третьем главе.i. л»«<ем*1е. ь^Йлмография.
Л pt ложшиё.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Методика преподавания основ народного и декоративно-прикладного искусства Западно-Сибирского региона в педагогическом колледже"
Обращение к этнокультурным традициям в- воспитательном и ч бразовательном процессе - одна из актуальных проблем современного удижественного образования. Это, в свою очередь, требует от педагога <лубокого знания народного искусства, формировавшегося веками, ' опимание эстетического в национальном, прикладном искусстве, а ^а,чже его глубинной духовной сути.
На Сибирской земле исторически складывалось взаимовлияние утуры русской и культуры коренного населения (ненцы, ханты, /Ланей). Поэтому методика преподавания основ народного и декоративно-прикладного искусства Западно-Сибирского региона должна включать традиционные национальные культуры в системе культуры России в целом. В этой связи в нашем исследовании мы опирались на труды этнографов и искусствоведов, посвященные культуре разных этносов Западной Сибири: А.Е.Ащепкова [17], В.А:Барадулина. [28; 29; 30; 31], С.В.Иванова [79; 80; 81; 821, А.М.Сязи [210], Л.В.Хомич [224], Н.Х.Шайхдиновой [225; 226], О.Н.Шелегиной [228] и других. В анализе различных школ народного мастерства предусматривается культурно-исторический подход, связь народного .творчества с природой родного края, синтез материальных и духовных ценностей народной художественной культуры. В рассмотрении народного и декоративно-прикладного искусства как части культуры мы опирались на труды учепых-искусствоведов: А.В.Бакушинского [24; 25; ?(.;. Г.К.Вагнера [45], В.М.Василенко [46; 47], В.С.Воронова [51], sVi.-.Нскрасоиой ' [158; 159], С.Б.Рождественской [183] и других 1чллодователей. i' исследовании . проблемы мы опирались на психолого-»1ед к гическис труды А.Ы.Леонтьева [132; 133], С.И.Архангельского [11;
12; 13; 14], С.Л.Рубинштейна [186; 187] и других; на работы по дидактике Ю.К.Бабанского [18; 19; 20], В.И.Загвязиского [71; 72; 73; 74], И.Я.Лернера [134], А.И.Иванова [78] и других; на труды по психологии искусства и творчества Л.С.Выготского [51; 52; 53; 54], Е.И. Игнатьева [83], В.С.Кузина [120; 121], В.С.Шаронина [227] и других; на исследования по теории и методике эстетического воспитания И.И.Зарецкой [75; 76; 77], Д.С.Лихачева.[135; 136; 137; 138], Б.С.Юсова [173] и других ученых.
С разработке, вопросов методики преподавания изобразительного и 'народного- искусства мы опирались на труды ученых-педагогов Н.Н.Ростовцева [184; 185], В.С.Кузина [121; 122; 123], Е.В.Шорохсза [230; 231 [, ,Т.-Я.Шпикаловой [237; .238; 239; 240; 241; 242], А.С.Хворостова .[220; 221], Т.С.КЬмаровой [102; 103; 104; 105; 106; 107], а также на диссертационные исследования проблемы. художественно-эстетического образования учителей. начальных классов в процессе преподавания основ народного.и декоративно-прикладного искусства Е.В.Алексеенко |4], С. И.Ботовой [4"2], Л.В.Ершовой [67], Л.Э.Лапшиной [130], Л.В.Орловой [164], Г.А.Поровской [171], О.В.Резановой [182], Л .Н.У стен ко [217]. Особенно важными для нас были исследования Б.С.Белова [34], М;М.Байрамбекова, А.Я.Горошко [59], Р.Г.Гадиева [55], О.Ю.Тимониной [213], Л.В.Неретиной [160], Б.ИЛжанова [86], в которых содержание и методика художественного образования в начальной школе рассматривается с учетом региональных особенностей народного искусства,.
Анализ научных исследований . и практики показывает, что традиционная . художественная культура рассматривается как важное средство духовного . развития личности, определяется значение народного искусства и культуры в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей. Ведутся научно-методические разработки этой проблемы на , региональном уровне (г. Архангельск и
Архангельская область, Белгород и Белгородская область, Новгород и Ног/ородская область, Магнитогорск и Челябинская область, Шуя и Иь.иювская область). Однако в педагогической науке вопросы i :ок 'фессисшальяой подготовки учителей начальных классов в процессе •„•сйоения народного искусства Западной Сибири недостаточно ра. дботаны. В то же время, в школьной практике наблюдается 1.'£рич8скос обращение к традиционным художественным и г турным ценностям народов, живущих на Сибирской земле. Возникшее противоречие между уровнем научной разработки проблемы t р -:«он( а требованиями жизни подтверждают актуальность нашей , ргблемы исследования - методика преподавания основ народного и ^ксраттно-прикладного искусства Западно-Сибирского региона в условиях педколлежа.
Проблема исследования: разработка таких эффективных форм и методов преподавания' народного и декоративно-прикладного искусства Западно-Сибирского региона в дедколледже, которые направлены на v качественные изменен»"! в профессионально-педагогической подготовке учителей начальных классов. Решение данной проблемы является целью вашего исследования.
Объект исследования: процесс преподавания основ народного и /жоративно-прикладного искусства Западной Сибири в педагогическом колледже. . • . • ' предмет иссг^чования: содержание, эффективные формы и методы .'РЛ'одавания ,тародгого и декоративно-прикладного искусства За; члчо-Сибирского региона в системе профессионально-пе.^гогической подготовки'в условиях педколледжа. i. s-исследования: преподавание основ народного и гпьно-прикладкого искусства Западно-Сибирского региона .^способствовать эффективности качественных изменений в системе . мрессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классовпри выполнении следующих условий:
• этнокультурные художественные традиции западносибирского региона рассматриваются в исторической, социальной и культурной взаимосвязи как целостные саморазвивающиеся системы художественной жизни народов;
• компоненты, отражающие качества профессионально-педагогической подготовки средствами искусства (теоретический, художественно-практический и методический), рассматриваются во взаимной связи;
• учитываются этнопедагогические традиции в процессе преподавания, основ народного и декоративно-прикладного искусства Западно-Сибирского региона (русских, ненцев, хантов, манси); реализуется отбор произведений мастеров разных этносов Западно-Сибирского региона.
В соответствии с целыо, объектом, предметом и гипотезой исследования, определены следующие задачи:
1 Научно обосновать место и роль методики преподавания основ народного и декоративно-прикладного искусства ЗападноСибирского региона в профессиональной подготовке учителей в условиях педкодледжа;
2 Разработать содержание, эффективные формы и методы преподавания основ народного и декоративно-прикладного искусства Западно-Сибирского региона, влияющие на качественные изменения
Ь.хсио! п'льно-j (едагоги ческой подготовки будущих учителей ■ ;.лальных классов;
3 Разработать, научно обосновать и экспериментально проверить ; 'icGi.j-мстодический комплект преподавания народного и .'скоративно-прнкладногс искусства Западной Сибири в условиях т,килледжа.
Методологической основой явились исследования ведущих ученых-/тедагогов в области эстетического воспитания и художественного оьдния средствами изобразительного и народного искусства; . -с^Ълого-яедагогичеекис исследования, определившие научные основы включения народного и декоративно-прикладного искусства как важного компонента эстетического воспитания и художественного, бразования; концепция понимания народного искусства как части xyTvrypbi.
Методы исследования: теоретический анализ лсихолого-педагогической, методической, историко-этнографи ческой, искусствоведческой литературы по теме исследования; анализ учебных планов и программ по декоративно-прикладному и изобразительному искусству высшей школы, педагогических училищ и программ средней школы по изобразительному искусству и художественному труду; .4 изучение педагогического опыта п|реподавания основ народного и декоративно-прикладного искусства региона; % изучение произведений народных мастеров разных этносов а ладной Сибири; поисковый эксперимент;
- оштатирующее исследование: педагогические наблюдения, re i ярованж, анкетирование; формирующий эксперимент; сравнительной анализ полученных результатов контрольной и экспериментальной групп.
База экспериментального исследования:
Исследование проводилось на базе Тюменского педагогического колледжа Jsfe 1 с 1995 по 1999 гг.
На первом этапе (1995-1996) изучался теоретический материал по проблеме исследования, анализировалась практика профессионально-педагогической подготовки студентов педколледжа на материале народного искусства регионального уровня как части культуры России. Уточнялись проблема, гипотеза, предмет, задачи и методы экспериментального исследования. Проводился констатирующий и юисковый эксперимент. Разработана экспериментальная методика преподавания основ народного и декоративно-прикладного искусства Западно-Сибирского региона, методические рекомендации и серия художественно- дидактических таблиц.
На втором этапе (1996 - 1998) в формирующем эксперименте апробировалась эффективность разработанных содержания, методов и форм преподавания; уточнялись необходимые педагогические условия, способствующие качественным изменениям профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов на материале народной художественной культуры. Вносились изменения в содержание УМ К. Осуществлялся анализ результатов формирующего эксперимента. В экспериментальных группах проверялась эффективность разработанных содержания, форм и методов, в контрольных группах преподавание велось по действующей программе.
На третьем этапе (1998 - 1999) проведен сравнительный анализ полученных результатов исследования, определены место и роль народного искусства ЗапаДно-Сибирскоуо региона в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов. На основании этого сформулированы выводы, подтверждающие гипотезу нашего исследования.
Научная новизна исследования:
- научно обоснована роль методики преподавания основ народного и декоративно-прикладного искусства Западно-Сибирского региона в профессиональной подготовке студентов педколледжа;
- разработаны содержание, формы и методы преподавания традиционного искусства русского и коренного (ханты, манси, ненцы) населения Западной Сибири в профессионально-педагогической подготовке, которые внесли качественные изменения: в теоретическую подготовку (целостное видение этнохудожественных процессов в единой системе культуры России; понимание места и роли народного и декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе в начальной школе; знание о народных художественных традициях региона); в художественно-практическую подготовку (формирование художественно-творческого опыта на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариация, импровизация); в методическую подготовку (сочетание разнообразных форм и методов в процессе эстетического воспитания и художественного образования в начальной школе; планирование учебно-воспитательной работы на материале народного искусства с включением регионального компонента).
Практическая значимость состоит в ра!зработке методики преподавания народного и декоративно-прикладного искусства Зан?дно-Сибирского региона . в системе профессионально-педагогической подготовки учителей начальной школы, отраженной в экспериментальной программе, методических рекомендациях и художественно-дидактических таблицах. Разработанный УМК может быть использован при создании программ в педагогических колледжах и зуз^х, разработке методических пособий по освоению народного и декоративно-прикладного . искусства на региональном уровне. Полученные в ходе исследования результаты могут быть, использованы на курсах повышения квалификации в ИУУ, ИПК и ППРО.
Достоверность результатов и выводов исследования обусловлена проверкой его эффективности в регионе и подкреплена качественным анализом экспериментальных материалов.
На защиту выносятся:
1 Экспериментальная методика преподавания основ народного и декоративно-прикладного искусства Западной Сибири, которая способствует качественным изменениям профессионально-педагогической подготовки учителя.
2 Показатели уровней сформированности необходимых профессиональных качеств личности будущего педагога в процессе преподавания основ народного ' и декоративно-прикладного искусства, которые. отражены в компонентах: теоретическом, художественно-практическом и методическом.
Апробация и внедрение результатов исследования: материалы и результаты исследования обсуждались на заседании лаборатории эстетического воспитания и художественного образования средствами изобразительного искусства ИООМОиПО РФ, заседаниях кафедры изобразительного искусства и художественного труда Тюменского педагогического колледжа № 1.
Материалы исследования докладывались на Всероссийских научно-* практических конференциях (г. Шуя, 1997 г., г. Магнитогорск, «1998 г.), на областных научно-практических конференциях (г. Тюмень 1996-1998 гг.), результаты исследования использовались на курсах повышения квалификации учителей начальных классов (г. Тюмень). Основные положения проведенного исследования внедрены в практику работы педагогических колледжей гг. Тюмени, Ноябрьска, Ханты-Мансийска.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы по третьей главе. ^Экспериментальное обучение студентов педколледжа в курсе "Основы народного и декоративно-прикладного искусства народов Западной < Сибири (русские, ненцы, ханты, манси)" показало, что
I • ■ содержание, формы и методы соответствуют поставленным задачам, а так же помогло определить, что наиболее отвечающими целям профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов, в частности сформированносги уровня теоретических знаний, художественно-практических умений и методической подготовки, являются следующие методы: проблемный, частично-поисковый, научно-исследовательский. '
Экспериментальное преподавание показало, что разработанные художественно-творческие задания, опережающие задания, темы для самостоятельного изучения, а так же методические задания и курсовые работы являются эффективным средством художественного образования и' эстетического воспитания средствами народного и декоративно-прикладного искусства регионального уровня студентов в условиях педколледжа.
Изучение традиционного искусства народов Западной Сибири в процессе экспериментального преподавания подтвердило необходимость рассматривать в учебном процессе народное искусство в тесной взаимосвязи с традиционной национальной культурой региона, в единой системе с другими видами искусства в России. Данный подход позволяет рфшать задачи формирования у будущих учителей начальных классов представления о непреходящих ценностях этнохудожесгвенной культуры России и своего региона и о воспитательных возможностях народного декоративно-прикладного искусства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование экспериментального преподавания основ народного и декоративно-прикладного искусства в процессе профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов позволило нам сделать следующие выводы:
Т. Научно обоснована роль методики преподавания народного искусства этносов Западно-Сибирского региона в профессионально-, педагогической подготовке будущих учителей начальных классов.
2; Разработаны и научно обоснованы содержание, формы и методы обучения основам народного и декоративно-прикладного искусства регионального уровня. 3. Подтвердилась гипотеза, что преподавание основ народного и декоративно-прикладного искусства Западно-Сибирского региона способствует качественным изменениям профессионально-педагогической подготовки будущих учителей школьных классов, при условии, . - этнокультурные художественные традиции народов Западно-Сибирского региона рассматриваются в исторической, . социальной и культурной взаимосвязи как целостные саморазвивающиеся системы художественной жизни народа;
- соблюдается взаимосвязь теоретического, художественно-практического и методического компонентов профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов;
- учитываются этнопедагогические традциии народов Западной Сибири;
- в разработке эффективных форм и методов преподавания народного и декоративно-прикладного искусства
Западно-Сибирского региона . учитываются этнохудОжественные традиции разных этносов. : .,
4. Разработанный УМ К преподавания прикладного искусства народов Западно-Сибирского региона, включающий экспериментальную программу, методические рекомендации, и серию художественно-.дащактичёских таблиц, соответствовал поставленным задачам эксперимента'.
5. Результаты формирующего эксперимента подтвердили
• ; . * ' t -эффективность разработанных содержания, форм и методов преподавания народного и декоративно-прикладного искусства
Западной Сибири в качественных изменениях профессиональнопедагогической подготовки будущих учителей начальных классов в условиях педколледжа.
Проведенное исследование не может учитывать всего объема преподавания традиционного искусства народов Западно-Сибирского региона. Дальнейшая научная разработка может осуществляться по следующим направлениям: содержание, формы и методы обучения на материале традиционных художественных культур других этносов (селькупы, татары, зыряне и др.) Западной Сибири; формирование творчества студентов педколледжа средствами традиционной этнохудожесгвённой культуры Западно-Сибирского региона; интеграция видов народного искусства Западной Сибири с устным и музыкальным фольклором, на основе этнопедагогических традиций и др.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Евсеева, Ольга Юрьевна, Москва
1. Абдулдана О.А. Общепедагогическая подготовка учителей вт системе педагогического образования. М.: Высшая школа, 1984.•в206 с. •
2. Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Межвузовский сборник трудов. Шуя: ШПГИ, 1994,- 198 с
3. Алексеев Н.А., Гильманов С.А., Загвязинский В.И., Зайцев М.П.,-Хлюсова В.Я., Лукина В Л., Коршнев В.А. Программа развития Образования г. Тюмени. /Под ред. В.И. Загвязинского/. Тюмень: Комитет по образованию администрации г. Тюмени, 1994. - 70с.
4. Альбом хантыйских орнаментов (восточная группа) / Сост. и автор „ вводной статьи Лукина Н.В. Томск, Издательство Томскогоуниверситета, 1979. 239 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.- 339 с.8. * Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2- х т., под ред.
6. А.А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980.- 287 с
7. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. Казань: Изд. Казанскогоуниверситета, 1988. 238с.
8. W. Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву. М.: Сов. Россия, 1971.- 93 с.
9. Архангельский С.И. Лекций по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974.- 384 с.
10. Архангельский С.И. Введение в теорию обучения в высшей школе. -- М.: Высшая школа, 1971.- 283 с.
11. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, егок* . .закономерности, основы и методы. М.: Высшая школа, 1980,- 368 с.
12. Архангельский С.И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследования. М.: Высшая школа, 1975.- 129 с.
13. Археология и этнография Приобья. Сб.сг./ Ред- канд. ист. наук Н.В. Лунина- Томск: Изд-во Томского Университета, 1982- 184 е., ил.
14. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и . Дальнего Востока.-Якутск, 1979.-89 с.1, Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. М., ; 1950. - 141 с:■. ' » • ' *. • 18; Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.:
15. Бакланова Т.И. Народная художественная культура в универсальной гуманитарной образовательной системе // Народная художественная культура России: перспективы развития подготовки кадров. М., 1994.- с. 90- 94.
16. Бакланова Т.И. Система этнохудожесгвенного образования "русская художественная культура" // Начальное образование в
17. Банфи А. Философия искусства/ Пер. с итал. Г.П. Смирнова. М.; .: . Искусство, 1989. - 384 с.
18. Барадулин В Л. Основы художественного ремесла. Пособие для учителей. 2-е издание в 2 ч. - М.: Просвещение, 1986.
19. Барадулин В. А. Художественная обработка дерева. М., Леспромбытиздат, 1986. - 264 с.
20. Барадулин В.А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу. Свердловск, Сред. - Урал. кн. изд-во, 1982. - 112 е., 32 е.,ил.' ■ ' ;
21. Барадулин В.А. Уральский букет. Народная роспись«горнозаводского Урала. Свердловск, Сред. - Урал. кн. изд-во, 1987.- 128 с., ил.
22. Бардина П.Е. Одежда русского населения Среднего Приобья в конце XIX- перв. четв. XX в. (в свете этнокульт контактов). Автореф. . дис. канд. ист. наук (07.00.07)/ АК СССР, Инсг. этнографии имени Миклухо Маклая.- Л., 1987. 19с.
23. Белов В.И. Лад.: Очерки о народной эстетике. М.: Мол. Гвардия, 1982.-293 с. .
24. Белов Б.С. Пути совершенствования методов преподаванияизобразительного искусствам подготовке учителей: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1981.
25. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.:ш
26. Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалистов // ВссТиик высшей школы. 1988. jNel.
27. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства М.: . Искусство, 1971.-209 с.38.г Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Альбом. J1.: 1 ~ Искусство, 1975. - 142 с.
28. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. М.: Искусство, 1979.- 151 с.
29. Богуславская И.Я. Русская народное творчество. Л., 1968.
30. Богуславская И.Я. Творческие проблемы современныххудожественных промыслов. Л.: Искусство, 1981. 374 с.• • " 'li.
31. Ботова С.И. Искусство орнамента в процессе подготовки будущегоучителя к профессиональной деятельности (на факультете педагогики и методики начального обучения в педагогическом .,* • вузе). Двторёф. канд. пед. наук. М., 1995. - 17 с.
32. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. - 223 с. -44. Бударин М.Е. Прошлое и настоящее народов Северо-Западной1. Сибири.-Омск, 1952.
33. Вагнер Г.К., Владышсжая Т.Ф. Искусство древней Руси. М.: х Искусство, 1993.-225 с.
34. Василенко. В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву. XVIII У-ХХвв.-М., 1960.
35. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х*ХХ веков. М.: Сов. Худ - к., 1974. - 294 е.: илл.
36. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - 63 с.
37. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1983. - 78 с.50. ' Волков Г.Н. Три лика культуры: Ист. фил. Очерки. - М.: Мол.
38. Гвардия, 1986. 333 е.: илл.
39. Воронов B.C. О крестьянском искусстве: Избранные труды. М., 1972."*-3$0 с« :илй,л 182
40. Выготский Л.С.Психология искусства. 2-е изд., перераб. и доп. -М.,1968:-576с.
41. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. Соч., т. 3. М.,1. Педагогика, 1983. 366 с.' ' ' ■ '
42. Гильманов С.А. Творческая Индивидуальность учителя: Учебное пособие. Тюмень: Тюм. Гос. университет, 1995. - 113с.
43. Головнев А,В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург^ 1995- 606 е.: ил.
44. Государственный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0312.- М.: Изд во ЗАО "Полиграфия", 1997.-36 с.
45. Давидова Т.А. Структура содержание и методика преподавания ; Народного искусства при подготовке студентов педагогическихучебных заведений Дальневосточного региона. Дис. .канд. пед. наук. М., 1986. - 303 с.
46. Дайн Г.Л. Эстетическая и научная ценность произведенийхудожественные промыслы/ Под ред. Т.Я.Шпикаловой. М., 1973. -с, 33-43.
47. Евладова Е.Б., Петракова Т.И. Путешествие к истокам (комплект). -/ М., 1994.
48. Ершова Л.В. Теоретические и методические основы подготовки. г *учителей Начальных классов к воспитательной работе. Дис. канд. пед. наук. М., 1989.- 170.
49. Жегалова С.К., Жижина С.Г., Попова З.П., Черняховская Ю.С., Пряник, прялка и птица Сирин. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение,1983.- 192 с:, илл.
50. Загвязинский В.И. О творческой индивидуальности педагога. Сб. науч.1 трудов. Тюмень: ТюмГУ, 1991. с.5-11.
51. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. - 160с.
52. Зарецхая И.И. Нравственное воспитание учащихся. -Высшая школа,1986. 6 пл.
53. Заршкая И.И. Психологические основы обеспечения нравственнейустойчивости молодежи в новых социально-экономических условиях. М., 1993.
54. Зарецкая И.И.: Педагогические основы воспитания трудовой культуры учащихся. НИИ ТОПО. - М.,. 1991.
55. Иванов А.И. Проблема школьного учебника по трудовому У обучению учащихся (дидактический аспект). М.: Прометей, 1989.
56. Иванов С.В. Народный орнамент как исторический источник// Совет. Этнография,-• 1958.- № 2. -с. 3-23.
57. Иванов С.В. Орнамент народов Западной Сибири. Под ред. Н.В.Луниной.- ,Томск: Изд-во Томского Государственного
58. Университета, 1992.- 146 с.
59. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник /по материалам XIX-XX вв./ Народы Севера и Дальнего Востока^
60. М. Л.: Издательство АН СССР (Ленинградское отделение), 1963. -500 с.
61. Иванов С.В. Скульптура народов Севера Сибири XIX-XX вв. Л.: Наука, 1980. - 296 с.
62. S3. Игнатьев Ё. И. Психология изобразительной деятельности. 2-цизд.; доп.- М.: Учпедгиз, 1961.-224 е., ил.
63. Игнатьеа С.Е. Исследование закономерностей развития творчёских способностей младших школьников на занятиях живописью/ В. условиях кружковой работы/ Автореф. .канд. пед. наук. М., 1982.
64. Игнатьев С.Е. Цвет в эстетическом воспитании младших школьников на занятиях изобразительным искусством// Художественное образование учащихся в процессе обученияизобразительному искусству: Сб. науч. Трудов. М.: НИИ икон. МП РСФСР, 1983.- с. 62-66.
65. S6. Ижанов Б.И. Художественное образование студентов ■в художественно-графического факультета педагогических институтов на прогрессивных традициях народной педагогики. Автореф. .канд. пед. наук. М., 1994.- 18 с.
66. Изобразительное искусство 1-9 классы. Программа. / Под ред. .В.С.Кузина. М., АГАР, 1996. - 160 с.
67. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Альбом таблиц с методическими рекомендациями. 1 кл. М.: Мозаика - Синтез: 1996. - 80 цв. таб.
68. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства, наглядное пособие, 2кл. Ч. 1; 2 (80 неизвестных плакатов+ поурочные метоидческие рекоменадции. // Сост. Шпикалова Т.Я. в соавт. М., 1997.
69. Искусство и фольклор народов Западной Сибири. Сб. статей/ Ред. кан. ист. наук Н.В.Лукйна.- Томск: Издательство Томского Университета, 1984.- 127 е., ил.
70. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание./ Сборник статей.-Л., 1991.
71. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений. -М.,1988.
72. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990-144 с.
73. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М., 1980.
74. Каталог уральской народной росписи крестьянских домов и предметов быта в собрании Нижнесинячихинского музеязаповедника./ Под ред. Е.В. Кордяк и А.Р. Кантор, Свердловск, изд-во "Уральский рабочий", 1988.
75. Климова Н.Т., Шпикалова Т.Я. Русское народное искусство XVIII-■ XX в^. Костюмы, женский головной убор, полотенце, вышивка,ткачество, кружево, набойка. Несброшюрованный альбом с> методической запиской М., Советский художник, 1986. - 13 п.
76. Концепция развития культуры и искусства Российской Федерации в среднесрочной перспективе (1997-1999)-М., 1996.
77. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву 4-е изд. . -М,, 19.83. '101; Крутецкий В.А. Основы • педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. г 255 с.
78. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Кн. для педагогов дошк. Учреждений. М.: Мнемозина, 1995.- 157, (2) с.
79. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Теорет. курс: Кд. авториз. излож. М., 1996. :
80. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников вv ' • 'детском.саду. М.: Педагогика, 1984.-120 с.
81. Корешков В.В. Повышение творческой активности учащихся на .уроке// Проблемы художественного воспитания.и образования. М.: МГПИ им В И. Ленина, 1974. - с. 53-58.
82. П. Корешков В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды. Автореф. дис./д-ра пед. наук. М., 1994. - 37 с.
83. Корешков В.В. Декоративное искусство на ХГФ средство* ксдемократизации и гуманизации образования./ Декоративно-прикладное искусство в шкоде. Магнитогорск, 1992; с. 3-7.
84. Корешков В.В. Эстетическое воспитание, начальное художественноеобразование и социальная активность школьников// Эстетическоевоспитание и экология культуры. М.: Советский художник. 1988. -с. 424-428.
85. Корешков В.В. Художественно-эстетическая среда школы и ее воспитывающая роль.// Формирование эстетического отношения к искусству. (Редкол.: И.А. Зюзик)
86. Концедикас А.С. Искусство и ремесло /К вопросу о природе народного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1977. - 87 с.
87. Концепция массового художественного воспитания подрастающего поколения Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1989. 47 с.
88. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., Просвещение, 1972.
89. Кубышкина Э.И. Проблемы цвета в изобразительном творчествешкольников .1-6 классов общеобразовательной школы. Автореф.да
90. Л9, Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе.- М.: Просвещение, 1977.-208 е., ил. 120, Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., пёрераб. и доп. М.:
91. АГАР, 1997.-304 е., кл. 121/Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика егопреподавания в школе. М.: Агар, 1998. - 334 с>v
92. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1-2 классы. М., 1997.
93. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство .3-4 • 'классы. Учебник. М., 1997.
94. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Издательство ЛГУ, 1983.
95. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., 1969. .
96. Кузьмина Н.В., Гинецинский В.Й. Актуальные проблемы профессионально- педагогической подготовки учителя// Советская педагогика.- 1982.3 с. 63-66.
97. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л .: "Знание", 1985. - 32с.
98. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомитесь: хантьь Новосибирск, 1992,
99. Культура народностей Севера: традиции и современность. Новосибирск, 1986.
100. Лапшина Л.Э. Научные основы преподавания народного искусства Западной Сибири и Урала на педагогических факультетах педвузов.
101. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994.
102. ЛебеДеви Л.А. Мужская Ъдеждн русского мастеммм З^ммдмоМ
103. Сибири (XIX-. начало XX в.) //Проблемы изучения материальной ' куяьтуры русского населения Сибири. М., 1974. - с. 202-223.
104. Леонтьев .Д.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Политиздат, - 1975.-304с.
105. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы и эмоции. М., Политиздат, -' 1971.-40с.
106. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. -185 с.
107. Лихачев. Б.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие древней Руси и современность. Л.: Издательство "Наука", 1971. - 186 с.
108. Лихачев Д.С.Земля родная. М., 1,983. 256 с.
109. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. - Л.: Наука, 1985.
110. Лихачев Д.С. Заметки о русском. Новый мир, 1980. - № 3.
111. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: . Просвещение, 1985. - 174 с.
112. Мальцева Н.В., Тарановская Н.В. Русские прялки.^ Л., 1970.
113. Маркова Д.К. Психология обучения подростка. М.: "Знание",•"■ 1975. ■ . . * • '* . i
114. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
115. Маслова Л.П. Педагогика искусства: теория и практика. -. Новосибирск, 1997.
116. Материальная и духовная культура народов Сибири. Отв. ред. ' Таксами Ч.М. — Л.: Наука, 1988.- 201 с.
117. Методы , системного педагогического исследования: Учебное . пособие/ Н.В.Кузьмина, С.А.Григорьев, В.АЯкунин и др. Л.: Издательство ЛГУ, 1980.- 172 с. 149.Миллер Г.Ф. История Сибири. - Харьков, 1750-1760 гг. - 366 с.
118. Моран А. История декоративно-прикладного искусства от ; древнейших времен до наших дней. М., 1983.
119. Народная художественная культура: Программа междисциплинарного интегрированного курса. 4.1/ сост. Бакланова Т.И. М.-: МГУК,1995. ^ 35 с.
120. Народная художественная культура и образование: Материалы . Всероссийской научно-практической, конференции. Шуя: ШГПИ,1997. 158 с. • \
121. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. Под ред. Т.С.Комаровой. М.: Изд-во "Российское педагогическое агентство", 1997. 208 с/
122. Народные мастера. Традиции. Школы. Вып. 1. / Под ред. М.А.Некрасовой. М.: Изобразительное искусство, 1985.-293 с.
123. Народные росписи Русского Севера.- Ханты-Мансийск: ГУИПП "Полиграфист", 1999,- 104 с.
124. Народы Сибири. / Под ред. М.Г.Левина и Л.ПЛотапова/ М.-Л.: Издательство АН СССР, 1956. - 190 с.
125. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры; теория, и практика! М.: Изобразительное искусство, 1984. 334 с. • ил.
126. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное искусство . тк мир целостности М.: Сов. Россия, 1983.- 218 с.
127. Керетина Л. В. Методика преподавания народного искусства Башкортостана как условие формирования творчества сгудейтов педфака в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. . канд; пед. наук. М.,Л996.'- 15 с. ;•
128. НоЬицкая ' М.Ю. Золотое колесо: Хрестоматия. М.: Издательство Центра Планетариум., 1994.- 152с.
129. Новицкая М.Ю. Методические рекомендации к занятиям 1-ого года 9 обучения по программе факультатива "Введение в народоведение"
130. М.: Издательство Центра Планетариум, 1994.
131. Одежда народов Сибири. J1.; Наука, 1970.-224 е.: ил.
132. Орлова Л.В. Формирование творческой активности детей дошкольного й младшего школьного возраста в процессе обучения народному искусству: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 199615с. •-.■;•. ' V. ' . ■ ' / ' , y
133. Основы художественного ремесла: в 2- х ч. / Под ред. В.А. , , Барадулина, О.В. Танкус. 2- е изд., дораб. - М.: Просвещение,1986.-240 е., ил.-ч.1.
134. Основы художественного ремесла: в 2- х ч. / Под ред. В.А. Барадулина, 2- е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1987.- 240 е., ил.-ч. 2. . '
135. Очерки истории Тюменской области. Тюмень, 1994
136. Памятники материальной культуры народов Сибири: Сб. ст. Отв.ред. Итс Р.Ф., Таксами Ч.М.- СПб.: Наука, 1994.- 162 3. е.: ил.
137. Проблемы народного искусства.// Сб. статей под ред. М.А. • Некрасовой М.: Изобразительное искусство. 1982. - 136 е., ил.
138. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник программ интегрированных курсов "Искусство"/ Науч. Руководитель Юсов
139. Б.П.-Ч М.: Просвещение, 1995. 222 с.
140. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-9 классы \ Сост. В.С.Кузин, Н.Н.Ростовцев,v ■ Е.В.Шорохов, Т.Я.Шпикалова и др. М.: АГАР, 1996. ^ 160 с.
141. Программа педагогических институтов. Изобразительное искусство с. методикой преподавания. Для специальности 03. 08 педагогика и методика начального обучения. Магнитогорск, 1992.
142. Программы педагогических институтов. Открьггый и вариативный художественно-образовательный комплекс Программ на основе русских традиций. Шуя: ШПГЙ, 1995, - 159 с.
143. Программа средней общеобразовательной школы (1-4 кл.). Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Научный руководитель Т. Я. Шпикалова.- М.,1997. '
144. Программа средней общеобразовательной школы (5-8 кл.). Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Научный руководитель Т. Я. Шпикалова.- М., 1995.
145. Программы средней общеобразовательной школы (1-8 классы 11-летней школы). Изобразительное искусство и художественный труд. Научный руководитель —Йеменский Б.М. М.: Просвещение, 1992. -129 с.
146. Психология и педагогика. / Сост. и науч. редактор А.А, Радугин, !м.:Цейгр, 1996.-333с. .'V
147. Разина. Т.М. О профессионализме народного искусства. М.; Советский художник, 1985. 192 е., ил.
148. Резанова О.В. Формирование творчества учащихся 1-4 классов в . процессе ознакомления с русским народным костюмом на урокахизобразительного искусства. Автореф.канд. пед. наук.- М.,1998.-20 с.
149. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: t ■ •
150. Учебное пособие. М.: Изобр. иск-во, 1983, - 288 е., ил.
151. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии:. В 2 т. Т. L М.: Педагогика, 1989. - 488 с.
152. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. ,М.: Педагогика, 1989. - 328 с
153. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.-М., 1957.
154. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.- М.: Наука, 1994.- 608 с.
155. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси.- М,: Наука, 1982.- 782 с.
156. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство Х- XIII веков.- Л.: Аврора, 1971.- 128 с.
157. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока: Кн. для учителя/ Сост. Т.Б. Митлянская. М.: Просвещение, 1983.- 256 е., ил., 40 л. ил. .
158. Скаткин М.Н. Проблема современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.- 12 с:
159. Скаткин М,Н. Методология и методика педагогических ' . исследований.- М.: Педагогика, 1986.- 152 с.
160. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. ■ . Педагогика. Учебное пособие.- М.:Школа-Пресс, 1998.- 512 с.
161. Сластенин В.А- Формирование личности советского учителя в- процессе его профессиональной подготовки. М.: Просвещение, . 1976. - 158 с. .
162. Сластенин.В.А. Формирование сознательной активной личности . учителя. М.: МГПИ им Ленина, 1985. - 172 с.
163. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1987. - 144 е., ил.
164. Соколова З.П. Социальная организация хантов и манси в ХУШ-ХХ вв.: Проблема фратрии и рода. М., 1983.2Q0. Соколова З.П. Страна Югория, М.: Мысль, 1976. 119 е.: ил
165. Соколова З.П. Путешествие в Югру. М., "Мысль", 1982.-173 е., ил., 8л. ил., карт,.
166. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для уч: 5. 8 кл.: В 4 ч., ч. 3. Основы композиции. Обнинск: Титул, 1996.- 97 е.:цв. ил.' .
167. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для уч. 58 Кл.: в 4 ч., ч. 2. Основы живописи. Обнинск: Титул, 1996.- 97 е.:цв. ил. " .
168. Сокольникова Н.М. .Изобразительное искусство. Учебник для уч. 58 кл.: в 4 ч., ч. 1. ОснОвы рисунка. -.Обнинск: Титул, 1996.- 97 е.: цв. ил. . .• . ■
169. Столица Северного края. М,: УНИСЕРВ, 1997- 160 с.
170. Сусой Е.Г. Обряды и традиции ненцев // Культура народностей. . Севера: традиции и современность.- Новосибирск, 1986.207.:Сусой Е.Г, Из глубины веков.-Тюмень, 1994.
171. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.:1. Педагогика, 1990. 286 с.20$, Сухомлимский В. А. Рождение гражданина. М., 1971.
172. Сязи A.M. Современное декоративно- прикладное искусство хантов Ямало- Ненецкого автономного округа. Автореф . канд. ист. наук.-Новосибирск, 1995-23 с.
173. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей / Составитель и научный редактор И.Я. Богуславская.-Л.: Художник РСФСР, вып. 2.
174. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М., 1985. - т. 1. - 328 с.
175. Тюменская домовая, резьба. / Сост. Н.Х. ШайхтдинОва. Тюмень,' 1980.1.6. Тюменские прялки. Тюмень, 1981. -21 с.
176. Устенко Л.Н. Формирование творчества студентов педколледжа средствами изобразительного искусства в системе профессионально-педагогической подготовки: Дис. канд. пед. наук. М., 1998.212с . "•
177. Ушинский К.Д. Три элемента школы. Собр. соч. М.-Л. - 1948, т. 2.
178. Формирование личности учителя начальных классов в процессе освоения классического и народного искусства / Под ред. Т.Я.
179. Шпйкаловой, Л.Е. Ершовой, Е.Ю. Фарковой /. ШГПИ, 1992.- 95 с.
180. Хворосгов А.С. Декоративно- прикладное искусство в школе, 2- е ЮД. Перериб; и дол.- М.: Просвещение, 1988. -176 е.: идя.
181. Хйоростов А.С. Единство трудового и эстетического воспитания ; школьников в процессе занятий декоративно- прикладным « искусством. Дис. док. пед. наук. М.: 1983.-29 с.22; Хворостов А.С. Чеканка, Инкрустация, резьба по дереву. М.,1997.
182. Хворосгов А.С. Деревянные узоры. М., 1976.• • •2^4: Хомич Л.В. Ненцы. /Очерки традиционной культуры/: СПб., Русский Двор, 1995. 336 с.
183. Шайхтдинова Н.Х. Деревянная резьба Тюмени. Свердловск, ) Средне - Урал. кн. изд., 1984. - 160 с.
184. Шайхтдинова Н.Х. Тюменские дымники. Тюмень, 1980.
185. Шаронин Ю.В. Психолого-педагогическйе основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования(синергетический подход). М., 1998. - 321 с.
186. Шелегина О.Н. Очерки материальной культуры русских крестьян Западной Сибири (XVIII- первая половина Х1Хв.). Новосибирск: ВО "Наука". Сибирская издательская фирма, 1992. - 252 с.
187. Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. Альбомг СПб., 1994- 86 е.: ил.
188. Шорохов Е.В. Композиция: учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1986.207 е.: илл.
189. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроке изобразительного искусства в школе./ Пособие для учителей. М., 1974.
190. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования.-М.: Просвещение, 1979, 192 с.
191. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе: Учебное пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981. -190 е.: илл.239; Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 2 классе: Учебное пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. -191 е.: илл.
192. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания: Дис. д-ра пед. наук. М., 1988.-346 с.
193. Шпикалова Т.Я. Декоративно-прикладное искусство. Современные народные промыслы. Несброшюрованный альбом с методическими рекомендациями. Пособие для учителей сред. Общеобраз. Школы1.10 классы). М.: Советский художник, 1988. - 13 пл.
194. Шпикалова Т.Я. Декоративно- прикладное искусство. Художественная резьба и роспись по дереву. Несброшюрованный альбом с методическими рекомендациями. Пособие для учителей
195. Сред. Общеобраз. Школы (1- 10 классы). М.: Советский художник,1985.- 13 п.л.
196. Шпикалова Т.Я: Народное искусство обязательный компонент преемственной этнохудожественной образовательной системы ввузовском образовании. / В уч.-метод. пособии Народные росписи русского Севера. Ханты-Мансийск, 1999.
197. Шпикалова Т.Я. В мире народного искусства. Тетрадь для учащихся. 1.класс. М., 1997.
198. Шпикалова Т.Я. В мире . народного искусства. Тетрадь для . . учащихся. 2 класс. М., 1998.1., * * , ' '2j6. Шпикалова Т.Я., , Пирогова Л.Л. Мастера Палеха. Несброшюрованный альбом с методическими рекомендациями.
199. Пособие для.учителей сред. Общеобраз. Школы (1- 10 классы). М.: Советский художник,'1988. — 13 п. л.
200. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учите;;я в системе высшего педагогического образования.- Л., 1967.-266 с.
201. Этническая история народов Севера. М,, 1982. 249.,Этнохудожественная образовательная система в России. Теория и ь ' практика. Материалы научно-практической конференций 24-26февраля 1998 г., Магнитогорск: МГПИ, 1998-30 с.
202. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1984. - 85 с.251.'Якобсон П;М. Психологические предпосылки эстёгического воспитания//Сов; педагогика, 1966, № 4.
203. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., Логос, 1994.i?9
204. Хантыйский дом . Ханты- Мансийски й аатонсмный. округ.
205. Лабазы -хроннлища для вещей и продуктов* Друзей Тор ум Мао . г. Ханты Манси иск.. V;V:; ' ■ . ewi. VI
206. Интерьер хантыйского жилища . /Музей «Тсру/vt Мааг. У<янты-Мансийск . '1. Рис. V,3• Чум-тр<адицисннсе. жмлшцё ненцев, северны/ хантоь.
207. Ям.а^с Ненеи,кий «ябгоисмнь/^ округ.' ' '' ' . Организация анутреннего пространстве чума.1. Рис
208. Ненецкая женс<сгя зимняя шуб а (не паны). . Традиционным поло&'ньй усгор С«?пор) с Чеховым- мозаичным .декором и подвесками ■ Меховая оеу.вь (Гпивсг).20Z>1. Рис. лМ S2.0А1. Phс. У 5". .
209. Женская зимняя одежд а' паны i 'ненцев * северно/* 7 *Qnop>>2051. СUc. rf 6 .
210. Летняя женская одежда северных хантов декорированная мозаикой 'из су «нот.
211. Ямало7 Нёнецк.ий а&тономный округ.асерис. У 7.
212. Бытование традииионнЫХ еидое»'- ненецкой женской сдежды р> современны* условиях, Ямало-. Ненецким а&тдномн ы.й округ.1С-71. Рис. а! 5
213. Женская хантыйская ■ зимняя шуеси Ссах) ,Декор~ меховая мозаика ..Рис. л/£пядиаионндя зимн#ъ хатыйска* женская одеждеу (шубы крытые сукном) с декоро/и ^з полос snc^Pcr
214. Ханты- Мансииский автономный округ.2.iO1. PWc, //'M
215. Головки -(иенU,bi, mнть t; манси) Голова небесного зд<гря &ан~ты/ Ненец кие готовки.
216. Локоть песца (ханты) Локоть лисицы (нени,Ь') • СгиБ'.тлы лисы (манси)сидящий' соболь (манси). ■ &езголов>Ый соболь •' (ненцы) Нос. коня (хаыть\)1. Бок человека С ненцы J
217. Пол (бок) человека (ханты, мансиJ LLlesi утки гоголя (казымские ханты)2. U 5,
218. Традиционная зимняя мужсксродежда ненцев Лантре, манси. • ■ ' '
219. Налицо с капюшоном Смех), маличная oysaxv (сукно) Пояс-С Фяхх ч тс^гъ^и еягслллЛ
220. Oityb'6 сукно/ пива;"' русс^'йозё ы1. Г *' ' ■■'. . ■ • • •у ■,•'.•./• ' •• ■'. •" , '.'■■• . .
221. Коренные -укители Ямала и Югры в ТРалщцйоннсй национальной одежде.2l31. Рис. л/ И
222. Хгод и и, Won нар жемскстя оде ж.4 с? на рол, ое>
223. ЗяпаАноЙ СИВири, КОРИРО всгнжзя мозсикоим.еха и сук:ь/о.ч.1. Ц <•2 141. Рис, л/выделка оленьих шкур? тра^циционное зйнзтие • ненецких и хфнтьгйских' жен 1ц, ин .. . ' ■ ИаготобУ?ение гиозаики из (ле.ха .■2151. Рис. /J /6.
224. Висерный сок пал. (Реакционное хантыйское женское.украшёние.2161. V/ !7
225. Нос лошади (xohToi) • Полны и к pg ст см с? /-i сi ( )1. Рога Оленя ' С ненцы ).
226. У/и w зо и и, а (Л'лнТо/, на не u Jерёзобоуу ъ<2те>о (ханты)24 71. Hie. ь/ 13
227. V •• Н&нецкие и Хантыйские -куклы длэ детей' 8 Традиционной национально» одежде.n , О.2I&Ш
228. Традиционные кумы . с клювом утки , .гус*, (нениы, ханты,, манси). Сукно, тесьму н итки, • висер, кожа.• t1. ГI -V1. Л ч.V V : , i J,. Л'