Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Моделирование и конструирование одежды (методика преподавания на ХГФ пединститутов с учетом климатических и национальных особенностей)

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Ковешникова, Елена Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1984
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Моделирование и конструирование одежды (методика преподавания на ХГФ пединститутов с учетом климатических и национальных особенностей)», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ковешникова, Елена Николаевна, 1984 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ.

1. Природно-климатические.

2. Санитарно-гигиенические с учетом половых, возрастных и функциональных особенностей

3. Социальные.

4. Экономические.

5. Национальные.

Выводы.

ГЛАВА П. ОШТ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОДЕВДЫ ДОМОВ МОДЕЛЕЙ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДИНСТИТУТОВ СТРАНЫ НА ОСНОВЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ

1. Опыт работы республиканских Домов моделей а) Общесоюзный Дом моделей б) Пермский Дом моделей > в) Ивановский Дом моделей-. г) Львовский Дом моделей

2. Исследование опыта преподавания курса "Моделирование и конструирование одежды" на ХГФ пединститутов а) Анализ существующей программы "Практикум в учебных мастерских (обслуживающий труд)". б) Магнитогорский государственный педагогический институт в) Семипалатинский педагогический институт г) Витебский государственный педагогический институт. д) Анализ экспозиции Второй Всероссийской выставки учебных и творческих работ студентов ХГФ пединститутов

Выводы.

ГЛАВА Ш. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА "МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ОДЕДДЫ НА ХГФ ПЕДИНСТИТУТОВ С УЧЕТОМ КЛИМАТИЧЕСКИХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ"

1. Предполагаемые темы лекционных и практических занятий по разделам: а) Моделирование одежды. б) Конструирование одевды. в) Технология изготовления одежды г) Методическая разработка одной из тем раздела "Моделирование одежды" "Композиционные закономерности построения моделей одежды с учетом традиций национального костюма".

2. Методика проведения эксперимента и его результаты а) Поисковый эксперимент б) Обучающий эксперимент. в) Коррективы предэкспериментальных требований к составлению программы по курсу "Моделирование и конструирование одежды с учетом климатических и национальных особенностей"

Выводы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Моделирование и конструирование одежды (методика преподавания на ХГФ пединститутов с учетом климатических и национальных особенностей)"

В решениях ХХУ1 съезда КПСС определены задачи по дальнейшему развитию высшего образования в стране и значительному повышению качества подготовки специалистов для всех отраслей народного хозяйства, науки и культуры. Воспитание подрастающего поколения - ответственная и чрезвычайно важная государственная задача. Учителю принадлежит исключительная роль в формировании всесторонне и гармонично развитой личности, способной производительно трудиться и жить богатой духовной жизнью. Вот почему в документах партийных съездов, постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР подчеркивается необходимость улучшения качества подготовки учительских кадров, повышения идейно-политического уровня педагогического мастерства преподавателя.

Немаловажную роль в процессе подготовки учителя черчения, рисования и труда отводится совершенствованию уровня знаний по курсу "Моделирование, конструирование и технология изготовления одежды на ХГФ пединститутов". Названный курс играет существенную роль в трудовом и эстетическом воспитании студентов, оказывает непосредственное влияние на повышение общего культурного уровня молодежи. А как отмечалось на июльском Пленуме (1983 г.) ЦК КПСС," с ростом культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы советских людей, что расширяет их возможность активного вмешательства в общественную жизнь" /6.20/. Эта же мысль нашла прямое отражение в основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, одобренной Пленумом ЦК КПСС (10 апреля) и Верховным Советом СССР (12 апреля 1984 г.), где говорится о значительном улучшении художественного образования и эстетического воспитания учащихся. "Необходимо развить чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы" /7.3/.

Высшая школа должна не только вооружать своих выпускников глубокими и прочными научными знаниями, но и воспитать стремление к постоянному их расширению и совершенствованию, тем самым обеспечить будущим специалистам непрерывный творческий рост в течение последующей трудовой деятельности.

Но, к сожалению, далеко не всегда в учебном процессе присутствует это творческое начало, способное воспитать человека-творца. Так, существующая программа "Практикум в учебных мастерских (обслуживающий труд)" имеет ряд недостатков, в ней недостаточно полно охвачены многие аспекты проблемы, связанной с созданием моделей одежды. Прежде всего в программе не поднимается вопрос об учете климатических факторов в процессе создания одежды, нет конкретных предложений по грамотному использованию национальных традиций в моделировании и конструировании современного костюма, не на должном уровне говорится о композиционных закономерностях построения моделей. /91.42/.

Решение всех неучитываемых моментов в процессе моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды сделало бы существующую программу более полной и приблизило ее к современному уровню требований профессиональной подготовки будущих учителей обслуживающего труда в общеобразовательной школе. Именно поэтому в настоящем исследовании мы обратились к актуальной теме - разработке более совершенной методики преподавания и экспериментальной программы по курсу "Моделирование и конструирование одежды на ХГФ пединститутов с учетом климатических и национальных особенностей". Кроме того, актуальность выбранной темы объясняется следующими обстоятельствами:

Во-первых, такой важный раздел художественной педагогики, как моделирование одежды, на сегодняшний день остается одним из наименее разработанных как в теоретическом, так и практическом аспектах. За исключением нескольких исследований /37, 103, 19/ либо ставящих эти вопросы в общем плане, либо обобщающих некоторый опыт, как правило, частного характера. До сих пор нет фундаментальных исследований, освещающих теоретические предпосылки и методику воспитания будущих художников-педагогов средствами моделирования и конструирования одежды. Между тем опыт, накопленный рядом художественно-графических факультетов страны, свидетельствует об эффективности и актуальности планомерной и систематической работы в этом направлении.

Во-вторых, складывающаяся в высшей и средней школе система эстетического, трудового воспитания и формирования высокой культуры студентов и школьников выдвигает задачу научно и методически обснованного использования народного искусства, обладающего громадным идейно-патриотическим и нравственным потенциалом.

Народное искусство костюма, органически соединяя эстетическое и трудовое начало, активно способствует гармоническому развитию формирующейся личности, воспитанию в детях чувства прекрасного в жизни и искусстве, патриотических и интернациональных убеждений. А это, в свою очередь, ввдвигает новые требования к уровню подготовки учителей изобразительного искусства, черчения и труда, являющихся основными носителями и проводниками эстетического и трудового воспитания учащихся средних школ.

Таким образом, избранная тема, сформулированная как "Моделирование и конструирование одежды (методика преподавания на ХГФ пединститутов с учетом климатических и национальных особенностей)", представляется актуальной как в теоретическом, так в практическом и методическом планах. Необходимо отметить, что в настоящем исследовании акцент будет делаться на моделирование и конструирование женской одежды, что объясняется спецификой преподавания предмета "Обслуживающий труд (для девочек)", который предстоит вести выпускникам художественно-графических факультетов в общеобразовательной школе.

Объектом исследования является методика преподавания и программа по курсу "Моделирование и конструирование одежды с учетом климатических и национальных особенностей" для студентов ХГФ пединститутов.

Предмет исследования - развитие творческих способностей обучающихся в процессе освоения композиционных закономерностей построения моделей одежды, конструктивных и технологических приемов и навыков при создании современного костюма с использованием глубоких народных традиций.

Гипотеза исследования заключается в том, что если существующую программу и методику преподавания дисциплины "Практикум в учебных мастерских (обслуживающий труд) дополнить: а) глубоким изучением всего комплекса композиционных средств; б) учетом факторов, влияющих на создание костюма; в) использованием традиций народной одежды, то уровень знаний студентов по рассматриваемому курсу будет более совершенным и приблизится к современным требованиям профессиональной подготовки учителей обслуживающего труда общеобразовательной школы.

Целью диссертации является совершенствование обучения студентов художественно-графических факультетов пединститутов путем разработки вопросов теоретического содержания и методики преподавания курса "Моделирование и конструирование одежды с учетом климатических и национальных особенностей".

Одним из главных положений диссертации является разработка экспериментальной методики и мобильной программы по курсу "Моделирование и конструирование одежды с учетом климатических и национальных особенностей для студентов ХГФ пединститутов".

Мобильность настоящей программы заключается в том, что, взяв ее за основу и не нарушая общей логики обучения, можно изучать рассматриваемый курс на национальных традициях костюма той республики, в которой находится художественно-графический факультет пединститута. Для решения указанного положения предстояло решить следующие задачи:

1. Сформулировать факторы, влияющие на процесс моделирования и конструирования одежды.

2. Провести анализ работы республиканских Домов моделей и ХГФ страны по курсу "Моделирование и конструирование одежды с учетом климатических и национальных особенностей".

3. Разработать научно обоснованную систему и методические рекомендации обучения и воспитания студентов ХГФ пединститутов путем вовлечения в процесс моделирования и конструирования одежды.

В процессе исследования использовались следующие методы:

1. Теоретический анализ литературы, относящийся к содержанию диссертации по моделированию, конструированию, технологии швейного производства, искусству народного костюма, педагогике, психологии, вопросам теории и практики обучения студентов ХГФ пединститутов.

2. Изучение работы Домов моделей путем личных бесед, анализа материала журналов, буклетов, каталогов промышленных фирм.

3. Знакомство с тематическими планами кафедр декоративно-прикладного искусства, черчения и труда по курсу "Практикум в учебных мастерских (обслуживающий труд)", беседы с преподавателями, ведущими данную дисциплину.

4. Экспериментальная работа со студентами художественно-графических факультетов Башкирского государственного педагогического института и МГПИ им. В.И. Ленина.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- в процесс обучения студентов ХГФ включается вопрос о развитии профессионального мышления в решении композиционных закономерностей построения моделей одежды;

- наиболее полно сформулированы факторы, влияющие на процесс моделирования и конструирования костюма;

- разработана и экспериментально проверена методика преподавания курса "Моделирование и конструирование одежды с учетом климатических и национальных особенностей".

Практическая значимость обучения студентов по разработанной методике заключается в достаточно высокой подготовленности молодого специалиста для ведения предмета "Обслуживающий труд" в общеобразовательной школе, приобщения школьников к народному творчеству и формированию у них высокого уровня культуры одежды.

Апробация результатов исследования: Материалы исследования излагались автором:

- на Ленинских чтениях в МГПИ им. В.И. Ленина "По итогам научно-исследовательской работы в 1982 году" (Москва, 1983);

- в учебной программе Краснодарского государственного народного университета промышленной эстетики (Краснодар, 1983);

- в процессе учебных занятий по курсу "Моделирование и конструирование одежды с учетом климатических и национальных особенностей" на художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического института;

- в работе с дипломниками кафедры декоративно-прикладного искусства МГПИ им. В.И. Ленина.

Основные положения исследования нашли свое отражение в трех печатных работах.

Структура диссертации следующая: введение, три главы, заключение, библиография.

Логика построения настоящего исследования строится следующим образом:

Во-первых, выявляются факторы, которые влияют на процесс моделирования, конструирования и технологию изготовления одежды.

Во-вторых, под углом зрения выявленных факторов проводится анализ работы Домов моделей страны и художественно-графических факультетов пединститутов по курсу "Моделирование и конструирование одежды с учетом климатических и национальных особенностей".

В-третьих, на базе положительного опыта работы Домов моделей, ХГФ пединститутов и ряда проведенных экспериментов разрабатывается экспериментальная методика и программа рассматриваемого курса.

Остановимся подробнее на содержании диссертации.

В первой главе "Факторы, влияющие на моделирование и конструирование одеящы" проводится анализ требований, без учета которых невозможен процесс изготовления швейных изделий. В главе сформулированы следующие требования:

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы

На основе разработанной экспериментальной методики преподавания курса "Моделирование и конструирование одежды с учетом климатических и национальных особенностей" на художественно-графических факультетах пединститутов можно составить программу лекционных и практических занятий с указанием количества часов на каждую тему.

Экспериментальная программа по курсу "Моделирование и конструирование одежды с учетом климатических и национальных особенностей" (для ХГФ пединститутов)

Название темы занятий Количество часов на каждую

Бид t тему заня--isaiтий ! 2 курс ! 3 курс ! 4 курс !I с.!2 с.!I с.\2 с.!I с.!2 с.

Раздел - I

Моделирование одежды

1 Факторы, влияющие на Лекции процесс изготовления 4 одежды

2 Опыт моделирования одеж- - " - 4 ды республиканскими Домами моделей и ХГФ пединститутов страны на основе народных традиций

3 Композиционные закономер—• " - б ности построения моделей одежды с учетом традиций национального костюма

4 Значение цвета в одежде. - " - 2 Цветовая гармония композиции костюма

5 Экскурсии в краеведчес- - " - 4 кие музеи с целью изучения этнографических моделей народной одежды и климатических условий своей республики

6 Разработать ряд упражне- Практи- 16 ний на средства компози- ческие ции костюма: занятия

Название темы занятий

Вид занятий

Количество часов на каждую тему

2 курс ! 3 курс ! 4 курс

I с.!2 с,!I с.!2 с.!I с.!2 с. а) на пропорции и пропор-цианирование; б) на масштабность форм, составляющих композицию костюма; в) на контраст форм и тонов моделей одевды; г) на нюансировку линий и объемов; д) на метрическую и ритмическую организацию композиции костюма.

7 Выполнить фор-эскиз женского платья по мотивам национального костюма с определением пропорций фрагментов и членений силуэта

8 Выполнить творческий эскиз современного костюма с использованием традиций народной одежды с цветовой проработкой композиции изделия, его материального воплощения, а также функциональной направленности.

9 Разработать конструктивную схему современного костюма по мотивам национальной одежды (основываясь на проделанную работу по созданию фор-эс-киза и творческого эскиза) .

10 Разработать проект (в виде плаката, буклета, проспекта) коллекции моделей одежды под девизом "Народный костюм как источник творчества".

Практические занятия 3

3 3 3 4 8 n„n ! Количество часов на каждую

Шд ! тему заня--тий ! 2 курс ! 3 курс ! 4 курс !1 с.!2 с.!1 с.!2 с.!1 с.!2 с.

Раздел - П Конструирование одежды

1 Общая характеристика сис- Лекции тем и методов конструирования одежды. Расчетно-графический и муляжный метод.

2 Методика построения базо- - " -вых чертежей моделей одежды (исходные данные, припуски).

3 Чертеж базовой конструк- - " -ции цельнокроенного платья прямого силуэта.

4 Конструирование рукавов - " -и воротников различной формы.

5 Построение чертежей вык- - " -ройки конкретной модели (методом конструктивного моделирования) с использованием кроя национального костюма.

6 Методика построения и - " -варьирования различных моделей брюк по единой конструктивной основе.

7 Построить базовый чертеж цельнокроенного платья прямого силуэта.

8 Построить чертеж основы рукава и разработать конструкцию различных его форм.

9 На основе базового чертежа цельнокроенного платья (методом конструктивного моделирования) разработать конструкцию изделии с прямоугольными, ромбовидными, щелевидными проймами, удлиненными плечевыми шва-:

Практические занятия

Название темы занятий

Вид занятий

Количество часов на каждую тему

2 курс ! 3 курс ! 4 курс

I с.\2 с.!1 с.!2 с.!1 с.!2 с. ми, цельнокроенными рукавами и рукавами типа "реглан .

10 Конструирование юбки и блузы.

11 Конструирование брюк.

12 Самостоятельная работа по изготовлению выкроек моделей детской одежды с использованием конструктивного строя народного костюма.

Практические занятия

2 4

Раздел - Ш Технология изготовления одежды

1 Санитарно-технические нормы организации швейной мастерской.

2 Оборудование, инструменты и приспособления, необходимые для шитья одеяущ.

3 Техника безопасности в мастерских по технологии изготовления одежды.

4 Основные стадии изготовления швейных изделий.

5 Общие сведения о ручных и машинных работах (терминология ручных и машинных работ).

6 Подготовка к первой примерке. Первая примерка с выявлением дефектов в изготовляемом швейном изделии (изделия берутся в той последовательности, которая указана в разделе - П).

7 Обработка изделия после первой примерки.

Лекции

2 2

I Вид i Название темы занятий {ЗаНЯ

ИЙ !

Количество часов на каждую тему

2 курс ! 3 курс ! 4 курс

I с.!2 с.!1 с.!2 с.!I с.!2 с.

8 Вторая примерка.

Лекции

9 Влажно-тепловая обработ- - " -ка одежды.

10 Процесс изготовления - " -цельнокроенного платья прямого силуэта.

11 Изготовить и обработать Практи-рукава различной кон- ческая струкции. работа

12 Изготовить в технологи- - " -ческой последовательности юбку, блузу и брюки.

13 Изготовить модели детской - " -одежды, учитывая особенности технологии обработки деталей.

14 Самостоятельная работа по - " -технологии изготовления и обработки белья.

2 2 8

На преподавание курса "Моделирование и конструирование одежды с учетом климатических и национальных особенностей" для студентов ХГФ пединститутов по составленному учебному плану отводится:

- 164 часа на основные занятия;

- 106 часов на дипломную работу;

- 66 часов на спецпрактикум;

- 40 часов на самостоятельную работу.

Подробно проанализировав и экспериментально проверив разработанную методику рассматриваемого курса, можно сделать вывод, что основным принципом обучения студентов является освоение комплексного метода моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды на примере национальных традиций в костюме с учетом климатических условий, в результате чего у обучающихся вырабатывается системный подход к решению поставленной творческой задачи.

Основной смысл занятий по разделу "Моделирование одежды" заключается в изучении композиционных закономерностей построения костюма и его элементов с учетом климатических и национальных особенностей.

В границах раздела "Конструирование одежды" ставились задачи освоения метода конструктивного моделирования с использованием конструктивной основы народного костюма и методов его варьирования для создания современных моделей одежды.

Третий раздел - "Технология изготовления одежды" преследовал цель познакомить студентов со всеми этапами пошива одежды, включающими в себя: а) подготовку к первой примерке; б) первую примерку; в) обработку изделий после первой примерки; г) вторую примерку; д) утюжку и доводку готового изделия.

Экспериментальные занятия, проводимые со студентами Башкирского государственного педагогического института и со студентами ХГФ МГПИ им. В.И. Ленина,подтвердили правильность разработанной методики преподавания курса "Моделирование и конструирование одежды с учетом климатических и национальных особенностей", практическая ценность которой заключается в достаточно высокой подготовленности молодого специалиста и его ориентации на педагогическую деятельность учителя общеобразовательной школы.

ЗАКЛШЕНИЕ

Использование климатических и национальных особенностей в процессе моделирования и конструирования одежды является одним из средств идейно-нравственного, патриотического, эстетического и трудового воспитания студентов и школьников. В связи с этим тема настоящего исследования представляется актуальной для советской художественной педагогики на современном этапе ее значения как в теоретическом, так в практическом и методическом плане.

Исходя из цели исследования, которая заключается в совершенствовании подготовки студентов художественно-графических факультетов пединститутов путем разработки вопросов теоретического содержания и методики преподавания курса "Моделирование и конструирование одеэвды с учетом климатических и национальных особенностей", в диссертационной работе были поставлены и решены следующие задачи.

В первой главе сформулированы факторы, влияющие на процесс моделирования и конструирования одежды:

1. Природно-климатические.

2. Санитарно-гигиенические с учетом половых, возрастных и функциональных особенностей.

3. Социальные.

4. Экономические.

5. Национальные.

Подробный анализ, проведенный в первой главе, подтвердил правильность высказанного предположения о доминировании природно-климатических факторов, являющихся первоосновой, толчком для создания одежды,и национальных традиций, вобравших в себя целый комплекс параметров, без учета которых невозможен полно

- 161 кровный процесс моделирования и конструирования костюма.

Во второй главе под углом зрения построенных требований проводится анализ работы республиканских Домов моделей и художественно-графических факультетов пединститутов страны по опыту моделирования и конструирования одежды.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.

Республиканские Дома моделей в своей творческой деятельности прежде всего обращают внимание: а) на сохранение и развитие неиссякаемого источника национального искусства костюма; б) на глубокий композиционный анализ моделей одевды с учетом основы кроя народной одежды; в) на подчинение декора в швейных изделиях общему строю композиции модели; г) на учет климатических условий районов страны при разработке одежды.

Анализ работы ХГФ пединститутов по рассматриваемому курсу выявил ряд недостатков в существующей методике и программе:

1. Нарушена этапность в обучении студентов моделированию, конструированию и технологии изготовления одежды в связи с разрывом между 2, 3 и 5 курсами (с. 152 , глава Ш). Рациональнее и целесообразнее с методической точки зрения изучать предмет в следующей последовательности: моделирование одежды - 2 курс; конструирование одежды - 3 курс; технология изготовления одежды - 4 курс.

2. Не на должном уровне затрагивается вопрос (в существующей программе) о композиционных закономерностях построения моделей одежды. Раздел "Основы моделирования и композиция одежды" (с. 78 , глава П) следует за разделами "Конструирование одежды", "Технология одежды". Возникает вопрос, почему процесс разработки модели, проекта, композиции костюма является завершающим этапом обучения?

- 162

3. При обучении студентов по рассматриваемому курсу не заостряется внимание на учете климатических факторов при создании костюма.

4. В работе со студентами нет целенаправленного ориентирования на использование глубоких народных традиций в моделировании одежды.

5. Обращает на себя внимание поверхностное отношение к роли декорирования швейного изделия в общем строе композиции костюма.

В заключении второй главы делается вывод, что учет перечисленных недостатков сделал бы существующую программу более полной и приблизил ее к уровню требований профессиональной подготовки учителей обслуживающего труда для средней школы.

В третьей главе разрабатывается структура, методика и требования к экспериментальной программе по курсу "Моделирование и конструирование одезвды с учетом климатических и национальных особенностей".

В структурном отношении разделы программы предполагается вести в следующей последовательности: а) Моделирование одежды; б) Конструирование одежды; в) Технология изготовления одежды.

Основные требования и методика ведения экспериментальной программы ориентируют студентов на знакомство не с ремесленным трудом при создании швейных изделий, а на освоение целого ряда композиционных навыков, открывающих путь для создания функциональных, конструктивно логичных, красивых моделей одевды, вобравших в себя лучшие традиции народного творчества.

Результаты проведенного педагогического эксперимента, подкрепленного и развитого в процессе руководства дипломными проектами доказывают эффективность предложенной методики изучения и творческого освоения студентами процесса изготовления одежды. Об этом говорит разница среднеарифметических баллов экспериментальных и контрольных групп (в предэкспериментальном "срезе" 0,1-0,2 балла, в послеэкспериментальном "срезе" 0,5-0,7 балла), что подтверждает более высокий уровень и прочность знаний студентов, полученных во время обучения.

Апробация в ходе исследования методики преподавания рассматриваемого курса показала свою перспективность и позволила сформулировать следующие выводы:

1. Процесс обучения студентов художественно-графических факультетов пединститутов основам моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды будет более эффективным, если при изучении названных разделов не будет делаться разрыв между 3 и 5 курсом. (Существующая программа "Практикум в учебных мастерских (обслуживающий труд)" планирует изучение предмета на 2, 3, 5 курсах)»

2. Результаты апробации экспериментальной методики рассматриваемого курса подтверждают целесообразность изучения его разделов в следующей последовательности: а) Моделирование одежды; б) Конструирование одежды; в) Технология изготовления одежды.

В ныне действующей программе /91. 7/ раздел "Основы моделирования и композиция одежды" является завершающим этапом обучения, хотя совершенно очевидно, что первым этапом при создании любого художественного, дизайнерского изделия является разработка его проекта, основных композиционных моментов. По тому же принципу работают и художники-модельеры. В указанной же программе нарушен принцип работы над созданием одежды, что противоречит не только сложившемуся логическому принципу создания костюма, но и идет в разрез с целью подготовки студентов художественно-графических факультетов пединститутов по курсу "Моделирование и конструирование одеэвды с учетом климатических и национальных особенностей", которая заключается в знакомстве не с ремесленным трудом, а в овладении целым комплексом навыков, открывающих путь для создания функциональных, конструктивно-логичных и красивых моделей одежды.

3. Изучение рассматриваемого курса необходимо вести на основе использования глубоких традиций народного костюма. Разработанная экспериментальная методика преподавания и программа спланированы таким образом, что преподаватель, не нарушая общей логики и последовательности обучения, может использовать национальные традиции одежды той республики, в которой расположен художественно-графический факультет пединститута.

4. Существенное влияние на процесс создания костюма (наряду с целым комплексом требований) оказывают природно-климатические факторы, которые являются первоосновой, толчком для создания одежды.

5. Студенты только в том случае смогут создавать высокохудожественные модели одежды, если в процесс их обучения будет включен весь комплекс композиционных средств, закономерностей построения костюма.

6. Большое значение в профессиональном решении моделей одежды имеет правильное определение роли декорирования изделия в общем строе композиции костюма.

Нельзя говорить о декоративных моментах в одежде, если нет композиции самого изделия. (Существующая программа начинается разделом "Основы моделирования и композиция одежды", где рассматриваются виды орнаментации, аппликации, художественно-вышивальных швов и т.д. Затем идет тема "Общие законы композиции" /91. 27/.

Как известно, декоративные элементы, например, орнамент является лишь дополнением, подчиненным форме какого-то изделия. Этому учит нас все прикладное искусство и народное искусство костюма, в частности, где каждый элемент декора несет определенную функциональную нагрузку, подчиненную композиционному, конструктивному и образному решению одежды, а не является элементом "украшательства".

Учет перечисленных выводов, к которым привели результаты исследования, послужат совершенствованию системы подготовки студентов художественно-графических факультетов пединститутов по курсу "Моделирование и конструирование одежды с учетом климатических и национальных особенностей", что, в конечном счете, повысит уровень преподавания предмета "Обслуживающий труд" в общеобразовательной школе.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ковешникова, Елена Николаевна, Москва

1. Маркс К,, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, - 827.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, 629.

3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 23-178.

4. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. ПСС, т. 12, с. 99-105.

5. Ленин В.И. О национальной гордости великороссов. ПСС, т. 26, с. I06-II0.

6. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Постановление пленума ЦК КПСС от 15 июня 1983 г. :-В кн.: Пленум Центрального комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. Стенографический отчет. М: Политиздат, 1983. с. 188-220.

7. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Одобрено Пленумом ЦК КПСС 10 апреля и Верховным Советом СССР 12 апреля 1984 г. -В кн.: О реформе общеобразовательной и профессиональной школы.

8. Сб. документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. с. 37-66.

9. Основные направления экономического и социального развития СССР на 198I-1985 годы и на период до 1990 г.- М.: Политиздат, 1981. 95 с.

10. Авдеева Е.А. Старинная русская одежда, изменения в нейи мода нового времени. Отечественные записки. М., 1953. с. 13-18.

11. Агожков Л.А., Вернигор В.В. Унификация конструктивных элементов в процессе конструирования одежды. Техноло- 167 гия легкой промышленности, 1980, № 6, с. 107-108.

12. Алексеев В.П., Бромлей Ю.В. К изучению роли переселений народов в формировании новых этнических общностей.- Советская этнография, 1982, № 2, с. 37-42.

13. Амелунг Вальтер. Одежда древних греков и римлян. С.-Петербург. 1904. - 80 с.

14. Аменуэль И.А. Технология женского легкого платья. М.: Легкая индустрия, 1966. - 152 с.

15. Арциховский А.В. Русская одевда X-XIII вв. Доклады и сообщения исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 3. М., 1945. с. 68-74.

16. Арциховский А.В. Одежда. История культуры древней Руси. Домонгольский период. Материальная культура. М.-Л., 1948. - 347 с.

17. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. - 190 с.

18. Белицер В.Н. Методологические указания по сбору народной одежды. :Краткие сообщения Института этнографии АН СССР, Вып. ХУШ. М., 1953. с. 19-24.

19. Белицер В.Н., Маслова Г.С. Против антимарксистских извращений в изучении одежды. Советская этнография, 1954,3, с. 18-27.

20. Беляева-Экземплярская С.Н. Моделирование одезэды по законам зрительного восприятия. М.-Л., 1934. -102 с.

21. Бланк А.Ф., Фомина З.М. Раскрой, пошив и моделирование женской легкой одежды. М.: Легкая индустрия, 1979.- 239 с.

22. Бланк А.Ф., Фомина З.М. Русская народная одеззда и современное платье. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. - 179 с.22,23,24,25,26,27,28,29,30,31