автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: "Мусикийская грамматика" Н.П. Дилецкого в контексте отечественной музыкальной педагогики XVII столетия
- Автор научной работы
- Кинякина, Татьяна Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме ""Мусикийская грамматика" Н.П. Дилецкого в контексте отечественной музыкальной педагогики XVII столетия"
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПОТАНИЯ • ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Специализированный совет К 018.12.01
На правах рукописи
КИНЯККНА Татьяна Николаевна
" МУСИКИЙСКАЯ ГРАММАТИКА " Н.П.ДИЛЕЦКОГО В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ХУЛ СТОЛЕТИЯ
13.00.02 - Методика преподавания музыки
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Мооква, 1992
выполнена в Одесском Государственном педагогическом
аучиые руководители:
кандидат искусствоведения доцент В.Ф.ИВАНОВ
кандидат педагогических наук доцент Э.С.КВАСНИЦЛ
Официальные оппоненты:
доктор искусствоведения профессор В.В.МЕДУ ШЕВСКИЙ
кандидат педагогических наук ст.науч,сотр. Д.В.ШКОЛЯР
Ведущее учреждение - Одесская Государственная
'консерватория им.Л.В.Неждановой
оащита состоится. г. в
часов на заседании специализированного совета К OI8.I2.OI по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук при Исследовательском центре эстетического воспитания института развития личности Российской Академии-образования по.адресу: II9034, г.Москва, Кропоткинская набережная, д.'15.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.•
Автореферат разослан "
Ученый секретарь специализированного совета, кандидат педагогических наук
Работа институте.
Н
Г.В.ЛРЗЯМОВА
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В последние десятилетия научный интерес к прошлому отечественной музыкальной культуры и музыкального образования значительно возрос. Известное положение ■ о том, что критерием истины является практика, подтверждает, в частности, тезис о необходимости знания истории. То есть знания того, что и почему было принято или отобрано жизнью, какие идеи, сначала казавшиеся прогрессивными не оправдали себя, а какие выдержали испытание временем и сохранили свою актуальность до наших дней.''" Особенно проблематичным и малоизученным оказалось освещение педагогического наследия и его. практической ценности в развитии современной педагогики. Весьма актуальны здесь вопросы методики обучения музыке в ХУП веке, когда в России и на Украине сформировались первые теоретические учебные пособия, не получившие до сих пор цельного изучения. В частности, большой интерес представляет сложившаяся в то время методика музыкального воспитания и обучения.
К музыкально-теоретическому наследию ХУП века обращались и обращаются музыковеды, социологи, искусствоведы, филологи. В своих исследованиях такие русские и украинские ученые как И.И.Сахаров, Д.В.Разумовский, В.М.Металлов, М.В.Бражников, А.Грушевский, Л.Яворницкий, В.В.Протопопов, Т.Н.Ливанова, Н.А.Герасимова-Персидская, А.Цалай-Якименко и другие, раскрывая общие вопросы развития отечественной музыкальной культуры в ХУП веке, лишь затрагивали отдельные стороны музыкальной педагогики. Частная констатация того или иного факта была своего рода его фиксацией ' и не больше. Говоря, например о музыкально-теоретической работе Н Н.Дилецкого " Идеа грамматики мусикийской " /1670 г./, В.В.Протопопов дает ей оценку с позиций искусствоведения, а отсюда и его резюме, что она "... стала фундаментом музыкально-теоретической мысли.и основным пособием для нескольких поколений..-^" музыкантов и педагогов. Что касается вопросов музыкальной педагогики, эстетического воспитания средствами музыкального искусства, ряда методик обучения музыке, усвоения теоретических знаний, обучения искусству хорового пения, преподавания композиции, ни в одном из исследований названных и других авторов не нашли полного отражения.
Преемственность лучших достижений методики музыкального обу-
.......... • • » • .0 .11
чения и воспитания, новаторство педагогических тенденций в ХУП веке,' генезис музыкально-педагогических идей, их значимость в современной практике учебных заведений определяет актуальность работы.
Предметом настоящего исследования является теоретическое наследие и практическая деятельность Н.Дилецкого в области музыкального воспитания и образования; печатные источники, а также рукописи ХУ1-- ХУП веков (нотная литература, азбуки, науки, правила, алфавиты, учебники, музыкальные произведения и т.п.)
Объект исследования - процесс становления педагогических и методических идей Н.Дилецкого. <
Цель исследования - выявить, проанализировать и обобщить принципиальные положения методической концепции Н.Дилецкого, опрв' делить пути использования педагогического и творческого наследия
H.Дилецкого в современном музыкальном образовании и воспитании.
; Задачи исследования:
I. Кратко проследить за генезисом отечественной музыкально-педагогической школы висторико-теоретическом плане, определить истоки формирования педагогических и музыкально-эстетических взглядов Н.Дилецкого.
2. Воссоздать частную методическую концепцию Н.Дилецкого по музыкальному образованию и воспитанию.
3. Выявить в музыкально-педагогической теории и практике ХУП века специфические черты сложившейся " МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЭПОХИ пятилинейного нотного письма ", постепенно сменяющей
Обоснование научного понятия " Методическая концепция " в
специальной литературе не встречается, хотя в практической педа- : гогике оно достаточно распространено.
Термин "Методическая концепция" включает два с лова-понятия: первое слово - методическая /имя прилагательное, образованное от существительного "методика"/ - связано с "Методикой преподавания учебного предмета" - педагогической наукой, исследующей закономер ности обучения определенному предмету, подразделяющейся на Обшую , и Частные методики. Второе слово - "Концепция"/лат.сопсерт1о / -объясняет "систему", определяет единый замысел и представляется как ведущая мысль научного труда.
Как видно, слово-термин Методика" изначально включает элементы концептуальиости, поэтому в рассматриваемом его сочетании со словом концепция они оба не взаимоисключаются, а конкретизируют и усиливают их общий смысл.
Настоящая работа не ставит своей задачей специальное изучение понятийно-категориального аппарата, и как частного его случая генезиса термина "Методическая концепция", это отдельная проблема требующая самостоятельного теоретического исследования. Однако, поскольку мы пользуемся данным понятием, считаем целесообразным
" МЕТОДИЧЕСКИ) КОНЦЕПЦИЮ ЭПОХИ знаменного распева просуществовавшую на протяжении более чем семи столетий.
Гипотеза. Исходя из того, что история всегда являлась своеобразным показателем ценности тех или иных идей, мы предполагаем, что изучение педагогического наследия Н.Дилецкого, выявление методических положений, выдеркаваих испытание'столетиями, даст возможность не только с новой педагогической позиции оценить наследие Н.Дилецкого, но и выявить определенную практичео-кую ценность его рекомендаций для современной системы музыкального образования.
Положения выносимые на защиту:
1. Значимость наследия Н.Дилецкого определяется не только его вкладом в развитие теории музыки и музыкознания. "Идеа грамматики мусикийской" Н.Дилецкого - основополагающий труд в истории отечественной музыкальной педагогики.
2. Семнадцатое столетие - вершина развития и начало постепенного угасания "Методической концепции эпохи'знаменного распева" и становление "Методической концепции эпохи пятилинейного нотного письма
3. Методическая концепция Н.Дилецкого отражает специфические черты свойственные педагогической практике и Грамматике Н.Дилецкого - уникально-естественный синтез обучения композиторской технике и хоровому исполнительскому мастерству.
дать его толкованию свой "рабочий вариант", как Общее и Частное явления: I, Совокупность методических систем, "педагогических направлений, течений" характерных для.,определенного исторического периода, формирующих свои "Методическую настройку" и "Методический словарь , образуют методическую кон ц е п ц и ю
?.пУпорядоч£нные системы методов обучения,- педагогических идей, научно-методических взглядов, методических принципов, рассуждении, высказываний отдельного педагога, музыканта, композитора, ученого - определяют, "методическую концепцию , как Частное явление.
,. Определение понятия Яегодичес.кая концепция » как Общего и Частного явлении выведено нами не во всеобъемлющем его значении для всех видов и форм общих и специальных знаний, а для данного конкретного случая, связанного с музыкальной педагогикой.
Обратим внимание на краткие объяснения значений "Методический словарь эпохи" /МСЭ/ и "Методическая настройка эпохия/МНЭ/. Так, под МСЭ" подразумевается собрание специальной методической тевминологии. Составление такого словаря представляет значительный научный интерес, поскольку в различные исторические периоды . методические термины и понятия имели различные значения /см.§1гл11/
"Педагогическое направление" понимается как социально-педагогическая категория.
"Педагогические течекия - это модификация собственно педагогических теорий и концепций, которые рождаются и развиваются в русле тех или иных социально-педагогических направлений, возможно сочетание нескольких направлении".
Методологической основой исследования явились положения философии о развивающей и воспитывающей роли искусства, а также труды ведущих искусствоведов и педагогов по вопросам истории становления методических основ музыкального образования.
Методы исследования. Анализ литературных источников, архивных материалов. Метод экстраполяции от исторических фактов к современности, аналитико-синтетический, а также историко-теоре-тический методы.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в истории музыкальной педагогики раскрыты и обобщены педагогические взгляды и практическая деятельность Н.Дилецкого, проанализирована его частная методическая концепция в контексте "Методической концепции эпохи Пятилинейного нотного письма", а также определены теоретические.и методические позиции Н.Дилецкого по вопросам музыкального образования и воспитания, восполнившие про- . белы в научном знании.
Теоретическая значимость исследования заключена в изучении педагогического наследия Н.Дилецкого, архивного материала - его обобщения", извлечении из него ценных для современной- методики музыкального воспитания, в дальнейшей научной разработке проблем истории отечественной музыкальной педагогики и хорового искусства.
Практическая значимость исследования заключена в возможности использования его результатов в системе музыкального образования: педагогических вузов, педучилищ, институтов культуры, музыкальных училищ, консерваторий. В лекционных и практических курсах: методики музыкального воспитания, методики преподавания сольфеджио и теории музыки, методики обучения композиции, теории и истории музыки, гармонии, полифонии, истории музыкальной педагогики, музыкально-теоретических систем, практике работы о хором, практике и теории музыкального испоянитеиьства.
Результаты исследования апробировались: в докладах на научных конференциях в Санкт-Петербуржской консерватории /1987 г./, но Всесоюзных конференциях в Ростовском музыкаяъно-педагогическон институте /1990 г., 1991 г./, Новосибирской консерватории /1991г./, межвузовских научно-теоретических конференциях /г.Одесса, 19841988 г./ в процессе обсуждения диссертации на кафедре методики
Под "Совокупностью систем методов" подразумевается слияние всех вариантов методических образовании /частные методические концепции, методики обучения предмету, системы методов, методические принципы, рассуждения, высказывания и т.д. / см. приложение к канд. дисс./
музыкального воспитания ОГПИ им, К.Д.Ущинского, на кафедре теории муэнки Одесской государственной консерватории.
II. СТРУКТУРА. И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Объем работ 150 страниц.
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяется проблематика работы, формулируются цель, задачи и предмет исследования, его методологическая основа, источниковедческая база, раскрывается научная новизна, теоретическая и прак-вическая значимость,
В первой главе - "Особенности развития музыкальной культуры и музыкального образования в России и на Украине в ХУП веке". определяются исторические предпосылки и объективные условия формирования отечественной музыкальней педагогики, осуществляется ретроспективный показ музыкального воспитания■« образования в певческой школе Древней Руси, Средневековья, раскрываются особенности расцвета "Методической концепции эпохи знаменного распева".
Для выявления педагогического аспекта, характерного для данного времени, представляется целесообразным дать краткий обзор эпохи в целом. Определить вклад Н.Дилецкого в развитие музыкальной педагогики можно только исходя из уточнения всего того, чт» было наработано в этой области ранее.
Известно большое количество литературных источников, в кетв-рых довольно полно отражен весь исторический путь России и Украины, культурное наследие тех времен. Ото рабвты русских и украинских историков А.Карамзина, С.Соловьева, Л.Яворницкого, Грушевского; современных исследователей: Ф.Нестерова,, В.Злыднева, А.Липатова и др. Наша задача заключалась в том, чтебы, анализируя весь этот материал, выделить наиболее значительные явления в культуре и просвещении, а также более детальн» остановиться на развитии идей музыкального воспитания и образования.
Семнадцатое столетие - следующий за эпехой Возрождения значительный этап в истории евр»пейск»г» искусства. Этв пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических изменений.
Неразрывне связан с ХУП веком и расцвет различных видев искусства. Художественная литература отличалась широким охватом
- б -
действительности и многообразием жанровых ферм. Высокая трагедия и роман, бытовая комедия и новелла, эпическая поэма и лирический сонет, ода и сатира - в каждом из жанров созданы произведения непреходящей художественной ценности.
Важную эпоху представляло Ш1 столетие в истории музыки и музыкальной педагогики: зарождение и формирование новых жанров -оперы, оратории, инструментальной музыки. Традиции итальянской и бургунско-фламандской музыкально-педагогической школы шашли отражение в творчестве польских мастеров полихорной техники - М.Зе-женьковского, М.Мельчевского, А.Яжембского.
Большое значение в восточно-европейской муаыкальной педагогике имела Виленск&я иезуитская академия, основанная в 1579 году. Во второй половине ХУП века в Вильно обучался, жил и работал урожеиец Киева, педагог, теоретик, композитор Н.П.Дилецкий, и •коло 1670 года им была написана "Грамматика мусикийская".
Музыкально-педагогическая наука на Западе только зарождалась и в связи с этим широкую известность получихи латинские книги о музыке.
Расширяется сеть учебных заведений. Так, на основе братской школы возник Киево-Могидянский /или Киево-братский/ коллегиум, который вскоре стал высшим учебным заведением, известный высоким •уровнем преподавания.
Столица укреплявшегося русского абсолютистского государства собирала талантливых музыкантов, певчих - выходцев из Украины. В 1649 году в Москву по вызову царского правительства приехали из Киева ученые филологи и богословы Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский, в 1664 году - поэт, мастер полемического жанра и проповедник Симеон Полоцкий, занявший видное место при московском дворе.
Получает развитие "парсунная живопись" как на Украине, так и в России: наиболее яркие представители - Н.Петрахович-Морохов-ский /1610-1666/, Самуил, Л.Тарасевич и др.
Расширяются культурные связи с .Западом. В этом процессе выдающуюся роль сыграла Украина, поскольку большинство новых форм приходило на Русь с Запада через посредничество Украины, Польши,Литвы.
Так, в России лишь к середине ХУП века сложились все предпосылки для рождения партесного концерта, на Украине хоры православных братств исполняли партесные концерты уже в конце ХУ1 века.
Обучение пению в Древней Руси носило автономный характер и
имел» глубокие преемственные связи с византийской культурой. В монастырях, взявших на себя организащюнную и мет»дичеекуп работу по духовному воспитанию, основополагающим был принцип "книжно-, го" обучения, в ^основе которого находилось триединство чтения, письма и пения. Методика музыкального воспитания в древнерусских школах пока остается мало известной. Начало общего образования приходилось на семилетний возраст, пению обучали с восьми лет. Если мальчик "не спадал с голоса", то он мог продолжить занятия во дворе доместиков.
Центрами просвещения на Киевской Руси били монастыри. Так, в Киеве в XI веке при Андреевском монастыре княгиней Анной Всеволодовной была открыта специальная женская школа, в которой также обучали и пению.
В начале XIII века в Суздале цоаь Черниговского князя Михаила Всеволодовича Ефросинья организовала женской училище, обучавшее грамоте, письму и пенив. Разумовский Д.^ называет имена учителей церковного пения на /крайне: в слободе.Старой Водолаге - дьячок Павел Криницкий, Николаевский дьячок Иван Алексеев, Успенский дьячок Григорий и т.^.
Значительное место занимало обучение хоровому пению в братских школах, возникших в ХУ1 - начале ХУ11 века на Украине и в Белоруссии. Так, §12 и §13 Устава Львовской братской шкоды /1586г./ упоминается музыка и церковное пение. Второй Устав Дуцкой школы определяет основы обучения в братских школах /"Сперва научаются складывать буквы, потом обучаются грамматике, притом учатся церковному порядку, чтению, пению"/.3 Воспитанниками Львовской братской школы были композиторы Чернушин, Шавровский, Ижевский, Пеку-лицкий и другие. Братские школы оказали значительное влияние на формирование музыкально-педагогической науки на Украине. Впоследствии на основе братских икол были созданы учебные заведенря -Киево-Могилянская академия, давшая Украине и России выдающихся деятелей просвещения и культуры. Организаторами и руководителями духовных училищ, позже семинарий, были и воспитанники Киевской академии - среди них выдающийся деятель отечественного просвещения Симеон Полоцкий.
Архивные источники свидетельствуют о сохранении в методике подготовки певчих в первой половине ХУП века традиций хирономии в сочетании с "обучением понаслышке"^.
Становлению певческой школы, совершенствованию существующей
методики способствовали решения Соборов православной Церкви / 1551 г./
Значительный опыт музыкального воспитания и обучения пенив накапливался в профессиональных хорах: Хор государевых певчих дьяков в Москве, организованный в ХУ веке /впоследствии - Петер« буржская придворная певческая капелла/, хор патриарших певчих дьяков /Московский синодальный хор/. Среди них были композиторы, теоретики, регенты.
По примеру царя многие бояре создают частные хоры и оркестры роговой музыки. Так, иностранец Гербиний, слушавший в ХУП веке хор в Киеве, указывал, что "в самой приятной гармонии слышатся раздельно дискант, тенор, альт и бас" 5#
Создание первых специальных учебных заведений, в которых детей не только обучали пенив, но и готовили к театральной деятельности, также относится, к ХУП столетию. Одну из таких школ называют "первой русской консерваторией"У
Большое влияние на репертуар детского пения оказала народная песня. Пение без сопровождения представляет ценнейшую традицию народного искусства.
Многоголосное пение, возникшее в певческой практике ХУ1 века постепенно получает широкое распространение.
Официальное принятие русской Православной церковью партесного пения, пришедшего с Украинских земель, дало новый стимул развитию педагогической науки, методики »бучения музыке и пению. В этом процессе ведущую роль сыграли хоры западно-украинских братств, использовавших, вероятно, рациональные методики обучения музыке и пению.
Многие выпускники братских шкои впоследствии занимались педагогической деятельностью, в результате которой было создано ряд учебников.
Таким образом, к началу ХУП столетия в отечественной музыкальном воспитании и музыкальном образовании был накоплен обширный материал, достаточный педагогический опыт, что явилось объективной основой создания методической концепции Н.Дилецкого.
Границами "Методической концепции эпохи знаменного распева" можно определить ХШ-ХУ1П века /остаточные явления - гплоть до XX века/. Опираясь на исследования М.Бражникова, можно условно распределить следующие этапы становления концепции: Г.Аэбуки-пе-речисления крюковой нотации. 2. Объяснения " како поется","по глаеам".3. Чеспометные азбуки первой половины ХУП века. Ч. Узко-
специальные виды азбук - фитники, кокиэники. 5. Пятогласия ~ простейшие педагогические руководства по осмогласию. 6. Поздние азбуки. 7. Система помет. 8. Азбуки путевые, демественные или казанские и др. систем. 9. Двознаменкики.
В диссертации раскрывается с »держание "Методической концепции эпохи знаменного распева": "Совокупность методических систем" ориентируется на знаменный распев. Преподавания пения д® ХУП века еще ие было упорядочен» государевыми мероприятиями, находясь в руках отдельных певцов. П»эт»му ведущими "Педагогическими направлениями" являются обученио и воспитание певчих для монастырей и церквей, преимущественно выходцев из народа. "Педагогические течения" отражают синтез развития в рамках одной методической концепции педагогических направлений, связанных с методикой обучения кондакарному, путевому, демественному распеву; на рубеже смены концепций - двознаменникам. "Методическая настройка эпохи" - развитие знаменного пения,, "Методическая установка" - обучение церковно-певческому искусству. "Методический словарь" -профессиональная певческая терминология. В основном сформировались следующие терминологические группы, определяющие: I.Высоту звуков. 2.Количество звуков в распеве. 3,Продолжительность звуков.
Направление движения звуков, 5.Способы и приемы исполнения, б.Характер исполнения.
Частные методические концепции прослеживаются в трудах Александра Мезенца, Федора Крестьянина, инока Христофора, Ивана Шайдура, Стефана Голыша, Ивана Лукошко, а также многочисленных путевых, крюковых, демественных, столповых азбуках анонимных авторов и составителей, раскрывающих вопросы методики обучения, нотописи, нотной грамоте, искусству древнерусского распева."
Семнадцатое столетие в истории отечественной музыкальной педагогию! представляется уникальным. Это вершина развития и одновременно начало постепенного угасания, отхода на второстепенное место Методической концепции знаменного распева.
"Методическая концепция эпохи"/ вторая за семь столетий определила свой ртиль древних песнопений, вытекающий из синтеза черт профессионального церковного пения и традиций народного искусства, ограниченный определенными требованиями звуковедення, дикции, динамики, а также эстетической стороны исполнения/выделила ряд педагогических и методических идей, в частности: развитие навыков плавного, поступенного ведения мелодической линии и
неторопливом темпе и равномерном ритме; воспитание умения, для достижения большей выразительности, наполнить мелодию "ииротей дыхания"; в сочетании с огракячамым звуковым объемом - »владение системой упругого дыхания /"на опоре"/формирование навыков вокализации на основе вкутрнедоговог» распевания; овладение умением пения в униоо* на длительном дыхании с выдерживанием звука в определенной, в основном спокойной, динамике, а также с опорой на примерные тона голоса; развитие техники веткого произношения слов, осмысленного распевания текста с сохранением логических ударений.
Эти своеобразные методические принципы сыграли определенную роль в создании Н.Дилецким "Идеа грамматики мусикийской". Именно этот его труд вобрал в себя лучшие достижения методики прошлого, и стал веду.щим педагогическим и методическим трудом, пособием вплоть до конца ХУШ столетия на'всей территории России а Украины.
Во второй главе - "Педагогическое наследие Н.П.Дилецкого" раскрываются объективные условия и .педагогические предпосылки формирования и утверждения "Методической концепции эпохи пятилинейного нотного письма"$ педагогические идеи Н.Дилецкого.
Вторая половина ХУП века - время бмыпих социально-экономико-культурных перемен. Широкая популярность жанра партесного концерта требовала большого количества "хорошо обученных" музыкантов. Возникла острая необходимость в специальных учебно-методических пособиях, последовательно раскрывающих вопросы обучения нотной грамоте, искусству пения, игры на музыкальных инструментах, сочинения хоровых концертов. Изменилось содержание "Методической концепции эпохи". "Совокупность методических систем" теперь ориентировалась на пятилинейное нотное письмо» Ведущим "Педагогическими направлениями" - стало обучение музыке и пению привилегированных сословий, а также всеобщее музыкальное воспитание. Собственно "Педагогические течения" отражали процесс перехода, поскольку наряду с утверждением нового стиля, знаменное письмо продолжало существовать почти до XX века, обособившись в самостоятельное педагогическое течение. Изменился и "Методический словарь эпохи". В качестве "Методической- настройки" выступило развитие партесного многоголосия, "Методической установки"- обучение многоголосному церковно-певческому искусству.
Знаменный распев обрел своих именитых теоретиков и методистов лишь на вершине своего развития /ТЛ.1 ст./, с рождением педагоги--ческой системы Н.Дилецкого, по сути, в восточно-славянской музыкальной педагогике утверждается "Методическая концепция эпохи пятилинейного нотного письма".
Частные методические концепции представляют труды И.Коренева, Т.Макарьевского, они раскрывают методики обучения различным предметам, системы методов, методические принципы, содержат различные методические взгляды, рассуждения, высказывания и т.п.
Таким образом, в первой половине ХУП века создались объективные условия и педагогические предпосылки для формирования и утверждения "Методической концепции эпохи пягиликейняго нотного письма''^" в контексте которой педагогическая система Н.Дижецкого сыграла выдающуюся роль.
Изучение различных редакций "Идеа грамматики мусикийской" дает возможность достаточно полно представать педагогические идеи автора, исследовать, в ос с оздать методику обучения основам нотной грамоты.
Первая часть "Идеа грамматики мусикийской"Н.Дилецкого "О музыке" получила распространение как самостоятельная методика, будучи предназначенной для начального образования. Автор раскрывает простейшие вопросы, с которыми встречается каждый начинающий музыкант - нот описание, ключи, чтение, нот, элементарные теоретические сведения. Н.Дилецкий пытается Еместе с учеником разобраться в гонком механизме превращений звуков в музыку, понять как звуки приобретают художественный смысл.
Дилецкий показывает также взаимосвязь речевых и музыкальных интонаций. Обращает на себя внимание наглядность, занимательность методики объяснения детям нотного стана и правил написания на нем нот. На рисунке, представляющем раскрытую ладонь, на пальцах и между ними написаны названия нот. Н.Дилецкий советует учителю: "Хотяй предложит образ учения ученику...- да покажет ему руку... посем покажи сия на лестнице".'5 Вначале Н.Дилецкий предлагает облегчающий и заинтересовывающий учащихся способ объяснения нот на пальцах, затем на "лестнице", и уже в заключении на нотном стане. Этот прием до долгое время сохранялся в практике и методике обучения.
После знакомства с названием ног, их латинским обозначением Н.Дилецкий рекомендует одновременное усвоение учащимся ключей Соль, До, Фа, составляющих вместе систему ключей, взятых вместе и каж-
дого в отдельности.
Интересен способ объяснения Н.Дилецким вопросов ритмической организации. "...Если же сначала плохо понимают ноты вместе с тактовым размером, тогда научи их прежде одним нотам без размера, а после того... проще их, непонятливых, научить уже и с тактовым размером"ДО
Основное место Н.Дилецкий отеодит системе сольмизации, составляющей во времена Н.Дилецкого основу воспитания певцов. В этом автор следует традициям западно-европейской методики музыкального воспитания. Система сольмизации имела огромное значение во всей Европе, в наше время продолжает существовать в форме релятивной системы сольфеджио в методике и практике музыкального воспитания в Венгрии, Прибалтийских государствах и т.д.
Методика обучения даже самому простейшему предмету - нотной грамоте, не рассматривается Н.Дилецким лить как перечень практических методов обучения. Автор стремится увязать их.с проблемами музыкальной эстетики, приводит приме.ры из Библии, античной мифологии.
В диссертации представлен материал, позволяющий заключить следующее: актуальными сегодня представляются идеи Н.Дилецкого о методах изучения акустической природы звуков, о взаимосвязи рене-вых и музыкальных интонаций, о вопросах музыкальной выразительности, возможностях использования на уроках наглядных пособий, проблемного метода обучения. Словес-ыые, наглядные, практические методы обучения являются определяющими для методики обучения нотной грамоте; а такте для всей методической концепции Н.Дилецкого. Все это отзечает требованиям методики музыкального воспитания, современно, актуально вне зависимости от того,, что было создано более 300 лет назад.
Значительный интерев представляет система комплексного подхода к вопросу методики преподавания композиции", обоснованная Н.Дилецким. Рождение методики обучения композиции Н.Дилецкого было обуаловлено потребностями времени, художественной практики, специфического для России и Украины того времени гомофонно-гармонического стиля, зарождающегося свободного стиля полифонии, которые совместно с современной западно-еврорей-ской музыкальной теорией составляют основу "Мусикийской грамматики"
Цель написания грамматики - научить сочинению хоровых концертов. Основы композиции - самая сущность музыкального творчества, трактуются Н.£илецкич в основном с точки зрения технологии
музыкального искусства.. Каждый музыкальный предмет характеризуется определенным комплексом технических приемов, усвоение которых необходимо начинающему композитору. В связи с этим Н.Дилецкий использует комплексный подход к вопросу о методике преподавания композиции и включает целый рад сведений из смежных дисциплин, без знания которых, по мнению Н.Дилецкого, не мыслима деятельность композитора. К таким "наукам" относятся: I. Курс методики обучения пению, развивающий в комплексе и музыкальный слух; 2.Методика обучения нотной грамоте, знакомящая с основными элементами музыкальной речи; 3.Гармония,сообщающая сведения о взаимодействии вертикали с мелодией; Полифония, назначение которой для развития композиторской техники особо подчеркивается Дилецким. 5.Вопросы музыкальной формы, связанные с архитектоникой музыкальных произведений. Как видим, Н.Дилецкий фактически обоснованы дисциплины, имеющие место в современном учебном процесса.
Содержание методики композиции Дилецкого строго ограничено грамматикой музыкальной речи гомофонно-полифони-ческого стиля. Инициативно-творческому изучению музыкальных произведений Дилецкий посвящает конкретные указания. Тесная связь композиторов-профессионалов с народным творчеством наблюдается в самых различных стилях и в разное время, разные эпохи. Дилецкий отводит значительное место образцам народного творчества."И го хорошо для композиции, когда какую-либо песнь или псальму превращаешь в церковное пение.../с.6^/
Методику обучения композиции Дилецкий выстраивает следующим образом: I.Обучение технике композиции; 2.Сочинение каденций с учетом правил современной Дилецкому гармонии; 3.Обучение полифонической технике.
В процессе анализа методики обучения композиции в "Мусикийской грамматике", нотных примеров, предложенных в ней автором, выявилось органичное взаимодействие теории-методики композиции Дилецкого-ученого и его композиторского стиля, а также взаимосвязь с традициями западно-европейского искусства, строгого и свободного- письма, кетодическимитрудами западно-европейских педагогов. Анализ Грамматики и творческого наследия Н.Дилецкого позволил выявить общие закономерности, свойственные методике обучения композиции и творческой практике Н.Дилецкого.
Рассмотрим истоки методических принципов Дилецкого по их временной принадлежности. Метод Дилецкого впитал традиции западно-
- и -
европейской эпохи строгого письма, тенденции свободного письма.
В формировании методики обучения композиции Н.Дилвцкого сыграл свою рожь ХП1 век - период развития и утверждения пмофонно-гармонического стиля в Западной Европе.
Ряд высказанных Дилецким педагогических и методических идей созвучны ведущим принципам сов-реиенных отечественных и зарубежных методик обучения композиции: по вопросам музыкальной формы, • взаимосвязи музыки и текста, о творческом подходе к вопросам обучения и т.д.
Теоретическую основу методики обучения искусству хорового пения Дилецкого кроме Мусикийской грамматики представляет работа "Способ учения мастером детей пению". Материал ориентирован автором на аналитическую форму познавательной деятельности.
Н.Дилецкий выделяет в особый раздел вопрос общего понятия о хоре, характеризует голоса, исходя из хоровой природы и приемов хорового изложения, подразделяет певцов на четыре основные группы: дискант, альт, тенор, бас. Строй и ансамбль являются основой хорового пения. В работе над мелодическим строем Н.Дилецкий предлагает "пятнадцать ступеней изучения интервалов в восходящем движении" и "пятнадцать ступеней изучения интервалов в нисходящем движении".
Методика обучения искусству хорового пения призвана научить грамотному, чистому и выразительному исполнению партесных произведений. Следуя методике Дилецкого, его методическим устаиовкам-настраивая и выверяя интонацию интервалов, последовательно сопоставляя их, можно правильно и точно построить звучание любых аккордов, последующего их соединения, добиться хорошего и уверенного звукового выстраивания всего произведения.
В грамматике Н.Дилецкий рассматривает вопросы тесситуры, рекомендует рациональные прийемы работы над дикцией, способы "передачи" тона.
В процессе рассмотрения методики обучения искусству хорового пения Дилецкого, ее теоретический и практической стороны, определились ведущие методико-педагоричесгие принципы: чистота интонации, как основа искусства хорового пения; воспитание голоса певца путем систематических занятий в системе, овладения навыками звукообразования на правильном дыхании; выработка техники произношения текста; воспитание слуха певцов т преодолении трудностей гармонического и полифонического порядка; развитие подвижности и гибкости голоса с использованием
примеров из художественной хоровой литературф; воспитание художественного вкуса певцов путем слушания хоровой музыки.
Все эти вышеизложенные принципы характеризует практическая оправданность и безусловная целесообразность применительно к современным методикам обучения искусству хорового пения.
Заключение. Общие выводы по работе.
Изучение опубликованных и архивных материалов дает достаточно полное представление о методической концепции музыкального воспитания и образования Н.П.Дилецкого в контексте музыкальной педагогики ХУП столетия. Основные положения из работы следуют, что педагогические идеи Н.Дилецкого чрезвычайно важны в сегодняшней теории, методике и практике музыкального образования и воспитания:
- Методическая концепция Липецкого содержит черты преемственности
и традиционности во взаимовлиянии с "Методической концепцией эпохи знаменного распева", а также утвердившейся к ХУП веку в Западной Европе "Методической концепцией эпохи пягилинейного нотного письма";
- Методическая концепция Дилецкого отражает специфические черты, свойственные педагогической практике и Грамматике Н.Дилецкого -уникально-естественный синтез обучения композиторской технике и хоровому исполнительскому мастерству / подход к голосу, тембру, композиторская практика, воспитание вокально-хоровых навыков и т.д. сохраняются в лучших методических концепциях до сегодняшнего дня /;
- Методической концепции Дилецкого характерен комплексный подход к проблеме обучения и мусыкального воспитания, который проникает в отечественную педагогику фактически лишь в середине XX века;
- В середине ХУП века, претерпев влияние западно-европейской полифонии строгого стиля, наблюдая период становления гомофонно-гармонического стиля, Дилецкий создает свою ч а с т.н у ю методическую концепцию гомофонно-полифонического стиля;
- Национальные черты, наметившиеся еще в Грамматике Дилецкого, которые дают возможность сейчас возродить национальную украинскую хоровую культуру.
Список литературы
1. Апраксина O.A. Из истории музыкального воспитания в советской школе, вып. 89, М., Музыка, 1974.
2. Разумовокий Д. Церковное пение в России. Опыт историко-тех-нического изложения, вып. I, М., 1867, с.60
3. Медынский E.H. Братские школы'Украины и Белоруссии ХУ1 -ХУП веках и их роль в воссоединении Украины с Россией, изд-во АПН, М., 1954, с.64
4. Сборник 1690 - 1710 г. / фонды рукописей ЦНБ АН Украины / КДА 889, с.265.
Л 1
5. Преображенский А. Культовая музыка в России, Л., Академия, 1924, с. 43
6. Металлов В.М. Очерк истории православного церковного пения в России, М., 1915, с. 65
7. Энциклопедический словарь Ф.Брокгауз и И.Ефрон. 55 полутом, статья " История русской музыки ", с. 254
8. Голубцов А. Чиновник Московского Успенского собора. М., 1908, с. 27
9. Мусикийская грамматика Николая Дилвцкого. Посмертный труд /по опубликованию/ С.В.Смоленского, Спб., 1910, с. 190
10. Николай Дилецкий Идеа грамматики мусикийской. Публикация, перевод, исследование и комментарии Вл.Протопопова, М.,
■ 1979, с. 193 / далее - Памятник /
11. Памятник с. 194 - 197
12. Памятник с. 198
Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1. Традиции и новаторство / к вопросу о развитии музыкального мышления /. Тезисы Всесоюзной научной конференции, РГМПИ, г.' Росгов-на-Дону, апрель 1990 г.
2. Педагогические идеи Николая Дилецкого // Отечественная культура XX века и духовная музыка: сборник материалов Всесоюзной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 1990,
с. 181 - 183.
3. Методика композиции и практика хорового творчества //(Русская музыка X - XX веков в контексте традиций культуры Восток -Запад: сборник материалов Всесоюзной научной конференции.
- Новосибирск, 1991, с. 152 - 155.