Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Музыкальное образование в России в конце XVII - первой четверти XVIII столетия: историко-педагогический аспект

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Ковалева, Вера Михайловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Музыкальное образование в России в конце XVII - первой четверти XVIII столетия: историко-педагогический аспект», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ковалева, Вера Михайловна, 2002 год

Введение.

Глава первая. Исследование профессионального музыкального образования в петровскую эпоху в контексте целостного концептуального подхода к исследованию истории отечественного музыкального образования.

§ 1. Музыкальное образование в конце XVII - первой четверти XVIII столетия как предмет историко-педагогического исследования

§ 2. Музыкальное образование «партесной» ориентации.

2.1. Партесное пение и его влияние на музыкальное образование в петровскую эпоху.

2.2. Русская и украинская школы партесного пения в петровское время.-.

2 .3. Певческие азбуки как основной вид учебных пособий в конце XVII - первой четверти XVIII века.

2.4. Учение святых отцов о «пении разумном» и особенности его воплощения в музыкально-педагогических воззрениях и богослужебно-певческой практике петровской эпохи.

§ 3. Инструментальное музыкальное образование.

Глава вторая. Отечественное музыкальное образование в конце XVII - первой четверти XVIII столетия как раздел в вузовской подготовке учителя музыки.

§ 1. Музыкальное образование в петровскую эпоху как предмет изучения будущими учителями музыки.

§ 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке содержания и организации освоения учебной темы «Музыкальное образование в период царствования Петра I» будущими учителями музыки

Введение диссертации по педагогике, на тему "Музыкальное образование в России в конце XVII - первой четверти XVIII столетия: историко-педагогический аспект"

Актуальность исследовавши. Музыкальное образование в России в конце XVII - первой четверти XVIII столетия до сих пор не становилось объектом специального изучения, хотя в той или иной мере получило освещение в целом ряде историко-педагогических исследований.

В трудах В.А.Багадурова, Е.А.Бодиной, С.И.Дорошенко, Д.Л.Локшина, Е.В.Николаевой, Н.А.Терентьевой и ряда других исследователей, посвященных изучению историко-педагогического процесса в области музыкального образования с древнейших времён до XX века включительно, отечественному музыкальному образованию в период царствования Петра I (1682 - 1725 гг.) отведено в лучшем случае несколько строк. При этом оно характеризуется предельно обобщённо. Раскрытие получают, главным образом, концептуальные идеи, определяющие развитие музыкального образования в это время. Причём изучается, как правило, только одно из направлений - духовное или светское, которое характеризуется на уровне общего или специального музыкального образования.

Значительно полнее музыкально-педагогическое наследие петровской эпохи рассматривается в исследованиях Л.В.Кикнадзе, Т.Н.Кинякиной, Т.П.Самсоновой, Е.Г.Шаровой, поскольку в поле зрения авторов находилось развитие отечественного музыкального образования в XVI - XVIII веках или только в XVII или XVIII веке. Вместе с тем и в данных исследованиях сохраняется ориентация либо на духовное, либо на светское музыкальное образование, которое также изучается на уровне общего или профессионального образования. К тому же в центре внимания одних учёных оказываются содержание и формы музыкального образования, а других - только методы.

Фрагментарность имеющихся на сегодняшний день знаний не позволяет составить целостного представления о развитии музыкального образования в данный период. Между тем одной из важнейших задач, стоящих перед исследователями истории отечественного музыкального образования на современном этапе, является создание целостной картины процесса становления и развития музыкального образования в России. В этой связи особую актуальность приобретает восполнение пробела в изучении петровской эпохи, ставшей фундаментом, на котором строилось здание отечественного музыкального образования Нового времени. Не меньшую значимость представляет и выявление в музыкально-педагогическом наследии конца XVII - первой четверти XVIII века актуальных идей, созвучных нашему времени.

Решение этих задач требует нового подхода к исследованию музыкального образования в петровскую эпоху, каковым, на наш взгляд, является целостный концептуальный подход. Он направлен на рассмотрение историко-педагогического процесса в области музыкального образования во взаимосвязи его трёх основных направлений - народного, духовного и светского музыкального образования, - каждое из которых характеризуется как на уровне общего, так и профессионального музыкального образования. Концептуальное освещение истории музыкального образования достигается при этом посредством применения трёх методов исследования - интонационного, парадигмально-педагогического и цивилизационного (156, 10).

Такой подход открывает новые перспективы для изучения музыкально-педагогического наследия петровского времени, а также для осмысления его в качестве составной части вузовского курса «История музыкального образования». Однако, ввиду неразработанности источниковедческой базы исследования музыкального образования в петровскую эпоху, претворение целостного концептуального подхода в настоящее время связано с рядом ограничений. В данном исследовании он реализуется в той мере, в какой это становится возможным на материале письменных источников конца XVII - первой четверти XVIII столетия.

Поскольку в такого рода источниках получают освещение, главным образом, те направления музыкального образования, которые развиваются в русле письменной культуры, настоящее исследование было ограничено изучением музыкального образования духовной и светской ориентаций. При этом учитывалось, что в письменных источниках петровского времени массив данных о профессиональном музыкальном образовании значительно превышает сведения об общем музыкальном образовании. Поэтому, принимая во внимание то, что исследование музыкального образования в петровскую эпоху предпринимается впервые, было решено ограничиться изучением профессионального музыкального образования во взаимосвязи его духовного и светского направлений.

Цель исследования - выявление сущности, специфики профессионального музыкального образования духовной и светской ориентации в конце XVII - первой четверти XVIII столетия; педагогических условий, способствующих повышению эффективности изучения будущими учителями музыки данного исторического периода в системе высшего образования.

Объект исследования - музыкальное образование в петровскую эпоху (историко-педагогический ракурс).

Предмет исследования - профессиональное музыкальное образование духовной и светской ориентаций в петровскую эпоху и организация его изучения будущими учителями музыки в системе высшего образования.

Гипотеза исследования включает в себя следующие положения:

1. Реализация целостного концептуального подхода к исследованию музыкального образования в петровскую эпоху позволит: а) определить место и значение музыкального образования петровской эпохи в контексте развития отечественного музыкального образования; б) представить профессиональное музыкальное образование православной и светской ориентаций в виде совокупности различно ориентированных музыкально-педагогических парадигм.

2. Реализация целостного концептуального подхода к изучению музыкального образования в петровскую эпоху в системе высшего образования будет способствовать повышению уровня историко-педагогической подготовки будущих учителей музыки как в мотивационно-ценностном, так и в содержательно-операциональном аспектах.

Задачи исследования:

1) Охарактеризовать профессиональное музыкальное образование православной и светской ориентаций в конце XVII - первой четверти XVIII века в контексте целостного концептуального подхода к исследованию истории отечественного музыкального образования.

2) Определить содержание и организацию освоения будущими учителями музыки вузовского раздела курса «История музыкального образования», направленного на изучение профессионального музыкального образования в петровское время.

3) Проверить эффективность применения целостного концептуального подхода к изучению музыкального образования в петровскую эпоху будущими учителями музыки в системе высшего образования.

Методологической базой исследования явились, результаты исто-рико-педагогических исследований отечественного музыкального образования в Средневековье и в Новое время Е.А.Бодиной, Л.В.Кикнадзе, Т.П.Самсоновой, Н.А.Терентьевой, Е.Г.Шаровой и др.; философско-антропологический подход к историко-культурным исследованиям Л.А.Чёрной; классификации исторических источников, представленные в трудах по историческому источниковедению И.Н.Данилевского, Л.Н.Пушкарёва, М.Ф.Румянцевой; по историко-педагогическому источниковедению М.И.Анисова, Д.И.Раскина; по источниковедению истории русской музыкальной культуры И.Ф.Петровской; учение о «пении разумном», молитве и страстях Василия Великого, Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина и других святых отцов Церкви; концепция В.И.Мартынова, раскрывающая сущность и специфику православного богослужебного пения; труды по истории русской музыкальной культуры М.В.Бражникова, С.Б.Буцкой, Н.А.Герасимовой-Персидской, Н.В.Гурьевой, Ю.В.Келдыша, Г.В.Никишова, Н.П.Парфентьева, В.В.Протопопова, С.С.Скребкова, Н.Д.Успенского, И.А.Чудиновой, Д.С.Шабалина, посвященные изучению партесного многоголосия, певческих азбук, деятельности ведущих исполнительских коллективов России в Средневековье и Новое время; целостный концептуальный подход к исследованию истории музыкального образования и к её изучению в вузовской подготовке учителя музыки Е.В.Николаевой.

При исследовании историко-педагогических источников, прямо или опосредованно содержащих данные о музыкальном образовании в конце XVII - первой четверти XVIII столетия, применялись интонационный, пара-дигмально-педагогический и цивилизационный методы исследования, а также сравнительно-исторический метод, дающий возможность сравнивать и сопоставлять музыкальные и музыкально-педагогические воззрения; образцы древнерусского знаменного пения и партесного многоголосия, - с целью выявления в них общего и особенного.

База исследования и основные его этапы. Исследование проводилось в 1998 - 2002 гг. на базе музыкального факультета МПГУ и состояло из двух этапов.

Первый этап (1998 - 2000 гг.) - ориентировочно-поисковый: определение проблемы исследования, разработка путей исследования, поиск источников, формулирование рабочей гипотезы, определение основных подходов к исследованию музыкального образования в конце XVII - первой четверти XVIII столетия и к его изучению в условиях вузовской подготовки учителя музыки; обобщение накопленного материала, разработка на этой основе раздела курса «История музыкального образования», раскрывающего особенности развития профессионального музыкального образования в России в петровскую эпоху, и его проверка в опытно-экспериментальной работе.

Второй этап (2001 - 2002 гг.) - основной: исследование истории профессионального музыкального образования в конце XVII - первой четверти XVIII столетия с позиции целостного концептуального подхода; доработка, с учётом результатов исследования, раздела учебного курса «История музыкального образования»; опытно-экспериментальная работа по проверке содержания и принципов его освоения; эффективности усвоения содержания разработанного раздела курса; апробация, публикация и внедрение результатов исследования в теорию и практику музыкально-педагогического образования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:

1) в характеристике профессионального музыкального образования православной и светской ориентаций в рассматриваемый период на принципиально новой концептуальной основе;

2) в выявлении и раскрытии общего и особенного в двух исполнительских школах партесного пения в петровскую эпоху;

3) в классификации «органопартесных» азбук (термин Д.С.Шабалина) и в определении их педагогического предназначения;

4) в обнаружении и введении в научный обиход новых архивных документов, свидетельствующих о существовании в России в начале XVIII века школ нотного пения;

5) в выявлении исторических фактов, доказывающих обращение выдающегося композитора петровской эпохи Василия Титова к музыкально-педагогической деятельности;

6) в уточнении времени открытия первых гарнизонных школ в России;

7) в адаптации целостного концептуального подхода применительно к содержанию и организации вузовской историко-педагогической подготовки будущего учителя музыки при изучении музыкального образования в петровскую эпоху.

Практическая значимость исследования заключается в обогащении содержания вузовского курса «История музыкального образования».

Выявленные в ходе исследования особенности исполнения и освоения партесного «постоянного» многоголосия способны внести коррективы в отечественную исполнительскую и музыкально-педагогическую практику.

Результаты анализа наиболее распространённого в петровскую эпоху святоотеческого наследия, рассматривающего вопросы влияния духовного фактора на певческий процесс, могут получить претворение в подготовке регентов и певцов церковных хоров в ныне действующей системе православного музыкального образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В истории отечественного музыкального образования петровская эпоха является кульминационной и заключительной фазой переходного периода от музыкально-педагогических традиций Древней Руси к музыкальному образованию Нового времени. В этот период музыкальное образование впервые обретает государственный статус и находится под его непосредственным влиянием и контролем. Как и ранее, оно продолжает развиваться по трём основным направлениям - светскому, православному и народному. Окончательное утверждение в официальных духовных кругах нового взгляда на соотношение богослужебного пения и музыки, когда последняя перестаёт рассматриваться как явление богоборческое, приводит к значительному сближению содержания и методов музыкального образования православной и светской ориентаций при сохранении их мировоззренческих различий.

2. Музыкальное образование православной ориентации в петровскую эпоху представляло собой совокупность двух основных направлений: «традиционного» и «партесного», - с обособлением в рамках «партесного» образования двух разных школ - русской и украинской. Особенностью русской школы, представителями которой являлись государев, патриарший и архиерейские хоры, была ориентация на освоение стиля партесного «постоянного» многоголосия, близкого древнерусским музыкально-педагогическим традициям. Отличительной чертой украинской школы, носителями которой являлись капеллы «вспеваков-партесников» особ царской семьи и крупных вельмож, была направленность на изучение стиля «переменного» или концертного многоголосия. В музыкальном образовании «партесной» ориентации использовались два вида «органопартесных» руководств. Методическим обеспечением музыкального образования «постоянно-многоголосной» ориентации служили, главным образом, буквари. Для освоения певцами «переменного» многоголосия использовались, преимущественно, грамматики.

3. Музыкальное образование светской ориентации в петровскую эпоху было представлено двумя видами: вокальным и инструментальным. Вокальное образование во многом базировалось на тех же педагогических постулатах, что и духовное музыкальное образование «переменно-многоголосной» ориентации, так как музыкальный фактор к этому времени в системе православного музыкального образования «партесной» ориентации стал не менее важным, чем духовный. В инструментальном музыкальном образовании прослеживается обособление двух разновидностей, соответственно, «традиционной» и «западноевропейской» ориентаций. Музыкальное образование «традиционной» ориентации продолжало и развивало традиции древнерусской народной педагогики. Оно предполагало обучение игре на инструментах, существовавших ещё в допетровское время, в русле устной традиции передачи музыкального опыта от учителя к ученику и осуществлялось отечественными мастерами. Музыкальное образование «западноевропейской» ориентации явилось новым направлением в развитии отечественной инструментальной педагогики. Оно подразумевало обучение игре на инструментах, пришедших в Россию из Западной Европы, в опоре на западноевропейские письменные традиции обучения музыкантов-инструменталистов и происходило под руководством иностранных педагогов.

4. При разучивании и исполнении образцов партесного многоголосия петровской эпохи в наше время необходимо учитывать, к какому стилевому направлению - «постоянному» многоголосию (партесные гармонизации) или «переменному» многоголосию (партесный концерт) - они принадлежат. Включение в репертуар хорового коллектива партесных гармонизаций предусматривает выведение на первый план иерархической соподчинённости между ведущим голосом, исполняющим мелодию знаменного роспева, и остальными хоровыми голосами. Это ведёт к многоплановости хорового звучания, достижение которой невозможно как без линеарного (в данном случае - «знаменно-попевочного»), так и без гармонического мышления. Обращение же современных исполнителей к партесному концерту предполагает гармоническое и полифоническое мышление и не требует «знаменно-попевочного» мышления.

5. В вузовской подготовке будущих учителей музыки изучение музыкального образования петровской эпохи занимает центральное, рубежное положение. Оно предполагает переход: от малознакомого учащимся музыкального материала, каковым являются раннефольклорное и древнерусское фольклорное интонирование, канонически-импровизационное интонирование, присущее знаменной системе пения, - к более знакомому типу интонирования, характерному для «опус-музыки» (термин Т.В.Чередниченко) и базирующемуся на ладо-гармоническом мышлении западноевропейского типа; от рассмотрения музыкально-педагогических воззрений, сформиро-.gt вавшихся в народной и религиозной педагогике, - к музыкальнопедагогическим взглядам, отражающим основную концептуальную идею светского музыкального образования, рассматривавшую музыку как искусство и оказывавшую влияние на развитие других направлений музыкального образования.

Поэтому при изучении данного раздела курса впервые создаются оптимальные условия для реализации интонационного, парадигмапьно-педагогического и цивилизационного методов исследования в самостоятельной практической деятельности студентов, направленной на анализ истори-ко-педагогических источников.

Достоверность результатов исследования обеспечивается использова-^ нием методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования. Теоретические и практические результаты исследования подтверждены анализом широкого круга литературы по истории музыкального образования в петровскую эпоху, использованием всего комплекса исторических источников и обобщением значительного массива архивных материалов.

Апробация результатов исследования проводилась в публикациях автора, в процессе обсуждения диссертации на заседании кафедры методологии и методики преподавания музыки Ml И У, при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсу «История музыкального образования» на музыкальном факультете Mill У.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Православное музыкальное образование в петровскую эпоху продолжает развиваться по двум направлениям - «традиционному», сохранявшему приверженность древнерусским музыкально-педагогическим традициям, и «партесному», в основе которого лежала новая западноевропейская система музыкально-педагогических взглядов. При этом «партесное» направление было представлено двумя разновидностями. Это - музыкальное образование «постоянно-многоголосной» и «переменно-многоголосной» ориентаций.

2. В светском музыкальном образовании в петровскую эпоху прослеживаются два направления - вокальное, которое во многом сходно с православным музыкальным образованием «переменно-многоголосной» ориентации, и инструментальное, в рамках которого обнаруживаются две разновидности. Одна из них опиралась на отечественные традиции в области музыкального образования, а другая осваивала западноевропейские. При этом обучение игре на западноевропейских инструментах протекало в неразрывной связи с вокальным обучением, которое предваряло инструментальное обучение.

3. Основными видами нотных певческих руководств конца XVII - первой четверти XVIII века являлись двознаменные азбуки, музыкальные буквари и грамматики. Двознаменные азбуки использовались при освоении партесных гармонизаций и способствовали развитию у певцов «знаменно-попевочного» мышления. Главной целью букварей было научить исполнению и простейшим способам гармонизации знаменного роспева в стиле «постоянного» многоголосия. Основным назначением грамматик было обучение сочинению и исполнению в стиле «переменного» многоголосия.

4. Интонационный анализ партесного «постоянного» многоголосия, выявивший необходимость владения для его освоения двумя певческими системами, показывает, что обращение в настоящее время к партесным гармонизациям, в основе которых лежит знаменный роспев, предполагает как обязательное знание певцами древнерусской системы пения. В этой связи особую актуальность в наши дни приобретают двознаменные учебные руководства, в которых обе нотации взаимодополняют друг друга. Такие руководства содержат сложившуюся педагогическую систему, способствующую освоению современными певцами знаменной системы посредством хорошо знакомой пятилинейной и благоприятствующую переходу исполнителей от, преимущество венно, дискретного к континуальному (процессуальному) мышлению.

5. Сформулированное святыми отцами и сохранявшееся в петровскую эпоху представление о «пении разумном», опиравшееся на триединство голоса, ума и сердца, имеет непреходящую ценность. Оно может служить основой для дальнейших исследований влияния духовного состояния человека на певческий процесс и разработки методических приемов, помогающих петь «разумно».

6. Музыкальное образование петровской эпохи является одним из узловых разделов учебного курса «История музыкального образования». Специфика изучаемого в нём музыкального материала, близкого студентам в интонационном отношении, создаёт благоприятные условия для осуществления историко-педагогического анализа на целостном концептуальном уровне.

Повышению его результативности способствует и опыт, приобретённый учащимися при изучении предыдущих разделов курса.

7. Проведённое экспериментальное исследование доказывает возможность и целесообразность адаптации целостного концептуального подхода к содержанию и организации изучения музыкального образования в конце XVII - первой четверти XVIII столетия в вузовской подготовке будущих учителей музыки, что значительно повышает её результативность.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ковалева, Вера Михайловна, Москва

1. Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики / Под ред. Э.Д. Днепрова и О.Е. Кошелевой. - М., 1986.-230 с.

2. Анисов М.И. Источниковедческие основы историко-педагогичес-кого исследования. М., 1987. - 90 с.

3. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII вв. - М., 1985. - 367 с.

4. Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И.А. Соловков. М., 1985. - 480 с.

5. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной методологии. М., 1937.-Ч. III. Вып. 1.-255 с.

6. Баранова Т.Б. Николай Дилецкий и западноевропейская теория музыки // Музыкальная культура Средневековья: Тезисы и доклады конференций / Сост. и отв. ред. Владышевская Т Ф. М., 1992. - Вып. 2. - С. 152-156.

7. Бассевич Г.-Ф. Записки, служащие к пояснению некоторых событий из времени царствования Петра Великого // Юность державы. М., 2000. -С. 325-436.

8. Берхгольц Ф.-В. Дневник камер-юнкера. Ч. 1 2 // Неистовый реформатор. - М., 2000. - С. 105-502.

9. Берхгольц Ф.-В. Дневник камер-юнкера. Ч. 3 5 // Юность державы. - М., 2000. - С. 9-324.

10. Библиография научных трудов и научных публикаций сектора музыки. 1920 2000 / Сост. А.Л. Порфирьева. - Спб., 2000. - 106 с.

11. Блинов В.И. Развитие образования в России в XVHI начале XX вв. под влиянием изменений во взглядах на цели воспитания. - М., 2001. - 224 с.

12. Боброва Е.И. Библиотека Петра I: Указатель-справочник / Под ред. Д.С.Лихачева.-Л., 1978.-213 с.

13. Богоявленский С.К. Московский театр при царях Алексее и Петре.-М., 1914.-192 с.

14. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки: эволюция и современные тенденции реализации: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1992.-32 с.

15. Бодина Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие к спецкурсу для студентов III V курсов музыкально-педагогического факультета и II - III курсов факультета подготовки учителей начальных классов. - М., 1989. - 81 с.

16. Бражников М.В. Древнерусская теория музыки по рукописным материалам XV XVIII веков. - Л., 1972. - 423 с.

17. Бражников М.В. Статьи о древнерусской музыке. Л. 1975. - 120 с.

18. Брайловский С.Н. Один из пёстрых XVII-ro столетия. Спб., 1902.-494 с.

19. Буцкая С.Б. О принципах формообразования в гармонизациях знаменного распева конца XVII века // Музыкальная культура Средневековья: Тезисы и доклады конференций / Сост. и отв. ред. Владышевская Т Ф. -М., 1992. Вып. 2. - С. 157-159.

20. Буцкая С.Б. Проблемы партесного многоголосия в России: по памятникам второй половины XVII XVIII веков: Дис. . канд. искусствоведения - М., 1991.-222 с.

21. Буцкая С Б. Проблемы партесного многоголосия в России: по памятникам второй половины XVII XVIII веков: Автореф. дис. . канд. искусствоведения - М., 1991. - 24 с.

22. Буцкая С.Б. Стефан Иванович Беляев государев певчий дьяк // Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1992. - М., 1993. - С. 151-156.

23. Василий Великий. Наставления о молитве и трезвении // Святые Отцы о молитве и трезвении / Сост. св. Феофан Затворник. М., 1997. - С. 7-33.

24. Василий Великий. Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. М., 1993. - Ч. I: Беседы на псалмы. - 345 с.

25. Ведомости времени Петра Великаго. М., 1906. - Вып. 2. - 373 с.

26. Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. Л., 1975.-280 с.

27. Веселовский С.Б. Дьяки и подьячие XV XVII вв.: Справочник. -М., 1975.-607 с.

28. Викторов А.Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов. -М., 1877. Вып. 1. -376 с.

29. Викторов А.Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов. М., 1883. - Вып. 2. - С. 377-660.

30. Виноградова Г.Н. Стилевые особенности партесной концертной композиции переходного периода: на примере трёхголосных концертов из рукописных сборников второй половины XVII конца XVIII вв.: Дис. . канд. искусствоведения. - М., 1994. - 151 с.

31. Владышевская Т.Ф., Левашева О.Е., Кандинский А.И. История русской музыки: Учебник: В 3-х вып. / Ред. А. Кандинский, Е. Сорокина. -М„ 1999.-Вып. 1.-560 с.

32. Владышевская Т.Ф. Музыка Древней Руси // Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993. - С. 172 -246.

33. Владышевская Т.Ф. Партесный хоровой концерт в эпоху барокко // Труды Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. М., 1975. - Вып. 21. - С. 72-112.

34. Всеволодский-Гернгросс В.Н. История театрального образования в России. Спб., 1913. - Т. I. - 463 с.

35. Всемирный историко-педагогический процесс: концепции, модели, историография / Под ред. Г.Б. Корнетова и В.Г. Безрогова. М., 1996. - 269 с.

36. Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: Сущность. Система. История Сергиев посад, 1998. - Т. I. - 592 с.

37. Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: История Сергиев посад, 1998. - Т. II. - 640 с.

38. Герасимова-Персидская Н А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М., 1983. - 288 с.

39. Герасимова-Персидская Н.А. Русская музыка XVII века встреча двух эпох. - М., 1994. - 126 с.

40. Герасимова-Персидская Н.А. Украинский лицевой Ирмологион начала XVTn века // Музыкальная культура Средневековья: Тезисы и доклады конференций / Сост. и отв. ред. Владышевская Т.Ф. М., 1992. - Вып. 2. - С. 39-41.

41. Герберштейн Сигизмунд. Записки о московитских делах. Спб., 1908.- 383 с.

42. Глядёшкина З.И. Система сольмизации во Франции XVI века: Лекции и материалы по истории и теории музыки во Франции XVI XVIII веков. - М., 2000. - Т. I. - 160 с.

43. Гозенпуд А.А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Очерк. Л., 1959. - 781 с.

44. Гурьева Н.В. Система осмогласия в русской Литургии конца XVII -начала XVIII веков: Дис. . канд. искусствоведения М., 2000. - 553 с.

45. Гурьева Н.В. Система осмогласия в русской Литургии конца XVII -начала XVHI веков: Автореф. дис. . канд. искусствоведения М., 2000. - 28 с.

46. Дворцовые разряды, по высочайшему повелению изданные И-м отделением Собственной е. и. в. канцелярии. Спб., 1855. - Т. IV. - 1162 стб.

47. Денисова Н.Е. Певческие азбуки старообрядцев Урала. XVIII -XX вв.: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Спб., 1999. - 33 с.

48. Десятни Пензенского края // Русская историческая библиотека -Спб., 1898. Т. XVII. - Разд. паг.: стб. 1-472.

49. Дилецкий Николай. Идеа грамматики мусикийской / Публикация, перевод, исследование и комментарии В.В. Протопопова // Памятники русского музыкального искусства. М., 1979. - Вып. 7. - 639 с.

50. Дилецкий Николай. Мусикийская грамматика. Посмертный труд С В. Смоленского. Спб., 1910. - 174 с.

51. Димитрий Ростовский. Келейный летописец святителя Димитрия Ростовского с прибавлением его жития, чудес, избранных творений и Киевского Синопсиса архимандрита Иннокентия Гизеля / Подгот. текста: О.В. Кириченко, Е.А. Лукьянов. М., 2000. - 703 с.

52. Димитрий Ростовский. Сочинения святаго Димитрия митрополита Ростовскаго. М., 1827. - Т. I. - 525 с.

53. Днепров Э.Д. Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России. 1917-1977. Библиографический указатель. -М., 1979.-446 с.

54. Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великого. Спб., 1880. - Т. I. - 476 с.

55. Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великого. Спб., 1882. - Т. II. Кн. 1. - 464 с.

56. Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великого. Спб., 1883. - Т. II. Кн. 2.-551 с.

57. Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великого. Спб., 1887. - Т. III. Кн. 1. - 447 с.

58. Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великого. Спб., 1888. - Т. Ш. Кн. 2. - С. 448-1572.

59. Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великого. Спб., 1888. - Т. IV. Кн. 1. - 600 с.

60. Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великого. Спб., 1891. - Т. IV. Кн. 2. - С. 601-1437.

61. Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великого. Спб., 1892. - Т. V. Кн. 1. - 584 с.

62. Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великого. Спб., 1897. - Т. V. Кн. 2. - С. 585-1454.

63. Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великого. Спб., 1901. - Т. VI. Кн. 1. - 586 с.

64. Дорошенко С.И. Музыкальное образование в России: историко-педагогическое исследование: Монография. Владимир, 1999. - 212 с.

65. Дубровский Н. Патриаршие выходы // Чтения в Обществе истории и древностей российских. М., 1869. - Т. II. Кн. 2. - С. 7-64.

66. Духовный регламент // Законодательство Петра I. М., 1997. - С. 540-603.

67. Емченко Е.Б. Стоглав: Исследование и текст. М., 2000. - 504 с.

68. Ефимова ИВ. Источниковедение древнерусского церковно-певческого искусства: Учебное пособие. Красноярск, 1999. - 130 с.

69. Ефимова И В. Многоголосие в русском профессиональном певческом искусстве XVII начале XVIII века: Дис. . канд. искусствоведения. -Л., 1984.-204 с.

70. Ефрем Сирианин. Подвижнические наставления // Добротолю-бие. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1993. - Т. II. - С. 311-488.

71. Желябужский И.А. Дневные записки // Рождение империи. М., 1997.-С. 259-358.

72. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Т. I. М., 2000. - Т. I. Ч. 1 - 453 е.; Т. I. Ч. 2 - 498 с.

73. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях. М., 2001. - Т. II: Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. - 772 с.

74. Забелин И.Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы М., 1884. - Ч. I. - 1484 стб.

75. Забелин И.Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы М., 1891. - Ч. II. - 1644 стб.

76. Заболотная Н.В. Проблема индивидуальности художественного целого в творчестве композиторов Украины и России второй половины XVII первой половины XVIH вв.: Дис. . канд. искусствоведения. - Киев, 1983. - 209 с.

77. Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года Спб., 2001.-800 с.

78. Игошев JI.A. Вопросы эволюции русского музыкального мышления в XVI XVII веках: Проблемы звуковысотности // Музыкальная культура Средневековья: Тезисы и доклады конференций / Сост. и отв. ред. Владышевская Т.Ф. - М., 1992. - Вып. 2. - С. 48-50.

79. Игошев J1.A. Очерки по истории русской музыкальной культуры1. XVII века.-М„ 1997.-75 с.

80. Из истории русской культуры. М., 2000. - Т. Ill (XVII - начало1. XVIII века). 624 с.

81. Иоанн Златоуст. Наставления о молитве и трезвении // Святые Отцы о молитве и трезвении / Сост. св. Феофан Затворник. М., 1997. - С. 34-125.

82. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. М., 1995. - Репр. Спб, 1899. - Т. 5. Кн. 1: Беседы на псалмы. - 412 с.

83. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. М., 1996. - Репр. Спб, 1899. - Т. 5. Кн. 2: Беседы на псалмы. - С. 420-1005.

84. Иоанн Кассиан. Обозрение духовной брани // Добротолюбие. -Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1993. Т. 2. - С. 7-154.

85. Иоанн Кассиан. Писания преподобнаго отца Иоанна Кассиана т римлянина. М., 1993. - Репр. М., 1892. - 651 с.

86. Иоанн Лествичник. Подвижнические уроки // Добротолюбие. -Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. Т. 2. - С. 491-554.

87. Историографические и методологические проблемы изучения отечественной школы и педагогики: Сб. науч. трудов / Под ред. Э.Д. Днепро-ва, О.Е. Кошелевой. М., 1989. - 216 с.

88. История музыкального образования как наука и как учебный предмет: Материалы V международной научно-практической конференции 1- 2 декабря 1999 года / Отв. ред. Э.Б. Абдуллин, В.Г. Агафонников, Е.В. Николаева. -М., 1999.-397 с.

89. История отечественного музыкального образования (с древнейших « времён до начала XX столетия) // Программы. Для специальности 03.07.00

90. История педагогики на пороге XXI века: Историография, методология, теория / Под ред. Г.Б. Корнетова, В.Г. Безрогова: В 2 ч. М., 1999. -Ч. 1: Историографические и методологические проблемы историко-педагогической науки. - 384 с.

91. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учебное пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М., 1998. - 702 с.

92. Камер-фурьерский церемониальный журнал: Походный журнал 1695 1725 гг. -Пг., 1853 - 1855. -№№ 1-31.

93. Кашин Н.И. Поступки и забавы императора Петра Великого. (Запись современника). Спб., 1895. - 22 с.

94. Келдыш Ю.В. История русской музыки. М., 1983. - Т. 1: Древняя Русь. XI - XVII века. - 382 с.

95. Келдыш Ю.В., Левашева О.Е. История русской музыки. М., • 1984. - Т. II: XVIII век. Ч. 1. - 335 с.

96. Келдыш Ю.В. Об изучении древнерусского певческого искусства // Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971. - С. 5-23.

97. Келдыш Ю.В. О времени возникновения партесного пения в России // Музыкальная культура Средневековья: Тезисы и доклады конференций / Сост. и отв. ред. Владышевская Т.Ф. М., 1992. - Вып. 2. - С. 156-157.

98. Келдыш Ю.В. Очерки и исследования по истории русской музыки.-М., 1978.-512 с.

99. Келдыш Ю.В. Русская музыка XVIII века. М., 1965. - 464 с.

100. Кикнадзе Л.В. Научно-методические основы исследования музыкальной педагогики // Вопросы профессиональной подготовки студентов наф музыкально-педагогическом факультете. Межвузовский сборник научныхтрудов / Отв. ред. Г.П. Стулова. М., 1985. - С. 9-14.

101. Кикнадзе Л.В. Эволюция методики музыкального обучения в России XVI XVIII веков: Дис. . канд. пед. наук. - М., 1982. - 143 с.

102. Кикнадзе Л.В. Эволюция методики музыкального обучения в России XVI XVIII веков: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1982. - 16 с.

103. Кинякина Т.Н. «Мусикийская грамматика» Н.П. Дилецкого в контексте отечественной музыкальной педагогики XVII столетия: Дис. . канд. пед. наук. Одесса, 1992. - 141 с.

104. Кинякина Т.Н. «Мусикийская грамматика» Н.П. Дилецкого в контексте отечественной музыкальной педагогики XVII столетия: Автореф.дис. . канд. пед. наук. М., 1992. - 16 с.

105. Киприан Карфагенский. Творения священномученика Киприана епископа Карфагенского. М., 1999. - 718 с.

106. Кирилов И.К. Цветущее состояние Всероссийского государства. -М., 1977.-443 с.

107. Кириченко О.В. Традиции православной религиозности у русских дворян XVIII столетия: Дис. . канд. ист. наук. М., 1997. - 290 с.

108. Кириченко О.В. Традиции православной религиозности у русских дворян XVIII столетия: Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 1997. - 20 с.

109. Ключевский В О. О русской истории: Сборник. / Сост., авт. пре-дисл. и примеч. В.В. Артёмов; Под ред. В.И. Буганова. М., 1993. - 576 с.

110. Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. - Репринт. 1893.-481 с.

111. Конотоп А.В. О «странных голосах» двознаменного музыкально-теоретического руководства конца XVII века // Проблемы истории и теории древнерусской музыки: Сборник статей / Ред. Белоненко А.С., Кручинина А.Н.-Л., 1979.-С. 160-172.

112. Корб И.Г. Дневник путешествия в Московское государство // Рождение империи. М., 1997. - С. 21-258.

113. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Учебное пособие. -М., 1994.- 140 с.

114. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М., 1994. - 265 с.

115. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей в 2-х книгах. М., 1995. - Книга II. Вып. 5-й, 6-й, 7-й. - 816 с.

116. Котлярчук А.С. Праздничная культура в городах России и Белоруссии XVII в.: официальные церемонии и крестьянская обрядность. Спб., 2001.-240 с.

117. Кошкина Е.А. Русская педагогическая терминология первой четверти XVIII века: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Петрозаводск, 1997. - 20 с.

118. Краткий церковно-богослужебный словарь. М., 1997. - 317 с.

119. Кудрявцев А.В. Музыка и слово в кантовой традиции: к проблеме типологизации канта: Дис. . канд. искусствоведения. Новосибирск, 1997.- 165 с.

120. Левашева О.Е., Келдыш Ю.В., Кандинский А.И. История русской музыки. М., 1973. - Т. 1: От древнейших времён до середины XIX века. Изд. 2-е. - 596 с.

121. Левин С.Я. О русских оркестрах начала XVIII века // Учёные записки Государственного научно-исследовательского института театра, музыки и кинематографии. Л., 1958. - Т. 2. - С. 405-414.

122. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Г.А. Леонтьевой. М., 2000. - 368 с.

123. Локшин Д.Л. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе. М., 1957. - 296 с.

124. Луппов С.П. Книга в России в первой четверти XVIII века. Л., 1973.- 374 с.

125. Мазуркевич Л.Е. К вопросу о стилистике болгарского роспева // Музыкальная культура Средневековья: Тезисы и доклады конференций / Сост. и отв. ред. Владышевская Т.Ф. -М., 1992. Вып. 2. - С. 161-163.

126. Макарий (Булгаков), митр. Московский. История Киевской академии. Сочинение воспитанника её иером. Макария Булгакова. Спб., 1843. - 226 с.

127. Мартынов В.И. История Богослужебного пения: Учебное пособие.-М., 1994.-240 с.

128. Мартынов В.И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М., 2000. - 224 с.

129. Мартынов В.И. Пение, игра и молитва в русской богослужебно-певческой системе. М., 1997. - 208 с.

130. Маслов С.И. Библиотека Стефана Яворского. Киев, 1914. - 66 с.

131. Матвеев А.А. Описание возмущения московских стрельцов // Рождение империи. М., 1997. - С. 359-414.

132. Матвеев В.А. Русский военный оркестр. Краткий очерк. М. -Л., 1965. - 100 с.

133. Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пенью. Человечество и его культура на пороге 2000-летия Рождества Христова: (по страницам трудов профессора В.В. Медушевского) / Сост. О.А. Галкин. Минск, 2000. - 271 с.

134. Металлов В.М. Очерк истории православного церковного пения в России. Репринтное издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. - 160 с.

135. Металлов В.М. Синодальные бывшие патриаршие певчие. Спб., 1901.-Т. II.-68 с.

136. Металлов В.М. Старинный трактат по теории музыки 1679 года, составленный киевлянином Николаем Дилецким. Спб., 1898. - 18 с.

137. Мордовцев Д.Л. О русских школьных книгах XVII века. М., 1862.- 102 с.

138. Московская регентско-певческая семинария 1998 1999: Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления богослужения: Сб. статей, воспоминаний, архивных документов / Ред. коллегия: прот. Геннадий Нефёдов и др. - М., 2000. - 368 с.

139. Музыка. Библиографическая информация. М., 1973 - 2001. -Вып. 1-6.

140. Музыка на Полтавскую победу / Составление, публикация, исследование и комментарии В.В. Протопопова. М., 1973. - 254 с.

141. Музыкальная эстетика России XI XVIII веков / Составление текстов, переводы и общая вступительная статья А.И. Рогова. - М., 1973. - 245 с.

142. Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. Т. I -XVIII век. Спб., 1996. - Кн. 1. - 415 с.

143. Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. Т. I -XVIII век. Спб., 1998. - Кн. 2. - 500 с.

144. Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. Т. I -XVIII век. Спб., 1999. - Кн. 3. - 327 с.

145. Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. Т. I -XVIII век. Спб., 2001. - Кн. 4: Синхронические таблицы. - 276 с.

146. Нартов А. А. Рассказы о Петре Великом (по авторской рукописи) / Подготовка текста рукописи и приложений, вступительная статья П. А. Кро-това.-Спб., 2001,- 160 с.

147. Никишов Г.А. Двознаменники как особый вид певческих рукописей последней четверти XVII начала XVIII вв.: Дис. . канд. искусствоведения - JL, 1975. - 167 с.

148. Никишов Г.А. Двознаменники как особый вид певческих рукописей последней четверти XVII начала XVIII вв.: Автореф. дис. . канд. искусствоведения - М., 1977. - 29 с.

149. Николаева Е.В. Концептуальный подход к изучению истории отечественного музыкального образования // Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. М., 1999. - С. 81-97.

150. Николаева Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты: Дис. . докт. пед. наук. М., 2000.- 393 с.

151. Николаева Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. -М., 2000.-63 с.

152. Николаева Е.В. Особенности становления музыкального образования в Древней Руси с XI до середины XVII столетия. М., 1998. - 136 с.

153. Нил Синайский. Аскетические наставления // Добротолюбие. -Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. Т. 2. - С. 205-306.

154. Общий архив министерства императорского двора. Списки и выписки из архивных бумаг. Спб., 1888. - Т. II. Вып. 1. - 123 с.

155. О военных школах // Сборник военно-исторических материалов.- Спб., 1904. Вып. XVI. - С. 143-167.

156. Описание дел Архива Морского Министерства за время с половины XVII до начала XIX столетия. Т. I II. - Спб., 1877 - 1879. - Т. I. - 777 е.; Т. II. - 854 с.

157. Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции (МАМЮ). Спб., 1869 - 1921. - Кн. 1 - 21.

158. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Спб., 1868. - Т. I. - Разд. паг.: 103 е.; 1252 стб.

159. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Спб., 1879. - Т. II. Ч. 1. - Разд. паг.: 148 е.; 1790 стб.

160. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Спб., 1878. - Т. П. Ч. 2. - Разд. паг.: 66 е.; 746 стб.

161. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Спб., 1878. - Т. Ш. - Разд. паг.: 102 е.; 1130 стб.

162. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Спб., 1880. - Т. IV. - Разд. паг.: 90 е.; 686 стб.

163. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Спб., 1897. - Т. V. - Разд. паг.: 94 е.; 1256 стб.

164. Опись высочайшим указам и повелениям, хранящимся в С.-Петербургском сенатском архиве, за XVIII век. Спб., 1872. - Т. I: Опись именным высочайшим указам и повелениям царствования императора Петра Великаго. 1704 - 1725. - 169 с.

165. Опись высочайшим указам и повелениям, хранящимся в С.-Петербургском сенатском архиве, за XVIII век. 1725 1740. - Спб., 1875. - Т. II. - 705 с.

166. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времён до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. М., 1989. - 480 с.

167. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII первая половина XIX в. / Отв. ред. М.Ф. Шабаева. - М., 1973. - 605 с.

168. Павленко Н.И. Пётр Великий. М., 1994. - 591 с.

169. Панченко A.M. Русская культура в канун петровских реформ // Из истории русской культуры. М2000. - Т. Ill (XVII - начало XVIII века). -С. 11-261.

170. Парфентьев Н.П. Быт и нравы государевых и патриарших певчих XVII века // Музыкальная культура православного мира: Традиции, теория, практика: Междунар. науч. конф. 1991 1994 гг.: Материалы. - М., 1994. - С. 181-196.

171. Парфентьев Н.П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. - Свердловск, 1991. - 236 с.

172. Парфентьев Н.П. Профессиональные музыканты Российского государства XVI XVII веков: Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. - Челябинск, 1991. - 444 с.

173. Пекарский П.П. Наука и литература в России при Петре Великом. Т. 1 2. - Спб., 1862. - Т. 1 - 579 е.; Т. 2 - 694 с.

174. Первое учение мусикийских согласий // Общество любителей древней письменности (ОЛДП). Спб., 1877. - № 6. - 50 л.

175. Петровская И.Ф. Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII начала XX века. - М., 1989. - 319 с.

176. Петровская И.Ф. Об изучении русской музыкальной культуры второй половины XVII первой четверти XVIII века // Критика и музыкознание: Сб. статей. - Л., 1980. - Вып. 2. - С. 232-241.

177. Пётр Великий: Воспоминания. Дневниковые записи. Анекдоты. -М., 1993.-446 с.

178. Пётр Великий в преданиях, легендах, анекдотах, сказках, песнях / Сост., подгот. текста, вступ. статья и примеч. Б.Н. Путилова. Спб., 2000. - 301 с.

179. Письма и бумаги императора Петра Великого. Спб., 1900. - Т.4.- 1260 с.

180. Письма и бумаги императора Петра Великого. Спб., 1907. - Т.5.-764 с.

181. Письма и бумаги императора Петра Великого. Пг., 1918. - Т. 7. Вып. 1.-640 с.

182. Письма и бумаги императора Петра Великого. М., 1952. - Т. 9. Вып. 2.-С. 531-1619.

183. Письма и бумаги императора Петра Великого. М., 1964. - Т. 11. Вып. 2.-743 с.

184. Письма и бумаги императора Петра Великого. М., 1975. - Т. 12. Вып. 1.-588 с.

185. Плотникова Н.Ю. К вопросу о партесных гармонизациях знаменного роспева // IX Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского ин-та, 1 3 февр. 1999 г.: Материалы / Гл. ред. Воробьёв В. -М., 1999.-С. 231-234.

186. Плотникова Н.Ю. Партесные гармонизации знаменного роспева. Рукопись. - 22 с.

187. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Спб., 1830.-Т. 4.-881 с.

188. ПСЗ.-Спб., 1830.-Т. 5.-781 с.

189. ПСЗ.-Спб., 1830.-Т. 6.-818 с.

190. ПСЗ.-Спб., 1830.-Т. 7.-925 с.

191. ПСЗ.-Спб., 1830.-Т. 8 -1018 с.

192. ПСЗ.-Спб., 1830.-Т. 43. Ч. 1: Книга штатов. 865 с.

193. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 1 4. - Спб., 1869 -1876. - Т. 1 - 404 е.; Т. 2 - 788 е.; Т. 3 - 275 е.; Т. 4 - 384 с.

194. Порфирьева АЛ. Легенда об оркестре герцога Голштинского и подлинная история придворного оркестра в 1702 1728 гг. // Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1996. - М., 1998. - С. 168-185.

195. Поселянин Е. Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в XVIII веке. М., 1998. - 190 с.

196. Посошков И Т. Завещание отеческое. М., 1893. - 388 с.

197. Посошков И.Т. «Книга о скудости и богатстве» и другие сочинения. М., 1951.-410 с.

198. Прокопович Феофан. Первое учение отроком. М1786. - 73 с.

199. Прокопович Феофан. Сочинения / Под ред. И.П. Ерёмина. М -Л., 1961. - 502 с.

200. Протопопов В.В. Избранные исследования и статьи. М., 1983.304 с.

201. Протопопов В.В. К 300-летию «Мусикийской грамматики» Николая Дилецкого // Протопопов В.В. Избранные исследования и статьи. М., 1983. - С. 273-283.

202. Протопопов В.В. Многоголосные обработки мелодий болгарского роспева по русским рукописям XVII века // Музыкальная культура Средневековья: Тезисы и доклады конференций / Сост. и отв. ред. Владышевская Т.Ф.-М, 1992.-Вып. 2.-С. 159-160.

203. Протопопов В.В. Музыка петровского времени о победе под Полтавой // Памятники русского музыкального искусства. М., 1973. - Вып. 2. - С. 197-248.

204. Протопопов В В. Музыка русской литургии: Проблема цикличности//Муз. академия. 1996. -№3-4. - С. 99-105; 1997. -№ 1. - С. 30-37.

205. Протопопов В.В. Неизвестное пособие по теории музыки XVIII века // Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1974. М., 1975. - С. 294-302.

206. Протопопов В.В. Николай Дилецкий и его «Мусикийская грамматика» // Памятники русского музыкального искусства. М., 1979. - Вып. 7. - С. 509-610.

207. Протопопов В.В. Нотная библиотека царя Фёдора Алексеевича // Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1976. М., 1977. - С. 119-133.

208. Протопопов В.В. О русских музыкантах по записям в Синодиках XVI XVII вв. // Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1984. -Л., 1986.-С. 176-177.

209. Протопопов В В. О хоровой многоголосной композиции XVII -XVIII века и Симеоне Пекалицком // Протопопов В.В. Избранные исследования и статьи. -М., 1983. С. 214-231.

210. Протопопов В В. Описание рукописей «Грамматики» Дилецкого // Памятники русского музыкального искусства. М., 1979. - Вып. 7. - С. 454-492.

211. Протопопов В В. Партесное пение // Музыкальная энциклопедия. -М„ 1978. Т. 4. - С. 190-193.

212. Протопопов В В. Русская мысль о музыке в XVII веке. М., 1989.-96 с.

213. Протопопов В.В. Русское церковное пение. Опыт библиографического указателя от середины XVI века по 1917 год. М., 2000. - 144 с.

214. Протопопов В.В. Творения Василия Титова выдающегося русского композитора второй половины XVII - начала XVIII века // Протопопов В В. Избранные исследования и статьи. - М1983. - С. 241-256.

215. Пузько О. Учение о ладе и гармонии в «Идее грамматики муси-кийской» Николая Дилецкого // Musika theorica: Сб. ст. / Сост. Холопов Ю.Н.; Ред. Ценова B.C. М., 2000. - Вып. 6. - С. 70-78.

216. Пушкарёв JI.H. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. М., 1975. - 281 с.

217. Разумовский Д.В. Церковное пение в России. М., 1867. - Вып. 1.-380 с.

218. Разумовский Д.В. Патриаршие певчие диаки и поддиаки и государевы певчие диаки. Спб., 1895. - 93 с.

219. Разумовский Д.В. Патриаршие певчие дьяки и поддиаки: Хор патриарших певцов, его численность, внутреннее устройство, одежда, жилище, пища, денежные доходы, права и преимущества патриарших певчих дьяков и поддиаков. М., 1868. - 14 с.

220. Рапацкая JI.A. Русская художественная культура: Учебное пособие. М., 1998.-608 с.

221. Рапацкая JI.A. Русское искусство XVIII века: («Рассвет на Неве»): Кн. для учащихся. М., 1995. - 191 с.

222. Раскин Д.И. Историко-педагогический источник в свете современных проблем источниковедения и системного подхода // Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики. -М., 1986. -С. 87-107.

223. Раскин Д.И. Классификация историко-педагогических источников // Историографические и методологические проблемы изучения отечественной школы и педагогики: Сб. науч. трудов / Под ред. Э.Д. Днепрова, О.Е. Кошелевой. М., 1989. - С. 85-98.

224. Розанова Н.М. Нотный рукописный сборник конца XVII века как яркий пример расцвета хорового партесного стиля // Музыкальная культура Средневековья: Тезисы и доклады конференций / Сост. и отв. ред. Влады-шевская Т.Ф. М., 1992. - Вып. 2. - С. 167-170.

225. Розенберг А.А. Русская культура духовых инструментов XVIII века: Дисс. . канд. искусствоведения. М., 1976. - 189 с.

226. Розенберг А.А. Русская культура духовых инструментов XVIII века: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1978. - 25 с.

227. Ройзман Л.И. Орган в истории русской музыкальной культуры. -М., 1979.-376 с.

228. Русский хоровой концерт конца XVII первой половины XVIII веков: Хрестоматия / Сост. и исслед. Н.Д. Успенского. - Л., 1976. - 240 с.

229. Русское хоровое многоголосие XVII XVIII вв.: Хрестоматия по курсу «История русской музыки» для музыкальных училищ и вузов / Сост. Н.В. Заболотная. - М., 1993.- 105 с.

230. Русское церковное пение XI XX вв.: Исследования, публикации, 1917- 1999: Библиогр. указ. / Сост. И.Е. Лозовая и др. - М., 2001. - 207 с.

231. Самсонова Т.П. Становление музыкального образования в светских учебных заведениях Петербурга XVIII столетия: Дис. . канд. искусствоведения. Л., 1990. - 188 с.

232. Самсонова Т.П. Становление музыкального образования в светских учебных заведениях Петербурга XVIII столетия: Автореф. . дис. канд. искусствоведения. Л., 1990. - 20 с.

233. Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом. М., 1872.-Т. I. -421 с.

234. Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом. М., 1872.-Т. II.-406 с.

235. Святые Отцы о молитве и трезвении / Сост. св. Феофан Затворник. М., 1997. - Репринт. М., 1889. - 601 с.

236. Скребков С.С. Русская хоровая музыка XVII начала XVIII века: Очерки. -М., 1969. - 120 с.

237. Смирнов С.К. История Московской Славяно-греко-латинской академии. М., 1855. - 428 с.

238. Смоленский С.В. О собрании русских древне-певческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения. Спб., 1899. - 77 с.

239. Старикова Л.М. Русский театр петровского времени, комедиаль-ная храмина и домашние комедии царевны Натальи Алексеевны // Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1990. М., 1992. - С. 137-156.

240. Старикова Л.М. Театр в России XVIII века. Опыт документального исследования. М., 1997. - 152 с.

241. Тевосян А.Т. Средневековая монодия и пятилинейная нотация: расшифровка или перевод? // Музыкальная культура Средневековья: Тезисы и доклады конференций / Сост. и отв. ред. Владышевская Т.Ф. М., 1992. -Вып. 2.-С. 54-57.

242. Терентьева Н А. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. Спб., 1997. - 168 с.

243. Терентьева Н.А. Теоретические основы высшего музыкально-педагогического образования: Монография. Спб., 1996. - 78 с.

244. Тетрадь записная, как пошли певчие дьяки под Азов, а сколько были на Воронеже и в иных местах, все писано ниже сего // Древние грамоты и другие письменные памятники, касающиеся Воронежской губернии и час-тию Азова. Воронеж, 1850. - Кн. 1. - С. 50-58.

245. Ульф-Мюллер Н. К вопросу о стилевых особенностях партесных гармонизаций болгарского распева // Музыкальная культура Средневековья: Тезисы и доклады конференций / Сост. и отв. ред. Владышевская Т.Ф. М., 1992. - Вып. 2. - С. 160-161.

246. Ундольский В.М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. - 46 с.

247. Успенский Б.А. К вопросу о хомовом пении // Музыкальная культура Средневековья: Тезисы и доклады конференций / Сост. и отв. ред. Владышевская Т.Ф. М., 1992. - Вып. 2. - С. 144-147.

248. Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971. - 623 с.

249. Успенский Н.Д. Образцы древнерусского певческого искусства. -Л., 1971.-355 с.

250. Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII века. М.-Л., 1928. - Т. 1: С древнейших времён до начала XVIII в. - 365 с.

251. Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII века М.-Л., 1929. - Т. II: С начала и до конца XVIII в. - 376 с.

252. Фоккеродт И.-Г. Россия при Петре Великом // Неистовый реформатор. М., 2000. - С. 9-104.

253. Харлампович К В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914. - Т. I. - 918 с.

254. Центральный государственный архив древних актов СССР: Путеводитель. Т. 1 -4.-М., 1991 1999. -Т. 1 - 527 е.; Т. 2 - 515 е.; Т. 3. Ч. 1 -719с.; Т. 3. Ч. 2-С. 721-1150; Т. 4.-781 с.

255. Человек и мир в культуре России XVIII века / Отв. ред. А.И. Есюков. Архангельск, 1997. - 199 с.

256. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Курс лекций для студентов-немузыкантов, а также для всех, кто интересуется музыкальным искусством. Вып. 1 2 - Долгопрудный, 1994. - Вып. 1-218 е.; Вып. 2 - 175 с.

257. Черепнин JI.B. Русская палеография. Учебное пособие для вузов. -М., 1956.-616 с.

258. Чёрная JI.A. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. М., 1999. - 288 с.

259. Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. Спб., 1868. - 762 с.

260. Чудинова И.А. «Горе вам, бедныя воспеваки.» (Синодальные и архиерейские певчие в Петербурге XVIII века) // Невский архив: Историко-краеведческий сборник. Спб., 1995. - Вып. 2. - С. 287-306.

261. Чудинова И.А. Пение, звоны, ритуал: Топография церковно-музыкальной культуры Петербурга. Спб., 1994. - 208 с.

262. Чудинова И.А. Сакральное и мирское в церковно-музыкалъной культуре Петербурга XVTQ в. // Россия Европа: Контакты музыкальных культур: Сб. науч. трудов / Отв. ред и сост. Ходорковская Е С. - Спб., 1994. - С. 23-42.

263. Чудинова И.А. Топография церковно-музыкальной культуры Петербурга XVIII века: Дис. в виде научн. доклада . канд. искусствоведения. -Спб., 1995.-33 с.

264. Шабалин Д.С. Певческие азбуки Древней Руси. Кемерово, 1991. - 277 с.

265. Шабалин Д.С. Певческие азбуки Древней Руси: Автореф. дис. . докт. искусствоведения, представленной в виде опубликованной монографии. М., 1993.-49 с.

266. Шарова Е.Г. Музыкальное образование в русской культуре эпохи Просвещения (основные направления и методики): Автореф. . канд. пед. наук. М., 2000. - 19 с.

267. Шереметев С.Д. Дело о пожитках государыни царевны Наталии Алексеевны. М., 1914. - 117 с.

268. Шимко И И. Патриарший Казённый приказ // Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции (МАМЮ). Спб., 1894.-Кн. 9. - С. 1-361.

269. Шутки и потехи Петра Великого. Пётр Великий как юморист // Русская старина. - 1872. - Т. 5. - С. 845-892.

270. Щепкин В.Н. Русская палеография: Учебник для студентов вузов. М., 1999.-270 с.

271. Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению.-М., 1990.-88 с.

272. Яворский Стефан. Камень веры. М., 1749. - 1149 с.

273. Яворский Стефан. Сказание об антихристе; Догмат о святых иконах / Сост., публикация, вступ. статья П.Г. Паламарчука. М., 1999. - 288 с.

274. СПИСОК РУКОПИСНЫХ ИСТОЧНИКОВ

275. РГАДА (Российский государственный архив древних актов — Москва)1. Ф. 9. On. 1. № 14

276. Ф. 9. Отд. 2. №№ 27, 42, 44, 50, 63, 65, 66, 67, 69.• Ф. 158. On. 1. Ч. 4. №№ 4, 47, 54, 76, 94, 97.1. Ф. 158. On. 1. Ч. 5. №33

277. Ф. 235. Оп. 2. №№ 111, 115, 137, 143, 147, 152, 156, 160, 165, 170, 173, 176, 179, 183, 186, 190, 193, 195, 201, 207, 219, 227, 230, 233, 238, 242, 250, 257, 265,270, 281,298.

278. Ф. 236. On. 1. №№ 83, 92, 114, 115, 121, 126, 130, 138, 142, 145, 150, 155, 162, 166, 170, 175, 181, 182, 195.

279. Ф. 237. On. 1. №№ 393, 3937, 4459.1. Ф. 248. Оп. 2. № 331. Ф. 248. Оп. 7. № 3721. Ф. 248. Оп. 13. №737• Ф. 248. Оп. 106. № 562.1. Ф. 350. On. 1. № 392.

280. Ф. 350. Оп. 2.4. 1. № 1815.

281. Ф. 396. On. 1. Ч. 18. №№ 29051, 29217, 29439, 29506, 29651, 29988, 30094, 30128.

282. Ф. 396. On. 1. Ч. 19. №№ 30341, 30614, 30725, 30830, 30946, 31051, 31090,31107,31227,31470.

283. Ф. 396. On. 1. Ч. 20. №№ 32784, 32955, 32992.

284. Ф. 396. Оп. 2. Ч. 1. №№ 610, 669, 670, 672, 675, 760.

285. Ф. 396. Оп. 2. Ч. 7. №№ 3744, 3763, 3766.

286. Ф. 396. Оп. 3. №№ 21, 38, 54, 67, 98, 101, 118.• Ф. 1206. Оп. 2. № 2.

287. Ф. 1209. Оп. 4. Ч. 2. №№ 92/5127, 4913, 5178. РГАВМФ (Российский государственный архив военно-морского флота -Санкт-Петербург)

288. Ф. 177. On. 1. № 50. Ф. 233. On. 1. Ms 25, 79, 220, 251. РГБ OP (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки -Москва)

289. Ф. 380. Д.В. Разумовский. Картон № 8. Ед. хр. 1. РНБ ОР и РК (Отдел рукописей и редких книг Российской национальной библиотеки — Санкт-Петербург) Кир.-Бел. собр. № 677 / 934. Q. XII. 1.03 /3/3

290. МОСКОВСКИМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ1. УНИВЕРСИТЕТ1. На правах рукописи1. Ковалёва Вера Михайловна

291. МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В КОНЦЕ XVD — ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХУШ СТОЛЕТИЯ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ