Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Музыка как фактор гуманизации образовательного процесса в современном техническом вузе

Автореферат по педагогике на тему «Музыка как фактор гуманизации образовательного процесса в современном техническом вузе», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Кондин, Борис Игоревич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Музыка как фактор гуманизации образовательного процесса в современном техническом вузе», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Музыка как фактор гуманизации образовательного процесса в современном техническом вузе"

На правах рукописи УДК 378.147

Кондин Борис Игоревич

Музыка как фактор гуманизации образовательного процесса в современном техническом вузе

Специальность: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

16 МАЯ ^13

Санкт-Петербург

2013

005059155

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА НА КАФЕДРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И. ГЕРЦЕНА»

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор

АВРАМКОВА ИРИНА СЕМЕНОВНА,

профессор кафедры музыкально-инструментальной подготовки Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор

ЩЕРБАКОВА АННА ИОСИФОВНА,

и.о. декана факультета искусств и социокультурной деятельности, заведующая кафедрой социологии и философии культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет»

доктор педагогических наук, профессор ЦЕЛКОВНИКОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ

профессор кафедры педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Краснодарский государственный университет культуры и искусств»

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»

Защита состоится «14» мая 2013 года в 18 часов на заседании Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 212.199.20, созданного на базе Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена по адресу: 199155, Санкт-Петербург, пер. Каховского, д. 2, ауд. 404.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена по адресу: 191186, наб. реки Мойки, 48, корпус 5.

Автореферат разослан «04» апреля 2013 года

Ученый секретарь Совета,

кандидат педагогических наук, профессор

I. Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Сфера высшего профессионального образования — особая образовательная среда, где молодой человек обретает фундамент на котором он будет на протяжении всей своей жизни возводить собственное «здание», свой мир, свое жизненное пространство, отличное от других, уникальное в своем роде, поскольку архитектор, его возводящий, — единственная и неповторимая личность. Но это здание возводится не в некоем отдельно существующем пространстве, оно должно органично вписаться в окружающий человека мир, а может быть, и стать образцом для новой «социальной архитектуры» (О. Мандельштам), создающей новую гуманистическую картину мира. Выполнение своего социального долга — одна из важнейших задач, которую обязан решать человек на протяжении всей своей жизни. Для ее решения ему необходимо очень четко осознавать, что «если подлинно гуманистическое оправдание не ляжет в основу будущей социальной архитектуры, она раздавит человека как Ассирия и Вавилон»1.

Именно такое понимание должно формироваться в учебно-воспитательном процессе каждого учебного заведения, независимо от его специализации. Размышляя о сущности образования, о том, кто может считаться подлинно образованным человеком, А. Гаязов справедливо замечает, что «образование выступает системообразующим фактором в структуре социализирующейся личности, вокруг которого «вращаются» все другие характеристики, более того не только «вращаются», но и формируются. Образованность личности в данном случае выступает своеобразным и действенным механизмом социализации, определяя подготовленность человека к вхождению в жизнь»2.

Воспитать личность — чрезвычайно сложная задача, поскольку в это понятие вкладывается представление о гармоничном сочетании интеллекта и эмоции, о ценностно-смысловой направленности жизни и деятельности, в нем содержится потребность в преобразующем развитии, стремление к реализации гуманистических принципов в системе «человек-мир», социальная потребность, как в профессиональном, так и в духовном самосовершенствовании. Как справедливо замечает М. Каган, «духовность неравнозначна интеллектуальности и, тем более, рациональности, умственности, рассудочности, — это интегративное качество психической активности человека, выражающее полноту и целостность его внутренней жизни, согласие его разума, чувства и воли, сопряженность его мировоззрения и самосознания»3.

Научить человека жить в сфере гуманистических идей и чувств, помочь ему максимально возвысить свои интеллектуальные и эмоциональные потребности, его моральные силы, обеспечить его внутреннее «Я» подлинно духовной пищей призвана система образования и воспитания. Каждый из этапов становления личности чрезвычайно важен и ответственен. Детство, когда закладываются фундаментальные основы личностного развития, формируются индивидуальные особенности становящейся личности, школьные годы, в которые входят первые

1 Мандельштам О.Э. Об искусстве. - М., 1995. - С.251.

2 Гаязов A.C. Образование и образованность гражданина в современном мире. - М.,,2003. - С. 44.

3 Каган М.С. Эстетика как философская наука. - ( пи.. 1997. - С.82.

учителя, формируется опыт межличностных отношений, происходит закладка фундамента для будущей деятельности. И, наконец, наступает ответственный момент выбора профессии, переход на новую ступень, когда происходит становление профессионала в системе высшего образования.

На этой ступени все, что было приобретено на предыдущих этапах, должно гармонично соединиться в новом образовательном пространстве, чтобы дать возможность молодому человеку определить свой собственный вектор дальнейшего пути в жизни и деятельности. И от того, насколько точно будет определен этот вектор, какие ценности станут духовными ориентирами на этом пути, зависит уровень самореализации и самоактуализации каждого конкретного человека, испытывающего острую потребность в идентификации и самоидентификации, в профессиональном и духовном самоопределении, в осознании своего места в окружающем человека мире.

Очевидно, что техническая образовательная среда на современном этапе нуждается в обновлении и расширении, поскольку новый «культурный ландшафт», испытывающий в условиях глобального кризиса огромные потрясения, тектонические сдвиги, требует строительства и новых «культурных институтов» (к которым относится и система образования). Таких культурных институтов, в фундаменте которых заложена мощная гуманистическая составляющая, равно необходимая и «физикам», и «лирикам». Только в такой среде можно вырастить «уникальный цветок» — личность, способную «выработать позицию, которая не сводилась бы просто к приспособлению, но отводила бы культуре важное место в этом принципиально новом социальном и экономическом ландшафте»4.

Необходимо в технической образовательной среде создать мощные потоки художественно-эстетической энергии, направляющие человека в сторону постижения полноты бытия, в сторону духовных открытий, рождающих в нем неиссякающую потребность в познании и самопознании. Потребность в духовном общении, а именно это является главным назначением музыки, способной создавать невидимые струны, объединяющие людей, заставляющие их одновременно испытывать, счастье, восторг, радость, а иногда и горе, страдание, душевную скорбь, рождающей слезы очищения, потребность протянуть руку помощи нуждающемуся в ней. Музыка, которая заключает в себе подлинные ценности бытия, сохраняет и передает из поколения в поколение смыслы и ценности культуры, способна вовлечь человека в «стихию душевной жизни» (С. Франк), открыть ему собственный внутренний мир, возможности, о которых он доселе и не подозревал.

Раскрывая личности бесконечное духовное пространство культуры, музыка выступает как фактор гуманизации образовательного пространства, как тончайший инструмент, способствующий идентификации и само-... идентификации становящейся личности, обращает ее к творческому созиданию и самосозиданию. Таким образом, музыка в контексте гуманизации образовательного процесса превращается в механизм его обновления,

4 Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. - М., 2003. - С.23.

способствующий преодолению негативных тенденций, характерных для эпохи глобального цивилизационного кризиса, который переживает человечество на современном этапе. Этим обусловлен выбор темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

Проблема создания гуманистической образовательной среды, в которой происходит становление творческой личности, относится к числу вечных, рассматриваемых мыслителями всех времен и народов. Еще в IV веке до нашей эры были созданы теории образования и воспитания свободного человека, который должен был впоследствии стать высоким должностным лицом — судьей, послом, членом различных советов и т. д. Идея поиска собственного предназначения в глубинах человеческого существа — центральная идея философских воззрений Сократа, одно из величайших прозрений античной философской мысли. Образованность человека во времена софистов определялась тем, насколько сведущ он был в литературе и музыке. При этом занятиям музыкой придается такое большое значение, что Платон в «Законах» называет культурным только того человека, который участвовал в трагическом или лирическом хоре во время культовых действий.

Аристотель выдвигает идею универсального знания, называя мудрецом того, кто обладает не только набором определенных знаний, но и понимает причины и закономерности наук, которыми он владеет. Идеал образования для эпикурейцев и стоиков — это обретение возможности стать добродетельными и счастливыми, именно в этом заключается, по их мнению, миссия человека. В «Возделывании души» видит миссию образования Цицерон, в могуществе разума — Р. Декарт. К.А. Гельвеций усматривал в образовании и воспитании средство самосовершенствования человека, то есть образование, согласно его взглядам, рассматривалось как инструмент, настраивающий на созидание и самосозидание личности.

Ж.-Ж. Руссо видел в образовании способ формирования нового человека, способного подняться над свойственными человеку неразумными желаниями и пороками. Для Г.В. Гегеля образование — это путь к обретению духовности, путь постоянного возвышения личности, постигающей окружающий мир и свое место в нем. Г.-Х. Гадамер считал, что образование неразрывно связано с культурой, с созданием особой образовательной среды, в которой человек учится, устремляясь ко всеобщему, постигать самого себя, осмысливать свое предназначение и искать пути его реализации.

Наступление технического прогресса, все возрастающая потребность в научно-технических кадрах смещает акценты, все чаще звучит мысль о необходимости большее внимание уделять развитию интеллекта, необходимости обратиться в сторону прагматизма, в сторону эффективности и полезности, практической целесообразности образования. С прагматической направленностью многих педагогических теорий спорит иррационально-эзотерическое направление философии образования, в которой акцент ставится на развитии эмоциональной сферы личности, открывающей ей возможности органичного существования в мире. Ярким выражением этой идеи является Вальдорфская педагогика, основанная на философских идеях Р. Штейнера.

В работах последнего времени проблеме гуманизации образования, неразрывно связанной со становлением творческой личности в учебно-воспитательном процессе, уделено, большое внимание. Так, значительное количество работ посвящено сущности гуманизма, его роли в формировании и развитии духовной культуры общества, в становлении гуманистически ориентированной личности (М. Абрамсон, М. Бэрг, Л. Баткин, Н. Бердяев, А. Блок, Б. Бессонов, Л. Братина, Я. Буркхардт, Э. Гарен, А. Горфункель, Н. Ревякина, Г. Фойгт, М. Хайдеггер, А. Швейцер и др.). Философским основаниям гуманизации образования как способа выявления сущностных характеристик личности, создания условий для их максимальной реализации в жизни и деятельности посвящены работы Л. Буевой, В. Васильева, Н. Головатого, Э. Ильенкова, Н. Князевой, Н. Розова, X. Тхагапсоева, П. Щедровицкого и др.

В работах А. Аронова, М. Бернштейна, Л. Выготского, Дж. Гилфорда,

A. Леонтьева, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Сластенина, Е.Торренса и др. раскрыты различные аспекты проблемы развития творческих качеств личности. В трудах Б. Ананьева, Л. Божович, А. Бодалева, С. Рубинштейна рассмотрены интегральные, целостные характеристики творческой личности. Значительная роль искусства в процессе становления и самоопределения творческой личности освещается в целом ряде теорий: эстетических трудах Т. Адорно и М. Бахтина, философии искусства Г. Грэма и в философской теории ценности М. Кагана и др. К этой проблеме обращаются в своих работах Г. Вёльфлин и Г. Гадамер, с ней мы сталкиваемся в феноменологии восприятия М. Мерло-Понти.

Взаимодействию мира и искусства посвящены труды И. Никитиной, 3. Фрейда, Э. Фромма, И. Хейзинги и др. Феномену духовности в науке и искусстве посвящено значительное количество трудов К. Юнга. В работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов (А. Адлер, Я. Корчак,

B. Куницына, А. Маслоу, Л. Надирова, К. Роджерс, Л. Шевченко и др.) рассматривается эмпатия как фактор, способствующий возникновению духовного контакта, сопереживания и соучастия, что является обязательным условием осуществления творческой деятельности. В трудах отечественных исследователей О. Апраксиной, В. Апрелевой, Б. Асафьева, Г. Иванченко, Д. Кабалевского, Н. Киященко, Г. Коломиец, А. Малюкова, Т. Мариупольской, В. Медушевского, Е. Назайкинского, А. Николаевой, О. Радыновой, Л. Рапацкой, Б. Теплова, Б. Целковникова, Г. Цыпина, А. Щербаковой,

A. Юдина, Я. Яворского и др. значительное внимание уделяется проблеме музыкально-эстетического воспитания молодежи. А. Семашко анализирует в своих работах художественные потребности и их развитие у нашего современника.

В целом ряде исследований последних десятилетий (В. Лисовский,

B. Луков, Б. Ручкин, А. Шендрик, Т. Щепанская и др.) постоянно обсуждается роль эстетического компонента в творческом становлении современной молодежи. Значительный интерес представляют исследования, обращенные к изучению места музыки в становлении личности (Э. Алексеев, И. Андреева, М. Глотов, С. Ренне, И. Салтанович, М. Сайфуллина, В. Суртаев, Г. Хамзина, Э. Фаустова и др.).

Несмотря на значительное количество исследований, основная проблема исследования остается остроактуальной. Она заключается в необходимости

создания в современной системе профессионального технического образования педагогических условий, обеспечивающих становящейся личности возможность выявления, максимального развития и успешной реализации своего творческого потенциала. Сегодня наметился целый ряд противоречий, преодоление которых необходимо для успешного решения поставленной проблемы. В качестве основных, можно выделить следующие:

— между возникающей в условиях глобального кризиса дегуманизацией бытия, нарастанием негативных тенденций, способствующих отчуждению человека от высших духовных ценностей, и остроощущаемой потребностью в сохранении и приумножении духовной сокровищницы культуры, осуществлении межкультурного диалога, оздоровлении «социального климата» в общественной жизни;

— между необходимостью обретения в процессе профессионального и духовного становления творческой личности художественно-эстетических и духовно-нравственных идеалов и агрессивным давлением массовой культуры;

— между потребностью общества в становлении целостной творческой личности человека-деятеля, обладающей как специальными, так и социально-коммуникативными компетенциями, готовой к профессиональному и духовному самоопределению в пространстве культуры, и сохраняющейся в системе высшего профессионального образования технократической парадигмой, ориентированной на приоритет специальных знаний, умений и навыков.

Объект исследования — целостный образовательный процесс в современном техническом вузе.

Предмет исследования — музыка как компонент целостного образовательного процесса в современном техническом вузе.

Цель исследования — теоретико-методологическое обоснование роли музыки как фактора гуманизации образовательного процесса; создание и реализация музыкально-просветительской модели становления творческой личности в образовательном пространстве современного технического вуза. Задачи исследования:

• выявить приоритеты современной системы профессионального технического образования;

• раскрыть сущность понятия «гуманизация образования» в образовательном пространстве технического вуза;

• определить современные подходы к проблеме исследования;

• изучить, проанализировать и определить роль музыки как фактора гуманизации, обновления и совершенствования современной системы профессионального технического образования;

• разработать методику диагностики профессионального и духовного самоопределения творческой личности в образовательном пространстве технического вуза;

• разработать и реализовать музыкально-просветительскую модель становления творческой личности в современном техническом вузе;

• проверить эффективность разработанной модели в опытно-экспериментальной работе.

Гипотеза исследования заключается в следующем: Достижение успеха в процессе гуманизации современной системы технического образования возможно, если:

• становление творческой личности человека-деятеля будет определять цели и содержание целостного образовательного процесса;

• музыка будет признана фактором, оказывающим значительное влияние на осуществление этого процесса, и станет его неотъемлемым компонентом;

• будет создана и реализована научно-обоснованная музыкально-просветительская модель, способствующая профессиональному и духовному самоопределению личности в образовательном пространстве современного технического вуза;

• для создания и реализации музыкально-просветительской модели будут применены современные научные подходы: системный, философско-антропологический, аксиологический, интегративно-культурологический, социально-гуманитарный, индивидуально-личностный, гуманитарно-культурологический, художественно-деятельностный, компетентностный. Теоретико-методологическую основу исследования составили научные

труды в области философии, социологии, культурологии, психологии, философии образования, философии искусства, философии музыки и музыкального образования, в которых рассматривается проблема становления творческой личности человека-деятеля и роль музыки в этом процессе.

Большое внимание было уделено работам, посвященным: гуманизму как философской и педагогической категории (Аристотель, Платон, Сократ, В. Асмус, Л. Балашов, Н. Бердяев, И. Борзенко, В. Виндельбанд, К. Гаврилович, П. Гуревич, Л. Кондрашова, В. Кувакин, В. Рыбин, А. Сманцер, М. Хайдеггер и др.); роли образования в становлении и развитии человеческой цивилизации (О. Конт, Г. Спенсер, М. Вебер, Э. Дюркгейм, О. Конт, Г. Спенсер и др.); социологии и философии образования (Г. Акопов, М. Андреев, И. Андреева, А. Арнольдов, Ю. Бабанский, С. Брайан, Дж. Брунер, М. Вебер, В. Библер, Б. Вульфсон, Л. Выготский, Т. Георгиева, Б. Гершунский, В. Давыдов,

A. Джуринский, Д. Дьюи, Э. Дюркгейм, В. Жуков и др.); проблеме модернизации высшего профессионального образования (О. Анисимов,

B. Гинецинский, В. Загвязинский, А. Зубра, В. Кан-Калик, Н. Никандров, Я. Пономарев, В. Сластенин и др.); философским основаниям понимания личности (К. Абулханова-Славская, Б. Ананьев, А. Арсеньев, М. Бахтин, Н. Бердяев, В. Зинченко, Е. Климов, А. Леонтьев, Ю. Лотман, С. Рубинштейн и др.); принципам личностно ориентированного образования (Н. Алексеев, Е. Бондаревская, Л. Ванюшкина, В. Ежеленко, Г. Ионин, С. Кульневич, А. Плигин, В. Сериков, Р. Слонимская, И. Якиманская и др.); специфике выявления и развития творческого потенциала личности как субъекта деятельности (О. Анисимов,

B. Аршавский, Ю. Бабанский, А. Брушлинский, В. Давыдов, В. Дружинин,

C. Иванов, К.Э. Изард, А. Маслоу, Ю. Орлов, В. Ротенберг, С. Рубинштейн, Б. Теплов, М. Ярошевский и др.); связи профессиональной карьеры и творческого самоопределения личности (А. Балбеко, И. Зорин, Е. Климов, И. Кузнецова, А. Осинский, В. Поляков, А. Сухарев, Б. Федоришин,

С. Чистякова и др.); проблеме художественной и духовной коммуникации в современных философских теориях (К.-О. Апель, М. Бахтин, Ж. Бодрийяр, М. Бубер, К. Леви-Стросс, Ю. Лотман, Н. Луман, М. Мак-Люэн, Ю. Хабермас и др.); психологии художественного творчества (П. Анохин, Л. Выготский, Р. Грановская, Д. Дрейс, Л. Ермолаева-Томина, Ю. Крижанская, В. Кудрявцева,

A. Роу и др.); проблемам культурологии, искусствознания и музыкознания (М. Арановский, Б. Асафьев, М. Бонфельд, Л. Гаккель, Е. Герцман, В. Гуревич, 3. Гусейнова, А. Денисов, В. Коннов, М. Лобанов, Э. Махрова, В. Медушевский, Е. Назайкинский, Г. Овсянкина, Н. Огаркова, Н. Серегина, Л. Скафтымова, Т. Шабалина, В. Холопова, Ю. Холопов, М. Черная и др.); философии и психологии музыки и музыкального образования (В. Апрелева, Б. Асафьев,

B. Григорьев, А. Лосев, Л. Надирова, Г. Овсянкина, Л. Рапацкая, Б. Теплов, А. Торопова, Г. Цыпин, А. Щербакова и др.); различным аспектам теории и методики музыкального обучения и воспитания (Э. Абдуллин, И. Аврамкова, А. Базиков, Л. Безбородова, Н. Ветлугина, И. Горбунова, Н. Гродзенская, Л. Майковская, Е. Николаева, Б. Рачина и др.).

Методы исследования.

В процессе исследовательской работы был использован комплекс следующих методов: теоретических, включающих в себя — различные виды анализа, синтез, абстрагирование, конкретизацию, экстраполяцию, систематизацию, вычленение, формализацию, интерпретацию; практических, включающих в себя, — педагогический эксперимент, педагогические наблюдения и беседы, анкетирование и интервьюирование, оценку уровня профессионального и духовного самоопределения творческой личности на основе разработанной диагностики, статистическую обработку данных, полученных в результате проведения диссертационного исследования.

База исследования.

Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось в естественных условиях учебно-воспитательного процесса на базовых факультетах Санкт-Петербургского государственного политехнического университета: инженерно-строительном; электромеханическом; энерго-машиностроительном; механико-машиностроительном; технологии и исследования материалов; технической кибернетики; управления и информационных технологий; факультет при ЦНИИ РТК; комплексной безопасности, инноватики, международных образовательных программ.

Этапы исследования.

Диссертационное исследование проводилось на протяжении 2005-2012 гг. Условно его можно разделить на следующие этапы: базово-теоретический (2005-2007 гг.); основной (2007-2009 гг.); дублирующий (2009-2011 гг.); заключительный (2011-2012 гг.).

На первом (базово-теоретическом) этапе была определена проблема исследования, изучен широкий круг источников, определены основные методологические подходы к выявленной проблеме, сформулировано проблемное поле работы, намечены основные направления проведения эксперимента.

На втором (основном) этапе была разработана и реализована музыкально-просветительская модель становления творческой личности в системе профессионального технического образования: разработана методика диагностики профессионального и духовного самоопределения личности; создана и реализована программа факультативного курса «Музыкальные семестры в Политехническом»; проведен констатирующий и учебно-формирующий эксперименты, позволившие внести определенные коррективы в музыкально-просветительскую модель становления творческой личности в учебно-воспитательном процессе.

На третьем (дублирующем) этапе была проверена эффективность разработанной, реализованной и скорректированной на основном этапе музыкально-просветительской модели.

На четвертом (заключительном) этапе были проанализированы и обобщены результаты, полученные на основном и дублирующем этапах экспериментальной работы, сформулированы выводы, определены дальнейшие направления исследовательской работы, предложены методические рекомендации для осуществления процесса гуманизации системы профессионального технического образования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

— уточнено содержание понятия «гуманизация образования» с точки зрения современных подходов: системного, философско-антропологического, аксиологического, социально-гуманитарного, индивидуально-личностного, интегрально-культурологического, художественно-деятельностного, компетентностного;

— выявлена роль музыки как фактора гуманизации образовательного процесса в современном техническом вузе;

— конкретизировано содержание понятия «становление творческой личности» в системе современного технического образования;

— определены критерии и параметры профессионального и духовного самоопределения творческой личности в образовательном пространстве технического вуза;

— разработана и реализована музыкально-просветительская модель становления творческой личности в системе высшего технического образования.

Теоретическая значимость исследования заключается: в разработке концепции гуманизации образовательного процесса в техническом вузе; в

выявлении современных подходов к решению проблемы гуманизации современной системы профессионального технического образования; в теоретико-методологическом обосновании музыкально-просветительской модели становления творческой личности, способствующей созданию и постоянному функционированию художественно-образовательной среды в современном техническом вузе; в определении этапов становления творческой личности, целей и задач каждого из них, выявлении механизмов, способствующих достижению успеха в осуществлении процесса гуманизации профессионального технического образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно позволяет: создать условия для гуманизации образовательного процесса в

техническом вузе; достичь высокого уровня становления творческой личности в условиях профессионального технического образования; внедрять в практику разработанную автором музыкально-просветительскую модель и методику диагностики уровней профессионального и духовного самоопределения творческой личности; использовать теоретический и практический материал для дальнейших разработок инновационных художественно-образовательных моделей, направленных на гуманизацию современной системы технического образования; для создания факультативных курсов, проведения исследований в области художественно-эстетического воспитания молодежи.

Апробация результатов исследования осуществлялась: в научных публикациях автора исследования; в процессе проведения экспериментальной работы на базовых факультетах Санкт-Петербургского государственного политехнического университета; в обсуждениях и дискуссиях с коллегами в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете и Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, а также в рамках международной научно-практической конференции «Методологические проблемы современного музыкального образования» (Санкт-Петербург, 2008), XXIII Международной научно-практической конференции «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, 2012), «Проблемы и перспективы развития образования в России» (Новосибирск, 2012).

Достоверность результатов исследования обеспечена рассмотрением и анализом широкого спектра научных источников по исследованной проблеме; проверкой выдвинутых теоретических положений и разработанной музыкально-просветительской модели творческого становления личности в образовательном пространстве технического вуза в опытно-экспериментальной работе; соответствием методологических подходов специфике исследованных вопросов, цели и задачам работы, ее объекту и предмету.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основной задачей, стоящей перед современной системой высшего профессионального образования в целом и технического образования в частности, является создание оптимальных условий для становления творческой личности человека-деятеля как субъекта образовательного процесса.

2. Для успешного решения этой задачи современная система профессионального технического образования нуждается в новых подходах, адекватных запросам времени, ориентированных на осуществление гуманистической образовательной парадигмы, включающей в себя гуманитаризацию и демократизацию образовательного процесса.

3. Одним из факторов гуманизации профессионального технического образования является обращение к музыке как уникальному инструменту познания и самопознания, творческого самоопределения и самоидентификации личности.

4. Обращение к музыке как фактору гуманизации образовательного процесса в современном техническом вузе требует создания многоуровневой музыкально-просветительской модели, включающей в себя целевой, организационно-процессуальный, содержательный, деятельностный, мотивационный и результативный компоненты.

5. Реализация музыкально-просветительской модели становления творческой личности в образовательном пространстве технического вуза и создание на ее основе акгивнодействующей художественно-образовательной среды способствует выявлению заложенного в человеке творческого потенциала, повышению познавательного интереса и познавательной активности, созданию оптимальных условий для его профессионального и духовного самоопределения в пространстве культуры.

Структура исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит три параграфа, заключения, библиографии, содержащей использованные в процессе работы научные источники (242 наименования), и 3-х приложений, в которых представлены материалы, имеющие отношение к организации и проведению опытно-экспериментальной работы. Объем диссертации составляет 187 страниц, включает схемы, таблицы, диаграммы.

Во введении обосновывается актуальность исследования и его основная проблема, раскрывается степень ее изученности, методологическая база, определяются: объект, предмет, цель и задачи работы, выдвигается гипотеза и положения на защиту.

В первой главе «Гуманизация образования как приоритетный вектор культурной политики России на современном этапе» раскрывается содержание понятия «гуманизация образования» и обосновывается необходимость осуществления этого процесса на современном этапе развития России.

В первом параграфе «Образовательное пространство современного технического вуза как профессиональная и духовная целостность: основные методологические подходы» рассматриваются различные научные труды, раскрывающие: роль образования на современном этапе, его задачи, перспективы, стратегические приоритеты; социальные трансформации, качество и конкурентоспособность высшего образования России, рынок образовательных услуг; теории конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования, идеи формирования эффективных стратегий взаимодействия в сфере оценки гарантий качества образования. Таким образом, выдвигается широкий спектр дискуссионных вопросов.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что образование — это целостное пространство, в котором осуществляется процесс профессионального и духовного становления творческой личности. Изучение процесса взаимодействия образовательной среды и становящейся личности как сложных саморазвивающихся систем требует применения системного подхода, позволяющего рассматривать все возникающие и в социуме, и в образовательном пространстве явления в процессе их становления и развития. В параграфе отмечается, что проблема становления и самоопределения личности в системе «человек-мир» относится к числу вечных проблем, над которыми размышляли и размышляют мыслители всех времен и народов и которые всегда находятся в центре педагогической мысли. Этим обусловлена необходимость применения фшософско-антропологического подхода. Выявление аксиоло-

гических оснований образования, его гуманистического потенциала является важнейшим аспектом представленного исследования. Это требует применения аксиологического подхода, способствующего воплощению принципа ценностного взаимодействия и вводящего в атмосферу «соучастного бытия», атмосферу творческого диалога, где каждый ощущает себя равноправным партнером по коммуникации.

В параграфе отмечается, что, как и многие другие понятия, «гуманизация образования» имеет множество трактовок. Среди основных его значений следует выделить два: гуманитаризацию и демократизацию образования. Гуманитаризация образования предполагает расширение гуманитарного поля, введение в образовательное пространство значительного количества гуманитарных предметов, способствующих формированию гуманитарной культуры личности — важнейшего аспекта в осуществлении ее творческого становления. Этим объясняется необходимость применения в работе гуманитарно-культурологического подхода, позволяющего раскрыть этот аспект наиболее полно.

Однако гуманитаризация образовательного процесса — это только первый шаг в сторону гуманизации образования. Следующим важным условием гуманизации образовательного процесса является осознание необходимости демократизации и либерализации учебно-воспитательного процесса, обращенности к выявлению и утверждению сущности человека, его личностного начала. Этим обусловлена необходимость применения индивидуально-личностного подхода, позволяющего увидеть, понять, почувствовать «самость» каждого человека, его неповторимость, уникальность.

Проведенный анализ позволил выделить интегративную функцию образования и определить в качестве одной из важнейших задачи приобщение молодежи к духовным и нравственным ценностям культуры, чем обусловлена необходимость применения интегративно-кулътурологического подхода, позволяющего рассматривать роль музыки в процессе становления и развития личности как одного из значительных факторов формирования у нее высоких эстетических и духовно-нравственных идеалов. Многие современные исследователи справедливо полагают, что сегодня мы стоим перед необходимостью перехода к новым социально-гуманитарным технологиям управления в образовательных практиках. Этим обусловлена необходимость применения со11иально-гуманитарного подхода, который ориентирован на изучение и целенаправленное развитие систем управления в единстве их социальной и культурной, субъектной и объектной, институциональной и символической сторон, т. е. всего социокультурного контекста организационных изменений.

В параграфе подчеркивается, что становление Человека в Человеке — это и есть основная задача при обращении к музыке как фактору гуманизации современной системы профессионального технического образования. Огромную роль в оптимизации этого процесса играет вовлеченность в атмосферу художественного творчества, художественной деятельности, что предполагает применение художественно-деятельностного подхода. В параграфе также

отмечается, что формирование компетентности будущих специалистов является одной из важнейших задач, поставленных перед современной системой высшего профессионального образования. Этим определяется необходимость применения компетентностного подхода. Таким образом, в первом параграфе выявлено проблемное поле исследования, которое включает в себя широкий круг вопросов, решение которых необходимо для осуществления процесса гуманизации современной системы профессионального технического образования.

Второй параграф «Развитие научно-технического образования в контексте формирования отечественной культуры: историко-культурологический аспект» посвящен осмыслению роли традиций как фундамента, на котором возводится новое образовательное пространство, но при этом отмечается, что не следует недооценивать и роль инноваций, отвечающих вызовам нового времени, требующих переосмысления накопленных смыслов и значений, раскрывающих потенциал развития образовательных систем. Но для того, чтобы осознать цели и содержание образования на современном этапе, чтобы выявить тот самый необходимый баланс между традицией и инновацией в образовательном пространстве нашего времени, обеспечивающий возможность становления творческой личности, обладающей не адаптивным, а креативным стилем мышления, необходимо обратиться к истории становления и развития отечественной системы научно-технического образования.

В параграфе отмечается, что начиная с петровских реформ, Россия постоянно находится в русле модернизационных устремлений. В XX веке эта проблема, по выражению А. Сенявского, становится «императивом ее развития», что именно эта проблема «во многом определяла взлеты и падения», которые переживала страна. При этом исследователь напоминает о том, что в России (в силу цивилизационных и исторических особенностей ее развития) модернизация всегда проводилась сверху, инициировалась государством. Уровень образования в такой системе координат неизбежно определяется качеством и объемом полученных знаний, умений и навыков, способностью и готовностью человека точно выполнить государственный заказ на ту или иную деятельность, обеспечивающую уровень модернизации в стране. Человек в технократической образовательной парадигме лишен права свободного выбора, как и чувства личной ответственности, поскольку «винтик» в государственной машине не должен задумываться о глобальных проблемах. Он должен только точно выполнять возложенную на него миссию.

Сегодня такой тип «образованного человека» никак не может являть собой человека-деятеля, творческую личность, настроенную на активный процесс созидания. Итак, подводя итог всему вышеизложенному, мы вправе говорить о традиционно установившейся фундаментальности российской системы образования, и это необходимо сохранить. Но при этом проблема гуманизации его, несомненно, выступает на первый план, требуя осуществления новых подходов, при которых в центре находится субъект образовательного процесса — человек-деятель, творческая личность, становление которой являет собой как основную цель образования, так и его содержание.

В третьем параграфе «Становление творческой личности человека-деятеля в системе высшего профессионального образования: философский, психологический, педагогический и художественно-эстетический аспекты»

проанализировано значительное количество трудов отечественных и зарубежных исследователей в области философии, социологии, культурологии, психологии, философии образования, философии искусства, философии музыки и музыкального образования, в которых рассматривается проблема становления творческой личности человека-деятеля и роль музыки в этом процессе. Большое внимание было уделено работам, посвященным гуманизму как философской и педагогической категории, роли образования в становлении и развитии человеческой цивилизации.

В параграфе отмечается, что наиболее существенной для данного исследования представляются философские основания понимания личности, сформулированные А. Арсеньевым, согласно которым личность — это яркая творческая индивидуальность, способная осуществлять свободный выбор и осознающая личную нравственную ответственность за этот выбор. Определяющим качеством личности является ее настроенность на творчество, на созидание, на достижение «положительной» свободы, свободы творчества, контролируемой высокоразвитым нравственным чувством. Такая интерпретация личности и ее творческого становления в образовательном пространстве современного технического вуза представляется наиболее полно отвечающей концепции гуманизации образования, концепции осуществления гуманистической образовательной парадигмы, направленной на создание атмосферы творческого созидания.

В параграфе анализируются принципы гуманистической психологии, выдвинутые А. Маслоу, разработанная на их основе гуманистическая этика, которая имеет одинаково большое значение, как для психологов, так и для педагогов. Анализ высказанных положений гуманистической этики в интерпретации Маслоу позволяет выделить в качестве системообразующего фактора роль эмоций, которые психолог называет переживаемым смыслом в жизни человека. Таким образом, становится очевидным, что в техническую образовательную среду, которая традиционно является царством разума, интеллекта, необходимо вернуть эмоциональную составляющую, ускоряющую личностный рост. Это вновь обращает нас к музыке как источнику переживаний, открывающей человеку огромные возможности для личностного роста.

В исследованиях современных ученых выявляются аксиологические основания гуманистической образовательной парадигмы, то «человеческое измерение», которое коренным образом меняет направленность учебно-воспитательного процесса. Гуманизм интерпретируется как ценностное основание современной системы образования, содержащее в себе понимание ответственности перед становящейся творческой личностью субъекта образовательного процесса, обретающего в этом процессе профессиональную и социальную компетентность, способность к самореализации и самоактуализации, готовность к созиданию в современном пространстве культуры. Очень важным

аспектом становления творческой личности является ее органичное развитие, стремление к достижению целостности своего внутреннего мира.

Разработка и реализация музыкалыю-гтросветительской модели становления творческой личности направлена на то, чтобы различные компоненты гармонично взаимодействовали, обогащая и дополняя друг друга, и обеспечивая, таким образом, процесс профессионального и духовного самоопределения. Достижение такого бесперебойного взаимодействия способствует: активности личностного роста, устойчивости обретаемых качеств, креативности, готовности к творческой самореализации и самоактуализации. Это является гарантом сохранности творческой личности, что и составляет основную цель гуманизации современной системы профессионального образования.

Во второй главе «Разработка и реализация музыкально-просветительской модели становления творческой личности в системе высшего технического образования: ход и содержание экспериментального исследования» подробно освещается процесс организации и проведения эксперимента.

В первом параграфе «Подготовка к проведению эксперимента, разработка методики диагностики профессионального и духовного самоопределения в процессе становления творческой личности» кратко охарактеризована экспериментальная база исследования — Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, представляющая собой уникальный комплекс, в котором осуществляется подготовка специалистов для всех ведущих отраслей промышленности России, представлены результаты анкетирования, опросов и бесед, в которых на подготовительном этапе экспериментальной работы приняли участие педагоги и студенты различных факультетов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (232 человека).

В параграфе представлена методика диагностики уровней профессионального и духовного самоопределения творческой личности в образовательном пространстве технического вуза. В качестве основных критериев были выдвинуты два: сформированная потребность в реализации своего творческого потенциала, которым определяется возможность осуществления профессиональной деятельности в современном социокультурном пространстве, и способность к его реализации, которая гарантирует личности такой уровень профессиональной самореализации и самоактуализации, на котором возможна полная свобода творческого поиска, творческого выбора, проектирования собственной модели жизни и деятельности.

Согласно разработанным критериям и параметрам низкий (Н) уровень свидетельствует об отсутствии сформированной потребности в реализации своего творческого потенциала. Он характеризуется внутренней неуверенностью, скованностью, отсутствием навыков творческой деятельности, творческого общения, слабым представлением о роли творческой составляющей в избранной профессии. Отношение к общекультурному развитию может быть различным: от равнодушия и отсутствия интереса до проявляемого определенного желания приобщения к ней, однако при этом можно констатировать полное отсутствие личной инициативы.

Собственной творческой позиции в обучении профессии тоже нет, ориентация только на аккуратное выполнение указаний того или иного педагога.

Средний уровень (С) уже свидетельствует о сформированной потребности к реализации своего творческого потенциала. Для этого уровня характерен постоянно растущий познавательный интерес и возникновение познавательной активности как в процессе постижения сущности профессии, так и в общекультурном развитии стремление к постижению и своей, и чужой культуры. Возникает потребность в творческом поиске, в самостоятельном изучении источников, несущих знание об отечественной и мировой культуре.

Для среднего уровня (при создании педагогических условий, стимулирующих познавательную активность студентов) характерна постоянно увеличивающаяся динамика развития. Основная задача в процессе работы со студентами, находящимися на среднем уровне, стимулирование самостоятельности, создание широкого поля для ассоциаций, сравнений, предоставление возможности для дискуссий, обсуждений, споров.

Высокий уровень (В) свидетельствует о способности к реализации своего творческого потенциала. Он характеризуется способностью к личностному переосмыслению и переоценке постигаемых ценностей национальной и мировой культуры, способность генерировать творческие идеи, осуществлять самостоятельные творческие проекты. Для него характерен чрезвычайно высокий уровень познавательного интереса, активности, творческого поиска в формировании личностных суждений и убеждений, высокая степень толерантности, готовности к творческому диалогу. Национальная культура воспринимается как фундамент собственной личности, источник обогащения внутреннего «Я», а потому вызывает гордость и восхищение, стремление все глубже и полнее постигать ее, а культура других народов вызывает стойкий интерес и желание осуществлять взаимообогащающий творческий диалог. Разработка методики диагностики параметров и критериев уровней профессионального и духовного самоопределения в осуществлении процесса становления творческой личности позволила приступить к разработке музыкально-просветительской модели.

Во втором параграфе «Разработка музыкально-просветительской модели становления творческой личности на первом этапе опытно-экспериментального исследования» раскрывается процесс создания музыкально-просветительской модели становления творческой личности, которая представляет собой сложную многоуровневую структуру, включающую в себя:

— целевой компонент, который соотносится с современными ориентирами вузовского профессионального образования и способствует становлению у студентов комплекса универсальных и личностно-профессиональных компетенций, выступающих показателями целостного развития человека в единстве всех его духовных сил — познавательных, нравственных, эстетических;

— организационно-про11ессуальный компонент модели отражает специфику использования музыки в образовательном процессе технического вуза, что проявляется в особенностях организации аудиторной и внеаудиторной

деятельности студентов, при которой акцент переносится с обучающих действий преподавателя на познающую деятельность самого обучаемого;

— содержательный компонент модели включает в себя обретение: знаний о музыке; умения ориентироваться в многообразии музыкальных ценностей в историческом и современном пространстве художественной культуры; определенного опыта художественно-творческой деятельности, в которой формируется эмоционально-ценностное отношение к миру, людям и самому себе;

— деятельностный компонент включает совокупность различных видов аудиторной и внеаудиторной студенческой деятельности, направленной на освоение развивающего потенциала музыки;

— мотивационный компонент, обеспечивающий оптимальный синтез познавательного интереса к обретению нового знания, познавательной активности, определяющей успех в осуществлении творческого поиска, выработку личностно-ценностной позиции, которая является обязательным условием в осуществлении творческой деятельности;

— результативный компонент модели соотносится с выполнением задач формирования у студентов комплекса личностно-значимых качеств, которые являются условием и предпосылкой профессиональной и духовной самоактуализации будущих специалистов технического профиля.

В третьем параграфе «Реализация музыкально-просветительской модели на основном и дублирующем этапах эксперимента» сообщается, что в 2007-2009 гг. были проведены констатирующий и учебно-формирующий эксперимент, в котором приняли участие студенты базовых факультетов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Для реализации представленной модели была разработана программа

специального факультативного курса «Музыкальные семестры в Политехническом» дисциплины «Культурология» для студентов, обучающихся по всем специальностям.

«Музыкальные семестры в Политехническом» — задумывались как специальный общеуниверситетский факультативный курс, который разрабатывался Центром культурных программ, кафедрой отечественной и зарубежной культуры СПбГПУ и профессором Санкт-Петербургской консерватории, композитором И.Е. Рогалевым. Приводим содержание курса (музыкальная часть ежегодно меняется, разделы и темы занятий сохраняются неизменными): ¡.«Музыкальное содержание: композиторское послание или договор со слушателем?»; 2. «Музыка и слово — заклятые друзья»; 3. «Музыкальное время. Временное и временное»; 4. «От стиля эпохи - к композиторскому стилю»; 5. «Программа в музыке: подсказка или шоры». 6. «Традиция и Новаторство».

В процессе работы над освоением специального курса студенты знакомятся с музыкальными сочинениями разных эпох, стилей и жанров, учатся слушать, анализировать, сравнивать. Предусмотрены беседы, дискуссии, подготовка кратких эссе, рефератов, выступлений с докладами на семинарах. В результате освоения экспериментального курса обретаются новые

общекультурные компетенции, позволяющие будущим специалистам творчески участвовать в процессе созидания пространства культуры нового тысячелетия. Полностью специальный курс «Музыкальные семестры в Политехническом» представлен в Приложении 1 к диссертации.

В процессе проведения эксперимента после освоения каждого раздела курса проводились опросы и педагогические беседы с участниками. Кроме того, после проведения первого занятия было принято решение встречаться ежемесячно (исключительно добровольно). Это было названо заседаниями Дискуссионного студенческого клуба любителей музыки (ДСКЛМ) для проведения обсуждений, дискуссий, обмена мнениями и т.д. В параграфе приводятся высказывания, наиболее ярко отражающих реакцию студентов на введение специального курса в учебный процесс. На каждом из заседаний ДСКЛМ можно было констатировать, что студенты вовлечены не только в активный процесс постижения музыки, но и сделали серьезные шаги в сторону самопознания, профессионального и духовного самоопределения, самоидентификации и самоактуализации, что и являлось основной целью проведения эксперимента.

Анализ полученных результатов свидетельствует об эффективности разработанной и реализованной музыкально-просветительской модели. Для проверки достоверности полученных данных в 2009-2010 уч. г. был проведен дублирующий эксперимент, подтвердивший результаты, полученные на основном этапе работы (таблицы представлены в приложении № 2). Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что музыкально-просветительская модель становления творческой личности стимулирует процесс профессионального и духовного самоопределения личности, активизирует потребность в познании и самопознании, в выявлении и реализации своего творческого потенциала.

В целом в эксперименте (с учетом проведенных опросов, анкетирования и интервьюирования) приняло участие около 1000 человек. Однако, основным результатом проведенного эксперимента и, соответственно, доказательством обоснованности эффективности использования музыкально-просветительской модели является то, что ежегодно на 20-ти базовых факультетах 16900 студентов, занимающихся по очной программе обучения, имеют возможность посещать «Музыкальные семестры в Политехническом». А это значит, что музыка стала неразрывным компонентом образовательного процесса в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете, что сделаны решительные шаги в сторону гуманизации этого процесса, в сторону обеспечения условий для становления творческой личности человека-деятеля, человека-созидателя, человека XXI века.

В заключении проанализированы и обобщены результаты, полученные на основном и дублирующем этапах экспериментальной работы, сформулированы выводы, определены дальнейшие направления исследовательской работы, предложены методические рекомендации для осуществления процесса гуманизации системы профессионального технического образования.

Проведенное исследование и анализ полученных результатов позволяют сделать следующие выводы:

1. Основной задачей современной системы высшего профессионального образования в целом и технического образования в частности является создание образовательных моделей, обеспечивающих новое качество социального развития общества, создающих новые творческие импульсы для его дальнейшего развития. Этим обусловлена необходимость гуманизации современной системы профессионального технического образования, включающей в себя его гуманитаризацию и демократизацию, создание оптимальных условий для становления творческой личности человека-деятеля как субъекта образовательного процесса.

2. Для решения поставленной задачи современная система профессионального технического образования нуждается в новых подходах, отражающих социальные трансформации, требования к качеству и конкурентоспособности высшего образования России, запросы рынка образовательных услуг, идеи формирования эффективных стратегий взаимодействия в сфере оценки гарантий качества образования. В качестве основных следует выделить: системный, философско-антропологический, аксиологический, социально-гуманитарный, интегрально-культурологический индивидуально-личностный, художественно-деятельностный, компетентностный

3. Одним из значительных факторов гуманизации профессионального технического образования является обращение к музыке как уникальному инструменту познания и самопознания, творческого самоопределения и самоидентификации личности. Обращение к музыке как фактору гуманизации образовательного процесса в современном техническом вузе требует создания музыкально-просветительской модели, направленной на формирование эффективно действующей художественно-образовательной среды.

4. Музыкально-просветительская модель становления творческой личности в образовательном пространстве технического вуза представляет собой многоуровневую структуру, включающую в себя следующие компоненты: целевой, организационно-процессуальный, содержательный, деятельностный, мотивационный, результативный.

5. Реализация музыкально-просветительской модели становления творческой личности в образовательном пространстве технического вуза способствует повышению познавательной активности, созданию оптимальных условий для саморазвития и самовоспитания, создает основу для максимального развития духовного и интеллектуального потенциала. Создание на основе реализации музыкально-просветительской модели активно действующей художественно-образовательной среды, эффективного образовательного пространства, способствует расширению творческих горизонтов личности, формированию у нее художественно-эстетических и духовно-нравственных ориентиров, определению личностной стратегии жизни и деятельности, повышению эффективной социализации в современном обществе.

В проведенном исследовании были решены все поставленные задачи, подтверждена гипотеза и доказаны положения, выдвинутые на защиту.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях (общий объем 4 п. л.):

1. Кондин Б. И. Становление личности в современной системе профессионального технического образования / Б. И. Кондин // Человеческий капитал. - 2012. - № 2 (38). - С. 118-120. (0,5 п. л.).

2. Кондин Б. И. Феномен духовности в образовательном пространстве современного вуза / Б.И. Кондин // Человеческий капитал. - 2012. - № 2 (38).

- С. 133-136. (0,5 п. л.).

3. Кондин Б. И. Роль музыки в формировании профессиональной компетентности студентов технического вуза / Б. И. Кондин // Человеческий капитал. - 2012. - № 2 (38). - С. 170-174. (0,75 п. л.).

4. Кондин Б. И. Музыка в образовательном пространстве технического вуза / Б. И. Кондин // Методологические проблемы современного музыкального образования: Материалы межвузовского научно-практического семинара. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2008. - С. 38^2. (0,3 п. л.).

5. Кондин Б. И. Гуманизация технического образования в России: исторические и современные аспекты / Б. И. Кондин // Гуманитарное знание: Сборник научных статей. Вып. 9 СПб: ЦНИТ «Астерион», 2008. - С. 28-36 (0,5 п. л.).

6. Кондин Б.И. Концепция музыкально-эстетического воспитания студентов технических и гуманитарных вузов / Б. И. Кондин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - СПб. - 2009. - № 3 (79) - С. 379-382 (0,3 п. л.).

7. Кондин Б. И. Истоки научно-технического образования России: историко-культурологический аспект / Б. И. Кондин // Система ценностей современного общества: Сборник материалов XXIII Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. - С. 318-321 (0,3 п. л.).

8. Кондин Б.И. Становление творческой личности как гуманистический идеал современной системы образования. / Б.И. Кондин // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: Сборник материалов XXV Международной научно-практической конференции: в 2 ч. 2 ч. / под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. - С.44-49 (0,4 п. л.).

9. Кондин Б.И. Образовательное пространство современного технического вуза: проблемы, тенденции, подходы, перспективы. / Б.И. Кондин // Проблемы и перспективы развития образования в России: Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С.С. Чернова.

- Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012 . - С.66-71 (0,4 п .л.).

Подписано в печать 02.04.2013г. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,2. Тираж 120 экз. Заказ № 3036.

Отпечатано в ООО «Издательство "ЛЕМА"» 199004, Россия, Санкт-Петербург, В.О., Средний пр., д. 24 тел.: 323-30-50, тел./факс: 323-67-74 e-mail: izd_lema@mail.ru http://www.lemaprint.ru

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кондин, Борис Игоревич, Санкт-Петербург

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

На правах рукописи

04201360386

Кондин Борис Игоревич

Музыка как фактор гуманизации образовательного процесса в современном техническом вузе

Специальность: 13. 00. 02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель кандидат педагогических наук,

профессор Аврамкова И.С.

Санкт-Петербург 2013

Содержание Стр.

Введение.....................................................................................................................3

Глава I Гуманизация образования как приоритетный вектор культурной политики

России на современном этапе..............................................................................29

1.1 .Образовательное пространство современного технического вуза как профессиональная и духовная целостность: основные методологические подходы к проблеме исследования..................................................................29

1.2.Развитие научно-технического образования

в контексте формирования отечественной культуры:

историко-культурологический аспект.............................................................50

1.3.Становление творческой личности человека-деятеля в системе высшего профессионального образования:

философский, психологический,

художественно-эстетический и педагогический аспекты.............................80

Глава II Разработка и реализация музыкально-просветительской модели творческого становления личности в системе высшего технического образования:

ход и содержание экспериментального исследования....................................99

2.1.Подготовка к проведению эксперимента, разработка методики диагностики профессионального и духовного самоопределения в процессе становления творческой

личности............................................................................................................99

2.2.Разработка музыкально-просветительской модели становления творческой личности на

первом этапе опытно-экспериментального исследования.........................115

2.3.Реализация музыкально-просветительской модели

на основном и дублирующем этапах эксперимента....................................132

Заключение.............................................................................................................153

Библиография.........................................................................................................159

Приложения...........................................................................................................181

Введение

В русле гуманистической традиции субъектное развитие человека-деятеля обусловливается его подлинно социальной потребностью в духовном самосовершенствован ии.

С.П. Иванов

Актуальность исследования. Сфера высшего профессионального образования - особая образовательная среда, где молодой человек обретает фундамент, на котором он будет на протяжении всей своей жизни возводить собственное «здание», свой мир, свое жизненное пространство, отличное от других, уникальное в своем роде, поскольку архитектор, его возводящий, -единственная и неповторимая личность. Но это здание возводится не в некоем отдельно существующем пространстве, оно должно органично вписаться в окружающий человека мир, а может быть, и стать образцом для новой «социальной архитектуры» (О. Мандельштам), создающей новую гуманистическую картину мира.

Что же такое понятие «социальная архитектура» и как оно соотносится с профессиональным и духовным становлением личности в образовательном пространстве? На эти вопросы отвечает в своем знаменитом эссе «Гуманизм и современность» один из величайших поэтов XX века О. Мандельштам: «Бывают эпохи, которые говорят, что им нет дела до человека, что его нужно использовать как кирпич, как цемент, что из него нужно строить, а не для него. Социальная архитектура измеряется масштабами человека. Иногда она становится враждебной человеку и питает свое величие его унижением и ничтожеством<...> Но есть другая социальная архитектура, ее масштабом, ее мерой тоже является человек, но она строит не из человека, а для человека, не на ничтожестве личности строит она свое величие, а на высшей целесообразности в соответствии с ее потребностями»1.

Но для того, чтобы в обществе все прочнее завоевывала свои позиции

1 Мандельштам О.Э. Об искусстве. М., 1995. С. 239- 250.

именно такая архитектура, необходимы талантливые «социальные архитекторы», те, кто будут «проектировать» новый мир - пространство культуры третьего тысячелетия. «Социальным архитектором» должен быть каждый, независимо от того, какую конкретно специальность изберет он для своей дальнейшей профессиональной деятельности: будет ли он адвокатом или актером театра, инженером-геологом или испытателем деталей и приборов, креативным директором или лесничим. Конечно, каждая из специальностей предполагает определенные способности, желания, интересы, особый набор компетенций, необходимый для профессионального самоопределения, самореализации и самоактуализации в избранной сфере деятельности.

«От характера и содержания образования во многом зависит то, в какой социальной практике в будущем воплотятся способности нового поколения. В целом человечество «обречено» на прогресс и каждая смена поколений привносит свою лепту в вариацию социальной практики. Образование, чтобы не оказаться в состоянии противоречия с новой социальной практикой, должно корректировать свое содержание и формы взаимодействия синхронно ее поступи»2.

Совершенно очевидно, что адвокату, который обязан содействовать охране законных интересов граждан и организаций, помимо того, что он должен знать гражданское, уголовное, трудовое, финансовое и административное право, законодательные и нормативные акты, логику, психологию, риторику и т. д., необходимо еще обладать ярко выраженными коммуникативными способностями, логическим мышлением, цепкой памятью, вниманием, способностью вести дискуссию, быстро реагировать на доводы противной стороны. Кроме того он должен обладать умением создавать атмосферу эмпатии, сопереживания, соучастия. Даже самый высочайший интеллект может оказаться бессильным для решения такого

2 Шереги Э.Ф., Савинков В.И. Образование как факторформирования интеллектуального потенциала России. М.,2011. СЛ.

круга задач, если в нем не воспитаны качества, необходимые для успешного решения их.

Что касается актера театра, то тут не требуется никаких доказательств роли духовной составляющей в его профессиональной реализации, ведь вся его деятельность направлена на духовный контакт со зрителем, на творческий диалог, в котором средствами искусства создается особое пространство «соучастного бытия» [М. Бахтин]. Но так ли важна эта духовная составляющая для инженера, человека, по роду своей деятельности создающего материальные блага?

Конечно, уровень современной технократической цивилизации требует от него безупречного знания современной техники, технологии, экономики, организации производства и т. д. Он обязан уметь пользоваться самыми современными методами при решении множества профессиональных задач, которые зависят от конкретной области инженерного труда, избранной им для реализации своих специальных компетенций. Это может быть конструктор, создающий новые современные приборы, оборудование, летательные аппараты и т. д., или технолог, находящий оптимальные пути для воплощения конструкторских идей. Это может быть гениальный экономист, занимающийся экономическим анализом и планированием путей достижения определенных результатов. Сегодня мы особенно явственно понимаем, сколь значима такая деятельность.

Это может быть и организатор инженерного труда, ведущий активную административно-хозяйственную деятельность. Естественно, что выбор инженерной деятельности базируется на определенных способностях, на интересе к технике, на явно выраженной склонности заниматься решением всевозможных технических проблем. Какую роль в такой деятельности играет духовная составляющая? Возможно, мы преувеличиваем значимость гуманитарной культуры, роль художественно-эстетического начала в становлении личности современного молодого человека? Нужно ли, работая с машиной, постоянно думать о человеке, для которого она изготавливается?

Опыт XX века, создавшего и обрушившего на человека и человечество страшнейшие средства массового уничтожения, дает однозначный ответ. И если современный специалист, независимо от того, в какой области технического производства он реализует свои профессиональные знания, является бездарным «социальным архитектором», если, проявляя блестящие технические, организаторские способности, не обладает при этом подлинно духовными ценностями, то социальная архитектура общества, создаваемая таким специалистом, неизбежно будет враждебной человеку. Но «как оградить человеческое жилье от грозных потрясений, где застраховать его стены от подземных толчков истории, кто осмелится сказать, что человеческое жилье, свободный дом человека не должен стоять на земле, как лучшее ее украшение и самое прочное из всего что существует?». Как вернуть нашему отечеству тот уникальный пласт культуры, который называется «российская интеллигенция»? В частности, «техническая интеллигенция», как было принято называть представителей многих технических профессий.

Вспомним, что в «Письмах о добром и прекрасном» Д. Лихачев -высочайший образец подлинного русского интеллигента писал, что интеллигентность нужна человеку при всех обстоятельствах, что она есть показатель нравственного здоровья, что она заключается «не только в знаниях, а способностях к пониманию другого (проявляется в умении уважительно спорить, незаметно помочь другому, беречь природу и множество другого); <...> быть интеллигентным - социальный долг человека - долг перед самим собой»4.

Выполнение этого социального долга - одна из важнейших задач, которую обязан решать человек на протяжении всей своей жизни. Но для решения этой задачи ему необходимо очень четко осознавать, что «если подлинно гуманистическое оправдание не ляжет в основу будущей

3 Мандельштам О.Э. Об искусстве. С. 250- 252.

4

Лихачев Д.Б. Письма о добром и прекрасном. М, 1989. С. 51.

социальной архитектуры, она раздавит человека как Ассирия и Вавилон»5. Именно это понимание должно формироваться в учебно-воспитательном процессе каждого учебного заведения, независимо от его специализации.. Размышляя о сущности образования, о том, кто может считаться подлинно образованным человеком, А. Гаязов справедливо замечает, что «образование выступает системообразующим фактором в структуре социализирующейся личности, вокруг которого «вращаются» все другие характеристики, более того не только «вращаются», но и формируются. Образованность личности в данном случае выступает своеобразным и действенным механизмом социализации, определяя подготовленность человека к вхождению в жизнь»6.

Воспитать личность - чрезвычайно сложная задача, поскольку в это понятие вкладывается представление о гармоничном сочетании интеллекта и эмоции, о ценностно-смысловой направленности жизни и деятельности, в нем содержится потребность в преобразующем развитии, стремление к реализации гуманистических принципов в системе «человек-мир», социальная потребность, как в профессиональном, так и в духовном самосовершенствовании. Как справедливо замечает М. Каган, «духовность неравнозначна интеллектуальности и, тем более, рациональности, умственности, рассудочности, - это интегративное качество психической активности человека, выражающее полноту и целостность его внутренней жизни, согласие его разума, чувства и воли, сопряженность его мировоззрения и самосознания»7.

Но как добиться такого согласия? Как в стенах современного технического вуза создать условия, необходимые не только для профессионального, но и для духовного становления личности, для осознания ее принадлежности к великой культуре, для обретения потребности духовного контакта с ней, рождающего чувство сопричастности и единения? Как справедливо замечает Л. Осипова, «общество, в котором мы сегодня

5 Мандельшиам О.Э. Об искусстве. С. 251.

6 Гаязов A.C. Образование и образованность гражданина в современном мире. М., 2003. С. 44.

7 Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997. С. 82.

живем, чрезвычайно сложно, динамично, противоречиво. Спасти его может новое поколение, получившее духовное и целостное развитие, способное глобально мыслить, принимать ответственные решения и действовать, основываясь на таких ценностях, как Истина, Добро, Красота. Воспитание духовности, духовное развитие и обеспечение самостановления личности -сегодня одна из главных задач образования»8.

А между тем современные исследователи часто обращают внимание на то, «что молодое поколение сегодня не проявляет достаточного интереса к тому, что традиционно считалось фундаментальными свойствами культуры, а именно к ощущению своих культурных корней, уважению к прошлому и пониманию своей роли как продолжателя его традиций, стремлению к учению и овладению мастерством, способности к созерцанию»9.

Но действительно ли так важны ли эти качества для современного молодого человека? Нужна ли способность к созерцанию жителю огромного мегаполиса? Конечно, если это будущий музыкант, артист театра или кино, поэт, писатель, художник, то без способности к созерцанию, без умения «открывать и себе самом, и в окружающем пространстве беспредельные миры», без готовности «улавливать созвучные состояния другой души, воспринимать зов другого человека»10 самореализация и самоактуализация в избранной сфере профессиональной деятельности невозможна.

Для кого-то ответы на эти вопросы представляются столь очевидными, что не требуют доказательств. Однако, в беседах с молодыми людьми очень часто выясняется, что область духовных поисков для них закрыта, поскольку жесткость и прагматичность современной реальности, активность и напористость средств массовой информации, навязывающих всевозможные блага цивилизации, создают картину мира, в которой на авансцену выдвигается сфера витальных материальных потребностей, частично, а иногда

Педагогическая наука и образование : проблемы, региональные особенности и перспективы развития. Саранск, 2006. С. 13.

9 Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. М., 2003. С. 32.

10 Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. Мн., 2003. С. 3.

и полностью заслоняющая сферу идеальных, духовных переживаний. Действия, направленные на обретение материальных благ, становятся единственными стимулами профессиональной активности, в то время, как духовный, подвижнический поступок может быть расценен не только как бесполезный и бессмысленный, но и как опасный, поскольку может угрожать карьерному росту.

Из жизни многих молодых людей сегодня в значительной степени вытеснены гениальные сочинения литературы, поэзии, живописи, музыки, театра. Можно ли жить без всего этого? Если обратиться к критериям необходимости и достаточности, которыми часто оперируют исследователи, то можно констатировать, что сфера витальных материальных потребностей (постоянно возрастающих с предложением все новых и новых благ цивилизации) вполне может восприниматься многими, как необходимая и достаточная для яркой и счастливой жизни. И эта иллюзия постоянно поддерживается агрессивной рекламой, демонстрацией «красивой» жизни, столь желанной для миллионов юных искателей счастья.

Блеск ложных ценностей все сильнее заслоняет подлинную красоту бытия. Но ведь жизнь каждого человека - это удивительный и неповторимый мир личности, независимо от того, какую профессиональную сферу он избрал для реализации своих способностей, творческих устремлений, карьерных амбиций и т.д. Как справедливо замечает В. фон Гумбольт, «чем больше человек привык жить в сфере идей и чувств, тем сильнее и тоньше его интеллектуальные и моральные силы, тем более он стремится обнаружить такое внешнее положение, которое дало бы больше пищи его внутреннему Я, или найти, по крайней мере, такие стороны в ситуациях, в которые ввергает его судьба. Неизмеримо преимущество в величии и красоте, обретаемое человеком, неизменно стремящемся к тому, чтобы его внутреннее бытие всегда было на первом месте, что бы оно всегда являло собой первоисточник

и конечную цель всей его деятельности, а все телесное, внешнее составляло бы только его оболочку и орудие»11.

Научить человека жить в сфере идей и чувств, помочь ему максимально возвысить свои интеллектуальные возможности и моральные силы, обеспечить его внутреннее «Я» духовной пищей призвана система образования и воспитания, ведь каждый из этапов становления личности чрезвычайно важен и ответственен. Детство, когда закладываются фундаментальные основы личностного разв