Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Народное декоративно-прикладное искусство в системе профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов педагогических факультетов педвузов

Автореферат по педагогике на тему «Народное декоративно-прикладное искусство в системе профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов педагогических факультетов педвузов», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Норовская, Галина Алексеевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1990
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Народное декоративно-прикладное искусство в системе профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов педагогических факультетов педвузов"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕПА ЛЕПИЛА II ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫ!! ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени В. И. ЛЕНИНА

Специализированный совет К 113.08.02

1Та правах рукописи УДК 378.937.128

ПОРОВСКАЯ Галина Алексеевна

НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДВУЗОВ

Специальность 13.00.02 — методика преподавания изобразительного искусства

А В ГГ О 1> !•: Ф !■; Р А т

диссертации на сомсклпнс ученой степени кандидата педагогических паук

Москва 1990

Работа выполнена в Научно-исследовательском .институте школ Министерства народного образования РСФСР.

доктор педагогических наук Т. Я. ШШЖАЛОВА

Официальные оппоненты: доктор .педагогических наук, профессор Т. С. КОМАРОВА кандидат педагогических наук Н. М. СОКОЛЬНИКОВА

Ведущая организация — Шуйский государственный педагогический ипститут имени Д. А. Фурманова.

сов на заседании специализированного совета К 113.08.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина по адресу: 117521, Москва, пр. Вернадского, 88.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МИШ имени В. И. Ленина. Адрес института: 119435, Москва, Г-435, Малая Пироговская улица, дом 1.

Автореферат разослан «............» .................................... 1990 г.

Научный руководитель:

Защита состоится «..

Ученый секретарь специализированного совета, . доцент С. Е. ИГНАТЬЕВ

I. ОЫ)|АЯ ХАРШЕРИСТШ РАБОТА

Актуальность исследования. В программных документах партии и правительства о перестройке высшего и среднего специального образования подчеркивается возрастающая роль личности в социальном и экономическом обновлении социалистического общества. В платформе ЦК КПСС к ХОТ съезду партии сказано: "Своп главную цель партия видит в том, чтобы на деле поставить человека в центр общественного развития, обеспечить ему достойные условия жизни и труда, социальную справедливость, политическую свободу, возможности всестороннего развития и духовного расцвета личности. Именно этим долкен определяться прогресс общества.

Принятый на Всесоюзном съезде работников народного образования курс: на гуманизацию и демократизации образования как осноец нового педагогического мышления, направленный на гармоническое развитие личности, обращение к её творческому потенциалу, важное значение в этой деле придает воспитанию и образованно через постижение искусств, способом искусств, которые должны получить свое место в системе образования подрастающего поколения.

Обращение к народному искусству в деле гуманизации и демократизации народного образования - это возможность "формировать об-щекультуркий фундамент интеллекта" личности, приблизить её к природе как "началу дугаеобразования человека", решить задачи ооще-культурного, экологического и интернационального воспитания, поставленные перед школой.^

Социальный заказ школы и общества на творческого, широко эрудированного, компетентного учители требует от вузовской подготовки большего внимания к духовному становлении учителя, обучения и воспитанию его средствами народного искусства.

Анализ современного состояния подготовленности учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства выявил неготовность их к художественному образованию и эстетическому воспитания младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства в силу отсутствия системы знаний о народном искусстве как части культуры в профессиональной подготовке студентов, недостаточной разработанностью вопросов методики препода-

1. См.: КПСС .ЦК. К гуманному, демократическому социализму: Платформа ЦК КПСС к ХХУ1 съезду партии.-М.: Политиздат, 1990.-С.6.

2. Материалы Всесоюзного съезда р&бот.-ыков народного образования/ Народное образования. - 1989. - ЯЗ. -. С Л 9-20.

взьия народного декоративно-прикладного искусства ка факультетах педагогики и методики начального обучения.

Исходя из этого, не»,ж проведено исследование влиянии народного декоративно-прикладного искусства на качество профессионально-падагогииеег.ой подготовки учителей начальных классов к преподавание изобрази тел ьчо га искусства. При атом ык опирались на педагогические исследования К.Д.Улиникого, Н.К.Крупской, П.П.Бломского, В.А.Оучомлннского, а гакхе Г.Б.Беда, Е.С.Кузина, Б.Т.Лихачева, Н.К.Ро^тоЕцеьа, А.С.Хроростова, Е.Б.Шорохова, Т.П.Шпикаловой и .других педагогов-мзтодкстов, рассматривавших проблемы использования изобразительного и декоративно-прикладного искусства в учеб-нс-воспигатол^иом процессе.

В ходе исследования были проанализированы труды С.И.Архангельского, Ц.К.Бабакског-о, Л.Я.Гальперина, З.И.ЗагБнэинского, И.Я.Лернера пс вопросам дидактик'.", Л.С.Выготского, Л.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна - пс вопросам психологии, О.А.Абдуллиной, Н.В.Кузьминой, В.А.Слаетенина л Л.И.Щербакова - но вопросам профессиональной подготовки будущего учителя..

Лкалчс исследований по проблемам професскспально-педагогичес--кой подгог-овки учителей начальных классов показал, что несмотря на определенные достижения в этой области, пока е;це очень мало работ, яосаящекннх специальному изучению вопросов совершенствования художественного образования и эстетического воспитания будущих учителей средствами народного искусства.

Проблема использования народазго искусства в подготовке сту-дентоз к препсдар&кно изобразительного искусства в начальных классах в настоящее время является наименее разработанной.

Актуальность данной проблемы определяется из сложившегося нз-соотьететзкл мезду социальным заказом школы к общества на повышение качества подготовки специалистов, курсом на демократизация и гуманизацию образования, введением народного декоративно-прикладного искусства ь программу общеобразовательной школы к реальным состоядаек годгстошси учителей начальных классов к худсжествен-' иому образована и эстетическому воспитанию младших школьников.

Цель исследования: разработать содержание, научно обоснованные формы и методы профессионально-педагогической подготовки студенись к осуществлению худолостаенного образования и эстетического воспитания яяадяш. школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства /с учетом народного искусства Сез?ро-Заладного регионе/.

Объектом исследования является процесс подготовки студентов факультетов педагогики и методики начального обучения ьа занятиях по изобразительному искусству и спецкурсе средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Предмет исследования: пути и средства, методические уелоЕк» совершенствования подготовки будуцчх учителей к препсдазан<та изобразительного искусства на материала народного дехоративно-приг-кладного искусства.

На основании анализа психолого-педагогической литеоатуры.» многолетних наблюдений за работой учителей начальных ляассог+ и студентов факультета педагогики и методики начального обучения-,, собственного олыта практической работы в школе, была ььдвлнута гипотеза: качественное изменение профессионально-педагогическо'-? подготовки учителей начальных классоп к преподаванию' изобразительного искусства на материале народного декоративисьярикладоюго искусства возможно при следующих условиях:

1. Рассматривать народное декоративно-прикладнсе искусство как

• средство эстетического воспитания и художественного образования буду.цкх специалистов, формирования творчески активной личности учителя.

2. Профессионально-педагогическая подготовка студентов средсгвэми народного декоративно-прикладного искусства долина соответствовать разработанным в педагогической науке условиям профес- • сиошльной готовности учителя к педагогической деятельности и носить системно-комплексный характер.

3. Опираться в' учебно-воспитательном процессе на специфические формы и методы художественного образования и эстетического воспитания средствами народього искусства.

Е соответствии с проблемой, целью, гипотезой, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования: .т. Определить необходимые условия качественной профеесионально-педагэгичэской подготовки студентов к преподаванию изобраои-тельного искусства на материале народного дэкоратишо-пршелад-ггего искусства.

2. Выявить место и роль народного декоративно-прикладного искусства в системе профессионально-педагогической чодгоюэти ути-гелей к осуществлз!Шй художественного образования и эстетичзс-кого зоспи-тгиил мяэдгих ¿пголышке.р на основе снстемно-комп-локеного подхода.

3. Осуществить инальз состояния современного рглЕ^ткя педаго: и-

чеекой науки в системе подготовки учителей начальных классов к художе с т ие нно му образованию и эстетическому Боепитанию младших школьников,

4. Разработать критерии профессионапьной готовности учителя начальных классов к обучению и воспитании средства».« народного |;еко-ратишю-приклэдного искусства,

5. Разработать ч экспериментально проверить содержание занятий спецкурса "Методика художественного образования к остетиччокого воспитания младних школьников средствами народного декора-тивне-пркклздного искусства."

6. Раарзботать методические рекомендации по подготовке учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства на материале народного декоративно-прикладного искусства.

Методологическую основу исследования составляют труды оасси-ков марксизма-лешнизма о коммучкстическом воспитании и образовании, Пи вопросам теории познания и развития личности в социалистическом обществе, партийные и правительственные документе о подготовке шеокаквапкфщироьанных кадров, труди советских ученых в области эстетики, искусствознания, психологии, педагогики и методики преподавания изобразительного искусства.

Для реденик поставленных задач использовались следующий методы исследования:

- андлче философской, психолого-ледагогичзской, методической, этнографической, аскусстаоьедческой литературы;

- аналиг школькых я Еузовских учебных планов и программ;

- изучение и оСо6х;ек?!е передового педагогического опыта;

- наблюдение за процессом усвоения студентами основ народного мскусства;

- изучение художественных ремесел Северо-Западного региона в музеях, на региональных н зенальшх выставках;

- оштно-экеяеркментальчая работа со студентами;

- анкетирование, беседы, штервьирсиание студентов, учителей по специально разработанные программам;

- самоанализ и самооценка;

- педагогический эксперимент, нигоадюэдей констатирующий, поисковый и формирующий этапы.

Научная-новизна исследования состоит о следующем: ~ впервые разработана экспериментальная методика подготовки студентов к преподавания изобразительного искусства средствами народного искусства /с учетом народного искусства Северо-Запад-

пого региона/;

-- созданы методические разработки для обучения и воспитания студентов по основним Еидам народного декоративно-прикдадаого искусства;

- разработаны критерии профессионально-педагогической готовности студентов к проведению уроков изобразительного искусства на материале народного искусства.

Практическая значилось исследования заключается в том, что разработана программа V методические рекомендации к спецкурсу "Методика художественного образования и эстетического воспитания младшие школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства", когорко могут быть использованы в практике пройеооио-пально-педагогкческой подготовки студентов факультетов педагогики и методики начального обучения, педагогических училищ к преподаванию изобразительного искусства. Полученные результаты могут быть использована при дальнейшем совершенствовании содержит и методики обучения изобразительному искусству на пегасах, ггри корректировке программы основного учебного курса. Материалы исследования могут найти применение в работе по повышению квалификации учителей начальных классов в институтах усовершенствования учителей.

Достоверность подгонных -результатов обеспечена опорой на основные нодозкенйя марксистско-ленинской, философии, на современные достижения педагогики'и психологии, проведенной опнтно-' экспериментальной работой, результаты и вывода которой налога отра-кение в методических рекомендациях по совершенствованию систеш профессиональной подготовки учителем начальных классов.

Апробация и внедрение •результатов ксследованич. Материалы и результаты исследования периодически обсуждались на кафедре методики начального обучения Новгородского государственного педагогического института, на екегодных научно-практических конференциях преподавателей этого института /1982 - 1989г.г./, на Герцековских чтениях з ДНИ им. А.И.Герцена /1983 г./, на Карельской республиканской научно-практической конференции по э статическое вссшта--нив учащихся средствами народного искусства /1935г./, на научно-практической конференции по проблемам профессиональной подготовки учителя в свете перестройки деятельности оастэш каредаого образования в Архангельске /1Э83г./, на Областной научно?; кш^ереяцпч Педагогического общества РСФСР е Новгороде /1Эй7г./, на встречах с учктел/гми городских к сельских тол Новгородской област.ч, олу- • шатэляии курсов повышения квалификация в Новгородском

областном И77 /1983-1933 г.г./.

Результаты исследования включена в практику учебнс-воспата-талыюго процесса на факультете педагогики я методики начального обучения Новгородского государственного педагогического института.

На заштгу ньиэс.тгся:

I. Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка доло-кония, что качественное изменение профеосконаяько-иедагогичесной подготовки студентов к преподаванию изобразительного искусства воакезтао при условии включения в подготовку народного декоратив-ко-ярикпадкогй искусства пак средства эстетического воспитания и худокоствонаого образования будущих, учлтелой качельных классов.

24 Содержанке, ^оркы и метода профессионально-пед/л,ох1ичвской подготовки студентов к преподаванию изобразительного искусство на основе взаимосвязи теоретической, худохествэнко-праетичэской и методической подготовки средства!®! народного искусства и связи его с традициями народного декорагивко-прикладааго искусства региона.

Одъ'ш 'л структура дксоеррддии.содбржзаие диссертации изложено на 176 страницах, имвея 27 таблиц и состоит из трех глав, введения, эгкшрченял, прхлокения к библиографического списка из 194 наименований.

II. ОСНОВНОЕ СОДВРШИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1Ь г,Р8д?нш обоснована актуальность исследования, раскрыты его цоль задачи, сформулирована гипотеза, оаредслапи катода исследования, показана научная: нсмдз:га п практическая значимость работч.

В пегаой главе "д&учно-тооретичесже основы условий профес-«■еьально-шдагогической' подготовки учктзлай начальных классов ■ к преподаванию изобразительного искусства на материале народного декоративно-прикладного искусства" рассматриваются оовремаи-. ншэ требования к профессионально-педагогической подготовке ум-теля, внявлютоя место и роль неродного и дехсративно-лрикяадно-го искусства е подготозпэ учителей начальных классов; анализируется состояние современного развитая педагогической нкуни в системе подготовки учителей начальник классов к художественному об-разоваяиг) и 'естетичэскому воспитанию младших школьников; делается вывод о путях качественного изменения срофезсилнашга-пвдаго-

гической подготовки студентов факультетов педагогики и методики начального обучения к обучению и воспитанию младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства.

В трудах ученых-педагогов /О.А.Абдуллнна, Ф.Н.Гоноболин. В.И.Загвязинскзй, Н.Е.Кузьмина, В.ИЛшскунов, В.А.Оластеиин,

H.Ф.Талызина, А.И.Щербаков и др./, а также в Комплексной программе "Учитель советской школы"-1' -профессиональная готовность учителя к педагогической деятельности определяется различными факторами, наиболее вачкшы из которых являются научно-теоретическая и практическая готовность учителя к профессиональной деятельности, предполагающая наличие необходимого объема психологс-педагогичесмх

и специальных знаний, умений и навыков.

- В системе профессиональной подготовки учителя начатаних классов одно из главных мсст занимает его специальная подготовка, в рамках которой актуальными сегодня являются вопросы готовности учителя начальных классов к преподаванию изобразительного иску.с-ства, его способность реализовать программу по .изобразительному искусству в школе.

В связи с этим важное значение приобретают факторы, влияющие на профессионально-педагогическую направленность "содержания¡иод-готовхеи учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства, среди которых наиболее значительными являются:

- адекватность содержания вузовской программы по изобразительному искусству современным требованиям к качественной профессионально-педагогической подготовка учителей к художественному образованию и эстетическому воспитанию младазх школьников;

- обязательное методическое преломление всех тем вузовского курса о постоянным вниманием к образовательному и воспитательному его аспектам.

При выявлении роли и места народного декоративно-прикладного искусства в профессионально-педагогической подготовка студентов факультетов педагогики и методики начального обучения было установлено, что программные требования школы кожет осуществить учитель, владеющйй необходимыми теоретическими знздшпет о народном искусстве как части культуры, элементарными художественяо-пран-•ягчесюши умениями в области основных ведов яародаого творчества,

I. Комплексная целевая программа "Учитель советской школы"; Общая концепция исследования. Методичезяое иисыло / Подготовлено В.А.Сластеншшм, С.И.Архангельск«*, В.С.йльиннм- и-, др./-М.: МГГШ игл. Б.И.Лейина, 1987.-40 с.

а 1аге »яогодическпмя приемами и способа!® проведения учебно-творческих гашшй на основе ознакомления о народны;«! декоративио-прик-лад-.ш;,; искусством.

1;'а основания ансллза вузовского курса по методике преподавания изобразительного искусства кожно сделать вывод, что наиболее ощу-та/легм его недостатком является слабая ориентированность процесса изученин народного декоративно-прикладного иыуоотва на формиро-вэнло у студзлгоз системы зкатай по основам народного искусства как частк кулы'уры и средстве воспитания и обучения иколъкикоз, на рльвптаа зудокествешс-творчоских способностей на материале народаого додорагазного искусства, на формирование методических утанкЛ ;; каьаг.ов будущих педагогов использовать породное искусство ка!'. средство ху,цол:ествеыюго образования и эстетического ьоспи-таяия каадзгсх вхальииков.

Анализ современного развития педагогической пауки в системе подготовгл учителей начальных классов к художественному образования и эстетическому воспитанию младалх пкельнкков показал, что несютря на современные прогрессивные тенденции в методике пре-подгванда декоративного рисования и аогеткчеекоге воспитания школьников, роль народного .искусства как ватшого компонента ,\у-долостеснпого образования л эстетического восштанда в прсфее-смнапьяо-педагопнеской подготовке студентов педфаков доля-ного развития не получили.

иодэгол)чес:скс исследования вздущчх советских ученых, рассматривавши/ вопросы подготовки уштзля к педагогической деятельности, о такты передовой научнс-педагогачсский опит использования изобразительного у. народного дексратеЕНО-дртслаккого искусства на фгъ/льтегах педагогики л датедшеи начального обучения /Б.С.Белов, Н.С.Давдя'гщша, Л.В.Ервсва, Е.И.Юдапа, В.П.Мамупша и др./ убедила в том, что подготовка учителя начальных классов на мате-реале народного искусства доляя& иоегть сисгемно-комотексный характер и включать теоретическую, ^дожеетввнао-хрш'.мчоскуст к штодическу.-!? подготоЕгз' сгуденгов средствгш народного декоратив-ко-нржладяого искусства.

В конце главы приводится вывода: 1. Глчесменная подготовка учителей начальное классов к преподаванию изобразительного исх-уемвз моаэт бить обоопачзна при . условии введения в систацу вузовского образования народного декорахквио-щшкладного искусства как необходимого компонента

художественного образования и эстетического воспитания будущих специалистов к как средства их профессисналько-педагогпчеслой 'подготовки.

2. Содержание прс'фессионачыю-подагогнческой подготовки студентов средствами. народного декоративно-прикладного искусства требует приведения её в соответствие г. современным уровнем развития теория народного искусства и с ковейшши достижениями передовой педагогической нзукл. Во второй глаге "Пути качественного изглекечня содержания, форм и методов профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов средствами народного декоративно-ирикладнего искусства" раскрываются основшо 'принципы организации учебно-воспитательного процесса средствами народного дгкорахивно-нрихлздюге искусства, ого значение и шеге в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов; рассматриваются условия реализации содержания, форм и методов экспериментального обучения п воспитания студентов на материале народного искусства.

В разработке концепции качественного лзиэнешк профессионально-педагогической подготовки студентов продстеэли народного деко-ратпвно-прпвлгдниго искусства опора на четкие теоретические и шз-тодачеекпе ооновн прсфзссиеналыюй" подготовки учителей начальных классов позволила учесть:

- нскхалого-педагогичеосю. условия, обеспечивающие процесс подготовки и формирования личности учителя начальных клаесоз;

- свойства и характеристики, определяющие профессиональную подготовку учителя к педагогической деятельности;

- главные цель и задачи профессиональной подготовки студентов;

- структуру и принциш формирования содержания учебного курса;

- задачи художественно-эстетического воспитания, обучения и раз -вития личности будущего специалиста.

Методологическая база концепции опирается на ведущие прктти-пы маркопсгскс-леннкехой эстетики, ленинской тоории отраяекул, учение В.И.Лшиша об .искусстве, понимающее искусство как сгони-фичссхуя форму познания, паказаваиую общеэ, закономерное, существенное через конкретное, кндазидуальное•

Методологической базой содержать подготовки ягллетсн спора на подущко принципы марксистско-ленинской теории с едохсгее 5.;?,--

-ю -

термальной и духовной культуры, исторической преемственности ма-тэрчзльпой культуры, составляющей основу развития культуры в целом.

При моделировании структуры и содержания профессионатько-пе-дагсгкческой подготовки будущих учителей начальных классов с по-•зиций счстемно-кошшексного подхода учитывались:

- основный _элемоитн структуры учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе;

- составляющие сиотекм художественного образования и эстетического воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства учащихся общеобразовательной школы, разработанные

Т.Я. Шпжаловой -1;

- свойства и характеристики профессиональной гстозностк учителя

к педагогической деятельности, сформулированные в прэфезсиограм-. ме учителя начальных классов; '- современный уровень развития теории народного искусства.

Исходя из этого, разработанная модель системы лрсфессиояаль-но-пзда^огичзедей подготовки студентов средствами народного деко-рагавно-лршеладного искусства представляет целостный учебно- воспитательный нрсцесо кат: совокупность трех блоков теоретического, худокоственчо--практического к методического.

При разработке содержания блока уосратичеокоч подготовки студентов учитывались достижения круттаейних исследователей в области народного яасусотва (А.В.Бакушяокий, В.М.Василенко, Б.С.Воронов, М.А.Некрасова, А.Б.Салтыков и др.), а также учтены современные тенденции развитяя. педагогической науки в системе школьного и высшего педагогического образования.

С учетом отого, профессиональная готовность учителя на тзоре-тическом уровне характеризуется ого научно-теоретической готовностью I: педагогической деятельности, которая предполагает усвоения студентами системы знаний о народном искусстве как части культуры, знание методологических основ к владение современной теорией эстетического воспитания и художественного образования средствами народного искусства.

Усвоение этих знаний в блоке теоретической подготовки езяза-

I. Шшг/алова Т.Я. Народное искусство в художественном'образовав .ч эстетическом воспитании в средней'общеобразовательной дом*: Азюреф. дас____д-ра под. наук.-М.,1988.-34с,

но с пониманием будущими учителями сущности народного искусетза как общественного яалекиА и эстетической деятельности, зго знача-, нкя б формировании гармонически развитой личности младшего школьника; знанием основных ендов народного декоративно-прикладного искусства, представлением о фермах его бытования и разЕчтия в современном обществе.

Основой содержания блоча художествекко-практическоЛ нс,у отзшш рассматривается педагогический рисунок учителя, способствующий ее профессиочольно-педагогической направленности. В организации художественно-изобразительной деятельности студентов использовались известные приемы и методы обучения изобразительному искусству, раскрытые в трудах П.Н.Анисимова, Г.В.Бсда, В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева, Е.В.Шорохова и других педагогов-мзтодистов, а такте специфические приемы и методы, основанные на познании и освоении пря.'пкпов народного искусства.

Развитие и углубление худеететвенно-графических умений и на-виксв студентов в блоке худояественно-лрактическо)! подготовки предполагает:

- усис-ение бу.^ими учителями специфики художественной системы народного искусства (поь^ср, зарирция и импровизация), овладение худогсостзешум строем'орнамента в процессе познания основных видов народного декеративпо-нрикладнего искусства;

- худокестаенко-творчезкая деятельность будущих учителей, на- ос-незо использования усдоенных изобразительных приемов d средств художественной выразительности з са:»остоятоль:ых тэорчеоких композициях по мотива;.! искусства родного края.

Ссдержаниз биояа методическоf! подготоаки отграетоя на специфический приемы и и&тоды художественного. образования и чстотичос-кого воспитания средствами народного декорати.вко-ирпклацного искусства, нопейшие направления школьной к вузовский ьедагогикл и метэдини обученя? <1 воспитания.

Профессиональная готовность учителя на методическом уровне характеризуется функциональным владением методикой обучения и воспитания младших школьников рредстзомн народного докоратиыт-прик-леднего искуезтпа, $>армироьаш& комплекса дидактических умсниЛ, которыми долкеь овладеть студент и йлоко методической подготовки, ориентируется прсэде всего на jvck, т.к. именно в нем находят отражение вг-í компоненты учэбного процесса: цели, содержание, методы, средства я формы обучения, которые и составляют основной предмет методической деятельности учители. При этом учитываэтел

система общеучеСнах умений и навыков учители, разработанная в трудах 0.4.Абдулпинэй, Н.Ф.Гсное'олина, Н.Е.Куэьшной, В.А.Сласте-нина и др. с о в з тс 1си х педагогов.

В основе учебно-воспитательного процесса средстзами народного декоративно-прикладного искусства лежит искусствоведческая кон-• цеициг художестьенюй вещи. В связи с зтим, выделены основные методический умения, необходимые будущему учителю, наиболее полно отранеадие специфику обучения и воспитания младших школьников средствами народного искусства, главными из которых являются умения: выделять воспитательные и учебные задачи при выполнении с детьми учебно-творческих заданий на основа народного искусства; отбирать художественные произведения народного декоративно-прикладного искусства для изучения на уроке; организовать процесс восприятия дотьми произведений народных мастеров, создавая на уроке эмоциональную обстановку; проводить анализ »удошетвеншйг особенностей изделий народного искусства; формировать осознаннее от-•ноиешо учащихся к системе изобразительно-выразительных средств декоративного искусства; выполнять различные виды педагогического рисунка; формировать изобразительные и ксыпсзицйоншэ умении и навыки учащихся, необходимее для декоративной работы; использовать знания, умения и навыки, полученные учащимися в процессе декоративной работы в других видах изобразительно*4, деятельности к т.д.

Овладение студентами основами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется во взаимосвязи с развитием их ху~ докзственко-практических и методических умений и навыков, с учетом конкретного материала народного искусства Сеьеро-оаладкого региона, составляя содержание принципиально нового спецкурса»

Вдобуьей гладе "Эффективность новой методики прсфессиоиаль-ко-ледагогической подготовки учителей начальных классов в Гфоцес-ее изучения спецкурса "Методика художественного образования и эстетического воспитания шедльх школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства" на основе материалов кокстати-ручного, формирующего и итогового экспериментов обосновывается Э'|^ктивкость разработанной методики,

й качество методики измерения и определения .эф^ект-ивнести цедгетозкя студентов средствами неродного искусстэа была екбра-' кэнцепцчн Б. ¡1.1'о с пил д. к а, в которой каждому из четырех уровней ус мотая при нештатном фортшрованин умотвзнчюс действий соотзэт-этвуьт никоторый уровзнъ знаний, умений и* навыков..

Яри определении качества усвоения и критериев, с помощью которых можно было бы определить, насколько качественной оказалась подготовка студентов, мы исходили из того, что уровень усвоения характормзуот качество усвоения учебной информации, качество приобретенного при обучении.опыта и, следовательно, качество деятельности, которая монет осуществляться в результате обучения. то соответствует задачам теоретической, художественно-практической и методической подготовки. ;;

Для измерения степени усвоения были составлены специальные тесты, адекватные сформированной на данном уровне деятельности, т.е. обладающие содержательной и функциональной валвдностью.

Экспериментальные результаты ответов,на продлояеяныв студентам тесты, для получения члсленнюс значений анализировались по формуле К = где й- число правильных операций контрольного задания, п.- ос^ее число предлоконных заданий /операции контрольного задания/, К - криторий данного уровня усвоения.

В эксперименте участвовало две группы студентов 1У курса дневного обучения по 120 человек /экспериментальное обучение проводилось в течение ряда лат и данные суммировались/.

Для сравнения начального уровня подготовит студентов обеих экспериментальных групп с уровнем, достигнутым в результате изучения спецкурса, были разработаны критерии уровней подготовки будущих учителей ч худокястзашгому образованию и зстзтичэсксуу воспитанию средствами народного искусства, каздий из которых содержал вносяй, ерсдчш! и jmaimfl соклэатзля теоретической, худо-кествсшю-арактичаокой и методической подготовил.

Эдсиоримэи'г проводился з 1-ря этапа п разработкой для каждого этапа специальных тестов рзиного уровня.

Цолыо констатирующего зкспоримонта би.to выявление начального уровня теоретической, худокесгвенно-прак'ШЧескоЙ и методической подготовки студентов к обучении и воспитанию средствами народного искусства.

Анализ результатов тестирования показал, что уровень подго-. товки пс всем компонента!!. сравнительно ниэтетй и приблизительно равный. Об этом же говорит и низкий коэффициент успешности. Результаты констатирующего эксперимента подтвердила необходимость качественного изменения подготовки студентов к обучении к воспитании сродства',га народного декоративно-прикладного искусства.

Целью формирующего эксперимента было выявление эффективности

внедрения разработанной мйтодшсй подготовки студентов средствами народного дзкоратавнс-ррикл&цного искусства. За критерий эффективности на отом этапе экспериментального обучения были приняты качественная полнота усвоении теоретического материала, уровень выполнения изобразительных работ и отепзнь методической подготов-• ки студентов.

На этапе формирующего эксперимента теоретическая подготовка осуществлялась с использованием современных видов занятий, таких как лекция-ококурсия, лекция-делюнстрация,, лекцил-беседа, для по-вииения роли самостоятельной работы практиковались подготовка рефератов. курсовых работ, творческие гадание студента«. Практическое обучение осуществлялось на практических и лабораторных занятиях, где тоже попользовались современные и нетрадиционные форщ обучзнил /сеыпнар-конй.ереж^'н, г,ешнар~дпспут, сsv.rнар-крмприа, разработка сценариев праздников народного искусства, защита конспектов уроков з школьных ум-сьиях и т ,д./.

Итоги формирующего эксперимента проводились îio результатам тестирования в конце УП семестра. В результате обработки данных на промежуточной этацз у студентов эксперчмектальноЯ группу в области теоретической и художественно-практичэскоП подготовки были выявлены более вмсокие розулътаты, чем в контрольной группе, в то время как покчоател! ызтодической подготовки оказались примерно равными. Результаты промежуточного замера показали необходимость дальнейшего соньриештвоЕшши профессионально-педагогической под-гогевки студйито5 с уделвнкел: особого внимания ыетсдичсокс^ подготовке, что соответствует задачам к содержанию спецкурса.

Итоговое тестирование я экспериментальных группах проводилось по результатам изучения полней преградил спецкурса /контрольная грулпа не была охвачена обучением/. Аналлз показателей уроэня усвоения теорйг/чезккх, художествеино-практпческих и методических знаний, умений и навыков студентов после изучения спецкурса пока» зъдаает резкие позитивные изменения вкачественно;." и количественном уровне ¿к профессиональной подготовленности. Налицо и пом-ше:ме общего уровня усвоения переделенных знаний, умений и навыков для группм. Итоговый зеиер подтвердил гипотезу о возможности качественного наречения профессиональной подготовки учителя начальных кладсоз средс явами народнее декСратнвно-прикледного ИСКУССТВЕ .

В ааалшеннк диссертации подведены итоги исследования.

I. Определены необходимые условия, влияющие на качественную про-фзсеионпльно-педагогическуа подготовку учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства на материале народного декоративно-прикладного искусства, наиболее важным из' которых. является профнссионячьно-педагсгичеекал напраьльннсть содержания эстетического воспитания и обучения студентов.

¿2. Выявлены место и роль народного декоративно-прикладного искусства в системе профессионально-педагогической подготовка учи-" тельй к осуществлению художественного образования и эстетического воспитания младших школьников. Включение в учебно-воспитательны."! процесс ьародного искусства как пдного из валнейшкх компонентов художественного образования и остетическогс воспитания студентов и ¡сак средства их подготовки является одним кз путей качественного изменения профессиональко-подпгогичесхой подготовки учителей к преподавании изобразительного искусства.

3. Проведен анализ состояния современного развития педагогической науки, который показал, что содержание профессиоиально-педаго- _ гичееяей подготовки студентов средствами народного искусства требует приведения его в соответствие с новейшим достижениями школьной и вузовской педагогики и методики обучения и воспитания,' с современным уровнем развития теории народного искусства,

4. Разработаны критерии профессионально-педагогической готовности учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства, к который относятся:

- совокупность знаний о народном искусстве кик част« культуры и средстве формирования гармонически развитой личности младшего школьника;

- худояествеино-графичее^ив' умения и навыки будущих учителей на основе усвоения специфики народного искусства, а учётом, профессионально-педагогической направленности;

- комплекс методических умений, направленный на организации учебно-воспитательного процесса средствами народного декоративно-прикладного искусства.

5. Разработано и экспериментально проверено содержание спецкурса "Методика художественного образования и эстетического воспитания младших школьников средствами народного декоративно-лрик-лацнегэ искусства". Исследование подтвердило, что профессионально-педагогическая подготовка приведена в ссот-зетстчие с современным уровнем рзлвит/я вузовской педагогики, включает теоретическую, художественно-практическую и методическую под-

— ID —

готовку будущих учителей средствами народного декоративно-прикладного искусства, б. Разработаны методические рекомендации по подготовке учителе?; начальных классов к преподаванию изобразительного искусства на материале народного декоративно-прикладного искусства, селективность внедрения разработанной методики подготовки подтверждена результатами проведенного эксперимента.

Ш. ПО таи ДЖСЕРЩШ АВТОРОМ СПШШЖОЕАНЫ СЛЕЩУЩ1Е РАБОТЫ:

1. Искусство мастеров родного края на уроках декоративного рисова-ния//Н?.чальная пкода.-1937..-С.53-56.

2. Творческие задания в самостоятельной работе студентов//Педаго-гическоэ и слециильио-ниучноз обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе, педагогическом вузе в свете решений

ХХУП съезда КПСС. требований школьной реформы и перестройки ву-■ за: Тез.докл.научной конференции преподавателей по итогам научно-исследовательской работы за 1987год.-Новгород: НГПй,1983.~ С.53-60.

3. Использование художественных традиций русского народного искусства как средства формирования выразительности сюжетных рисунков младших икольников/ЛЪрестройка учебно-воспитательного про-

• цесса в школе и вуза:'инициатива и творчество: Тез.докл.научно-практической конференции.-Новгород:НГПИ, 1968.-С.15-17.

4. Творческие задания студентам по изучению искусства родного края как средство их профессионально-педагогического совер-шенствования//Проблемы профессиональной подготовки учителей в сеете перестройки деятельности chctgmu народного образования: Тез^докл.научно-практической конференции 15-16 сентябр; 1933г. - Архангельск, 1933.-С.143-149.