автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Научно-теоретическое обоснование системы упражнений в обучении живописи при подготовке художника-педагога
- Автор научной работы
- Рындина, Л.И.
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1980
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Рындина, Л.И., 1980 год
В В Е Д В Н И В.• 3
ГЛАВА—!• -ШШШЫ УиРАмШШ И ШЯЖ У11РАШЕНШ в
-ЦСШШЛОГО-ГЩАГОШЧЁСКОи И ЩТОДЙЩСКОИ
ЛИТЕРАТУРЕ. Ю
§ I-. -Понятия упражнение и система упражнений в - психолого-педагогической; и методической -литературе
§г 2-. Понятия "знание", "умение" а "навык" в современной психолого-педагогической литературе. Id &. • Дидактическая сущность упражнений как средства закрепления знаний, формирования умений и навыков
ГЛАВА II. НАУЧНО-ТЕОРЕТМЩСКСЕ обоснование системы
УПРАЖНЕНИЙ В ОБУЧЕНИЙ ДИВ0ШСИ.
§. I. Формирование знаний, умений и навыков в процессе обучения живописи
§ 2. Психолого-фззиологическяе основы системы
-упражнений в обучении живописи.
ГЛАВА Ш. СИСТЕМ УПРАЖНЕНИЙ ПО ОВЛАДЕНИЮ УШШШ
-М НАВЫКАМИ ЖИВОПИСИ ГОЛОВЫ / на материале экспериментального исследования/. 96.
§ I. Живопись головы в условиях учебной мастерской.
§ 2. "Живопись головы в условиях пленэра.
§ 3. -Педагогический эксперимент.
3 А К Л Ю Ч Е Н И Е.
Б И Б Л И О Г РАФИЯ.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Научно-теоретическое обоснование системы упражнений в обучении живописи при подготовке художника-педагога"
В обществе развитого социализма в период развернутого строительства коммунизма особенно большое значение приобретают вопросы воспитания нового, гармонически развитого человека» формирования духовного облика советского гражданина. Всестороннее решение этой проблемы возможно лишь при жсполь зовании еще далеко не исчерпанного потенциала идейно-политического, трудового, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения* Эстетическое воспитание является одной из составных частей системы коммунистического воспитания * Поэтомуt как указывается в решениях партии, необходимо "обеспечить дальнейшее повышение роли социалистической культуры и искусства в идейно-политическом, нравственном и эстетическом воспитании советских лвдей, формировании их духовных запросов"*.
Эстетическое воспитание детей в нашей стране набирает, особенно в последние годы, большой размах. В комплексном решении общих и специфических аспектов этой задачи важная роль отводится преподаванию изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе. Это определяет актуальность вопроса дальнейшего совершенствования методики и организационных форм обучения изобразительному искусству в целом и, в частностиt живописи, с учетом последних достижений советI* Материалы ХХУ съезда КПСС. - М.: Госполитиздат91978, с. 221CKoft педагогики и психологии, опыта лучших художников-педагогов.
Особенностью обучения живописи на художественно-графических факультетах педагогических институтов является прежде всего то, что основное внимание уделяется активной практической деятельности студентов. Однако, ошт показывает, что выполнение предлагаемых программой упражнений не всегда приводит к желаемым результатам. Анализ причин этого явления убеждает в том, что предусмотренные этими упражнениями цели и задачи не в достаточной степени способствуют активизации обучаемых в процессе их выполнения: главный упор часто делается на многократно повторяемые» однообразные практические действия студентов. Как правило, упражнения такого рода лишь ослабляют интерес обучаемых к поставленной задаче, снижают тонус умственной деятельности, не способствуют в должной степени четкому восприятию и сосредоточенности в работе* В результате такой организации учебной деятельности студентов происходит закрепление только некоторой сушш формально усвоенных знаний и навыков, но умение сознательного использования их в практической деятельности, в разных условиях и ситуациях, не вырабатывается. Многие важные закономерности живописного мастерства осваиваются студентами не в систематической последовательности в период обучения, а уже впоследствии, в длительном процессе накопления личного педагогического и творческого опыта.
Современные теоретики и методисты преподавания изобразительного искусства придают большое значение упражнениям в обучении живописи* Так, про$*Г»В*Беда пишет, что "без ежедневной академической практической работы, без набросков и этюдов невозможно развить профессиональную наблюдательность необходимейшую способность художника замечать в окружающих объектах и явлениях самое важное» интересное, главное и характерное» Все эти качества приобретаются живописцем лишь в результате практических упражнений"*.
Особенно возрос интерес к теории и методике упражнений в обучении живописи в последнее десятилетие. Проблема упражнений нашла свое отражение в научных трудах Г.В.Беда, Г.Б.Смирнова, А.А.Унковского, А.С.Рындина, Б.Г.Гагарина, А.И.Масленникова, Э.Н.Беды. Однако, указанные авторы, разрабатывав методически ценные упражнения, направленные на эффективное освоение тех или иных закономерностей живописной грамоты, не ставили своей целью исследование проблемы упражнений в широком общедидактическом и методическом планах. Такой пробел в теории и методике живописи, на наш взгляд, является серьезным препятствием на пути повышения эффективности обучения студентов и одной из причин несовершенства действующей программы по живописи для художественно-графических факультетов пединститутов. В ней содержится лишь перечень однотипных по степени сложности и длительности натурных постановок (от 16 до 26 часов), кавдая из которых представляет собой сложный комплекс учебных задач. Программой не предусматриваются разнообразные по форме, видам умственной деятельности упражнения, в ней не в полной мере соблюдаются дидактические требования, дублируются учебные задания, недостаточны органическая связь и последовательность изучения и практического освоения нового материала.I. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. М*: Просвещенце, 1977, с.128Отмеченные выше недостатки в обучении живописи побуждают к поискам более эффективных средств формирования и развития у студентов художественно-графических факультетов специального видения соответствующих умений и навыков. Одним из таких путей может стать системный подход к упражнениям в обучении живописи.
Анализ литературных источников по исследуемой проблеме, результаты многолетних наблюдений за работой студентов, обобщение передового опыта художников-педагогов позволили сформулировать следующую гипотезу исследования:1. Результат обучения во многом определяется местом упражнений в системе обучения живописи, их структурой и содержанием, взаимосвязь» включенного в них материала, многообразием обусловленной ими практической и мыслительной деяV тельности студентов;2. Только комплексный подход к упражнениям как научно-методической системе позволяет более полно раскрыть их дидактический, методический, познавательный и воспитательный потенциал.
Необходимость комплексного, системного подхода к упражнениям в обучении живописи, с одной стороны и его неразработанность на уровне теории, с другой, и определили тему нашего исследования.
Цель исследования - создать рациональную систему упражнений, способствующих эффективному формированию специального видения, умений и навыков в обучении живописи при подготовке художника-педагога.
Цель исследования определила следующие задачи:- обосновать принципы построения системы упражнений вобучении живописи;- определить и обосновать типы упражнений, составляющие в своей совокупности рациональную систему упражнений;- определить методическую значимость, цели и задачи каждого типа упражнений;- определить объем и характер учебного материала, входящего в тот или иной тип упражнений;- выявить условия эффективного использования системы упражнений в организации познавательной деятельности студентов в процессе обучения живописи.
Методы исследования. В соответствии с поставленными задачами применялись следующие методы исследования:1. Изучение трудов классиков марксизма-ленинизма и партийных документов по вопросам народного образования как идейно-теоретической и методической основы данного исследования;2. Изучение и анализ литературы по педагогике, педагогической психологии, физиологии и частным методикам по проблеме упражнений?3. Изучение и анализ литературы по теории и методике преподавания живописи, анализ действующей программы по живописи!4. Анализ студенческих работ по живописи^,5. Изучение опыта преподавания живописи на художественно-графических факультетах пединститутов и художественных училищ Москвы, Ленинграда, Орла, Магнитогорска, Краснодара, Караг-чаевска, Уфы.
Автор защищает:
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
1. Нарастающее развитие сети художественно-графических факультетов педагогических институтов остро ставит вопрос о создании стройной и научно обоснованной методики преподавания л спевдисцишшн изобразительного цикла. Сущность процесса обучения этим предметам и, в частности, живописи, заключа -ется в активной практической деятельности учащихся, в которой девять десятых учебного времени отводится упражнениям. В этой связи создание теории упражнений приобретает особое значение и актуальность. Неразработанность теории упражнений является одной из причин несовершенства действующей программы по живописи, в которой не в полной мере соблюдаются дидактические требования, дублируется учебный материал, отсутствует органическая взаимосвязь и последователь -ность изучения и практического освоения нового материала. В свою очередь это сказывается на результатах профессиональной подготовки художников-педагогов.
2. Результат обучения во многом определяется местом упражнений в системе обучения, их структурой, содержанием, многообразием и взаимосвязью включенного в них материала, механически изолированные от остального учебно-воспитательного процесса .упражнения теряют свое значение в качестве основного средства обучения живописи. Только диалектический и комплексный подход к упражнениям как научно-методической системе позволяет раскрыть их дидактический, методико-педа-гогический, познавательный и воспитательный потенциал»
3, Упражнения в обучении живописи должны быть разнообразны по форме и видам умственной и практической деятельности учащихся. В противном случае студенты осваивают лишь заученные живописные приемы; возникающие пр*з этом мыслительные и практические стереотипы маскируют действительный уровень профессиональной подготовки. Однако, эти стереотипы действуют только в ограниченных условиях. Выработке пластичных умений и навыков способствуют вариативность учебного материала и сознательный контроль. Вариативность натурных постановок необходима для того, чтобы исключить возникновение возможных шаблонов и стереотипов, заученности цветовых, технических и иных приемов. Активное, творческое начало во всем процессе освоения учебного материала является одним из основополагающих принципов общей и частных методик* разработанных советской педагогической наукой.
4. Упражнения должны соответствовать уровню знаний учащихся. Между тем, этот общеизвестный дидактический принцип еще не в достаточной степени вошел в практику обучения живописи на художественно-графических факультетах. Программа по живописи содержит лишь перечень однотипных по мере сложности и длительности натурных постановок /от 16 до часов на 111 курсе по разделу нЖивопись головы11/; в ней отсутствует дифференциация упражнений на подготовительные, кратковременно-тренировочные и длительно-творческие. Это является одной из причин того, что учащиеся не овладевают в необходимой мере навыками профессиональной грамоты реалистической живописи, а большую часть учебного времени пассивно копируют натуру. Четкое соблюдение основных принципов советской
- 154 дидактики - важный резерв качественного повышения эффективности учебного процесса и, в частности, обучения живописи*.
5. Одним из важнейших средств обучения живописи является на учно обоснованная система упражнений. Она складывается из определенного комплекса постоянных типов упражнений, установленных на основе специального методического критерия. Этот критерий должен четко соответствовать логике учебного раздела, охватывать его основное содержание, способствовать наиболее полному усвоению изучаемого материала в определенной последовательности. Наховдение такого критерия, а следовательно, и принципа построения системы упражнений являет ся ключевой проблемой практики преподавания живописи.
6. При разработке рациональной системы упражнений по живописи необходимо учитывать одну из основных задач: обеспечение мыслительной активности учащихся, тесной взаимосвязи те ории с практикой. Глубокое, творческое освоение теоретических положений создает прочную основу практической деятельности, которая, в свою очередь, является высшим критерием правильности теории. Рациональная система упражнений значительно повышает интерес учащихся к изучению нового материала, активно развивает их мыслительные и практические способ ности, обеспечивает оптимальные условия протекания учебного процесса.
7. Система упражнений должна быть направлена на развитие умения студентов самостоятельно использовать уже имеющийся у них запас знаний и навыков. Применительно к преподаванию
- 155 живописи это означает гибкую вариативность цветовых, световых, пластических и иных задач, побувдающую учащихся к самостоятельности, к активности аналитической, и практической деятельности, творческому подходу к решению новых проблем.
8. Действенность системы упражнений в процессе обучения живописи зависит от соблюдения следующих условий: а/ правильного выбора натурного материала и его методического оформления; б/ четкого определения дидактических задач, стоящих перед каждым циклом упражнений; в/ разнообразия упражнений по их типам, содержанию дидактического материала, формам и приемам обращения к пройденному ; г/ обеспечения сознательного подхода студентов к выполнению упражнений.
Выполнение этих исходных требований позволяет разработать конкретную методику того или иного раздела программы на прочной научно-дидактической основе.
9. Система упражнений должна строиться так, чтобы вновь изучаемые живописные закономерности, явления окружающей действительности вычленялись и рассматривались на отдельных теоретических занятиях и в практических упражнениях, а затем объединялись в единое целое. Содержание в одном упражнении многих задач на первоначальном этапе обучения не способствует их решению и ведет к снижению эффективности учебного процесса. Педагог должен четко представлять конечную цель и активно подчинять ее достижению все частные задачи и упражнения.
- 156
10. изучение психолого-педагогических и физиологических проблем, закономерностей процесса познания, а так же проведенный педагогический эксперимент позволили определить типы упражнений, составляющих рациональную систему обучения живописи, уточнить методическую значимость, цели и задачи каждого их них. а/. В процессе восприятия студентами нового учебного материала важную роль играют специальные подготовительные упражнения. Их применение готовит учащихся к усвоению новых понятий или закономерностей живописной грамоты в предварительной практической работе. Умение фиксировать в небольшом подготовительном этюде общее цветовое и тоновое состояние натуры дает возможность сознательно использовать приобретенный навык в последующей длительной работе. б/. Кратковременно-тренировочные упражнения призваны активизировать внимание учащихся к той или иной закономерности живописной грамоты. Их цель - дать студентам сумл^у конкретных знаний и практических навыков, научить их правильно видеть и передавать цветовое состояние натуры, овладеть методами лепки форм предметного мира.
Роль кратковременно-тренировочных упражнений заключается в накоплении необходимого практического материала,создании базы для наилучшего осмысливания новых понятий, закономерностей, последующих теоретических и практических обобщений, а в дальнейшем для сознательного применения приобретенных знаний, умений и навыков в активной и самостоятельной творческой деятельности.
Развитию мышления учащихся, процессу овладения навыками живописного видения наносится ощутимый ущерб, если в си
- 157 стеме обучения не уделяется должного внимания додготовительным л кратковременно-тренировочным упражнениям. Практика показывает, что около 60$ учебного времени должно отводиться упражнениям этих типов. в/. в закреплении, обобщении и совершенствовании ранее усвоенных знаний, умений и навыков большое значение имеют длительно-творческие упражнения. В упражнениях такого типа педагог уже не должен указывать конкретные операции; все внимание студентов сосредотачивается на мобилизации уже имеющегося опыта для решения содержательной,образной стороны задания.
Длительно-творческие упражнения - это своего рода синтез, итог учебного процесса и одновременно важный этап в подготовке к будущей творческой работе.
Только рациональное, методически верное соединение и взаимодействие всех типов упражнений в единой системе обеспечивает ее теоретическую и практическую надежность в обучении живописи.
II. Эффективность работы учащихся во многом зависит от организации учебного процесса, в котором должны быть правильно и четко определены место, объем и время выполнения того или иного упражнения. Следует постоянно учитывать особенности студентов, гибко подключать.все основные виды работ по закреплению учебного материала. В ходе учебного процесса необходимо последовательное усложнение работы, повышение степени самостоятельности студентов, поддерживание высокого уровня познавательной активности студентов на протяжении всего времени работы над упражнениями. Эти положения предъявляют повышенные требования к педагогическому мастерству преподавателя* 12. Учебная живопись включает в себя учебно-познавательные и художественно-творческие аспекты. Иными словами, это изучение реальной действительности и методов ее художественно-образного отражения в искусстве. В период учебы эти процессы протекают, однако, различно. В одних случаях доминирует творческое начало, в других - изучение объективных закономерностей природы и ее зрительного восприятия. Там, где в учебной живописи на первое место ставят творческое начало, но при этом игнорируется или уделяется недостаточное внимание глубокому и всестороннему изучению натуры, овладению умениями и навыками ее восприятия и передачи, возникает обратный результат: заученность приемов, подражание, беспомощность живописных средств в последующей самостоятельной деятельности. Научно обоснованное и методически проверенное взаимодействие подготовительных и кратковременно-тренировочных упражнений с длительно-творческими позволяет устранить это противоречие, открывает путь к органично^ соединению в учебном процессе основных аспектов обучения живописи.
13. Проведенный педагогический эксперимент на примере живописи головы показал, что предлагаемая система подготовительных, кратковременно-тренировочных и длительно-творческих к упражнений дала определенные положительные результаты. Сравнение результатов работы студентов экспериментальных и контрольных подгрупп доказывает ее эффективность. Результат эксперимента позволяет предложить систему упражнений по од
- 159 ному из ключевых, мало разработанных разделов живописной: грамоты - живописи головы в условиях мастерской и пленэра. Введение ее в педагогическую практику на художественно-графических факультетах пединститутов будет способствовать решению главной задачи - совершенствованию профессиональной подготовки художников - педагогов, осуществляющих в нашей стране эстетическое воспитание многомиллионных масс школьников и молодежи.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Рындина, Л.И., Москва
1. МАРКС К.,ЭНГЕЛЬС Ф. Производство абсолютной прибавочной стоимости. Процесс труда. Соч. 2-е изд. т.23, с.188-189. ЛЕВИН В.И. Директивы ЦК коммунистам работникам Норкошроса.- Полн.собр.соч.,т.42.-782 с.
2. ЛЕНИН В.л. Задачи союза молодежи, -аолн.собр.соч,,т.4Х .- 695 с.к
3. ЛЕНИН В, Id. Материализм и империокритицизм. -Полн.собр.соч,, тЛ8< -525 с.о воспитании и образовании. -3-е изд. -М.: Просвещение, 1973. -704 с.
4. ЛЕНИН В.И. О значении воинствующего материализма. -Полн. собр.соч., т.45. -729 с.
5. ЛЕНШ В.И. О литературе и искусстве. -3-е изд.доп. -М.; Худож.лит., 1969. -822 е.,ил.
6. ЛЕНШ В.И. Философские тетради. 1£>лн.собр.соч., т.29, --525 с.
7. КАЛИНИН М»И* 0 воспитании и обучении: ^збр.статьи и речи. нй«: Учпедгиз, 1957. -344 с.
8. КАЯШШ Об искусстве и литературе: Статьи, речи, беседы. -М.: Госполитиздат, 1957. -300 с. КРУПСКАЯ Н.К. Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин. -Пед.соч. -М.: Йзд-во АПН РСФСР, 1959. т.З, -798 с.
9. КРУПСКАЯ Н.К. Об искусстве и литературе: Статьи, письма, высказывания. -Л, -М.: Искусство, 1963. 282 с.- 161
10. КРУПСКАЯ Н.К. Система народного образования. -Лед,соч. -М.: изд-во АПН РСФСР, 1957. т.2, 510 с. ЛУНАЧАРСКИЙ А.В. Об изобразительном искусстве. -М.: Сов. художник, 1967. 381 е., ил.
11. ПОСТАНОВЛЕНИЕ лЛУ СЪЕЗДА КПСС но проекту ЦК КПСС "Основные направления развития народного хозяйства СССР на X976-1980 годы". 3 марта 1976 г. -В кн.: айатериалы ХлУ съезда КПСС. М. ( 1976, с.215-223.
12. ЗАДАЧИ ПАРТИИ в области идеологий, воспитания, образования,науки и культуры. -В кн. : Программа коммунистической партии
13. Советского Союза. М., 1976, с.129-132.
14. БРЕЖНЕВ Л.И. О коммунистичессом воспитании трудящихся
15. Речи а статьи. -М.: Политиздат, 1974. -559 с.
16. БРЕЖНЕВ Д.и,. Речь на Всесоюзном съезде учитилей. В кн.:
17. О коммунистическом воспитании трудящихся: Речи и статьи.- М.: Политиздат, 1975. 639 с.
18. АиЖСлЕВ М.Н. Сущность процесса обучения. Советская педагогика, 1965, # I, с.37-47.
19. АЛЕКСЕЕВ С.С. Цветоведение. -М,: Искусство, 1952. -148 с.7ил. АНАНЬЕВ Б.Г. Психология чувственного познания.-М.: у13д-»о АПН РСФСР, I960. -486 с* j ил.
20. АНАНЬЕВ В.Г. Пространственное различие. -Л.: азд-во ЛГУ, 1955, -188 е., ил.
21. АНАНЬЕВ Б.Г. Теория ощущений. -Л.: изд-во ЛГУ, 1961. -156 е., ил.
22. АНДРЕЕВ Л.А. Физиология органов чувств. -М.: изд-во МГУ, 1941. -184 е., ил,
23. АНДРЕЕВА Е.П. Психологические основы развивающегося обучения. -Народное образование, 1969, Jtb, с.42-45. АПРАКСИНА О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. -224 с.- 162
24. БАЛАНЮК Г.И. Теория и практика закрепления нового учебного материала на уроке. -М.: Учпедгиз, 1955. -136 о. Fj^M Г.В, Живопись и ее изобразительные средства. -М.: Просвещение, 1977. -136 е., ил.
25. БЩА Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи, -id.: Советский художник, 1964. -78 е., ил,
26. БОЙКО Е.И. Еще раз об умениях и навыках. -Вопросы психологии, 1957, М, с * 133—139.
27. БОЙКО Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в советской психологии. -Советская педагогика, 1955, М, с.41-54. БЕРЦФАН Л.Б. Формирование умения в ситуации решения конкретно-практических учебных задач. -Вопросы психологии, 1966, X 6, с.141-151.
28. БЕСПАЛЫСО В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний. -Советская педагогика, 1968, » .4, с.52-69, пл.
29. БЕСПАЛЬКО B.il. Особенности умственной деятельности учащихся в ситуации выбора. -Советская педагогика, 1966, Jfc 3, с.80-87.
30. ЕШиГОНМВайНА Л.В. Психологичессие вопросы организации учебной деятельности школьников. -М.,:^зд-во АЛЛ РСФСР, I960. -64 с.
31. МОНСКЙМ ii.il. Развитие мышления школьников. -М.: Учпедгиз, 1935, -125 о.
32. БОГОяШМЮКШ Д.Н. Психология усвоения орфографии. -М.: Просвещение, 1966. -307 с.
33. БОГОЯВДЕНСйЖ Д.Н., nuiiH^iHCiiAri И.А. Психология усвоения знаний в школе. -М.: йзд-во AIM РСФСР, 1959. -ь47 с.
34. БРУ1ШШНСКИИ А.В. Психология мышления и кибернетика. -М.: Мысль, 1970. -189 с.
35. ВАЦУРО Э.Г. Учение tf.il. Павлова о высшей нервной деятельности. -М.: Учпедгиз, 1955. -166 е.,ил. ВОЛКОВ Н.Н. Восприятие предмета и рисунка.—м.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. -508 е., ил.
36. ВОЛКОВ Н.Н. О константности восприятия величины и формы.- В кн.: Исследования по психологии восприятия, м.-Л.,. Изд-но АН СССР, 1948, с.201-254.
37. ВОЛКОВ Н.Н. Цвет в живописи. -М.: Искусство, 1965, -216 с. ил.
38. ВОПРОСЫ методики педагогических исследований. Сб.статей у/йод ред. М.Н. Скаткина. -М.: 1973. -217 с. ВОПРОСЫ преподавания изобразительного искусства. Сб.статей- М.: йзд-во АХ СССР, lb50. -316 с.
39. ВОПРОСЫ психологии усвоения грамматики и орфографии. Сб. статей/йод ред. Д.Н. Богоявленского. -ГЛ.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, -376 с.
40. ВОПРОСЫ сознательности усвоения лнаний учащимися. Под общ. ред. Гаяелина 1.И. и Сорокиной А.И. -С: лзд-во АПН РСФСР, 1954. -128 с *
41. ВЫГОДСКШ Л.Б. Психология искусства. -М.: Искусство, 1968. -576 с.
42. ГАМАШОВ В.Н. Рисунок и живопись, -М*: Искусство, 1972. -163 е., ил.
43. ГАНЕЛИН Ш.й. Дидактические принципы сознательности. -ivL: Изд-во АПН РСФСР, 1961, -223 с.
44. ГАЕЕЯИН Ш.И. Некоторые вопросы мзтодики научного исследования в области дидактики. -Советская педагогика, 1967, $ I с. 94-103.
45. ГШ1КРШТЁШ С.Г. проблема переноса упражнения. -Бюллетень всесоюзного института экспериментальной медицины. 1936, # 5, с.5-10.1. ГРУДЕШШ
46. Я.И. О принципах построения системы упражнений. -Советская педагогика, 1965, Л2, с.29-з9. ГРУЗДЕВ Д.Н. Вопросы воспитания и обучения, d. : изд-во АШ РСФСР, 1949. -172 с.
47. ДШТРлЕВ А.Е. Обучение навыкам и умениям на уроках русскогоязыка. -Начальная школа, 1964, Ж2, с.25-29.
48. ЕГОРОВ Т.Г. Психология овладения навыками чтения. -W1.:
49. Изд-во АПН РСФСР, 1953. -264 е., ил.
50. ШЭОШСЬ.-М. : Искусство, 1964. -399 е., ил.
51. ЖИВОПИСЬ. Учебные постановки .-2-е изд. нм1.: Изд-во Ал СССР,1963, -21 с. ил.
52. ЗШОВЬЁВ С.И. Учебный процесс в советской школе, -ш.: Высшая школа, 1948. -357с.
53. ЗИНЧВНКО В.П. движение глаза и формирование образа. -Вопросы психологии, 1958, № 5, с.63-76.
54. КАБАНОВ А.Н. Очерки физиологии высшей нервной деятельности.- М.: изд-во АПН РСФСР, 1956. -147 c.f ил.
55. КАБАНОВА К.Н. Влияние метода упражнений на перенос навыка.- Бюллетень Всесоюзного института экспериментальной медицины, 1936, & 6, с.20-22.
56. КАБАН0ВА-М1/ШйР Е.Н. К теории переноса умственного развития учащихся. -Новые исследования в педагогических науках. М., Просвещение, 1965, с.119-123.
57. КАИРАД Н.М. О системе формирования политехнических навыков1961
58. V в процессе обучения, -докл. АПН РСФСР7ПВ» сД7-20.
59. КМШКОВА З.И. Как организовать психолого-педагогический эксперимент. Калинин, 1961, -19 с,
60. КОГАН В.М. Значение методов упражнений в формировании навыков и умений. -Бюллетень Всесоюзного института экспериментальной медицины, 1936, Ж>, с.16-19.
61. КОСТШ С.Г. Вопросы психологии мышления. Психологические науки в СССР, М., Изд-во АПН РСФСР, тЛ, с.о57-4Х9.
62. КОТЛЯРОВА Л.П. Дознание предмета при пассивном восприятии. Вопросы психологииf 1958, Ж 5, с.18-29. КРАВКОВ С.В. Глаз и его работа, М.-^.: Изд-во АН СССР, 1950, -5ь2 с.» ил.
63. КРАВКОВ С.В. Очерки общей психофизиологии оргаиов чувств. -M.-JL: лзд—во АН СССР, 1946, -72с.
64. КРАВКОВ С.В. Цветовое зрение. М., : Изд-во дфсСР,1Э51# -176 с,,ил.
65. КРАЕВСКИИ В.В. О соотношении дидактики и методики. Советская педагогика, 1966, >9, с.58-66,
66. КРЕСТОВНИКОВ А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. -М.: Физкультура и спорт, 1951. -5о2 с. КУЗИН B.C. Вопросы изобразительного творчества. -М.: Просвещение, 1971. -144 е., ил.
67. КУЗиН B.C. Психология. М.: высшая школа, 1974. -280 с, ил. К ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ. характеристике развития видов упражнений.при обучении иностранным языкам. /Воронин ^.Г. и др. Новые исследования в педагогических науках, вып. 5, -М.:
68. Просвещение, 1965, с.157-160.
69. ЛАЗАРЕВ П.П. Исследования по адаптации. М.-Л.: лзд-во АН СССР, 1947, -260 е., ил.
70. ЛУК А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. -127 с. МАСЛЕННИКОВ А.И. Система упражнений йо освоению закона пропорциональности тональных и цветовых отношений в живописи при подготовке художников-педагогов.—Дис.кан.пед. наук. М., 1975, 154 е.,ил.
71. Мастера искусства об искусстве. М. : Искусство, 1967. -503 е.,ил.
72. МАСТЕРА советского искусства о пейзаже. -М.: ^зд-во Ал СССР, 1963, -151 е., ил.
73. МОЛЕВА Н и ВЕЛШИН 3. Педагогическая система Академии художеств XIX века, -М.: Искусство, 196о. -519 е., ил, МОЛЯКО В.А. Психология творческой деятельности. -Киев: Знание УССР, 1978. -47 с.
74. МУЗЬШОВ Ф.Н. Скорость зрительного восприятия в зависимости от освещенности при различии объектов на темном фоне и темных на светлом. -Проблемы физиологической оптики, изд-во АН СССР, 1946, т.З, с.64-66.
75. НАТАДЗ-й Р.Г. К проблеме константного восприятия. -Вопросы психологии, 196I, $ 4, с.ь5-52.
76. ОБЩАЯ психология. /Под ред. А.В. Петровского.-м.: просвещение, 1976 > -479 смил.
77. ОГОРОДНИКОВ И.Т. Педагогика, -м.: просвещение, 1968* -о74 с. ОСНОВЫ дидактики, /иод ред. Б.П. Ксипова. -iVi.: Просвещение,1967. -472 с.
78. ОЧЕРКИ педагогики. -Изд-во Ленинградского государственного университета, 1963. -312 с.
79. ОЧЙРКИ по теории, истории и методике преподавания художественно-графических дисциплин, /иод ред. Н.Н. Ростовцева, -м.: Изд-во ШШ им, В.и. Ленина, I960t -155 с. ПАВЛОВ ИЛ. Полн.собр.соч.-2-е изд, -M#-JIf: изд-во AiiH РСФСР, 1951, т.З, кн.2, -439 е., ил.
80. ПАВЛОВ И.П. Полн. собр.соч.-2-e изд. -mu-Ji*: Изд-во АПН РСФСР, 1951, т.4. -452 е., ил.
81. ПАВЛОВСКИЁ Среды, Поля.собр.ооч.-2-е изд. -ivi.-л.: ^зд-во АПН РСФСР, 1951, т.2, -o36q, ил.
82. ПЕДАГОГИКА. /Под ред. Болдырева Н.Й. и др. -wi.: просвещение,1968. -526 с.nSilATODIKA/под ред. И.А. даирова, -м.: Учпедгиз, IS56, -436 с.- 169
83. Ш^АГОГИЧЕСКуШ словарь. -М.: Изд-во АШ РСФСР, I960, т.2. -766 е.,ил.
84. ПЩАГОГИЧВСКАЯ энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1968, т.4. -912 стлб., ил.
85. ПЕТРОВСКИИ А.В. Общая психология. -М.: просвещение, IS70,- 4о2 е., ил.
86. ПидКАСйСТЫЙ П.И. Самостоятельная деятельность учащихся.- М.: Просвещение, 1972, 184 с.
87. ПИНЕГИН Н.Н. Минимум энергии, вызывающей цветовое зрение.- Проблемы физиологической, оптики. -М.: лзд-во АН СССР, 1946, т.З, с.26-28.
88. ПИНЕГИН Н.И. Минимум энергии, необходимой для появления зрительного эффекта. -Проблемы физиологической оптики. -М., ад-во АН СССР, 1946, т.З, с.5-7.iI/IATGHOB К.К., и ШВАРЦ Л.М. Очерки психологии для летчиков. -М.; Воениздат, 1948. -192 е., ил.
89. ПОНОМАРЕВ Я.А. Психология творческого мышления, /под ред. А.Н. Леонтьева. -М.: изд-во АПН РСФСР, I960. -252 е.,ил. ПОПОВ И.В., О закреплении нового учебного материала на разных этапах процесса обучения. -Советская педагогика, 1956, №7, с.57-66.
90. ПРЕПОДАВАНИЕ сдеццдсциплян на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Сб.статей Курск, 1978. -162 с.
91. ПСИХОЛОГИЯ /Под ред. Ковалева А.Г., Степанова д.А., Шабал^-на С.Н. й.: Просвещение, 1966. - 251 с.- 170
92. ПСЙХ0Л0ГШ. /Под ред. А.А.Смирнова и др. -ш.: Учпедгиз, 1962. -559 с.,ши
93. РАТОНОВА Т.А. Экспериментальное исследование условий возникновения установки в зрительном восприятии. -Новые исследования в педагогических науках. М.: Просвещение, 1965, с.II9-I23.
94. РОТШТВЙН Г.А. Анализ качественных ступеней в процессе образования навыков, -Бюллетень всесоюзного института экспериментальной медицины, 1936, №5, с.11-15. РУБу.ОШШЕИЕ С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. -М.: Учпедгиз, 1940. -595 е.,ил.
95. РУДИК П.А. Психология. М.; Учпедгиз, 1955, -428 е., ил. РЫКОВ Н.А. О природе двигательных умений. -Вопросы психологии, 1957, *If с.140-143.
96. ГЫНДИН А.С. Исследование методов обучения передаче свето-воздушной среды в живописи /в системе подготовки художника -педагога/ -Дис.как.пед.наук. -М., 1973, 173 е., ил. СЕЧЕНОВ И.М. избранные произведения. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952, т.1, -772 е., ил.
97. СКАТКИН WLH. Некоторые вопросы дидактики в свете учения академика М.П.Павлова о высшей нервной деятельности. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952, -62 с.- 171
98. СМИРНОВ Г.Б. Рисунок головы. -М.: Просвещение, 1967, -38 с. СМИРНОВ Г.Б. Жйвопись. -И,: Просвещение, 13.75, -142 с.ил. СТРЕЗЖОЗйН В.П. Организация процесса обучения в школе.- 2-е изд. -М.: Просвещение, 1968, -245 с.
99. УПРАВЛЯЕМОЕ формирование психических процессов. 05.статей. /Под ред. П.Я.Гальперина/ -л/i.: Изд-во МГУ, 1977, -198 е.,ил УШИНСКИИ К.Д. Сочинения. -М.: изд-во АПН РСФСР, 1949, т. 2, -656 е., ил. т. 3, -692 е., ил.
100. ХАРНОВСКЙЁ 3.vi. Упражнения для программированного обучения иностранному языку. -М.: Изд-во ШШ ям. В.И.Ленина, 1965,- 63 с.
101. ХОДМВА З.И. К вопросу о понятии умения в советской психологии. -Вопросы психологии., 1955, ЖЗ, с.3-12. Х0Д1АВА З.И. О роди установки в процессе упражнения. -Вол-росы психологии. Х955, £6, с.3-12.
102. ЮДЖ&ВА З.И. Роль установки в интерференции навыка. -Вопросы психологии, X96I, М, с.61-68,
103. ЧУПРЖОВА Н.Й. Об изменениях динамики нервного возбуждения в процессе упражнений. -Вопросы психологии, 1956, Ж£, с.64-69
104. ЧИСТЯКОВ П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. -М.: Искусство, 1953, -592 е., ил.
105. ШАЦКИЙ В.и. Связь теории с практикой обучения. -М.: изд-во АПН РСФСР, 1955. -104 с.- 172
106. М.С. Об участии второй сигнальной системы в процессах образования условных связей, -вопросы психологии, 1956, М, с.42-51.
107. ШЫШ Д.Г. Забьшание и условный рефлекс. Вопросы психологии, 1956, *1 с.34-41.
108. ЗРДНЙЁВ П.М. методика упражнений по математике. -М.; Просвещение. 1970, -319 е., ил.
109. ЭРДНИЕВ П.М. 0 некоторых основах построения системы упражнений. -Советская педагогика., 1962, Ж?9 с.27-38. ЮОН К.Ф. об искусстве. -М.: Советский художник. 1959. т. I, -384 е., ил. т. 2, -285 е., ил*.
110. ЯГ0Д0ВСКАЯ А.Т. 0 живописи. -М.: Искусство, 1962, -86 с. ЯКОБСОН II.М. Психология художественного воприятия. -М.t; Искусство, 1964. -86 с.
111. НКОМйВ В.Н. О живописи, нЛ.: ед-во Ак СССР, 1951. -8 с. ЯНОНИС С.В. Об сознательном и автоматизированном умении и навыке. -Вопросы психологии, 1957, $1, с.144-148.