Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Научные основы методики использования живописи в процессе обучения русской речи учащихся в нерусской аудитории

Автореферат по педагогике на тему «Научные основы методики использования живописи в процессе обучения русской речи учащихся в нерусской аудитории», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Ходякова, Лия Александровна
Ученая степень
 доктора педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Научные основы методики использования живописи в процессе обучения русской речи учащихся в нерусской аудитории"

; ■ ■; Г *■ > 1 / /

МОСКОВСКИЙ ОРДЕЙА ЛЕЙИЙА П ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕПИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА

Специализированный совет Д 053.01.04

На правах рукошхся

ХОДЯКОВА Лля Александровна

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОПИСИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В НЕРУССКОЙ АУДИТОРИИ

Специальность 13.00.02 — методика преподавания русского языка

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степепп ддктора педагогических наук

Москва 1992

Работа выполнена в Московском ордена Ленина л ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете нмейц В. И. Ленина.

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Л. М. ЗЕЛЬМАНОВА

доктор педагогических наук, профессор Р. Б. САБАТКОЕВ

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПН СССР В. С. КУЗИН

Ведущая организация: Московский педагогический университет.

Защита" состоится « г. в 10 часов на

заседании специализированного совета Д 053.01.04 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: 119435, Москва, Г-435, ул. М. Пироговская, д. 1, ауд. 204.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В. И. Ленина по адресу: г. Москва, ул. М. Пироговская, 1.

Автореферат разослан «.

Л£>.....¿Ш^лт г.

Ученый секретарь специализированного совета Ьи^Ли*^ А- П- ЕРЕМЕЕВА

1 -л-. 1~10Е1М ХАРАлТУРаСТИКЛ. РАБОТЫ

Актуальность темы исст?."ОЕапа-!. исследование, результат которого отражены в реферируемо:'. диссертации - одна из сложных и ипогогрьииих проблем ссвэрмепствошния методику. развития русской речи нерусских учащихся. Данная проблема приобрела особую острогу в последние годы в связи с поиском путей гуманизац;!», интеграции и гуманитаризации мкольпсго обучения. Ьти идеи могут бить реализованы только в той случае, если каждый школьный продует будет в меру своих возможностей способствовать постижению учадимп-ся духовного наследия как своего родного, так и других народов, повышенно нравственного облика школьников. В осуществлении ьтих задач важное место заминает уроки родного и неродного языков. Для народов налего государства, говорящих на более чем 120 языках, русский язык служит об-ягл средством «е только об..,5иия, по и обмена духовными и культурными ценностями. 3 отсм ила и о использование на уроках произведений искусства, в частности ;::ибоптгси, являэтся мо.^нмм источников духовного обогащения и остетнческого воспитания учащихся, чему способствует то, что произведения живописи, воздействуя на. органы чувств человека, да^т возможность воспринимать действительность более глубоко и всесторонне, способствуй развитии ь«юцнопальпо!: с.еры человека, его мьнлепня, и на это:- основе ¿орлфсааииа мыслительных и речевых процессов.

Работа ио произведениям еивоииси /в дальнейшем - картпнц/ на уроках русского яз:."ка как неродного вызывает интэр-эс у лшольиИ-ков. С<5 ыом свидетельствует анкетирование, проведенное в 19Е9 году среди учащихся 1У-Х классов школ с узбекским языком обучения А.. 28,98,111 г.Ташкента/, в результате которого вцепилось, что почти две трети А]ЪЛ/ лз 1030 опрошенных мколъипков проявляют йнгзрас к риботе ио картинэ и 57£ считают, что ¡спользованиа картин русских эддохпиков помогает им в изучай пи русского языка, ьшогие учиг-^ля-русисти, кик показал'проведенный опрос /Узбвкнст&и, ЧахослоБа...!я/, обращаются к иропзвздзиилы живописи в процессе обучения русскому языку, однако испытывают трудности как в отбора картин, так и в методике их использования на уроках, учителя /.оголи бы ундчгь в учебниках оеародукции произведений ж и в спя с и и хотели бы"иметь методические разработки.

при слоливлейоя практике обучения русскому языку как переднему ни материале тем и ситуаций б основпои разговорно-битового

характера /"Уагазин", "Аптека", "Школа", "У врача", "Транспорт"/ обедняется речь нерусских учащихся /она становится бытовой, усредненной, небогатой выразительными средствами языка/. Выпускники школ затрудняются читать художественную, научную, публицистическую и научно-иопулярную литературу на русской языке. Такии образом., неоправданно занижается речевой потенциал нерусских учащихся, поэтому следует не просто констатировать сложившееся положение, а искать более элективные пути обучения неродному языку. Особенно это важно сегодня в условиях сокращения количества часов на изучение русского языка в республиках Российской Федерации и в зарубежных странах.

Одним из "резервов" интенс1г£икации обучения русскому языку как неродному является, на паи взгляд, использование репродукций произведений русской живописи и поясняющих их текстов по искусству.

Таким образом, актуальность избранной камв темы определяется потребностями современной методики. Социальная значимость исследования состоит в разработке одного из вариантов обучения русскому языку как неродному, реализующего связь русского языка и культуры его носителей.

Проблемой исследования является поиск оптимальных путей использования картины в процессе обучения русскому языку учащихся в нерусской аудитории, позволяющих реализовать положение о соотношении языка и культуры, о взаимосвязи коммуникативности и культуроведенля.

Вопрос о необходимости использования картины для развития мышления и речи учащихся, их эстетического воспитания неоднократно отавился в методике преподавания русского /родного/ языка /К.Д. Ушинский, А.Д.Алферов, В.П.Вахтеров, Т.Г.Лубенец, В.С.Мурзаев, В.Г.Поляков, Д.И.Тихомиров, И.Н.ЕЕшошников, н.С.Рождественский п др./ и русского языка как неродного /Г.М.Агабабян, U.Н.Борисова, А.С.Васильева, Н.К.Венедикюва, Г.Г.Городилова, В.М.Дубно, Р.Б. Нуртаэина, з.С.Смелкова, л.Э.Шкирова, А.Н.Щушш и др./. Проведены методические исследования, связанные о решением следующих вопросов:

- функциональные возможное!* картины в решении вадач развития связной речи /В.А.Добромыолов, Л.М.Зельман'ова, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов, А.В.Нехаев, Т.И.Чнжова и др./;

- требования к отбору картин для уроков русского /родного/ языка /К.Б.Бархин, М.В.Буднввич, Н.П.Каноныкин, Ы.Е.Львова, л.А.

Ходякова и др./;

- причин работы над сочиненная но картине, в частности, организация босэди, проведение языково;! подготовки, '¿ор^лроь&мяе кол-иупигатнвпих уиени* свлзпо;': речи Д;. Т. Баранов, С.н.Еекетопа, АЛ. Горчак, Л.Л.Далко, Т.А.Лад::кзпСкая, Н.Н.Сзргеева, Т.Н.Таибивкина, Л. А. Ходякова и др./

- использование карг/нм в качестве иллюстрации к произведению литература Л>.3.1'олубкоз, И.ХГо.ччароз, п.М.Льитинский,. к.В.Колокольцев, К.3..Мальцева, Т.Л.^евусская, Г.Р.роззпйдах, :,;.А.Резникова и др./.

Однако до сил пор не релэпи лпогие вопроси использования картины па урока.: русского яз^ка как пгродного. Та:-:, аъ являлся предметом специального исследования вопрос об отборе картин по ^хнрам с учвхол их ко..;...упикатизп0-обучы1:4ил <1"У«кииг., пв расс.ахриаался вопрос о целесообразности использовали текстов но искусству, по-аогакцях понять изобри^бниоз пь кьргниэ и средства 2 ¡.распил за-иысли художника; по создана аэтодачгспая система рабои ао картине, иозволя^ая сочетать раэвптиэ русской речи пгрусских уча:.лхся о Сортирован и ел искусствсведческих ухепий "читать" картину. Тел саииа по реализуется богатое кол.-упиньтиьт^е возможности картины в продуцировании в.кжазивлпиа л ьв лульту^оаодчэский ио^еициая в повшюпиа страноведческой /россиев-'дчэско":/ коипетвпцип учащихся.

исходя из издоенного вша и с учатол сделанного в методике преподавания русского языка, ни вычленили предает исследования -цвтодика работы ио картине в процессе обучения русской речи нерусских учаоихсд на начальной, средней и продвинутое ьтапах обучения в условиях языковой среди и на продвинутой этапе - во внв-

язиково.'! среде.^ -

ьачалыш!! охал обучения русс кои у языку охватывает учащихся и-у классов, средний - учащихся У1-УЛ1 классов, продвинутый - уча-мхся 1X —XI. /'XII/ классов средних общеобразовательных икол с нерусски..! лайкой обучения Российско?. -Рвдерацил, стран СНГ, а хвкжэ варубекнчх стр^н, 1'до русский язык преподается как обязательный ипольни.' предает. д "репицы ыапов обучения при.-ррные, они ияня-ьгся и з^сиси.^остл сх 14?с1п:К условий преподавания р/сского яз::-ка.

Даль исследования - разработать »»аучные основы использования кивописи и предложить методическую систему, сочетающую развитие русской рачи нерусских учащихся с формированием искусствоведческих умений "читать" картину.

Гипотеза исследования заключается в следующем: обеспечить более luccr..:" ypobôiib владения русско;; рачью нерусскими учащимися я культуроаэдческих знаний о стране изучаемого язша, реализовать положений о взаимосвязи развития речи и лингвостраповедческой компетенции учащихся и о ж к о путей создания комплексной системы работы но картине, включающей:

- отбор картин по жанрам, позволяющий решать коммуникативно-обучающие .задачи;

- отбор искусствоведческих текстов, помогающих понять изображенное ha картине и средства впражения зацвела художника;

- использование картины как средства взаимосвязанного обучения нерусских учащихся различным видам речевой деятельности на русском яже;

- создание системы упражнений на материале картины, реализующей единство ! ор;.гароаания коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся;

- рэализацию мажцредиэгних связей уроков русского язша с уроками родного язша учащихся и изобразительного искусства.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования :

- обосновать возможность и целесообразность использования живописи в иродессе обучения русскому языку нерусских учащихся, определить общие и специфические функции зрительной наглядности /картина на уроках русского языка как неродного на основе анализа пси-холого-подагогической и социолингвистической литературы;

- проанализировать действующие в отдельных регионах программы по русскому языку как народному с целью вычленения "лексических тем" для организации работы по картине, а также - учебники, чтобы выявить уровень реализации в них использования произведений живописи для развития речи; '

- определить критерия отбора картин и искусствоведческих текстов применительно к каждому этапу обучения русскому языку, а хаюее критерии анализа самостоятельных высказываний учащихся по картине на русское иэикэ;

- провеет:! на основе экспериментальной работы паучно-обосно-ванный отбор картин для каждого этапа обучения русскому языку с учетом жанра картины и изучаемого лексико-тематическсго материала;

- произвести отбор текстов по искусству /подлежащих использованию в сочетании с картиной/ для организации работы над рачевед-ческими понятиями и Формированием коммуникативны:-: умени!:;

- составить учебный словарь искусствоведческих терминов и слов, относящихся к с^ерэ изобразительного искусства /«а материале текстов но искусству/, для использования его при подготовке к сочинению по картине;

- разработать систему упражнений, направленную на формирование и активизацию различных видов речевой деятельности /говорения, слушания, чте..ля, писька/ л ...» развитие ханрово-ситуативной речи;

- определить, в какой мере живопись как один из важных компонентов культуры парода - коемтеля языка влияет па '[ормирование лингвострансвэдчеслой компетенции нерусских учащихся;

- ькеш'риметально ароиерять эффективность разработанной методики и отдельных приемов работы но картине я искусстъоьедчэскоиу тексту для развития связной речи учащихся;

- ыпрсбироьать предлагаемую методическую систему работы по картине на материале отдельных лексических тем в процессе обучения русскому языку нерусских учащихся в разных регионах /Белоруссия, Узбекистан, Таджикистан, Вьетнам, куба, Чехословакия,Италия/.

Для реализации поставленных задач использовались следующ/е методы исследования:

- теоретический анализ лингвистической, психолого-педагогической, искусстБсведческо", методической литературы по исследуемой проблеме, в том числе анализ действующих программ, учебников и учебных пособий по русскому языку как неродному;

- структурно-содержательный анализ текстов по искусству;

- анкетирование учащихся и учителей цо вопросам использования «ивописи на уроках русского языка;

--констатирующий, поисковый, лаборахорно-перекрестний и обучающий эксперименты. Статистический анализ экспериментальных данных.

исследование проводилось в несколько этапов. ¡1 о р в я й из них /'19о1-197б гг./ был посвящен комплексному изучению работы школьных учихолчй русского яз'ыка и литературы но использованию

картин для развития речи учащихся 1У-УЛ классов /г.Ухта Коми АССР, московская область, Белоруссия/. Изучалась психолого-педагогическая, лингвистическая и методическая литература по данной проблема, производился отбор картин для развития речи учащихся 1У классов, проводилось экспериментальное и опытное обучение, направленное на создание методики использования картин в системе работа по развитию родной рэчл учащихся 1У класса /г.Минск, г.Борисов БССР, Московская обл./. разработка теоретического подхода сочеталась с реализацией его в конкретных- учебных пособиях, методических рекомендациях и статьях.

Ка втором этапе /1977-1935 гг./ Формировалась рабочая гипотеза о возможности и эффективности использования репродукций произведений живописи на уроках русского языка как неродного; разрабатывались материалы по установлению цэкпредмегных связей с уроками родного языка и изобразительного искусства, по развитию у учащихся нерусских школ коммуникативных умений русской речи, апробировалась методика использования картин в преподавания русского языка учащимся 1У-У1 классов. Разработаный подход был реализован в учебных пособиях и программах .для студентов и учителей русского языка и литературы.

Третий этап /198 6-1991 гг./ был посвящен организации и проведению экспериментальной работы по отбору картин и искусствоведческих текстов к ним для уроков русского языка как народного в 1У-Х1/Щ/ классах, поиску наиболее элективных методов и приемов обучения высказываниям по картине в сочетании с текстом по искусству, экспериментальному обучению и апробации системы работы по картине для развития русской речи нерусских учащихся и формирования их лингвосграноведческой компетенции /з отдельных школах Узбекистана, Таджикистана, Вьетнама, Кубы, Челослова- • кии, в ¡¿ооновском педагогическом государственном. университете, в Московском институте инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии/.

методологической базой нашего исследования 'являются психологические основы развития речи: учение Н.И.Яинкина о механизмах речи, основные положений психологии общения и межличностного познания' А.А-.Бодалев, А.Н.Леонтьев, А..А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов и др./, основы теории речевсЗ деятельности /Л.С.Выготский, Н.Й.Ниякнн, Б.В. Беляев, Д.А.Вишшя, ¿.¿.Леонтьев и др./; положения лингвистов и методистов о необходимости овладевать языком не только как сред-

ством общения, но и как средством познания национально:: культуры народа - носителя язш-са /1'.л.Буслаев, 3.1.1.1!ере..,агнн, ¡З.д.демери-ев, 1".Г.Гсродплоьа, ^.Г.лостоиароа, н.^.ыротченко, А.:!.1.;укип и др./, об учета родного языка и родной культур:: обучаем;!:; /в.Л. Аирорин, А.к.Айтберов, К.Еабов, п.З.Еакеева, з.А.Богоролтгцкий, Р.Б.Сабаткоев, В.1.1.Чистяков, п.^.Хасаяов, л.3..-пхиисьа1н.11.ранений, М.Б.Успйнскай, Х.В.^'ерба, П.К.окйа и др./

Яаучг.ая новизна исследования состоит в следующем:

- обоснованы необходимость рсботм по картине в качестве сквозной идеи обучения русской речи нерусских учащихся в сочетании с формированием нх лингвосграноведческой компетенции;

- созданы теоретические основы методической системы работ по картине для развития русской речи нерусских учащнлся, реализованной в единой прогоаиме, охватывающей все ыапы обучения русскому языку /1У-ХП классы/ и устанавливающей межпрэдметные связи уроков русского, родного языки обучаемых и изобразительного искусства;

- выявлены критерии отбора картин по ;камрам с учетом специфики национального контингента и в соответствии с коммуникативпо-обучающими задачами для каждого ыапа обучения русскому языку;

- доказана целесообразность использования искусствоведческих текстов для введения речеведческих понятий, а так-се в качестве образца при подготовке к сочиненно по картине;

- разработана класси1икация искусствоведческих текстов в учебных целях;

- вживлена сравнительная ь ¡<1 активность использования картины и художественного текста для высказываний нерусских учащихся на русском языке;

- соотнесены коммуникативные умения учащихся с видами речевой деятельности и на этой основе разработаны типы ущг-кнений, связанных с использованием картин, позволяющие реализовать положение о возможности ьзаимосвязенного развития коммуникативных' искусствоведческих умений.

Практич-текая значимость исследования состоит в том, что:

- создана ¿Мектлвная методика работы по картина с целью развития и совершенствования русской речи нерусских учащихся;

- составлен учебный толковый словарь искусствоведческих терминов и слов, относящихся к оГэре изобразительного искусства, а 1оК.1£э СПИСОК "ЗОЧIЭЛЬлиХ" ирЛЛагаТ?ЛЬнЫл, »'МСЦИСмЬЛЬнО-ОЦбпОЧпОЙ

и сзризпо-вырмзитольмой лексики для использования их пр:: цодготов-

ке к сочинению по картине;

- отобраны и подготовлены к использованию на уроках русского языка искусствоведческие тексты /два-три варианта к каждой рекомендуемой картине/ с учетом изучаемой лексической темы;

- к каждому тексту дан слонарик, включающий лексику, необходимую для работы по картине.

Материалы и основные положения работы нашли отр°.кение: а/ в программах: "Живопись на уроках русского языка". /Спецкурс для студентов факультетов русского языка и литературы пединститутов.-М.: просвещение, 1938; "Практический курс русского языка", /для специальности "Русский язык и литература в национальной школе".-Ц: Просвещение, 19^7; -Т.,1935; "Методика преподавания русского языка как иностранного". /Для студентов-иностранцев факультетов русского языка и литературы пединститутов.- М:,19С7 и др. /см. публ.6-10,12/; б/ в учебных пособиях: "Использование живописи в преподавании русского языка".- М: Просвещение, 1983; "Сочинения по произведениям кивописи в 1У-У классах"- Минск,1973; в/ в методических рекомендациях и методических указаниях /см.публ.Зо-ЗВ/; г/ в статьях сборников и журналов "Русский языка школэ", "Русский язык в I;. циональпой лколе", "Русский язык за рубежом" /см.публ. 14-35 /.

Составленный на основе экспериментальной работы примерный список картин по жанрам для каждого этапа обучения мокег быть использован для создания фонда диапозитивов и альбомов репродукций произведений живописи в соответствии с жанровый принципом и изучаемым лексико-хематическим материалом в курса русского языка как неродного.

Апробация работы. Основные положения исследования излагались автором в докладах и выступлениях иа всесоюзных и республиканских научно-практических конференциях, педчтениях и совещаниях-семинарах в :.1оскве /1975,1976,1978/, в С.-Пэтербурге /1991/. в Минске А975.1989/. в Ереване /1975/. в Баку /1979 Д931/.

По материалам исследования на протяжении ряда лет читался спецкурс для студентов-филологов в Московском областном педагогическом институте им.Н.К.Крупской /1977-81 гг./, в Московском • государственном педагогической институте им.З.И.Ленина /193690 гг./, в ¡'¿ЛГУ /1991-92 гг./; были прочитаны лекции для студентов-Филологов в Томском пединституте /1990 г./, в Самарской пединституте /1991 г./; материалы работы использовались в процессе

обучения русскому языку студентов-иностранцев в Италии /19¿2-fi4 , гг/, в Великобритании /1987 г./, на ¿ПК преподавателей русского языка в Чехословакии /1950,1969 гг./, в МПГУ /1992 г./.

Концептуальные идеи исследования реализуются в работах дип-лоиников-випускникоп :.1ПГУ /13 чол.; 1987-1992 гг./.

Достоверность результатов исследования обосновывается даннши зксперяхентальной работы, проводивхейся саии:л исследователей в процессе преподавания русского языка как перодпого, а так:ко данными тех учихолей л студентов, которые принимали участие в педагогических зкспери.дентах, используя иетодические разработки исследователя.

На защиту выносятся следуйте основные положения:

1.Разработанная азтсдичаская снстеха, сочетав ,ая взаимосвязанное развитие колыупикатиьныл','искусствоведческих уиэниЗ /'"читать" картину/ - один из путей повышения лингвострановэдчоской Koxnexüii-ции и уровня владения русской речью нерусскими учь-доися.

2.Жанровый отбор картин создает базу для изучения лексической теиы на ка.*дол -oiaiie обучения русскому языну.

о.Искусствоведчески" текст, аояснящий изображенное на картина, служит образцов для нестроения высказывания.

4. Работа с искусствоведческий текстом и анализ картины активно обогн..;аит словарный запас учадихся искусствоведческими терая-h&ua, словаии, относящийся к с*вре изобразительного искусства, "зрительными" ¡изпааи прилагательными, ьыоциопально-оценочпой и об i. :jtio-B.. р-зителы-.ой лексикой.

сгр./iíiVPA л OCHOjímc, ссо^плнуз рлео'м

Да-;сер1мця.ч сисхсчт из введения, лестч глав, заключения, CH.-U..U HC::o-iij', литературы и прилст'лпин.

ho сбосноьываьтси актуальность ieu!4, оценидоится

::сЭ lid С Л - Д О и >лп И: 1, H.JUfJIü отнесение К избранной дно—

>1. ífuíirt i I'e.u, f!i I .-n.ia.rit nopjjo.mbo ЬОПрОСЫ, I Орлуиру^ГСЯ 3í:-л-ча .i c.\l h.í i'j.uuir.'ji иссл-довамкл, .xna..- рнзу-тся его об.,ая uo-i..;.ií -aí 'iiui opi hii! ja.;,!«, оспоиг.ыэ итзпы i! Ыггтодл, полученные р , jy'I'.iЛ л nO.)».>iiU, Xei/poTilHÍCHOe и UP ¡Ил'ЛЧ.СКОЗ УИ'-.ЧднГ.е.

и i.jj<¿to'! j'.jjHíí - "Тзоригичесннэ цроблолк использования ирола-iio.ujH.i". «ичслнса .ш ¿река.. русского языка ши пврод-юго" - «aue-4t,и а«.;..г,д к !ii;..uT^.iubtui'.ui íajtcu.jc'.i Т) Cr т.-снии ьо'.'. дэн-V , си и : i ч i . i.'. i' о " . . .■''i • -'» ун ■

- Ю -

ках русского языка как неродного и воспитательного воздействия живописи па развитие личности учащегося. Такой подход позволяет реализовать полотенце о взаимосвязи развития речи с формированием куяьтуроведческой комнетенции учащихся.

при разработке зтого подхода мы руководствовались взглядами отечественных психологов и дидактов /Б.В.Беляев, л.С.Выготский, II.Я.Гальперин, Н.И.йинкин, Л.В.Занков, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев/, рассматривающих речевую деятельность как неразрывное единство побудительно-аотивационмой, целевой и исполнительской сторон, но утверждению психологов, речь, во-первых, всегда мотивирована, во-вторых, коммуникативно направлена, ибо высказывание всегда кому-то обращено, для чего-то и кого-то предназначено. Следовательно, для того чтобы учащийся высказал что-то, необходимы стимулы, которые побуждают его к высказыванию.

Но мнению И.А.Зимней, первой трудностью цри обучении говорению ьа неродном языке является обеспечение учащихся •предметом высказывания.

На нал взгляд, использование картины на уроках неродного языка, которая непосредственно воздействуя на чувства обучаемых, стимулирует коммуникативно-познавательные потребности учащихся, создает мотивацию к речевому действию, обеспечивает их предметом высказывания, в.лзывает интерео и тем самым облегчает процесс планирования и протекания речевой деятельности, активизирует развитие речевых навыков и умений..

Работа по картине позволяет сделать процесс обучения языку управляемым и более эффективным, поскольку работа по картине проходит под руководством учителя, выступающего в роли коммуникативного лидера, и сопровождается необходимыми объяснениями с учетсц возрастных и речевых возможностей учащихся, картина не только организует высказывание, но и помогает говорящему следить за собственным высказыванием. Адресованные ученикам вопросы и задания поддерживают и направляют их речевую деятельность, создавая таким образом партнерокое сотрудничество в решении учебно-коммуникативных задач.

Социолингвистические предпосылки использования кивопяси на уроках русского языка в нерусской школе ыы видим в том, чтобы научить учащиАся овладевал неродным /русским/ языком не только как средством общения, но и как средством познания национальной куль-, туры русского народа, работая по картине, учащиеся не только полу-

страноведческие сведения, необходимые и достаточные для адекватной коммуникации, но и самостоятельно извлекают факты культуры из содержания картины и иаходят им словесный эквивалент.

В этой связи мы рассматриваем картину как источник обогащения словарного запаса учеников прежде всего лексикой, обслуживающей социально-культурную сферу, обеспечивающий учащихся экстралингьисти-ческими /внэязыковыми/ знаниями об окружающем миро, отраженном в произведениях живописи, а также о самом изобразительном искусстве.

Исходя ив высказываний лингвистов, психологов и методистов /Б.А.Бенедиктов, Н.К.Ванедиктова, Е.М.Верещагин, Г.Г.Городилова, Л.В.Занков, И.А.Зимняя, Н.И.Уинкин, В.Г.Костомаров,л.А.ЛеопТьев, В.Н.Мещеряков, Д.Л.Узнадзе, А.Н.щукин и др./ о необходимости сочетания слова и зрительного обре за при обучении н;родному языку, мы считаем целесообразным в качестве образца для доказывания по картине использовать искусстьоведчаский текст, поясняющий картину. Как показал эксперимент, такой текст эффективнее с точки зрения применения его в качестье образца к сочинению, чем отрывок из художественного произведения, близкий содержанию картины.

Следует отметить, что художественный текст, как показывает наш опыт преподавания в нерусской аудитории, всегда представляет для нерусских учащихся больщиэ трудности при его восприятии. В этой связи мы считаем работу по картине своеобразным подготовительный этапом к чтению и пониманию художественного текста., утверждая это положение мы ис..одим из того, что работа по картине требует от учащихся меньма речевого напряжения, чем художественный текст. Поснольку восприятие картины происходит по только с помощью символов-слов, по и образов, что увеличивает запоминаемость слов и выражений, кроме того, на основе картины реализуется "предметный план речевой деятельности" /И.А.ЗамнЛя/, помогающий учащемуся зрительно представить все связи и отношения между понятиями. Проведенный нами лабораторно-перекрестинй эксперимент о сравнительной эффективности картины и художественного текста, в ходе которого учащиеся поочередно описывали один и тот же объект /дуб/ по разп.и источникам: но картине," И.И. Лидкина "Ср:дн долины ревнив" и но отрщвку из романа Л.Н.Толстого "во"на и мир" /встреча князя Андрея Болконского с дубоц/. Через несколько Дней учащиеся первой группы описывали дуб на основе текста, а учащиеся второй -По картина. 1ксаеримзнт бил повторен с другими учащимися но картине и.Р.айна "Не ждали" и отрывку из рассказа Л.Андреева "3 генную

даль".

В диссертации представлены результаты эксперимента, которме свидутд.чьствуьт о тем, что вйскс1зи;-вния по картине значг.тохьно богаче, чем по тексту как в содержательном, так и в лексическом плане. Отсюда мы делаем методический вывод о целесообразности обучения связной речи в первую очередь по картина, а затем на основе худо-лоственаого текста.

Использование произведений живописи на упоках русского языка как неродпого, позволяя реализовать общодияактическое требование о сочетании обучения и воспитиния, содействует мировоззренческому, нравственному и эмоционально-тзсгетическоиу воспитанию учащихся, способствует пробуждению у учацихся интерэса, уважения и любви к народу - носителю изучаемого языка как создателю щедевров искусства.

известно, что искусство обеспечивает гармоническое развитие личности, поскольку воспринимается каждый человеком не в понятийной форме, а как личные интересы и переживается им как что-то свое, внутрэннее, позволяющее пережить в ироц-зссе восприятия то, что в ыо произведение было вложено его творцом. Поэтому как всякому общению, общению с искусством надо специально учить /я.А. Леонтьев/.

Придавая огромное значение в кизпи людей общению с искусством, З.В.щорохов считает, что через общение с худохоственными произведениями люди обогащают свой внутренний мир, становятся более прекрасными и одухотворенными лучшими помыслами.

Воздействуя эмоционально, вызывая сопереживания-'у учащихся, произведение живописи остается ьадолго в их памяти и тем самым содействует развитию личности в определенном социальном плане. ■ Отсюда вытекает требование о необходимости тщательного взвезенного подхода к отбору произведений кивописи для уроков русского язы-как как неродного.

Во второй главе - "Отбор произведений живописи для уроков русского языка как народного" - дается теоретико-методическое обоснование критериев отбора картин, содержится анализ экспериментальной работы по отбору картин для уроков неродного языка, приводятся данные результатов исследования.

В выработке критериев отбора картнн мы исходили из того, что наряду с известными общэхидакгическими требованиями /доступность,

Wiepec, художественная ценность, образовательно-воспитатсльное значение, связь с изучаешь! материалом/ необходимо разработать новые критерии, которые позволяли бы релать задачи развития речи одновременно с формированием лингвострановедческой компетенции учащихся.

Рассмотрим разработанные наци требования к отбору картин:

1. соответствие коммуникативный функциям обучения lia каадом этапе, кными словами, каждая картина, используемая на уроках русского языка как неродного, должна побуждать к общению, вызывать

у учащихся цотребность.в речевой деятельности.

Такой'подход предполагает учет лзксико-тзиатического и ситуативно-тематического принципа в подаче программного материала /например, ио темам: "Семья", "¡Икола", "Природа", "Спорт" и т.п./, необходимость подбирать картины, которые могут обеспечить соответствие между достаточной информативностью картины и уровнем лексико-грамыатической компетенции учащихся.

2. Обеспеченна презентации страноведческого /россиеведческо-го/ иаториала, 0знйК0.4Л-э..н-а учащихся с историей, культурой, традициями, бытом народа изучаемого языка.

На необходимость использования страноведческой и лингвостра-новвдчзской информации на уроках русского языка кек нередкого указывают многие лингвисты и методисты /Я.М.Берэщагин, Г.Г.Горо-дилова, 3.Г.Костомаров, С.Д.Митрофанова и др./. В зтой связи мы рассматризаэи использование произведений кивопясп на уроках русского языка как важнейший источник страноведческой и лтшгвостра-новедческой ин$ормацил. Следовательно, отбор картин нужно проводить с учетом их познавательных возможностей, их информативности, учитывая, что они должны обесаачивагь познание жизни через образ, созданный художником.

■ 3. Формирование культуровэдческих знаний и искусствоведческих уазнгй "читать" картину. В этой связи важно отбирать высокохудожественные произведения; способные вызвать особую эмоциональную насыщенность реакций и чувств, что обусловливается специфическими особенностями кивописн,

4. Отрааени» национально-культурного самосознания русского народа, возводящих черпать из хивописных произведений иокн:ла-ние хисни русского народа, его стремлений и надежд. При этом, как показал наш опыт преподавания, учащимся блике и понятнее иролз-

ведения, отражающие современную действительность, поскольку они в большей иерб перекликаются с жизненным опытом учацихся.

В этом плане учащимся блике и понятнее произведения реалистического искусства. Об ьгом свидетельствуют экспериментальные данные О.Г.Алаивдзе, на основе которых она утверждает, что подростки проявляет особую склонность к реалистическому искусству.

¿>. помадь воспитанию нравственных и эстетических качеств обучаемых., пробуждение в них уважительного чувства к народу - носителю русского языка. Приобщение к шедеврам русского искусства постепенно формирует у учащихся чувство красоты, добра, справедливо-, сти, уважения к русскому народу. Преемственность русской живописи с традициями луч л их достижений мирово!! культуры, помогает проникнуть в действительность другого народа и тем самым расширить их социальный кругозор. Воздействие изобразительного искусства, по мнению психологоз, настолько велико, что способно содействовать психической, нравственной, интеллектуальной коррекции личности учащегося.

6. Стимулирование положительных йотиваций в обучении неродному языку. Ьтому прежде всего способствует эффект создания новизны ьа уроке. Репродукция выступает как необычное экстралингвистическое средство, располагающее больший зарядом эмоционального воздействия и познавательной информации. Новизна стимула, ьеобычная форма подачи материала активизирует внимание учащихся, способствуя тем самым расширению объема усваиваемого материала, мобилизует волю, снимает утомляемость, облегчает весь процесс обучения языку.

7. Учет межпрадмехных связей, в частности с уроками изобразительного искусства, что позволяет более эффективно организовать работу по картине на уроках русского языка. Предусмотренное программой ознакомление учащихся на уроках изобразительного искусства о ^азл1.ч.1Шй жанрами живописи: натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический жанр - позволяет использовать эти кайры для составления различного типа высказываний на неродном языке /описание, повествование, рассуждение, рассказ, отзыв/. При этом, как и на уроках изобразительного искусства', можно осуществлять концентрическое ознакомление учащихся с жанрами живописи, то есть один и тог же жанр в зависимости от его сложности использовать

на разных этапах обучения.

На основе выдвинутых нами критериев и общедидактических требований была проведена экспериментальная работа по отбору картин

для каждого этапа обучения. Ъ'л стремились определить потенциальный минимум произведений, наиболее эффективных с точки зрения использования их для развития иноязычной речи учащихся.

Ъксперлиентальная работа проводилась с 1989 по 1991 гг., в ной участвовало 526 человек: учащиеся 1У-Х классов хкол с узбекским языком обучения 28,95,111 г.Ташкента, студенты-таджики, обучающиеся на факультете русского языка и литературы в Самарском пединституте, студенты-иностранцы Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картография, МПГУ им.В.Л.Ленина. Презентация репродукции /одинакового размера, цветных/ проводилась по жанрам'/натюрмортньй, пэйзакный, портретный, сюк.этнс-бытовоУ. При этом внутри каждого из-них пргд.тагалось вибрать ту картину, которая вызывает пзибольший интерес и доступна для составления высказывания па неродном языке /имеется в виду словарный запас учащихся определенного этапа обучения/.

В диссертация раскрываются задача и сущность каждого экспера-иента', уточняются критерии оценки, приводятся статнстттчас.ло дап-ыда, анализируются высказывания учащихся.

Ка основе экспериментальной работы, описанной в этой главе, выявляются определенные закономерности в отборе учащимися каждого возрастного периода тех или иных картин:

1. Для учащихся начального и среднего этапов обучения /1У-УШ классы/ доступны для восприятия и описания на пвродном /русском/ языке такие авнры живописи, как натюрморт, пейзаж, канровая картина, а для учащихся среднего и продвинутого /У1-Х1 кгоссц/ этапов, кроме того,- и портрет.

2. Учациеоя начального и среднего этапов для высказываний на русском языке предпочитают картины, близкие их хиэнекнсму опыту, описательно-натуралистического характера с четко выраженным рисунком, ясной предметностью содержания и картинной композицией. Так, сред:! натюрмортов онл отдают предпочтение тем, на которых изображено иного разных объектов /ыногопрэдмотнке/ или мало предметов

на "открытой" фоне /пейзаж, интерьер, взд из окна/. Из пейзажного канра наибольший интерес у учащихся вызывают пвйзйеи о ьлемен-таии жанровых моментов /присутствие человека, животных, строений/.' Среди жанровых картин учащиеся выбирают динамичные, многофигурные /однако но "хоровые"/ с ясно выраженной ф.аЗулой и наслон-ной композицией. Учащиеся среднего этапа из портретного жанра предпочитают портреты с элементами асанровой картины: "говорящим"

фоном, подсказывающими деталями и динамичной композицией.

3. Многим учащимся продвинутого зтапа обучения доступны для восприятия и описания более сложные картины, их цривяекают картины, несущие новую информацию о стране изучаемого языка, учащие-., ся этого ыапа цоняг в картина не только сюжет, но и ее изобразительно-выразительные средства, психологизм изображенных на полотне персонажей, лирико-апический план картины, оригинальную композицию.. их уровень владения русской речью позволяет им описать малопредметные натюрморты, которые в большей степени требуют от учащихся внимания, ¡1аблюдита.тьности, умения вглядеться в цредиэт, увидеть его признаки и назвать их. Среди произведений пейзажного канра многие учащиеся выбирают пейзажи "настроения", лирико-иоэтического и Философского характера, вызывающие у них глубокие чувства и эмоциональное сопереживание. Тенденция к отбору малопредметных и ш-лофигурных композиций проявляется и в выборе жанровых картин, среди которых учащиеся этого этапа предпочитают малофиг^рные композиции с изображением героев крупным планом, что дает возможность зрителю их лучде рассмотреть и по внешнему облику раскрыть внутренний мир персонажей, их действия, поступки, глубже понять эпизод, запечатленный «а полотне, ита же закономерность наблюдается и в отборе портретного жанра. Так, учащиеся выбирают не только портреты с изображением детских и женских образов, но и известных деятелей: иисателей, ученых, художников, композиторов, изображенных крупным планом в творческом вдохновении или психологической состоянии.

Отбор картин с учетом специфики Каждого ханрб живописи способствует реализации ситуативно-тематического принципа в подача программного лексико-грамматического материала, созданию предпосылок для общения на русском языке, обеспечивает потребность в речевой деятельности у учащихся, расширяет культуроведческие знания о стране изучаемого языка.

В третьей глава - "Искусствоведческий текст как ббразец при подготовке к высказыванию цо картине" - обосновывается целвсо-образность использования искусствоведческ&го текста в качестве образца при подготовке к сочинению по картине, выдвигаются требования к отбору этих текстов, в соответствии с которыми они анализируются для использования в учебных целях.

Под искусствоведческим текстом мы понимаем-текст, написанный художником, искусствоведом, педагогом, в которой раскрывается содержание той или иной картины и средства выражения замысла худож-

ника.

С целью выявления особенностей содержания и лексики этих текстов для использования их в учебных целях было проанализировано 85 текстов разных авторов объемом oí ICO до 600 слов /каждый/ по выдвинутым критериям: доступность, информативность, интересность текста, его художественная и эстетическая ценность, смысловая цельность текста, его структура, жанр, стиль, а также объем,сложность синтаксических конструкций, частотность употребления искусствоведчески х терминов, наличие эмоционально-оценочных и образно-выразительных средств языка.

На основе проведенного структурно-семантического анализа ис- • кусствоведческих текстов и проверки их в процессе обучения русскому языку нерусских /JTUIfAK/ были сформулированы требования ■ . к отбору этих текстов для использования их в качестве образца при подготовке к высказыванию по картине:

- обьеи искусствоведческих текстов не должен превышать:

а/ на начальном этапе обучения - 100 слов; б/ на среднем этапе -160 слов; в/ на продвинутом этапе - 270 слов; .•

- средняя развернутость предложений в тексте не 'должна превышать: а/ на начальном этапе - 13 слов,, б/ на средне«.- 20 слов, ьа продвинутом - 25 слов;

- текст должен быть ориентирован: а/ ьа начальном этапе адресован детям или иностранцам, б/ на среднем - массовому читателю, в/ на продвинутом - широкой публике, интересующейся искусством;

- ясное отражение темы и основной мысли в тексте;

- четкая структура текста /зачин, основная часть, концовка/;

- доступность, интересность, информативность текста, его художественность ;

- соответствие изображенного на картине содержанию текста; •

- ярко выраженная авторская позиция в тексте, отношение к описываемой картина;

- несложность синтаксиса текста, ртсутствиэ громоздких, перенасыщенных причастными и деэприч0стныци оборотами предложений;

- умеренное использование речевых "красивостей"; штампованных . выражений,характерных для некоторых текстов.

• проведенный анялиэ содержания и лексики указанных текстов лозвблил сделать следующий методический вывод - определенная однотипность искусствоведческих текстов с точки зрения типа, стиля речи, некоторых структурно-семантических особенностей, специ-

фкка язынового наполнения /интернациональная лексика, искусство-. вадчоская терминология, богатство образно-выразительных средсгь/, ярко выраженная авторская позиция и его индивидуальность позволяет использовать axa тексты в качество образца О/я создания собственных высказываний по картине и для работы над совершенствовавши рачавадчаских знаний и коммуникативных умений /текст, его признаки, структура, хил, схиль речи, тема и основная мысль sosera, авторская позиция и т.д./.

В четвертой главе - "Особенности методики работы по шртино на уроках русского языка как неродного" - охарактеризован теоретический подход к методика использования картины, позволяющей реализовать положение о единстве развития речи и лингвосхрано-ведческой компетенции учащихся, представлен разработанный нами комплекс упражнений, который помогает реализовать на практике теорию речевой деятельности и коммуникативный подход в речи.

- Разделяя положение В.И.Кашгнос, Н.Н.СергеавоЙ, U.C. Соловейчик о соотношении коммуникативных умониЗ со структурой речевой деятельности, ш считаем, что картина способствует рсализацга .содержательной стороны высказывания кал на родной, san в па ио-- родной языка учащихся. Картина, как правило, шехушег в качество sparozbiiú-cuuaioDOÍ опоры, способствушоЯ фортгровшшэ Пашков в умений аудирования, говорения, чтения а насып. Цроаялю-стрируам ьго положен!» таблицей /см.табл./

Картина как зрительно-смысловая опора в Формирована!

коммунпкатквных умений различных ведоб рочэсой долголь-

НОСХН V

Виды рочавоЗ кшшуншшяшшэ умения учавдхса

деятельности

Аудирование Поншаняо сообщайся учлголя о сарткно:

/одушанка/ - агахочомэ необходимой енфориздя вг

ионологпчзецого вискасиванпя учителя о картине;

- понкианвэ формулировка гояроооп коищу--нпкатввного лидера /учителя-' во вргмя беседы по картина.

Говоренсз Овладенсо ионояогвчэской рзчыэ раашх sa-

nos /спьсанва, повестеоЕЗНЕе, расоушг-нио/.

Формирование и реализация собственной авторской позиции в высказывании по картине.

формирование и совершенствование самостоятельной подготовленной « неподготовленной рочл.

Овладение диалогической речью и невербальными средствами в ситуации общения "охавших" действующих лиц картины, в ситуации экскурсия и т.п.

Чтопсэ Воспрпятио искусствоведческого текста:

- понимание темы а основной иыслп читаемо- ' го токста-образца;

- овладение навыкацн изучающего а поискового чтоняя;

- овладение навыками беглого п выразиольного чтения.

Пгтсьмо Нгшпсанво творческих дпктангов и палогонпЗ

по каргпно. .. .

Формирование п соверпгэнствованзв унэний писать сочаненио-оппсанио, ссчзнонпе-повост-вованпэ, сочинонне-рассугдонпэ по картине.

Овладение уиенаем писать отзыв, рецензию, отклик о картине, обзорную сгагьв о выставка картин.

Такой подход дал возможность подгогозгтзь oncsouy упраздняй ка основе работы о картиной, позволяемой анзонссфпцирОЕать взаимосвязанное обучение норусскях упэдзхся различии! сздам рочэвой додгольносгп на русской ягыкэ.

разрлботепнал нами спстсш упразнониЗ по гаргино, направлон-кЗД па форлсрсза'.со ксаыуникагшлшх уисннЗ а соответствия о каз-0=1 пз чэтирзх впдоз рсчзвоЗ дояго.тьносга, быта апробярована d процесса обучения русопоцу лзшцг а пнсла! Усбодпотана я Чохооло-сшшз п. показала, чзо: 1/ шшолнеппо упражнений по карзтю до-ctynno уощписл п вызисаег у нпх опредолэнный интерес; 2/ комп-яоео упрзпношгД ira рззвсгггэ говорения, мупаяил, чтонял п ппоь-

ua в использованием картины я искусствоведческого текста облегчает формирование коммуникативных умений, способствуя развит), связной русской речи учащихся; 3/ использование картины и искусствоведческого текста особенно аффективно для.рЙвитня письменной речи учащихся; 4/ выполнение упражнение на основе картины в определенной системе и комплексно способствует осуществлению функции- взаимодействия устной и письменной речи, что повышает эффективность работы по развитие иноязычной речи в целой.

В диссертации доказана возмохность формирования жанрово-ситуа-тивной речи учащихся, в частности, экскурсионной, на основе картины как гкстр&лшгвнстического фактора, предопределяющего оферу общения в области искусства.

Исследован вопрос о влиянии живописи как одного из важных компонентов культуры народа - носителя язьша на формирование лингво-страноведчаской компетенции учащихся и совершенствование жх русской речи. Эксперимент показал, что картина облегчает формирование лингвосграноведческой компетенции учащихся, поскольку расширяет и углубляет их знания о стране изучаемого языка, о культуре . и искусстве русского народа средствами самого языка в процессе зрительной семантизации к комплексного комментария по картине. Зрительная семантизацкя незнакомых слов по художественной картине значительно аффективнее, чей по отдельнш рисункам, изображающим те же предметы, что и на картине. Объем и содержание высказы-' ваний учащихся экспериментальных груш значительно выше, чем контрольных .

Важной особенностью разработанной методики.работы по картине является учет предваряющая связи с уроками родного языка учащихся, ото проявляется прежде всего в переносе навыков и умений родного яаыка, оказывающих положительной влияние на процесс овладения неродным языком /транспозиция/, когда обучение общению на русской языке опирается на навыки в умении, сформированные на родной языке. Однако в практике преподавания русского языка вак неродного довольно редко учитываются явления транспозиции, jas, в школах Узбекистана, как показали наши наблюдения, не реализуется праицш синхронного или опережающего формирования коммуникативных навыков н умений на родном языке. Зто, естественно, вызывает трудности в работе по развитию связной русской речи учащихся. В »той связя нами был проведен эксперимент, суть которого оостояла в том, что в экспериментальном классе /5 класс, школа X 111, г.Ташкент, студент-

ка Расулова Эульхумор/ подготовка к сочинению на русской языке по картине И.левнтана "Золотая осень" предшествовала работа над сочинением по алалогичяой картине /пейзак, те.ча "Осень"/ у.танскбаева "Осень d горах" на уроке узбекского языка, где ^ормировалрсь умение раскрывать тему и основную мысль высказывания. В контрольной же классе работа над сочинением по картина И.Левитана "Золотая осень" на уроке русского языка проводилась без продваряюц'ей связи с уроками родного языка. Эксперимент был повторен в ^ классе, гдо на уроке узбекского языка о целью формирования умения собирать и систематизировать материал к сочинению проводилась подготовительная работа по картине С.А.Чуйкова "Утро", а через неделю-на уроке русского языка было проведено сочинение по картине A.ÍI. Венецианова "на паане". Анализ письменных работ, написанных на узбекском и русском языках в экспериментальных и контрольных клао-' сах проводился по единым критериям: 1/ объем сочинения, 2/ развернутость предложений, а/ полнота раскрытия темы, л/ развернутость ыпкротем, 5/ последовательность нзлоеония в соответствия о самостоятельно составленным планом.

Сравнение сочинений учащихся по указанным вызе параметром показало, что в экспериментальной классе среднее количество адов в сочинения высо на 35% /на 36 слов/, развернутость предложений болыпо на 245 /на 26 слов/. Учащиеся экспериментальных классов более полно раскрыли тему, что нашло охранение в раскрытии микротом /среднее количество слов в каждой иикротеае больше на уценка систеаатазировать собраннкй по картине материал проявилось при самостоятельном составлении плана сочинения и в соответствии о ним - в иоследов-хчльмост,; изложения мыслей. Оказалось, что это умение у учащихся экспериментальных классов сформировано на щ% больша, чем у учащихся контрольных классов, данные убедительно сзидстэ.тьсхэуг? о retí, что продварящая связь о уроками родного языка по формированию навыков и умений связной речи оказнвэет по-лозательноэ влияние на развития нородноЗ связной речи на русской языка.

Но имея воэиохноати в райках авторо1орага раскрыть всо компоненты разработанной методики работы по картине, ограничимся указанием на сэ особонност!?, которые состоят в гом, что она способствует:

_ фориярованиэ помцунипзтшзних уиеинй на русском язипо;

- активизации различных видов речевой деятельности путем mi-

ьолненкя системы упражнений на основе картины;

- развитию различиях стилей речи, в том числе экскурсионной;

- совершенствованию спонтанно?, речи;

- обеспечению связи уроков русского языка о уроками родного щшиа и изобразительного искусства;

- обогащению речи учащихся искусствоведческими терминами, словами, связанными о живописью, образно-выразительными средствам в языка /на основе аналжаа картины > нскуссгвовадческого текста/;

- Формированию лингвосхрановедческой компетенции и искусство-вмчесыкх умэннй "читать" картину.

Пятая глава - "Структура и содержание уроков русского языка до ьаргиие" - содержит материал, показывающий, что данные уроки в отличие ох другах уроков русского языка имеют своя спецв£аче-сше черты.

' 1. Ьхи уронв предполагают эсхетичесви грамотный анализ кар-хшш, внимание и специфическим средствам живописи /цвет, колорит, компоэагция, светотень и х.п./, закрепляют основы зрительной нуль-■ хуры, умения чувствовать красоту живописного полотна, "читать" его..

2. lia уроках при работа с картиной могух бить реализованы все виды речевой деятельности: аудирование /слушание рассказа учяхаля о художнике ■ искусствоведческого токога/, говорение, /ответы на вопроси и оосхавленве монолога по картоне/, чтение /секога по искусству/, письменная речь /напвсансе изложения un сочинения/.

3. Уроки о использованием картины предусматривают формирование комиуникахивних умений, связанных с анализом кархины /умение раскрывать хаму и основную мысль, собирать и систематизировать материалу' и совершенствование речеведческвх знаний о хексхе /на материале искусствоведческого текста/.

4. Отбор языкового материала для ахах уроков определяется »кохралвнгвиохическвмв темами, связанными о содержанием картины.

5. Данные уроки предусматривают решение задач нравственного к »схетичеоного воспитания учащихся.

Структура урока по картине достаточно хорошо разработана в методике. В традиционную схему урока по картине мы вводам новые компонент - комплексные лиаввоохрйноведчесннй иомменхарвй я чтение и анализ искусствоведческого текста - образца. Положительное

элиянкэ топота - образца на высказывание учащихся доказано в мэ-тоднке /Г.Г.Городилова, Л.М.Зельманова, т.А.Ладыженская, Ф.А.Новожилова, П.А.Пленкин, С.С.Русина, А.Н. Яукин/. Однако не нсоле-дован вопрос о влиянии искусствоведческого токста в сочетании о картиной на предстоящее высказывание учащихся. С этой целы) мы провела поисковый эксперимент, сущность которого заключалась в sou, что в экспериментальном классе после беседы по картине был прочитан п проанализирован иснусствоводческий текст, поясняющий данную репродукцию, затем учащиеся, минуя устное сочинение, составляли самостоятельное письменное описание картины, в контрольном жо классе после беседы по картина, валючапцей такге п словар-но-стплйстпчоскую работу, вместо чтения и анализа текста-образца, учащиеся составляли устное сочиненке-описанне картины "по цепочке" и, кроме того, два ученика описали картину в целом, эксперимент проводился дипломницами Ивой Ховацка я Еленой Гладка в 8 классе чехословацкой пколы по картине Ф.А.Васильева "Оттепель". В обоих классах d нашло урока учитель кратко рассказал о худои-нкко а его картине, сообщил о коночной цели работы - письменное опвсансэ картины Ф.А.Васильева "Отхеполь".

Сочинения обоих классов сопоставлялись по следующим параметрам: 1/ объем сочинений; 2/ развернутость продлогоний; э/ количество опссатолышх локопчеоких единиц; 4/ количество слов о пространственный вкачанном; 5/ количество искусствоведческих тормп-ноз п слов, относящихся в dopo изобразительного искусства;-6/ налпчпэ и развернутость ыкпротемы "отношокяе к пейзагу". Зтп притерта обусловлены спвщг5ичоскгиз особенностями картины и токста п позволяют объективно судить о влиянии текста на сочинения учащихся.. В зпспорпионтольисц влассэ токст-образоц был вопягсая на доспэ /глтси старт/ п прочитал учлмясц.

Дзкныэ звепэргиекта, представлзнкыэ а таблицах дпссортацлп, сшиотольствуюз о геи, что наибольшее влияние текст по искусству окзгигзег.па язкеаку, ссобонно опгсатольную, пространственную п псаусствовадчэсауп, которую учанпяп завиствуют из Образца, иы C4azaei такса эзгаствосанвэ цолаэныи, поскольку эта лексяпа обо-Г02ПП рэчь учгдлхса обрасно-выразятольшшп словами. Влияние топ-сга спасалось, кз апирэ я стпло сочянснпй. В средней обзеи с Очакове!! утпцзхсл зссперписитольяого вяасса вызэ, чзи п контрольном ез 12,6 сдоа, соозвзютеонно болью развернутость предложений я

микрогамы "отношение".

В диссертации характеризуется методика анализа текста-образца:

- текст анализируется в сочетании с картиной, что усиливает «национальное восприятие обоих источников,

- при анализе образца обращается внимание на искусствоведческие слови и термины,

- содор<ахольно-композиционпый анализ текста проводится в органичоской связи со средствами ого языкового вырй1ения.

В глапе - "Проверка методики работы по картине /обу-

чающий ькшернмепт/" - характеризуется разработанная нами методическая система развития речи на основе картины и искусствоведческого токста, реализованная в программе работы по картине, рассматривается результаты обучающего эксперимента.

При подготовка програ.иы мы исходили из того, что картина в силу своей специфики, являясь важным стимулирующим средством ком-муникахивно-цозпаватолы'.ой потребности обучаемых, представляет собой необходимый «оппонент реализации методической системы развития речи учащихся, разработанной Т.А.Ладыженской. В основу данной программы положены коммуникативные умения, представляющие главным образом содержательную сторону речевого произведения.

В программе озрасаны те элементы методики, которыа являются наиболее характерными для ьахей систимы обучения. Ш стреинлиоь 'показать связь работы по картина с изучаемой лексической темой, страноьедчоским материалом а уроками родного языка, дать представлена о том, какие рачоведческие понятия и коммуникативные умения ми формируем на родном ягяко, какие снеаония по изобраьи-тельнолу искусству используем в с картиной, какой искусст-

воведческой лексикой обопрем речь учащихся в процесса работы rio картине, какому гаду к стили речи обучаем, используя определении!! жанр ¡LUíi^naca, тип а синь речи искусствоведческого текста, как paofú-u по картине он/щ::ьаа1-сл о высказываниями по другим источнц-нам /наблюдения, хигшениый опыт, впечатления^.

■ Составленная нами программ работы по картине /си.1рагиьит программы - сройийЙ usan ьа c.lt.-£ \/ была впробироъына cijaenTb-ин-дипяомпикаии в лцолах yaoetsicraua /фалентск^и лкила-и.и&р-нат Ja lil, А играно кал средняя школа //, Щдишисгьна /Д;, .л;<..".-биасшя сдоиян ¿¡коли ¿ 1м/, Чехослоьаиии, ресиублим i.yda, Ubtí-наоа. Проварка ироьодилась цо ьтшшм обучения н •feuo.íue Hrí~-M i

t>

С целью проверки эф?октивностн предлагаемо!! методики, реали-вованной в программе работы по картине, бил проведен обучающий эксперимент в 6 классах СЛ Ji 111 г. Ташкента. По окончании обучающего эксперимента учащиеся экспериментальных и контрольных классов писали среэовые сочинения по картине А.А.Пластова ".чехом". Данная картина выбрана потому, что она, как показал эксперимент, вызывает интерес у учащихся и, кроме того, созвучна теме сочиненна "Один из дней моих летних каникул", которое проводилось перед началом обучающего эксперимента с целью выявления уровня владения русской речью учащимися экспериментальных и контрольных классов.

Сочинения учащихся анализировались по следующим критериям: 1/ объем сочинений, 2/ среднее количество слов во всех микротемах,. Ъ/ среднее количество употребленных в сочинения прилагательных в образно-выразительных языковых средств.

Сравнение результатов срезовых сочинений по картине А.Пластова "Летом" показало значительное преимущество работ учащихся экспериментальных классов по сравнению с контрольными классами: й/ среднее количество слов в сочинения выше на /в среднем • на 42 слова в каждом сочинении/; б/ среднее количество слов во всех микротемах больше на 33S /в среднем на 32 слова в каждом сочинения/, среднее количество слов в одной микротеме в'саа на 30%; в/ среднее количество употребленных в сочинении прилагательных выше на 48S /в среднем на 7 слов в каждом сочинении/.

Анализ сочинений показал, что учащиеся как экспериментальных, ■ так а контрольных классов видят на картине прежде всего людей и предметы, крупно изображенные на переднем плане /девочку, женщину, собаку, грибц/. Вместе с теи учащиеся экспериментальных классов научались более внимательно рассматривать картину. Они видят на ней не только главных героев, но и детали, помогающие в раскрытой замыола художника.

Чтобы выяснить, какое влияние оказала наша методика работы по картине на овладение учащимися знаниями искусствоведческого характера, мы использовали так называемые свободные анкеты о открытым вопросами, на которые пкольники должны были самостоятельно «формулировать ответ. В анкетный лист были подобраны та-аяо вопросы, знание воторых необходимо для "чтения" картины и которые характеризуют в какой-то мера эстетическую образованность детой.

Данные анкетирования позволяют утверждать, что в процессе «ксаорпмэнтальной работы учащиеся овладели определенными знания-цП Еснусствоводческого характера, а именно:

Программа работы по картине /для

Лексическая I Речевед.поня-!Содержание работы ! Сведения по изо-тема.Страно-t тия и комму- !цо картине и ШЗтек-l бразительному ведческий I ьикагнвн.уме-т! сту на уроках рус- 1 искусству аопекх I ния на родном!ского языка I __1 яз!же__1_ !_

Лею /в Рос- - Текст,его Характеристики Колорит как сред-

сии/. Летние признаки. ИЗхекста /смысловая ство раскрытия со-

каникулы Научное и цельность,связность, держания картины.

художест- членимость/.учебный Отношение художни-

венное рисунок и произведе- ка к изображаемому

описание ние живописи. Научный

и художественный

стиль рочи текста

Спорт и Ра юказ,осо- Составление расска- момент действия.

увлечения бенности его за по картине или Рисунок

построения. на основе ролевой

Композицион- игры по картине.Ра-

ная схема зыгрывание ситуаций,

рассказа • изображенных на кар-

тине .Сочинение-рас-

сказ по картине

Природа Рос- Описание пря-сив.Времена роды.Сормиро-года /вима, вание своего веона/.Пого- собственного да отношения к

описываемому. Стиль тексты

Сиисаниа пеГ.э-а'-л. Научно-популярный стиль аЗтексха с злеменхами худо-«ественноЯ речи. Сочинение-описание по картине

Пейзаж. Горизонт высокий и низкий. Перспектива

Труд.Про- описание дей- Описание дойсхвий Цногофигурность феосвя ствий людей. людей,изображенных композиции

Сложный план, на картине.Струк-Струкхура хек- тура ивтекста.сно-сха. Абзац собы связи.Абзац.

Сочинение по картине или на основа жизненных впечатлений

- 27 -

среднего этапа обучения/ . •

искусств, лексика 1 количество 1 часоп 1 ! I 1 ¡1р:иерныЯ порочень ! картин !

Колорит, топ, полутон,свот 4 A.Пластов "летом", "лето", А.малиновскай "На реке", И.аашкин "Дубовая роща", "Рожь" "Утро в сосновом лесу". А,.Лактионов "летом B.Поленов "Березовая аллея в Абрамцеве", А.Саврасов "ПеЯааж с дубвмя", Н.Ромадин. "Свежий ветер", Ф.Заснльев "в Крымских горах", В.Леонювич "лето", к.ломакян "Юные шефы" _ •

Кульминационный К.Успенская-Кологривова "Но ваялн на рибад-

цоиокг, зффокз 4 ку", Г.Григорьев "Вратарь", В.Прибыловский

"Вратарь", А.Дейнена "Эстафета", А.ваоильев "Юность", А.Мазитов "у финнла", Ю.Ракша "Маленькие купальщицы", А.Пахоиов "Стрелка по лука" _

УзЯсаз,горизонт, ПерОЯОИЗЕНЗ, П8Й-захзсг

Н.Крымов "Зимний вечер", А.Пластов "Первый снег", Н.Крылов "Русская зкиа", К.Коровин "Зиыой", И.Шишкян "Зима", С.Бабиков "Зимнгэ винограднпки", А.Степанов "Ранняя весна", А.Севрасов "Грача прилетели", А.Венецианов "На пашне. Весна", Ф.Васильев "Оттепель", Л.Ловитаы "март", "Весна - большая вода", К.Юон "Конец- згтиы.Полдень", "Мартовское . солнца" ________

Фягурэ.пога, натурэдн

А.Пластов "Узин трактористов", "л:атва", "Взгя-подпасон", "Оа.окоо", А.Бубнов "I® поло? II.Ткачев "Маляры", "Пошрпха", А.ДэЙнока "У поря",'Б.Корнеев "Геологи", А.Хмельницкий "Нехожеными тропами"

4

1/ осознали такие важнейшие средства живописи, как колорит -91%, композиция - 76* школьников;

- 2/ правильно отметили значение цвета в картине - ЬЬ%, средства изображения главного героя картинм - 97%;

3/ усвоила, что такое натюрморт - $1%, кто такие художники-пейзажисты - 94:« школьников.

Исходя из нашего предположения о том, что использование произведений живописи в системе работы по развитию связной речи будет способствовать повышению интереса учащихся к втой работе, мы предлосили школьникам ответить в письменной форме на такой вопрос: "Какие уроки русского языка мне особенно запомнились /понравились/ и почемуî"

Как выяснилось, многие ученики /783/ экспериментальных классов больше всего запомнили те уроки, на которых проводилась подготовка к сочинению по картине.

Таким образом, результаты обучающего эксперимента позволяют сделать следующие выводы.

1. Работа по картине помогает формированию культуроведчеокой компетенции и коммуникативных умений, рассматривание картины в единстве содержания и Форш, акцептирование внимания детей на теме произведения живописи и средствах раскрития замысла художника, прием озаглавливания картины помогает учащимся овладеть умением раскрывать тему и основную мысль своего сочинения. Обучение высказываниям цо картине способствует формированию у детей умения выражать свое собственное отношение к описываемому.

2. Учащимся среднего этапа доступно опноание отобранных в процессе экспериментальной работы картин. Деги правильно определяют замысел художника, выделяю» главное в картине, понимают роль деталей в раскрытии замысла, отмечают выразительные средства, используемые живописцем /цвет, колорит, композиция/.

3. Описание натюрмортов и пейзажей способствует формированию у детей умения описывать иредмет и природу, активизирует и обогищмтх словарный запас учащихся, особенно именами придать-вельными.

4. Шестиклассницам доступны отобранные намя тексты искусствоведческого характера. Опираясь на приобретенные на уроках родного языка рэчеведческиа знания и умения, учащиеся ираьвль-

но анализируют структуру текста, устанавливают способы связи . между частями я предложениями, определяют тип и стиль искусствоведческого текста на русской языке.

5. Посла работы над списанием сюсетной картины целесообразно обучать составлению рассказа по картине, если школьники предварительно познакомились с особенностями построения рассказа. При соответствующей подготовительной работе учащиеся могут овладеть умением строить рассказ по картине, выделяя при атом основные композиционные моменты.

6. Работа по картине может служить подготовительным этапом

к самостоятельному сочинению на аналогичную по содержанию н сложности тему /на основе жизненного слота, по наблюдениям, по во-' ображениц/. Она оказывает большое влияние на композиционное я лексическое о£ормление последующего ученического сочинения.

7. Предлагаемая методика работы по картине в сочетание о нс-куоствоведческим текстом способствует обогащению речи учащихся образно-выразительными средствами языка, а также словами, необходимыми для анализа картины как произведения живописи /искус- • отвоведчоскшп тераинеыз, словами, относящаяся к сфере изобразительного искусства/.

8. В процесса обучения высказываниям по произведениям живописи учалшася могут овладеть определенными знаниями искусствоведческого характера /о.колорите, композиции, натюрморте, пейзато и

Т.п./.

В заключения диссертация подводятся основные итоги исследования, формулируются общие выводи, указываются нерешенные вопросы, намечаются перспективы дальнейших научно-исследовательских поисков.

По Теме диссертации опубликовано 75 работ.Основные пз нпх: Книги, программы, брошзры

1. Использование живописи в преподавания русского языка /монография/.- М.: Просвещение, 1983.- 123 о. и 29 иллюстраций.

2. Жцвопясь на уроках русского языка. Программа спецкурса для студентов факультетов русского языка и литературы пединститутов. Сб. а 1 - П.: Просвещение, 1988.- с.10-22.

3. Сочинения по произзеденяяы живописи в 1У-У классах. Нинок: ШШ педагогики МП БССР, 1973.- 59 о»

4. Урока по развитию связной рочп в 1У класса. Под род.Т.А. Ладыаонокой.- Вильнюс,1974. 1 чаоть, 54 о. Авторский текст;

д.9-14, с.30-36. П часть - Э9 о. Авторский текст с.5-10, 19-21, . 24-27, 34-3?.

5. О речевых умениях по русскому языку учащихся 1У-У1 классов школ с белорусским языком обучения. Минск: НИИ педагогики МП БССР, 1977.- 44 о. /в соавторстве/. Авторский текст: 3-276. Методика преподавания русского языка в национальной школе. Программа для студентов национальных отделений факультетов русского языка и литературы пединститутов. Сб. 1.- Л., ЛО.: Просвещение, 1963. С.3-21 /в соавторстве/.

7. Ыетодика преподавания русского языка в национальной школе. Программа для специальностей 21С2, 2103, 2121 подагогичеоких институтов. М.: Минпрос СССР, 1985- С-48-60 /в соавторстве/.

8. Русская речевая практика. Программа для специальности 2116 "Русский язык и литература в национальной школе".- л., ЛО.: Просвещение. С. 10-16/в соавторстве/.

-9. Практикум по русскому языку /про!ессиональное общение/. Программа для ФЛК учителей русского языка национальной школы.-М.: Ышшрос СССР, 1966.- 11 о. /в соавторстве/.

10. Педагогическая практика студентов факультетов русского языка и литературы. Программа для специальности 2116 "Русский язык и литература в национальной школе:.- Ы.: Минпроо СССР, 19£о.- 26 с. /в соавторстве/. Авторский текст: 1-4, 16-17,20-21.

11. ¡¿этодика преподавания русского языка как иностранного. ■Программа для студентов-иностранцев факультетов русского языка и литература педагогических институтов.- и.: Иинпроо ОССР, 19&7-- 27 с. /в соавторстве/. Авторский текст: с.3-6, 8-9, 10-15, 24-27-'

12. Основы культуры речи. Программа для специальности 2101 "Русский язык и литература" и 2121 "Педагогика и иеюдика начального обучения". Сб. И 1.- М.: Госкомитет по народному образованию, 1936.- 0.3-9 /в соавторстве/,

13. Практический курс русского языка. Программа для специальности 2116 "РуоскдЙ лши и литература в национальной ииоло". Сб. & 25-- Л., ЛО, Госкомитет по народному образованию, 1988.101 с. /в соавторстве/.

Раздели в книгах,тезисы докладов,статьи в журналах

и сборниках

14. Развитие письменной речи учащихся. //В помадь учители Коми АССР - Сыктывкар, 1961.- С.19-31.

15. Как я работаю над сочинением по картине в Т—ои классе //Опыт работ по развитию речи /у-уп классы/, под ред.Т.А.Ладыженской.- М. : АПН Р(ХСР, 1962. - С. 24-32.

16. Сочинения по картине в У классе, //народная асвета.- 1971.-JS 12.- С.51-56.

17. Сочинение-рассказ по картино К.Успенской-Кологривовой "Пв взяли на рыбалку", //рус.язык в школе.- 1972.- X 2.- С.,59 -62.

18. К вопросу о количественной оценке лексического богатства сочинений по картине. //Вопросы преподавания русского языка в школе с белорусским языком обучения, иод ред.А.З.Супруна.- Минск: ¡Ш педагогики МП БССР.- 1973.- с.48-54.

19. Сочинения по картинам в У1 классе //народная асвета,- 1974, * 1. C.Ö2-86.

20. Об использовании натюрмортов при обучении сочинениям - описаниям //Исследования по развитию связной речи. Под ред.Т.А.Ладыженской.-М.: педагогика, 1974.- С.160-166.

21. Об отборе картин для сочннен1Й$ учащихся в 1У классе. //Повышение эффективности обучения русскому языку. Материалы ш всесоюзных подчтений.-LI.: гШ школ, 1974.- С.137-156. ' '

22. Лексичеокая интерференция в сочинениях учащихся-белорусов. //Материалы Всесоюзной научной конференции по проблемна обучения русокому языку в условиях близкородственного билингвизма,- Минск: 1975- С.291-295-

23. Средства раскрытия замысла художника в сочинении по картине. //Вопросы преподавания русского языка в белорусской школе.- Минск: НИИ педагогики МП БССР, 1975»- С.2Э?-24б.

24. Сочинения по картине как подготовительный этап к последующему сочинению по наблюдениям. //Материалы всесоюзного совещания по русскому языку.- U.: НИИСпИО, 1975-- С-76-78.

25. Описан .тз картины гсшс сродство подготовки к сочинению на основа жизненного опыта. //Рус.языв в школе.- 1976, Ä 6.- с.63-68.

26. Свяг-ь уроков русского языка а. изобразительного искусства в работо по развптзю речи учащихся. /Дежпредметные связи в преподавании русского языка. М.- просвещено, 1977С. 108-122.

27. ß изучению лексического разнообразия ученических сочинений. //Вопросы преподавания русского языка в школе о белорусским языком обучения. Под род.A.B.Супруна, 1977.- с.230-238.

28. Ирпеиы обогащения оловаря учащихся, //совеошенствоэаняэ мо-зодоз обучения русскому языку. Сосг.А.23.Кулакова. /Сб.статей/.г

.и.: Просвещение, 1981.- С.77-80.

29. К вопросу о межпредметных связях. //ь>ус. явык в нац.шко-' ле.- 1982, * 2 /в соавторстве/ - С. 48-62.

30. Организация и 'Горцы внеаудиторной работы на курсах русского языка ири Обществе "Италия-СССР". //Рус.язык за рубежои,- 19Б4, * 1.- С. 124-126.

31. Совершенствование преподавания практического курса русского языка в педвузах союзных республик. //Тезисы докладов в сообщений Всесоюзной научно-практической конференции. Ред.-сост. Неаспн, 1986.- 184 с. /в соавторстве/.

32. Совершенствование методической подготовки учителя русского языки для зарубежной школы в педвузах СССР. //рус.язык за Рубеком.- 19&7, А С,- С.115-116 /в соавторстве/.

33. Обучение речевому общению в ситуации экскурсии. //Рус. язык в ьац.щколе.- 19&9. & 7-- С.41-45.

_ 34. работа над сочинениями ио картине, //рус.язык в школе.-1989, X 6,- С.14-21.

35. Искусствоведческий текот как образец при подготовке в описанию картины, //рус.язык в школе.- 1991, >6.- С.15-21.

Методические рекомендации и методические указания

36. разработка уроков по развитию Р*1на.//гусский язык в 17 кдасм.'Л. тод.указания к учобллку.Сост.Т.А.ЛадЫлэаскаи.-М.:Про-

_ св^чаис, НПЗ.- С.14-25, 113-1.! 10-2 !1,ГЗ ¿-.¿30.

37. Спецкурсы и опецсеминары в системе подготовка учителя -филолога. //Методические рекомендации. Отв.ред.В.В.БабаЯцева.-а.: Ыинпроо СССР, 1980.- 40 с. /в соавторстве/.

38. Поышениа эффективности работы по формированию у студентов навыков свободного владения русской речью, //¡¿ет одические рекомендации. и.: Ыинпрос СССР, 1985.- 63 с. /в соавторстве/.

Э). Совершенствование структуры и содержания курса методивн преподавания русского языка как иностранного, //совершенствование методической подготовки учителя-русиста для зарубежной школы. /Под ред.Т.Л.Чижовой, Л.АЛодяиовой.- Л.: ЛШИ им.А.И.Герцена, 1987-- 63 с. /в соавторства/.