Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Обобщение музыкально-педагогического опыта

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Банникова, Елена Ивановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Обобщение музыкально-педагогического опыта», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Банникова, Елена Ивановна, 1999 год

Введение

Глава первая. Научно-методические основы обобщения музыкально-педагогического опыта

1.1. Теоретические основы обобщения опыта в общей педагогике

1.2. Сущность и структура обобщения музыкально-педагогического опыта.

1.3. Методологический анализ и принципы процесса обобщения музыкально-педагогического опыта.

Глава вторая. Опытно-экспериментальное исследование процесса подготовки будущих учителей к обобщению музыкально-педагогического опыта

2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментального исследования

2.2. Формирующий этап опытно-экспериментального исследования и его результаты.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Обобщение музыкально-педагогического опыта"

Изучение и обобщение музыкально-педагогического опыта является одной из ключевых проблем педагогики музыкального образования и незаменимым источником развития профессионального мастерства учителя музыки.

В общепедагогическом плане проблемой изучения и обобщения опыта занимались многие видные педагоги-исследователи, начиная от К.Д.Ушинского и до современников — Ю.К.Бабанского, Н.В.Бурдакова, В.И.Загвязинского, В.В.Краевского, Ф.Ш.Терегулова и др. Все они отмечают необычайную сложность этой проблемы, неоднозначность ее решения.

В музыкальной педагогике обобщением опыта, как в области общего, так и особенно профессионального образования, исследователи занимались постоянно (О.А.Апраксина, Т.Н.Батуринская, Т.Е.Вендрова, Л.В.Данилевская, Я.И.Милыптейн, Е.В.Николаева, И.М.Орышак, Г.М.Цыпин, Т.Л.Якубовская и др.). Особое место в этом ряду занимает Л.А.Баренбойм, чрезвычайно успешно работавший одновременно как в области общего, так и профессионального музыкального образования.

Анализ монографических изысканий, посвященных музыкально-педагогической деятельности видных педагогов-музыкантов, показал, что пути изучения и обобщения опыта у разных исследователей различны. Одни из них стремились дать представление о своеобразии методики и общих принципах работы педагога-музыканта (Л.В.Данилевская и др.), другие подчеркивали то индивидуальное, что присуще деятельности конкретного педагога-музыканта (Т.Е.Вендрова и др.), третьи раскрывали зависимость музыкально-педагогической деятельности учителя от его музыкально-эстетических воззрений (Т.Н.Батуринская и др.), четвертые выявляли этапность и закономерности общего исторического развития процесса отечественного музыкального образования (Е.В.Николаева) и т.д.

Вместе с тем, эта проблема, как специальная, в музыкальной педагогике практически не исследована: не определена ее специфика, структура, основные принципы и т.д. Все это не может не влиять отрицательно на уровень разработки проблемы в теоретическом плане и возможность успешной реализации в широкой музыкально-педагогической практике. С другой стороны, отсутствие специальных научных разработок в этой области повлияло и на тот факт, что целенаправленная подготовка учительских кадров к овладению умением обобщать музыкально-педагогический опыт в системе высшего профессионального образования практически отсутствует.

Надо признать, что и в общей педагогике проблема подготовки будущих учителей к обобщению опыта решается пока слабо. Об этом свидетельствует, например, М.РЛьвов, отмечая, что ".искусству анализировать и обобщать опыт не учат, или почти не учат ни студентов (т.е. будущих учителей), ни тех, кто уже работает. Эпизодические лекции и ф, семинары в отдельных педагогических вузах не решают проблемы"( 134).

О недостаточном уровне подготовки учителей к данной деятельности говорят и результаты нашего исследования. Анализ опросов и анкетирования будущих учителей музыки выявили весьма низкий уровень как теоретических знаний о сущнотси процесса обобщения музыкально-педагогического опыта, так и практических умений анализировать и обобщать этот опыт.

Решение исследуемой проблемы является существенной задачей не только профессиональной подготовки будущего учителя музыки, но и повышения теоретико-методического уровня музыкальной педагогики в целом, совершенствования ее методологического аспекта.

Все это свидетельствует об актуальности исследования, проблема которого заключается в разрешении противоречия между ее значимостью в музыкально-педагогической науке, практике и отсутствием научно-педагогических основ.

Целью исследования является разработка научно-педагогических основ обобщения музыкально-педагогического опыта.

Задачи исследования:

1. Разработать теоретические основы обобщения музыкально-педагогического опыта, выявив его сущность, структуру, принципы.

2. Разработать программно-методическое обеспечение процесса подготовки будущих учителей музыки к обобщению музыкально-педагогического опыта.

3. Проверить эффективность разработанного программно-методического обеспечения в ходе опытно-экспериментального исследования.

Объект исследования — процесс обобщения музыкально-педагогического опыта.

Предмет исследования — теоретико-методические основы обобщения музыкально-педагогического опыта.

Гипотеза исследования заключается в следующем:

1. Процесс обобщения музыкально-педагогического опыта обладает спецификой, обусловленной прежде всего личностью преподавателя искусства и особенностями общения с музыкой педагога и учащихся.

2. В структуре процесса обобщения музыкально-педагогического опыта можно выделить следующие основные логико-содержательные звенья: а) выявление художественно-педагогической идеи и технологии ее реализации; б) научно-теоретическое обоснование объективно-ценностного характера новизны, выявленной в музыкально-педагогическом опыте;

3. Процесс обобщения музыкально-педагогического опыта осуществляется с помощью: а) методологического анализа; б) принципа единства традиций и новаторства; в) принципа взаимосвязи теоретического и эмпирического анализа.

Методологической основой исследования являются: философские труды о сущности и функциях опыта (А.Н.Аверин, В.П.Иванов, В.Г.Панов и др.), психолого-педагогические исследования, посвященные проблеме обобщения в обучении (В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.) и обобщению педагогического опыта (Ю.К.Бабанский, В.П.Бурдаков, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, М.Н.Скаткин и др.), музыковедческие исследования, посвященные сущности искусства, его функциям и специфике (М.Г.Арановский, Е.В.Назайкинский, В.В.Медушевский и Др.), музыкально-педагогические исследования, посвященные обобщению опыта в области общего и профессионального образования (О.А.Апраксина, Л.А.Баренбойм, Т.Н.Батуринская, Т.Е.Вендрова, Л.В.Данилевская, Я.И.Мильштейн, Е.В.Николаева, Г.М.Цыпин, Т.Л.Якубовская и др.).

Основные формы и методы исследования: методологический анализ основных категорий исследования; анализ научно-исследовательских подходов к обобщению музыкально-педагогического опыта; теоретическое моделирование структурно-содержательных основ изучаемого процесса; анализ литературы, посвященной обобщению музыкально-педагогического опыта; индивидуальные и коллективные беседы со студентами, учителями, методистами; педагогический эксперимент.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Методологический анализ обобщаемого опыта включает в себя музыкально-эстетический, общенаучный (прежде всего музыковедческий и психологический), художественный и музыкально-педагогический аспекты исследования новаторской сущности художественно-педагогической идеи, заключенной в опыте, и осуществляется с учетом профессиональных, личностных качеств его автора — педагога-музыканта.

2. В реализации принципа взаимосвязи теоретического и эмпирического анализа процесса обобщения музыкально-педагогического опыта детерминирующее значение имеет теоретический аспект, позволяющий выявить сущность художественно-педагогической идеи, ее закономерные связи и открывающий возможность творческого применения исследуемого опыта в музыкально-педагогической практике.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в выявлении сущности, специфики, структуры и принципов процесса обобщения музыкально-педагогического опыта.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программно-методического обеспечения процесса подготовки будущих * учителей музыки к обобщению музыкально-педагогического опыта.

Апробация основных положений исследования осуществлялась в ряде выступлений автора на научных сессиях по итогам научно-исследовательской работы МГТГУ (1997, 1998), а также в ходе обсуждения диссертации на кафедре методологии и методики преподавания музыки МПГУ.

Внедрение результатов исследования осуществлялось на базе музыкального факультета МПГУ, музыкального отделения факультетов начального образования ПГПУ, ОГУ, в виде публикации материалов и тезисов по теме исследования в сборниках научно-практических конференций МПГУ, ОГУ, УГПУ, КГПИ, ОГИИК.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1. Процесс обобщения музыкально-педагогического опыта содержит в себе три ценностные доминанты — музыку, педагога и ребенка; его сущность чувственно-практически познается, духовно постигается и теоретически обосновывается учителем в специально направленной профессиональной деятельности. Процесс обобщения музыкально-педагогического опыта подчиняется как общим закономерностям, применяемым в педагогической науке, так и обладает спецификой, обусловленной прежде всего личностью педагога-музыканта, своеобразием взаимосвязей субъектов учебно-воспитательного процесса (учителя, учащихся) с музыкальным искусством.

2. Процесс обобщения музыкально-педагогического опыта состоит из следующих основных логико-содержательных звеньев: а) выявление новаторской сущности художественно-педагогической идеи и технологии ее реализации; б) научно-теоретическое обоснование объективности творческого характера художественно-педагогической идеи и путей ее реализации, выявленных в изучаемом опыте.

3. Научно-теоретическое обоснование объективности творческого характера новаторской сущности исследуемого опыта опирается на: а) методологический анализ; б) принцип единства традиций и новаторства; в) принцип взаимосвязи теоретического и эмпирического анализа.

4. Комплекс организационных и методических мер, направленных на подготовку будущих учителей музыки к обобщению музыкально-педагогического опыта, включает в себя единство мотивационного, содержательного и операционального компонентов.

5. Проведенное опытно-экспериментальное исследование подтвердило эффективность выдвинутых теоретико-педагогических положений и результативность предлагаемой системы мер по подготовке будущих учителей музыки к обобщению музыкально-педагогического опыта.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Банникова, Елена Ивановна, Москва

1. Абуллаев Т.Р. Система работы районных кабинетов в изучении, обобщении и распространении передового опыта. Баку, 1985. 158 с.

2. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки: Научно-методические материалы для слушателей курсов ПКИУУ по предмету "Музыка". М., 1992. 72 с.

3. Абдуллин Э.Б. Теория и методика музыкального образования школьников. Программа-конспект. М., 1996.53 с.

4. Аверин А.Н. Гносеологический анализ понятия "опыт": Автореферат дис. канд. пед. наук. Свердловск, 1973. 17 с.

5. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада — к начальной школе). Воронеж: 1998. 352 с.

6. Альшванг A.A. Школа Л.Николаева // Советская музыка. № 7. 1939. С. 44-49.

7. Альшванг A.A.Избранные сочинения в 2-х томах,Т. 1 .М„ 1969.432с.

8. Амелина Н.С. Учебно-исследовательская деятельность студентов педвузов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1981. 17 с.

9. Амонашвшш Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М., 1990.

10. Андронов Т.Д. Формирование у студентов педвузов умения анализировать педагогические явления: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980.16 с.

11. П.Андреев М.Д. Методологические основы познания социальных явлений. М., 1977. 173 с.

12. Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: 1991. 415 с.

13. Апраксина О.А. О возможности и содержании исследовательской работы учителя-музыканта в общеобразовательной школе // Музыкальное воспитание в школе. № 12. 1977. С. 3-14.

14. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. Сборник статей / Под ред. М. Г. Арановского. М., 1974. С. 90128.

15. Ардаширова Э. Т. Искусство в процессе формирования личности учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994.18 с.

16. Арчажникова Л.В. Профессия — учитель музыки. Книга для учителя. М., 1984. 11 с.

17. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2. Изд. 2-е. Л.: 1971.376 с.

18. Асафьев Б. В. Музыка в единой трудовой школе // Методика музыкального воспитания в школе: Хрестоматия / Отв. ред. О.А.Апраксиной. М., 1988. 276 с.

19. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965. 147 с.

20. Бабанский Ю.К. Передовой опыт учителей и педагогическая наука // Советская педагогика. № 11. 1977. С. 42-49.

21. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования. М., 1982. 250 с.

22. Баренбойм Л.А. Карл Орф и институт его имени // Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Сборник статей / Под ред. Л.А.Баренбойма. Л.: 1970. 160 с.

23. Баренбойм Л.А. А.Г.Рубинштейн. Т. 2. Л., 1962. 492 с.

24. Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки. Статьи. Материалы. Л.: , 1989.368 с.

25. Баренбойм Л.А. Л.В.Николаев — основоположник ленинградской пианистической школы II Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки. Статьи. Материалы. Л.: 1989. С. 99-156.

26. Баренбойм Л.А. Фортепианно-педагогические принципы Ф.М.Блулфельда // Музыкальная педагогика и исполнительство. М., 1974. С. 61-134.

27. Баренбойм Л.А. Некоторые вопросы воспитания музыканта-исполнителя и система Станиславского // Музыкальная педагогика и исполнительство. М., 1974. С. 3-60.

28. Баренбойм Л.А. Рубинштейн — педагог // Музыкальная педагогика и исполнительство. М., 1974. С. 171-194.

29. Баренбойм Л.А. О музыкальном воспитании в Венгрии // Музыкальное воспитание в Венгрии / Сост. Л.А.Баренбойм. М., 1983. С. 5-40.

30. Баренбойм Л.А. Размышление о музыкальной педагогике // Музыкальная педагогика и исполнительство. М., 1974. С. 216260.

31. Баренбойм Л.А. Выдающиеся советские музыканты-просветители // Музыкальная педагогика и исполнительство. М., 1974. С. 290-302.

32. Баренбойм Л.А. О музыкальном воспитании в СССР // Музыкальное воспитание в Советском Союзе. Сборник / Ред.-сост. Л.Баренбойм. М.: 1977. С. 5-57.

33. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Исследование. Изд. 2-е, доп. Л.: 1979.352 с.

34. Барышникова З.А., Романова Л.Л. Труд учителя музыки: художественное творчество // Педагогика. № 2, 1995. С. 31-33.

35. Батуринская Т.Н. Проблема подготовки учителей-музыкантов в педагогическом наследии С.В.Смоленского: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989.16 с.

36. Батышев A.C. Педагогические основы изучения, обобщения и внедрения передового опыта. Ташкент, 1976. 130 с.

37. Белашкина Л.Ф. Обобщение опыта на областном уровне // Методическая и организационная система изучения и обобщения педагогического опыта. Сборник научных трудов / Ред. Я.С.Турбовской и др. М, 1990. С. 97-105. 127 с.

38. Бондаревский В.Д. Изучение и исследование передового педагогического опыта как актуальная научно-теоретическая и педагогическая проблема // Передовой педагогический опыт. Экспресс-информация. Вып. 12 (60). М., 1979. 14 с

39. Бондарь В.И., Красовицкий М.Ю. Проблемы выявления и обобщения передового педагогического опыта // Советская педагогика. № 8. М. 82-88.

40. Булатова Л.Б. Е.Ф.Гнесина — вьщающийся деятель отечественного фортепианного искусства (педагогические принципы и творческое наследие). М., 1994. 31 с.

41. Бурдаков Н.В. Передовой педагогический опыт: формирование, обобщение, использование (методология, теория, практика). Красноярск: 1992. 186 с.

42. Буренина А.И. Ориентация на творческую самореализацию педагога-музыканта как условие профессионального совершенствования: Автореф. дис. канд.пед.наук. СПб., 1995.16 с.

43. Вендрова Т.Е. Интонационное учение Б.В.Асафьева как одна из основ новой программы по музыке для общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1981.18 с.

44. Вендрова Т.Е. Пусть музыка звучит: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: 1990. 96 с.

45. Вернадский В.И. Биосфера. М., 1967. 238 с.

46. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: 1996. 533 с.

47. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: 1988. 255 с.

48. Гальперин П.Я, Запорожец A.B., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. М., 1992. С. 230-242.

49. Гвоздева H.A. Подготовка будущих учителей к изучению, обобщению и использованию передового опыта трудового воспитания школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988.17 с.

50. Гельмонт А.М. Система и методика изучения и распространения передового педагогического опыта. М.: 1956, 115с.

51. Головина М.Ф. Урок музыки — урок мировоззренческий // Формирование коммунистического мировоззрения учащихся. М.:, 1981.175 с.

52. Горюнова Л.В. Урок музыки — урок искусства: Книга для учителя. М., 1989. 100 с.

53. Горский Д.П. Обобщение и познание. М.: 1985. 208 с.

54. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М.: 1995. 303 с.

55. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М., 1969. 77 с.

56. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении / Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: 1972.424 с.

57. Данилевская JI.В. Основные принципы музыкального воспитания Н.Л.Гродзенской // Музыкальное воспитание в школе. Сборник статей / Сост. О.А.Апраксина. Вып. 10. М.: 1975. 230 с.

58. Данилов М.А. Дидактический анализ липецкого опыта построения урока // Организация урока в передовых школах Липецкой области. Сборник статей / Под ред. М.А.Данилова. Липецк, 1962. 208 с.

59. Дурай-Новак K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1983. 53 с.

60. Европейцева Г.Н. Учителю об обобщении передового педагогического опыта // Начальная школа. № 4. 1981. С. 2126.

61. Журавлев В.И. Педагогический опыт. Методы его изучения и обобщения // Введение в научное исследование по педагогике. М.: 1988.239 с.

62. Зайцева С.Н. Формирование индивидуального опыта деятельности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991. 16 с.

63. Занков Л.В. О видах обобщения в обучении // Вопросы психологии. № 2, 1974. С 174-179.

64. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: 1982. 160 с.

65. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: 1987.159 с.

66. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. М.: 1984. 96 с.

67. Иванов В.П. Человеческая деятельность — познание-искусство. Киев, 1977. 250 с.

68. Искусство в мире духовной культуры. Сборник статей / Ред. Е.П.Шурдя, В.И.Шинкарук, Л.И.Новикова и др. Киев: 1985. 239 с.

69. Йолов Г. Социальный опыт и формирование личности // Идеологический процесс и формирование личности. М., 1980. С. 283-290.

70. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: 1990. 94 с.

71. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М., 1986. 192 с.

72. Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание. Статьи и выступления разных лет. М.: 1984. 64 с.

73. Качурин М.Г. Анализ и обобщение передового педагогического опыта. М., 1968. 19 с.

74. Кедров Б.М. Обобщение как логическая операция // Вопросы философии. № 12, 1965. С. 46-57.

75. Киященко Н.И. От эстетического опыта к эстетической культуре // Эстетическая культура / Руководитель коллектива Н.И.Киященко. М., 1996.

76. Коган Г.М. Избранные статьи. Вып. 3. М., 1985. 184 с.

77. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., 1984.

78. Козлова А.Г. Педагогические проблемы изучения и обобщения передового педагогического опыта учителей. Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1983. 15 с.

79. Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1997. 51 с.

80. Комплекс методик изучения и обобщения педагогического опыта на диагностической основе. Методические рекомендации / Под ред. Я.С.Турбовского. М., 1988. 116 с.

81. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994. 165 с.

82. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970. 114с.

83. Лернер И .Я. Философия дидактики и дидактика как философия. М., 1995.

84. Львова Л.Ю. Творческая лаборатория учителя. М.: 1985. 153 с.

85. Львов М.Р. Передовой опыт и творчество учителей // Советская педагогика. № 1, 1989. С. 16-22.

86. Мажар Н.Е. Теоретические основы развития творческой индивидуальности учителя. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1996. 52 с.

87. Мазель Л.А. Гроссмейстер играет без ферзя // Кабалевский Д.Б. Творческие встречи, очерки, письма. М., 1974. 364 с.

88. Малая советская энциклопедия. Изд. 3-е. М., 1976. Т. 6.

89. Матвеева Л.В. Комплексная методико-педагогическая подготовка учителя музыки: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992. 16 с

90. Медушевский В.В. Духовные аспекты в содержании музыкального образования // Теория и методика музыкального образования детей. Авторы: Л.В.Школяр,

91. М.С.Красильникова, Е.Д.Критская, В.О.Усачева, В.В.Медушевский, В.А.Школяр. М., 1998.С. 260-289.

92. Медушевский В.В. Музыкальная педагогика: озари^я ли ей солнценсмысла? // Методологические проблемы музыкальной педагогики. Материалы межреспубликанской научно-практической конференции / Отв. ред. Э.Б.Абдуллин, Т.А.Осипенкова. М., 1991. С. 14-18.

93. Методы изучения, обобщения, распространения и внедрения передового педагогического опыта. Сборник научных трудов / Сост. А.С.Батышев. М., 1973. 112 с.

94. Монтень М. Опыты. В 3 кн. Книга 3. М., 1979. 534 с.

95. Моносзон Э.И. Методологические и теоретические вопросы изучения, обобщения и использования педагогического опыта // Советская педагогика. № 2.1979. С. 2-12.

96. Нагевичене В Л. Духовный опыт — квинтэссенция личности // Эссе русских религиозных философов: Монография. Челябинск: 1997.197 с.

97. Нагорная Г.А. Формирование умения анализировать педагогические ситуации. Автореф. дис. канд. пед. наук. Одесса, 1983.17 с.

98. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972. 273 с.

99. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника // Педагогика. № 3, 1996. 154 с.

100. ЮО.Немыкина И.Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки. Автореф. дис. канд. пед. наук.М.: 1988. 16 с.

101. Нефедов К. А. Передовой педагогический опыт: формирование, изучение, использование. Омск, 1988. 87 с.

102. Никифоров A.M. Общее и индивидуальное в деятельности // Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990. С. 187-195.

103. Николаева Е.В. Концептуальный подход к изучению историй отечественного музыкального образования // Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. М., 1999. С. 81-97.

104. Николаев Л.В. Статьи и воспоминания современников. Письма / Ред.-сост. Л.А.Баренбойм, Н.Г.Фишман. Л., 1979. 231 с.

105. Ю5.Николов Л. Д. Повседневные ситуации и ценностные ориентации личности // Идеологический процесс и воспитание личности / Общ. ред. В.А.Северцева. М., 1980. С. 294-311.

106. Ю8.Панасюго Е.В. Педагогические технологии подготовки учителя музыки в педагогическом училище: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. 20 с.

107. Панов В.Г. Чувственное, рациональное, опыт. М., 1976. 173 с.

108. Педагог-музыкант в пространстве Мысли и Духа. Хрестоматия/Сост. Б.М.Целковников. М., 1998.

109. П.Перфильева И.А. Философско-эсгетические основания новой парадигмы музыкально-педагогического образования //

110. Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. М., 1999. С. 28-37.

111. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Пособие для учащихся и студентов средних и высших музыкальных учебных заведений. М., 1994. 303 с.

112. И З.Пиаже Ж. Л огика и психология // Избранные психологические труды. М., 1969. С. 137-179.

113. И4.Пленкин Н.О. О методике обобщения передового опыта // Народное образование. № 11. 1982. С. 35-37.

114. Попов Л.А. Грани духовности // Педагогика. № 1. 1996. С. 40-41.

115. Прус С.И. Подготовка студентов к изучению, обобщению и использованию передового педагогического опыта воспитательной работы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1986. 21 с.

116. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1989.

117. П8.Рапацкая Л.А. Художественная культура учителя музыки.1. М., 1990. 189 с.

118. Рачина Б.С. Путешествие в страну музыки / Учебно-методическое пособие. СПб., 1997. 86 с.

119. Романова Л.Л. Формирование готовности студентов вуза к профессиональной.деятельности учителя музыки: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.,1992. 17 с.

120. Рубинштейн С.Л. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. М., 1960. С. 74-91.

121. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: О месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957.

122. Руткевич М.Н. Актуальные проблемы ленинской теории отражения. Свердловск, 1970. 183 с.

123. Савшинский С.С. Л.Николаев. Пианист, композитор, педагог. JT.-M., 1950. 176 с.

124. Скаткин М.Н. Об изучении, обобщении и внедрении передового педагогического опыта // Вопросы повышения квалификации педагогических кадров. М., 1975. С. 6-39.

125. Сластенин В.А., Шутенко А.И. Профессиональное самосознание учителя // Магистр. № 3. 1995. С .45-57.

126. Советский энциклопедический словарь. Изд. 4-е. М., 1988.

127. Сокольская Ж. А. Содержание и основные критерии творческого мышления учителя музыки // Музыковедческая подготовка школьного учителя: Межвузовский сборник научных трудов. М., 1984. С. 3-16.

128. Соловейчик С.Н. Урок Кабалевского // Комсомольская правда. 1974. 15 ноября.

129. Старобинский C.JI. Всегда быть выше прозы // Музыкальная жизнь. №4. 1995. С. 13-14.

130. Столяров В.И. Развитие исследовательских способностей студентов музыкально-педагогических факультетов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. 17 с.

131. Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997. 20 с.

132. ЗЗ.Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1982. 94 с.

133. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования: Учебное пособие по курсу "Педагогика". М., 1986. 48 с.

134. Терентьева H.A. История и теория музыкальной педагогики и образования. Учебное пособие в 2 ч. СПб., 1994.

135. Зб.Терегулов Ф.Ш. Передовой педагогический опыт. Теория и практика распознания, изучения, обобщения, распространения и внедрения: Автореф. дис. докт. пед. наук. Челябинск, 1992.47 с.

136. Терновая Н.И. Изучение, обобщение и внедрение в практику передового опыта внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1982. 16 с.

137. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. М., 1988. 336 с.

138. Тимошенко Н.П. Формирование педагогических умений и навыков у студентов музыкально-педагогических факультетов. Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1992. 22 с.

139. Турбовской Я.С. Комплекс методик изучения и обобщения педагогического опыта на диагностической основе. М., 1988. 207 с.

140. Тучнин Н.П. Анализ и обобщение учителем своего опыта: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1951.28 с.

141. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы И Избранные педагогические сочинения. М., 1974. Т. 1.

142. Феттер П.З. Подготовка будущего учителя музыки к самоанализу профессиональной деятельности (Методологический аспект): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992. 16 с.

143. Холмогорцев П.К. Научно-практические конференции и их роль в обобщении и распространении передового педагогического опыта: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1951.29 с.

144. Целковников Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта: В поисках смысла. Исследование. М., 1999. 232 с.

145. Мб.Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М., 1988. Кн. 1. 382 с.

146. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. Проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся музыкальных отделений педвузов и консерваторий. М., 1994. 373 с.

147. Чайка В.М. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому анализу: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1990.16 с.

148. Шаповаленко С.Г. Методы научного исследования в области методики химии. М.-Л., 1946. 58 с.

149. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975. 200 с.

150. Шмагина Т.С. Музыка в московских школах: Сценарии уроков с методическими рекомендациями: Пособие для учителя. М.: 1993. 128 с.

151. Шимина А.Н. К определению сущности опыта // Методические рекомендации по разработке вопросов изучения и обобщения педагогического опыта в современных условиях. М., 1993. С. 16-18.

152. Яворский Б.Л. Воспоминания. Статьи. Переписка. Изд. 2-е, испр. и доп. // Собр. соч. в 3 т. М., 1972. Т. 1. 711 с.

153. Якубовская Т.Л. Вопросы теории и практики музыкально-эстетического воспитания в педагогическом наследии Шацкой В.Н.: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1985. 17 с.

154. Ясер Ф.М. Педагогические идеи К.Н.Игумнова и совершенствование профессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. 16 с.