Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Обучение профессионально ориентированному анализу хоровых произведений в процессе комплексной подготовки учителя музыки

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Пилипенко, Вера Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Обучение профессионально ориентированному анализу хоровых произведений в процессе комплексной подготовки учителя музыки», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Пилипенко, Вера Николаевна, 2003 год

Введение.

Глава I. Теоретические основы анализа музыкального произведения

§1. Анализ как логическая операция в структуре мышления.

§2. Место анализа в структуре музыкального мышления исполнителя

§3. Роль анализа в деятельности музыканта-исполнителя.

§4. Роль анализа в музыкальном мышлении и хормейстерской деятельности учителя музыки.

Глава II. Методические основы профессионально ориентированного анализа хорового произведения.

§1. Хоровая музыка в курсе анализа музыкальных произведений.

§2. Специфика хорового произведения.

§3. Методика профессионально ориентированного анализа хорового произведения.

Глава III. Экспериментальное исследование зависимости качества исполнения хорового произведения от его профессионально ориентированного анализа.

§1. Условия проведения эксперимента. Основные этапы экспериментального исследования.

§2. Ход и результаты пилотажного эксперимента.

§3. Ход и результаты основного эксперимента.

§4. Ход и результаты контрольного эксперимента.

§5. Методические рекомендации по обучению профессионально ориентированному анализу хорового произведения.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Обучение профессионально ориентированному анализу хоровых произведений в процессе комплексной подготовки учителя музыки"

Проблема профилизации обучения специалиста-музыканта является одной из важнейших в области преподавания музыкально-теоретических дисциплин вообще и анализа музыкальных произведений в частности. Из стен специального музыкального учебного заведения должен выйти музыкант, способный успешно справиться с задачами, стоящими перед ним в конкретной области деятельности - исполнительской, педагогической, музыковедческой.

Исследователи профессиональной деятельности учителя музыки (Б.В. Асафьев, Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, O.A. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Б.Д. Критский и др.) отмечают её сложность и многогранность. Деятельность школьного учителя музыки включает в себя наряду с педагогической, музыковедческой, исследовательской, просветительской и музыкально-исполнительскую, важнейшим видом которой является хормейстерская.

Для успешного осуществления хормейстерской деятельности учитель музыки должен знать хоровой репертуар, возможности и варианты исполнительской трактовки произведения. Кроме того, он должен владеть методикой анализа хоровой партитуры, предполагающей непосредственный выход на исполнительскую практику и способной обеспечить решение художественных задач интерпретации.

Теоретическое музыкознание и методика анализа накопили немало научных знаний, способов и методов анализа, о которых пишут исследователи разных специальностей: историки и теоретики, исполнители и учителя музыки. Направления и аспекты их исследований охватывают весьма широкий спектр тем: опыт постановки проблемы анализа и методология анализа музыкального произведения (М.Е. Тараканов); метод целостного анализа (В.А. Цуккерман, JI.A. Ма-зель); ценностный (Ю.Н. Холопов) и содержательный (Е.А. Ручьевская) анализ; культурологический (JI.A. Рапацкая, JT.B. Романова) и дидактический анализ музыкального произведения (H.A. Иванова).

Анализу вокальной музыки, разновидностью которой являются хоровые произведения, посвящены работы В.А. Васиной-Гроссман, И.В. Лаврентьевой, В.П. Костарева, М.И. Ройтерштейна, учебник ленинградских авторов «Анализ вокальных произведений», глава «Вокальные формы» из учебника В.Н. Холопо-вой.

Наименее исследован в этом плане анализ хоровой музыки. Работы, в которых рассматриваются вопросы её анализа, также отличаются разнообразием аспектов исследований. Одни из них содержат самые общие соображения об анализе хоровой музыки (К.Н. Дмитревская), вторые предлагают классификацию хоровых форм (Р.Н. Берберов), в третьих строение хоровых произведений рассматривается в свете влияния народной музыки (О.П. Коловский). Чаще всего вопросы анализа хоровых произведений входят в орбиту внимания выдающихся представителей хорового искусства и преподавателей дирижёрско-хоровых дисциплин - хороведения, дирижирования (Н.М. Данилин, К.К. Пигров, К.Б. Птица, Г.А. Дмитревский, A.A. Егоров, П.Г. Чесноков, В.И. Краснощёкое, JI.M. Андреева, Я.Г. Медынь, В.Г. Соколов, К.А. Ольхов). Это вполне закономерно, поскольку анализ партитуры является обязательной частью подготовительного этапа освоения хорового произведения и предшествует его техническому освоению в процессе репетиционной работы, предопределяя во многом её план.

В большинстве этих работ предлагается план анализа хоровой партитуры, включающий следующие аспекты: общий анализ музыкального и словесного содержания, музыкально-теоретический, вокально-хоровой, исполнительский анализ. Наиболее единодушны авторы в определении компонентов вокально-хорового и музыкально-теоретического аспектов анализа. В исполнительском же аспекте могут соседствовать расшифровка всех авторских указаний (JT.M. Андреева) и раскрытие связи литературного и музыкального текстов, которое другие методисты-хоровики считают компонентом музыкально-теоретического анализа (В.И. Краснощёкое). В работах третьих из музыкально-теоретического анализа вычленяется в качестве самостоятельного аспекта тематический анализ (A.A. Егоров).

Наиболее основательно разработана методика исполнительского анализа хоровой партитуры J1.B. Живовым, который обосновал необходимость комплексного анализа поэтического текста и музыки и специально выделил такой аспект анализа, как взаимодействие музыки и текста. Комплекс сопоставительного анализа, состоящий из музыкально-теоретического анализа, анализа структурных особенностей и выразительных средств поэтической речи, представлен в кандидатской диссертации Т.А. Юмановой.

Несмотря на значительное количество теоретических и методических работ, посвященных анализу хоровой (и шире - вокальной) музыки, практические результаты обучения студентов в классе анализа музыкальных произведений в среднем звене музыкально-педагогического образования в целом невысоки. Это обстоятельство определяет необходимость разработки целостной системы профессионально ориентированного преподавания анализа музыкальных произведений в музыкально-педагогических училищах и колледжах.

Многолетняя практика преподавания курса анализа музыкальных произведений1 в Воронежском музыкально-педагогическом колледже (ВМПК) выявила противоречие между общей теоретической подготовкой студентов в области анализа и их практическим умением анализировать хоровое произведение. Практика также показала, что чаще всего студенты испытывают затруднения в анализе именно хоровых произведений, что неизбежно сказывается на качестве исполнения.

Актуальность исследования определяется тем, что отсутствие профессиональной направленности музыкально-аналитического обучения на хормейстерскую деятельность будущего учителя музыки ограничивает возможности оптимизации и интеграции учебного процесса в музыкально-педагогических учреждениях среднего профессионального образования. Разнообразные планы анализа хоровых партитур, представленные в методических пособиях и учебниках по дирижёрско-хоровым дисциплинам, не могут служить надёжной основой анализа хоровых произведений в силу своей сугубо дирижёрской специфики, с одной стороны, и некоей обобщённости в вопросах анализа словесного текста и его взаимодействия с музыкой, с другой. Всё это даёт основание для постановки проблемы, заключающейся в необходимости такой организации обучения анализу хоровых произведений, которая на основе синтеза музыковедческого и исполнительского анализа способствовала бы созданию исполнительской концеп

1 В дальнейшем будем для краткости называть курс анализа музыкальных произведений сокращенно -курс анализа. ции и тем самым - совершенствованию профессиональной подготовки будущего учителя музыки.

Цель исследования - научное обоснование, разработка и опытная проверка теории и методики применения профессионально ориентированного анализа хоровых произведений в курсе анализа. В соответствии с целью исследования был поставлен ряд основных задач:

• определить место анализа в структуре мышления музыканта-исполнителя (хормейстера);

• определить роль анализа в исполнительской (хормейстерской) деятельности учителя музыки;

• раскрыть специфику хоровой музыки, требующую особого подхода к её анализу;

• определить сущность и особенности профессионально ориентированного анализа хоровых произведений а cappella и разработать его теоретическую модель;

• разработать методические рекомендации по обучению профессионально ориентированному анализу хоровых произведений в процессе аналитической подготовки учителя музыки в среднем звене музыкально-педагогического образования;

• создать оптимальные условия, при которых музыкально-теоретический анализ обеспечивает художественно полноценную исполнительскую интерпретацию;

• осуществить экспериментальную проверку теоретических и методических положений.

Гипотеза исследования заключается в двух положениях:

- формирование навыков профессионально ориентированного анализа хоровых произведений протекает наиболее эффективно при нацеленности такого анализа на художественную интерпретацию;

- использование методики профессионально ориентированного анализа хоровых произведений в курсе анализа позволяет повысить не только качество анализа, но и способствует повышению качества исполнения.

Объектом исследования явилась учебная деятельность студентов музыкально-педагогического колледжа.

Предмет исследования - формирование профессионально ориентированного умения анализа хоровой музыки в курсе анализа.

Методологическим фундаментом исследования послужили: - положения отечественной школы психологии мышления (М.К. Мамарда-швили, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, C.JL Рубинштейн, P.C. Немов, В.В. Петухов, O.K. Тихомиров), в том числе музыкального мышления (М.Г. Аранов-ский, Г.М. Цыпин, P.E. Илюхина, И. Лебедев); психологии деятельности и познавательных процессов (H.A. Менчинская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, P.C. Немов)

- психологические концепции интерпретации музыкального произведения и исполнительской деятельности (A.B. Вицинский, H.H. Токина, А.Л. Готсдинер, Л.Л. Бочкарёв), деятельности хорового дирижёра (Г.Л. Ержемский);

- теория музыкально-исполнительской деятельности (В.Г. Ражников, М.Г. Харлап, Е.Г. Гуренко, Г.М. Цыпин) и работы исполнителя с авторским текстом (С.И. Савшинский, Ю. Кочнев, Н.П. Корыхалова, М.И. Бенюмов, Е.Я. Либер-ман);

- метод целостного анализа музыкальных произведений (В.А. Цуккерман, Л.А. Мазель), исполнительского анализа хоровой партитуры (П.П. Левандо, В.Л. Живов), сопоставительного анализа музыки и текста хоровых произведений (Т.А. Юманова), анализа вокальных произведений (В.Н. Холопова, М.И. Рой-терштейн);

- концепция хоровой культуры и хорового мышления (А.П. Лащенко);

- работы по проблемам синтеза слова и музыки в камерно-вокальном и хоровом жанрах (Б.В. Асафьев, А.Н. Сохор, В.А. Васина-Гроссман, Е.А. Ручьев-ская, В.Н. Холопова, О.П. Коловский, А. С. Оголевец, Юл. Малышев, В.Л. Живов, М.И. Ройтерштеин);

- теория психолого-педагогического эксперимента (Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин, P.C. Немов, В.И. Загвязинский, Н.В. Басова) и статистические методы в педагогике и психологии (Л.Б. Ительсон, Ю.В. Павлов, Д.В. Сочивко и В.А. Якунин, P.C. Немов, Д.С. Горбатов).

Методы исследования заключались в изучении литературы по проблемам общей и музыкальной психологии мышления и деятельности, в методологическом анализе опыта преподавателей анализа и хорового дирижирования, в педагогическом наблюдении, анкетировании и беседах с преподавателями и студентами ВМПК, в теоретическом моделировании и проведении экспериментальной работы - пилотажного, основного и контрольного экспериментов.

Новизна работы состоит в том, что впервые в рамках курса «Анализ музыкальных произведений» в музыкально-педагогическом колледже предпринята попытка синтеза музыковедческого и исполнительского видов анализа с целью создания на основе этого синтеза полноценной, стилистически верной художественной интерпретации и ориентации конечного результата такого анализа хоровых произведений на хормейстерскую деятельность учителя музыки.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании и разработке на основе достижений в области психологии, теоретического музыкознания и методик преподавания дирижёрско-хоровых дисциплин теории и методики профессионально ориентированного анализа хоровых произведений, способствующих оптимизации процесса обучения студентов музыкально-педагогического колледжа в курсе анализа, проявляющейся в повышении уровня аналитических умений и в ориентации результатов анализа на хормейстерскую деятельность будущих учителей музыки.

Практическая значимость исследования определяется разработкой и внедрением методических рекомендаций по организации процесса обучения анализу музыкальных произведений на основе методики профессионально ориентированного анализа хоровых партитур, повышающей эффективность этого процесса и позитивно влияющей на качество исполнения.

На защиту выносятся следующие положения исследования:

1. Одним из условий художественно полноценной, стилистически верной индивидуальной интерпретации хорового произведения является его анализ, направленный на создание модели будущего исполнения.

2. Профессионально ориентированный анализ хорового произведения включает анализ словесного текста и музыкального текста, анализ их соотношения и исполнительский анализ. Базу для последнего аспекта профессионально ориентированного анализа составляют данные трёх предыдущих. В результате такого анализа у хормейстера создаётся модель будущей интерпретации, включающая динамический рельеф, темповую стратегию, фактурно-тембровую драматургию и выстроенную цепь кульминаций.

3. Ориентация анализа хорового произведения на хормейстерскую деятельность не только повышает качество анализа самого по себе, но и способствует повышению качества исполнения.

Апробация работы осуществлялась путём обсуждения материалов исследования на заседаниях кафедры теории и истории музыки МПГУ, путём публикации основных положений исследования (Москва - 1999, 2002 гг., Воронеж -2000, 2001, 2002 гг.).

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Заключение

1. На основе изучения психологических концепций мышления, исполнительской деятельности, теории хорового исполнительства, места и роли анализа в структуре музыкального мышления исполнителя и его деятельности в данном исследовании предпринята попытка обосновать необходимость профилизации курса анализа музыкальных произведений в музыкально-педагогическом училище (колледже) как эффективного способа подготовки будущего учителя музыки к хормейстерской деятельности. Анализ хоровой партитуры - основа хормейстерской деятельности учителя музыки. Одна из основных задач курса анализа в музыкально-педагогическом училище - формирование умений и навыков анализа именно вокально-хоровых произведений, что позволяет приблизить курс анализа к хормейстерской практике учителя музыки и ориентировать его на потребности этой деятельности.

• Хоровое произведение в силу синтетической природы жанра и многоголосного склада требует своего метода анализа, отличающегося от метода анализа инструментальной музыки.

• Профессионально ориентированный анализ хоровой партитуры есть вид целостного анализа, синтезирующий музыковедческую и исполнительскую его разновидности с целью создания исполнительской модели произведения, служащей руководством в процессе его художественной интерпретации.

• Значение профессионально ориентированного анализа хорового произведения особенно велико в выявлении динамического профиля, темпового плана, фактурно-тембровой драматургии и в выстраивании цепи кульминаций. Эти компоненты исполнительского аспекта профессионально ориентированного анализа на последней, синтезирующей, его стадии позволяют хормейстеру создать в своём представлении идеальную исполнительскую концепцию, воплощение которой в репетиционной работе и концертном исполнении помогает добиться высокого качества исполнения.

2. В результате проведённой теоретической и опытно-экспериментальной работы в данном исследовании разработана специальная методика профессионально ориентированного анализа хоровых произведений в музыкальнопедагогическом училище (колледже), основанная на нацеленности его результата на художественную интерпретацию. Разработанная методика включает в себя конкретные рекомендации по содержанию и организации учебной деятельности студентов на занятиях по анализу музыкальных произведений. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что обучение по данной методике:

• способствует развитию учебно-исследовательских умений студентов и повышению уровня их теоретических знаний;

• позволяет значительно повысить качество анализа хорового произведения;

• формирует аналитические умения, ориентированные на успешную хормейстерскую деятельность будущего учителя музыки, повышая качество исполнения;

• способствует интеграции усилий преподавателей музыкально-теоретических и дирижёрско-хоровых дисциплин по подготовке высококвалифицированных специалистов.

3. Данные опытно-экспериментальной работы позволяют предполагать, что обучение по разработанной методике развивает общие психологические способности студентов: мышление, память, воображение, речь. Предпринятая нами попытка выяснения зависимости качества исполнения хорового произведения от умения выполнить его профессионально ориентированный анализ открывает перспективу дальнейших исследований в этом направлении:

- корреляции зависимости качества интерпретации от аналитических и собственно хормейстерских умений студента;

- влияния профессионально ориентированного анализа на скорость выучивания текста хоровой партитуры;

- влияния аналитической деятельности на развитие таких психических свойств студента, как наблюдательность, память, логическое мышление, речь и др.

Перспективность дальнейшего исследования состоит и в том, что его теоретические и практические материалы могут быть использованы при разработке спецкурса «Анализ хоровых произведений», ориентированного на совершенствование профессиональной подготовки не только учителя музыки, но и дирижё-ра-хоровика. Разработанная методика представляет собой направление в обучении, которое может получить дальнейшее развитие в процессе наполнения различным содержанием при решении профессиональных задач в сфере аналитической подготовки музыкантов-исполнителей разных специальностей.

Результаты экспериментального исследования выявили эффективность применения разработанной методики, которая способствует оптимизации аналитической подготовки учителя музыки к хормейстерской деятельности в курсе «Анализ музыкальных произведений» в музыкально-педагогическом училище (колледже). Таким образом, можно считать, что выдвинутая гипотеза подтверждена, и основная цель исследования достигнута.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Пилипенко, Вера Николаевна, Москва

1. Адорно Теодор В. Дирижёр и оркестр. Социально-психологические аспекты 1. Адорно Теодор В. Избранное: Социология музыки. - М.-СПб.: Университетская книга, 1998. - С. 95-106.

2. Алексеев A.A. О музыкально-теоретическом образовании современного исполнителя И Актуальные проблемы музыкальной педагогики. Межвузовский сб. трудов. М.: ГМПИ, 1977. Вып. XXXII. - С. 56-62.

3. Алфеевская Г. С. Формирование системных знаний о музыке в процессе анализа музыкальных произведений // Музыковедческая подготовка школьного учителя: Межвузовский сб. научных трудов. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1984. - С. 29-36.

4. Анализ вокальных произведений: Учеб. пособие / Отв. ред. О.П. Колов-ский Л.: Музыка, 1988.-352 с.

5. Анализ музыкальных произведений: программа для музыкальных вузов по специальности 2204 «Пение». Проект /Сост. Н.И Кузьмина. М., 1983. - 32 с.

6. Андреева Л.М. Методика преподавания хорового дирижирования Учеб. пособие для дирижёрско-хоровых факультетов (отделений) музыкальных вузов. -М.: Музыка, 1969. 120 с.

7. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. Сборник статей / Сост. и ред. М.Г.Арановский. М.: Музыка, 1974. - С. 90-128.

8. Арзаманов Ф.Г. О роли курса анализа музыкальных произведений в воспитании исполнителя // Вопросы методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин: Сб. статей. М.: Музыка, 1967. - С. 5-33.

9. Арзаманов Ф.Г. Теория музыки и работа исполнителя // Актуальные проблемы музыкальной педагогики. Межвузовский сб. трудов. М.: МГПИ, 1977. -Вып. XXXII. С. 63-89.

10. Артынова JI.Л., Лагутин А.И. Актуальные вопросы содержания образования в музыкальном училище II Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб. статей. / Ред.-сост. А.И. Лагутин. М.: Музыка, 1991. -Вып. З.-С. 7-21.

11. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2 / Ред. Е.М. Орловой. Изд. 2-е. - Л.: Музыка, 1971. - 376 с.

12. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Сб. статей / Сост. А. Павлова-Арбенина. Л.: Музыка, 1980. - 216 с.

13. Бабанский Ю.К., Харьковская В.Ф. Об оптимальности педагогического эксперимента // Методы научно-педагогического исследования. Сб. статей / Под ред. Ю.К. Бабанского, B.C. Ильина. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1972. -С. 3-10.

14. Баранова Т.В. О комплексном музыкально-теоретическом курсе для исполнителей в музыкальном вузе //Актуальные проблемы музыкального образования. Сб. статей. Киев: Музична УкраТна, 1986. - С. 109-117.

15. Басова Н.В. Особенности памяти и мышления II Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - С. 168-177.

16. Басова Н.В. Педагогическое проектирование исследования II Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. -С. 199-206.

17. Безбородова Л.А. Дирижирование: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Музыка» и учащихся педагогических училищ по специальности «Музыкальное воспитание». М.: Просвещение, 1990.- 159 с.

18. Белянская Н.В. Программа-конспект по анализу музыкальных произведений (для средних музыкальных учебных заведений). Воронеж: ВГИИ, 1997.-37 с.

19. Бенюмов М.И. Авторский текст и некоторые проблемы теории музыкального исполнительства II Музыкальная классика в современном исполнительстве и педагогике: Сборник трудов. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1981. -Вып. 53.-С. 18-33.

20. Берберов Р.Н. Специфика структуры хорового произведения. Лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений» для студентов музыкальных вузов. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1981. - 27 с.

21. Бобровский В.П., Головинский Г.Л. В.А. Цуккерман педагог II О музыке. Проблемы анализа / Сост. В.П. Бобровский, Г.Л. Головинский. - М.: Сов. композитор, 1974. - С. 30-45.

22. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2001 - 224 с.

23. Бонфельд М.Ш. Понимание музыки и вопросы преподавания теоретических и исторических дисциплин (методологические заметки) II Преподаватель.- 1999. № 4. - С. 28-31.

24. Бонфельд М.Ш. Проблемы анализа (из опыта теории) // Музыкальная академия. 1996. - № 2. - С. 145-151.

25. Бонфельд М.Ш. Теоретический курс анализа музыкальных произведений: Учеб. пособие. Вологда: ВГПИ, 1982. - 104 с.

26. Бочка рев Л. Л. Насущные проблемы музыкальной психологии // Советская музыка. 1981. - № 1. - С. 94-97.

27. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1997. - 352 с.

28. Булатова Л.В. Применение музыкально-теоретических знаний в работе исполнителя И Актуальные проблемы музыкальной педагогики. Межвузовский сб. трудов. М.: МГПИ, 1977. Вып. XXXII. - С. 90-94.

29. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. Учебное пособие. М.: Знание, 1998. - 304 с.

30. Васильев В.А. Очерки о дирижёрско-хоровом образовании: Преемственность традиций и тенденции развития. Л.: Музыка, 1991. - 118 с.

31. Васильев С.А. Уровни понимания текста И Понимание как логико-гносеологическая проблема: Сб. научных трудов. Киев: Наукова думка, 1982. -С. 91-121.

32. Васина-Гроссман В.А. Вокальные формы. М.: Музгиз, 1963. - 40 с.

33. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. Ч. I. Ритмика.- М: Музыка, 1972. 150 с.

34. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: Учеб. пособие / JI.B. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др. / Под ред. J1.B. Чернец. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 1999. - 556 с.

35. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989.-224 с.

36. Выготский JI.C. Психология искусства Минск.: Современное Слово, 1998.-480 с.

37. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий II Хрестоматия по психологии для студентов пед. ин-тов / Под ред. A.B. Петровского / Сост. В.В. Мироненко. М.: Просвещение, 1977.-С. 417-425.

38. Гинзбург JI.C. На пути к теории II Дирижёрское исполнительство. Практика. История. Эстетика / Ред.-сост. Л.С. Гинзбург. М.: Музыка, 1975. - С. 571-620.

39. Гинзбург JI.C. О работе над музыкальным произведением. М.: Музыка, 1981.- 143 с.

40. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности: Статьи. Эссе. Заметки. JL: Сов. писатель, 1987. - 400 с.

41. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Общ. ред. Ю.П. Адлера. М.: Прогресс, 1976. - 496 с.

42. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. М.: Мир, 1992.496 с.

43. Гольденвейзер А.Б. Об исполнительстве II Вопросы фортепианного исполнительства: Очерки. Статьи. Воспоминания. М.: Музыка, 1965. - Вып. 1. -С. 35-71.

44. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. Самара: Издательский Дом «БАХ-РАХ-М», 2000. - 248 с.

45. Готсдинер A.JI. Музыкальная психология. М.: Изд-во Международной академии педагогических наук, Московский гуманитарный актёрский лицей, 1993.- 191 с.

46. Гуренко Е.Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы: Учебное пособие. Новосибирск: Изд. НГК, 1985. - 88 с.

47. Дмитревская К.Н. Анализ хоровых произведений: Учебное пособие для студентов высших музыкальных учебных заведений и институтов культуры. М.: Сов. Россия, 1965. - 172 с.

48. Дмитревский Г. А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс M-JL: Музгиз, 1948.- 108 с.

49. Егоров A.A. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин: Пособие для педагогов консерваторий. JL: Музгиз, 1958. - 187 с.

50. Еремиаш О. Практические советы по дирижированию. М.: Музыка, 1964. -72 с.

51. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования: Некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижёра с музыкальным коллективом. М.: Музыка, 1988. - 80 с.

52. Живов B.JI. Исполнительский анализ хорового произведения. М.: Музыка, 1987. - 95 с.

53. Живов B.JI. Использование проблемного обучения в процессе исполнительского анализа хоровой партитуры II Вопросы теории и практики подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. Сб. научных трудов. -М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1979. С. 35-52.

54. Живов В.Л. Методика анализа хоровой партитуры // Вопросы хоро-ведения на музыкально-педагогическом факультете. Сб. научных трудов МГПИ им. В.И. Ленина. -М., 1981. С. 72-87.

55. Живов В.Л. Теория хорового исполнительства. М.: Эдиториал УРСС, 1998. - 192 с.

56. Жигачева Л. Сонатная структура в вокальных произведениях Глинки и Даргомыжского // Вопросы музыкальной формы. Сб. статей / Ред.-сост. Вл. Протопопов. М.: Музыка, 1977. - Вып. 3. - С. 3-26.

57. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования II Педагогика. 1997. - № 2. - С. 9-14.

58. Иванов-Радкевич А.П. О воспитании дирижёра. М.: Музыка, 1973. -78 с.

59. Иванова H.A. К проблеме дидактического анализа музыкального произведения (на материале подготовки учителя музыки). Автореферат дис. . канд пед наук. М., 1992. - 17 с.

60. Иванова H.A. К проблеме обучения методике анализа музыкальных произведений в педагогическом вузе II Творческая педагогика накануне нового века. 4.1. Материалы I научно-практической конференции 31 марта 2 апреля 1997 г.-М.:МПГУ, 1997. - С.151-152.

61. Илюхина P.E. О формировании профессионального мышления исполнителя U Актуальные проблемы музыкальной педагогики и исполнительства. Межвузовский сборник / Под ред. Г.Я. Низовского. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1984. - С. 83-91.

62. Искусство анализа художественного произведения (Пособие для учителей) / Сост. Т.Г. Браже. М.: Просвещение, 1971. - 240 с.

63. История современной отечественной музыки: Учебное пособие / Ред.-сост. Е. Долинская. М.: Музыка, 2001. - Вып. 3 - 656 с.

64. Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М.: Просвещение, 1964. - 248 с.

65. Канерштейн М.М. Вопросы дирижирования. М.: Музыка, 1972.254 с.

66. Кац Д. Разработка методики практических анализов периодических форм (для теоретических отделов ССМШ и музыкальных училищ) II Методика преподавания музыкальных дисциплин. Сб. статей / Ред. И.Г. Юлдашев. -Ташкент: Ук. Итувчи, 1979. С. 40-53.

67. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. Монография. М.: Ки-мос-Ард, 1997 . - 160 с.

68. Коврига Г. Сквозная форма в песнях Шуберта II Вопросы музыкальной формы. Сб. статей. / Под ред. Вл. Протопопова. М.: Музыка, 1972. - Вып. 2. - С. 139-167.

69. Коловский О.П. Анализ хоровой партитуры // Хоровое искусство: Сб. статей. Л.: Музыка, 1967. - Вып. 1. - С. 29-42.

70. Коловский О.П. О песенной основе хоровых форм в русской музыке П Хоровое искусство-Л.: Сов. композитор, 1977. Вып. 3. - С. 41-48.

71. Кондрашин К.П. О дирижёрском искусстве / Общ. ред. С.М. Хенто-вой. Л.-М.: Сов. композитор, 1970. - 152 с.

72. Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки: теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике. Л.: Музыка, 1979. - 208 с.

73. Косачева Р. Наш современник. Из бесед с Г.Н.Рождественским. О музыкальном искусстве и творчестве дирижёра II Мастерство музыканта-исполнителя: Статьи. Очерки. Исследования.- М.: Сов. Композитор, 1976. -Вып. 2.-С. 291-334.

74. Костарев В.П. Строфичность и вокальное формообразование II Советская музыка. 1978. - № 12. - С. 99-102.

75. Костарев В. П. Функциональная структура разнотемно-строфической формы // Теоретические проблемы музыкальной формы. Сб. трудов / Отв. ред. В.П. Костарев. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1982. - Вып. 61. -С. 20-36.

76. Кочнев Ю. Музыкальное произведение и интерпретация И Советская музыка. 1969. - № 12. - С. 56-60.

77. Краснощёкое В.И. Вопросы хороведения. М.: Музыка, 1969. - 300 с.

78. Кюрегян Т.С. Форма в музыке XVII XX веков. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.-344 с.

79. Лаврентьева И.В. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. М.: Музыка, 1978. - 79 с.

80. Лаврентьева И.В. О взаимодействии двух контрастных принципов формообразования в вокальной музыке // Вопросы музыкальной формы. Сб. статей. / Ред.-сост. Вл. Протопопов. М.: Музыка, 1977. - Вып.З. - С. 254-269.

81. Лащенко А.П. Пути совершенствования предмета «Хороведение и методика работы с хором» II Вопросы хорового образования: Сб. трудов / Отв. ред. Л.В. Шамина. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1985. - Вып. 77. - С. 21-40.

82. Лащенко А.П. Хоровая культура: аспекты изучения и развития. -Киев: Музична УкраУна, 1989. 136 с.

83. Лебедев И. К вопросу о специфике мышления исполнителя // Проблемы развития художественного мышления (теория и практика исследования художественного творчества): Межвузовский сб. научных трудов. СПб.-Волгоград, 1997. - Вып. 2. - С. 38-56.

84. Левандо П.П. Исполнительский анализ и интерпретация хорового произведения // Работа дирижёра над хоровой партитурой / Сост. П.П. Левандо.- М.: Сов. Россия, 1985. С. 5-17.

85. Левандо П.П. Хоровая фактура: Монография. Л.: Музыка, 1984. -124 с.

86. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом.- М.: Музыка, 1988.-236 с.

87. Лыкова Л.С. О специфике композиционной структуры хорового произведения в аспекте взаимодействия слова и музыки. Автореферат дис. . канд. искусствоведения. - Киев, 1991. - 18 с.

88. Мазель Л.А. В. А. Цуккерман и проблемы анализа музыки И О музыке. Проблемы анализа / Сост. В.П. Бобровский, Г.Л. Головинский. М.: Советский композитор, 1974. - С. 5-29.

89. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений: Учеб. пособие. -2-е изд., доп. и перераб. М.: Музыка, 1979. - 536 с.

90. Мазель Л.А. Эстетика и анализ И Статьи по теории и анализу музыки. М.: Сов. композитор, 1982. - С. 3-54.

91. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. М.: Музыка, 1967. 752 с.

92. Малышев Юл. Синтез музыки и поэзии (некоторые проблемы изучения вокальной музыки) II Музыкальный современник: Сб. статей. М.: Сов. композитор, 1987. - Вып. 6. - С. 265-281.

93. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. М.: Высшая школа, 1968. - 191 с.

94. Медушевский B.B. Интонационная форма музыки: Исследование.- М.: Композитор, 1993. 262 с.

95. Медушевский В.В. Музыковедение И Спутник учителя музыки / Сост. Т.В. Челышева. М: Просвещение, 1993. - С. 63-125.

96. Медынь Я.Г. Методика преподавания дирижёрско-хоровых дисциплин. М.: Музыка, 1977. - 135 с.

97. Менчинская H.A. Мышление в процессе обучения II Исследования мышления в советской психологии / Ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1966. - С. 349-387.

98. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 256 с.

99. Мизинцев В.П. Применение моделей и методов моделирования в дидактике (Материалы лекций, прочитанных в Политехническом музее на факультете новых методов и средств обучения). М.: Знание, 1977. - 52 с.

100. Милка А.П. О методологических поисках 70-х годов (музыкальный анализ и судьбы «новых методов») II Методологические проблемы музыкознания. Сб. статей. М.: Музыка, 1987. - С. 178-205.

101. Музыкальная психология: Хрестоматия / Сост. М.С. Старчеус. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1992. - 210 с.

102. Мусин И.А. О воспитании дирижёра: Очерки. Л.: Музыка, 1987.247 с.

103. Мюнш Ш. Я-дирижёр. М.: Музыка, 1982. - 63 с.

104. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.-319 с.

105. Назайкинский Е.В. Проблемы комплексного изучения музыкального произведения II Музыкальное искусство и наука / Ред.-сост. Е.В. Назайкинский. -М.: Музыка, 1978. -Вып.З. С. 3-12.

106. ПЗ.Назайкинский Е.В. Пути совершенствования музыкально-теоретических дисциплин И Советская музыка. 1982. - № 2. - С. 64-72.

107. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. -М.: Музыка, 1988.-240 с.

108. Немов P.C. Мышление II Немов P.C. Психология. В 3-х кн. Кн.1: Общие основы психологии. 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. - С. 239263.

109. Немов P.C. Психология. В 3-х кн.: Кн.2: Психология образования. -3-е изд. М.: ВЛАДОС, 1998. - 608 с.

110. Немов P.C. Психология. В 3-х кн.: Кн.З: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. -512 с.

111. Общая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.В. Богословский, A.A. Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под ред. В.В. Богословского. М.: Просвещение, 1981. - 383 с.

112. Олефир С.И. Музыкальное мышление и его специфика в дирижёр-ско-хоровой деятельности (на материале вузовской подготовки). Автореферат дис. . канд. пед. наук. - М., 1995. - 16 с.

113. Ольхов К.А. Теоретические основы дирижёрской техники. Л.: Музыка, 1984. - 160 с.

114. Основы научных исследований: Учеб. для техн. вузов / В.И. Крутов, И.М. Грушко, В.В. Попов и др. М.: Высшая школа, 1989. - 399 с.

115. Очеретовская Н.Л. Содержание и форма в музыке. Л.: Музыка, 1985.- 112 с.

116. Павлов Ю.В. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента (Количественная оценка педагогических явлений): Материалы лекций, прочитанных в Политехническом музее на факультете программированного обучения. М.: Знание, 1972. - 32 с.

117. Паисов Ю.И. Новый жанр советской музыки (заметки о хоровом концерте 70-80-х годов И Музыкальный современник: Сб. статей. М.: Сов. композитор, 1987. - Вып. 6. - С. 201-242.

118. Паисов Ю.И. Современная русская хоровая музыка (1945-1980): Очерки истории и теории. М.: Сов. композитор, 1991. - 276 с.

119. Памяти Н.М. Данилина. Письма, воспоминания, документы. Сборник статей / Сост.-ред. А. Наумов. М.: Сов. композитор, 1987. - 311 с.

120. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: ВЛАДОС, 1997. - 384 с.

121. Петухов В.В. Психология мышления: Учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 90 с.

122. Пигров К.К. Руководство хором / Под ред. К.Б. Птицы. М.: Музыка, 1964.-220 с.

123. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.Д. Шадриков, Н.П. Анисимов, E.H. Корнеева и др.; Под ред. В.Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. - 142 с.

124. Попова JI.A. Изучение хоровой музыки в системе подготовки хормейстеров И Вопросы хорового образования: Сб. трудов / Отв. ред. J1.B. Шами-на. М.: ГМПИ, 1985. - Вып. 77. - С. 58-73.

125. Поэзия и музыка. Сборник статей и исследований. М.: Музыка, 1973. - 302 с.

126. Проблемы методологии, педагогики и методики исследований / Под ред. М.А. Данилова, Н.И. Бондарева. -М.: Педагогика, 1971. 352 с.

127. Проблемы музыкального мышления: Сборник статей / Под ред. М.Г. Арановского. М.: Музыка, 1974. - 336 с.

128. Проблемы развития художественного мышления: Межвузовский сб. науч. трудов.- Волгоград: Комитет по печати и информации, 1998. Вып. 1.240 с.

129. Проблемы развития художественного мышления (Теория и практика исследования художественного творчества): Межвузовский сб. науч. трудов. -СПб. Волгоград, 1997. - Вып. 2.-176 с.

130. Прокофьев Г.П. Образ музыкального произведения и его воплощение исполнителем //Вопросы психологии. 1959. - № 5. - С. 59-70.

131. Психология процессов художественного творчества: Сб. статей. -Л.: Наука, 1980.-285 с.

132. Птица К.Б. Подготовительная работа хорового дирижёра // Работа в хоре. Методика, опыт. М.: Профиздат, 1977. - С. 6-15.

133. Птица К.Б. «Три русские песни» С. Рахманинова И Работа дирижёра над хоровой партитурой / Сост. П.П. Левандо М.: Сов. Россия, 1985. - С. 18-25.

134. Ражников В.Г. Исследование музыкального исполнительского образа // Вопросы психологии. 1978. - № 2. - С. 70-80.

135. Ражников В.Г. Формирование и воспроизведение дирижёрского замысла II Вопросы психологии. 1973. - № 2. - С. 55-66.

136. Ройтерштейн М.И. Музыкальный анализ профессиональное умение школьного учителя II Музыкальное воспитание в школе / Сост. O.A. Апраксина. - М.: Музыка, 1985. - Вып. 16. - С. 60-64.

137. Ройтерштейн М.И. Некоторые особенности анализа вокальной музыки II Музыковедческая подготовка школьного учителя. Межвузовский сб. научных трудов. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1984. - С. 36-51.

138. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2001. - 112 с.

139. Ручьевская Е.А. Классическая музыкальная форма: Учебник по анализу. СПб: Композитор, 1998.-288 с.

140. Ручьевская Е.А. Проблемы музыкальной формы II Ю.Н. Тюлин. Учёный. Педагог. Композитор. Сб. статей / Ред.-сост. Н.Г. Привано. JI.-M.: Сов. композитор, 1973. - С. 70-80.

141. Рыжкова Н. О некоторых тенденциях формообразования в современной советской музыке II Традиции музыкального искусства и музыкальная практика современности. Сб. научных трудов. JL, 1981. - С. 43-56.

142. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -M.-JL: Музыка, 1964. 188 с.

143. Сайгушкина O.K. К исследованию природы исполнительского анализа музыкального произведения II Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа: Сб. статей / Сост. И.А. Котляревский, Д.Г. Терентьев. Киев: Муз. Укршна, 1988. - С. 79-85.

144. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 352 с.

145. Сиденко А. Как разработать программу эксперимента? // Народное образование. 1998. - № 4. - С. 36-43.

146. Сиденко А., Чернушевич В. Вы начали эксперимент. II Народное образование. 1997. - № 7. - С. 103-107; 1997. - № 8. - С. 66-69.

147. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. - 152 с.

148. Скребков С.С. К вопросу об исполнительской трактовке музыкальных произведений // Скребков С.С. Избранные статьи / Ред.-сост. Д.А. Арутюнов. -М.: Музыка, 1980. С. 17-23.

149. Скрипкина Э.А. Развитие сознательности и эмоциональности в процессе работы над хоровым произведением в классе дирижирования II Вопросы хороведения на музыкально-педагогическом факультете. Сб. научных трудов МГПИ им. В.И. Ленина. -М., 1981. С. 102-117.

150. Соколов В.Г. Работа с хором: Учебное пособие. М.: Музыка, 1983. - 192 с.

151. Соколов О.В. К проблеме типологии музыкальных форм II Проблемы музыкальной науки. Сб. статей.- М.: Советский композитор, 1985. Вып.6. -С. 152-180

152. Соколов О.В. Морфологическая система музыки и её художественные жанры. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1994. - 220 с.

153. Соколов О.В. О двух основных принципах формообразования в музыке II О музыке. Проблемы анализа / Сост. В.П. Бобровский, Г.Л. Головинский. -М.: Сов. композитор, 1974. С. 51-72.

154. Сорокина М.Н. О художественной образности в хоровом искусстве И Хоровая самодеятельность как средство воспитания: Сб. научных трудов / На-учн. ред. П.П. Левандо, Д.Н. Ардентов. Л.: ЛГИК, 1981. - С. 49-62.

155. Сохор А.Н. Друзья-соперники // Поэзия и музыка: Сборник статей и исследований. М.: Музыка, 1973. - С. 5-17.

156. Сочивко Д.В., Якунин В.А. Математические модели в психолого-педагогических исследованиях: Учебное пособие. JL: ЛГУ, 1988. - 69 с.

157. Способин И.В. Музыкальная форма: Учебник. 7-е изд. - М.: Музыка, 1984.-400 с.

158. Стоянов П. Взаимодействие музыкальных форм. М.: Музыка, 1985. - 270 с.

159. Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития. М., 1999. - 157 с.

160. Талызина Н.Ф. Задачи частных методик в высшей школе II Актуальные проблемы музыкальной педагогики. Межвузовский сб. трудов / Сост. Ф.Г. Арзаманов. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1977. - Вып. XXXII. - С. 8-17.

161. Тараева Г. Интерпретация как учебная дисциплина в вузе. Музыкально-теоретические дисциплины на исполнительских факультетах II Советская музыка. 1982. - № 7. - С. 63-68.

162. Тараканов М.Е. Анализ музыки в наши дни (опыт постановки проблемы) // Музыкальный современник: Сборник статей М.: Сов. композитор, 1979.-Вып. 3. - С. 216-228.

163. Тараканов М.Е. Замысел композитора и пути его воплощения II Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1980.-С. 127-138.

164. Тараканов М.Е. О методологии анализа музыкального произведения (к проблеме соотношения типологического и индивидуального) II Методологические проблемы музыкознания. Сб. статей. -М.: Музыка, 1987. С. 31-71.

165. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей: (Педагогическая наука реформе школы) / Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Академии пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1988. - 176 с.

166. Тевосян А.Т. Специфика курса анализа музыкальных произведений на дирижёрско-хоровом факультете // Вопросы хорового образования: Сб. трудов / Отв. ред. Л.В. Шамина. М.: ГМПИ, 1985. - Вып.77. - С. 58-73.

167. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. -М.: Педагогика, 1979. -208 с.

168. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей II Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. M.: Педагогика, 1985. - С. 42-222.

169. Теплов Б.М. Ум полководца (опыт психологического исследования мышления полководца по военно-историческим материалам) И Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. - С. 223-305.

170. Тихомиров O.K. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 272 с.

171. Токина H.H. Вопросы психологии музыкально-исполнительского творчества. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1972. - 33 с.

172. Тюлин Ю.Н., Бершадская Т.С., Пустыльник И.Я. и др. Музыкальная форма / Общ. ред. Ю.Н. Тюлина. М.: Музыка, 1974. - 360 с.

173. Усова И.М. Хоровая литература. Учебное пособие. 2-е изд., доп. -М.: Музыка, 1988.-207 с.

174. Ушкарёв А.Ф. Основы хорового письма: Учебник. 2-е изд. - М.: Музыка, 1986.-231 с.

175. Федосова Э.П. Методика преподавания анализа музыкальных произведений. Учебное пособие (Специальность № 17.00.02 Музыковедение). М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1988. - 88 с.

176. Финкельберг Н. Б.Л. Яворский об исполнительстве II Музыкальное исполнительство: Сборник статей / Сост. и общ. ред. В.Ю. Григорьева и В.А. Натансона. М.: Музыка, 1979. - Вып. 10. - С. 3-21.

177. Харлап М.Г. Исполнительское искусство как эстетическая проблема II Мастерство музыканта-исполнителя: Статьи. Очерки. Исследования. -М.: Сов. композитор, 1976. Вып. 2. - С. 5-67.

178. Холопов Ю.Н. К проблеме музыкального анализа II Проблемы музыкальной науки. Сб. статей / Сост. В.И. Зак, Е.И. Чигарева. М.: Сов. композитор, 1985. - Вып.6. - С. 130-151.

179. Холопов Ю.Н. Принципы классификации музыкальных форм // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров / Сост. JI. Раппопорт. -М.: Музыка, 1971. С. 65-94.

180. Холопова В.Н. О прототипах функций музыкальной формы II Проблемы музыкальной науки: Сб. статей. JL: Сов. композитор, 1979. - Вып. 4. - С. 4-16.

181. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. Учебное пособие. СПб.: Лань, 1999. - 496 с.

182. Хохлов Ю.Н. Строфическая песня и её развитие от Глюка к Шуберту. М.: Куншт, 1997. - 404 с.

183. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 400 с.

184. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. В.В. Мироненко; Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1987.-447 с.

185. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Общие принципы развития и формообразования. Простые формы. М.: Музыка, 1980. -296 с.

186. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника: Учебное пособие для студентов муз.-пед. фак. и отд-ний высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 192 с.

187. Цыпин Г.М. Музыкальное мышление и обучение игре на фортепиано II Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение». М.: Просвещение, 1984. - С. 133-142.

188. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. СПб.: Алетейя, 2001. - 320 с.

189. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. Книга 1. М.: Сов. композитор, 1988. - 384 с.

190. Чеснокгов П.Г. Хор и управление им. М.: Музгиз, 1952. - 224 с.

191. Юманова Т.А. Взаимодействие различных видов анализа при изучении музыкального произведения // Совершенствование подготовки учителя музыки на муз.-пед. фак-те. Свердловск: Свердл. пед. ин-т, 1983. - С. 29-34.

192. Юманова Т.А. Особенности репризных форм в хоровой музыке и методика их изучения // Вопросы профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов. Научные труды. Сб. 224. Свердловск: СГПИ, 1974.-С. 11-22.

193. Юманова Т.А. Сопоставительный анализ музыки и поэтического текста как метод активного изучения хоровых произведений. Автореферат дис. . канд. пед. наук. М., 1975. -24 с.