Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Современная хоровая музыка в содержании образования студентов музыкальных факультетов педагогических вузов

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Дынник, Мария Вячеславовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Современная хоровая музыка в содержании образования студентов музыкальных факультетов педагогических вузов», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Дынник, Мария Вячеславовна, 2004 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ХОРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗРАБОТКАХ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИЙ.

1.1.Место современной хоровой культуры в русском хоровом искусстве.

1.2.Хоровая музыка второй половины XX века: традиции и новаторство.

ГЛАВА II. ПУТИ ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СОВРЕМЕННОГО ХОРОВОГО РЕПЕРТУАРА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1.Проблемы исполнения современной хоровой музыки второй половины XX века.

2.2.0пытно-экспериментальное исследование процессов освоения современного хорового репертуара студентами музыкальных факультетов педагогических вузов на занятиях дирижерско-хорового цикла.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Современная хоровая музыка в содержании образования студентов музыкальных факультетов педагогических вузов"

Актуальность исследования. Отечественная хоровая музыка как отражение духовной жизни человечества и наследие предшествующих поколений имеет непреходящую культурно-историческую значимость. Хоровое искусство как концентр «русской души» на протяжении веков воплощает философские, нравственные, эстетические взгляды того или иного исторического периода.

Современная хоровая музыка, органично сочетая в себе образно-интонационный строй древнерусской мелодики и наднациональные явления музыкального языка последних десятилетий, выступает как уникальный инструмент воздействия на духовное развитие и профессиональное становление личности. На огромное облагораживающее воздействие хорового искусства, равно как и на постижение будущими учителями музыки вековых российских традиций указывали выдающиеся деятели хоровой культуры П.Г.Чесноков, В.Г.Соколов, А.В.Свешников, В.А.Чернушенко, В.Н.Минин и др.

В настоящее время из-за отсутствия должной методологической базы, в большинстве теоретических работ, авторских программ и технологий современная хоровая музыка представлена, как правило, вне ясного понимания художественного и стилистического контекста исполняемого произведения. Как результат - отторжение современного хорового творчества слушателем, которое не в силах остановить даже дарование исполнителей. Эмоционально-ценностные основы и специфика исполнения хорового произведения, созданного в настоящее время, требует особого, комплексного решения ряда задач, но, прежде всего, содержательной, предметно-деятельностной реорганизации обучения самих исполнителей. Таким образом, пересмотр принципиальных позиций введения в содержание образования студентов музыкально-педагогических факультетов современной хоровой музыки - насущная необходимость. Этим и обусловлена актуальность исследования.

Масштабность содержания и самоценность современной хоровой музыки определили многоаспектный характер исследования.

Искусствоведческий уровень рассмотрения исследуемой проблемы (Б.В.Асафьев, Ю.М.Лотман, Л.А.Мазель, В.В.Медушевский, А.Н.Сохор, и др.) дал возможность проследить эволюцию хорового искусства и представить его как генетически и исторически обусловленный процесс постижения общечеловеческой данности, заключенной в пении как таковом.

Собственно культурология (А.И.Арнольдов, В.С.Библер, М.С.Каган, Д.С.Лихачев, Э.С.Маркарян и др.) позволила раскрыть культурно-историческое значение хорового пения как явление непреходящей значимости, особое «духовно-звучащее» проявление деятельности человека.

Особое место в исследовании занимает психолого-педагогический аспект рассматриваемой проблемы (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, В.Т.Кудрявцев,

A.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Г.М. Цыпин, Л.В.Школяр, В.А.Школяр и др.), где в русле ведущих современных подходов в образовании - теории деятельности и теории развивающего обучения, - приоритетом выступает процесс профессионального становления личности.

Значительная роль в исследовании отведена трудам ученых, посвятивших свою деятельность проблемам теории и практики дирижерско-хоровой подготовки студентов (О.А.Апраксина, В.Л.Живов, Б.Д.Критский,

B.Г.Соколов, Е.В.Николаева, К.Ф.Никольская-Береговская и др.).

Таким образом, появление данной работы обусловлено необходимостью преодоления противоречия между духовно-нравственным потенциалом современной хоровой музыки и неадекватными ее сущности методами освоения в процессе обучения студентов музыкальных факультетов педагогических вузов.

Все это позволило сформулировать:

Объект исследования - содержание образования студентов высших музыкальных учебных заведений.

Предмет исследования - процесс освоения студентами хоровой музыки XX века на занятиях дирижерско-хорового цикла педагогических вузов.

Цель исследования - теоретически обосновать и разработать пути освоения студентами музыкально-педагогических факультетов современной хоровой музыки.

Задачи исследования:

1 .Провести методологический анализ научно-теоретической и методической литературы по проблеме исследования.

2.Теоретически обосновать принципиальные позиции введения в содержание обучения студентов музыкально-педагогических факультетов современной хоровой музыки.

3 .Разработать методические подходы освоения студентами современного хорового репертуара.

4.Экспериментально проверить эффективность разработанных теоретико-методических положений.

Гипотеза исследования. Эффективность введения в содержание образования студентов музыкально-педагогических факультетов современной хоровой музыки может быть достигнута при условиях: опоры на композиционно-драматургические и интонационно-стилистические закономерности данного вида искусства; реализации принципа культуросообразности с его ведущим механизмом культуроосвоения - продуктивным воображением; разработки методического обеспечения на основе психолого-педагогической теории развивающего обучения.

Методологической основой исследования явились: общие принципы художественного воздействия музыки (Л.А.Мазель); положения современного теоретического музыкознания (Ю.Н.Холопов, В.Н.Холопова); интонационная теория Б.В.Асафьева и ее преломление в трудах В.В.Медущевского; культурологическая концепция, представляющая творчество как проявление духовной сущности человека; положения психологической науки о деятельности, целостно раскрывающей человека в процессе исторического развития (В.В. Давыдов, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн,); творческое наследие композиторов Н.Н.Сидельникова, Ю.М.Буцко, Р.С.Леденева и др.

Методы исследования: анализ искусствоведческой, культурологической и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; целенаправленное педагогическое наблюдение; научный анализ и обобщение передового педагогического опыта; метод экспериментальных творческих заданий; беседа, анкетирование, тестирование; педагогический эксперимент; метод независимой экспертизы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Обоснованы концептуальные позиции введения современной хоровой музыки в содержание образования студентов музыкально-педагогических факультетов. Современная хоровая музыка представлена в содержании образования как сложное, динамичное явление отечественной культуры, где в основании лежит традиционная русская вокально-хоровая распевность и обновленная система музыкально-выразительных средств в сочетании с новейшей композиционной техникой. Хоровое наследие современных композиторов выступает в качестве важнейшего «инструмента» познания музыкального искусства второй половины XX века и его специфических отличительных свойств. Разработаны теоретико-методические положения освоения современной хоровой музыки, опирающиеся на ее интонационно-стилистические особенности и образно-экспрессивное «устройство».

Практическая значимость исследования заключается в создании методики освоения современной хоровой музыки, где концептуальным основанием выступает культуросообразность как способ трансляции и познания культурно-исторических традиций. Разработан специальный курс «Современная хоровая музыка второй половины XX века», содержание которого обеспечивает понимание музыкальной символики, эволюции стилевых процессов и композиционно-драматургических принципов хорового искусства последних десятилетий.

Материалы исследования могут быть использованы при организации учебного процесса в музыкально-педагогических заведениях среднего и высшего образования, а также в системе повышения квалификации и переподготовки учителей музыки.

Аргументированность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходной методологической базой, органической связью теоретических положений с образовательной практикой, разнообразием методов исследования.

Этапы исследования. Первый этап (1996-2001 гг.) носил поисковый характер. Работа велась в русле изучения и отбора искусствоведческого, культурологического, психолого-педагогического, научно-методического материала по проблеме исследования. На этой основе была сформулирована гипотеза, намечены цель, задачи и пути их разрешения. Параллельно велась практическая работа по подбору нотного материала для исследования, а также интервьюирование композиторов.

На втором этапе (2001-2003 гг.) был проведен обучающий педагогический эксперимент, осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы, целесообразности применяемых методов освоения, отслеживались результаты.

На заключительном этапе (2003-2004 гг.) проводился анализ, систематизация и обобщение накопленного материала, обработка полученных данных и их диссертационное оформление.

Апробация результатов исследования осуществлялась: в ходе опытно-экспериментальной работы в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М.А.Шолохова; в Московском областном учебно-методическом центре при Комитете по культуре Московской области; на совещаниях Международного Совета по музыкально-эстетическому образованию при Президиуме РАО (2002, 2003 гг.); на заседаниях лаборатории музыкального искусства Института художественного образования РАО; в ходе собственной практической деятельности в качестве преподавателя цикла дирижерско-хоровых дисциплин музыкального факультета педагогического вуза и художественного руководителя Детского хора им. В.Г.Соколова.

Опытно-экспериментальная база исследования: музыкальный факультет Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова; Московский областной учебно-методический центр при Комитете по культуре Московской области; Детский хор им. В.Г. Соколова. В общей сложности экспериментальным исследованием было охвачено 120 студентов музыкально-педагогического факультета и учителей музыки, 60 учащихся старшей группы Детского хора.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современная хоровая музыка, концентрирующая в себе жанрово-стилевые, композиционно-драматургические и музыкально-языковые закономерности европейского и русского музыкального искусства XX века, является необходимым компонентом содержания учебного процесса на музыкальном факультете педагогических вузов.

2. Принцип культуросообразности, позволяющий проникнуть в контекст стилевой эволюции музыкального искусства, обеспечивает постижение интонационно-содержательной природы хорового творчества последних десятилетий.

3. Разработанная методика, транслирующая через содержание образования российские культурно-исторические традиции, выступает условием эффективного освоения студентами современного хорового репертуара.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении диссертации представлены основные итоги и общие выводы исследования:

Современная хоровая музыка, концентрирующая в себе жанрово-стилевые, композиционно-драматургические, музыкально-языковые закономерности европейского и русского музыкального искусства XX века и раскрывающая духовное мироощущение человека, является незаменимым фактором содержания образования студентов музыкальных факультетов педагогических вузов.

Хоровое творчество современных композиторов как интонационно-содержательный «стержень» музыкального искусства последних десятилетий выступает смыслообразующей доминантой при постижении стилистических особенностей русской хоровой музыки.

Культуросообразность как концептуальное основание разработанных методических положений, где содержание и методы находятся в диалектическом единстве, обеспечивает проникновение в природу хорового искусства и глубокое понимание «хорового поля» музыки XX века.

Разработанная методика освоения современной хоровой музыки, исходящая из философского осмысления теории деятельности в современной психолого-педагогической науке, и спецкурс, содержание которого направлено на изучение музыкальной символики и эволюции стилевых процессов хорового искусства, способствуют преобразованию студентами полученной содержательной информации в «личностное достояние».

Отмечена неповторимость обобщенного образа хоровой музыки каждого из композиторов XX века. Различимы экспрессивно-заостренный драматизм и театральная плакатность хоровых поэм1 Н.Н. Сидельникова, старообрядческая углубленность и суровость образного строя хоровых фресок Ю.М.Буцко, умиротворенная пасторальность и утонченно-изысканный лиризм хоровых ноктюрнов Р.С. Леденева. Существенно, что на глубинном уровне их музыка обнаруживает множество объединяющих моментов в таких константно присущих чертах музыкального мышления, как фольклорно-национальная почвенность, православная духовность, ярко выраженный мелодизм хорового высказывания, сочетающихся (в разной мере) с современными приемами «инструментализации» хорового письма и достижениями ведущих техник композиции и драматургии XX века. Последними соображениями в значительной мере объясняется сходство встающих перед студентом-хормейстером проблем исполнительского воссоздания хоровых сочинений композиторов XX века. Важнейшая из них — сочетание традиционно русской вокально-хоровой распевности с надциональными явлениями современного музыкального языка.

Тем самым, конденсируя центральные жанрово-стилевые, композиционно-драматургические и музыкально-языковые закономерности европейской музыки прошедшего столетия композиторы XX века, в своих хоровых опусах предстают как комплементарно дополняющие друг друга части единого русского музыкального космоса, в современных художественных условиях несущие слушателю немеркнущий свет великих многовековых традиций отечественного хорового пения.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Дынник, Мария Вячеславовна, Москва

1. Абрамов А.В. О специфике музыкального содержания // Эстетические очерки. Вып. 3. М.: Музыка, 1973. - С. 123-141.

2. Абрамский А.С. Песни русского севера. М.: Сов. композитор, 1959. -54 с.

3. Александров А.Н. Несколько слов о Романе Леденёве // Сов. музыка. -1969, № 1.-С. 10.

4. Алексеева Л.Л. Воспитание культуры пения в общеобразовательной школе (Некоторые вопросы теории и практики). (Научно-методическое пособие для учителей музыки и студентов средних и высших учебных заведений).- М.: Спутник +, 2003.- 116 с.

5. Алексеева Л.Л. Воспитание певческой культуры младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе: Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук.- М.:ИХО РАО, 2001.- 170 с.

6. Альфреду Шнитке посвящается. // Шнитке-центр. Собр. соч. Вып. 2. -М., 2001.-248 с.

7. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2119 «Музыка и пение».— М.: Просвещение, 1983.- 224 с.

8. Арнольдов А.Н. Человек и мир культуры: Введение в культурологию.-М.: МГИК, 1992.- С.8.

9. Асафьев Б.В. Избранные труды. Памяти Чайковского М.: Акад. наук СССР, 1954.- Т.2.- 155 с.

10. Асафьев Б.В. Книга о Стравинском. Л.: Музыка, 1977. - 277 с.

11. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Ч. II: Интонация. Л.: Музыка, 1971.-376 с.

12. Асафьев Б.В. О музыке XX века Л.: Музыка, 1982. - 198 с.

13. Асафьев Б.В. Опера.- Избр. труды.- М.-Л.: Музыка, 1951.- Т.5.- 388 с.

14. Батюк И.В. Современная хоровая музыка: теория и исполнение. Очерки. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1999. - 192 с.

15. Бачинская Н.М., Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. -М.: Музыка, 1974. 155 с.

16. Бобровский В.П. Эскиз портрета // Сов. музыка, 1967, № 7. С. 16-24.

17. Вайсбурд M.JI. Федерико Гарсиа Лорка музыкант. - М.: Сов. композитор, 1970. - 120 с.

18. Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке // Сб. трудов. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1980. - 80 с.

19. Вопросы исполнительского искусства. Сб. трудов. — М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1981.- 187 с.

20. Выготский Л.С. Лекции по психологии.— С.-Пб., 1997.- 144 с.

21. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т.З. Проблемы развития психики / Под ред. A.M. Матюшкина.- М.: Педагогика, 1983.- 368 с.

22. Григорьева Г.В. Истинно русский композитор: о музыке Н.Н. Сидельникова // Музыка из бывшего СССР. (Сб. статей), Вып. 2. М.: Композитор, 1996. -С.75-92.

23. Григорьева Г.В. Николай Сидельников. М.: Сов. композитор, 1986. -136 с.

24. Григорьева Г.В. Русская хоровая музыка 1970-80-х годов. М.: Музыка, 1991.-80 с.

25. Григорьева Г.В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. М.: Сов. композитор, 1989. - 208 с.

26. Гущин А.А. Происхождение искусства.- М.-Л.: Искусство, 1937.- С.40-42.

27. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения (опыт теоретического и экспериментального психологического исследования). — М.: Педагогика, 1986.- 240 с.

28. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения .— М.: Интор, 1996.- 440 с.

29. Денисов Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Сов. композитор, 1986. - 206 с.

30. Дубинец Е.К. Знаки стиля Юрия Буцко. Знаменный распев в XX веке // Музыкальная академия, 1993, № 1. С. 49-52.

31. Дубинец Е. О претворении средневекового художественного канона в музыке XX века: На примере творчества Арво Пярта и Юрия Буцко 7080-х гг. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1993.- 125 л.

32. Дудко Д. Литургия на русской земле. Чтения о благодатном Царстве Христовом. М.: Издание Комитета Русской Православной Молодежи, 1988.-266 с.

33. Дынник М.В. Два шедевра Николая Сидельникова // Информация I (49). М.: ВМО, 2000. - С. 37-40.

34. Дынник М.В. Драматургия и специфика хорового письма Ю. Буцко // Культура-Искусство-Образование. История и современность. М.: МГОПУ, 2000.-С. 185-187.

35. Дынник М.В. Роман Леденёв. «Времена года». Двадцать четыре поэмы-картины в шести тетрадях для камерного хора, большого хора и инструментального ансамбля. Специфика исполнительской интерпретации // Музыка в школе.- 2002, № 1. С. 23-35.

36. Дынник М.В. Философские идеи Н. Бердяева в творчестве С.А. Губайдулиной // Культура Искусство - Школа. - М.: РИО МГОПУ, 1999.-С. 79-82.

37. Дынник М.В. Хоровая музыка русских композиторов второй половины XX века: Учебное пособие для студентов 111 курса музыкально-педагогических факультетов.- М.: Альфа, 2002.- 83 с.

38. Егоров А.А. Теория и практика работы с хором.- Л.: Музгиз, 1951.- 238 с.

39. Ефименкова Б.Б. Северо-русская причить междуречья Сухоны и Юга и верховьев Кокшеньги (Вологодская обл.): Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. иск. М., 1973. - 19 с.

40. Ефименкова Б.Б. Танцевальные жанры в творчестве замечательных композиторов прошлого и наших дней. М.: Музгиз, 1962. -21 с.

41. Ефименкова Б.Б. Традиционное и современное народно-музыкальное искусство. М.: Музыка, 1976. - 18 с.

42. Живов В.Л. Теория хорового исполнительства. М.: Эдиториал УРСС, 1998.- 192 с.

43. Задерацкий В.В. Концерты съезда: Мнения, оценки // Сов. музыка,-1974, №9.-С. 22.

44. Земцовский И.И. О творческой природе фольклора // Стилевые тенденции в советской музыке 60-70х гг. Л.: ЛГИТМиК, 1979. - С. 137-147.

45. Земцовский И.И. Русская протяжная песня: Опыт исследования. Л.: Музыка, 1967. - 193 с.

46. Земцовский И.И. Фольклор и композитор // Сов. музыка.- 1984, № 1. -С. 101-103.

47. Земцовский И.И. Хронотопы музыкального фольклора. Опыт типологии // Пространство и время в искусстве. Л.: ЛГИТМиК, 1988. -С. 93-96.

48. Зинченко В.П. Саморазвитие духа (Памяти друга) // Вопросы психологии.- М., 1998.- № 5.- С.5-12.

49. Иванова JI.А. Решение проблемы народности в произведениях русских советских композиторов на фольклорные тексты (60-70-е годы) // Современные проблемы советской музыки. Сб. ст. Л.: Сов. композитор, 1983.-С. 119-143.

50. Ивашкин А.С. Беседы с Альфредом Шнитке. М.: РИК Культура, 1994. - 302 с.

51. Ильенков Э.В. Философия и культура /Мыслители XX века/ .-М.: Политиздат, 1991.- 464 с.

52. История художественного образования в России — проблема культуры XX века.— М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.-412 с.

53. Казак З.И. Песенное творчество русского народа. Учебно-методическое пособие. М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, 1997. - 20 с.

54. Каган М.С. Человеческая деятельность. — М.: Изд-во Полит., 1974.— 352 с.

55. Каган М.С. Философия культуры.- С.-Пб: ТОО ТК Петрополис, 1996.416 с.

56. Каган М. С.Эстетика как философская наука.- С.-Пб: ТОО ТК Петрополис, 1997.- 544 с.

57. Карасёва М.В. Сольфеджио психотехника развития музыкального слуха: Автореф. дисс. . докт. иск. - М., 2000. - 49 с.

58. Келдыш Ю.В. Глазунов // Музыкальная энциклопедия. В 5-ти т. М.: Советская энциклопедия, 1973.- Т.1. - С. 993-998.

59. Келдыш Ю.В. История русской музыки. В 10 Т.- М.: Музыка, 1983.-Т.1.-383 с.

60. Ковалева М.Л. Проблемы симфонического и органного творчества ОлегаЯнченко: Автореф. дисс. . канд. иск. М., 2001. - 24 с.

61. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. М.: Музыка, 1976.-366 с.

62. Кон Ю.Г. Вопросы анализа современной музыки: Статьи и исследования. JL: Сов. композитор, 1982. - 182 с.

63. Корыхалова Н.В. Интерпретация музыки. JL: Музыка, 1979. - 208 с.

64. Кремлёв Ю. Йозеф Гайдн. М.: Музыка, 1972. - 318 с.

65. Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр JI.B. Культуросообразное образование: концептуальные основания // Известия Российской академии образования.— М., 2001.- № 4.- С.4-47.

66. Кудряшов А.Ю. Исполнительская интерпретация музыкального произведения в историко-стилевой эволюции (теория вопроса и анализ исполнений «Хорошо темперированного клавира И. С. Баха). Дисс. . канд. иск. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1994. - 233 л.

67. Кузнецов Д.В. Духовное хоровое творчество Р. Леденёва: Дипл. раб. (научн. рук. В. И. Краснощёкое). - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1996.-40 л.

68. Кузнецов Ю.М. Эмоциональная выразительность хора: экспериментально-теоретическое исследование: Дисс. . канд. иск. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1996. - 152 л.

69. Кюрегян Т.С. К систематизации форм в музыке XX века. Московский форум: Материалы международных научных конференций // Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 25. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1999. - С. 67-75.

70. Левко О. А. Камерно-инструментальное творчество Р. Леденёва. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1983. - 86 л.

71. Легостаев Е.В. Проблема стиля и интерпретации хоров a cappella Г.В. Свиридова: На примере цикла «Пяти хоров без сопровождения на стихи «Русских поэтов»: Дисс. . канд. иск. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1990.- 196 с.

72. Леденёв Р.С. Авторы рассказывают // Сов. музыка.- 1980, № 7. С. 135.

73. Леденёв Р.С. Искусство не может не касаться больших тем // Музыкальная академия.- 1997, № 2. С. 19-23.

74. Леденев Р.С. Композитор о своем творчестве // Сов. музыка.- 1987, № 3. -С. 136.

75. Леденёв Р.С. На авторских концертах Н. Сидельникова // Сов. музыка.-1975,№ 10.-С. 22.

76. Леденёв Р.С. Николай Сидельников и его «Русские сказки» / Музыкальная жизнь.- 1969, № 1. С. 10.

77. Леденёв Р.С. Помогать обновлению общества: Беседа с Виктором Лихтом // Сов. музыка.- 1989, № 9. С. 4-11.

78. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е.— М.: Политиздат, 1977.- 304 с.

79. Леонтьев А.Н. Избр. психолог. произв.Т.2. — М.: Политиздат, 1978.350 с.

80. Лихачев Д.С. Культура как ценностная среда // Новый мир.- 1994.- №8.-С.3-8.

81. Лорка Ф.Г. Избранные произведения. Т. 1-2: Стихи, Театр, Проза. М.: Художественная литература, 1986. - 518 с.

82. Лорка Ф.Г. Об искусстве. М.: Искусство, 1971. - 310 с.

83. Лорка Ф.Г. Самая печальная радость.: Художественная публицистика. М.: Прогресс, 1987. - 100 с.

84. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике: Литературные размышления философа. М.: Сов. писатель, 1990. - 320 с.

85. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. М.: Музыка, 1978. - 352 с.

86. Мазель Л.А. О путях развития языка современной музыки // Сов. музыка.- 1965, № 8. С. 6-20.

87. Макаров Е.П. Редакционные беседы // Сов. музыка.- 1973, № 1. С. 7.

88. Маркарян Э.А. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ.- М.: Мысль, 1983.- С.36.

89. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки: Сб. ст. М.: Музыка, 1980. - С. 178-194.

90. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор,1993.-262 с.

91. Медушевский В.В. Музыкальный стиль как семиотический объект // Сов. музыка.- 1979, № 3. С. 30-39.

92. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 253 с.

93. Медушевский В.В. Русская музыка: духовные истоки своеобразия // Сергиевские чтения-1. О русской музыке / Научн. тр. МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 4. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1993. - С. 14-20.

94. Мень А.В. Православное богослужение. Таинство, Слово и Образ. М.: СП «Слово», 1991. - 191 с.

95. Михайлов А.И. Вступительная статья // Клюев Н.А. Сердце Единорога: Стихотворения и поэмы. С.-Пб.: РХГИ, 1999. - С. 3-61.

96. Михайлов М.К. Стиль в музыке. JL: Музыка, 1981. - 264 с.

97. Музыка из бывшего СССР (Сб. статей). Вып. 1. - М.: Композитор,1994.-297 с.

98. Музыка из бывшего СССР. (Сб. статей). Вып. 2. М.: Композитор, 1996.-336 с.

99. Музыкальное исполнительство и наука. (Сб. статей). Вып. 3. М.: Музыка, 1978. - 245 с.

100. Музыкальное искусство XX века: Творческий процесс. Художественные явления. Теоретические концепции. Вып. 2 // Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 9. М., 1995. - 172 с.

101. Музыкальные культуры народов мира. Традиции и современность. -М., 1973.-С. 289-291.

102. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254 с.

103. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.-319 с.

104. Назайкинский Е.В. Русское в русской музыке // Сергиевские чтения-1: Сб. научн. тр. МГК им. П. И. Чайковского. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1993. - С. 7-14.

105. Народная музыка СССР и современность. (Сб. статей). Л.: Музыка, 1982.- 185 с.

106. Нестьев И.В. Поэзия горя и гнева // Сов. музыка, 1982, № 7. С. 16-22.

107. Николаева Е.Л. Педагогические условия освоения современной музыки в детских и молодежных хоровых коллективах. Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук.- (Город), 1978.- (Количество страниц).

108. Николаева Е.Л. Пространственные аспекты гармонии в советской музыке фольклорного направления (60-70-е годы) // Пространство и время в музыке (Сб. трудов). Вып. 121. М., 1991. - С. 117-131.

109. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа XIX -XX веков. Методическое пособие.- М.: «Языки русской культуры», 1998.- 192 с.

110. О музыке и музыкантах. М.: Мистикос Логинов, 1994. - 438 с.

111. Овсянкина Г.В. Отечественная хоровая // Сов. музыка.- 1990, № 9. С. 33-39.

112. Осетров А.В. Хоровое творчество Р.С. Леденёва. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1997. -52 с.

113. Паисов Ю.И. Возрождение духовной традиции. Литургические мотивы в современной русской советской музыке // Сов. музыка.- 1989, № 12.-С. 32-38.

114. Паисов Ю.И. О ладовом своеобразии «Свадебки» Стравинского // И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы. М.: Сов. композитор, 1973. - С. 214-249.

115. Паисов Ю.И. Современная русская хоровая музыка (1945-1980). Очерки истории и теории. М.: Сов. композитор, 1991.-280 с.

116. Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания / Сост. С. Калинин. М.: Музыка, 1998. - 328 с.

117. Пляченко Т.В. Вокально-хоровая подготовка будущих учителей музыки в условиях группового обучения на музыкально-педагогическом факультете.-Дисс. канд. пед.наук.- М., 1993,- 196с.

118. Попова Т.В. Основы русской народной музыки. М.: Музыка, 1977. -224 с.

119. Произведения композиторов XX века: Вопросы интерпретации. Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. Сб. статей. Вып. 13. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1996. - 62 с.

120. Протопопов В.В. Музыка русской литургии. Проблема цикличности: Исследование. М.: Композитор, 1999. — 200 с.

121. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие: для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В.Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 368 с.

122. Раабен J1.H. Новое в советской музыке 70-х годов // Современные проблемы советской музыки. Сб. статей. J1.: Сов. композитор, 1983. -С. 5-37.

123. Рожновский В .В. PROTO.INTRA.META.JlH4Hbie заметки о композиторском творчестве // Музыкальная жизнь- 1993, № 2. С. 4247.

124. Рубинштейн C.JI. О Мышлении и путях его исследования.— М.: Изд-во АН СССР, 1958.- 147 с.

125. Ручьевская Е.А. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание: Сб. ст. Вып. 3. J1.: Музыка, 1987. - С. 69-96.

126. Ручьевская Е.А. Юрий Фалик: Монографический очерк. Л.: Сов. композитор, 1981. - 104 с.

127. Савенко С.В. Ассоциация современной музыки: второй опыт на русской почве. Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных конференций // Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. Сб. 25. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1999. - С. 45-52.

128. Савенко С.В. Естественность творческой эволюции (О двух концертах Р. Леденёва) // Музыка России. Вып. 4. М., 1984.—С.32-43.

129. Савенко С.В. Интерпретация идей авангарда в послевоенной советской музыке. Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных конференций // Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1999. - С. 33-38.

130. Савенко С.В. О творчестве Романа Леденёва // Музыка и современность. Сб. ст. Вып. 10. М.: Музыка, 1976. - С. 33-51.

131. Селицкий А.Я. Николай Каретников. Выбор судьбы: Исследование. -Ростов-на-Дону: ЗАО Книга, 1997. 368 с.

132. Скурко Е.Н. Творчество Романа Леденёва // Композиторы Российской Федерации: Сб. статей. Вып. 5. М.: Композитор, 1994. - С. 321-366.

133. Соколов В.Г. Дирижер, педагог, композитор. — М.: Музыка, 1988.127 с.

134. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. - 192 с.

135. Старостина Т.Н. Помышление о свете незаходимом: о творчестве Юрия Буцко // Музыка из бывшего СССР. (Сб. статей). Вып. 2. - М.: Композитор, 1996. - С. 8-40.

136. Хакимова А.Р. Особенности фактуры в произведениях для хора без сопровождения Р. Щедрина: Дисс. . канд. иск. Ташкент: Ташкентская гос. консерватория им. Амрафи, 1980. - 178 с.

137. Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. М.: Музыка, 1988. -511 с.

138. Холопов Ю.Н. Как петь новую музыку XX века // Воспитание музыкального слуха. Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. М.: Музыка, 1985.-С. 59-85.

139. Холопов Ю.Н. Музыка России: между AVANT и RETRO. Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных конференций // Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 25. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1999.-С. 12-33.

140. Холопов Ю.Н. Симметричные лады в системе Яворского и Мессиана // Музыка и современность. (Сб. статей). Вып. 7. М.: Музыка, 1971.- С. 247-293.

141. Холопов Ю.Н., Ценова B.C. Эдисон Денисов. М.: Композитор, 1993. -312 с.

142. Холопова В.Н. К теории стиля в музыке: нерешенное, решаемое, неразрешимое // Музыкальная академия, 1995, № 3. С. 165-168.

143. Холопова В.Н. Лабиринты творчества Р.С. Леденёва // Музыка из бывшего СССР. (Сб. статей). Вып. 1. М.: Композитор, 1994. - С. 139154.

144. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. Учебное пособие. Спб.: Лань, 2000. - 320 с.

145. Холопова В.Н. Музыкальное содержание: зов культуры — наука — педагогика // Музыкальная академия.- 2001, № 2. С. 34-41.

146. Холопова В.Н. Об одном принципе хроматики в музыке XX века // Проблемы музыкальной науки. Вып. 2. М.: Сов. композитор, 1973. - С. 331-344.

147. Холопова В.Н. О системе мелодических приемов завершения формы у Стравинского // И.Ф. Стравинский. Статьи и материалы. М.: Сов. композитор, 1973. - С. 322-346.

148. Холопова В.Н. Параметр экспрессии в музыкальном языке Софии Губайдулиной // Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных конференций. Научные труды МГК им. П.И.

149. Чайковского. Сб. 25. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1999. - С. 153160.

150. Холопова В.Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. М.: Композитор, 2000. - 310 с.

151. Холопова В.Н. София Губайдулина. Монографическое исследование. Интервью С.А. Губайдулиной / Э. Рестаньо. М.: Композитор, 1996. -360 с.

152. Холопова В.Н., Холопов Ю.Н. Антон Веберн. М.: Сов. композитор, 1984.-319 с.

153. Холопова В.Н., Чигарёва Е.А. Альфред Шнитке. М.: Сов. композитор, 1990. - 348 с.

154. Христиансен Л. Из наблюдений над творчеством композиторов «новой фольклорной волны» // Проблемы музыкальной науки. Вып. 1. М.: Сов. композитор, 1972. - С. 198-218.

155. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. М.: Музыка, 1987 - 238 с.

156. Ценова B.C. Музыка из бывшего СССР // Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных конференций / Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. Сб. 25- М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1999. С. 38-45.

157. Ценова B.C. Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной: Монографическое исследование. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2000. - 200 с.

158. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. СПб.: Алетейя, 2001. - 320 с.

159. Чигарёва Е.А. Два полюса в творчестве Альфреда Шнитке // Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных конференций / Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 25. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1999. - С. 142-148.

160. Шахназарова Н.Г. Современность как традиция // Музыкальная академия.-1997, № 2. С. 3-15.

161. Шерстобитов В.Ф. У истоков искусства.- М.: Искусство, 1971.- 200 с.

162. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций: Опыт исследования проблемы. — М.: Флинта, 1999.- 88 с.

163. Школяр JI.B. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения): Дисс. на соиск. уч. степени д. пед. наук.- М., 1999.- 348 с.

164. Шнитке А.Г. Навстречу слушателю // Сов. музыка.- 1962, № 1. С. 1624.

165. Шнитке А.Г. Полистилистические тенденции в современной музыке // Холопова В.Н., Чигарёва Е.А. Альфред Шнитке. М.: Сов. композитор, 1990.-С. 327-331.

166. Fiinfzig sowjetische Komponisten. Der Gegenvart. Fakten und Reflexionen. Eine Documentation von H. Gerlach. Leipzig-Dresden: Edition Peters, 1984.-571 S.

167. Sowjetische Musik im Licht der Perestroika. Laaber, 1990. - s.324-325.