автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Основы дизайна как средство развития творческих способностей учителя технологии
- Автор научной работы
- Вишневская, Елена Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Основы дизайна как средство развития творческих способностей учителя технологии"
Иа правах рукописи
РГБ ОД
Л Г"©
ВИШНЕВСКАЯ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Основы дизайна как средство развития творческих способностей учителя технологии
13.00.02 - Теория и методика обучения труду
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Работа выполнена в Тольяттинском филиале Самарского государственного педагогического университета
Научный руководитель: доктор педагогических наук,
профессор
З.Ф. Мазур
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор
А.Н. Богатырев
кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник
H.H. Шамрай
Ведущее учреждение - Институт общего образования МО РФ
Защита состоится «./16» 2000 г. в // часов
на заседании Диссертационного совета Д 018.06.06 в Институте обшегс среднего образования Российской академии образования по адресу: 119909 Москва, ул.Погодинская, 8.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института.
Автореферат разослан «_ м » сл^я^__2000 года.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук
В.И. Дрига
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях, в соответствии с развитием науки, техники, производства, социально-экономических процессов, возникла потребность в специалистах способных творчески подходить к решению нестандартных производственных задач. В связи с этим возросли требования к учителю технологии, его готовности и способности к созданию и внедрению в учебный процесс технологий, обеспечивающих развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, инициативности на уроках технологии. В проектную деятельность учащихся включаются элементы художественного проектирования, а эффективность проектной деятельности учащихся зависит от уровня развития творческого потенциала учителя.
Возникает необходимость использования научного подхода, направленного на выявление потенциальных возможностей личности, на развитие творческих способностей учителя технологии. Это возможно прежде всего, при определении условий, средств, методов, обеспечивающих в учебном процессе повышение творческого уровня учителя технологии.
Активизации творческого потенциала личности посвящены работы П.Р.Атугова, С.Я'.Батышева, В.А.Полякова, М.М.Зиновкииой. Дизайн, как творчество, рассматривается в исследованиях В.Ф.Сидоренко, Е.И.Абакумовой, Н.Н.Шамрай, П.С.Самородского. Большое значение для нашего исследования имели труды В.В.Давыдова, Л.С.Выготского, раскрывающие вопросы развивающего, обучения, труды Г.С.Альтшуллера, Г.Я.Буша, а также работы зарубежных авторов, посвященные научно-техническому творчеству, В.Гордон, М.Тринг, Ф.Й.Цвики, работы психологов Д.Гилфорда, А.Маслоу.
Однако аспект возможностей согласования содержания трудового и дизайнерского образования раскрыт не полно. В своем исследовании мы исходим из представления о том, что именно в трудовом обучении заложены эольшие возможности. Средством развития творческих способностей могут :лужить основы дизайна. Применение процесса интеграции основ дизайна и
профессионального образования с системообразующим элементом, осно дизайна, позволит активизировать учителя технологии к творчес! изобретательской деятельности.
Образовательная практика показывает, что в настоящее время высок! уровень учителя технологии, как профессионала решать не стандартные зада> творческо-дизайнерского характера достигн, способного ут в не достаточной мс; Таким образом имеется противоречие между требованиями к повышени уровня развития творческого потенциала учителя технологии и недостатко научнообоснованных методов и средств для выполнения этих требований.
Выявленное противоречие определило проблему исследования разработка методики преподавания основ дизайна, как средство развита творческих способностей учителя технологии. Актуальность проблемы развита творческих способностей учителя технологии, потребность практики разработке методики творческого развитая учителя технологии направленность дизайна на развитие творческих способностей, обусловили тем нашего исследования: "Основы дизайна как средство развития творчески способностей учителя технологии".
Цель исследования разработать содержание и методическое обеспечени творческого развития учителя технологии при изучении основ дизайна.
Обьект исследования педагогический процесс подготовки учите л технологии основам дизайна.
Предмет исследовании процесс развития творческих, способносте учителя технологии при изучении основ дизайна.
Гипотеза исследования основывается па представлении о том, чг использование основ дизайна как средства развития творческих способностей процессе подготовки учителя технологии будет эффективным, если: - в процессе подготовки учителя технологии будет осуществляется интеграци основ дизайна и профессионального образования учителя технологии, -для развития творческих способностей учителя технологии, наряду традиционными интуитивными способами решения художественных задач
цизайне, будут применяться приемы и методы технического творчества, 1ктивизирующие способность учителя технологии выдвигать новые идеи, творчески мыслить;
■ будет разработан новый интегративный курс «Основы дизайна» по модульной технологии с интеграцией отдельных частей учебного процесса (дизайн костюма, дизайн текстиля, дизайн рекламы, дизайн товарных знаков), на основе двухуровневого подхода к решению творческих задач;
-методическое обеспечение творческого развития учителя технологии (программы, нетодические пособия) будет направлено на развитие творческих. способностей ; поэтапным усложнением творческих задач. Задачи исследования.
1. Обосновать применение интеграции основ дизайна и профессионального образования в процессе подготовки учителя технологии как основное условие в достижении цели развития творческих способностей.
2. Определить приемы и методы технического творчества, необходимые для достижения наиболее эффективных результатов в решении творческих задач дизайнерского характера.
3. Разработать содержание интегративного курса с использованием основ дизайна как средства развития творческих способностей учителя технологии.
4. Разработать методическое обеспечение творческого развития учителя технологии с поэтапным усложнением творческих задач.
Методологической основой исследования являются теория проблемного обучения; идея современной дидактики развивающего обучения и личностно-деятельного подхода; принципы приемственности интеграции в обучении; принципы системности; дидактика как метод познания; научные концепции развития творчесской личности.
Методы исследования: теоретический анализ философской, искусствоведческой, эстетической, методической литературы; изучение, анализ и обобщение передового педагогического опыта; педагогическое
G .
наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседы
. констатирующие, формирующие и контрольные эксперименты.
Основные этапы исследования:
I этап (1994-1995 гг.) - изучение философской методической литературы но теме исследования. Теоретическое исследование проблемы, ее анализ и оценка на современном этапе, обобщения педагогического опыта.
II этап (1996-1998 гг.) — определение цели, задач исследования, формулировка гипотезы. Определение возможностей и особенностей развития творческих способностей учителя технологии, средств, условий, подходов, разработка методического обеспечения творческого развития учителя технологии (программы, системы занятий).
III этап (1999-2000 гг.) - анализ, систематизация, обобщение результатов педагогического исследования, обработка экспериментальных данных, формулирование выводов. Оформление исследования.
Научная новизна исследования. 1.Обосновано применение интеграции основ дизайна и профессионального образования с системообразующим элементом, основы дизайна как основного условия в достижении высокого уровня развития творческих способностей учителя технологии.
2.Разработано содержание интегративного курса, направленного на развитие творческих способностей учителя технологии, построенного на основе двухуровневого подхода к решению творческих задач с применением методов и приемов технического творчества (первый уровень - решение задач творчсско-дизайнерского характера; второй уровень - активизация к творческо-изобретательской деятельности).
3.Разработано методическое обеспечение творческого развития учителя технологии с поэтапным усложнением творческих задач, с использованием основ дизайна как средства развития творческих способностей, направленое на повышение уровня творческого потенциала учителя технологии.
Теоретическая значимость заключается в теоретическом
обосновании целесообразности использования основ дизайна в профессиональной подготовке учителя технологии как средства развития его творческих способностей.
Практическая значимость заключается в разработке учебных, методических пособий "Основы композиции", "Дизайн рекламы", «Основы художественного проектирования одежды» для преподавателей, студентов, учителей технологии, рабочих программ по каждому разделу курса «Основы дизайна», календарно-тематического плана экспериментальной программы с использованием основ дизайна, как средства развития творческих способностей учителя технологии.
Положения выносимые на защиту. 1 .Обоснование целесообразности использования основ дизайна, в профессиональной подготовке учителя технологии, как средства развитая его творческих способностей.
2.Содержание интегративного курса, с использованием основ дизайна как средства развития творческих способностей учителя технологии, построенного на основе двухуровневого подхода к решению творческих задач, с применением методов и приемов технического творчества и направленного на повышение уровня развития творческого потенциала учителя технологии.
3.Методическое обеспечение творческого развития учителя технологии, включающее программы, методические пособия творческого развития учителя технологии при изучении основ дизайна, при выполнении заданий, направленных на развитие его творческих способностей. Достоверность научных результатов и выводов обеспечивается
одологической обоснованностью исходных позиций; применением шлексного подхода к проблеме исследования в сочетании с объемом и качеством ультатов экспериментальной работы, выразившихся в высоком уровне
проявления творческих способностей учителя технологии в реше! творческо-дизайнерских задач.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялиа реальном образовательном процессе со студентами Тольятти некого фили; Самарского государственного педагогического университета. Основные результа теоретического и экспериментальных этапов исследования апробированы получили одобрение во время выступлений на ежегодных научно-методическ конференциях студентов и преподавателей инженерно-педагогического факульте Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогическс университета, на Всероссийской научно-методической конференции «Пу совершенствования качества подготовки специалистов» (Тольятти, 1998), научно-практическом семинаре по образовательной области «Технология» Самарском институте повышения квалификации работников образования (Сама] 1998), на Второй Всероссийской конференции «Проектирование, обеспечение контроль качества образования и образовательных услуг» (Тольятти, 1999), Первой городской научно-практической конференции «Наука — сервису город (Тольятти, 2000), на научно-методическом семинаре «Научно-педагогическ аспекты развивающих технологий обучения в высшем образовании» (Тольяп 2000). Материалы исследования использовались при разработке курса «Дизайн эстетика» для студентов инженерно-педагогического факультета Тольяттинско филиала Самарского государственного педагогического университе специальности 03.06.00 - учитель технологии и предпринимательства. Внедрен результатов исследования осуществлялось в учебном процессе со студентами 2,1 курса на кафедре «Технология производства» Тольттинского филиала Самарско государственного педагогического университета. Содержание программы кур «Основы дизайна» частично проверено в школе-лицее №36, во Дворце детского юношевского творчества г. Тольятти, в процессе проведения лекционн практических занятий с учителями технологии г. Тольятти на курсах повышен квалификации.
Стру|сгура диссертации. Диссертация состоит из введения,
< глав, заключения, списка литературы и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель, ект, предмет, гипотеза, задачи, раскрыты научная новизна и практическая чимость, сформулированы положения, выносимые на защиту .
В первой главе «Концептуальные основы подготовки учителя технологии с ользованием основ дизайна как средства развития творческих способностей» сматриваются теоретические основы вопроса педагогической целесообразности ользования основ дизайна в проффессиональной подготовке учителя технологии средства развития его творческих способностей. Приводятся результаты ретического исследования проблемы с позиции определения дизайна, его чимости как средства развития способностей учителя технологии.Теоретический лиз сущности дизайна, художественного проектирования показал, что это рческая, интегрированная и многогранная деятельность по созданию объектов ужающей предметной среды. Причем, как творческий процесс художественное актирование направлено на разработку объектов предметного мира (одежды, гви, мебели и др.). Дизайн, являясь одним из методов создания всей сриалыюй, социальной, духовной среды, окружающей человека, дизайн новится необходимой составной частью как общего, так и профессионального >азования. Дизай н рассматривается в перспективе теории деятельности, темного подхода. В результате, путем достижения высокого творческого уровня ггеля технологии, способного самостоятельно решать нестандартные творческие ачи, может быть достигнута социально-значимая цель - подъем культуры тодежи, способности творить.
В результате проведенного исследования философской, педагогической, годической литературы, нами были уточнены некоторые аспекты понятия ¡орчество», «творческие способности» применительно к учителю технолоши. ¡смотрение разнообразных вариантов структур и процессов творческой
деятельности показало что, конечных продуктов творчества основывается предыдущих этапах творческой деятельности человека. Формирование творчесь деятельности в процессе подготовки учителя технологии с изучением основ дизай возможно в единстве ipex процессов: восприятия, творчества, исполнена Рассмотрены пути повышения эффективности творческого труда учите технологии с использованием приемов методов технического творчества на осно разработок в области творчества (Г.С. Альтшуллер, Г.Я. Буш, У. Гардон).
Теоретический анализ современного состояния подготовки учителя технолог! позволил выявить, что образовательная область «Технология» позволит в полн< мере раскрыть, реализовать и обосновать очень широкий спектр творческ< деятельности, охватывая дизайн, развивая личностный потенциал, индивидуальн природные задатки личности учителя технологии, вовлекая его в активну проектную деятельность в дизайне.
В разработке содержания творческого развития учителя технологии м исходим из того, что учитель технологии это личность эстетически художественно развитая, обладающая высоким уровнем культуры. Поэтому ид( В.В. Давыдова о «новом педагогическом мышлении» можно взять на вооружени организация образования, направленная на формирование творческой личности ориентированная на своеобразие индивидуальности, признание приоритетное! гармоничного воспитания личности. Также, в ходе работы нами была исследова! позиция В.Гузеева о приоритетности интегральной технологии (метод! объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный, проблемны модельный; формы обучения - семинар, практикум, самостоятельная работа). Так; технология включает следующие элементы: результаты представлены в ви; многоуровневой системы задач; блок уроков как структура группируется вокрз укрупненных единиц содержания образования; проектирование процесса.
Следовательно, для решения нашей задачи по созданию нового курса «Основ дизайна», направлешюго на развитие творческих способностей учителя технологи с использованием основ дизайна как средства развития творческих способносте необходимо решить проблему поиска многообразия методической реализацш
тользованнс элементов интегральной технологии, ориентации на возможность »рческого развития учителей технологии в соответствии с их творческим генциалом. Необходимо также решить задачу исследования видов и :можностей методов активизации творческого мышления.
В ходе исследования выполнен теоретический анализ различных подходов и годов обучения и выявлены наиболее эффективные, это методы проблемного учения, т.к. процессе проблемного обучения эффективно формируются навыки юстоятельной творческой деятельности.
Таким образом, для повышения уровня творческого потенциала необходимы •оды активизации творческого мышления, использование продуктивного, |блемного метода обучения. Функции и направленность содержания подготовки (теля технологии с использованием основ дизайна, как средства развития рческих способностей состоят в целевой направленности содержания на ечный результат, в планировании содержания. Во второй главе диссертации «Содержание творческого развития учителя юлогии» обосновывается необходимость использования интеграции основ айна и профессионального образования.
Определение «педагогическая интеграция» для нашей работы, мы :матриваем ее как одну из форм взаимосвязи и взаимодействия предметов, :шш в теории и практике. Это процесс, средства, результат взаимодействия легов. Процесс интеграции будет направлен на определенный конечный льгат, если определен выбор системообразующего элемента. В нашем гедовании таким системообразующим элементом, направленным на (визацию учителя технологии к творческо-изобретательской деятельности ются основы дизайна.
В ходе нашего исследования мы выявили, что для формирования сильного (уктивного, творческого мышления необходим блок дисциплин, направленных »азвитие творческих способностей. Таким блоком является блок творческо-трукгорских дисциплин, который включает в себя такие дисциплины, как вы творческой деятельности, техническое и декоративно-прикладное
творчество, творчество и мастерство, моделирование и конструировами дизайн и эстетика. Системообразующим фактором здесь может стать комплек студент - проблема-процесс получения новых идей-активизация к творчески изобретательской деятельности - результат.
В ходе педагогического исследования нами был разработан новы интегративный курс «Основы дизайна». Цель этого курса воспитание личност творца, установки на сильное, продуктивное мышление, при использовании методо развития творческих способностей личности, формирование установки н нестандартное решение возникающих задач.
Интегративный курс «Основы дизайна» построен но модульной технологии интеграцией различных видов дизайна (дизайн костюма, дизайн текстиля, дизай товарных знаков, дизайн рекламы) на основе двухуровневого подхода к решети творческих задач. Первый уровень - переход от решения художественных задач дизайне, с помощью интуитивного способа, к решению задач творческс дизайнерского характера, с помощью приемов и методов технического творчеств; Второй уровень-активизация будущего учителя технологии к творческо изобретательской деятельности. (Схема 1.)
Изложены результаты исследований по отбору и композиционном расположению последовательности используемых методических приемов дидактических средств обучения. Разработана программа курса «Основы дизайне с реализацией следующих идей: приобщение к мировой художественной культур как части духовной культуры; развитие личности через изучение основ дизайн Выделены следующие методологические положения: 1) в основе программы леж1 переориентирование учебного процесса на личность студента как объекта;2)навьн< и знания в дизайне выступают как средства развития творческих способностей, процессе исследования был предложен вариант структуры занятий: проблемн; ситуация; поиск новой информации; возникновение затруднений; поиск способс решения; получение результата.
Схема 1.
Общая направленность экспериментальных исследований состояла в тлении и апробации разработанного интегративного курса «Основы дизайна» основного условия развития творческих способностей учителя технологии, ■одического обеспечения с поэтапным усложнением творческих задач с ользованием основ дизайна как средство развития творческих способностей, равленное на повышение уровня творческого потенциала учителя технологии.
Экспериментальная работа проводилась со студентами 2,3,4 курса инженерно-агогического факультета Тольяттинского филиала Самарского государственного агогического университета. В эксперименте приняли участие 74 студента.
В ходе констатирущего эксперимента, цель которо]
фиксация уровня развития творческих способностей учителя технологии, бьи выявлено, что в экспериментальной и контрольных группах преобладал низю уровень способностей к проектной дизайнерской деятельности. В то же время г итогам «ассоциативного» эксперимента и применения метода «пиктограмм» следу* отметить, что спонтанное стремление к творчеству было, примерно, равным конрольной и экспериментальной группах. Попытка самостоятельного выхода и творчество проявили 52% студентов экспериментальной группы и 23,7% студенте контрольной группы. Констатирующий эксперимент привел к выводу необходимости развития творческих способностей учителя технологии именно применением основ дизайна как средства.
В ходе формирующего эксперимента для активизации творческих способносте была разработана система творческих заданий с поэтапным усложнение творческих в процессе освоения интегративного курса «Основы дизайна: (Таблица 1.) Для каждого уровня интегративного курса характерны собственна задачи, методы, приемы, так, например, для изучения основ композици использовались приемы развития абстрактного мышления. Наряду традиционными интуитивными способами решения творческих задач применялис приемы и методы технического творчества для достижения наиболее эффективны результатов в решении задач творческо-дизайнерского характера.
Таблица 1.
Содержание творческих заданий с использованием методов техническое
творчества
Модули учебных занятий Содержание учебного материала Содержание творческих задач по уровням сложности
1 2 3
1 - 1-й уровень
Модуль 1. «Изучение основ Задание: Г). С использованием ассоциа-
-НОВЫ композиции», тивных методов: источник инспирации -
гозишш «Средство музыка, мебель, архитектурная фор.ма;
композиции - ритм», 2).на использование аналогии:
«Средство стилизация головных уборов истори-
композиции - линия», ческого костюма; 3) на развитие
«Компонент гибкости мышления - разрушение
композиции - геометрической формы, разработка
форма», «Средство динамической формы с помощью ритма;
композиции - цвет, 4} на активизацию творческого
фактура», мышления - разработка моделей с
«Компоненты использованием цвета, фактура, ритма,
композиции - нюанс, формы; 5) на развитие установки на
контраст, симметрия, творческое восприятие действитель-
асимметрия» ности: слияние образа человека и птицы,
разработка дизайна упаковки для
парфюмерии; 6) с использованием
морфологического анализа - разработка
моделей одежды.
гуль 2. Разработка эскизов Использование растительных форм в
вайн орнаментов образовании орнамента, изучение орна-
стиля: растительного, ментов народов мира (использование
шх и геометрического приемов: дробление, объединение,
¡елей. характера собирай по красочке - наберешь на
радугу, морфологический ящик).
(уль 3. «Основы рекламы». Обсуждение концепции рекламы
1зайн «Приемы создания (используется «мозговой штурм»).
ламы. эффективной Использование цвета в наружной
рекламы». рекламе, разработка рекламных целей,
«Рекламное влияние рекламы на потребителя
творчество» (приемы: прямая аналогия, эмлэтия, символическая аналогия). Восприятие текста, создание рекламного текста. (Метод морфологического анализа).
Модуль 4. Дизайн товарных знаков. Фирменный товарный знак. Разработка эскизов фирменного знака института. Метод фокальных объектов.
2-й уровень
Модуль 1. Разработки коллекции одежды. Задание: «Разработка коллекций вечерней. одежды, повседневной, мужской». - Метод морфологического анализа, контрольных заданий, мозговой штурм.
Модуль 2. Создание фирменного стиля. Задание: «Разработка проекта создания фирменного стиля - одежда, товары, знак, ени реклама». Приемы: преобразование идей, использование аналогий, эмпатия. Методы: активизация творческого мышления, мозговой штурм, морфологический анализ, метод фокальных объектов.
В ходе эксперимента были проведены контрольные срезы с це определения эффективности применения основ дизайна как средство примеш развития творческих способностей учителя технологии. Выпонение р; оценивалось по четырем уровням. По итогам четвертого контрольного с количество студентов эекспериментальной группы, вышедших на третий уро] по качеству решения задач творческо-дизайнерского характера с использован
1емов и методов технического творчества в 2 раза больше, чем 'дентов контрольной группы. По качеству выразительности грамотности создания фческого проекта фирменного стиля, коллекции одежды 63,8% студентов ;перименгальной группы вышли на третий уровень, в то время, как ни один 'деггт контрольной группы не вышел на этот уровень по данным показателям, ализ результатов привел к следующему выводу: разработанное методическое ¡спсчение творческого развитая фиксирует повышение уровня активизации гтеля технологии к творческой изобретательской деятельности на 70%, уровень вития творческих способностей учителя технологии зависит от успешности тения задач творческо-дизайнерского характера.
В заключении обобщены основные результаты теоретического и периментального исследования, которые подтвердили правильность выдвинутой отезы:
. Обоснована интеграция основ дизайна и проффессионального образования в цессе подготовки учителя технологии и определена как условие развития эческих способностей. Системообразующим элементом такой интеграции чются основы дизайна, так как, именно, основы дизайна целесообразно □льзовать в профессиональной подготовке учителя технологии, как средство его веского развития.
Определены необходимые приемы и методы для достижения наиболее активных результатов в решении творческих задач дизайнерского характера при актировании предметов окружающей среды.Это приемы, методы технического >чества, которые в совокупности с интуитивными способами решения 1ческих задач активизируют учителя технологии к творческо-изобретательской елыюсти.
Разработан интегративный курс «Основы дизайна»,состоящий из отдельных /лей, взаимосвязанных друг с другом и ведущих к усложнению поставленных ч. Применение двухуровневого подхода в решении творческих задач формирует чителей технологии установку на сильное продуктивное мышление, на андартное решение возникающих задач. Интегративный курс "Основы
дизайна", как подтвердили результаты исследования, направлен на иовьп уровня развития творчеечкого потенциала учителя технологии.
4. Разработано методическое обеспечение творческого развития уч; технологии. Выявлена необходимость использования заданий творч дизайнерского характера различной степени сложности направленных на разь творческих способностей учителя технологии.
5. Предложен календарно-тематический план экспериментальной nporpaj рабочие программы по каждому разделу интегративного курса «Основы диза! разработаны методические пособия, направленные на развитие способ* учителя технологии выдвигать новые идеи, нестандартно - творчески мыслить.
6. Выполнена опытная и экспериментальная проверка эффективн разработанного интегративного курса. Результаты выполнения творческих зад учителей технологии подтвердили необходимость использования основ дизайн; средства развития их творческих способностей в процессе профессионал подготовки.
Список публикаций по теме диссертационного исследования:
1. Использование современных информационных технологий в npoi подготовки учителей технологии в области «Дизайна и эстетики».//Сборник ст Второй Всероссийской конференции «Проектирование, обеспечение и конт качества образования и образовательных услуг». - Тольятти: Издательство Ф «Развитие через образование», 1999. - С. 188-19 (в соавторстве).
2. Методические рекомендации к практическим работам по курсу «Oci композиции». - Тольятти: Издательство Форум, 1999. - 18 с.
3. Методические рекомендации к практическим работам по курсу «Оа художественного проектирования одежды». - Тольятти: Издательство Форум,19 26 с.
4. Глобальные сети как эффективное средство информационного обеспеч) предпринимательской деятельности. .//Сборник статей Второй ВсероссиГк конференции «Проектирование, обеспечение и контроль качества образован! образовательных услуг». - Тольятти: Издательство Фонда «Развитие ч
manne», 1999. - С. 209 -211 (в соавторстве).
Гехнологизации учебного процесса в системе управления высшей школы. :м докладов научно-методического семинара «Научно-педагогические ы развивающих технологий обучения в высшем образовании». - Тольятти: льство ПТИС, 2000. - С.87 - 87.
Содержание и принципы подготовки студентов в области дизайна. //Тезисы ов научно-методического семинара «Научно-педагогические аспекты 1Ю1цих технологий обучения в высшем образовании». - Тольятти: пьство ПТИС, 2000. С. 148-149 (в соавторстве).
Дизайн рекламы. Часть 1. «Основы рекламы»: Учебно-методическое пособие, пти: Издательство Форум, 2000. - 67 с.
(мзайн рекламы. Часть 2. «Как сделать рекламу эффективной»: Учебно-
ческое пособие. - Тольятти: Издательство Форум, 2000. - 73 с.
[изайи рекламы. Часть 3. «Рекламное творчество»: Учебно-методическое
- Тольятти: Издательство Форум, 2000. - 94 с. нтегративная совокупность познавательных средств и методов обучения //Тезисы докладов научно-методического семинара «Научно-ическне аспекты развивающих технологий обучения в высшем аник». - Тольятти: Издательство ПТИС, 2000,- С. 108-108 (в соавторстве ). сторический аспект проблемы художественного проектирования, развитие . //Тезисы докладов Первой городской научно-практической конференции - сервису города». - Тольятти: Издательство ПТИС, 2000. - С.
Заказ 3264, Сдано в печать 22.05.2000 г. Печать офсетная.Усл.печ^л -1у19,Тираж-100 экз. Отпечатано ООО типографией «Форум» Г.Тольятти ул,М.Горького^>6,