Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Освоение понятия "художественный образ" как основа формирования теоретико-литературных знаний и интеграции с предметами эстетического цикла в V - VIII классах

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Барановская, Ирина Рашидовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Освоение понятия "художественный образ" как основа формирования теоретико-литературных знаний и интеграции с предметами эстетического цикла в V - VIII классах», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Барановская, Ирина Рашидовна, 2002 год

Введение.

Глава I. Концептуальные и методические основы исследования:

§ 1. Становление понятия «художественный образ» в эстетике и литературоведении в историческом освещении.

§2. Классификация видов искусства и специфика литературы. Приемы создания художественного образа в литературе и других видах искусства.

§3. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы:

3.1. Механизмы психики, психологическая деятельность человека и образное мышление.

3.2. Особенности восприятия литературы и других видов искусства.

3.3. К вопросу о соотношении научного и художественного мышления в процессе восприятия художественного произведения и формирования теоретико-литературных знаний.

3.4. Возрастные особенности учащихся 5-8 классов.

3.5. Концептуальные положения технологии развивающего обучения.

§4. Методический аспект.

Глава И. Методика формирования понятия «художественный образ»

5-8 класс).

§1.0 некоторых итогах констатирующего эксперимента.

§2. Характеристика методических аспектов обучающего эксперимента.

§3. Итоги опытно-экспериментальной работы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Освоение понятия "художественный образ" как основа формирования теоретико-литературных знаний и интеграции с предметами эстетического цикла в V - VIII классах"

Сегодня, на этапе перехода от научно-просветительской к научно-гуманистической системе образования, ключевыми понятиями которой стали понятия «личность», «деятельность», «развитие», «творчество», «системный подход», возникает необходимость пересмотреть в некоторых аспектах приоритеты, теоретические основания и направленность деятельности учителя литературы.

Тема нашего исследования затрагивает одну из важнейших, ключевых проблем отечественной методики - проблему школьного изучения теории литературы. Как справедливо отмечает О.Ю.Богданова, до сих пор «среди методистов, учителей-словесников нет единого мнения о системе, объеме и последовательности изучения вопросов теории литературы в школе».1 Особенно остро эта проблема стоит в средних классах, где закладывается основа, «фундамент» всей работы по формированию теоретико-литературных знаний.

Актуальность нашего исследования определяется необходимостью создания последовательной, ясной (и для учителя, и для ученика) системы работы по освоению теоретико-литературных понятий в средних классах на основе «стержневого» понятия, дающего внутреннюю логику движения от одного понятия к другому (в нашем случае, это понятие «художественный образ»).

Методической наукой накоплен большой и плодотворный опыт в изучении теории литературы в школе: работы Г.И.Беленького, М.А.Снежневской, А.Г.Балыбердина, Н.И.Прокофьева, Н.И.Громова, Н.О.Корста, А.В.Дановского, Л.К.Кузнецовой, Л.А.Мурач, Г.Н.Ионина; концепция взаимодействия различных типов мышления в процессе изучения литературы О.Ю.Богдановой; работы Н.Д.Молдавской, О.И.Никифоровой, А.М.Левидова. Все это позволяет ставить (и решать) новые исследовательские задачи.

Анализируя современные программы литературного образования, учеб

1 Богданова О.Ю. Теория литературы в школьном изучении. В кн.: Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г - М : Просвещение. ВЛАДОС, 1994. с. 155. но-методическую литературу, уществующие подходы к процессу формирования теоретико-литературных знаний,2 мы пришли к выводу о том, что основная проблема состоит не только и не столько в количестве теоретико-литературных сведений, порядке их изучения, принципах построения программы, а прежде всегов некоторых основополагающих, концептуальных подходах к способам освоения теоретического материала.

В своем исследовании мы исходили из того, что для школьника (особенно для подростка 10-13 лет) теоретико-литературное понятие не должно быть отвлеченной абстракцией. В деятельности по его осмыслению обязательно должен присутствовать элемент художественного освоения действительности, творческая фантазия самого ученика, в связи с чем художественный образ в нашей системе становится не только объектом и «содержательным обобщением»,3 но и способом освоения теоретического материала.

Понятие «художественный образ» является общим, ключевым понятием для всех видов искусства, что позволяет также в едином комплексе осваивать теоретические основы литературы и предметов эстетического цикла. Бесспорные преимущества изучения литературы в тесном взаимодействии с предметами эстетического цикла показаны в методической литературе.4 Мы подошли к этому вопросу с несколько иных позиций. Интеграция, в нашем случае, осуществляется на уровне синхронного освоения понятия «художественный образ»,

1 Среди существующих на сегодня подходов к формированию теоретико-литературных знаний мы выделили три основных, так или иначе последовательно реализуемых направления: 1) изучение теории литературы - средство . (формирование теоретико-литературных понятий осуществляется в связи («попутно») с чтением и изучением литературного произведения (программы под ред. Г.И.Беленького, В.Г.Маранцмана, Т.Ф Курдюмовой)); 2) тео{>етико-литературные понятия является структурообразующими (программы под ред А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина); 3) изучение теории литературы - цель. (программа «Введение в поэтику» авт.-сост. Т.Г.Авлова, И.Е.Гербильская)

3 В.В.Давыдов ввел в науку термин «содержательное обобщение», означающий теоретический образ, получаемый в человеческом сознании путем мыслительных операций, устанавливающих единство системы понятий и их взаимосвязей и представляющий, таким образом, обобщение обобщений. Обобщением такого уровня в нашей системе является понятие «художественный образ».

4 К сожалению, проблема целостного подхода на уровне объединяющей концепции гуманитарного образования в процессе создания программ, выдвинутая еще Н И Кудряшевым, и по сей день не нашла своего полного и адекватного воплощения, и вопросы интеграции литературы с предметами гуманитарного и эстетического цикла решаются или на уровне авторских школ (В.С.Библер, М.Г.Боровик), или в частнометодическом аспекте (Е.Н.Колокольцев, З.С.Смелкова, Т.ГБраже, Т.Ф.Курдюмова, Э.И.Горюхина, Н.В.Мерецкая, И.Л.Шолпо и др.). изучение которого, в свою очередь, «выстраивает» в систему другие теоретические понятия того или иного предмета. Литература в этом комплексе является главным, «системообразующим звеном», корректировка программ по музыке и изобразительному искусству осуществляется на уровне календарно-тематического планирования, а построение такой системы не противоречит содержанию, целям и задачам государственных программ по этим предметам.

Предложенная нами система работы мыслится как частнометодическое воплощение концептуальных основ общепедагогической технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, базирующейся на фундаментальной психолого-педагогической концепции единства психического развития и деятельности (А.Н.Леонтьев). Мы основываемся также на идее об опережающем развитии мышления, которая главный акцент делает на формировании теоретического и творческого мышления. Фундаментально разработанная как общепедагогическая, технология развивающего обучения в частнометодиче-ском аспекте успешно функционирует на сегодня лишь применительно к предметам естественно-научного цикла и точных наук. Подходы к способам освоения художественного и особенно теоретического материала в процессе изучения предметов эстетического цикла требуют основательной разработки. Все вышесказанное определяет актуальность нашего исследования.

Объект исследования. Учебная деятельность школьников при освоении вопросов теории литературы.

Предмет исследования. Психолого-педагогический процесс формирования понятия «художественный образ» как основы теоретико-литературных знаний и интеграции литературы с предметами эстетического цикла.

Цель исследования. Создать систему работы по освоению понятия «художественный образ» как основу формирования теоретико-литературных знаний и интеграции с предметами эстетического цикла. Для этого методику синхронного, поэтапного формирования понятия «художественный образ», адекватную возрасту, целям и задачам обучения и обеспечивающую осознанное, личностно-мотивированное, деятельностное освоение теоретико-литературных понятий в среднем звене.

Гипотеза исследования. Мы предположили, что эффективность процесса освоения теоретических основ литературы как учебного предмета значительно возрастет, если будет опираться на четкую, продуманную, понятную и значимую не только для учителя, но и для самого ученика систему освоения понятия «художественный образ», рассматриваемого и в качестве цели изучения, и в качестве «содержательного обобщения», и в качестве способа освоения теоретического материала.

Задачи исследования

1. Изучить и рассмотреть состояние проблемы в классических и современных исследованиях по эстетике, литературоведению, методике литературы, психологии, дидактике и сформулировать концептуальные и методические основы исследования.

2. Провести экспериментальную работу по изучению уровня подготовленности выпускника начальной школы к обучению в среднем звене, уровня восприятия и понимания учащимися 5-8 классов художественного образа в литературе и других видах искусства, а также уровня осведомленности учащихся в области смежных видов искусства (констатирующий эксперимент).

3. На основе синхронного и комплексного освоения понятия «художественный образ» (при изучении литературы и предметов эстетического цикла) встроить в систему работу по освоению частных теоретических понятий названных предметов.

4. Создать и реализовать на практике технологию интеграционного изучения теоретических основ литературы и предметов эстетического цикла и адекватную возрасту методику, учитывающую потребности и интересы учащихся, позволяющую включить в деятельность по изучению теоретического материала элемент художественного освоения действительности, личностные и творческие начала самого ученика сделать этот процесс деятельностым, лично-стно-мотивированным

5. Выявить, проверить на практике и описать наиболее рациональные и плодотворные формы и методы работы по освоению понятия «художественный образ» в режиме технологии интеграции.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

Теоретические - изучение подходов к определению понятия «художественный образ» и проблеме взаимодействия искусств в трудах по философии, эстетике, литературоведению, психологии; изучение литературы по педагогике, психологии, дидактике, методике преподавания литературы; анализ диссертационных исследований, современных программ и учебно-методической литературы;

Эмпирические - методы наблюдения за педагогическим процессом в школе, беседы с учениками, учителями, родителями учащихся;

Статистические - анкетирование, тестирование, проведение контрольных срезовых работ, анализ творческих работ учащихся и обработка полученных данных (в том числе сравнительный анализ результатов, полученных в процессе обучающего эксперимента в контрольных и экспериментальных классах).

Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап (1994-1995 годы). Изучение концептуальных и методических основ исследования, определение целей, задач, общей стратегии исследования, изучение практического опыта работы по данной проблеме.

2 этап (1995-1996 годы). Постановка констатирующего эксперимента и анализ его результатов. Формулировка основных теоретических положений обучающего эксперимента, создание системы работы по освоению понятия «художественный образ» как основы формирования теоретико-литературных знаний и интеграции с предметами эстетического цикла.

3 этан (1996-2001 годы). Опытно-экспериментальная работа с целью проверки и корректировки теоретических положений исследования и конкретных форм, методов и приемов; обработка и анализ полученных данных; оформление результатов работы.

Опытное обучение проводилось на базе Политехнической гимназии города Нижнего Тагила Свердловской области. Было охвачено три параллели 5-8 классов в качестве экспериментальных и три параллели - в качестве контрольных классов.

Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты работы обсуждались и были одобрены на заседаниях научно-методического объединения учителей литературы Политехнической гимназии; на семинарах, научно-практических конференциях; заседаниях лаборатории литературного образования ИОСО РАО (г. Москва) и освещались в публикациях по теме исследования.

Научная новизна исследования состоит в теоретическом и экспериментальном обосновании системы интеграционного освоения понятия^художест-венный образ»и связанных с ним частных теоретико-литературных понятий; в предложенном методическом решении проблемы формирования теоретико-литературных знаний в средних классах с учетом основных концептуальных положений системы развивающего обучения и специфики литературы как учебного предмета; в разработке технологии интеграционного изучения теоретических понятий литературы и предметов эстетического цикла на основе синхронного, поэтапного освоения понятия «художественный образ»; в разработке новых форм и видов классных и внеклассных занятий: интегрированных блок-уроков, уроков-исследований (интегрированных и в рамках одного учебного предмета), творческих практикумов, различных форм внеурочной исследовательской и творческой деятельности учащихся.

Практическая ценность исследования заключается в разработке техно* логии интеграционного освоения теоретических понятий литературы и предметов эстетического цикла, позволяющей осуществлять этот процесс как деятель-ностный, личностно-мотивированный, обеспечивающий исследовательский и творческий характер труда ученика; в разработке методики, соответствующей возрастным возможностям учащихся средних классов, целям и задачам обучения, которая с успехом может быть использована в процессе преподавания литературы практически по любой го существующих программ (в диссертации представлены таблицы, схемы, подробные разработки отдельных тем, уроков различных типов, внеклассных мероприятий, тексты проверочных и контрольных работ).

Достоверность и обоснованность научных положений, результатов и выводов, сформулированных в диссертации, обеспечивается: 1) совокупностью теоретических положений, полученных в результате исследования современных достижений философии, эстетики, литературоведения, искусствознания, психологии, педагогики, методики литературы, которые положены в основу разработанного нами интеграционного изучения теоретических основ литературы и предметов эстетического цикла в 5-8 классах; 2) результатами опытно-экспериментальной проверки теоретических положений диссертации; 3) внедрением в практику учебно-методических материалов и их положительной оценкой педагогами.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественный образ - центральное, системообразующее понятие для всех видов искусства, особый, эмоциональный, естественный и необычайно продуктивный способ познания, в котором заложены огромные методические возможности, позволяющие сделать это понятие не только объектом, но и способом изучения теоретического материала.

2. Наиболее плодотворным и продуктивным, соответствующим предмету изучения, возрастным особенностям и возможностям учащихся средних классов является путь интеграционного изучения теоретических основ литературы и предметов эстетического цикла и рассмотрения «частных» понятий того или иного предмета в■ свете их значимости для процесса создания художественного образа.

3. Принцип изучения литературы и предметов эстетического цикла на основе выявления их общности и специфики позволяет собрать в единый комплекс выразительные возможности и средства воздействия различных видов искусства; рассматривать общие теоретические проблемы и частные теоретические понятия в тесной взаимосвязи с процессом формирования понятия «художественный образ» (синхронно и комплексно); развивать системность и полифонизм мышления, способствовать формированию обобщенных способов усвоения научных понятий; сделать процесс освоения теоретического материала ярким, наглядным, компактным и результативным.

4. Под поэтапным формированием понятия художественный образ подразумеваются разные уровни понимания единства и взаимообусловленности его важнейших компонентов учащимися 5-6, 7 и 8 классов.

5. Формирование понятия «художественный образ» (и связанных с ним частных теоретических понятий) целесообразно осуществлять как в связи с чтением и изучением художественных произведений, так и на специальных теоретических уроках.

6. Процесс формирования теоретико-литературных понятий должен быть организован (с учетом специфики возраста) как осознанная, личностно-мотивированная деятельность учащихся (самостоятельная и под руководством учителя), основанная на деловом общении детей в процессе обучения, учитывающая: их интересы, потребности, творческие способности и склонности, а также опираться на специфику литературы как учебного предмета, сочетая методы и приемы как художественного (образного), так и научного (понятийного) мышления. В связи с этим, основная форма организации познавательной деятельности учащихся в системе развивающего обучения -коллективно-распределенная деятельность - должна строится на сочетании исследовательских и творческих форм и видов работы (интегрированные блок-уроки, уроки-исследования, творческие практикумы, исследовательская и творческая внеурочная деятельность учащихся). Структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и Приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

2. Общие выводы

Исследование проблемы формирования теоретико-литературных понятий / и интеграции с предметами эстетического цикла на основе поэтапного освоения понятия «художественный образ» в 5-8 классах привело нас к следующим выводам:

1. Дальнейшее совершенствование преподавания литературы в школе неразрывно связано: 1) с современными подходами к обучению и воспитанию (внимание к субъекту обучения и создание полноценных условий для его развития; с внедрением методик развивающего обучения; стремлением к системности знаний, к интегративному освоению учебных предметов); 2) с осмыслением литературы как части художественной культуры;

2. Полноценное восприятие и правильная оценка художественного произведения как эстетической ценности возможны на основе понимания учащимися образной природы искусства, его важнейших законов и специфических особенностей каждого вида, в связи с чем необходимо уже на ранних этапах обучения введение понятия об образности художественного произведения (и поэтапное формирование понятия «художественный образ»).

3. Процесс формирования теоретико-литературных понятий должен опираться на специфику литературы как учебного предмета, на образную природу искусства, сочетая методы и приемы как художественного (образного), так и научного (понятийного) мышления.

4. Наиболее плодотворным и продуктивным, соответствующим предмету изучения, возрастным особенностям и возможностям учащихся средних классов, мы считаем путь интеграционного изучения теоретических понятий литературы и предметов эстетического цикла и рассмотрения «частных» понятий того или иного предмета в свете их значимости для процесса создания художественного образа (и в связи с синхронным и поэтапным формированием этого понятия). Под поэтапным формированием понятия «художественный образ» подразумеваются не этапы освоения его отдельных компонентов, а разные уровни понимания их единства и взаимообусловленности учащимися 5-6, 7 и 8 классов, а формирование понятия «художественный образ» (и связанных с ним частных теоретических понятий) осуществляется как в связи с чтением и изучением художественных произведений, так и на специальных теоретических уроках. При этом понятие «художественный образ» становится также и способом освоения теоретического материала, и «содержательным обобщением».

5. Изучение теоретико-литературных понятий (равно как и теоретических понятий предметов эстетического цикла) должно быть организовано (с учетом специфики возраста) как осознанная, личностно-мотивированная деятельность ученика (самостоятельная и под руководством учителя), основанная на деловом общении детей в процессе обучения, учитывающая их интересы, потребности, творческие способности и склонности.

6. Наиболее плодотворной формой организации познавательной деятельности учащихся является коллективно-распределенная деятельность, которая строится (согласуясь со спецификой предмета) на сочетании исследовательских и творческих форм, последовательно реализующихся в процессе изучения одной темы (проблемы): интегрированные блок-уроки, уроки-исследования, творческие практикумы, исследовательская и творческая внеурочная деятельность учащихся.

7. Принцип изучения литературы и предметов эстетического цикла на основе выявления их общности и специфики позволяет: 1) рассматривать общие теоретические проблемы и частные теоретические понятия в тесной взаимосвязи с процессом формирования понятия «художественный образ» (синхронно и комплексно); 2) развивать системность и полифонизм мышления; 3) способствует формированию обобщенных способов усвоения научных понятий; 4) позволяет сделать сам процесс освоения теоретического материла более ярким, наглядным, предметно-представимым, компактным и результативным.

3. Перспективы дальнейшего исследования

Проблема формирования теоретико-литературных знаний и интеграции с предметами эстетического цикла нуждается в дальнейшей разработке. Возникает необходимость:

1) создания системы работы по интеграционному (литература и мировая художественная культура) освоению теоретического и художественного материала в 9-И классах (как продолжение предложенной нами системы работы для 5-8 классов);

2) совершенствования форм и методов работы по изучению литературы (и предметов эстетического цикла) в системе развивающего обучения;

3) создания методического и материально-технического обеспечения для работы в режиме технологии интеграции в 9-11 классах.

4) исследования влияния интеграционного изучения литературы и предметов эстетического цикла на общее и эстетическое развитие учащихся.

Заключение

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Барановская, Ирина Рашидовна, Москва

1. Классические труды по эстетике и литературной критике

2. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Политиздат, 1957.

3. Гегель. Эстетика: в 4 т. Т. 1. -М: Искусство, 1973.

4. Гегель. Эстетика: в 4 т. Т. 3. М.: Искусство, 1973.

5. Гегель. Эстетика: в 4 т. Т. 4. М.: Искусство, 1973.

6. Дидро Д. Избранные произведения. -М., JI., 1951.

7. Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 5. М: Мысль, 1966.

8. Лессинг Г.Э. Лаокон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. Т. 1. М., 1976.

10. Платон. Сочинения. Т. IV. СПб., 1863.

11. Ю.Шеллинг Ф.В. Система трансцендентального идеализма // Шеллинг Ф.В.

12. Соч. в 2 т. Т. 1.-М., 1987. И.Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. // Белинский В.Г.

13. Полн. собр. соч. в 13 т. Т. 10. М.: Изд-во АН СССР, 1953-1959. 12.Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Собр. соч. в 13 т., т. 2.

14. М.: Изд-во АН СССР, 1953-1959. 1 З.Белинский В.Г. Полн. собр. соч., в 13 т. Т. 6. М.: Изд-во АН СССР, 19531959.

15. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. в 15 т. Т. 11. М.: Изд-во АН СССР, 1949.1.. Эстетика, литературоведение, психология

16. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974

17. Ауэрбах Э. Восточная поэтика. Специфика художественного образа. М., 1983.

18. Ауэрбах Э. Мимезис. Изображение действительности в западноевропейской литературе; перевод с немецкого. М., 1976

19. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. -М.: Художественная литература, 1975.

20. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

21. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Ф.М.Достоевского. М.: Художественная литература, 1972.

22. Бейлин И .Я. Социально-эстетическая природа художественной условности (на материале искусств драматического театра). Автореферат дис. . канд. философских, наук. -М., 1980.

23. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 2.-М., 1979.

24. Борев Ю.Б. Эстетика, 4-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1988.

25. Бочаров А. Бесконечность поиска: Художественные поиски современной советской прозы. -М.: Советский писатель, 1982.

26. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М., 1956.

27. Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования. Статьи. М.: Художественная литература, 1990.

28. Ваницзе Л. Проблема условности в киноискусстве. Автореферат дис. . канд. искусствоведения. Л., 1976.

29. Ванслов В.В. Что такое искусство? М.: Изобразительное искусство, 1988.

30. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: Учеб. пособие. / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. /-М.: Высш. шк.; Издат. центр «Академия», 1999.

31. Вейдле В.В. О двух искусствах: вымысла и слова. // Новый журнал. Нью-Йорк. - 1970. - №100.

32. Веселовский А.И. Историческая поэтика. -М., 1989.

33. Волков И.Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. -М.: Просвещение: Владос, 1995.

34. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 2-е изд. -М., 1967.

35. Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М., 1996.

36. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1968.

37. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. -М., 1972.

38. Гачев Г.Д. Образ в художественной культуре. М., 1981.

39. Гей Н.К. Образ и художественная правда. В кн.: Теория литературы в историческом освещении. Т. 1. -М, изд-во АН СССР, 1962.

40. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Интрада, 1997.

41. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. М.: Искусство, 1970.

42. Джеймс У. Психология. Гл. XVI, «Ассоциация». -М.: Педагогика, 1991.

43. Дмитриева В.А. Реализм и художественная условность. М.: Советский писатель, 1974.

44. Дмитриев В.А. Условность художественная. В кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 9. -М.: Советская энциклопедия, 1978.

45. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962.

46. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. -М.: Искусство, 1990. Т. 1.

47. Дмитриева Н.А. Литература и другие виды искусства / Краткая литературная энциклопедия, т. 1. -М. Советская энциклопедия, 1978.

48. Добин Е. Сюжет и действительность. Л.: Советский писатель, 1976.

49. Дремов А.К. Художественный образ. М.: Советский писатель, 1961.

50. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000.

51. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. -М: Флинта, Наука, 1998.

52. Ефимов А. Образная речь художественного произведения. // Вопросы литературы. 1959. - №6.

53. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. Литературное развитие в юности. Кишинев: Штиинца, 1974.

54. Ждан В.Н. Кино и условность. М.: Искусство, 1971.

55. Иезуитов А.Н. Проблема характера в современной советской литературе: АН СССР. -M.-JL, 1965.

56. Каган М.С. Морфология искусства. М., 1972.

57. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи/ ЛГУ. Л., 1991.

58. Калошин Ф.И. Содержание и форма в произведениях искусства. -М., 1952.

59. Кожинов В.В. Виды искусства. М., 1963.

60. Кожинов В.В. Художественный образ и действительность. В кн.: Теория литературы в историческом освещении, т. 1. -М., изд-во АН СССР, 1962.

61. Краткий психологический словарь / Редактор-составитель Л.А.Харченко. Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2 издание. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998.

62. Краткий словарь по эстетике. М.: Политиздат, 1989.

63. Левидов A.M. Автор образ - читатель. - Л., 1977.

64. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т. Т.1, 2. -М., 1983.

65. Леонтьев А.Н. Искусство как форма общения: к проблеме предмета психологии искусства. Тбилиси, 1973.

66. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

67. Леонтьев А.Н. Психологический подход к анализу искусства. // Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы (материалы семинара). М., 1978.

68. Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Введение в литературоведение. Екатеринбург, 1991.

69. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения. // Вопросы литературы. 1968. - №8.

70. Лихачев Д.С. Человек в литературе древней Руси. -М.-Л., 1958.

71. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начала XIX века). - СПб.: Искусство, 1994.

72. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Таллин, 1993. т. 3

73. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

74. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии, т.1. М., 1977.

75. Манн Ю. О гротеске в литературе. В кн.: Краткая литературная энциклопедия. -М., 1964. т. 2.

76. Марков Д. Проблемы теории социалистического реализма. М.: Художественная литература, 1975.

77. Мартынов Ф.Т. Магический кристалл. Эстетическое восприятие и условность в искусстве (очерк). Свердловск, 1971.

78. Медушевский В.В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа. // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. -Киев, 1988.

79. Медушевский В.В. Художественный мир музыки и типология интонаций. В кн.: Спутник учителя музыки / С.С.Балашов, В.В.Медушевский, Г.С.Тарасов и др. Сост. Т.В.Челышева. -М.: Просвещение, 1993.

80. Мейлах Б.С. Художественное восприятие как научная проблема. Л., 1971.

81. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования / Под ред. А.Г.Коспока. Киев, 1986.

82. Музыка и психология. Рекомендательный указатель книг и журнальных статей / Сост. Д.А.Супоницкая. М., 1988.

83. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М., 1972.

84. Недошивин Г.А. Очерки теории искусства. М., 1956.

85. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. М.: ВЛАДОС, 1997.

86. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. -М., 1972.90.0вчаренко А. Социалистическая литература и современный литературный процесс, изд. 3-е, доп. -М : Современник, 1975.

87. Основы марксистско-ленинской эстетики. АН СССР. — М.: Политиздат,1960.

88. Палиевский П.В. Внутренняя структура образа // Теория литературы в историческом освещении, т. 1. М.: Из-во АН СССР, 1962.

89. Песков A.M. Аллегория // ЛЭС под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. -М.: Советская энциклопедия, 1987.

90. Петров С.М. Основные вопросы теории реализма. Критический реализм. Социалистический реализм. М.: Просвещение, 1975.

91. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. -М.: ИНФРА, 1998.

92. Поспелов Г.Н. О природе искусства. -М., 1960.

93. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978.

94. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. М., 1965.

95. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.

96. Раппопорт С.Х. Гносеологические проблемы художественного мышления. Автореферат дисс. . доктора философских наук. М., 1968.

97. Рубинштейн С.Л. К психологии речи. Ученые записки Ленинградского гос. пед. института им. А.И.Герцена, т. XXV, 1941.

98. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т. 1. -М., 1989.

99. Рунин Б. Вечный поиск. М.: Искусство, 1964.

100. Савранский И.Л. Коммуникативно-эстетические функции культуры. М.: Наука, 1979.

101. Савранский И.Л. О художественной функции ассоциативности // Эстетика и жизнь. М., 1979. - Вып. 2.

102. Сапего И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды. -М.1. Советский художник, 1984.

103. Скиба В.А., Чернец JI.B. Образ художественный. В кн.: Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Уч. пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. М.: Высш. шк. Изд. центр «Академия», 1999.

104. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. М., 1971.

105. Словарь литературоведческих терминов. / Редакторы-составители Тимофеев Л.И., Тураев С.В. М. Просвещение, 1997.

106. Современная книга по эстетике. М., 1957.

107. Сорокин В.И. Теория литературы. М.: Учпедгиз, 1960.

108. Тамарченко Н.Д. Введение в литературоведение. М., 1999.

109. Тарасов Г.С. Музыкальная психология. // Справочник учителя музыки. -М.: Просвещение, 1993.

110. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). -М., 1979.

111. Тарасов Г.С. Психология музыкальных потребностей // Психологический журнал. 1998. -№5.

112. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. // Избранные труды. Т. 1.-М., 1985.

113. Теория литературы в историческом освещении, т. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1962.

114. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1971.

115. Тунин Е.Е. Тест Е.Торренса. Диагностика креативности. СПб.: ИМА-ТОН, 1998.

116. Ухтомский А.А. Учение о доминанте. // Собрание сочинений, т. 1. Л.:, 1950.

117. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. Воронеж, 1996.

118. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. -М., 1980.

119. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999.

120. Хализев В.Е. Основы теории литературы. ч. 1. -М., 1994.

121. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М., 1982.

122. Хришли А. Художественное восприятие и проблема условности в реалистическом искусстве. Автореферат дис. канд. философ, наук. -М., 1967.

123. Художественное восприятие / Под ред. Б.С.Мейлаха. -М, 1971.

124. Хьелл Л., Зипер Д. Основные положения, исследования и применение теории личности: Учебное пособие. СПб., 1997.

125. Черная Н.И. Реалистическая условность в современной советской прозе. -Киев, 1979.

126. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. -М., 1997.

127. Шапошникова О.В. Условность художественная // ЛЭС. под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987.

128. Шершеневич В. «2x2-5». М, 1920.

129. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. М., 1991.

130. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. - №4.

131. Эпштейн М.Н. Образ художественный // ЛЭС под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. -М.: Сов. энциклопедия, 1987.

132. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.Л.Беляева и др. М.: Политиздат, 1987.

133. Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. М., 1985.

134. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.

135. Якиманская И.С. Направления исследований образного мышления: Вопросы психологии. 1985. - №5.

136. Якобсон Р. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964

137. I. Педагогика, методика, учебно-методическая литература

138. Авлова Т.Г., Гербильская И.Е., Краснова Н.В., Преображенская JI.C., Тель-нова В.М. Тайны словесного искусства: Введение в поэтику. Книга для учителя. Ч. 1-2. Издание 2-е, переработанное и дополненное. СПб.: Специальная литература, 1997.

139. Авлова Т.Г., Гербильская И.Е., Краснова Н.В. и др. Тайны словесного искусства (Введение в поэтику). Книга для чтения. Ч. 1-2. СПб.: Специальная литература, 1998.

140. Азарова Н.М. Текст: пособие по русской литературе XIX века. Ч. 1-2. М.: Изд-во МПГУ «Прометей», 1995.

141. Альбеткова Р.З. Литературные игры. Ч. 1-2: Учеб. пособие. М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1995. - (Учеб. сер. «Шаг за шагом: Литература»)

142. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1980.

143. Альтшуллер Г.С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. -Минск: Беларусь, 1994.

144. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1991.

145. Андреев Ю.А. Движение реализма. Л.: Наука, 1978.

146. Балыбердин А.Г. Формирование теоретико-литературных понятий в школе (IV-VII классы). Киров, 1974.

147. Беленький Г.И. Теория литературы в средней школе: Дис. . доктора пед. наук. -М., 1974.

148. Беленький Г.И. Уроки литературы в 8 классе: Методические советы к учебнику-хрестоматии «Литература. Начальный курс». М.: Мнемозина, 2001.

149. Беленький Г.И. Теория литературы в средней школе. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1976.

150. Беленький Г.И. О сущности и видах межпредметных связей // Некоторые теоретические и практические аспекты межпредметных связей. / АНН СССР.-М., 1982.

151. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова / Раздумья о преподавании литературы в школе/. М.: Просвещение, 1990.

152. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Теория литературы в средней школе. -М.: Просвещение, 1984.

153. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования в педагогическом вузе: Сб. научных трудов. / Бийский ГПИ. Бийск, 1994.

154. Беспалько В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.

155. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

156. Библер B.C. Школа «Диалога культур» // Советская педагогика. 1988. -№11.

157. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.

158. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2.-М., 1979.

159. Богданова О.Ю. Взаимосвязь восприятия и анализа литературного произведения. В кн.: Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю., Леонова С.А., Чертова В.Ф. М.: Академия, 1999.

160. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы. М.: Издательский центр «Академия», 1999.

161. Богданова О.Ю., Челышева Т.В., Чертов В.Ф. Основы художественной культуры. Литература: Тестовые задания / Под ред. Н.А.Селезневой, В.П.Беспалько. М.: ВЛАДОС, 1999.

162. Богданова О.Ю. Особенности изучения эпических произведений. В кн.: Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях. / ПОд ред. А.Д.Жижиной. М., 1987.

163. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Пособие к спецкурсу. М., 1979

164. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников в процессе изучения литературы: Дис. . доктора пед. наук. -М., 1980.

165. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников в процессе изучения литературы: Автореф. дис. . доктора пед. наук. -М., 1980.

166. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. - №9.

167. Боровик М.Г. Системно-культурологические основы изучения гуманитарных предметов в школе (на примере литературы). Дис. . к.п.н. СПб, 1997.

168. Браже Т.Г. Интеграция как одно из направлений поисков в современной школе // Проблемы интеграции учебных предметов в современной школе / АПН СССР, НИИ НОВ.-М.-Л., 1991.

169. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Чтение и начальное литературное образование // Программа для начальных классов общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 1996.

170. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Л., 1941.

171. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе. / Под ред. О.Ю.Богдановой. М., 1994.

172. Взаимосвязь искусств на уроках литературы (6-10 классы): Пособие для учителя / НИИ шк.: Сост. Альбсткова Р.И. М., 1987.

173. Богданова О.Ю., Челышева Т.В., Чертов В.Ф. Основы художественной культуры. Литература: Тестовые задания / Под ред. Н.А.Селезневой, В.П.Беспалько. М.: ВЛАДОС, 1999.

174. Богданова О.Ю. Особенности изучения эпических произведений. В кн.: Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях. / ПОд ред. А.Д.Жижиной. М., 1987.

175. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Пособие к спецкурсу. М., 1979

176. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников в процессе изучения литературы: Дис. . доктора пед. наук. -М., 1980.

177. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников в процессе изучения литературы: Автореф. дис. . доктора пед. наук. -М., 1980.

178. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. - №9.

179. Боровик М.Г. Системно-культурологические основы изучения гуманитарных предметов в школе (на примере литературы). Дис. . к.п.и. СПб, 1997.

180. Браже Т.Г. Интеграция как одно из направлений поисков в современной школе // Проблемы интеграции учебных предметов в современной школе / АПН СССР, НИИ НОВ.-М.-Л., 1991.

181. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Чтение и начальное литературное образование // Программа для начальных классов общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 1996.

182. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Л., 1941.

183. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе. / Под ред. О.Ю.Богдановой. М., 1994.

184. Взаимосвязь искусств на уроках литературы (6-10 классы): Пособие для учителя / НИИ шк.: Сост. Альбсткова Р.И. М., 1987.ния. -М, 1980.

185. Давыдов В.В., Репкин В.В. Организация развивающего обучения в 5-9 классах средней школы // Феникс. 1996 - № 5.

186. Давыдов В.В. Особенности реализации содержательного обобщения в обучении // Хрестоматия по психологии.- М., 1987.

187. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.

188. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

189. Дановский А.В. Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях: Учебное пособие. -М.: Прометей, 1989.

190. Джежелей О.В. Чтение и литература // Программа для начальных классов общеобразовательных учреждений. -М: Просвещение, 1996.

191. Дик Ю.И., Пинский А.А., Усатов В.В. Интеграция учебных предметов. // Советская педагогика. 1987. - №9.

192. Дусовицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996.

193. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: Учеб. пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. СПб.: Просвещение, 1995.

194. Зайцева О.Н., Ладыгин М.Б. Литературное образование в 5-6 классах. Методические рекомендации для учителей. 2-е изд. М.: Дрофа, 1997.

195. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии. Кишинев: Лу-мина, 1988.

196. Изобразительное искусство (5-8 класс) / В.С.Кузин, Б.Н.Неменский // Примерные программы основного общего образования / Сост. А.М.Водянский, Н.Н.Гара. М.: Дрофа, 1998.

197. Изучение литературы в 5 классе: Методические рекомендации для учителя / Под общей ред. В.Г.Маранцмаиа и др. СПб.: Спец.Лит, 2000.

198. Изучение литературы в 6 классе: Методические рекомендации для учителя / Под общей ред. В.Г.Маранцмаиа и др. СПб.: Спец.Лит, 2000.

199. Интегративный подход при разработке содержания в средних специальных учебных заведениях / НИИ ВО. М., 1993.

200. Ионин Г.Н. Взаимосвязь литературоведения и школьного изучения литературы. Автореф. дис. . доктора пед. наук. -М., 1992.

201. Ионин Г.Н. Школьное литературоведение? Учебное пособие к спецкурсу. /ЛГПИ.-Л., 1986.

202. История литературного образования в российской школе: Хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся пед. специальности / Авт.-сост. В.Ф.Чертов. М.: Кафедра. - М.: Академия, 1999.

203. Как войти в мир литературы: 6 класс: Методическое пособие / А.Г.Кутузов, А.Г.Гутов, Л.В.Колосс. М.: Дрофа, 1999.

204. Как войти в мир литературы: 7 класс: Методическое пособие / А.Г.Кутузов, А.Г.Гутов, Л.В.Колосс. 3 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000.

205. Как войти в мир литературы: 8 класс: Методическое пособие / А.Г.Кутузов, А.Г.Гутов, Л.В.Колосс. 4 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000.

206. Качурин М.Г. Влияние анализа на восприятие художественного произведения учащимися 4 класса. // Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа. Л., 1972.

207. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Интерпракс, 1994.

208. Княжицкий А.И. и др. Концепция и программа литературного образования.- М.: МИРОС, 1993.

209. Колесина К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе: Автореф. дис. . канд. пед. наук / Ростовский ГПИ. Ростов-на-Дону, 1995.

210. Колокольцев Е.Н. Взаимодействие искусств в школьном курсе литературы: Автореф. дисс. . доктора пед. наук/МГПИ. -М., 1993.

211. Колокольцев Е.Н. Искусство на уроках литературы: Пособие для учителя.- Киев, Рад. школа, 1991.

212. Колокольцев Е.Н. и др. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / под ред. Е.Н.Колокольцева. М.: Просвещение, 1990.

213. Колокольцев Е.Н. Применение художественных иллюстрации в процессе анализа композиции литературного произведения. В кн.: Самостоятельная работа учащихся по литературе. М.: Просвещение, 1973.

214. Колокольцев Е.Н. А.С.Пушкин в портретах и иллюстрациях: Пособие для учащихся / Е.Н.Колокольцев. М.: Просвещение, 1999.

215. Колокольцев Е.Н. Раздаточный иллюстративный материал по литературе для 5 класса. М.: Просвещение, 1990.

216. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

217. Конаржевский Ю.А. Проект единого педагогического пространства школы развивающего обучения. Калининград, 1996.

218. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим. Вопросы, задания по литературе: Учеб. пособие по литературе для учащихся 7 кл. М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.

219. Корст Н.О. Восприятие литературного произведения и его анализ в школе. И Вопросы анашза литературных произведений. М., 1969.

220. Краевский В.В. Методы обучения в школе. // Педагогика . под ред. Пид-касистого П.И. М.: Педагогическое общество России, 1998.

221. Красноусов A.M. Очерки по истории советской методики преподавания литературы. М., 1959.

222. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя в режиме перехода к развивающему обучению. Тверь, 1998.

223. Кудина Г.Н. Диагностика читательской деятельности школьников. М.: международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996.

224. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. Программа развивающего обучения (система Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова). 1-5 классы. М.: ИНТОР, 1997.

225. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие. 3 класс. изд. 3, дораб. -М.: ИНТОР, 1997.

226. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Цукерман З.А. Психологические основы построения школьного курса литературы // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. М., 1983.

227. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. -М.: Просвещение, 1981.

228. Кудряшев Н.И. О процессе руководства восприятием литературного произведения старшеклассниками. // Искусство анализа художественного произведения. М., 1971.

229. Курганов С. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. // Народное образование. 1989. - №2.

230. Кутьева Л.В. Изучение литературы в начальной школе как необходимая ступень литературного образования. Диссертация . к.п.н. -М., 1996.

231. Кутузов А.Г., Гутов А.Г., Колос Л.В. Как войти в мир литературы. 5 юл.: Методическое пособие. / Под ред. А.Г.Кутузова. М.: Дрофа, 1995.

232. Кутузов А.Г. Система творческих заданий как средство постижения произведения в его идейно-художественном единстве: Автореф дис. . к.п.н.: 13.00.02 / Московский гос. пед. институт им. В.И.Ленина. М., 1990.

233. Кутузов А.Г. Художественное восприятие как процесс сотворчества. В кн.: Как войти в мир литературы (Кутузов А.Г., Гутов А.Г., Колос Л.В.). М., Дрофа, 1995.

234. Ланин Б.А. Методика преподавания и изучения литературы / Антология / Саппоро. Slavic Reseazch Center. Hokkaido University. - 2001.

235. Лавлинский С.П. Учебный диалог: природа и функции в процессе анализа литературного произведения: Автореферат дис. . к.п.н.: 13.00.01 / РАО Исслед. центр эстетического воспитания Института развития личности. -М„ 1999.

236. Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках литературы. М., 1999.щ 242. Лернер И .Я., Скаткин М.Н. Методы обучения. Российская педагогическаяэнциклопедия. В 2 т. Т. 1 / Гл. ред. В.В.Давыдов. - М., 1993.

237. Литература. Начальный курс. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. / Авторы-составители Снежнев-ская М.А., Хренова О.М. М.: Мнемозина, 1997.

238. Литература. Начальный курс. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. / Авторы-составители Хренова О.М., Снежневская М.А.-М.: Мнемозина, 1998.

239. Литература. Начальный курс. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. / Под редакцией Г.И.Беленького. -М.: Мнемозина, 1999.

240. Литература. Начальный курс. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. / Под редакцией Г.И.Беленького. -М.: Просвещение, 2000.

241. Литературное образование: 5-6 кл.: Методические рекомендации для учителя / О.Н.Зайцева, М.Б.Ладыгин. 4 изд. стер. - М.: Дрофа, 2000.

242. Литература 5-11 кл.: Сборник нормативных документов / Сост. Т.А.Калганова. М.: Дрофа, 1998.

243. Литература. 5 класс. Хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы, гимназий, лицеев. В 2 ч. Ч. 1/ Авторы-составителиА.Г.Кутузов, М.Б.Ладыгин. М.: Просвещение, 1992.

244. Лобова А.Ф. Школа самовыражения: Книга для педагогов и родителей / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 1998.

245. Лушина Е.А. Педагогическое руководство формированием литературно-художественных умений у учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ: Автореферат дис. . к.п.п.: 13.00.01 / Институт общего образования. -М„ 1999.

246. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательского воеприятия школьников. J1.: Просвещение, 1974.

247. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения в соотношении с читательским восприятием школьников. Дис. . доктора пед. наук. — JI., 1979.

248. Маранцман В.Г. Литературное развитие школьников // Методика преподавания лит-ры / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. В 2 ч. Ч. 1. -М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.

249. Маранцман В.Г. Времена года. Беседы о поэзии: Учеб. пособие. М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1995. - (Учеб. сер. «Шаг за шагом»: Литература).

250. Маранцман В.Г. Гуманитарное образование в современной школе // Народное образование. — 1991. — №7.

251. Маранцман В.Г. Методы и приемы изучения литературы в школе. В кн.: Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. В 2-х ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.

252. Маранцман В.Г. Построение курса литературы с учетом возрастного развития читателя и смены видов деятельности // Программа по литературе для 5-11 классов средней школы под общ. ред. Маранцмана В.Г. СПб., 1993.

253. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977.

254. Маранцман В.Г. Содружество искусств на уроках литературы. «Искусство анализа литературного произведения». М.: Просвещение, 1977.

255. Меерович М., Шрагин Л. Основы культуры мышления // Школьные технологии. -М., 1997, №5.

256. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл.: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя / Под ред. М.А.Снежпевской. М.: Мнемозина, 2000.

257. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. / Под ред.

258. Е.Н.Колокольцева. -М.: Просвещение, 1990.

259. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. В 2 т., ч. I. М., Просвещение, ВЛА-ДОС, 1994.

260. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. М.: Рольф, 2000.

261. Мирецкая Е.В. Совершенствование восприятия художественного образа подростками на уроках музыки и литературы: Автореф. дис. . кандидата пед. наук / МГПИ. М., 1984.

262. Михайлова Н.М. Литература. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику-хрестоматии М.Б.Ладыгина и др. Лигература. 6 класс, в 2 ч. Ч. 1. М.: Дрофа, 1997.

263. Молдавская Н.Д, Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976.

264. Мосунова Л.А. Методика обучения словесному рисованию на уроках литературы в 5-7 кл.: Автореферат дис. . к.п.н.: 13.00.00 / Московский пед. университет. -М., 1997.

265. Музыка (5-8 класс) / Н.Г.Коваленко, Г.П.Сергеева и др. // Примерные программы основного общего образования / Сост. А.М.Водянский, Н.Н.Гара. -М.: Дрофа 1998.

266. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1999.

267. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 5 класс: Дневник музыкальных наблюдений. -М.: Дрофа, 1998.

268. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1999.

269. Науменко Т.Н., Алеев В.В. Музыка. 6 класс: Дневник музыкальных наблюдений. М.: Дрофа, 2001.

270. Науменко Т.Н., Алеев В.В. Музыка. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2000.

271. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 7 класс: Дневник музыкальных наблюдений. М.: Дрофа, 2001.

272. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2001.

273. Новлянская З.Н., Кудина Г.Н. Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие. 5 класс. I ч. М.: ИНТОР, 1995.

274. Новлянская З.Н., Кудина Г.Н. Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие. 6 класс. М.: ИНТОР, 1997.

275. Новлянская З.Н., Кудина Г.Г. Литература. 6 класс: методическое пособие. -М.: ИНТОР, 1997.

276. Овсянико-Куликовский Д.Н. О преподавании теории словесности в средней школе // Вопросы теории и психологии творчества / сост. Б.Л.Лезин. -Харьков, 1907. т. I.

277. Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений: В 9 т.: Т. 6. СПБ., Изд. Овсянико-Куликовской И.Л., 1914.

278. Основные этапы развития методики преподавания литературы. В кн.: Методика преподавания литературы под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г., ч. 1. М.: Просвещение, 1994.

279. Острогорский В.П. Беседы о преподавании словесности. СПб.: Тип. В.Денакова, 1886.

280. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по литературе. Сборник 5-9 кл. / Сост. Э.А.Красновский. -М.: Дрофа, 2000.

281. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового типа/Под ред. А.П.Тряпицыной. СПб.: Образование, 1995.

282. Педагогика: Учеб. пособие / В.И.Журавлев, П.И.Пидкасистый, М.П.Портнов и др. Под ред. П.И.Пидкасистого. Рос. пед. агенство. М.: Педагогическое общество России, 1998.

283. Петрунина О.А. Формирование литературоведческой грамотности учащихся 5 и 7 классов как основы их читательской самостоятельности: Автореферат дис. . к.п.н.: 13002 / Институт общего образования. -М., 1998.

284. Плотников М.П. Психологическая школа в языкознании и методике преподавания русского языка. Курск, 1921.

285. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. -М.: Просвещение: Владос, 1996.

286. Поиск новых идей: от озарения к технологии. Теория и практика решения изобретательских задач. / Г.С.Альтшуллер, Б.Л.Злотин, А.В.Зусман, В.И.Филатов. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.

287. Практикум по методике преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов вузов / О.Ю.Богданова, С.А.Зинин и др., Под ред. О.Ю.Богдановой. М.: Изд. центр «Академия», 1999.

288. Примерные программы основного общего образования / Сост. А.М.Водянский, Н.Н.Гара. М.: Дрофа, 1998.

289. Программа по изобразительному искусству для общеобразоательных школ / Под редакцией Б.М.Йеменского. М.: Просвещение, 1992.

290. Программа по изобразительному искусству для 1-3 классов общеобразовательных школ / Авт-сост. Неменский Б.Н. М.: Просвещение, 2000.

291. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого. М.: Мнемозина, 1999.

292. Программы для общеобразовательных учебных заведений. Литература. / Под ред. В.Г.Маранцмана. М.: Просвещение, 1992.

293. Программа по литературе для 5-9 классов средней школы / Под редакцией Маранцмана В.Г. СПб.: Специальная литература, 1998.

294. Программы общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации. Литература 5-11 классы. М.: Просвещение, 1995.

295. Программа по музыке для общеобразовательных учебных заведений / Под ред. Д.Б.Кабалевского. -М: Просвещение, 1982.

296. Реализация идей развивающего обучения Л.В.Занкова в основной школе (5-9 класс). -М.: Новая школа, 1996.

297. Пушкарева М.Д., Снежневская М.А. Связь классных и внеклассных занятий по литературе. 5-7 классы. / АПИ РСФСР. М., 1963.

298. Рез З.Я. Изучение лирики в школе. JL, 1968.

299. Рез З.Я. Изучение литературного произведения в школе как процесс // Лекции по методике преподавания литературы. Л., 1976.

300. Репкин Н.В. Развивающее обучение и учебная деятельность. Рига, 1992.

301. Роботова А.С. Художественно-образное познание действительности средствами литературы: Автореферат дис. . к.п.н. СПб.: РГПУ им. Герцена, 1996

302. Романовская З.И. и др. Оценка знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения: 2-3 класс. М, 1995.

303. Романовская З.И. Чтение, 2 класс. Методические рекомендации. М., 1994.

304. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - т. 1.

305. Роткович Я.А. Вопросы преподавания литературы: Историко-методические очерки. -М., 1959.

306. Роткович Я.А. История преподавания литературы в советской школе. М., 1976.

307. Роткович Я.А. Очерки по истории преподавания литературы в русской школе // Известия. КПН РСФСР. Вып. 50. -М., 1953.

308. Роткович Я.А. Хрестоматия по истории методики преподавания литературы. -М.: Учпедгиз, 1956.

309. Русские методисты-словесники в воспоминаниях. / Сост. В.С.Баевский. -М., 1969.

310. Рыбак А.А. Образное мышление и урок литературы. М.: Просвещение, 1966.

311. Рыбникова М.А. Отклик на статью М.Пистрака «Три противоречия» // Русский язык в советской школе, 1926, №6.

312. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. -М., 1985.

313. Сафронова Е.Е. Методические приемы использования межпредметных связей на уроках литературы: Автореф, дис. . канд. пед. наук / МГПИ. -М., 1990.

314. Свирина Н.М. Литературное образование как способ вхождения школьников в художестенную культуру: Автореферат дис. . к.п.н.: 13.00.02. -СПб, 1999.

315. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

316. Скафтымов А.П. Преподавание литературы в дореволюционной школе (40-е и 60-е гг.) // Ученые записки Саратовского гос. пед. института. Выпз. -Саратов, 1938.

317. Смелкова З.С. Литература как вид искусства: Книга для учителя и учащихся. М.: Флинта. Наука, 1997.

318. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М.: Флинта: Наука, 1999

319. Смелкова З.С. Современные средства наглядности на уроке литературы. -М.: Флинта: Наука, 1999

320. Снежневская М.А. Теория литературы в 4-6 классах средней школы. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1978.

321. Соколов Н.М. Изучение литературных произведений. М., Л.: Гос. изд. тип. им. Н.Бухарина в Ленинграде, 1928.

322. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: в 4ч. Обнинск: Титул, 1996.

323. Стоюнин В.Я. Руководство для теоретического изучения литературы по лучшим образцам, русским и иностранным. Изд. 7. СПб., 1900.

324. Сухин И.Г. Хоббиты, добывалки, гномы и прочие: Литературные викторины, лингвистические задания. М.: Новая школа, 1994.

325. Тамарченко Н.Д., Стрельцова Л.Е. Путешествие в «чужую» страну. Литература путешествий и приключений. Учеб. пособие по литературе для 5 класса школ гуманитарного типа. 2 изд., перераб. - М.: Аспект Пресс, 1995.

326. Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании. Рига, 1997.

327. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 6 тт. -М., 1990. -Т. 3.

328. Федорец Г.В. Проблема интеграции в теории и практике обучения (предпосылки, опыт) / ЛГПИ. — Л., 1989.

329. Хрестоматия по истории методики преподавания литературы / Сост. Я.А.Роткович. М., 1956.

330. Чертов В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. М., 1976.

331. Черкезова М. В., Русская литература в национальной школе. М: Педагогика, 1981.

332. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы по литературе, 8 класс / Авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. 3 изд., дораб. - М.: Просвещение, 1999.

333. Читаем, думаем, спорим: Диадактические материалы по лит.: 5 класс / Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова. -М.: Просвещение, 1997.

334. Читаем, думаем, спорим: Дидактические материалы по лит.: 6 класс / Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова. -М: Просвещение, 1997.

335. Чуриков И.И. Концепция как форма развития современного образования. Ключевые идеи гуманистического образования. Серия: Новое содержание школьного образования: культурно-философские основания. Пермь.: ЗУУНЦ, 2000.

336. Шамрей JI.B. Образный диалог времен как принцип и способ изучения художественной культуры / НИПКРО, НГПИ. Н.Новгород, 1993.

337. Шамрей J1.B. Функциональные закономерности взаимодействия науки и искусства в школьном изучении литературы. Диссертация . доктора пед. наук.-СПб, 1995.

338. Шолпо И. J1. Взаимодействие архитектуры и литературы на уроках словесности: Автореф. дис. . канд. пед. наук / РГУ. СПб., 1995.

339. Шолпо И.Л. Урок литературы урок искусства: Интерпретация художественного текста и содружество искусств на уроке литературы. (Методические рекомендации для учителей). - М.: Изд-во МАИ, 1995.3/MsJ»/ T. Z

340. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ1. На правах рукописи

341. БАРАНОВСКАЯ Ирина Рашидовна

342. Освоение понятия «художественный образ»как основа формирования теоретико-литературных знаний и интеграции с предметами эстетического циклав V-VIII классах

343. Специальность: 13.00.02 теория и методика обучения и воспитаниялитература)

344. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Приложение

345. Научный руководитель: кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории литературного образования Снежневская М.А.1. Москва-20021. Оглавление