автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические идеи А. Корто и актуальные проблемы современного музыкального воспитания и образования
- Автор научной работы
- Ткачева, Анна Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2015
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Педагогические идеи А. Корто и актуальные проблемы современного музыкального воспитания и образования"
На правах рукописи
Ткачева Анна Николаевна
Педагогические идеи А. Корто и актуальные проблемы современного музыкального воспитания и образования
Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка)
Автореферат
диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
15ЯНВ 2015
005557712
Москва-2015
005557712
Работа выполнена в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Белгородский государственный институт искусств и культуры» на кафедре педагогики и методики профессионального образования
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Цыпин Геннадий Моисеевич
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
доктор культурологии, профессор, декан факультета искусств и социокультурной деятельности, заведующая кафедрой социологии и философии культуры ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» Щербакова Анна Иосифовна
кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РФ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ «Школа № 1420» г. Москвы Пелих Елена Александровна
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнеснных»
Защита состоится «28» января 2015 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д212.136.06 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16/18.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 123298, Москва, ул. Берзарина, д. 4.
Автореферат разослан« » 2014 года.
Ученый секретарь диссертационного совета
доктор педагогических наук, профессор Туманова Т.В.
Общая характеристика работы
К числу наиболее актуальных вопросов педагогики относятся, как известно, те, которые связаны с уровнем и степенью готовности молодых специалистов к предстоящей им деятельности. Нельзя не отметить в этой связи, что сегодня всё более очевиден дисбаланс между узко ориентированной направленностью обучения в музыкальных учебных заведениях различных уровней и теми требованиями, которые выдвигаются перед выпускниками этих учебных заведений современными условиями труда. Последние требуют от этих специалистов широкого спектра знаний, умений и навыков, которые могли бы позволить им заниматься различными видами деятельности, востребованными в тех или иных реальных условиях.
Примером музыканта, специализировавшегося в различных видах профессиональной деятельности, может служить французский пианист, дирижёр, педагог и методист Альфред Корто. Его деятельность разворачивалась, в основном, в первой половине XX столетия, однако, как нередко случается, пример, взятый из прошлого, может выступать в качестве ориентира и образца для настоящего, для музыкантов наших дней.
Сказанным определяется содержание и тематическая направленность настоящего исследования. Внедрение принципов универсализма в теорию и практику преподавания дисциплин художественно-творческого цикла; преодоление фрагментарности, присущей в ряде случаев этому преподаванию признаётся сегодня актуальным целым рядом ведущих специалистов. Образование, подчёркивается ими, должно стать фундаментом, на котором в дальнейшем смогут возникать различные модели профессиональной деятельности. Речь идёт, тем самым, о необходимости преодоления противоречия между реалиями окружающей действительности с её требованиями к подготовке кадров в области культуры и искусства - и
ограниченным диапазоном профессиональных ориентиров и задач, фигурирующих в практике работы ряда учебных заведений художественно-творческого профиля (колледжи и ВУЗы культуры и искусства, музыкальные факультеты педвузов и др.). Отсюда актуальность исследования, направленного на рассмотрение указанной проблемы и в этой связи на анализ педагогической деятельности А. Корто, которым был внесён важный вклад в её решение.
Степень изученности проблемы. В отечественной музыкально-педагогической литературе деятельность А. Корто освещена недостаточно. За исключением книги Альфреда Корто «О фортепианном искусстве» в редакции К.Х. Аджемова, опубликованной более полувека назад (1965), и кандидатской диссертации O.A. Якуповой, рассматривавшей наследие А. Корто в искусствоведческом аспекте, материалов, относящихся к деятельности выдающегося французского музыканта, нет. Отдельные, немногочисленные и разрозненные высказывания музыковедов, упоминавших в том или ином контексте имя А. Корто, общей картины не меняют. Такая ситуация не может считаться удовлетворительной, учитывая ту важную роль, которую сыграл А. Корто в мировой художественной культуре и педагогике.
Цель исследования — разработать комплекс теоретико-методических рекомендаций, направленных на реставрацию педагогических идей А. Корто и их адаптацию в современной практике обучения музыке.
Объект исследования — учебно-образовательный процесс в вузах искусств и культуры.
Предмет исследования - педагогические традиции А. Корто в их соотнесённости с содержанием и формами обучения в музыкально-исполнительских классах вузов искусств и культуры.
Задачи исследования:
1. Очертить диапазон актуальных целей и задач, стоящих сегодня перед преподавателями и обучающимися в музыкально-исполнительских классах
ВУЗов культуры и искусств.
2. Проанализировать профессиональную деятельность А. Корто; охарактеризовать ей основные параметры, позволяющие трактовать эту деятельность как своего рода модель универсальной подготовки специалиста в
области культуры и искусств.
3. Выработать теоретические подходы и установки, направленные на оптимизацию процесса подготовки специалиста в указанной сфере деятельности. Разработать методику реализации идей и психолого-педагогических принципов А. Корто в современном процессе подготовки
педагогов-музыкантов.
4. Выявить перспективные пути воздействия преподавателя на обучающегося; обосновать в этой связи содержание и средства обучения, актуальные на современном этапе музыкальной педагогики.
5. Проверить опытно-экспериментальным путём целесообразность методологических позиций и рекомендаций, выработанных в настоящем исследовании.
Гипотеза исследования:
1. Традиции Корто-педагога могут рассматриваться как один из базовых компонентов современного учебно-образовательного праксиса, как концентрат педагогических воззрений и подходов прошлого, доказавших свою обоснованность, устойчивость и профессиональную значимость на
исторической дистанции.
2. Педагогические идеи А. Корто, адаптированные применительно к современным условиям обучения, имеют все основания выступать в качестве важного методологического импульса, ориентированного на
совершенствование учебно-образовательного процесса в вузах искусств и культуры.
3. Потенциал педагогического наследия А. Корто способен оптимизировать подготовку специалистов в сфере искусств и культуры, но его реализация возможна при использовании соответствующей (релевантной) методики обучения, ориентированной на универсальное, системно-интегративное развитие учащихся. Она включает методы, основанные на творчески-эвристических действиях; методы так называемого «имитационного моделирования» (пересекающиеся с получившими известность в наше время технологиями «контекстного обучения»), а также некоторые другие методы, близкие по своей направленности и структуре к вышеперечисленным.
4. Обращение к творческому наследию А. Корто (звукозаписям, опубликованным работам), одного из наиболее видных деятелей позднеромантического искусства, способствует расширению и обогащению эмоциональной палитры современного учащегося, что должно приниматься во внимание учителями, представляющими различные музыкальные специализации.
Методологическую основу исследования составили: а) опубликованные работы А. Корто («Курс интерпретации», «Аспекты Шопена», статьи, учебно-методические материалы и др.); б) исследования отечественных и зарубежных педагогов и музыковедов, посвящённые творческой деятельности А. Корто (К.Х. Аджемов, А.Д. Алексеев, O.A. Якупова, В. Gavoty и др.) в) музыкально-педагогические концепции, выдвигавшиеся в связи с проблемой оптимизации профессиональной подготовки специалистов в области культуры и искусств (Э.Б. Абдуллин, A.A. Аронов, JI.C. Зорилова, С.И. Курганский, JI.A. Рапацкая, П.Е. Решетников и др.).
Методы исследования: а) теоретический анализ научной литературы (педагогика, музыкознание); б) изучение материалов, связанных с
художественной деятельностью и педагогическими воззрениями А. Корто; в) обобщение педагогического опыта в сфере культуры и искусств, научно-практическая интерпретация личного опыта автора диссертации; г) методы эмпирического уровня (педагогические наблюдения, анкетирование, интервьюирование, обучающий эксперимент). Научная новизна исследования:
= исследован комплекс теоретико-методических идей А. Корто, относящихся к процессам подготовки специалиста в области музыкальной культуры, обогащающих содержание учебно-образовательного процесса в этой сфере; конкретизированы содержание и направленность этих идей;
= обоснована экстраполяция методологических подходов А. Корто на современную «педагогику искусства», определены и уточнены ресурсы этих подходов, намечены пути и способы их использования в реальном художественно-воспитательном и образовательном процессе, в рамках учебно-воспитательного взаимодействия преподавателя и учащегося;
= показана перспективность адаптации художественно-творческих воззрений и практических методов А. Корто - педагога в современной теории и практике обучения музыке;
= изучены возможности всестороннего, универсального развития учащегося, опирающиеся на лучшие традиции европейской и российской музыкально-педагогической культуры;
= выявлены факторы развивающего потенциала, содержащиеся в педагогике А. Корто, определены реальные возможности опоры на них, использования этих факторов в процессах расширения общегуманитарного и профессионального кругозора учащихся-музыкантов;
= проанализированы и конкретизированы основные условия оптимизации подготовки высококвалифицированных кадров в сфере искусств и культуры, разработана методика обучения, обеспечивающая эффективное
профессионально-личностное развитие обучающихся, будущих специалистов в указанной сфере деятельности.
Теоретическое значение исследования:
= Рассмотрены в теоретическом ракурсе проблемы оптимизации процесса обучения в вузах искусств и культуры;
= Выявлены и проанализированы традиции, заложенные одним из наиболее видных зарубежных педагогов-музыкантов первой половины XX столетия Альфредом Корто; показана взаимообусловленность традиций и инноваций в педагогической практике;
= Определены основные слагаемые теоретико-методологического фундамента, на котором возможно создание перспективных моделей музыкально-образовательной деятельности;
= Разработан комплекс методов, ориентированных на универсальное, системно-интегративное развитие будущих специалистов в области искусств и культуры.
Практическая значимость исследования:
Разработан и проверен спектр практических рекомендаций, адресованных преподавателям, занятым в системе вузов искусств и культуры. Разработан комплекс методов, оптимальных в плане решения задач, стоящих перед преподавательскими коллективами и обучающимися в вузах искусств и культуры. Материалы диссертации, эффективность которых подтверждена в ходе опытно-экспериментальной работы, используются в лекционных курсах по музыкальной педагогике, а также на занятиях в других, смежных учебных дисциплинах.
Положения на защиту:
1. Деятельность многих выдающихся мастеров музыкальной культуры прошлого, в том числе и педагогов-музыкантов, характеризуется близостью, а подчас и совпадением основополагающих идей и установок - с тенденциями,
отчетливо просматривающимися в современной теории и практике обучения. К числу таких мастеров принадлежит и А. Корто, изучение деятельности которого способно реально помочь осознанию и решению некоторых актуальных современных педагогических проблем.
2. Обращение к педагогическому наследию А. Корто, использование его установок и принципов обеспечивает позитивные результаты при условии их творческой адаптации, при учёте «обстоятельств места и времени», накладывающих свой отпечаток на учебный процесс.
3. Одной из принципиально важных задач в системе вузов искусств и культуры является формирование направленности личности обучающегося, трактуемой как комплекс интересов, склонностей, влечений, установок и др., ориентированных на будущую профессиональную деятельность. Поскольку последняя предполагает чаще всего универсализм, многосторонность форм и видов труда, это обстоятельство должно приниматься во внимание в учебно-воспитательном процессе. Картина предстоящей деятельности, формируемая в ходе занятий у будущего деятеля в области искусств и культуры, должна быть не одномерной, а разносторонней, многоплановой.
4. Дефицит романтических эмоций и чувств обедняет в определённой степени внутренний мир человека, Особо негативными последствиями чревато это для представителей художественно-творческих профессий. Общение с искусством А. Корто, погружение в его образно-поэтическую среду в значительной мере снижает риск возникновения этих явлений.
Достоверность исследования обеспечена: а) соответствием его методологии природе и характеру изучаемых явлений; б) опорой на труды авторитетных специалистов (отечественных и зарубежных); в) апробацией основных положений диссертации в экспериментальной работе; г) использованием адекватных методов анализа и обработки материалов исследования.
Апробация и внедрение результатов работы исследования проводилась на заседаниях кафедры педагогики и методики профессионального образования, в процессе выступлений и докладов на научно-практических совещаниях, семинарах, всероссийских и международных конференциях: Белгород - 2009, 2011, 2013, 2014 гг., Прага - 2014 г., публикаций основных положений работы автора: Орёл - 2014г., Челябинск - 2014г., в эл. журнале «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки» - 2014г., а также в ходе опытно-экспериментальной работы в качестве преподавателя факультета музыкального творчества Белгородского государственного института искусств и культуры.
Структура и основное содержание исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов и библиографии. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель, объект, предмет и задачи исследования; формируется его гипотеза и положения, выносимые на защиту; выявляется новизна работы; излагаются данные, относящиеся к достоверности исследования и его апробации.
Первая глава «Традиции Альфреда Корто и современная музыкальная педагогика» включает в себя четыре параграфа. В 1-ом из них -«Художественная жизнь Франции на рубеже XIX - XX веков» затрагивается широкий круг вопросов. Отмечаются кризисные явления, проявлявшиеся в одном из наиболее значительных стилевых направлений недавнего прошлого -романтизме. На смену ему приходят новые стилевые феномены -импрессионизм, символизм, в дальнейшем экспрессионизм, определившие творческие искания ряда западно-европейских мастеров - композиторов, живописцев, литераторов и др.
Художественно-эстетические метаморофозы затрагивают и сферу музыкально-исполнительского искусства. В моду входят позднеромантические идеалы, отразившиеся в исполнительской практике ряда популярных в своё
время концертантов. Возводится в культ виртуозное начало, широкое распространение получают мелодраматические приёмы и средства музыкальной выразительности.
В контексте такой культурной ситуации, указывается в диссертации, протекала деятельность некоторых выдающихся мастеров музыкально-исполнительского искусства. Говоря о наиболее видных представителях этого искусства, нельзя не упомянуть имена Ф. Бузони, В. Гизекинга, М. Лонг, И. Гофмана, И. Падеревского, С. Рахманинова, творчество которых являло своего рода противовес увлечениям виртуозной бравадой и мелодраматизмом псевдоромантического типа. У каждого из названных выше музыкантов были свои творческие ориентиры и позиции. Общим для них было противостояние отжившим традициям в исполнительстве, поиск новых художественно-
эстетических рубежей.
В сложной обстановке протекал процесс развития музыкально-исполнительский и, в частности, фортепианной школы во Франции. Необходимость отказа от исчерпавших свои ресурсы принципов музыкально-исполнительской культуры осознавалась передовыми французскими музыкантами, чья деятельность вкратце охарактеризована на страницах исследования. Указывается, что значительная часть из них трудилась в Парижской консерватории. К числу наиболее заметных фигур принадлежали П. Циммерман и А. Мармонтель. Среди учеников последнего, отмечается в диссертации, были Ж. Визе, К. Дебюсси, М. Лонг, Ф. Планте, Л. Дьемер, В.Д' Энди. Входил в число учеников А. Мармонтеля и Альфред Корто, деятельности которого посвящено настоящее исследование.
Название 2-го параграфа - «Общая характеристика творческого пути А.Корто. Траектория профессиональных интересов и видов деятельности». Будучи человеком разносторонних интересов и дарований, А. Корто реализовал свой творческий потенциал в самых различных направлениях, указывается в
диссертации. Закончив Парижскую консерваторию по классу фортепиано (его педагогами были Э. Декомб и Л. Дьемер) А. Корто увлёкся оперной режиссурой и дирижированием; участвовал в этом амплуа в деятельности знаменитого вагнеровского театра в Байрете, осуществлял постановку оперы Вагнера «Тристан и Изольда» в Парижском новом театре. Его дальнейшие интересы и, соответственно, его деятельность были связаны с сольным концертированием, а таюке камерно-ансамблевым музицированием (трио А. Корто - Ж. Тибо - П. Казальс), утвердившим его в качестве одного из наиболее видных европейских пианистов первой половины XX века.
Параллельно с этим, А. Корто в 1907 году обратился к педагогике, возглавив старший фортепианный класс в Парижской консерватории. Деятельность педагога, а также концертирующего музыканта побудила его заняться редактированием музыкальных произведений, тех, чьи редакции по тем или иным причинам его не устраивали. Не останавливаясь на некоторых других видах деятельности А. Корто, следует в то же время отметить его значительный вклад в методологию обучения музыкальному исполнительству. Его труды, такие как «Рациональные принципы фортепианной техники», «Аспекты Шопена», «Французская фортепианная музыка» (в трёх томах), а также ряд статей, исторических и теоретико-методических материалов, лекций и др. характеризуют его как художника-интеллектуала, способного не только интуитивно постигать музыку, создавать рельефные звуковые образы, - но и размышлять, рефлексировать, анализировать явления и феномены музыкальной культуры.
В параграфе подчёркивается, что широта интересов и творческих запросов А. Корто, многообразие видов его профессиональной деятельности делают целесообразным рассмотрение различных аспектов этой деятельности, однако в настоящем исследовании акцент ставится на педагогике Альфреда Корто. Его преподавательская практика в Парижской консерватории, а таюке
организованная им в 1920 г. «Ecole normale de musigue» (Высшая музыкальная школа) послужила фундаментом, на котором была выстроена стройная и внутренне сбалансированная система педагогических принципов и рекомендаций. О ней - в 3-м параграфе исследования: «А. Корто - педагог: принципы, методологические установки, практические рекомендации». Здесь отмечается, что педагогика А. Корто опосредованно отражала его исполнительские установки и принципы. В то же время в ней преломлялись и индивидуально-личностные, субъектные качества А. Корто, которому, наряду со способностью непосредственного эмоционального переживания, была присуща и склонность к анализу, к рациональным методам труда. Веб это органично сплавлялось в его педагогике, определяло eS профиль.
Знакомство с опубликованными теоретико-методическими материалами, принадлежащими А. Корто и затрагивающими в большинстве своём вопросы педагогики, позволяет судить о его взглядах в этой области. В диссертации освещаются наиболее важные из них, выявляются многоуровневые и
иерархизированные связи между ними.
Одна из главных задач педагога, утверждает А. Корто - помочь ученику увидеть, распознать и реализовать в исполнении ведущую идею (или идеи) музыкального произведения, воплощающие его художественный смысл, его духовную сущность. «Нужно самому себе сказать, что за этими нотами (т.е. нотным текстом - А.Т.) есть что-то, что нужно найти, как бы скрытое сокровище»1.
К понятию Идея, как трактовалась она А. Корто, могут быть подобраны различные синонимы: Авторский замысел; Художественно-творческая концепция; Музыкальный образ и др. В любом случае понятна установка Корто-педагога: работая с учеником, поднять его над технологизмом, ввести в
1 Цит. по: корто А. О фортепианном искусстве. Статьи. Материалы. Документы. / А. Корто ; Сост., пер., ред. текста, вступит, ст. и коммент. К. X. Аджемова. - М.: Музыка, 1965 . - 363 с. - С. 219.
сферу духовного, сделав её в конечном счёте главным компонентом процесса интерпретации музыкального произведения. Такой подход позволяет утверждать, что идеи А. Корто сохранили свою актуальность; что его традиции могут рассматриваться как один из базовых компонентов современной учебно-образовательной практики, как концентрат педагогических воззрений и подходов прошлого, доказавших свою жизнеспособность и значимость на исторической дистанции.
Решение задач, которые ставил перед обучающимися А. Корто, доступно лишь тем, кто обладает развитой, активно функционирующей психикой, органично сплавляющей различные качества и свойства. Формируя их, А.Корто ставил акцент на выработку у учащегося умения действовать посредством аналитических операций, не нанося при этом урона способностям, связанным с творческой фантазией и воображением. Такова, подчёркивал А. Корто, основная, стратегическая задача педагога. Реализуя её на практике, А. Корто уделял пристальное внимание музыковедческому анализу изучаемых в классе произведений, разбирая совместно с учениками композиционные особенности этих произведений, исследуя их формоструктуры, специфику, музыкального языка, выразительно-изобразительные приёмы и средства2. Одновременно с рефлексивно-аналитическими операциями инициировались, как говорилось, процессы художественного воображения, стимулировались духовно-творческие искания - то главное, что даёт право музыканту заниматься исполнением и преподаванием музыки. Отдавать предпочтение чувству и мысли, а не пальцевым операциям — таково было кредо А. Корто, воплощавшееся как на концертной сцене, так и в классе, в процессе занятий с учениками. Исходя из сказанного выше, позволительно сделать вывод, что педагогические установки А. Корто, адаптированные применительно к современным условиям обучения,
2 Деятельность такого рода достаточно редко встречалась во времена Корто в фортепианных, скрипичных и других музыкально-исполнительских классах; нечасто можно встретиться с ней и сегодня.
имеют достаточные основания выступать в качества методологического импульса, способного обеспечить позитивный эффект в ходе учебно-образовательного процесса в вузах культуры и искусств.
Нетрудно увидеть в методологических установках А. Корто близость к искусству романтизма с его одухотворённой поэтикой, его богатой и разнообразной эмоциональной палитрой. Это позволяет сделать вывод, что знакомство с эстетическими позициями А. Корто, его взглядами, равно как и его творческим наследием в виде сохранившихся звукозаписей, вводит учащихся-музыкантов в сферу романтических мироощущений, усиливает романтические импульсы в их ментальности, их профессиональной деятельности. Важность этого факта трудно переоценить, учитывая особенности сложившейся сегодня социокультурной ситуации, с её приматом ratio и прагматическими умонастроениями людей, включая и значительную часть современной российской молодёжи.
В 4-м параграфе: «Педагогические идеи А. Корто и их реализация в современном учебно-образовательном процессе» подчёркивается, что А. Корто заложена вполне определённая традиция в музыкальной культуре; традиция, которую не должны обходить вниманием современные педагоги-музыканты. Тот факт, что А. Корто представлял европейскую художественную культуру, не может служить основанием для игнорирования его методологических установок и принципов российскими музыкантами. Равным образом не может служить помехой и относительная удалённость педагогики А. Корто во времени. Подлинно жизнеспособные, исторически масштабные традиции выходят, как правило, за рамки национальных границ, что подтверждается опытом мировой и российской педагогики. Не укладываются они и в жёстко очерченные рамки временных границ.
Обращение к педагогическим традициям, дабы оно не сводилось к декларативным призывам и лозунгам, должно быть реализовано и
конкретизировано в определённых методологических подходах, в методике учебно-воспитательной работы, которая рассматривается в 4-м параграфе первой главы. Настоящее исследование дало возможность уточнить комплекс методов, ориентированных на универсальное, системно-интегративное развитие учащихся. Мог бы быть использован в данном случае термин модульные технологии, являющийся в известном смысле родственным тем, которые обозначены выше. А. Корто, как известно, не пользовался термином «модуль», однако обращался к приёмам и способам работы, достаточном близким методам модульного обучения. Достаточно обратиться к анкетам, которые заполнялись учениками А. Корто, дабы убедиться, что его целью было снабдить молодых музыкантов-исполнителей по возможности ёмкой и многоплановой историко-теоретической информацией, направленной на обогащение их общего и профессионального тезауруса, их знаниевого потенциала.
В число методов, ориентированных на универсальное, системно-интегративное развитие учащихся входят:
= Методы, ставящие во главу угла приобщение учащихся к приёмам и способам профессиональной деятельности, апробированной в практике опытных музыкантов, мастеров исполнительского искусства. Известно, указанные приёмы и способы, будучи умело использованными (иными словами, не сводящиеся к элементарному копированию), могут дать позитивные результаты в учебно-образовательной практике. Сам Корто многое почерпнул от своего общения с Л. Дьемером и некоторыми другими современниками, включая и тех, кто не входил непосредственно в число его учителей. Его пример подтверждает, что моделирование как метод деятельности - при условии творческой ассимиляции - может приносить реальную пользу, быть вполне оправданным в образовательной практике, в процессах самообучения.
Некоторые параметры имитационного моделирования пересекаются с атрибутивным свойствами так называемого контекстного обучения (А.Вербицкий), в еще большей степени с методологией изучения, переосмысления и профессионально-личностной адаптации передового опыта.
= Методы, включающие в себя в качестве базового компонента умственные действия учащегося, в частности, внутреннеслуховые, «умозрительные» (в прямом и позитивном значении этого слова) операции. Работа в «уме» нечасто практикуется обучающимися музыке; между тем, такая работа интеллектуализирует процессы освоения музыкального материала, наполняет их смыслом, существенно повышает их коэффициент полезного действия. Надо уметь, любить работать мысленно, наставлял молодёжь А. Корто; аналогичные советы давались многими выдающимися мастерами музыкальной педагогики и исполнительства3. Эмпирическая работа, проведённая в рамках настоящего исследования, в полной мере подтвердила целесообразность подобных рекомендаций.
= Методы, основанные на творчески-эвристических действиях. Практика А. Корто, педагога и музыканта-исполнителя, служила показательным примером действий такого рода. Определиться с основными, наиболее важными и сложными проблемами, возникающими в ходе занятий, учил он, опробовать различные пути и способы решения этих проблем, отходя при этом от готовых, стереотипных, привычных вариантов решений; опираться как на «подсказки» интуиции, так и на дискурсивные процессы (в зависимости от ситуации, сложившейся на данном этапе работы), не допуская ощутимого крена в ту или иную сторону, - тут центральный пункт педагогики А. Корто, её ядро.
Элементарная логика подсказывает, что идеи А. Корто имеют универсальное значение, имеют все основания быть экстраполированными в
3 Смотр, к примеру: Вицииский A.B. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением : Психол. анализ / A.B. Вицинский. - ред. А. М. Меркулова. - М.: Классика-XXI, 2003. - 96 с.
практику преподавания музыкально-исполнительских дисциплин (естественно, с учётом всех индивидуальных особенностей и свойств, присущих тому или иному обучающемуся).
Вышеперечисленные методы, разумеется, отнюдь не исчерпывают багажа методологических подходов и принципов, имеющих отношение к педагогике А. Корто. В то же время, они позволяют трактовать их как достаточно актуальные и перспективные, имеющие вневременной статус, что и делает целесообразным их использование в современной практике обучения музыке. Подтвердило это и опытно-экспериментальная работа, проведённая в русле настоящего исследования.
Глава вторая: «Педагогическое наследие А. Корто и проблемы оптимизации учебной работы с учащимися-музыкантами на современном этапе. Опытно-экспериментальное исследование». В главе освещены содержание, структура и результаты работы, проводившейся с обучающимися в музыкально-исполнительских классах (фортепианных и др.). Работа проводились в 2009-2011 и в 2013-2014 учебных годах на базе факультета музыкального творчества Белгородского государственного института искусств и культуры (БГИИК), а также в Детской музыкальной школе №4 г. Белгорода. В качестве испытуемых выступили студенты 1-3 курсов кафедры музыкального образования БГИИК и учащиеся старших классов ДМШ №4 г. Белгорода. К работе также были привлечены ведущие педагоги БГИИК, Воронежской академии искусств (ВГАИ) и Московского педагогического государственного университета (МШ У).
Работа проводилась в следующих формах: а) педагогические наблюдения; б) педагогические беседы и интервью; в) обучающий (формирующий) эксперимент. Исследование состояло из следующих этапов: в 2009 - 2010 гг. -предварительный; изучалась специальная литература, касающаяся творческой деятельности А. Корто, материалы по педагогике, психологии, разрабатывались
основные направления исследования, проводился первый этап педагогических наблюдений, был начат обучающий этап эксперимента; 2010-2011 гг. -основной этап; был продолжен обучающий (формирующий) эксперимент; в этот же период проходил основной этап всех уровней опытно-экспериментальной работы (педагогические наблюдения, анкетирование, педагогические беседы, интервьюирование); на 2013-2014 гг. пришлась заключительная фаза исследования, подводились итоги экспериментальной работы, обрабатывались полученные данные, делались соответствующие выводы.
Целью экспериментальной работы было выявление актуального потенциала педагогики А. Корто, её принципов и основных методологических диспозиций. Задача состояла в определении реальных перспектив использования установок А. Корто в современных условиях, целесообразности
опоры на эти установки и подходы.
Была определена система критериев, соответствующая главным целям и задачам исследования. Данные, полученные в ходе работы, обрабатывались, анализировались, на их основе делались соответствующие выводы.
В работе участвовала группа специалистов, выполнявших функции
консультантов и экспертов.
Название первого параграфа 2-й главы - «Педагогические наблюдения». Педагогические наблюдения осуществлялись на протяжении всего периода работы над исследованием: с 2009 по 2011 гг. и с 2013 по 2014 гг. Педагогические наблюдения проводились в процессе занятий в классах фортепиано Белгородского государственного института искусств и культуры и на уроках в Детской музыкальной школе №4 г. Белгорода. Наблюдения носили целенаправленный характер и строились по определённому плану, результаты фиксировались и получали соответствующую интерпретацию. Целью было
выявить образовательный потенциал разработанной автором методики обучения.
Наблюдения, проводившиеся в Белгородском государственном институте искусств и культуры, показали, что основные недочёты связаны с тем, что педагоги, работая в исполнительских классах, зачастую ограничиваются замечаниями сугубо технологического характера, часто не отдавая должного внимания некоторым другим формам работы. Было выявлено, что существует настоятельная необходимость использования таких форм и методов работы, которые были бы направлены на универсальное, всестороннее развитие учащегося, на развитие его творческого потенциала и интеллектуальных способностей.
Педагогические наблюдения дали достаточные основания для отработки методики, соответствующей требованиям, которые были поставлены в настоящем исследовании. В процессе занятий, построенных с учётом педагогических подходов А. Корто, были получены результаты, подтвердившие целесообразность использования указанной методики в современной практике обучения. Это стало очевидным в ходе прослушивания группой экспертов экзаменационных программ испытуемых. Был отмечен их профессиональный рост, повышение уровня их личностного развития. Содержательнее и интереснее стали художественно-образные решения испытуемых, повысился уровень технологизма, заметнее стала креативность подходов к музыкальному материалу.
В диссертации приведены таблицы, иллюстрирующие динамику повышения качества музыкально-исполнительских действий обучающихся, за которыми велись наблюдения.
Таблица №1
«Уровень подготовки студентов на предварительном этапе наблюдений среди участников экспериментальной группы ВУЗа, количество человек, %»
г—-----1--~__________I /"'__-......4 .I Ьгм^пГт ^ппшчп.
Критерии, характеризующие уровень профессиональной подготовки_
Высокий уровень, количество участников, %
Художественно-образный
Креативно-созидательный
Своеобразие интерпретаторского решения
Технологический
Средний уровень, количество участников, %
1
12,5%
1
12,5 %
1
12,5%
4 50%
4 50%
3
37,5%
5
62,5%
Низкий уровень, количество участников, % 3
37,5%
3
37,5 % 5
62,5 %
2 25%
Наблюдения, проводившиеся на итоговом этапе эксперимента среди студентов БГИИК, отражены в таблице №2.
Таблица №2
«Уровень подготовки студентов на заключительном этапе наблюдений
Критерии, характеризующие уровень профессиональной подготовки Высокий уровень, количество участников, % Средний уровень, количество участников, % Низкий уровень, количество участников, %
Художественно-образный 4 50% 3 37,5 % 1 12,5%
Креативно-созидательный 5 62,5% 3 37,5% -
Своеобразие интерпретаторского решения 3 37,5% 4 50% 1 12,5%
Технологический 3 37,5% 4 50% 1 12,5%
Наблюдения, проводившиеся среди учеников старших классов Детской музыкальной школы №4 г. Белгорода показали высокую эффективность применения методов обучения, выработанных с опорой на педагогические установки А. Корто. В диссертации приведены таблицы, иллюстрирующие рост уровня подготовки старших школьников.
Таблица №3
«Таблица предварительных наблюдений среди учащихся детской
музыкальной школы»
№№ участников Художественная ценность исполнения. Креативность действий учащегося. Качественный уровень исполнения. Сумма баллов
1 5 4 6 15
2 4 3 4 11
3 6 6 6 18
4 5 4 5 14
5 7 5 6 18
6 5 4 4 13
7 4 4 5 13
8 5 4 4 13
Общая сумма баллов: 115.
Таблица №4
«Таблица итоговых наблюдений среди учащихся детской музыкальной
школы»
№№ Художественная ценность Креативность Качественный Сумма
участ- исполнения действий учаще- уровень испол- баллов
ников гося нения.
1 7 6 7 20
2 6 7 6 19
3 8 7 7 22
4 6 6 5 17
5 8 7 8 23
6 8 7 7 22
7 б 6 6 18
8 7 6 б 21
Общая сумма баллов: 162.
Таким образом, наблюдения подтвердили эффективность применения методики, разработанной с опорой на педагогические воззрения А. Корто.
Второй параграф главы — «Педагогические беседы и интервью». Одновременно с педагогическими наблюдениями автором диссертации проводились педагогические интервью и беседы со специалистами. К этой работе были привлечены ведущие преподаватели Белгородского государственного института искусств и культуры, Воронежской
государственной академии искусств и Московского педагогического государственного университета. Количество собеседников автора составило в
общей сложности свыше 56 человек.
Цель проведения бесед и интервью состояла в том, чтобы определить отношение к наследию А. Корто со стороны преподавателей ведущих российских ВУЗов, специализирующихся, в частности, на преподавании музыкальных дисциплин. В задачи исследования входило выявление степени знакомства современных российских педагогов-музыкантов с традициями А. Корто, интереса к его традициям, , взгляд«»! относительно целесообразности использования указанных традиций в практике обучения.
Материал, собранный в результате педагогических бесед и интервью был обработан методом контент-анализа. Полученные результаты выглядели так: Позитивное отношении е к педагогическим идеям и методологии А. Корто (в совокупности её основных составляющих) - 73% поданных голосов («Считаю, что педагогика А. Корто в её основных положениях имеет все основания быть актуализированной и использованной в современном музыкально-педагогическом процессе»). Нейтральное отношение к А. Корто и его педагогике - 21% («Не знаю, что ответить. Не считаю эту проблему достаточно интересной»). Отрицательное отношение - 6% («Всё в нашей профессии должно определяться условиями сегодняшнего дня»).
Итак, результаты проведённого опроса показали, что большинство педагогов-музыкантов проявляет интерес к идеям Корто, частично претворяет их в своей практической деятельности, использует его аудиозаписи при решении музыкально-интерпретаторских проблем. Другие говорят, что недостаточно хорошо знакомы с наследием А. Корто, а поэтому считают правильным воздержаться от каких-либо определённых суждений и оценок. Наконец, третьи убеждены, современная «педагогика искусства» слишком далека от постулатов конца XIX - начала XX столетий, в силу чего вряд ли
имеет смысл реставрировать взгляды и технологии прошлого, даже если, они были хороши для своего времени.
Помимо интервьюирования педагогов, автором были проведены беседы с учащимися-музыкантами (студентами кафедры музыкального образования факультета Музыкального творчества Белгородского государственного института искусств и культуры общим числом 31 человек). Выяснялось, насколько продуктивно велась работа над музыкальными произведениям, в ходе которой применялись технологии А. Корто. Был задан ряд вопросов, на которые были получены следующие ответы: «Изучение материалов, связанных с педагогикой А, Корто, помогает лучше осмыслить и реализовать важные законе мерности музыкально-исполнительской практики» (76%). «Аудиозаписи Корто способствуют ощущению природы и особенностей романтического искусства, а это большая редкость в наше антиромантическое время» (54%). «Корто помог мне понять, в чём суть и смысл междисциплинарных контактов в сфере искусства» (64%).
Третий параграф главы - «Обучающий эксперимент».
С целью определения целесообразности использования теоретико-методических подходов, отработанных в настоящем исследовании и отражающих концептуальные положения педагогики А. Корто, автором исследования был проведён обучающий эксперимент. На базе Белгородского государственного института искусств и культуры он проводился в 2009 -2011гг. и вовлёк в экспериментальную работу 16 испытуемых. Было организовано две группы - экспериментальная и контрольная, по 8 испытуемых в каждой из групп. В ходе констатирующего этапа эксперимента составы групп были выровнены по таким показателям как возраст, уровень профессиональной подготовленности, успеваемость, которая была представлена совокупностью данных, связанных с учебно-образовательной деятельностью. В качестве независимой переменной выступали приёмы и способы обучения, близкие по
своей ориентации и структуре педагогическим установкам А. Корто. Указанные приёмы и способы были положены в основу учебной деятельности экспериментальной группы; контрольная группа использовала в работе привычные, типовые, традиционные методы учебной деятельности.
Испытуемые обеих групп получили аналогичное задание: разучить за один и тот же период времени определённое количество музыкальных произведений, а затем исполнить их в присутствии педагога-экспериментатора и труппы экспертов (метод рейтинга). По результатам выступления каждый из испытуемых получил определённое количество баллов (использовалась 10-балльная шкала). Особенность этого «консольного среза» заключалась в том, что баллы выставлялись по определённым параметрам, таким как художественный уровень исполнения, креативность, своеобразие интерпретаторского решения, техничность исполнения. Принимались ©э внимание также историко-теоретические комментарии испытуемых к исполняемым ими музыкальным произведениям.
Обучающий эксперимент длился в течение трёх семестров и соответственно «контрольных срезов» было тоже три. Сравнение совокупных результатов этих срезов выявило заметные преимущества обучения, которое основывалось на теоретико-методических подходах, разработанных в русле настоящего исследования. Итоги третьего, заключительного «контрольного среза», наиболее показательного, отражены в нижеследующих диаграммах:
Диаграмма №1.
Сравнительная диаграмма уровня успешности профессиональной подготовки испытуемых контрольной группы
Диаграмма №2.
Сравнительная диаграмма уровня успешности профессиональной подготовки испытуемых экспериментальной группы
Обучающий эксперимент проводился также среди учащихся старших классов Детской музыкальной школы №4 г. Белгорода в 2010-2011 учебных годах. Были сформированы две группы учащихся - контрольная и экспериментальная. Участники контрольной группы занимались по традиционной методике, а участники экспериментальной - согласно методике, выработанной в ходе настоящего исследования. Контрольные испытания проходили каждые 2-3 месяца в форме академических концертов, на которых
учащиеся исполняли разученную программу из двух или трех музыкальных произведений. Уровень исполнения учащихся оценивался группой экспертов по 10-ти - балльной шкале согласно следующим критериям: 1. Соответствие авторскому замыслу и художественной стилистике произведения.
2. Содержательность интерпретации.
3. Технический уровень исполнения.
Итоги заключительного среза приведены на страницах автореферата.
Таблица № 5
«Результаты оценки уровня подготовки участников контрольной группы после
третьего испытания»
№№ участников Соответствие авторскому замыслу и художественной стилистике произведения Содержательность интерпретации Технический уровень исполнения Сумма баллов
1 6 5 6 17
2 7 6 7 20
3 5 6 5 16
4 7 6 6 19
5 7 6 7 20
6 6 5 5 16
7 7 б 7 20
8 6 6 7 19
Збщая сумма баллов: 147. Среднее значение на одного участника: 147/8-18,4
Таблица № б
«Результаты оценки уровня подготовки участников экспериментальной группы
после третьего испытания»
№№ участников Соответствие авторскому замыслу и художественной стилистике произведения Содержательность интерпретации Технический уровень исполнения Сумма баллов
1 9 7 8 24
2 8 7 6 21
3 8 7 7 22
4 7 6 7 20
5 8 8 8 24
6 7 6 7 20
7 7 б 6 19
8 8 7 8 23
Общая сумма баллов: 173. Среднее значение на одного участника: 173/8=21,6.
Таким образом, в результате обучающего эксперимента была выявлена высокая эффективность занятий по методике, разработанной с учетом педагогических принципов А. Корто на различных контингентах учащихся, различавшихся по уровню музыкальной подготовки. Было установлено, что педагогические методы А. Корто могут быть продуктивными как в Детской музыкальной школе, так и в ВУЗе.
ВЫВОДЫ
1. К числу актуальных целей и задач, стоящих сегодня перед преподавателями и обучающимися в музыкально-исполнительских классах вузов культуры и искусств относятся: последовательное внедрение принципов универсализма в теорию и практику обучения; преодоление фрагментарности и локальной ограниченности занятий в классах музыкального исполнительства; расширение диапазона профессиональных ориентиров и задач, подлежащих решению в ходе обучения.
2. Анализ профессиональной деятельности А. Корто, её основных параметров и ориентиров позволяет утверждать, что традиции выдающегося французского музыканта могут трактоваться как один из важных компонентов современной учебно-образовательной практики, как концентрат педагогических воззрений прошлого, которые доказали свою обоснованность, устойчивость и профессиональную значимость на исторической дистанции.
3. Среди теоретических подходов и установок, направленных на оптимизацию учебно-образовательной деятельности в вузах культуры и искусств, должны быть отмечены в качестве первостепенных те, которые сориентированы на всестороннюю, многоаспектную подготовку специалиста в области музыкально-просветительской деятельности.
4. Настоящее исследование подтвердило, что к перспективным педагогическим методам, направленным на совершенствование
профессиональной подготовки специалистов в сфере культуры и искусств, могут быть отнесены методы системно-интегративного развития обучающихся; методы «имитационного моделирования», творчески-эвристические методы, а также некоторые другие, близкие по своему содержанию и структуре к вышеназванным.
5. Данные опытно-экспериментальной работы, проведённой в рамках настоящего исследования, подтверждают целесообразность и обоснованность изложенных выше теоретических и практических установок и рекомендаций.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Ткачева А. Н. Педагогическое наследие А. Корто и актуальные проблемы современного музыкального образования / А. Н. Ткачева // Образование и общество. - Орёл, 2014. - № 4. -С. 95-97. (0,56 п. л.)
2. Ткачева А. Н. Оптимизация подготовки педагогов-музыкантов на основе педагогического наследия А. Корто / А. Н. Ткачева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск, 2014. - № 6. - С. 143-150. (0,43 п. л.)
3. Ткачева А. Н. Значение педагогической школы А. Корто в решении актуальных проблем современного музыкального образования [Электронный ресурс] / А.Н. Ткачева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 10. - Режим доступа: ЬНр^Лууулу.опНпе-
science.ru/rn/products/Philological%20and%20PedagogicaI%20sciences/gidl908
^0/ (0,43 и. л.)
4. Ткачева А. Н. Основные положения методики воспитания пианиста Альфреда Корто / А.Н. Ткачева // Социокультурное пространство России: проблемы и перспективы развития : сб. докл. III Всерос. (с международным
участием) науч.-практ. конф. (Белгород, 19 мая / 7 ноября 2008 г.) / ред.-сост. Т. И. Карачарова. - Белгород, 2009. - С. 59-63. (0,3 8 п. л.)
5. Ткачева А. Н. Педагогические принципы обучения игре на фортепиано Альфреда Корто / А.Н. Ткачева // Социокультурное пространство России: проблемы и перспективы развития : сб. докл. III Всерос. (с международным участием) науч.- практ. конф. (Белгород 27-28 января 2011 г.) / отв. ред. И. А. Гричаникова, И. Г. Паршина. - Белгород, 2011. - С. 219-222. (0,25 п. л.)
6. Ткачева А. Н. Педагогическое наследие А. Корто в современной практике обучения игре на фортепиано / А. Н. Ткачева // Современное музыкальное образование: традиции и инновации : сб. докладов II Всерос. (с международным участием) науч.- практ. конф. (Белгород, 19-20 апреля 2013 г.) / ред.-сост. И. Н. Карачаров, К. С. Кузнецова, Е. А. Курилова, М. Ю. Скворцова. -Белгород, 2013. - С. 227-231. (0,3 п. л.)
7. Ткачева А. Н. Формирование профессиональной универсальности педагога-музыканта на основе педагогических принципов А. Корто / А. Н. Ткачева // Музыкальное искусство и образование в современном социокультурном пространстве : материалы Международной науч.-практ. конф., БГИИК, 13-14 марта 2014 г. Ч. 1 / отв. за вып. Н. В. Васильева, С. И. Маматова, О. Н. Хмельницкая. - Белгород, 2014 г. - С. 131-135. (0,43 п. л.)
8. Ткачева А. Н. Значение педагогического наследия А. Корто в современном профессиональном музыкальном образовании / А. Н. Ткачева // Traditional and modern culture: histoiy, actual Situation, prospects: materials of the IV international scientific conference on September 20-21, 2014. - Prague: VSdecko vydavatelskö centrum «Sociosfira-CZ», 2014. -p.154-158. (0,3 п. л.)
Подписано в печать 05.12.2014 г. Формат 60х84'/16, усл. печ. л. 1,7. Тираж 110 экз., заказ 7474. Отпечатано в ЗАО «Белгородская областная типография», г. Белгород, пр. Б. Хмельницкого, 111а.