Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические особенности занятий образной хореографией с детьми младшего возраста

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Ушакова, Юнона Васильевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические особенности занятий образной хореографией с детьми младшего возраста», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ушакова, Юнона Васильевна, 2001 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ХОРЕОГРАФИИ В 1О КОМПЛЕКСЕ ИСКУССТВ

1.1. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ХО- 10 РЕОГРАФИЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ТАНЦА)

1.2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ 26 И ДРУГИХ ВИДОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, УЧЕБНОЙ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.3. СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО 38 ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ В КОМПЛЕКСЕ ИСКУССТВ

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ 54 ОБРАЗНОЙ ХОРЕОГРАФИИ НА ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕ-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБ- 54 РАЗНОЙ ХОРЕОГРАФИИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

2.2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО- 75 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТАНЦА ПО СИСТЕМЕ ОБРАЗНОЙ ХОРЕОГРАФИИ.

2.3. МЕТОДИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ОБ- 109 РАЗНОЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические особенности занятий образной хореографией с детьми младшего возраста"

Актуальность исследования. В современном педагогическом процессе наметились тенденции, свидетельствующие об его обновлении в вопросах единства, взаимовлияния, взаимопроникновения различных составляющих процесса воспитания и формирования личности.

Социальный заказ общества школе XXI века на воспитание подрастающего поколения реализуется в концепции гуманизации и гуманитаризации образования.

Рождается современный подход к личности, основанный на идее природо-сообразности, культуросообразности, на принципах индивидуально-личностного развития (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Б.Т. Лихачев), в том числе на занятиях искусством (А.П. Ершова, Е.М. Торшилова, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр, Б.П. Юсов и др.). В связи с этим наметился принципиально иной подход в понимании ребенка, находящегося в процессе его становления как целостного индивида, способного к культурному саморазвитию.

Обратившись к психолого-педагогическим исследованиям в области обучения через движение и танец, мы сделали попытку обосновать и экспериментально проверить возможность развития личности ребенка через нетрадиционный подход к образной стороне хореографии во взаимодействии ее с другими видами художественной деятельности.

Хореография является по своей природе синтетическим видом искусства и тесно связана с музыкой (сопровождение), литературой (сюжетная основа), декоративно-прикладным искусством (костюм, декорации, реквизит) и танцем (образностью движения).

Вопросы содержания и форм занятий хореографией в той или иной мере рассматриваются в научной литературе, касающейся обучения детей танцу. А.Я. Вагановой, А.А. Горским, B.C. Костровицкой, Ф.В. Лопуховым, A.M. Мессере-ром и другими преподавателями-хореографами разработаны методики обучения основам классического танца. Разработана методика обучения народному танцу

А.И. Климов, И.А. Моисеев и др.), современным бальным танцам (В.И. Уральская, В. Попов, JI. Попова и др.).

Ряд исследователей (Ф.М. Алекзандер, М. Фельдекрайз) доказали, что характер, мысли, чувства человека отражаются в «мускульном панцире», поэтому для реализации задач гармоничного развития детей педагогам важно знать и понимать, как «действует» тело.

Как отмечают признанные авторитеты профессионального хореографического мира О.М. Виноградов, A.M. Мессерер, Н.И. Тарасов, деятельность наших педагогов до сих пор недостаточно исследована, и вся сложная система взаимосвязей творческих процессов в учебно-тренировочных классах остается еще малоизученной областью.

В современной теории и практике массовая хореография рассматривается как вид невербально - коммуникативного искусства, характеризующийся образно-созидательными пластическими действиями. Хореографическое образование рассматривается в разных планах, но во всех случаях через эстетическую культуру, с одной стороны, и через общее образование, с другой. В искусствоведении сам термин «Хореография» истолковывается узко, лишь как сфера создания сценического танцевального «номера», балетного спектакля, либо как воспроизведение фольклорного наследия - вне педагогического аспекта. В педагогическом плане хореографическое искусство рассматривается как часть духовной культуры (М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, Д.С. Лихачев), как духовный опыт приобщения личности к социуму (Г.М. Андреева, В.Н. Шацкая, В.И. Шепель), как возможность познавательной, социальной активности личности и творческого саморазвития (А.П. Ершова, В.В. Медушевский, Л.П. Печко, Е.М. Торшилова, Л.В. Школяр, Б.П. Юсов).

В последние десятилетия достигнуты определенные результаты в исследовании педагогики хореографии: определена сущность и структура массовой хореографии (С.В. Акишев, Н.А. Евстратова, Е.Н. Михайлов); рассмотрен процесс хореографического взаимодействия: педагог - учащийся Е.А. Бодина, А.В. Долгополова, Т.Г. Севастьянихина); прослежены связи хореографии с другими видами искусств и связи хореографии с личностью ребенка, его потребностями и интересами (А.И. Буров, Т.Г. Севастьянихина, Л.П. Печко, Б.П. Юсов). В то же время в массовой хореографической практике сложилось такое положение, что специальная литература об искусстве танца гораздо полнее представлена, чем педагогическая. Снять разногласие между возможностями широкого воздействия хореографического искусства на общее развитие детей и недостаточной разработанностью методики преподавания в учреждениях общеобразовательного типа позволяет предложенный нами новый подход к занятиям хореографией, раскрывающийся через авторский термин «Образная хореография».

Актуальность проблемы позволили нам выбрать темой исследования «Педагогические особенности занятий образной хореографией с детьми младшего возраста».

Объект исследования: содержание и формы занятий образной хореографией с детьми младшего возраста.

Предмет исследования: педагогические особенности занятий образной хореографией как условие развития личности ребенка.

Цель исследования: разработать теоретические и методические подходы к организации занятий образной хореографией с детьми младшего возраста. Задачи исследования.

1. На основе анализа научной, учебной, методической литературы обобщить опыт и практическое состояние проблем детской хореографии.

2. Разработать концепцию преподавания хореографии как художественно-образной деятельности и ввести в научный язык и педагогическую практику понятие «Образная хореография».

3. Определить педагогические условия, особенности содержания и форм занятий в системе образной хореографии и проверить эффективность этих условий в ходе опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза исследования. При организации исследования мы предположили, что занятия образной хореографией с детьми младшего возраста более эффективны при следующих условиях: если они направлены на гармоничное развитие эмоциональной, духовной, интеллектуальной и физической сфер ребенка; если условность танца органически дополнена знакомством с образностью речи, рисунка и музыки и осуществляется такой подход, который направлен на пробуждение осознанности действий у детей и понимание природы образности; если занятия образной хореографией представляют собой целостную педагогическую систему, обращенную к действенной природе ребенка и помогают ребенку мыслить - чувствуя, узнавать специфику художественной ассоциации и своеобразие языка искусств, пополнять его жизненную энергию, развивать творчески и создавать самоощущение его индивидуальности; если постоянно присутствует игровая атмосфера как условие пробуждения интереса к занятиям; если преподаватели прошли подготовку по теории и методике ведения занятий образной хореографией.

Методологической основой исследования является теория развивающего обучения, формирования личности в процессе деятельности; концепция гуманизации и гуманитаризации образования; концепция личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию; концепции художественно-эстетического воспитания средствами комплекса искусств и подхода к искусству с позиции освоения духовной культуры, необходимости обогащения культурной среды ребенка как субъекта духовного развития и саморазвития.

Характер объекта и предмета исследования определил методы, используемые в работе. Метод теоретического анализа работ отечественных и зарубежных педагогов, психологов, философов, искусствоведов и хореографов, касающихся в той или иной степени темы исследования. Эмпирические методы - наблюдение, аудио и видеозаписи, их анализ; опытно-экспериментальная работа по теме исследования. Анализ педагогической литературы, изучение результатов практической деятельности и творческих работ учащихся. Социологические методы и статистические методы обработки экспериментальных данных - тестирование, анкетирование, интервьюирование. Ретроспективный анализ собственного педагогического опыта в качестве преподавателя хореографии в течение 20 лет.

База исследования. 9 детских садов, школы №№1-5 и №8; прогимназия Института искусств и школа искусств г. Геленджика; дошкольная гимназия «Гармония», УВК №1644 г. Москвы. Московский городской педагогический Университет.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (1995-1996) изучалась и анализировалась психолого-педагогическая и методическая литература. Теоретический анализ литературы сочетался с практическим изучением состояния проблемы. Была разработана программа эксперимента и диагностические задания для его проведения. На втором этапе (1996-1998) разрабатывалась гипотеза исследования, определялись задачи, отрабатывался понятийный аппарат. На этом этапе была организована опытно-экспериментальная работа, которая выявила педагогические условия занятий образной хореографией с детьми младшего возраста. На третьем этапе (1998-2001) продолжалась опытная работа с целью проверки результатов исследования; был осуществлен анализ результатов опытно-экспериментальной работы, систематизация и завершение оформления материалов.

Научная новизна исследования заключается в том, что разработана концепция преподавания детской хореографии как художественно-образной деятельности, и впервые введено в научный язык и педагогическую практику понятие «Образная хореография».

Разработана педагогическая система целостного процесса художественного развития детей на основе занятий образной хореографией:

-определены педагогические условия, методы, современные общепедагогические подходы к содержанию и формам занятий хореографией с детьми;

-разработана педагогическая модель образной хореографии, реализуемая в условиях личностно-ориентированного обучения во внепрофессиональной деятельности;

-экспериментально подтверждена эффективность развития ребенка педагогическими условиями занятий образной хореографией.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы специальные принципы организации занятий и направлений работы; выделены особенности содержания и формы занятий; показана возможность и целесообразность использования предложенной методики проведения занятий с учетом индивидуально - дифференцированного подхода к детям с разным уровнем развития интереса к данному предмету. Разработаны критерии и показатели сформированности интереса к образной хореографии и продвижения в ней.

Практическая значимость проведенного исследования связана с тем, что разработаны методические рекомендации для создания новых программ на основе «Образной хореографии», пособий для учителя, курса лекций для студентов.

Эти результаты продвинут решение проблемы подготовки будущих педагогов-хореографов для работы в различных детских учреждениях непрофессионального направления.

Содержание, методы и выводы исследования могут быть использованы также в хореографических и в педагогических училищах, колледжах, вузах, в работе различных типов детских учреждений и в условиях семьи.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивалась многолетней личной опытно-экспериментальной работой с применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, поэтапным количественным и качественным анализом полученных данных; ведением педагогических исследований в единстве с практической деятельностью, подтвердившей положительные результаты в развитии бывших воспитанников.

Положения, выносимые на защиту: • Занятия образной хореографией как целостная педагогическая система, обращенная к действенной природе ребенка.

• Педагогическая модель воспитания образной хореографии с детьми младшего возраста, которая представляет собой систему полихудожественного развития ребенка через движение, на основе интегрированных свойств хореографии и их комплексного взаимодействия с другими видами художественной деятельности, направленную на формирование духовной, эмоциональной, интеллектуальной и физической сферы ребенка.

• Педагогические условия эффективности занятий образной хореографией с детьми младшего возраста

Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы по авторской программе в младших классах средних школ г. Геленджика № 1 - № 8; в 9-ти детских садах города, во Дворце культуры курорта и городском Доме культуры, в детских центрах, прогимназии Института искусств и в школе искусств г. Геленджика. В дошкольной гимназии «Гармония», в УВК № 1644 г. Москвы. На занятиях со студентами в Московском городском педагогическом Университете.

Данные исследования освещались в докладах: на Всероссийской конференции «Образование современной молодежи: проблемы и перспективы» (г. Москва, 1996); на Всероссийском совещании-семинаре «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» (г. Москва, 1996); на Всероссийских семинарских занятиях для директоров и заместителей директоров общеобразовательных школ в городе Сочи (1996, 1997); на творческой лаборатории директоров краевых, областных детских библиотек и заместителей директоров ЦБС по работе с детьми России (г. Геленджик, 1997); на лекциях и семинарских занятиях для студентов и педагогов Геленджикского института искусств (1997-1998).

Основные положения диссертации отражены в 12 публикациях.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опираясь на конкретно-исторический подход к развитию профессиональной школы танца в искусствоведческой и педагогической литературе, рассмотрены педагогические особенности детской хореографии в контексте развития проблемы психологии и педагогики детства. Эти особенности детства накладываются на особенности современного развития детей младшего возраста, в понятие которого мы включаем как дошкольный, так и младший школьный возраст с их возрастными особенностями.

Результаты проведенного исследования, подтвердив основные положения гипотезы, позволяют сделать следующие выводы:

Теоретически обоснованы понятие «Образная хореография» и система образной хореографии, включающая в себя взаимосвязь средств хореографии с музыкой, литературой и изобразительным искусством.

Разработана модель занятий образной хореографией, включающая три направления: первое - знания и понимание движения как источника создания образа себя, образов-символов движения в танце; второе - знания и умения, обогащающие образ танца как средства связи с другими видами искусств; третье - использование образной хореографии для развития интереса к истории культуры, искусству, окружающему миру.

Выявлены критерии и показатели общего художественного и хореографического развития детей младшего возраста.

Определены педагогические условия работы по системе «Образной хореографии»: опора на склонности и способности детей при сформированности положительной мотивации на такие занятия; учет индивидуально -дифференцированного подхода к разным возрастным группам детей; одновременное воздействие на духовную, эмоциональную, интеллектуальную и физическую сферу ребенка; особая подготовка преподавателя к занятиям. Выявлен нетрадиционный подход взаимосвязи различных видов искусств в образной хореографии, и влияние ее на качество развития личности ребенка; выявлена совокупность форм и методов организации образной хореографии, определяющие успешность развития ребенка. Подтверждена возможность эффективного влияния занятий образной хореографией на развитие эмоциональной, духовной, интеллектуальной и физической сферы ребенка.

Экспериментально подтверждено, что разнообразное сочетание элементов, входящих в занятие, создает простор фантазии ребенка, а восприятие и усвоение материала всех видов художественной деятельности закрепляется в душе ребенка и навсегда связывается с широким кругом явлений искусства в жизни. Тогда каждый ребенок - танцуя, рисуя, сочиняя, обыгрывая, будет иллюстрировать не чужой опыт, а выражать свои переживания.

Дальнейшему исследованию подлежат принципы духовно- образного компонента танца и его единства с внутренним миром развивающейся личности в условиях работы со средними и старшими возрастными группами.

В диссертационной работе разработано научно-методическое обеспечение структуры занятий по образной хореографии. Разработан его понятийный аппарат и терминология.

Автором диссертации были разработаны принципы организации занятий; основные направления работы; условия, предъявляемые занятиям; особенности содержания и форм занятий; система критериев и требования к педагогам. Разработаны способы выработки положительной мотивации познавательной деятельности, педагогические особенности методики проведения занятий по возрастам.

Предложен новый подход к осуществлению процесса формирования гармонического развития духовной, эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер развития ребенка.

В результате проведенного исследования педагогических особенностей, содержания и форм занятий образной хореографией во взаимосвязи с музыкой и другими видами художественной деятельности нами были выделены следующие функции:

Обучающая функция - развитие общеучебных умений и навыков таких как: память, внимание, восприятие информации, развитие навыков владения родным и иностранным языком.

Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока в увлекательное «приключение».

Коммуникативная функция - объединение детей в коллектив, установление эмоциональных контактов.

Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему.

Психологическая функция - формирование навыков для подготовки своего состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.

Развивающая функция - гармоничное развитие личностных качеств и активизация резервных возможностей.

Воспитательная функция - психотренинг и психокоррекция поведения в игровых моделях жизненных ситуаций.

Полихудожественный метод развития ребенка и эмоционально-эстетическое воспитание изнутри искусства - это две стороны одной медали, когда одно в отрыве от другого теряет свою научную и художественную полноту.

Формирование образной сферы познания ребенка на основе его эмоционально-интеллектуального развития, определяющего его отношение к реальности, предполагает переосмысление представления о методике обучения детскому танцу, только как способу приобретения ребенком определенного набора специфических личностных качеств, свойств, навыков и умений. Разнообразное сочетание элементов, входящих в занятие, создает простор фантазии ребенка. Занятие для ребенка становится процессом творчества и гармоничного полихудожественного развития.

При четко продуманном и хорошо сбалансированном и спланированном занятии, восприятие и усвоение материала всех видов художественной деятельности закрепляется в душе ребенка и навсегда связывается с широким кругом явлений искусства в жизни. Природа наделила всех детей способностью к проявлению познавательной потребности в конкретный период детства. Удовлетворение этой потребности порождает творческую личность, неудовлетворение - ограниченного, нетворческого человека.

Обобщая опыт истории, можно сказать, что интерес к проблемам хореографического искусства возник, едва это искусство утвердилось как самостоятельный вид музыкального театра.

Хореография не может существовать и развиваться вне связи с другими искусствами, не опираясь на них, как пишут доктор искусствоведения В.В. Ванслов, балетмейстер О.М. Виноградов, композитор С.М. Слонимский, профессор М.И. Чулаки.

Образная хореография, в отличие от общепринятых занятий хореографическим искусством с детьми представляет собой оригинальный вид обучения, и систему полихудожественного развития и воспитания ребенка на основе интегрированных свойств хореографии и их комплексного взаимодействия с другими видами искусств, направленную на формирование духовной, эмоциональной, интеллектуальной и физической сферы ребенка.

В центре внимания курса на всех этапах образ - пластический персонаж (или объект), представляемый литературным языком, предполагающий музыкальное и живописное оформление, и - движение в пространстве.

Гармоничный мир ребенка требует, в одно и то же время двигаться, играть, слышать, фантазировать и изобретать, пополняя тем самым свои художественные и интеллектуальные потребности, получая новые навыки и знания с помощью эмоционально-образного импульса.

Нами определены наиболее доступные дидактические методы работы с детьми младшего возраста, сформулированы методические рекомендации к курсу занятий «Образной хореографией».

Особенности содержания и форм занятий детской образной хореографией зависят от выбора ориентации, по которой будет происходить развитие и обучение ребенка

Образная хореография, в отличие от общепринятых занятий танцевальным искусством с детьми, предполагает взаимодействие с разными видами художественной деятельности.

Проведение специальной работы, способствующей психофизическому развитию детей.

Проведение коррекционно-развивающей деятельности на основе изучения индивидуальных особенностей детей через создание определенных условий для социально- психологической адаптации детей, их раскомплексации и душевному комфорту.

В образной хореографии акцент переносится на внутренний мир ребенка в отличие от общепринятых занятий танцевальным искусством с детьми, когда внимание акцентируется на техничном исполнении танца.

Наша система становится основой «художественного переживания» через образ и характеризуется соответствующим развитием ребенка.

Раскрыты особенности проведения занятий образной хореографией, принятая личностно-ориентированная модель воспитания, основанная на признании самоценности детства, способности взрослого понимать и принимать внутренний мир ребенка. Положительная предвосхищающая оценка является не только условием, способствующим усвоению детьми нравственных представлений, но и средством, побуждающим их к реальным проявлениям доброжелательности.

Определяющим условием для формирования духовной культуры и гармоничного развития ребенка средствами образной хореографии является практическая музыкально-эстетическая деятельность, направленная на формирование самовыражения и самоосознания ребенком своего "я".

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ушакова, Юнона Васильевна, Москва

1. Ласамаа И. Как себя вести. Таллинн: Валгус, 1970.- 222 с.

2. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармонии, развития. М.: Политиздат, 1989. - 335 с.

3. АлександроваН.Г. Ритмическое воспитание-М.: Б.и. 1924.- 18с.

4. Амонашвили Ш.А. Единство цели: (В добрый путь, ребята!): Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987.- 207 с.

5. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986.- 208 с.

6. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986. -175 с.

7. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1992.- Ч.1.- 224 с.

8. Андреас С., Андреас К, Сердце мозга. Екатеринбург: МООПД,1993.- 311 с.

9. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 1994.- 324 с.

10. Ю.Аникеева Н.П., Винникова Г.В., Смирнов С.А. Режиссура педагогическоговзаимодействия: Учеб. пособие. Новосибирск: НГПИ, 1991.- 92 с.

11. Античная музыкальная эстетика. М.: Музгиз, I960.- 304 с.

12. Арсеньева А. Характерный экзерсис в детских хореографических кружках.-М.: Ин-т худож. воспитания, 1949.- 56 с.

13. З.Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей // Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании." 2-е изд. Л., 1973.- С.90-95.

14. Асафьев Б.В. Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию музыки.- 2-е изд. Л.: Б.и., 1973.

15. Ауэрбах Л.Д. Рассказы о вальсе.- М.: Сов. композитор, 1980.- 176 с.

16. Базарова Н.П., Мей В.В. Азбука классического танца: Первые три года обучения.- 2-е изд. Л.: Искусство, 1983.- 207 с.

17. Бакушинский А.В. Исследования и статьи: Избр. искусствовед, тр. М.: Сов. художник, 1981.-351 с.

18. Бакушинский А.В. О задачах и методах художественного воспитания // Искусство в трудовой школе. М., 1926. - С.3-12.

19. Балет: Энциклопедия.- М.: Сов. энциклопедия, 1981.- 619 с.

20. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. Л.; М.: Сов. ком., 1973.-270с

21. Бахрушин Ю. А. История русского балета. М.: Просвещение, 1977.- 287 с.

22. Башич Э. Импровизация как способность творческого выражения // Музыкальное воспитание в странах социализма: Сб. ст. Л., 1975,- С.232-245.

23. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981.- 239 с.

24. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Пятигорск: ПГПИИЯ, 1990.

25. Березова Г. А. Хореографическая работа с дошкольниками.- Киев: 1989.- 202с

26. Березова Г.А. Классический танец в детских хореографических коллективах. -Киев: 1979.-260 с.

27. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М.: Прогресс, 1988.- 400 с.

28. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание.- М.: Прогресс, 1986,- 420 с.

29. Бесчастнов Н.П. Цветная орнаментальная графика. М.: МГТА, 1993.- 83 с.

30. Бим-Бад Б.М. Щит и оборона детства.- М.: Изд-во Рос. Отк. ун-та, 1995.- 67 с.

31. Блага К., Шебек М. Я твой ученик, ты - мой учитель / Пер. с чеш. Д.М.Прошуниной.-М.: Просвещение, 1991.- 143 с.

32. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. М.: Искусство, 1987.-556 с.

33. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т.- М.: Педагогика, 1979.- Т.1.- 304 с.

34. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964.- 547 с.

35. Блонский П.П. Трудовая школа второй ступени // Блонский П.П. Избр. пед. произведения.- М., 1961,- С.225-285.

36. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. М.: Б.и., 1986.- 92 с.

37. Богомолова JI.B. Художественная ритмика. М., 1991.- 27с.

38. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. ис-след.- М.: Просвещение, 1968.- 464 с.

39. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1985.- 143 с.

40. Борисова Е.М. Психологическая диагностика способностей //Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немед. психотерапии и психол. консультирования /Под ред. А.А. Бодалева М., 1987.-Гл.5.- С. 135-154.

41. Брунер Д.С. Психология познания: За пределами непосредств. информации. -М.: Прогресс, 1977.- 412 с.

42. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Л.: ГИХЛ, 1934.- 192 с.

43. Баталова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М.: Цитадель, 1999.- 459 с.

44. Валявский А.С. Этическая педагогика: Сб. избр. работ А.С.Валявского.-СПб.: Б.и., 1994,- Вып.2: Свободная школа мышления и общения.- 66 с.

45. Ванслов В.В. Статьи о балете: Муз.- эстет, проблемы балета.- Л.: Музыка, 1980.- 191 с.

46. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1989.- 145 с.

47. Васильева Т.Н. Тем, кто хочет учиться балету: Правила приема в балетную шк. и методика обучен, класс, танцу. М.: ГИТИС, 1994.- 158 с.

48. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец: Учеб. пособие для сред. спец. и высш. учеб. заведений.- М.: Искусство, 1987. 382 с.

49. Вашкевич Э. История хореографии всех веков и народов. М.,1980.

50. Величковский Б.М., Зинчеко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.- 246 с.

51. Венгер Л.А. Восприятие и обучение:(Дошк. возраст).- М.: Просвещение, 1969.- 365 с.

52. Венгер JI.A., Филиппова Е. О критериях готовности к школьному обучению Н Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте /Под ред. В.В. Давыдова, И.В. Дубровской.-М.,1980.- С.129-138.

53. Ветлугина Н.А. Воспитание в дошкольных учреждениях. М., 1987.

54. Ветлугина Н.А. Музыкальные игры и пляски в детском саду. М.: Учпедгиз, 1956.- 263 с.

55. Виноградов Г.С. Детский фольклор. Из истории русской фольклористики. -С.158-188. Л., 1978.

56. Витт Ф.Ф. Практические советы обучающимся пению.- Л.: Музыка, 1968.-64с5 7. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика; Пособие для учителя.- 2-е изд., перераб,- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.- 235 с.

57. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учашихся/ Под ред. И.С. Якиманской.- М.: Педагогика, 1989.- 223 с.

58. Волков Б.С. Возрастная психология. М.: МОПИ, 1991.-110 с.

59. Волков И.П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования.- М.: Педагогика, 1987.- 96 с.

60. Волошин М. Литературные наследия. Статьи. Заметки. М.,1990.

61. Волынский А.Л. Книга ликований: Азбука классич. танца. М.: Изд. хореогр. техникума, 1925.- 331 с.

62. Волынский А.Л. Проблема русского балета. Пг.: Жизнь искусства, 1923.

63. Воронина И. А. Историко-бытовой танец. М.: Искусство, 1980.- 128 с.

64. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. М.: Просвещение, 1981.- 80 с.

65. Воспитание музыкального таланта или скрипач по методу Сузуки / См. сокращенный перевод Ш. Сузуки, В. Старр/ МАДЦЭВ, К.: 1994.

66. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Учеб. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во УРАО, 2000.- 614 с.

67. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на проф. подготовку учителя.- М.: Магистр, 1995.- 112 с.

68. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: М., 1982.- Т.2.- С.6-361.

69. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Собр. соч.: В 6 т.- М.,1982. -Т.2.- С.436-454.

70. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.-90 с.

71. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.- 345 с.

72. Гадалка А.Е. Задачи и упражнения для развития творческой фантазии учащихся. -М., 1985.

73. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 97 с.

74. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе //Вопр. психологии. 1963.- № 5. - С. 61-71.

75. Гарибян С.А. Школа памяти: Суперактивизация памяти через возрождение эмоций. М.: Цицеро, 1992.- 64 с.

76. Ги Дени, Люк Дассвиль. Все танцы. Киев. 1983.

77. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники. М.; Л.: Искусство, 1967.- 295 с.

78. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Педагогика, 1972.- 160 с.

79. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. ~М.: NB Магистр, 1993.- 190 с.

80. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969.-77с

81. Грюнелиус Э.М. Вальдорфский детский сад: Пер. с нем. М.: Изд-во МПИ «Мир книги», 1992.- 69 с.

82. Гурвич А. Б., Что такое психологическая диагностика. М.: Знание. 1985.

83. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. -М.: Педагогика, 1986. 240 с.

84. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.- 542 с.

85. Давыдов В.Г. Начальный курс истории искусств. Всеобщая история искусств для детей. К., 1992.

86. Давыдов В.Г. Основы театральной игры: Программа и методика. К., 1983.

87. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизации // Театр и образование.- М., 1992.- С.154-173.

88. Далецкий Ч. Практикум по риторике: Эксперим. учеб. пособие для учащихся ст. классов гимназий, лицеев, колледжей и шк. гуманит. профиля,- М.: Изд. центр A3, 1995.- 209 с.

89. Данюль С.М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л., 1990.

90. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Гимнастика мозга: Простые упражнения для учения целостным мозгом.- М.: Част, образоват. учреждение психол. помощи «Восхождение», 1998.- 47 с.

91. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать: Трансакц. анализ с геш-тальтупр.: Пер. с англ. М.: Изд. группа «Прогресс-Универс», 1995.- 333 с.

92. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. М.: Рос. открытый ун-т, 1992.- 72 с.

93. Дилтс Р., Халлбом Т., Смит С. Убеждения: Пути к здоровью и благополучию. -Екатеринбург: МООПД., 1993.- 173 с.

94. Дункан А. Танец будущего. Моя жизнь.- Киев: Мистецтво, 1989.- 347с.

95. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986.- 96 с.

96. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников //Вопр. психологии.- 1987. -№ 1 С.44-51.

97. Жак-Далькроз Э. Ритм, музыка и воспитание. Женева, 1920.

98. Жак-Далькроз Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства: Шесть лекций.- 2-е изд.- М.: Изд. журн. «Театр и искусство», 1922.-120с.

99. Занятия по танцу со школьниками: Из опыта работы.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954.- 84 с.

100. Занятия по танцу со школьниками: Опыт работы руководителей дет. хоре-огр. кружков и кружков бального танца / Под ред. Е.В. Коноровой.- М: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 72 с.

101. Захаров Р.В. Слово о танце.- М.: Мол. гвардия, 1977.- 159 с.

102. Захаров Р.В. Сочинение танца: Страницы пед. опыта.- М.: Искусство, 1989.-235 с.

103. Збруева Н.П. Ритмическое воспитание: Пособие для театральных техникумов, вузов, студий.- М.: Гослитиздат, 1935.- 109 с.

104. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития // Вопр. психологии. -1991.-№ 4.- С. 126-138.

105. Иванов Ю.М. Йога и психотренинг. Путь к физическому совершенству и космическому сознанию. М., 1990.

106. Ивановский Н.П. Бальный танец XYI-XIX веков /Под ред. Ю. И. Слонимского: Для хореогр. учеб. заведений.- JI.; М.: Искусство, 1948.- 216 с.

107. Игенбаева Р.Т. Развитие художественного воображения младших школьников на уроках музыки: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М, 1996.- 22 с.

108. Игра как средство воспитания учащихся шестилетнего возраста: Метод, рекомендации для учителей нач. шк. / Сост. Н.Н. Лобанова.- Л.: Б.и. 1986.- 24с

109. Игра: Непериодич. изд., посвящ. воспитанию посредством игры.- Пг., 1918.-№ 1.-72 е.; №2.-64, 56 с.

110. Игра-драматизация в школе.- М.; Пг.: Госиздат, 1923.- 188 с.

111. Игры обучение, тренинг, досуг /Под ред. В.В. Петрусинского.- М.: Новая шк., 1994.-366 с.

112. Ильин Е.Н. Искусство общения: Из опыта работы учителя литературы.-Минск: Нар. асвета, 1987.- 108 с.

113. Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л.В. Занкова, М.В. Зверевой. -М.: Педагогика, 1973.- 176 с.

114. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1981.- 192 с.

115. Кабалевский Д.Б. Воспитательная роль музыки. М.: Музыка, 1983.

116. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе: Эстет, воспитание.- М.: Педагогика, 1973.- 334 с.

117. Каганович Г.П. Импровизация и обучение на фортепиано. Минск, 1977-1980.-Ч. 1-2.

118. Как организовать коллектив дошкольников / М.Хондзё, Т.Сисидо, М.Исикава и др.; Пер. с япон. Н.С.Макаровой.- М.: Педагогика, 1991.- 147 с.

119. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог.- СПб.: Питер, 1994.- 220 с.

120. Карабо-Коун М. Сенсорно-моторный подход в начальном музыкальном обучении.- М.: Знание, 1970.-12 с.

121. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. -М.: Б.и., 1992.- 127 с.

122. Караковский В.А., Новикова Л.И. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школ, воспиг. систем.- М.: Новая шк., 1996.- 157 с.

123. Карлгрен Ф. Воспитание к свободе: Педагогика Р. Штейнера: Из опыта междунар. движения вальдорф. шк,- М.: Изд-во Моск. центра вальдорф. педагогики, 1993.-269 с.

124. Карп П.М. Балет и драма.- Л.: Искусство, 1980.- 246 с.

125. Карп П.М. О балете.- М.: Искусство, 1967.- 227 с.

126. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись.- М.: Высш. шк., 1992.- 270 с.

127. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособие к спецкурсу для высш. пед. учеб. заведений, ин-тов усоверш. учителей, повышения квалификации работников образования,- М.: Арена, 1994.- 222 с.

128. Климова-Фюгнерова М. Наш ребенок: Пер. с чеш.- Прага: 1972.- 444 с.

129. Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи.- Киев: Вшца шк., 1989.- 140 с.

130. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.- М.: Педагогика, 1982.-Т. 1 -656 с.

131. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие: Сб.- М.: Педагогика, 1987.- 413 с.

132. Композиция в декоративно-прикладном искусстве: Метод, пособие / Авт.-сост. А.А.Белов, Е.М.Гвоздев.- СПб.: Образование, 1992.- 87 с.

133. Конорова Е.В. Ритмика в театральной школе.- М.; Л.: Иск.-ство, 1947.- 139

134. Конорова Е.В., Светинская В.Н. Танцевальные кружки старших школьников.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.- 187 с.

135. Коротов В.М. Воспитывающее обучение-М.: Просвещение, 1980.- 191 с.

136. Костровицкая B.C. 100 уроков классического танца.- Л.: Иск., 1972.- 240 с.

137. Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений.- Л.: ЛГИК, 1980.-95 с.

138. Кох И.Э. Основы сценического движения.- Л.: Искусство, 1970.- 566 с.

139. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателя дет. сада и родителей.- М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.- 158 с.

140. Краних Э.М. Свободные вальдорфские школы: Пер. с нем.- М: Моск. центр вальдорф. педагогики, 1992.- 32 с.

141. Краних Э.М., Воспитание к свободе: педагогика Рудольфа Штайнера. М., 1993

142. Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: От истоков до середины XY111 века.- Л.: Искусство, 1979.- 295 с.

143. Красовская В.М. История русского балета.- Л.: Искусство, 1978.- 231 с.

144. Красовская В.М. Русский балетный театр второй половины XIX века.- Л.; М.: Искусство, 1963.-551 с.

145. Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века.- Л.: Искусство, 1971-1972.-4.1-2.

146. Красовская В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века.- Л.; М.: Искусство, 1958.- 309 с.

147. Кривко-Апинян Т.А. Мир игры.- М.: Эйдос, 1992.- 160 с.

148. Кринский В.Ф., Ламцов И.В., Туркус М.А. Элементы архитектурно-пространственной композиции.-М.: Стройиздат, 1968.- 168 с.

149. Ланч-Фрейзер Д. Психология танца / Пер. с англ. Ю.В. Ушаковой.- М.: Изд-воРОУ, 1997.- 149 с.

150. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте - М.: Мир, 1993.- 239 с.

151. Леви В.Л. Нестандартный ребенок.- 3-е изд.- М.: Знание, 1989.- 256 с.

152. Левин В.А. Воспитание творчества.- М.: Знание, 1977.- 63 с.

153. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует: Кн. о дет. рисунке.- М.: Сов. художник, 1979.-269 с.

154. Левинсон А.Я. Мастера балета: Очерки истории и теории танца.- СПб.: Б.и., 1914.-136 с.

155. Левинсон А.Я. Старый и Новый балет.- Пг.: Свобод, искусство, 1917.-129с

156. Леонардо да Винчи. Воспоминание детства.- Ростов н/Д, 1990.

157. Леонтьев А.А. Педагогическое общение.- М.: Знание, 1979.- 47 с.

158. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность.- 2-е изд.- М.: Политиздат, 1977.- 304 с.

159. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение М.: Педагогика, 1991.- 176 с.

160. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М.; Просвещение, 1991.- 223 с.

161. Лисицкая Т.С. Ритм. Пластика.- 2-е изд.- М.: Физ. и спорт, 1988.- 158 с.

162. Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика: (230 упражнений).- 2-е изд.- М.: Физкультура и спорт, 1986.- 96 с.

163. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике.- М.: Физ.и спорт, 1984. 176 с.

164. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации и переподгот. науч.-пед. кадров.- 2-е изд., М.: Прометей, 1996.- 463 с.

165. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М.: Дет. лит., 1989.- 237 с.

166. Лопухина И.С. Логопедия речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей.- СПб. Дельта, 1997.- 253 с.

167. Лопухов Ф. В. Пути балетмейстера. Берлин: Петрополис, 1925.- 173 с.

168. Лопухов Ф. В. Хореографические откровенности. М.: Иск - тво, 1971 - 215 с

169. Лопухов Ф. В. Шестьдесят лет в балете.- М.: Искусство, 1966.- 367 с.

170. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика.- М.: Искусство, 1974.-598 с.

171. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель.- М.: Мол. гвардия, 1993.-383 с.

172. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции рус. дворянства (XVIII нач.XIX века).- СПб.: Искусство-СПб., 1994,- 399 с.

173. Лук А.Н. Эмоции и личность.- М.: Знание, 1982.- 175 с.

174. Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии. М.: Искусство, 1979.- 184 с.

175. Лупан С. Поверь в свое дитя: Пер. с фр.- М.: Эллис Лак, 1993.- 253 с.

176. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер.с англ.- М.: Междунар. пед. акад., 1994.- 365 с.

177. Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого.- М.: Прометей, 1993.- 175 с.

178. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности: Науч.-метод. пособие,- Дубна: Феникс, 1999.- 253 с.

179. Матчанов В.А. Игра как средство воспитания техники сценической речи. -Л., 1971.

180. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.- М.: Знание, 1981.-96 с.

181. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 160 с.

182. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению.- М.: Просвещение, 1987.- 93 с.

183. Мессерер A.M.-М.: Искусство, 1967.

184. Мессерер A.M. Уроки классического танца.- М.: Искусство, 1967.- 552 с.

185. Методические рекомендации по современному бальному танцу.- Краснодар, 1984.

186. Методические рекомендации. Голос лектора. Краснодар, 1981.

187. Методическое пособие по ритмике. М.: Музыка, 1987.

188. Михайлов Е.Н. Формирование адекватного отражения музыки в движениях как условие музыкального развития младших подростков: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М., 1986.- 16 с.

189. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемой к детскому воспитанию в Домах ребенка.- М.: ТОО «Монтессори-центр», 1993.- 168 с.

190. Монтессори-материал. М.: Рос. Монтессори-Центр; Zelhem, Niderlande: Nienhuis, 1992.- Ч. 1: Школа для малышей.- 80 с.

191. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина.- М.: LINKA-PRESS, 1995.- 270 с.

192. Мухина B.C. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А.Венгера.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1985.- 272 с.

193. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. кл.- М. Просвещение, 1986.- 144 с.

194. Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной детского голоса. -М„ 1981.

195. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проб л. эстет, воспитания: Кн. для учителя.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1987.- 255 с.

196. Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера.- М.: Искусство, 1988.- 191 с.

197. Немов Р.С. Психология образования: В 2 кн.- М.: Просвещение: 1994.

198. Нестеренко В.Е. Рисунок головы человека.- Минск: 1992.- 123 с.

199. Никитин Б.П. Развивающие игры.- М.: Педагогика, 1981.- 120 с.

200. Ниренберг Д., Калеро Г. Читать человека как книгу.- М.: Экономика: Оз-доровит.-производ. предприятие «Акад. здоровья», 1990.- 47 с.

201. Новерр Ж.Ж. Письма о танце.- Л.; М.: Искусство, 1965.- 375 с.

202. Новые исследования в педагогических науках / АПН СССР.- М.: Педагогика, 1989.-№ 1(53); №2(54).

203. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии / АПН СССР.- М.: Педагогика, 1989.- № 1; № 2.

204. Новые технологии воспитательного процесса/ Н.Е.Щуркова, В.Ю.Питюков,и др.- М.: МП Новая шк., 1994.- 112 с.

205. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей.- М.: Онега, 1994.- 272 с.

206. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 287 с.

207. Орфа К. Система детского музыкального воспитания.- Л., 1970.

208. Островский А. Музыкальная грамота для детей. Л., 1972.

209. Паркинсон К.Н., Расгомжи М.К., Паври С. Дети. Как их воспитывать.-СПб.: Макет, 1992.- 123 с.

210. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1985.- 223 с.

211. Педагогика Марии Монтессори: Курс лекций.- М.: Моск. Монтессори-центр, 1993.-80 с.

212. Петр Великий. Воспитание. Личность (репринтное воспроизведение издание 1911 г.)-М., 1990.

213. Петрова А.Н. Сценическая речь: Учеб.-метод. пособие.- М.: Искусство, 1981.-191 с.

214. Петровский А. В. Что мы знаем и чего не знаем о себе?.- М.: Педагогика, 1988.- 160 с.

215. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избр. психол. труды.- М., 1969.- С.55-231.

216. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.- М.; Л.: Учпедгиз, 1932.- 412 с.

217. Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли других людей по их жестам: Пер. англ.- М.: Ай Кью, 1994.- 262 с.

218. Попов С.В. Валеология в школе и дома: (О физ. благополучии школьников).- СПб.: Союз, 1997.- 254 с.

219. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко.- М.: Педагогика, 1987.- 192 с.

220. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В.Петровского.- М.: Педагогика, 1987.- 239 с.

221. Психология эмоций: Тесты / Под ред.В.К. Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.- 287 с.

222. Пушкин А.С. Об искусстве: В 2 т. М.: Искусство, 1990.- Т. 1-2.

223. Ражников В.Г. Динамика художественного сознания в музыкальном обучении: Дис. д-ра пед. наук в виде науч. докл.- М., 1993.- 70 с.

224. Рауля Ф. Хореография, или искусство записи танца.- Париж, 1701.

225. Рацкая И.С. Как понимать музыку. М.: Искусство, 1982.

226. Ритмические построения и пляски: Для школ II ступени / Под ред. Н.Александровой, Н.Збруевой, Е.Коноровой, М.Румер. М,: Госиздат. Муз.сектор, 1930.- 86 е.- (Моск. ассоц. ритмистов).

227. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие.- М.: Владос, 1995.- 528 с.

228. Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй.- М.: Прогресс, 1978.- 212 с.

229. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В.Давыдов.-М.: Большая Рос. энциклопедия, 1993; 1999.- Т. 1-2.

230. Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика- М.: Просвещение, 1989,- 174 с.

231. Рубинштейн C.JT. Воображение // Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.- М., 1989.- Т.1.- Гл. IX. С.344-359.

232. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Под ред. Е.В.Шорохова.-М.: Педагогика, 1973.- 423 с.

233. Рупии Б.М. О психологии импровизации // Психология процессов художественного творчества.-Л., 1980.

234. Рупии П.А. Игры детей и их педагогическое значение. М.; Л., 1948.

235. Руубер Г. О закономерностях художественного визуального восприятия. -Таллинн: Валгус, 1985.- 344 с.

236. Савенкова Л.Г. Человек в просранстве мира и культуры.- М., 2000.- 286 с.

237. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак: Психол. анализ знаково-символ. деятельности дошкольника. Тула: Приок. кн. изд-во, 1993.- 263 с.

238. Севастьянихина Т.Г. Влияние обучения бальным танцам на развтие детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. к. псих, наук.- СПб, 1999.- 22 с.

239. Сензюк П.К. Композиция в декоративном искусстве: Альбом.- Киев: Рад. шк., 1988.- 79 с.

240. Сентюрина Н.И. Живое слово ребенка в выразительном чтении и устной речи: (Теория и практика).- СПб.: тип.В.Д.Смирнова, 1913.- 292 с.

241. Сиверцева Л.А. Школьный театр кукол: Из опыта работы.- Минск: Нар. асвета, 1988.- 93 с.

242. Сидоров А.А. Современный танец.- М.: «Первина», 1922.- 63 с.

243. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Кн. для учителей и воспитателей.-М.Просвещение, 1980.- 144 с.

244. Слонимский Ю. Путь характерного танца // А.В.Лопухов. Основы характерного танца.- Л.; М., 1939.- С.3-32.

245. Слонимский Ю.И. Предисловие // Новерр Ж.Ж. Письма о танце и бале-тах .- Л.;М., 1965.-С.7-36.

246. Слонимский Ю.И. Советский балет: Материалы к истории сов. балетного театра.- М.; Л.: Искусство, 1950.- 88 с.

247. Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол. Смена театр, систем.- М.: Искусство, 1983.-270 с.

248. Современный бальный танец / Под ред. В.М.Стриганова, В.И.Уральской.-М.: Просвещение, 1978.- 431 с.

249. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: Кн. для будущих родителей. 2-е изд. - М.: Дет. лит., 1989.- 365 с.

250. Сопер П. Основы искусства речи.- 3-е изд., испр. Ростов н/Д: Изд-во Агенства «Яхтсмен», 1995.- 416 с.

251. Сполдинг Д . Обучение через движение: Учеб. пособие / Пер. с англ. А.В. Малушиной.- М.: Изд-во РОУ, 1992 72 с.

252. Станиславский К.С. Из записных книжек: В 2 т. М.: Всерос. театр, о-во, 1986.-Т. 1-2.

253. Столович Л.Н. Искусство и игра. М.: Знание, 1987.- 63 с.

254. Струве Г.А. Музыка для всех. М.: Мол. гвардия, 1978.- 206 с.

255. Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для уч.- М.: Просвещение, 1981.191 с.

256. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т.- М., 1979.- Т.1.- С.26-266.

257. Теплое Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Вопросы художественного воспитания.- М.; JI.S 1947,- С.7-26.- (Изв. АПН СССР; Вып. 11)

258. Томас К. Переживание образов; Высшая ступень аутогенной тренировки. -М.: Эйдес, 1994.- 79 с.

259. Торшилова Е. Шалун, или Мир дому твоему // Дошкол. воспитание.-2000.- № 6.- С.92-102.

260. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита: Учеб. пособие.- М.: Просвещение, 1980.- 128 с.

261. Уральская В.И. Природа танца.- М.: Сов. Россия, 1981.-110 с.

262. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.М. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение: Владос, 1995.- 282 с.

263. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В.Запорожца.- М.: Просвещение, 1976.- 96 с.

264. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет: Кн. для воспитателя и муз. руководителя / Сост. Т.М. Орлова, С.И. Белкина.- М.: Просвещение, 1988.- 143 с.

265. Ушакова Ю.В. Интегрированный полихудожественный подход в преподавании образной хореографии во внепрофессиональном образовании //Синтез в русской и мировой художественной культуре: Тез.науч.-прак. конф.-С. 164-166.-М.,2001,- 186с.

266. Ушакова Ю.В. Досуг. Творчество. Культура: Сб. науч. тр. Омск: Ом. гос. ун-т, 1999.-1 Юс.

267. Ушакова Ю.В. Как завоевать расположение ребенка // Д ид акт 1997. - № 6. - С.43-44.

268. Ушакова Ю.В. Личность педагога, как средство воспитания детей // Образование современной молодежи: проблемы и перспективы: Материалы на-учн.- практ. конф., 1996 г., 4-5 дек. М.: Ун-т РАО, 1996. - С.81-83.

269. Ушакова Ю.В. Психолого-педагогическая подготовка студентов на материале спецкурса «Образная хореография» // «Психолого-педагогический компонент профессиональной подготовки гуманитария»: Тез. докл. научн. конф., Москва, 2000, май. М., 2000. - С.40-41.

270. Ушакова Ю.В. Учить легко, приятно и основательно И Семейный совет: Прил. к газ. «Аргументы и факты». 1997. - № 13 - 14 (62 -63), июль.- ( Рубрика «Секреты без секретов»),

271. Ушакова Ю.В. Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы: Сб.ст.- Новосибирск; Изд-во,1989. -240с.

272. Ушакова Ю.В. Учить легко, приятно и основательно// «Дидакт» Журнал по проблемам образования и культуры. М., 1999. - № 6(33), ноябрь-декабрь. С.54-55.

273. Ушакова Ю.В. Целостно-личностное развитие на интегрированных занятиях по образной хореографии // Досуг. Творчество. Культура: Сб. науч. раб. Омск, 2000.- Ч.1.- С.92-95.

274. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: (Опыт пед. антропо-. ло-гии) // Ушинский К.Д. Собр. соч.- М.; Л.-1950.- Т.8.- С.7-679.

275. Фельденкрайз М. Осознание через движение: 12 практ.уроков,- М.; СПб.: Ин-т общегуманитар. исслед.: Унив. кн., 2000.- 151 с.

276. Флоренский П.А. Макрокосм и микрокосм // Богословские труды. М.: Москов. Патриархия, 1993.- Вып.24.

277. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с анг. М.: Центр общечеловеч. ценностей: Республика, 1992.- 511 с.

278. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ.- М.: Центр общеч. ценностей, 1993.- 511 с.

279. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека: (Об особенностях воздействия искусства на личность).- М.: Знание, 1982.- 110 с.

280. Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. М., 1987.

281. Франио Г.С. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей: Учеб. пособие для детей. М.: Сов. композитор, 1989.- 104 с.

282. Фролкин В. Традиционные и новаторские черты современной зарубежной системы массового музыкального воспитания // Худож. воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы: сб. ст.- Новосибирск, 1989.

283. Фромм Э. Психоанализ и этика.- М.: Республика, 1993.- 414 с.

284. Харрис Т.А. Я благополучен ты благополучен. - Новосибирск: Гермес, 1993.-285 с.

285. Хорысин В.К. Педагогическая импровизация.Теория и методика.- М., 1992.

286. Цветкова Л.Ю., Боголюбская М.С. Классический танец. Основы импровизации: Программы для школ, лицеев и колледжей искусств. Киев, 1995.

287. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения.- М.: Физкультура и спорт, 1988.- 272 с.

288. Что вы знаете и чего не знаете о себе и других: Психол. тесты и наблюдения над странностями человеч. психологии /Сост. С.Степанов.- М.: Ред. журн. «Семья и школа», 1994.-159 с.

289. Шацкий С.Т. На путях к новой школе // Шацкий С.Т. Избр. пед. соч.: В 2 т.-М., 1980.- Т.2.- С. 7-32.

290. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д.: РИО АО 1995.- 310 с.

291. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. -М: Эйдос, 1994.- Т. 1.- 476 с.

292. Школьные реформы в развитых странах Запада: Эксперим. учеб. пособие. -М.:Б.и., 1992.- 157 с.

293. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки мифологии мировой истории.- Новосибирск: Наука, 1993.- Гл. 4: Музыка и пластика.- С.296-387.

294. Штайнер Р. Путь к самопознанию человека: В восьми медитациях; Порог духовного мира: Афорист. рассуждения.- Ереван: Ной, 1991,- 170 с.

295. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. М.: Журн. «Физкультура и спорт», 1999,- 154 с.

296. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития: (В традиции культ.-ист. теории Л.С. Выготского).- М.: Тривола, 1994.- 167 с.

297. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.- 304 с.

298. Эльяш Н. Образы танца.- М.: Знание, 1970.- 239 с.

299. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для восп. дет. сада / ред. Н.А.Ветлугиной.- 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1985.-207 с.

300. Эткинд М.Г. А.Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX -начала XX в. Л.: Художник РСФСР, 1989.- 478 с.

301. Эткинд М.Г.Александр Николаевич Бенуа.- Л.; М.: Искусство, 1965.- 215 с.

302. Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Вост. и Юго-Восточ. Азии. М.: Наука, 1983.- 232 с.

303. Юности честное зерцало: Репринт, изд.- М.: Планета, 1990.- 88 с.

304. Юсов Б.П. Система художественного образования. К., 1993.

305. Юсов Б.П. Когда все искусства вместе. М.,1995.

306. Юсов Б.П. Современное состояние вопроса: Науч. гипотеза // Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации. Луганск, 1990.

307. Lynch-Fraser Diane. DancePlay creative movement for very young children. Walker and Company. New York, 1982.- 149 c.he