Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические принципы Я.И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические принципы Я.И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Хмунина, Татьяна Алексеевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические принципы Я.И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогические принципы Я.И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки"

На правах рукописи

Хмунина Татьяна Алексеевна

Педагогические принципы Я.И.Мильштейна в современной теории и практике преподавания

музыки

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания

(музыка)

АВТОРЕФЕРАТ Диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 2004

Работа выполнена на кафедре музыкальных инструментов музыкального факультета Московского педагогического государственного

университета

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, профессор КАУЗОВА АЛЛА ГРИГОРЬЕВНА

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор АРЧАЖНИКОВА ЛЮДМИЛА ГРИГОРЬЕВНА

кандидат педагогических наук, доцент ЩЕРБАКОВА АННА ИОСИФОВНА

Ведущая организация -

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева

Защита состоится «МАРТА 2004 года в *^^~часов на заседании Диссертационного совета Д 212.154.13 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 109172, Москва, Новоспасский пер., д. 3, корп. 3, ауд. музыкальный факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан « Ученый секретарь Диссертационного совета

2004 года

Якубовская Т.Л.

»

ОБШДЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Актуальность работы. Музыкальное искусство как часть духовной культуры общества неразрывно связано с происходящими в нем процессами. Нынешнее время, отмеченное глубокими и сложными изменениями во всех областях жизни, высвечивает новые проблемы и в сфере музыкального исполнительства, и в педагогике. С одной стороны, происходит активный поиск нового, переосмысление устоявшихся традиций. С другой стороны, можно наблюдать и «обратный ход времени», когда утрачивается часть художественных достижений, высочайшее качество которых накоплено предыдущей эпохой и ценность которых неподвластна времени. Поэтому важно, чтобы «коэффициент передачи» передового музыкально-педагогического и исполнительского опыта был достаточно высок.

Сегодня, когда общество испытывает огромную потребность в гуманизации человеческой культуры, роль музыканта (педагога и исполнителя) «как одного из самых чувствительных барометров музыкального искусства» (В.Ю.Григорьев) особенно велика. В то же время в широкой педагогической практике существует определенный разрыв между достижениями наиболее ярких представителей музыкально-педагогической культуры и результатами деятельности рядовых учителей, среди которых далеко не все могут обеспечить необходимое развитие музыкально-творческих способностей учащихся. Особенно ясно этот разрыв ощущается в практике массового музыкально-исполнительского образования (ДХС, ДШИ, ДМШ, музыкальные классы общеобразовательных школ).

Анализ современной ситуации в области исполнительского обучения и обзор соответствующих научных работ показывают, что, «музыкальная педагогика в течение многих лет базировалась на достижениях отдельных выдающихся мастеров, не опираясь на обобщение их опыта» (Е.И. Львова). Одной из причин подобного положения является то, что в научных исследованиях не в полной мере выявлены, обобщены и сформулированы принципы работы, не конкретизированы методы, которыми пользовались выдающиеся педагоги-исполнители. В определенной мере этот пробел восполняют фундаментальное исследование Т.Г.Мариупольской «Проблема национальных традиций в преподавании музыки» и ряд работ, анализирующих педагогические принципы Н.Г.Рубинштейна (Л.Г.Сухова), В.И.Сафонова (А.Г.Масловский), А.Н.Есшювой (С.Н.Байдалинов). Большой интерес представляет и изучение достижений выдающихся представителей Московской пианистической школы; А.Б.Гольденвейзера, К.Н.Игумнова, Г.Г.Нейгауза, СЕ.Фейнберга. В отечественном музыкознании существует достаточное количество работ, посвященных различным сторонам деятельности этих музыкантов. Однако целостных научных исследований немного. Это диссертации Д.Д.Благого о А.Б.Гольденвейзере, Б.Л.Кременштейн о Г.Г.Нейгаузе и обобшлющАя иабота(ьЕ^Львовой о педагогических принципах представителей

С-ПетсрЗург | О» |

(30-50-ые гг.). В меньшей мере исследователи обращались к работе их учеников, коллег и последователей - Л.Оборина, Я.Зака, Я.Флиера и других.

Особое сожаление вызывает тот факт, что совсем не изучено педагогическое и музыкально-теоретическое наследие Я.И.Мильштейла, который также относится к плеяде педагогов, развивающих традиции Московской пианистической школы. Его деятельность многогранна: им написаны несколько значительных монографий, десятки статей, очерков, рецензий, осуществлено множество нотных редакций, составлен и отредактирован ряд книг и сборников, посвященных выдающимся исполнителям и проблемам исполнительского искусства. Более 40 лет Яков Исаакович преподавал в Московской консерватории, где воспитал около ста пианистов, успешно работающих в различных городах нашей страны и за рубежом.

Будучи талантливым воспитанником школы К.Игумнова, Я.Мильштейн в то же время представлял собой достаточно крупную и своеобразную творческую величину. Все это дает возможность выявить и отразить индивидуальные особенности педагогической манеры Я.Мильштейна и в то же время присущие ему закономерности стиля преподавания, связанные с традициями К.Игумнова, Г.Нейгауза и особенностями исполнительского творчества современных и близких ему по духу пианистов: В.Софроницкого, С.Рихтера и др.

Принципиально важно и то, что педагогические идеи Я.И.Мильштейна созвучны требованиям сегодняшнего дня, поэтому изучение его педагогических воззрений и научно-теоретических трудов позволяет сосредоточить внимание не только в области собственно-пианистической подготовки специалиста, но и на проблемах, имеющих отношение к воспитанию мыслящей личности и становлению творческой индивидуальности музыканта-исполнителя.

Более того, представляется, что педагогические тшнципы и методические установки, широко применявшиеся Милыптейном в процессе вузовской подготовки исполнителей, не менее ценны в подростковом возрасте - возрасте, в котором, как отмечают исследователи (ЛЛ.Надирова и др.), активизируется самосознание, появляется потребность самоопределения, а эмоции еще ограничены рамками внутреннего мира учащихся. В этих условиях музыкальное исполнительство, а конкретнее - работа над музыкальным произведением - и создает благоприятные возможности для их актуализации. Естественно, это требует некоторой коррекции методических приемов и способов педагогического воздействия.

Главные направления исследования сконцентрированы вокруг ярко выраженного в педагогической и исследовательской деятельности Я.Мильпггейна обращения к проблемам формирования у учащегося научного подхода к освоению музыки и стимулирования эмоционального самовыражения и творческого отношения к трактовке музыкального произведения как наиболее действенным способам развития его личности. Решение этих проблем особенно перспективно в условиях создания благоприятной средьгобщения: совместного творчества, взаимного доверия и

интереса к внутреннему миру другого человека, что является самой характерной чертой педагогического стиля Якова Исааковича.

Обозначенные проблемы конкретизируются в процессе работы над исполнительской интерпретацией - путем постижения стиля композитора и передачи его посредством индивидуально-исполнительского интонирования. Фундаментом этого процесса становится проникновение в образный мир произведения через профессиональную работу с текстом, в чем существенную помощь оказывают редакторские и музыкально-критические работы Я.Мильштейна, Образцом являются сформулированные в его монографиях подходы к педагогическим и исполнительским принципам работы над «Хорошо темперированным клавиром» ИСБаха, произведениями Ф.Шопена и Ф.Листа, а также зафиксированная в его научных исследованиях и в воспоминаниях его учеников методика занятий со студентами фортепианного факультета Московской консерватории, которая дает возможность проникнуть в творческую лабораторию профессионально-пианистической, технической подготовки специалиста.

Для исследователя цешю и то, что сравнительно небольшая историческая дистанция дает возможность изучить педагогические принципы Я.Милыптейна в процессе наблюдения за практической работой его учеников — педагогов МПГУ (Т. Мариупольской, И.Орышака, А.Каузовой), МГК им. ПИЛайковского (В.Сканави, В.Сахарова, В.Благодатова, В. Гинзбурга, ЛШиловской) и других учебных заведений.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена:

- необходимостью более полного и всестороннего освоения педагогического опыта выдающихся отечественных музыкантов, представляющих всемирно известную Московскую пианистическую школу;

- задачами выявления в этом опыте идей, созвучных современным образовательным проблемам;

- важностью освоения и распространения этого опыта в сегодняшней музыкально-педагогической практике, которая не всегда полностью отвечает современным задачам;

- широким спектром возможностей, которые предоставляет для этого изучение музыкально-педагогической и научной деятельности Я.Милыптейна.

Цель исследования состоит в определении основных направлений и содержательной стороны процесса обучения в фортепианном классе в свете педагогических установок и принципов преподавания Я.Милыптейна, а также в выявлении оптимальных методов формирования профессионального мастерства, раскрытия индивидуальности и творческих качеств личности музыкантов-исполнителей - школьников и студентов педвузов.

Объект исследования - педагогическая и научная деятельность доктора искусствоведения, профессора Я.И.Милыптейна.

Предмет исследования - основные педагогические принципы и методические подходы к работе с учащимися музыкально-исполнительских классов, конкретные приемы и способы формирования их исполнительского мастерства и развития индивидуально-творческих качеств личности в свете педагогических воззрений Я.И.Мильштейна.

Гипотеза исследования заключается в следующем:

1. Изучение деятельности Я.Мильштейна может существенно обогатить современную теорию обучения музыкальному исполнительству.

2. Закономерности обучения, раскрытые в теоретических исследованиях и практической деятельности Я.Милыптейна применительно к задачам вузовской подготовки пианистов-исполнителей, могут быть с соответствующей коррекцией использованы и на более ранних этапах музыкального образования, и в области подготовки самих педагогов-музыкантов.

3.Учебный процесс, построенный в соответствии с принципами преподавания Я.И.Милыптейна, будет способствовать формированию у учащихся интеллектуального подхода к изучению музыкального произведения, развитию у них интонационно-мелодического чутья и эмоциональной «открытости», что скажется на таких качествах, как потребность в самовыражении, творческое отношение к музыке и ее исполнению. Центром этого процесса может стать работа над индивидуальной исполнительской интерпретацией музыкального произведения.

4.3накомство студентов педвузов с разными аспектами педагогической, научной и редакторской деятельности Я.И.Мильштейна, постижение многогранности творческого облика этого выдающегося музыканта может сформировать в их личности такие важные качества, как «педагогическая универсальность», музыкально-педагогическая интуиция, потребность в личностно-творческом общении с учениками.

Цель и гипотеза определили основные задачи исследования:

1.Собрать, проанализировать и обобщить все материалы, связанные с педагогической, редакторской, музыковедческой, музыкально-критической деятельностью Я.Мильштейна, и в первую очередь с его научными разработками в области теории и истории исполнительства.

2.Выявить взаимосвязь педагогических идей Я.Мильштейна с традициями русской фортепианной школы и, с другой стороны, с современными музыкально-педагогическими проблемами.

3.Изучить те аспекты деятельности Я.Милъштейна, которые связаны с формированием профессиональных качеств и творческой индивидуальности учащихся исполнительского класса, и адаптировать педагогические принципы, формы и методы работы Я.Милыитейна применительно к условиям более ранней фортепианной подготовки учащихся.

4. Проанализировать существующую практику учебной работы в ДШИ и на музыкальном факультете педагогического вуза и выявить в процессе опытного обучения положительные факторы, которые могут способствовать

более эффективной музыкально-исполнительской подготовке учащихся-пианистов и профессионально-педагогической подготовке студентов.

Методологическую основу исследования составили:

- принципы историзма и системности в подходе к явлениям художественной культуры;

- положения по проблеме развития личности в психолого-педагогических трудах Л.СВыготского, А. Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Г.С.Тарасова, Б.М.Тешгава, Л.Л.Бочкарева, А.Л.Готсдинера, В.В.Медушевского, В.Г. Ражникова, И.СЯкиманской, Е.Л.Яковлевой и др.

- общедидактические постулаты, утвердившиеся в современной российской педагогике, детерминированные ими подходы к содержанию, формам и методам учебно-воспитательной работы (Щ.А.Амонашвили, Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, И.Я.Лернер, В.А.Сухомлинский, М.Н.Скаткин,

B.А.Сластенин и др.);

- теоретические положения и методические установки, выработанные видными педагогами - пианистами и музыковедами (Б.В.Асафьев, А.Д.Алексеев, Л.А.Баренбойм, А.Б.Гольденвейзер, К.Н.Игумнов, Г.Г.Нейгауз, Л.В.Николаев, ЕЛ.Либерман, А.Г. и Н.Г.Рубинштейны, В.И.Сафонов,

C.И.Савшинский, С.Е. Фейнберг, АИ. Щапов и др.);

- разработки проблемы развития творческих и исполнительских способностей педагога-музыканта в контексте развивающего обучения (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова, Л.А.Баренбойм; Г.М.Коган, А.Г.Каузова, А.В.Малинковская, А.Н.Малюков, Г.М.Цыпин и др.).

Методы исследования:

1. Изучение теоретических материалов, связанных с педагогическими воззрениями и научной деятельностью Я.Милыптейна (монографий, музыкально-теоретических работ, статей, рецензий).

2. Анализ материалов по педагогике и психологии, имеющих отношение к основной проблематике исследования.

3. Изучение специальной музыковедческой и фортепианно-методической литературы, связанной с задачами формирования профессионального мастерства и творческой индивидуальности пианиста-исполнителя.

4. Обобщение передового педагогического опыта; сопоставительный анализ педагогических установок Я.Милыптейна и некоторых приемов и способов учебной деятельности, утвердившихся в сегодняшней практике преподавания фортепиано на разных ступенях исполнительской подготовки учащихся.

5. Педагогическое наблюдение, анкетирование, моделирование педагогического процесса и специальный обучающий эксперимент.

Научная новизна исследования: впервые педагогическое наследие Я.Мильштейна становится предметом анализа с позиций современных образовательных проблем; выявляется прямое соответствие педагогических установок и принципов преподавания Я.Мильштейна передовым тенденциям современной педагогики; высвечиваются факторы, способствующие более эффективному формированию профессиональных и творческих качеств музыканта-исполнителя (учащегося и будущего педагога).

Практическая значимость заключается в том, что в исследовании освещены с позиций передового педагогического опыта некоторые недостаточно изученные на сегодняшний день аспекты работы в фортепианно-исполнительском классе музыкально-педагогического факультета; в связи с этим предложены конкретные пути и методы работы, нацеленные на формирование профессионально-личностных и шщивидуально-творческих качеств будущего учителя-музыканта; введен в современный педагогический обиход ряд конкретных приемов работы с учащимися музыкально-исполнительских классов учебных заведений дополнительного образования. Таким образом, выводы диссертационного исследования могут быть успешно использованы в условиях индивидуальной формы занятий на разных ступенях фортепианно-исполнителъекого обучения, а также в рамках лекционных курсов по методике подготовки будущих учителей: «История и теория пианизма», «Методика фортепианного обучения», «Теория и методика развития музыкальных и общих способностей учащихся исполнительских классов».

Положения, выносимые на защиту:

1. Педагогическое наследие Я.И.Милыптейна может и должно войти органичной частью в современную теорию и практику преподавания музыкально-исполнительских дисциплин.

2. В соответствии с педагогическими принципами Я.И.Мильштейна эффективно решаются следующие проблемы: а) воспитания мыслящей личности и индивидуально-творческих качеств учащихся; б) развития их способностей исполнительской интерпретации как результата тщательной работы с текстом произведения, выявления интонационно-мелодической основы музыки и поисков индивидуально-эмоционального отклика на художественный замысел автора, а также формирования соответствующих ему профессионально-исполнительских умений и навыков; в) формирования чувства стиля изучаемого музыкального произведения и нахождения собственного исполнительского стиля; г) оптимизации межличностных отношений между учителем и учеником.

3. Педагогические принципы и конкретные методы работы, широко разработанные и проверенные в деятельности Я.И.Милынтейна, могут быть с успехом адаптированы применительно к практике фортепианного обучения школьников.

Более того, они становятся особенно ценными в подготовке студентов педвузов, так как:

- отвечают реалиям сегодняшнего дня и в то же время сохраняют лучшие традиции отечественной фортепианной педагогики;

- позволяют прогнозировать максимальный воспитательный и образовательный эффект в будущей профессиональной деятельности студентов;

- высокий развивающий потенциал их заключается прежде всего в формировании личности самого учителя - его «педагогической универсальности», музыкально-педагогической интуиции и профессиональной компетентности.

Научная достоверность настоящей работы обеспечивалась системным методом исследования проблем, поставленных в центр диссертации; опорой автора на фундаментальные современные концепции в области педагогики, психологии и музыкознания; сочетанием эмпирических и абстрактно-теоретических, логических методов познания; выявлением и анализом органических взаимосвязей между музыкально- теоретическими воззрениями и практическим опытом подготовки пианистов-исполнителей, характерных для педагогики Я.И.Мильштейна.

Апробация исследования проводилась в повторном опытном обучении (в условиях проведения его другим преподавателем) на базе музыкальных классов ООШ № 26 г. Москвы и в педпрактике студентов МПГУ в ряде общеобразовательных и музыкальных школ. Основные положения исследования отражены в публикациях и излагались в лекциях по методике музыкального воспитания и фортепианного обучения для специализирующихся студентов МПГУ, на заседаниях кафедры музыкальных инструментов МПГУ и Мордовского ГПИ им. М.Е.Евсевьева, а также на научно-практических конференциях преподавателей музыкально-педагогических вузов России (Саранск - 2001г., Москва - 2002 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и двух приложений.

Основное содержание диссертации.

ВО ВВЕДЕНИИ обосновывается актуальность темы исследования, определяются его цель, объект, предмет, задачи, выводятся положения гипотезы, освещаются методологические основы и перечисляются методы исследования, формулируются положения, выносимые на защиту,

раскрываются научная новизна и практическая значимость диссертационного труда.

Основной задачей ПЕРВОЙ ГЛАВЫ - «Я.И.Милыптейн - педагог» -является обзор творческого пути профессора, доктора искусствоведения Я.И.Мильштейна, а также всестороннее рассмотрение и анализ педагогических закономерностей, принципиальных установок, психолого-педагогических подходов и методов работы этого крупнейшего представителя Московской пианистической школы во взаимосвязи с его богатейшим научно -теоретическим наследием

В первом параграфе - «Жизненный и творческий путь Я.И.Милыптейна» -освещаются основные этапы творческой биографии Якова Исааковича. Рассматриваются условия его профессионально-личностного становления и развития как музыканта, педагога, ученого-исследователя. Особо подчеркивается тот факт, что исключительно важную роль в его судьбе сыграло обучение у выдающегося педагога-музыканта, одного из

основоположников Московской фортепианной школы - К.Н.Игумнова. Многолетнее творческое общение с великим художником и человеком стало для Мильштейна истинной «школой жизни» в музыкальном и педагогическом искусстве. «Под знаком Игумнова» проходила учеба Мильштейна в аспирантуре, ассистентская практика в классе Мастера, а затем и собственная преподавательская деятельность в стенах Московской консерватории.

Методом исследования явился анализ статей, воспоминаний современников, материалов, посвященных Милыптейну, а также использование его собственных дневниковых записей.

Во втором параграфе - «Я.И.Мильштейн и традиции русской фортепианной школы» - прослеживается взаимосвязь особенностей педагогической манеры Я.И.Милыптейна с характерными чертами стиля преподавания К.Н.Игумнова, Г.Г.Нейгауза и других выдающихся педагогов-музыкантов в русле лучших традиций отечественной фортепианной школы, среди которых главными являются: а) приоритет художественно-образного содержания при работе над музыкальным произведением; б) проникновение в авторский замысел посредством тщательной профессиональной работы с текстом изучаемого произведения; г) работа над выразительным интонированием музыкальной речи; д) стимулирование свободы эмоционального самовыражения в музыкальном исполнительстве; е) развитие самостоятельности и творческого подхода к интерпретации музыкального сочинения.

В третьем параграфе - «Творческая индивидуальность Я.И.Милынтейна» -выявляется редкий в педагогической деятельности сплав «поэта и ученого». (Е.К.Голубев) Подчеркивается, что все теоретические работы Я.И.Мильштейна тесно связаны с его педагогическим творчеством и направлены на решение многочисленных проблем воспитания пианистов-исполнителей.

Анализ теоретических работ Якова Исааковича, посвященных великим музыкантам прошлого, убедительно показывает, насколько важным Мильштейн-исследователь считал научный подход к освоению музыки и воспитание чувства стиля у музыканта-пианиста. Обосновывая его

необходимость, Я.И.Милыптейн рассматривал проблему стиля в исполнительской деятельности с точки зрения информационного подхода, что было новым для его времени. Он был глубоко убежден, что только на основе прочувствованного, продуманного и вновь пережитого исполнителем содержания музыки как стилевого явления, то есть того, что приобрело в стиле автора личностный смысл, возможна истинная, убедительная интерпретация. Только в такой интерпретации раскрывается внутренний мир исполнителя и при этом не искажается «лицо» автора.

Стили И.СБаха, Ф.Шопена, Ф.Листа Милыптейн считал фундамеиталышми для каждого пианиста. Поэтому разработанные им подходы и сформулированные в его монографиях и статьях положения дают исполнителю ключ к адекватному прочтению авторского текста во всей его полноте, а конкретные разработки путей работы над отдельными музыкальными произведениями становятся образцом для творческих поисков учащихся.

Вместе с тем обнаруживается и другая особенность творческого облика Мшплптейла. Яков Исаакович был романтиком по своему мироощущению, в отношении к жизни и к окружающим его людям. Это накладывало отпечаток на все его педагогическое творчество. Этим объясняется его особое пристрастие к романтической музыке. И хотя, по воспоминаниям учеников, он прививал интерес к музыке разных стилей и эпох, ощущение предельно близкого ему строя романтической музыки наполняло сам процесс занятий, поднимая его на высоту вдохновенного творчества. В соответствии с романтическими традициями исполнительства он воспитывал такие качества пианизма, как вокально-речевое произнесение мелодических линий, «пение» на инструменте, широту мелодического дыхания, свободу ритмики и пластичность технического аппарата. Это объясняет и постоянный интерес Милыптейна к исполнительским стилям знаменитой плеяды представителей романтического крыла пианизма - Игумнова, Нейгауза, Софроницкого, и особое, на протяжении всей жизни, внимание к исполнительской деятельности С.Рихтера. С творчеством композиторов-романтиков в значительной мере связаны и научные интересы Милыптейна.

Большое внимание в диссертации уделяется также еще одной важной особенности педагогического стиля Я.И.Мильштейна - его умению создать удивительный «климат» общения и работы с учениками - атмосферу особого доверия и уважительного отношения друг к другу, когда уроки превращались в настоящее содружество и сотворчество. В связи с этим рассматриваются основные формы работы в классе и такие способы педагогического воздействия как совместные слушания, обсуждения, дискуссии, беседы, в процессе которых педагог и студенты обменивались своими мнениями, впечатлениями, вместе искали наилучшие решения интерпретационных задач и таким образом многому учились друг у друга.

Подчеркивается, что вера в авторитет Якова Исааковича была основана на колоссальной эрудиции Мастера, а также на том, что он никогда не навязывал своего мнения, а умел убеждать - блестящим исполнительским показом или

метким, точным словом. При этом он обладал особым даром угадать «зернышко» индивидуальности в каждом ученике и направить его творческие устремления в нужное русло. Важно и то, что высокая внутренняя культура и подлинная интеллигентность, деликатность в общении с учениками сочетались с высокой требовательностью к качеству выполняемой ими работы.

В заключении главы отмечается, что педагогическая и научно-исследовательская деятельность Я.И.Мильштейна, послужив предметом пристального внимания к основополагающим принципам, формам и методам работы в исполнительском классе, явилась основой для разработки методических положений, изложенных в следующей главе диссертации.

ВТОРАЯ ГЛАВА - «Педагогика Я.И.Мильштейна и современная практика преподавания фортепиано» - состоит из пяти параграфов.

В первом параграфе — «Современные проблемы преподавания музыки» — выявляется соответствие педагогических принципов и установок Милыптейна: а) гуманно-личностному подходу к процессу обучения, ориентированному на всестороннее и гармоничпое развитие личности учащегося, его творческой индивидуальности; б) теории развивающего обучения, согласно которой специальной целью фортепианной подготовки является развитие учащегося-музыканта; в) идеям педагогики сотрудничества, основанной на либерально-демократических, толерантных методах воздействия педагога на ученика и предполагающей двустороннюю активность всех участников педагогического процесса. Особо подчеркиваются важнейшие положения педагогики и психологии, связанные с необходимостью активизации эмоциональной сферы учащегося как стимула для его творческого роста. Устанавливается, таким образом, что педагогика Я.И.Мильштейна в полной мере отвечает насущным потребностям сегодняшнего дня. Это дает автору возможность рассмотреть ее в представленных далее аспектах.

Во втором параграфе - «Работа над исполнительской интерпретацией музыкального произведения» - излагаются основные положения, связанные с постижением композиторского замысла и созданием собственной исполнительской гипотезы; освещаются главные пути освоения изучаемого музыкального материала. Акцентируется внимание на том, что задачи адекватной передачи авторского замысла требуют от исполнителя (в свете педагогических воззрений Я.И.Мильштейна): а) умения читать музыкальный текст, проникать сквозь него в авторский образный мир; б) способности связывать его со своим пониманием стиля, собственным эмоциональным фондом и жизненным опытом; в) стремления как можно точнее и убедительнее реализовать рожденный таким образом исполнительский художественный образ посредством подбора соответствующих пианистических приемов, а значит, заботы о постоянном пополнении своего технического «арсенала».

Специальное внимание в диссертации уделяется тому, как решается проблема гармонической взаимосвязи эмоционального и интеллектуального мира ученика при постоянном внимании к эмоциональной стороне восприятия музыки. Прослеживается путь от интуитивного вчувствования через эмоциональное погружение в образ и осознание отдельных его граней к

«вживанию» в него и - далее - к переживанию его на более высоком уровне эстетической завершенности. Подчеркивается, что это и есть путь развития творческих качеств личности учащегося.

В третьем параграфе - «Формирование чувства стиля» - обосновывается необходимость стилевого воспитания учащегося-музыканта в процессе его фортепианной подготовки и в связи с этим отмечается направленность занятий Я.И.Мильштейна на реализацию стилевого подхода к музыкальному обучению. Стиль композитора, рассматриваемый им как неотъемлемая часть исполнительского стиля и - с другой стороны - как одна из форм бытования стиля его эпохи, служит фундаментом исполнительского творчества. Основой стилевого прочтения служит интонация - смысловая единица музыкальной речи, характеризующая особенности языка автора, а средствами его передачи -весь комплекс музыкально-выразительных средств (фразировка, динамика, темп, агогика и др.). В заключении параграфа делается вывод, что постижение смысла отдельного произведения в контексте всего творчества композитора, а также в контексте культуры, является важным средством, развивающим личность ученика, расширяющим его кругозор и способствующим повышению его общей и музыкальной культуры.

В четвертом параграфе - «Пути и методы развития пианистического мастерства учащихся» - освещаются методические приемы и способы работы Я.И.Милыптейна над: а) выразительным интонированием музыкальной речи (звуком, фразировкой, «дыханием»); б) многоплановостью звуковой фактуры и полифонией как главным средством ее достижения; в) педализацией, во многом отвечающей за эмоционально-образные и стилевые характеристики звучания; г) созданием целостного художественного образа произведения посредством активизации интуитивных представлений, развития способностей эмоционального охвата и логического «выстраивания» формы.

Подчеркивается, что предлагаемые пути и методы работы способствуют одновременно и целесообразной организации технического аппарата пианиста

(работа над артикуляцией и аппликатурой, поиски контакта с клавишами,

гибкости кисти, свободы рук и корпуса).

Обращается внимание на то, что решение обозначенных задач возможно лишь при постоянной заботе о воспитании слухового внимания, эмоциональной отдачи и исполнительской воли.

Обобщение материалов первой и второй глав диссертации позволило ее автору сформулировать принципиальные положения педагогики Я.И.Мильштейна:

1.Развитие учащихся должно начинаться с любви к музыке и увлеченности собственным ее исполнением.

* Собственно техническое совершенствование вьшесено за рамки научного исследования, хотя практическая работа над реализацией исполнительского образа и - в неб - над развитием пианистического мастерства, немыслима без него.

2.В основе работы лежит задача проникновения в композиторский замысел через всестороннее изучение текста музыкального произведения и интуитивное проникновение в его подтекст.

3.Понимание содержания произведения возможно лишь при осознании его стилевого контекста, а адекватное этому содержанию исполнение - при определении соответствующих ему выразительных средств.

4.Процесс создания и реализации учащимся индивидуальной исполнительской интерпретации музыкального произведения и есть тот «ключик» (Я.И.Милыптейн), который поможет педагогу найти путь к духовному миру ученика - раскрыть его индивидуальность и развить творческие качества его личности.

5.Собственно пианистическому освоению музыкального произведения предшествуют и сопутствуют работа слуха, интеллектуальная деятельность и эмоциональное погружение в художественный образ.

6.Развитие техники неотделимо от поисков звуковой выразительности, двигательной свободы и пластичности технического аппарата, а также от нахождения возможностей работы в соответствии с индивидуальной природой ученика.

7.Выявлению и развитию творческого потенциала учащихся способствуют:

- расширение художественно-образных представлений, активизация эмоциональной сферы, воображения и фантазии;

- «доверие интуиции» и создание «почвы» (выражения Я.И.Милыитейна) для ее проявления;

- поиски индивидуальной исполнительской интонации;

- стимулирование волевой инициативности и самостоятельности.

8.Плодотворная работа с учениками возможна лишь при психологическом контакте, полном доверии друг другу, сопереживании и сотворчестве.

В пятом параграфе - «Методическая модель формирования индивидуальной исполнительской интерпретации музыкального произведения в процессе работы с учащимися фортепианных классов» - излагается методика занятий с учащимися фортепианного класса, разработанная автором на основе педагогических принципов и методов преподавания Я.И. Милыптейна.

В развернутом виде она представлена в приложении №1 диссертации.

Исходя из многосторонних задач развития индивидуально-личностных качеств учащегося-музыканта, повышения уровня его исполнительского мастерства и наиболее полного раскрытия творческого потенциала, автор концентрируется на их решении в процессе формирования индивидуальной исполнительской интерпретации, условно разделенном на три этапа.

1-ый этап - создание интерпретаторской гипотезы. Он включает: а) работу с текстом (изучение авторских и редакторских указаний, охват содержания и формы в их взаимосвязи); б) погружение в эмоциональный мир произведения; в) формирование чувства стиля (композитора, произведения, направления,

эпохи). На этом этапе представляется важным также сопутствующее «окружение» - слушание, чтение с листа и эскизное изучение аналогичных произведений; подключение музыковедческих знаний, расширение ассоциативного фонда исполнительской работы за счет выявления аналогий с другими видами искусства.

2-й этап - путь к реализации художественного замысла. Это прежде всего техническая работа над произведением - нахождение соответствующих выразительных средств, исполнительских приемов и способов освоения. Это предъявляет самые высокие требования к интеллектуальной работе ученика. Однако значительную роль в ней сохраняет эмоциональный фактор, происходит дальнейшее вживание в образ, закрепляются внутреннеслуховые представления о каждой его грани.

3-й этап - создание и реализация целостной исполнительской интерпретации музыкального произведения. В этом процессе творчество исполнителя выражается в нахождении собственной исполнительской интонации и контроле за соответствием индивидуальной трактовки замыслу композитора, в выявлении себя в произведении - своего понимания текста и чувства стиля, своего духовного мира, эмоционально-волевых особенностей. Этот этап является результатом создания комплексных (художественно-образных и двигательно-технических) представлений об изучаемом музыкальном произведении, связанных с подготовкой к концертному выступлению и проекцией на слушателя.

Вышеописанные положения методической модели явились предметом экспериментальной проверки в практике обучения учащихся-пианистов.

ТРЕТЬЯ ГЛАВА - «Опытно-экспериментальное исследование возможностей и перспектив претворения педагогических принципов Я.И.Милъпггейна в практике фортепианной подготовки учащихся» - посвящена изложению его задач, организации, содержания и оценки его результатов.

Цель исследования - проверка основных теоретических и методических положений диссертации, связанных с педагогическим наследием Я. И. Милыптейна.

Опытно-экспериментальная работа проводилась с 1999 по 2002 гг. на двух уровпях. На первом уровне осуществлялось наблюдение за работой студентов, обучавшихся на музыкальном факультете МПГУ у преподавателей - бывших учеников Я.И.Милыптейна, а также - в одном из классов - опытное обучение, в котором проверялись отдельные положения модели, разработанной диссертантом. На втором уровне проводилось экспериментальное обучение учащихся фортепианных классов ДПШ г. Солнечногорска, в ходе которого применялась откорректированная модель обучения.

Выдвинутой цели соответствовали задачи экспериментального исследования:

1) определение условий и структуры каждой стадии эксперимента;

2) разработка параметров оценки динамики развития у учащихся способностей индивидуальной исполнительской интерпретации музыкального произведения;

3) проверка результативности выдвинутых методических положений.

Всего в опытно-экспериментальной работе было задействовано 27 человек (15 студентов музыкально--педагогического факультета и 12 учащихся ДМШ).

В ходе ее использовались следующие методы исследования:

1) систематическое, целенаправленное наблюдение в ходе индивидуальных занятий за деятельностью учащихся и за развитием исследуемых качеств;

2) педагогические беседы и анкетирование;

3) моделирование педагогического процесса (на первом уровне) и формирующий эксперимент (на втором уровне);

4) проверка результатов учебной работы испытуемых;

5) анализ и обобщение данных экспериментального исследования и подведение его итогов.

Педагогическое наблюдение проводилось на протяжении всего исследования с 1999 по 2002 гг. и фиксировалось в виде педагогического дневника. Материалом наблюдения послужили занятия преподавателей (бывших учеников Я.И.Мильштейна) и собственная практическая работа со студентами в классе фортепиано на музыкальном факультете МШУ, а также процесс экспериментального обучения школьников в ДШИ.

В ходе наблюдения педагогом-экспериментатором анализировались результаты использования ряда педагогических приемов, вытекающих из научных воззрений и практики преподавания Я.И.Мильштейна и касающихся: а) раскрытия индивидуально-личностных качеств учащихся; б) стимулирования их творческой инициативы; в) формирования их профессионально-исполнительского мастерства; г) воспитания способностей индивидуального исполнительского интонирования в процессе эмоционального погружения в музыку, выявления ее стилистических черт, сопереживания ее содержанию и передачи его посредством соответствующих пианистических средств выразительности.

В центре внимания педагога-исследователя на протяжении всей опытно-экспериментальной работы находился процесс создания учащимся индивидуальной исполнительской интерпретации изучаемого музыкального произведения, а именно

1. Принцип стадийности в работе: а) создание индивидуальной интерпретаторской гипотезы; б) техническое освоение и исполнительская работа над различными гранями художественного образа произведения в сопоставлении с индивидуальным интерпретаторским замыслом; в) создание и реализация целостной исполнительской интерпретации музыкального произведения.

2. Индивидуально-личностная ориентировка педагога в его работе с учащимися класса.

3. Основные формы и методы работы на уроке, соответствующие поставленным задачам.

4. Способы педагогического воздействия и межличностные отношения.

5. Интерпретаторские и личностно-творческие результаты.

Наблюдения за учебным процессом на первом уровне исследования позволили диссертанту косвенным образом изучить педагогические принципы и методы работы Мильштейна в деятельности его учеников, выявили их действенность и эффективность в процессе исполнительской подготовки студентов, а также убедили автора в необходимости контекстного обучения -привлечения самого студента к педагогической деятельности в учебных заведениях более ранних ступеней музыкально-исполнительского образования. С этой целью в опытном обучении студентов педагогом-экспериментатором был использован метод моделирования педагогического процесса.

Созданные музыкально-педагогические модели выносились далее в практику обучения школьников, что давало возможность испытать и сопоставить их различные образцы, а также пронаблюдать сами процессы межличностного общения в их индивидуальных вариантах. Таким образом, оба уровня опытно-экспериментальной работы были увязаны между собой, что дало возможность проводить опросы и педагогические беседы, как в студенческой, так и в школьной среде.

Наряду с педагогическими наблюдениями за работой студентов и моделированием педагогического процесса в ДШИ автор диссертации обращался к методам анкетирования и собеседований с преподавателями МПГУ и МГК им. П.И. Чайковского - бывшими учениками Я.И.Мильштейна. Вопросы анкеты и ответы на них частично приведены на страницах диссертации.

Все материалы первого уровня исследования подтвердили предположение автора о том, что педагогические установки и конкретные методы преподавания, широко разработанные в педагогике Я.И.Милыптейна - и проверенные в деятельности его учеников, могут быть с успехом адаптированы-применительно к практике фортепианного обучения школьников. Для определения их практической значимости было предпринято собственно экспериментальное исследование.

Целью его была проверка обоснованности и педагогической перспективности использования в учебном процессе методической модели, разработанной автором на основе педагогики Я.И.Мильштейна.

Экспериментальная работа проводилась на базе ДШИ г.Солнечногорска в период 1999-2002 гг. и включала три этапа: констатирующий, формирующий и заключительный. Повторная отработка и проверка отдельных направлений экспериментальной работы проводилась в аналогичных условиях учебно-исполнительского процесса в фортепианных классах ООШ №26. г. Москвы в 2001-2003гг.

На первом этапе шел сбор эмпирических данных, анализ ситуации, сложившейся на данный момент в практике преподавания фортепиано в ДШИ и проводился подбор испытуемых, основным критерием которого послужил анализ их публичного выступления, а также результаты «послеконцертного» собеседования.

Так были сформированы две группы испытуемых (экспериментальная и контрольная). Анализ результатов констатирующего эксперимента показал

изначально отсутствие существенных качественных различий исполнительских возможностей учащихся обеих групп (примерно одинаковый уровень природной одаренности и профессиональной подготовки, степень овладения умениями и навыками разучивания музыкальных произведений).

Основой формирующего этапа стала разработанная автором методическая модель, в соответствии с которой проходила работа в экспериментальной группе. Испытуемые контрольной группы занимались с другим преподавателем, использующим традиционную методику обучения.

В задачи обучающей работы (формирующей эксперимент) входили

1. Развитие эмоционального отношения к музыкальному искусству, художественно-образного восприятия музыкальных явлений и мышления учащихся.

2. Формирование интереса к разучиваемым музыкальным произведениям и к самому процессу работы над ними.

3. Расширение музыкального и общего кругозора учащихся.

4. Совершенствование индивидуально--личностных показателей учащихся: а) технической подготовки; б) исполнительской индивидуальности; в) самостоятельности и творческой инициативы.

К процессу непосредственного освоения музыкального произведения подключались чтение литературы, знакомство с живописью, аудио- и видеозаписи, тематические концерты-лекции, в которых принимали участие студенты МПГУ. Практиковались чтение с листа, эскизное разучивание и совместное музицирование с педагогом. Иногда использовались групповые формы обучения (своего рода «мастер-классы»). Это были коллективные прослушивания выученных произведений с последующим обсуждением каждого выступления. Частичное описание перечисленных и других направлений экспериментальной работы приведено на страницах диссертации.

Учащиеся обеих групп выполняли серию аналогичных заданий: разучивали определенное количество музыкальных произведений, а затем исполняли их в присутствии экспертной комиссии. После исполнения с ними проводилась беседа, в ходе которой выяснялись их собственные взгляды на особенности проделанной технической и художественной работы, отношение к исполняемой музыке, оценка исполнения и своего сценического самочувствия, планы на будущее.

Контроль за ходом обучения осуществлялся посредством систематических, целенаправленных наблюдений и периодической оценки - по 10-балльной системе - качества выполненных учебных заданий (3 контрольных среза). С этой целью была создана комиссия из квалифицированных специалистов и избраны следующие параметры оценки динамики развития у учащихся способностей индивидуальной исполнительской интерпретации музыкального произведения: 1) содержательность и художественная образность исполнения; 2) проявления индивидуально-творческого начала в трактовке произведения; 3) степень технического овладения материалом.

Первый параметр складывался из оценки грамотности прочтения текста, его стилевой адекватности и художественной образности его реализации.

Второй - выявлялся в особенностях эмоционального наполнения содержания, индивидуальных оттенках интонационной выразительности или тембровой окрашенности исполнения, динамических или темповых сдвигах.

В оценке третьего особое внимание обращалось на соответствие избранных выразительных средств и пианистических приемов художественным задачам, а также на профессиональную качественность исполнения.

В приложении №2. диссертации приводятся таблицы, демонстрирующие результаты всех трех контрольных срезов, проводившихся в 1999-2002гг. Общая сумма средних баллов по трем контрольным срезам выглядела в итоге следующим образом:

Экспериментальная группа - 20,39 балла;

Контрольная группа - 19,6 балла.

Сравнительный анализ данных показал заметное превосходство испытуемых экспериментальной группы.

В свою очередь наблюдения и педагогические беседы показали, что у детей, занимавшихся по предложенной методике, несмотря на некоторую разницу в индивидуальных темпах развития и абсолютных уровнях художественных достижений (даже на отдельные неудачи в работе) заметно возрос интерес к музыке и, что особенно важно, к самому процессу работы над музыкальным произведением.

Учащиеся выражали желание собственноручно ознакомиться с большим кругом произведений данного автора и аналогичными произведениями других композиторов. Возросла потребность в слушании музыки в записях и на концертах, в знакомстве с жизнью и творчеством полюбившихся композиторов, чтении литературы.

В процессе работы в классе у детей экспериментальной группы отмечена большая сосредоточенность, концентрация внимания, настойчивость в стремлении достичь результата. Появились и большая точность и даже самокритичность при оценке своего собственного исполнения. Сформированные профессиональные навыки характеризовались достаточной устойчивостью и довольно успешно переносились на работу с вновь осваиваемыми произведениями.

Более того, в экспериментальном классе возникла атмосфера творческого подъема, любви к музыке и увлеченности общим делом. - Можно утверждать, что был создан благоприятный психологический климат общения между учениками, педагогом и выступавшими студентами, проявившими неподдельный интерес к педагогической работе.

Таким образом, проведенное опытно-экспериментальное исследование позволило убедиться в том, что предложенная модель, разработанная автором в соответствии с педагогическими принципами и методами работы Я.И.Милыптейна действенна и эффективна, а само педагогическое наследие Якова Исааковича - во взаимосвязи всех его составляющих - имеет все

основания войти органичной частью в практику музыкально-исполнительской подготовки школьников и студентов - будущих педагогов-музыкантов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Я.И.Мильштейн - выдающийся педагог-музыкант и ученый-исследователь, активно развивающий лучшие традиции отечественной фортепианной школы. Будучи талантливым последователем школы Игумнова, Я.И.Милыптейн в то же время представляет собой своеобразную творческую индивидуальность, главная особенность которой заключается в гармоничном «сплаве» в его личности «поэта и ученого».

2. Педагогические принципы и методические установки Я.И.Милыптейна не только полностью сохраняют свою жизнеспособность, но, более того, приобретают особую актуальность в современной практике музыкально-исполнительского образования.

3. Характерными чертами педагогического стиля Я.И.Мильштейна являются: а) сочетание научного подхода к изучению музыкального произведения и практических способов работы над ним; б) приоритет эмоционально-романтического отношения к музыке и к занятиям с учащимися; в) внимание к индивидуальности ученика, гуманный стиль отношений в классе в сочетании с силой воздействия собственной личности; г) стимулирование творческой инициативы и развитие самостоятельности учеников.

4. В соответствии с педагогическими принципами Я.И.Мильштейна эффективно решаются следующие проблемы: а) воспитания мыслящей личности и индивидуально-творческих качеств учащихся; б) развития их способностей исполнительской интерпретации как результата тщательной работы с текстом произведения, выявления интонационно-мелодической основы музыки, поисков индивидуально-эмоционального отклика на художественный замысел автора, а также формирования соответствующих ему профессионально-исполнительских умений и навыков; в) формирования чувства стиля изучаемого музыкального произведения и нахождения собственного исполнительского стиля; г) оптимизации межличностных отношений между учителем и учеником.

5. Музыкально-педагогическое и научно-теоретическое наследие Я.И.Милыптейна - во взаимосвязи всех его составляющих - может

быть плодотворно использовано в современной музыкально-педагогической практике. Основные педагогические принципы Я.И.Милыптейна, приемы и способы его работы естественно экстраполируются на сферу преподавания музыки в современных музыкальных учебных заведениях разных уровней (на сферу подготовки студентов - будущих педагогов-музыкантов, а также, в адаптированном виде, применительно к условиям более ранней фортепианной подготовки учащихся).

6. Проведенное диссертационное исследование выявило высокий развивающий потенциал педагогических идей Я.И.Милыптейна, их перспективность в решении современных проблем преподавания музыки и подтвердило целесообразность их использования в широком музыкально-педагогическом обиходе.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Хмунина Т. А. Проблема развития творческой индивидуальности музыканта в педагогическом и научно-теоретическом наследии Я.И.Милыптейна // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сб. научных трудов. Выпуск 3. - М.: МПГУ, 1999. - С.27-30 (0,2 п.л.).

2. Хмунина Т.А. Проблема соотношения авторского текста и исполнительской интерпретации в педагогическом наследии Я.И.Мильштейна. // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сб. научных трудов. Выпуск 5. - М.: МПГУ, 2000. - С.24-29 (0,3 п.л.).

3. Хмунина Т.А. Работа над звуком как основа развития исполнительского мастерства учащегося-пианиста (на уроках Я.И.Милыптейна) // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сб. научных трудов. Выпуск 6. - М.: МПГУ, 2001. - С.8-16 (0,6 п.л.).

4. Хмунина Т.А. Работа над педализацией как средство формирования исполнительского мастерства и творческой индивидуальности учащегося-пианиста (в классе Я.И.Милыптейна). // Актуальные проблемы национально-регионального музыкального образования в аспекте взаимодействия Школа - ССУЗ - Педвуз: Материалы межрегионального научно-практического семинара (Саранск, 17 января 2001 г.) / Мордов.гос.пед.ин-т; Под ред. И.С.Кобозевой. - Саранск, 2001. - С.55-61 (0,4 п.л.).

5. Хмунина Т.А. Особенности межличностных отношений ученика и учителя в исполнительском классе (на материале педагогической деятельности Я.И.Мильштейна. // Музыкальное образование: проблемы методологии, национально-региональный подход, педагогические технологии:

Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 4 / Мордов. гос.пед.ин-т; Под ред. доц. КСКобозевой. - Саранск, 2001. - С.61-69 (0,6 п.л.).

6. Хмунина Т.А. Педагогические принципы Я.И.Мильштейна в современной практике преподавания фортепиано в ДМШ // Тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции 14-15 ноября 2000 г. Под ред. И.С.Кобозевой / Мордов.гос.пед.ин-т.- Саранск, 2003. - С.194-198 (0,3 п.л.).

7. Хмунина Т.А. К проблеме формирования индивидуальной исполнительской интерпретации музыкального произведения (опыт использования педагогических идей Я.И.Милыптейна в ДМШ). // Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских ' дисциплин: Межвузовский сборник трудов. Выпуск 5. - М.: МПГУ, 2003. - С. 102-109 (0,5 п.л.).

Подп. к печ. 11.02.2004 Объем 1.25 п.л. Заказ № 44 Тир. 100 Типография МПГУ

»-37.44

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Хмунина, Татьяна Алексеевна, 2004 год

Введение.

Глава I. Я.И.Милынтейн - педагог

§1. Жизненный и творческий путь Я.И.Мильштейна.

§2. Я.И.Мильштейн и традиции русской фортепианной школы.

§3. Творческая индивидуальность Я.И.Мильштейна.

Глава II. Педагогика Я.И.Мильштейна и современная практика преподавания фортепиано

§1. Современные проблемы преподавания музыки.

§2. Работа над исполнительской интерпретацией музыкального произведения.

§3. Формирование чувства стиля.

§4. Пути и методы развития исполнительского мастерства учащихся фортепианных классов.

§5. Методическая модель формирования индивидуальной исполнительской Ч интерпретации музыкального произведения в процессе работы с учащимися фортепианных классов.

Глава III. Опытно-экспериментальное исследование возможностей и перспектив претворения педагогических принципов Я.И. Милынтейна в практике фортепианной подготовки учащихся.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические принципы Я.И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки"

Музыкальное искусство как часть духовной культуры общества неразрывно связано с происходящими в нем процессами. Нынешнее время, отмеченное глубокими и сложными изменениями во всех областях жизни, высвечивает новые проблемы и в сфере музыкального исполнительства, и в педагогике. С одной стороны, происходит активный поиск нового, переосмысление устоявшихся традиций. С другой стороны, можно наблюдать и «обратный ход времени», когда утрачивается часть художественных достижений, высочайшее качество которых накоплено предыдущей эпохой и ценность которых неподвластна времени. Поэтому важно, чтобы «коэффициент передачи» передового музыкально-педагогического и исполнительского опыта был достаточно высок.

Сегодня, когда общество испытывает огромную потребность в гуманизации человеческой культуры, роль музыканта (педагога и исполнителя) «как одного из самых чувствительных барометров музыкального искусства» (В.Ю.Григорьев) особенно велика. В то же время в широкой педагогической практике существует определенный разрыв между достижениями наиболее ярких представителей музыкально-педагогической культуры и результатами деятельности рядовых учителей, среди которых далеко не все могут обеспечить необходимое развитие музыкально-творческих способностей учащихся. Особенно ясно этот разрыв ощущается в практике массового музыкально-исполнительского образования (ДХС, ДШИ, ДМШ, музыкальные классы общеобразовательных школ).

Анализ современной ситуации в области исполнительского обучения и обзор соответствующих научных работ показывают, что «музыкальная педагогика в течение многих лет базировалась на достижениях отдельных выдающихся мастеров, не опираясь на обобщение их опыта» (Е.И. Львова). Одной из причин подобного положения является то, что в научных исследованиях не в полной мере выявлены, обобщены и сформулированы принципы работы, не конкретизированы методы, которыми пользовались выдающиеся педагоги-исполнители. В определенной мере этот пробел восполняют фундаментальное исследование Т.Г.Мариупольской «Проблема национальных традиций в преподавании музыки» и ряд работ, анализирующих педагогические принципы Н.Г.Рубинштейна (Л.Г.Сухова), В.И.Сафонова (А.Г.Масловский), А.Н.Есиповой (С.Н.Байдалинов). Большой интерес представляет и изучение достижений выдающихся представителей Московской пианистической школы:

А.Б.Гольденвейзера, К.Н.Игумнова, Г.Г.Нейгауза, С.Е.Фейнберга. В отечественном музыкознании существует достаточное количество работ, посвященных различным сторонам деятельности этих музыкантов. Однако целостных научных исследований немного. Это диссертации Д.Д.Благого о А.Б.Гольденвейзере, Б.Л.Кременштейн о Г.Г.Нейгаузе и обобщающая работа Е.И. Львовой о педагогических принципах представителей Московской фортепианной школы (30-50-ые гг.). В меньшей мере исследователи обращались к работе их учеников, коллег и последователей - Л.Оборина, Я.Зака, Я.Флиера и других.

Особое сожаление вызывает тот факт, что совсем не изучено педагогическое и музыкально-теоретическое наследие Я.И.Милыптейна, который также относится к плеяде педагогов, развивающих традиции Московской пианистической школы. Его деятельность многогранна: им написаны несколько значительных монографий, десятки статей, очерков, рецензий; осуществлено множество нотных редакций, составлен и отредактирован ряд книг и сборников, посвященных выдающимся исполнителям и проблемам исполнительского искусства. Более 40 лет Яков Исаакович преподавал в Московской консерватории, где воспитал около ста пианистов, успешно работающих в различных городах нашей страны и за рубежом.

Будучи талантливым воспитанником школы К.Игумнова, Я.Милыптейн в то же время представлял собой достаточно крупную и своеобразную творческую величину. Все это дает возможность выявить и отразить индивидуальные особенности педагогической манеры Я.Милыптейна и в то же время присущие ему закономерности стиля преподавания, связанные с традициями К.Игумнова, Г.Нейгауза и особенностями исполнительского творчества современных и близких ему по духу пианистов: В.Софроницкого, С.Рихтера и др.

Принципиально важно и то, что педагогические идеи Я.И.Милыптейна созвучны требованиям сегодняшнего дня, поэтому изучение его педагогических воззрений и научно-теоретических трудов позволяет сосредоточить внимание не только в области собственно-пианистической подготовки специалиста, но и на проблемах, имеющих отношение к воспитанию мыслящей личности и становлению творческой индивидуальности музыканта-исполнителя.

Более того, представляется, что педагогические принципы и методические установки, широко применявшиеся Мильпггейном в процессе вузовской подготовки исполнителей, не менее ценны в подростковом возрасте - возрасте, в котором, как отмечают исследователи (ЛЛ.Надирова и др.), активизируется самосознание, появляется потребность самоопределения, а эмоции еще ограничены рамками внутреннего мира учащихся. В этих условиях музыкальное исполнительство, а конкретнее — работа над музыкальным произведением-и создает благоприятные возможности для их актуализации. Естественно, это требует некоторой коррекции методических приемов и способов педагогического воздействия.

Главные направления исследования сконцентрированы вокруг ярко выраженного в педагогической и исследовательской деятельности Я.Мильштейна обращения к проблемам формирования у учащегося научного подхода к освоению музыки и стимулирования эмоционального самовыражения и творческого отношения к трактовке музыкального произведения как наиболее действенным способам развития его личности. Решение этих проблем особенно перспективно в условиях создания благоприятной среды общения: совместного творчества, взаимного доверия и интереса к внутреннему миру другого человека, что является самой характерной чертой педагогического стиля Якова Исааковича.

Обозначенные проблемы конкретизируются в процессе работы над исполнительской интерпретацией - путем постижения стиля композитора и передачи его посредством индивидуально-исполнительского интонирования. Фундаментом этого процесса становится проникновение в образный мир произведения через профессиональную работу с текстом, в чем существенную помощь оказывают редакторские и музыкально-критические работы Я.Милыптейна. Образцом являются сформулированные в его монографиях подходы к педагогическим и исполнительским принципам работы над «Хорошо темперированным клавиром» И.С.Баха, произведениями Ф.Шопена и Ф.Листа, а также зафиксированная в его научных исследованиях и в воспоминаниях его учеников методика занятий со студентами фортепианного факультета Московской консерватории, которая дает возможность проникнуть в творческую лабораторию профессионально-пианистической, технической подготовки специалиста.

Для исследователя ценно и то, что сравнительно небольшая «историческая дистанция» дает возможность изучить педагогические принципы Я.Милыптейна в процессе наблюдения за практической работой его учеников - педагогов МПГУ (Т.Мариупольской, И.Орышака, АЛСаузовой), МГК им. П.И.Чайковского (В.Сканави, В.Сахарова, В.Благодатова, В. Гинзбурга, Л.Шиловской) и других учебных заведений.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена:

- необходимостью более полного и всестороннего освоения педагогического опыта выдающихся отечественных музыкантов, представляющих всемирно известную Московскую пианистическую школу;

- задачами выявления в этом опыте идей, созвучных современным образовательным проблемам;

- важностью освоения и распространения этого опыта в сегодняшней музыкально-педагогической практике, которая не всегда полностью отвечает современным задачам;

- широким спектром возможностей, которые предоставляет для этого изучение музыкально-педагогической и научной деятельности Я.Милыптейна.

Цель исследования состоит в определении основных направлений и содержательной стороны процесса обучения в фортепианном классе в свете педагогических установок и принципов преподавания Я.Милыптейна, а также в выявлении оптимальных методов формирования профессионального мастерства, раскрытия индивидуальности и творческих качеств личности музыкантов-исполнителей — школьников и студентов педвузов.

Объект исследования - педагогическая и научная деятельность доктора искусствоведения, профессора Я.И.Милыптейна.

Предмет исследования - основные педагогические принципы и методологические подходы к работе с учащимися музыкально-исполнительских классов, конкретные приемы и способы формирования их исполнительского мастерства и развития индивидуально-творческих качеств личности в свете педагогических воззрений Я.И.Мильштейна.

Гипотеза исследования заключается в следующем:

1. Изучение деятельности Я.Милыптейна может существенно обогатить современную теорию обучения музыкальному исполнительству.

2. Закономерности обучения, раскрытые в теоретических исследованиях и практической деятельности Я.Милыптейна применительно к задачам вузовской подготовки пианистов-исполнителей, могут быть с соответствующей коррекцией использованы и на более ранних этапах музыкального образования, и в области подготовки самих педагогов-музыкантов.

3. Учебный процесс, построенный в соответствии с принципами преподавания Я.И.Мильштейна, будет способствовать формированию у учащихся интеллектуального подхода к изучению музыкального произведения, развитию у них интонационно-мелодического чутья и эмоциональной «открытости», что скажется на таких качествах, как потребность в самовыражении, творческое отношение к музыке и ее исполнению. Центром этого процесса может стать работа над индивидуальной исполнительской интерпретацией музыкального произведения.

4. Знакомство студентов педвузов с разными аспектами педагогической, научной и редакторской деятельности Я.И.Мильштейна, постижение многогранности творческого облика этого выдающегося музыканта может сформировать в их « личности такие важные качества, как «педагогическая универсальность», педагогическая интуиция, потребность в личностно-творческом общении с учениками.

Цель и гипотеза определили основные задачи исследования:

1. Собрать, проанализировать и обобщить все материалы, связанные с педагогической, редакторской, музыковедческой, музыкально-критической деятельностью Я.Милыптейна, и в первую очередь с его научными разработками в области теории и истории исполнительства.

2. Выявить взаимосвязь педагогических идей Я.Милыптейна с традициями русской фортепианной школы и, с другой стороны, с современными музыкально-педагогическими проблемами.

3. Изучить те аспекты деятельности Я.Милыптейна, которые связаны с формированием профессиональных качеств и творческой индивидуальности учащихся исполнительского класса, и адаптировать педагогические принципы, формы и методы работы Я.Милыптейна применительно к условиям более ранней фортепианной подготовки учащихся.

4. Проанализировать существующую практику учебной работы в ДШИ и на музыкальном факультете педагогического вуза и выявить в процессе опытного обучения положительные факторы, которые могут способствовать более эффективной музыкально-исполнительской подготовке учащихся-пианистов и профессионально-педагогической подготовке студентов.

Методологическую основу исследования составили: ^ - принципы историзма и системности в подходе к явлениям художественной культуры;

- положения по проблеме развития личности в психолого-педагогических трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Г.С.Тарасова,

Б.М.Теплова, ЛЛ.Бочкарева, АЛ.Готсдинера, В.В.Медушевского, В.Г. Ражникова, И.С.Якиманской, Е.Л.Яковлевой и др.;

- общедидактические постулаты, утвердившиеся в современной российской педагогике, детерминированные ими подходы к содержанию, формам и методам учебно-воспитательной работы (Ш.А.Амонашвили, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, В.И.Загвязинский, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин и др.);

- теоретические положения и методические установки, выработанные видными педагогами - пианистами и музыковедами (Б.В.Асафьев, А.Д.Алексеев, Л.А.Баренбойм, А.Б.Гольденвейзер, К.Н.Игумнов, Г.Г.Нейгауз, Л.В.Николаев, Е.Я.Либерман, А.Г и Н.Г. Рубинштейны, В.И.Сафонов, С.И.Савшинский, С.Е.Фейнберг, А.И.Щапов и др.);

- разработки проблемы развития творческих и исполнительских способностей педагога-музыканта в контексте развивающего обучения (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова, Л.А.Баренбойм, Г.М.Коган, А.Г.Каузова, А.В.Малинковская, Т.Г.Мариупольская, А.Н.Малюков, Г.М.Цыпин и др.).

Методы исследования:

1. Изучение теоретических материалов, связанных с педагогическими воззрениями и научной деятельностью Я.Мильштейна (монографий, музыкально-теоретических работ, статей, рецензий).

2. Анализ материалов по педагогике и психологии, имеющих отношение к основной проблематике исследования.

3. Изучение специальной музыковедческой и фортепианно-методической литературы, связанной с задачами формирования профессионального мастерства и творческой индивидуальности пианиста-исполнителя.

4. Обобщение передового педагогического опыта; сопоставительный анализ педагогических установок Я.Мильштейна и некоторых приемов и способов учебной деятельности, утвердившихся в сегодняшней практике преподавания фортепиано на разных ступенях исполнительской подготовки учащихся.

5. Педагогическое наблюдение, анкетирование, моделирование 1т педагогического процесса и специальный обучающий эксперимент.

Научная новизна исследования: впервые педагогическое наследие Я.Милыптейна становится предметом анализа с позиций современных образовательных проблем; выявляется прямое соответствие педагогических установок и принципов преподавания Я.Милыптейна передовым тенденциям современной педагогики; высвечиваются факторы, способствующие более эффективному формированию профессиональных и творческих качеств музыканта-исполнителя (учащегося и будущего педагога).

Практическая значимость заключается в том, что в исследовании освещены с позиций передового педагогического опыта некоторые недостаточно изученные на сегодняшний день аспекты работы в фортепианно-исполнительском классе музыкально-педагогического факультета; в связи с этим предложены конкретные пути и методы работы, нацеленные на формирование профессионально-личностных 'и индивидуально-творческих качеств будущего • учителя-музыканта; введен в современный педагогический обиход ряд конкретных приемов работы с учащимися музыкально-исполнительских классов дополнительного образования. Выводы диссертационного исследования могут быть успешно использованы в условиях индивидуальной формы занятий на разных ступенях фортепианно-исполнительского обучения, а также в рамках лекционных курсов по методике подготовки будущих учителей: «История и теория пианизма», «Методика фортепианного обучения», «Теория и методика развития музыкальных и общих способностей учащихся исполнительских . классов».

Положения, выносимые на защиту:

1. Педагогическое наследие Я.И.Мильнггейна может и должно стать органической частью современной теории и практики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин.

2. В соответствии с педагогическими установками Я.И.Мильнггейна эффективно решаются следующие проблемы: а) воспитания мыслящей личности и индивидуально-творческих качеств учащихся; б) развития их способностей исполнительской интерпретации как результата тщательной работы с текстом произведения, выявления интонационно-мелодической основы музыки и поисков индивидуально-эмоционального отклика на художественный замысел автора, а также формирования соответствующих ему профессионально-исполнительских умений и навыков; в) формирования чувства стиля изучаемого музыкального произведения и нахождения собственного исполнительского стиля; г) оптимизации межличностных отношений между учителем и учеником.

3. Педагогические принципы и конкретные методы работы, широко разработанные и проверенные в педагогике Я.И.Милыптейна, могут быть с успехом адаптированы применительно к практике фортепианного обучения школьников.

Более того, они становятся особенно ценными в подготовке студентов педвузов, так как:

- отвечают реалиям сегодняшнего дня и в то же время сохраняют лучшие традиции отечественной фортепианной педагогики;

- позволяют прогнозировать максимальный воспитательный и образовательный эффект в будущей профессиональной подготовке студентов;

- высокий развивающий потенциал их заключается прежде всего в формировании личности самого учителя - его «педагогической универсальности», музыкально-педагогической интуиции и' профессиональной компетентности.

Научная достоверность настоящей работы обеспечивалась системным методом исследования проблем, поставленных в центр диссертации; опорой автора на фундаментальные современные концепции в области педагогики, психологии и музыкознания; сочетанием эмпирических и абстрактно-теоретических, логических методов познания; выявлением и анализом органических взаимосвязей между музыкально- теоретическими воззрениями и практическим опытом подготовки пианистов-исполнителей, характерных для педагогики Я.И.Милынтейна.

Апробация исследования проводилась в повторном опытном обучении (в условиях проведения его другим преподавателем) на базе музыкальных классов ООШ №26. г. Москвы и в педпрактике студентов музыкального факультета Mill У в ряде общеобразовательных и музыкальных школ. Основные положения исследования отражены в публикациях и излагались в лекциях по методике музыкального воспитания и фортепианного обучения для специализирующихся студентов Mil ГУ, на заседаниях кафедры музыкальных инструментов Mill У и Мордовского ГПИ им. Евсевьева, а также на научно-практических конференциях преподавателей музыкально-педагогических вузов России (Саранск - 2001г., Москва - 2002г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и двух приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Я.И.Милыптейн - выдающийся педагог-музыкант и ученый- исследователь, активно развивающий лучшие традиции отечественной фортепианной школы. Будучи талантливым последователем школы Игумнова, Я.И.Милыптейн в то же время представляет собой своеобразную творческую индивидуальность, главная особенность которой заключается в гармоничном «сплаве» в его личности «поэта и ученого».

2. Педагогические принципы и методические установки Я.И.Милыптейна не только полностью сохраняют свою жизнеспособность, но, более того, приобретают особую актуальность в современной практике музыкально-исполнительского образования.

3. Характерными чертами педагогического стиля Я.И.Милыптейна являются: а) сочетание научного подхода к изучению музыкального произведения и практических способов работы над ним; б) приоритет эмоционально-романтического отношения к музыке и к занятиям с учащимися; в) внимание к индивидуальности ученика, гуманный стиль отношений в классе в сочетании с силой воздействия собственной личности; г) стимулирование творческой инициативы и развитие самостоятельности учеников.

4. В соответствии с педагогическими принципами Я.И.Мильштейна эффективно решаются следующие проблемы: а) воспитания мыслящей личности и формирования индивидуально-творческих качеств учащихся; б) развития их способностей исполнительской интерпретации музыкального произведения как результата тщательной работы с текстом произведения, поисков индивидуально-эмоционального отклика на художественный замысел автора и формирования соответствующих ему профессионально-исполнительских умений и навыков; в) формирования чувства стиля изучаемого музыкального произведения и нахождения собственного исполнительского стиля; г) оптимизации межличностных отношений между учителем и учеником.

5. Музыкально-педагогическое и научно-теоретическое наследие Я.И.Мильштейна - во взаимосвязи всех его составляющих — может быть плодотворно использовано в современной музыкально-педагогической практике. Основные педагогические принципы Я.И.Мильштейна, приемы и способы его работы естественно экстраполируются на сферу преподавания музыки в современных музыкальных учебных заведениях разных уровней (на сферу подготовки студентов - будущих педагогов-музыкантов, а также, в адаптированном виде, применительно к условиям более ранней фортепианной подготовки учащихся).

6. Проведенное диссертационное исследование выявило высокий развивающий потенциал педагогических идей Я.И.Мильштейна, их перспективность в решении современных проблем преподавания музыки и подтвердило целесообразность их использования в широком музыкально-педагогическом обиходе.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Хмунина, Татьяна Алексеевна, Москва

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения вобщеобразовательной школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983.

2. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. М.: Музыка, 1988.

3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. — 3-е издание.-М.: Музыка, 1978.

4. Алексеев А.Д. Творчество музыканта-исполнителя. М.: Музыка,1991.

5. Алексеев А.Д. Русские пианисты. — М. — Л.: Музгиз, 1948.

6. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания. — М.: Просвещение, 1986.

7. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.

8. Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984.

9. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. — 2-е изд. Л., 1971.to 10. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективностипедагогических исследований. — М.: Педагогика, 1982.

10. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М.: Педагогика, 1977.-254 с.

11. Байдалинов С.Н. Фортепианная школа А.Н.Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике: Дисс. канд. пед. наук. — М., 2000.

12. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.- Л.,1974.

13. Баренбойм Л.А. На уроках Ф.М.Блуменфельда // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.1. Сост. и общ. ред. М.Г.Соколова. М.: Музыка, 1965.15