автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогический рисунок в профессиональной подготовке учителя-предметника
- Автор научной работы
- Андрейкина, Елена Кузьминична
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Андрейкина, Елена Кузьминична, 2000 год
ВВЕДЕНИЕ
1. НАУЧНО — ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РИСУНКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ - ПРЕДМЕТНИКА.
1.1. Из истории подготовки учителя-предметника по рисунку
1.2. Педагогический рисунок в системе дидактических средств обучения
1.3. Педагогический рисунок в деятельности учителя математики
1.4. Виды и формы педагогического рисунка в школьном процессе изучения математики.
1.5. Система подготовки учителя к использованию педагогического рисунка в процессе обучения.
Выводы.
2. ПУТИ И СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ РИСОВАНИЮ.
2.1. Констатирующий эксперимент.
2.2. Контрольный эксперимент.
2.3. Методические рекомендации по организации работ по созданию иллюстративных материалов.
Выводы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогический рисунок в профессиональной подготовке учителя-предметника"
В процессе перестройки, демократизации и гуманизации системы образования, во главу угла все чаще ставится вопрос о повышении творческой активности учителей, которые призваны, в свою очередь, развивать ее у учеников, активизируя их мыслительные способности, формируя потребность получения новых знаний, пробуждая устойчивый интерес к изучаемому предмету. Но успешное развитие творческих потенций, умения быстро ориентироваться в меняющейся обстановке и находить оптимальный вариант решения невозможно без развитой способности воображения, что достигается путем повышения художественной культуры человека. Не случайно в некоторых странах Запада в обязательную программу естественных и технических факультетов входят общие гуманитарные и специальные художественные дисциплины, а при проведении конкурса на замещение научно-технических должностей проверяют художественную культуру соискателя. Причем проверяются не просто его знания, а способность интерпретировать произведения современного искусства. В этом видят залог развития способностей, о которых говорилось выше.
Кроме того, проблема дифференцированного обучения, демократизации и гуманизации школы привела к созданию учебных заведений разного типа (колледжей, гимназий, лицеев, частных школ) и классов с профильным изучением различных дисциплин (математического, гуманитарного, хримико-биологического и других циклов). Учащиеся получили право и возможность, овладев определенным уровнем общеобразовательной подготовки, уделять больше внимания тем направлениям, которые отвечают их склонностям. В такой школе, профильном классе каждый предмет занимает определенное ему место, поэтому требуются различные подходы к преподаванию одного и того же предмета, разные методы изложения материала, учитывающие индивидуальные особенности детей, развивающие их природные задатки.
Одновременно одной из характерных черт нашего общества на современном этапе развития является интенсивное проникновение математических идей и методов во многие области науки и техники, поэтому молодежь вне зависимости от ориентации и выбора той или иной профессии должна понимать роль и место математических знаний в науке, в реальной жизни и быть вооруженной основами математических знаний.
В связи с этим учеными, учителями-методистами проделывается большая работа в области совершенствования школьного образования в свете современных требований. В программу включаются новые разделы, имеющие общенаучную гуманитарную ценность и конкретную прикладную направленность. Однако курс многих школьных дисциплин, включая в себя большой объем информации, в том числе и относительно высокой степени абстракции, ограничен во времени, отводимом на изучение, и содержит недостаточное количество заданий и примеров практического характера.
Все это требует от учителя умения установить правильное соотношение уровня абстракции и доступности изложения материала, преодоления формализма, оторванности школьной науки от жизни и практики, организации учебного материала так, чтобы он позволял способствовать развитию логического мышления школьников, формированию необходимых знаний, умений и навыков, в том числе и прикладного характера.
Возникает необходимость поиска оптимальных путей восприятия достаточно большого объема информации за малый промежуток времени, с учетом того, что обучение должно быть хоть и на высоком уровне трудности, но обязательно посильным.
Все выше перечисленные факты заставляют ученых и учителей новаторов разрабатывать новые методы работы с учащимися, выбирать наиболее эффективные и рациональные пути обучения, органически включающиеся в воспитательный процесс, проводить работу по научно-обоснованному определению необходимого для учителя объема знаний, профессиональных навыков и умений.
Но, к сожалению, при разработке требований к профессиональной подготовке учителя, и в частности учителя математики, мало внимания уделяется педагогическому рисунку, хотя признание его значимости как средства, активизирующего творческую активность как учителей так и учеников, пробуждающего устойчивый интерес к изучаемому предмету, развивающего воображение, способствующего восприятию достаточно большого объема информации за малый промежуток времени, словом позволяющего решать основные из затронутых выше проблем, относится еще к глубокой истории развития педагогической мысли (Коменский Я.А. (137-139), Песталоцци И.Г. (231-232), Ушинский К.Д. (304) и др).
Что касается видов и форм педагогического рисунка, применяемых непосредственно в процессе изучения школьного курса математики, то, находясь на стыке математики и искусства, проблема эта в своем развитии претерпевает определенные сложности, ввиду своей нестандартности, и, до сих пор, изучена недостаточно, хотя отдельные ее стороны неоднократно исследовались и отражались в различных научных источниках (10, 23, 26, 28-29, 31, 33, 39,42, 47, 49, 50, 62, 63-64, 79-84, 90, 93, 96, 118-119, 125-128, 130, 135, 142-143, 148, 154, 168, 170-172, 175178, 186, 195, 198-202, 208-209, 212-215, 224, 233, 235-236, 239, 242, 252-253, 261, 271-274, 280, 284, 288-289, 291, 295, 300, 305, 307-308, 310, 317-320, 341, 350-356, 365-370 и т. д.).
Настоящая работа имеет своей целью восполнить этот пробел, так как при внимательном рассмотрении педагогического рисунка с точки зрения его неотъемлемости от деятельности учителя-предметника и в частности учителя математики, актуальность исследования становится очевидной.
Во-первых, педагогический рисунок играет одну из ведущих ролей среди дидактических средств обучения не только как обогащающий чувственный опыт ребенка, но и как важнейшее средство учебного моделирования, являющегося высшей ступенью принципа наглядности. Относясь к средству, применяемому для любых структурных компонентов ориентировочной и исполнительной частей действия, и, способствующему развитию и обобщению принципа наглядности, он тесно связан с принципиальными изменениями в целях обучения и типах учебного процесса. Такой рисунок может быть изменен рукой учителя или ученика на глазах у школьников в зависимости от складывающихся обстоятельств. Его грамотное применение позволяет учителю выходить из самых сложных ситуаций, даже в тех случаях, на которые не рассчитаны никакие другие средства обучения.
Во-вторых, педагогический рисунок стимулирует развитие логического мышления, культуры речи, зрительной памяти и т.д., то есть помогает учителю успешно решать не только образовательные, но и развивающие задачи.
В-третьих, грамотный педагогический рисунок способствует воспитанию эстетической культуры и вкуса учащихся, тем самым, позволяя учителю решать и воспитательные задачи.
В-четвертых, педагогический рисунок определяет культуру творческого мышления учителя.
В-пятых, помогает учителю самореализоваться в процессе создания новых подходов к изложению той или иной темы через образ, ближе стоящий к реальности, чем логическое понятие, объясняемое ученикам, повышая его творческие потенции.
Перечисленные факты выявляют лишь наиболее существенные стороны педагогического рисунка, но далеко не исчерпывают всех его возможностей.
Кроме того, актуальность и целесообразность исследования в значительной мере определяет и то, что педагогический рисунок позволяет успешно решать вопрос организации адекватного восприятия, структурирования учебного материала при большой его информативности и ограниченности во времени, отводимом на изучение, являющийся одним из основных в процессе обучения, в том числе и математике. Этот вопрос достаточно сложен с научной и методической точки зрения, но именно здесь и скрыты резервы совершенствования процесса преподавания, позволяющие осуществлять дифференцированный подход.
Проблема исследования состоит в поиске средств повышения профессиональной подготовки учителя-предметника через применения им на уроках педагогического рисунка, с целью обеспечения усвоения учащимися основных понятий и методов теорий в сжатые сроки, без понижения научности и доступности, не перегружая память, развивая индивидуальность личности обучаемого, исходя из его природных задатков.
Основной целью исследования является разработка теории и методики подготовки учителя-предметника к применению в преподавании различных видов и форм педагогического рисунка в общеобразовательной школе на основе нового подхода к трактовке наглядного обучения.
Объектомисследования является уровень профессиональной подготовки учителя-предметника по педагогическому рисованию, а также его деятельность в процессе применения педагогического рисунка на различных этапах организации учебного материала и ее результаты.
Предметом исследования являются пути и средства внедрения педагогического рисунка в систему профессиональной подготовки учителя-предметника, на примере математики.
В разрешении проблемы исследования мы исходим из следующей гипотезы - профессиональная подготовка учителя-предметника будет более качественной, если:
- Умелое сочетание различных видов и форм педагогического рисунка, позволит учителю-предметнику, овладевшему таким видом деятельности в процессе профессиональной подготовки, на курсах повышения квалификации учителей или путем самоусовершенствования, сделать процесс обучения школьников более эффективным и совершенным, создаст условия для восприятия большого количества информации при оптимальных условиях работы органов чувств обучаемых.
- Профессиональное применение педагогического рисунка в процессе обучения создаст условия для преодоления формализма в знаниях материала, для осуществления дифференцированного подхода в обучении, становления личности и повышения интереса к изучаемому предмету.
- Знания, умения и навыки, получаемые учителем в процессе овладения педагогическим рисунком, помогут более качественно организовать художественно-эстетическую среду школы и повысить культуру творческого мышления учителя, преподающего предмет.
Исходя из общей цели, выдвинутой гипотезы и, учитывая состояние проблемы в педагогической науке и практике, поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать основные тенденции в вопросе применения педагогического рисунка в школьной практике и в частности в процессе преподавания математики, отраженные в психолого-педагогической литературе в свете современных исследований.
2. Дать определение педагогическому рисунку, применяемому в школьном обучении, выделив его компонентный состав, и учитывая последние данные в этой области, на примере математики.
3. Определить место и значение педагогического рисунка в профессиональной подготовке и деятельности учителя-предметника.
4. Рассмотреть виды и формы педагогического рисования в процессе изучения математики, исходя из методов их использования и опорности на чувственный или рациональный компоненты в зависимости от характера внешних действий обучаемого.
5. Разработать систему подготовки учителя-предметника к использованию педагогического рисунка в процессе обучения.
6. Выяснить доступность и эффективность предлагаемых видов и форм педагогического рисунка в преподавании школьной математики, отношение к ним учителей и учащихся на основе практической реализации на методических объединениях учителей и школьных урочных и внеурочных занятиях.
7. Разработать методические рекомендации по организации работ по созданию иллюстративных материалов, исходя из требования доступности каждому учителю.
В ходе решения поставленной проблемы, использовались следующие методы исследования:
- анализ исторического процесса формирования понятия "педагогический рисунок", путей внедрения его в практику школьного образования;
- изучение трудов философов, психологов и учителей-предметников по проблеме исследования;
- теоретический анализ литературы по теории и методике использования педагогического рисунка в профессиональной подготовке и деятельности учителей-предметников,
- теоретические методы моделирования, анализа и синтеза;
- констатирующий, поисковый и контрольный эксперименты, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Методологической основой исследования стали:
- положения философской и психолого-педагогической наук об объеме и содержании, видах и роли наглядности, условиях ее эффективного введения в обучение, исследовавшихся в различных аспектах в работах философов - А.А. Ветрова (42), В.А. Штоффа (328); психологов - М.В. Гамезо (63-64), Е.Н. Кабановой-Меллер (125-126), Т.В. Кудрявцева (155), Б.Ф. Ломова (170-172), Л.К. Максимова (175), А.Д. Малахова (176), Б.И. Малютина (177), Д.А. Ошанина (221), Э.Г. Серебряного (279), Л.М. Фридмана (307-310), Д.Б. Эльконина (334); педагогов - В.Г. Болтянского (28-29), А.И. Зильберштейна (108-109), Я. А. Коменского (137-139), Н.Г. Милорадовой (198), Э.Г Мингазова (199-202), Ю.М. Плотинского (239), Ф.Ш. Терегулова (295), А.С Турчина (300) и др.;
- теория личности и деятельности Л.С. Выготского (75), М.В. Гамезо (63-64), В.В. Давыдова (91-92), А.Н. Леонтьева (54, 162164), Э.Г. Юдина (340) и т.д.;
- теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (57-62, 301) и ее сторонников Л.В. Занкова (106), Т.В. Кудрявцева (155), Н.А. Менчинской (191-193), Н.Г. Салминой (271-273), Н.Ф. Талызиной (62, 291-293, 301) и др., рассматривающих педагогический рисунок на уровне абстракции и в процессе практической деятельности, относя его к средствам материализации;
- учения о закономерностях психической деятельности человека, связанных со зрительным восприятием, Р. Арнхейма (11), В.Н. Баушева (16), И.В. Блинникова (26), В.Е. Бушуровой (35), Л.А. Венгера (37-38,), Е.К. Веселовой (40), Н.Н. Волкова (46), В.Д. Глезера (77), А.А. Гостева (83-84), Р. Грегори (85), К.Н. Дудкина (100), В.И. Жуковского (103), В.П. Зинченко (110-111,245), А.В.
Зубаковой (16), Е.И. Игнатьева (115-117), Б.Б. Коссова (144), С.В. Кравкова (147), Н.Н. Красильникова (149), В.А. Крутецкого (150), Н.Е. Кубасова (152), П.А. Кудина (153), Б.Ф. Ломова (153, 170-171, 245), А.Ф. Лосева (174), А.Д. Малаховой (176), И.Ю. Матюгина (185), А.А. Митькина (153), A.M. Пашутина (227), Д.В. Пивоварова (103), Ю.М. Плотинский (239), А.В. Славина (280), М.К. Тутушкиной (35), Л.П. Урванцева (302), М.С. Шехтера (323), И.С. Я киманской (45) и т.д.
- научно-теоретические исследования в области организации, взаимосвязи и взаимообогащения эстетической среды и личности А.В. Бойчука (27), Г.Г. Воробьева (53), В.А. Глинкина (78), Т.Н. Иванова (114), В.В. Корешкова (140), Т.В. Костенко (145), Н.Б. Крыловой (151), П.А. Кудина (153), В.И. Кузнецова (157), В.Д. Лелеко (161), Б.Ф. Ломова (153), А.А. Митькина (153), А.П. Мохонько (206), Ю.А. Огородникова (217), Г.И. Петровой (234), Л.С. Пиралишвили (237), Т.А. Поляковой (248), В.А Сластенина (228, с. 199-213), Е.П. Титова (298) и др.;
- теория и методика использования педагогического рисунка в профессиональной подготовке и практике учителей-предметников А.Д. Алехина (5), М.Я. Асса (12), Д. Аугсбурга (13), Ж. Аугсбурга (14), В.И. Бейера (20-22), Е. Буше (34), Э. Вебера (36), Л.О. Высоцкой (56), И.И. Гринкевича (87), М.А. Данилова (94), Б.П. Есипова (94), И.И. Евдокимова (101-102), Т.К. Котырло (146), К.М. Лепилова (165), Л.А. Лилиевой (167), Ю.М. Марченко (179), В.Н. Махровой (186), А.П. Медовой (187), B.C. Мурзаева (207-211), С.А. Павловича (225), А.А. Половинкина (247), Пранга (251), Ф.Ф Пуцыковича (264), Н.Н. Ростовцева (267-268), В.Н. Сатарова (275276), В.В. Струкова (290), Д.Л. Тедда (294), А.Е. Терентьева (296),
М.Ф. Харитонова (313), Э. Швинки (320), В. Шенихена (322), В. Щиголева (332), Е. Я нжул (345), А.А. Я хонтова (346) и др.;
- научно-теоретические обоснования необходимого для учителя объема знаний, профессиональных навыков и умений А.В. Андриенко (9), Л.В. Бабенко (15), А.С. Близнюка (25), А.В Басова (277), Г.Г. Воробьева (53), Г.А. Гиппиуса (76), П.Г. Демичева (99), Н.И. Зильберберга (107), Н.Б. Истоминой (124), И.Я. Лернера (166), А.З. Насырова (216), А.А. Окунева (218), Г.А. Поровской (249), Г.К.Селевко (277), М.Н. Скаткина (216), В.А. Сластенина(281), О.И. Терешенко (297), З.А. Тумановой (299), В.Н.Харькина (314), А.И. Щербакова (331), В.А. Якунина (344) и других ведущих специалистов в этой области.
Исследование проводилось в несколько этапов:
На первом этапе (1986-1994гг.):
- анализировался исторический процесс формирования понятия "педагогический рисунок", пути внедрения его в практику школьного образования;
- изучалась имеющаяся психолого-педагогическая, методическая, философская литература и современное состояние проблемы;
- проводился анализ программ, учебников, методических пособий по школьному курсу математики, наблюдения, беседы с учителями школ и учащимися, преподавателями и студентами вузов.
- проводился поисковый эксперимент для определения места и значения педагогического рисунка в деятельности учителяпредметника и в его профессиональной подготовке на базе школы №373 г. Москвы.
На втором этапе (1994-1996гг.):
- был продолжен систематический анализ специальной литературы, действующих учебных программ и учебных пособий по изучаемой проблеме;
- сформулировано определение педагогического рисунка, применяемого в обучении на примере математики и выделен его компонентный состав;
- разработана классификация видов и форм педагогического рисования в процессе изучения математики, на основе методов их использования и опорой на чувственный или рациональный компоненты в зависимости от характера внешних действий обучаемого;
- разработана система подготовки учителя-предметника к использованию педагогического рисунка в процессе обучения;
- выяснялось отношение к исследуемой проблеме учителей и учащихся на основе практической реализации на методических объединениях учителей и школьных урочных и внеурочных занятиях;
- был проведен констатирующий эксперимент с целью выяснения доступности и эффективности предлагаемых видов и форм педагогического рисунка на базе школы №373 г. Москвы;
- продолжался поисковый эксперимент, базирующийся на разработанной методике.
На третьем этапе (1996-1999гг.):
- проводился контрольный эксперимент на базе школы №373 г. Москвы с целью проверки и подтверждения эффективности и доступности разработанных положений теории и методики подготовки учителя-предметника к применению в преподавании различных видов и форм педагогического рисунка в общеобразовательной школе на основе нового подхода к трактовке наглядного обучения;
- систематизировались и обобщались результаты полученные в ходе опытно-педагогической работы, проводился их количественный и качественный анализ;
- было проведено описание и оформление полученных результатов;
- на основе полученных результатов и, исходя из условия доступности каждому учителю, были сформированы выводы, и составлены методические рекомендации по организации работ по созданию иллюстративных материалов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в педагогической практике разработана и теоретически обоснована новая концепция педагогического рисунка в профессиональной подготовке учителя математики, даны классификация и применение различных видов и форм педагогического рисунка и методика его использования в общеобразовательной школе, разработана система подготовки учителя математики к использованию педагогического рисунка в процессе обучения. Устанавливается значение знаний, умений и навыков, приобретаемых учителями в процессе овладения педагогическим рисунком, для художественно-эстетической организации среды школы и повышения культуры творческого мышления учителя, преподающего предмет.
Практическая значимость работы определяется тем, что разработанная теория и методика применения педагогического рисунка, освоенная по разработанной нами системе подготовки учителя-предметника к ее использованию в своей профессиональной деятельности, доступна каждому учителю и может быть внедрена им в рамках действующей программы для обеспечения большей доступности, преодоления формализма в знаниях школьников, повышения интереса учащихся к обучению, становления личности, для организации различных подходов к преподаваемому предмету, увеличения разнообразия методов изложения материала, учитывающих индивидуальные особенности детей и развивающих их природные задатки. Результаты и выводы могут быть учтены при разработке учебных программ и учебных пособий.
Достоверность и обоснованность исследования обеспечены:
- опорой на теоретические основы философской, искусствоведческой, специальной научной, методической, психолого-педагогической литературы, позволяющие осуществить методологический подход к решению поставленной проблемы;
- использованием различных методов исследования, адекватных целям, задачам и логике;
- опытно-экспериментальной проверкой основных положений данного исследования путем внедрения разработанной нами системы применения педагогического рисунка на уроках математики и сочетания количественного и качественного анализов опытно-педагогических результатов, подтвержденных с помощью методов описательной статистики.
На защиту выносится следующее положение: теоретическая и методическая концепции педагогического рисунка в профессиональной подготовке учителя-предметника на примере математики.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были доложены и обсуждались на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства Московского Педагогического Государственного Университета, на заседании ученого совета художественно-графического факультета Московского Педагогического Государственного Университета, на научно-практических конференциях Московского Педагогического Государственного Университета в 1994 - 1999 гг. Основные выводы были представлены и прочитаны в дни заседаний Всероссийской научно-практической конференции художественно-графических факультетов, прошедших 4-6 ноября 1996 года в Магнитогорском государственном педагогическом институте.
Внедрение результатов осуществлялось в массовой экспериментально-опытной работе, при работе автора в качестве учителя начальных классов, учителя математики и ИЗО в общеобразовательной школе в 1986-1999 годах.
Основные положения диссертации отражены в публикациях (96. - С. 53-55; 213. - С. 156-157; 214. - С. 148-149; 215. - С. 145-146; 284.-С. 147-148).
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Необходимость активизации творческого потенциала и инициативности учителей, в связи с непрерывным повышением теоретического уровня обучения, роста' объема информации, предъявляемой для запоминания й- усвоения учащимися, математизацией наук, дифференциацией" обучения, в условиях возрастания роли наглядного обучения, обеспечивающего единство эмпирического и теоретического уровней усвоения знаний, повышения эффективности обучения, позволяющего сочетать доступность и научность при изложении учебного материала, обусловливает правомерность выдвижения положения о важности создания теоретической и методической концепции педагогического рисунка в профессиональной подготовке учителя предметника.Проделанное нами исследование, в этом направлении, состоящее в поиске средств повышения профессиональной подготовки учителя-предметника через применения им на уроках педагогического рисунка, анализ основных тенденций в вопросе применения педагогического рисунка в обучении и в частности в процессе преподавания математики, Отраженных в психолого педагогической литературе в свете современных психолого педагогических и физиологических исследований и опытно педагогическая работа по разработке • теории и методики подготовки учителя-предметника к приме^1ению в преподавании различных видов и форм педагогического рисунка в общеобразовательной школе на основе нового подхода к траю"овке наглядного обучения позволяют сделать, следующие выводы: • Признание значения педагогического рисунка как средства, качественно повышающего профессиональное . мастерство учителя-предметника, расширяется и углубляется в процессе его исторического развития. • В свете последних психолЬго-педагогических и физиологических исследований - обучение, как при усвоении научных знаний в школе так и практических знаний в дошкольном возрасте, наиболее эффективно тогда, когда начинается не с анализа конкретной ситуации, а с работы на схемах и моделях, при которой ведущим средством является педагогический рисунок. • Педагогический рисунок относится к одному из исторически : , развивающихся в определенной системе'дидактических средств обучения от понимания его как представленности объекта j ^ усвоения во внешней, чувственной форме к отнесению его к Г* важнейшему средству учебного моделирования, являющегося высшей ступенью принципа наглядности, его развитием и обобщением. • Понятие "педагогический рибунок" в преподавании математики определяется как часть: дидактических средств обучения (картины, схемы, графики, диаграммы, чертежи, карты и т.д., построение или видоизменение которых происходит на глазах у детей, строго согласуясь с ходом изложения учебного : > материала), с включением в их число -знаково-символических ^/f, ' средств, специально организованных учителем б педагогический рисунок. • Методическая направленность, .-рисунка зависит от особенностей методики обучения конкретному предмету.1 2 1 . .:•. •Виды и формы педагогического-рисунка, используемые в процессе изучения математики, рассматриваются относительно методов их использования. • Основными качествами педагогического рисунка любого вида являются простота, ясность и убедительность изображения; достаточная выразительность графических средств; отражение существенного, главного, дающего . наиболее полное представление об изучаемом предмете.. ; • Различные формы педагогических рисунков (чертежи, графики, шрифтовые композиции, схемы, таблицы и т. д.) позволяют учителю представлять изучаемый материал доступно и лаконично, учитывая поставленные цели и задачи, возраст учеников, а также индивидуальные особенности обучаемых. • Необходимо учитывать принципиальную, разницу между обычными чертежами, таблицами и др. наглядными средствами, встречающимися во всевозможных пособиях и учебниках и частенько копируемых на доску и в тетради'учениками и учителями, и аналогичными формами выраженными в педагогических j рисунках. • Педагогический рисунок на уроках математики применим в любом из трех способов предъявле^ния учебного материала (вербальном, аналитическом и визуальном).ft f - Значение педагогического рисунка в деятельности учителя !'• предметника и в его профессиональной подготовке определяется ' тем, что педагогический рисунок позволяет.учителю: j • решать задачи образовательного,^ развивающего и воспитательного характера; • органически связать абстрактное и конкретное; • сочетать научность и доступность излагаемого материала, индивидуальные и коллективные формы работы; • осуществлять дифференцированный подход в обучении, • учитывать индивидуальные и возрастные особенности восприятия, памяти, мышления; • развивать интерес и познавательные способности учащихся; • создавать условия для повышения интереса к изучаемому предмету и преодоления формализма в знаниях материала; • способствовать гармоничности познания и прочности запоминания изучаемого материала; • пояснять свои мысли в самых неожиданных ситуациях, не требуя никаких дополнительных материальных затрат; • быстро ориентироваться в меняющейся обстановке и находить оптимальный вариант решения; • эффективно определять качество пркПэбретаемых учениками знаний, умений и навыков, уровень владения изучаемым материалом; • содействовать грамотной организации художественно эстетической среды школы; Щ ^ • качественно повышать свою культуру творческого мышления и развивать воображение; • творчески и инициативно подходить к преподавательской работе. • Необходимость выделения и определения места и значения группы дидактических средств обучения, объединяемых понятием «педагогический рисунок», ; в профессиональной подготовке учителя-предметника обусловливается спецификой деятельности в процессе его применения (помимо умения учителя изображать определенные объекты, символы, знаки и т.п., необходимо наличие знаний и . практических навыков изобразительной грамоты, способствующих достижению оптимального результата деятельности с ним). • Освоение закономерностей педагогического рисования -
важное условие эффективной профессиональной подготовки учителя-предметника. • Для развития художественного мастерства в .применении педагогического рисунка необходима целенаправленная деятельность, адекватная его структуре, тдентральная идея которой
1*' состоит в помощи будущим учителям-предметникам, еще в стенах '*" педвузов, приобрести навыки постоянного совершенствования в I этой области, путем самостоятельных упражнений, что позволит
им в дальнейшем не только сохранять профессиональное • • • мастерство на определенном уровне, но и систематически усовершенствоваться в данном вопросе. . • Ознакомление с задачами, целями и приемами педагогического рисования, для • повышения качества профессиональной подготовки учителей-предметников, уже работающих в системе народного образования, можно проводить на курсах повышения квалификации учителей. • Разработанная нами система' подготовки учителя к творческому использованию педагогического рисунка в процессе обучения направлена на решение актуальных вопросов, стоящих перед современным педагогическим образованием и способствует 124 ••; совершенствованию профессиональной подготовки учителей предметников и в частности преподавателей математики. • Результаты проведенного исследования с целью выяснения доступности и эффективности,' предлагаемых видов и форм педагогического рисунка в преподавании школьной математики, отношения к ним учителей и учащихся на основе практической реализации на методических объединениях учителей, школьных урочных и внеурочных занятиях показали положительную динамику исследуемого качества и подтвердили выдвинутую нами гипотезу.Разработанная нами система подготовки учителя к использованию педагогического рисунка в процессе обучения и методические рекомендации по применению его видов и форм в деятельности учителя математики, а также по организации работ по созданию иллюстративных материалов, исходящие из условия доступности каждому учителю, могут быть использованы педагогами в практике школьного обучения, а также педагогами методистами в педвузах в целях подготовки будущ'их специалистов к педагогической деятельности и на курсах усовершенствования учителей как материал, способствующий повышению профессионального мастерства учителей-предметников.Наше исследование не претендует на всеобъемлющее решение проблемы поиска методов обучения учащихся через применение педагогического рисунка," повышающих качество профессиональной подготовки учителя-предметника, а представляет собой один из вариантов подхода к ее разрешению.125 ; •.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Андрейкина, Елена Кузьминична, Москва
1. Аксенов К.Н. Рисунок. (В помощь художнику-оформителю). - М.: Панорама, 1990. -191 с: ил., портр.. '•
2. Актуальные методы и психологические проблемы обучения в высшей школе. - Я рославль, 1990. - 370 с.
3. Аугсбург Д. Рисование по американской системе. - СПб., 1905.-100 с, ил.
4. Аугсбург Ж. Новая школа рисования. - М., 1912. - 160 с, ил. ^5.Бaбeнкo Л.В. Изображение пространства в процессе худ.-педагогической подготовки учителей начальных классов. Автореферат (13.00.01). - М., 1990. - 20 с.
5. Беджанов Ю.К. Декоративно-прикладное искусство: Термины и понятия. - Карачаевок, 1991. - 51 с.
6. Бейер В.И. Графическая грамотность и педагогический рисунок. - СПб, 1913. -16 с. 2^.Бейер В.И. Графическая грамотность и педагогический рисунок. - Петроград, 1919. - 75 с.
7. Бейер В.И., Лепилов КМ. Схематический рисунок при изучении природы. - Л., 1926. - 49 с.
8. Блинникова И.В. Роль зрительного опыта в формировании представлений человека об окружающем пространстве. Автореферат.(19.00.01). - М.: МГУ'им. Ломоносова. -М., 1995.-16 с.
9. Бойчук А.В. Первые шаги в дизайне. / Эксперимент по внедрению нач. дизайн-обр. В одной из школ Харькова. / / Техн. Эстетика. -1990,№9.-С.15-17. 2Ъ.Болтянский В.Г. Кабинет математики. - М.: Педагогика, 1972.-162 с.
10. Боумен У. Графическое представление информации. - М.: Мир. 1971.-70 с.
11. Брунер Дж. Психология познания. - М.: Прогресс, 1977. - 97 с. 12S I 33.Будякова Т.П. Моделирование в учебной деятельности, i * Дипл. раб. - М., 1980. - 54 с. •• 34.Буше Е. Давайте рисовать. - М.,1912. -165 с, ил.
12. Бушурова В.Е., Зинченко Т.П., Тутушкана М.К. Оптимальные условия восприятия знаковой информации. / / Проблемы общей, социальной и инженерной психологии. - Л.: Изд-воЛГУ, 1966.-170 с.
13. Венда В.Ф. Средства отображения информации. - М.: Энергия, 1969.-96 с.
14. Веселова Е.К. О психологических механизмах зрительного J поиска. - Труды ГОИ, 1984. - т.57, вып. 191. 4^.Bemвuцкaя О. Зарисовки и записи в ученических тетрадях по ботанике. / / Биология в школе. -1940, №4-. - 44-51.
15. Ветров А.А. Расчленённость формы как основное свойство понятия. / / Вопросы философии. -1958, №1. - 61-72.
16. Взаимодействие науки и искусства и творчество художника. / Отв. редактор Гончаренко Н.В. - Киев, 1988. - 278 с. I'*
17. Вислоушиин В.И. Мои уроки экспресс-рисования. - Сыктывкар, 1993. - 149 с: ил.
18. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. / Под ред. Якиманской И.С. - М.: Педагогика, 1989. - 221 с : ил
19. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.-509 с.
20. Воловий NI.B. Средство наглядности как материальная основа управления процессом усвоения знаний в школе. / / Советская педагогика. -1979, №9. - 64-70. •
21. Волошинов А.В. Математика и искусство. - М., 1992. - 335с.: ил.
22. Волхонский . А.И. О фафическом решении арифметических задач. / / Математика в школе. - 1951, №1. - 24-27.
23. Вопросы истории и методики преподавания математики. Сборник статей. / Редактор Салимова Э.А. - Сб.1, вып.60. -Казань, 1968.-370 с. )• ' .
24. Вопросы теории и методики преподавания изобразительной грамоты. / Под ред. Bediii Г.В. - Краснодар, 1963. 117 с: ил.
25. Вопросы теории и практики обучения в современной зарубежной школе. - М., 1975. - 134 с.
26. Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 239 с. 130 .;• -t
27. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 1985. - 45 с.
28. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование начальных геометрических понятий на основе образного действия учащихся. / / Вопросы психологии. -1957, №1. - 149-152.
29. Гамезо М.В. Знаки и знаковое моделирование в познавательной деятельности. Диссертация. - М., 1977. - 200 с. 131 ; •'
30. Гамезо М.В. Знаковые модели и их роль в формировании умственных действий. / / Вопросы психологии. - 1975, №6. - 77-84. бб.Гарибян А. Школа памяти: "Суперактивизация памяти через возрождение эмоций. - СПб: А.О. "Максима", 1993. - 77 с: ил. ;;
31. Гаркунов В., Антонова Л.О. О типах наглядности и видах изображений. / / Советская педагогика. -1983, №8. - 64-70.
32. Геометрия: Учеб. для 7-9 кл. сред.шк. / Л.С. Атанасян и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 335 с: ил.
33. Геометрия: Учеб. для 10-11 кл. сред. шк. /Л.С. Атанасян и др. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1994. - 207 с: ил.
34. Георгиева Т.С. Образование как сфера культуры. - М., 1992.-68 с. И.Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Я зык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. - М.: Учебная литература, 1998. - 208 с: ил.
35. Гёте И. В. Статьи и мысли об'искусстве. - Л.-М., 1936. - 111-364. » 7А.Гёте И. В. Собрание сочинений., т. 10. - М., 1937. - 418. 132 •
36. Гильберт Д., Аккерман В. Основы теоретической логики. -М.,1947.-С. 6.
37. Гиппиус ГЛ. Очерки теорий рисования как общего учебного предмета. - СПб, 1844. - 307 с.
38. Глезер В.Д. Зрение и мышление. - СПб: Наука Санкт- Петербург изд. фирма, 1993. -283 с: ил.
39. Глинкин В.А. Искусство современного интерьера - школьнику. - М., 1984. - 159 с: ил.
40. Голант Е.Я. Методы обучения в советской школе. - М., 1957.-151с. ВО.Голицын Г.А., Петров В.М. Информация - поведение -творчество. - М.: Наука, 1991. -221 с: ил. •
41. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. 'Психология зрительного восприятия. - М., Прогресс, 1970. - 256 С;.
42. Давыдов В.В., Варданян А.У, Учебная деятельность и моделирование. - Ереван: Луис, 1981. -220 с.
43. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 239 с: портр.
44. Даденков Н. Рисование как средство наглядности. - Киев, 1915.-88 с. 9А.Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. - М.,1957. - 517 с.
45. Дейнека А.А. Учитесь рисовать: Беседы с изучающими рисование. - М., 1961. - 118 с. Эб.Декоративное искусство в . процессе гуманизации образования. Межвуз. сб. научных трудов. - М.: Прометей, 1994. -70с.
46. Декоративно-прикладное искусство в . системе эстетического воспитания. - М.: Изд-во "Прометей" МПГУ им. В.И. Ленина, 1990. - 168 с: ил.
47. Декоративные шрифты для худ.- оформит, работ. - Минск: Полымя, 1987. - 287 с: ил. 134 .^ ..
48. Демичев П.Г. Содержание и организация подготовки студентов ХГФ пединститутов по худож. оформлению средствами наглядной агитации. Автореферат: (13.00.02). - М., 1989. - 16 с.