Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Подготовка студентов к работе с произведениями живописи при изучении русского языка в школе

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Сычугова, Лия Павловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Екатеринбург
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Подготовка студентов к работе с произведениями живописи при изучении русского языка в школе», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Сычугова, Лия Павловна, Екатеринбург

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

СЫЧУГОВА Лия Павловна

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЖИВОПИСИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения русскому языку

Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Екатеринбург 1999

Официальные оппоненты - доктор филологических наук,

Защита состоится 12 февраля 1999 г. в 14 час. на заседании диссертационного совета К 113.42.09 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Уральском государственном педагогическом университете (620219, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26).

С диссертацией в виде научного доклада можно ознакомиться в библиотеке университета.

Диссертация в виде научного доклада разослана "И" января 1999 г.

профессор З.И. Комарова; кандидат педагогических наук, доцент В.В. Гадалова.

Ведущая организация - Институт развития регионального

образования Свердловской области.

Ученый секретарь диссертационного совета, профессор

И.А. Гиниатуллин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В диссертации рассматриваются проблемы подготовки будущих учителей русского языка и литературы к работе с произведениями живописи на уроках русского языка общеобразовательной школы. Учитывая тот факт, что эффективная работа с произведениями искусства возможна лишь в случае достаточного эстетического и речевого развития учителя, процесс подготовки будущих учителей и процесс их собственного эстетического и речевого развития исследуются как единый процесс.

Актуальность работы обусловлена следующими обстоятельствами:

- недостаточной разработанностью педагогических средств и технологий, вооружающих будущего учителя психолого-педагогическими идеями при обращении к искусству, методами работы с произведениями живописи на уроках русского языка;

- существующей в школе практикой упрощенного подхода к использованию духовно-нравственного потенциала искусства как важнейшего средства приобщения воспитанников к общечеловеческим культурным ценностям;

- недостаточной эффективностью методов и приемов, применяемых при формировании речевой культуры обучаемых в области искусства;

- необходимостью обновления содержания обучения в высшем педагогическом заведении в связи с изменениями социально-экономических, идеологических, общественно-политических, культурных условий.

При определении актуальности проблемы мы исходили из конкретного опыта работы учителей гуманитарного профиля в общеобразовательных школах и состояния вузовской практики. В процессе исследования проблем педагогического образования выявлены противоречия между:

- потребностью в гармонически развитой, духовно богатой личности учителя русского языка и литературы и фактическим уровнем эстетической и речевой культуры выпускников педвузов;

- отсутствием в вузовском образовании содержательного компонента по формированию готовности студентов к осуществлению художественно-педагогической работы в рамках урока русского языка и реальной педагогической практикой использования произведений искусства в процессе развития речи учащихся;

- осознанием будущими педагогами значимости искусства в человеческом развитии и недостаточным уровнем собственных способностей к полноценному восприятию произведений искусства;

- стремлением будущих учителей широко использовать духовный потенциал искусства в педагогической практике и низким уровнем их педагогической и методической подготовленности к организации общения школьников на основе произведений искусства, к переводу знаковой системы искусства на вербальный язык;

- намерением студентов повысить собственную речевую компетентность (а в будущем и своих учеников) в языковом пространстве искусства и неумением включить искусствоведческий термин в активный словарь.

По исследуемой проблеме изучалась литература по следующим направлениям: труды общетеоретического характера по философии, эстетике, педагогике, психологии, лингвистике, методике преподавания русского языка; искусствоведческая и научно-популярная литература по искусству. В ходе своего теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы мы опирались на фундаментальные разработки: философских, социально-психологических аспектов эстетической культуры личности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ю.У. Фохт-Бабушкин); концепции личности и ее развития; теории целостности педагогического процесса, единства интеллектуального, эмоционального и творческого основ в формировании личности (Б.Т. Лихачев, А.В. Толстых, Б.П. Юсов, М.Г. Яновская); теории воспитания эстетической культуры детей и подростков средствами отдельных видов искусства, (ДБ. Кабалевский, Н.И. Киященко, Л.А. Йеменская, Б.М. Неменский, М.А. Рыбникова, Н.М. Сокольникова, Н.А. Терентьева, Л.А. Ходякова и др.). Педагоги-ученые разрабатывают общий для развития духовного и нравственного потенциала школьников и студентов педвуза путь социализации человека через постижение художественных ценностей (В.П. Анисимов, Е.О. Галицких, А.В. Елисеева, Г.В. Мухамедзянова, И.В. Пастырь, М.П. Целых, Т.В. Шуртакова); рассматривают вопросы подготовки будущих учителей-воспитателей и учителей начальных классов к осуществлению эстетического воспитания (С.А. Анечкин, В.Т. Кальянов, А.С. Киракосян, Г.А. Петрова, О.Н. Соловьева); исследуют вопросы подготовки учителей по предметам художественного цикла, руководителей художественных студий (Л.Г. Арчажникова, Р.А. Ахмадеева, Н.К. Белова, Э.А. Верб, М.В. Жаб-ровец, Е.П. Зальцман, Л.В. Макаренко, А.Г. Скрипин, Н.М. Сокольникова, Л.В. Романова, Н.А. Терентьева).

Анализ литературы показал, что вопросы подготовки будущих учителей-филологов к эстетическому образованию учащихся на уроках русского языка комплексно исследовались в недостаточной степени.

Суть нашей концепции заключается в следующем:

- введение в общую структуру существующего типового учебного плана подготовки учителя-филолога (в рамках часов по курсу методики

преподавания русского языка в средней школе и факультативных курсов) интегративного содержательного блока, включающего такие компоненты, как диагностический, мотивационный, когнитивный (вопросы теории художественного восприятия, семиотики, лингвистики, коммуникации, методики развития речи), конструктивно-деятельностный, позволит студенту эффективно использовать художественные ценности на уроках русского языка;

- актуализация в речи обучаемых искусствоведческих дефиниций и терминов через показ функциональности термина будет способствовать при восприятии произведения живописи (искусства в целом) адекватному переводу художественных смыслов, выраженных невербальной знаковой системой, на вербальный язык.

Цель исследования - разработать и экспериментально проверить: 1) методику управления процессом постижения школьниками художественных текстов; 2) методику повышения речевой компетентности обучаемых в области искусства; 3) систему подготовки учителя русского языка, способного адекватно воспринимать произведения живописи, давать им самостоятельную оценку, использовать в школьной практике духовно-нравственный потенциал искусства, добиваться словесной креативности школьников в сфере искусства.

Объект исследования - процесс подготовки студентов факультета русского языка и литературы педвузов к работе с произведениями живописи при изучении русского языка в школе.

Предмет исследования - совокупность педагогических условий, методов, приемов, реализация которых ведет к формированию способности студента осуществлять полноценные контакты школьников с произведениями живописи.

В соответствии с целями и предметом исследования определены следующие задачи:

- продиагностировать уровень эстетической и художественной образованности, речевой культуры студентов факультета русского языка и литературы в области живописи;

- раскрыть зависимость эффективности работы с произведениями живописи в условиях школьного урока русского языка от уровня сформированное™ эстетической и речевой культуры педагога;

- разработать педагогические условия, методы, приемы работы, повышающие уровень художественного восприятия и речевой культуры обучаемых;

- определить содержательные структурные аспекты формирования художественно-речевой культуры студентов, необходимой при работе с произведениями живописи на уроках русского языка;

- осуществить апробацию и внедрение разработанной системы подготовки педагога-филолога к работе с произведениями живописи в условиях вузовского обучения;

- составить методические разработки уроков и бесед, учебные пособия по эффективному использованию живописи в школьной практике; создать лингвистические словари, активно развивающие речевой потенциал обучаемых в сфере искусства.

Гипотеза исследования. Формирование способности студентов педвузов к осуществлению полноценных контактов школьников с произведениями живописи на уроках русского языка будет эффективно, если:

- содержание филолого-педагогического образования студентов будет обогащено личностно-ориентированной подготовкой специалиста-просветителя художественных ценностей, обладающего высоким уровнем эстетического восприятия, речевой компетентности в области искусства, владеющего методикой управления общением при восприятии произведений живописи, методикой развития речи учащихся и включения слова в активный словарь обучаемых через показ функциональности термина;

- в основе теоретической и практической подготовки студентов к работе с произведениями искусства будет лежать четырехкомпонентная педагогическая система, включающая диагностический, мотивационный, когнитивный (художественно-педагогический, семиотический, лингвистический, коммуникативный), конструктивно-деятельностный компоненты.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- разработана модель формирования эстетической и речевой культуры студентов-филологов в рамках типового учебного плана факультетов русского языка и литературы, включающая в содержание профессионально-педагогической подготовки еще и такой компонент, как развитие эстетического восприятия будущих филологов, овладение ими методикой управления процессом постижения художественных смыслов, методикой повышения культуры речи обучаемых в области искусства;

- выявлены и экспериментально обоснованы основные направления в содержании подготовки учителя русского языка к работе с произведениями живописи; определены педагогические условия, обеспечивающие результативность работы по формированию способности студентов педвузов организовывать полноценные контакты школьников с искусством;

- создана и экспериментально проверена программа спецкурса и спецсеминара «Йскусстао на уроках развития речи» для студентов факультетов русского языка и литературы педвузов;

- исследованы методические средства, позволяющие с наибольшей полнотой реализовывать духовно-нравственный потенциал искусства на уроках русского языка; разработаны эффективные способы активизации речевой деятельности обучаемых при постижении художественной информации;

- обосновано и экспериментально доказано, что необходимым условием готовности студентов на факультетах неискусствоведческих специальностей к формированию эстетической культуры учащихся является лингвистическая и речевая компетентность будущих педагогов в области искусства;

- созданы наглядные учебные пособия, учебно-методические пособия по использованию произведений искусства на уроках русского языка;

- составлена серия Толково-сочетаемостных учебных словарей по различным видам искусства; разработана методика повышения речевой компетентности обучаемых на основе применения Толково-сочетаемостных словарей;

- разработана методика управления процессом постижейия живописи в рамках школьной практики обучения русскому языку;

- разработана методика проведения учебных занятий в условиях художественного музея.

Методологической основой исследования явились: общая фило-софско-психологическая теория деятельности (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теория взаимоотношения языка и мышления (А.Р. Лурия, В.З. Панфилов, Б.А. Серебренников, А.Н. Соколов); теория речевой деятельности (И.А. Зимняя, С.Д. Кацнельсон, А.А.Леонтъев); теория коммуникации (В.А. Жеребцов, М.С. Каган, Э.П. Шубин); теория функциональной грамматики (И.Б. Долинина, Г.А. Золотова, А.М. Мухин); теория семантики языковых единиц (Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, И.Р. Гальперин, А.П. Журавлев, Ю.Н. Караулов, Л.А. Новиков, В.Н. Телия, З.Я. Тураева, Д.Н. Шмелев); положение о языке как одном из наиболее универсальных кодов культуры, участвующем в беспрерывном семиотическом обмене и интерпретации других культурных кодов, в частности - живописи (Н.И. Толстой, О.Д. Митрофанова, Е.М. Верещагин, А.А. Леонтьев); лингвистические основы преподавания русского языка (В.В. Бабайцева, М.Т. Баранов, В.В. Гадалова, Е.Р. Глебова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, С.И. Львова, Р.А. Московкина, Е.П. Пронина, И.С. Чудинова и др.); теория художественного восприятия (Р. Арнхейм, Ф.Т. Мартынов, Б.С. Мейлах, О.Н. Органова, В.Д. Остроменский, С.Х. Раппопорт, П.М. Якобсон и др.).

В исследовании использованы следующие теоретические и эмпирические методы: анализ философской, искусствоведческой, научно-популярной литературы по искусству, психолого-педагогической, методической, лингвистической литературы; анализ художественного языка живописи и других родов и видов искусств; обобщение личного опыта преподавания в школе и в вузе; диагностирование, включающее анкетирование, беседу, тестирование; анализ сочинений учащихся и студентов на заданную тему; наблюдение за учебным процессом в школе и в вузе; наблюдение за теоретическим и имитационным моделированием студентами ситуаций общения с искусством; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); математическая обработка результатов исследования.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать его результаты в системе высшего педагогического образования и общеобразовательной школы; в определении психолого-педагогических условий, отвечающих задачам гуманизации образования и воспитательных отношений и способствующих повышению эстетической и речевой культуры будущих учителей, а в дальнейшем и школьников; в подготовке учебно-методического комплекса (программы, учебных методических и наглядных пособий) к спецкурсу и спецсеминару в рамках учебного процесса в педвузе «Искусство на уроках развития речи».

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены адекватностью методов исследования поставленным целям и задачам, применением комплекса методов теоретического и экспериментального исследования^ положительными оценками программ и методик студентами, учителями, учеными.

Апробация работы. Основные положения диссертации и результаты исследований докладывались:

- на международных конференциях: «Семантика языковых единиц», Москва, МГОПУ, 1994 г.; «Юбилейная сессия посвященная 100-летию со дня рождения В.В. Виноградова», Москва, МГУ, 1995 г.; «Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера», Киров, 1996 г.; «Традиции и новации в педагогике ненасилия», Киров, 1996 г.; «Освоение семантического пространства языка иностранцами», Нижний Новгород, 1997 г.; «Теория и практика русистики в мировом контексте», Москва, МАПРЯЛ, РУДН, 1997 г.;

- на республиканских конференциях: «Система подготовки учителей к внеклассной работе», Киров, 1991 г.; «Проблемы двуязычия и многоязычия в современных условиях»^ Йошкар-Ола^ 1993 г.; «Современное состояние и перспективы развития методики преподавания русского

ГОССНЙОДЙ

9 г© су А а р с ТШйк

языка», Москва, РАО, 1993 г.; «Филология: проблемы довузовской под-' готовки», Москва, МГУ, 1994 г.;

- на межвузовских конференциях: «Теория и практика современного урока»> Воронеж, 1989 г.; «Ленинские чтения», Mill У, 1990, 1991 гг.; «Оптимизация учебного процесса», Нижний Новгород, 1992 г.; «Семантика языковых единиц, ее изучение в школе», Нижний Новгород, 1993г.; «Актуальные проблемы современной русистики», Арзамас, 1994 г.; «Семантика языковых единиц», Москва, МГОПУ, 1994 г.; «Научные понятия в учебно-воспитательном процессе школы и вуза», Челябинск, 1994 г.; «Разноуровневое обучение в педагогических вузах и школах», Санкт-Петербург, 1995 г.; «Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников», Воронеж, 1995, 1996, 1998 гг.; «Самостоятельная работа студентов: новые подходы к организаци