автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Профессионально-педагогическая направленность курса истории музыки на музыкально-педагогических факультетах
- Автор научной работы
- Кряжевских, Валентина Кузьминична
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1991
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Профессионально-педагогическая направленность курса истории музыки на музыкально-педагогических факультетах"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА
Специализированный совет К 053.01.17
На правах рукописи
КРЯЖЕВСКИХ Валентина Кузьминична
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КУРСА ИСТОРИИ МУЗЫКИ НА МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ
Специальность 13.00.02 — методика преподавания музыки
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва —1991
Работа выполнена в Московском педагогической государственном университет» имени В. И. Ленина.
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения, профессор М. И. РОЙТЕРШТЕЙН
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Л. Г. АРЧАЯНЖОВА
кандидат искусствоведения И. П. СУСВДКО
Ведущее учреждение - Казанский государственный. педагогический институт*
Защита состоится " "_1992 г. в_часов
на заседании специализированного совета К 053.01.17 по присуждению ученой степени кандидата наук в Московском педагогической государственной университете имени В. И. Ленина по адресу: г. Москва, 109172, Новоспасский переулок, дом 3, корп. 3, ауд музыкально-педагогический факультет.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ШИТ им. В. И. Ленина. Адрес университета: г. Москва, 119435, ул. М. Пироговская, 1, МПГУ им. В. И. Ленина.
Автореферат разослан " "_ 1991 г.
Ученый секретарь специализированного совета Т. Л. ЯКУБОВСКАЯ
-----ОВДАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЕ
- Актуальность темы. Перестройка всех сфер общественной жизни нашей стране выдвинула перед высшей школой задачу перейти к ормировашго специалистов широкого профиля, сочетавших глубокие ундаментальные знания и обстоятельную практическую подготовку, риентированную на конкретную отрасль» Это определило основные вправления подготовки учительских кадров, повышения их научной, практической компетенции, уровня профессионального мастерства.
Теоретические аспекты проблемы формирования профессионально-о мастерства учителя, профессионально-педагогической направде-вости. процесса обучения в педвузе широко разработаны в трудах. светских педагогов и психологов /С.И.Архангельский, Д.М.Забро-га, Н.В.Кузьшша, Н.В.'Кухарев, Т.И.Поподько, Н.В.Малахов, В.А, ластенин и др./. Эти исследования позволили основательно по-гавить вопрос о средствах развития педаго£щес.кдй_нап2авл£н-о£ти и выделить параметры ее измерения.
В последние годы усилился интерес к разработке проблемы про-ессионально-педагогической направленности обучения студентов гдельным дисциплинам» выявлению конкретных путей ее совершенс-вования. Для музыкальных дисциплин особую остроту указанной роблеме придают, с одной стороны, повышение требований к про-ессиональной подготовке учителя музыки и, с другой, - усиление начения его психолого-педагогической вооруженности.
Рассматривая содержание профессиональной подготовки студен-ов.М®, многие исследователи /1Е.Г.Арчажникова, С.С.Балашова, .В.Венедиктова, И.Ф.Газшм, Л.Я.Папшша и др./ указывают на сла-ую педагогическую направленность учебного процесса в педвузе, реобладание в нем исполнительских к музыковедческих аспектов.
На наш взгляд, это связано с тем, что преподавание специа-ьных дисциплин не ориентировано на профессию учителя музыки, о отдельным дисциплинам не выявлен состав профессионально-пе-агогическлх знаний, умений и навыков, специальные музыкальные ачества формируются и совершенствуются в отрыве от педагогачес-их.-Все это определило актуальность и своевременность нашей ра-отыг целью которой является исследование путей совершенствована профессионально-педагогической направленности курса истории узнкг на музыкальночгедагогических факультетах.
В настоящее время в связи с ..гуманитаризацией и усилением узыковедческих основ школьных программ курсу истории музыки
принадлежит одно из центральных мест в системе профессионально-педагогической подготовки школьного учителя. Между тем, современное состояние преподавания истории музыки не отвечает сегодняшним требованиям в подготовке специалиста, который должен быть вооружен в процессе обучения необходимыми профессионально-педагогическими знаниями и умениями. Поиски путей совершенствования преподавания истории музыки заставили нас обратиться к концепции контек£тао£р обучения, при котором "моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности" /А.А.Вербицкий/.
Вышеизложенное позволяет сформулировать цель исследования: научно обосновать и разработать методику контекстного обучения истории музыки, обеспечивающую его профессионально-педагогическую направленность.
Объектов исследования является процесс обучения будущих учителей истории музыки.
Прение? исследования: изучение зависимости между формами, средствами и методами контекстного обучения и формированием профессионально-педагогических знаний, умений, профессионально значимых качеств личности будущего учителя.
Гипотеза исследования состоит в том, что контекстное обучение, организующее учебно-воспитательный процесс с позиций требований к будущей деятельности и качествам личности учителя музыки, может обеспечить профессионально-педагогическую направленность курса истории музыки на ШФ.
Задачи исследования: дать определение понятия профессионально-педагогической направленности обучения истории музыки; сделав анализ имеющихся профгссиограмм учителя; выделить профессионально-педагогические знания и умения, формируемые в курсе истории музыки; определить личностные качества будущего учителя, подлежащие формированию в ходе учебно-воспитательного процесса; разработать критерии профессионально-педагогической направленности обучения истории музыки; адаптировать методику контекстного обу чения к особенностям преподавания истории музыки; осуществить экспериментальную проверку эффективности разработанной методики разработать компоненты учебной системы при контекстном обучении ис.лрии музыки, включающие в себя прямые /предметные/ и контекстные /профессионально-педагогические/ функции.
Методологической основой исследования являются теория познания ,учение о творческой активности масс, о единстве теории и практики, директивные документы о перестройке среднего и высшего специального образования в нашей стране, труды ведущих советских педагогов, психологов, философов, музыковедов и методистов»
Методы исследования; теоретический анализ литературы по тема исследования; изучение и анализ учебно-методической документации; анализ профессиограмм деятельности учителя; длительное включенное наблюдение за деятельностью школьных учителей, студентов-практикантов, беседы с ними, анкетирование и опрос; методы рейтинга на основе парного сравнения и самооценки; изучение документов педпрактики студентов; проектирование системы профессионально-педагогической направленности курса истории музыки на основе контекстного обучения; обучающий эксперимент в целях проверки эффективности разработанной системы.
Новым в диссертационном исследовании являются: постановка проблемы профессионально-педагогической направленности курса истории музыки на МПФ; уточнение понятия, раскрытие основного содержания и критериев оценки профессионально-направленного обучения истории музыки; выявление модели высокого уровня профессионального мастерства учителей музыки с точки зрения исследуемого аспекта педагогического труда; выделение профессионально-педагогических знаний, умений по предмету; раскрытие зависимости формирования профессионально значимых качеств личности студентов от профессионально-педагогической направленности курса; разработка компонентов контекстного обучения, обеспечивающих профессиональную направленность обучения истории музыки.
Практическая значимость работа состоит в том, что в ней дан критический анализ состояния преподавания истории музыки под углом исследуемой проблемы; выявлен состав профессионально-педагогических знаний, умений, необходимых в практической деятельности будущего учителя; разработана методика контекстного обучения, обеспечивающая профессиональную направленность курса, дан пример контекстной обработки учебного материала на одной из тем курса истории зарубежной музыки ; предложена система организации учебной и самостоятельной работы, способствующая накоплению студентами психолого-педагогического и методического опыта в курсе истории музыки; изложена методика непрерывного включения студентов к УНИРС в контексте будущей деятельности.
Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись: в процессе экспериментальной работы и обсуждения материалов диссертации на кафедре теории и основ музыкально-исполнительского мастерства ВКГУ, на заседаниях лаборатории до $oj дарованию основ профессионального мастерства, функционирующей щ ВКГУ; через публикацию научно-исследовательских материалов /6 nj бликаций/; в выступлениях на Всесоюзной научно-практической конференции по проблемам профессионализма и продуктивности педаго-» гической деятельности /г, Усть-Каменогорск, 1989 г./, на Республиканской конференции БССР "Актуальные проблемы педагогическое мастерства и педагогического творчества" /г. Гомель, 1989 г./; на Ленинских чтениях по.итогам научно-исследовательской работы за 1990 год /ШУ им, В.ИЛенина, 1991 г./.
. Результаты исследования внедрены в ВКГУ, Целиноградском госпединституте, в Гомельской 0Ш7.
На зашитт выносятся следующие положения: 1, Профессионально-педагогическую направленность курса истории музыки определяет единство взаимосвязанных процессов формирования профессионально-педагогических знаний, умений и профессионально значимых качеств личности будущего учителя,
2» Профессионально-педагогические знания и умения по истории музыки суть выражение единства музыкально-исторических и педагогических знаний, т. е., содержания и цели, которые направлены на школьную практику обучения.
3. Профессионально-педагогическая направленность курса истории музыки в условиях контекстного обучения создает условия для формирования профессионально-педагогических знаний, умений, про фессионально значимых качеств личности будущего учителя и обеспечивает успешность выполнения им функциональных обязанностей,-
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ С0ШЕР2АНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, библиографии и приложения.ОЗъеи работы - 187 с.
Во введении обосновывается актуальность темы,определяются объект, предмет, гипотеза, цель, задачи и методы исследования, характеризуется научная и практическая значимость работы, излагаются .положения, выносимые на защиту.
.Гервая глава - "Теоретические проблемы профессионально-педз гогической направленности преподавания специальных дисциплин пе
- 5 -
дагогических вузов" - состоит из 3-х параграфов.
В §1 дается анализ исследуемой проблемы в психолого-педаго— сической литературе. На основе изучения.трудов психологов и педагогов /С.Л.Рубинштейн, Л.И.Божович, М.СЛеймарк, В.Н.Мясищев, З.С.Мерлин, А.НЛеоятьев, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин/ дагается зывод о том, что направленность. - это ядро личности; она опреде-хявтся системой ведущих мотивов. Подчеркивается роль мотивов в зрганизащш профессионально-направленного обучения. Рассмотрено 50держание профессионально-педагогической направленности как ха-)актеристики свойств личности учителя"и как:совокупности средств, )беспечивающих профессиональную ориентацию учебно-воспитатально-'о процесса» При этом анализируются различные подходы к формиро-анию профессионально-педагогической направленности и выделяют-¡я наиболее общие направления в ее реализации. Отмечается роль •.онтекстного обучения и акцентируется внимание на дидактических ринципах АЛ*.Мордковича /рациональной фундаментальности, бинар-гасти, ведущей идеи, непрерывности/, которые могут выполнять роль ориентиров в профессионально-педагогическом подходе к обучению юбой спеццисциюшны в педвузе. Содержание профессюнально-педа-■огической направленности курса истории музыки определяется как динство взаимосвязанных процессов формирования профессионально-едагогических знагпгй, умений и профессионально значимых качеств ичности будущего учителя. Выделены параметры профессионально-апрявленного обучения истории музыки: соответствие профессиог-аммы учителя музыки при организации процесса обучения; целена-равленная ориентация на формирование профессионально значимых ачеств личности будущего учителя; организация всех элементов чебного процесса в контексте будущей профессиональной деятель-ости; установление связи в преподавании предмета с общэпедаго-ической и методической подготовкой будущего учителя. Здесь же ается анализ различных подходов к исследованию педагогической зятельности учителя/ Н.В.Кузьмина, А.ИЛЦербаков, В.А.Сластенин/ рассматривается профессиограмма учителя мтзыки, разработанная .Г.Арчажниковой.Исходя пз специфики деятельности учителя музн-I, синтезирующей педагогический и музыкальный аспекты, професч-ганально-педагогическис знания и умения рассматриваются как сражение единства музыкально-исторических и педагогических 1аний, направленного на школьную практику обучения. Выделяются рофессионально-педагогическио знания и четыре комплекса умений
/гностических,конструктивных, коммуникативных, организаторских/, формируемые в курсе истории музыки. В качестве показателя профес сионально-педагогической направленности личности учителя музыки избирается параметр удовлетворенности профессией. При этом показана зависимость между уровнем сформированности знаний, умений по истории музыки и индексом удовлетворенности профессией у учителей-практиков» В качестве основных показателей профессионалок педагогической направленности обучения истории музыки определяются уровень сформированности профессионально-педагогических знг ней, умений и удовлетворенность студентов перспективой стать учз телем.
В §2 анализируется уровень музыкально-исторической подготовленности школьных учителей. Основой тому послужило длительное включенное наблюдение за деятельностью 33-х учитель.1 г. Усть-Каменогорска. В качестве основных 1фитериев профессионального мае-терства учителей в исследуемом аспекте бшш избраны: применение принципа историзма в анализе явлений музыкального искусства; да дактическая переработка музыкально-исторического материала в со ответствии с конкретными педагогическими задачами и с учетом оп та школьников; наличие творческого подхода к использования музы кально-исторических знаний и отбору музыкальных произведений; полнота раскрытия эмоционально-образного содержания музыкальног произведения и художественных средств его выразительности; степень выявления в музыкальном произведении различных жанровых, стияевых признаков. Инструментом измерения послужила 9-балльная шкала, позволявшая достаточно дифференцированно оценить мастерство учителей.
В результате проведенного исследования было выделено четыре 1руппы учителей с разли .ными уровнями профессионального мастерства:
Группа Сумма баллов по 5 щмтериям Уровень профессионального мастерства Кол-во учителей То же - . ¡в %%
1 п ш 17 37,5 - 45 27,5 - 37 17,5 - 27 5 - 17 Высокий Достаточный Средний Низкий 9 8 11 5 27,3 24.2 33.3 15,2
года исследования был также выявлен уровень владения каждой ушюй учителей комплексом профессионально-педагогических знай и умений по истории музыки. Это позволило определить учитв-й первой группы как мастеров в исследуемом аспекте педагоги-ского труда. Их деятельность отличается высоким уровнем влад&-я всеми комплексами умений, опирающихся на глубокие ыузыкаль--исторические знания во взаимосвязи с общепедагогическими.
В §3 обосновывается целесообразность контекстного подхода к учению, обеспечивающего црофессионально-педагогическую направ-нность курса истории музыки. Раскрывается сущность этого под-да, при котором содержанием обучения выступает не только пред-тная сторона будущей профессиональной деятельности /знания, ения/, но и ее социальная сторона, воспроизводимая различными рмами деятельности и общения. Активность личности обеспечива-ся через реализацию совместной деятельности преподавателей и удентов, проблемности содержания обучения и процесса его раз-ртывания в диалогическом общении, моделирования в обучении от-льных сторон будущей профессиональной деятельности. Усвоение аний и умений по предмету осуществляется "в контекста выполне-я обучаемым действий, система которых и составляет учебную дв-ельность" /А.А.Вербицкий/,
При контекстном подходе к обучению истории музыки отмечается »зникновение противоречия между историко-хронодогической струк-рой вузовского курса и установившимися традициями изучения шко- • .никами закономерностей искусства в виде блоков. С учетом Данию противоречия и исходя из контекстного подхода к обучению рас-»ывается содержание дидактических принципов А.Г.Мордковича и деется вывод о разработке специальной методики обучения предмету.
Вторая глава - посвящена разработке экспериментальной мето-ски обучения истории- музыки на примере одного из ее разделов -¡тории зарубежной музыки.
В §1 дается анализ содержательной и методической сторон пре->давания истории музыки на МИ. Отмечается возрастание исследо-1тельского интереса к профессиональной ориентации данного курса, щеляются такие важные аспекты исследования, как:
- рассмотрение процесса историко-теоретической подготовки с )зиций педагогического музыкознания /Л.А.Рапацкая/;
- ориентация обучения на формирование у студентов целостного )гляда на музыкально-исторический процесс /М.Н.Филимонова/;
- выдвижение методической линии, в организации самостоятельной работы студентов Д.Шэолеславская, СЛЛ"аимова, Г.Халикова/;
- установление связи с разными видами искусства /Л.А.Рапац-кая/, с общественными дисциплинами /С.И.Рашова/.
Вместе с тем, в преподавания истории музыки выявляются недостатки, имеющие как субъективный, так и объективный характер:
- недостаточное внимание уделяется междисциплинарным связям с предметами психолого-педагогического цикла, методикой музыкального воспитания;
- отсутствует ясно выраженная методическая линия;
- слабо используются современные методы обучения, вооружаю-, щие студентов способами и приемами педагогической деятельности;
- в недостаточной степени реализуются возможности УИРС;
- традиционные формы самостоятельной работы не обеспечивают в должной мере профессиональную направленность обучения.
В диссертации также отмечается, что программы по истории музыки не отвечают задачам подготовки школьного учителя. Отсутствие специальных учебников для педвузов создает дополнительные трудности, в организации профессионально-направленного обучения данному предмету.
§2 посвящен анализу музыкально-исторической подготовки студентов-старшекурсников в аспекте будущей профессиональной деятельности. На констатирующем этапе эксперимента было обследовано 30 студентов. Основными методами исследования были наблюдение оценка, самооценка, беседа, интервью. Изучались документы педагогической практики: дневники, отчеты, протоколы разбора уроков и внеклассных мероприятий, материалы педсоветов и итоговых конференций. В качестве основного инструмента исследования служила разработанная нами 9-салльная шкала оценки уровня знаний и умений. Диагностирование студентов проводилось как в учебном прочее-се в условиях аудиторной работы, так и в период педагогической практики. С этой целью была использована система заданий, адекватная проверяемым профессионально-педагогическим знаниям и умениям.
Проведенное исследование показало, что большинство студентов как 17 курса /76,7%/, так и У /66.7%/ имеет низкий и средний уровни сформированности знаний ¿"умений. Лучше показатели у сту дептов пятого курса связаны не с учебно-воспитательным процессом /время прохождения педпрактики - конец 1У и начало У курса/,
а с саи6& практической деятельностью студентов» Вместе с тем, как показал анализ опыта работы школьных учителей, недостаточный уровень сформированности профессионально-педагогических знаний и умений на может в полной мере компенсироваться в практической деятельности. Следовательно, рассматриваемые знания и умения необходимо формировать в хчебноу процессе в условиях, максимально приближенных к будущей деятельности учителя музыки.
Исследование также показало, что студенты с более высоким уровней сформированности знаний и умений выражают и большую удовлетворенность будущей профессией, а значит, и большую профессионально-педагогическую направленность. В то же время, по сравнению с учителями у сгуяевгов-вылускников наблюдаются несколько иные показатели удовлетворенности будущей профессией по группам. Это свидетельствует а том, что студенты в силу оторванности учебно-воспитательного процесса от практической деятельности тлеют представление о своей профессии лишь на теоретическом уровне. Непродолжительный период педагогической.практики на старших курсах не может компенсировать этот пробел. Отсюда вытекает необходимость в разработке такой системы обучения, которая обеспечила бы профессиокально-педагогическую направленность курса истории музыки.
В §3.1 рассматривается методика контекстной организации учебного материала на примера темы "Музыкальная культура ХШ - начала 2УИ веков. Возникновение и развитие оперы". Контекстная организация учебного материала включает в себя:
- определение последовательности различных форм изучения материала курса,
- выделение в нем ключевых вопросов /опорных точек/,
- выделение специальных /предметных/ знаний и умений и их связей с будущей профессиональной деятельностью,
- выделение сопутствующих педагогических и методических знаний и умений,
- ориентацию студентов на использование учебного материала в практической деятельности,
- выделение личностных качеств, формируемых у етудентрв в связи с изучением учебного материала.
Исходя ич специфики школьного обучения музыки, задачей которого является формирование ключевых знаний, выступающих в форме обобщенных понятий, делается вывод о необходимости осмысления
этих понятий будущим учителем и с теоретической, и с исторической точки зрения. Основой для этого должны служить не отдельные узкоспециальные, а обобщешше_знания о процессе развития мировой музыкальной культуры, различных периодов ее становления, исторической взаимосвязи различных видов искусства, о многообразии стилей, эволюции жанров. Цри этом ключевые понятия школьной программы могут выступать в качестве модели и служить посылкой формирования абстрактных научных понятий. Возврат к конкретным понятиям на другом, более высоком уровне осуществляется с помощью приема дидактической спирали. Поскольку состав усваиваемых знаний и способы их координации проектируют соответствующий тип мышления, использование приема дидактической спирали позволит будущему учителю актуализировать полученные знания для последующего их применения в школьной практике обучения. При контекстной обработке учебного материала предусматривается также и просветительская деятельность будущего учителя в ее различных формах.
В §3.2 предлагается методика включения контекстных функций в содержание учебного материала согласно структурно-функциональным компонентам педагогической деятельности. Обосновывается выбор акти£Нкх_форм обучения: проблемные лекции, семинары-дискуссии, диалоговые методы; рассмотрены приемы, активизирующие познавательную деятельность студентов; приведены примеры решения познавательных, понятийно-терминологических задач; дается разработка дедовых игр.
Как самостоятельный компонент при контекстном обучении рассматривается деда£р£ще£к&я_т£эщикаА включающая в себя: культуру речи, эмоциональность и выразительность голоса, владение музыкальной терминологией, умение пользоваться наглядными пособиями, ТСО. Излагается методика проведения конкурса на лучшую беседу, привлечения студентов к комментированию, оценке ответов своих товарищей, включения в учебный процесс элементов преподавательской деятельности. Здесь же рассматривается методика включения студентов в УИРС по специально разработанной тематике, отражающей взаимосвязь курса истории музыка с предметами психолого-педагогического цикла, методикой музыкального воспитания.
В §4 раскрываются цели и задачи эксперимента, изложен ход экспериментальной работы я ее. результаты.
Непрерывный /констатирующий, обучающий, контрольный/ эксперимент проводился на базе музыкально-педагогического факультета
Усть-Каменогорского государственного педагогического института в период с 1982 по 1991 год. Экспериментальная работа была направлена на проверку предположения о том, что профессионально-педагогическая направленность курса истории музыки на МИФ может быть обеспечена в условиях контекстного обучения, организующего учебно-воспитательный процесс с позиций требований к будущей деятельности и качествам личности учителя. Результаты.констатирующего этапа эксперимента изложены в §2 данной главы.
В задачу обучающего этапа входила реализация разработанных компонентов учебной системы при контекстном обучении и выявление ее эффективности при формировании профессионально-педагогических знаний, умений, а также личностных качеств будущего учителя в их единстве. Экспериментальная группа состояла из 25 студентов, для которых диссертантом читались лекции и. с которы-. ми проводились практические занятия. В контрольную группу входило 30 человек. В ней вел занятия тот же преподаватель, но по традиционной методике.
Пробные шаги обучающего эксперимента привели нас к определенным выводам. Прежде всего, методика контекстного обучения оказалась приемлемой для обучения студентов истории музыки. Возросшая активность студентов на занятиях показала рост ценностного отношения.к предмету, осознания важности его в будущей практической деятельности. Одновременно было замечено, что включег ние в информационно-предметный материал курса истории музыки методических рекомендаций для будущего учителя, аннотирование методической литературы, связанной с использованием музыковедческих знаний для школьного обучения, в большей степени развивает профессионально-педагогические знания, чем формирует профессионально-педагогические умения. Это обстоятельство заставило искать резерв времени для активного участия студентов в модельных ситуациях будущей деятельности учителя музыки /ситуационно-ролевые игры, миниуроки и др./, - но не в ущерб формированию специальных умений по предмету. Практика показала целесообразность усиления в учебном процессе теоретических обобщений, которые, как отмечает ВД.Сластенин, дают "принципы решения не только тех задач, на основе которых они были сделаны, но я всех других, относящихся к данной области, встречающихся в практической ла--дагогической деятельности". Выделенные опорные точки при контекстной обработке учебного материала позволяли сосредоточить вни-
мание студентов на стержневых проблемах курса» что создавало условия для теоретических обобщений в формировании обобщенных знаний.
В этот период собирался фактический материал по эксперимек тальному обучению: проводились контрольные проверки с целью выявления гностических, конструктивных, коммуникативно-организаторских умений. В период прохождения пассивной педагогической практики /2-й семестр/ студентам было предложено провести по одному внеклассному мероприятию для школьников по сделанной ими предварительной разработке. Это помогло диссертанту увидеть результаты экспериментальной работы и сделать соответствующие вывода. Результаты заключительного экзамена по курсу истории зарубежной музыки /3-й семестр/ рассматривались как показатель уровня сформированности профессионально-педагогических знаний по предмету. Опрос осуществлялся по билетам, каждый из которых включал три вопроса. Первый, обобщающий, позволял выяснить степень сформированности обобщенных знаний /музыкально-исторических понятий, характеристик конкретных исторических эпох, направлений, стилей, их взаимосвязей с.общественно-политическими событиями, другими видами искусства/. Второй вопрос включал развернутый ■ анализ музыкального произведения в историческом аспекте. Третий вопрос был направлен на выявление умения перенести имеющиеся знания на школьную аудиторию. Содержание его составлялось из анализа музыкального произведения школьной программы по предложенному плану и моделирования отдельных этапов урока иди внеклассного мероприятия. Проведенный сравнительный анализ результатов экзамена показал более высокий уровень качества знаний по сравнению со студентами контрольной группы, занимающихся по традиционной методике.
эксперимент включал в себя два этапа и был связан с активной педагогической практикой студентов на 17 н 7 курсах. В его задачу входило: проследить динамику формирования у студентов профессионально-педагогических знаний , умений и сопоставить данные с результатами констатирующего эксперимента; проверить результаты вывода констатирующего эксперимента о существовании зависимости между профессионально-педагогической направленностью личности студентов в уровнем сформированности у них профессионально-педагогических знаний и умений; еще раз проверить гипотезу о возможности совершенствования профессио-
нально-педагогической направленности курса истории музыки в условиях контекстного обучения» В качестве 1фитериев эффективности усвоения студентами профессионально-педагогических знаний и умений были приняты: 1/ уровень подготовки студентов к переносу этих знаний и умений на новые учебные системы, на учебные занятия, в исследовательскую работу, а также последующую профессиональную деятельность; 2/ степень многоуровневого усвоения учебного материала; 3/ рост профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя. Все она в совокупности могут служить показателями эффективности контекстного обучения в совершенствовании профессионально-педагогической направленности курса истории музыки»
Материалом для выводов экспериментатора служили результаты проведенных срезов в конце первого года обучения студентовг по завершении изучения разделов курса истории зарубежной музыки и истории русской, музыки , рефераты, научные доклады, результаты контрольных уроков по различным разделам курса. Методом экспертных оценок и самооценки был выявлен уровень сформированности знаний и всех комплексов умений у студентов 17 и У курсов. Данные обработки количественных показателей /баллов/ свидетельствуют о значительном росте уровня сформированности рассматриваемых знаний и умений у студентов обоих курсов.
Средняя оценка /по 9-балльной шкале/
; Знания Умения
гност. констр. комм. организ.
Курс Э К Э К Э К Э К Э К
17 6,60 2,98 6,55 4,27 6,74 4,64 6,61 4,38 6,55 3,44
У 7,37 4,62 7,29 5,08 7,41 5,44 7,12 4,86 7,09 4,49
Проведенное исследование уровня удовлетворенности профессией также подтвердило вывод о том, что с повышением уровня сформированности профессионально-педагогических знаний и умений повышается и удовлетворенность студентов перспективой стать учителем. В то же время между студентами экспериментальной и контрольной групп одного и того же уровня профессиональной подготовки наблюдается значительная разница по индексу удовлетворенности. профессией. Так у студентов У курса экспериментальной группы г обнаруживших очень высокий уровень сформированности знаний и уме-
ний, .индекс удовлетворенности профессией, составил 0,94 против 0,75 у"студентов того же уровня профессиональной.подготовки, на из контрольной группы. Большой перевес наблюдается и в общем индексе удовлетворенности профессией всей экспериментальной группы студентов У курса, составляя 0,90 против 0,42 соответствующей контрольной группы.
Так как основными показателями профессионально-педагогичес* кой направленности курса истории музыки мы определили высокий уровень сформированности профессионально-педагогических знаний и умений, а также удовлетворенность студентов перспективой стать учителем, наше исследование доказало эффективность в этих целях методики контекстного обучения.
Исследование привело к следующим выводам:
1. Профессионально-педагогическая направленность курса истории музыки существенно усиливается внедрением в учебно-воспитательный процесс разработанной системы контекстного обучения.
2. Содержанием контекстного обучения истории музыки является единство взаимосвязанных компонентов учебной системы, выполняют щих прямую /предметную/ и контекстную /профессионально-педагогическую/функции.
3. Контекстное обучение осуществляется на основе дидактических принципов: рациональной фундаментальности, бинарности, ведущей идеи, непрерывности, - основанных на фундаментальных положениях диалектического единства теории и практики, теории развивающего и воспитывающего обучения, деятельностного подхода к обучению.
4. Контекстное обучение предполагает предварительную контекстную организацию учебного материала, которая включает в себя: определение последовательности различных форм изучения учебного материала; выделение ключевых вопросов /опорных тачек/ й учебном материале; выделение специальных /предметных/ знаний и умений и их связи с будущей профессиональной деятельностью учителя музыки; выделение сопутствующих педагогических и методических знаний и умений; ориентация студентов на использование учебного материала в практической деятельности; выделение личностных качеств, формируемых у студентов в связи с изучением учебного материала.
5. Разработка компонентов учебной системы при контекстном обучении» осуществлявшаяся исходя из требований к гностическому, конструктивному,'коммуникативному, организаторскому компонентам
деятельности, позволила обеспечить: связь курса истории музыки с предметами психолого-педагогического цикла, методикой музыкального воспитания; повышение уровня познавательной деятельности студентов, развитие их творческой активности, профессионального мышления; формирование профессионально-педагогических знаний, умений в единстве с профессионально значимыми качествами личности будущего учителя; формирование целостного представления о явлениях музыкального искусства и способов анализа этих явлений в соответствии с актуальными проблемами музыкально-эстетического воспитания школьников,
6. Система организации учебной и самостоятельной работы, предусматривающая обучение через непрерывную УИРС в направлении "школьный предмет музыки - вузовский курс истории музыки - методика музыкального воспитания", использование при подготовке специальных методических разработок, - должна быть направлена на рас1фытие структурно-функциональных компонентов деятельности учителя музыки, на активизацию учебно-познавательной деятельности и интенсификацию профессионально-педагогической подготовки студентов.
7. Моделирование педагогических ситуаций, включенное в процесс обучения истории музыки, формирует профессионально-педагогическую направленность личности будущего учителя.
8. Контекстная организация обучения истории музыки на ШФ позволяет: улучшить специальную /профессионально-педагогическую/ подготовку студентов; сформировать профессионально значимые качества личности учителя музыки; повысить интерес и ценностное отношение студентов к изучаемой дисцишшне; развивать их способность переносить полученные профессионально-педагогические знания и умения на другие познавательные действия; сократить период профессиональной адаптации начинающего учителя.
9. Проведенное исследование выявило формы работы, совершенствующие профессионально-педагогическую направленность курса истории музыки: включение информационно-методической линии в обучении истории музыки; контекстную обработку учебного материала; моделирование педагогической деятельности в учебных занятиях и учебных деловых играх; "видение" в учебном материале 'канвы; тем школьной программы для проведения учебных и внеклассных занятий; организацию УИРС в контексте будущей профессиональной деятельности школьного учителя.
-16 -
10» Данное исследование позволяет сделать предположение о возможности использования разработанной, методики контекстного обучения для совершенствования профессионально-педагогической направленности обучения. студентов педвуза другим дисциплинам, в том числе музыкальным.
„ Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Профессионально-педагогическая направленность курса истории музыки на муз.-иед. факультетах, в условиях контекстного обучения Лсть-Каменогорский пед.1 ин-т. - Усть-Каменогорск, 1988.13 с. - Деп. в ЕИИВ1 04.88, № 491-88.
2. Военно-патриотическое и-интернациональное воспитание молодежи и школьников на материале песенного творчества советских композиторов: Методический материал в помощь лекторам, учителям музыки и пропагандистам. — Усть-Каменогорск: Восточно-Казахстанская .организация общества "Знание", 1988. - 25 с.
. 3» Контекстное обучение как фактор продуктивной деятельности будущего учителя музыки: Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции 16 - 18 мая 1989 г. "Проблемы повышения профессионализма и продуктивности педагогической деятельности" /Усть-Каменогорск - Ленинград, 1S89. - С.107 - 108.
4. Вопросы формирования профессионализма деятельности будущего учителя музыки Дам же. - С.115 - 117.
5. Некоторые аспекты формирования педагогического мастерства будущих учителей музыки: Материалы Республиканской научно-прак— тэтеской конференции "Актуальные проблемы педагогического мастерства и педагогического творчества* /Гомель, 1989. - С.160-162.
6. Профессиональная ориентация будущего учителя в курсе истории музыки на музыкально-педагогических факультетах: Тезисы докладов по итогам научно-исследовательской работа за 1990 год "Ленинские чтения" /Москва, 1991. - ЧЛ. - С.131.
Подп. в печ. 04.12.91 г. Тираж 100 экз. Заказ * 10077
Централизованная типография ГА "Союэстройматериалов"