автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Пути активизации творческой деятельности у детей среднего школьного возраста
- Автор научной работы
- Ковалевский, Андрей Николаевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Омск
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Пути активизации творческой деятельности у детей среднего школьного возраста"
Н с рукописи
005535855
Ковалевский Андрей Николаевич
ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ).
Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
г 4 окт ¿013
Омск-2013
005535855
Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования г. Москвы «Московский городской педагогический университет» на кафедре рисунка и графики факультета изобразительных искусств
Научный руководитель: действительный член (академик)
Российской Академии образования, доктор педагогических наук, профессор Ломов Станислав Петрович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Амиргазин Кайртай Жакуповт
кандидат педагогических наук, доцент Головачева Наталья Петровна
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет». Институт искусств.
Защита диссертации состоится 29.11.2013 в 14-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.177.06 в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Омский государственный педагогический университет" по адресу: Омск, ул. Партизанская, 4а, ауд. 413
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственно педагогического университета (644099, Омск, наб. Тухачевского, 14)
Автореферат разослан 29.октября 2013г.
Ученый секретарь диссертационного совета
А.И.Сухарев
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Проблема исследования и ее актуальность. Модернизация образования в современный период все в большей степени в своих приоритетах отдает развитию и формированию личности человека. В обществе все большее понимание находит тот факт, что воспитание и обучение являются единым и цельным процессом развития личностных качеств человека.
Личность как уникальное не идентифицированное явление для современной педагогики стала главной темой. Это отражено в основных документах и постановлениях правительства, в законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в РФ, а также в Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года и других законодательных и нормативных документах. К сожалению, в реформе школьного образования пока нет понимания необходимости и важности изучения изобразительного искусства для всех возрастных категорий учащихся. В этой связи возрастает значение дополнительного образования, где изобразительное и другие пластические искусства могут быть представлены в достаточных объемах для потребностей личностного гармоничного развития человека. Только изобразительные искусства помогают человеку развить способность эстетического видения пластики форм и явлений, цветового многообразия и гармоничного единства мира, художественно-образного восприятия. На этих занятиях формируются графические навыки, знакомство с художественными материалами, необходимые в дальнейшей жизнедеятельности не только художника, но специалистов многих других профессий. Нельзя недооценивать роль изобразительного искусства для личности как возможность развития таких мыслительных операций, как обобщение, сравнение, абстрагирование, синтез. Отсюда вытекает важнейшая задача, стоящая перед художниками-педагогами дополнительного образования - сделать процесс обучения
изобразительным искусствам в полной мере научно-обоснованным, информативным, динамичным, насыщенным духовно-эмоциональным содержанием. В настоящее время отсутствие государственной стандартизации в дополнительном образовании дает с одной стороны широкие возможности для проведения авторских программ, с другой допускает в свою систему не профессиональных художников-педагогов с низким уровнем компетенций.
На наш взгляд, сегодня особенно актуально создание высокопрофессиональных методических систем и учебных программ для педагогов дополнительного образования. Мы в своем исследовании работали над одним из важнейших вопросов методики преподавания изобразительного искусства - развитию восприятия и воспроизведения цвета учащимися художественной студии. Вопросам восприятия и воспроизведения цвета посвятили свои исследования многие художники и ученые: Г.В.Беда, Р.Ч.Барцыц, Н.Н.Волков, И.Э.Грабарь, В.М. Дубровин, Б.В.Иогансон, С.Е. Игнатьев, Ю.М.Кирцер, В.В.Корешков, Н.П.Крымов, Е.Ф.Кузнецов, Ю.В.Коробко, С.П.Ломов, Л.Г.Медведев, А.С.Пучков, С.П.Рощин, Г.Б.Смирнов, В.М.Соколинский, A.A. Унковский, А.П. Яшухин и многие другие. Не смотря на большое количество исследований посвященных развитию цветового восприятия, остается много нерешенного для методики преподавания изобразительного искусства в изостудии для повышения эффективности восприятия цвета учащимися. Опираясь на работы вышеприведенных авторов, мы в своем исследовании пришли к выводу, что современный период развития педагогики дает новые возможности повышения качества образовательного процесса в изостудии и отсюда повышение эффективности развития художественных качеств личности, к числу которых относится восприятие и воспроизведение цвета.
При психолого-педагогическом обосновании проблемы нашего исследования мы опирались на труды известных ученых, где проблемы воспитания и развития личности человека являются приоритетом научного
поиска: А.Г. Асмолов, Б.Г. Ананьев, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, Ю.П.Зинченко, Е.И.Игнатьев, Б.ФЛомов, И.П.Павлов, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков. Наше исследование является продолжением достижений научной школы художников-педагогов в области методики преподавания изобразительного искусства и опирается на труды известных ее представителей: А.Д.Алехина, Г.В. Беды, В.П. Зинченко, С.Е. Игнатьева, В .В. Корешкова, Ю.В. Коробко, А.И. Курнакова, С.П. Ломова, Л.Г. Медведева, H.H. Ростовцева, С.П. Рощина, В.М.Соколинского, A.A. Унковского, A.C. Хворостова, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова и многих других.
Для нашего исследования представляет интерес работа Е.А.Хижняк «Развитие колористического видения у студентов ХГФ на занятиях по живописи (старшие курсы)». Данное диссертационное исследование основано на занятиях живописью натюрморта, портрета, фигуры в мастерской. Значительный интерес для нас имеют исследования Е.В. Ворониной «Формирование колористического видения у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра», Ю.П. Шашкова «Развитие восприятия и воспроизведения цвета и тона у студентов художественно-графических факультетов на начальном этапе обучения живописи», И.Б. Ческидовой «Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе», С.А. Мочаловой «Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования». Ю.В. Коробко «Формирование целенаправленного восприятия живописных качеств цвета в работе с натуры студентов художественно-графических факультетов». В диссертационном исследовании С.П.Ломова «Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов» раскрыты основные позиции методики, направленные на развитие живописного восприятия явлений мира студентами. В
диссертации С.П.Рощина «Формирование профессионально-личностных потребностей художника-педагога» исследованы вопросы развития личностных качеств студентов на занятиях живописью.
Рассмотренные авторские экспериментальные методики, направленные на эффективное развитие у учащихся живописного видения цвета, помогли нам определить свои инновационные направления построения экспериментальных исследований.
По вопросам цветоведения были рассмотрены работы ученых: Р. Адамса, Р. Арнхейма, К. Ауэра, A.B. Виннера, И. Гете, Г. Гельмгольца, И. Итгена, В.В. Кандинского, Д.И. Киплика, В. Максвела, В.Ю. Медведева, JI.H. Мироновой, И. Мюллера, И. Ньютона, В. Оствальда, Я. Пуркинье, О. Рунге, Г. Фрилинга, Т. Юнга. Это позволило нам создать серьезное научное обоснование экспериментальной методической системы, разработать четкий алгоритм проведения исследования, формировать каждое задание на основе научных данных из области физики, физиологии человека, психологии.
В рамках проведения поискового эксперимента нами установлено, что восприятие и отображение цвета у детей среднего школьного возраста системы дополнительного образования представляет собой сложное соединение множества факторов психологического, физиологического и педагогического характеров свойственных конкретной личности. Нами установлено, что восприятие и воспроизведение цвета у учащихся во многом опираются на стереотипные представления о цвете, носят константный характер и в большей части соответствуют характеристике предмета, нежели имеют самостоятельное эстетическое явление. Следует отметить, что наши исследования проводились с детьми мотивированными на занятия изобразительным искусством, учащимися изостудий и художественных школ. Проведенные исследования показывают, что учащиеся общеобразовательных школ владеют этими знаниями в своем большинстве на более низком уровне, чем учащиеся дополнительного художественного образования. Опираясь на мнение всех участников образовательного
процесса - учащихся и педагогов, а также родителей, мы считаем такое положение вещей наиболее характерным для современного состояния обучения изобразительному искусству, и соответствует объективной картине уровня развития восприятия цвета подростками. Все вместе это определенным образом сказывается на творческой деятельности детей. Недостаточное отношение в образовательном процессе к вопросам эмоционально-образного восприятия и отображения цвета, практическому цветоведению негативно влияет на качество обучения, не дает учащимся важных знаний и навыков, ущемляет их творческую деятельность. В связи с этим мы считаем, что вопросы развития восприятия и отображения цвета у учащихся при обучении изобразительному искусству раскрыты явно недостаточно и требуют новых инновационных решений, отвечающих современному уровню развития общества. Это является проблемой нашего исследования, решение которой в концептуальном моделировании путей активизации творческой деятельности детей среднего школьного возраста на основе развития у них восприятия и воспроизведения цвета в системе дополнительного образования.
Цель исследования заключается в разработке концептуальной модели системы методов, способствующей активизации творческой деятельности детей на основе эффективного развития восприятия и воспроизведения цвета. А также ее научно-теоретическому обоснованию, экспериментальной проверке и внедрению в практику системы дополнительного образования.
Объектом исследования является творческая деятельность детей среднего школьного возраста в контексте развития восприятия и воспроизведения цвета в системе дополнительного образования.
Предметом исследования являются научно-теоретическое обоснование проблемы исследования, методы, формы и средства активизации творческой деятельности детей среднего школьного возраста на основе развития восприятия и воспроизведения цвета в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что повышение активизации творческой деятельности у учащихся среднего школьного возраста будет осуществляться при соблюдении следующих условий в образовательном процессе художественной студии:
- в образовательный процесс будет внедрена новая система методов развития восприятия и воспроизведения цвета детьми среднего школьного возраста;
- экспериментальная система методов будет основана на концепции, включающей в себя единение факторов физиологического, психологического, педагогического, естественнонаучного и методического характеров способствующих эффективному и гармоничному развитию личности учащихся;
- обеспечение единства учебных и творческих задач в практических заданиях учащихся, создание потребности эмоционально-образного отношения к занятиям изобразительным искусством, а также использование инновационных педагогических технологий.
В соответствии с целью и гипотезой данного исследования в нашей работе определены следующие задачи:
1. Всесторонне исследовать научно-теоретическое обоснование решения проблемы диссертационной работы в области философии, психологии, физиологии, педагогики, естественных наук, изобразительного искусства и методике его преподавания;
2. Исследовать пути активизации творческой деятельности школьников на основе развития восприятия и воспроизведения цвета;
3. Исследовать значение цвета и его восприятия в изобразительном искусстве, ретроспективу учения о цвете в науке и искусстве;
4. Разработать систему оценочных критериев, способствующих определению степени развития восприятия и воспроизведения цвета детьми среднего школьного возраста в условиях дополнительного образования;
4. Экспериментально проверить пути активизации творческой деятельности школьников на основе системы методов, направленных на развитие восприятия и воспроизведения цвета;
5. Апробировать и внедрить цельную интегрированную в образовательный процесс систему методов развития восприятия и воспроизведения цвета учащимися, способствующую активизации их творческой деятельности.
Методологической основой диссертационной работы являются исследования в области философии, педагогики, психологии, искусствоведения, цветоведения, методики преподавания изобразительного искусства, проведение экспериментальной работы на различных образовательных площадках.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- изучение и анализ научной и учебно-методической литературы по философии, психологии, педагогике, естественным наукам, искусствоведению, истории методов преподавания изобразительного искусства, особенное внимание было уделено изучению диссертационных исследований, связанных с проблемой нашего исследования;
- анализ и оценка работ учащихся в рамках проведения экспериментальной работы;
- исследование и поиск новых подходов и методов организации и проведения занятий с целью активизации творческой деятельности школьников;
- поиск новых форм и методов работы повышения эффективности восприятия и воспроизведения цвета у учащихся с целью активизации их творческой деятельности;
- беседы и опросы участников образовательного процесса;
- аналитическая обработка результатов экспериментальной работы;
- педагогические наблюдения.
Организация и этапы исследования. Исследования проводились в несколько этапов с 2004 по 2012 годы. Экспериментальная работа осуществлялась в художественной студии «ШКиД», в ГБОУ СПО КМТИ (Колледж музыкально-театрального искусства) №61 и в ГБОУ ВПО МГЛУ «Московский городской педагогический университет», в процессе руководства педагогическими практиками студентов в системе дополнительного образования. В эксперименте участвовало более 250 учащихся и 20 преподавателей и практикантов.
Первый этап (2005-2007 г.г.) - поисково-подготовительный - включал изучение специальной литературы по проблеме исследования, сбор материала по характерным психолого-физиологическим особенностям восприятия и отображения цвета детьми среднего школьного возраста; определялись цели, задачи, гипотеза, методы проведения исследования, определено содержание экспериментальной работы.
Второй этап (2007-2010 г.г.) - на основе разработанной концепции реализации целей исследования осуществлялся эксперимент по поиску форм и методов работы для эффективного развития восприятия и воспроизведения цвета учащимися, собирался материал по результатам экспериментальной работы; происходила апробация инновационных методов работы, их оценка и возможности использования в дальнейшей педагогической практике;
Третий этап (2010-2012 г.г.) - проверка эффективности системы методов, направленных на развитие восприятия и воспроизведения цвета учащимися системы дополнительного образования, уточнение, проверка результатов, выводов по ходу эксперимента, статистическая обработка, окончательное оформление материалов диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- обоснована необходимость и возможность повышения активизации творческой деятельности детей на основе эффективного развития восприятия и отображения цвета;
- разработана концептуальная модель организации образовательного процесса изостудии, направленная на реализацию целей и задач исследования;
- научно обоснованы и доказаны основные теоретические положения системы методов активизации творческой деятельности школьников среднего возраста на основе развития восприятия и воспроизведения цвета;
- разработаны критерии оценки уровней развития восприятия и воспроизведения цвета учащимися;
разработана и апробирована система методов, направленная на повышении эффективности восприятия и воспроизведения цвета детьми среднего школьного возраста в системе дополнительного образования;
- доказана эффективность системы методов активизации творческой деятельности школьников на основе развития восприятия и воспроизведения цвета.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- внесен вклад в теорию и практику преподавания изобразительного искусства в системе дополнительном образовании;
- решена проблема поиска путей активизации творческой деятельности школьников на основе развития восприятия и воспроизведения цвета в условиях дополнительного образования;
- понятие восприятия и воспроизведения цвета определено как важнейшее личностное качество учащихся;
- научно-обоснована модель системы методов, направленная на активизацию творческой деятельности школьников на основе повышения эффективности восприятия и воспроизведения цвета;
- разработаны формы и методы педагогического воздействия с целью повышения инновационных решений в реализации целей исследования.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том,
что:
- разработанная концептуальная модель системы методов может найти свое применение в практике преподавания изобразительного искусства в системе дополнительного образования, изостудий и кружков средней школы, а также колледжей и училищ;
- разработанные формы и методы проведения занятий, направленные на развитие восприятия и отображения цвета учащихся могут использоваться в широкой практике преподавания изобразительного искусства с целью активизации их творческой деятельности;
- учащиеся, освоившие экспериментальную программу, получили более широкие и систематизированные знания о восприятии и отображении цвета, обогатили запас своей личностной культуры, готовы на высоком уровне продолжать свое художественное образование, заниматься художественным творчеством и воспринимать произведения искусства;
Достоверность научных результатов обеспечена высоким уровнем научного обоснования основных положений экспериментальной методической системы, многократной практической проверкой результатов экспериментальной работы, научной организацией проведения экспериментов, объективным анализом, мнением участников экспериментального исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись 2006-2012 г.г. в изостудии «ШКиД», в качестве педагогических практик в ГБОУ СПО КМТИ (Колледж музыкально-театрального искусства) №61 и в ГБОУ ВПО МГПУ «Московский городской педагогический университет». Ход проведения экспериментов неоднократно обсуждался на кафедре рисунка и графики ГБОУ ВПО МГПУ. Результаты исследования докладывались на международных, межвузовских и факультетских конференциях. Основные материалы исследования отражены в публикациях автора.
На защиту выносится:
- концепция организации форм и методов педагогического процесса, направленного на активизацию творческой деятельности школьников на основе развития восприятия и отображения цвета в условиях дополнительного образования;
- научно-теоретическое обоснование методов эффективного развития восприятия и отображения цвета учащимися;
- система методов активизации творческой деятельности школьников на основе повышения эффективности развития восприятия и воспроизведения цвета, включающая в себя инновационные подходы к формам и методам проведения занятий в изостудии;
- авторская экспериментальная программа по изобразительному искусству для школьников среднего возраста системы дополнительного образования;
- оценочные критерии активизации творческой деятельности на основе развития у детей среднего школьного возраста уровня восприятия и воспроизведения цвета на занятиях в изостудии;
- экспериментальная проверка эффективности системы методов развития восприятия и воспроизведения цвета у детей среднего школьного возраста с целью активизации их творческой деятельности.
Структура и объем диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Она содержит таблицы, графики, иллюстративный материал, фотографии работ учащихся экспериментальных групп, авторскую программу работы изостудии.
Основное содержание диссертации
Во введении отражены актуальность исследования, проблема, цели, задачи, методология и методы ведения работы, в соответствии с выдвинутой гипотезой.
В первой главе диссертационного исследования «Научно-теоретическое обоснование активизации творческой деятельности детей среднего школьного возраста на основе развития восприятия и воспроизведения цвета» раскрывается сущность понятий «восприятия и воспроизведения цвета» в контексте способов активизации творческой деятельности учащихся. Рассматриваются наиболее важные вопросы восприятия цвета в контексте смежных наук: философии, психологии, педагогики, физиологии, истории искусств, цветоведения и методики преподавания.
Восприятие цвета рассматривается как личностное качество человека, неразрывно связанное с его миропониманием и мироощущением, непосредственно влияющим на формирование духовного содержания. В этой связи рассмотрены различные понимания значения личности в социуме с позиций разных философских направлений. Художественное творчество, как важнейший процесс жизнедеятельности и существования человека исследуется с позиций западной классической философии (И.Кант, Г.Гегель) и. с позиции русской философской школы (Н.А.Бердяев, А.Ф.Лосев, И.А.Ильин). В западной философии понимание художественного творчества представлено в утилитарной его сути - полезности и важности для личности и общества. В русской философии творчество понимается как естественная потребность личности к своему духовному совершенствованию, часто идущая изнутри в разрез с требованиями социума (Ю.А. Огородников).
Развитие восприятия и воспроизведения цвета неразрывно связано с развитием личностных качеств человека и образование здесь должно возможно полнее удовлетворить личностные потребности учащихся. В исследовании мы опираемся на современные тенденции личностно ориентированных форм образования, отраженные в основных работах известных психологов А.Г. Асмолова, Ю.П. Зинченко, Д.И. Фельдштейна, В.Д. Шадрикова. С точки зрения развития и удовлетворения личностных
потребностей учащихся большой интерес для исследования представляют работы С.П. Ломова, С.П. Рощина.
Определяя зрительное восприятие как динамичный процесс интеллектуальной деятельности, мы видим здесь определенную закономерность и последовательность: восприятие, осознание, воспроизведение. Рассматривая решение проблемы исследования в этом алгоритме, мы подчеркиваем, что художественное восприятие и видение предметного мира является необходимой формой развития качеств личности учащихся. Из этого вытекает важнейшая задача образовательного процесса художественной студии - дать возможность личности учащегося удовлетворить свои потребности в развитии восприятия цвета. При этом большое значение уделяется индивидуальным особенностям личности учащихся, их физиологическому и психическому развитию.
В данной главе исследования дается ретроспективное исследование значения цвета в художественном творчестве. Исследуется отношение к цвету в изобразительном искусстве в различные исторические эпохи, возрастающая роль цвета в зависимости от его значения для художественно-образного решения произведения живописи. Исследуется теория физического происхождения цвета (И. Ньютон, Д. Максвел), его влияние на эмоционально-психическое состояние человека (Г. Фрилинг, К. Ауэр). Основные закономерности и индивидуальные особенности восприятия и отображения цвета. Цветоведение, как наука рассматривается в своем развитии - от самых ранних дошедших до нас теоретических источников определения цветовой гармонии, до современных авторов, отводящие этой науке важнейшее значение для современных видов пластических искусств, архитектуры, дизайна. Большое внимание уделяется понятию цвета в живописи на примерах работ известных художников и ученых (Г.В. Беда, H.H. Волков, И.Э. Грабарь, Б.В. Иогансон, Н.П. Крымов, А.П. Яшухин и др.). Проведено исследование методики преподавания живописи в работах современных авторов (В.М. Дубровин, Е.Ф. Кузнецов, Л.Г. Медведев, С.П.
Ломов, С.П. Рощин, В.М. Соколинский и др.). Не смотря на многочисленные исследования проблемы развития представлений о цвете, отмечается ряд нерешенных задач. К их числу относится: слабый уровень знаний учащихся теории и практики цветоведения; низкий уровень знаний развития искусства живописи в различные исторические эпохи; не развитое чувство восприятия цветового многообразия мира, отсутствие представлений о цветовой гармонии; слабая мотивационная база для овладения знаниями о цвете применительно к профессиям, не имеющим прямого отношения к изобразительному искусству, в частности реклама, дизайн и т.д.
В заключении главы показана возможность и необходимость развития восприятия и воспроизведения цвета учащимися в условиях дополнительного образования с целью активизации их творческой деятельности, подтверждается актуальность исследования, определяются пути педагогических действий для решения данной проблемы.
Вторая глава «.Активизация творческой деятельности у детей среднего школьного возраста на основе развития восприятия и воспроизведения цвета в условиях дополнительного образования»
Во второй главе исследуется теоретическая разработка и практическое применение модели системы методов направленной на повышение эффективности восприятия и воспроизведения цвета детьми среднего школьного возраста с целью активизации их творческой деятельности в условиях дополнительного образования. В основу этой модели легла концепция, включающая в себя следующие положения:
- все положения методической системы должны иметь строгое научное обоснование
- система методов должна включать в себя инновационные формы организации учебной работы, на основе достижений методики преподавания изобразительного искусства и современных коммуникативно-информационных средств;
- система методов основывается на традициях отечественной художественной школы;
- личностно-ориентированные формы работы с учащимися являются доминирующими при организации учебного процесса;
- система методов включает в себя широкое использование приемов и методов художественной передачи цветового многообразия и колористического единства окружающего мира.
При моделировании системы мы позиционировали восприятие цвета как процесс динамичный, имеющий тенденцию к своему развитию как видения и восприятия цвета, так и развития эмоционально-чувственных ассоциаций учащихся. В своей работе мы опирались на современные научные представления о зрительном восприятии человека, это исследования механизмов зрительного восприятия В.А. Филиным и как следствие из этого возникновение науки «Видеоэкологии». Основываясь на достижениях ученых физиологов и психологов, мы в своей работе применяли такие приемы объяснения и подачи материала, где динамика цветового восприятия была бы очевидна и соответствовала бы естественному механизму видения. Эффективность развития восприятия цвета учащихся достигается путем специальных упражнений и установок, где зрительное изучение окружающего мира и работа с натуры предполагает ощущение не застывших процессов, а наоборот их динамическое развитие.
Важной частью нашей экспериментальной работы было применение декоративных приемов и методов в живописи с натуры и по воображению. Рассматривая декоративность как важную и необходимую часть живописного искусства, мы применили ряд декоративных техник и приемов, показывающих действие основных закономерностей, используемых для выразительного и гармоничного звучания цвета. Используя заимствованные и авторские наработки в этом направлении с учащимися экспериментальных групп (Ю.П. Шашков), мы получили данные, которые позволяют сказать, что их видение цветового многообразия мира существенно расширилось,
проявились представления о колористическом строе произведения, цветовой гармонии, знания по теории и практики цветоведения стали систематизированными, возросла мотивация к занятиям изобразительным искусством, желание передавать эмоционально-образное состояние мотива живописными средствами.
В экспериментальных группах мы активно использовали современные средства коммуникации и информации. При этом мы учитывали, что восприятие натуры и изображения натуры, по сути, разные процессы интеллектуальной деятельности человека. В связи с этим, использование компьютерных технологий нами осуществлялось, прежде всего, как средство информации, из которого можно почерпнуть необходимые знания и примеры восприятия цвета и формы, познакомиться с творчеством художников, почерпнуть знания по искусствоведению и смежным дисциплинам. Развитие же цветового восприятия проводилось нами на примере работы с натуры, наблюдений, работы по представлению.
В заключительной части главы представлены примеры конкретных занятий с учащимися художественной студии, где применены методы и формы работы, способствующие эффективному развитию восприятия и воспроизведения цвета.
Третья глава «Исследование эффективности развития восприятия и воспроизведения цвета ^ детей среднего школьного возраста в инновационной системе методов организации и проведения занятий, направленной на активизацию их творческой деятельности»
В третьей главе исследования проведен анализ обобщающих результатов нашей работы по решению проблемы диссертации на основе проведенных экспериментов. При проведении экспериментальной работы перед нами встала необходимость определения аналитических результатов эффективности развития восприятия и воспроизведения цвета учащимися. С этой целью были разработаны критерии оценки деятельности учащихся. Оценочные критерии творческой деятельности учащихся необходимы для
любого исследования в этой области. Мы для экспериментальной работы и выработки своих критериев оценки развития восприятия цвета учащихся опирались на наиболее значимые и авторитетные работы в этой области. Это работы K.M. Багдасарян, Т.С. Комаровой, Е.И. Игнатьева, С.Е. Игнатьева, В.И. Кириенко, В.В. Колокольникова, B.C. Кузина, H.H. Ростовцева, Н.П. Сакулиной, Е.В. Шорохова и др. Исследования ученых позволяют сделать выводы, что учащиеся средней школы в состоянии воспринимать сложные сочетания и отношения цветов в художественно-образной трактовке композиции. Психологи СЛ. Рубинштейн, М.Н. Шардаков, Е.И. Игнатьев относят этот период развития личности в художественном творчестве умением передавать трехмерность объектов и их пространственное положение живописными средствами. Так называемый «третий этап художественно-творческого развития учащихся - «живописно-пространственный» (С.Е. Игнатьев). На основании полученных в ходе исследования данных мы выработали свои критерии оценки восприятия цвета учащимися:
1. - уровень восприятия и отражения первоначальных элементов цветового многообразия окружающего мира;
2. - возможность восприятия и отображения сложного по своему составу цветового пятна;
3. - выраженное стремление к определенности цветовой гаммы произведения;
4. - уровень первоначальной гармонизации цветового многообразия через стремление равновесия цветовых сил;
5. - уровень изобразительности цветового пятна в выражении объема и пространства;
6. - использование элементов эмоционально-смыслового звучания цвета для создания художественного образа;
7. - поиск и выражение личностного художественно-творческого видения цвета.
Оценочные критерии экспериментального исследования научно обоснованы и экспериментально проверены в ходе поискового эксперимента, неоднократно обсуждались с участниками экспериментальной работы, с коллегами.
Не смотря на достаточно высокую мотивацию учащихся к занятиям изобразительным искусством (художественная студия, художественная школа) все дети имеют разные возможности восприятия и отображения цвета. В зависимости от психологического типа личности и доминирования цветового или графического восприятия (С.П. Рощин), мы проводили экспериментальные исследования, условно разделив учащихся на две группы: 1 группа — активный уровень цветового восприятия, 2 группа -пассивный уровень восприятия цвета.
Результаты эксперимента фиксировались с использованием большого количества специальных таблиц, схем и графиков. В ходе проведения исследования выяснилось, что в первой группе формирующего эксперимента произошли качественные изменения по всем позициям оценочных критериев эксперимента. При этом практически все учащиеся показали хорошие результаты по позициям 1,2,4 оценочных критериев. По позициям 3,5 показали хорошие результаты 67% учащихся, по позиции 6 - 63% учащихся, по позиции 7 - 72% учащихся. Во второй группе учащихся с пассивным уровнем восприятия цвета практически все показали хорошие результаты по 1,2, 4-ой позициям оценочных критериев. По позициям 3,6 - 54% учащихся, по позиции 5 — 43%,а по позиции 7 менее 20%.
Сравнительный анализ контрольных и экспериментальных групп учащихся позволяет получить обобщенные результаты формирующего эксперимента.
Обобщенные результаты формирующего эксперимента
Диаграмма 1. Уровень развития и восприятия цвета учащихся групп активного цветового восприятия в соответствии с оценочными критериями.
—..¿ЦИ-У'-У-'-"-' --■- ■ .
90 80 70 60 60 40 30 20 10 {Г
£
ь
Диаграмма 2. Уровень развития и восприятия цвета учащихся групп пассивного цветового восприятия в соответствии с оценочными критериями.
3ТЕЗ
и
I
В заключительной части главы отмечается, что учащиеся групп в рамках экспериментальной системы методов, показали хорошие результаты по развитию личностного художественно-творческого восприятия цвета. При этом в группе активного уровня восприятия цвета по критерию личностного художественно-творческого видения цвета показали хорошие результаты большинство учащихся. В группе учащихся пассивного восприятия цвета этот показатель значительно ниже, хотя по остальным оценочным критериям имеются устойчивые достижения по отношению к контрольным группам. Это говорит о том, что большое значение к творческому проявлению живописного видения имеет степень мотивации учащихся, их заинтересованность именно в этом направлении
художественного творчества. Здесь можно говорить об учениках с определенными способностями и даже таланту к живописному искусству.
В целом же исследование подтверждает концептуальную правильность экспериментальной системы методов, направленной на эффективное развитие восприятия и воспроизведения цвета учащимися в условиях дополнительного образования, показывает ее научно-теоретическую и практическую состоятельность.
В заключении подводятся итоги исследования, излагаются результаты и формируются выводы диссертационной работы.
Проведенное исследование подтвердило правильность выдвинутой нами гипотезы решения проблемы активизации творческой деятельности детей среднего школьного возраста на основе развития восприятия и воспроизведения цвета, верность концептуального моделирования экспериментальной системы методов, общую результативность работы с учащимися и участниками эксперимента, позволяет сделать общие выводы и подвести итоги:
1. Всесторонне исследованы и научно обоснованы основные положения решения проблемы диссертационного исследования в области философии, психологии, физиологии, естественных наук, изобразительного искусства и методики его преподавания;
2. Исследовано значение эмоционально-образного восприятия цвета в изобразительном искусстве, ретроспектива учения о цвете в науке и искусстве;
3. Исследованы способы и методы активизации творческой деятельности детей среднего школьного возраста на основе развития восприятия и воспроизведения;
4. Разработана и внедрена в практику система оценочных критериев, способствующих определению уровня активизации творческой деятельности детей среднего школьного возраста на основе эффективного развития восприятия и воспроизведения цвета;
5. Экспериментально проверена концептуальная модель активизации творческой деятельности школьников на основе методов, направленных на развитие восприятия и воспроизведения цвета;
6. Экспериментальная система методов активизации творческой деятельности остается открытым проектом, предполагающим творческое насыщение своей методики инновационными подходами к формам, методам и содержанию занятий, при условии соблюдения общих концептуальных установок, соответствующих целям и задачам развития восприятия и воспроизведения цвета учащимися.
7. Апробирована на разных уровнях экспериментальной работы и интегрирована в образовательный процесс изостудии цельная система методов развития восприятия и воспроизведения цвета у детей среднего школьного возраста, способствующая активизации их творческой деятельности.
Развитие восприятия и воспроизведения цвета учащихся стимулировало их эмоционально-чувственный интерес к живописи, к явлению цвета в жизнедеятельности и миропонимании человека, общий интерес к искусству и художественному творчеству.
Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:
а) в изданиях, рекомендованных ВАК для публикации основных результатов исследования 1. Ковалевский, А.Н. Психолого-педагогические проблемы
восприятия света и цвета у студентов факультета изобразительных искусств и дизайна при работе над пейзажем. / А.Н. Ковалевский // Мир образования - образование в мире. Научно-методический журнал. — М.: 2010. — №4. — С. 257-261 (0,4 п.л.)
2. Ковалевский, А.Н. Воспитание школьников средних классов методами обучения декоративной живописи. / А.Н. Ковалевский // Акмеология. Научно-практический журнал. — М.: 2009. —№3. — С. 124-126 (0,3 пл.)
3. Ковалевский, А.Н. Методы обучения декоративной живописи на занятиях со школьниками средних классов. / А.Н. Ковалевский // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. Научный журнал. —М.: 2010. —№4. — С. 194-196 (0,3 пл.)
б) научные статьи, опубликованные в сборниках статей
4. Ковалевский, А.Н. Психолого-педагогические основы формирования умений педагогического воздействия в процессе эстетического воспитания.
/А.Н. Ковалевский // Молодой Межвузовский сборник научных статей. Карачаевск. Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2007. — С. 152 - 156 (0,5 п.л.)
5. Ковалевский, А.Н. Проблема эффективности обучения живописи студентов художественно графических факультетов. / А.Н. Ковалевский // Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал. Чита.: 2009. —№ 6. — С. 170-173 (0,4 п.л.)
6. Ковалевский, А.Н. К вопросу теоретической готовности к педагогической деятельности. / А.Н. Ковалевский // Объединенный научный журнал. — М.: 2009. — № 13. — С. 8 - 11 (0,4 пл.)
7. Ковалевский, А.Н. Психолого-физиологические проблемы восприятия цвета и света у студентов дпи и дизайна при работе над интерьером.
/ А.Н. Ковалевский // Межвузовский сборник научных трудов. Москва-Магнитогорск, 2009. —№4. — С. 118 -121 (0,4 п.л.)
8. Ковалевский, А.Н. Роль теории цвета в процессе обучения. / А.Н. Ковалевский // Межвузовский сборник научных трудов. Москва-Магнитогорск, 2009. — № 5. — С. 235 - 240 (0,5 пл.)
9. Ковалевский, А.Н. Сочетание рационального и иррационального в творческом процессе художника. / А.Н. Ковалевский // Философия художественной культуры: традиции и современные тенденции. ГОУ ВПО МПГУ Общеуниверситетская кафедра философии. Сборник научных статей. — М.: 2010, —С.138-141 (0,4 п.л.)
10. Ковалевский, А.Н. Детская агрессия - результат становления характера. / А.Н. Ковалевский // Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал. Чита.: 2010, —№5. — С. 161-164 (0,4 п.л.)
11. Ковалевский, А.Н. Методы обучения декоративной живописи на занятиях со школьниками младших классов в художественной студии.
/ А.Н. Ковалевский // Проблемы и перспективы развития образования. Международная заочная научная конференция. Пермь, 2011.— С.141 - 143 (0,3 п.л.)
12. Ковалевский, А.Н. Философия искусства и литературы. / А.Н. Ковалевский // Сборник материалов 7-й международной научно-практической конференции «Новые достижения в европейской науке». София, Бял ГРАД-БГ, 2011. — С. 5 - 9 (0,4 п.л.)
13. Ковалевский, А.Н. Влияние психологических особенностей формирования личности подростка на проблемы и перспективы развития образования. / А.Н. Ковалевский // Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал. Чита. 2012. — №5. — С. 429 - 431 (0,3 п.л.)
14. Ковалевский, А.Н. Значение формирования динамичных представлений о цвете у учащихся в экспериментальных условиях художественной студии для развития личности школьника. / А.Н. Ковалевский // Сборник статей по материалам научно-практической конференции. — М.: МГПУ, 2012. — №4. — С. 113 -119 (0,6 п.л.)
15. Ковалевский, А.Н. Музыка как одно из средств эмоционально-образного восприятия цвета студентами в условиях пленэра. / А.Н. Ковалевский // Сборник статей по материалам научно-практической конференции. — М.: МГПУ, 2012. — С. 117-122 (0,5 п.л.)
16. Ковалевский, А.Н. Основные проблемы содержания образования в формировании творческой, конкурентоспособной личности. / А.Н. Ковалевский // Сборник по итогам 9 международной научно-практической конференции. София, Педагогические науки, 2013. — С. 72-74 (0,4 п.л.)
Творческая деятельность диссертанта проявлена в основных выставках отмеченных грамотами и дипломами:
1995 год участвовал в выставке « Молодёжная-21»;
1999 год - «Золотая кисть-99»;
2001 год - «Рождество на Беговой» в Выставочном центре МОСХ России;
2002 год - «С чего начинается Родина»
2004 - 2005 годах провел две персональные выставки: РАО Газпром РФ - «Природа среднерусской полосы; галерея «Трамплин» - «Природа южного берега Крыма»;
2006 год - участвовал: в фестивале «Синеокий Торопец»; выставке «Золотая кисть - 2006» в ЦДХ на Крымском валу;
2007 году: провел персональную выставку картин в галерее «Союза Творчества»; участие в художественных выставках в Финляндии;
2007год - 2008 год - участие в выставке «Русское искусство» в Германии;
2009 год - участие в выставке «Все свои в пространстве искусства», в стенах Центральном доме художников в Москве на Крымском валу;
2010 - 2012 годах провел 5 персональных тематических выставок в городах Москва, Икша, Обнинск, Новомосковск, Жуков. Тема выставок: красота, поэтичность и разнообразие природы средней полосы России;
2012-2013 годах - участие в ряде выставок по Сербии, посвященных году дружбы Сербии и России;
2013 год - персональная выставка в зале галереи «Богородское» в Москве.
Подписано в печать 18.10.2013 г. Формат 60x90 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,625. Заказ 1175. Тираж 100 экз.
Отпечатано ЗАО «Экон-информ» 129329, Москва, ул. Кольская, д. 7, стр. 2. Тел. (499) 180-9407 www.ekon-inform.ru; e-mail: eep@yandex.ru
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ковалевский, Андрей Николаевич, Омск
ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
На правах рукописи
04201365101
Ковалевский Андрей Николаевич
ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ).
диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания
(изобразительное искусство)
Омск-2013
\
ОГЛАВЛЕНИЕ стр.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Научно-теоретическое обоснование активизации 22
творческой деятельности детей среднего школьного возраста на основе развития восприятия и воспроизведения цвета
1.1. Психолого-педагогическое обоснование развития восприятия и 22 воспроизведения цвета учащимися среднего школьного возраста
1.2. Научные знания о цвете в ретроспективе развития 31 художественного творчества
1.3. Восприятие цвета и его воспроизведение в практике 42 художественного образования
Выводы по первой главе 54
ГЛАВА II. Активизация творческой деятельности у детей 57
среднего школьного возраста на основе развития восприятия и воспроизведения цвета в условиях дополнительного образования
2.1. Сравнительно-аналитические характеристики учебных 57 программ в художественных студиях
2.2. Экспериментальная методика развития динамичных 68 представлений о цвете у учащихся. (Критерии качества)
2.3. Формы и методы проведения нового типа занятий по развитию 83 динамичного восприятия цвета учащимися
Выводы по второй главе 86
ГЛАВА III. Исследование эффективности развития восприятия 88 и воспроизведения цвета у детей среднего школьного возраста в инновационной системе методов организации и проведения занятий, направленной на активизацию их творческой деятельности
3.1. Экспериментальное обоснование определения уровней развития 88 динамичных представлений о цвете у учащихся
3.2. Условия эффективного развития восприятия и воспроизведения 111 цвета у учащихся
Выводы по третьей главе 142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
145
Библиографический список
148
Приложение
158
Введение
Проблема исследования и ее актуальность. Модернизация образования в современный период все в большей степени в своих приоритетах отдает развитию и формированию личности человека. В обществе все большее понимание находит тот факт, что воспитание и обучение являются единым и цельным процессом развития личностных качеств человека. Личность как уникальное не идентифицированное явление для современной педагогики стала главной темой и предметом приложения усилий. Это отражено в основных документах и постановлениях правительства, в законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в РФ, а также в Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года и других законодательных и нормативных документах. К сожалению, в реформе школьного образования пока нет понимания необходимости и важности изучения изобразительного искусства для всех возрастных категорий. Тем более возрастает значение дополнительного образования, где изобразительное и другие пластические искусства могут быть представлены в достаточных объемах для потребностей личностного гармоничного развития человека. Высокоразвитая личность должна обладать умением видеть и изображать явления мира. Только пластические искусства помогают человеку развить способность эстетического видения пластики форм и явлений, цветового многообразия и гармоничного единства мира, художественно-образного восприятия. На этих занятиях формируются графические навыки, знакомство с художественными материалами, необходимые в дальнейшей жизнедеятельности не только художника, но специалистов многих других профессий. Нельзя недооценивать роль изобразительного искусства для личности как возможность развития таких мыслительных операций, как обобщение, сравнение, абстрагирование, синтез. Отсюда вытекает важнейшая задача,
стоящая перед художниками-педагогами дополнительного образования -сделать процесс обучения пластическим искусствам в полной мере научно-обоснованным, информативным, динамичным, насыщенным духовно-эмоциональным содержанием. В настоящее время отсутствие государственной стандартизации в дополнительном образовании дает с одной стороны широкие возможности для проведения авторских программ, с другой допускает в свою систему не профессиональных художников-педагогов с низким уровнем компетенций. На наш взгляд, сегодня особенно актуально создание высокопрофессиональных методических систем и учебных программ для педагогов дополнительного образования. Мы в своем исследовании работали над одним из важнейших вопросов методики преподавания изобразительного искусства - развитию восприятия и воспроизведения цвета учащимися художественной студии. Вопросам восприятия и воспроизведения цвета посвятили свои исследования многие художники и ученые: относятся H.H. Ростовцев, Е.И. Игнатьев, Г.В. Беда, А.П. Яшухин, B.C. Кузин, H.H. Анисимов, А.Д. Алехин, Г.Б. Смирнов, А.И. Курнаков, Е.В. Шорохов Г.В. Беда, H.H. Волков, И.Э. Грабарь, В.М. Дубровин, Б.В. Иогансон, Ю.М. Кирцер, Н.П. Крымов, Е.Ф. Кузнецов, Ю.В. Коробко, С.П. Ломов, и многие другие. Не смотря на большое количество исследований посвященных развитию цветового восприятия, остается много нерешенного для методики преподавания изобразительного искусства в изостудии для повышения эффективности восприятия цвета учащимися. Опираясь на работы вышеприведенных авторов, мы в своем исследовании пришли к выводу, что современный период развития педагогики дает новые возможности повышения качества образовательного процесса в изостудии и отсюда повышение эффективности развития художественных качеств личности, к числу которых относится восприятие и воспроизведение цвета.
При психолого-педагогическом обосновании проблемы нашего
исследования мы опирались на труды известных ученых, где проблемы
5
воспитания и развития личности человека являются приоритетом научного поиска: А.Г. Асмолов, Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, A.B. Запорожец, Ю.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, Б.Ф. Ломов, И.П. Павлов, Д.И. Фельдштейн, В. Франкл, В.Д. Шадриков. Наше исследование является продолжением достижений научной школы художников-педагогов в области методики преподавания изобразительного искусства и опирается на труды известных ее представителей: А.Д. Алехина, Г.В. Беды, В.П. Зинченко, С.Е. Игнатьева, Ю.Ф. Катхановой, В.В. Корешкова, Е.И. Корзиновой, Ю.В. Коробко, B.C. Кузина, А.И. Курнакова, В.К. Лебедко, С.П. Ломова, Л.Г. Медведева, A.C. Пучкова, H.H. Ростовцева, С.П. Рощина, Г.Б. Смирнова, В.М.Соколинского, A.A. Унковского, A.C. Хворостова, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова, А.П. Яшухина и многих других.
Для нашего исследования представляет интерес работа Е.А. Хижняк
«Развитие колористического видения у студентов ХГФ на занятиях по
живописи (старшие курсы)». Данное диссертационное исследование
основано на занятиях живописью натюрморта, портрета, фигуры в
мастерской. Значительный интерес для нас имеют исследования Е.В.
Ворониной «Формирование колористического видения у студентов
художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях
пейзажной живописью в условиях пленэра», Ю.П. Шашкова «Развитие
восприятия и воспроизведения цвета и тона у студентов художественно-
графических факультетов на начальном этапе обучения живописи», И.Б.
Ческидовой «Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках
изобразительного искусства в общеобразовательной школе», С.А. Мочаловой
«Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным
искусством в системе дополнительного образования». Ю.В. Коробко
«Формирование целенаправленного восприятия живописных качеств цвета в
работе с натуры студентов художественно-графических факультетов».
Рассмотренные авторские экспериментальные методики, направленные на
б
эффективное развитие у учащихся живописного видения цвета, помогли нам определить свои инновационные направления построения экспериментальных исследований.
По вопросам цветоведения были рассмотрены работы ученых: Р. Адамса, Р. Арнхейма, К. Ауэра, A.B. Виннера, И. Гете, Г. Гельмгольца, И. Иттена, В.В. Кандинского, Д.И. Киплика, В. Максвела, В.Ю. Медведева, JI.H. Мироновой, И. Мюллера, И. Ньютона, В. Оствальда, Я. Пуркинье, О. Рунге, Г. Фрилинга, Т. Юнга. Это позволило нам создать серьезное научное обоснование экспериментальной методической системы, разработать четкий алгоритм проведения исследования, формировать каждое задание на основе научных данных из области физики, физиологии человека, психологии.
В рамках проведения поискового эксперимента нами установлено, что
восприятие и отображение цвета у детей среднего школьного возраста
системы дополнительного образования представляет собой сложное
соединение множества факторов психологического, физиологического и
педагогического характеров свойственных конкретной личности. Нами
установлено, что восприятие и воспроизведение цвета у учащихся во многом
опираются на стереотипные представления о цвете, носят константный
характер и в большей части соответствуют характеристике предмета, нежели
имеют самостоятельное эстетическое явление. Проведенные опросы
показали у учащихся низкий уровень знаний о природе цвета, его
собственных и несобственных характеристиках, значении цветовых явлений
на формирование эмоционально-образного восприятия произведения.
Следует отметить, что наши исследования проводились с детьми
мотивированными на занятия изобразительным искусством, учащимися
изостудий и художественных школ. Проведенные исследования показывают,
что учащиеся СОШ владеют этими знаниями в своем большинстве на более
низком уровне, чем учащиеся дополнительного художественного
образования. Опираясь на мнение всех участников образовательного
7
процесса, а именно учащихся и педагогов, а также родителей, мы считаем такое положение вещей наиболее характерным для современного состояния обучения изобразительному искусству, и соответствует объективной картине уровня развития восприятия цвета подростками. Таким образом, мы видим, что вопросы развития восприятия и отображения цвета у учащихся при обучении изобразительному искусству раскрыты явно недостаточно и требуют новых инновационных решений, отвечающих современному уровню развития общества. Это является проблемой нашего исследования, решение которой в концептуальном моделировании процесса обучения изобразительному искусству детей среднего школьного возраста в условиях дополнительного образования.
Цель исследования заключается в разработке концептуальной модели системы методов способствующей эффективному развитию восприятия и воспроизведения цвета у учащихся среднего школьного возраста, ее научно-теоретическому обоснованию, экспериментальной проверке и внедрению в практику в условиях дополнительного образования средней школы и художественной студии.
Объектом исследования является процесс развития восприятия и воспроизведения цвета у учащихся среднего школьного возраста в условиях дополнительного образования средней школы и художественной студии.
Предметом исследования являются научно-теоретическое обоснование проблемы исследования, методы, формы и средства развития восприятия и воспроизведения цвета у учащихся среднего школьного возраста системы дополнительного образования.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективное развитие восприятия и воспроизведения цвета у учащихся среднего школьного возраста будет осуществляться при соблюдении следующих условий в образовательном процессе художественной студии:
- в образовательный процесс будет внедрена система методов развития восприятия и воспроизведения цвета детьми среднего школьного возраста;
- система методов будет основана на концепции, включающей в себя единение факторов физиологического, психологического, педагогического, естественнонаучного и методического характеров способствующих эффективному и гармоничному развитию личности учащихся;
все положения системы методов развития восприятия и воспроизведения цвета детьми среднего школьного возраста будут иметь четкое научное обоснование, соответствовать основным направлениям и принципам дидактики художественного образования;
- система методов развития восприятия и развития цвета будет интегрирована в общий образовательный процесс системы дополнительного образования, все пластические и другие искусства будут в полной мере представлены в рабочих учебных планах для реализации общих целей эстетического развития учащихся;
- обеспечить единство учебных и творческих задач в практических заданиях учащихся, создать потребности эмоционально-образного отношения к занятиям изобразительным искусством, а также использовать инновационные подходы в обучении.
В соответствии с целью и гипотезой данного исследования в нашей работе определены следующие задачи:
• всесторонне исследовать научно-теоретическое обоснование решения проблемы диссертационной работы в области философии, психологии, физиологии, педагогики, естественных науках, изобразительного искусства и методике его преподавания;
• провести анализ научных работ близких по проблеме исследования к нашей диссертации;
• исследовать значение цвета и его восприятия в изобразительном искусстве,
ретроспективу учения о цвете в науке и искусстве;
9
• разработать систему оценочных критериев, способствующих определению степени развития восприятия и воспроизведения цвета детьми среднего школьного возраста в условиях изостудии;
• разработать цельную интегрированную в образовательный процесс изостудии систему методов развития восприятия и воспроизведения цвета учащимися;
• экспериментально проверить эффективность внедрения системы методов, направленной на развитие восприятия и воспроизведения цвета учащимися. Методологической основой диссертационной работы являются исследования в области философии, педагогики, психологии, искусствоведения, цветоведения, методики преподавания изобразительного искусства, проведение экспериментальной работы на различных образовательных площадках.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- изучение и анализ научной и учебно-методической литературы по философии, психологии, педагогике, естественным наукам, искусствоведению, истории методов преподавания изобразительного искусства, особенное внимание было уделено изучению диссертационных исследований, связанных с проблемой нашего исследования;
- анализ и оценка работ учащихся в рамках проведения экспериментальной работы;
- поиск новых форм и методов работы с целью повышения эффективности развития восприятия и воспроизведения цвета учащимися;
- беседы и опросы участников образовательного процесса;
- аналитическая обработка результатов экспериментальной работы;
- педагогические наблюдения.
Организация и этапы исследования. Исследования проводились в
несколько этапов с 2004 по 2012 годы. Экспериментальная работа
ю
осуществлялась в художественной студии «ШКиД», в ГБОУ СПО КМТИ (Колледж музыкально-театрального искусства) №61 и в ГБОУ ВПО МГПУ «Московский городской педагогический университет», в процессе руководства педагогическими практиками студентов в системе дополнительного образования. В эксперименте участвовало более 250 учащихся и 20 преподавателей и практикантов.
Первый этап (2005-2007 г.г.) - поисково-подготовительный - включал изучение специальной литературы по проблеме исследования, сбор материала по характерным психолого-физиологическим особенностям восприятия и отображения цвета детьми среднего школьного возраста; определялись цели, задачи, гипотеза, методы проведения исследования, определено содержание экспериментальной работы.
Второй этап (2007-2010 г.г.) - на основе разработанной концепции реализации целей исследования осуществлялся эксперимент по поиску форм и методов работы для эффективного развития восприятия и воспроизведения цвета учащимися, собирался материал по результатам экспериментальной работы; происходила апробация инновационных методов работы, их оценка и возможности использования в дальнейшей педагогической практике;
Третий этап (2010-2012 г.г.) - проверка эффективности системы методов, направленных на развитие восприятия и воспроизведения цвета учащимися системы дополнительного образования, уточнение, проверка результатов, выводов по ходу эксперимента, статистическая обработка, окончательное оформление материалов диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что: - обоснована необходимость и возможность эффективного раз�