Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Разработка методики пропедевтического курса графики как компонента развивающего обучения детей младшего школьного возраста

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Старовит, Екатерина Алексеевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Разработка методики пропедевтического курса графики как компонента развивающего обучения детей младшего школьного возраста», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Старовит, Екатерина Алексеевна, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ИСКУССТВО ГРАФИКИ: ОБУЧАЮЩИЙ И РАЗВИВАЮЩИЙ

ПОТЕНЦИАЛ.

§ 1. Графика в ракурсе задач обучения художника изобразительного искусства (на примере офорта).

§ 2. Изобразительное искусство и графика в современном начальном образовании.

ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА

ГРАФИКИ.

§ 1.Пропедевтический курс графики как компонент развивающего обучения: принципы построения.

§ 2. Специфика курса графики для детей младшего школьного возраста: определяющие факторы.

ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА

ГРАФИКИ.

§ 1. Методика пропедевтического курса графики для детей младшего школьного возраста (I - II классы).

§ 2. Обоснование структуры и диагностики экспериментального исследования.

§ 3. Характеристика процесса экспериментального обучения по методике пропедевтического курса графики (на примере офорта).

Введение диссертации по педагогике, на тему "Разработка методики пропедевтического курса графики как компонента развивающего обучения детей младшего школьного возраста"

Исследование посвящено разработке и обоснованию методики пропедевтического курса графики как компонента развивающего обучения детей младшего школьного возраста.

Актуальность темы исследования. Гармоническое развитие личности ребенка, целостность психического, физического, умственного и духовного развития являются ведущим фактором современного образовательного процесса. В психологии и дидактике утверждается, что развивающие функции обучения реализуются успешнее при создании условий детской самореализации через приобщение к творчеству в разных сферах деятельности. Особую актуальность приобрели интегрированные программы полихудожественного развития.

Несмотря на наличие специальных программ, недостаточно исследована развивающая роль отдельных видов изобразительного искусства. В большинстве случаев художественные, в том числе и графические техники, вводятся в учебный процесс лишь с целью его разнообразия, при этом часто не учитывается их важная роль в развитии ребенка. Во многих программах такие основные техники эстампа как офорт, ксилография, литография, представлены лишь в ознакомительном плане, вскользь, либо вообще отсутствуют. А между тем без понимания специфики этих техник невозможно составить представление о полноте возможностей не только искусства графики, но и изобразительного искусства в целом.

Причина малого применения офорта и других печатных техник в детских учебных учреждениях объясняется отсутствием технологической базы, а также подготовки, необходимой для работы в материале. В связи с этим актуальной является разработка методики с гибкой структурой, сочетание ее содержания с другими развивающими программами, изменение последовательности заданий в зависимости от возрастных особенностей учащихся и возможностей материально-технической базы. Освоение технологии в единстве с изучением выразительных особенностей графики и ее техник, творчества ведущих мастеров, а также знакомство с основами изобразительной грамоты позволяет придать обучению развивающий характер.

Цель исследования: разработать и обосновать методику пропедевтического курса графики как компонента развивающего обучения с акцентом на преподавание офорта.

Задачи исследования:

- проследить историю методов обучения графике (на примере офорта);

- выяснить состояние методики преподавания графики в современном начальном образовании;

- рассмотреть основные идеи развивающего обучения;

- определить роль графики в развитии детей младшего школьного возраста;

- выделить принципы построения пропедевтического курса графики;

- выявить факторы, определяющие специфику обучения изобразительному искусству детей младшего школьного возраста;

- разработать на основе выделенных принципов развивающего обучения и возрастных особенностей детей методику пропедевтического курса графики;

- экспериментально проверить эффективность методики пропедевтического курса графики для младших школьников на примере офорта.

Объект исследования - методика преподавания искусства графики. Предмет исследования - графика как компонент развивающего обучения детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования. Включение в учебный процесс знакомства с основами графики, формирование понимания её изобразительных средств, художественно-образных особенностей её техник, подробное изучение выразительных возможностей офорта способствуют целостному развитию детей.

Степень разработанности проблемы. Роль искусства, художественной деятельности в формировании личности ребенка рассмотрена такими выдающимися зарубежными и отечественными педагогами и психологами разных эпох как Я.А.Коменский - XVII век; Ж.-Ж.Руссо - XVIII век;

И.Г.Песталоцци - вторая половина XVIII - начало XIX века; К.Д.Ушинский -XIX век; Л.С.Выготский, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий, Г.И.Щукина - XX век и др. Технологии развивающего обучения разработаны в трудах П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, М.И.Махмутова, Н.А.Менчинской, Д.Б.Эльконина, И.С.Якиманской и др.; развитию творческих способностей посвящены работы Р.У.Богдановой. Особенности развития детей младшего школьного возраста установлены на основе исследований Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.А.Люблинской, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и др. Условия развития личности ребенка в области художественного воспитания (развития творческих способностей, восприятия художественного образа, формирования духовной культуры, общего художественного развития) выделены А.В.Бакушинским, И.П.Волковым, Е.И.Игнатьевым, Т.С.Комаровой, В.С.Кузиным, Г.В.Лабунской, Б.М.Неменским, Ю.А.Полуяновым, Н.Н.Ростовцевым,

A.Е.Терентьевым, Б.П.Юсовым и др.

Особенности художественно-образного языка графики и гравюры рассматривались в трудах таких крупных теоретиков искусства и культуры, педагогов как Б.Р.Виппер, М.С.Каган, Н.Э.Радлов, А.А.Сидоров,

B.А.Фаворский, П.А.Флоренский. Специфика техник гравюры выявляется в исследованиях А.А.Гавричкова, А.Д.Гончарова, В.М.Звонцова, Е.Ф.Ковтуна, Е.С.Левитина, М.Д.Рудометова, Н.В.Тарасовой, В.В.Туровой и др. В работах Д.А. Ровинского впервые были собраны биографии мастеров русской гравюры, систематизированы сведения о произведениях, накопленные к концу XIX века. Далее история гравюры в России рассматривалась Э.Ф.Голлербахом (1924). Среди исторических исследований европейской гравюры следует отметить работу немецкого искусствоведа П.Кристеллера (1939). Анализ искусства в единстве с рассмотрением особенностей технологий эстампа предприняли ЖЛаран (1959), Д.Кауффманн (1962), Ф.Бруннер (1984). В этом же ключе рассматривается искусство эстампа в работе отечественного автора М.И.Флекеля (1987), однако он ограничивается изучением только репродукционной гравюры. Наиболее подробным историческим исследованием являются "Очерки по истории и технике гравюры" (ГМИИ им. А.С.Пушкина, 1987). В материалах научно-практической конференции "Гравюра в системе искусств" (Санкт-Петербург, 1989) определяется роль русской гравюры и ее связь с другими видами искусства. Историческому исследованию офорта посвящены работы В.Я.Адарюкова, П.Е.Корнилова. Существуют технологические пособия по работе в технике офорта художников А.И.Сомова (1885), В.Д.Фалилеева (1925), В.М.Звонцова, В.И.Шистко (1971). Особенности адаптации, упрощения работы в техниках глубокой печати рассматривались И.Я.Айзеншером, Ю.И.Герштейном, Л.Ф.Овсянниковым.

В исследованиях подчеркивается важная роль графики как искусства демократического, обращенного к широкому кругу людей, но в то же время отмечается отсутствие понимания ее эстетической специфики. Нередко попытки художников приблизить эстамп к зрителю оборачиваются утратой понимания его языка, а отсутствие образной мысли компенсируется техническими изысками. Эти проблемы поднимались в статьях В.Касияна (1956), Ю.Герчука (1972), Г.Заглянской и А.Ливанова (1984). Исследование показало, что эта проблема остается актуальной в наше время, и с этой точки зрения занятия, направленные на знакомство с искусством графики в школе, необходимы, так как именно там воспитываются зрители, будущие ценители искусства.

В силу недостаточного внимания к изучению искусства графики в общеобразовательных учебных заведениях, корпус литературы, посвященной этой теме, весьма ограничен. В курсе художественного воспитания "Творчество и выражение" (1981-1985) итальянских авторов М.К.Претте и А.Капальдо прослеживаются некоторые методические вопросы использования графических техник, но их работа отличается отсутствием целостного рассмотрения графики как вида искусства. В диссертационных исследованиях И.Л.Головановой (1995), С.Ш.Евтых (1996) работа с различными художественными материалами, в том числе и графическими, выделяется как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников. В отдельных исследованиях отечественных авторов, посвященных возможностям использования печатных техник на занятиях рисованием с детьми (А.А.Кирилло, Н.В.Одноралов, Д.Г.Соболев, А.С.Щипанов), основное внимание сосредоточивается на технологии. В некоторых работах рассматриваются только отдельные графические техники, причем предпочтение отдаётся линогравюре (П.А.Алексеев, М.М.Богачкин., Л.Г.Богачкина, С.А.Фёдоров). Пособие американского автора Л.Уэста, помимо искусствоведческого анализа и технологических описаний, содержит много методических советов, полезных для педагогов, включающих в учебный процесс технику офорта, но оно адресовано только высшей школе. Практически нигде не рассматриваются возможности изучения офорта в общеобразовательных учреждениях.

Методологическая основа и методы исследования.

Методологической основой исследования являются положения: о ведущей роли деятельности в развитии личности (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов); о построении учебного процесса на основе содержательного обобщения (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин); об осознании детьми процесса деятельности как принципе обучения (Л.В.Занков).

При разработке концепции курса был использован комплекс теоретико-методологических положений о роли игровой деятельности как средстве активизации познавательной деятельности детей (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин), о развивающем значении изобразительной линии (Е.И.Игнатьев), а также ряд положений, связанных с исследованиями в области психологии искусства и художественного воспитания А.В.Бакушинского, Б.М. Неменского, Ю.А. Полуянова, Б.П. Юсова, ведущих российских художников-педагогов Е.С.Кругликовой, В.В.Матэ, мастеров середины и конца XX века В.М.Звонцова, Л.Ф.Овсянникова, В.И.Шистко и др.

Для решения поставленных задач потребовалось сочетание нескольких общенаучных исследовательских методов. Использовались следующие методы: диахронический - при исследовании истории методов обучения графике; функциональный - при выявлении современного состояния преподавания изобразительного искусства и графики в системе начального обучения и исследовании основных идей развивающего обучения; прогностический - при выявлении принципов построения курса и факторов, определяющих специфику курса графики для детей младшего школьного возраста. На этапе создания методики пропедевтического курса графики и анализа экспериментального исследования использовался метод теоретического моделирования; для проверки эффективности методики - метод педагогического эксперимента. Методы эмпирического поиска: педагогическое наблюдение, опросы (беседы, анкетирование), ретроспективный анализ личного педагогического опыта - применялись при анализе современного состояния педагогической практики, а также для обобщения результатов экспериментального исследования.

Научная новизна исследования определяется тем, что методика пропедевтического курса графики обосновывается как компонент развивающего обучения. В исследовании обобщается практический опыт работы по данному направлению и предлагаются новые технологии. Рассматриваются возможности знакомства детей с офортом, техникой, которая считается неприменимой в учреждениях начального образования в силу таких причин, как сложность технического оснащения кабинетов, трудоёмкость процесса и др. Изучение техники офорта включено в широкий контекст ознакомления с особенностями художественно-образного языка искусства графики в целом.

Теоретическая и практическая значимость работы. Выявлены принципы построения пропедевтического курса графики как компонента развивающего обучения. Обоснованы факторы, определяющие специфику занятий изобразительным искусством с детьми младшего школьного возраста. Разработанная методика и программа «Введение в искусство графики» могут способствовать совершенствованию системы развивающего обучения и художественного воспитания. Кроме того, данная методическая система может быть использована как основа при составлении программ смежных дисциплин.

Организация, этапы и база исследования. Апробация результатов исследования проводилась на базе Дворца детского и юношеского творчества Выборгского района, а также школы № 101 г. Санкт-Петербурга.

Первый этап (1996 - 1998 г.) был связан с изучением искусствоведческой, психологической, дидактической и методической литературы, реального опыта педагогической практики, обобщением результатов личного педагогического опыта. Проделанная работа позволила выработать методику пропедевтического курса графики, разработать структуру эксперимента.

Второй этап (1998 г.) был посвящен организации и проведению констатирующего эксперимента. Его целью было определение начального уровня изобразительной деятельности детей, поступивших в школу, уточнение некоторых особенностей проведения обучающего эксперимента.

Третий этап (1998 - 2000 г.) состоял в проведении обучающего эксперимента с целью проверки эффективности методики пропедевтического курса графики. В конце был организован итоговый эксперимент, основной задачей которого было сравнение начального и конечного уровня изобразительной деятельности детей. Итогом стал анализ, обобщение и систематизация полученных результатов, оформление методики пропедевтического курса графики.

Апробация исследования. Результаты исследования нашли отрешение в докладах на научно-практических конференциях "Дипломная работа в системе профессиональной подготовки художника-педагога" (РГПУ им. А.И.Герцена, май 1999 г.), "Сердце отдаю детям" (ДДЮТ Выборгского района, май 1999 г.), "Композиция в системе подготовки художника-педагога" (РГПУ им. А.И.Герцена, ноябрь 1999 г.), "Социализация детей через творчество" (ДДЮТ Выборгского района, май 2000 г.), в выступлениях на теоретических семинарах и заседаниях кафедры рисунка РГПУ им. А.И.Герцена.

Положения, выносимые на защиту. Методика пропедевтического курса графики, построенная на основании принципов развивающего обучения и факторов, определяющих специфику занятий с детьми младшего школьного возраста, предполагает: применение на начальном этапе игровых форм работы, специальных приемов, направленных на активизацию эмоционального отношения учащихся к средствам художественного выражения, использование конкретных наглядных образов при объяснении материала; предварительное знакомство учащихся с особенностями художественно-образного языка графики через выполнение заданий, направленных на обогащение тактильного, визуального и двигательного опыта; сочетание изучения выразительных особенностей графических средств с основами изобразительной грамоты; освоение выразительно-графических средств на основе знакомства с творчеством художников-графиков, выполнение «реплик»; введение в процесс обучения техники офорта; создание во время работы над эстампом творческой атмосферы мастерской, где каждый ребенок является участником процесса, применение приемов, способствующих осознанию детьми значения как отдельных этапов, так и целостного процесса работы над эстампом.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии и Приложения. В Приложении представлены методические разработки автора, иллюстративный материал.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прослеживание этапов становления и развития офорта в европейском и русском искусстве выявило движение от приоритета репродукционной гравюры к уникальности творческого офорта. Параллельно происходили изменения в методах преподавания искусства, ремесленный подход сменялся более широкими задачами обучения, оно приобретало развивающий характер, освоение навыков работы в гравюре сочеталось с развитием индивидуальных творческих способностей. Таким образом, положение гравюры, как предмета преподавания постоянно находилось в зависимости от места, которое она занимало в системе искусств.

Сравнивая особенности обучения офорту таких педагогов как И.С.Клаубер, Г.-Ф.Шмидт (вторая половина XVIII - начало XIX века); В.В.Матэ, Е.С.Кругликова, В.Д.Фалилеев, И.И.Нивинский, М.А.Добров (конец XIX - первая половина XX века); В.М.Звонцов, В.И.Шистко (вторая половина XX века), можно видеть, что знакомство с техникой у этих мастеров не ограничивалось лишь обучением техническим навыкам, важным было формирование понимания художественно-образного языка графики. Это подтверждает опыт педагогов русской графической школы, у которых репродуцирование, рисование с натуры, работа по собственным композициям соединялись с изучением специфики графического языка, выразительных особенностей техник.

Исследование программ начального образования показало, что в методике преподавания художественных дисциплин наблюдается движение к развивающим целям. Появляются программы с гибкой структурой, в которых первоочередное внимание обращается на развитие детей, осуществляемое на основе образовательного процесса, в который включены различные виды искусств, в том числе и искусство графики, с применением на занятиях разнообразных художественных материалов. В то же время в некоторых программах последних лет наблюдается преуменьшение роли обучения детей изобразительной грамоте, техническому мастерству. Придавая большое значение развитию чувства цвета, детей в меньшей мере знакомят с выразительными возможностями искусства графики, ее изобразительными средствами. На занятиях мало применяются печатные графические техники, недостаточно продумана их развивающая роль. В то же время было определено, что занятия графикой, включающие знакомство с техникой офорта способствуют активизации развития способностей детей младшего школьного возраста. Следовательно, разработка пропедевтического курса графики для детей является актуальной задачей.

На основе анализа трудов педагогов и психологов, разрабатывающих идеи развивающего обучения, были сформулированы принципы построения пропедевтического курса графики. Эти принципы следующие:

- наличие индивидуального подхода к развитию способностей детей. На начальном этапе, чтобы успешно организовать процесс развития, необходим дифференцированный подход к учащимся, выявление возрастных и индивидуальных особенностей, а также уровня развития в предыдущий период;

- при построении самого учебного процесса необходимо следование определённой логике учебного процесса от общего к частному на основе содержательного обобщения; соблюдение целостности в изложении материала; создание проблемных ситуаций; для организации усвоения детьми разных способов необходимо использование разнообразных видов и форм организации учебного процесса, владение различными способами работы с материалами;

- для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно использовать полученные знания, сам ход учебного процесса должен осуществляться так, чтобы максимально проявлялось осознание учащимися как отдельных составляющих, так и общей целостности;

- творчество, проявление самостоятельных решений является как результатом, так и необходимой составляющей, движущей силой всего процесса обучения.

Положения психолого-педагогической теории позволили сформулировать основные факторы, воздействующие на характер педагогического процесса проведения занятий по пропедевтическому курсу графики. Эти факторы следующие:

- организация целенаправленного наблюдения, необходимого для развития восприятия;

- формирование тактильного опыта, являющегося предпосылкой развития познавательных способностей;

- развитие точных координированных движений, способствующих совершенствованию мелкой моторики руки;

- ориентация на сочетание действий детей с речью в процессе рисования;

- разработка игровых технологий занятий графикой, поскольку игра занимает значимое место в развитии детей младшего школьного возраста;

- постановка цели деятельности, внутренне связанной с содержанием деятельности детей;

- включение в учебный процесс коллективных форм работы (занятие-мастерская, занятие-выставка и др.).

На основании выделенных принципов и факторов была разработана методика пропедевтического курса графики.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность методики пропедевтического курса графики, направленного на развитие у учащихся сознательного отношения к способам воплощения собственного замысла через понимание художественно-образного языка, выразительных средств искусства графики, офорта.

Было выявлено, что после прохождения курса дети стали более свободно, без боязни подходить к любой работе, находить различные способы решения творческих задач, значительно увеличились их познания в области истории искусства. Кроме того, дети овладели многими навыками работы руками, стали более аккуратны, внимательны. На занятиях отмечалась особая творческая атмосфера. В целом работа одобрена самими детьми, и их родителями. Методисты и учителя, наблюдавшие за процессом обучения, сделали вывод, что применение авторской методики пропедевтического курса графики в образовательном процессе позволяет повысить уровень развития и воспитания детей младшего школьного возраста. В перспективе методика может послужить основой при составлении программ смежных дисциплин.

Хотелось бы надеяться, что курс будет проводиться и в других учебных заведениях. При отсутствии технической базы, необходимой для работы в материале, можно ограничиться прохождением предварительных заданий, а также работой в более простых графических техниках, не требующих особого оснащения. Главное, чтобы они были объединены по принципу общности выразительных особенностей, например, техники, включающие работу пятном, силуэтом - тушь-кисть, линогравюра, ксилография; линией и штрихом -рисунок пером, «граттаж», офорт, глубокая гравюра на картоне; тоном - работа углём, литография и другие. Возможно также объединение с учетом особенностей видов печати, глубокой - гравюра на картоне, «сухая игла», офорт; высокой - линогравюра, ксилография; плоской - монотипия, литография и т.д. При этом следует помнить, что сам процесс освоения техники будет намного эффективнее, обучение окажет развивающее воздействие, если не ограничиваться изучением лишь определенных технических приёмов. Важно сформировать у ребенка понимание выразительных возможностей искусства графики, открывающее путь к самостоятельной творческой деятельности.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Старовит, Екатерина Алексеевна, Санкт-Петербург

1. АдарюковВ.Я. Офорт в России. - Искусство (Москва). - 1923. - № 1. С. 276-291.

2. Айзеншер И .Я. Гравирование офорта на линолеуме: Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. 1947. Фонд Академии художеств № 11.- On. № 1. - Ед. хр. № 318. - 235 с.

3. Айзеншер И.Я. Техника офорта. JI.-M.: Искусство, 1939. - 206 с.

4. Алексеев П.А. О гравюре и гравировании: Учебное пособие. Л., 1976. -27 с.

5. Алексич М.Н. Работа художника в некоторых техниках офорта // Школа изобразительного искусства. М.: АХ СССР, 1963. - Вып. VII. С. 5 - 59.

6. Аллан Д. Ландшафт детской души / Перевод с англ. Ю.М.Донца; Под общ. ред. В.В.Зеленского. СПб.: ЗАО «Диалог» - ИП «Лотаць», 1997. - 256 с.

7. Алферов Н. Способ гравировать крепкою водкою, который по виду чрезвычайно похож на рисунок китайской тушью . СПб.: Морская типография, 1805.- 19 с.

8. Альбом офортов художников Студии им. И. Нивинского. М., 1956. - 29 л.

9. Альбом русских аквафортистов. СПб., 1874. - 12 л. с изобр. Ю.Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. - М.: Педагогика, 1986. - 176 с. П.Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества.- Киев: Освита, 1991. 111 с.

10. Андронников Э. От наброска к эстампу. Художник. - 1964. - № 4. С. 49 -52.

11. Архитектурная графика: Учебно-методическое пособие / Научный ред.

12. Г.Л. Степанов; Сост.: А.А. Гавричков, С.С. Жильцов, Г.П. Степанов, А.Ш. Тевьян. СПб.: Изд-во института им. И.Е. Репина, 1994. - 40 с.

13. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды / Сост. И.А. Либерфорт, Н.А. Радзимовская. М.: Советский художник, 1981.-370 с.

14. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль: Академия развития, 1998. - 240 с.

15. Бенуа А.Н. Задачи графики. Искусство и печатное дело. - 1910. - № 2 -З.С. 41 -42.

16. Библер B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). М.: Изд. политич. лит-ры, 1975. - 399 с.

17. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. - Т. 2 - 304 с.

18. Богачкина Л.Г., Богачкин Б.М. Линогравюра в школе. М.: Просвещение, 1983. - 80 с.

19. Богданова Р.У. Развитие творческой индивидуальности субъектов образования: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ, 2000. - 220 с.

20. Богданова-Березовская Н.А., Мажуга А.И., Почтенная К.О. Линогравюра и монотипия. СПб.: Образование, 1995. - 64 с.

21. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

22. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации / Пер. А.Р.Лурия. М.: Прогресс, 1977. - 412 с.

23. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983.-96 с.

24. Валицкая А.П. Образование в России: стратегия выбора / РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. 127 с.

25. Варшавский Л. История гравюры. В мире книг. - 1979. - № 9. С. 28 - 29.

26. Василий Михайлович Звонцов: Выставка произведений. Каталог / Авт. вступ. ст. и сост. кат. В.Н. Пилипенко. Л.: Художник РСФСР, 1987. 18 с.

27. Вег Я. Дюрер педагог. - Интерпрессграфик. - 1982. - № 3. С 2 - 5.

28. Верб М.А. Эстетическая культура школьника: Курс лекций. СПб.: РГПУ им. Герцена, 1997. - 110 с.

29. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. - 283 с.

30. Возрастная и педагогическая психология / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. - 288 с.

31. Возрастные возможности усвоения знаний (Младшие классы школы) / Под ред. Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. М.: Просвещение, 1966. - 442 с.

32. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С.Якиманской; Науч.-исслед. ин-т общей педагогической психологии академии пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

33. Волков И.П. Цель одна дорог много: проектирование процессов обучения. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с.

34. Волков Н.Н. Восприятие картины: Пособие для учителей / Под ред. И.П. Глинской. М.: Просвещение, 1976. - 32 с.

35. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. - 263 с.

36. Волков В., Звонцов В. Некоторые вопросы развития офорта Художник. -1959.-№7. С. 35-39.

37. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников: Сборник статей / Под ред. Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. М.: Изд-во Ак. пед. наук РСФСР, 1962. - 287 с.

38. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.-96 с.

39. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.

40. Галина Ивановна Щукина: Труды и дни / Сост.: М.А. Верб, И.Г. Шапошникова. Отв. ред. А.П. Тряпицына. СПб., 1997. - 335 с.

41. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Издательство Московского Университета, 1978.- 118 с.

42. Герчук Ю. Эстамп в мастерской, на выставке, в магазине // Советская графика ' 73. 1974. С 104 - 116.

43. Герчук Ю. Эстампы для всех. Творчество. - 1972. - № 5. С. 9 - 10.

44. Герштейн Ю.И. Новые виды гравюры. М.: Искусство, 1959. - 72 с.

45. Голлербах Э.Ф. История гравюры и литографии в России. М.: ГИЗ, 1924. - 220 с.

46. Гончаров А.Д. Об искусстве графики. М.: Молодая гвардия, 1960. - 83 с.

47. Гравировальная палата Академии наук XVIII века: Сборник документов / Отв. ред. Б.В. Левшин; сост.: М.А. Алексеева, Ю.А. Виноградов, Ю.А. Пятницкий. Л.: Изд-во «Наука», 1985, - 294 с.

48. Гравюра в системе искусств: Сборник статей по материалам конференции, проходившей в Русском музее в 1989 году / ГРМ; Науч. ред. М.А. Алексеевой, Е.Ф. Петиновой. СПб., 1995. - 88 с.

49. Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: Знание, 1991.-80 с.

50. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 478 с.

51. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Педагогика. - 1995. -№ 1.С. 29-39.

52. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

53. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / Рос. акад. образования, Психол. ин-т, Междунар. асоц. «Развивающее обучение». — М.: ОПЦ «ИНТОР», 1996. 541 с.

54. Данжан А. Офорт. Руководство травления крепкой водкой на меди. М.: Типо-литография Товарищества И.Н. Кушнерёв и К0, 1893. - 75 с.

55. Диодоров Б.А. Офорт: немного истории. В мире книг. - 1986. - № 7. С. 44 - 46.

56. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Е.Н. Медынского, сост. В.А. Ротенберг. М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во министерства просвещения РСФСР, 1956. - 374 с.

57. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. - 314 с.

58. Докучаева В.Н. И.И. Нивинский. М.: Советский художник, 1969. - 260 с.

59. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей / Пер. с англ. В.И.Голода; Под ред. В.И.Лубовского. М.: Педагогика, 1985. - 192 с.

60. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996. - 208 с.

61. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты: В 2-х т. Т. 1. М.-Л.: Искусство, 1957.-227 с.

62. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты: В 2-х т. Т. 2. М.-Л.: Искусство, 1957.-254 с.

63. Е.С. Кругликова и её ученики. Каталог выставки / Сост. Е.В. Гришина — Л.: Искусство, 1985. 55 с.

64. Евгений Сергеевич Тейс: Живопись, графика. Каталог выставки. М.: Сов. художник, 1979. - 19 с.

65. Евтых С.Ш. Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников: Автореферат к дисс. на соискание ст. канд. пед. наук. М.: Моск. Гос. Пед. Ун-т им. В.И. Ленина, 1996.- 16 с.

66. Елизавета Сергеевна Кругликова. Жизнь и творчество / Сост. П.Е. Корнилов. Л.: Художник РСФСР, 1969. - 131 с.

67. Зайцев В. Эстамп. Юный художник. - 1979. - № 8. С. 43 - 48. 74.3анков Л.В. Избранные педагогические труды / Вступительная статья

68. Ш.А. Амонашвили. М.: Новая школа, 1996. - 432 с. 75.3апорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. - М.:

69. Педагогика, 1986. 320 с. 76.3вонцов В. М. Основы понимания графики. - М.: АХ СССР, 1963. - 72 с. 77.3вонцов В.М., Шистко В.И. Офорт. - М.: Искусство, 1971. - 114 с.

70. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: АПН РСФСР, 1959. - 135 с.

71. Изобразительное искусство 1 9 кл / Авт. B.C. Кузин, Н.Н. Ростовцев, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Э.И. Кубышкина, Н.М. Сокольникова,

72. A.С. Близнюк, З.Н. Максимова. М.: Агар, 1996. - 160 с.

73. Изобразительное искусство в детском саду и в школе / Под ред. Т.С. Комаровой, О.Ю. Заряновой., Л.И. Ивановой М.: Пед. об-во России, 1999. -152 с.

74. Изобразительное искусство в начальной школе: 1—2 кл. В 2 ч /

75. B.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. М.: Дрофа, 2000. Ч. 1. Учись рисовать. - 95 е.; Ч. 2. Волшебный мир. - 126 с.

76. Изобразительное искусство в начальных классах: Пособие для учителя / Б.П.Юсов и др.; Под ред. Б.П.Юсова, Н.Д.Минц. Минск: Нар. асвета, 1992.- 191 с.

77. Изобразительное искусство в школе / Под ред. В.В. Колокольникова. М.: Педагогика, 1975. - 92 с.

78. Изобразительное искусство и художественный труд: Программа средней общеобразовательной школы. 1-8 классы / Сост. Н.В. Гросул, Е.И. Коротеева, Н.Н. Михайлова. Научный руководитель Б.М. Неменский.- М.: Мин-во нар. образования РСФСР, 1990. 142 с.

79. Изобразительное искусство и художественный труд: Программа средней общеобразовательной школы. 1 9 классы / Сост. Н.В. Гросул, Е.И. Коротеева, Н.Н. Михайлова. Научный руководитель Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 1994. 176 с.

80. Изобразительное искусство. Начальная школа: Сборник / Сост. B.C. Кузин, В.И. Сиротин. М.: Дрофа, 2000. - 223 с.

81. Изобразительное искусство: Рисунок. 1 11 кл. Живопись. 1 - 11 кл. Основы живописи. 5 - 9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 - 8 кл. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. - М.: Дрофа, 2000. - 288 с.

82. Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом / Ред.-сост. В.П.Шестаков. М.: Искусство, 1969. - 302 с.

83. Искусство рисунка: Сборник статей и публикаций / Сост. Г.В. Ельшев-ская. М.: Советский Художник, 1990. - 368 с.

84. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. - 440 с.

85. Калита Н. «Читать» гравюру. Юный художник. - 1996. - № 3. С. 32 -35.

86. Кардовский Д.А. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма / Сост. и авт. примеч. Е.Д. Кардовская. М.: Изд-во Академии Художеств СССР, 1960. - 340 с.

87. Карташев О. К вопросу об эстампе. Художник. - 1959. - № 10. С. 11 -12.

88. Касиян В. Вопросы эстампной графики. (К Всесоюзному съезду художников). Искусство. - 1956. - №3. С. 25 - 27.

89. Кершештейнер Г. Развитие художественного творчества ребёнка / Под ред. С.А. Левитана. М.: Типография Товарищества И.Д. Сытина, 1914. — 214 с.

90. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности.- М.: Изд-во Академии Педагогических наук РСФСР, 1959. 314 с.

91. Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение, 1971.-32 с.

92. Ковтун Е.Ф. Что такое эстамп. Л.: Художник РСФСР, 1963. - 95 с.

93. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Учебное пособие. М.: «Российское педагогическое агентство», 1998. - 106 с.

94. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1982. 656 с.

95. Корнилов П.Е. Офорт в России XVII XX веков. - М.: АХ СССР, 1953.- 144 с.

96. Коростин А.Ф., Смирнова Е.И. Русская гравюра XVIII в. М.: Изд-во Г. Т. Г., 1952.-.41 с.

97. Костин В., Юматов В. Язык изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1961. - 111 с.

98. Кристеллер П. История европейской гравюры. М.: Искусство, 1939. -518с.

99. Кряжева Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1997. - 208 с.

100. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Педагогическое общество России, 2001. 224 с.

101. Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. О восприятии элементарных ритмических композиции на плоскости // Техническая эстетика. 1969. -№8. С. 10-12.

102. Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. М.: «Плакат», 1987. - 208 с.

103. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и перераб. - М: Просвещение, 1977. - 208 с.

104. Кузин B.C. Психология. М.: Агар, 1997. - 182 с.

105. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.: Изд-во УРАО, 1999. - 176 с.

106. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одарённости. М.: ТЦ «Сфера», 1999. - 192 с.

107. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.

108. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. СПб.: Акцидент, 1997. — 190с.

109. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.-208 с.

110. Лабунская Г.В., Рожкова Е.Е., Назаревская Г.А. К вопросу о методах обучения рисованию в начальной школе. М.: АПН РСФСР, 1953. - 112 с.

111. Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Психодидактические аспекты развивающего обучения. Педагогика. - 1996. - № 6. С. 25-30.

112. Левитин Е.С. Несколько тезисов к истории гравюры // Музей-5. М., 1984.С. 24-35.

113. Леман И.И. Гравюра и литография: Очерки истории и техники. СПб.: Изд. Кружка Русских Изящных изданий, 1913.-291 с.

114. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981.-584 с.

115. Лепилов К.М. Рисование и моделирование ребенка-дошкольника. М.: Государственное издательство, 1925. - 116 с.

116. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. Педагогика. - 1996. - № 2. С. 7-11.

117. Либман М.Я. Дюрер и его мастерская (процесс работы и методы обучения) // Из истории классического искусства Запада / Под ред. М.Я. Либма-на. -М., 1980. С. 110-129.

118. Люблинская А.А. О понятии «умственное развитие детей» // Умственное развитие младших школьников в процессе обучения. — Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1974. С. 4 - 24, 240 с.

119. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. - 224 с.

120. Мажуга А.И. О терминологии графического искусства и ее роли в обучении студентов // Сборник Академии Художеств СССР. Л.: АХ СССР, 1987. С. 59-64.

121. Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. М.: Школа-пресс, 1996.-304 с.

122. Маркова Н. Что такое гравюра? Юный художник. - 1997. - №5/6. С. 24—27.

123. Масленников Н.Н. Рисунок пером и кистью. М.: Изд-во ассоциации художников революции, 1929. - 30 с.

124. Мастера современной гравюры и графики / Под ред. В.Я. Полонского. М.-Л.: Государственное издательство, 1928. - 415 с.

125. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6-12 лет. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 160 с.

126. Материалы и техники рисунка: Учебное пособие / Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Ренина Акад. Художеств СССР; под ред. В.А, Королёва. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 96 с.

127. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. - 240 с.

128. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях. М.: Просвещение, 1986. - 158 с.

129. Миклашевич С. Смешанные техники в офорте. Юный художник. — 1999.-№5. С. 25-27.

130. Миролюбова А. Жизнь Студии офорта: Страницы воспоминаний о Студии им. И.И. Нивинского. Искусство. - 1981. - № 6. С. 32 - 37.

131. Миронович П., Зайцев А. Новый вид эстампа. Художник. - 1997. -№2. с. 57 - 60

132. Назарова Т.С. К.Д. Ушинский о воспитании и развитии самостоятельности учащихся // Умственное развитие младших школьников в процессе обучения. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1974. - С. 24 - 39, 240 с.

133. Некрасова-Каратеева О.Л. Педагогические условия художественного воспитания детей младшего школьного возраста в изостудии при музее: Автореферат диссертации на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / АПН СССР, НИИ худож. воспитания. М., 1987. - 18 с.

134. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника. Педагогика. - 1996. -№3. С. 19-25.

135. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

136. Никереев С.М. Офорт в творчестве детей. Юный художник - 1989 — № 1. С. 30-32

137. Никереев С.М., Алексейцев Д.Г. Открытие мира. Юный художник. -1980. - № 11. С. 44-47

138. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Пед. общ-во России, 1999. -442 с.

139. Овсянников Л.Ф. Гравирование на картоне. 1952. Фонд Академии художеств № 11. On. № 1. - Ед. хр. № 450. - 30 с.

140. Овсянников Л.Ф. Изучение техники офорта применительно к программе первого и второго художественных курсов. Методическое пособие. 1953. Л., Фонд Академии художеств № 11., On. № 1., Ед. хр. № 490. - 34

141. Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. М.: Просвещение, 1988. - 176 с.

142. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.А.Венгера; Науч.-исслед ин-т общей и педагогической психологии; Академия пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1988. - 136 с.

143. Очерки по истории и технике гравюры / Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. М.: Изобразительное искусство, 1941.- 152 с.

144. Очерки по истории и технике гравюры / Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. М.: Изобразительное искусство, 1987.-668 с.

145. Очерки психологии детей (младший школьный возраст) / Под ред. А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович. М.: АПН РСФСР, 1950. 192 с.

146. Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. Советы рисовальщика. М.: Советский художник, 1966. - 104 с.

147. Павлов И.Н. Моя жизнь и встречи / Под ред. М.П. Соколова. — М.: Искусство, 1949. 345 с.

148. Павлов И. Печатание гравюр Художник. - 1986. - № 10. С. 61 - 62.

149. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры: Учеб.-метод. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 160 с.

150. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. Т.1. М.: Педагогика, 1981. - 336 с.

151. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. Т.2. М.: Педагогика, 1981. - 416 с.

152. Петровский А.В. Развитие личности: проблема ведущей деятельности. Вопросы психологии. - 1987. - № 1. С. 15-26.

153. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1999. —528 с.

154. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. СПб.: СОЮЗ, 1997. -286 с.

155. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М.: МПУ, 1996. - 269 с.

156. Под сенью дружных муз. Школа искусство - личность. Педагогический очерк / Сост. Н.А. Верб, Г.П. Яковлева. - СПб, Изд. дом «Шанс», 1997. - 96 с.

157. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / Под ред. И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1972. - 240 с.

158. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. - 96 с.

159. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство (пособие для учителя): Содержание, методика и организация занятий в начальной школе. М.: ИН-ТОР, 1997.-48 с.

160. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. М.: Педагогика, 1988. - 103 с.

161. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.

162. Попов М.М. Иллюстрированная история методики рисования и новейшие методы обучения искусствам в школе. СПб.: Типография М. Мер-кушева, 1909.-299 с.

163. Пособие по рисованию / Под общей ред. проф. Д.Н. Кардовского, В.Н. Яковлева, К.Н. Корнилова. М.-Л.: Госстройиздат. Напеч. в Лгр., 1938. -164 с.

164. Поспелова Н.П., Соболев Д.Г. Гравюра на линолеуме в школе и клубе. -М.: ГАХН, 1928.-32 с.

165. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Изд. центр «Академия», 1999.- 160 с.

166. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. СПб.: «Речь», 2001. - 688 с.

167. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение / Пер. с итальянского А.Б. Махова. -М.: Советский художник, Т.1., 1981. - 113 с.

168. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение / Пер. с итальянского А.Б. Махова. М.: Советский художник, - Т.2., 1985. - 168 с.

169. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. М.: Педагогика, 1990. - 160 с.

170. Психологические проблемы развития творческих способностей в условиях гуманизации образования: Сборник научных трудов / Под ред. Г.А.Берилава, И.И.Семенова. М.: Росс, психол. общ-во; Бийск, НИЦ Би ГПИ, 1995.-83 с.

171. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского унта, 1997.-240 с.

172. Психология обучения: Учебное пособие / В.В.Давыдов, Б.С.Волков, М.И.Володарская. М.: Б. и., 1978. - 69 с.

173. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В.Петровского; Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1987. - 240 с.

174. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа: Сборник статей / Отв. ред. Е.И. Игнатьев. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1954. 224 с.

175. Радлов Н.Э. Графика. Л.: Гос. Тип. Им. И. Федорова, 1926. - 24 с.

176. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учебно-метод. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 128 с.

177. Риччи К. Дети художники / Пер. под ред. и с предисл. Л.Г. Оршанского.-М.: Саолин, 1911.-84 с.

178. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравёров XVI XIX веков. С 720 фототип. и 210 цинкограф: В 2-х т. Т. I. СПб.: Типография императорской Академии Наук, 1895. - 6, 448 стбл.

179. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравёров XVI XIX веков. С 720 фототип. и 210 цинкограф: В 2-х т. Т. II. - СПб.: Типография императорской Академии Наук, 1895. - 2 е., Стбл.449 - 1248.

180. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, И.С. Кона, В.Я. Лакшина и др. М.: Большая Российская энциклопедия. - Т. 1., 1993. - 608 с.

181. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, И.С. Кона, В.Я. Лакшина и др. М.: Большая Российская энциклопедия. - Т.2.,1993. - 672 с.

182. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. М.: Просвещение, 1981.- 192 с.

183. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Русская и советская школы рисунка. М.: Просвещение, 1982. - 240 с.

184. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. Ин-тов. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 1998. - 256 с.

185. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. Пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. — 176 с.

186. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Сост. А.В.Брушлинский. СПб.: Питер Ком, 1998. - 705 с.

187. Рудометов М.Д. Опыт систематического курса по графическим искусствам. СПб.: Изд. Е.А. Евдокимова, 1897. -410 с.

188. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1 / Под ред. Г.Н. Джибладзе; сост. А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. - 656 с.

189. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. — М.: Пед. об-во России, 1999. 220 с.

190. Савенков А.И. У колыбели гения. М.: Пед. об-во России, 2000. - 2241. С.

191. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

192. Сидоров А.А. О мастерах зарубежного, русского и советского искусства. М.: Советский художник,1985. - 239 с.

193. Сидоров А.А. Русская графика начала XX века. Очерки истории и теории. М.: Искусство, 1969. - 250 с.

194. Соболев Д.Г. Гравюра на стекле в творчестве детей. М., 1957. - 28 с.

195. Советы мастеров: Живопись и графика: Сборник / Составитель и автор примечаний А.С. Зайцев. Л.: Художник РСФСР, 1979. - 374 с.

196. Современное состояние и перспективы развивающего обучения: Материалы конференции. Красноярск: Изд-во Краен, ун-та, 1990. - 104 с.

197. Содружество ученого и учителя: Л.В. Занков. Беседы с учителями; Работаем по системе Л.В.Занкова: Книга для учителя / Сост. М.В.Зверева, Н.К.Индик. М.: Просвещение, 1991. - 272 с.

198. Сомов А.И. Краткое руководство к гравированию на меди крепкою водкой. СПб.: Изд. 2-е для общества аквафортистов, 1885. - IV, 61 с.

199. Социализация детей через творчество: (из опыта работы Дворца Детского и Юношеского Творчества Выборгского района С.-Петербурга) Сборник / Под ред. Л.А. Ясюковой, А.Е. Зимбули. СПб.: ИПК Синтез-Полиграф, 2001.- 136 с.

200. Сто офортов XVI XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа: Альбом / Сост. Ю.А. Русаков. - Л.-М.: Советский художник, 1964. -131 с.

201. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.

202. Тарасова М.В. Графика. Пермь: Пермское книжное изд-во, 1963. -71 с.

203. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. -328 с.

204. Трофимов А. Развитие гравюры в России. Юный художник. - 1983. — № 11. С. 20-24.

205. ТуроваВ.В. Что такое гравюра. М.: Изобразит, искусство, 1986. -95 с.

206. Тэдд Л. Новый путь для художественного воспитания. Руководство к одновременному воспитанию руки, глаза и ума / Под ред. И. Горбунова-Посадова. М.: Типо-литография Товарищества И.Н. Кушнерёва, 1909. -174 с.

207. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т / Сост. С.Ф. Егоров. Т. 4. Родное слово. М.: Педагогика, 1990. - 528 с.

208. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре / Сост. Е.С. Левитина. М.: Книга, 1986. - 240 с.

209. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Советский художник, 1988. - 587 с.

210. Фалилеев В.Д. Офорт и гравюра резцом. М.-Л.: Государственное издательство, 1925. - 122 с.

211. Фейгин М. Офорт. В помощь начинающим художникам. Художник. — 1961.-№7. С. 55-60.

212. Флекель М.И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой: Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI XIX веков. - М.: Искусство, 1987. - 367 с.

213. Флекель М.И. Развитие русской гравюры. Художник. - 1981. - № 1. С. 57 - 62.

214. Флоренский П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству. СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993. - X, 366 с.

215. Фокина Т.Н., Матюхина Г.А., Матюхин Е.Г. Осознание красоты спасёт мир: Программа обучения живописи, графике, лепке, рисунку. СПб.: Тип. ГОУ СПбГДТЮ, 1994. - 39 с.

216. Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. М.: Серия «Психологическая диагностика», 1995. - 45 с.

217. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: Методы исследования. Киев: Освп-а, 1992. - 220 с.

218. Цветкова Л. О работе графическими материалами. Юный художник. -1990.-№2. С. 44-46.

219. Чижова И.Б. Мастерская В.В. Матэ. Искусство. - 1967 - № 5. С. 61 — 66.

220. Чижова И.Б. Художник и педагог Л.Ф. Овсянников. Искусство. — 1985. -№ 12. С. 35-39.

221. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2 / Под ред. Н.П. Кузина и др. М.: Педагогика, 1980. - 416 с.

222. Шедевры западноевропейской гравюры XV XVIII веков из собрания Государственного Эрмитажа: Каталог временной выставки / Научные редакторы: Л.А. Дукельская, А.В. Ипполитов. - СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 1999. 300 с.

223. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество: Проблемы руководства изобразительным творчеством детей / Сост. Б.П. Юсов, А.В. Щербаков. Вст. ст. Г.В. Лабунской. М.: Просвещение, 1969. -271 с.

224. Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца. М.: Просвещение, 1981.-416с.

225. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 224 с.

226. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.

227. Эльконин Д.Б. Психология игры. М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-360 с.

228. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.-64 с.

229. Эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики / Под ред. М.Д. Таборидзе. М.: Педагогика, 1988. - 104 с.

230. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. - 144 с.

231. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. — М.: Просвещение, 1974. 128 с.

232. Bosse, A. De la maniere de graver h l'eau forte et au borain et de la gravure en maniere noire. Paris, Jombert, 1758. - XXXII, 208 p.

233. Brunner, Felix. A handbook of graphic reproduction processes. = Handbuc der Druckgraphik = Manuel de la gravure. Stuttgart: Hatje, ets, 1984. - 379 p.

234. Chamberlain, Walter. The Thames and Hudsom manual of wood engraving / W. Chamberlain. London: Thames, 1978.- 192 p.

235. Kauffmann, Desire. Graphic arts crafts. Princeton, Nit, Van Nostrand, 1962.-260 p.

236. Lostalot, Alfred de. Les Procedes de la Gravure par Alfred de Lostalot / Re-dacteur de la Cazette des Beaux-Arts. Paris: A. Quantin Editeur, 1886. - 255 P

237. West L. Making an etching by Levon West. London: the studio, ltd, New York, The Studio publications, inc., 1932. - 79 p.