Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие художественно-образного восприятия младших школьников в процессе музыкально-пластической деятельности

Автореферат по педагогике на тему «Развитие художественно-образного восприятия младших школьников в процессе музыкально-пластической деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Рычкова, Мария Алексеевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Развитие художественно-образного восприятия младших школьников в процессе музыкально-пластической деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Развитие художественно-образного восприятия младших школьников в процессе музыкально-пластической деятельности"

На правах рукописи УДК 372.878

Рычкова Мария Алексеевна

Развитие художественно-образного восприятия младших школьников в процессе музыкально-пластической деятельности

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

3 1 ОКТ 2013

Санкт-Петербург 2013

005536870

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА НА КАФЕДРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И. ГЕРЦЕНА»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

АБДУЛЛИН ЭДУАРД БОРИСОВИЧ,

профессор, заведующий кафедрой методологии и методики преподавания музыки Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет»

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, доцент

ВАНЮШКИНА ЛЮБОВЬ МАКСИМОВНА,

доцент, заведующая кафедрой культурологического образования Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования»

кандидат педагогических наук, директор БУРЬЯК МАРИНА КЛАВДИЕВНА,

директор, художественный руководитель муниципального, автономного учреждения дополнительного образования детей «Новгородская детская музыкальная школа русского фольклора»

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Защита состоится « 19 » ноября 2013 года в 16 часов на заседании Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 212.199.20, созданного на базе Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена по адресу: 199155, Санкт-Петербург, пер. Каховского, д. 2, ауд. 404.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по адресу: 191186, наб. реки Мойки, 48, корпус 5.

Автореферат разослан « » октября 2013 года

а

Ученый секретарь Совета, м

кандидат педагогических наук, профессор /Л И.С. Аврамкова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Проблема формирования художественно-образного восприятия музыки является одной из ключевых проблем педагогики и психологии искусства, в частности, педагогики и психологии музыкального образования.

В свете изменений социокультурной ситуации в современном мире проблема развития художественно-образного восприятия искусства приобретает особенную актуальность. Преобразования, происходящие в содержании общего музыкального образования, требуют от учителя поиска новых технологий и методов формирования и развития музыкальных способностей детей, в частности, восприятия музыки. Решение этой проблемы особенно важно, так как именно восприятие музыки является основой всех видов музыкальной деятельности (Д.Б. Кабалевский).

Развитие художественно-образного восприятия является одной из главных задач музыкального образования, способствующих приобщению детей к музыкальному искусству. Полноценное переживание музыкальных образов помогает человеку овладеть очень важной для психологического развития формой активного эмоционально-творческого познания, укрепляет его эмоционально-волевой тонус.

В нашем исследовании предлагается один из возможных путей развития художественно-образного восприятия - использование потенциальных возможностей, которыми располагает в этом отношении музыкально-пластическая деятельность. Еще на ранних этапах развития художественной культуры музыка и движение существовали в неразрывном единстве синкретического комплекса искусств, а на современном этапе продолжают взаимодействовать и художественно дополнять друг друга в искусстве хореографии. Единство художественной образности и интонационности в этих искусствах (следуя В.В. Медушевскому) дают возможность ребенку, порой неосознанно, но органично выражать свой отклик на звучащую музыку через искусство движения. С другой стороны, учитель имеет возможность фиксировать все эти формы выражения, анализировать их и осуществлять коррекцию своей музыкально-педагогической деятельности.

Движение визуализирует музыкальный образ, позволяя глубже осмыслить его образность. Это особенно актуально для детей младшего школьного возраста, которым свойственны активность, потребность в новых сенсорных впечатлениях, синкретичность восприятия. Младший школьный возраст является наиболее сензитивным для развития музыкальных способностей, в том числе и восприятия музыки, поэтому именно этот возрастной период был выбран для проведения экспериментального исследования.

Несмотря на то, что музыкально-пластическая деятельность в последнее время все активнее включается в уроки музыки, многие вопросы все еще

з

остаются не решенными. Во-первых, не достаточно изучены механизмы взаимодействия двух искусств в рамках музыкально-пластической деятельности, а это чрезвычайно важно для понимания закономерностей их взаимодействия и разработки, на этой основе, педагогического руководства процессом ее осуществления на уроках музыки. Во-вторых, не в полной мере раскрыты возможности использования музыкально-пластической деятельности как пути развития восприятия музыки, в частности художественно-образного восприятия. Наконец, мы видим необходимость создания системы заданий в области музыкально-пластической деятельности, которая могла бы быть включена в современный урок музыки.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена рядом противоречий:

- между перспективными возможностями использования музыкально-пластической деятельности как пути развития художественно-образного восприятия и отсутствием исследований, посвященных этой проблеме;

между потребностью педагогов-музыкантов в методических рекомендациях, раскрывающих технологию включения в урок музыкально-пластической деятельности на основе понимания механизмов взаимодействия искусств в рамках этой деятельности и отсутствием таких методических разработок.

Исходя из выявленных противоречий, была сформулирована проблема исследования, которая состоит в необходимости определения педагогических механизмов и условий развития художественно-образного восприятия младших школьников в рамках музыкально-пластической деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема художественно-образного восприятия музыки решается в исследованиях разных областей науки - философии, эстетики, искусствоведения, психологии, педагогики. С точки зрения философии восприятие рассматривается как один из видов познания (Платон, Аристотель, Гегель, Кант и др.). Проблема взаимодействия искусств (музыки и искусства движения) раскрывается в трудах исследователей в области эстетики (В.В. Ванслов,), искусствоведения (Б.В. Асафьев, М.С. Каган, В.В. Медушевский, A.B. Плохов, В.Н. Холопова и др.), хореографии (Ю.Б. Абдоков, A.A. Меланьин, E.H. Аркина, E.H. Куриленко Ф.В. Лопухов, М.М. Фокин, E.H. Михайлов, А.Я. Цорн, и др.). В области психологии рассматривается проблема разграничения понятий «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие» (JI.C. Выготский, АЛ. Готсдинер, А.Н. Леонтьев, Е.В. Назайкинский, A.B. Торопова, Ю.А. Цагарелли и др.), а также особенности восприятия музыки разными типами слушателей (Т. Адорно, Д.К. Кирнарская). В области педагогики выявляются стадии и свойства восприятия музыки (В.К. Белобородова), а также особенности формирования и развития восприятия (Т.В. Калинина, A.A. Мелик-Пашаев, A.A. Пиличяускас, В.И. Ражников и др.).

Сущность и особенности музыкально-пластической деятельности как одного из видов музыкально-ориентированной полихудожественной деятельности получают раскрытие в трудах ведущих педагогов-музыкантов (Е.В. Николаевой, О.П. Радыновой, Н.А. Ветлугиной, Б.С. Рачиной).

Таким образом, несмотря на значительное количество научных работ, посвященных данной проблеме, специального исследования, раскрывающего возможности использования музыкально-пластической деятельности как пути развития художественно-образного восприятия пока не создано.

Цель исследования: разработка теоретических основ и методики развития художественно-образного восприятия школьников в процессе музыкально-пластической деятельности.

Объект исследования: процесс музыкального обучения и воспитания детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.

Предмет исследования: педагогические средства развития художественно-образного восприятия музыки у младших школьников в процессе музыкально-пластической деятельности.

Задачи исследования:

1. Обосновать теоретические основы педагогического руководства процессом осуществления музыкально-пластической деятельности, сориентированной на развитие художественно-образного восприятия музыки на музыкальных занятиях с младшими школьниками, и сформулировать их в виде базовых принципов построения содержания обучения.

2. Разработать педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие художественно-образного восприятия музыки у детей младшего школьного возраста в процессе музыкально-пластической деятельности.

3. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной педагогической технологии развития художественно-образного восприятия у детей младшего школьного возраста в процессе музыкально-пластической деятельности.

4. Разработать методические рекомендации по развитию художественно-образного восприятия у детей младшего школьного возраста в процессе музыкально-пластической деятельности.

Методы исследования:

- теоретические методы:

• рефлексия, анализ, обобщение;

• интерпретация знаний и способов деятельности в области музыкознания, теории хореографии и музыкальной психологии, их экстраполяция в сферу осуществляемого музыкально-педагогического исследования;

• моделирование;

- эмпирические методы:

• педагогические наблюдения (сплошное, выборочное), анкетирование;

• педагогический эксперимент.

Методологической основой данного исследования явились: теория взаимодействия искусств (В.В. Ванслов, М.С. Каган, Б.В. Юсов); исследования в области музыкального ритма (Б.В. Асафьев, Э.Ж. Далькроз, В.В. Медушевский, В.Н. Холопова); психологические исследования младших школьников (Л.С. Выготский, B.C. Мухина); исследования по психологическим проблемам восприятия музыки (Д.К. Кирнарская, В.В. Медушевский, A.A. Мелик-Пашаев, Е.В. Назайкинский, М.С. Старчеус, A.B. Торопова и др.); исследования по проблеме музыкальных способностей (Б.М. Теплов, A.JI. Готсдинер, Ю.А. Цагарелли, H.A. Ветлугина, Д.К. Кирнарская, М.С. Старчеус, Е.В. Николаева, A.B. Торопова и др.); исследования в области методики развития восприятия музыки (В.К. Белобородова, JI.H. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Николаева и др.); исследования в области методики обучения музыке во взаимосвязи с искусством движения (Е.В. Николаева, К. Орф, Б.С. Рачина и др.).

Гипотеза исследования: процесс развития художественно-образного восприятия музыки у учащихся младшего школьного возраста будет эффективным, если:

- в учебно-образовательном процессе будут реализованы потенциальные возможности, которыми располагает в этом отношении музыкально-пластическая деятельность (визуализация воспринятого детьми музыкального образа близкими им и более легкими, по сравнению с вербальным выражением, пластическими средствами; зрительная наглядность для педагога процесса развития художественно-образного восприятия музыки ребенком);

- разработать педагогическую технологию, которая: а) учитывает механизм взаимодействия музыкального искусства и искусства движения в музыкально-пластической деятельности и индивидуальные особенности музыкального восприятия ребенка; б) включает комплексное использование двух типов музыкально-пластической деятельности: художественно-образную и вспомогательно-дидактическую с преобладанием первой; в) предусматривает реализацию конструктивного, иллюстративно-изобразительного и интонационного уровней музыкально-пластической деятельности; г) актуализирует сопряженность музыкально-пластической деятельности с другими видами музыкальной деятельности учащихся.

База исследования: ГБОУ ДОД «Охтинский центр эстетического воспитания» г. Санкт-Петербурга.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2010 г. по 2013 г. в три этапа:

На первом этапе (2010 - 2011) был осуществлен анализ теоретических исследований, посвященных проблемам развития художественно-образного восприятия музыки и взаимодействия музыкального искусства и искусства движения; разработаны базовые методологические характеристики исследования (цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методологические основы, теоретические и эмпирические методы, этапы и база исследования).

Второй этап (2011 - 2012) был посвящен разработке теоретико-методических основ опытно-экспериментальной работы; сформулированы цель, задачи, методы, художественно-педагогические принципы исследования; выявлены критерии оценки уровня художественно-образного восприятия младших школьников; разработана последовательность занятий с использованием музыкально-пластической деятельности в контексте развития художественно-образного восприятия; проведена диагностика исходного уровня художественно-образного восприятия младших школьников и первый формирующий этап опытно-экспериментального исследования.

На третьем этапе (2012 - 2013) проведен второй этап опытно-экспериментального исследования и итоговое диагностическое исследование уровня развития художественно-образного восприятия младших школьников; проанализированы результаты эксперимента; разработаны методические рекомендации по использованию музыкально-пластической деятельности на уроках музыки; сформулированы основные выводы проведенной работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- определены принципы построения содержания обучения учащихся, направленного на развитие художественно-образного восприятия музыки на основе музыкально-пластической деятельности (принцип интонационности в искусстве; принцип единства временных искусств на основе ритма как формообразующего понятия; принцип взаимодополнительности музыкального и пластического интонирования на основе эмоциональной общности и выразительного родства музыки и пластики; принцип ассоциативности как свойства художественно-образного восприятия (обогащение ассоциаций ребенка путем использования искусства движения в процессе восприятия музыкального искусства; принцип единства всех видов музыкальной деятельности в процессе раскрытия музыкального образа);

- выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие художественно-образного восприятия музыки у детей младшего школьного возраста в процессе музыкально-пластической деятельности (включение в урок музыкального материала по принципу от программной музыки к непрограммной; выявление образных параллелей между музыкальным искусством и искусством движения в процессе обучения; выстраивание программы занятий, исходя из логики последовательного изучения музыкальных выразительных средств в процессе их пластической интерпретации).

Теоретическая значимость исследования: разработаны теоретические основы развития художественно-образного восприятия детей младшего школьного возраста в процессе музыкально-пластической деятельности (принципы, содержание, педагогические условия, виды и средства обучения), обогащающие новыми знаниями теорию музыкального образования. Раскрыты особенности и возможности взаимодействия музыкального искусства и искусства движения на основе общности их лексической природы в рамках

дополнительного образования детей. Установлено, что развитию художественно-образного восприятия музыки способствует комплексное использование художественно-образной и вспомогательно-дидактической сторон музыкально-пластической деятельности (с преобладанием художественно-образной стороны). В контексте музыкально-пластической деятельности определены виды и педагогические средства обучения, которые способствуют развитию художественно-образного восприятия детей (пластическое интонирование мелодии с использованием высотного тактирования, ручных знаков относительной системы сольмизации, показа ступеней звукоряда на «музыкальной лесенке»; использование специфических экспрессивных жестов в музыкально-дидактических играх; создание музыкально-пластических композиций на основе прослушиваемых произведений; инсценировка разучиваемых песен с использованием пластических средств выразительности; разучивание и исполнение элементов танцевальных движений; музыкально-пластическая импровизация).

Практическая значимость исследования: разработанная педагогическая технология развития художественно-образного восприятия детей младшего школьного возраста отличается доступностью в применении и обладает возможностью использования в различных образовательных учреждениях. На основе данной технологии разработан цикл занятий с использованием различных типов музыкально-пластической деятельности, который может быть реализован на уроках музыки в начальной школе. Теоретико-методические материалы диссертации, а также разработанные автором рекомендации могут использоваться в рамках учебных дисциплин («Теория музыкального образования», «Методика музыкального образования» и др.) в средних и высших музыкально-педагогических заведениях.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью основных положений исследования; использованием научных трудов в области современной психологии, педагогики, эстетики, искусствоведения по проблеме исследования; практическим подтверждением основных положений в результатах опытно-экспериментального исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: в процессе опытно-экспериментальной работы с учащимися ГБОУ ДОД «Охтинский центр эстетического воспитания» г. Санкт-Петербурга, а также в научных докладах на международных научно-практических конференциях «Музыкальное образование в современном мире: диалог времен» (Санкт-Петербург, 2010), «Музыкальная культура глазами молодых ученых» (Санкт-Петербург, 2010), «Методологические и методические проблемы общего музыкального образования» (Санкт-Петербург, 2011, 2012), на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. А.И. Герцена, кафедры методологии и методики преподавания музыки МПГУ; в 9 публикациях в печати, в том числе журнала «Педагогическое образование и

наука», включенного в список ВАК, а также международной конференции кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование в течение жизни».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс развития художественно-образного восприятия музыки у младших школьников эффективен, если его осуществлять на основе музыкально-пластической деятельности — доступной и наглядной для детей данного возраста.

2. Структуры музыкальной и пластической речи имеют общую лексическую природу, что особенно ярко проявляется в системе музыкальных выразительных средств, которые легко находят свое воплощение в пластике. Пластическое воплощение отдельных музыкальных выразительных средств дает почувствовать их роль в создании художественного образа музыкального произведения, что затем проявляется в самостоятельном выявлении учащимися выразительных средств и их художественной интерпретации на последующих занятиях.

3. Важнейшими принципами построения содержания обучения учащихся, направленного на развитие художественно-образного восприятия музыки на основе музыкально-пластической деятельности являются: принцип интонационности в искусстве; принцип единства временных искусств на основе ритма как формообразующего понятия; принцип взаимодополнительности музыкального и пластического интонирования на основе эмоциональной общности и выразительного родства музыки и пластики; принцип ассоциативности как свойства художественно-образного восприятия (обогащение ассоциаций ребенка путем использования искусства движения в процессе восприятия музыкального искусства; принцип единства всех видов музыкальной деятельности в процессе раскрытия музыкального образа.

4. Эффективное развитие художественно-образного восприятия музыки у детей младшего школьного возраста в процессе музыкально-пластической деятельности возможно при обеспечении следующих педагогических условий: включении в урок музыкального материала по принципу от программной музыки к непрограммной; выявлении образных параллелей между музыкальным искусством и искусством движения в процессе обучения; выстраивании программы занятий, исходя из логики последовательного изучения музыкальных выразительных средств в процессе их пластической интерпретации.

5. Педагогическая технология развития художественно-образного восприятия музыки у детей младшего школьного возраста в процессе музыкально-пластической деятельности базируется на комплексном использовании художественно-образной и вспомогательно-дидактической сторон музыкально-пластической деятельности с преобладанием художественно-образной стороны.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав (девяти параграфов), заключения, списка использованных научных источников (136 наименований), приложений. Объем диссертации составляет 166 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы исследования; формулируются его проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологические характеристики исследования, его теоретико-методологические основы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, достоверность результатов; излагаются основные положения, выносимые на защиту, сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

Первая глава «Характеристика сущности и структуры художественно-образного восприятия» посвящена вопросам сущности, структуры и особенностей развития художественно-образного восприятия музыки младшими школьниками.

В первом параграфе дается общая характеристика процесса художественно-образного восприятия с точки зрения философии (Платон, Аристотель, Гегель и др.), эстетики (Ю.Б. Борев), музыкознания, психологии и педагогики (A.A. Мелик-Пашаев, Т.В. Калинина).

На основе проведенного анализа выявляются основные этапы художественно-образного восприятия:

1. Эмоционально-непосредственное переживание произведения искусства, то есть восприятие осуществляется на психофизиологическом уровне и не опосредовано сознанием, происходит становление целостного эмоционально окрашенного образа.

2. Осмысление переживания, полученного на первом этапе, но уже на уровне сознания, и выявление его среди ряда других переживаний реальности и искусства, приходит осознание источника нового переживания, художественной формы и объективация автора.

3. Открытию автора произведения воспринимающим произведение искусства, происходит анализ личного переживания, уточнение и обогащение понимания авторского замысла, а также осмысление формы и выявление знаков. Итог - сложившийся художественный образ, понимаемый как видение мира автором произведения.

4. Переход от диалога воспринимающего с автором к диалогу с культурой. Итогом четвертого этапа становится рождение нового образа мира, переживание и осмысление этого образа и как следствие поиск новой формы для его воплощения.

Второй параграф посвящен исследованию специфики художественно-образного восприятия музыки.

Прежде всего, в параграфе рассматривается проблема разграничения понятий «музыкальное восприятие» и «восприятие музыки». В данном вопросе

мы опираемся на концепцию A.B. Тороповой. Музыкальное восприятие, по мнению ученого, направлено на постижение музыкального образа, который несет в себе «глубинный смысл, культурный знак, он обладает общекультурным значением и индивидуальной значимостью для каждого». Художественно-образное восприятие музыки соответственно направлено на понимание художественного образа музыкального произведения. Восприятие музыкального образа зависит от опыта, ментальных и этико-эстетических возможностей воспринимающего, актуального сознания, музыкальной культуры и т.п. То же можно отнести и к художественному образу.

Музыкальное восприятие скорее связано с пониманием и воссозданием музыкального текста, тогда как музыкально-образное восприятие музыки является эмоционально-эстетической деятельностью как исполнителя, так и слушателя (В.Г. Ражников).

Особое внимание в работе уделяется категории художественного образа музыкального произведения, так как искусство имеет образную природу. Художественный образ, в отличие от музыкального, является более широкой категорией и как объект художественно-образного восприятия включает в себя целый спектр образных характеристик, связанных с разными видами искусства. Именно в художественном образе заложена общность искусств. Видовое различие искусств проявляется в материальной структуре произведения, но не в художественном образе (A.A. Оганов).

В данном параграфе обосновывается вывод о том, что восприятие художественного образа часто оказывается плодотворным в опоре на внемузыкальные художественные ассоциации. Особенно важным это становится для неподготовленного слушателя, каким является младший школьник. Эта мысль получает подтверждение в теории Д.К. Кирнарской о «метафорическом скачке» в процессе музыкального восприятия, который позволяет осуществлять перевод с одного художественного языка на другой на основе интонационной природы музыкального искусства. В концепции ученого содержится важная мысль о неразрывности связей всех видов искусств и необходимости их взаимовлияния друг на друга при восприятии того или иного художественного произведения (в нашем случае — музыкального произведения). Сама природа художественно-образного восприятия музыки носит синтетический характер за счет механизма «метафорического скачка», что приводит к выводу о возможном повышении эффективности развития художественно-образного восприятия школьников при использовании музыкально-пластической деятельности как частного случая такого взаимодействия искусств.

В третьем параграфе раскрывается специфика развития художественно-образного восприятия музыки в контексте взаимодействия музыкального искусства и искусства движения.

Как важный фактор развития художественно-образного восприятия рассматривается художественная среда, которая обязательно воздействует на

процесс восприятия музыки, преобразуя его в художественно-образное. Восприятие любого вида искусства не может осуществляться отдельно от других видов. Художественно-образное восприятие музыки нуждается в опоре на другие виды искусства, союз с которыми будет создавать необходимые условия для его развития. Отмечается, что особенная глубинная взаимосвязь, которая может положительно повлиять на формирование и развитие художественно-образного восприятия, сохранилась между музыкальным искусством и искусством движения. Подробнее о синтезе этих искусств речь идет во второй главе.

В данном параграфе представляются и обобщаются исследования в области психологии (Б.Г. Ананьев, В.П. Морозов, М.Г. Арановский, Ю.А. Цагарелли и др.) и музыкознания (В.Н. Холопова, Е.В. Назайкинский и др.) по вопросам влияния искусства движения на восприятие музыки.

Особый интерес представляет концепция М.Г. Арановского, который, рассматривая взаимодействие звука и пространства «звукового движения», выявляет такое свойство звука как пластичность, то есть потенциальную способность становиться формой, получать ту или иную конфигурацию.

Теория о влиянии взаимодействия искусств (в частности, музыкального искусства и искусства движения) на развитие художественно-образного восприятия музыки раскрывается на основе концепции Д.К. Кирнарской, которая связала два уровня восприятия (аналитический и интонационный) с типами слушателей: музыканты-профессионалы более ориентированы на аналитическое восприятие, непрофессионалы - на интонационное.

Большинство слушателей - непрофессионалов, какими в контексте данной работы являются дети, склоняются к предметно-содержательному, живописно-образному истолкованию музыки отдаленно связанному (или никак не связанному) с художественной образностью. Благодаря проведению параллелей в содержании музыки с другими искусствами восприятие музыки получает опору не в бытовом, а в художественно-эстетическом фундаменте музыкальных впечатлений, что выводит его на уровень художественно-образного восприятия.

В контексте рассматриваемой темы в параграфе проанализирована концепция Е.В. Назайкинского о зависимости двигательных компонентов от музыкального образа. На основе ее экстраполяции сделан вывод, что пластическая выразительность тесно связана с музыкальными выразительными средствами, а для художественно-образного восприятия художественные движения будут обладать музыкальными характеристиками.

В данном параграфе также дается общая характеристика психологических особенностей детей младшего школьного возраста в контексте развития художественно-образного восприятия.

На основе осуществленного анализа в параграфе высказана предположение, что в рамках общего музыкального образования именно музыкально-пластическая деятельность может позволить включить младших

школьников в процесс активного художественно-образного восприятия. Включение в урок искусства движения не только выводит внемузыкальные ассоциации в процессе восприятия на принципиально важный художественный уровень, но и позволяет младшим школьникам «высказать» свое индивидуальное слышание произведения, из пассивных слушателей превращает их в полноценных участников творческого процесса. Музыкальное произведение приобретает личностную значимость для каждого ребенка, а именно это и может стать ключом к выходу на новый художественно-образный уровень познания и восприятия музыкального искусства.

Вторая глава «Проблема взаимодействия искусств и особенности музыкально-пластической деятельности в контексте развития художественно-образного восприятия музыки» посвящена раскрытию сущности взаимодействия музыкального искусства и искусства движения в условиях музыкально-пластической деятельности как пути развития художественно-образного восприятия младших школьников.

Первый параграф освещает вопрос музыкально-пластического синтеза, который наиболее наглядно представлен в хореографическом искусстве. Возникнув как синкретическое целое в первобытную эпоху, искусства сохранили взаимосвязи и стремление к синтезу. Явление синтеза искусств широко обсуждается в искусствоведческой литературе, рассматриваются особенности и закономерности взаимосвязей между различными искусствами. Взаимодействие искусств может варьироваться от полного подчинения одного из слагаемых другим до относительного равноправия.

Ученые выявляют различные типы синтеза искусств: 1. Объединение родственных искусств для усиления образной выразительности. 2. Сравнительно локальное объединение искусств, существующих самостоятельно. 3. Особый тип творчества, который проявляется в специфике театра, кино, эстрады, цирка. Синтез здесь является основой этих искусств, вне него они не могут существовать. 4. Перевод произведения одного вида искусства в другой. 5. Взаимопроникновение художественных принципов различных искусств (E.H. Куриленко).

Как известно, наиболее ярко синтез музыкального искусства и искусства движения проявляется в жанре балета, на примере которого можно выявить особенности и специфику взаимодействия этих искусств. В контексте выбранной темы особую важность приобретает понятие пластичности музыки, которое образовалось вследствие влияния хореографического искусства на музыкальное. Как пространственное явление пластичность включает в себя пространственные формы, воплощенные в движении, как временное - она представляет собой процесс, организованный в пространстве, «видимую музыку» (Т.А. Курышева).

Подтверждением теории взаимодействия музыкального и пластического искусств стала деятельность как многих педагогов-музыкантов XX века, так и представителей хореографического искусства, среди которых следует особенно

отметить творчество А. Дункан. Методика танца, созданная великой танцовщицей XX века, отличается от традиционной методики хореографии. Движение идет от музыки, подчиняясь импульсу тела, в отличие от традиционной хореографии, где движение изучается до музыки, а потом накладывается на нее.

Второй параграф раскрывает механизмы взаимодействия музыкального искусства и искусства движения на основе общности структур их языков и системы выразительных средств.

В плане выявления механизмов взаимодействия искусств в музыкально-пластическом синтезе и анализа их выразительных средств, особое внимание в данном параграфе уделяется работе Ю.Б. Абдокова о музыкальной поэтике хореографии, где в основу исследования положено изучение лексической природы музыкально-хореографического синтеза, нахождение точек соприкосновения выразительных средств обоих искусств, особенностей их проявления и взаимопроникновения друг в друга. Рассматривая проблему взаимодействия пластики и музыки в хореографическом искусстве, исследователь, в зависимости от художественно-образного содержания того или иного музыкального произведения, выделяет три сферы, в границах которых раскрывается взаимодействие двух искусств. К ним относятся: мелодико-интонационная, фактурно-ритмическая, оркестрово-тембровая сферы.

В данном параграфе подробно рассматриваются отдельные компоненты музыкальной выразительности во взаимосвязи с искусством движения: темпо-метро-ритмический компонент, фактура, гармония, лад.

Особое внимание уделяется анализу мелодико-интонационной сферы. Взаимосвязь мелодико-интонационной сферы и пластики находит отражение в общности структуры их языков. На основе концепции А.Я. Цорна, который выявляет параллели между структурными построениями вербальной и пластической речи, в параграфе представлены такие же точки соприкосновения

Вербальная речь Пластическая речь Музыкальная речь

Звуки: - Гласные - Согласные Жесты: - Позиции - Простые движения Музыкальные звуки: - Устойчивые - Неустойчивые

Слог Сложное движение Интонация

Слово Шаг (раз) Мотив

Фраза Соединение нескольких шагов Фраза

Предложение Шаговое сочетание Предложение

Период Соединение нескольких сочетаний в законченное целое Период

Однако следует учитывать, что такая аналогия элементов вербальной, пластической и музыкальной речи достаточно условна. Так, например, в интонации часто может заключаться смысл всего произведения, что никак не может соотноситься в этом случае со слогом вербальной речи и т.д.

Проводится анализ проявления категории интонации в музыкальном искусстве и искусстве движения как важнейшего элемента художественной образности.

По проблеме взаимосвязи музыки и пластики на основе общности их интонационной природы в параграфе представлен анализ научных исследований как в области музыкознания (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский), так и хореографии (Ю.Б. Абдоков, A.A. Меланьин, E.H. Аркина).

Природа музыки интонационна, а музыкальная интонация, по мнению Б.В. Асафьева, связана с движением. Эта связь прослеживается исследователем на разных уровнях: от интонационно-мускульной природы таких первичных форм музыки, как интервал, и выявления закономерностей музыкального движения в процессе становления и развития музыкальной мысли до понимания музыкального искусства в целом, как искусства «обнаруживаемого в интонациях движения». Музыкальная интонация «промысливается дыханием, мимикой, жестами - целостным движением тела» (В.В. Медушевский). Причем любой музыкально-пластический знак или интонация это одновременно и дыхание, и напряжение мышц, и биение сердца. Интонация представляет собой общехудожественную категорию, которая связывает музыку не только с другими видами искусства, но и с жизнью, культурой.

На основе анализа, проведенного в данном параграфе, сделан вывод, что осмысление музыкально-пластического резонанса, синтеза музыкальных выразительных средств, эмоционально обогащенных в пластике, дает возможность для более яркого, глубокого проживания художественного образа музыкального произведения в процессе выразительного пластического движения, что играет важную роль в развитии художественно-образного восприятия.

В третьем параграфе дается общая характеристика музыкально-пластической деятельности (на основе концепции Е.В. Николаевой) и выявляются особенности ее организации в контексте проблемы развития художественно-образного восприятия младших школьников. Теоретически обосновывается необходимость комплексного использования конструктивного и интонационного уровней музыкально-пластической деятельности как пути развития художественно-образного восприятия, которое необходимо для осознания художественного смысла музыкального произведения и музыкального искусства в целом.

В результате проведенного в этой главе исследования мы пришли к следующим выводам:

- выявлены особенности взаимодействия музыкального искусства и искусства движения, которые взаимосвязаны между собой на основе общности их выразительной природы и структуры языка. Музыкальные выразительные средства легко находят свое воплощение в пластике;

на основе концепции музыкально-пластической деятельности Е.В. Николаевой определена специфика организации этого вида деятельности в

контексте развития художественно-образного восприятия детей на уроках музыки в начальной школе;

- теоретически обоснована необходимость комплексного использования конструктивного и интонационного уровней музыкально-пластической деятельности как пути развития художественно-образного восприятия, которое необходимо для осознания художественного смысла музыкального произведения и музыкального искусства в целом;

- можно предположить, что проведенный анализ особенностей взаимодействия искусства движения и музыкального искусства в рамках музыкально-пластической деятельности будет способствовать более глубокому осознанию роли выразительного пластического движения, а также его грамотному применению на уроках музыки в общеобразовательной школе.

В третьей главе «Опытно-экспериментальная проверка педагогической технологии развития художественно-образного восприятия младших школьников в процессе занятий музыкально-пластической деятельностью» раскрывается содержание и результаты экспериментальной работы.

В первом параграфе характеризуются цель, задачи, методы и содержание констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования.

Целью проведенной опытно-экспериментальной работы явилось исследование процесса развития художественно-образного восприятия младших школьников на основе занятий музыкально-пластической деятельностью.

Задачи опытно-экспериментальной работы-.

1. Подбор и музыкально-педагогический анализ произведений, необходимых для реализации музыкально-пластической деятельности;

2. Разработка технологии развития художественно-образного восприятия младших школьников в процессе музыкально-пластической деятельности на основе обзора и исследования музыкально-педагогической и психолого-педагогической литературы по проблеме, а также искусствоведческой литературы по проблеме взаимодействия искусств (в частности, музыкального искусства и искусства движения);

3. Наблюдение за процессом развития художественно-образного восприятия музыки детьми вследствие применения различных видов музыкально-пластической деятельности.

Основные методы, применяемые в опытно-экспериментальной работе: словесные (беседа со школьниками о музыке и соотнесение ее особенностей со спецификой ее пластического воплощения; рассказ, предваряющий слушание музыки; сравнения (особенностей музыкальных произведений и их пластической реализации; сходства и различия явлений музыкального искусства и искусства движения); создание проблемно-поисковых ситуаций с распознаванием художественного образа; свободного дирижирования;

музыкально-пластического интонирования на основе общей образной природы искусств; создания музыкально-пластических композиций, позволяющих раскрыть содержание музыкального произведения в сочетании разных видов музыкальной деятельности (слушание музыки и музыкально-пластическая деятельность; пение и музыкально-пластическая деятельность и т.д.).

В ходе разработки опытно-экспериментальной работы были определены следующие методы оценки художественно-образного восприятия детей: 1. Анализ пластического воплощения музыкального образа в процессе музыкально-пластической импровизации и исполнения музыкально-пластических этюдов. 2. Анализ высказываний школьников о прослушанной музыке. 3. Анализ творческих работ детей, созданных в процессе восприятия музыки, в области других видов искусства (рисунков, сочинений и т. д.). 4. Анализ результатов индивидуального прослушивания детей.

В процессе опытно-экспериментального исследования были задействованы четыре группы учащихся 7-8 лет, обучающихся на хореографическом отделе Охтинского центра эстетического воспитания. Группы 1 и 2 (экспериментальные) обучались по экспериментальной программе и методике, включали в себя 16 человек. Группы 3 и 4 (контрольные) обучались по традиционной программе и методике, включали в себя 17 человек.

Перед началом опытно-экспериментального исследования была проведена диагностика во всех группах на предмет выявления исходного уровня развития художественно-образного восприятия детей в процессе музыкально-пластической деятельности. Диагностика проводилась в форме тестирования каждого ребенка, которому был предложен комплекс заданий, разработанный на основе выявленных нами ранее принципов и направленный на определение уровня развития художественно-образного восприятия:

• исполнение музыкально-пластических этюдов на музыку программную и непрограммную;

• выявление музыкально-пластическими средствами основного ритмического рисунка прослушиваемого музыкального произведения;

• создание одной или нескольких (по желанию ребенка) творческих работ в области какого-либо вида искусства (рисунки, рассказ, сочинение мелодии песни и т.п.) (по выбору ребенка) в процессе восприятия музыкального произведения;

• слушание музыкального произведения с последующим выбором эпитетов, ассоциаций соответствующих характеру, эмоциональному состоянию, переданному в музыке.

При оценивании качества выполнения учащимися предложенных заданий, учитывались: эмоциональный отклик ребенка на прослушанную музыку средствами музыкально-пластической деятельности (передача общего характера музыки, особенностей ее интонационного развития, тех или иных конкретных средств музыкальной выразительности); характеристика музыкального образа на интуитивном или осознанном (подкрепленном

17

вербальными характеристиками) уровне; сложность выполнения поставленной перед ним задачи (музыкально-пластический отклик на музыку программную и непрограммную), индивидуальность ребенка (близость ему той или иной музыкальной образности, внимание к тем или иным сторонам музыкальной речи).

При определении уровня развития художественно-образного восприятия учитывались три составляющих: а) музыкальная составляющая (сложность предлагаемого детям музыкального материала с точки зрения художественного образа и возможности его воплощения пластическим средствами); б) пластическая составляющая (однотипность движений или их разнообразие); в) характер их взаимодействия (осуществление музыкально-пластической деятельности на конструктивном, иллюстративно-изобразительном или интонационном уровнях: соответствие или несоответствие пластического отклика художественному образу произведения в целом, отдельным наиболее значимым для его раскрытия музыкальным средствам или гибкое следование движений за музыкальным развитием.

Результаты выполнения ребенком предложенных заданий получали цифровое выражение по 6-и балльной шкале, где наивысший результат оценивался баллом 6. В обобщенном виде результаты констатирующего обследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни / Группы Контрольные Экспериментальные

Нулевой (0 баллов) 0 0

Низкий (1-2 балла) 8 8

Средний (3-4 балла) 9 7

Высокий (5-6 баллов) 0 1

Анализ полученных данных и наблюдения за процессом и качеством выполнения детьми предложенного им комплекса специально разработанных диагностических заданий подтвердили предположение о том, что восприятие художественного образа музыкального произведения тесно связано с двигательным, пластическим восприятием. Так или иначе, связь с движением проявилась во всех видах заданий, предложенных учащимся, а также в их вербальных ответах, и в рисунках.

Второй параграф раскрывает содержание формирующего этапа опытно-экспериментального исследования. Он осуществлялся в следующих временных периодах: 1 класс (февраль 2012 — май 2012), 2 класс (сентябрь 2012 - декабрь 2012).

Стратегия развития художественно-образного восприятия на этом этапе была выстроена согласно основным принципам, сформулированным в теоретической части исследования и конкретизированным в предыдущем параграфе (принцип интонационности в искусстве; принцип единства временных искусств на основе ритма как формообразующего понятия; принцип

взаимодополнительности музыкального и пластического интонирования на основе эмоциональной общности и выразительного родства музыки и пластики; принцип ассоциативности как свойства художественно-образного восприятия; принцип единства всех видов музыкальной деятельности в процессе раскрытия музыкального образа).

В ходе реализации методики была разработана последовательность занятий, в каждом из которых использовались различные типы музыкально-пластической деятельности, направленные на развитие художественно-образного восприятия музыки.

Виды музыкально-пластической деятельности: пластическое интонирование мелодии; использование специфических экспрессивных образных жестов в музыкально-дидактических играх; создание музыкально-пластических композиций на основе прослушиваемых произведений; инсценировка разучиваемых песен с использованием пластических средств выразительности; разучивание и исполнение элементов танцевальных движений; музыкально-пластическая импровизация.

Музыкальный материал включал как программную, так и непрограммную инструментальную и вокальную музыку отечественных и зарубежных композиторов.

Третий параграф посвящен итогам опытно-экспериментального исследования.

По окончанию опытно-экспериментального исследования была проведена итоговая диагностика. В обобщенном виде ее результаты представлены в

таблице 2.

_______Таблица 2

Уровни / Группы Контрольные Экспериментальные

Нулевой (0 баллов) 0 0

Низкий (1-2 балла) 7 4

Средний (3-4 балла) 9 9

Высокий (5-6 баллов) 1 3

Сравнение результатов констатирующего и итогового обследования подтвердило эффективность предложенной педагогической технологии развития художественно-образного восприятия музыки на основе музыкально-пластической деятельности.

На основании проведенного опытно-экспериментального исследования мы пришли к следующим выводам:

1 .Художественно-образный тип музыкально-пластической деятельности способствует развитию у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, как необходимого компонента художественно-образного восприятия.

2. Экстраполированные из разных областей наук принципы, интерпретированные по отношению к содержанию и процессу проведения

музыкальных занятий с использованием музыкально-пластической деятельности, представляются в следующем виде:

• принцип интонационности в искусстве наиболее ярко проявляется в использовании пластического интонирования во взаимосвязи с интонированием мелодии голосом, а также в осмыслении построения фразы и музыкальной мысли через ее пластическое интонирование;

• принцип единства временных искусств на основе ритма как формообразующего понятия проявляется во всех видах заданий музыкально-пластической деятельности, так как именно ритмическая основа позволяет объединить музыкальное звучание и его пластическую интерпретацию в единое целое;

• принцип взаимодополнительности музыкального и пластического интонирования на основе эмоциональной общности и выразительного родства музыки и пластики, на наш взгляд, наиболее ярко проявляется в музыкально-пластической импровизации, в процессе которой можно наблюдать эмоциональный отклик каждого ребенка на звучащую музыку и постепенное осознание им художественного образа музыкального произведения, которое получает выражение в пластике;

• принцип ассоциативности как свойства художественно-образного восприятия (обогащение ассоциаций ребенка путем использования искусства движения в процессе восприятия музыкального искусства) проявляется во всех видах музыкально-пластической деятельности, прежде всего, в создании музыкально-пластических этюдов (в процессе разучивания песни или слушания музыки). Такие музыкально-пластические этюды позволяют через образную пластику «привести» детей к художественным ассоциациям, которые необходимы для полноценного художественно-образного восприятия музыкального искусства.

• принцип единства всех видов музыкальной деятельности в процессе раскрытия музыкального образа проявляется изначально во всех заданиях в рамках музыкально-пластической полихудожественной деятельности, которые включают различные виды музыкальной деятельности во взаимосвязи с музыкальной пластикой. Это позволяет раскрыть многогранность художественного образа музыкального произведения, почувствовав его через пластическую интерпретацию.

3. Определено несколько педагогических условий, средств и видов, применяемых в рамках музыкально-пластической деятельности, которые способствуют развитию художественно-образного восприятия детей:

— пластическое интонирование мелодии с использованием высотного тактирования, ручных знаков относительной системы сольмизации, показа ступеней звукоряда на «музыкальной лесенке»;

- использование специфических экспрессивных образных жестов в музыкально-дидактических играх. Например, «Мажор и минор» (определение лада), «Музыкальные прятки» и «Дирижер симфонического оркестра»

20

(определение динамики 17р), «Регистры» (на определение высокого и низкого регистра)и др.

— создание музыкально-пластических композиций на основе прослушиваемых произведений;

— инсценировка разучиваемых песен с использованием пластических средств выразительности;

— разучивание и исполнение элементов танцевальных движений (менуэт, полька и др.);

— музыкально-пластическая импровизация.

4. Более эффективному процессу развития художественно-образного восприятия младших школьников во время занятий с использованием музыкально-пластической деятельности способствует включение в урок на начальном этапе образной программной музыки, которая вызывает наиболее яркие образные ассоциации у младших школьников и способствует нахождению соответствующей пластической интерпретации художественного образа, а затем и непрограммной музыки.

5. Музыкально-пластическая импровизация является одним из наиболее важных направлений работы по развитию художественно-образного восприятия в процессе музыкально-пластической деятельности. С одной стороны, это наиболее сложное задание в рамках музыкально-пластической деятельности (особенно для детей с недостаточным уровнем развития творческих способностей), с другой - позволяет каждому ребенку выразить свое понимание музыкального образа (часто через движение ребенок может выразить то, что не всегда может объяснить словами или в пении), способствуют развитию музыкального воображения детей, как одного из необходимых компонентов художественно-образного восприятия.

6. В процессе музыкальных занятий с использованием музыкально-пластической деятельности уровень художественно-образного восприятия детей повысился, что проявилось в:

• свободе и выразительности движений, в целом отражающих художественный образ музыкального произведения;

• умении различать выразительные музыкальные средства, с помощью которых создается художественный образ, и самостоятельно (или с помощью учителя) предлагать их образную пластическую интерпретацию;

• повышении внимания и интереса детей при знакомстве с новым музыкальным произведением и потребности выразить его художественный образ через пластику.

В заключении отмечается, что, как показал теоретический анализ и результаты опытно-экспериментальной работы, сформулированная гипотеза, задачи и предмет исследования, положения на защиту, теоретическая новизна и практическая значимость оказались доказанными.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:

1. Рычкова, М.А. Развитие художественно-образного восприятия младших школьников в процессе музыкально-пластической деятельности. / М.А. Рычкова // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. — СПб., 2013 (октябрь) - №9. - С. 208-211 (0,25 п.л.).

2. Рычкова, М.А. Взаимодействие музыкального и пластического искусства в контексте развития музыкального мышления младших школьников. / М.А. Рычкова // Педагогическое образование и наука. -2011. - №5. - С. 28-32 (0,3 п.л.).

3. Рычкова, М.А. Становление музыкальности у детей младшего школьного возраста в процессе музыкально-пластической деятельность. / М.А. Рычкова // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен: сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции (22-23 ноября 2010 года). Ч. 1. — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - С. 125-129 (0,3 п.л.).

4. Рычкова, М.А. Развитие музыкального восприятия младших школьников в процессе полихудожественной деятельности. / М.А. Рычкова // Музыкальная культура глазами молодых ученых: сборник научных трудов.

— СПб.: Астерион, — 2011. - С. 167-170 (0,25 п.л.).

5. Рычкова, М.А. Музыкальное искусство и искусство движения: проблема взаимодействия искусств в контексте урока музыки в общеобразовательной школе. / М.А. Рычкова // Актуальные исследования в сфере культуры искусств: II Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященная пятидесятилетию полета в космос Ю.А. Гагарина (14-15 апреля 2011 года). Ч. 1 - Белгород, 2011. - С. 85-89 (0,25 п.л.).

6. Рычкова, М.А. Развитие музыкального восприятия через взаимодействие искусств на уроке музыки. / М.А. Рычкова // Педагогика музыкального образования: проблемы и перспективы развития. III международная научно-практическая очно-заочная конференция (19-20 апреля 2011 года).

- Нижневартовск, 2011 - С.205-209 (0,3 п.л.).

7. Рычкова, М.А. В гостях у госпожи Интонации - 1,2: учебно-методические разработки уроков музыки. / М.А. Рычкова // Урок музыки в современной школе. Методологические и методические проблемы общего музыкального образования: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (12-13 апреля 2010 года). - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. - С. 207-221 (0,9 п.л.).

8. Рычкова, М.А. Пластическое интонирование как путь развития музыкального мышления младших школьников. / М.А. Рычкова // Урок музыки в современной школе. Методологические и методические

проблемы общего музыкального образования: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (12-13 апреля 2011 года). - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - С. 152157 (0,3 п.л.).

9. Рычкова, М.А. Музыкальные образы осени: учебно-методическая разработка урока музыки. / М.А. Рычкова // Урок музыки в современной школе. Методологические и методические проблемы общего музыкального образования: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (12-13 апреля 2011 года). - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - С. 300-310 (0,7 п.л.).

Ю.Рычкова, М.А. Особенности пластической интерпретации музыкальных произведений на уроках музыки в общеобразовательной школе. / М.А. Рычкова // Музыкальное искусство и образование. Вестник кафедры ЮНЕСКО при МПГУ. - 2013 (март). - №1. - С. 130-136 (0,4 п.л.).

Подписано в печать 08.10.2013 г. Формат 60х84*/1б Бумага офсетная. Печать офсетная. Объём 1,5 п. л. Тираж 1 Юэкз. Заказ № 450 Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 191186, С.-Петербург, наб. р. Мойки, 48

Типография РГПУ, 191186, С.-Петербург, наб. р. Мойки, 48

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Рычкова, Мария Алексеевна, Санкт-Петербург

На правах рукописи

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет

имени А.И. Герцена»

04201453622

ИГОРЬ ГАВРИЛОВИЧ МАТЮХОВ

ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА КОПЫТЬКО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XX - НАЧАЛЕ XXI СТОЛЕТИЯ

Специальность 17.00.02 - музыкальное искусство

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург

Научный руководитель -

доктор искусствоведения, профессор

У ГЕН-ИР

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение................................................................................... 4

Глава 1. Белорусская хоровая музыка в историко-культурном и эстетико-стилевом аспектах............................................................ 14

1.1. Особенности развития белорусской хоровой культуры до 70-х годов

XX века..................................................................................... 14

1.2. Стилевое обновление в хоровом творчестве белорусских композиторов

в последней трети XX - начале XXI столетия...................................... 36

Глава II. Хоровое творчество Виктора Копытько: жанры, стиль поэтика...................................................................................... 71

2.1. Творческий портрет В. Копытько и проблематика изучения хоровых произведений композитора........................................................................ 71

2.2. Жанр оригинальной транскрипции в хоровом творчестве В. Копытько: оратория «Куранты» по анонимному славянскому сборнику XVIII века..... 87

2.3. Литургические, паралитургические и светские хоровые сочинения

В. Копытько................................................................................. 97

2.3.1. Месса в честь Святого Франциска................................................. 98

2.3.2. «Два песнопения памяти Александра Меня» ............................ 114

2.3.3. Светская кантата «Знаки»..................................................... 120

2.4. Новаторская трактовка драматургической функции хора в камерных кантатах В. Копытько.................................................................... 127

2.4.1. Сюжетно-драматургическая роль хоровой партии в кантатах «Машкин Дом» и «3-е Китайское Путешествие»................................ 127

2.4.2. Феномен хора т с^апга в камерной сольной кантате «Карнавальная Ночь» и евангельских историях В. Копытько...................... 138

Заключение.................................................................................. 152

Список литературы....................................................................... 157

Приложения................................................................................ 179

Приложение А. Комментарии к главам (аналитические очерки) 180

А 1. Андрей из Рогачёва. "Crucifixus surrexit" а 9.............................. 180

А 2. Две мессы С. Монюшко........................................................ 183

А 3. Латинские тексты католической заупокойной мессы,

использованные Л. Шлег в Реквиеме «Помните...».......................... 195

А 4. Драматургические функции хора в опере В. Копытько «Девочка,

наступившая на хлеб» ................................................................ 196

А 5. Хоровая миниатюра В. Копытько "Gloria".............................. 202

А 6. Оригинальная транскрипция «Песни Арбатского Двора»

Окуджавы - Копытько ................................................................ 204

А 7. Ключи к интерпретации анонимного славянского сборника XVIII

века в оратории В. Копытько «Куранты»........................................ 217

А 8. Авторский приём «гармонизации плотностями» в хоровой партии

камерной сольной кантаты В. Копытько «Карнавальная Ночь»............ 227

А 9. Евангельская кантата «История статира» В. Копытько.................. 230

А 10. Хор в прикладной музыке В. Копытько................................... 233

Приложение Б. Нотные примеры................................................ 235

Приложение С. Краткий биографический справочник (в алфавитном порядке)..................................................................................... 391

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Хоровое творчество современных белорусских композиторов представляет собой плодотворную сферу для исследователей и исполнителей. На рубеже тысячелетий в нем особенно ярко проявились тенденции образно-драматургической, стилевой и жанровой индивидуализации сочинений, свидетельствующие о достижении качественно нового этапа в белорусском хоровом искусстве. Включение в общемировой музыкально-стилевой контекст, наряду с возвращением целого ряда утраченных имен и традиций национальной культуры в области духовной и светской музыки, послужило мощным стимулом для эстетико-стилевого обновления хоровой музыки Беларуси в конце XX - начале XXI века.

В белорусской хоровой музыке процессы эстетических и композиционно-языковых преобразований, охватившие со второй половины XX века ряд стран бывшего СССР, происходят с очевидным опозданием и с гораздо меньшей интенсивностью, о чем пишут сами белорусские исследователи [3; 116; 145], связывая этот факт с поздним (лишь в начале XX века) формированием национальной композиторской школы, со сложностями исторической судьбы своего народа и особенностями белорусской художественной ментальности. Изменение эстетико-стилевого облика белорусской хоровой музыки на рубеже XX - XXI столетий стало подтверждением процессов творческого и мировоззренческого обновления, сказавшихся в преодолении консервативных языковых и жанрово-эстетических приоритетов советского периода. Наиболее отчетливо это обозначилось в творчестве белорусских авторов нынешнего среднего поколения, начавших свой композиторский путь в 1970-е годы.

В творчестве Виктора Копытько, одного из ярких белорусских мастеров современного хорового письма, воплотились ключевые тенденции мирового музыкального искусства, в различной мере проявившиеся в хоровой музыке белорусских композиторов разных поколений в 1970-е - 2000-е годы. Для музыкальной культуры Беларуси В. Копытько выступил первооткрывателем

У V ^

* > ;

целого ряда художественных приемов мировой музыки, связанных с непрекращающимися поисками современных авторов в сфере сотворения звуковой материи и ее организации в художественном и физическом времени и пространстве. Почерк композитора отмечен печатью яркой индивидуальности, обнаруживая неординарное образно-драматургическое и пространственно-акустическое мышление. Универсальность жанрового и стилевого охвата и глубоко новаторская трактовка многовековых традиций хорового искусства в произведениях В. Копытько соотносима с эстетическими и философскими исканиями в российском и зарубежном композиторском творчестве рубежа тысячелетий, что свидетельствует об актуальности нашего исследования в контексте современного музыкознания. Также очевидна перспективность данной работы для исполнительской практики, в которой остается неизменно востребованным постижение особенностей авторской поэтики, необходимое для изучения современных сочинений для хора и адекватного донесения до слушателей авторского замысла.

Степень изученности проблемы. В российском музыкознании последних десятилетий современное хоровое искусство рассматривается в различных ракурсах. В конце 1980-х - начале 1990-х годов появляются работы Г.Григорьевой [22; 23], Ю. Паисова [102], К.Якобсона [143], посвященные стилевым процессам в советской и постсоветской хоровой музыке. Одними из первых трудов, очертивших проблему исполнения и восприятия современных сочинений для хора зарубежных и отечественных авторов, стала книга И. Батюк «Современная хоровая музыка: теория и исполнение» (1999) [7]. Возрождению традиций духовной музыки в творчестве композиторов бывшего СССР посвящен ряд статей и исследований Н. Гуляницкой [24; 209], Ю. Паисова [101] и др. В белорусском музыкознании последнего времени также появляется ряд работ по хоровому искусству. Панорама жанровых явлений хоровой музыки Беларуси минувшего столетия представлена в исследовании И. Смагина «Беларуская харавая лггаратура» (1998) [191] и отдельных разделах коллективной монографии «Белорусская музыка второй

половины XX века» (2009) [8]. Некоторые тенденции современной духовной музыки очерчены в книге Л. Густовой «Музыкально-певческая культура православной церкви Беларуси» (2006) [25]. Осмысление жанровых и стилевых параметров хоровой музыки современных композиторов прослеживается в работах С. Баёвой [6], Г. Осиповой [98-100], Г. Цмыг [131], В. Черняк [134], статьях И. Бодяко [13], С. Климанова [42], Н. Ходинской [125], Н. Шиманского [139] и др.

Несмотря на достаточное количество научной литературы о белорусской хоровой музыке рубежа XX - XXI веков, в ней по-прежнему остается неизученным и недооцененным целый ряд явлений. Подчеркнем, что в перечисленных трудах белорусских исследователей хоровая музыка В. Копытько упомянута лишь в контексте общих жанрово-стилевых обзоров. Достаточно подробный анализ двух хоровых сочинений композитора (Мессы в честь Святого Франциска и сюиты Окуджавы — Копытько «Песни Арбатского Двора») представлен в дипломных работах студентов Белорусской государственной академии музыки А. Моторной (1996) [84], С. Белько (1999) [11] и Е. Милай (2003) [82]. Однако, хоровое творчество В. Копытько в целом и особенности хорового стиля композитора ни разу не становились предметом отдельного исследования. Вплоть до настоящего времени также не ставилась задача комплексного рассмотрения белорусской хоровой музыки рубежа тысячелетий в историческом, эстетико-стилевом и индивидуально-композиторском ракурсах. Необходимость осмысления ряда явлений белорусской хоровой композиторской практики с современных аксиологических позиций и выявления в ней места хорового творчества В. Копытько определила проблему настоящей диссертации.

Объект исследования - хоровая музыка белорусских композиторов в последней трети XX - начале XXI столетий, воплотившая качественно новые в контексте ее предшествующего развития эстетико-стилевые тенденции.

Предмет исследования - хоровое творчество Виктора Копытько в единстве его эстетико-стилевых черт и многообразии жанровых проявлений,

аккумулирующее важнейшие художественные достижения белорусской хоровой музыки последней трети XX - начала XXI столетий.

Цель работы - выявить своеобразие и индивидуальные черты хорового стиля Виктора Копытько и место его творчества в контексте процессов эстетико-стилевого обновления белорусской хоровой музыки на рубеже XX -XXI веков.

Задачи исследования:

• воссоздать общую картину исторического существования духовной и светской хоровой музыки Беларуси, обозначив этапы и специфику ее развития;

• охарактеризовать основные эстетико-стилевые тенденции белорусской хоровой музыки грани тысячелетий и особенности их воплощения в творчестве белорусских композиторов разных поколений;

• осуществить комплексное исследование хорового творчества В. Копытько, выработать его периодизацию, обозначить жанровый спектр;

• определить основополагающие черты хорового стиля В. Копытько и особенности авторского воплощения музыкальных традиций разных эпох;

• обосновать роль хорового творчества В. Копытько в белорусской музыке рубежа веков.

Материал исследования охватывает хоровые сочинения белорусских композиторов 1970-х - 2000-х гг. (в том числе - все хоровые партитуры В. Копытько), которые находятся преимущественно в рукописях. Специфика работы также потребовала привлечения ряда авторских и анонимных хоровых произведений композиторов Беларуси предшествующих столетий, включенных в ее сегодняшний культурный фонд и ставших основой ряда хоровых сочинений современных белорусских авторов. Важнейшим материалом исследования явилось творческое сотрудничество и беседы соискателя с композитором В. Копытько на протяжении ряда десятилетий. Особый интерес для нашей работы представили опубликованные интервью В. Копытько разных лет [61; 153; 165] и эссе композитора на различные эстетико-философские темы [46; 47; 51; 52; 59], отражающие его взгляды на музыкального искусство.

Методологической основой диссертации является комплексный подход, объединяющий историко-стилевой, эстетико-философский и художественно-аксиологический принципы осмысления хорового творчества В. Копытько в контексте белорусской музыки рубежа XX - XXI вв. Широкий охват проблематики, обусловленный объектом и предметом исследования, потребовал привлечения трудов Б. Асафьева [5; 208], И. Батюк [7], Г. Григорьевой [22; 23], Г. Гуляницкой [24], JI. Густовой [25], Т. Овчинниковой [95], Ю. Паисова [101; 102], М.Рахмановой [107] и др., посвященных различным сферам хорового искусства и жанрам духовной музыки; исследований Г. Алфеевской [2], Н. Вербы [19], О. Захаровой [35], Т.Ливановой [74-77], М.Лопатина [78], А. Конотопа [43; 44; 211], М.Михайлова [83], В. Рудзинского [109], И.Степановой [37, с. 318-364], Н. Финдейзена [123; 124] и др. в русле истории, теории и эстетики отечественного и зарубежного музыкального искусства; работ Е. Ручьевской [112], Ю. Холопова [126; 216], В. Холоповой [127; 128], Т. Кюрегян [73], Л. Чеботаревой [133] и др., освещающих проблемы музыкальной формы, теории и эстетики современных композиторских техник. В разработке концептуальных основ исследования белорусской музыки с исторических и социально-культурологических позиций мы опирались на труды ведущих белорусских ученых, охватывающие широкий круг проблем — от вопросов включения ряда явлений музыкальной культуры Беларуси предшествующих веков в ее сегодняшнее национальное музыкальное наследие, до выявления типологических черт становления белорусской национальной композиторской школы. Среди них выделяются исследования В. Антоневич [3; 4; 145], О. Дадиомовой [158; 159], Н. Копытько [63], Л. Костюковец [69-71], Т. Лихач [172; 176], Р. Сергиенко [116], В. Скоробогатова [190], С. Шейпы [194; 195], труд англо-французского исследователя Гая де Пикарда [186], посвященный церковной музыке Беларуси Х-ХХ вв. Отдельные фактические сведения по вопросам истории и теории современной белорусской хоровой музыки были почерпнуты нами из работ исследователей С. Баёвой [6], И. Бодяко [13],

С. Климанова [42], Г. Кулешовой [72], Г. Осиповой [98-100], А. Пескина [103], А. Смагина [191], Н. Ходинской [125], Г. Цмыг [131], Н. Шиманского [137]. Историко-теоретичеекой базой диссертации стало, таким образом, обобщение трудов российских и белорусских ученых, а также личный исполнительский (хормейстерский) опыт автора работы.

Методы исследования: в диссертации использованы методы историзма, целостного, историко-стилевого, системно-комплексного, сравнительно-сопоставительного, музыкально-теоретического, интертекстуального, интерпретационно-исполнительского анализа и метод интервью.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Стилевые процессы, происходящие в музыке Беларуси последней трети XX - начала XXI столетий, во многом обусловлены осознанием белорусскими авторами национально-исторического контекста своего творчества. Диалогичность музыкального искусства рубежа тысячелетий по отношению к культурам прошедших эпох в современной белорусской хоровой музыке приобретает особый смысл обращения к своей национальной музыкально-исторической памяти. Этому в немалой степени способствовали изыскания белорусских ученых, возвративших в композиторскую и исполнительскую хоровую практику Беларуси традиции кантовой культуры и древнейшие пласты духовной музыки православной и католической конфессий, испокон веков сосуществовавших на белорусских землях.

2. Исторические музыкальные традиции представлены в произведениях современных белорусских авторов в различной степени их творческого переосмысления и взаимодействия с современным художественно-драматургическим мышлением и методами композиции. Важнейшими эстетико-стилевыми направлениями белорусской хоровой музыки в 1970-е -2000-е гг. являются неофолъклорная волна, ретроспективная тенденция в ее многообразном преломлении и новая сакральная традиция, наиболее ярко свидетельствующие об обновлении образно-тематических, эстетико-

художественных и мировоззренческих приоритетов белорусских авторов на рубеже тысячелетий.

3. В музыкальном пространстве современной Беларуси особо выделяется творчество Виктора Копытько, обобщившее эстетико-стилевые направления белорусской хоровой музыки последней трети XX - начала XXI столетий и предложившее их индивидуально-авторское прочтение. Хоровое творчество композитора отличается огромным образно-тематическим, жанровым и эстетико-стилевым диапазоном, поражает свежестью образных и композиционно-драматургических решений. Партитуры В. Копытько в немалой степени способствовали расцвету камерного хорового музицирования в Беларуси в конце 1980-х - 1990-е гг.

4. Хоровой стиль В. Копытько базируется на свободной трактовке музыкальных традиций духовной и светской хоровой музыки разных эпох, на объединении широкого спектра интонационных и пространственно-фактурных моделей в рамках одного сочинения, на тонком взаимодействии старинных и современных приемов композиторского письма. Особым качеством поэтики композитора является образная и пространственно-акустическая многомерность, обусловившая многофункциональную драматургическую роль хора в его партитурах.

5. Хоровая музыка Виктора Копытько представляет собой одно из самых значительных достижений современного композиторс�