Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие художественно-творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях графикой (линогравюрой)

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Федоров, Сергей Алексеевич
Ученая степень
 
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1983
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Развитие художественно-творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях графикой (линогравюрой)», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: , Федоров, Сергей Алексеевич, 1983 год

Введение. 3

Глава первая.Гравюра,ее выразительные средства. 27-

Глава вторая.Опыт использования занятии линогравюрой с учащимися школ у нас и за рубежом.,. 63-

Глава третья.Особенности изобразительной деятельности подростка. 64

Глава четвертая.Занятия линогравюрой в структуре изобразительной деятельности как средство развития художественно-творческих способностей учащихся (экспериментальная работа по теме исследования). 97

I.Поисковый эксперимент (опредение содержания и методов занятий линогравюрой). 98

2.Обучающий эксперимент (проверка возможностей занятий линогравюрой с учащимися младшего и старшего подростковых возрастов). 109

Экспериментальная работа в У классах. 109

Экспериментальная работа в У1 классах. .121

Экспериментальная работа с учащимися УП классов. 135

Экспериментальная работа с учащимися У1И классов. 149

3.Завершающий эксперимент (занятия линогравюрой на факультативных занятиях). 155

Выводы. 179

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие художественно-творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях графикой (линогравюрой)"

Проблема формирования всесторонне-развитой личности человека приобретает в период развитого социализма особо важное значение,поэтому КПСС и Советское правительство постоянно проявляют заботу о воспитании и обучении нашей учащейся молодежи и,прежде всего,школьников.06 этом свидетельствуют материалы съездов партии,постановления ЦК КПСС и Правительства.Так,в "Отчетном докладе Центрального комитета КПСС ХХУТ съезду Коммунистическойпартии Советского Сою

II

V за и очередные задачи партии в области внутренней и внешI ней политики 23 февраля 'I98I г." говорилось:"Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь .Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек утл ел ими разумно пользоваться.А это,в конечном счете,зависит от того,каковы интересы,потребности личности .Вот почему в их активном,целенаправленном формировании наш^ партия видит одну из важных задач социальной политики" . В Постановлении же ХХУ1 съезда по проекту ЦК КПСС "Основные направления экономического и социального развития на I98I-I985 г.г. и на период до 1990 г." обращается внимание на дальнейшее развитие системы народного образования,на необходимость^ частности, "совершенствовать формы и методы т^дового,нравственного и эстетического воспитания в школе" .

На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В.Андропов сказал:"А где,как не в школе,

I/

Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М.:Политиздат,1982. - с.63.

Там же,с.181. может человек получить начала эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,утление понимать и ценить произведения искусства,приобщаться к художественному творчеству?" ■

Эстетическое воспитание,тесно примыкающее к идейному, нравственному,а иногда - и к трудовому воспитанию, играет важную роль в формировании мировоззрения учащихся. Оно учит их видеть и понимать прекрасное в произведениях искусства ж в окружающей жизни:в природе,труде,продуктах материальной культуры.

Основную роль в идейном,эстетическом воспитании играет искусство.Как писал М#Горький,"в основе своей искусство есть борьба за или против равнодушного искусства нет и не может быть,ибо человек - не фотографический аппарат,он не фиксирует действительность^ или утверждает,или изменяет ее, разрушает".

Одним из учебных предметов общеобразовательной школы, v/ содержащим большие возможности не только идейного, эстетического воспитания учащихся,а также развития их художественно-творческих способностей является изобразительное искусст.во.

В процессе занятий изобразительным искусством ( включая задания и декоративно-прикладного характера') учащиеся ставят перед собой и решают творческие задачи,как в разных видах искусства,так и в разных материалах.Привыкая к этому, они начинают творчески подходить и к урокам трудового обучения^ после окончания школы - к работе в различных Андропов"10.В. 'Избранные речи и статьи.- 2-е изд. - М.: Политиздат ,1983. - с.293. 2/ . - -М.Горький. - М.:Советский писатель,1953. - с.789, областях производительного труда,особенно - в технике.Здесь е. ' 1 помогают им полученное на занятиях изобразительным искусством развитие пространственных представлений;психологической же основой этого является стремление молодых рабочих пережить тот эмоциональный подъем,радость творчества,удовлетворение его результатами,которые они испытали на занятиях искусством не только в школе,но даже и детском саду .На .это указывает известный деятель дошкольного воспитания Н.П. Са-кулина:"Дети,конечно,не делаются художниками оттого,что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов .Но в развитии их личности: это оставляет глубокий след,так как они приобретают опыт настоящего творчества,который в дальнейшем приложат к любой области труда" -.

Что же представляют собой художественно-творческие способности :мх происхождение, структура, средства их развития?

Проблемой способностей в различное время занимались многие, видные советские ученые,педагоги:Н.К.Крупская, Б .Г. Ананьев,JI .С.Выготский,Е.И.Игнатьев,А.Г .Ковалев,В .И.Кирвен- ко,В.А.Крутецкий,Г.В.Л абун екая, Б. С .Л ейте с,А.Н.Л еонт ьев,В.С. Лукин,В.Н.Ыясищев,И.П.Павлов,А.В.Петровский,С.А.Рубинштейн, В.С.Щербаков и др. Часть этих ученых и педагогов изучала непосредственно художественно-творческие способности.

Как известно,И.П.Павлов делил людей на два типа людей, в зависимости от того,какая у них преобладает сигнальная система: первая или вторая. Если преобладает первая с ее образ

I/ ' .

- Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965. - с.ISI-IS2. ным отражением действительности,то таких людей, говорил он следует относить к типу художественному.

Наиболее ранний признак зарождающейся способности-склонности, обусловленные наличием природных задатков;сами же споние осуществляется в процессе обучения и воспитания .

Рассматривая компоненты способностей к изобразительной деятельности,А.Г.Ковалев называет три:ведущие свойства способностей, опорные и фон.К ведущим он относит художественное воображение,к опорным - качества восприятия (чувство целого, пропорций,формы,светотени,колорита,ритма) и умелость руки; фоном он называет способность к эмоциональной настроенности в процессе творчества.Вместе с тем он пишет:"Указанными компонентами, безусловно,не исчерпывается структура изобразительной способности,тем более творческие возможности и особенности художника .На его деятельности сказывается весь строй духовной жизни общества и в первую очередь его отношение к действительности,искусству,к самому себе.От этих отношений з.ависит и направленность^ характер творчества худож

Однако все сказанное здесь о способностях относится к взрослым людям,являющимися профессионально-обученными художник ами,кач ест венный уровень произведений которых,как пишет Г.В Дабунекая,определяет глубина мировоззрения и степень таланта."Это положение не дает нам права,с нашей точки зрения,

См.Общая психология /Под ред.В.В.Богословского.А.Г.Ковалева, А.А. Степанова. - М.:Просвещение,1981. - с.367-369, 377-381. 2/

Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способностей к изобразительной деятельности. - В кн.:Проблемы способностей/Под ред.В.Н.Мясищева. - М.:Изд-во АПН РС^СР,1962. - с.155. собносги - сплав природного и приобретенного.Это

2/ ника" считать детский рисунок искусством,и даже "особым родом искусства" .Рисование - это прежде всего художественно-творческая деятельность ребенка,по мере своего^развития все теснее и теснее связанная с искусством." При этом "каждый возраст,несомненно,имеет свои средства художественного вы

2/ ражения,свою особую выразительность."

Дети дошкольного и младшего школьного возраста-страстные рисовальщики.Содержанием их рисунков является, главным образом,окружающая их жизнь,сказки и другие произведения доступной им литературы,собственные фантазии,а в условйях школьных занятий под руководством учителя - также простейшие задания по рисованию с натуры интересных душ них предметов из мира природы,игрушек или предметов окружающей жизни. Основная особенность детского рисунка,до того времени, как он под влиянием обучения начинает понимать передачу трехмерности изображаемых предметов,- плоскостность,на что неоднократно обр.ащали внимание наши видные педагоги,например,В.С. 37'

Шербаков - .

Этот интерес детей к рисованию проявляется еще и в 1У-У классах,хотя в это время любимой формой работы становится уже не рисование на интересные для них теш по представлению,воображению, а рисование с натуры;главным для них становится не "что" изображено,а "как".

Позднее (обычно,к концу У1 класса) наступает охлаждение - "рисовать продолжают только одиночки,большей частью

Лабунская Г.В .Изобразительное творчество детей.- М.: Просвещение, 1965. - с.7. 2/ ^ Там же,с.9.

Щербаков В.С.Изобразительное искусство.Обучение и творчество. - М.:Просвещение,1969. - с.89. одаренные в этом отношении или побуждаемые к тому внешними условиями врод^ специальных занятий рисованием", отмечает Л.С.Выготский .

Поскольку задачи эстетического воспитания и художественно-творческого развития учащихся к этому времени еще нельзя считать решенными,то упомянутые Л.С.Выготским бпеци-альнае занятия рисованием (дополняющие очень ограниченное время,выделенного на изобразительное искусство в учебном плане школы) следует считать весьма желательными,

В течение нашей длительной педагогической и научно-методической работы мы постоянно искали с р е д с т в а,к о-торые могли бы задержать 6 п а д интереса учащихся к занятиям изобразительным искусством. Йзучая имеющийся в этом отношении опыт,мы обратили внимание на из; i' данную еще в 1928 году брошюру Н.П.Поспеловой и Д.Г.Соболева "Гравюра на линолеуме в школе и клубе"1 .Несмотря на ее недостатки,о которых будет сказано ниже,эта брошюра впервые у нас поставила вопрос о включении графики в занятия изобразительным искусством,поскольку это активизирует интерес учащихся к занятиям.Заметим,что опыт названных педаго -гов заметил и Л.С.Выготский,который,рекомендуя связывать рисование с производительным трудом,требующим участия,творчества,в цитируемой нами работе,отметил положительное значение опыта Н.П.Поспеловой.

Являясь одним из видов графики,линогравюра,действитель

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:Просвещение,1967. - с.31.

Опубликована издательством ГАХН. но,может быть очень полезной не только потому,что,знакомя учащихся с принципами полиграфического производства,она должна усилить интерес учащихся к занятиям изобразительным искусI ством тогда,когда он спадает;кроме этого,работа с линогравюрой вызывает у учащихся интерес к графике вообще:к плакату, книжной и журнальной иллюстрации,к прикладной графике (этикетки,марки и т.д.),и,конечно,к станковой графике,к которой относится гравюра,литография,монотипия и др.Внимание к разным видам графики,конечно,должно сказаться и на общем развиI тии школьников,так как усиливает интерес у них к общественным проблемам,воспитывает активность мышления.Как говорит Н.Дмитриева,"Мы ценим в графике ее способность ловить летучие мгновения жизни,закрепляя их в быстрых характерных чертами ее умение характеризовать целое через изображение частиц ее способность к обнаженному выражению,экспрессии,и способность изобразительно выражать существо идей,овеществляя невещественные понятия.И все это можно было бы свести к одному, самому общему:мы ценим в графике ее способность говорить" .

О том,как много могут дать учащимся занятия одним из видов графики-гравюрой на линолеуме свидетельствует опыт педагогов ГДР,Чехословакии,Болгарии и некоторых других стран.Тем не менее,несмотря на большие достижения в этой области, зарубежным системам занятий гравюрой свойственен существенный недостаток: линогравюрой дети начинают заниматься с 6-7 летнего возраста,когда они еще не могут сознательно отнестись к языку гравюры.Поэтому их работы,часто очень выразительные в плане детского изобразительного творчества,всегда недостаточно умелы в отношении использования выразительных средств гравю

Дмитриева Н.А.Изображение и слово. - М.:Искусство,1962. -с. 285-286. ры.Работая над клише,дети примитивно вырезают контур изображения, отчего гравюры напоминают рисунки мелом на классной доске или негативы в фотографии.

Негативностью" страдали и образцы гравюр учащихся 1 в уже упоминавшейся нами брошюре Н.П.Поспеловой и Д.Г.Соболева; этот же недостаток часто встречается в гравюрах, экспонируемых на наших всесоюзных,республиканских и городских выставках детского изобразительного творчества. йзучая различный практический опыт в советской школе за несколько десятилетий занятий линогравюрой,в частности,в школах и внешкольных учреждениях Москвы,Московской области, Вла-диво стока,Хабаров ска,Иркут ска,Ангар ска,Челябин ска, Лип ецка,Мичурин ска, Новосибирска, Рязани, Куйбышевской обл.,а также в Праге,Братиславе и др.,мы пришли к выводу,что специфика гравюрного искусства недоступна учащимся младшего школьного возраста. Да и не нужна она в начальных классах,где учащиеся еще не только недостаточно владеют грамотным рисунком,но и не умеют планомерно работать,как того требует гравюра:сначала собрать материалы наблюдений и зарисовок,затем сделать эскиз, проработать законченный рисунок,перевести его на линолеум,вырезать клише,с которого можно делать отпечатки.

Линогравюра полезна позже - в подростковом возрасте з^чащихся, т. е. в У-УП1 классах школы .Именно "к началу подросткового возраста дети лучше и правильнее осознают и оценивают собственнее особенности, связанные с учебной деятельностью"- ,старший же подросток "в состоянии увидеть,запомнить и передать главное, суI щественное в явлении или предмете.Учащиеся начинают лучше

Возрастная и педагогическая психология/Под ред.А.В.Петровского. - М.:Просвещение,1973. - с.138. осознавать свои индивидуальные склонности:выражают предпочтение одним учебным предметам перед другими,включаются в работу интересующих их кружков.В это время их перестает удовлетворять и тот чисто учебный характер,который носят занятия изобразительным искусством в 1У-У1 классах школы.Учащиеся ^ стремятся к тому,чтобы их работа имела практический смысл" Казалось бы все это обусловливает внесение линогравюры в занятия изобразительным искусством с подростками;и,однако, в школе они очень редки.Этому препятствует как 1 недостаточность учебного времени на изобразительное искусство,так и отсутствие нужной учителю методической литературы.Правда,начиная с середины 60-х годов был опубликован ряд работ по линогравюре. Так, вышло пособие д^я учащихся В .В .Курашева,знакомящее с техникой линогравюры ,Б.И.Клабуновского - для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов ,книга В.А.Фаворского,которая не только знакомила с техникой гравюры,но и с характером работы художника над гравюрой;она была проиллюстрирована работами самого автора -- замечательного мастера гравюры,создавшего у нас школу графиков- .Наконец,в 1975 году вышла книга А.С.Щипанова,в которой автор знакомит читателя с историей возникновения гравю

5/ ры,с ее техникой- .

I/

Изобразительное искусство в школе /Под ред.В .В .Колокольни-^кова. - М.:Педагогика, 1975. - с.17.

Курашев В.В.Гравюра на линолеуме. - М-Л.:Просвещение,19б5.

Клабуновюсий Б.И.Линогравюра. - М.:Просвещение,1968. 4/ 1 ' "

Фаворский В.А.Рассказы художника-гравера. - М.:Детская литература, 1965.

5/

• Щипанов А.С.Юным любителям кисти и резца. - М.:Просвеще -ние,1975.

- 12

Рост внимания к эстампу,в частности,к линогравюре, в современном графическом искусстве высок и многие авторы, и среди них художники-практики делятся своим богатым творческим опытом по выполнению линогравюры на страницах журнала "Художник"- с самодеятельными художниками,а на страницах"Юкого художника"- с юными читателями (О.Ардимасов,Ю.Герштейн, " .* ' »

А.Зайцев, А .Игнатов ,Н .Кабншев,К .Кравченко ,Н .Никифоров, Н .Шан-тыко и др.).

Большое внимание уделялось^гравюре в седьмом томе "Школы изобразительного искусства"- .

Своими мыслями о гравюре^делилсь Taipce и старейшие ху~ дожники-граверы:П.Староносов ,И.Павлов ,М.Маторин- и др.

Знакомство со всеми этими работами показывает,что на многие вопросы,связанные с проведением занятий линогравюрой в школе, авторы не дают ответа .Гравюра интересует: их лишь с точки зрения художественно-образной стороны и ее техники* Возможности же этих занятий в эстетическом и творческом развитии учащихся,а также вопросы методики занятий с учащимися, в частности,их подведение к пониманию специфики гравюры,разI витие -чувства- гравюры,зависимость успешной работы учащихся от их возраста,как правило,в работах не затрагиваются шш авторы говорят о них декларативно. 1

Между тем,без решения всех этих вопросов нельзя расчитывать на успешность разработки обоснованной системы занятий

I/

Школа изобразительного искусствам 10-ти т.Т.7. - М.:Ака-~\дем .художе ств СССР,1963.

2/ .■ .л

Староносов П.Н.Гравюра на линолеуме. - М.:Искусство,1938.

3/ .

Павлов И.Н.Жизнь русского гравера. - М.: Академ .художеств СССР,1963.

Павлов МЛМаторин MJ3.Техника гравюры на дереве и на линолеуме. - М.:Искусство,1952. линогравюрой со школьниками.

Вот почему еще в конце шестидесятых годов мы началж исследование вопросов,связанных с занятиями подростков линогравюрой как наиболее доступной для них формой различных видов эстампа.

Объектом данного исследования и являются занятия линогравюрой с учащимися подросткового возраста.

Предмет исследования - изучение возможностей использования занятий линогравюрой в школе в целях развития художественно-творческих способностей подростков.

Цель исследования - разработка такой системы занятий линогравюрой,в процессе которых успешно развивались бн художественно-творческие способности школьников.

Изложенное обусловило необходимость решения в Данном исследовании следующих з а д а ч:

1.0пределить,с каким из подростковых возрастов - младшим (У-У1 классы) или старшим (У11-У1П классы) - наиболее целесообразно проводить занятия линогравюрой,где они более подготовлены психологически и изобразительно к овладению выt разительных средств гравюры,где эти занятия особенно нужны для общего и творческого развития личности учащегося и вызывают наибольший интерес.

2.Проверить,могут ли занятия линогравюрой с учащимися успешно развивать их художественно-творческие способности и как сказывается развитие этих способностей на занятиях не только гравюрой,но и в других смежных видах графики,на интересе учащихся к вопросам изобразительного искусства.

3.Разработать,соответствующие задаче развития художест

- 14 венно-творческих способностей учащихся,содержание и методиу ку занятий линогравюрой,которые бы эффективно подводили учащихся от обычного рисунка (карандаш,перо и т.д.) к понима-.специфических средств гравюры.

4.Выяснить,в каких формах школьных занятий (урок, кружковые, факультативные занятия) возможна работа учащихся с линогравюрой.

В основу начатого исследования была положена следующая I рабочая гипотеза.

Как уже говорилось,занятия линогравюрой в начальных классах нецелесообразны из-за недоступности их учащимся. Недостаточно подготовлены к ним и учащиеся 1У классов,по скольку здесь они лишь начинают более или менее овладевать элементарными основами грамотного реалистического рисунка.

Сяедовательно,о занятиях гравюрой на линолеуме речь может идти,лишь имея в виду подростков - учащихся У-У1,а также УП-У1Н классов.Однако возможность проведения таких занятий с учащимися тех и других классов,конечно,нужно проверить.

Исходя из особенностей психологии старших подростков -- учащихся УЫ-У1П классов,мы полагали,что у них занятия линогравюрой вызовут наиболее сильный интерес;однако и это требовало экспериментальной проверки.

Что касается содержания занятий линогравюрой,то очевидно, оно, чтобы вызывать интерес учащихся,должно тесно связываться с окружающей школу жизнью (город,село,крупный промышленный объект,ударная стройка пятилетки и т.д.) поскольку эти окружающие условия связаны с трудом родителей,а значит, определяют интересы семьи.Накладывает отпечаток на интересы учащихся также соседство со школой исторических памятников, мест, связанных с жизнью и деятельностью выдающихся деятелей революции,гражданской войны,ветеранов Великой ОтеI чественной войны,известных писателей,художников, композиторов и др.

Занятия линогравюрой могут быть связаны и с общей идей-ндБоспитательной работой школы,например,по военно-патриотической теме (организация музеев боевой славы,походы по местам сражений Великой Отечественной войны и др.).

Работа над гравюрой - трудоемкое дело.Методика занятий по ее выполнению,повидимому должна с одной стороны,вызывать у учащихся эмоциональное отношение к выполняемому заданию,а с другой приучать школьников к продумыванию и последовательной работе над эскизом,а также подводить их к пониманию выразительных средств гравюры,избегая многократного повторения i трудоемких приемов вырезывания клише Дня этой цели можно рекомендовать следующий процесс усвоения учащимися специфики гравюры:кроме систематического показа и анализа гравюр художников, ввести подготовительные задания-упражнения,подводящие учащихся к пониманию специфики гравюры.Такими заданиями могли быть:рисование черной тушью (перо,кисть) на белой бумаге , белилами - на черной,проскребывание рисунка по бумаге, покрытой черной краской или тушью,а также выполнение аппликаций из белой,черной и серой бумаги Давая близкие к гравюре по выразительным средствам результаты,такие задания могут серьезно способствовать овладению учащимися гравюрой на линолеуме.

Исходя из данной гипотезы и был начат длительный эксперимент, поисковый этап которого,имеющий целью определить возраст учащихся,с которым возможны занятия линогравюрой,а также содержание и методы занятий с ними,изложен нами в свое время в книге "Изобразительное искусство в школе" «Этот эксперимент был продолжен далее в различных формах занятий (кружковых,факультативных) со старшими подростками с целью определения средств,способствующих наиболее эффективному развитию художественно-творческих способностей учащихся.

Основным методом эксперимент а было сравнение результатов занятий в параллельных классах, группах кружка,факультатива,из которых одни занимались по программе,вытекающей из рабочей гипотезы исследования,а другие - по школьной программе изобразительного искусства или по программе,являющейся ее логическим продолжением; в них отсутствовали занятия линогравюрой.Сравнение результа

1 тов велось посредством выполнения всеми учащимися общих контрольных гравюр,которые в одних классах или группах выполнялись после заданий,подводящих учащихся к пониманию средств гравюры,в других - в условиях отсутствия таких за-2/ даний

Кроме того,чтобы вменить,как влияют занятия гравюрой на выразительность обычных школьных рисунков учащихся, выполняемых карандашом,давал ось общее задание по рисунку в группах,где учащиеся занимались гравюрой и где они ею не занимались.

Методологической основой нашей педагогической и научно-исследовательской работы были труды классиков марксизма-ленинизма,Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР об усовершенствовании системы обуче

I/ •

См.гл.Графика. - В кн.Изобразительное искусство в' школе /Под ред.В.В.Колокольникова. - М.:Педагогика,1975. -с.80-91.

Осуществлялся лишь показ и анализ гравюр художников.

- 17 ния и воспитания учащихся средней общеобразовательной школы, труды выдающихся советских ученых,педагогов.

Методика, исследования со стояла из методов,обусловливающих достоверность научного, педагогического исследования.Такими методами были:

- теоретический анализ проблемы исследования на основе изучения педагогической,психологической,методической,искусствоведческой (изобразительное искусство) литературы;

- изучение школьных программ по изобразительному искусству разных лет,а также программ внеклассных и внешкольных занятий;

- ознакомление с всесоюзными,международными и другими выставками детского изобразительного творчества,анализ их в целом и отдельных детских работ,изучение каталогов этих выставок;

- изучение лучшей педагогической практики в школах и внешкольных детских учреждениях СССР,а также зарубежных занятий линогравюрой с учащимися школ ГДР, Чех о Словакии, Болгарии, Японии и др.;

- проведение экспериментальной работы с целью найти ответ на изложенные выше задачи исследования. Эксперимент состоял из проведения занятий с учащимися (на уроке,в круж-ковой,факультативной работе),систематических экскурсий,фронтальных и индивидуальных бесед с учащимися,консультаций,ведения научно-педагогического дневника,подбора наглядных пособий и т.д.

Экспериментальная работа осуществлялась в течение длительного времени (1977/78 учебный год был завершающим годом этой работы) и состояла из поискового эксперимента, имевшего целью определить содержание и методы занятий лино

- 18 гравюрой с учащимися подросткового возраста; обучающего эксперимента,в процессе которого был уточнен возраст учаi щихся,в котором наиболее целесообразно проведение занятий линогравюрой,и эксперимента завершающего,осуществленного в условиях факультативных занятий.

Основная экспериментальная работа по теме исследования проводилась в двух московских школах:В 252 Кировского р-на и № 600 (бывшая школа-интернат 12) АПН СССР;кроме того,были привлечены школы,где проверялись отдельные проблемы исследования (школы J& 662 Железнодорожного р-на,№ 204 им. A.M. Горького АПН СССР и др.?.

В экспериментальной работе принимали участие и

УН классы,в каждом - опытные и контрольные,что позволяло периодически сравнивать результаты занятий,проводимых по разной методике,посредством общих контрольных заданий;кроме того,занимались кружки и факультативные группы учащихся У11--УШ классов .Всего к экспериментальной работе было привлечено более 400 подростков.

Проведенное исследование по теме:"Развит:ие художественно-творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях графикой (линогравюрой)" оформлено в виде диссертации, состоящей из введения,четырех глав (проиллюстрированных работами художников-граверов,рисунками и линогравюраI ми учащихся,а также цифровыми таблицами),выводов, библиографии ,приложения,списка иллюстраций.

Первая глава диссертации -"Гравюра,ее выразительные средства".В ней рассмотрены основные специфические качества гравюры,выявленные путем анализа многочисленных образцов гравюры.

Родившись как вид тиражирования рисунка,гравюра посте

- 19 пенно выросла в самостоятельный вид графики,решающий художественные задачи своими средствами.В процессе своего развития гравюра выработала ряд специфических средств и,прежде всего,уравновешенность черного и белого в пределах листа бумаги,выразительность силуэта,которая усиливается его сочетанием с тональным решением,достигаемым техникой штриI ховки.Применение линолеума,дающего возможность получения более крупного клише,мягкость этого материала обусловили усиление декоративности и лаконичности гравюры на линолеуме.

Исходя из правильного понимания специфики гравюры,преподаватель будет успешно проводить занятия линогравюрой в кружках,студиях,факультативах изобразительного искусства.

Вторая глава - "Опыт использования занятий линогравюрой с учащимися школ у нас и за рубежом".

В советской школе гравюра как вид занятий с детьми быI ла распространена в 20-х,начале 30-х годов,когда перед учебным предметом "ИЗО" ставились широкие воспитательные задачи .Позднее, с превращением "ИЗО" в "Рисование" и-с сокращением выделенного на него учебного времени,занятия линогравюрой почти ушли из школы;ею стали заниматься лишь в изокружках и студиях Домов и Дворцов пионеров.Мешает распространению занятий линогравюрой со школьниками и отсутстI вие методической литературы.

Третья глава - "Особенности изобразительной деятельности подростка" - посвящена теоретическому выяснению возможностей занятий гравюрой с подростками.

Рассматривая проблему способностей к художественному творчеству,автор опирался на исследования известных ученых--психологов,художников-педагогов,отмечавших,что подростковый возраст - возраст больших возможностей,резкого подъема

- 20 физических и духовных сил,формирования самосознания (Б.Г. Ананьев ,Л .С.Выготский,В.И.Киреенко,В.А.Крутецкий,Н.С.Лукин, В .Н.Мясищев, А .Н .Петровский, А .Г .Ковалев, А .Н.Леонтьев;Г .В .Лабунекая,В.С.Щербаков).Исходя из этого и учитывая наличие у подростка некоторой подготовленности по рисунку, внимание автора привлекла графика,обладающая большими возможностями развития личности.Из различных видов графических работ для исследования были взяты занятия линогравюрой.

Однако возник вопрос: в каком подростковом возрасте младшем или старшем целесообразны занятия линогравюрой? Такой вопрос не случаен,так как старший подростковый возраст вносит много нового в развитие учащегося.

Четвертая глава - "Занятия линогравюрой в структуре изобразительной деятельности как средство эффекI тивного развития художественно-творческих способностей учащихся" посвящена анализу экспериментальной работы по теме исследования,которое проводилось в три этапа.

Целью первого - поискового экспери мента было определить содержание и методы учебно-воспитательной работы с учащимися,исходя из того,что развитие художественно-творческих способностей учащихся может быть успешным лишь тогда,когда преподаватель будет заботиться,с одной стороны,о развити^у них эмоционального,эстетического отношения к окружающей жизни,к изображаемому,а с другой- о систематическом углублении понимания ими рисунка и овладении специфическими особенностями гравюры.

Чтобы усилить эмоциональное восприятие учащихся-подро-стков,надо опереться на то,что для них в этом возрасте наиболее интересно.

В обучающем эксперименте был решен вопрос о возрасте,с которым наиболее целесообразно проводить занятия линогравюрой и о том,как сказываются занятия линогравюрой на развитии общих художественно-творческих способностей учащихся,на их интересе к занятиям изобразительным искусством.

Занятия с учащимися У11 и УШ классов показали, что старшие подростки добиваются в овладении гравюрой значительно более высокого уровня,чем учащиеся 7-71 классов.Это объясняется как качественными изменениями психики учашихся,так и их повышенным интересом к искусству линогравюры - соединение рисунка с технической возможностью его размножения.

Завершающий эксперимент дал материал для изучения возможностей занятий линогравюрой в условиях факультативных занятий,позволяющих углубить работу,связав ее. с окружающей жизнью, с темами идейно-воспитательной работой школы,что способствует развитию художественно-творческих способностей учащихся.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

- занятия линогравюрой могут играть важную роль в воспитании и развитии школьников,однако возможность их проведения зависит от возраста и художественной подготовки учащих-ся;как показало исследование,наиболее целесообразно проведение занятий линогравюрой с учащимися старшего подросткового возраста;

- развитие художественно-творческих способностей старших подростков на занятиях линогравюрой осуществляется особенно эффективно,если тесно связывается с характером окружающей среды (школа городская,сельская,железнодорожная,работающая в районе ударных строек пятилетки,в окружении крупного промы шлейного строительства,соседствующая с памятниками революционного прошлого,истории нашей Родины и т.д.),с содержанием всей идейно-воспитательной работы школы;

- чтобы учащихся подготовить к занятиям линогравюрой, необходима следующая работа: Г)по развитию образного мышления и художественного воображения подростков,что осуществляется наиболее результативно в процессе их подготовки к выполнению1 очередного задания путем проведения экскурсий, сопровождаемых беседами,вызывающими у учащихся интерес и эмоциональность восприятия,что затем проявляется в их зарисовках; 2)по развитию понимания учащимися выразительных средств гравюры,осуществляемого как показом образцов,сопровождаемых их анализом,так и системой подготовительных ри-сунков-упражнений,выполняемых в технике,близкой гравюре:это-- рисование черной тушью на белой бумаге (перо,кисть),белой гуашью на черной,выполнение аппликаций из белой,черной и серой бумаги,исполнение рисунков посредством процарапывания скребком бумаги,покрытой тушью; 3)по развитию у Учащихся умения видеть изображаемое через художественный язык материала .линогравюры;

- в исследовательской работе учтено и развитие у подростков способностей последовательно работать над тематическими и другими видами работ по изобразительному искусству, начиная с продумывания первоначального замыела,выполнения подготовительных рисунков с натуры и подготовка окончательного рисунка,рассчитанного на гравюру,выполняемого, обычно, тушью.Учитывался также и большой интерес учащихся ётого возраста к использованию технических приемов работы над клише по линолеуму,к печатанию и корректировке оттисков;

- как показало исследование,работа подростков над

- 23 линогравюрой не только препятствует снижению их интереса к занятиям изобразительным искусством,которое происходит,как известно,в этом возрасте,но,наоборот,обостряет интерес и активно развивает художественно-творческие способности. Переходя от гравюры к рисунку карандашом,они выполняют его несравненно выразительнее по композиции,контрастам светлого и темного,гармонии пятна и линии,чем их сверстники,рисующие,но не занимающиеся гравюрой,т.е.происходит "перенос" качеств,развиваемых гравюрой,в обычный рисунок карандашом;

- поскольку в ныне действующем учебном плане школы занятия изобразительным искусством в 311-УШ классах не преду смотрены,работу над гравюрой следует проводить в кружке или в борме факультативных занятий,что позволяет располагать необходимым временем для занятий и экскурсий.

Научная новизн а.Результаты проведенной экспериментальной работы подтвердили,в основном, правильность рабочей гипотезы исследования,что позволяет говорить о том новом,что внесло исследование в систему занятий линогравюрой со школьниками.

Прежде всего,впервые была поставлена под вопрос целесообразность занятий линогравюрой не только с младшими школьниками,для которых специфика средств гравюры еще недоступна,но и в работе с младшими подростками в условиях классных занятий,поскольку ограниченность учебного времени не создает к этому условий:трудоемкость работы с' гравюрой, отнимающей много учебного времени,здесь отрицательно сказывается на овладении учащимися рисунком и,особенно,на работе красками,на декоративной работе.Поэтому к занятиям линогравюрой наиболее целесообразно привлечение учащихся подросткового возраста.

- 24

Впервые занятия линогравюрой были использованы в целях развития художественно-творческих способностей учащихся подросткового возраста.

Впервые в педагогической литературе разработаны методические рекомендации средств подведения подростков к понима -нию специфики линогравюры,уокоряющих овладение ею.

Усиление образно-эмоционального отношения учащихся к изображаемому и к самому изображению способствует также продуманная методика (экскурсии,бе седы с показом образцов изобразит ельного искусства,диафильмов,кинофильмов,про слушиванием музыки,литературных отрывков,активизирующих воображение 1 учащихся).

Наконец,доказано,что эмоциональное отношение учащихся к задумыванию,подготовке и выполнению линогравюры как одно из условий успешного развития их художественно-творческих способностей в большой мере зависит от связи тематики работ с условиями,в которых живет и работает школа,с ее общими темами идейно-воспитательной работы.йменно опыт такой творческой работы и позволяет достигать высокого уровня развития художественно-творческих способностей учащихся.

Достоверность исследования по экспериментальной теме обеспечивалась путем систематической, последовательной научно-педагогической работой в течении длительного периода.Эксперимент осуществлялся в три этапа,в разных по своим условиям школам (всего их было пять).В содержании главы:"Занятия линогравюрой в структуре изобразительной деятельности как средство эффективного развития художественно-творческих способностей учащихся" раскрывается характеристика школ,условия,в которых они функционируютВ процессе эксперимента было выполнено учащимися и проанализировано нами более 10 ООО работ.Анализ их проводился с учетом разработанных критериев,которые обеспечивали объективность оценки;на основе этого составлялись графики, таблицы.Изучались также дневники наблюдений за ходом практической работы,реакции при восприятии ими произведений графического искусства,показанных с помощью технических средств и в репродукциях,а также их впечатлений от действительности (экскурсий).Привлекались к работе с учащимися искусствоведы и художники,посещались художественные выставки.

Выводы по научно-экспериментальной работе нашли свое подтверждение в практической педагогической работе различных средних учебных заведений при разной подготовке учащихся по изобразительному искусству.

Практическая значимость и с сл едовани я,Научно обоснованы рекомендации для' преt подавателей изобразительного искусства общеобразовательной школы,преподавателей детских художественных школ, профессионально-технических,художественных и других средних учебных заведений по проведению занятий линогравюрой со старшими подростками в кружковой и факультативной работе школ,в студиях Дворцов и Домов пионеров,а также в художественных - школах и училищах.

Апробация и внедрение результатов исследования в практи к. у.Полученные в результате исследования данные,выводы и рекомендации нашли отражение в наших опубликованных работах,а также в лекционной работе в институтах усовершенствования, учителей Москвы,Носковскок области,и городов: Иркутск, Владивосток Делябинск Дипецк и др.,с преподавателями изобразительного искусства общеобразовательных школ Тимирязевского

-sell Кировского районов Москвы и др.,в курсе лекций по "Методике преподавания изобразительного искусства в школе",который автор диссертации читал студентам художественно-графического факультета Московского го судаственного заочного педагогического института (1967-1975 г.г.).

Материалы исследования были учтены в программах,изобраI зителъного искусства 1969,1970 г.г.,программах факультативных занятий 1972,1974 г.г. и др.,отражены в публикациях различных авторов,органов печати,а именно:Учит ель екая газета, 1967,23 марта,1967,30 сент.,1972,1 июня,1975,31 мая. Правда, 1972,28 октября.Советекая педагогика,1970,В 7. Советская женщина, 1969,js 3 (на японском языке) и др.

Гравюры учащихся экспериментальных классов или. групп экспонировались на выставках детского изобразительного твор-чества:международной,всесоюзной,московских (городских).

Основное содержание диссертации отражено в опубликованных работах автора (в журналах,монографии).

В конце диссертации указаны работы автора с полными выходными данными.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

выводы.

Проведенное исследование позволяет ответить на вопро-ся,связанные с развитием художественно-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы на занятиях изобразительным искусством,в частности - линогравюрой,которые были поставлены во Введении.Исследование показало:

I.Занятия линогравюрой в школе могут играть важную роль в воспитании и развитии школьников,однако возможность I их проведения зависит от возраста и уровня художественной подготовки учащихся.

В начальных классах.у учащихся еще нет нужного Для грамотного рисунка развития зрительного восприятия и поэтому соответствующих умений и навыков,а также для которых еще небезопасна резьба по линолеуму,проводить занятия линогравюрой нецелесообразно .Практически .этому препятствует и то,что,обычно,в этих классах проводит уроки изобразительного искусства слабо подготовленный по данному учебному предмету учитель начальной школы.Нецелесообразны занятия линогравюрой л в четвертом классе,по скольку ведущий здесь занятия изобразительным искусством преподаватель-специалист, как правило,занят тем,чтобы побыстрее возместить то,что не было реализовано в начальной школе - подвести учащихся от детского плоскостного изображения к передаче объемно-пространственных качеств изображаемых предметов.

В У-;У1 классах,как показала экспериментальная работа, занятия линогравюрой возможны - учащиеся,при условии правильного (по сильно сть, соответствие интересам учащихся и т.д.) отбора тем для занятий,успешно справляются с подготовкой и выполнением гравюры .Вместе с тем,имеются g сомнения в том,можно ли в той же мере,как иЧэолее старших классах,вводить здесь занятия линогравюрой.Они состоят в следующем.

Чтобы учащиеся были подготовлены к выполнению гравюры, с ними должна быть предварительно проведена большая работа по овладению И1ф1 средствами линогравюры,которая состоит не только в ознакомлении с гравюрами художников,сопровождаемого анализом этих гравюр,имеющим целью дать понятие о специфике гравюры (особенности композиции,выразительность конт растов черного и светлого,пятна и линии,пятна и штриховой поверхности и т.д.),но и научить ребят практически в своей I работе освоить навыки пользования средствами линогравюры. Все это отнимает много (примерно,половину) учебного времени, выделенного на уроки изобразительного искусства,и приводит к потере оптимальных сроков общехудожественной подготовки учащихся по рисунку и,особенно,работе акварелью. Кроме того,если говорить об учащихся пятого класса,то их подготовка по рисунку вообще еще недостаточна.

Что касается шестого класса,то в нем,на основе ознакомления учащихся с работами художников-граверов,можно дать одно-два задания по выполнению рисунков тушью (пером и кистью) , чтобы учащиеся выполнили работы,сходные по технике с гравюрой.Заинтересовав гравюрой часть учащихся,можно затем продолжить с ними занятия уже в кружке графики,чтобы не наносить ущерба выполнению программы изобразительного искусства и в этом классе.

Как показало исследование,учащимися,которые наиболее подготовлены к занятиям линогравюрой,являются старшие подростки-ученики УН-УШ классов, про являющие способности к

- 181 изобразительной деятельности;здесь формой занятий линогравюрой могут быть кружок графики или факультатив.

2.Чтобы развитие художественно-творческих способностей старших подростков на занятиях линогравюрой осуществлялось наиболее эффективно,эти занятия должны тесно связываться со всем комплексом учебно-воспитательной работы школы,т.е. в первую очередь,учитывать сам характер школы: каков национальный состав ее учащихся,является ли школа городской или сельской,связана ли с крупным заводом или фабрикой,на которых работает большинство родителей учащихся^ крупным строительством,с железной дорогой;не соседствует ли она с важными памятниками истории Родины,ее революционного прошлого и т.д. Так,в проведенном исследовании в условиях городской школы темами циклов гравюр были:"Места в Москве и Подаосковье,связанные с жизнью и Деятельностью В.И.Ленина","Строительство"(в Москве),"Архитектурные памятники истории"(тема,связанная'с курсом истории в У11 классе)/'Старая и новая Москва",темы,связанные с изучением русской литературы и.др.

3.Чтобы занятия линогравюрой были достаточно эффективны, необходима продуманность работы педагога в Ьледу-ющих направлениях:а)по развитию образного мышления, художественного воображения и эмоционального восприятия подро

- - ■ ! стков,что осуществляется наиболее результативно в процессе подготовки их к выполнению очередного задания;б)по развитию понимания учащимися выразительных средств гравюры, т.е. ее специфических черт наиболее эффективным путем;в)по развитию у учащихся умения видеть изображаемое через художественный язык материала гравюры.

Первое осуществляется экскурсиями к объектам,которые

- 18 Й составляют основное содержание будущей гравюры и встреча с которыми заранее подготавливается педагогом.Конечно,для успеха этой работы важна активизация образного мышления и художественного воображения учащихся,которые осуществляются беседами,часто сопровождающимися показом репродукций кар-тин,воспроизведений гравюр художников,диапозитивов и др.методами, дающими знание материала учащимися,необходимым:, для успешной работы над заданиями.В процессе экскурсий учащиеся делают нужные им зарисовки,выбирая наиболее понравившуюся точку зрения на изображаемое,и вызвавшую у них эмоциональное восприятие.

Что касается методики подведения учащихся к пониманию специфики линогравюры,то,как показало данное исследование, кроме рассматривания и анализа гравюр художников, необходимо проводить серию специальных заданий,помогающих учащимся понять выразительные средства гравюры«Одни из таких заданий имеют целью приучить подростков рисовать (главным образом^ натуры) не карандашом,а черной тушью (пером и кистью). Рисуя в этом материале,учащиеся следят не только за правильностью (грамотностью) рисунка,но и за выразительностью контрастов черного и белого,пятна и линии.Другие задания, выполняемые белилами на черной бумаге,имеют целью научить подростков "выбирать" белое из черного фона,не впадая при этом в "негативность" изображения.Наконец,полезны задания, выполняемые средствами аппликации из черной,серой и белой бумаги,которые развивают у учащихся чувство выразительности силуэтов, дают им умение обобщать формы в рисунке или гравюре и задания,знакомящие учащихся с техникой белого и черного штрихов,распространенных в линогравюреЗти работы выполняются посредством процарапывания скребком бумаги, покрытой черной тушью.

Не будучи такими трудо емкими,как выполнение гравюры, эти задания практически'успешно знакомят учащихся со спецификой гравюры.После них ребята грамотно подготавливают тушью и белилами эскиз гравюры по выполненному сначала рисунку .Вся эта работа и ожидание результата (каков будет оттиск?) вызывает у учащихся большой интерес,творческое напряжение.

Третье достигается путем анализа фрагментов линогравюр художников и мелкими заданиями-упражнениями на линолеуме по изображению отдельных предметов разной фактуры.

4.Результаты экспериментальной работы показали, что занятия подростков линогравюрой не только препятствует снижению их интереса к изобразительной деятельности, кото/ роехроисходит обычно в этом возрасте,но наоборот, обостряет интерес и активно развивает их художественно-творческие спо собно сти.

Развитие у старших подростков способностей в области графики положительно сказывается на их общехудожествшном i развитии,на интересе к различным видам изобразительного, декоративного искусства.

Занятия гравюрой помогли освоить материал гравюры, а также видеть и осмысливать окружающий мир с точки зрения художественного языка.Это сказалось на качественном уровне выполнения практических работ при переходе от гравюры к рисунку (например,выполняемых карандашом или углем,которые были всегда выразительнее по композиции, контрастам светлого и темного,гармонии пятна и линии),чем рисунки учащихся параллельной группы,в которой последние занимались лишь рисованием карандашом и акварелью,т.е., где

-184 линогравюра отсутствовала.Происходит"перенос"качеств,развиваемых гравюрой,в обычный рисунок карандашом.

5.По скольку в ныне действующем учебном плане школы занятия в УП-УШ классах не преду смотрены, раб от у над гравюрой лучше всего проводить в форме факультативных занятий, с учащимися,что позволяет располагать необходимым временем для занятий и экскурсий,или в кружках изобразительного искусства школ,Домов,Дворцов пионеров и школьников.

6.Для успешной работы по графике (линогравюре, монотипии и др.) необходимы,конечно,соответствующие условия для занятий.Зто - оборудованный кабинет изобразительного искусства,наличие необходимых инструментов и материалов для занятий (линолеум,штихели,типографекая краска,валики и т.д.) х х х .

Содержание настоящего исследования нашло отражение в следующих работах автора:

I.Организация занятий линогравюрой. - Среднее специальное образование,1974,В 9,с.24-28.

2.Графика.Занятия с учащимися У11-У1П классов.- В кн.: Изобразительное искусство в школе /Под ред.В.В.Колокольни-кова. - М.:Педагогика, 1975. - с.80-91.,

3 .Занятия линогравюрой. - Художник, 1975,М2, с.60-61.

4.Любимая тема. - Шый художник, 1983, JS 5,с.44-45.

5.Публикация в японском журнале "Гравюра" (Токио,1968, JS 5,с.3-7)линогравюр учащихся,выполненных по теме экспериментальной работы автора.

6.Томико Инуи. - Советская женщина,1969, 3,с.25-27 (номер журнала издан на японском языке).В статье рассказывается о проводимом автором исследовании,помещены фотографии K]faa графики и линогравюры учащихся.

Список литературы диссертации автор научной работы: , Федоров, Сергей Алексеевич, Москва

1. Маркс К.,Энгельс Ф. Немецкая идеология. - Соч.,т.З, с.389-394.

2. Маркс К. Из рукописного наследия. Соч.,т.12, с. 714-738.

3. Энгельс Роль труда, в процессе превращения обезьяны в человека. Соч.,т.20,с.486-499.

4. Маркс К.,Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т. М.:Ис-кусство,1983,Т.1.605 с.

5. К.Маркс и Энгельс о воспитании и образовании.- М.:Изд-во АПН СССР,1957. 398 с.

6. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. Полн.собр.соч.,т.12,с.99-105.

7. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41,с.298-318.

8. Ленин В.И.0 литературе и искусстве. М.:Худож.лит., 1979. - 827 с.

9. Ленин В.И. 0 народном образовании. М.: Просвещение, 1977. - 287 с.

10. В .И Ленин и изобразительное искусство. Документы, письма,воспоминания- М.:Изоб.искусство,1977. 552 с.

11. В.И.Ленин,КПСС о партийном руководстве комсомолом.-- М.:Политиз,дат, 1978. 670 с.

12. Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. М.:Полит-издат,1983. - 320 с.

13. Брежнев Л.И. О коммунистическом воспитании трудя-щихся.Речи и статьи. 2-е изд.доп. - М.:Политиздат, 1975.- 639 с.- 186

14. Брежнев Л .И. Молодым строить коммунизм.- 3-е изд^доп. - М.Политиздат ,1978. - 736 с.

15. Брежнев Л.И. Актуальные вопросы идеологической работы КПСС. В 2-х т. 2-е изд.,доп. - М.:Политиздат,1979. -T.I.59I с.;Т.2.639 с.

16. Программа Коммунистической партии Советского Со-юза:Принята XXII съездом КПСС. М.:Политиздат,1975. -144 с.

17. Материалы ХХУТ съезда КПСС. М. Политиздат ,1982.- 223 с.

18. КПСС о формировании нового человека: Сб.,док .и материалов (1965-1976). М.Политиздат,1976. - 456 с.

19. Об идеологической работе КПСС:Сб.док. М.: Политиздат, 19 77. - 639 с.

20. Директивы ВКП(б) и Постановления советского правительства о народном образовании:Сб.док. за 1917-1947 г.г.- М;Л.:Изд~во АПН РС£СР,1947. Вып.1.320 с.;Вып.2.303 с.

21. О дальнейшем совершествовании обучения,воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров.СССР от 22 дек. 1977 г. В кн.:Справочник партийного работника. - М.,1978.- Вып.18. с.251-261.

22. Калинин М.Я.О,коммунистическом воспитании и обучении :Сб .статей и речей 1924-1945 г.г. М.:Изд-во АШ РСФСР, 1948. - 232 с.

23. Крупская Е.К. О возникновении пионерской организации (письмо пионерам). Пед.соч.,М.,1959,т.5,с. 621-622.

24. Крупская Н.К. Коммунистическое воспитание детей и подростков. Пед.соч.,М.,1959,т.4,с.237-249#

25. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения'. М.:ИзД-во АПН РСФСР,1965. - 360 с.- 187

26. Луначарский А.В. 0 народном образовании. М.: Изд-во АПН P0SCP,I958. - 559 с.

27. Луначарский А.В. Об изобразительном искусстве:Т.2.- М.:Сов.художник,1967. 592 е.,ил.

28. Агамирова А.,Глуховская Р. Советский станковый ри-сунок:Первая Всесоюзная вы ставка.Сов.художник, 1981.- -275 с. ,ил.-29. Адамов Е.Б. Иллюстрация в художественной литературе. М.:Искусство,1959. - 88 е.,ил.

29. Адарюков В.Я. Гравер И.В.Ческий. М.:Нов.Москва, 1924. - 78 с.

30. Актуальные вопросы современной идеологической борь-бы/Редкол.:А.Аверьянов и др. М.Политиздат,1980. - 446 с.

31. Алексеева В.В. Что такое искусство?;Вып.1. М.: Сов.художник,1973. - 162 е.,ил.

32. Алехин А.Д. В каждом рисунке творчество. -Творчество, 1963, JS 10,с.22-24.

33. Алехин А.Д. 0 языке изобразительного искусства.- М.:Знание,1973. 48 е.,ил.

34. Алпатов М.В.,Ростовцев Н.Н.,Неклюдова М.Г. Искусство .Живопись,скульптура,графика,архитектура . 3-е изд.испр. и доп. - М.:Просвещение,1969. - 317 е.,465 ил.

35. Алякринский Б.С. 0 талантах и способностях. М.: Знание,1971. - 175 с.

36. Амшинская А. Н.И.Уткин.1780-1863. М.:Искусство, 1950. - 37 с.

37. Ананьев Б.Г. 0 взаимосвязи и развитии способностей и характера. М.:Изд-во АПН РСФСР,1956. - 384 с.

38. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания.- М.:Изд-во АПН PC$GP,I960. 486 е.,ил.- 188

39. Ананьев Б.Г.,Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.:Просвещение,1964. - 304 с.

40. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.:Культура и просведение,1922. - 68 с.

41. Балдина О.Д. Русские народные картинки. М.:Мол. гвардия,1972. - 208 е.,ил.

42. Бескин О.М. Юрий Пименов. ГА.: Сов .художник ,1960.-- 136 е.,ил.

43. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.:Изд-во АПН РСФСР,196I. - 696 с.

44. Викладання образотворчего мистецтва в 1-У1 класах занальноосв'1Тньо1 школи за новою програмою (методичный лист). Ки { в.: Радян.школа, 1968. - 52 с.

45. Владыкин И. Монотипия. Художник,1968,js 8,с.48-50.

46. Внешкольная и внеклассная работа с детьми по изобразительному искусству:Программы и инструк.указания/Авт.: Г.ВДабунская,Е.Е.Рожкова. М.:Учпедгиз,1948. - 39 с.

47. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А.В.Петровского. М.:Просвещение,1973. - 202 с.

48. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 507 с.

49. Всесоюзные выставки изобразительного творчества детей. М.:Учпедгиз,1958. - 70 е.,ил.

50. Всесоюзная художественная выставка к IIO-й годовщине со дня рождения В.ИДенина:Каталог выставки. М.: Сов .художник, 1980. - Ц9 е.,ил.

51. Всероссийская выставка детского художественного творчества/Вступ.ст.В.Кузина. М.,1979. - II е.,ил.

52. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.:ПросвещениеД967. - 93 е.,ил.

53. Выготский Л.С. Психология искусства. М.:Искусство, 1968. - 576 с. .

54. Герштейн Ю.Ы. Новые виды гравюры. М.:Искусство, 1959. - 120 е.,ил.

55. Голлербах Э.Ф. История гравюры и литографии в России. М;Пг.:Госиздат,1923. - 183 е.,ил.

56. Гончаров А.Д. Об искусстве графики. М.:Мол.гвардия, i960. - 83 е.,ил.

57. Горленко Н.А. П.Я.Павлинов:Страницы из жизни художника. М.:Сов.художник,1967. - 272 е.,ил.

58. Государственный Эрмитаж.Графика:Альбом/Сост.и авт. М.Доброклонекий. М.:Изогиз,19б1. - 12 е.,140 ил.

59. Гравюры Василия Касияна. М.:Сов.художник,1968.- 120 е.,ил.

60. Гравюры и литографии советских художников:Альбом.- М.:Сов.художник,1975. 51 ил.

61. Гравюра в книге:Каталог выставки произведений ху-дож.Москвы. М.:Сов.художник,1982. - 28 е.,ил.

62. Десятая Всесоюзная выставка изобразительного творчества детей. М.,1956. - 80 е.,ил.

63. Десятая выставка изобразительного творчества пионеров и школьников. Н.,1957. - 52 с.

64. Двенадцатая Всесоюзная выставка изобразительного творчества детей. М.,1958. - ПО е.,ил.

65. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания.- М.:Искусство,1956. 208 с.

66. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.Искусство,1962. - 314 с.,27 ил.

67. Западноевропейская гравюра и литография ХУ-Х1Х в.в.:Пут еводит ель-каталог. Л.:Изд-во Го с.Зрмитажа,1959- 110 е.,ил.- 190

68. Игнатьев Е.Й. Психология изобразительной деятельности детей. М.:Учпедгиз,1961. - 223 с.

69. Изобразительное искусство в средней школе:Материалы к проведению эксперимента по определению содержания преподавания из об. искусства в 1-Х классах общеобразоват. школы СССР (1972-1980)/Под ред.Б.П.Юсова. М.:Ротапринт НИИ ОП АПН СССР,1972,Вып.I.157 с.

70. Изобразительное искусство в школе/Под ред.В.В.Коло-кольникова. М.:Педагогика,1975. - IIS е.,ил.

71. Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников/Под ред .А.И.Бурова и др. М.:Просвещение,1975.-350 с.

72. Искусство и жизнь Произведения чл.Акад. художеств <

73. СССР,в ознаменование 25-летия преобразования Всероссийской Академии Художеств в Академию Художеств СССР. М.:Изоб. искусство, 1978. - 376 е.,ил.

74. Искусство и дети:Эстетическое воспитание за рубежом/Под ред.В.Шестакова. М.:Искусство,1969. - 588 с.

75. Искусство и коммунистическое воспитание. М.Искусство, i960. - 184 с.

76. Искусство книги:Вып.З (1958-1960). М.:Искусство, 1962. - 460 е.,ил.77. Искусство,М.,1964-1982.

77. Исследования художественных интересов школьников /Под ред.Е.В.Квятковского,Ю.У.Фохта-Бабушкина. М.: Педагогика,1974. - 160 с.

78. История русского искусства. М.:Изд-во Акад.художеств СССР,1961. - 316 с.

79. История советского искусства:Шивопись,скульптура, графика. В 2-х т. - М.Искусство,1965-1968. - T.I. 1965. 304 с.,ил.;Т.2.1968.324 е.,ил.- 191

80. История искусства зарубежных стран:В 2-х т. М.: Изд-во Академ .художеств CCCP,I962-I964. - Т.1.1962.400 е., ил.;Т.2.1963.612 с.,ил.;Т.3.1964.672 е.,ил.

81. Как развивать и воспитывать способности у детей. -М.:Изд-во АПН РШ CP, 19 62. 119 с.

82. Каталог восьмой выставки эстампа московских художников. М.:Сов.художник,1981. - 82 е.,ил.

83. Кибрик Е.А. Книжная графика: Альбом/В ступ, ст .10. Ха-ламинского. Л.:Художник РСФСР, 1966. - 9 е.,25 ил.

84. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.:Изд-во АПН РСФСР,1959. - 304 с.

85. Клабуновский Б.И. Линогравюра. М.: Просвещение, 1968. - 89 е.,ил.

86. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. - 391 с.

87. Ковалев А.Г. Воспитание чувств. М.: Педагогика, 1971. - 94 с.

88. Ковалев С.М. Формирование нового человека. М.: Щель, 1971. - 135 с.

89. Ковтун Е.Ф. Что такое эстамп. Л.:Художник РШСР,1963. 96 е.,ил.

90. Колокольников В.В. Развитие творческих 'способностей школьников на занятиях изобразительным искусством.- Сов.педагогика, 1970, JS 7*с.83-92.

91. Корнилов П.Е. Офорт в России ХУ11-ХХ веков: Крат, очерк. М.:Изд-во Академ.художеств СССР,1953. 144 с.

92. Короетин A.Q. Русская литография XIX века. М.: Искусство,1953. - 184 е.,ил.

93. Кравченко К.С. Л.С.Хижинский. М.:Искусство,1964. 64. е.,ил.- 192

94. Крутецкий В.А.,Лукин Н.С. Психология подростка. -7-е изд. М.:Просвещение,1965. - 304 с. !

95. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М. Про свещение, 1976. - 303 с.

96. Кузин B.C. Психология. — М.:Высш.Школа,1974.- .280 е.,ил.

97. Курашев В.В. Гравюра на линолеуме. М;Л.Просвещение, 1965. - 52 е.,ил.

98. Лабунская Г.В. Изобразительное искусство детей.- М.:Просвещение,1965. 206 с.

99. Лазаревский И.И. Евграф Петрович Чемесов,1737--1765,художник-портретист. М;Л.:Искусство,1948. - 24 с.

100. Лаптев A.M. Рисунок пером.-М.:Изд-во Акад.художеств СССР,1962. 166 е.,ил.'

101. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.- М.Педагогика, 1972. 279 с.

102. В.И.Ленин в произведениях советских художников.- М.:Сов.художник,1967. 159 е.,ил.

103. Ленин в Москве и Подмосковье^ ест а пребывания, даты и события. 3-е изд.,доп. - Моек.рабочий,1980. - ' ,- 520 е.,ил.

104. Леонтьев А.Н. 0 формировании способностей. Вопросы психологии,i960, J5 I, с.7-17.

105. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. М.Педагогика, 1977. - Т.1.400 с.,-Т.2.320 с.

106. Методика обучения рисованию в восьмилетней школе/Под ред. А.Фомичева. М.:Изд-во АПН РСФСР,1963. -360 е.,ил.

107. Митурич М. Мысли о графике России. Художник, 1981, JS 8,с.14-25.- 193

108. Михайлов A.M. Любителям рисования. М.;Мол.гвардия, 1963. - 102 е.,ил.

109. НО. Моя страна мой дом:Международная выставка дет. рис. - М.,1966. - 159 е.,ил.

110. Надеждина Н.А. Моя страна мой дом. - М.: Мол. гвардия,1968. - 96 е.,ил.

111. Нашему юному другу,участнику Международной выставки детских рисунков "Я вижу мир".Москва,1975-1976 г.г./Сост. Е.А.Успенская. М.:Пионер.правда,1976. - 192 е.,ил.

112. Неме.нский Б.М. Распахни окно. М.:Мол.гвардия, 1974. - 192 с.

113. Нурок А.Ю. Мастера советской станковой графики.- М.:Изд-во Академ.художеств СССР,1962. 76 е.,ил.

114. Об улучшении обучения рисованию в школах города Москвы:Приказ по Моск.ГорОНО $ 229, от 24 июля 1964 года.- M.SI964. 49 с.

115. Обучение и развитие/Под ред.Л .В.Занкова. М.Педагогика, 1975. - 440 с.

116. Овсянников Ю.М. Ново-Девичий монастырь. М.: Искусство, 1968. - 155 е.,ил.

117. Охрана памятников истории и культуры. М.: Сов. Россия,1973. - 192 с.

118. Очерки по истории и технике гравюры. М.: Изд. ГМИИ им.А.С.Пушкина,1941. - 151 с.

119. Павлинов П.Я. Для тех,кто рисует. М.:Сов.художник, 1965. - 7.2 е.,ил.

120. Павлинекая А.П. Графика вокруг нас. Л.: Художник РСФСР,1962. - 49 е.,ил.

121. Первая Всесоюзная выставка книжной иллюстрации: Каталог. М.:Сов.художник,1980. - 240 с.- 194

122. Пахомов В.З. Книжное искусство: В 2-х т. М.: Искусство,I96I-I962. - Т.1.1961.423 с.,ил.;Т.2.1962.432е.,ИЛ.

123. Петров В.Н. Юрий Алексеевич Васнецов. М;Л.:Ис-кусство,19б1. - 96 е.,ил.

124. Петровский А.В. Роль фантазии в развитии личности. М.:Знание,1961. - 48 с.

125. Подвиг народа:Памятники Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г./Сост.и общ.ред.В.А.Горликова. М.: Политиздат,1980. - 318 е.,ил.

126. Подмосковье:Путеводитель/Сост.Ю.С.Родионов. -М.: Моек.рабочий,1977. 584 с.

127. Поспелова Н.П.,Соболев Д.Г. Гравюра на линолеуме в школе и клубе. М.:ГАХН,1Э28. - 32 с.

128. Проблемы способностей:Сб./Под ред.В.Н.Мясищева. -- М.:Изд-во АПН РС^СР,1962. 308 с.

129. Программы восьмилетней школы:Изобразительное искусство. М.:11росвещение, 1969. - 36 с.

130. Программы восьмилетней школы:Изобразительное искусство. М.:Просвещение,1970. - 36 с.

131. Программы восьмилетней школы на 1974/75 учебный год:Изобразительное искусство.Для школ с рус.яз. обучения 4-6 классы.Киев. Рад.школа,1974. - 24 с.

132. Программы восьмилетней школы:Изобразительное искусство 1У-У1 классы. М.:Просвещение,1983. - 17 с.

133. Программы для внеклассной работы:Сб.III.Живопись. Графика.Скульптура/Под общ.ред.В.В.Колокольникова. М.: Просвещение, 1969. - 64 с.

134. Программы кружков внешкольных учреждений и школ, кружки по художественному воспитанию детей: Сб. / Авт.:-195

135. Г.В.Лабунская,С.Д.Левин,В.С.Щербаков и яр . М.:Учпедгиз, I960. - 276 с.

136. Программы средней школы:Изобразительное искусство. М.:Просвещение,1964. - 46 с.

137. Программы факультативных курсов для средней школы. М.:Просвещение,1967. - с.122-150.

138. Программы факультативных курсов средней школы.- Н.:Просвещение,1972. с.179-196.

139. Программы факультативных курсов средней школы.- М.:Просвещение,1974. о.69-91.

140. Психология рисунка и живописи/Под ред.Е.И.Игнатьева. М.:Изд-во АПН РСФСР,1954. - 224 с.141. 50 лет советского искусства:Графика/Сост.В.Мака-ревич.Вступ.ст.Н.Шантыко. И.:Сов.художник,1966. - 24 е., 324 ил.

141. Революция-искусство-дети:Материалы и док. 19,171923. И.Просвещение,1966. - 296 с.

142. Революция-искусство-дети:Материалы и док. 19241929. M.sПросвещение,1967. - 420 с.

143. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобрази .тельного искусства в школе. 2-е изд.,доп.и перераб.- М.;Просвещение,1980. 239 е.,ил.

144. Русская гравюра:Альбом/Вступ.ст.М.Холодовской, Е.Смирновой. М.:Изогиз,1960. - 14 е.,ил.

145. Русский народный лубок ХУ11-Х1Х в.в.:Каталог выставки. М.:Сов.художник,1958. - 29 е.,30 ил.

146. Рыбачук А.Ф.,Мельниченко В.В. Рисуют дети острова Колгуев. M.sСов.художник,1970. - 64 е.,ил.

147. Савостьянов Е.И. Изобразительность и выразительность в искусстве. М.-гИз об .искусство, 1970. - 248 с.- 196

148. Самохин Б Л. Искусство и псилогия. М.: Знание, 1977. - 64 с.

149. Сидоров А.А. Андрей Дмитриевич Гончаров. М.: Искусство,I960. - 12 е.,33 ил.

150. Сидоров А.А. Русская графика начала XX векааОчер-ки истории и теории. М.:Искусство,1969. - 252 е.,ил.

151. Сидоров А.А. Рисунок русских мастеров (вторая половина XIX в.) М.:Изд-во АН СССР,i960. - 559 е.,ил.

152. Синицын Н.В. Гравюры Остроумовой-Лебедевой. М.: Искусство,1964. - 144 е.,13 л.ил.

153. Советская графика.1917-1957. М.:Изоб.искусство, 1957. - 16 с.,181 ил.

154. Способности ваших детей/Сост.Н.П.Линькова,Е.А.Шумилин. М.:Просвещение,1969. - 216 е.,ил.

155. Староносов ПЛ. Гравюра на линолеуме. М;Л.Искусство, 1938 .-25 с,

156. Стасов В.В. Избранные сочинения в трех томах.- М.:Искусство,1952.Т.1.736 с.;Т.2.77б с.;Т.3.890 с.

157. Стернин Г.10. А.А.Агин. М.:Искусство, 1955.- 152 е.,ил.

158. Суворов П.И. Гравирование на линолеуме. М.: Изд-во ВЦСПС,1954. - 31 е.,ил. '

159. Суслов В.А. Анна Петровна Остроумова-Лебедева.- Л.:Художник РСФСР,1967. 202 с.,ил.,7 л.ил.

160. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти т. Киев.:Рад.школа,1979-1980. - Т.1.1979.686 с.;Т.2.718 с.;Т.3.719 с.;Т.4.670 с.;Т.5.1980.678 с.162. Творчество,М.,1964-198.2.

161. Творчество юных:Дет.худож.работы на Всесоюз.выставке .Каталог. М.:Нол.гвардия, 1972. - .238 е.,ил.- 197

162. Творчество юных:Доклады науч.метод.совещания по изоб.творчеству детей. М.:Просведение,1973. - 127 с.

163. Томико Инуи.Песнь о чайках:Повесть. М.:Дет.лит., 1968. 208 с.

164. Турченко 10.Я. Украинский эстамп. Ки1в.:Науко-ва думка,1964. - 336 е.,ил.

165. Ушин Андрей. М.:Художник РСФСР,1967. - 74 е.,ил.

166. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочине -ния. М.:Учпедгиз,1945. - 568 с.

167. Фаворский Б.А. Избранные произвеления/Вступ.ст. Т.Гурьевой. М.:Сов.художник,1961. - 4 е.,18 ил.

168. Фаворский В.А. Рассказы художника-гравера. М.: Дет.лит.,1965. - 104 е.,ил.

169. Федоров С.А.,Семенова М.Н. Изобразительное искусство. III класс. М.:Просвещение,1967. - 96 е.,ил.

170. Оедоров С.А.,Семенова М.Н. Изобразительное искусство ЛУ класс. М.:Просвещение,1970. - 159 е.,ил.

171. Федоров С.А. Графика.Занятия с учащимися У11-УГП . классов. В кн.:Изобразительное искусство в школе/Под ред. В.В.Колокольникова. - М.:Педагогика,1975. - с.80-91.

172. Оедоров С.А. Любимая тема. Юный художник,1983, JS 5,с.44-45.175. «ельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка.- М.:Знание, 1978. 48 с.

173. Нормирование интересов учащихся в области искусства. Казань.:Изд-во Казан.ун-та,1970. - 106 с.

174. Халаминский Ю.Я. Владимир Андреевич Фаворский. -- М.Искусство, 1964. 291 е.,ил.178Халаминский Ю.Я. Д.А.Нмаринов-. М.:Сов.худож -чник,1959. - 246 е.,ил.

175. Халаминский Ю.Я. Евгений Кибрик. М.:Изоб.искусство, 1970. - 184 е.,ил.

176. Художественное восприятие:Сб.l/Под ред.В.С.Мейла-ха. Л.Наука, 1971. - 387 с.181. Художник,М.,1964-1982.182. 4-ая зональная вы ставка.Москва 1975:Графика. М.: Художник РОСТ, 1976. - 270 е.,ил.

177. Цеткин Клара. 0 литературе и искусстве. М.: Ху-дож.лит.,1958. - 132 с.

178. Чегодаев А.Д. Пути развития русской советской книжной графики. М.:Искусство,1965. - 222 е.,ил.

179. Чегодаев А.Д. Русская графика 1941-1960:Рисунок, эстамп,книга. М.Искусство,1979. - 40 е.,120 ил.

180. Шестая Всесойкая выставка эстампа:Каталог. М.: Сов.художник,198I. - 156 е.,ил.187/ Школа изобразительного искусства в 10 вып. 2-е издисправ.,доп.:Вы:п.7. - М.:Изд-во Акад.художеств СССР, 1963. 240 е.,ил.

181. Шмаринов. Д.А. Советская графика. Искусство, 1965, J3 6, с.23-26.

182. Щербаков B.C. Изобразительное искусство:Обуче -ние и творчество. М.Просвещение, 1969. - ,272 е.,ил.

183. Щипанов А.С. Художнику-любителю.-М.:Сов.художник, 1970. 168 с.

184. Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца. М.: Просвещение,1^75. - 225 с.

185. Эстетическое воспитание школьников/Под ред.А.И. Бурова и Б.Т.Лихачева. М.Педагогика, 1974. - 303 с.

186. Юный художник. Л.:Художник PC0CP,1961. - 212 с.,ил.

187. Юный художник. Ji.: Художник РСФСР, 1964. - 208 е.,ил.

188. Юный художник,М.,1978-1983.

189. Юному художнику /Сост. М.Кузьмина. М.:Изд-во Академ.художеств СССР,1963. - 317 е.,465 ил.

190. Я вижу мир:Междунар.конкурс дет.рис.,посвященный 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина /Сост.каталога М.В.Петрова. М.:Пион ер .правда, 1969. - 176 с.

191. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. Знание,1971. - 48 с.

192. Японская гравюра /Сост.альбома и авт.вступ.ст.Б. Воронова. М.:йзогиз,1968. - 79 репр.,16 цв.200» Bienale ilustracii. Bratislava,1971. - 54 s.,204 il.

193. Brozek Jaroslav,Moura Miroslav,Male£ek Bohuslav.Vyt-varna vychova v 7. rocniku. Praha,1963. - 112 s.,il.

194. Chobola Ladislav,Zhor Igor. Vytvarna. vychova v 6. rocniku. Praha,1963. - Ю4 s.,il.

195. Esteticka vychova mladeze. Bratislava, 1962. -188 s.,il•

196. Esteticka vychova,Praha, 1960-1972.

197. Flioia Maria,Nahu Adina. Rosughe orghe desens. E di-tura didactica si pedagogica. Budupesti,1968.

198. Japanese children's prints. Tokyo,Jspan. - 1967.- 80 s.,il.

199. Картинная галерея,София,1965-1979.208 . Kunsterziehung,Berlin,1960-1975.

200. Kolorowi Swiat иллюстрация в книгах - польская детская книжная графика. - Варшава,1972.

201. Лозенски Драган. Методика на рисуването. София.: Наука и изкусство,1957. — 176 е.,91 ил.

202. Masereel Frans. Veb verlag der Kunst. Dresden,1959*

203. Macko Anton a Hroh Josef. Vytvarna vychova ve 4. roc-niku. Praha,1964. - 100 s.,il.213» Macko Anton,Hron Josef. Vytvarna vychova v 5« ro&niku.- Praha,1964. 100 s.,il.

204. Macko Anton. DetskA tvorba. Bratislava, 1973.- 112 s.,il.215* Pomocna kniha pre vcitel'ov kreslenia. « Bratislava, 1959. 454 s.,il.

205. Techniken des bildnerischen Gestaltens. Berlin,1965*- 288 в.Л.

206. The Hanga,Nippon kyoiku-hanga kyokal.- Tokyo,Japan, 1965-1978.

207. Wir drucken. Berlin,1963. - 152 s.,il.1. ПРИНОШЕНИЕ 1л I.

208. Успеваемость по изобразительному искусству и выполнение гравюр экспериментальной, группой УН класса "А". (Обучающий эксп еримент),

209. Ге/В Оценки за' учебные Оценки

210. Фамилия,имя Успеваем. четверти' за I/уч-ся • "в и за год. гравюры ■• начале

211. УЧ .года • I II III 1У Год IS I JS 21» Архипоза 0. 4 4 5 5 5 5 5 5

212. Артемова Н. 3 о «J 4 4 5 5 5 к ип V-I • Вавилкина В. 3 о о 4 4 4 4 4 4

213. Зайденшнир Л. 3 3 4 4 4 4 4

214. Зайцева Т. 5 5 5 5 5 5 5 5

215. Ильина 0.' 5 4 5 5 5 5 5 5

216. Подколзин 0. 5 5 5 5 5 5 5 5

217. Полушкина И. 4 4 5 4, 4 4 4 4

218. Пролыгина Н. 4 4 4 5 5 5 4 510. Садков А. 4 4 4 3 4 4 4 41.. Скорняков А. 5 5 4 5 о 5 5 5

219. Стадник А. 4 4 4 4 5 5 5 5

220. Татулян Г. 3 3 4 4 4 4 4 4

221. Хайретдинова И. 3 3 3 5 4 4 4 4- Первая гравюра:"Строительство",вторая "Коломенское"N