Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие исследовательских компетенций учащихся профильных гуманитарных классов в процессе изучения отечественной новеллы рубежа XIX - XX веков

Автореферат по педагогике на тему «Развитие исследовательских компетенций учащихся профильных гуманитарных классов в процессе изучения отечественной новеллы рубежа XIX - XX веков», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Югай, Ольга Владиславовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Южно-Сахалинск
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Развитие исследовательских компетенций учащихся профильных гуманитарных классов в процессе изучения отечественной новеллы рубежа XIX - XX веков», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Развитие исследовательских компетенций учащихся профильных гуманитарных классов в процессе изучения отечественной новеллы рубежа XIX - XX веков"

На правах рукописи

ЮГАЙ Ольга Владиславовна

Развитие исследовательских компетенций учащихся профильных гуманитарных классов в процессе изучения отечественной новеллы рубежа XIX—XX веков

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания

(литература)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

21 НОЯ 2013

Москва-2013

005539398

005539398

Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы института филологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сахалинский государственный университет»

Научный руководитель:

Научный консультант:

Официальные оппозенты:

доктор филологических наук, доцент Иконникова Елена Александровна

доктор педагогических наук, профессор Якименко Руслан Внтальевнч

Аптипова Алла Михайловна

доктор педагогических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет», кафедра методики преподавания литературы

Ромалнчева Елена Станиславовна

кандидат педагогических наук, доцент, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», кафедра русской новейшей литературы н педагогических практик

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования «ВосточноСибирская государственная академия образования»

Защита состоится «16» декабря 2013 г. в 12« часов в ауд. 204 на заседании диссертационного совета Д 212.154.08 при ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу:! 19991, г. Москза, ул. Малая Пироговская, д. 1, ауд. 204.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки! ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» пс адресу: 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан «_!>_2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Попова Наталия Алексеевна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. КЬ'ренные ' изменения в системе российского образования в начале XXI века продиктованы глобализацией современного общества. Способность быстро адаптироваться к условиям конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны. Следовательно, востребованными обществом в настоящее время становятся конкурентоспособные выпускники.

Новые социальные запросы определяют современные цели образования и стратегию его развития. В центре внимания педагогов находится деятельность учащихся. Осуществляется переход от предметно-знаниевого обучения к компетентностному. Основная задача педагога - научить учащихся самостоятельно учиться, добывать информацию, принимать решения, критически мыслить, адаптироваться в жизненных ситуациях. Решение данных задач возможно при целенаправленном развитии исследовательских компетенций школьников.

Преподавание литературы тесно связано с процессом формирования и развития исследовательских компетенций, так как методы и приемы, на которых основывается дисциплина (анализ, проблемно-поисковый метод, исследовательский метод и т.д.), во многом совпадают с компонентами исследовательской компетентности.

Современная школа сталкивается с проблемой угасания интереса школьников к литературе. Чтение художественных произведений воспринимается многими подростками и старшими школьниками как занятие неувлекательное, малоинтересное, принудительное и отнимающее много времени. Учителя констатируют также факт слабо сформированной читательской и исследовательской культуры современных школьников. Это, в свою очередь, отражается на недостаточно осознанном понимании литературных произведений и пассивности в обучении, потере интереса к чтению художественной литературы.

Одним из путей развития исследовательских компетенций и активизации читательских интересов учащихся является изучение отечественной новеллы - малого эпического жанра, в центре которого всегда находится экстраординарное, интригующее, захватывающее, «неслыханное событие» с неожиданным поворотом сюжета.

Существование разных точек зрения на новеллу и близкий ему жанр рассказа в отечественном литературоведении, отсутствие устоявшегося определения жанра «новелла» в школьных литературоведческих словарях, специфические особенности отечественной новеллы в сравнении - с канонической формой дают возможность развивать исследовательские компетенции современных школьников в процессе углубленного изучения поэтики этого жанра. Исследовательские виды заданий и работ побуждают учеников к поиску ответов на полемичные проблемы истории и теории литературы, позволяют сделать участниками освоения этого жанра

школьников предпрофильных и профильных гуманитарных классов за счет обращения к дискуссионным вопросам и проблемам, неоднозначно трактуемым в литературоведении.

Целесообразность изучения новеллы в предпрофильных и профильных гуманитарных классах, в классах с углубленным изучением дисциплин гуманитарного цикла объясняется возможностью расширения курса литературы и более углубленного изучения поэтики творчества писателей, а также необходимостью развития исследовательских компетенций выпускников.

Новелла как жанр только частично представлена в некоторых учебно-методических комплексах по литературе. Анализ стандартов школьного литературного образования, программ, учебников и учебно-методических пособий позволяет говорить о недостаточном внимании к этому жанру: авторы нормативных документов и методических рекомендаций по литературе предлагают изучение зарубежной новеллы только в 6-8 классах (Г. И. Беленький, С. А. Зинин, В. Я. Коровина, В. Г. Маранцман, В. А. Чалмаев, В. Ф. Чертов и др.), а отечественная новелла в курсе школьного обучения литературе не представлена вообще.

Отечественная литература рубежа Х1Х-ХХ веков занимает особое место в программах на всех этапах литературного образования. Творческое наследие В. Брюсова, 3. Гиппиус, С. Городецкого, Н. Гумилева, М. Кузмина, Д. Мережковского, И. Северянина, Ф. Сологуба становится предметом изучения на уроках литературы. Произведения этих авторов, безусловно, обладают высокой художественной ценностью и способствуют развитию устойчивого интереса школьников к литературе. Русская литература рубежа Х1Х-ХХ веков представлена также малыми прозаическими текстами А. П. Чехова, в которых проявляются отдельные черты новеллы.

Вопросу о важности изучения жанрового своеобразия художественных произведений в школе уделял пристальное внимание В. В. Голубков, который отмечал: «...чем яснее учитель поставит вопрос о специфике жанра, тем более отчетливо будет построен анализ, тем продуктивнее он будет для литературного и эстетического развития учащихся, не говоря уже о том, что внимание к жанру внесет разнообразие в уроки по литературе и усилит интерес учащихся к ним»1.

Теоретический анализ научных исследований и педагогическое осмысление проблемы позволили зафиксировать ряд противоречий, с которыми сталкивается современный учитель в средней школе:

• между новыми целями, поставленными перед современной школой, требованиями образовательных стандартов по литературе к уровню владения образовательными компетенциями и традиционными формами обучения, угасанием читательского интереса современных школьников, слабо сформированной исследовательской культурой выпускника;

1 Голубков В.В. Методика преподавания литературы. -

4

М., 1962.-С. 48.

• между необходимостью развития исследовательских компетенций учащихся и недостаточной базой методического и дидактического сопровождения литературного образования в школе;

• между необходимостью формирования у школьников представлений о жанровом своеобразии русской литературы и отсутствием в программах по литературе текстов отечественной новеллы, предлагаемых к изучению.

Названные противоречия, а также необходимость создания методики изучения отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков с учетом специфики жанра, направленной на развитие исследовательских компетенций учащихся, свидетельствуют об актуальности данного исследования на современном этапе развития теории и практики обучения и воспитания.

Цель исследования заключается в разработке, научном обосновании и экспериментальной проверке эффективности методической системы поэтапного развития исследовательских компетенций учащихся 8-9 и 10-11 классов в процессе изучения отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков.

Объект исследования - развитие исследовательских компетенций учеников в процессе литературного образования в школе.

Предмет исследования - выявление эффективных методов, приемов и видов работ по развитию исследовательских компетенций учащихся предпрофильных и профильных гуманитарных классов в процессе изучения отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков на уроках и внеклассных занятиях в средней школе.

Гипотеза исследования. Развитие исследовательских компетенций учащихся в процессе изучения отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков с учетом специфики жанра возможно, если:

• на основе компетентностного подхода определены основные исследовательские компетенции (знать и понимать базовые термины исследования; уметь самостоятельно подбирать, изучать литературу и интернет-источники для работы; уметь выделять главное в тексте; владеть культурой оформления результатов исследования и представления их к защите; уметь работать над исследованием в коллективе и др.) учащихся предпрофильных (8-9) и профильных гуманитарных (10-11) классов;

• реализованы принципы поэтапности изучения (от рассматриваемых основных черт канонической новеллы в малой прозе А. П. Чехова в 8, 10 классах к анализу особенностей модернистской новеллы в 9, 11 классах), усложнения видов исследовательских работ (от сопоставления формальных и содержательных черт новеллы и рассказа к созданию и защите исследовательского проекта и др.) и форм занятий (от урока-исследования по изучению специфических особенностей новеллы и рассказа к школьной читательской конференции);

• определены виды заданий (работа с литературоведческими материалами, сравнительная характеристика формальных и содержательных черт новеллы и рассказа, подготовка сообщений и докладов, аналитическая

беседа по тексту произведения, создание сборника любимых новелл, творческие задания на основе личностного восприятия новелл, создание и защита проекта и др.), способствующих развитию исследовательских компетенций и вызывающих интерес у школьников.

Основные задачи диссертационного исследования состоят в следующем:

1. Определить понятийно-терминологический статус новеллы в отечественном литературоведении и методике преподавания литературы;

2. Уточнить определение «новелла», выделить формальные и содержательные признаки жанра применительно к школьному изучению художественных текстов отечественных новелл рубежа Х1Х-ХХ веков.

3. Рассмотреть специфику изучения новеллы в предпрофильном и профильном литературном образовании, а также сущность и содержание исследовательских компетенций школьников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.

4. Установить в ходе констатирующего эксперимента уровень развития исследовательских компетенций и объем знаний учащихся о своеобразии жанра новеллы.

5. Провести отбор текстов отечественных новелл рубежа Х1Х-ХХ веков, а также форм, методов и приемов по изучению жанра с учетом возрастных и интеллектуальных возможностей школьников предпрофильных 8-9 и профильных 10-11 классов.

6. Создать дидактический материал, способствующий развитию исследовательских компетенций школьников в процессе изучения отечественной новеллы на этапах предпрофильного и профильного гуманитарного образования.

7. Разработать методическую систему изучения отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков в аспекте жанра с целью развития исследовательских компетенций учеников предпрофильных и профильных гуманитарных классов.

8. Экспериментально проверить эффективность предложенной методической системы классной и внеклассной работы, направленной на формирование исследовательских компетенций и развитие читательского интереса учащихся.

Методологической основой диссертационного исследования стали труды, посвященные:

• основным идеям компетентностного подхода в образовании (М. Н. Арцев, Э. Ф. Зеер, О. Е. Лебедев, Э. Э. Сыманюк, Е. В. Феськова, М. А. Холодная, А. В. Хуторской и др.);

• организации исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы (С. А. Зинин, М. Г. Качурин, Г. С. Меркин, М. Я. Мишлимович, И. А. Подругина, Л. В. Хахулина, В. Ф. Чертов и др.);

• проблеме учета жанровой специфики произведения в процессе изучения литературы (Г. И. Беленький, О. Ю. Богданова, А. В. Дановский, Н. А. Демидова, И. С. Збарский, С. А. Зинин, В.Я.Коровина, Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, В. Г. Маранцман, И. А. Подругина, Н. А. Попова, Ж. И. Стрижекурова и др.);

• особенностям поэтики новеллы и малой прозы А. П. Чехова (Г. П. Бердников, С. Г. Бочаров, А. Н. Веселовский, И. И. Виноградов,

A. Ф.Захаркин, В.Б.Катаев, В.В.Кожинов, С. И.Кормилов, Е. М. Мелетинский, М. А. Петровский, Э. А. Полоцкая, Г. Н. Поспелов,

B. М. Родионова, М. Л. Семанова, И. Н. Сухих, Б. В. Томашевский, В. И. Тюпа, Н. М. Фортунатов, В. Е. Хализев, А. П. Чудаков, М. Н. Эпштейн и др.);

• творчеству писателей рубежа ХЕХ-ХХ веков (В. В. Агеносов, Л. А. Аннинский, В. Ф. Асмус, В. С. Баевский, М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, М. Л. Гаспаров, Л. Я. Гинзбург, С. И. Чупринин и др.);

• изучению творчества А. П. Чехова в школе (И. Ю. Бурдина. А. В. Дановский, Т. С. Веселова, А. А. Маныкина, М. И. Мещерякова, М. А. Семанова, О. М. Скибина, Д. И. Субботин, А. С. Федорова и др.).

Для решения поставленных задач использованы следующие методы:

• теоретический анализ литературоведческих, психолого-педагогических и методических источников по проблеме исследования;

• сравнительный и проблемный анализ использующихся в современном литературном образовании программ, учебников, пособий, хрестоматий, методических рекомендаций для школьников и учителей;

• литературоведческий анализ художественных произведений;

• наблюдение за процессом изучения новеллы в школе;

• анкетирование, беседы с учителями, учениками и студентами;

• педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий и контрольный).

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (2007-2008 гг.) - изучение и анализ литературоведческих, психолого-педагогических и методических работ по проблеме исследования; проведение констатирующего эксперимента, разработка методической системы развития исследовательских компетенций учащихся профильных гуманитарных классов в процессе изучения отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков.

Второй этап (2008-2011 гг.) - проведение обучающего эксперимента диссертантом, студентами-практикантами и учителями литературы в гимназии № 1 им. А. С. Пушкина, гимназии № 2, в средних общеобразовательных школах №22, 31, 32 г. Южно-Сахалинска, профильных гуманитарных классах (группах) ЮСПК СахГУ.

Третий этап (2011-2012 гг.) - анализ, обобщение, систематизация и сравнение полученных данных в ходе констатирующего и контрольного экспериментов, оформление выводов диссертационного исследования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

• аргументирована необходимость рассмотрения проблемы развития исследовательских компетенций учащихся 8-9 предпрофильных и 10-11 профильных гуманитарных классов в процессе изучения отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков;

• обоснован системно-деятельностный подход в процессе развития исследовательских компетенций учащихся, который заключается в поэтапном и последовательном углублении знаний, развитии умений и навыков на основе постепенного усложнения исследовательских работ (от сопоставления формальных и содержательных черт новеллы и рассказа - к созданию и защите исследовательского проекта и др.), видов заданий (от работы по словарям и литературоведческим статьям - к анализу отечественных новелл изучаемого периода) и форм занятий (от урока-исследования по изучению специфических особенностей новеллы и рассказа - к школьной читательской конференции);

• проанализированы литературоведческие взгляды (позиции) на новеллу как жанр и обобщены специфические черты жанра новеллы (наличие интриги, предельная концентрированность времени и пространства, минимальное количество героев в произведении, наличие точно сконцентрированных деталей, динамика развития действия, неожиданный финал и др.) в прозаических и стихотворных произведениях русской литературы рубежа Х1Х-ХХ веков применительно к задачам школьного литературного курса;

• отобраны и включены в систему литературного образования следующие произведения: «Орден», «Загадочная натура», «Злой мальчик», «Справка», «Переполох», «Спать хочется», «Анюта», «Хористка» А. П. Чехова; «В подземной тюрьме» В. Я. Брюсова; «Люблю тебя одну» С. М. Городецкого; «Новелла» Ю. Л. Слёзкина; «Любовь сильнее смерти» Д. С. Мережковского; «Радости земной любви» Н. С. Гумилева; «Марионетка проказ» И. Северянина и др. (ранее не представленные в программах по литературе) в качестве материала для работы на занятиях и самостоятельных исследовательских проектов;

• разработана и экспериментально проверена система занятий по изучению отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков, направленная на развитие исследовательских компетенций учащихся предпрофильных и профильных классов.

Теоретическая значимость заключается в том, что в исследовании:

• конкретизированы исследовательские компетенции, которые будут развиваться у учащихся 8-9 (предпрофильных), 10-11 (профильных) классов в процессе обращения к жанру новеллы на уроках, внеклассных занятиях и занятиях элективного курса;

• проанализированы и сопоставлены существующие точки зрения на отечественную новеллу в литературоведении и методике преподавания литературы;

• уточнено терминологическое определение новеллы, выделены формальные и содержательные черты новеллы, выявлена специфика жанра отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков применительно к школьному изучению литературы;

• охарактеризованы этапы развития исследовательских компетенций учащихся предпрофильных и профильных гуманитарных классов в процессе изучения отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков на основе системно-деятельностного подхода, в рамках которого учитывается принцип поэтапности, последовательности усложнения и разнообразия форм занятий, видов деятельности и заданий от предпрофильного к профильному обучению;

• подготовлено научно-методическое обоснование элективного курса по творчеству А. II. Чехова, направленного на формирование читательского интереса учащихся 10-х профильных гуманитарных классов к жанру новеллы и на развитие их исследовательских компетенций;

• показаны возможности перехода от учебного исследования к начальным этапам научного литературоведческого и искусствоведческого исследования в профильных гуманитарных классах за счет отобранных тем исследовательского характера (как по уже изученным, так и по самостоятельно прочитанным школьниками новеллам).

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что в диссертации:

• отобраны отечественные новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков для изучения на этапах предпрофильного и профильного гуманитарного образования;

• созданы задания разного уровня сложности (сравнительная характеристика рассказа и новеллы; формулировка тезисов; написание докладов, рефератов; подготовка сообщений; аргументация собственной точки зрения; создание проекта и др.), поискового (нахождение специфических особенностей новеллы в тексте произведения; работа со словарями и литературоведческими статьями и др.) и диагностирующего (написание сочинений; выполнение самостоятельных и контрольных работ и др.), индивидуального и группового характера;

• разработаны уроки (урок-исследование «Малая проза А. П. Чехова: проблемы жанра», урок-практикум «Люблю тебя одну», урок-семинар «Чеховский стиль в новеллах конца XIX века», урок-лекция с элементами беседы «Поэтика модернизма в новеллах рубежа Х1Х-ХХ веков») и внеурочные занятия (выставка творческих работ «Мой Чехов»; беседа «Литературные произведения в других видах искусства») по изучению отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков;

• предложена программа элективного курса «Вклад А. П. Чехова в историю русской культуры» для 10-го профильного гуманитарного класса, основанного на выявлении новеллистических черт в малой прозе писателя и ориентированного на развитие исследовательских компетенций школьников (результатом занятий элективного курса стали проектно-исследовательские работы учащихся);

• представлено описание этапов подготовки и проведения школьной читательской конференции «Новелла «серебряного века» в 11-ом профильном гуманитарном классе (предложен примерный перечень тем исследовательских работ по двум уровням сложности, задания для участников конференции носят вариативный характер, учитываются интересы и способности старшеклассников);

• разработаны методические рекомендации для учителей старших классов по изучению отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков и развитию исследовательских компетенций учащихся.

Достоверность результатов обеспечивается тем, что работа опирается на современные исследования и достижения теории и практики обучения литературе, педагогики, психологии, литературоведения, данные констатирующего и обучающего экспериментов, проводившихся диссертантом, студентами-практикантами и учителями литературы в гимназии № 1 им. А. С. Пушкина, гимназии № 2, средних образовательных школах № 22, 31, 32, г. Южно-Сахалинск, в профильных гуманитарных классах (группах) Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета. Результаты работы оценивались на основе данных анкетирования, бесед с учителями, студентами-практикантами и учащимися, письменных ответов и творческих работ школьников.

Апробация диссертационной работы состоялась на научно-практических конференциях и семинарах: участие в Международной конференции «Коды русской классики: «провинциальное» как смысл, ценность и код» (г. Самара, ноябрь 2007), выступление на ежегодной межвузовской конференции «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образования» (г. Москва, март 2008), участие в I областной научно-методической конференции студентов и молодых преподавателей «СПО Сахалинской области» (г. Южно-Сахалинск, март 2008), выступление на научно-практической конференции «1У,У,У1 Маймановские чтениях» (Южно-Сахалинск, 2009-2012) и др. Кроме того, методические аспекты работы неоднократно обсуждались на ежегодной научно-методической сессии преподавателей Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета (г. Южно-Сахалинск, 2007-2012 г.г.). Базисный теоретический материал диссертации был апробирован в ряде учебных дисциплин среднего профессионального образования: «Введение в теорию литературы», «Введение в литературоведение», «Методика преподавания литературы»

ю

«История русской литературы», «Литература» в группах филологических специальностей Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета, а также в гимназии № 1 им.

A. С. Пушкина, гимназии № 2, СОШ № 22,31, 32, г. Южно-Сахалинск.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Поэтапное (8-9 предпрофильные классы, 10-11 профильные гуманитарные классы) изучение отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков в системе классной и внеклассной работы, предполагающее постепенное усложнение видов исследовательских работ (от сопоставления формальных и содержательных черт новеллы и рассказа - к созданию и защите исследовательского проекта) и форм занятий (от урока-исследования по изучению специфических особенностей новеллы и рассказа - к школьной читательской конференции) способствует развитию исследовательских компетенций учащихся (знание и понимание базовых терминов исследования; умение самостоятельно подбирать, изучать литературу и интернет-источники для работы с исследованием; умение выделять главное в тексте; владение культурой оформления результатов исследования и представление их к защите и др.), формируют интерес к исследовательской деятельности, к участию во всех предложенных учителем формах работы.

2. Освоение формальных и содержательных признаков жанра в процессе изучения отечественной новеллы развивает исследовательские компетенции, содействует формированию у учащихся собственной точки зрения, подключает их к участию в обсуждении неоднозначно трактуемых в отечественном литературоведении вопросов, а также углубляет знания о многогранности творчества писателей рубежа Х1Х-ХХ веков, в том числе за счет обращения на уроках по основному курсу, внеклассных занятиях и занятиях элективного курса к произведениям, не представленным в школьных программах (А. П. Чехов «Справка», «Злой мальчик», «Загадочная натура», «Спать хочется», С. М. Городецкий «Люблю тебя одну»,

B. Я. Брюсова «В подземной тюрьме», Ю. Л. Слёзкина «Новелла», Н. С. Гумилева «Принцесса Зара», 3. Н. Гиппиус «Вымысел», И. Северянин «Марионетка проказ» и др.).

3. Важными условиями эффективности работы по развитию исследовательских компетенций старшеклассников на этапах предпрофильного и профильного гуманитарного образования являются использование различных видов деятельности, связанных со спецификой изучаемого литературного материала (обсуждение проблем поэтики отечественной новеллы рубежаХ1Х-ХХ веков; сопоставительный анализ двух новелл, новеллы и рассказа; читательская интерпретация новеллы; создание индивидуальных и групповых проектов и др.), а также сочетание коллективных и индивидуальных форм работы.

4. Применение форм классных и внеклассных занятий, непосредственно связанных с задачами формирования исследовательских компетенций (урок-исследование, урок-практикум, урок-семинар, урок-лекция с элементами беседы, выставка творческих работ, занятие

11

элективного курса, школьная читательская конференция и др.), использование не только исследовательских, но и творческих заданий (выразительное чтение, создание сборника новелл, задания на основе личностного восприятия новелл и др.) содействует обогащению историко-литературных и теоретико-литературных знаний старшеклассников, намечает перспективы перехода от учебного исследования к начальным этапам научного литературоведческого и искусствоведческого исследования в профильных гуманитарных классах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, определяются цели, задачи, объект, предмет, методы и методологическая база, этапы исследования, формулируется гипотеза, научная новизна, обосновывается теоретическая и практическая значимость работы, прописывается апробация и достоверность результатов, выдвигаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы изучения отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков в школе» на основе анализа научной литературы по проблеме исследования, в соответствии с поставленными задачами, рассмотрен понятийно-терминологический статус новеллы в отечественном литературоведении и методике преподавания литературы. Выделены специфические черты русской новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков, рассмотрена специфика изучения новеллы в предпрофильном и профильном литературном образовании на основе развития исследовательской компетенции учащихся, представлены результаты констатирующего эксперимента.

В первом параграфе «Понятийно-терминологический статус новеллы в отечественном литературоведении и методике преподавания литературы. Специфика отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков» с опорой на литературоведческие и методические труды констатируется, что в работах ученых сложилось несколько точек зрения на определение жанра новеллы в отечественном литературоведении:

Первая точка зрения, которой придерживаются такие исследователи, как Ю.Б.Борев, Б. В. Томашевский, Н.Ф.Филиппова, Л. В. Щепилова, приравнивает новеллу к рассказу, возникшему в недрах западноевропейской литературы. Этого мнения также придерживаются методисты, авторы программы по литературе под редакцией М. Б. Ладыгина. Согласно второй точке зрения новелла не определяется как самостоятельный жанр, но указываются некоторые новеллистические особенности рассказа. Эту точку зрения поддерживает С. И. Кормилов. В соответствии с третьей точкой зрения новелла рассматривается как самостоятельный исторически сложившийся жанр. Эту позицию поддерживают В. В. Кожинов,

12

М. Н. Эпштейн, В. Е. Хализев, А. В. Михайлов, В. И. Тюпа и др. Немаловажным становится и тот факт, что в некоторых программах по литературе методисты Г. И. Беленький, В. Я. Коровина, В. Г. Маранцман, В. Ф. Чертов и др. также придерживаются данной точки зрения.

В этом параграфе изложен наш вывод о том, что новелле свойственны такие формальные и содержательные черты самостоятельного жанра, как малый объем, четко обозначенные время и место действия, одна фабульная нить, краткость, сжатость, отсутствие размытой описательности, наличие точно концентрированных деталей, времени и пространства, минимальное количество героев, наличие интриги, неожиданный поворот событий или неожиданный финал. Кроме того, отечественной новелле рубежа Х1Х-ХХ веков присущи и специфические особенности: обращение к экстраординарному, необычному, исключительному событию (мистического, психологического или событийного характера); широкий пространственно-временной диапазон (мифические времена легенд, средневековая Италия и др.); стилизация; глубокий психологизм.

Материалы данного параграфа являются теоретической основой для разработки программы опытно-экспериментальной работы.

Во втором параграфе «Восприятие современными школьниками новеллы как жанра (констатирующий эксперимент)» нами был определен уровень знаний учащихся о своеобразии жанра новеллы.

Констатирующий эксперимент был проведен на базе 11 классов, что обусловлено завершением школьного литературного образования. Исследование проводилось в гимназии № 1 им. А. С. Пушкина, гимназии № 2, средних общеобразовательных школах № 22, № 31, № 32 г. Южно-Сахалинска, а также в профильных гуманитарных классах (группах)Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета. Всего в констатирующем эксперименте принимало участие 234 ученика. Были поставлены следующие задачи: разработать контрольно-диагностирующий комплекс заданий для учащихся 11 классов; составить вопросник для учителей литературы; выявить характер трудностей, с которыми сталкиваются ученики при изучении литературы; определить уровень и глубину знаний старшеклассников о жанре новеллы и степень сформированное™ представлений учеников о новеллистических произведениях зарубежной и отечественной литературы; определить уровень сформированности исследовательских компетенций учащихся.

Для решения поставленной задачи мы использовали анкетирование, анализ письменных работ учащихся, беседы с учителями литературы. Вопросы, включенные в анкету для учащихся, были составлены с учетом возрастных и интеллектуальных особенностей выпускников.

Разработанная анкета имеет ряд особенностей:

• комплекс вопросов выполняет диагностирующую функцию, позволяя определить исходный уровень читательской культуры и круг предпочтений учащихся;

• анкета выполняет функцию актуализации знаний о новелле как жанре и новелле в истории литературы.

Кроме того, вопросы и задания требовали от учащихся проявления определенных умений анализа поэтики и интерпретации текста, знания программных произведений, а также способности грамотно излагать мысли.

Выполнение практической части (творческое задание) было направлено на выявление сформированных умений и навыков школьников по анализу текстов художественных произведений с учетом их жанровой специфики.

Ответы учащихся на предложенные вопросы анкеты отличаются своей односложностью, что показывает нежелание или неумение школьников рассуждать, давать развернутые ответы, аргументировать свою точку зрения.

Так, 43% респондентов, отвечая на вопрос «Какие знания, умения и навыки Вы приобретаете на уроках литературы?», перечисляют знания по истории литературы, жизни и творчеству писателей, умения писать сочинения, анализировать художественные тексты и др., но не считают их необходимыми для повседневной жизни.

Среди ответов на вопрос «С какими трудностями вы сталкиваетесь на уроках литературы?» самыми распространенными стали: написание сочинений, анализ художественных текстов, использование дополнительной литературы, грамотная формулировка и изложение своих мыслей, выделение главного и второстепенного, ответы на вопросы тестовых заданий (76%).

На вопрос «Любите ли вы читать? Какие произведения вам нравится читать больше: эпические, лирические или драматические?» 84% учащихся ответили, что любят читать художественную литературу, из них 38% учеников ответили, что предпочитают читать прозу, 34% лирику и лишь 12% ответили, что читают и лирику, и прозу, и драму.

Отвечая на вопрос «Какие жанры эпоса вы знаете?», 93% выпускников не назвали новеллу в ряду эпических жанров.

Задание «Новелла - это_» предполагало наличие знаний по

теории литературы, 86% школьников затруднились дать определение «новеллы» как самостоятельного жанра эпоса.

Формулируя ответы на вопрос «Какие новеллы зарубежных и отечественных писателей вы изучали на уроках литературы?», а также на вопрос «С новеллами каких писателей рубежа ХЕХ-ХХ веков вы знакомились на уроках литературы?» 7% учащихся назвали новеллы таких зарубежных писателей, как О. Генри и П. Мериме, 87% старшеклассников перечислили произведения малых форм И. Бунина, М. Горького и др., у 19% данные вопросы вызвали затруднения, 57% учеников перечислили имена авторов и произведения, имея в виду жанр рассказа; 17% ответили, что имеют общее представление о новелле, но затруднились назвать имена писателей и произведения данного жанра из школьной программы.

С творческим заданием справились только 17% школьников на оценку «удовлетворительно» (83% не справились с заданием вовсе).

В беседу с учителями-словесниками были включены следующие вопросы: Включаете ли вы жанр новеллы в практику преподавания литературы? В каком классе вы впервые обращаетесь к изучению новеллистических произведений? Разграничиваете ли вы на уроках литературы определения жанров «новелла» и «рассказ»? Предлагаете ли вы в рамках изучения литературы «серебряного века» новеллы отечественных писателей? Выполняете ли вы на уроках литературы задания, способствующие развитию исследовательских компетенций учащихся?

Беседуя с учителями литературы (опрошено 43 учителя), мы обратили внимание на тот факт, что в практике преподавания литературы не сформировалась методическая традиция изучения новеллы, что также было подтверждено результатами анкетирования учеников. Многие учителя-словесники употребляют данный термин только в рамках изучения произведений зарубежной литературы (Дж. Боккаччо, Э. А. По, П. Мериме, О. Генри), отрицая тем самым его применение к произведениям отечественной литературы.

В рамках изучения творчества писателей «серебряного века» новелла не рассматривается вовсе. Это обусловлено рядом проблем: во-первых, включение отечественных новелл рубежа Х1Х-ХХ веков в школьную практику не требуют программы по литературе; во-вторых, учителя отмечают недостаток учебного времени; в-третьих, у большинства современных школьников не сформирован интерес. к чтению художественной литературы. На вопрос о применении заданий, развивающих исследовательские компетенции учеников, большинство учителей отмечают выполнение подобных заданий только с наиболее способными учениками.

В третьем параграфе рассмотрены понятия «компетентность», «компетенция», а также структура исследовательской компетентности и специфика изучения жанра новеллы в предпрофильных и профильных гуманитарных классах, в том числе создание условий организации образовательного процесса, способствующего развитию исследовательских компетенций учащихся и самоопределению школьника после завершения основного общего образования (8-9 классы) и углубленного изучения дисциплин гуманитарного профиля (10-11 классы).

Обозначенная выше специфика, а также анализ образовательных программ по литературе стали основой построения методической системы изучения отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХвеков с целью развития исследовательских компетенций учащихся предпрофильных и профильных гуманитарных классов.

В процессе создания методической системы были учтены возрастные и интеллектуальные особенности школьников. Начало знакомства с отечественной новеллой мы отнесли не к 5-7 классам, а к 8-9 (предпрофильным) классам, а продолжение работы - к 10-11 (профильным гуманитарным) классам. Выбор данного стартового рубежа (8-9 предпрофильные классы) был обусловлен специфическими формальными и содержательными признаками новеллы (небольшой объем, динамичный,

15

интригующий сюжет, яркость образов, любовная тематика и др.) и возрастными особенностями восприятия художественного произведения, которое уже носит не поверхностный характер (5-7 классы), а является более осознанным и глубоким.

Отметим также тот факт, что многие методисты рекомендуют обращение к новеллам зарубежных авторов в 5-7 классах, но преимущественно без учета жанровой специфики. Это связано с ключевыми теоретико-литературными проблемами, сформулированными для каждого класса и задающими основные направления работы с художественным текстом. При этом отсутствует системный подход к изучению новеллы в школе, что препятствует формированию целостного представления о данном жанре и его месте в истории литературы.

Построение методической системы учитывает основные аспекты и принципы развития исследовательских компетенций учеников, отбора художественных текстов, углубления знаний о теоретико-литературных понятиях, организации исследовательской деятельности школьников, формирования интерпретационных умений посредством разнообразных видов работ учащихся, единства классной и внеурочной работы.

Во второй главе «Взаимосвязь урочной и внеурочной работы по изучению новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков (обучающий эксперимент)» представлено описание методической системы изучения отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков с учетом специфики жанра и с целью развития исследовательских компетенций учеников предпрофильных и профильных гуманитарных классов, а также ее опытно-экспериментальная проверка (см.: Таблица №1).

Методика изучения отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков в предпрофильных и профильных гуманитарных классах, направленная на развитие исследовательских компетенций, представлена двумя этапами:

I этап - 8-9 предпрофильные классы,

II этап - 10-11 профильные гуманитарные классы.

В первом параграфе «Новелла рубежа Х1Х-ХХ веков на уроках и внеклассных занятиях в 8-9 классах» предложена система уроков и внеклассных занятий, направленная на формирование исследовательских компетенций подростков и углубленное изучение художественного своеобразия новелл рубежа Х1Х-ХХ веков.

В рамках представленной методической модели учащиеся не только приобретают первоначальные знания (в аспекте теории литературы) о специфике новеллы, но и знакомятся с произведениями А. П. Чехова, приобретают опыт выявления особенностей модернистской новеллы посредством анализа произведений.

Данная система создает условия для приобретения навыков исследовательской деятельности, чтобы в 10-11 классах школьники могли уже более самостоятельно осуществлять работу, направленную на развитие умения создавать субъективно-личностное толкование художественных произведений, участвовать в разнообразных формах проведения и

16

представления результатов исследовательской деятельности, что вполне отвечает требованиям современного литературного образования.

Таблица №1

Методическая система изучения отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков в предпрофильных и профильных гуманитарных классах

8 класс предпрофильный уровень 9 класс предпрофильный уровень 10 класс профильный уровень 11 класс профильный уровень

Автор, название произведения

А. П. Чехов «Орден» (1884). Дополнительные: «Загадочная натура» (1883), «Злой мальчик»; (1883), «Справка» (1883). B. Я. Брюсов «В подземной тюрьме» (1906), C. М. Городецкий «Люблю тебя одну» (1913), Ю. Л. Слезкин «Новелла» (1908). Дополнительные: В. Я. Брюсов «Мраморная головка» (1902); Б. К. Зайцев «Смерть» (1909); 3. Н. Гиппиус «Вымысел» (1906). А. П. Чехов «Переполох» (1886), «Спать хочется» (1888). Дополнительные: «Анюта» (1886), «Хористка» (1886). Н. С. Гумилев цикл новелл «Тень от пальмы», Д. С. Мережковский цикл новелл «Итальянские новеллы». Дополнительные: И. Северянин «Марионетка проказ», «Тринадцатая»; И. А. Бунин «Заря всю ночь»; Ф. Сологуб «Очарование печали».

В контексте темы

Творчество А. П. Чехова Из русской прозы XX века Монографическое изучение творчества А. П. Чехова «Серебряный век» русской поэзии --

Трпретико-питературные понятия

Сюжет, деталь, реминисценция, юмор, эпос, жанр, рассказ, новелла (общее представление о жанре). Модернистская новелла; начальное формирование у школьников представлений о поэтике новеллы рубежа ХІХ-ХХ веков. Эволюция малых жанров эпоса в творчестве А. П. Чехова (от юмористических к психологическим), традиции и новаторство Чехова-прозаика. Новелла (обогащение представлений о жанре), пуант, реминисценция, стилизация, поэтика русского модернизма.

Виды занятий

Урок- Урок-практикум Урок-семинар Урок-лекция с

си 3 исследование «Люблю тебя одну». «Чеховский стиль в элементами беседы

§ «Малая проза новеллах конца «Поэтика

А. П. Чехова: XIX века». модернизма в

¡5 проблемы новеллах рубежа

жанра». Х1Х-ХХ веков».

у з Выставка Беседа Элективный курс Школьная

г э* творческих «Литературные «Вклад читательская

о В. работ «Мой произведения в А. П. Чехова в конференция

& а Чехов». других видах историю русской «Новелла

05 искусства». культуры». «серебряного века».

Основные направления работы

Литература и Литература и другие Литература и кино. Создание

живопись. виды искусства. Литература и мультимедийных

Создание сборника Интегрированный музыка. презентаций.

любимых урок по предметам Создание Задания с

произведений «литература» и мультимедийных элементами

А. П.Чехова. «мировая презентаций. научного

Сочинение «Мой художественная исследования

Чехов». культура». (выполнение

Сочинение (тема по исследовательского

выбору учащихся из проекта).

предложенного Стихотворная

списка). новелла.

Новелла рубежа XX-

XXI веков.

Графическая

новелла.

Во втором параграфе «Организация исследовательской деятельности старшеклассников в процессе изучения новеллы на уроках, элективном курсе и эпизодических внеклассных занятиях» представлена система занятий по изучению отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков в 11 классе, которая дает возможность старшеклассникам углубить знания о поэтике модернистской новеллы на основе сформированных начальных представлений о специфике этого жанра в 9 классе.

Как отмечалось в первой главе диссертационного исследования, профильное обучение предполагает рациональное использование различных форм внеклассной работы. Принимая во внимание это положение, мы предложили следующие формы:

1. Элективный курс, основанный на монографическом изучении творчества А. П. Чехова (10 класс).

Данный курс связан с разработкой проектов, в основу которых положено исследовательское начало: «Черты канонической новеллы в творчестве А. П. Чехова»; «Поэтика новеллы А. П. Чехова «Анюта» (либо другого произведения по выбору учащихся)»; «Литературные реминисценции в творчестве А. П. Чехова (на примере малых эпических жанров по выбору учащихся)»; «Детские образы малой прозы А. П. Чехова в

18

экранизациях»; «Женские образы прозы А. П. Чехова в экранизациях (на примере 2-3 произведений)»; «Художественный язык А. П. Чехова и язык кино»; «Интерпретация новелл А. П. Чехова в кинематографе (на примере одного из художественных фильмов)».

Кроме того, на занятиях элективного курса уделяется внимание повторению и закреплению пройденного материала основного учебного курса, предоставляется возможность учителю и учащимся охватить самый разнообразный учебный материал.

2. Внеклассная работа в рамках школьной читательской конференции (11 класс).

Темы предложенных исследований соответствуют двум уровням сложности:

I уровень - учебно-исследовательские работы «Поэтика модернистской новеллы» (по темам и материалам, изученным на уроках).

II уровень - задания с элементами литературоведческого и искусствоведческого исследования «Современные жанровые вариации новеллы».

Предложенная система классных и внеурочных занятий в профильных гуманитарных классах направлена на осмысленное использование знаний по теории литературы в процессе анализа художественных текстов и развития исследовательских компетенций старшеклассников.

Обращение к различным видам и формам занятий в 10 и 11 классах (урок-семинар, элективный курс, конкурс проектов, урок-лекция с элементами беседы, школьная читательская конференция) позволяет учителю развивать исследовательские компетенции учащихся, сочетать коллективные и индивидуальные формы работы, значительно увеличивать долю творческой интерпретационной деятельности учащихся, формировать эмоциональный и интеллектуальный мир старшеклассников. Тесная взаимосвязь урочных и внеурочных занятий способствует более прочному усвоению изучаемого материала, а также стимулирует читательские интересы школьников.

В третьем параграфе представлены результаты обучающего эксперимента (контрольного эксперимента), отражающие эффективность разработанной методической системы по изучению отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков направленной на развитие исследовательских компетенций учащихся предпрофильных и профильных гуманитарных классов.

В контрольном эксперименте принимали участие ученики 8-9 (предпрофильных) и 10-1 ¡(профильных) классов (всего 244 ученика). При этом только в 11 классе эксперимент проводился как в контрольной, так и в экспериментальной группе.

Контрольный эксперимент осуществлялся посредством разработанного контрольно-диагностирующего комплекса, включающего лист-опросник, вопросы анкеты, и творческие задания, цель которых - определить уровень сформированности исследовательских компетенций, интереса к изучаемому

материалу, знаний о специфике жанра новеллы, умения анализировать художественные тексты с учетом их жанровой специфики.

Анализ результатов контрольно-диагностирующих комплексов показал высокий уровень сформированных исследовательских компетенций (знать и понимать базовые термины исследования; уметь самостоятельно подбирать, изучать литературу и интернет-источники для работы; уметь выделять главное в тексте; владеть культурой оформления результатов исследования и представления их к защите; уметь работать над исследованием в коллективе и др.) выпускников.

Участники экспериментальной группы продемонстрировали понимание и умение самостоятельно формулировать базовые положения (актуальность, предмет, объект, цель, задачи и др.) исследования. Так, например, учащимся 11 профильных классов было предложено выполнить следующее задание исследовательского характера: «Марионетка проказ» Игоря Северянина: особенности жанра». Приведем отрывки из лучших работ, выполненных старшеклассниками:

«Общеизвестно, что новелла возникла в эпоху Ренессанса в западноевропейской культуре и прочно ассоциируется с эпическим родом литературы, прозаической формой речи (Дж. Боккаччо «Декамерон»). Однако одно из своих стихотворений «Марионетка проказ» Игорь Северянин называет новеллой. В отечественном литературоведении существуют полярные позиции ученых по вопросу о существовании русской новеллы. Одни литературоведы считают, что русская новелла - это синоним рассказа. Ученые, придерживающиеся противоположной точки зрения, доказывают, что новелла является самостоятельным жанром со своими жанровыми особенностями... Существующие противоречия подтверждают актуальность нашей работы» (Алена Е.).

«Целью данной работы является изучение жанровых особенностей «Марионетки проказ» Игоря Северянина. Объект исследования -стихотворение Игоря Северянина «Марионетка проказ». Предмет исследования - формальные и содержательные черты жанра новеллы. Цель работы будет достигнута решением следующих задач: 1. Изучить формальные и содержательные признаки новеллы. 2. Произвести анализ формальных и содержательных сторон стихотворения Игоря Северянина «Марионетка проказ». 3. Сделать выводы» (Виктория К.).

64% учеников экспериментальной группы наряду с актуальностью, целью и задачами, объектом и предметом сформулировали • гипотезу исследования, в которой отметили следующее: произведение «Марионетка проказ» Игоря Северянина может быть охарактеризовано как стихотворная новелла, если в нем будут обнаружены формальные и содержательные черты жанра новеллы.

Необходимо отметить и тот факт, что большинство старшеклассников (53%) провели подробный анализ лирического произведения, обнаружив в нем явные черты эпического жанра и тем самым подтвердив гипотезу, выдвинутую в общих положениях исследования.

20

Приведем фрагменты одной из лучших работ:

«Произведение Игоря Северянина «Марионетка проказ» обладает рядом формальных и содержательных признаков новеллы. В компактном стихотворении, состоящем всего из 20 стихотворных строчек, раскрывается полноценный новеллистический сюжет, состоящий из экспозиции и завязки (10 стихотворных строк), яркой кульминационной части (6 строк) и развязки (4 строки). Игорь Северянин почти намеренно приближает поэтическое произведение к канонам ренессансной новеллы. Как и следует новелле, система главных героев здесь сведена к минимуму: «кружевная капризная властелина жена» и «очарованный нищий». Тематически «Марионетка проказ» также следует традициям ренессансной новеллы, в основе которой лежит физиологическая страсть героев двух противоположно разных сословий. Игорь Северянин, подобно Дж. Боккаччо, поднимает проблему нарушения общепринятых моральных норм общества... Кроме того, одной из ярких специфических черт ренессансной новеллы является исключительный, невероятный случай, также отраженный в «Марионетке проказ»: богатая дама идет на сближение с «оборванцем» на глазах «изумленной толпы», стремясь удовлетворить свой «каприз»... И еще одной содержательной чертой жанра новеллы в «Марионетке проказ» является ее неожиданный финал, так называемый пуант, заключенный всего лишь в одной стихотворной строчке «Растоптала коляскою марьонетку проказ»... Анализ произведения Игоря Северянина «Марионетка проказ» позволяет аргументированно говорить о том, что поэт демонстрирует возможности новеллы не только как эпического, но и лирического произведения. Подобные эксперименты с жанрами можно встретить как в русской, так и зарубежной литературе... Все вышесказанное подтверждает гипотезу исследования» (Алена Е.).

Данные выдержки из работ наглядно демонстрируют сформированные исследовательские компетенции учащихся 11 профильных гуманитарных классов экспериментальной группы.

В процессе обработки полученных в ходе анкетирования результатов мы пришли к следующим выводам:

- 84% учащихся высказывают удовлетворение своей работой на уроках литературы и осознают значимость приобретаемых знаний и умений;

- 8% учащихся продолжают испытывать трудности при изучении литературы (написание сочинения, анализ художественного текста, грамотная формулировка и изложение своих мыслей);

- 92% учеников выделили новеллу в ряду эпических жанров наряду с рассказом и дали определение новеллы как самостоятельного жанра эпической литературы;

- 97% учащихся перечислили тексты и назвали имена русских писателей рубежа Х1Х-ХХ веков, обращавшихся к жанру новеллы в своем творчестве;

- 87% старшеклассников(11 классы) справились с творческим заданием на оценки «отлично»(53%)и «хорошо» (34%), оставшиеся 13% справились с заданием на «удовлетворительно»;

- 82% учащихся справились с заданием исследовательского характера.

Анализ выполненных работ в контрольной (58 человек) и

экспериментальной (186 человек) группах подтвердил эффективность выдвинутой гипотезы и предложенной методической системы по развитию исследовательских компетенций учащихся в процессе изучения отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХвеков в предпрофильных и профильных гуманитарных классах.

Кроме того, результаты контрольного эксперимента позволили выявить уровни развития исследовательских компетенций и восприятия новеллистических произведений, а также объем историко-литературных и теоретико-литературных знаний, уровни их освоения: высокий, средний, низкий у учеников, справившихся с заданиями (см.: Таблица № 2).

Таблица № 2

Сравнительная характеристика результатов работы в контрольных и экспериментальных группах

Виды заданий Уровни развития исследовательских компетенций и восприятия произведений, усвоения объема историко-литературных и теоретико-литературных знаний

Высокий Средний Низкий

к. г. э. г. к. г. э. г. к. г. э. г.

Лист-опросник 0% (0 чел.) 22% (37 чел.) 43% (Зчел.) 57% (98чел.) 57% (4чел.) 21% (36 чел.)

Контрольные вопросы 17% (4 чел.) 58% (96 чел.) 26% (бчел.) 29% (47чел.) 57% (ІЗчел.) 13% (22чел.)

Творческое задание 17% (6 чел.) 52% (94 чел.) 49% (17чел.) 30% (54чел.) 34% (12чел.) 18% (32чел.)

Исследовательское задание 0% (0 чел.) 28% (43 чел.) 50% (1чел.) 34% (52чел.) 50% (1чел.) 38% (57чел.)

В Заключении содержатся основные выводы и намечаются перспективы дальнейшего исследования избранной нами проблемы.

Эффективность разработанной методической системы изучения отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков направленной на развитие исследовательских компетенций учащихся подтверждена в ходе длительного эксперимента, результаты которого наглядно демонстрируют положительные изменения в уровне знаний и умений учащихся экспериментальных классов, что подтверждает выдвинутую гипотезу.

Предложенная система уроков и внеклассных занятий направлена на поэтапное углубление теоретических знаний, способствующих формированию у учеников общей картины развития жанра и эпического рода

в целом в историко-литературном процессе. Представленные типы уроков позволили создать условия для развития исследовательских компетенции учеников с учетом системно-деятельностного подхода в профильном образовании.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы изучения отечественной новеллы в средней школе: включение в школьную практику изучения новелл писателей-современников с целью углубления знании учащихся о специфике литературного процесса на рубеже ХХ-ХХ1 веков, а также сопоставление жанра новеллы в истории русской и зарубежной литературы с целью дальнейшего развития исследовательских компетенции учащихся.

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:

Научные статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1 ЮгайО.В. К вопросу о развитии исследовательских компетенций учащихся в процессе изучения отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков// Казанская наука - Казань: Казанским Издательский Дом, 2013. - № 7. - С. 244-247. - 0,3 п. л.

2. ЮгайО.В. Новеллистика А.П. Чехова в элективном курсе «Вклад А.П. Чехова в историю русской культуры» в 10 классе профильной школы // Казанская наука - Казань: Казанским Издательский Дом, 2012. - № 5. - С. 229-231. - ОД п. л.

3 ЮгайО.В. Отечественная новелла рубежа Х1Х-ХХ веков в профильном литературном образовании (из опыта проведения читательской конференции)// Гуманизация образования " Сочи: Институт образовательных технологий РАО, 2012. - № 2, -С. 48-52. -

0,6 п. л. _ „

4 ЮгайО.В. Материалы для изучения новеллы как особой

жанровой формы// Среднее профессиональное образование (ежемесячный теоретический и научно-методическии журнал). - М.: Среднее профессиональное образование, 2008. -№ 2, С. 29-33.-0,7 п. л.

5. Югай О.В. Жанр стихотворной новеллы XX века: от поэзии Игоря Северянина к творческим экспериментам Вадима Степанцова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология».- М.: МГОУ, 2008. - № 3. - С. 205-214. - 0,6 п. л.

6 ЮгайО.В., Якименко Р. В. Изучение специфики жанра отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков в профильных гуманитарных классах // Казанская наука - Казань: Казанский Издательский Дом, 2012. - № 7, -С. 283-285.- ОД / 0,16 п. л.

7. ЮгайО.В., Якименко Р. В. Понятийно-терминологическии статус новеллы в отечественном литературоведении и методике преподавания литературе // Казанская наука - Казань: Казанский Издательский Дом, 2012. - № 7, -С. 286-288.- ОД / 0,16 п. л.

Монография:

8. Югай О. В., Иконникова Е. А., Якименко Р. В., Отечественная новелла рубежа Х1Х-ХХ веков в профильных гуманитарных классах: монография. - Южно-Сахалинск: ИРОСО, 2012. - 100 с. - 6,0 / 5,0 п. л.

Учебно-методическое пособие:

9. Югай О. В., Якименко Р. В., Лукашенко А. В. и др. Организация внеклассной работы на заключительном этапе школьного литературного образования: из опыта работы ЮСПК СахГУ: учебно-методическое пособие, рекомендованное Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебно-методического пособия для учителей школ, гимназий, лицеев и студентов направления 540300 «Филологическое образование», специальностей 021700 «Филология», 032900 «Русский язык и литература», 0302 «Русский язык и литература» системы ВПО и СПО региона, под общей редакцией Р. В. Якименко. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2005.-236 с.-15,0/0,3 п. л.

Научные статьи:

10. Югай О. В. Изучение творчества А. П. Чехова на внеклассных занятиях в профильных гуманитарных классах/ О. В. Югай// Стратегии формирования читательской культуры молодежи в полиэтническом образовательном пространстве: сборник научных материалов Всероссийской научно-практической очно-заочной конференции с международным участием (2-3 октября 2012 г.) / Под ред. М. Я. Мишлимович, С. Ю. Залуцкой, Н. И. Никоновой. - Якутск: СВФУ. - 2012. - С. 224-228. -0,3 п. л.

11. Югай О. В. Поэтика жанра стихотворной новеллы (на примере творчества Игоря Северянина) / О. В. Югай // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. - М.: МГПИ, 2008.-С. 93-98.-0,3 п. л.

Подписано к печати 07.11.2013 Объем 1,5 п.л. Заказ № 42 Тираж 100 экз.

ГУ Т.МПГУ

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Югай, Ольга Владиславовна, Южно-Сахалинск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

04201364985

ЮГАИ Ольга Владиславовна

Развитие исследовательских компетенций учащихся профильных гуманитарных классов в процессе изучения отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков

Специальность: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания

(литература)

диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: Иконникова Елена Александровна, доктор филологических наук, доцент

Научный консультант: Якименко Руслан Витальевич, доктор педагогических наук, профессор

Южно-Сахалинск 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НОВЕЛЛЫ РУБЕЖА Х1Х-ХХ ВЕКОВ В ШКОЛЕ.....................................................................................................20

1.1 понятийно-терминологический статус новеллы в отечественном литературоведении. специфика русской новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков.........................................................20

1.2 восприятие современными школьниками новеллы как жанра (констатирующий эксперимент).........................................39

1.3 Специфика изучения жанра новеллы в предпрофильном и профильном литературном образовании на основе развития исследовательских компетенций школьников (программа обучающего эксперимента).............................................................59

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ...........................................................................84

ГЛАВА II. ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НОВЕЛЛЫ РУБЕЖА Х1Х-ХХ ВЕКОВ (ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ).........................................87

2.1 Новелла рубежа Х1Х-ХХ веков на уроках и внеклассных занятиях в 8-9 классах........................................................................89

2.2 Организация исследовательской деятельности

старшеклассников в процессе изучения новелл на уроках, элективном курсе и внеклассных занятиях................................ 116

2.3 Результаты обучающего эксперимента (контрольный эксперимент)...................................................................................... 147

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ........................................................................163

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................165

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................169

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Коренные изменения в системе российского образования в начале XXI века продиктованы глобализацией современного общества. Способность быстро адаптироваться к условиям конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны. Следовательно, востребованными социумом в настоящее время становятся конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Конкурентоспособность выпускника школы на современном этапе определяется его преимуществами и отличительными свойствами, такими как творческая и познавательная активность, гибкость мышления, готовность и способность действовать успешно в нестандартных ситуациях, коммуникативность, умение применять полученные знания на практике и др.

Современные социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития. Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития, определяет изменение концепции образования от предметно-знаниевого обучения к компетентностному, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению». В связи с этим задача современного урока - формирование и развитие образовательных компе-тентностей учащихся.

Исследователи Д. А. Иванов, О. Е. Лебедев, А. В. Хуторской и др. классифицируют образовательные компетентности по трем уровням, соответствующие содержанию современного образования: предметные, общепредметные и метапредметные. Путем формирования метапредмет-ной компетентности могут служить исследовательские компетенции, включающие в себя целый комплекс образовательных компетенций, на-

прямую связанных с мыслительными, поисковыми, логическими, творческими процессами познания обучающихся. Ученые-методисты и учителя-словесники убеждены, что на современном этапе необходимы дея-тельностные, групповые, практико-ориентированные, проблемные, игровые, рефлексивные и другие формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов и исследовательская деятельность учащихся.

Преподавание литературы, на наш взгляд, напрямую связано с процессом формирования и развития исследовательских компетенций, поскольку методы и приемы, на которых основывается дисциплина (анализ, проблемно-поисковый метод, исследовательский метод и т.д.), во многом совпадают с компонентами исследовательской компетентности.

Практика обучения показывает слабо сформированную исследовательскую культуру современного школьника. Это в свою очередь часто отражается на недостаточно осознанном понимании основ литературы и пассивности в обучении, потере интереса к чтению художественной литературы.

Целью литературного образования на всех ступенях школьного обучения является воспитание гражданина, имеющего стойкую привычку и потребность в чтении, умеющего работать с источниками информации, имеющего опыт в проведении исследований, получении нового интеллектуального результата, создании проекта, компетентного читателя, готового к самосовершенствованию, мотивированного на творчество и современную инновационную деятельность.

Однако современная школа сталкивается с проблемой угасания интереса школьников к литературе. Чтение художественных произведений воспринимается многими подростками и старшими школьниками как занятие неувлекательное, малоинтересное, принудительное и отнимающее много времени. В сложившейся ситуации учителя-словесники также

констатируют факт снижения читательской активности учащихся и падение общей культуры.

Одним из путей активизации читательского интереса и развития исследовательских компетенций учащихся является изучение отечественной новеллы - малого эпического жанра, в центре которого всегда находится экстраординарное, интригующее, захватывающее, «неслыханное событие» с неожиданным поворотом сюжета.

Возрастные психологические особенности учащихся 8-9 и 10-11 классов определяют особое отношение школьников к чтению и изучению художественного произведения, а именно потребность в оттачивании навыка «подмечать» нечто особенное в тексте, умение видеть то, что не каждому заметно. Как известно, личностное и субъективное отношение к художественному тексту оказывается на первом плане деятельности учеников на данных этапах литературного образования. Знакомство с произведениями малых эпических жанров (новелла, рассказ) дает возможность активизировать читательский интерес и учит аргументировано выражать собственную точку зрения на прочитанное.

Изучение отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков в школе вызывает ряд затруднений не только методического, но и литературоведческого характера. До сих пор неясна судьба новеллы в русской литературе XX века. Е. М. Мелетинский границы «Исторической поэтики новеллы» соотнес с окончанием XIX века и сделал акцент на следующем: «Отказ от включения в наш обзор двадцатого века объясняется как обилием и разнообразием новеллистики этого периода, так и далеко зашедшей деформацией ее классических форм...» [146, С. 4]. Существование разных точек зрения на новеллу и рассказ в отечественном литературоведении, отсутствие устоявшегося определения жанра «новелла» позволяют сделать участниками освоения этого жанра учащихся пред-профильных и профильных гуманитарных классов. Целесообразность

изучения новеллы в предпрофильных и профильных гуманитарных клас-

5

сах, в классах с углубленным изучением дисциплин гуманитарного цикла объясняется возможностью расширения курса литературы и более углубленного изучения поэтики творчества писателей, а также необходимостью развития исследовательских компетенций выпускников.

Новелла как жанр эпизодически представлена в некоторых учебно-методических комплексах по литературе. Анализ стандартов школьного литературного образования, программ, учебников и учебно-методических пособий позволяет говорить о недостаточном внимании к этому жанру, так как авторы нормативных документов и методических рекомендаций по литературе предлагают изучение зарубежной новеллы только в 6-8 классах (Г. И. Беленький, С. А. Зинин, В. Я. Коровина, В. Г. Маранцман, В. А. Чалмаев, В. Ф. Чертов и др.), а отечественная новелла не представлена вообще (возможно, тексты отечественных новелл включают для анализа на олимпиадах по литературе). Отечественные новеллы дают возможность не только расширить и обогатить представления о жанре, но и проверить сформированность оценочных и аналитических умений на новом (незнакомом, более сложном) тексте.

На современном этапе развития ученые-методисты и учителя-словесники стараются разнообразить программы по литературе, сделать литературное образование более привлекательным для ученика, практику обучения имена новых авторов, произведения разных жанров.

Отечественная литература рубежа Х1Х-ХХ веков занимает особое место в программах на всех этапах литературного образования. Творческое наследие В. Брюсова, 3. Гиппиус, С. Городецкого, Н. Гумилева, М. Кузмина, Д. Мережковского, И. Северянина, Ф. Сологуба становится предметом изучения на уроках литературы. Их произведения, безусловно, обладают высокой художественной ценностью и способствуют развитию устойчивого интереса школьников к литературе. Целый пласт художественных произведений жанра новеллы вышеперечисленных авторов остается без достойного внимания. Особое место в русской литера-

б

туре рубежа Х1Х-ХХ веков занимают малые прозаические тексты

A. П. Чехова, в которых проявляются отдельные черты новеллы.

Выявление содержательных и формальных признаков новеллы (малый объем, точно обозначенное время и место действия событий, краткость, сжатость, лаконичность описаний, наличие деталей, интригующий сюжет, неожиданный финал и др.), сравнительная характеристика жанровых особенностей новеллы и рассказа, специфические особенности отечественной новеллы в сравнении с канонической формой, постижение разных точек зрения на отечественную новеллу и рассказ в трудах литературоведов дают возможность развивать исследовательские компетенции современных школьников на основе углубленного изучения поэтики жанра, побуждать их к поиску ответов на полемические проблемы истории и теории литературы.

Постепенное знакомство и углубление знаний о новелле (8-9 пред-профильные классы и 10-11 профильные гуманитарные классы) формирует у учеников общую картину развития жанра и эпического рода литературы вообще в историко-литературном процессе, изучение поэтики жанра отечественных писателей рубежа Х1Х-ХХ веков содействует более глубокому пониманию творчества художников слова, углубляет знания и расширяет литературный кругозор современных школьников.

Вопросу о важности изучения жанрового своеобразия художественных произведений в школе уделял пристальное внимание

B. В. Голубков, который отмечал, что учитель-словесник должен последовательно и точно строить работу над спецификой жанра, углубляя представления учеников о нем на каждом этапе литературного образования. Изучение специфики жанра поможет более отчетливо построить работу над анализом текста, а также будет способствовать продуктивному литературному развитию школьников, не говоря уже о том, что внимание к формальным и содержательным чертам жанра внесет разнообразие в уроки по литературе и усилит интерес учащихся к ним [42, С. 48].

7

Теоретический анализ научных исследований и педагогическое осмысление проблемы позволили зафиксировать ряд противоречий, с которыми сталкивается современная система образования в средней школе:

• между новыми целями, поставленными перед современной школой, требованиями образовательных стандартов по литературе к уровню владения образовательными компетенциями и традиционными формами обучения, угасанием читательского интереса современных школьников, слабо сформированной исследовательской культурой выпускника;

• между необходимостью развития исследовательских компетенций учащихся и недостаточной базой методического и дидактического сопровождения литературного образования в школе;

• между необходимостью формирования у школьников представлений о жанровом своеобразии русской литературы и отсутствием в программах по литературе текстов отечественной новеллы, предлагаемых к изучению.

Названные противоречия говорят о необходимости создания методики изучения отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков, направленной на развитие исследовательских компетенций учащихся, и подтверждают актуальность диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке, научном обосновании и экспериментальной проверке эффективности методической системы поэтапного развития исследовательских компетенций учащихся 8-9 и 10-11 классов в процессе изучения отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков.

Объект исследования - развитие исследовательских компетенций учеников в процессе литературного образования в школе.

Предмет исследования - выявление эффективных методов, приемов и видов работ по развитию исследовательских компетенций уча-

8

щихся предпрофильных и профильных гуманитарных классов в процессе изучения отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков на уроках и внеклассных занятиях в средней школе.

Гипотеза исследования. Развитие исследовательских компетенций учащихся в процессе изучения отечественной новеллы рубежа Х1Х-ХХ веков с учетом специфики жанра возможно, если:

• на основе компетентностного подхода определены основные исследовательские компетенции (знать и понимать базовые термины исследования; уметь самостоятельно подбирать, изучать литературу и интернет-источники для работы; уметь выделять главное в тексте; владеть культурой оформления результатов исследования и представления их к защите; уметь работать над исследованием в коллективе и др.) учащихся предпрофильных (8-9) и профильных гуманитарных (10-11) классов;

• реализованы принципы поэтапности изучения (от рассматриваемых основных черт канонической новеллы в малой прозе А. П. Чехова в 8, 10 классах к анализу особенностей модернистской новеллы в 9, 11 классах), усложнения видов исследовательских работ (от сопоставления формальных и содержательных черт новеллы и рассказа к созданию и защите исследовательского проекта и др.) и форм занятий (от урока-исследования по изучению специфических особенностей новеллы и рассказа к школьной читательской конференции);

• определены виды заданий (работа с литературоведческими материалами, сравнительная характеристика формальных и содержательных черт новеллы и рассказа, подготовка сообщений и докладов, аналитическая беседа по тексту произведения, создание сборника любимых новелл, творческие задания на основе личностного восприятия новелл, создание и защита проекта и др.), способствующих развитию исследовательских компетенций и вызывающих интерес у школьников.

Основные задачи диссертационного исследования состоят в следующем:

1. Определить понятийно-терминологический статус новеллы в отечественном литературоведении и методике преподавания литературы.

2. Уточнить определение «новелла», выделить формальные и содержательные признаки жанра применительно к школьному изучению художественных текстов отечественных новелл рубежа Х1Х-ХХ веков.

3. Рассмотреть специфику изучения новеллы в предпрофильном и профильном литературном образовании, а также сущность и содержание исследовательских компетенций школьников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.

4. Установить в ходе констатирующего эксперимента уровень развития исследовательских компетенций и объем знаний учащихся о своеобразии жанра новеллы.

5. Провести отбор текстов отечественных новелл рубежа Х1Х-ХХ веков, а также форм, методов и приемов по изучению жанра с учетом возрастных и интеллектуальных возможностей школьников предпро-фильных 8-9 и профильных 10-11 классов.

6. Создать дидактический материал, способствующий развитию исследовательских компетенций школьников в процессе изучения отечественной новеллы на этапах предпрофильного и профильного гуманитарного образования.

7. Разработать методиче